Рассказ о музее елочных игрушек. Новый год на елку

  • 29.06.2019
«В Клину родилась «Ёлочка». (Поездка на фабрику ёлочных игрушек)»

Интересно устроены люди. Имею сейчас возможность выбирать среди шикарных, блестящих, витиеватых новогодних игрушек, тем не менее, они не имеют надо мной власти. Это можно понять и проверить, если вытащить с антресолей старую коробку со старыми ёлочными украшениями. Именно эти чуть облупившиеся пчёлки и зайчишки, цыплята и белочки, клубнички, шишечки, сосульки невиданным образом мгновенно потянут вас в детство. Вы себя будете чувствовать так, как будто кто-то дотронулся до вас волшебной палочкой. Поверьте мне.

Фабрика «Ёлочка» по производству новогодних игрушек находится в г. Высоковск . На неё заранее и отдельно организуются свои экскурсии. А в Клину (12км от Высоковска) открыт Выставочный центр от фабрики - «Клинское подворье». И сюда можно приехать самостоятельно.

Читала, что фабрика находится в удручающем состоянии. А выставка-музей «Клинское подворье» - в отличном. Тут вопрос в другом - с детьми постарше интереснее и желательно посетить оба места, поскольку увидеть своими глазами в настоящем масштабе настоящий процесс изготовления игрушки (выдувку, посеребрение, раскраску, упаковку) возможно только и именно на фабрике. Несмотря на её обшарпанность. С малышами, конечно, удобнее и разумнее, увидеть всё то же самое, но в мини-варианте на «Клинском подворье».

Музейно-выставочный комплекс «Клинское подворье»

Первый и Второй залы. История промысла

Третий зал
Производство. Выдувка игрушек
Это самое интересное. В небольшой комнате за стеклом сидят мастера, не обращают на расплющенные детские и взрослые носы об стеклянную стену никакого внимания и колдуют над длинными полыми стеклянными трубками. Вспыхивает фиолетовый огонь. Мастер надувает щеки и дует в трубу. Она идет прозрачными стеклянными волнами как живая. Мастер делает чик - и обрезает с одной стороны, потом чик с другой стороны. Смотришь, а в руках у него игрушка… На самом деле - это настолько интересное завораживающе зрелище, можно сказать кульминация экскурсии. Но - фотографировать здесь запрещено. И вот уже ломится следующая группа и мы уходим…

Четвертый зал
Цех художественной разрисовки

Понятно, что здесь в музее он скорее презентационный, чем настоящий рабочий. Это маленькая комнатка, где сидит несколько (двое или трое) художниц-расписывальщиц. Перед ними - бледные ещё нерасписанные игрушки, наборы красок, кисточек, золотой-серябряной посыпки и пр. Смотреть не очень интересно. Даже не знаю почему. Пропала магия превращения стеклянной твердой трубки в мягкий стеклянный пузырь, а потом в фигурку… И дело не в художниках. То ли краски сейчас такие, то ли перебор искристой посыпки - в результате при всех усилиях игрушка смотрится…по-деревенски (старалась избежать слова по-китайски). Почему я так пишу? Самой обидно. Если взять, например, для сравнения старенького цыплёнка или мухоморчик хотя бы 70-х годов (а это уже поточное производство), то они и сейчас выглядят просто, но со вкусом. А сегодняшние игрушки в своём большинстве выглядят слишком-too much пёстро, блестуче, аляповато, недолговечно. Когда я увидела раскрашенного тигренка - символ наступающего 2010 года - вздрогнула. Мда… ну и раскраска… да ещё весь в прилипающих к пальцах блёстках… Я не думаю, что художницы на меня обидятся. Дело в дешевых синтетических современных красках, а не в их талантливых руках. Профессионалы наверняка точно назовут причину понижения эстетического уровня, несмотря на заявляемый фабричный «ёлочный» ассортимент «из 700 видов игрушек» с «20%-м ежегодным обновлением».

Шестой и Седьмой залы
Выставка ёлочных украшений

Игрушки рассортированы по годам и выложены в прозрачных витринах по тематике. Если вы обычный любопытный турист - то здесь вам будет о-очень интересно, ну, а если вы коллекционер - то чрезвычайно и пре-очень любопытно. Сначала рассматриваем ватные и картонные украшения. Помните? :) В коробке с новогодними игрушками из моего детства такие были:).

Ватные - это прессованный раскрашенный хлопок. Из него делали особенно много детских фигурок, например, «Ребенок», «Мальчик», «Девочка», «Девочка-чукча», «Девочка с муфтой», «Мальчик на санках», «Мальчик с портфелем», «Украинец», «Грузин», «Арлекин», «Матрос», «Шахтер», «Повар», «Трубочист». Или ватная серия «Фрукты и овощи» - «Лимон и груша», «Две редиски», «Мухомор», «Гриб», «Три ореха» :). И др.

С Новым Годом! Ватные игрушки


Ватные фрукты и овощи


Ватные пингвинчики

Картонные - делали из прессованного серебристого картона. Здесь особенно много животных и птиц: «Гусь», «Утка», «Курочка», «Попугай», «Заяц», «Ежиха», «Белочка», «Мишка», «Рыбка», «Бабочка» и др. Ну и, конечно же, сказочных персонажей: «Колобок и заяц», «Колобок и лиса», «Колобок и медведь», «Золотая рыбка», «Кот в сапогах», «Дед Мороз» и др.

Картонные игрушки

Монтажные ёлочные украшения - это сложные наборы из стекляруса, бусин, шариков, на мягкой проволоке. Я покупала себе как-то на блошином рынке старые винтажные ёлочные бусы. Красивые…!

Довоенные ёлки украшали такие дирижабли и звёзды


Монтажный дирижабль


Далее очень заметна ассортиментная волна стеклянных игрушек, моду на которые диктовало время:
До и послевоенные : «Два солдатика (будённовцы)», «Красноармеец», «Парашютист», «Дирижабль», «Звезда», «Серп и Молот» , и др.

60-е -70-е годы :
Серия «Фрукты и овощи» . Конечно же «Кукуруза», «Колос», «Стручок гороха», «Баклажан», «Огурцы», «Помидор», «Тыква», «Груша» и «Яблоко», «Апельсин», «Мандарин», «Лимон», «Клубника» и «Малина», «Ананас», «Виноград», «Слива», и др. А ещё «Орех» и «Желудь» .

Серия из шишек.
Серия «Космонавтика».
Серия «Музыкальные инструменты».

Серия «Сказки» . Это «Витязь», «Шамаханская царица», Голова из «Руслана и Людмилы», «Красная шапочка», «Алладин», Тётя Кошка, «Избушка на курьих ножках», «Гуси-лебеди» и др.

Серия «Фигурки» (моя самая любимая!). «Ребенок», «Ребенок с коньками», «Ребенок с игрушкой», «Девочка в русском платье», «Якут», «Узбек», «Клоун», «Восточная красавица», «Русская красавица» и др.

Серия «Чипполино» (уже очень редкая!). «Земляничка», «Чипполино», «Граф Вишенка», «Музыкант Груша», «Кум Тыква», «Сеньор Помидор», «Собака Держи-Хватай» и др.

Серия «Животные и птицы» . «Белка», «Лиса», «Мишка», «Белый мишка», «Попугай», «Сова» и др. И ещё «Лампа», «Светофор», «Часы», «Домик» и др.

В магазинах такого изобилия не было, зато на ёлках - всегда


Царица полей - кукуруза - тоже украшала ёлку 60-х


Часы из «Карнавальной ночи» - без 5 12


Слева - серия «Космонавты», справа - «Сказка о золотой рыбке», в центре - Алёнушка с козленочком


Слева - серия «Шишки», справа - «Лиса и заяц», в центре - «Сказки Пушкина»



Сказки Пушкина - Шамаханская царица, Сватья Бабариха, 33 богатыря


Восьмой Зал
Современные игрушки и дефиле ёлок.

Почему то сейчас нас всех пытаются убедить, что шар с ручной росписью - это «самая красивая игрушка». При всем уважении к труду художниц, смею заметить, что это ошибочное мнение. Шар тяжелый, он пригибает ветку вниз, да и мало кому охота рассматривать затейливо выписанный пейзаж. Гораздо больше удовольствия доставляет, например, обычная шишечка, или грибок, или снеговик, молчу уже про винтажные удовольствия.

Ещё в этом зале наряжены искусственные ёлки. Красиво - здесь есть и ёлки-невесты, и елки-царицы, и ёлки в моноцветной «одежде», т.е. только украшенные голубыми, белыми, серебряными или золотыми украшения. Красиво, но… так одноразово, недушевно… Насколько мы поняли, сюда можно приехать и купить вот такую раскрасавицу «всё в одном флаконе».


Сравните - этим игрушкам уже лет по 40-50

Ёлочка 60-х

Ёлка 2009 года

Дореволюционная крестьянская ёлка


Дореволюционная дворянская ёлка


Девятый зал
Дед Морозы и старые фотографии Клина.

Любопытно. В витрине собраны Дед Морозы всех размеров, цветов и мастей. На стенах виды старинного Клина.
Дед Морозы хором: С Новым Годом!


И Десятый зал
Ёлочка, зажгись!

Тут нашу группу собрали у какой-то двери и раз - торжественно её распахнули. И все остолбенели. В большом зале с высоким потолком стояла огроменная Красавица-Ёлка. Наряженная в русском стиле, а именно - в рыже-красно-золотой гамме, и вся в расписных чайничках, матрешках, шарах, звездах и колокольчиках, да ещё в бантах.



Современная игрушка «Русский чайник»


Игрушка «Русская матрешка»


Честно говоря, приехав сюда в музей «Клинское подворье» - мы совсем не ожидали такого качественного праздника. Включили известную всем песенку, дети схватились за руки и отплясали положенный предновогодний хоровод вокруг Ёлки. А потом все кинулись фотографироваться:).
И это ещё не все:).

Мастер-класс по росписи стеклянного шарика
Спустившись с группой вниз, на первый этаж, мы спросили у экскурсовода где и как нам попасть на мастер-класс. Она заглянула в одну из комнат, похожую на школьный класс и сказала, а вот здесь вам «Марь Иванна» (условно, точно не помню) всё и покажет. Нам несказанно повезло:) - поток групповых экскурсий временно схлынул и мы одни, сели на стульчики, пододвинули к себе краски и варианты росписей, выбрали из 3х предложенных на выбор шаров (красный матовый, красный зеркальный, синий зеркальный), уселись …не рисовать, а наблюдать за нашим раскрасневшимся от удовольствия маканайцем, который самозабвенно окунал кисточку в разные цвета и рисовал домик, дерево, зайчика на боках шарика.

Только мы закончили, как с рёвом ворвалась очередная группа, и наш класс-комната заполнился до отказа.
И это ещё не все:).
В раздевалке по билетикам нам выдали подарки - три упаковочки с новогодними игрушками (разноцветными шарами). И мы пошли в их фирменный магазин (вход с улицы).

Фирменный магазин


Я пережила целую гамму противоречивых ощущений.

Начну с минусов. Смотри выше - я уже покритиковала нынешние краски и чрезмерную «китайскую» блестучесть.
Плюсы. Выбор гораздо более интересный, чем в тех же московских универмагах, где наши отечественные новогодние ёлочные игрушки как капля в море китайского и прочего азиатского стеклотовара. Цены - безусловно, более щадящие, чем в … см. выше.
Игрушки можно условно поделить на простые и сложные.

Простые - это «Царевна-лягушка», «Мурзилка», «Белый медвежонок», «Снеговичок», «Теремок», «Гриб-лесовичок», «Ёлочка» и др. (можно посмотреть здесь
Стоят от 80р. за штуку.

Сложные - это «Лебеди» , и те самые чайнички и самоварчики, которыми была украшена клинская ёлка. Они состоят из нескольких деталей, к ним припаяны отдельно носики, ручки, крышечки. И всё это совершенно другой уровень работы. Стоят от 120р. за штуку, и реально стоят этих денег. Я где-то читала, что выпускается целый ёлочный чайный сервиз, но он пользуется ажиотажным спросом и купить его можно… только летом.

Помимо этого на полках - кучи разных шаров, которые как-то ну совсем мне пришлись не по душе, а также игрушек, сгруппированных в наборы.


Интересный момент. Я почитала в отзывах, что помимо основного зала, есть маленький прилавок (на входе налево), где продаются «дешевые игрушки». Мы посмотрели. И действительно, там был очень неплохой, и крайне симпатичный выбор игрушек-малюток по 30-40р.

Послесловие
Не знаю как вас, а я лично до сих не могу забыть любимые с детства кусочки из «Чука и Гека» Аркадия Гайдара:
«…На следующий день было решено готовить к Новому году елку. Из чего-чего только не выдумывали они мастерить игрушки! Они ободрали все цветные картинки из старых журналов. Из лоскутьев и ваты понашили зверьков, кукол. Вытянули у отца из ящика всю папиросную бумагу и навертели пышных цветов. Уж на что хмур и нелюдим был сторож, а и тот, когда приносил дрова, подолгу останавливался у двери и дивился на их все новые и новые затеи. Наконец он не вытерпел. Он принес им серебряную бумагу от завертки чая и большой кусок воска, который у него остался от сапожного дела. Это было замечательно! …Пусть игрушки были и не ахти какие нарядные, пусть зайцы, сшитые из тряпок, были похожи на кошек, пусть все куклы были на одно лицо — прямоносые и лупоглазые, и пусть, наконец, еловые шишки, обернутые серебряной бумагой, не так сверкали, как хрупкие и тонкие стеклянные игрушки, но зато такой елки в Москве, конечно, ни у кого не было. Это была настоящая таежная красавица — высокая, густая, прямая и с ветвями, которые расходились на концах, как звездочки …».

Одной из достопримечательностей Подмосковья несомненно является единственный в России музей елочной игрушки «Клинское подворье» и знаменитая фабрика елочных игрушек «Ёлочка». Расположены они в старинном и очень красивом городе Клин.

Музей елочной игрушки состоит из 12 залов, которые расскажут Вам о зарождении и развитии стекольного промысла на Клинской земле. Вы попадете в новый мир с богатой историей елочной игрушки и понаблюдаете за непростой работой мастеров-стеклодувов и талантливых художников.

В первом зале нашего музея Вас встретит елочка, украшенная сахарными розами и яблоками. Традиция украшать рождественскую елку насчитывает не один век. В XIX веке праздничное дерево наряжали всевозможными сладостями, орехами, яблоками, забавными фигурками из бумаги, картона, ткани и фольги. Но постепенно становятся популярными стеклянные елочные украшения.

Одни из первых отечетвенных мастерских по производству стеклянных елочных игрушек находились в Круговской волости Клинского уезда. Богатые залежи кварцего песка в крае способствовали раннему развитию здесь стекольной промышленности. В 1848 году князь А.С. Меншиков, правнук А.Д. Меншикова, сподвижника Петра I, получает разрешение на строительство небольшого стекольного завода в своем имении Александрово близ Клина. С этого момента зарождается Клинский стеклодувный промысел.

На этом заводе изготавливали лампы, бутылки, стеклянные изделия для аптек. Стеклянная и хрустальная посуда с меншиковского завода прославилась по всей России чистотой выделки стекла, высоким качеством гранения и шлифовки хрусталя.

Крестьяне окрестных деревень, работавшие на этом заводе, овладев навыками ремесла, совместно с женами, со временем начали создавать самостоятельные мастерские по производству так называемых камушных изделий – «дутых» бус, серег, пуговиц и других мелких вещей.

Во втором зале Вы попадаете в крестьянскую избу конца XIX века. Вы увидите рабочее место мастера-стеклодува, кожаные меха, которые поддерживали огонь в горелке, металлические формы для изготовления бус.

div > .uk-panel", row:true}" data-uk-grid-margin="">




Следущий зал рассказывает о периоде индустриализации в нашей стране. Характерные игрушки того времени – монтажные, ватные и картонажные. Войдя в стеклодувный цех, Вы сможете понаблюдать за процессом «рождения» стеклянной игрушки. Мастерица, вращая двумя руками стеклянную трубку – дрот, разогревает ее в пламени газовой горелки до тех пор, пока стекло не станет мягким, и начинает дуть через отверстие в трубке - усик. Происходит чудесное превращение стеклянной заготовки в шар, колокольчик, сердечко!

Заглянув в цех росписи, вы увидите, как художницы рисуют добрые улыбки Дедушкам Морозам, «укладывают» снег на крыши сказочных домиков, присыпают их «золотом» и «серебром».

Есть в нашем музее и музыкальный зал – Зал Щелкунчика. Его украшает нарядная рождественская елочка из сказки «Щелкунчик и Мышиный Король». Всемирноизвестный композитор Петр Ильич Чайковский некоторое время жил в нашем городе, и самые известные свои произведения он написал на Клинской земле. И именно здесь он закончил работу над музыкой к балету «Щелкунчик».

Елочные игрушки 40х-60х годов представлены в следущем зале. Это было непростое врямя для нашей страны – война и послевоенные годы. Новогодние украшения того времени выполнены в форме орденов, звезд, самолетов и дирижаблей с символикой СССР.

Конечно, в музее представлены и современные стеклянные игрушки фабрики народно-художественных промыслов «Елочка». Витрина с этими изящными и хрупкими украшениями переливается яркими красками, невозможно оторвать глаз от этой блестящей красоты!

В ком-то посещение сказочного музея пробуждает ностальгию об ушедшем детстве, кого-то погружает в романтические мечты. Елки-чудо, елки-фантазия встречают Вас как самых дорогих гостей и ослепляют своим великолепием!

Все посетители с удовольствием загадывают заветное желание возле 10-метровой елки – королевы Клинского дворца!

В мастер-классе дети и взрослые могут попробовать себя в роли специалиста по изготовлению новогоднего чуда, сами распишут настоящий стеклянный шарик и заберут его с собой на память о посещении необыкновенного музея!

Наш музей предлагает вам принять участие в ежегодных театрализованных и праздничных программах на любой вкус и возраст: «Рождественская сказка» - в новогодние каникулы, «Сударыня масленица» - веселые масленичные гуляния, «Дед Мороз и ЛЕТО» - зажигательная программа для детей, отдыхающих в летних лагерях, «Свадебный переполох» - развлекательно-познавательная программа, посвященная Дню семьи, любви и верности.

В течение всего года в фойе музея проводятся выставки работ клинских художников и мастеров прикладного искусства.

Также вы можете посетить наш фирменный магазин, в котором круглый год можно приобрести стеклянные новогодние украшения, изготовленные на предприятии народно-художественных промыслов «Ёлочка»!

На фабрике производят изделия ручной работы, которые выполнены в традиционном и современных стилях, игрушки отличаются богатством цветовой гаммы и разнообразием форм. Ждем вас в гости!

Публикации раздела Традиции

В XXI веке елку стало модно украшать игрушками ручной работы. Сегодня шары шьют из фетра и лоскутов, вяжут из ниток, складывают из бумаги или даже из лего. Но все равно мы с особенным трепетом и любовью достаем старинные шары, сохранившиеся от бабушек и прабабушек.

«Деревцо, освещенное фонариками или свечками, увешанное конфетками, плодами, игрушками, книгами, составляет отраду детей, которым прежде уже говорено было, что за хорошее поведение и прилежание в праздник появится внезапное награждение…»

«Северная пчела», 1841 год

Первый елочный декор на Руси был призван продемонстрировать изобилие, поэтому новогодние деревья украшали горящими свечами, яблоками и изделиями из теста. А для того, чтобы елка стала яркой и сверкающей, добавляли переливающиеся на свету украшения: мишуру, канитель (тонкие металлические нити), блестки. В сочетании с горящими свечами эффект игры света делал зеленую красавицу еще более сияющей и торжественной.

С середины XIX века заработали специальные артели, которые занимались производством гирлянд, елочных игрушек, а также сделанных из тонкой фольги цепей, мишуры и дождика.

«Елка гнулась от множества игрушек и сластей, пылала веселым счастливым огнем, трещали хлопушки, вспыхивали внезапно бенгальские огни и рассыпались звездочками».

Сергей Потресов. «Рождественский рассказ»

Стеклянные игрушки

Встреча Нового года. 1950-е. Фотография: ИТАР–ТАСС

Старая советская елочная игрушка-самолет в Музее елочной игрушки «Клинское подворье», г. Клин. Фотография: П. Просветов / фотобанк «Лори»

Первые стеклянные игрушки: шары, бусы, сферические зеркальные предметы в виде прожекторов и сосулек - появились на российских елках в середине XIX века. Они были тяжелее современных, потому что делались из толстого зеркального стекла. Первоначально большая часть стеклянных украшений была иностранного производства, однако совсем скоро их стали изготавливать и в России.

«Купить игрушку из стекла для жителя России конца XIX века было то же самое, что современному россиянину купить машину».

Сергей Романов, историк игрушки и коллекционер новогодних украшений.

Именно на Руси придумали наряжать ель женскими украшениями - стеклянными бусами. Их изготовлением занималась вся семья: маленькие шарики выдували мастера-стеклодувы, женщины красили бусины, а дети нанизывали их на нитку. Наибольшее распространение это ремесло получило в Клинском уезде, где позднее основали фабрику «Елочка», и сейчас выпускающую новогодние гирлянды.

Продукция Клинского объединения «Елочка», 1982 год. Фотография: А. Семехина / Фотохроника ТАСС

Старая елочная игрушка - клоун. Фотография: Ю. Зобков / фотобанк «Лори»

Старая елочная игрушка - кукуруза. Фотография: Ю. Зобков / фотобанк «Лори»

В конце 1930-х на елках появились герои детской литературы - Иван Царевич, Руслан и Людмила, братец Кролик и братец Лис, Красная Шапочка, Кот в сапогах, Крокодил с Тотошей и Кокошей, доктор Айболит. После премьеры фильма «Цирк» стали популярны фигурки на цирковую тематику. В честь освоения Севера елочные лапы украшали фигурками полярников. В это же время появились филигранные и расписанные вручную украшения на восточную тему: Аладдин, старик Хоттабыч, колдун Черномор.

В военные годы на елки вешали фигурки самолетов танков, сталинских броневиков. Также мастерили фигурки из военных погон и подручных материалов, например медицинских бинтов.

Новогодняя композиция. Фотография: С. Гавриличев / фотобанк «Лори»

Старая елочная игрушка в виде советского дирижабля. Фотография: Ю. Запорожченко / фотобанк «Лори»

Лишь после 1947 года началось производство игрушек на «мирную» тематику: новогодние деревья украсили сказочные герои, лесные звери, фрукты и овощи.

После выхода на экраны фильма «Карнавальная ночь» в 1956 году появились знаменитые игрушки «Часы» - со стрелками, установленными за пять минут до полуночи. В 70–80-е годы самыми популярными были шишки, колокольчики и домики.

Кроме того, в СССР елку украшали игрушками, отражающими идеалы и стремления коммунистического государства. Так, на одной елке вместе сосуществовали овощи и фрукты, космические корабли и подводные лодки, фигурки человечков в национальных костюмах разных народов, фабрики и заводы, домашние и дикие животные, спортсмены.

Папье-маше

Музей елочной игрушки «Клинское подворье», г. Клин. Фотография: С. Лаврентьев / фотобанк «Лори»

Музей елочной игрушки «Клинское подворье», г. Клин. Фотография: С. Лаврентьев / фотобанк «Лори»

Большое распространение в Советском Союзе получили украшения из папье-маше (плотного вещества, состоящего из бумажной массы, смешанной с клеем, гипсом или мелом). В СССР производство игрушек из папье-маше было ручным и состояло из ряда длительных операций: лепки, шпатлевки, грунтовки, шлифовки, окраски, росписи с промежуточной сушкой при температуре от 20 до 60°. Ассортимент в основном составляли реалистичные фигурки людей и животных. Покрытие из бертолетовой соли делало поверхность игрушек более плотной и придавало им неяркий блеск. С помощью вакуумного литья создавались новогодние маски и фигуры больших размеров для елки (деды-морозы и снегурочки). Такие игрушки были легки по весу, но не уступали в прочности прессованным.

Музей «Клинское подворье» называют уникальным, а его экспонаты - праздничными и волшебными. В этом музее представлена история елочных игрушек – главных атрибутов новогодних и рождественских праздников. Пожалуй, только в этом музее в любое время года можно увидеть наряженную елку, и не одну.

В середине XIX столетия князь Александр Сергеевич Меншиков, внук петровского соратника Александра Даниловича Меншикова, устроил в селе Александрово Клинского уезда стекольную фабрику. В трех печах этого предприятия 80 рабочих из числа крепостных выдували изделия из стекла: аптекарские емкости, лампы и бутылки. Позднее бывшие меншиковские работники, освоившие тонкости технологии, стали создавать собственные мелкие мастерские и делать в них мелкие стекольные изделия – бусины, пуговицы и прочее. После революции такие мастера работали артельно, а в 70-е годы несколько стекольных производств были объединены в большое стекольное объединение «Ёлочка», которое и сейчас действует в городе Высоковске Клинского района. Оно выпускает елочные игрушки, которые в начале 2000-х годов были признаны изделиями народных художественных промыслов, а сама «Ёлочка» считается старейшим стеклодувным предприятием России.

Музей «Клинское подворье» расположен в Клину и состоит из двенадцати залов. В первом из них представлены первые елочные украшения, которые делали из сладостей и орехов. Ёлки в дореволюционной России любили украшать фруктами и пряниками, а также делали для них самодельные украшения из бумаги, ваты, фольги. Позднее из этих материалов, а также из стекла и картона стали делать игрушки фабричным способом.

В другом зале представлено рабочее место первых стеклодувов, расположенное в крестьянской избе. Игрушки советских лет можно увидеть в отдельном разделе, при их изготовлении мастера придерживались популярных в то время символики и тематики. Так, после полета Юрия Гагарина в космос среди елочных игрушек стали появляться стеклянные и картонные космонавты, ракеты и спутники. В музее также есть возможность увидеть сам процесс выдува стеклянной игрушки и ее росписи.

Один из самых интересных и впечатляющих экспонатов этого музея – большая рождественская елка в зале Щелкунчика. Петр Чайковский жил в Клину в последние годы жизни – с 1892 по 1897-й. Дом, в котором он жил, сейчас является Государственным музеем-заповедником композитора. Его знаменитая рождественская история была окончена, когда Петр Ильич жил здесь.

В одном из залов представлено дефиле елок – множество украшенных в разных стилях колючих деревьев. Еще один зал посвящен Деду Морозу и вариациям его образа.

я вам показывал елочные игрушки на выставке на ВВЦ. А сегодня мы отправимся в подмосковный город Клин, Фабрика «Ёлочка» (сейчас ОАО) – старейшее предприятие по выпуску ёлочных украшений в России.

А начну я рассказ, как водится, с истории. Обычай украшения домов в Новогодие зелеными ветками – символами возрождения природы, «неоскудевающей благодати Божей» и одаривание друг друга подарками происходит из глубокой древности. Первые ёлки, наряженные яблоками и сахарными изделиями, встречались в некоторых областях Германии еще в первой половине 16 века.

В России указ Петра 1 о праздновании Нового года устанавливал около домов и на воротах «учинить некоторые украшения от дерев и ветвей сосновых и можжевеловых», которые, однако, ничем дополнительно наряжать не предусматривалось. Сохранились отдельные свидетельства об устройстве ёлок для детей при дворе Павла I в самом конце 18 столетия.

Украшенные свечами и игрушками ёлки появились в богатых русских домах только в 1830-1840-х годах.

Повсеместно же в городах и помещичьих усадьбах праздник с Рождественской ёлкой стал отмечаться в конце XIX - начале XX веков. Тогда ёлки наряжали восковыми свечами и сладостями для детей - конфектами, фигурнами пряниками, орехами, завёрнутыми в золотую фольгу. Покупные игрушки из стекла, картона, ваты и других материалов, изготовленные в основном в Нюрберге и Берлине, очень медленно входили в русский быт. Забегая вперед, напомню, как выглядели игрушки из картона, папье-маше и ваты. Это, конечно, не те, старые германские игрушки, а наши, производства 20-х годов прошлого века.

Домики там всякие - туески
4.

Такая игрушка висела на ёлке у счетовода или бухгалтера
5.

Игрушки из папье-маше и ваты
6.

Или просто из тряпочек
8.

Но это я немного забежал вперед, давайте вернемся к истории возникновения стеклянной игрушки. Кстати, а почему стеклянной? Ведь на ёлку вешали настоящие яблоки, конфеты и прочие фрукты. По окончании праздника гости все украшения съедали. Но в основном – яблоки, они поспособствовали рождению ёлочных игрушек. Это событие произошло в 1848 году в Тюрингии в городе Лауша, знаменитом своими стеклодувами. В Германии случился неурожай яблок, ну а дальше, думаю, все понятно: стеклодувы пришли на выручку и выдули вот такие шары, которые ну в точь-в-точь похожи на яблоки.

Конечно, те шары были не такими лёгкими и красивыми. Толстостенное стекло, почти 7 мм – шары весили довольно прилично. Краска на основе солей свинца наносилась изнутри. Шары выдувались на керосинках, в 1867 году завод переходит на газовое оборудование.

Но вернемся в Россию. Одни из первых отечественных мастерских по производству стеклянных ёлочных игрушек находилась в Крутовской волости Клинского уезда. Богатые залежи в крае кварцевого песка, являющегося основным сырьем для производства стекла, способствовали раннему развитию здесь стекольной промышленности. В 1849 году в имении адмирала князя А.С. Меньшикова, правнука сподвижника Петра I - А.Д. Меньшикова, при сельце Александровка был открыт завод по производству стеклянной и хрустальной посуды, которым руководил инженер-технолог А.И. Егоров. На нем трудились около 176 мастеров, приглашенных с заводов Владимирской и Тверской губерний. Продукция завода славилась чистотой выделки стекла, высоким качеством гранения и шлифовки изделий из хрусталя.

В числе прочего – продукция медицинского назначения. Фармацевтических заводов в то время не было, лекарства изготавливались непосредственно в аптеках. Вот такие аптекарские склянки пользовались большим спросом.

Изменения наступили в 1861 году после отмены крепостного права. Рабочие получают возможность работать не только на заводе Меньшикова, но и на себя – возникает пустяшный промысел. Пустяком в ту пору назвали полую дутую стеклянную бусину.
Из таких пустяков состоят вот такие бусы:

Бусы, которые мы сегодня видим на ёлках, пошли из Клина.
А теперь давайте посмотрим, как был устроен этот пустяшный промысел.
На столе мастера кружка-горелка, они использовались в артелях и после революции. Основа – обычная кружка, заливался керосин, фитиль из пакли,

Через кожаный рукав соединялось с мехами.
14.

На заводе Меньшикова покупали вот такие трубки разного диаметра.

Такая трубка называется стеклодрот.

У стекла низкая теплопроводность, поэтому трубку можно держать в руках и нагревать на горелке. В месте нагревания стекло становится пластичным, если в трубку подуть, то можно выдуть шарик. Затем во внутрь заливали краску. Когда краска высыхала, острым кумушком бусинку одну от другой отделяли. Потом дети нанизывали бусинки на холщевую нитку или на конский волос. У этой должности было название нискобус, не ищите это слово в интернете, я уже пробовал, Гугл не знает такого слова.

Такие формы были очень дорогими, поэтому такие игрушки не были очень распространены. Но это уже другая история. Как развивался игрушечный промысел в артелях – я расскажу вам в следующий раз.