Терапевтические сказки: как понять своего ребенка и помочь ему. Терапевтические сказки для детей

  • 16.06.2019

Спустился вечер за окном,
Затушевал дневные краски,
Окутал город нежным сном,

Вновь наступило царство Сказки...

Он в Сказке вырастет мудрей
И духом тверже и добрей.
Ведь тот, кто с детства Сказку любит
,
Тот в жизни злым уже не будет!

Мы все с детства любим сказки. Ведь сказка – сокровищница народной мудрости, свод неписаных правил, норм и законов, выработанных людьми и введенных в сказочное повествование. Для многих взрослых одним из ярчайших воспоминаний детства является то, что им когда-то читали сказки. И у каждого из нас были свои, любимые, которые мы могли слушать нескончаемое количество раз. Погружение в волшебный мир, где говорится о том, что труд облагораживает человека, где счастье можно творить самим, нужно только приложить к этому усилия, где добро по праву вознаграждается.

Так как наша жизнь многогранна, то сюжеты народных сказок многообразны .

Сказки о животных, взаимоотношениях людей и животных

Дети до пяти лет идентифицируют себя с животными, стараются быть похожими на них. Поэтому эти сказки лучше всего передадут детям жизненный опыт.

Бытовые сказки

Эти сказки рассказывают о превратностях семейной жизни, показывают способы разрешения конфликтных ситуаций, рассказывают о маленьких семейных хитростях. Эти сказки подходят для детей подросткового возраста.

Страшные сказки, сказки-страшилки .

Проживая тревожную ситуацию в сказке, дети освобождаются от напряжения и приобретают новые способы реагирования .

Волшебные сказки

Они несут в себе информацию о духовном развитии человека. Они интересны для тех, кому за 6-7 лет

Роль сказок в жизни ребенка очень велика. Сказка для ребенка - не просто фантазия, но особая реальность. Она помогает понять мир человеческих чувств, усвоить важнейшие нравственные понятия. Следя за перипетиями сюжета, маленький человек сопереживает героям и пытается упорядочить свои сложные чувства. В то же время он постигает смысл таких понятий, как добро и зло.
В большинстве сказок выражен вечный поиск счастья. Все подвиги богатырей, чудесные превращения героев и активность волшебных помощников - это лишь необходимые условия для его достижения.

Обретает счастье лишь тот, кто не останавливается ни перед какими трудностями.
Само построение сказки - выразительное противопоставление добра и зла, понятные по своей сути образы, динамика событий, доступные пониманию ребенка, результаты разных характерных поступков, многократные повторы - это делает сказку интересной и невероятно волнующей для малышей.

Воображение пятилетнего малыша позволяет ему воспринимать фантастические сказочные образы как реальные. Он любит Деда Мороза и ждет от него новогоднего подарка, боится Бабы-Яги и жалеет Русалочку. Почему у него так ярко проявляется эта способность?

Детям не хватает жизненного опыта, и решать постоянно возникающие проблемы они могут только с привлечением фантазии. Они заменяют детям недостаток знаний, помогают уверенно чувствовать себя в нашем сложном изменчивом мире.
Детство, по мнению психологов, является определяющим периодом для формирования воображения. А чем успешнее оно развивается, тем легче ребенок овладевает школьными премудростями.


Сказка активизирует воображение. Благодаря ей сознание ребенка не только обогащается новыми знаниями и представлениями, возникает главное - новое отношение к людям, событиям и явлениям.

Отличительный момент многих волшебных сказок - элемент превращения. Оно может выступать в форме воплощения героя в другом человеке, животном или предмете. Важным является то, что в процессе таких превращений герой, оставаясь самим собой, приобретает дополнительные качества: может нырнуть на дно морское, соколом взмыть под небеса, серым волком рыскать по дремучему лесу и т.д. Именно в сказках малыш осваивает способность „вживания в мир другого человека". Это очень пригодится в дальнейшей жизни.

  • Благодаря сопереживанию и сочувствию другому человеку создается почва для терпимости, принятия его, жалости и любви к нему. Так преодолевается страх незащищенности и одиночества.
    Особую роль играет в сказках мотив единения человека и природы. Пришедшая к нам из глубины веков, сказка отражает присущее человеку тех давних времен чувство общности с природой. Поэтому природа в сказке часто сочувствует героям, защищая и утешая их (злая ведьма утопила Аленушку в пруду, никто этого не заметил, только цветы стали вянуть в саду, деревья сохнуть, травы блекнуть). Из этого слияния с природой рождается любовь- жалость ко всему живому: растениям, животным, людям.

Через сказку можно узнать о таких переживаниях и мыслях ребёнка, которые им самим ещё явственно не осознаются или которые дети стесняются обсуждать со взрослыми. Например, можно узнать об отношении ребенка к разводу родителей . Расскажите ребенку, как от сильного ветра упало на землю гнездышко, в котором спали три птички – папа, мама и птенчик. Взрослые птички разлетелись на разные ветки. Спросите, что будет делать птенчик. Чаще всего дети говорят, что птенчик полетит к маме или папе, или будет звать на помощь, и родители прилетят к нему. Если ребенок говорит, что птенчик погибнет от голода, холода, дождя, останется на земле, и на него кто-нибудь наступит, то это является признаком скрытой тревожности ребенка и требует особого внимания и правильного разговора с ним. Нужно найти выход через сказку, придумав вместе с ребенком, как помочь птенчику, проговорив все тревоги ребенка , возможно, подключить к разговору обоих родителей.

Если вы заметили, что у вашего ребенка есть какая-то эмоциональная проблема (например, он раздражителен, груб, капризен или агрессивен), то сказка с ее героями, их похождениями и подвигами может помочь решить вашему малышу эту проблему. Сначала мы должны описать героя, похожего на ребенка по возрасту и характеру, а потом рассказать сказку так, чтобы малыш смог увидеть в главном герое себя. Далее следует описать проблемную ситуацию, похожую на реальную ситуацию ребенка, приписать герою все переживания малыша. После этого сказочный герой (а с ним и ребенок) начинает искать выход из создавшегося положения и, конечно, его находит.

Сказки очень важны в воспитании, так как они помогают ненавязчиво скорректировать поведение детей. Например: ребенку, любящему приврать по пустякам, стоит почитать сказку «Заяц-хвастун». Легкомысленному и шаловливому – «Приключения Незнайки»; эгоистичному и жадному малышу будет полезно послушать сказку «О рыбаке и рыбке»; робкому и пугливому – сказку о «Трусливом зайце» и т.д. Только не стоит явно указывать на сходство героя с ребенком – малыш сделает выводы сам. Просто обсудите сказку вместе.

При чтении сказок следует придерживаться следующих правил:

  • читайте сказки выразительно, учитывая знаки препинания, используйте интонацию (восклицания, удивления, восхищения);
  • объясняйте значение непонятных и неизвестных ребенку слов;
  • обсудите вместе содержание сказки, будет хорошо, если ребенок попытается её пересказать;
  • ответьте на вопросы, которые возникли у ребенка после прочтения сказки.

Сказкотерапия – это процесс образования связи между сказочными событиями и реальной жизнью. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность. При обсуждении сказки основная задача заключается в том, чтобы подвести ребенка к тому, что явления нашей жизни неоднозначны. Для этого можно повернуть сказочную ситуацию как кристалл и рассмотреть её грани. Как правило, чем короче сказка, тем более концентрированным смыслом она обладает

Нельзя не сказать о пользе психокоррекционных сказок . Зарубежные психологи называют их психотерапевтическими историями. Как правило, сказкотерапия - это процесс экологического образования и воспитания ребенка. Не нужно «давить», не нужно напрягаться, читая ребенку мораль. Можно просто рассказать сказку, например: «Жила-была девочка, похожая на тебя...». Создавая психокоррекционные сказки, важно знать скрытую причину «плохого поведения». Эти сказки можно просто прочитать ребенку, не обсуждая. Этим мы дадим ему возможность побыть наедине с собой и подумать. Сказка в любом случае западает в душу, даже если нет внешней реакции. Если ребенок не хочет слушать сказку, догадываясь, что речь идет о нем, то можно сказать, что вы просто читаете сказку вслух, для себя. При желании можно проиграть сказку с помощью кукол.

Если вы решили сами придумывать психокоррекционные сказки (психотерапевтические истории), можно воспользоваться следующей схемой.

  • обдумайте проблему, которая беспокоит вашего ребенка. Постарайтесь понять, как данная ситуация воспринимается с детской точки зрения;
  • сформулируйте основную идею рассказа. Какие мысли вы хотите донести до ребенка? Какие решения вы хотите ему предложить?
  • начните сказку с представления героя или героини, у которых схожи проблемы, страхи, тревоги, конфликты;
  • упомяните о сильных сторонах и положительных чертах, которыми герой сказки похож на вашего ребенка;
  • опишите вначале проблему, конфликт, а затем переходите к его положительному разрешению;
  • рассказывая сказку, будьте открыты для вашего ребенка. Обратите внимание, когда он увлечен рассказом, а когда ему скучно. По выражению лица можно определить реакцию на прочитанное.
  • отвечайте на возникающие вопросы у ребенка, не оставляйте их без внимания. Если вы затрудняетесь с ответом, можно спросить у ребенка, что он сам думает на этот счет;
  • стремитесь к простоте. Приспосабливайте применяемый вами язык, ваш словарный запас к уровню своего ребенка, а длительность рассказа – к степени устойчивости его внимания;
  • не смущайтесь своей речевой неуклюжестью, а если обнаруживаете свои промахи, смело исправляйте их, сказав, например: «О, я чуть не забыла...». Ребенок поправит вас сочувствующим взглядом: «Бедная мамочка, она даже не может хорошо запомнить рассказ». Но это не уменьшит удовольствия им от рассказа или сказки, и пользы от его применения.

Сказка – это одно из самых доступных средств полноценного развития каждого малыша. Так было, есть, и будет еще много-много лет. Не стоит преуменьшать роль сказки в жизни детей – правильно подобранная сказка положительно влияет на эмоциональное состояние ребенка, корректирует и улучшает его поведение, а также воспитывает уверенность ребенка в себе и в своих силах


В некотором царстве, в детском государстве жила-была Сказка. Она очень любила детей, водила с ними крепкую дружбу, учила их и помогала им. Рассказывала ребятам об окружающем мире, о диковинных странах и их обитателях; делилась глубокими знаниями о человеке, его жизни и обычаях - и дети лучше понимали себя и других людей, внутренний мир детей становился богаче, они умнели и становились увереннее. Вместе с героями сказки дети преодолевали препятствия и росли сильными, справедливыми и жизнестойкими. А когда сказка веселила и чудачила - дети тоже веселились, и их душа наполнялась спокойствием, радостью и добром. От встреч со сказкою и детство ребят тоже было немножко сказочным. Поэтому дети очень любили Сказку как самого доброго и хорошего друга. А родители любили сказку за то, что с ней было легче растить и воспитывать детей.

Но пришли «другие времена». Дети выросли, они стали взрослыми и умными людьми, и в их жизни появились сложные и «умные» механизмы - телевизоры, мобильные телефоны, компьютеры, игровые автоматы… А когда у бывших детей появились свои дети, взрослые решили, что Сказка устарела и не подходит для современного мира… И решили взрослые найти для своих детей новых друзей…

Так у малышей появились «крутые» игрушки, модные игры, захватывающие мультики, а потом и всемогущий компьютер. Сказка среди друзей не значилась, она была забыта и чувствовала себя заброшенной и никому не нужной. Дети долгими часами играли с готовыми игрушками, проводили время перед экраном или монитором, а взрослые занимались своими делами.

Так шли дни. Вдруг родители стали замечать, что лица их детей становятся серыми, тела осунувшимися, а глаза унылыми. Со временем все чаще общение с детьми заканчивалось вспышками гнева или плача, а кое-кто из детей даже стал болеть. Родители недоумевали, ведь для счастливого детства они делают так много! Дети продолжали грустнеть и чахнуть и не могли объяснить взрослым почему. А воспитатели в детских садах и учителя в школах удивлялись, почему дети стали такими агрессивными, почему они не умеют дружить… Врачи тоже разводили руками…

Однажды один мальчик долго-долго играл на компьютере и победил всех монстров и бандитов. Но он не мог понять, почему же у него после этого так плохо на душе. Он ударил свою любимую собаку, нагрубил папе и, разговаривая по телефону, поссорился со своим другом… Ни он сам, ни взрослые не могли понять, что происходит… Он сидел, уронив голову на стол, и никто не знал как ему помочь…

И тут мама тихонько подошла к нему, погладила по голове и сказала: «Я хочу познакомить тебя с самым лучшим другом моего детства…»

И кто же это? - недоверчиво спросил мальчик

Это моя детская сказка.

Почитай, - попросил мальчик. Мама раскрыла книгу и тихонько начала «жили-были…», а потом «в некотором царстве, в тридесятом государстве…», а затем «жили-были старик со старухой…».

И - о чудо! Мама увидела, как с каждой страничкой ее мальчик как будто наполнялся радостью, светом, силой, добром и здоровьем. Она сделала маленький перерыв, чтобы позвонить другим родителям и сообщить - лекарство для детской души найдено! А затем вернулась к своему ребенку, и они вместе продолжали волшебное исцеление и в тот вечер и еще много-много вечеров подряд…

В чем сила сказки?

Сказка развивает познавательный мир ребенка, расширяет кругозор, способствует совершенствованию речи и мышления, национального самосознания.

Сказочные истории воспитывают бережное отношение к миру живых существ, природе и экологически образовывают ребенка.

Волшебные приключения в сказке снижают тревогу, агрессию ребенка, помогают отдохнуть от стрессов, накопить силы.

Через сказку ребенок получает знания о жизни людей, их проблемах и способах их преодоления. В подсознание ребенка закладывается «банк жизненных ситуаций и решений», которым человек пользуется всю жизнь.

Истинные сказки наполняют мир ребенка жизнеутверждающей силой: добро побеждает зло, и вместе с героями ребенок приобретает уверенность в их и своей силе.

Во время чтения сказки нервная система детей находится в особом состоянии, во время которого происходит бессознательная проработка их собственных психологических проблем, внутренний мир ребенка восстанавливается и гармонизируется.

Как общаться с детской сказкой?

· Читайте и анализируйте сказки с малых лет. Подбирайте сказки в соответствии с возрастом ребенка, помогите ему понять их смысл и поступки героев.

· Перечитывайте с ребенком любимые сказки много раз.

· Рассказывайте народные « бабушкины » сказки.

· Сочиняйте сказки вместе с ребенком, развивая его творческие способности и речь.

· Рисуйте иллюстрации к прочитанному.

· Изготавливайте (лепите, конструируйте, вырезайте из бумаги) героев и персонажей, вместе шейте и вяжите кукол.

· Почувствуйте проблему малыша (страх, тревогу, одиночество) и придумайте сказку, где герой находит способы преодолеть эту неприятность.

· Разыгрывайте сказочные сюжеты, отводя ребенку роль персонажа с похожими проблемными или недостающими ребенку чертами характера: боязливому - роль смелого рыцаря, а жадному - щедрого волшебника.

Пусть могучая энергетика сказки накапливается в душе вашего ребенка!

Сказочного взросления!

Терапевтические сказки от Семигномочек

Жил-был на свете маленький мышонок Пим.

Он весь день играл в прятки и догонялки со своими братишками. Но когда на землю опускалась ночь, Пим начинал бояться.

Он очень боялся темноты. Она окутывала знакомый шкаф и превращала его в большого черного кота, которого Пим боялся больше всего на свете. А когда за окном слышались шаги, то мышонок представлял себе ежа, что вышел на охоту ночной порой.

А если на темном небе мелькал яркий огонек, Пиму казалось, что это сова ищет его. Ведь и еж, и сова охотятся на мышат. И тогда мышонок Пим залезал с головой под одеяло и дрожал от страха.

Однажды, когда снова наступила ночь, Пим залез под одеяло, сильно-сильно зажмурил глаза и захотел, чтобы вокруг стало светло, как днем. И вот, когда мышонок открыл глаза, вокруг него стало светло, как солнечным днем, а сам он оказался в красивом лесу.

Пим радостно побежал по дорожке! Но тут он услышал чей-то плач. Посреди тропинки сидело маленькое черное существо и горько плакало. Пиму стало жаль незнакомца, он подошел и спросил:

Кто ты, и почему ты плачешь?

Я – Темнота, – ответило существо – А плачу я потому, что мне грустно и одиноко. Меня все боятся, и никто не хочет со мной дружить! Каждый вечер я прихожу в гости в каждый дом, и нигде не могу найти друзей. А мне так грустно одной, так хочется найти друга!

И Темнота заплакала еще сильнее. Пиму стало жаль Темноту.

– Давай я буду твоим другом! – сказал он.

И с тех пор мышонок Пим и Темнота стали дружить. Каждую ночь, когда Темнота приходила в гости, Пим больше не дрожал от страха. Он представлял, что шкаф – это большой кусок сыра, а бояться сыра смешно!

Шаги за окном – это бродит пес Пуфик, сторожит по ночам. А огонек в темном небе – это падающая звезда… Пим закрывал глаза, и спокойно засыпал. А Темнота укрывала его теплым одеялом, убаюкивала и следила, чтобы никто не помешал мышонку хорошенько выспаться…

Мышонок Пим и каша. Автор Валентина Ушаева (

Мышонок Пим не любил есть кашу. Не потому, что она невкусная. Мама очень вкусно готовила кашу.

Но Пиму все равно хотелось на завтрак съесть что-то более интересное. Например, кусочек сыра, или шоколадку. Да и жалко тратить время на кашу, когда можно столько всего успеть сделать!

Но мама всегда повторяла, что каша очень полезная.

Однажды утром, когда мама снова поставила перед Пимом тарелку с кашей, он сказал:

Я больше не буду есть кашу! Не хочу!

А что же ты будешь кушать? – удивилась мама.

Ничего! Потерплю до обеда, вдруг на обед будет что-нибудь вкусненькое! А может и вообще не буду есть, мне и так неплохо!

Но ведь каша такая полезная, в ней есть все, чтобы ты рос здоровым и сильным. И тебе нужны силы для того, чтобы играть, бегать и прыгать! – ответила мама. – Спроси кого угодно, все едят полезную пищу.

Но мышонок Пим ее уже не слушал, он побежал играть во двор.

Во дворе росло большое дерево! Пим решил узнать, а как оно растет, ведь оно ничего не ест. У дерева и рта-то нет!

Конечно, я кушаю. – Рассмеялось дерево. – Только не так, как ты. Меня кормят мои корни. Они находятся глубоко в земле, и берут из нее много полезных веществ. Поэтому я и расту так хорошо.

Мышонок был очень удивлен, и немного расстроен. Ведь он хотел показать маме того, кто не ест, и при этом замечательно живет! Он побежал за ограду, где текла небольшая речка. «Уж она-то точно ничего не ест» - подумал Пим – «У нее нет ни рта, ни корней».

Ну что ты, мышонок, - зажурчала речка – меня питают подземные родники. Без них я так и осталась бы тоненьким ручейком. А сейчас посмотри, какая я широкая и быстрая! Я пью родники и еще дождевую воду.

Нет, я ничего не ем. – Сердито ответил камень. Он очень неохотно разговаривал.

Радостный мышонок побежал домой и рассказал маме про камень.

Вот видишь, - говорил мышонок, - он ничего не ест и не пьет, и при этом хорошо себя чувствует.

Ну что же, - улыбнулась мама, - если ты хочешь быть как камень, тогда тебе, конечно, можно ничего не есть. Будешь целый день лежать, и ничего не делать. Ведь камень всегда лежит неподвижно. Не будешь расти – ведь камень не растет. И все будут об тебя спотыкаться.

Нет, нет! – Закричал мышонок. – Я не хочу лежать неподвижно, ведь я так люблю играть, бегать и прыгать! И я хочу вырасти как папа, большим и сильным. И уж совсем не хочу, чтобы об меня все спотыкались! – Мышонок уже почти плакал. Ему вдруг стало так страшно, что он превратится в камень.

Мама, скорее дай мне вкусную пшенную кашку! – попросил он. Мама с улыбкой поставила перед ним его любимую тарелочку с кашей. Пим съел все и даже попросил добавки!

С тех пор мышонок Пим всегда кушал на завтрак кашу, ведь ему так хотелось оставаться веселым и шустрым мышонком, и совсем не хотелось быть скучным серым камнем.

Мышонок Пим и весна. Автор Валентина Ушаева (

Мышонок Пим очень ждал весну. Ведь зимой надо одевать столько одежек! А весной можно бегать в одних штанишках и курточке.

И вот, наконец, Пим одел свои новые штанишки и новую курточку. Штанишки были в яркую полоску: синюю, как небо, желтую, как солнышко, и зеленую, как травка. Это были самые любимые цвета мышонка.

На улице светило солнышко, и Пим побежал в дальний конец двора играть с друзьями в футбол.
Когда мышонок подбежал к друзьям, они вдруг начали показывать на него пальцем и громко смеяться.

Смотрите, Полосатик прибежал, ха-ха-ха! – кричали они. - Полосатик, Полосатик!

Пим понял, что друзья смеются над его штанишками. А ведь эти штанишки так нравились Пиму. У остальных мышат штанишки были без полосок: красные, черные или фиолетовые. Пиму стало очень обидно, и он побежал за старый сарай.

Он никак не мог понять, почему друзьям так не понравились его яркие штанишки. «Надо попросить маму сшить мне фиолетовые штанишки», - думал мышонок. - «Но ведь я так не люблю фиолетовый цвет, и черный тоже».

За старым сараем начинался луг. Каких только цветов не было на этом лугу: и нежные ромашки с белыми лепестками, и синие васильки, и солнечно-желтые одуванчики, и даже высокие ярко-красные маки.

А над цветами порхали разноцветные бабочки. Мышонок так залюбовался цветами и бабочками, что даже забыл о своей обиде.

Тут перед ним опустилась на цветок большая красивая бабочка.

Добрый день! – Сказала бабочка. – А почему ты сидишь тут один, где твои друзья? – спросила она мышонка.

Тут Пим вспомнил, что с ним случилось.

Играют в футбол во дворе, – ответил он. – А я убежал, так как им не понравились мои штанишки и они стали обзывать меня.

Но у тебя очень красивые штанишки, - удивилась бабочка, - разве тебе самому они не нравятся?

Очень нравятся! – Сказал мышонок.

Тогда почему ты не сказал об этом друзьям и не остался? Посмотри вокруг, сколько самых разных бабочек ты видишь? Вот желтая лимонница, а вот голубокрылый мотылек. А вот и капустница, у нее белые крылья с полосками. На мой взгляд, не очень красивые, но ведь ей нравятся! И форма крыльев у всех разная. Но никому из нас не приходит в голову обзывать друг друга. – От возмущения у бабочки задрожали усики.

Каждый гордится своей внешностью, у каждого своя красота. – продолжала она. - Посмотри на цветы. Разве было бы лучше, если бы все они стали одинаковыми? Ведь было бы очень скучно! Листики березы отличаются от листиков рябины, и даже каждый куст крапивы выглядит по-своему. Так что и ты можешь гордиться своими штанишками и носить их, даже если кому-то они не нравятся.

Тут бабочка легко вспорхнула с цветка и, кивнув мышонку на прощание, улетела. А Пим помчался во двор играть с друзьями в футбол. Он понял, что его штанишки ничем не хуже других, и больше не стал обижаться на друзей. Друзья очень обрадовались Пиму, ведь он лучше всех забивал голы.

Со временем они перестали называть его Полосатиком, а некоторые даже стали носить штанишки в клеточку и в горошек. Ведь все такие разные, у каждого есть любимая одежда, любимая сказка, любимая игрушка, совсем не такая, как у другого. И это здорово!

Баба Яга. Автор Ратушная Светлана (

Эта сказка помогла нам перестать бояться бабы яги

Жил был мишка, была у него мама медведица и папа медведь. Медвежонок очень боялся бабу ягу. Однажды он пошел в лес, чтобы полакомиться малиной, это была его любимая ягода. Мишка уходил все глубже и глубже в лес, собирая ягоды.

Он был очень увлечен этим процессом и даже не заметил, как очутился в глубине леса. Он хотел пойти домой к маме и папе, но еще больше заблудился. Мишка сильно испугался и не знал, как ему выбраться из леса и куда идти. Шел-шел и вдруг увидел избушку на курьих ножках, такую, в каких обычно жила баба яга. Мишка сильно испугался, он весь дрожал. Вдруг из избушки вышла баба яга и говорит:

Здравствуй, мишка!»
- Здравствуй, баба яга, – дрожащим голосом ответил мишка.
- А что ты здесь делаешь?
- Я за-заблудился.
- Не печалься, мишка. Я тебе помогу.

Баба яга взяла медвежонка за лапу и привела его к домику, где жили мама-медведица и папа-медведь.

Ну, вот мы и пришли, вот твой дом, мишка.
- Спасибо, баба яга – ответил мишка.

С тех пор мишка уже не боялся бабы яги, потому что она не всегда бывает злой. Иногда она помогает зверятам и ребяткам.

Сказка про зайчика: зачем сон нужен. Автор Елена Лемм (

В одном лесу жил маленький зайчик. И был он веселым и задорным, никто в лесу не бегал быстрее его, и не прыгал так далеко как он.

С утра до вечера зайчик играл и веселился с друзьями зайчатами. Но наступал вечер, все друзья разбегались по домам, и засыпали в своих кроватках, а наш зайчик очень не любил спать. Он придумывал множество разных причин, что бы не спать. И однажды зайчик так и не заснул. Звезды с луной заглядывали в его окошко, предлагая рассказать красивую сказку, но зайчик их не слушал. Самый сладкий утренний сон шептал ему на ушко свою историю, но зайчик прогнал и его. Вот уже солнышко проснулось, и петушок прокукарекал ему доброе утро. А зайчик так и не сомкнул свои глазки.

Ему бы радоваться, он сон победил. Но что такое? Каша стала невкусной, птички поют невесело и солнышко светит неярко. Ничего его не радует. Вышел зайка с друзьями попрыгать-побегать, а не играется. Глазки норовят закрыться, лапки не слушаются… Вдруг откуда ни возьми волк выскочил. Все зайцы кинулись врассыпную, а наш зайчик и лапкой пошевелить не может. Если бы белочки не помогли, волка шишками не забросали, быть беде. Понял тогда зайчик, зачем сон нужен, и с той поры всегда ложился спать вовремя.

Семь гномиков. Автор

Жили-были 7 гномиков.

Они были очень-очень дружны. У каждого гномика было своё любимое занятие. Первый любил вкусно и полезно готовить. Второй отлично следил за чистотой в доме. Третьему нравилось читать книги. Читал он не только себе, но и для других гномиков. Все сядут рядышком и слушают. Хороших книг в доме было много-много! У четвёртого гномика были «золотые руки». Всё чинил, зашивал, подклеивал, ремонтировал.

Надо сказать, что гномики были очень аккуратные. Но если что, Четвёртый гномик был тут как тут. Пятый гномик обожал цветы. Он их разводил, а потом за ними ухаживал. Цветы были не только в доме и на улице. И сам домик Гномиков был украшен живыми цветами. Красота! Шестой гномик отлично пел, играл на музыкальных инструментах и танцевал. А ещё он всегда придумывал самые интересные развлечения, игры и конкурсы для своих братьев.

У них в доме всегда было весело! А что же Седьмой гномик? Что он любил? За что отвечал? Этот гномик был самым маленьким. Он ещё мало что умел, но у него было очень важное задание. Седьмой гномик поддерживал у всех хорошее настроение. Как он это делал? По-разному. Главное, чтобы братья заулыбались и принялись с удовольствием выполнять свои дела. Но однажды произошла очень грустная история! Маленький гномик проснулся в ужасном настроении, никому не улыбнулся, не пожелал доброго утра, раскапризничался и хмурый куда-то ушёл. Что тут началось?!

Первый не смог ничего вкусного приготовить, а то, что получилось, было не полезно. Второй не захотел убирать в доме, только ещё больше беспорядок устроил. Третий даже не притрагивался к книгам. А они не дочитали одну очень интересную сказку. Четвёртый не захотел смазывать заскрипевшую дверь (даже она загрустила). А ещё и сам случайно сломал подставку для горшков с цветами, чинить не стал. Когда с подставки попадали цветы (к счастью не сломались), Пятый даже не расстроился. Он вообще не захотел смотреть на свои цветочки, не стал их поливать.

А вот Шестой гномик петь не перестал. Но он бубнил такую грустную песню, что всем хотелось лишь плакать. Что же теперь будет? И тут вернулся домой Седьмой.

Он, увидев, что происходит, сразу понял, что виновато его плохое настроение. Подумав минутку, он подошёл к каждому брату, шепнул ему что-то на ухо и улыбнулся. И как по волшебству, всё вернулось на свои места. Все с удовольствием занялись своими любимыми делами, дружно запев весёлую песенку. Сказать вам, что шепнул Седьмой? «Я тебя люблю, ты мне очень дорог!» Вот и всё.

Lisionock

Большинство родителей сталкиваются с капризами: ребенок не хочет ложиться спать, убирать игрушки, чистить зубы, купаться, есть и вовремя уходить с площадки. Такие проблемы знакомы каждой маме. Уговоры, нотации и просьбы не приносят результата, мама чувствует себя бессильной, сдается и срывается на крик. Чем провоцирует новый виток капризов и истерик.

Что же делать?

Существует очень действенный, и в то же время простой способ помочь ребенку справиться с непослушанием. Попробуйте не ругать ребенка, а рассказать ему сказку! Правильно подобранная сказка поможет мягко и эффективно изменить поведение вашего ребенка в лучшую сторону.

Звучит слишком легко, правда? Но в этом весь секрет. Читайте до конца, и я расскажу вам, как сказка помогает в воспитании.

Сказки для нехочух

Слушая историю или сказку, ребенок отождествляет себя с героем. Сказка помогает ребенку почувствовать, что он не одинок, что другие дети тоже могут испытывать такие же эмоции, попадая в подобные ситуации. Это успокаивает ребенка: оказывается, он не один такой упрямый и непослушный, другие дети тоже порой не ладят с родителями.

Детское “не хочу!” - это попытка отстоять свои границы. Небольшое сопротивление маминым словам со временем может перерасти в истерики по любому поводу. И если мама потакает и соглашается на все - ребенок теряется от вседозволенности. Но слишком строгий, авторитарный подход, также не приносит желаемого результата: истерики и капризы усиливаются, ребенок становится неуправляемым. На курсе “Послушный ребенок за 4 недели” мы учимся соблюдать этот баланс между чуткостью и твердостью.

Задача сказкотерапии - дать ребенку модель правильного поведения без давления и нравоучений. Когда мы говорим ребенку: “нельзя убегать от мамы” - для него это просто набор слов. У детей примерно с двух лет активно развивается образное мышление, так что в этом возрасте уже можно потихоньку подключать метафоры и истории.

Сказка помогает мягко донести ребенку нужную информацию, и на примере главного героя показывает, что бывает, если не слушаться маму и делать по-своему.

Как правильно рассказывать ребенку сказки?

Чтобы терапевтическая сказка имела эффект, важно не только рассказать ее, а и обсудить с ребенком. Некоторые психологи считают, что обсуждение должен инициировать только ребенок, и в этом есть смысл. Чтобы сказка подействовала и ребенок сделал выводы, ему нужно усвоить и обдумать историю, прожить ее еще раз с героями. И психика ребенка сама подскажет, каких элементов ему не хватает для составления полной картины.

Но для лучшего закрепления сказки вы можете поговорить ее с ребенком сразу после прочтения. Можно проговорить основные события сказки или попросить ребенка пересказать их. Также будет полезно проговорить связи: кто куда пошел, что сделал, какой результат получил и как решил проблему. Такое проговаривание поможет ребенку структурировать информацию и запомнить ее для дальнейшего обдумывания.

Не беда, если ваш ребенок не возвращается к обсуждению сказки спустя время. В подходящей ситуации вы можете мимоходом напомнить ему историю: “Облачко-непоседа тоже убегало от мамы, помнишь?”. Так ребенок научится накладывать теоретический опыт из сказки на практические жизненные ситуации.

Для решения проблемы непослушания вы можете использовать разные сказки с одной тематикой. Я подобрала для вас несколько сказок для маленьких нехочух, и, надеюсь, они помогут вашим детям стать более послушными и покладистыми.

Сказка про непослушное Солнышко.

В этой сказке мы знакомимся с мальчиком по имени Солнышко, который очень любил играть, но совершенно не хотел вовремя ложиться спать. Однажды Солнышко заупрямился и решил совсем не ложиться. Он играл столько, сколько ему хотелось. А на следующий день увидел, к каким грустным последствиям это привело.

Сказка про непослушное Солнышко полезна всем детям, которые не хотят ложиться спать и спорят с родителями. В ней затрагивается тема дружбы, непослушания и ответственности за свои поступки. История о плохом самочувствии Солнышка после нарушения режима сна также поможет ребенку сделать правильные выводы.


Сказка про Непослушку

Это история про маленькую девочку, которая совсем-совсем не слушалась родителей и делала все наоборот. И так вредничала Непослушка, так обижала маму с папой, что те ушли от нее жить в лес. На радостях девочка так заигралась, что не заметила, как муравьи утащили весь ее обед в свой муравейник. Непослушка не растерялась и пообедала конфетами, после чего у нее сильно заболел живот. К счастью, мама и папа очень сильно любили свою дочку, и вернулись домой, чтобы вылечить ее животик. А Непослушка все-все поняла, и с тех пор всегда слушалась родителей.

История про Непослушку содержит несколько посылов. В первую очередь, сказка учит быть послушным и не расстраивать взрослых, но речь не о манипуляции “будь хорошим, иначе маме будет плохо”. Идея в том, что взрослые расстраиваются, когда ребенок осознанно грубит, обзывается и дерется. И здесь отлично показана логика, какой результат можно получить, поступая так или иначе.

Второй образовательный момент сказки - это режим и качество питания. Автор делает акцент на том, что кушать нужно вовремя, а если обедать только конфетами - заболит живот.

И третий аспект дает ребенку чувство безопасности: как бы он не вредничал, как бы плохо не вел себя - родители принимают его, он все равно желанный и любимый ребенок. Малыш знает, что мама и папа всегда рядом, и придут на помощь, что бы ни случилось.

Сказка про непослушного слоненка

История о маленьком слоненке, который не послушал маму и убежал так далеко, что заблудился. В поисках мамы он бродил по джунглям и встречал таких же непослушных малышей, которые попали в беду. Слоненок помогал им справиться с трудностями, и хоть он очень устал и был изрядно напуган, он все же смог найти маму и помочь новым друзьям.

Помимо очевидного вывода, что не слушаться маму плохо, эта замечательная сказка учит ребенка сопереживанию. Можно ли помогать другим, когда ты сам не в лучшем положении? Сказка дает однозначный ответ: если ты в силах - помоги тому, кто нуждается в твоей помощи. И даже если ты сам не решишь свою проблему, благодарный товарищ может помочь тебе найти выход из сложной ситуации.


Непоседа, или Сказка о том, как облака превращаются в грозовые тучи

Эта сказка расскажет о маленьком облаке, Облакуше-непоседе, которая в общем-то была послушной, но иногда все же улетала дальше, чем разрешала мама. Однажды облачку так понравился сад ее нового друга Мишутки, что она забылась и не заметила, как разволновала маму и случайно вызвала бурю. Облакуша-непоседа очень удивилась и испугалась, ведь она не знала, почему мама так бурно отреагировала.

В сказке демонстрируется адекватная реакция Мамы-облака на непослушание Облакуши-непоседы. Облакуша знает, что обычно мама поддерживает ее и одобряет ее поступки, поэтому внезапное мамино недовольство удивляет ее и заставляет задуматься о том, чем оно вызвано. Мама огорчается все больше и больше, и разразившаяся буря помогает малышке понять, что терпение мамы небезгранично, заставляет почувствовать, как она на самом деле любит свою маму и боится ее потерять.
Ребенок понимает, что как бы мама ни сердилась и ни ругала его в эмоциональном порыве, она продолжает и в этот момент любить его. И сердится она не на него самого, а на его негативные поступки.

К сожалению, не всегда сказок достаточно. Очень детское поведение требует немедленной реакции. Как научиться корректировать истерики без криков, вы узнаете на курсе “Послушный ребенок за 4 недели”. В результате вы сможете не только избегать непослушания и истерик, а и поймете, почему ваш ребенок ведет себя именно так, получите работающие алгоритмы работы со всеми сложными ситуациями в воспитании.

Мудрость – это опыт, полученный человеком, закрепленный глубоко в нейронах. Мы не можем научить кого-либо мудрости. Наступить на грабли, обжечь пальцы – все это путь, по которому должны пройти наши дети. Но как ступать по этому пути с минимальной травмой для себя, своей психики, физического здоровья, репутации? Терапевтические сказки помогают нам передать знания из поколения в поколение. Их чтение закладывает в подсознание важные установки, которые в будущем влияют на жизнь. Ночная традиция – прочитать перед сном добрую сказку – это связь поколений, способ успокоиться, развить фантазию и помочь себе будущему сделать верный выбор.

Терапевтические сказки для детей

Mother reading a fairy tale to her daughter and sitting on a rainbow Сказки – это ситуация, в которой главные герои переживают трудности, но находят из них выход. Чтение будто бы закладывает важный механизм действия и показывает пути разрешения ситуации. История учит бороться, не сдаваться, всегда получать по заслугам, делиться. Ерик Берн в своей легендарной книге «Люди, которые играют в игры» приделал сказкам большое значение. Он полагал, что с их помощью обществом навязываются сценарии, анализируя сказки, можно узнать о личности много нового и выйти на глубокие уровни понимания.
Опасность может скрывать даже старый добрый «Гадкий утенок». Его сценарий – утенок превратился в лебедя без труда и попыток самосовершенствоваться. Многие мамы ждут пока их дети-подростки также расцветут, не прилагая усилий для их развития и раскрытия. Сказки про принцесс учат том, что мужчина может стать хорошим после брака, женщины закрывают глаза на недостатки, ожидая, что они изменятся в будущем.


Сказка также может стать некой психотерапией для человека. Она не только программирует сценарий, но и может помочь выйти из него. Читать терапевтические сказки можно перед сном, чтобы снять у малыша напряжение, страхи, объяснить парадигмы и программы этого мира, разъяснить принципы.
Ребенок плохо засыпает. Решить проблему поможет выдуманная родителями история о том, как сказочный герой не мог заснуть, но потом преодолел себя. Краткий сценарий сказки может быть таким: сказочная фея по ночам прилетала ко всем детям, чтобы дарить им сны. Она очень много работала, но забывала отдыхать днем, а ночью была вынуждена вновь лететь к детям. Через некоторое время фея так устала, что заснула, а ее малыши не могли уснуть и увидеть волшебные сны. Целый город ребятишек не спал, ворочался в кроватках, отвлекал от сна родителей. Когда фея проснулась, она поняла, что наделала. Очень испугалась и на следующую ночь полетела дарить малышам самый волшебные и сладкие сны. После этого следует озвучить пожелания ребенка. К примеру, если сын любят «Черепашек Ниндзя», сказать, что фея приносила ребятам в сны героев мультика.

Ребенок не хочет учится. С помощью сказки про Зайчика, который не хотел учиться, можно объяснить малышу пользу учебы. Не стоит осуждать и запугивать ребенка, если тот не желает грызть гранит науки. Следует просто рассказать ему на ночь сказку о животном, сделавшим свой выбор в пользу мультиков, гуляний, сладостей. Зайчик получал много удовольствия в то время, как его друзья читали книги, учились. В итоге друзья смогли построить себе дом, купить бассейн, полететь на самолете на море. Здесь важно перечислить то, о чем мечтает ребенок. Читать психотерапевтические сказки на украинском языке можно на сайте dobranich. net .


Терапевтическая сказка может быть рассказана и ребенком. Попросите его придумать вам пожелание на ночь или историю. Так вы поймете, о чем малыш думает, насколько он понимает вас, других людей и их потребности, чего боится. Пофантазируйте вместе, придумайте испытания для героя, спросите, как кроха захочет выйти из этих трудностей, с помощью силы, хитрости, доброты, ума или ловкости.

Ми створили більше 300 безкоштовних казок на сайті Dobranich. Прагнемо перетворити звичайне вкладання спати у родинний ритуал, сповнений турботи та тепла. Бажаєте підтримати наш проект? Будемо вдячні, з новою силою продовжимо писати для вас далі!