Шереметьевский дворец. Шереметевский дворец ("Фонтанный дом") (начало)

  • 30.06.2019

Дворец Шереметевых занимает обширный участок между набережной Фонтанки и Литейным проспектом. Усадебный дом графов Шереметевых является ровесником Петербурга. С 18 в. огромный особняк называли «Фонтанным домом» по его расположению на реке Фонтанке, 34.

Старейшая дворянская городская усадьба создавалась известными зодчими того времени: Саввой Чевакинским, Джакомо Кваренги, Андреем Воронихиным.

При графах Шереметевых роскошный дворец был центром великосветской жизни. Здесь встречались музыканты, поэты, литераторы и ученые. Хоровая капелла, певшая в домовой церкви во время богослужений, была известна даже в Европе.

Ныне в стенах дворца создан музей музыки. Лучшая в России коллекция насчитывает больше 3 тысяч инструментов, созданных европейскими и русскими мастерами 16-20 вв. Посетители музея смогут ознакомится с такими экспонатами, как:

  • скрипка М. Глинки;
  • коллекция флейт императора Александра I;
  • виолончель царя Николая II;
  • рояли композиторов А. Рубинштейна, Д. Шостаковича.

Посетители дворца смогут:

  • открыть для себя красоту набережной Фонтанки и изысканность дворянской городской усадьбы в стиле барокко;
  • узнать, в каких интерьерах проходила жизнь культурного русского общества 18-19 вв;
  • восхититься декоративным убранством восстановленных парадных интерьеров.

Экспонаты музея включают в себя музыкальные инструменты императорской семьи. В рамках экскурсий посетители узнают историю семьи Шереметьевых, смогут сами поиграть на некоторых инструментах. В помещениях музея проводятся творческие встречи, интерактивные экскурсии, квесты. Для каждой возрастной категории существуют свои тематические программы. Обзорные экскурсии длятся порядка 45 минут.

До Шереметьевского дворца на Набережной Фонтанки легко дойти пешком от станций метро «Маяковская», «Гостиный двор». Выйдя на Невский проспект, необходимо дойти до Набережной Фонтанки (при выходе со ст. м. «Гостиный двор» нужно идти в противоположную от Адмиралтейства сторону, со станции «Маяковская» - наоборот). Затем дойти до дома 68а по Невскому проспекту и свернуть рядом с ним по Набережной в сторону Итальянского сада.

Экспозиции первого и второго этажей принимают посетителей с четверга по понедельник с 11 до 19 часов; в среду музей открыт с часу дня до девяти вечера. Во вторник музей не работает.

Касса перестает продавать билеты на час раньше закрытия музея.

Взрослым, имеющим карту гостя Санкт-Петербурга, вход во дворец свободный.

В южном крыле Шереметевского дворца с 1989 г. открыт музей Анны Ахматовой. В 2009 г. экспозиция насчитывала 50 тыс. предметов: книги стихов Ахматовой и других поэтов Серебряного века, автографы, рукописи, фотографии, письма, личные вещи, мебель.

Вход в музей под арку дома 53 по Литейному проспекту.

Шереметьевский дворец - Музей музыки (Санкт-Петербург, Россия) - экспозиции, время работы, адрес, телефоны, официальный сайт.

  • Горящие туры в Россию

У Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства есть несколько филиалов, наиболее известным среди которых можно смело назвать Фонтанный дом, называемый также Шереметьевским дворцом - Музеем музыки. Расположен он там, где в прошлом находилась усадьба графов Шереметьевых, и включает в себя не только два отдельных музея, а еще и театр.

Немного истории

Дворец Шереметьевых снискал славу одной из самых ярких достопримечательностей Северной столицы далеко не случайно, ведь он считается практически ровесником Санкт-Петербурга . Фонтанным домом его начали называть еще в 18 веке, т. к. построен он был на большом участке между Литейным проспектом и набережной Фонтанки.

Род Шереметьевых несколько веков имел большое значение для российского государства, а их дворец уже при них стал практически музеем петербуржской истории.

Интерьеры дворца и прилегающих построек были созданы при участии виртуозов архитектуры различных эпох: Николая Бенуа, Иеронима Корсини, Доменико Квадри, Джакомо Кварнеги и других. Пока во дворце жили Шереметьевы, в нем собирались люди из высшего общества: выдающиеся музыканты, ученые, деятели культуры. А о хоровой капелле, сопровождавшей богослужения в шереметьевской домовой церкви, знали даже в Европе . Официально дворец стал музеем в 1990 г. Первоначально это был только Музей музыки, но позже к нему присоединились Музей Анны Ахматовой и Театр на Литейном.

Выставки

Сегодня во дворце Шереметьевых представлен ряд экспозиций. Одна из самых больших посвящена истории рода графов и включает в себя архивные материалы, их личные вещи, фотографии и другие очень интересные объекты. Также есть не менее любопытная выставка, знакомящая посетителей с жизнью и бытом дворян 18, 19 и начала 20 веков. Но более всего знаменита, конечно же, гордость музея - коллекция музыкальных инструментов, насчитывающая свыше 3 тыс. экспонатов.

В музыкальной коллекции музея можно увидеть античные и европейские инструменты 18-19 веков, колокола и даже инструменты, принадлежавшие лично императорам России.

В Музее Анны Ахматовой отражен мир истинного гения - в зале воссоздана атмосфера и интерьер, в котором творила легендарная поэтесса, представлены личные вещи: книги, письма, документы и черновики. Белый зал дворца предназначен для проведения концертов старинной музыки и музыкальных вечеров, а в Театре на Литейном можно получить удовольствие от просмотра комедий, трагикомедий, мюзиклов и мелодрам.

Практическая информация

Адрес: Санкт-Петербург, наб. реки Фонтанки, 34. Веб-сайт

Стоимость билетов: 300 RUB - для взрослых, 150 RUB - для пенсионеров, 100 RUB - для школьников и студентов (данные указаны для посещения одной из экспозиций, более подробная информация представлена на сайте). Владельцы Карт гостя Санкт-Петербурга посещают музей бесплатно. Цены на странице указаны на август 2018 г.

В XVIII веке по Фонтанке проходила южная граница города, для благоустройства окраин новой столицы, Петр I жаловал земельные участки на берегах Фонтанки своим приближенным.

В 1712 году участок, на котором расположен дворец был пожалован фельдмаршалу Б.П. Шереметеву, женатому на родственнице государя А.П.Нарышкиной.
Участок Шереметева занимал огромную территорию. Начинаясь от самых берегов, он доходил до линии нынешнего Литейного проспекта. Первоначально здесь был построен большой деревянный дом со службами, а в середине XVIII столетия его заменили на еще более крупное каменное здание.

Началось строительство в 1740-е годы под руководством архитектора Г.Д.Дмитриева, затем его возглавил С.И.Чевакинский. Отделкой Шереметевского дворца занимался крепостной архитектор Ф.С.Аргунов на рубеже 50-60 годов XVIII столетия.

После смерти жены и дочери граф Пётр Борисович (сын Б.П.Шереметева) в 1768 году переехал в Москву, но усадьба продолжала перестраиваться и во время отсутствия хозяев.

Двухэтажный дворец, построенный в стиле пышного и нарядного барокко, имеет достаточно скромный внешний облик. Здание стоит в глубине парадного двора, раскрытого в сторону реки. Центр главного фасада выделен пилястрами и мезонином, завершенным лучковым фронтоном.

В поле фронтона помещен картуш с гербом Шереметевых. Боковые крылья здания завершены едва намеченными ризалитами, которые так же украшены пилястрами и увенчаны треугольными фронтонами.

После смерти Петра Борисовича усадьба перешла к его сыну Николаю, который с конца 1790-х годов стал регулярно жить в Санкт-Петербурге. При нем интерьеры дворца были переоформлены по проекту архитектора И.Е.Старова. Позднее интерьеры дворца изменялись архитекторами Д.Кваренги и А.И.Воронихиным.

На территории усадьбы были построены новые здания и перестроены Служебные флигели. У Шереметевых здесь был свой театр и оркестр, в которых исполнителями были наиболее талантливые люди из крепостных.

С этим дворцом связана романтическая история женитьбы Николая Петровича Шереметева в 1801 году на крепостной актрисе его театра Прасковье Ивановне Ковалевой, театральное имя которой было Параша Жемчугова. Она умерла вскоре после рождения сына Дмитрия, убитый горем Николай пережил супругу всего на шесть лет. Дмитрий Николаевич и стал следующим владельцем усадьбы.

В 1810-е годы на территории усадьбы были построены Канцелярский флигель и Больничный флигель (со стороны Литейного пр.) и Фонтанный флигель, выходящий в сторону реки. Строительство осуществлялось по проекту архитектора Х.Мейера. Последние серьезные перестройки во дворце осуществлялись в начале XIX века, когда по проекту архитектора Н.Л.Бенуа был пристроен к особняку небольшой флигель.

За время своего существования территория усадьбы значительно уменьшилась, во второй половине XIX века со стороны Литейного проспекта были построены доходные дома.
Архитектор И.Д.Корсини, работавший во дворце в 1837-1840 годы спроектировал, существующую ныне чугунную ограду сада с золоченым гербом Шереметевых над воротами, ограда подхватила усадьбу со стороны набережной Фонтанки.
С историей дворца связаны многие страницы истории русской культуры. Именно здесь в 1827 году художник О.А.Кипренский написал знаменитый портрет А.С.Пушкина.

В 70-е годы ХIХ века в Фонтанном Доме, где был собран огромный семейный архив, под эгидой графа С.Д.Шереметева развернулась деятельность нескольких исторических обществ, в том числе Общества любителей древней письменности, Русского генеалогического общества и др.
После революции 1917 года последний владелец усадьбы граф Сергей Шереметев был вынужден передать дом новым властям.

На протяжении XX столетия здесь размещались различные государственные учреждения: Музей дворянского быта, Научно-Исследовательский институт Арктики и Антарктики.

Интерьеры дворца были уничтожены, а во флигеле, построенном по проекту Бенуа, находились жилые квартиры. В одной из них с 1924 по 1952 годы проживала А.А.Ахматова. К столетнему юбилею поэтессы в 1989 году, здесь был открыт ее музей.

С легкой руки Ахматовой Шереметевский дворец получил свое второе название «Фонтанный дом», так она назвала его в своих стихах.

5 марта 2006 году у дворца был открыт памятник А.А.Ахматовой в сороковую годовщину смерти поэтессы.

Памятник - дар директора музея "Исаакиевский собор " H.Hагорского, представляет собой кусок стены с изображением Ахматовой.

Надпись, выгравированная в зеркальном отображении, содержит строчки из ее стихов "Тень моя на стенах твоих". Автором мемориального знака является известный петербургский скульптор В.Бухаев.

В конце XX века здание дворца было передано Музею театрального и музыкального искусства. Залы дворца начали реставрировать.Так после реставрации во дворце был открыт Белый концертный зал, где проводятся концерты классической музыки.

В парадных интерьерах, открытых после длительной реставрации, представлены предметы коллекций Шереметьевых-декоративно прикладное и изобразительное искусство XVII-XX веков, а также частные собрания, поступившие в музей в 1990 годах.

В Шереметьевском дворце размещена Петербургская коллекция музыкальных инструментов (3000 экспонатов).

В ее составе инструменты крупнейших мастеров и исполнителей, а также исторические раритеты. Среди них есть русские музыкальные колокола, а так же старинные арфы, виолы и клавесины, созданные в Европе в XVII-XVIII веках.

Собрание включает в себя и живописную картинную галерею, собрание скульптуры, оружия, нумизматику, собрания бронзы, фарфора, серебра, мебели, библиотеку (нотное и книжное собрание, рукописные материалы, открытки), собрание церковной утвари и икон.

В Фонтанном доме проходят и временные художественные выставки, концерты, а также лекции на различные темы.

Составитель статьи:Паршина Елена Александровна.Использованная литература:Лисовский В.Г.Архитектура Петербурга,Три века истории.Славия.,СПб.,2004 Бунатян Г.Г. ,Чареая М.Г.Прогулки по рекам и каналам Санкт-Петербурга. Путеводитель Паритет.СПб,2007

© Е. А. Паршина, 2009

Останкинский дворец графа Шереметьева

Музей-усадьба Останкино в Москве - это уникальный памятник архитектуры 18 века в северной части столицы. Расположенная близко к центру она привлекает строгими формами классицистической архитектуры, красотой интерьеров дворца и тишиной старинного парка. Музей-усадьба Останкино в Москве относится к охраняемой природной зоне столицы.

Фото -Д.Козаков Боярская вотчина с прудом (XVI в.), церковью Св. Живоначальной Троицы (XVII в.), господским домом и дубравой становится в конце XVIII века дворцово-паковым ансамблем, парадной летней резиденцией графа Н.П. Шереметева



На месте современной усадьбы Останкино (первоначально Осташково) 400 лет назад стояли дремучие леса, в которых были разбросаны немногочисленные селения. В этих местах царские егеря часто охотились на медведей и лосей, за что близлежащие земли получили названия "Лосиный остров", "Лось", "Медведково".



Первое письменное упоминание о селе и его владельце относится к 1558 году. Иван Грозный отдал эти земли во владение служилому человеку Алексею Сатину, который в годы опричнины был им же и казнен. Новым владельцем имения был поставлен известный дипломат, дьяк посольского приказа Василий Щелкалов. При нем Останкино становится настоящей усадьбой (конец XVI - нач. XVII вв.). Щелканов строит боярский дом с поселением в нем деловых людей, деревянную церковь Троицы. Тогда же был вырыт большой пруд, разбит огород, засажена дубовая роща.


После Смутного времени разоренную усадьбу восстанавливали уже новые хозяева - князья Черкасские, кроме того, ими была построена сохранившаяся и поныне каменная красавица-церковь в честь Живоначальной Троицы на месте сгоревшей деревянной с пятикупольным храмом, с двумя приделами, тремя шатровыми крыльцами и колокольней с высоким шпилем (теперь увенчанной шатром).



Останкино связано с фамилией Шереметевых с 1743 года, когда граф Петр Борисович Шереметев женился на княжне Варваре Алексеевне Черкасской - единственной дочери Черкасских. В приданое она получила 24 вотчины, в число которых входило и Останкино, а сам молодой хозяин, владевший усадьбой Кусково, в Останкине создает фруктовый сад, разбивает парк, строит новые хоромы.



После смерти Шереметева-старшего (1788 год) в права наследника вступает его сын Николай Петрович Шереметев, к которому переходит не только усадьба Останкино, но и владения отца в 17 губерниях с 200 тысячами крестьян, с зажиточными селами, в которых крестьяне занимались художественными ремеслами.


Молодой граф Шереметев был одним из самых богатых и просвещенных аристократов своего времени: знал несколько иностранных языков, учился за границей, объездил множество европейских стран, знакомясь с литературой и искусством, собрал большую библиотеку.


По приезде в Россию он задумал создать в Останкине Дворец искусств с театром, художественными галереями, с богато декорированными парадными комнатами и залами, открытыми как для отечественных, так и для иноземных гостей. Он видел в этом служение не только личностным потребностям, но и славе всероссийской.





Дворец строился с 1791 по 1798 годы. В его проектировании участвовали архитекторы Джакомо Кваренги, Франческо Кампорези, а также русские архитекторы Е. Назаров и крепостной зодчий П. Аргунов. Строительство вели крепостные мастера, которыми руководили ответственные архитекторы А. Миронов, Г. Дикушин, П. Бизяев. Интерьеры оформляли также крепостные художники: декоратор Г. Мухин, художник Н. Аргунов, резчики Ф. Пряхин и И. Мочалин, паркетчики Ф. Прядченко, Е. Четвериков. Завершал отделку здания П. Аргунов.



Останкинский дворец был построен в стиле классицизма. Монументальный и величественный, он казался возведенным из камня, хотя материалом для него послужило дерево.



Общая композиция дворца исходит из схемы в виде буквы "П" с парадным двором. Здание выдержано в классической симметрии. Большой купол венчает центральную часть здания, оформленного тремя классическими портиками: центральным и двумя боковыми. Павильоны с обеих сторон (Итальянский и Египетский) соединены с главным зданием одноэтажными галереями.



Главным помещением в центре дворца является театральный зал. Следует отметить, что граф создал необычный театр, где крепостные получали хорошее актерское образование от известных русских и зарубежных артистов. Музыкальной частью заведовал композитор, капельмейстер и учитель пения Иван Дегтярев, сложными механизмами сцены управлял Федор Пряхин.



Все это было сотворено золотых рук мастерами - крепостными умельцами графа, который набирал самых способных крестьян по разным селам, посылал их учиться в Академию художеств и даже в Италию.




В 1801 году Шереметев навсегда уезжает в Петербург, женившись на молодой, но уже прославленной актрисе своего театра Прасковье Ивановне Ковалевой-Жемчуговой - дочери крепостного кузнеца, не признанной в свете и умершей от чахотки в 34 года после рождения сына Дмитрия. Вскоре умирает и сам граф. Их сына воспитывала балерина того же театра Т. В. Шлыкова-Гранатова.



Интерьеры парадных залов сохранили подлинный декор и убранство. Особенное изящество придают залам осветительные приборы из хрусталя, бронзы, золоченого резного дерева. Украшением останкинских интерьеров является наборный художественный паркет.



С июня по сентябрь в Останкинском театре проводится традиционный фестиваль "Шереметевские сезоны", продолжающий музыкальные и театральные традиции усадьбы. Постановка опер и балетов XVIII столетия, разнообразные концертные программы, исполняющиеся в зале исторического театра, дают возможность ощутить театральное назначение Останкинского дворца, погрузиться в атмосферу усадебных праздников




Скульптуры и лепнина фасада Шереметьевского дворца


Церковь в Останкино
Церковь Живоначальной Троицы (1678-1692 гг.) построена из красного кирпича. Фасады здания декорированы многоцветными изразцами с изображением цветов, фантастических птиц и животных, белокаменной резьбой, фигурной кирпичной кладкой. В центральной части церкви иконостас с иконами XVII-XVIII вв




Останкино оставалось родовым имением Шереметевых вплоть до 1917 года. После революции 1917 года усадьба была национализирована и функционировала как музей-усадьба, а с 1938 г. - как музей творчества крепостных. С тех пор здесь постоянно ведется большая научная работа по восстановлению и реставрации дворца, создаются каталоги его коллекций.




Как общедоступный музей, усадьба Останкино открылась для посетителей 1 мая 1919 г. по инициативе Отдела по делам музеев и охране памятников искусства и старины Наркомпроса. Сейчас в музее проводится комплексная научная реставрация. Ежегодно с 18 мая по 30 сентября открытая для показа часть дворца включается в обзорную экскурсию по усадьбе






Останкинский дворец построен из сибирской сосны с наружной штукатуркой и внутренней декоративной отделкой (1792-1798) в стиле русского классицизма. Архитекторы: Кампорези, Старов, Бренна. Скромный декор оштукатуренных стен состоит из гипсовых барельефов на мифологические темы, стенные ниши "оживлены" скульптурными изображениями героев античной мифологии, связанных с культом Диониса и Аполлона







Оштукатуренные стены его кажутся каменными. Бледно-розовый цвет фасада дворца носил поэтическое название "цвет нимфы во время зари". Этот изысканный цвет и белые колонны создавали ощущение чистоты. Гармония линий и красота интерьеров завораживают гостей вот уже несколько столетий.






Главный фасад украшен величественным шестиколонным портиком коринфского ордера, установленным на выступе первого этажа. Фасад, обращенный к парку, украшает десяти колонная лоджия ионического ордера. Наружные стены дворца украшены барельефами работы скульпторов Ф. Гордеева и Г. Замараева. Самая главная часть дворца - театральный зал, соединяющийся закрытыми галереями с Египетским и Итальянским павильонами, которые использовались для парадных приемов и театральных постановок




Театр музея-усадьбы Останкино


В то время одной из модных забав был театр. Увлечение театром у Н.П. Шереметева переросло в дело всей его жизни. По замыслу графа Останкинский дворец должен был стать Пантеоном искусств, дворцом в котором царит театр. Театр был открыт в 1795 году оперой И.Козловского на слова А.Потемкина "Взятие Измаила или Зельмира и Смелон". В труппе театра было около 200 актеров, певцов и музыкантов. В репертуаре были балет, оперы и комедии.



Машина ветра


Машина грома
Ставились не только произведения русских авторов, но также и французских и итальянских композиторов. Граф Шереметев устраивал праздники в честь высоких особ, которые обычно сопровождались представлением с участием талантливых актеров. На сцене театра блистала крепостная актриса Прасковья Жемчугова - талантливая певица.



Последний праздник, в честь императора Александра I, состоялся в 1801 году. Вскоре театр был распущен, а владельцы покинули дворец. До наших дней театральный зал дошел в своем "бальном" виде, но и сегодня здесь осуществляются постановки старинных опер и звучат камерные оркестры. Зал остается лучшим по акустике залом столицы. Он выстроен в форме подковы, что обеспечивает хорошую видимость со всех мест и прекрасную акустику. Зал оформлен в голубых и розовых тонах и вмещает до 250 зрителей.



Зрительный зал
Зрительный зал был невелик, но отделан с большим изяществом. Амфитеатр был отделен от партера балюстрадой, за которой между коринфскими колоннами располагались лоджии бельэтажа, и над ними, под самым потолком верхняя галерея. Залы дворца предназначались для фойе и использовались как концертные и банкетные: Египетский зал, Итальянский зал, Малиновая гостиная, картинная галерея, концертный зал и т. д. Их можно назвать парадными помещениями с хрустальными люстрами, паркетными полами, росписями, позолоченной лепниной, стильной мебелью, обивкой стен шелком, картинами, гравюрами, скульптурами. Роскошно были отделаны даже небольшие угловые комнаты и переходные галереи


Потолок театра


Двухэтажный театр расположен в центре дворца и окружен системой парадных залов. В оформлении парадных залов использована своеобразная театрализованная версия классицизма. В отделке интерьеров использованы ткани, позолота и резьба по дереву, роспись по бумаге.

Внутреннее убранство



Внутреннее убранство дворца удивляет своей нарядностью и простотой. Большая часть декора выполнена из дерева, имитирующего мрамор, бронзу и другие материалы. Основной вид отделки залов - золоченая резьба. Большую часть резного декора выполнил резчик П.Споль. Особенно красив он в Итальянском павильоне.




Египетский зал



Узорчатый паркет из редких пород дерева, стены, обитые атласом и бархатом. Парадные залы дворца славятся золоченой мебелью 18 и начала 19 веков работы русских и европейских мастеров. Светильники, настенные и другие украшения часто выполнялись специально для Останкинского Дворца. Все предметы находятся на своих местах и дошли до нас в своем первозданном состоянии. Как писал очевидец: «… все блестит золотом, мраморами, статуями, вазами».





Египетский зал
Здесь также представлена коллекция портретов 18-19 вв. работы известных мастеров, а также редкие полотна неизвестных художников. К сожалению, из тридцати подлинных античных скульптур до наших дней дошло только пять. Поэтому дворцовая скульптура представлена в основном копиями. Сохранились также работы западно-европейских скульпторов Кановы и Лемуана, Буазо и Трискорни. Среди изделий из фарфора сохранились предметы из коллекции Черкасских. Это изделия японского и китайского фарфора 16-18 вв. Можно видеть и коллекцию вееров из собрания известного коллекционера Ф.Е.Вишневского
.



Балкон 2 этажа

Останкинский парк



Вместе со строительством дворца Н.П. Шереметев разбил регулярный парк во французском стиле, а позже он создал пейзажный парк. Регулярный парк был основной частью так называемого Увеселительного сада, в который также входили партер и насыпная горка "Парнас", "Собственный садик" и кедровая роща. Увеселительный сад располагался рядом со дворцом. Ближайшая к имению часть рощи (так называемый Прибавочный сад) была превращена в Английский парк. Над созданием естественного пейзажного сада трудился садовник-англичанин. Были созданы 5 искусственных прудов. В саду росли дубы и липы, клен и различные кустарники - лещина, жимолость и калина. Вдоль Ботанической улицы разместился Парк скульптур. Здесь разбиты цветники, устроены две беседки с колоннами, эстрада и открытая галерея.



Музей ведет активную выставочную работу, представляя временные выставки из своих фондов как во дворце, так и за его пределами. Для посетителей открыты театр, часть парадных залов и парк. В наши дни музей-усадьба Останкино в Москве представляет собой уникальный дворцово-парковый ансамбль с единственным в России деревянным театральным зданием конца 18 века



Северо-Восток Москвы. Годы. События. Люди (рук. авторского колл. К.А. Аверьянов). М., 2012. С. 325 - 342. ISBN 978-5-9904122-1-7.
Останкино — статья из Большой советской энциклопедии
Останкино — статья из Нового энциклопедического словаря изобразительного искусства
Глозман И. М., Рапопорт В. Л., Семенова И. Г. Кусково. Останкино. Архангельское. — М.: Искусство, 1976. — 207 с. — (Города и музеи мира).