Валерий сюткин образование. Валерий миладович сюткин: биография

  • 24.06.2019

Сложно поверить, но «стиляге» Валерию Сюткину — 60! Из них 25 лет он живет с третьей женой Виолой . Когда состоялась наша встреча с супругами, они прожили вместе всего ничего и, похоже, сами не предполагали, что смогут пройти рука об руку четверть века. А судя по свежим фотографиям в соцсетях, у Сюткиных и сегодня все ОК. И даже лучше.

ВАЛЕРИЙ

Когда Виола рожала, я забыл про все

Татьяна Уланова, АиФ.ru: Валера, факт присутствия мужчины при рождении ребенка уже никого не шокирует, тем не менее в среде шоу-бизнеса вы, по-моему, первый, кто отважился на такой шаг.

Валерий Сюткин: Не вижу в этом никакого подвига. Может, в СССР мужчине было привычнее сдать женщину в роддом, а самому в это время устроить прощание с бездетным образом жизни, отметить событие в компании. У нас же это было обоюдным желанием.

— Считается, что, если отец сразу после рождения начинает общаться с ребенком, у них возникает очень близкая духовная связь...

— Я привез Виолу в два часа ночи, а девочка родилась в девять утра. И все время, пока готовят к операции, ты находишься в чрезвычайном волнении. Врачи говорят, что с мужчинами в момент родов жены нередко случаются обмороки. Меня ничто не шокировало. Помогал, чем мог, но волнение, конечно, было. Я даже забыл про камеру и фотоаппарат, которые были со мной. Врачи напомнили: снимать-то когда будете, папа?

— К рождению дочери вы уже имели опыт воспитания: все-таки у вас двое детей от предыдущих браков.

— Ну да, имел... Опыт воспитания у меня очень плачевный... Когда жил с ними, воспитывал... Я стараюсь все делать на полную катушку. Но не могу похвастать, что образцовый отец. В этом абсолютно далек от совершенства.

— В жизни, конечно, всякое случается: кто-то кого-то разлюбил... Но вряд ли можно (наверное, за очень редким исключением) разлюбить собственных детей. Но получилось, что вы с ними не общаетесь. Как когда-то не общался с вами ваш отец, расставшись с мамой.

— Я живу с одной женщиной и не хочу, чтобы у нее было ощущение, что делю ее с кем-то. Я не могу делать вид в одной квартире, потом приходить в другую. Не для меня это, как бы жестоко ни звучало.

— По отношению к первой супруге, возможно, и не столь жестоко звучит, ведь развод инициировала она.

— А не важно! Врать не буду: было, но в прошлом, и это только мои ошибки. Перед детьми виноват, безусловно, и плачу по всем счетам: по моральным (это никому не интересно) и по материальным, как положено.

— Не хочу заставлять вас вспоминать то, что неприятно, но... Вы не впервые заявляете, что один раз женаты и для вас существует только одна женщина. Тем не менее наверняка и в первый, и во второй раз женились по любви и, скорее всего, как и сейчас, думали, что навсегда. Где гарантия, что этот брак последний?

— А никаких гарантий вообще в жизни нет.

— Может, вы стали лучше приспосабливаться к характеру другого человека?

— Я научился говорить «нет». Тогда многие мои беды случались из-за того, что я позволял садиться себе на голову. Сейчас не позволяю.

Валерий Сюткин. Фото: www.globallookpress.com

Это что, девушка мной интересуется?

— Хорошо, тогда давайте поговорим о Виоле.

— Вот это — с удовольствием!

— У вас было очень романтическое начало романа: возвращение с гастролей в такси, ее томный поцелуй на заднем сиденье. Вас не смутило, что она проявила инициативу? Не все мужчины одобряют напористость женщины.

— Я воспринимал это именно так. Но ее надо знать: в Виоле совершенно нет того, что можно назвать легковесностью. Это была случайность, во время сна, когда человек выключает какие-то тормозные центры... Это не значит, что она питала ко мне симпатию.

— Ну а что же это — без желания и симпатии?

— Это так же, как нечаянно прикоснулся к человеку — и тебя прошибает... А у нас получился поцелуй, лишнее подтверждение того, насколько в жизни все зависит от случая. Если бы не было поцелуя, ничего не случилось бы. Я относился к ней как к красивой женщине, которая работала рядом и поэтому была для меня персоной нон грата.

— Как коллеги восприняли служебный роман солиста и костюмерши?

— После поцелуя произошла пауза... Я пытался понять: это что, девушка мной интересуется? Хотя она продолжала себя вести так же, как прежде. Тут уже я проявил инициативу, а дальше — все, как во французском кино, вспышкой: безумный вечер, переходящий в ночь, когда я понял, что такое любовь в сплаве физиологии, нежности и обаяния, и не мог понять, с кем еще могу быть так близок, как с ней. Она просто вывела меня, взрослого человека, из равновесия. Не 17 же лет! После эпохального поцелуя прошла неделя, и начался роман. В течение четырех месяцев нам удавалось его скрывать.

— От коллег?! Работая в одном коллективе? Это невозможно!

— Когда люди перемещаются на самолетах, в автобусе, сидят рядом и с симпатией относятся друг к другу, в коллективе это выглядит абсолютно нормально: мы не давали повода думать, что выходим за рамки. Но все происходило! Вскоре у нас состоялся очень серьезный разговор, ведь три или четыре раза мы пытались все прекратить, и Виола сказала, что, наверное, все заходит слишком далеко и не имеет смысла рушить накатанное. Я разрывался на два фронта, надо было врать, а я не мог, мучился. Не представляю, как люди живут на две семьи или когда жена и любовница постоянно. Я понял, что должен сделать выбор. Виола была права: мой моральный облик был далек от совершенства, и она смотрела на меня так, как любая женщина смотрит в этой ситуации на мужчину, который проводит с ней время, а потом идет в семью. Отвратительно! Я в этом смысле не герой фильма «Осенний марафон». В общем, набравшись храбрости и не доводя до того, пока все обрастет слухами, я все сказал сам. Для семьи это был гром, земля расступилась, отношения дошли до крайне враждебных.

— Вплоть до судебных разбирательств...

— Мы все проходили, об этом говорить не хочу. Стараюсь помогать, чтобы об этом никто не знал. Даже они иногда не знают, что помощь идет от меня.

— Вы не пытались разделить трехкомнатную квартиру, оставили жене машину...

— Я ушел в том, в чем был, нажитое меня меньше всего интересовало. 12 марта 1993 года мы с Виолой сняли однокомнатную квартиру — больше я позволить не мог — такую, как говорят в народе, «отжатую»... В общем, все начали с нуля, с первого приемничка, маленького телевизора, который таскали по всем съемным квартирам на протяжении трех лет...

Мы ревнуем постоянно!

— Ну вы все-таки расписались?

— Да, 17 июня 1994 года. Мы год прожили в гражданских отношениях, чтобы потом сделать себе праздник. Хотя очень часто ссоримся, и иногда нам кажется, что это последний день нашей совместной жизни. Вот вчера поссорились, не разговариваем, но знаю, что долго не сможем. До вечера... В сердцах наговариваем такого, что я бы никогда не простил. Матерщина — детский лепет против того, что обещается в эмоциях. Когда присутствует большая, истинная любовь, на уровне страсти, обязательно при ссоре будет: «я отберу у тебя все», «ты не увидишь детей», «я распилю все», «всю жизнь посвящу, чтобы тебе было плохо»... От любви до ненависти — один шаг. Если есть страсть.

— До сих пор такие страсти?

— Да. Как только отношения переходят в нормальное течение русла, спокойное, полуленивое уважение: «Как дела, милый? — Как дела, дорогая?»; «Я пойду туда. — Иди, дорогой». Конец! У нас ревность ко всему, к любому проведению времени без любимого. Люди часто ссорятся из-за финансов, у нас это на уровне невнимания, несовпадения настроений.

— Раньше бы, наверное, сказали: не сошлись характерами, супруги должны совпадать по интересам, взглядам на жизнь.. .

— Да люди ничего не должны! Мне тоже казалось раньше, что с человеком, с которым ты нарожал детей и вместе живешь, нельзя развестись. Сейчас больше хочется эмоций и меньше — дорогих автомобилей и больших квартир.

— Потому что они у вас есть.

— Не на таком уровне. Я живу в квартире 67 кв. м и езжу на машине SAAB. Это все, что есть. Остальное трачу на удовольствия, потому что не хочу пять лет сидеть в своих стенах и копить деньги, чтобы переехать в большую квартиру. Если деньги на вас валятся, тратьте! Но тратить последнее на железную банку, в которой я передвигаюсь по городу, — извините.

— А куда тратите?

— Какую-то часть — на поездки, но Виола считает, что их мало. А я не всегда могу себе это позволить, если загружен работой. Я хорошо себя чувствую, когда выныриваю из профессии усталый и с удовольствием отдыхаю, но только неделю. Пусть лучше их будет несколько в год. А 24 дня, как раньше был отпуск, — это труба! Я помню, 27-дневный круиз с группой «Браво», когда на 26 день директор Филиппа Киркорова Олег Наумыч спросил какого-то юношу из балета «Тодес»: «Мужчина, вы новенький?» Это была лучшая фраза на 26 день!

Часто объясняетесь в любви жене?

— Очень много возможностей для этого. Ведь что происходит после ссор? Даже «джульбарсы» делаю (показывает, поджимая руки к груди, как пес). За все в жизни надо платить.

www.globallookpress.com

ВИОЛА

Женская месть — это страшно!

— Виола, вы рано вышли замуж, рано родили. Воспитывать ребенка, когда сама еще очень молода, наверное, непросто: ни особых знаний, ни опыта...

— Опыта, конечно, не было, но не скажу, что это очень тяжело. Разве что в первую неделю, а потом это становится обычной жизнью, как и все остальное.

— Вы сами предложили Валере поддержать вас во время родов? В такой интимный момент далеко не каждая женщина соглашается, чтобы ее видел муж...

— Мне было гораздо удобнее находиться рядом с ним, нежели одной: приятно, когда близкий человек тебя поддерживает.

— Родители не испугались, что дочь выходит замуж за дважды разведенного, да еще с двумя детьми? В вашем возрасте, с вашей красотой, можно было бы и не торопиться?

— Я тогда уже все решала самостоятельно, родителям пришлось согласиться, хотя, естественно, сначала у них были большие сомнения.

— От внезапной влюбленности, конечно, никто не застрахован, и все-таки у вас не было чувства, что вы разбили семью Валеры?

— Я знаю одно: когда человек не любит свою жену или своего мужа, совместная жизнь превращается в ад. У Валеры были романы, потом он полюбил меня... Наверное, он был и с женой в хороших отношениях, но романтики, мне кажется, не было давно.

— Если бы там не было особой любви, возможно, женщина и не переживала бы так сильно, но для нее уход Валеры был громом среди ясного неба.

— Естественно, был большой удар, мы за это отвечали, и я — в полной мере: пару лет было страшно тяжело. Оказалось, люди совсем невоспитанные и ничего не понимают, не хотят по-хорошему, а жаждут скандалов, желая сделать плохо человеку по полной программе. Раз со мной так поступили, то получи и ты...

— Банальная женская месть?

— Когда женщина не очень умна, она теряет самоконтроль (да и мужчина, впрочем, тоже) и может сделать страшные вещи.

— Все-таки странно, что вы работали вместе, не обращали друг на друга внимания, а один случайный поцелуй вдруг открыл вам глаза.

— Я работала в группе костюмером уже полгода, когда начался наш роман. Такси развозило нас из аэропорта по домам, я заснула у него на плече, и случился поцелуй, после чего была пауза в несколько дней. Я вообще в таких случаях стараюсь вида не показывать.

Валерий Сюткин с супругой Виолой. Фото: www.globallookpress.com

— Но вы ведь сами его поцеловали?!

— Я бы не сказала! Нет, нет! У меня таких вещей в жизни не случается, я сдержанная рижанка. Это произошло по обоюдному желанию: какой-то поворот головы — его, моей. А через две недели все разрешилось, он долго ходил вокруг, потом подошел: что это было? Я говорю: «Ничего». Как ничего? Так, ничего. А любви с первого взгляда у меня никогда в жизни, к сожалению, не было, я к этому подхожу рассудительно. Не могу так: пришел, увидел, победил. Все ребята в группе «Браво» были мне близки, мы дружили, вместе ездили на гастроли, я была единственной женщиной в коллективе, так что все старались меня оберегать, лелеять, и это было приятно. Но в то время у меня была своя личная жизнь, я собиралась замуж.

Я сбежала из-под венца

— И своего жениха, простите, кинули, и прежняя жена Валеры осталась у разбитого корыта. А говорите: пришел, увидел, победил — не про вас.

— Слава богу, у меня остались с тем человеком хорошие отношения, мы общаемся до сих пор. Он понял, простил, хотя поначалу думал, что это все шутки и через неделю или хотя бы через полгода все вернется назад...

— После всех перипетий вы, наверное, сыграли пышную свадьбу, чтобы наконец прочувствовать, что вот оно — состоялось, вы вместе!

— Свадьба была не слишком пышная, но очень хорошая, в Москве. Собралась компания друзей, человек пятнадцать, и мы повеселились. Я была просто в костюме, платья не было, хотя сейчас жалею об этом.

— Хоть раз в жизни женщина должна надеть свадебное платье?

— Мне кажется, да, тем более что один раз я его уже надевала.

— Как это? Вы же не были замужем?

— Да, но я сбежала из-под венца. Мы уже подали заявление в загс (с Валерой еще не были знакомы), купили платье, были приглашены друзья, заказан ресторан. Но сердце подсказало, что не надо этого делать, была депрессия, плохое настроение. Меня отговаривали, всем хотелось погулять... А в свадебное путешествие с Валерой мы не ездили, зато хорошо отдохнули на гастролях в Израиле, а через некоторое время поехали на Сейшелы. Вот это можно назвать настоящим красивым отдыхом после свадьбы.

— Вам хватает внимания Валеры? Он-то занят больше, его чаще не бывает дома...

— Если раньше гастрольная жизнь артистов была очень насыщенной, — недельные, двухнедельные поездки — то теперь ее почти нет: редкие выезды на один день. Поэтому мы практически все время вместе. Но женщине, конечно, нужно работать и иметь увлечение. У меня такое намечается. Сидеть дома я не хочу, это человека не развивает, скорее, наоборот, происходит деградация.

— Сидеть дома и психологически тяжело: муж вроде занят, где-то с кем-то работает, вы одна. Отсюда — подозрения, недоверие.

— Нет, у меня подозрений не бывает, я уверена и в себе, и в муже, и этой темой голову не забиваю.

— Тишь да гладь, да божья благодать?

— Нет, у нас безумное количество ссор, в основном — непонятного характера, из-за мелочи можем разругаться. Что-то не туда положил, куда-то не сходил — и вот уже ссора разрослась до мировой войны.

— Тарелки по квартире летают?

— Тарелки не летают, но иногда очень хочется, чтобы летали. И, когда ссоримся, по темпераменту напоминаем итальянцев. Такое красивое зрелище, на уровне театрального: ругаемся, хлопаем дверью. А когда два часа друг без друга, вроде бы уже и не хочется ссориться.

Валерий Сюткин с супругой и дочерью. Фото: www.globallookpress.com

Главное, чтобы меня не увели

— Взрослые мужчины нередко выбирают спутницу жизни много моложе себя, но ведь у них разные привычки, интересы, друзья...

— Женщина относится к своему мужу и как к мужчине-любовнику, и как к ребенку, и как к другу. Когда-то надо пожалеть человека, когда-то — поддержать. К тому же у нас общие увлечения: мы занимаемся спортом, ездим к друзьям, играем на бильярде, гуляем, в общем, как-то подстроились друг под друга.

— Это произошло легко и быстро?

— Здесь скорее Валера под меня подстроился, потому что я всегда перетягиваю одеяло на себя, считая, что женщина создана для того, чтобы ее баловал мужчина. Меня Валера в основном балует.

— Какой подарок от него самый дорогой?

— В разгар нашего романа, помню, он приехал из Израиля и купил мне простенькое золотое колечко с сердечком. Это был его первый подарок, очень неожиданный и приятный. Теперь это семейная реликвия.

— А цветы может просто так подарить?

— Когда утром возвращается с гастролей, то часто заезжает в цветочный магазин и приходит домой с красивым букетом.

— Сейчас в коллективе Валеры есть костюмер? Не боитесь, что кто-нибудь может занять ваше место не только на работе, но и в его жизни?

— Сейчас нет костюмера, все ездят в своих костюмах, а в «Браво» после меня работали знакомые девочки, которых я же туда и устраивала. Смешно говорить об этом. Существует другая проблема: чтобы меня не увели.

— Вас так легко увести?

— Нелегко, но, во всяком случае, ухаживаний гораздо больше за мной, нежели за Валерой. Мы много бываем в разных местах, чувствуется внимание.

— Так вот из-за чего возникают ссоры в вашей семье! Ничего себе мелочи жизни!

— Мы смеемся, шутим, потому что настолько доверяем друг другу, что этой проблемы для нас не существует.


Имя: Валерий Сюткин (Valeriy Syutkin)

Возраст: 60 лет

Место рождения: Москва

Рост: 180 см

Вес: 76 кг

Деятельность: певец, музыкант, композитор, автор песен

Семейное положение: женат

Валерий Сюткин - биография

Как в известной песне «Ну, кто его не знает?» Валерий Сюткин стал кумиром для своих поклонником в девяностые годы. Он обладает интеллигентным темпераментом человека советского периода.

Детские годы, семья

Родился Валерий в конце пятидесятых в Москве. Но его корни уходят глубоко в земли Урала. Предки Сюткины были не очень богаты, но запросто разговаривали с русским промышленником Демидовым, получали благодарность от Петра Первого. У отца Валерия было красивое и необычное имя Милад. Он окончил военно-инженерный вуз, строил космодром на Байконуре, учился в столичной академии и там же преподавал. У мамы певца в родословной есть польские и еврейские корни. В академии, в которой работал старший Сюткин, родители будущей звезды и познакомились.


После свадьбы родителей, родился мальчик, который хорошо учился. Потом Валерий начал серьёзно увлекаться рок-н-роллом. Родители всячески поддерживали своего сына. Биография мальчика писалась им самим так, как он хотел, без нажима со стороны взрослых. В тринадцать лет у мальчика произошёл перелом в его судьбе. Любящие его мама и папа развелись. Трудно было ему тогда понять своих родителей.

Музыка

Первое серьёзное влечение к музыке обнаружилось у Валерия в 11 лет, когда он услышал музыку «Битлз». Эта мелодия звучала во время заставки перед новостями. Мальчик подбирал услышанную музыку на гитаре. Ударниками были банки из-под консервов, а в старших классах появились настоящие барабаны, Сюткин на них заработал сам. Первый вокально-инструментальный ансамбль, в котором играл Валерий, назывался «Возбуждённая реальность». Кроме ударной установки парень научился играть на бас-гитаре.


В репертуаре у ребят были композиции «Смоки» и «Дип перпл». Музыкальная биография продолжилась после окончания школы. Юноше удалось пристроиться помощником повара в ресторане «Украина». Потом началась армейская служба на Дальнем Востоке. Обязанности автомеханика никак не мешали военнослужащему музыкально совершенствоваться. В округе популярностью пользовался коллектив «Полёт», в который попал Сюткин.


В коллективе молодой солдат продемонстрировал свободное владение ударными и вокальные данные. Парень стал основным солистом в ВИА. Армия дала хорошую закалку будущей звезде сцены. Но после демобилизации музыка на время отдалилась от Сюткина. Он стал грузчиком на вокзале, проводником поезда, но устроиться в музыкальный коллектив Москвы так и не мог в течение полутора лет. Валерий так и не получил музыкального профессионального образования, он всем говорил о заочном обучении на хорового дирижёра.

Нужное знакомство

Группа «Телефон» была мало, кому знакома, но с приходом в неё Валерия Сюткина коллектив стал настоящим коллективом со своими собственными гастролями и альбомами. Три года понадобилось для того, чтобы сделать группу популярной. Но коллектив быстро закрыли из-за того, что музыканты пели только свои песни, парней в группе было только четверо, что было по законам советского ансамбля слишком мало. Образовался другой коллектив «Зодчие», в котором работал Юрий Лоза.


Руководитель группы умело обходил все бюрократические препоны, и композиции «Зодчих» стали приобретать популярность. После очередной гастрольной поездки из группы ушёл Лоза, потом покинул группу Сюткин. Валерий попытался создать другой коллектив, парни входили в состав труппы артиста Михаила Боярского.

Музыкальная карьера Сюткина

Однажды Евгений Хавтан предложил Сюткину войти в группу «Браво», из которой только что ушла Жанна Агузарова . С этим коллективом Валерий приобрёл настоящую известность. Теперь его творческая биография полностью изменилась: от внешности, до репертуара. Появляются композиции, ставшие визитными карточками группы, а кроме того – стильный оранжевый галстук стали узнавать зрители.


Концерты, гастроли, клипы, работа без выходных, диски и альбомы стали причиной того, что звезда эстрады Валерий Сюткин решил уйти из коллектива. Певец часто выступает в дуэте со многими известными исполнителями. Лайма Вайкуле, Андрей Макаревич, Муслим Магомаев составляли ему компанию на песенной сцене. Музыкант стал участником телепроекта «Звёзды на льду», в мюзиклах под Новый год.

Валерий Сюткин - биография личной жизни, дети

Официально Сюткин женился три раза. Три союза оказались недолгими, распадался из-за измен главы семьи, которых было очень много. Ни одна из трёх жён не захотела делить Валерия с другими, и подавали на развод. Первый брак продлился два года, от этих отношений появилась дочь Елена.

Второй брак оказался по продолжительности почти таким же, от этого союза родился сын Максим. Третьей женой певца стала манекенщица из Дома моды в Риге. Виолетта устроилась костюмершей в коллектив «Браво». Девушка собиралась выйти замуж, она готовилась к свадьбе, а Сюткин на тот момент был уже женатым мужчиной. Влюблённые разорвали все существующие отношения, сняли однокомнатную квартиру и поженились.

Сюткин Валерий Миладович (р. 1958) – российский музыкант, композитор и автор песенных текстов, исполнитель, бывший солист музыкальных коллективов «Браво» и «Сюткин и Ко». С 2008 года имеет звание Заслуженного артиста России. В Московском государственном гуманитарном университете имени Шолохова преподаёт на кафедре вокала, художественный руководитель эстрадного отделения. С 2016 года входит в состав Авторского Совета РАО.

Родители

Его мама, Бронислава Андреевна (девичья фамилия Бржевицкая), родилась в Москве. А бабушка по материнской линии приехала в столицу из города Балта Одесской области. Валерий называет её одесситкой и считает, что именно по маминой линии ему досталось врождённое чувство юмора. Деда Сюткин ни разу в своей жизни не видел, но, учитывая его фамилию, Бржевицкий, принадлежал он к коренным польским евреям. Мама работала в военном закрытом радиотехническом НИИ младшим научным сотрудником.

Папа, Сюткин Милад Александрович, 1929 года рождения, родом был из Перми. В родном городе он отучился в техникуме с отличием и был направлен в Москву для дальнейшего обучения. В столице он окончил военно-инженерную академию имени Куйбышева. После учёбы ему предложили заняться в академии преподавательской деятельностью, и отец согласился, так он стал москвичом. Милад Александрович был первоклассным специалистом по военному подземному строительству. В годы Вьетнамской войны он ездил в командировку в эту страну, где строил подземные сооружения. Также отец принимал участие в строительстве Байконура.

Родители Сюткина познакомились на занятиях танцевального кружка, где преподавателями были танцоры из коллектива Игоря Моисеева. Мама и папа много работали, поэтому детские годы Валерия прошли под бабушкиным присмотром.

Знакомство с музыкой

Его осознанное знакомство с музыкой произошло в одиннадцатилетнем возрасте, и этот момент Валера запомнил очень хорошо. На каком-то центральном телевизионном канале показывали политическое обозрение «Семь дней», которое вёл Валентин Зорин. На экране появилась заставка, где был изображён Бруклинский мост, и играла музыка. Маленький Валера как раз зашёл в комнату в этот момент, и от услышанной из телевизора мелодии у него по телу побежали мурашки. Мальчик тогда заявил родителям: «Я вырасту и обязательно научусь играть на гитаре эту песню». Тогда он ещё не знал, что это была мелодия группы «The Beatles».

Валера начал обучаться игре на гитаре. Но пацаны со двора (в основном они были старше его на два-три года) сказали, что зря он увлёкся гитарой, лучше бы вступил к ним в группу и играл по вечерам на танцах. У них как раз не было барабанщика. Сюткин послушал старших товарищей, гитару отложил и стал самостоятельно учиться игре на барабанах. Его учебной ударной установкой оказались огромные шляпные коробки из плотного картона и металлические банки из-под индийского кофе. Так он попал в свой первый музыкальный коллектив, играл на установке, собранной из пионерских барабанов. А первыми слушателями Сюткина была московская молодёжь на танцплощадках района Хитровки.

Родители были не против его увлечения, ведь московский район Хитровка славился хулиганистой шпаной. Вокруг Валерия и в картишки поигрывали, и преступления мелкие совершались, не говоря уже о постоянных драках. Но существовал негласный закон: музыкантов, которые играют на танцах, не бьют. И хотя бы за это мама была спокойна и уверена, что сын не явится домой с разбитым в кровь носом.

Первоначальная цель Валериного увлечения музыкой – понравиться противоположному полу. Известно ведь, что в подростковом возрасте, когда начинают играть гормоны, любой парень хочет произвести на девушек впечатление. Для этого нужно было быть спортсменом, или очень умным и начитанным, либо музыкантом. Причём последние ценились больше, ведь они могли играть на гитарах запрещённые в те времена рок и рок-н-ролл.

Школьные годы

Когда Валере было тринадцать лет, развелись его родители. Для юноши это стало тяжёлым ударом, и спасала только музыка. Сейчас он сам признаётся, что, если бы не это увлечение, мог бы пойти по хулиганистой дорожке. Хотя мальчишкой он рос не задиристым, наоборот, старался во всех дворовых конфликтах выступать в роли миротворца.

В 1973 году, после восьмого класса, всё лето на каникулах Валерий подрабатывал в магазине «Свет» в качестве продавца и консультанта. По трудовому законодательству подросток работать ещё не мог. Но мамина подруга, которая в этом магазине была продавцом, договорилась со своим руководством, что за неё всё лето поработает парень Валера, а она со своим любимым мужчиной уехала в Крым.

Сюткин показывал и рассказывал покупателям, как работают пылесосы. За три летних месяца он заработал астрономические для его возраста деньги – 270 рублей. На эту зарплату он купил себе настоящую ударную установку. В те времена сделать это было непросто, Валера поехал в магазин на Неглинке напротив ЦУМа, где его свели с очень известными московскими спекулянтами. У них парень приобрёл чешские старые и потрёпанные барабаны и начал нарезать на них репертуар группы «Led Zeppelin».

Музыка захватила его полностью, Сюткин даже стал прогуливать школьные занятия, хотя до восьмого класса он учился очень хорошо. По литературе и другим гуманитарным предметам ещё можно было как-то выкрутиться за счёт прочитанных книг, а читал Валерий всегда очень много. А вот по точным наукам, таким как физика и математика, успеваемость снизилась. На момент окончания школы в аттестате у Валерия было четыре «тройки».

Начало творческого пути

После того, как у Валеры появилась барабанная установка, он больше ни разу в жизни не брал денег у родителей. Он всё время играл на танцах, причём не только на Хитровке, их музыкальный коллектив стали приглашать в близлежащие районы Москвы. Его увлечение музыкой приносило неплохой заработок, но это была не профессия. Художники, поэты и музыканты так и назывались в то время – свободными. Чтобы не слыть тунеядцем, Сюткину пришлось устраиваться на работу и получать трудовую книжку с официальными записями, среди которых у него немало рабочих мест и профессий – бармен, дворник, грузчик на Белорусском вокзале, проводник поездов, помощник повара в ресторане «Украина».

В 1976 году Валерия призвали в ряды советских вооружённых сил. Он попал на Дальний Восток в военно-воздушные силы, служил авиамехаником. В часы, когда он не был занят на аэродроме, играл и пел в ансамбле «Полёт».

Вернувшись из армии, Сюткин создал новый музыкальный коллектив, которому дали название «Телефон». Около трёх лет они работали подпольно, а с 1982 года стали профессиональной рок-группой.

Музыканты исполняли композиции в стиле реггей, твист и рок-н-ролл. Песни-фельетоны, в которых высмеивались бытовые неурядицы и проблемы, стали их визитной карточкой:

  • «Приятного аппетита» про еду в общепите и советские столовые;
  • «Баллада об общественном транспорте» о постоянных автобусных давках;
  • «Знай наших» про поражения советской сборной по футболу.

Группа «Телефон» выступала под патронатом филармонии, много гастролировала, выпустила несколько дисков («Ка-ка», «Концерт во Владивостоке», «Твист-Каскад»).

В 1985 году коллектив распался, и Валерий перешёл в группу «Зодчие», куда его пригласил певец и гитарист Юрий Лоза. В 1986 году группа входила в пятёрку самых популярных в Советском Союзе музыкальных коллективов. А уже со следующего 1987 года после неудачного выступления на фестивале «Рок-Панорама 87» в «Зодчих» начались брожения. В 1989 году покинул группу и Сюткин.

Валерий создал новый проект «Фэн-О-Мэн», но успеха он не имел.

«Браво»

Летом 1990 года гитарист и лидер группы «Браво» Евгений Хавтан пригласил Валерия в свой коллектив. До этого момента они очень долго искали постоянного вокалиста. Правда, сразу же у них возникли некие разногласия по поводу Валериной причёски, он носил довольно внушительную шевелюру, и с имиджем стиляг она никак не сочеталась. В конце концов, Валера подкорректировал свои волосы под стандарты рок-н-ролла.

Первой песней, исполненной группой «Браво» в обновлённом составе, стала композиция «Вася», которая и дала старт новому витку популярности коллектива. А Валерий впервые проявил себя как автор текста.

Вслед за «Васей» были исполнены и быстро набрали известность такие музыкальные композиции, как:

  • «Держись, пижон!»;
  • «Девчонка шестнадцати лет»;
  • «Я то, что надо»;
  • «Король Оранжевое лето»;
  • «Мне грустно и легко»;
  • «Добрый вечер, Москва!»;
  • «Звёздный шейк»;
  • «Скорый поезд».

А также новая волна популярности началась у знаменитого советского хита 60-х годов «Чёрный кот». Все эти песни вошли в первый диск группы «Стиляги из Москвы».

Оглушительный успех нового коллектива «Браво» был связан с романтическим имиджем стиляг: широкие брюки и просторный пиджак, в которых комфортно было бы танцевать, затемнённые очки, много разноцветных значков и, конечно же, стильный оранжевый галстук, ему была посвящена целая песня, ставшая хитом.

В 1993 году вышел новый диск группы под названием «Московский бит». В него входили как медленные композиции («Вот и всё», «Лунатик», «Как жаль»), которые отличались изящностью и лёгкостью, так и зажигательные мелодии для танцев («Космический рок-н-ролл», «Заполярный твист»).

Сольная карьера

В 1995 году Валерий ушёл из «Браво» и начал заниматься сольной карьерой, создав новую группу «Сюткин и Ко». Они выпустили альбомы:

  • «То, что надо» (1995);
  • «Радио ночных дорог» (1996);
  • «Далеко не всё» (1998);
  • «004» (2000).

В 1995 году музыкальную композицию «7 000 над землёй» признали лучшим шлягером года, Сюткин получил профессиональную премию «Звезда».

В 2004 году Валерий немного обновил коллектив, расширив состав и поменяв название на «Сюткин рок-н-ролл бэнд».

Две его песни («Маршрутка» и «Москва-Нева») принесли певцу награды – Золотой граммофон.

Вне сцены

Валерий очень молодо выглядит, хотя по признанию самого певца, всё у него согласно возрасту, и кое-где болит, и кое-что пошаливает. Просто, по словам Сюткина, с годами черты характера человека проявляются на его лице. А так как у Валерия очень лёгкий, весёлый и добродушный характер, то его лицо не обременено заботами и проблемами, за счёт чего кажется молодым и свежим.

Сюткина часто можно видеть на российском телевидении:

  • Он был ведущим музыкальных передач «И снова шлягер» (канал Культура) и «Два рояля» (РТР).
  • В 2006 году стал на коньки и принял участие в шоу Первого канала «Звёзды на льду», его партнёршей была фигуристка Ирина Лобачёва.
  • С 2016 года является ведущим развлекательной музыкальной программы канала Россия -1 «Субботний вечер».

Общение в интернете Валерий не признаёт, пользуется им для просмотра афиш и новостей. Очень много читает. Среди любимых книг называет:

  • роман американского писателя Джозефа Хеллера «Уловка 22»;
  • роман немецкого драматурга Патрика Зюскинда «Парфюмер»;
  • произведения американского писателя-сатирика Курта Воннегута и бразильского прозаика Пауло Коэльо.

Среди отечественных писателей больше всего любит Михаила Булгакова и Виктора Пелевина. Уже во взрослом возрасте перечитал Тургенева и Достоевского, потому что в своё время школьная программа отбила любовь к русской литературе. Обожает все произведения Ильфа и Петрова, Михаила Жванецкого.

Если у него мало работы и концертов, певец посвящает это время путешествиям. Старается жить сегодняшним днём и получать удовольствие от жизни, сосредотачивается не на материальных, а на личных ценностях – семье и душе. Его главные жизненные цели – работать, веселиться, радоваться каждому дню и воспитывать детей.

Личная жизнь

Певец был женат трижды. От первых супружеских отношений в 1980 году родилась дочь Елена, которая в 2014 году сделала Валерия дедушкой, подарив внучку Василису.
Во втором браке в 1987 году у Сюткина родился сын Максим, он занимается туристическим бизнесом.

В 1993 году Валерий познакомился со своей третьей супругой Виолой, которая пришла в коллектив группы «Браво» работать костюмершей. Она младше Сюткина на семнадцать лет, но разница в возрасте не помешала их браку стать счастливым и долгим.

В 1996 году у Валерия и Виолы родилась девочка, которой дали точно такое же имя, как у мамы. Певец шутит, что с тех пор в его доме царит полный виолизм. Дочь уже окончила колледж в Швейцарии и сейчас учится в Американском университете в Париже.

Валерия Сюткина сложно представить без костюма, галстука и микрофона. Но в начале своей карьеры он выходил на сцену совсем в другом качестве — барабанщика и бас-гитариста. «Я бы так всю жизнь просидел», — говорит Сюткин. Помешала чистая случайность.

Из барабанщиков в солисты

1967 год

Коренной москвич Валера Сюткин родился в семье, где музыкой никто не занимался, хотя его родители познакомились при вполне музыкальных обстоятельствах: папа заметил маму на танцах. Возможно, поэтому они не стали возражать против занятий музыкой своего сына-подростка. Услышав однажды песню The Beatles, 11-летний Валера решил, что хочет играть так же, и стал осваивать гитару. Оценки в школе стали хуже, но это его волновало мало. Вскоре Сюткин уже играл в любительской рок-группе, организованной с ребятами из его двора. Там же освоил барабаны.

На настоящую барабанную установку он самостоятельно накопил к старшим классам. Родители к тому времени развелись и позволяли сыну самому решать, чем он хочет заниматься. У Валеры на это был один ответ — музыкой. Из-за отсутствия музыкального образования он не стал никуда поступать после школы. Устроился помощником повара в ресторане, где в свободное время ему разрешали играть на инструментах. Здесь его и застала повестка в армию. Военный ансамбль «Полет» неожиданно открыл Сюткина-вокалиста: когда основной солист ВИА заболел, Валерий вызвался его подменить, и оказалось, что он неплохо поет.

Планы на будущее определились окончательно. Оставалось их реализовать.

Дважды разведенный и дважды отец


Отслужив, Сюткин вернулся в Москву. Его главной целью было устроиться в музыкальную группу, но сделать это было непросто. На просмотрах и собеседованиях Валера говорил, что закончил заочное отделение музучилища в Кировске. А недостаток связей восполнял природным обаянием и искренней любовью к профессии.

В начале 80-х его приняли в ВИА «Телефон». За три года, что там пел Сюткин, ансамбль из любительского превратился в профессиональный, и даже умудрился выпустить пять альбомов, несмотря на множество бюрократических препятствий. Затем была группа «Зодчие», которая вошла в ТОП-5 ансамблей в СССР. Валерию Сюткину больше не нужно было придумывать истории, чтобы подтвердить свой профессионализм. Школьная мечта стала явью: музыка, концерты, поклонницы… Последних было много, и Валерий быстро прослыл настоящим сердцеедом. В 80-е он успел дважды жениться и дважды стать отцом.

Имен своих первых жен певец не называет — из уважения к ним. Первый брак продлился всего два года, в нем у Сюткина родилась дочь Елена. Во второй раз он отправился в ЗАГС с девушкой, которую отбил у друга. Вторая жена родила ему сына Максима, но надолго в жизни музыканта тоже не задержалась. «Мой первый опыт, скажем так, сожительства с женщинами определялся одним: тем социальным строем и теми условиями, в которых мы все жили. Нынешние молодые даже представить себе не могут, что в конце 1970-х — начале 1980-х годов невозможно было провести время наедине с приличной девушкой, не сделав ей предложения», — объясняет Сюткин свою ветреность тех лет. Свою настоящую любовь он встретил в 33 года. Но сначала было «Браво».

Пять ярких лет

Валерий Сюткин и группа «Браво» во время выступления, 1993 год.

К концу 80-х Сюткин ушел из «Зодчих», организовал свою группу (трио «Фэн-о-Мэн») и успел поработать в труппе Михаила Боярского. А в 1990-м основатель «Браво» Евгений Хавтан предложил ему занять место Жанны Агузаровой.

Работа с «Браво» полностью изменила его жизнь. Сюткин сменил прическу и сценический образ: на смену длинным «рок-н-ролльным» патлам пришла аккуратная укладка «стиляг», на сцену он теперь выходил в неизменном костюме и галстуке. Никогда раньше его творчество не пользовалось такой бешеной популярностью — песни «Вася», «Я то, что надо», «Московский бит» звучали на всех радиостанциях, кассеты «Браво» раскупались мгновенно.

Хит «Вася» придумали вместе, всем коллективом. «Родился сюжет: «Красивый герой идет по Москве, все вокруг падают штабелями — и звучит вопрос: кто этот стиляга? «Каждый ответит, каждый ответит… Конечно, Эдик». А все стиляги звали себя как-то вычурно… И тут наш басист Сережа Лапин говорит: «Вася!» Хавтан в ужасе: «Только не Вася!» А я зацепился за имя: «Стоп, именно Вася. Раз возникло отторжение, значит, публике запомнится». Так родился хит», — рассказал музыкант в одном из интервью. С приходом Сюткина у «Браво» открылось второе дыхание, а он стал настоящей звездой. Но главным итогом работы в группе стало знакомство с женщиной, которую он полюбит «на молекулярном уровне».

Счастье


С супругой Виолой

19-летняя Виола пришла работать в «Браво"костюмером и сразу заявила музыкантам, что не собирается устраивать здесь свою личную жизнь. Сюткин был женат вторым браком, но семейная жизнь его занимала мало: дома проводил меньше времени, чем в турах. Сугубо профессиональные отношения с новенькой продолжались до тех пор, пока в закулисье одного из концертов он не украл ее поцелуй. Начался роман, который прервала именно Виола. Понимая, что Валерий женат, она решила, что отношения нужно прекратить. Они попробовали жить отдельно, но это было выше его сил. Сюткин подал на развод.

Это оказалось самым верным решением в его жизни. С Виолой он обрел дом, в который хотелось возвращаться после гастролей, воспитал дочь, при рождении которой присутствовал лично. «Вообще-то быть счастливым просто, надо лишь принять такое решение: «Я буду счастлив» — и все сразу получится», — говорит Сюткин. Уйдя из «Браво» в 1995-м, он полностью взял на себя ответственность за свою музыкальную карьеру. Группа «Сюткин бэнд» продолжает успешно выступать и собирает полные залы. «Жизнь коротка. Прощайте быстро, целуйтесь медленно», — главный совет Валерия Сюткина его поклонникам.

Фото: PersonaStars, Д. Коробейников/Риа Новости, Instagram

— Допускаю, что молодежь, услышав фамилию Сюткин, спросит: «А кто это?» И это меня ничуть не задевает. Моя пуб­лика — 40-50-летние люди, и их много. К тому же мне уже не хочется той осады поклонников, которая была во время моей работы в «Браво».


В эту суперпопулярную команду я попал случайно. В 1990 году играл в трио «Фен-о-мен», мы много гастролировали, в основном разогревая публику на выступлениях Боярского. Это был период безудержного веселья и легкости бытия… В один из свободных летних вечеров я направился на концерт «Машины Времени». Сажусь на первый ряд, рядом — Хавтан: «Валерка, привет, что делаешь? Может, в «Браво» попоешь?» Я обалдел, в то время у них солистом был Женя Осин, и мне он нравился, в команде смотрелся органично. Хавтан говорит: «Мы с ним расстались три месяца назад. Давай попробуем?» И я, хотя больше тяготел к року, согласился. Группа «Браво» была очень популярным коллективом.

Через пару дней приехал на репетиционную базу, прихватив с собой широкополую черную шляпу — для образа. Вхожу в зал, музыканты уже в сборе. Женя Хавтан с ходу наигрывает мотив — пам-пам-пам-пам и заявляет: «Нам нужна песня про стиляг». А я писал тексты для групп «Фен-о-мен», «Зодчие» и «Телефон», но поэтом себя не считал. Предлагаю: «Жень, давай сценарий сначала набросаем? Про что вообще хотим сказать?»

Тут же родился сюжет: «Красивый герой идет по Москве, все вокруг падают штабелями — и звучит вопрос: кто этот стиляга? «Каждый ответит, каждый ответит… Конечно, Эдик». А все стиляги звали себя как-то вычурно. Нам же хотелось добавить немного иронии. «Может, Петя или Гриша?»


И тут наш басист Сережа Лапин говорит: «Вася!» Хавтан в ужасе: «Только не Вася!» А я зацепился за имя: «Стоп, именно Вася. Раз возникло отторжение, значит, публике запомнится». Так родился хит. На той же самой репетиции мы написали «Девчонку 16 лет». Я предложил не мудрствовать, а просто перевести с английского песню Чака Берри «Sweet Little Sixteen». А то, что моих познаний в языке не хватило для точного перевода, даже к лучшему, потому что текст вышел художественно осмысленным. С этими двумя песнями и «Желтыми ботинками», в которой пришлось переписать текст с женского (ее же пела Жанна Агузарова) на мужской, я предложил Хавтану поехать на гастроли, чтобы сразу понять, правильный ли выбрали путь. Он в ужасе: с тремя песнями гастроли?! Но согласился — была не была…

И вот 25 августа 1990 года мы дали концерт в крошечном театре города Сумы, где собралось человек сто. И… порвали его как Тузик грелку. Успех был ошеломительным. Женя сказал: «Что-то в этом есть…»

Чтобы досконально понять выбранный нами стиль музыки, я купил себе­ огромную коробку пластинок рок-н-ролла 1950-60-х годов и за месяц все их изучил.

— Вы сразу запомнились зрителям не только лирическим тембром голоса, но и стильным внешним видом. Как рождался образ стиляги?


— По ходу пьесы… Мы с Женей как на работу ходили на барахолку Тишинского рынка. А когда ездили на гастроли по маленьким городкам, не гнушались комиссионками. Продавцы радовались, когда мы, основательно покопавшись в завалах, забирали залежалый товар — узкие ботиночки, пальто с подплечиками, короткие и широкие попугайских расцветок галстуки… Хватали все, что находили интересного, неважно, какого размера, надеясь, что кому-нибудь в группе пригодится. Наша публика — это целая армия — ходила не на Сюткина и Хавтана, а на стиль. И концерты воспринимались как возможность в первую очередь показать себя.

— Вы пели в «Браво» в очень неспокойное для страны время. Наверняка на концертах не обходилось без эксцессов?

— У нас в группе был Олег, официально его должность называлась «специалист по общественным связям», а неофициально это был наш телохранитель. Жилистый такой, сухопарый, широкоплечий, внешне на добермана похож. Как-то в Казани на нас наехали двадцать человек местных братков. Так он вышел и один решил вопрос. Его порекомендовал наш продюсер Евгений Фридлянд. Сказал: «Есть толковый парень из Кемерова, хочет у нас работать».

Мы его пригласили на концерт в зал «Россия» — познакомиться и обсудить перспективы сотрудничества. И вот, помню, на песне «Я то, что надо» на сцену залезает такой двухметровый шкаф, садится на стул лицом в зал и закуривает. А потом громко кричит: «Вован, круто выгляжу на фоне стиляг? Сфотографируй меня!» Я продолжаю петь, а что делать… Тут в проходе показался Олег. И далее то, что я увидел, с трудом поддается описанию. Он легко вспрыгнул на сцену, прошел мимо амбала, не поворачиваясь, схватил его за ноздри и поволок за собой. И все — одним движением руки!

За ними из зала выбежали еще пятеро. Когда мы вышли за кулисы, увидели следующую картинку: все шестеро лежат на полу в отключке, а Олег спокойно курит рядом. Он знал толк в ушу, джиу-джитсу и уличной драке. Зарплату, кстати, мы ему не платили. Он обозначил свой интерес так: «Кормите и возите на гастроли. А по субботам буду отдыхать». Ему действительно наша разгульная жизнь была по кайфу. В то время группа «Браво» была большим дружным колхозом, вовсю получающим удовольствие от жизни.


В целом 1990-е прошли гладко. Несколько раз нас кинули на деньги, ну да ладно. Не скажу, что мы как-то уж шиковали. За концерт получали немного. Но поскольку работали «пакетами», то есть давали несколько концертов подряд, то могли заработать рублей по триста, которые потом быстро спускали в Москве. Более серьезные заработки начались с приходом Фридлянда. Мы предложили ему стать нашим компаньоном, поставив четкую цель — совершить прорыв. Вместо того чтобы выступать по деревням, за 500 км от больших городов, взять Москву, Питер, Киев…

Мы с Хавтаном прекрасно дополняли друг друга. Женя — интеллигентнейший тонкий композитор, застенчивый человек, а я — энерджайзер. Из нас двоих получилась гремучая смесь. Фридлянд четко говорил: «Вы можете разругаться в пух и прах, но пока я здесь, будете работать. Ваш тандем — золотая жила».

Женю я ценю и люблю, жаль, что пройти вместе длинный творческий путь нам оказалось не под силу.

Если бы он не приревновал меня к сольному проекту и не включил начальника, мы бы и по сей день могли выступать вместе и сочинять чудесные песни. Но мной нельзя помыкать.

— Жизнь рок-н-ролльщика вряд ли совместима с семейными ценностями? Какой жене понравится, что в каждом городе у ее мужа поклонницы.

— Все зависит от отношений в семье. У нас работал администратором Леша Савельев, общительный веселый парень. В любом городе он в первый же вечер заказывал для нас ужин в лучшем ресторане, приглашал туда финалисток конкурсов красоты, . Мы в то время жили на полную катушку, вкушая все виды веселья. Но это же надоедает, в какой-то момент любой мужчина начинает хотеть настоящих чувств. Меня перемкнуло в 33 года, когда я встретил Виолу. Хорошо, что не раньше, потому что уже успел сделать правильные выводы.

— А те девушки, из вашей бурной молодости, не пытались поехать вслед за вами в Москву?

— Другое было время… Наши поклонницы все верно понимали: молодой мужчина, играющий рок-н-ролл, не может быть примерным семьянином. И уже в первую минуту знакомства все было ясно и понятно: сегодня мы вместе, а про завтра нечего и думать.

Группа «Браво» в 1990-е рвала стадионы. Фото: Из личного архива Валерия Сюткина

— Семью вам удалось построить лишь с третьей попытки, ведь до встречи с Виолой вы уже были женаты, причем дважды.


— Не было попыток, только нынешнюю свою семью я считаю первой и единственной. То, что я сейчас скажу, — это не оправдание, а мое восприятие прошлого. Мой первый опыт, скажем так, сожительства с женщинами определялся одним: тем социальным­ строем и теми условиями, в которых мы все жили. Нынешние молодые даже представить себе не могут, что в конце 1970-х — начале 1980-х годов невозможно было провести время на­едине с приличной девушкой, не сделав ей предложения. Познакомились, прогуляли месяц, и тебя уже ведут знакомиться с родителями… А они с порога смотрят вопрошающе — ну, когда же ты скажешь: «Я люблю вашу дочь и хочу взять ее в жены»? Иначе тебя примут за подонка… В то время так женились многие: лишь бы общество не смотрело косо.

Пока в моей жизни главным был рок-н-ролл, мужское поведение было безобразным. (С улыбкой.) Может быть, таким образом свыше меня готовили к встрече с единственной любовью моей жизни?

Виолу я люблю на молекулярном уровне, на уровне запаха, звука, осязания. Ее врожденная недоступность, иногда прохладная отчужденность, порой категоричность стимулируют мой интерес. А также безупречный стиль, красота и достоинство. Собственно говоря, сначала я влюбился в достоинство, потому что меня, короля российского рок-н-ролла, она взяла и отшила.

— Вы говорили, что Виола пришла в «Браво» костюмером и прямым текстом сообщила всем вам, что не намеревается устраивать здесь свою личную жизнь. Вы сразу поняли, что перед вами — женщина вашей мечты?


— Наша история любви явно зародилась на небесах. Я даже жалею, что первое время рассказывал в прессе про очередность событий. Появилось ощущение заезженной пластинки. Исто­рия-то на самом деле глубже! Поэтому скажу так: не помню, как вообще у нас все началось, наверное, что-то мне подсыпали в пищу. Проснулся — уже живу вот с такой красавицей. (Смеется.)

— Так и напишем.

— Знаете, даже не верится, что с тех пор прошел 21 год, потому что и сегодня Виола юная, красивая, великолепная.

Когда я ставлю себя на ее место, не понимаю: а на хрен ей я был нужен? Ненадежный дамский угодник… Представляю, что подумала ее мама, когда узнала, с кем связалась дочка.

— Учитывая, что на тот момент вы состояли в официальном браке, ваша история любви явно не была легкой?

— Я жил как хотел, мне не задавали вопросов и ничего не требовали… И вряд ли я что-то стал бы менять, не встреться мне Виола. Мужчины ценят налаженный быт и удобство. Но в какой-то момент она сказала: «Стоп, хватит». И мы попробовали пожить отдельно. У меня не получилось, я не смог, она мне была нужна как воздух.


Было безумно страшно рвать налаженную жизнь. Но я сделал это в одну минуту. В то время читал Кортасара «Игру в классики». И меня потрясла одна фраза: «Мы делаем все, чтобы отгородить себя от того, что и называется истинным приключением». Это было прямо в точку применительно к моей ситуации. В тот же день я, как порядочный­ мужчина, ушел из дома в чем был, и мы с Виолой начали жизнь с чистого листа. Долгое время снимали квартиру на Каховской, затем пожили немного с моей мамой, но поняли, что это не вариант, снова снимали и спус­тя несколько лет купили собственную квартиру недалеко от Яузского бульвара, где прошло мое детство.

Похожая история случилась с моим старшим другом. Он, женатый человек, влюбился и пришел ко мне за советом. Увидев, что это не бес в ребро, а настоящие чувства, я так ему сказал: «Приготовься заплатить за свой выбор и хлебнуть по полной программе. От тебя отвернутся друзья, потому что их жены в знак солидарности не станут общаться с твоей новой супругой. Но на нашу с Виолой поддержку рассчитывай, потому что мы знаем по себе — за чувства надо бороться». И вот почти семь лет он безудержно счастлив. У них уже трое детей. А в предыдущем браке детей не было. Мне тоже пришлось пройти через чистилище. К примеру, с моим другом Женей Маргулисом только недавно начали вновь плотно общаться, а его жена Аня стала здороваться с Виолой.

— Что за эти двадцать с лишним лет поняли о семейной жизни?

— То, что надо иметь личное пространство. Например, по тем вопросам, которые касаются исключительно меня, то есть моей мамы или старших детей, я не советуюсь с женой и рекомендую ей со мной эти темы не обсуждать. А в остальном я жене уступаю. Мне кажется, что секрет счастливой семейной жизни очень прост: мужчина должен быть рыцарем.

— Я жил как хотел. Мне не задавали вопросов и ничего не требовали… И вряд ли я что-то стал бы менять, не встреться мне Виола 1993. Фото: Из личного архива Валерия Сюткина

— Иногда таких называют подкаблучниками.

— А любой нормальный мужчина — подкаблучник. Тот, кто может обеспечить своей женщине красивую жизнь, будет счастливым. Женщины — со­здания благодарные. А если к ним относиться как к обслуге, то счастья не видать.

Я, как и , считаю, что только женщины и собаки дают ощущение наполненности жизни. И живу по принципу: «На! Возьмите, сколько вам нужно!» Мне для себя самого ничего не надо.

Я уже потерял многих своих приятелей. Кому-то не повезло, несчастный случай, болезни. Жизнь мимолетна, как комета. И я вывел такую теорию: чтобы мне было хорошо, нужно все отдать близким. Счастье — это «на»!

И вообще я уже пожилой и каждую неделю летаю на самолете, мало ли что… Всеми моими заработками распоряжается жена и теща, которая у меня бухгалтер.

— Многие мужчины опасаются полностью доверять жене: случись что, останутся без кола, без двора.


— Я уже обнулял свою жизнь и ни ра­зу об этом не пожалел. Пока смогу держать в руках гитару, заработаю на кров и пищу. Промурлыкаю свой «Московский бит» тому, кто захочет его послушать. Я с юности уверен, что лишь щедростью завоевываются женские сердца. Речь идет не только о материальных благах. Вы, женщины, любите мужчин за готовность к поступку, к решению.

На вопрос, кто у нас глава семьи, отвечаю, как Вуди Аллен: «Все, абсолютно все в нашей семье делаю я. А жена, она просто принимает решение». При том что мы с Виолой очень разные, когда нашей дочери было три года, она однажды так сказала: «Мама красивая и принципиальная. А папа у нас шутливый».

— Не могу не спросить: а ваши старшие дети не обижены на вас?

— Это у них надо спросить… Для старших я действительно не был отцом в полном смысле слова, но всегда появлялся, когда требовалась моя поддержка. Лене уже 33, она получила диплом юриста, работает специалистом по пиару в иностранной компании. Совсем недавно они с мужем родили дочку. Сразу прислала мне СМС: «Дедуля, поздравляю!» Сыну Максиму 27, он окончил географический факультет МГУ, работает в туризме, головастый парень. Финансово я им помогал до совершеннолетия, ставил, так сказать, на крыло. Теперь они в моей поддержке не нуждаются.

Претензии к тому, что я мало присутствовал в их жизни, принимаются полностью. Как отец я далек от идеала, но все, что должен был сделать, сделал. Не я сказал, но мне нравится фраза: «Я никого и ни в чем не виню, просто так вышло».


Полностью я воспитал лишь одного ребенка — Виолу. Присутствовал при родах, гулял по бульварам с коляской, бегал на молочную кухню, проверял уроки и развивал ее таланты. Хотя, конечно, самое трудное в плане воспитания выпало моей жене. Это я приеду с гастролей и бросаюсь к дочери с объятиями: «Мой барсик, моя птичка, мое солнышко, Виолуся», а ей приходится проявлять строгость. Очень за это ей благодарен.

Осенью нашей дочери исполнится 18. Два года она проучилась в Швейцарии, окончила колледж, этим летом поступила в Американский университет в Париже. Хочет быть сценаристом и театральным режиссером. Но чтобы писать и режиссировать, требуется богатый внутренний мир и опыт. Так что пока, на мой взгляд, ей следует получить общее широкое образование.­ Европа­ в этом смысле хороша, потому что ребенку приходится проявлять самостоятельность — никто не будет по утрам будить и причесывать.


Очень смешно вышло, когда в первый день пребывания в колледже в Швейцарии Виола чуть не попала под отчисление. Вышло это так. На свой день рождения ее пригласил приятель, Тема Шульгин, сын . Йося Пригожин за­ехал за ней, забрал под расписку. И назад привез только в два ночи, к закрытым дверям кампуса… Никто не знал, что студенты должны быть в своих комнатах ровно в 21:00. Поднялась паника, пока Йося пытался решить проблему, директор уже позвонил мне и сказал, что в истории школы это первый подобный случай. Эффектное начало…

— Мне кажется, что секрет счастливой семейной жизни очень прост. Мужчина должен быть рыцарем. С женой Виолеттой и дочерью Виолой. Фото: Александр Кудряков

— Когда девочке было 10 лет, вы выпустили сборник ее рассказов. Вам правда так понравились сочинения ребенка или просто считаете, что его следует подбадривать и мотивировать на успех?

— Как-то Танич спросил пятилетнюю Виолу: «Как называется страна, в которой ты живешь?» — ожидая, что та ответит: «Россия». А она в этот момент рисовала весну — снег такой серый, деревья распускаются… Поднимает голову и говорит:

«Зимний рай» называется наша страна». Она с рождения мыслит нестандартно. Рассказы она начала сочинять в пять лет. Мне нравится такой, процитирую дословно. «Корса — это моя собака. Когда ее принесли, она была маленькая, она считала, что я ее ребенок. Когда на меня однажды напала собака, Корса на нее набросилась. Почему я это пишу? А потому, что сегодня ровно год, как наша Корса умерла. Но вы не расстраивайтесь, мои дорогие, у вас все будет хорошо». Пять лет я собирал все листочки и на ее 10-летие выпустил сборник тиражом 20 экземпляров. Виоле пришлось сочинить предисловие, которое меня убило.

«Когда я начала писать эту книгу, я была очень маленькая, поэтому в ней есть ошибки. На них не надо обращать внимания, потому что фантазии не имеют границ, а поэзия выходит из берегов».

Когда она подарила книги одноклассникам, один мальчик попросил автограф. Она ко мне подбежала: «Пап, как писать автограф?» — «Напиши «От Виолы…» В ее глазах я прочел: приятно что-то сделать самой.

Мне важно, чтобы дети выросли порядочными людьми, умеющими трудиться. Поэтому я и поощряю получение хорошего образования, хотя, положа руку на сердце, считаю, что женщина должна работать тогда, когда она без этого не может. А если может, то пусть лучше занимается своей красотой и созданием в доме уюта.

Сейчас думаю: я же счастливый человек! Всю жизнь занимаюсь любимым делом, пел вместе с Магомаевым, Миансаровой, Хилем и даже сэром Томом Джонсом. Недавно вместе со своей командой «Сюткин Бэнд» нашел другое поле деятельности: мы проводим праздники для хороших талантливых людей. И душа моя ликует, когда пою и вижу в зале танцующих Познера, Жванецкого, Галину Борисовну Волчек… Они мне говорят спасибо — и это высшее наслаждение. Вообще-то быть счастливым просто, надо лишь принять такое решение: «Я буду счастлив» — и все сразу получится.


Я живу с женщиной, которую люблю и с которой хочу прожить до последнего дня вместе, у меня хорошие дети… Но мне уже 56 лет, и я измеряю каждый свой год как одну пятьдесят шестую жизни… И время летит с бешеной скоростью — у-у-у. На мой полтинник один приятель сказал: «Мы с друзьями хотим тебе презентовать пентхауc, не бесплатно, но с большой скидкой». И тут я вспомнил, что мне уже 50, и понял, что не хочу оставшиеся годы тратить на раздачу долгов. И говорю ему: «В 49 лет взялся бы, а сейчас у меня уже нет времени».

Теперь я стал понимать, что все мечты и планы надо соизмерять с возрастом. Я не возьму даже в подарок яхту, самолет и прочее, что меня будет тянуть вниз.

Главный мой тост сегодня такой: «Жизнь коротка, поэтому прощайте быстро. Целуйтесь с любимыми медленно, любите искренне, дружите преданно, веселитесь неудержимо. А остальное жизнь сама посоветует».

Образование: окончил факультет культурологии МГГУ им. Шолохова

Семья: жена — Виолетта; дети — Виола, Максим, Елена; внучка — Василиса

Карьера: работал в группах «Телефон», «Зодчие», «Фен-о-мен». В 1990 году стал солистом группы «Браво». В 1995 году создал группу «Сюткин и Ко», в 2005-м — оркестр «Сюткин Бэнд». Автор шлягеров: «7000 над землей», «Вася», «Я то, что надо», «Дорога в облака», «Как жаль», «Вот и все» и др. Профессор кафедры вокала и худрук эстрадного отделения МГГУ им. Шолохова. Заслуженный артист России