Сергей гиляровский. Владимир Гиляровский: человек – время

  • 23.06.2020

Главный «бытописатель Москвы», репортер и атлет. Удивительный человек редкого жизнелюбия, таланта и воли. Книги "дяди Гиляя" по сей день являются бестселлерами.

Бурлак из гимназии

Родился Владимир Гиляровский в Вологодской губернии, в селе Сямы, в семье управляющего имением. Мать умерла, когда ребенку было 8 лет. Отец, занятый большим хозяйством и дружбой с ссыльными революционерами, много времени ребенку уделять не мог, и отдал его в 1865 году в Вологодскую гимназию, так как все домашнее воспитание сводилось к тому, чтобы вырастить сына «охотником и спортсменом». Однако, учеба не задалась: в первом же классе Гиляровский остался на второй год, вместо основных уроков уделял время конным занятиям в манеже – джигитовке и вольтижировке, да еще и писал «пакости на наставников» - пародийные стихи и эпиграммы на преподавателей. В итоге, прочитав роман Чернышевского «Что делать?» Гиляровский бросил гимназию, не доучившись года, и пошел в народ, начав свою карьеру с бурлачества на Волге.

Циркач, поэт и солдат

Дойдя с бурлаками до Ярославля, Гиляровский решил стать военным и поступил в Нежинский полк. Успехи молодого человека отметило начальство, и он был зачислен в Московское юнкерское училище, однако вскоре его оттуда выгнали за полное отсутствие дисциплины. Но Гиляровский, который к тому времени уже напечатал несколько стихов в вологодских газетах, не расстроился. Он сменил несколько профессий: от объездчика молодых лошадей до циркового артиста, играл в провинциальных театрах, и даже освоил ремесло пожарного. Вернулся в армию Гиляровский только в 1877 году, когда началась война с Турцией. За храбрость и верную службу отечеству Владимир Гиляровский был награжден орденом святого Георгия IV степени.

Столичный репортер

В 1881 году Гиляровский приехал в Москву, остановившись в гостинице Голяшкина (которой потом посвятит немало строк в своей книге «Москва и москвичи»). В гостинице жили и его знакомые актеры. Так что покорять столицу Гиляровский начал со сцены театра Анны Бренко. Параллельно Гиляровский начал публиковать стихи в журнале «Будильник» и печататься в московских газетах. В этот период началась его дружба с Антоном Чеховым, продлившаяся всю жизнь. Литераторства так увлекло Гиляровского, что он оставил сцену ради писательства и репортерской работы в газете «Московский листок».

«Король репортеров»

Вскоре Гиляровский стал живой легендой – одним из лучших и известных московских репортеров. Он всегда успевал первым на место происшествия, окунаясь в самую гущу событий, и описывал все быстро, талантливо и, что называется, «с огоньком». Он писал репортажи с пожаров, вел журналистские расследования о жизни рабочих на московских заводах, первым поднял тему бездомных животных и поставил вопрос об этой проблеме и ее решении, но главной темой его были репортажи для уголовной хроники. Физическая сила, храбрость и склонность к риску Гиляровского нашли здесь свое применение. Громкую славу ему принес репортаж о трагедии на Ходынском поле в 1896 году. Гиляровский был там лично и своими глазами видел всю катастрофу.

Два писателя

Дружба Чехова и Гиляровского была самой искренней, и продолжалась до самой смерти Антона Павловича. Он высоко ценил Гиляровского как писателя и как человека. Со своей стороны, здоровяк Гиляровский с нежностью относился к слабому здоровьем писателю, особенно в последние годы его жизни. Общение двух литераторов приводило и к появлению новых сюжетов: так, свой знаменитый рассказ «Злоумышленник», Чехов написал после того, как побывал в гостях у Гиляровского на его даче. А вот как описывал первое появление «короля репортеров» в чеховском доме брат писателя – актер Михаил Чехов: «Это был тогда еще молодой человек, среднего роста, необыкновенно могучий и коренастый, в высоких охотничьих сапогах. Жизнерадостностью от него так и прыскало во все стороны. Он сразу же стал с нами на «ты», предложил нам пощупать его железные мускулы на руках, свернул в трубочку копейку, свертел винтом чайную ложку, дал всем понюхать табаку, показал несколько изумительных фокусов на картах, рассказал много самых рискованных анекдотов и, оставив по себе недурное впечатление, ушел. С тех пор он стал бывать у нас и всякий раз вносил с собой какое-то особое оживление».

«Дядя Гиляй»

Как писатель, Гиляровский писал о тех же людях, с которыми сталкивался на репортерской работе, которых знал и любил: обитателях городского «дна», рабочих из бедных кварталов и других простых жителях столицы. Его книга «Трущобные люди» была запрещена к печати за, как бы сегодня сказали, «негатив». Но главным и любимым у читателей произведениям «дяди Гиляя» (так называли его в редакциях московских газет) стала «Москва и москвичи» - сборник очерков о жизни столице России, в которой Гиляровский с любовью и удивительной красочностью нарисовал картину города конца XIX - начала XX века. О Гиляровском ходило бессчетное множество удивительных слухов, анекдотов и остросюжетных историй. Сам Гиляровский слухов никогда не опровергал, напротив, посмеиваясь в усы, подкидывал новые, еще более невероятные истории своих приключений.

Москвич по призванию

Все, знавшие Гиляровского, отмечали его искренность, правдивость и жизнерадостный характер. Когда Гиляровский писал свои очерки и репортажи, то главным для него было передать правду, и он, увлекшись, иной раз жертвовал ради этой правды художественными достоинствами своих произведений. Под конец жизни Гиляровский ослеп. Но и тут сказался его характер – писать Владимир Алексеевич не бросил, причем писал самостоятельно, овладев техникой письма вслепую. Похоронен он в своей любимой Москве, на Новодевичьем кладбище.

Владимир Алексеевич Гиляровский - поэт, писатель, журналист, человек, который прекрасно знал Москву и всю Россию. Гиляровский родился в 1855 году в семье управляющего имением графа Олсуфьева на хуторе в Вологодской губернии, где и провел свое детство. Дед Владимира Алексеевича был запорожским казаком. Первым наставником маленького Володи стал друг деда, матрос Китаев, который взялся обучать мальчика плаванию, гимнастике, борьбе, верховой езде, брал с собой охотиться. Крепкий и жизнерадостный мальчик с удовольствием схватывал все новое.

Когда Владимиру исполнилось восемь лет, его мать умерла, а спустя некоторое время отец женился на женщине из известного рода. Мачеха приняла ребенка, как родного, обстановка в семье была очень доброжелательной, но привыкший к свободной раздольной жизни Володя трудно адаптировался к новым условиям. Особенно не давалось ему прилежание в учебе и хорошие манеры за столом. В первом классе вологодской гимназии Гиляровского оставили на второй год, но это не слишком огорчило мальчика. Уже в юности он писал стихи о проделках своих одноклассников и учителях. Его произведения пользовались у школьников большой популярностью. Гиляровскому хорошо давался французский язык, его переводы оценивали как очень хорошие. Затем Владимир увлекся цирком, освоил акробатику и джигитовку, всерьез решив стать цирковым артистом.

К Гиляровскому в полной мере можно применить выражение "колоритная личность". Его внешность, характер, манера вести себя и говорить, да и вся биография в целом были очень живописными. В 1871 году молодой Гиляровский провалил экзамены в гимназии, и, не окончив обучения, сбежал из дома. Владимир отправился в незнакомый мир, не взяв ни паспорта, ни денег, но он был твердо уверен в своих силах. Гиляровский вступил в артель бурлаков. В течение 20 дней он в общей лямке шел по Волге от Костромы до Рыбинска. Затем Владимир Алексеевич работал крючником, табунщиком. Широкая натура будущего писателя требовала выражения, и во все свои начинания Гиляровский вкладывал весь свой, ум и душу. К тому же он обладал поразительной физической силой. Без труда Гиляровский ломал пальцами серебряные рубли, разгибал подковы. Рассказывают, что как-то Владимир Алексеевич решил удивить своего отца, и завязал узлом кочергу. В ответ отец, уже глубокий старик, тут же развязал и выпрямил кочергу, осерчав на сына за то, что он портит хорошие вещи.

В 1873 году будущий знаменитый журналист и писатель поступил в Московское юнкерское училище, но проучился в нем только месяц, а затем за нарушение дисциплины его отчислили полк. Продолжать службу Гиляровский не стал. Подав рапорт об отставке, он работал истопником в школе военных кантонистов, трудился в Ярославле на белильном заводе купца Сорокина, на рыбных промыслах, был пожарным и даже выступал в качестве циркового наездника. В 1875 году Гиляровский стал театральным актером. Его игру можно было увидеть на театральных сценах Тамбова, Воронежа, Пензы, Рязани, Саратова, Моршанска, Кирсанова и других городов России.

С началом русско-турецкой войны в 1877 году Гиляровский вернулся в армию в качестве вольноопределяющимся. Он служил на Кавказе в 161-ом Александропольском полку в 12-ой роте, затем перешёл в охотничью команду. Благодаря своим способностям Владимир Алексеевич довольно быстро попал на службу в ряды военной элиты - разведку. Он был награждён Знаком Отличия Военного ордена святого Георгия IV степени - наградой очень почетной. Гиляровский редко надевал этот орден, но очень им гордился. Также Владимир Алексеевич получил медаль "За русско-турецкую войну 1877—1878" и медаль "В память 300-летия дома Романовых".

На протяжении всего этого времени Гиляровский продолжал писать стихи и разнообразные зарисовки, вел постоянную переписку с отцом, который хранил всю корреспонденцию. Стихотворение Гиляровского впервые было напечатано в Вологде в 1873 году, но сам автор узнал об этом лишь спустя пять лет.

В 1881 году, приехав в Москву, Гиляровский остановился в гостинице Голяшкина, что на углу Тверской и Газетного переулка. Здесь он познакомился с актёром В.Н. Андреевым-Бурлаком, который служил при первом частном московском драматическом театре А.А. Бренко, и там же жил. В театре часто бывали Ф.М. Достоевский, А.Н. Плещеев, Я.П. Полонский, И.С. Тургенев, А.Н. Островский. Затем Гиляровский переселился в меблированные комнаты "Англия" в доме Шаблыкина на улице Тверской. В это время зародилась его дружба с А.П. Чеховым и И.И. Левитаном.

Осенью этого же года, вернувшись с театральных гастролей по городам России, Владимир Алексеевич начал работать репортером. Вначале несколько его заметок и стихов напечатали в "Русской газете", а затем он стал репортером газеты "Московский листок", недавно открытой Н.И. Пастуховым. В 1882 году Гиляровский уже был постоянным сотрудником газеты с оплатой по 5 копеек за строку. Пастухов стал первым наставником и учителем Гиляровского, он начал его знакомить с Москвой, ее разнообразными обитателями, в том числе с официальными представителями полиции, с миром преступников, нищих и бродяг. Все эти люди могли пригодиться в будущем, от них можно было получать нужные сведения о московских происшествиях в самые короткие сроки. Обязанностью Владимира Алексеевича было предоставлять в газету наиболее оперативно все самые свежие новости, быть в курсе всего, что происходит в Москве и окрестностях. Несмотря на довольно молодой возраст, у Гиляровского за плечами был уже солидный жизненный опыт, и это очень помогало ему в работе. В поисках интересных сюжетов он пешком ходил на окраины Москвы, какими тогда были Марьина Роща или Даниловка. Пастухов был очень скрупулезен в отношении правдивости материала, который выходит в его газете. Он требовал, чтобы сведения репортеров были исключительно правдивыми. Так Гиляровский выработал в себе такие профессиональные качества как высокая осведомленность, оперативность, правдивость. Его источники информации выходили далеко за рамки официальных, а сам он подшучивал над полицией, говоря: "мои агенты лучше ваших".

Несмотря на то, что у Владимира Алексеевича было множество знакомых среди вокзальных сторожей, канцелярских писцов, трактирщиков, кустарей, гостиничной прислуги, пожарных, обитателей трущоб, он по возможности предпочитал лично присутствовать на месте любого значительного происшествия. Часто он прибывал на место раньше прочих репортеров, получив сведения из первых рук, и опередив всех своих коллег. У него даже было специальное разрешение, позволявшее ему ездить вместе с пожарными на их обозах. Благодаря репортажам Гиляровского росла популярность изданий, в которых они печатались. Владимир Алексеевич же приобрел всеобщую известность и уважение после того, как опубликовали его репортаж о трагических событиях на Ходынском поле, когда во время коронации Николая II в страшной давке погибло огромное количество людей. Это был единственный репортаж в русской и мировой прессе, который правдиво повествовал о случившейся трагедии.

Ту функцию, которую сейчас выполняет телевидение, тогда выполнял репортер - единственный источник свежих новостей. Гиляровский был первооткрывателем горячего репортажа, как в прямом, так и в переносном смысле. Он не раз рисковал своей жизнью. Это было и на Ходынском поле, и во время репортажей с московских пожаров, в тушении которых Гиляровский иногда сам принимал участие. Он никогда не стоял в стороне от событий. Человек богатырского телосложения, в колоритной казацкой папахе, он стал живым символом Москвы.

Довольно скоро заметки Гиляровского стали появляться и в других московских изданиях, и всего за несколько лет из простого репортера он превратился в знатока московской жизни. Владимир Алексеевич был не только талантливым журналистом и писателем, но и очень интересным собеседником. Москвичи стали называть его дядей Гиляем, признавая за своего и выражая искреннюю признательность. О жизни Гиляровского сохранилось множество воспоминаний, из которых становится понятно, какой это был необычный человек. Например, однажды он отправил в Австралию по вымышленному адресу письмо только для того, чтобы проследить долгий и запутанный путь, который проделает письмо по миру, прежде чем вернуться к отправителю. Друзьями и хорошими знакомыми Владимира Алексеевич были многие известные люди того времени, в том числе Чехов, Бунин, Куприн, Шаляпин, Андреев, Белый, Блок, Брюсов, М. Горький, М.Н. Ермолова, Есенин, Качалов, Паустовский, Репин, Саврасов, Станиславский и многие другие. Он являлся действительным членом Общества любителей российской словесности, был членом-учредителем первого русского гимнастического общества и почётным пожарным Москвы.

Как уже говорилось, Гиляровский считался признанным знатоком Москвы, и это было на самом деле так. Он прекрасно знал историю города и то, чем жила современная Москва. Его интересовало все: архитектура, география, высший свет Москвы и низшие слои общества, обитавшие в районе Хитровки. Городская беднота также прекрасно знала и любила писателя, а заслужить такое отношение было очень нелегко. Завоевать доверие нищих, босяков, отщепенцев и преступников, опустившихся по разным причинам, озлобленных, Гиляровский смог благодаря своему бесстрашию, честности и добросердечию. Все знали, если ты сегодня поделишься с "дядей Гиляем" информацией, завтра он выручит тебя - даст взаймы денег, и тут же о них забудет, вызволит из участка, познакомит с нужными людьми или окажет протекцию в интересующем тебя деле, а если повезет - то король московских репортеров прославит тебя в своей статье. Отличительной особенностью его таланта было умение найти не просто актуальный материал, такой, который вызывал у людей живой интерес и сопереживание.

Как уже говорилось, Владимир Алексеевич был приверженцем точности, никогда не шел на поводу желания приукрасить события, но это не значит, что его репортажи являлись сухим изложением фактов. Во всех своих статьях он не просто рассказывал о случившемся, большое внимание он уделял людям - непосредственным участникам событий. Гиляровский всегда обращал внимание на простых людей и условия их труда. Один из примеров - это репортаж из Орехово-Зуево, сделанный в 1882 году. В своей статье журналист пишет о тяжелом положении семей рабочих, которые погибли во время пожара на фабрике Хлудова. В репортаже "С гуслицкого пожара" 1887 Гиляровский пишет: "Героем дня в деревне явился 13-лет-ний мальчик Гаврило Лаврентьев". Этот мальчик вынес из горящей избы своего младшего брата. Обычные горожане часто становились героями очерков Гиляровского. Он писал о скудных заработках штатных воспитателей Воспитательного дома, о плохом состоянии благотворительных заведений Москвы, о бедах отдельных семей, о попытках организованной борьбы с пьянством и многих других социальных проблемах.

Не всегда официальные власти были рады вмешательству корреспондентов газет и журналов, и Гиляровскому приходилось применять и настойчивость, и находчивость. Среди громких репортажей Гиляровского целый ряд посвящен железнодорожной тематике. Когда в 1892 году на станции Кукуй Курской железной дороги произошла железнодорожная катастрофа, ее расследовали в условиях особой секретности, так как вина путевых служб в том случае была чересчур очевидной. Посторонних к расследованию не подпускали и близко, но Гиляровский не мог смириться с таким положением дел. Новость о трагедии застала его в гостях у М.В. Лентовского, где также находился и управляющий Московско-Курской железной дорогой. Владимир Алексеевич по собственной инициативе, даже не известив редакцию газеты, в которой работал, без промедления отправился к месту крушения. Он спрятался в туалете одного из вагонов служебного поезда, а затем присоединился к комиссии, члены которой толком друг друга не знали. Таким образом, Гиляровский опередил журналистов из других газет на двое суток, и мог предоставить людям самые точные сведения без официальной цензуры. В течение двух недель Гиляровский посылал репортажи с места событий в "Московский листок".

Были и такие задания, с которыми Гиляровскому не удалось справиться. Одно из них - несостоявшийся репортаж с воздушного шара. Поначалу было запланировано, что Владимир Алексеевич будет описывать полет воздушного шара над Москвой, но в последний момент обстоятельства сложились так, что журналисту пришлось лететь вместе с воздухоплавателем, и они улетели за пределы Москвы, а репортаж не попал в газету в нужное время. Спустя 40 лет отчет-воспоминание о полете все-таки был напечатан, а ощущения от этого приключения Гиляровский сохранил навсегда.

Но Владимир Алексеевич сотрудничал не только с "Московским листком". Еще сенью 1883 года, когда Гиляровский вернулся с гастролей театра В.Н. Андреева-Бурлака, газета "Русские ведомости" решила улучшить свою репортерскую часть, и взяла его на работу. Сам журналист об этом вспоминал так: "Я вел городские происшествия и в случае катастрофы, эпидемии или лесных пожаров командировался специальным корреспондентом".

Гиляровскому приходилось вести очень напряженный образ жизни: "Днем завтракаешь в "Эрмитаже", ночью, добывая материал, бродишь по притонам Хитрова рынка. Сегодня, по поручению редакции, на генерал-губернаторском рауте... а завтра едешь осматривать задонские зимовники, занесенные снегом табуны... Рубинштейн дирижирует в Большом театре на сотом представлении "Демона", присутствует вся Москва в бриллиантах и фраках, — я описываю обстановку этого торжественного спектакля; а через неделю уже Кавказ... А через месяц Питер — встречи в редакциях... у Глеба Успенского на пятом этаже в его квартирке на Васильевском острове... А там опять курьерский поезд, опять мечешься по Москве, чтобы наверстать прошедшую прогульную неделю ".

Пожалуй, стоит отметить, что работа Гиляровского не была простой погоней за сенсациями. Часто в результате его репортажей-расследований на существующие проблемы обращали внимание власти, и решали их. Так, в конце 1880-х годов в Москве существовала проблема отлова бездомных одичавших собак, и в 1887 году вышла обширная статья Гиляровского "Ловля собак в Москве". Для того, чтобы изучить ситуацию изнутри, журналист пришел к людям, которые занимаются отловом животных, и сказал, что у него пропала собака. Эта небольшая хитрость позволила ему увидеть, в каких ужасных условиях содержатся отловленные собаки, а также о существующем барышничестве, которое поощряло похищение породистых собак, и противоречило существующим инструкциям по отлову. Все эти и прочие подробности, открывшиеся в результате репортерского расследования, позволили властям незамедлительно принять меры, и усилить контроль полиции за Грибановым, возглавлявшим этот бизнес в Москве.

Репортерская работа требовала от Гиляровского постоянно передвигаться. Приходилось очень много ездить и ходить. У Владимира Алексеевича был свой постоянный извозчик, о котором он писал: "Ваня Дунаев ездил со мной помесячно... Я ездил с ним на рискованные репортерские приключения по разным трущобам совершенно спокойно. Он бывал со мною на скачках и бегах ". Редакция газеты ценила увлеченность и профессионализм Гиляровского. Помимо установленных 5 копеек за строку, ему платили еще 100 рублей в месяц, а также оплачивала некоторые командировочные расходы. Гиляровский вспоминал: "В те годы я занял в "Русских ведомостях" солидное положение и, кроме репортерства, печатал статьи и фельетоны ".

В 1887 году по совету Г.И. Успенского и настоянию Чехова Гиляровский издал свой первый сборник "Трущобные люди". Практически весь тираж этого сборника был уничтожен цензурой. Следом за первым сборником появились и другие, которые читатели встречали с неизменным одобрением. Произведения Гиляровского не были безупречными с литературной точки зрения. Чехов иногда критиковал склонность Владимира Алексеевича к "общим местам и трескучим описаниям", не забывая при этом называть человеком "чистым сердцем", в котором "совершенно отсутствует элемент предательства, столь присущий господам газетчикам". В то время были широко известны и стихи Гиляровского, хотя, критики их оценивали не так высоко, как его прозу. В начале Первой мировой войны вышла книга его стихов, гонорар от которой автор передал в фонд помощи раненым воинам и жертвам войны. Иллюстрации к книге создали братья Васнецовы, Кустодиев, Малютин, Маковский, Нестеров, Репин, Суриков, Серов. То, что такое число исключительно знаменитых людей объединились ради создания этой книги, говорит об уважении, которое они испытывали к Гиляровскому. Сам он интересовался живописью, и всегда поддерживал молодых художников, приобретая на выставках их картины. Но материальной помощью дело не заканчивалось. Гиляровский охотно писал о разнообразных художественных выставках, демонстрировал купленные картины своим знакомым, пророча их авторам славу в будущем. Художники отвечали Гиляровскому такими же теплыми чувствами. Его живописный образ так и просился на полотно. Владимира Алексеевича писали С.В. Малютин, Н.И. Струнников, И.Д. Шадр. На картине Репина "Запорожские казаки пишут письмо турецкому султану" Гиляровского можно узнать в смеющемся запорожце. Художник А.М. Герасимов, у которого Гиляровский был на даче частым гостем, написал портрет Владимира Алексеевича и портреты членов его семьи. Скульптор Н.А. Андреев создал образ Тараса Бульбы для барельефа на памятник Н.В. Гоголю ни с кого иного как с Гиляровского. И дело не только во внешней схожести писателя с запорожцем. После проведения ряда серьезных исследований Гиляровский установил точную дату и место рождения Гоголя, о котором он написал несколько обширных статей.

Не только у художников личность Гиляровского вызывала живой интерес. О нем писали поэты, журналисты и писатели. Сохранилось множество воспоминаний об изучении Гиляровским "московского дна". Паустовский писал: "Летопись быта с особой резкостью и зримостью приближает к нам прошлое. Чтобы до конца понять хотя бы Льва Толстого или Чехова, мы должны знать быт того времени. Даже поэзия Пушкина приобретает свой полный блеск лишь для того, кто знает быт пушкинского времени. Поэтому так ценны для нас рассказы таких писателей, как Гиляровский. Его можно назвать "комментатором своего времени ". Можно сказать, что к написанию знаменитого рассказа "Злоумышленник" Чехова подтолкнул именно Гиляровский, история была довольно интересной.

В 1884 Гиляровский женился на М.И. Мурзиной. Несколько раз семья переезжала с квартиры на квартиру, а с 1886 года и до конца жизни проживала в доме Титова по адресу Столешников переулок, дом 9. Летом супруги снимали дачу в Краскове или в Быкове, что располагается по Казанской железной дороге. Сам Гиляровский редко жил на даче, был больше наездами, но за это время успевал найти интересные сюжеты из Подмосковья. В Красково дачу снимал и А.П. Чехов, с которым Владимир Алексеевич дружил. В один из дней, когда Гиляровский с Чеховым прогуливались по окрестностям, на берегу пруда они повстречали рыбака, мазавшего илом загноившуюся ногу. Будучи по образованию врачом, Антон Павлович не смог спокойно смотреть на такое невежество. Он осмотрел ногу мужика и прописал ему мазь. Возможно, именно тогда Чехов заметил на сетях у мужика необычные грузила. Гиляровский разъяснил Чехову, что это гайки, которые рыбак отвинчивает от железнодорожных рельсов. После этого случая у Чехова появился рассказ на железнодорожную тему под названием "Злоумышленник".

У самого Гиляровского с железной дорогой связано очень много сюжетов. Широко известен очерк "В вихре", когда Гиляровский ехал в том поезде, на котором машинист А.В. Ухтомский, эсер, вывозил из Москвы под обстрелом правительственных войск дружинников в декабре 1905 года. К этому же событию относится и рассказ железнодорожника Т.В. Голубева о карательной экспедиции полковников Мина и Римана на Московской железной дороге. Этот рассказ опубликовали только в 1925 году. Публикация была образцом честного и непредвзятого журналистского освещения. Повстанцы в нем изображены не такими идеальными людьми, которыми многим хотелось бы их видеть. Карательный поезд Римана застал многих из них за мародерством и грабежами станционных складов. Но в любом случае, жестокая расправа без суда и следствия не могла быть оправдана.

Среди самых известных репортажей Гиляровского - рассказ об ужасном урагане, который пронесся по Москве в 1904 году, и оставил после себя значительные разрушения и человеческие жертвы. 16 июня ураган пронесся опустошительной полосой от станции Карачарово до Сокольников в направлении Ярославского шоссе. Тираж газеты с этим репортажем побил все рекорды - было продано 100 000 экземпляров. Владимир Алексеевич писал, что "по счастью" он оказался в центре разрушительного смерча. Буря застала журналиста в Лефортове около 5 часов вечера. В 10 чесов Гиляровский уже был в редакции газеты, и писал отчет, затем после двухчасового сна, в 2 часа ночи вместе с коллегой В. Дорошевичем он вновь отправляется в район бедствия. С 3 часов ночи и до рассвета журналисты обходили город. "В 7 часов мы с моим спутником поехали в город и до самого дома не обменялись ни одним словом. Впечатление ужасное", — рассказывал Гиляровский в следующем номере газеты.

Не раз на страницах "Русского слова" Гиляровский поднимал вопрос профессиональной этики репортеров. Эту тему затрагивают статьи "По собственной неосторожности", "Три тысячи бритых старух" другие. В них Владимир Алексеевич поднимает на смех репортерские штампы, показывает серьезные недочеты в освещении репортерами уголовных дел.

Очень интересна большая статья Гиляровского "Праздник рабочих", посвященная празднованию рабочими дня Первого мая в Сокольниках в 1905 году. Вот некоторые выдержки из этого материала: "О первом мая в Сокольниках говорили давно. Носились слухи о "бунте", об избиениях, разгромах. Множество прокламаций в этом духе было разбросано всюду. Многие дачники, из боязни этого дня, не выезжали в Сокольники, и дачи пустуют. Но это был измалеванный черт, которого, оказалось, бояться нечего. Гулянье 1 мая в Сокольниках прошло благополучно. Народу было более 50 000... Подстриженные, причесанные, одетые по средствам и обычаю, рабочие все были чисты, праздничны, и сновавшие между ними хулиганы и "ночные сокольничьи рыцари" ярко отличались от них. И когда эта "рвань коричневая" подходила к группам рабочих, ее встречали не совсем дружелюбно...Если в толпе были только одни рабочие, — все обходилось благополучно, послушают, поговорят и мирно расходятся. Иногда после речей кричали "ура", но было все смирно. Не то, когда появлялись хулиганы и карманники!".

З аканчивается репортаж такими словами: "Городской праздник был окончен. Москвичи, натерпевшись страху в десятиминутной панике, убрались восвояси, кто на трамвае, кто на извозчике, кто пешком. Рабочие остались в роще, заняли чайные столики, снова стали собираться в свои партии...Часу в седьмом образовалась... одна партия, человек в триста, которая прошла по четвертому просеку до линии Московско-Ярославской ж. д. и на 5-й версте, на полотне, расположилась, и начались речи...В самый разгар речей вихрем по 4-му просеку налетел взвод казаков, и толпа скрылась в чаще леса. Это был последний эпизод в Сокольничьей роще 1 мая... Все страхи и ужасы этого дня, навеянные некоторыми газетами и массой прокламаций, оказались вздорными. Пусть же празднуют и рабочие! Пусть 1 мая в Сокольниках будет их день. Как Татьянин день для студентов... "

В 1914 году Владимиру Алексеевичу предложили издать собрание своих сочинений. Он начал работать над семитомным собранием, но начало Первой мировой войны помешало реализовать эти планы. После Октябрьской революции Гиляровский продолжал работать. Теперь он печатался в новых изданиях: в газетах "Известия", "Вечерняя Москва", "На вахте", в журналах "Рампа", "Красная нива", "Художественный труд", "Огонёк". Его популярность не ослабевала, а книги, написанные им, не залеживались на прилавках.

Самой известной книгой Гиляровского, которая и сегодня очень популярна у читателей, является "Москва и москвичи", изданная в 1926 году. В ней подробно и правдиво отображена жизнь Москвы периода 1880-1890-х годов. В ней можно найти рассказ обо всем интересном, на страницах книги описаны рынки и трущобы, книжные магазины и трактиры, улицы и бульвары, люди искусства, торговцев, чиновники и многое другое. Второе издание книги (1931г.) называлось "Записки москвича". В 1926 также вышла книга "От Английского клуба к Музею революции".

В книге "Мои скитания" читатель встретит уникальные воспоминания о тяжелом труде бурлаков. Гиляровский подробно описывает все профессиональные тонкости этого дела, рассказывает о положении бурлаков в обществе, о том, как проходит их рабочий день, как они обедают и отдыхают. Масса подробностей и нюансов бурлацкой жизни, которые стали известны Владимиру Александровичу из собственного опыта, детально знакомят нас с этой, давно ушедшей в прошлое, профессией так, что не остается ни одного непонятного вопроса.

Последняя книга Владимира Алексеевича Гиляровского "Друзья и встречи" была издана за год до его смерти. В то время он уже был очень болен, почти потерял зрение, но продолжал работать, описывая свою. Полную приключений и событий, жизнь. Он писал: "И вот на старости я сызнова живу двумя жизнями: старой и новой. Старая - фон новой, который должен отразить величие второй. И моя работа делает меня молодым и счастливым - меня, прожившего и живущего… ".

Владимир Алексеевич Гиляровский умер 1 октября 1935 года в возрасте 82 лет, похоронен на Новодевичьем кладбище. В 1966 году в его честь переименовали 2-ю Мещанскую улицу в Мещанском районе Москвы. Есть улица его имени и на родине писателя, в Вологде. Самой лучшей памятью о выдающемся журналисте и писателе, о яркой личности, какой был Гиляровский, служат его книги, издаваемые большими тиражами до сих пор.


С москвоведом Андреем Тутушкиным мы прошли по Москве Гиляровского – местам, не только описанным в книге "Москва и москвичи", но и связанным с жизнью писателя

Биржа труда и Городская народная столовая на Хитровской площади. 1917 год.

Владимир Гиляровский родился в 1855 году в Вологде. До переезда в Москву, он сменил с десяток профессий. Работал истопником, пожарным, наездником в цирке, табунщиком скота и бурлаком на Волге. И в репортерской деятельности Гиляровский продолжил «пробовать себя в разных ролях», перевоплощаясь ради хорошего сюжета то в пристава, то в жулика, то в кочегара. Непомерной физической силы, большой и щедрый, дядя Гиляй (так прозвали его москвичи) везде - от высшего света до самых низов - был своим.

Поселившись в 1881 году в Москве, Гиляровский какое-то время работал в театре Анны Бренко, но очень скоро оставил театр и занялся журналистикой. Он печатался во множестве газет - от «Московского листка» до «Русских ведомостей» - и написал сотни очерков и репортажей. На основе своей репортерской деятельности издал несколько книг, самой популярной из которых стала «Москва и москвичи» . Сборник очерков о быте и нравах Москвы второй половины XIX — начала XX столетия Гиляровский писал с 1912 года и до конца жизни.

Жанр книги довольно необычен: основой художественности здесь становится путеводитель по городу. Возможность взглянуть на Москву прошлого, точные и красочные описания, мрачноватый колорит - все это привлекает в «Москве и москвичах» современного читателя. Кроме того, популярности сборника способствовала постоянная переиздаваемость в советское время: власти выгодно было изображение трущоб и городского дна в царской России.

С москвоведом Андреем Тутушкиным мы прошли по Москве Гиляровского - местам, не только описанным в книге, но и связанным с жизнью писателя.

Для картины Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» в образе казака позировал Гиляровский.

Дом Гиляровского в Столешниковом

Столешников переулок, 9

В этом доме Владимир Гиляровский снимал квартиру 50 лет, с 1886 по 1935 год. Адрес был нарицательный, достаточно было сказать извозчику: «Едем к дяде Гиляю!», и он понимал, что речь идет о Столешниковом переулке. Частыми гостями Гиляровского были Чехов , Шаляпин , Куприн , Бунин , Левитан и другие светские люди, составлявшие круг его общения. Над входом в квартиру дяди Гиляя висела свернутая калачом кочерга. Повесить ее туда Гиляровскому посоветовал Чехов, после того, как тот, демонстрируя свои необыкновенные физические способности, согнул кочергу у него на глазах. Так кочерга все полвека над входом и провисела.

Столешников переулок

Дом Чехова

Садово-Кудринская, 6 с.2

Не только Чехов бывал в гостях у Гиляровского, но и наоборот. В этом доме Антон Павлович жил с матерью, сестрой и младшим братом Михаилом. По словам Чехова, Гиляровский бывал здесь часто: «По-прежнему он забегает ко мне каждый вечер и одолевает меня своими сомнениями, борьбой, вулканами, рваными ноздрями, атаманами, вольной-волюшкой и прочей чепухой, которую да простит ему Бог». Литературоведы предполагают, что Чехов мог изобразить своего друга Гиляровского в рассказе «Два газетчика» в образе журналиста Шлепкина .

Тверская площадь

Гиляровский, имея ребячливый характер, был мастер на шутки и розыгрыши. В историю вошел розыгрыш дяди Гиляя с арбузом. Как-то, проезжая по Тверской и купив по пути моченый арбуз, запечатанный в бумагу, Гиляровский понял, что есть его не хочет. И отдал городовому со словами: «Там бомба!». Испуганный страж порядка отправился в полицейскую часть, располагавшуюся тогда на Тверской площади, напротив нынешней мэрии. В отделении был переполох, пока не нашелся смельчак, развернувший бумагу.

Тверская площадь. Современный вид.

Здание Сущевской полицейской части

Селезневская ул., 11, с. 1

В этом здании с середины XIX века размещалась Сущевская полицейская часть, а также пожарное депо. Именно в этом месте сжигали запрещенные цензурой книги. Первый сборник рассказов Гиляровского «Трущобные люди» властям не понравился, и в январе 1888 года весь тираж книги был сожжен на заднем дворе дома.

Сохранились воспоминания автора об этом эпизоде: «На большом дворе, около садика, стояло несколько человек пожарных и мальчишек. Снег был покрыт сажей и клочками сгоревшей бумаги. Я увидал высокую решетчатую печь, в которой догорал огонь».

Позже, уже при советской власти, Гиляровский этим фактом даже гордился, говоря, что «если царская власть мои книги сжигала, значит было в них что-то стоящее».

Бывшее здание Сущевской полицейской части

Хитровка

Любимые главы книги «Москва и москвичи» у Гиляровского связаны с Хитровкой, где в конце XIX века был рынок рабочей силы. В поисках работы сюда стекался самый разнообразный люд, включая уголовников и бездомных. Многие из них, не найдя работы, оседали в местных ночлежках. Гиляровский в своих очерках называет этих обитателей Хитровки «кротами» и «раками» из-за того, что они никогда не показывались на улице при свете дня.

Хитровская площадь. Современный вид.

Сухаревская площадь

До революции здесь, как и на Хитровке, тоже был рынок . Примечательно, что, после окончания войны с Наполеоном, на Сухаревке разрешено было торговать краденым, «откуда бы оно ни взялось». Место это было привлекательно для Гиляровского как для репортера. Здесь он бывал в трактирах, наблюдал местные нравы. После революции рынок закрыли, а на его месте разбили сквер.

Малая Сухаревская площадь. Современный вид.

Цветной бульвар - Трубная площадь (Неглинка)

Гиляровский несколько раз спускался в подземный коллектор реки Неглинка, выступив таким образом в роли московского диггера. Свой первый спуск он подробно описывает в книге «Москва и москвичи», упоминая, что начитался романов Виктора Гюго . Помогали ему тогда «водопроводчик Федя и солидный обстоятельный дворник». Расстояние по современным меркам они прошли небольшое - от Цветного бульвара до Трубной площади , но Гиляровскому впечатлений хватило! Зловонная жижа, тина, человеческие останки (рядом тогда располагалось много преступных и криминальных районов). На последующую публикацию в газете обратила внимание городская Дума. Власти выделили деньги на расчистку и переустройство коллектора. Последний раз писатель спустился под землю уже в преклонном возрасте. Тогда он сильно простудился и оглох на одно ухо.

Участок реки Неглинной, названный «Тропой Гиляровского».

Памятник Гоголю

Никитский бульвар, 7А

Памятник Гоголю, который находится сейчас в конце Никитского бульвара , во дворе дома-музея писателя, был создан в 1909 году скульптором Николаем Андреевым . Пьедестал памятника украшает барельеф с изображением героев Николя Васильевича. Прообразом Тараса Бульбы на барельефе стал Владимир Гиляровский, внешне очень похожий на казака: усы, насмешливый проницательный взгляд, папаха. Кроме того, среди писателей Гиляй ставил Гоголя выше всех, и даже исколесил все места под Полтавой, где бывал Николай Васильевич.

Гиляровский в образе Тараса Бульбы

Владимир Алексеевич Гиляровский родился на глухом лесном хуторе Вологодчины в семье помощника управляющего лесным имением графа Олсуфьева Алексея Ивановича Гиляровского и Надежды Петровны, урождённой Усатой, предки которой вели начало от кубанских казаков. Привольная жизнь Севера так и манила охотой и рыбалкой, позже двоюродный дед Гиляровского, беглый матрос Китаев, обучил Владимира гимнастике, боксу, борьбе и плаванию, а от родителей он унаследовал любовь к чтению, стихам Пушкина, Лермонтова, Рылеева и красочной прозе Гоголя. Семи лет маленький Володя переехал в Вологду, там отец получил место станового пристава, сына же ждало обучение в местной гимназии. Однако, вольнолюбивый характер мальчика никак не вписывался в регламент строгих правил гимназии. Гиляровского тянуло на раздолье, и восемнадцати лет, не окончив гимназии, юноша сбежал из дома.

Скитания недоучившегося гимназиста

Бурлачество на Волге стало началом скитальческой жизни Гиляровского. За годы странствий он побывал грузчиком на волжском пароходстве, рабочим на белильном заводе, бойцом пожарного расчёта, табунщиком в калмыцких степях, служил актёром в театрах Саратова и Пензы, Воронежа и Тамбова, наездником в цирке. Последнему ремеслу Гиляровский научился у араба-наездника, живя ещё в Вологде. Цирк он полюбил всей душой, позднее, в Столешниковом переулке, у Гиляровского часто бывал дрессировщик Анатолий Дуров, а с силачом Поддубным писатель и сам не раз боролся.

Воспоминания о знаменитых циркачах братьях Никитиных, Дмитрии и Акиме, легли в основу рассказа “Клоун” Максима Горького, с которым Гиляровский вёл хорошую приятельскую дружбу.

В 1877 году он добровольцем отправился на русско-турецкую войну. Служил он в отряде охотников-пластунов, готовых в любую минуту идти на смерть - в Балканских горах брал в плен турецких часовых. “На эти операции посылали охотников самых ловких, а главное сильных, всегда вдвоем, а иногда и по трое. Надо снять часового без шума. Веселое занятие - та же охота, только пожутче, а вот в этом-то и удовольствие”, - признавался позже писатель. За участие в этой войне Гиляровский получил Георгиевский крест IV степени. В 1902 году Гиляровский побывал на праздновании двадцатипятилетия сражения на легендарной Шипке и повторил героический путь отряда генерала М. Д. Скобелева через Иметлийский перевал. Репортажи о мужестве русских воинов и полководческом таланте генерала легли в основу книги “Шипка прежде и теперь. 1877-1902”.

Я - москвич!

А. Долженко (родственник Чеховых), В. А. Гиляровский, И. П. Чехов (стоят); Ан. П. Чехов, М. П. Чехов (сидят). Мелихово. 1892 г. // В. А. Гиляровский: Комплект из 12 открыток. М., 1983

В 1881 году скитаниям Владимира Гиляровского был положен конец, он окончательно переселился в Москву и начал свою журналистскую деятельность. Писал статьи и очерки для самых разных газет и периодических изданий: “Русских ведомостей”, “Петербургского листка”, “Нового времени”, “Муравья”, “Осы”, “Русского слова”. Острый ум, природный артистизм, наблюдательность, огромный опыт и большая смелость отличали его заметки и очерки. Коллеги по репортёрскому перу шутили: “он накануне знает всё, где что свершится”. Он первым прибывал на место происшествия, будь то пожар, катастрофа на железнодорожных путях или безжалостная ловля бродячих собак.

Героем его репортажей был простой люд, кустари, рабочие фабрик и заводов, и писал о них Гиляровский всегда открыто и честно. Особая известность и уважение пришли к нему после репортажа о трагических событиях на Ходынском поле. Вот так описывал он народный ужас: “По направлению к Москве плетется публика с узелками и кружками в руках: подарки получили! У бегущих туда на лицах любопытство и тревога, у ползущих оттуда - ужас или безразличие… Трупов сотни. Лежат рядами. Их берут пожарные и сваливают в фуры. Этот ров, эти страшные волчьи ямы полны трупов. Здесь главное место гибели. Многие из людей задохлись, еще стоя в толпе, и упали уже мертвыми под ноги бежавших сзади, другие погибли еще с признаками жизни под ногами сотен людей, погибли раздавленными; были такие, которых душили в драке, около будочек, из-за узелков и кружек”.

Ночлежный омут

И, конечно, никто кроме дяди Гиляя так подробно не знал быт и нравы босяков ночлежек и трактиров некогда знаменитой московской Хитровки - площади между Покровским бульваром и Солянкой. Страшное место, прибежище оборванцев со всей необъятной Руси, где чужого могли запросто убить. Вот как описывает Хитровку Гиляровский в своей знаменитой книге “Москва и москвичи” : “В лабиринте коридоров и переходов, на кривых полуразрушенных лестницах, ведущих в ночлежки всех этажей, не было никакого освещения. Двух- и трехэтажные дома вокруг площади все полны такими ночлежками, в которых ночевало и ютилось до десяти тысяч человек. Под нижними нарами, поднятыми на аршин от пола, были логовища на двоих; они разделялись повешенной рогожей. Пространство в аршин высоты и полтора аршина ширины между двумя рогожами и есть "нумер", где люди ночевали без всякой подстилки, кроме собственных отрепьев…”

Но среди хитрованцев Гиляй был своим, он видел в них людей, пусть и опустившихся. Часто помогал им деньгами, подкармливал. Финал жизни нищего бродяги оказывался почти всегда плачевным - мордобои, пьянство, смертоубийство. Но бывали и редкие исключения. Один такой случай Гиляровский описал в рассказе “Штурман дальнего плавания”. Сыну умершей нищенки с Хитровки самим роком были уготованы разбой и воровство. Но мальчик сбежал сначала в Ярославль, затем в Астрахань, став позже офицером морского флота.

Друзья и встречи

И. Репин "Запорожцы пишут письмо турецкому султану"

В Московском Художественном театре, ездил на репетиции чеховского водевиля “Медведь” со Львом Николаевичем Толстым. Своим потомкам он оставил яркую летопись старой Москвы, прекрасные очерки “Друзья и встречи” , повесть “Трущобные люди” , воспоминания о газетно-издательском укладе столицы. Гиляровский запечатлен на барельефе памятника Николаю Гоголя скульптора Н.А. Андреева, там писатель предстал в образе самого Тараса Бульбы, а ещё это хохочущий казак в белой папахе на картине И. Е. Репина “Запорожцы пишут письмо турецкому султану”. Таким и был москвич Владимир Гиляровский: беспокойным, шумным, но с чистой душой.

Гиляровский Владимир Алексеевич - поэт, писатель, журналист. Человек, ставший легендой еще при жизни. События из биографии этой неординарной личности отражены в знаменитых произведениях. Гиляровский Владимир Алексеевич по праву считается классиком мемуарного жанра.

Биография

Для того чтобы понять, что представлял собой этот писатель, следует прочитать его книги. Жизнь, полную удивительных приключений, событий и наблюдений, он описал в произведениях «Мои скитания», «Москва и москвичи». Гиляровский Владимир Алексеевич, прежде чем посвятить себя журналистике, объездил множество городов, успел поработать и бурлаком, и рабочим, и табунщиком, и солдатом, и даже актером. В статье изложены интересные факты из биографии Гиляровского, о которых он поведал в своих произведениях. Но прежде следует назвать основные даты из жизни.

Гиляровский Владимир Алексеевич родился в 1855 году в Вологодской губернии. Писать стихи начал с гимназических времен. В шестнадцать лет сбежал из дома, прошел пешком от Костромы до Рыбинска. Гиляровский служил на Кавказе во время Русско-турецкой войны. Сменил несколько профессий. В Москву приехал в 1881 году, где и занялся литературным творчеством.

В 1935 году, пройдя длинный, яркий, необыкновенный путь, ушел из жизни Гиляровский Владимир Алексеевич. Книги этого автора:

  1. «Трущобные люди».
  2. «На родине Гоголя».
  3. «Мои скитания».
  4. «Москва и москвичи».
  5. «Друзья и встречи».

Гиляровский Владимир Алексеевич, биография которого отражена в увлекательной мемуарной прозе, - писатель, чье имя носят улицы в Москве, Вологде и Тамбове. Похоронен беллетрист и репортер на Новодевичьем кладбище.

Дядя Гиляй

Так называли писателя друзья и коллеги. Гиляровский Владимир Алексеевич обладал неукротимой энергией и необыкновенным трудолюбием. При этом человеком слыл чрезвычайно добрым, общительным. Двери его дома были всегда открыты. В гости к нему захаживали Чехов, Толстой, Куприн и многие другие литературные деятели. Гиляровский имел довольно колоритную внешность. С него писал одного из запорожцев Репин и лепил фигуру Тараса Бульбы Андреев.

Известен сегодня Гиляровский прежде всего благодаря книгам, посвященным быту московского «дна». Жители Хитровки и других неблагонадежных районов очень любили человека, обладающего богатырской силой и безграничной добротой. В конце девятнадцатого века едва ли существовал москвич, который не слышал о дяде Гиляе. Удивительно, но этот человек являлся желанным гостем как на званых вечерах, так и на воровском кутеже в притонах Тишинки. «Король репортеров» стал живой достопримечательностью столицы. Один из писателей сказал однажды: «Проще представить Москву без Царя-колокола, нежели без Гиляровского.

Детство

С описания ранних лет писателя начинается книга «Мои скитания». Гиляровский Владимир Алексеевич был сыном пристава. Будущий репортер рано лишился матери. Мачеха полюбила Владимира, как родного сына. И в первый же год принялась обучать пасынка французскому языку и прививать ему светские манеры. Владимир хотя и любил читать, но учению предпочитал цирк, рыбалку и всяческие приключения. Несколько раз нерадивого гимназиста оставляли на второй год. А немного повзрослев, Гиляровский и вовсе сбежал из дома.

Бурлак

И пошел молодой Гиляровский «в народ». Ему непременно хотелось записаться в бурлаки. Стихи Некрасова укрепляли столь необычное желание. В те годы в России тысячи жизней подкосила холера. Именно благодаря эпидемии Гиляровскому удалось стать бурлаком. В бригаду его взяли на место умершего труженика.

В книге «Мои скитания» Гиляровский описывает быт бурлаков, судьбы людей, которые встречались ему на пути. Мемуарист особое внимание уделял людям с эксцентричным нравом и так называемой широкой русской душой. В «Моих скитаниях», например, он повествует об известном в те годы купце, который после выпитого спиртного сгонял капитана с рубки собственного парохода и начинал руководить сам, стремясь во что бы то ни стало обогнать судно, отправившееся на полчаса раньше. Удавалось это ему не всегда. Но бешеная гонка непременно наводила ужас на пассажиров.

Об этом человеке Гиляровский услышал впервые во время возвращения домой. Спустя годы, в книге «Москва и москвичи», он не обделил своим литературным вниманием целый ряд эксцентричных столичных купцов и представителей прочих профессий.

На Кавказе

В 1877 году Гиляровский отправился добровольцем на Кавказ. Воевал писатель доблестно. Получил Георгиевский крест - редкую и почетную награду. О годах военной службы он впоследствии не раз с гордостью вспоминал. Хотя, как утверждали современники, Георгиевский крест в мирное время надевал крайне редко.

Журналистика

После демобилизации Гиляровский уехал в Москву, где вскоре стал известен как автор злободневных заметок. Во время своих путешествий он постоянно делал небольшие наброски, которые впоследствии превращались в полноценные литературные произведения. Всего несколько лет понадобилось Гиляровскому для того, чтобы стать знатоком нравов столичных жителей. Его популярность росла вместе с писательским опытом. В 1887 году был опубликован сборник «Трущобные люди».

Поэзия

Среди друзей Владимира Гиляровского было немало художников как опытных, так и начинающих. Он охотно покупал картины неизвестных живописцев, затем писал о них заметки. Таким образом Гиляровский поддерживал молодых мастеров не только материально, но и морально. После покупки картины он хвастался приобретением знакомым, уверяя, что автор непременно будет знаменит. Как правило, Гиляровский не ошибался.

Последняя книга

В советские времена журналист продолжал свою литературную деятельность. Его книги никогда не залеживались на прилавках. Последнее произведение - «Друзья и встречи» - Гиляровский писал в последний год жизни. К тому времени он почти ослеп.

Книги Владимира Гиляровского и сегодня популярны. «Москва и москвичи» - произведение, которое должен прочитать каждый человек, интересующийся русской и столичной культурой конца девятнадцатого века.