Моцарт австрия. Вольфганг Амадей Моцарт: краткая биография

  • 30.06.2020

Прогулки по Вене - 2

Вена и музыка для меня неразделимы. Она ассоциируется у меня со словами столица вальсов, Муза таких прославленных композиторов, как Моцарт, Бетховен, Шуберт, Штраус…

Какой город восторженный Моцарт в письмах своему отцу называл лучшим городом мира? Вену. В каком городе Бетховен сменил 68 квартир? В Вене. По дорожкам какого парка, под управлением смычка скрипки Страдивари в руках Короля Вальсов, самозабвенно кружились красивые пары? В Городском парке Вены. В каком городе мира на Центральном Кладбище есть почётный полукруг, где похоронены великие композиторы? Несомненно, в Вене. Возле какого памятника даже цветы выложены в форме скрипичного ключа? Однозначно, возле памятника Моцарту в Императорском парке в Вене.

Вот он, Моцарт в городском саду.

Начнем с Моцарта

В Вене сохранился всего один дом, где жил Моцарт. Дом Моцарта -Mozarthaus Vienna mit Mozartwohnung (Wien, Domgasse 5). Найти этот дом просто: за апсидой собора св. Штефана на Stefanspl пройти в арку дома 5а. Открыт ежедневно с 10 до 19 часов. Цена билетов: 9 евро, с венской картой — 7 евро. Есть также комбиированные билеты с посещением Дома Музыки и других музеев, входящих в Исторический музей Вены.

В этом доме Моцарт жил с 1784 по 1787. Всего 4 больших, 2 маленьких комнаты и кухня. В этом доме была написана опера «Женитьба Фигаро», поэтому дом также называют Дом Фигаро. Содержание этого дома обходилось Моцарту в 460 гульденов в год! В то время как его отец зарабатывал 400 гульденов в год в Зальцбурге.
В этой квартире началась дружба Моцарта с великим Гайдном, который признавал и ценил талант Моцарта даже когда все его поклонники отвернулись от него.

Подробнее: www.mozarthausvienna.at/

Если быть честным, то я ожидал от этого музея большего. Увидел чисто выбеленные стены, документы, картины.

Я, правда приоткрыл для себя тайну Моцарта. Моцарт для меня всегда был загадкой.

В детстве Моцарт мог часами сидеть над цифрами, точно завороженный, испещряя ими тетрадки, стулья, столы. Вольфганг мог бы стать великим математиком или физиком. Но его отец Леопольд решил иначе. Его сын будет только великим композитором! Если понадобится, Леопольд будет голодать и не спать по ночам. Но когда придет время, он потребует, чтобы сын вернул ему долги.

Вольфганг стал поистине первым великим европейцем. Первым во всем. В детстве он был приглашен в Ватикан и обласкан самим Папой Римским. Повзрослев, попросил отставки у зальцбургского архиепископа и стал первым независимым музыкантом, самостоятельно зарабатывающим деньги на жизнь.

С первых дней жизни в Вене Моцарт стал членом масонской ложи. В музее есть подлиный автограф Леопольда и Амадея Моцарта на акте о вступлении в массонскую ложу.

Загадка ещё и в том, почему великого Моцарта (а великим его уже при жизни признали!) похоронили как бедняка, в спешке, в общей могиле, так что уже через несколько лет никто не мог точно указать даже точное место, где похоронен великий Моцарт... Невольно напрашивается версия, что сильные мира сего очень желали в 1791 году, чтобы никто не смог потом найти могилы Моцарта. И им удалось осуществить свой замысел...

Моцарт действительно был отравлен. Он был масоном, и есть версия что в последней своей опере "Волшебной флейте" он раскрыл секреты масонов и был убит массонами, или врагами масонства. Скорее всего, сильные мира сего не желали, чтобы им мешал Моцарт. Они не признавали гениальность Моцарта.

Гений в искусстве, в любви - один из нас, он с легкостью обнародовал чужие тайны. Но главную свою тайну - формулу счастья и бессмертия - навсегда унес с собой. Хочу познакомить Вас с интересным фильмом, который приоткрывает тайную завесу над обликом Моцарта.

За свою жизнь Моцарт написал более 600 произведений, из них 58 симфоний. Полный архив произведений Моцарта Вы можете найти

Музей Моцарта мне не очень понравился. Я не ощутил в нем "духа Моцарта". Там была одна небольшая экспозиция под названием "Женщины в жизни Моцарта". Но.... Давайте вместе почитаем что наши люди об этом пишут. Вот, что пишет на эту тему в Новом венском журнале Екатерина Пирова

Моцарт был невысокого роста, слегка неказистый, бледный и не очень симпатичный, зато веселый, сердечный и импульсивный. Несмотря на его внешнее несовершенство, ему рукоплескала вся Европа. Вращаясь в аристократическом обществе, он флиртовал со многими знатными дамами. Однако женщин, сыгравших существенную роль в судьбе влюбленного в музыку Вольфганга Амадея, было совсем немного.


Естественно, первой важной женщиной в жизни Вольфганга была его мать Анна Мария Моцарт, в девичестве Пертль.

Мать Моцарта была очень общительной, жизнерадостной женщиной. Она любила, когда ее окружали друзья, соседи, дети, собаки и кошки - и чем больше их было, тем лучше. Она охотно и часто сочиняла стихи, и ее вовсе не смущало, что они получались плохими и нескладными. Она обожала розыгрыши и не стеснялась крестьянских бранных слов и крепких выражений.

Она родилась неподалеку от Зальцбурга в деревне Санкт-Гильден, которая находится на северо-западном берегу озера Вольфгангзее.

Санкт-Гильген часто называют «Деревней Моцарта» (Mozart-Dorf). Хотя сам великий композитор никогда в городке (или деревушке?) не был, все же связь между Санкт-Гильгеном и В.-А.Моцартом существует. С 1716 по 1724 год должность окружного судьи в Санкт-Гильгене занимал Вольфганг Николаус Пертль. В 1720 году у него и его жены Евы Розины родилась дочь Анна Мария Вальбурга, вышедшая затем замуж за зальцбургского композитора Леопольда Моцарта.

Нам удалось побывать в Санкт-Гильгене здесь с Ирочкой несколько лет назад. Посмотрите несколько памятных фотографий этих мест.





Сестра Моцарта Наннерль была старше Вольфганга на четыре года. Она была талантливой пианисткой и все свое детство провела в поездках по Европе вместе с семьей. Анна Мария, как и Моцарт, была вундеркиндом, однако отец всегда выдвигал младшего сына на передний план. А Наннерль приходилось оставаться в тени своего гениального брата. Несмотря на это, между детьми Моцартов не было конкуренции, брат и сестра всегда очень искренне любили друг друга. Наннерль была тихой, скромной и домашней, постоянно заботилась о Вольфганге и отце. Когда ей исполнилось 33 года, Анна Мария вышла замуж за юриста Иоганна Баптиста Франца фон Берхтольда цу Зонненбург, вместе с которым поселилась в доме матери в Санкт-Гильгене. У супругов родилось трое детей. После смерти мужа в 1801 году она снова вернулась в Зальцбург, где зарабатывала себе на жизнь уроками игры на фортепьяно.


Мария Анна Текла была двоюродной сестрой Моцарта. Он ее называл ласково «Bäsle» - кузиночкой. В 1777 году, незадолго до кончины матери Моцарта, они вместе побывали в Аугсбурге, где между Вольфгангом и его молодой кузиной завязалась озорная и крайне крепкая дружба.

Алоизия Вебер

В 1777 году Моцарт побывал в немецком городе Мангейме. Там он по уши влюбился в певицу Алоизию Вебер. 16-летняя Алоизия была дочерью театрального суфлера и переписчика нот Фридолина Вебера, который делал все возможное, чтобы прокормить свое семейство. Еще бы! У него подрастали четыре дочери, и две из них уже достигли возраста на выданье. Госпожа Вебер стремилась побыстрее пристроить своих девочек, и не просто так, а повыгоднее, и потому любой молодой человек, появлявшийся в их доме, рассматривался как потенциальный жених. О зяте-звезде супруги Вебер и не мечтали, но судьба распорядилась именно так. Чистый и нежный голос Алоизии, как и она сама, пленили Моцарта. Он сразу же понял, что перед ним девушка его мечты - именно на такой музыкант захотел жениться и провести с ней остаток своих дней. Для нее он написал несколько блестящих концертных арий, предвкушая, что Алоизия станет его женой и будет петь в его будущих операх. Влюбленный Вольфганг даже сочинил музыку для своей свадебной церемонии.

Он, наивный, уже строил планы на будущее, позабыв спросить благословения у своего честолюбивого и строгого отца. Леопольд не задумывался о возрасте своих детей, когда он безжалостно в течение долгих лет заставлял их колесить по всей Европе от одного концертного зала к другому. Сейчас же он посчитал сына слишком незрелым для брака. Он гневно писал Вольфгангу: «Вместо того, чтобы тратить время на женщин, лучше занимайся своей дальнейшей карьерой». Леопольд приказал Моцарту немедленно уехать в Париж - подальше от Мангейма и возлюбленной. Пришлось послушаться отца. Вольфганг с тяжелым сердцем покинул Алоизию. А девушка не теряла времени даром: совместные выступления с Моцартом, его пьесы раскрыли перед ней двери желанных салонов, она стала известной певицей.

После Парижа Моцарт в пух и прах разругался с зальцбургским архиепископом. Поговаривали даже, что священнослужитель выставил Вольфганга за дверь в буквальном смысле при помощи хорошего пинка под зад. Тогда Моцарт подался в Вену, где поселился у госпожи Вебер, к тому времени перебравшейся в имперскую столицу. Она с радостью сдала ему комнату и окружила заботой и вниманием. Ему, недавно потерявшему мать, как раз это и было необходимо. Здесь Моцарт с ужасом узнал, что его возлюбленная Алоизия, ставшая актрисой придворного венского театра, не дождалась его и вышла замуж за другого. Тогда Вольфганг всю свою нереализованную любовь и нежность перенес на ее младшую сестру, Констанцу.

Констанца Моцарт, урожденная Вебер

В истории музыки не было еще ни одной женщины, в адрес которой литераторы, искусствоведы и музыканты излили бы столько желчи, сколько досталось Констанце Моцарт. Какими только эпитетами ее не награждали: глупая пустышка, присосавшаяся к гению; неверная, развратная кокетка, развлекавшаяся с мужчинами на венских курортах, в то время как ее муж боролся за выживание семьи; радостная и предприимчивая вдова, извлекавшая выгоду из торговли рукописями Моцарта, ни разу за 18 лет не посетившая могилу мужа. Ей даже приписывали соучастие в убийстве собственного супруга.Но это не так.

Она была младше Моцарта на шесть лет и влюбилась в него при первой же встрече, а он, увлеченный ее сестрой, этого даже не заметил. После болезненного разрыва с Алоизией именно Констанца оказалась рядом с отвергнутым музыкантом. Наконец-то пришел ее звездный час. Между девушкой и Моцартом разгорелся бурный тайный роман. Отец Моцарта Леопольд долго не давал своего благословения на брак сына с необразованной и далекой от музыки девушкой. Но, в конце концов, 4 августа 1782 года 26-летний Моцарт обвенчался с Констанцией в соборе Св. Стефана. Их счастливый брак длился девять лет.

Незадолго до свадьбыкомпозитор написал комическую оперу «Похищение из сераля», ставшую первым произведением национальной австрийской оперы. В год брака Моцарта настигла невероятная слава, даже император был в восторге от его музыки. После свадьбы молодые стали жить отдельно. Моцарт по-настоящему был счастлив. Супруги идеально подходили друг другу. Констанца не была тихой домохозяйкой, она оказалась темпераментной и веселой, как и сам Вольфганг.

Напряженная работа отбирала у Моцарта много сил. Если он куда-нибудь уезжал, то писал жене теплые и нежные письма почти каждый день. Вот одно из них: «Моя любимая женушка, я пользуюсь возможностью, чтобы написать тебе, моя дорогая. Как поживаешь? Так же часто думаешь обо мне, как я о тебе? Каждую минуту я смотрю на твой портрет и плачу от счастья и печали. Береги себя ради меня и будь здорова, любимая! Прощай, целую тебя нежно-нежно миллион раз. Навеки твой, пока смерть не разлучит нас».

Несмотря на эти любовные послания, Констанца ревновала мужа к каждой юбке. Вольфганга всегда окружали очаровательные дамы, а фрау Моцарт, истощенная болезнями и частыми неудачными родами, стала терять свою девичью свежесть. Моцарт пытался успокоить жену, он писал ей из поездок: «Не мучь ни себя, ни меня излишней ревностью! Умоляю! И ты увидишь, какими довольными мы станем! Лишь умное, ровное поведение женщины может возложить узы на мужчину. Пойми это!»

Поговаривали, что и Констанца иногда поглядывала в сторону других мужчин. После очередных родов она отправлялась в Баден, где в компании кавалеров восстанавливала силы и два раза в год лечилась от хронических запоров. В одной из таких поездок в Баден летом 1791 года Констанцию сопровождал красавец Франц Ксавьер Зюсмайр. Он был последним учеником Моцарта, а также другом и бывшим учеником Сальери. Вольфганг очень ревновал супругу к нему и не скрывал этого в своих письмах, адресованных ей. А Констанция тем временем ревновала мужа к его ученице Магдалене Хофдемель. В июле 1791 года у Констанции родился очень симпатичный малыш, которого она назвала в честь Зюсмайра - Франц Ксавьер, чтобы позлить мужа. И тут же злые языки стали упрекать ее в супружеской измене, усиленно намекая маэстро на то, что Франц Ксавьер на самом деле не его сын.

Из шести детей, родившихся у Констанции, выжили лишь два сына - Карл Томас и Франц Ксавьер.

В роковом 1791 году Моцарту исполнилось 35 лет. Его карьера достигла своего апогея, он наконец завершил «Волшебную флейту» - свою самую успешную оперу. В конце ноября Моцарт сильно заболел. У него начались бредовые состояния, головокружения, обмороки, рвота. Он сильно исхудал, а руки и ноги опухли так, что практически не шевелились. 5 декабря он умер. Констанца тем временем восстанавливала свои силы после шестых родов в Бадене. На следующий же день состоялись похороны Моцарта.

Историки склонны считать, что перечень возлюбленных гения был длинным. К ним причисляют пражскую певицу Йозефу Душек, берлинскую исполнительницу Генриетту Бараниус - фаворитку Фридриха Вильгельма II, британское сопрано Нэнси Сторейс, венских певиц Барбару Герл и Анну Готтлиб, а также дочь некого господина Мундбекена, которая из-за несчастной любви ушла в монастырь.

Поговаривали, что у Моцарта был роман и с его ученицей Магдаленой, супругой его приятеля-масона Франца Хофдемеля. Эти шуры-муры или просто сплетни привели к трагедии: на следующий день после смерти Моцарта Хофдемель набросился с бритвой на свою 23-летнюю беременную жену и тяжело ранил ее, а затем перерезал себе горло. Тогда же по Вене поползли слухи, что Хофдемель узнал о романе своей жены и отравил своего соперника Моцарта, чтобы потом убить свою супругу исебя самого. Стоит ли верить в реальность приписываемых гению романов? Сказать сложно. Остается верить самому Моцарту, который до брака с Констанцией в одном из писем отцу признался: «Всевышний даровал мне талант не для того, чтобы я погубил его из-за жены и прожил бездеятельно свою молодую жизнь. Я только начинаю жизнь, должен ли я ее себе портить? Я определенно ничего не имею против брака, но сейчас он явился бы для меня только злом. И ничем иным. Если бы мне пришлось жениться на всех тех, с кем я потешался, то у меня с легкостью могло бы быть 200 жен».

Вольфганг Амадей Моцарт – самый известный музыкальный гений всех времен. В Вене он провел свои самые творческие и успешные годы между эпохой барокко и революцией. Многие достопримечательности Вены в то же время являются местами Моцарта.

Поклонники творчества Моцарта могут пройти по следам гения в Вене - от замка Шёнбрунн и собора святого Стефана до , настоящего музыкального мира с сохранившейся в оригинальном виде квартирой Амадея. Впечатляющее зрелище представляет собой и мраморный работы 1896 года - сегодня он установлен в парке Бурггартен и обрамлен цветочным ансамблем в форме скрипичного ключа.

Венские места Моцарта

Иоганн Хризостом Вольфганг Теофил Моцарт родился 27 января 1756 года в Зальцбурге. В пять лет он написал свое первое произведение. Во время поездки в Вену в 1762 году детям Моцарта было позволено музицировать в Зеркальном зале перед Марией Терезией. После концерта маленький Вольфганг запрыгнул к государыне на колени, обнял и поцеловал ее. О вундеркинде заговорил весь город.

В 1768 году Мария Терезия дала двенадцатилетнему Моцарту двухчасовую аудиенцию в , резиденции Габсбургов. А осенью 1781 года там же Моцарт дал концерт в честь герцога Вюртембергского. Рождественский вечер того же года он провел с императором Иосифом II, сыном Марии Терезии, в

Сам себе хозяин

В 1781 году 25-летний Моцарт в течение нескольких недель жил в доме Немецкого рыцарского ордена в Вене - по воле своего работодателя, Зальцбургского архиепископа. Здесь он решил стать независимым и был безжалостно уволен. Моцарт остался в Вене и работал в качестве свободного художника, выполняя заказы на создание музыкальных произведений и давая уроки игры на фортепиано.

В готическом в 1782 году Моцарт женился на Констанции Вебер. Пара стремительно окунулась в музыкальную и общественную жизнь Вены, стала родителями шести детей (из которых лишь двое пережили грудной возраст) и несмотря на некоторые любовные похождения не рассталась до самой смерти Моцарта.

В 1786 году Моцарт играл на фортепиано и пел на концертах, называемых «воскресная академия», в Парадном зале сегодняшней Национальной библиотеки.

В 1786 году в оранжерее дворца Шёнбрунн по желанию императора Иосифа II состоялся «музыкальный поединок» между Моцартом и придворным капельмейстером Антонио Сальери. Император предпочел Сальери.

Примерно в 1790 году Моцарт, наконец, оказался на вершине своей карьеры: состоялась премьера оперы «Так поступают все», в 1791 году последовали «Милосердие Тита» и «Волшебная флейта». Во время работы над «Реквиемом» Моцарт тяжело заболел. Он умер 5 декабря 1791 года в возрасте 35 лет. Отпевание состоялось там же, где он женился: в соборе святого Стефана.

Свое последнее пристанище Моцарт нашел на живописном кладбище Санкт-Маркс: в духе своего времени он был похоронен в общей могиле без надгробного креста вместе с другими покойными. Тем не менее имя его останется в памяти потомков на века.

  • от Титы Бюттнер: скачать и распечатать. Откройте для себя Вену Моцарта в собственном темпе. С подробными биографическими фактами, забавными рассказами и описанием дороги. (english)
  • : венский Музей звуков предлагает интерактивный доступ в мир звуков, а также специально на тему Моцарта - с голограммой Моцарта и инсталляциями «Namadeus» и «Facing Mozart».


Венский Дом Моцарта

-

Венский Дом Моцарта

- Mozarthaus Vienna/David Peters
- Schaub-Walzer / PID

Императорские апартаменты

- Schloss Schönbrunn Kultur- und Betriebsges.m.b.H., Foto: Alexander Eugen Koller

Orangery in Schönbrunn Palace Park

- Österreichische Gartenbau-Gesellschaft

Собор святого Стефана

- WienTourismus / Peter Rigaud
- Schaub-Walzer/PID

В. А. Моцарт, картина Барбары Краффт

- ÖW / Gesellschaft der Musikfreunde

Почетная могила Моцарта на центральном кладбище

- Schaub-Walzer / PID

В январе 2006 года после основательной реконструкции, которая обошлась городу в восемь миллионов евро, в Дом Моцарта был открыт в качестве музея под названием Mozarthaus. Раньше он был известен туристам и жителям Вены как «Дом Фигаро», поскольку именно здесь Моцарт написал свою всемирно известную оперу «Женитьба Фигаро».

Бывший жилой дом, расположен в историческом центре Вены – так называемом Старом городе. От собора Святого Стефана его отделяет всего несколько сотен метров, а Домгассе переводится как «Соборный переулок». Вольфганг Амадей провел здесь пожалуй свои самые счастливые годы. Во всяком случае ни в одной другой квартире он не жил так долго, как здесь.

Прежде всего, в это время Моцарт был известен как прославленный композитор, имевший блестящий круг друзей и получавший многочисленные приглашения выступать с концертами в лучших домах местного дворянства. И здесь, на улице Домгассе, он создал некоторые из своих лучших композиций.

Туристам

Реставраторы сделали всё возможное, чтобы воспроизвести обстановку тех времен. Дом Моцарта предполагает сегодня экскурсии по всем трем этажам здания. Экскурсия включает в себя посещение жилых и вспомогательных помещений, дабы показать посетителям, в каких условия жил и творил Моцарт. Туристов также знакомят с творчеством великого австрийца и атмосферой тогдашней Вены. И хотя этот музей не входит в число главных достопримечательностей Вены, в нем всегда много ценителей творчества гениального композитора.

Со дня 250-летнего юбилея Моцарта 27.1.2006 года музей Дом Моцарта занимает в общей сложности шесть этажей – с сохранившейся в оригинальном виде квартирой Моцарта на втором этаже. На площади 1 000 м² посетитель погружается в мир Моцарта: с его необыкновенной гениальностью и креативностью, его семьей, друзьями и соперниками в Вене эпохи позднего барокко. Познакомьтесь с необыкновенной личностью Моцарта – вам гарантированы превосходные впечатления!

Полезная информация

Время работы

Ежедневно с 10 до 19:00, кроме понедельника.

Стоимость билетов

Взрослый: 10 евро, льготный тариф для студентов и пенсионеров - 8 евро, групповой тариф - 7 евро, детский тариф (до 14 лет) - 3 евро, семейный билет (2 взрослых + до 3 детей) - 20 евро.
Аудиогид для взрослых (на 11 языках) и детей (на 8 языках) включён в стоимость.

Адрес

Адрес Дома-музея Моцарта в Вене: A-1010 Vienna, Domgasse 5

Как добраться:
Метро: U1 или U3, станция Стефанплатце.

Во льфганг Амаде й [дэ ] Мо царт (Wolfgang Amadeus Mozart, 1756–1791) - австрийский композитор. Обладал феноменальным музыкальным слухом и памятью. Выступал как клавесинист-виртуоз, скрипач, органист, дирижёр, блестяще импровизировал. Занятия музыкой начал под руководством отца - Л. Моцарта. Первые сочинения появились в 1761. С 6-летнего возраста с триумфом гастролировал в Германии, Австрии, Франции, Великобритании, Швейцарии, Италии. В 1765 в Лондоне исполнены его 1-е симфонии. В 1770 Моцарт некоторое время брал уроки у Дж. Б. Мартини и был избран членом Филармонии, академии в Болонье. В 1769–81 (с перерывами) состоял на придворной службе у архиепископа в Зальцбурге как концертмейстер, с 1779 как органист. В 1781 переехал в Вену, где создал оперы «Похищение из сераля», «Свадьба Фигаро»; выступал в концертах («академиях»). В 1787 в Праге Моцарт закончил оперу «Дон Жуан», тогда же получил назначение на должность «императорского и королевского камерного музыканта» при дворе Иосифа II. В 1788 создал 3 наиболее известные симфонии: Es-dur, g-moll, C-dur. В 1789 и 1790 выступал с концертами в Германии. В 1791 Моцарт написал оперу «Волшебная флейта»; работал над реквиемом (закончен Ф. К. Зюсмайром). Моцарт был одним из первых композиторов, избравших необеспеченную жизнь свободного художника. Моцарт наряду с Й. Гайдном и Л. Бетховеном является представителем венской классической школы, одним из основоположников классического стиля в музыке, связанного с разработкой симфонизма как высшего типа музыкального мышления, законченной системы классических инструментальных жанров (симфония, соната, квартет), классических норм музыкального языка, его функциональной организации. В творчестве Моцарта универсальное значение получила идея динамичной гармонии как принципа видения мира, способа художественного преобразования реальности. Одновременно в нём нашли развитие качества новых для того времени психологической правдивости и естественности. Отражение гармонической целостности бытия, ясность, светоносность и красота сочетаются в музыке Моцарта с глубоким драматизмом. Возвышенное и обыденное, трагическое и комическое, величественное и грациозное, вечное и преходящее, общечеловеческое и индивидуально -неповторимое, национально-характерное предстают в сочинениях Моцарта в динамическом равновесии и единстве. В центре художественного мира Моцарта - человеческая личность, которую он раскрывает как лирик и одновременно как драматург, стремясь к художественному воссозданию объективной сущности человеческого характера. Драматургия Моцарта основана на раскрытии многоплановости контрастных музыкальных образов в процессе их взаимодействия. В музыке Моцарта органично претворён художественный опыт разных эпох, национальных школ, традиций народного искусства. Большое воздействие оказали на Моцарта итальянские композиторы 18 в., представители мангеймской школы, а также старшие современники Й. Гайдн , М. Гайдн, К. В. Глюк , И. К. и К. Ф. Э. Бахи. Моцарт ориентировался на созданную эпохой систему типизированных музыкальных образов, жанров, выразительных средств, подвергая их вместе с тем индивидуальному отбору и переосмыслению. Стиль Моцарта отличается интонационной выразительностью, пластической гибкостью, кантиленностью, богатством, изобретательностью мелодии, взаимопроникновением вокального и инструментального начал. Моцарт внёс огромный вклад в развитие сонатной формы и сонатно -симфонического цикла. Моцарту свойственно обострённое чувство тонально-гармонической семантики, выразительных возможностей гармонии (использование минора, хроматизмов, прерванных оборотов и др.). Фактура произведений Моцарта отличается разнообразием сочетаний гомофонно-гармонического и полифонического склада, форм их синтеза. В области инструментовки классическая уравновешенность составов дополняется поиском различных тембровых комбинаций, персонифицированной трактовкой тембров. Моцарт создал свыше 600 произведений различных жанров. Важнейшая сфера его творчества - музыкальный театр. Творчество Моцарта составило эпоху в развитии оперы. Моцарт освоил практически все современные ему оперные жанры. Для его зрелых опер характерны органичное единство драматической и музыкально -симфонической закономерностей, индивидуальность драматургических решений. Учитывая опыт Глюка , Моцарт создал свой тип героической драмы в «Идоменее»; в «Свадьбе Фигаро» на базе оперы-буффа пришёл к реалистической музыкальной комедии характеров. Зингшпиль Моцарт превратил в философскую сказку-притчу, проникнутую просветительскими идеями («Волшебная флейта»). Многоплановостью контрастов, необычным синтезом оперно-жанровых форм отличается драматургия оперы «Дон Жуан». Ведущие жанры инструментальной музыки Моцарта - симфонии, камерные ансамбли, концерты. Симфонии Моцарта довенского периода близки бытовой, развлекательной музыке того времени. В зрелые годы симфония приобретает у Моцарта значение концепционного жанра, складывается как произведение с индивидуализированной драматургией (симфонии D-dur, Es-dur, g-moll, C-dur). Симфонии Моцарта - важный этап в истории мирового симфонизма. Среди камерно-инструментальных ансамблей выделяются по значению струнные квартеты и квинтеты, скрипичные и фортепианные сонаты. Ориентируясь на достижения Й. Гайдна , Моцарт разработал тип камерно-инструментального ансамбля, отличающийся утончённостью лирико-философской эмоции, развитым гомофонно-полифоническим складом, сложностью гармонического языка. В клавирной музыке Моцарта отражены черты нового исполнительского стиля, связанного с переходом от клавесина к фортепиано. Сочинения для клавира, главным образом концерты для фортепиано с оркестром, дают представление об исполнительском искусстве самого Моцарта с присущей ему блестящей виртуозностью и вместе с тем одухотворённостью, поэтичностью, изяществом. Моцарту принадлежит большое число произведений других жанров, в т. ч. песен, арий, бытовой музыки для оркестра и ансамблей. Из поздних образцов наиболее известна «Маленькая ночная серенада» (1787). Хоровая музыка Моцарта включает мессы, литании, вечерни, оффертории, мотеты, кантаты, оратории и др.; среди выдающихся сочинений: мотет «Ave verum corpus», реквием.

Сочинения: Оперы - Митридат, царь понтийский (1770), Луций Сулла (1772, обе - Милан), Мнимая садовница (1775), Идоменей (1781, обе - Мюнхен), Похищение из сераля (1782), Свадьба Фигаро (1786, обе - Вена), Дон Жуан (1787, Прага), Так поступают все (1790, Вена), Милосердие Тита (1791, Прага), Волшебная флейта (1791, Вена) и др.; балетная музыка; оратории и кантаты; мессы; реквием (не окончен); для оркестра - симфонии, в т. ч. D-dur (Haffner, 1782), C-dur (Linzer, 1783), D-dur (Prager, 1786), Es-dur (1788), g-moll (1788), C-dur (1788); серенады, дивертисменты, кассации; концерты для инструментов с оркестром - около 30 для фортепиано (d-moll, 1785; A-dur, c-moll, 1786; B-dur, 1791, и др.), для скрипки (5), для кларнета (A-dur, 1791), для валторны (4); камерно -инструментальные ансамбли - 6 струнных квинтетов (в т. ч. g-moll, 1787), свыше 20 струнных квартетов (в т. ч. 6 квартетов, посвящённых Й. Гайдну, 1782–85, и др.), трио; церковные сонаты, духовые дивертисменты; для фортепиано и скрипки - сонаты (свыше 30), вариации; для фортепиано - сонаты (19 - в 2 руки, 5 - в 4 руки), вариации, менуэты, рондо, фантазии; хоры; песни, арии и вокальные ансамбли; вокальные каноны и др.