Почему герой рассказчик решил что легран.

  • 03.03.2020

Потомка старинного аристократического рода Уильяма Леграна преследуют неудачи, он теряет все свое богатство и впадает в нищету. Дабы избежать насмешек и унижений, Легран покидает Новый Орлеан, город своих предков, и поселяется на пустынном островке вблизи атлантического побережья. В зарослях миртовой рощи Легран сооружает себе хижину, где и обитает со старым слугой-негром Юпитером и громадным ньюфаундлендом. Отшельничество Уильяма скрашивают книги и прогулки по берегу моря, во время которых он удовлетворяет свою страсть энтомолога: его коллекции насекомых позавидовал бы не один натуралист.

Рассказчик частенько навещает своего друга в его скромном жилище. В один из таких приходов Аегран и негр наперебой рассказывают о последней добыче - золотом жуке, которого им удалось на днях поймать. Расспрашивая о подробностях, Рассказчик замечает, что Легран воспринимает эту находку как счастливое предзнаменование - его не покидает мысль о внезапном и скором богатстве. Юпитер беспокоится, не заболел ли хозяин: по его словам, Легран все время что-то считает и надолго исчезает из дома.

Через какое-то время Рассказчик получает от Леграна записку с просьбой посетить его по некоему важному делу. Лихорадочный тон записки заставляет Рассказчика поторопиться, и он в тот же день оказывается у друга. Легран ожидает его с видимым нетерпением и крепко стиснув руку приятеля, объявляет, что пойманный недавно жук оказался из чистого золота. Рассказчик недоумевает: жук действительно хорош - это неизвестный дотоле науке экземпляр, но при чем тут золото? Легран предлагает всем тут же отправиться в путь - на материк, в горы - в конце экспедиции они поймут, что он имеет в виду. Поход займет не так уж много времени, уверяет Легран: к заходу солнца они вернутся.

Около четырех часов компания отправляется в путь. Юпитер несет косу и лопату, Легран - жука, привязанного к концу шнура. Рассказчик, видя в этом явное доказательство безумия друга, с трудов удерживается от слез. Дойдя до мыса, они садятся в ялик и переправляются на материк; там, взобравшись на высокий берег, идут около двух часов по пустынному, поросшему ежевикой плато, пока вдали не показывается тюльпановое дерево необыкновенной высоты. Юпитер выкашивает к дереву тропинку, а затем взбирается на него, прихватив с собой по приказу Леграна жука. Надо ли говорить, что и слуге, и другу такое приказание кажется бредом сумасшедшего.

Сверху доносится испуганный крик негра: он увидел прибитый к суку череп. Это известие приводит Леграна в непонятный восторг, и он отдает еще одно, не менее странное приказание - пропустить жука через левую глазницу черепа. Юпитер, не желая противоречить утратившему рассудок хозяину, выполняет и это. Забив колышек точно там, куда опустился жук, Легран начинает в этом месте копать;

друг присоединяется к нему, думая, что Легран заразился обычной на Юге манией кладокопательства. Он, однако, решает и дальше не перечить безумцу и принять участие в поисках клада, чтобы наглядным образом убедить фантазера в беспочвенности его замысла.

Они трудятся уже часа полтора, когда их прерывает отчаянный лай ньюфаундленда. Пес рвется в яму, а спрыгнув туда, мигом отрывает два человеческих скелета. Два удара лопатой - и компаньоны видят несколько золотых монет и торчащее из земли железное кольцо. Работа после этого идет быстрее, и вскоре становится понятно, что кольцо прикреплено к крышке прекрасно сохранившегося деревянного сундука. В сундуке, который дрожащими руками открывают кладоискатели, находится настоящее сокровище - груды золота и драгоценных камней.

Обратный путь с тяжелым сундуком был нелегким. Когда приятели уже дома внимательно разглядывают и сортируют сокровища, то по самой скромной оценке содержимое сундука тянет на полтора миллиона долларов. Наконец, видя, что Друг сгорает от любопытства, Легран принимается за рассказ…

Когда Легран поймал жука, тот его укусил. Неподалеку из песка торчит какая-то бумажка, и Юпитер, подобрав ее, передает хозяину, который заворачивает в нее жука. Дома Легран обращает внимание на то, что найденная бумага - это пергамент, а когда под воздействием тепла на нем проступает изображение черепа, прогревает его дальше. Вскоре рядом с черепом появляется изображение козленка. После этого у Леграна уже не остается сомнений в том, что клад закопал знаменитый пират Кидд («кид» - «козленок» по-английски). Он не раз слышал предания о кладах, зарытых Киддом и его сообщниками на атлантическом побережье. Легран продолжает нагревать пергамент, пока на нем не выступают цифры - пиратский шифр, который после долгой умственной работы Леграну удается разгадать.

Окончательный текст остается загадочным: «Хорошее стекло в трактире епископа на чертовом стуле двадцать один градус и тринадцать минут северо-северо-восток главный сук седьмая ветвь восточная сторона стреляй из левого глаза мертвой головы прямая от дерева через выстрел на пятьдесят футов».

Расспросив местных старожилов, Легран узнает, что «трактир епископа» и «чертов стул» - названия определенных скал и утесов. «Хорошее стекло» - конечно же бинокль. Обозревая в указанном направлении местность, Легран видит тюльпановое дерево и не сомневается, что, забравшись на него. Юпитер обнаружит там череп. «А зачем надо было опускать именно жука?» - недоумевает Рассказчик. «Ваши намеки на то, что я не в себе, рассердили меня, и я решил отплатить вам маленькой мистификацией», - отвечает Легран.

В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему герой-рассказчик считал, что у Вовки Мешкова больше язык не повернётся повторить неприличную кличку, выдуманную для Витьки Борецкого?»

1) Герой-рассказчик считал, что хорошее воспитание не позволит больше Вовке Мешкову повторять неприличное слово.

2) Герой-рассказчик считал, что Вовка Мешков больше не станет издеваться над Борецким, после того как Витька изменился внешне - выпрямил спину и приподнял подбородок.

3) Герой-рассказчик считал, что Вовка Мешков понял: Витька Борецкий «образцовый пай-мальчик».

4) Герой-рассказчик считал, что фотография со скелетом станет в глазах Вовки Мешкова доказательством смелости Борецкого и изменит его отношение к Витьке.


(1)В конце тре­тье­го клас­са, как раз по весне, когда вскры­лась река и с шо­ро­хом и гулом уплы­ли вниз по воде рых­лые серые льди­ны, наша учи­тель­ни­ца Анна Ни­ко­ла­ев­на при­ве­ла в класс но­во­го уче­ни­ка в ки­те­ле с мор­ски­ми пу­го­ви­ца­ми. (2)Эти пу­го­ви­цы бро­си­лись мне в глаза пре­жде всего: у всех были же­лез­ные пу­го­ви­цы со звёздоч­кой, а у Вить­ки Бо­рец­ко­го - с яко­ря­ми.

(3)Вить­ка Бо­рец­кий сидел в клас­се тихо на пред­по­след­ней парте, по­свер­ки­вал за­вид­ны­ми пу­го­ви­ца­ми, был тих и ак­ку­ра­тен, тянул руку, если хотел ска­зать или спро­сить, в общем, был об­раз­цо­вым пай-маль­чи­ком, со­вер­шен­но не­по­хо­жим на нашу шум­ли­вую бра­тию.

(4)Вовка Меш­ков с пер­во­го дня не­взлю­бил Бо­рец­ко­го. (5)У Меш­ко­ва от роду не было внут­рен­них тор­мо­зов. (6)Был он раз­вяз­ный, не­вос­пи­тан­ный, и у него даже, ка­за­лось, глаз­ки хищно щу­ри­лись, когда он смот­рел на Вить­ку. (7)Вот и при­ду­мал он Бо­рец­ко­му не­при­лич­ную клич­ку и так за­тер­ро­ри­зи­ро­вал бед­но­го Вить­ку, что тот решил пе­рей­ти в дру­гую школу.

(8)И вот од­на­ж­ды Анна Ни­ко­ла­ев­на ска­за­ла, что школе дали много денег для обо­ру­до­ва­ния, и мы от­пра­ви­лись в ма­га­зин на­гляд­ных по­со­бий.

- (9)Ре­бя­та, вы­би­рай­те, что вам нра­вит­ся! - ско­ман­до­ва­ла Анна Ни­ко­ла­ев­на.

(10)Мы, как дрова, тас­ка­ли на те­ле­гу стек­лян­ные пи­ра­ми­ды, цир­ку­ли, банки со зме­я­ми и ля­гуш­ка­ми.

(11)Когда мы зашли в ма­га­зин за но­вы­ми охап­ка­ми по­со­бий, Анна Ни­ко­ла­ев­на вдруг за­дум­чи­во про­го­во­ри­ла:

- (12)День­ги-то ещё оста­лись. (13)Чего бы ещё ку­пить?

(14)Я не успел по­ду­мать о самом страш­ном для меня во всём ма­га­зи­не, как Анна Ни­ко­ла­ев­на вос­клик­ну­ла, сме­ясь:

- (15)Ске­лет продаётся?

(16)В ту же се­кун­ду меня оза­ри­ло: а ведь этот ске­лет спасёт Вить­ку! (17)Я был аб­со­лют­но уве­рен, что самое страш­ное по­со­бие по­мо­жет Вить­ке остать­ся в нашей школе, по­ми­рить­ся с Во­вкой и за­быть свою по­зор­ную клич­ку.

(18)А план уже от­че­ка­нил­ся в моей го­ло­ве, и я как бы не­взна­чай пред­ло­жил Вить­ке:

- (19)Хо­чешь сфо­то­гра­фи­ро­вать­ся с ним?

(20)Ре­ши­тель­ным шагом я подошёл к Бо­рец­ко­му, при­дви­нул его к ске­ле­ту, взял кост­ля­вую кисть и по­ло­жил Вить­ке на плечо. (21)Щёлкнул за­твор - го­то­во!

(22)Ве­че­ром я пред­ло­жил Бо­рец­ко­му про­гу­лять­ся в по­ис­ках же­лан­ной встре­чи с Во­вкой.

(23)Вовку мы встре­ти­ли на на­бе­реж­ной, где он ка­тал­ся на ве­ло­си­пе­де.

(24)Не­то­роп­ли­вым дви­же­ни­ем я до­стал фо­то­гра­фию и про­тя­нул Вовке:

- (25)По­смот­ри!

(26)Он не­хо­тя взял кар­точ­ку, и глаза у него по­еха­ли на лоб.

- (27)Ну ты даё-ёшь! - про­шеп­тал он и уста­вил­ся на Вить­ку.

(28)Я ли­ко­вал. (29)Пусть по­про­бу­ет те­перь Вовка по­вто­рить по­зор­ную клич­ку, вы­ду­ман­ную для Вить­ки! (30)Язык у него боль­ше не по­вернётся!

(31)Меш­ков гля­дел на Бо­рец­ко­го с ярко вы­ра­жен­ным ува­же­ни­ем, и Вить­ка по­ти­хонь­ку вы­прям­лял спину, при­под­ни­мал под­бо­ро­док. (32)А Вовка всё смот­рел на Вить­ку, и взгляд его по­сте­пен­но ста­но­вил­ся вос­тор­жен­ным.

(По А. А. Ли­ха­но­ву) *

* Ли­ха­нов Аль­берт Ана­то­лье­вич (род. в 1935 г.) - пи­са­тель, жур­на­лист, пред­се­да­тель Рос­сий­ско­го дет­ско­го фонда. Осо­бое вни­ма­ние в своих про­из­ве­де­ни­ях пи­са­тель уде­ля­ет роли семьи и школы в вос­пи­та­нии ребёнка, в фор­ми­ро­ва­нии его ха­рак­те­ра.

Укажите ошибочное суждение.

1) В слове ПОЛОЖИЛ все согласные звуки твёрдые.

2) В слове ОХАПКАМИ три слога.

3) В слове ЛОБ буква Б обозначает звук [п].

4) В слове ТРЕТЬЕГО количество звуков и букв совпадает.

1) В слове ПО­ЛО­ЖИЛ все со­глас­ные звуки твёрдые.
2) В слове ОХАП­КА­МИ три слога.
3) В слове ЛОБ буква Б обо­зна­ча­ет звук [п].
4) В слове ТРЕ­ТЬЕ­ГО ко­ли­че­ство зву­ков и букв сов­па­да­ет.

Пояснение.

В слове ОХАПКАМИ четыре слога.

Правильный ответ указан под номером 2.

Ответ: 2

Замените просторечное слово «невзначай» в предложении 18 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Пояснение.

Слово «невзначай» можно заменить стилистически нейтральным синонимом «случайно».

«Неожиданно» и «вдруг» не подходят.

Ответ: случайно|неумышленно.

Ответ: случайно|неумышленно

Источник: Открытый банк ФИПИ, вариант 3BEDCD

Андрей Андреев 28.03.2017 12:39

по-моему,неумышленно тоже подходит.

Татьяна Стаценко

Верно, подходит.

Используя прочитанный текст, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 9.1, 9.2 или 9.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 9.1, 9.2 или 9.3.

9.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста В. В. Виноградова: «Слова и выражения приобретают в контексте всего произведения разнообразные смысловые оттенки, воспринимаются в сложной и глубокой образной перспективе». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами В. В. Виноградова.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.

9.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Мешков глядел на Борецкого с ярко выраженным уважением, и Витька потихоньку выпрямлял спину, приподнимал подбородок. А Вовка всё смотрел на Витьку, и взгляд его постепенно становился восторженным».

Приведите в сочинении 2 аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

9.3 Как Вы понимаете значение слова ДРУЖБА?

Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое дружба», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй - из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Пояснение.

15.1 От того, как человек говорит, зависит его восприятие окружающими: какое впечатление он произведет, как будут восприниматься его слова, добьется ли он преследуемых целей. Именно об этом и говорил известный лингвист В.В. Виноградов: «Слова и выражения приобретают в контексте всего произведения разнообразные смысловые оттенки, воспринимаются в сложной и глубокой образной перспективе».

Обратимся к тексту Альберта Лиханова и попробуем на примерах доказать, что слова и выражения могут в зависимости от контекста по-разному звучать в произведении и выполнять разные функции. С самых первых предложений мы узнаем о предмете зависти всех ребят в классе, отличавшем Витьку от других - это пуговицы. Подчеркнуть, насколько рассказчику нравятся эти пуговицы, позволяет повтор: морскими пуговицами (предложение 1), эти пуговицы… с якорями (предложение 2), посверкивал завидными пуговицами (предложение 3). Но повторение слова «пуговицы» не только подчеркивает исключительность нового мальчика в классе, но и позволяют создать эффект нагнетания зависти вокруг Витьки. В предложении 3 о Витьке сказано: «Витька Борецкий сидел в классе тихо на предпоследней парте, посверкивал завидными пуговицами, был тих и аккуратен, тянул руку, если хотел сказать или спросить, в общем, был образцовым пай-мальчиком, совершенно непохожим на нашу шумливую братию». В сопоставлении с этой характеристикой значимей выглядят изменения, произошедшие с героем к концу повествования в предложении 31 (Мешков глядел на Борецкого с ярко выраженным уважением, и Витька потихоньку выпрямлял спину, приподнимал подбородок).

Таким образом, приведенные примеры подтверждают, что можно согласиться с высказыванием В.В. Виноградова о том, что слова и выражения «воспринимаются в сложной и глубокой образной перспективе».

15.2 Финальные строки текста показывают, насколько важна была для Витьки поддержка друга, проявившего необыкновенную смекалку, чтобы поднять его авторитет в глазах Мешкова. Очень важно в трудные моменты почувствовать надёжное плечо друга, готового прийти на помощь. И помощь эта оказалась бесценной, потому что прекратила Вовкины издевательства, делавшие жизнь Борецкого невыносимыми. Вот почему когда Витька понял это, он «потихоньку выпрямлял спину, приподнимал подбородок».

Подтвердим это примерами из текста. Издёвки над Витькой продолжались потому, что он был совершенно не похож на «шумливую братию». Рассказчику было жаль Витьку, поэтому он решил ему помочь. В магазине наглядных пособий его озарила мысль, как спасти своего товарища от обидных кличек и нападок Мешкова (предложение номер 17).

Затея удалась. Вовка «купился» на фотографию со скелетом, зауважал Витьку (предложение номер 32). Так, возможно, будет положено начало настоящей дружбы Рассказчика с Витькой.

Таким образом, нам удалось доказать, что настоящий друг готов помочь в самую трудную минуту, а его помощь может быть сродни спасению жизни.

15.3 Дружба - это взаимоотношения людей, основанные на взаимной привязанности друг к другу, на общих интересах, доверии и бескорыстной взаимопомощи. Нелегко в жизни найти настоящего друга, который станет тебе опорой и поддержкой и для которого ты будешь близким и дорогим человеком. Пронести и сохранить дружбу ещё сложнее.

В тексте Альберта Лиханова есть пример, когда поддержка друга спасла Витьку Борецкого от насмешек и издёвок, делавших его жизнь невыносимой. Издёвки над Витькой продолжались потому, что он был совершенно не похож на «шумливую братию». Рассказчику было жаль Витьку, поэтому он решил ему помочь. В магазине наглядных пособий его озарила мысль, как спасти своего товарища от обидных кличек и нападок Мешкова. И затея удалась. Очень важно в трудные моменты почувствовать надёжное плечо друга, готового прийти на помощь.

Немало примеров настоящей дружбы мы можем найти в кинофильмах. В фильме «Офицеры» два друга смогли вместе преодолеть трудности фронтовых дорог, прошли испытание любовью к одной девушке, но сохранили верность дружбе и друг другу.

Дружить надо учиться. А ещё самое, пожалуй, главное - нужно относиться к людям так, как хочешь, чтобы они относились к тебе, тогда тебе удастся найти настоящих друзей и познать радость быть востребованным.

    Трагичность судьбы Э. По. Духовный и эмоциональный опыт писателя. Мотивы тоски и одиночества, скорби и отчаяния, вызванные смертью возлюбленной. Выражение смутных движений души. Сила поэтического воображения.

    Единство поэтической теории и практики. «Философия творчества» - «алгоритм» поэмы «Ворон». Роль «эффекта целого» и единства впечатления. Сочетание фантастичности и фактографичности. Напряженная работа мысли. Размышления над средствами эмоционального воздействия (слово, звук, ритм).

    Лаконизм, временная неопределенность, суггестивность и ритмическая организация стихотворений «Колокольчики и колокола», «Улялюм» и «Аннабель Ли». Виртуозность матафорического строя, многозначность символов. Богатство стихотворных размеров. Выразительность стиха: повторы и перебивка ритма, параллелизм строф, аллитерация. Музыка стиха.

    Психологические новеллы Э.По: «Падение дома Ашеров», «Маска Красной смерти». Атмосфера кошмаров и ужасов. Гиперболизация чувств и страстей. Роль рока. Мотивы обреченности и гибели. Трагедийность развития сюжета. Четкость деталей. Эстетизация смерти. Повествовательная структура, микромир героев, художественное время, логическая организация сюжета и образной системы.

    Э. По - родоначальник детективного жанра. Новеллы-загадки: «Убийство на улице Морг» и «Золотой жук». Образы романтических героев Дюпена и Леграна. Автор - рассказчик - «детектив».

    Сюжетная структура детективных новелл. Роль интуиции в них. Диалектика мышления как «теория игры». Э. По в России.

    По Э. Лирика и новелла «Маска Красной смерти» // Хрестоматия по романтизму. М., 1976. С. 417-429, «Философия творчества» // Эстетика американского романтизма. М., 1972. С. 110-132.

    Ковалев Ю.В. Эдгар Аллан По. Новеллист и поэт. Л., 1984. С. 24-70, 99-161, 170-202, 202-232.

    Зверев А. Подводное течение смысла // По Э. Стихотворения. М., 1988. С. 13-35.

    Михальская Н. П. Эдгар Аллан По // История зарубежной литературы ХIХ века. М.: Просвещение, 1991. Ч. 2. С. 10-20.

    Храповицкая Г. Н. Поэзия Э. А. По. Новеллистика Э.А.По // Храповицкая Г.Н. Романтизм в зарубежной литературе (Германия, Англия, Франция, США): Практикум. М., 2003. С. 254-266.

    Вопрос 1: Трагичность судьбы Э. По. Духовный и эмоциональный опыт писателя. Мотивы тоски и одиночества, скорби и отчаяния, вызванные смертью возлюбленной. Выражение смутных движений души. Сила поэтического воображения.

По родился в семье актеров в г. Бостоне. Отец оставил семью, а вскоре умер. Когда мальчику было два года, во время гастролей на Юге в г. Ричмонде умерла мать, и он остался круглым сиротой. Ребенка взяла на воспитание семья Джона Аллана, богатого коммерсанта из штата Виргиния. По был воспитан как «южный джентльмен» и получил соответствующее образование. С 1815 по 1820 г. семья Алланов жила в Англии, где По учился в лондонских пансионах. После возвращения в Ричмонд он оканчивает городскую школу, а в 1826 г. поступает в Виргинский университет. Но к этому времени назревает конфликт между юношей и его приемным отцом. По тяжело переживает унизительность своего положения приемыша и полную материальную зависимость от Аллана. А здравомыслящего торговца табаком, в свою очередь, настораживает и пугает порывистость и «неуправляемость» артистической натуры юноши. По наделал долгов в университете, и это вывело Аллана из себя. Он лишает «неблагодарного» финансовой поддержки. По оставил университет, уехал в Бостон и там анонимно издал свой первый сборник стихов «Тамерлан и другие стихотворения» (1827). В том же году беспросветная нужда заставляет Эдгара завербоваться в армию, где он и прослужил два года в артиллерийской части. В 1829 г. была предпринята попытка примирения с Алланом, который помог По освободиться от солдатской службы с тем, чтобы тот поступил в военную академию Вест-Пойнт. Весной 1829 г. По зачислен слушателем Вест-Пойнта, но он не проводит там и года. Его исключают за нарушения дисциплины и пропуски занятий, и это влечет за собой полный и окончательный разрыв с Алланом. По оказывается без средств к существованию. С этих пор он зарабатывает на жизнь своим пером, став, по сути дела, первым в Америке профессиональным литератором, своего рода интеллигентом-пролетарием:

К 1831 г. По - автор уже трех поэтических сборников, которые, однако, остаются незамеченными. Он решает попробовать свои силы в прозе. В 1833 г. его рассказ «Рукопись, найденная" в бутылке» был отмечен наградой на конкурсе и напечатан в журнале. Рассказ этот положил начало известности По. В 1835 г. начинающий писатель получает предложение занять пост редактора ричмонского литературного журнала. С этого времени По постоянно занимается журналистской работой. Именно он закладывает в США основы профессиональной журналистики и литературной критики. Статьи и обзоры По вызывали живой интерес, а их автор за остроту и едкую язвительность критических замечаний заслужил прозвище «критик с томагавком». Действительно, По безжалостно высмеивал убожество эстетических вкусов, унылое морализаторство, религиозный дидактизм, прекраснодушный идеализм.

Однако материальное положение По оставалось крайне тяжелым. А ему необходимо было заботиться о семье. В 1836 г. По женился на своей двоюродной сестре Виргинии Клемм, которой не исполнилось еще четырнадцати лет. В 1842 г. Виргиния тяжело заболела и несколько лет медленно умирала. Это несчастье усугубило врожденную психологическую неуравновешенность По, в поисках забвения толкало его к вину и опиуму. Он не может долго оставаться на одном месте, мечется из города в город, сотрудничает в разных журналах, ссорится с издателями, ввязывается в литературные и окололитературные схватки. Но не тяжелый характер и неуживчивость По тому причиной. Повседневность буржуазной Америки с ее меркантилизмом, ханжеством, самодовольством была отвратительна писателю, душила и мучила его. Личность По, его книги, презрение к тому, что для его соотечественников составляло смысл жизни - богатство, карьера, репутация и т. п., были вызовом и обвинением американскому обывателю. Отсюда и возникает непреодолимый разрыв между художником и миром, в котором ему суждено было жить. Французский поэт Шарль Бодлер, натура, родственная По, так описал это положение: «Соединенные Штаты были для По лишь громадной тюрьмой, по которой он лихорадочно метался как существо, рожденное дышать в мире с более чистым воздухом,- громадным варварским загоном, освещаемым газом». А Д. Б. Шоу выразился так: «По не жил в Америке, он там умер».

Отсутствие в США закона об авторском праве делали писателя беззащитным перед издателями. Несмотря на каторжный труд, По не мог выбраться из бедности. Даже издание в 1839 г. двух томов новелл под названием «Гротески и арабески», а в 1845 г. громкий успех стихотворения «Ворон» ничего не изменили. Его имя было известным, но даже в этой известности был оттенок скандала: благонамеренная Америка окрестила По «маньяком» и «отщепенцем».

В 1847 г. Виргиния умерла. По пережил ее ненадолго. Жизнь писателя оборвалась в 1849 г. при загадочных обстоятельствах: отправившись из Ричмонда в Балтимор, он на несколько дней исчез, а потом был найден на улице без сознания, перевезен в больницу, где через несколько дней скончался.

Вопрос 2: 1) идея гармонии, соразмерности и пропорциональности всех элементов художественного произведения. Насколько неустроен и бесприютен был писатель в реальной жизни, настолько же велика у него тяга к упорядоченности и симметрии в искусстве, будь то убранство комнаты («Философия обстановки»), картина мироздания («Эврика»).

2) В основе этой гармонии лежит главный, по мнению По, принцип композиции: «сочетание событий и интонаций, кои наилучшим образом способствовали бы созданию нужного эффекта». То есть все в стихотворении или рассказе должно служить такому воздействию на читателя, которое заранее «запланировано» художником. Все - каждая буква, каждое слово, каждая запятая - должно работать на «эффект целого». Если первая фраза не связана с общим замыслом, значит, автор потерпел неудачу с самого начала. Прекрасным примером того, как сам По достигает своей цели, может служить первый абзац рассказа «Падение дома Ашеров», где с помощью лексики физически ощутимо создается атмосфера надвигающегося несчастья, меланхолии, тревоги: «Весь этот1 нескончаемый пасмурный день, в глухой осенней тишине под низко нависшим хмурым небом, я одиноко ехал верхом по безотрадным неприветливым местам - и, наконец, когда уже смеркалось, передо мной предстал сумрачный дом Ашеров. Едва я его увидел, мною, не знаю почему, овладело нестерпимое уныние». Такая интенсивность использования выразительных средств - не только лексических, но и фонетических, синтаксических - присуща как прозе, так и поэзии По.

3)Из принципа «эффекта целого» вытекает очень важное для По требование ограничения объема художественного произведения. Пределом служит «возможность прочитать их за один присест», так как в противном случае при дробном восприятии читаемого вмешаются будничные дела и единство впечатления будет разрушено.

4)Заметную роль в эстетике По играет принцип оригинальности. Писатель считает, что без элемента необычности, неожиданности, новизны волшебство красоты недостижимо. Оригинальность же достигается воображением, деятельной фантазией.

5)Смысловые и звуковые структуры в стихах По сливаются, образуя единое целое, так что музыка стиха несет смысловую нагрузку. Поэт считал, что метр сам по себе допускает немного вариаций, а возможности ритмического и строфического характера абсолютно бесконечны.

И действительно, По демонстрирует настоящую магию стиха, доводя до совершенства мелодику, технику внутренних рифм, аллитераций и ассонансов, параллелизмов и повторов, ритмических перебоев и рефренов-заклинаний. Он виртуозно, как никто до него в мировой поэзии, использует звуковую организацию поэтической речи. Реализация связи «звук и смысл>

«Александр Сергеевич Пушкин (1799–1837) Пушкин - вполне национальный поэт, заключивший в духе своём все национальные элементы. В.Г. Белинский. ...»

Александр Сергеевич Пушкин

Пушкин - вполне национальный поэт, заключивший

в духе своём все национальные элементы.

В.Г. Белинский.

«Русская литература в 1841 году»

Вы уже зна ко мы с не ко то ры ми сти хот во ре ни я ми

А.С. Пушкина и его сказочной поэмой «Руслан и Людмила»,

в которой оживают «преданья старины глубокой». Восхищённый талантом молодого автора, В.А. Жуковский подарил ему

свой портрет с надписью «Победителю ученику - от побеждённого учителя». К Пушкину пришла слава. Но в 1820 г. поэта отправили из Петербурга в ссылку в южные губернии. Он побывал на Кавказе и в Крыму, путешествовал по Бессарабии, жил в Одессе, посещал Киев.

В это время Пушкин увлекается русской историей, читает «Историю государства Российского» Н.М. Карамзина, одно из самых основательных исследований по истории России. Поэт заинтересовался личностью князя Олега, чьи подвиги и необычная смерть очень походили на легенду. Он даже посетил могилу князя на горе Щековица.

Так в 1822 г. появилась «Песнь о вещем Олеге», в которой поэт воспроизвёл эпоху Киевской Руси, знакомую нам по былинам, легендам, преданиям.

Князь Олег княжил более 30 лет, руководил множеством военных походов и был славен своими воинскими подвигами. Его смерть была необычной и загадочной. Вот как повествует об этом летопись: «Волхвы предсказали князю, что ему суждено умереть от любимого коня своего. С того времени он не хотел ездить на нём. Прошло четыре года: в осень пятого вспомнил Олег о предсказании и, слыша, что конь давно умер, посмеялся над волхвами; захотел видеть его кости; стал ногою на череп и сказал: его ли мне бояться? Но в черепе таилася змея: она ужалила князя, и герой скончался…»



Карамзин же добавляет к изложенному свою оценку: «Можем верить и не верить, что Олег в самом деле был ужален змеёй на могиле любимого коня его, но мнимое пророчество волхвов или кудесников есть явная народная басня, достойная замечания по своей древности».

ПЕСНЬ О ВЕЩЕМ ОЛЕГЕ

Как ныне сбирается вещий1 Олег Отмстить неразумным хозарам2, Их сёлы и нивы за буйный набег Обрёк он мечам и пожарам3;

С дружиной своей, в цареградской броне, Князь по полю едет на верном коне.

Из тёмного леса навстречу ему Идёт вдохновенный кудесник4, Покорный Перуну5 старик одному, Заветов грядущего вестник, В мольбах и гаданьях проведший весь век.

И к мудрому старцу подъехал Олег.

«Скажи мне, кудесник, любимец богов, Что сбудется в жизни со мною?

И скоро ль, на радость соседей врагов, Могильной засыплюсь землёю?

Открой мне всю правду, не бойся меня:

В награду любого возьмёшь ты коня».

ВЉщий - чародей, прозвище Олега.

ХозЃры - хазары, кочевой народ.

Обрёк он мечам и пожарам - уничтожил.

КудЉсник - прорицатель.

–  –  –

Выскажите своё отношение к прочитанному

1. Перечитайте стихотворение. Какие картины вам представляются? Опишите их.

2. Какой фрагмент заинтересовал вас больше всего? Выучите его наизусть.

–  –  –

линным богатырём? Как вы думаете, за что его прозвали вещим?

Найдите и прочитайте строки, описывающие волхвов. Как вы понимаете выражения «вдохновенный кудесник», «покорный Перуну… одному»? Что вы можете сказать о волхве?

Перечитайте диалог кудесника и Олега. Как вы думаете, с какой интонацией следует произносить реплики князя, а с какой - слова старика? Свой ответ аргументируйте.

Найдите слова, относящиеся к коню Олега. Вспомните, кем являлся для богатыря его конь. Почему Олег не приказал убить коня сразу? Как это его характеризует?

Перечитайте обращения князя к коню и его костям. С помощью каких слов передаются чувства Олега?

Подумайте, как проявляется необычность и неожиданность концовки баллады. Карамзин считал, что это «явная народная басня». Как вы думаете, какова была позиция Пушкина?

Решаем читательские задачи

1. Сравните летопись с балладой. В чём сходство? Каких фрагментов нет в летописи? Подумайте почему.

2. Сопоставьте баллады Жуковского и Пушкина. В чём видите сходство этих произведений и чем они отличаются?

3. Подумайте, чем старик волхв похож на поэта. Можем ли мы сказать, что эта баллада не только о судьбе князя Олега, но и о значении поэта? Свой ответ обоснуйте.

Литературная мастерская Найдите в балладе повторы отдельных фраз и подумайте, с какой целью автор использует этот былинный приём.

Обратите внимание на своеобразие языка произведения.

Приведите примеры устаревших слов, которые можно отнести к высокой поэтической лексике. Как вы думаете, какую роль они играют в тексте?

Творческое задание Найдите репродукции картин В.М. Васнецова к балладе и сделайте презентацию баллады, включающую отрывки произведения и сопоставление иллюстраций с художественным текстом.

Виртуальная кладовочка http://www.pantagruel.com.ua/ru/essays/e5059.html - материалы к истолкованию летописи.

деть его на барашка. И я спрашиваю себя: что-то делается там, на его планете? Вдруг барашек съел розу?

Иногда я говорю себе: «Нет, конечно, нет! Маленький принц на ночь всегда накрывает розу стеклянным колпаком, и он очень следит за барашком…» Тогда я счастлив. И все звёзды тихонько смеются.

А иногда я говорю себе: «Бываешь же порой рассеянным… тогда всё может случиться! Вдруг он как-нибудь вечером забыл про стеклянный колпак или барашек ночью втихомолку выбрался на волю…» И тогда все бубенцы плачут… Всё это загадочно и непостижимо. Вам, кто тоже полюбил

Маленького принца, как и мне, это совсем-совсем не всё равно:

весь мир становится для нас иным оттого, что где-то в безвестном уголке Вселенной барашек, которого мы никогда не видели, быть может, съел не знакомую нам розу.

Взгляните на небо. И спросите себя: «Жива ли та роза или её уже нет? Вдруг барашек её съел?» И вы увидите: всё станет подругому… И никогда ни один взрослый не поймёт, как это важно!

(Перевод Норы Галь) Выскажите своё отношение к прочитанному

1. Понравилась ли вам сказка? Какие эпизоды вам запомнились?

2. Всё ли понятно в этой сказке? Что показалось вам не совсем ясным? Может быть, ваши друзья смогут ответить на ваши вопросы.

3. Какие чувства вызывает у вас Маленький принц? Каким вы себе его представляете?

Рас ска жи те о пла не тах, ко то рые по се тил Ма лень кий принц по пути на Землю. Охарактеризуйте Короля, Пьяницу, Делового человека, Честолюбца, Географа. Как вы думаете, каково авторское отношение к этим персонажам и совпадает ли оно с мнением Маленького принца? Чем от всех этих людей отличается Фонарщик?

Почему подружились Лётчик и Маленький принц?

Что случилось с Маленьким принцем в финале книги? Как вы думаете, вернулся ли он на свою планету?

Внимание! Чтобы ответить на некоторые вопросы, вам необходимо знать содержание всей сказки.

Решаем читательские задачи

1. Расскажите о жизни Маленького принца на астероиде. Как вы думаете, почему он решил путешествовать?

2. Какую роль в жизни принца сыграли Роза и Лис? Чему они научили его и чему он у них научился? Можно ли сказать, что эти образы символичны (т. е. обозначают некое отвлечённое понятие)? Докажите свои предположения. Какую идею воплощает образ Розы и какую - образ Лиса?

3. Перечитайте рассказ о баобабах. Как вы думаете, от чего предостерегает автор читателей?

4. Как вы думаете, почему первое появление Маленького принца на Земле произошло в пустыне? Что собой символизирует этот образ? Можем ли мы назвать Маленького принца одиноким?

6. Вы уже знаете, что такое афоризмы. Найдите их в сказке и постарайтесь их объяснить.

7. Чему научила вас эта сказка? Почему её называют сказкой не только для детей, но и для взрослых? А может быть, наоборот?

Давайте поспорим

1. Одни исследователи творчества Экзюпери считают, что автор изобразил себя в виде пилота самолёта, - от его лица и ведётся повествование. Другие называют воплощением авторского Я Маленького принца. Подумайте, какие черты писателя Антуана де Сент-Экзюпери воплотились в каждом из этих героев и можно ли их противопоставить.

2. Французский писатель Андре Моруа говорил, что объяснять «Маленького принца» - то же, что пытаться истолковать звёздное небо или кафедральный собор. Как вы думаете, чем вызван этот отзыв на произведение?

ВЛЭ Как и сказка В.М. Гаршина, «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери - сказка философская. Нам не просто рассказывают о приключениях Маленького принца с крошечного астероида на неприветливой и пустынной планете Земля, нам словно дарят ключик от тайной мудрости, которая соединяет людей. «Зорко лишь сердце, самого главного глазами не увидишь», - говорит Лис. Дружба, любовь, одиночество, смерть, взаимопонимание, смысл жизни - все эти проблемы раскрываются в философской сказке.

–  –  –

Составьте литературно-музыкальную композицию по сказке и представьте её на литературном празднике.

Напишите творческую работу на одну из тем:

«Если бы я встретился с Маленьким принцем…»;

«Хочу ли я стать взрослым?»;

«Письмо от имени Маленького принца, адресованное Лётчику».

Раскройте письменно смысл любого афоризма из сказки.

Виртуальная кладовочка http://malenkiyprinc. narod. ru/ - на этом сайте вы сможете прочитать сказку полностью и полюбоваться иллюстрациями автора.

сказывает не основной участник событий Вильям Легран, а его друг?

3. Почему герой рассказчик решил, что Легран заразился «манией кладоискательства»? Подтвердите ответ текстом повести.

4. Почему повесть называется «Золотой жук», а не «Клад капитана Кидда», например, или «Кладоискатели»? Какую роль в этой истории сыграл золотой жук? Поясните свой ответ.

5. Как Леграну удалось разгадать тайну клада? Какие качества характера и знания, которыми он обладал, помогли ему?

6. Согласны ли вы с мнением рассказчика: «Обрести драгоценный клад через посредство зловещей эмблемы пиратов - в этом чувствуется некий поэтический замысел»? Поясните свой ответ.

Творческое задание В новелле не рассказывается история капитана Кидда. Придумайте её и запишите. Помните, что это должны быть необыкновенные приключения капитана и пиратов. Вы должны рассказать об этом так, чтобы читать было интересно.

ВЛЭ Гротеск - изобразительно выразительный художественный приём: изображение чего либо в преувеличенном, уродливо комическом виде.

Бурлеск - разновидность комического: шутовское обличение чего то серьёзного в грубо балаганной форме.

Виртуальная кладовочка http://www.lib.ru/INOFANT/POE/ - библиотека Мошкова.

http://detec.itgo.com/logic.htm - сайт детективной литературы.

Истоки литературы Героический эпос

Илья Муромец и Соловей-разбойник

Героическое сказание

Песнь о Бадыноко

Рыцарская героическая поэма

Песнь о Роланде

Народная песня

Историческая песня

Лирическая песня

Развитие фольклорных жанров в литературе Баллада

Василий Андреевич Жуковский (1783–1852)

Лесной царь

Александр Сергеевич Пушкин (1799–1837)

Песнь о вещем Олеге

Литературная сказка

Александр Николаевич Островский (1823–1886)

Снегурочка

Всеволод Михайлович Гаршин (1855–1888)

Аttalea princeps

Вениамин Александрович Каверин (1902–1989)

Лёгкие шаги

Антуан де Сент-Экзюпери (1900–1944)

Маленький принц

Литературная песня

Алексей Васильевич Кольцов (1809–1842)

Не шуми ты, рожь

Русская песня

Образ мечты в литературе:

путешествия, приключения, детектив Даниэль Дефо (ок. 1700–1731)

Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо

Александр Степанович Грин (1880–1932)

Алые паруса

Эдгар Аллан По (1809–1849)

Похожие работы:

«ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ (2014, № 2) УДК 172.2 + 172.12 + 321.01 Антонов Олег Владимирович Antonov Oleg Vladimirovich соискатель кафедры философии и социологии PhD applicant, Южноукраинского национального педагогического Philosophy and Social Science Department, университета им. К.Д. Ушинског...»

«Обобщение опыта работы учителя музыки МБОУ "Октябрьская СШ" Зарайского района Московской области Федосеевой И.В.

В этой статье речь пойдет о сюжете повести "Золотой жук". Краткое содержание произведения познакомит вас с человеком, который благодаря своей изобретательности и вере в обоснованность старинных преданий сумел вернуть утраченное богатство.

Вынужденное отшельничество

Главный герой повести - Уильям Легран - является потомком древнего аристократического рода. Его преследуют постоянные неудачи. В конце концов он теряет свое состояние и погружается в нищету. Чтобы избежать насмешек, Уильям покидает родной и поселяется на пустынном острове недалеко от атлантического побережья. Легран строит себе хижину в зарослях миртовой рощи и проживает в ней вместе с негром Юпитером и огромным ньюфаундлендом. Вынужденное отшельничество молодого человека скрашивают чтение и прогулки по морскому побережью, во время которых он утоляет свою давнюю страсть к энтомологии. Ему удается собрать уникальную коллекцию редких насекомых. Во время очередного променада по окрестностям был пойман золотой жук. Краткое содержание произведения поведает о том, к чему привела эта редкая находка.

Необычная находка

В скромное жилище Леграна часто приходит его товарищ - Рассказчик повести. Однажды он застал обитателей хижины в приподнятом настроении. Хозяин и слуга, перебивая друг друга, рассказывали о золотом жуке. Рассказчик заметил, что Уильям считает свою добычу счастливым предзнаменованием и думает, что скоро разбогатеет. Слуга Юпитер очень обеспокоен поведением хозяина. По его словам, Легран часто отлучается из дома и все время что-то считает.

Странное поведение Леграна

Вскоре Рассказчик получает приглашение от Уильяма явиться к нему по очень важному делу. Лихорадочный стиль записки заставляет его поторопиться. Он приходит к товарищу в тот же день и застает Леграна чрезвычайно взволнованным. Темой разговора опять становится золотой жук. Краткое содержание повести не может дать представление о том, как Рассказчик встревожился состоянием друга. Ведь тот начал утверждать, что пойманное насекомое действительно из чистого золота! Кроме того, Легран принялся убеждать его немедленно двинуться в путь. По словам Уильяма, в горах на материке их ожидает нечто весьма интересное. Экспедиция не займет много времени, и к все вновь окажутся дома.

Путешествие на материк

Убежденный в безумии друга, Рассказчик соглашается совершить это странное путешествие. Около четырех часов друзья отправляются в дорогу. Слуга Юпитер несет лопату и косу, а Легран - золотого жука, привязанного к концу длинного шнура. Достигнув мыса, путешественники садятся в лодку и добираются на ней до материка. Там они забираются на высокий берег и около двух часов бредут по пустынному, заросшему ежевикой плато. Наконец, вдали появляется огромной высоты. По приказу хозяина Юпитер расчищает тропинку к растению, а потом взбирается на него, взяв с собой жука. И слуга, и автор повести совершенно убеждены в том, что Легран не в своем уме. Краткое содержание повести "Золотой жук" повествует о том, что они не могут сдержать слез от беспокойства за судьбу Леграна.

Драгоценная добыча

Неожиданно друзья слышат испуганный крик Юпитера: он увидел череп, прибитый к суку дерева. Это происшествие приводит Уильяма в необыкновенный восторг. Легран отдает еще одно нелепое приказание: пропустить шнур с жуком через левую глазницу человеческого черепа. Слуга беспрекословно подчиняется хозяину, ведь с сумасшедшими лучше не спорить. После этого Легран забивает колышек туда, куда опустился золотой жук. Краткое содержание повести скоро объяснит, зачем он сделал это.

Уильям начинает копать яму возле забитого колышка. Рассказчик начинает помогать ему в этом, уверенный, что Леграна одолела обычная на юге мания кладокопательства. Через полтора часа их труд прерывает грозный лай спрыгивает в яму и находит там два человеческих скелета. Еще пара ударов лопатой - и друзья видят перед собой выглядывающее из-под земли железное кольцо. Краткое содержание рассказа "Золотой жук" подводит нас к самой интересной части повествования. Взволнованные компаньоны вскоре достают из ямы В нем кладоискатели находят золотые монеты и драгоценности. Обратный путь с тяжелой поклажей на плечах оказался нелегким. В хижине компаньоны внимательно рассмотрели и оценили сокровище. По самым скромным подсчетам, его стоимость тянула на полтора миллиона долларов.

Загадочный пергамент

До самого финала повести интригует своих читателей Эдгар По. "Золотой жук", краткое содержание которого представлено в данной статье, только в самом конце повествует о том, как Легран узнал о спрятанном кладе. Видя, что компаньоны сгорают от нетерпения, Уильям начал свой рассказ. Оказывается, когда он поймал золотого жука, тот немедленно его укусил. На берегу Юпитер подобрал бумажку и передал ее хозяину. Уильям завернул в нее насекомое. Дома он заметил, что найденный обрывок - клочок пергамента. Под воздействием тепла на нем проступил череп, что весьма заинтересовало ученого. Краткое содержание рассказа "Золотой жук" может дать представление о том, каким пытливым умом обладал Легран, и сколько верных умозаключений ему пришлось сделать, чтобы догадаться о содержимом пергамента. Он начал нагревать бумагу дальше и увидел, что на ней проступил рисунок козленка. После этого Уильям уже не сомневался, что наткнулся на карту клада, зарытого капитаном Киддом на побережье Атлантики.

После этого Легран увидел цифры, выступившие под воздействием тепла на пергаменте. Ученый решил, что это пиратский шифр. Сложная умственная работа позволила ему подобрать ключ к загадочным письменам. В конце концов он прочел маловразумительный текст, в котором фигурировали странные названия: "хорошее стекло», "трактир епископа", "чертов стул", "мертвая голова" и так далее.

Окончательная разгадка

Вот такую сложную цепь умозаключений приводит в своем рассказе Эдгар По. "Золотой жук", краткое содержание которого покажется интересным каждому любителю приключений, повествует о том, как расшифровал Уильям Легран загадочный текст на пергаменте. У местных жителей он узнал, что "Чертов стул" и "Трактир епископа" - образные наименования определенных скал и утесов. А "хорошим стеклом", скорее всего, является бинокль. Обозревая окрестности в указанном направлении, Легран заметил тюльпановое дерево. После этого он уже не сомневался в том, что найдет на нем череп. Когда Рассказчик спросил о роли золотого жука во всей этой истории, Уильям рассмеялся. Он заявил, что друзья настолько рассердили его свои недоверием, что он решил их проучить и отплатил им этой маленькой мистификацией.

Заключение

Мы предельно сжато изложили сюжет повести, передали ее очень краткое содержание. "Золотой жук" нужно читать долго и обстоятельно, не упуская ни на секунду нити повествования. И тогда перед вами откроется удивительный мир приключений, который подарил своим читателям Эдгар По. Приятного прочтения!