История миф о дедале и икаре. Почему легенда об Икаре толкуется совсем не так, как древнегреческий миф? Лемурия и исполины

  • 23.11.2021

Изложено по поэме Овидия «Метаморфозы»

Величайшим художником, скульптором и зодчим Афин был Дедал, потомок Эрехтея. Рассказывали, что он высекал из белоснежного мрамора такие дивные статуи, что они казались живыми; казалось, что статуи Дедала смотрят и двигаются. Много инструментов изобрел Дедал для своей работы; им были изобретены топор и бурав. Далеко шла слава о Дедале.

У этого художника был племянник Тал, сын его сестры Пердики. Тал был учеником своего дяди. Уже в ранней юности поражал он всех своим талантом и изобретательностью. Можно было предвидеть, что Тал далеко превзойдет своего учителя. Дедал завидовал племяннику и решил убить его. Однажды Дедал стоял с племянником на высоком афинском акрополе у самого края скалы. Никого не было кругом. Увидев, что они одни, Дедал столкнул племянника со скалы. Был уверен художник, что его преступление останется безнаказанным. Упав со скалы, Тал разбился насмерть. Дедал поспешно спустился с акрополя, поднял тело Тала и хотел уже тайно зарыть его в землю, но застали Дедала афиняне, когда он рыл могилу. Злодеяние Дедала открылось. Ареопаг присудил его к смерти.

Спасаясь от смерти, Дедал бежал на Крит к могущественному царю Миносу, сыну Зевса и Европы. Минос охотно принял его под свою защиту. Много дивных произведений искусства изготовил Дедал для царя Крита. Он выстроил для него и знаменитый дворец Лабиринт, с такими запутанными ходами, что, раз войдя в него, невозможно было найти выхода. В этом дворце Минос заключил сына своей жены Пасифаи, ужасного Минотавра, чудовище с телом человека и головой быка.

Много лет жил Дедал у Миноса. Не хотел отпустить его царь с Крита; только один хотел он пользоваться искусством великого художника. Словно пленника, держал Минос Дедала на Крите. Дедал долго думал, как бежать ему, и наконец нашел способ освободиться от критской неволи.

— Если не могу я, — воскликнул Дедал, — спастись от власти Миноса ни сухим путем, ни морским, то ведь открыто же для бегства небо! Вот мой путь! Всем владеет Минос, лишь воздухом не владеет он!

Принялся за работу Дедал. Он набрал перьев, скрепил их льняными нитками и воском и стал изготовлять из них четыре больших крыла. Пока Дедал работал, сын его Икар играл около отца: то ловил он пух, который взлетал от дуновения ветерка, то мял в руках воск. Наконец Дедал кончил свою работу: готовы были крылья. Дедал привязал крылья за спину, продел руки в петли, укреплённые на крыльях, взмахнул ими и плавно поднялся на воздух. С изумлением смотрел Икар на отца, который парил в воздухе, подобно громадной птице. Дедал спустился на землю и сказал сыну:

— Слушай, Икар, сейчас мы улетим с Крита. Будь осторожен во время полета. Не спускайся слишком низко к морю, чтобы соленые брызги волн не смочили твоих крыльев. Не поднимайся и близко к солнцу: жара может растопить воск, и разлетятся перья. За мной лети, не отставай от меня.

Отец с сыном надели крылья на руки и легко поднялись в воздух. Те, кто видел их полёт высоко над землёй, думали, что это два бога несутся по небесной лазури. Часто оборачивался Дедал, чтобы посмотреть, как летит его сын. Они миновали уже острова Делос, Парос и летят все дальше и дальше.

Быстрый полет забавляет Икара, все смелее взмахивает он крыльями. Икар забыл наставления отца; он не летит уже следом за ним. Сильно взмахнув крыльями, взлетел Икар высоко в небо, ближе к лучезарному солнцу. Палящие лучи растопили воск, скреплявший перья, выпали они и разлетелись далеко по воздуху, гонимые ветром. Взмахнул Икар руками, но нет больше на них крыльев. Стремглав упал он со страшной высоты в море и погиб в его волнах.

Дедал обернулся, смотрит по сторонам. Нет Икара. Громко стал звать он сына:

— Икар! Икар! Где ты? Откликнись!

Нет ответа. Увидал Дедал на морских волнах перья из крыльев Икара и понял, что случилось. Как возненавидел Дедал свое искусство, как возненавидел тот день, когда задумал спастись с Крита воздушным путем!

А тело Икара долго носилось по волнам моря, которое стало называться по имени погибшего Икарийским. Наконец прибили волны тело Икара к берегу острова; там нашел его Геракл и похоронил. Дедал же продолжал свой полёт и прилетел наконец в Сицилию. Там он поселился у царя Кокала. Минос узнал, где скрылся художник, отправился с большим войском в Сицилию и потребовал, чтобы Кокал выдал ему Дедала.

Дочери Кокала не хотели лишиться такого художника, как Дедал. Они уговорили отца согласиться на требования Миноса и принять его как гостя во дворце. Когда Минос принимал ванну, дочери Кокала вылили ему на голову котёл кипящей воды; умер Минос в страшных мучениях.

Преступление Дедала. Жил в греческом городе Афины мастер по имени Дедал; никто не мог сравниться с ним в искусстве: словно живые были изваянные им статуи, казалось, что вот-вот сойдут они с места и заговорят. Много инструментов изобрел Дедал, в том числе и топор, которым с тех пор работают люди. Но ревниво относился Дедал к своей славе, и, когда заметил он, что его племянник и ученик Тал может превзойти его, то заманил юношу на край скалы и сбросил оттуда. За это преступление изгнали его афиняне из родного города, и нашел Дедал пристанище на острове Крит, у могущественного царя Миноса.

Создания и мечты Дедала. Много дивных произведений искусства создал Дедал по заказу Миноса; среди них - и знаменитый Лабиринт, куда заключил Минос страшного человеко-быка Минотавра. Стала Дедала томить тоска по родине, но не отпускал его Минос, и не было никакой возможности бежать: зорко стерегли все подходы корабли критского царя, нельзя было незамеченным ни попасть на остров, ни выбраться с него.

Часто смотрел Дедал в бескрайнее небо, где проносились быстрокрылые птицы и думал: «Хорошо бы и мне подняться ввысь и улететь отсюда!» И возник в его уме дерзкий замысел. Решил он изготовить крылья и улететь с Крита вместе со своим сыном Икаром. «Всем владеет Минос, - думал он, - но неподвластен ему воздух. Пусть-ка попробует он поймать нас в небе!»

Дедал и Икар в полете. Набрал Дедал птичьих перьев и принялся за работу. Изготовил он четыре больших крыла, скрепил перья льняными нитками и воском, получились они очень похожими на птичьи. Позвал к себе Дедал Икара и сказал ему: «Слушай, сын мой! Сегодня мы с тобой покинем остров Крит, помчимся в поднебесье, подобно птицам. Смотри же, будь осторожен: не поднимайся высоко - растопит лучезарный Гелиос воск, и разлетятся перья. Лети за мной и не отставай».

Надел Дедал крылья, и взмыли они с Икаром в воздух. С изумлением и ужасом смотрели на них снизу: виданное ли дело, чтобы люди летали по воздуху! Все дальше улетали Дедал и Икар, время от времени мастер поглядывал на сына.

Гибель Икара. А Икар осваивался с крыльями; пьянило его ощущение полета, проносились под ним города, острова, корабли... Забыл Икар наставления отца: взмыл он в самую высь, и опалил Гелиос его восковые крылья. Разлетелись далеко по воздуху перья, подхваченные ветром, взмахивает Икар руками, но нет на них больше крыльев! Упал он в море и погиб в его волнах. С тех пор и называется это море Икарийским.

Дедал на Сицилии. Увидел Дедал плавающие по воде перья и понял, что случилось; проклял он свое искусство и тот день, когда решил бежать с Крита. Но не мог он долго кружить на одном месте, если хотел достичь земли. Полетел со стенаниями дальше и, наконец, добрался до острова Сицилия. Решил он остаться на нем: далеко Сицилия от Крита, не достанет его мстительный Минос. Принял Дедала сицилийский царь Кокал, и стал мастер жить у него во дворце.

Минос нападает на след Дедала. Но недолго длилась спокойная жизнь Дедала. Узнал он, что отправился Минос на его поиски. Критский царь понимал, что могут спрятать от него мастера, и вот какую хитрость придумал. По всем городам и островам отправил гонцов, которые возвещали: «Кто сумеет продеть сквозь морскую раковину нитку, да так, чтобы вошла она в один конец, прошла все извилины и вышла в другой, будет щедро награжден великим Миносом!» Знал царь, что только Дедал мог взяться за подобное дело.

Прибыли гонцы Миноса и на Сицилию. Захотел Кокал получить обещанную награду; Дедал был ему благодарен за оказанное гостеприимство и научил, как выполнить задание. Привязал Кокал нитку к муравью и запустил его в раковину. Устремился муравей к выходу из нее, бежал он по стенкам раковины, и тянулась за ним тонкая нить. Все извилины раковины прошел муравей и выбрался наружу. Думал Кокал, что окажется в его руках щедрая награда - но нет: «Немедленно выдай мне беглеца Дедала - точно знаю я, что прячется он у тебя». Страшно было Кокалу ослушаться приказа грозного царя, но никак не хотели расставаться с Дедалом его дочери, которым мастер делал чудесные куклы.

Гибель Миноса. Решил Кокал избавиться от Миноса, а Дедал научил его, как это сделать. Пригласил Кокал Миноса на пир к себе во дворец, а перед пиром предложил принять ванну. Ничего не подозревая, отправился Минос в баню, но когда насладился он купанием, вылил Дедал на него кипяток, и погиб царь Крита в страшных мучениях. Так избавился Дедал от своего преследователя. Еще долго мастер жил на Сицилии, а когда наступила старость, - перебрался в Афины, где пошел от него род искусных мастеров - Дедалидов.

На данной странице можно прочитать один из мифов Древней Греции — Дедал и Икар. На основе этого мифа было создано множество произведений. Здесь представлены 2 варианта текста — в изложении Веры Васильевны Смирновой (1898 — 1977) — русской советской писательницы, и в изложении Николая Альбертовича Куна (1877 — 1940) — русского историка, писателя, педагога и автора популярной книги «Легенды и мифы Древней Греции» 1922 года. Выберете интересующий вас вариант изложения и ознакомьтесь с его содержанием.

Древнегреческий миф «Дедал и Икар» в изложении Смирновой В.В.

Отрывок из книги: Смирнова В. Дедал и Икар // Герои эллады
Москва «Детская литература», 1971

В те далёкие времена, когда у людей ещё не было ни инструментов, ни машин, жил в Афинах великий художник Дедал. Он первый научил греков строить прекрасные здания. До него художники не умели изображать людей в движении и делали статуи, похожие на запелёнатых кукол с закрытыми глазами. Дедал же стал высекать из мрамора великолепные статуи, изображающие людей в движении.

Для своей работы Дедал сам придумал и сделал инструменты и научил людей пользоваться ими. Он научил строителей зданий, как проверять — камнем на нитке, — правильно ли кладут они стены.

У Дедала был племянник. Он помогал художнику в мастерской и учился у него искусствам. Рассматривая однажды плавники рыбы, он догадался сделать пилу; придумал циркуль, чтобы чертить правильный круг; вырезал из дерева круг, заставил его вращаться и стал лепить на нём глиняную посуду — горшки, кувшины и круглые чаши.

Однажды Дедал с юношей взошли на вершину Акрополя, чтобы с высоты посмотреть на красоту города. Задумавшись, юноша ступил на самый край обрыва, не удержался, упал с горы и разбился.

Афиняне обвинили Дедала в гибели мальчика. Дедалу пришлось бежать из Афин. На корабле он добрался до острова Крита и явился к критскому царю Миносу.

Минос был рад, что судьба привела к нему знаменитого афинского строителя и художника. Царь дал пристанище Дедалу и заставил его работать на себя. Дедал выстроил ему Лабиринт, где было столько комнат и так запутаны ходы, что всякий, кто входил туда, уже не мог сам найти выход.

До сих пор на острове Крите показывают остатки этого великолепного сооружения.

Долго жил Дедал у царя Миноса пленником на чужом острове среди моря. Часто сидел он на морском берегу, глядя в сторону родного края, вспоминал свой прекрасный город и тосковал. Уже много лет прошло, и, наверное, уже никто не помнил, в чём его обвиняли. Но Дедал знал, что Минос никогда не отпустит его и ни один корабль, отплывающий от Крита, не посмеет взять его с собой, опасаясь преследования. И всё-таки Дедал постоянно думал о возвращении.

Однажды, сидя у моря, он поднял глаза в широкое небо и подумал: «Нет для меня пути по морю, но вот небо открыто для меня. Кто может мне помешать на воздушной дороге? Птицы рассекают крыльями воздух и летят куда хотят. Разве человек хуже птицы?»

И ему захотелось сделать себе крылья, чтобы улететь из плена. Он стал собирать перья больших птиц, искусно связывал их льняными крепкими нитками и скреплял воском. Скоро он сделал четыре крыла — два для себя и два для своего сына Икара, который жил вместе с ним на Крите. Перевязью крест-накрест прикреплялись крылья к груди и к рукам.

И вот наступил день, когда Дедал попробовал свои крылья, надел и, плавно махая руками, поднялся над землёй. Крылья держали его в воздухе, и он направлял свой полёт в ту сторону, куда хотел.

Спустившись вниз, он надел крылья сыну и учил его летать.

— Спокойно и ровно взмахивай руками, не спускайся слишком низко к волнам, чтобы не смочить крылья, и не поднимайся высоко, чтобы лучи солнца не опалили тебя. Лети за мной следом. — Так говорил он Икару.


Дедал учит летать Икара

И вот рано утром они улетели с острова Крита.

Только рыбаки в море да пастухи на лугу видели, как они улетали, но и те подумали, что это крылатые боги пролетают над землёй. И вот уже далеко остался позади скалистый остров, и широко раскинулось под ними море.

День разгорался, солнце поднялось высоко, и лучи его жгли всё сильнее.

Осторожно летел Дедал, держась ближе к поверхности моря и боязливо оглядывался на сына.

А Икару по душе был вольный полёт. Всё быстрее рассекал он крыльями воздух, и ему захотелось подняться высоко-высоко, выше ласточек, выше самого жаворонка, который поёт, глядя прямо в лицо солнцу. И в ту минуту, когда отец не глядел на него, Икар поднялся высоко вверх, к самому солнцу.

Под жаркими лучами растаял воск, скреплявший крылья, перья распались и разлетелись вокруг. Напрасно взмахивал Икар руками, — уже ничто больше не удерживало его в высоте. Он стремительно падал, упал и исчез в глубине моря.

Оглянулся Дедал — и не увидел в синеве неба летящего сына. Он глянул на море — лишь белые перья плыли на волнах.

В отчаянии опустился Дедал на первый встретившийся ему остров, сломал свои крылья и проклял своё искусство, погубившее его сына.

Но люди запомнили этот первый полёт, и с тех пор в их душах жила мечта о покорении воздуха, о просторных небесных дорогах.

Древнегреческий миф «Дедал и Икар» в изложении Куна Н.А.

Миф изложен Н.А. Куном по поэме Овидия «Метаморфозы».

Величайшим художником, скульптором и зодчим Афин был Дедал, потомок Эрехтея. О нем рассказывали, что он высекал из белоснежного мрамора такие дивные статуи, что они казались живыми; казалось, что статуи Дедала смотрят и двигаются.


Много инструментов изобрел Дедал для своей работы; им были изобретены топор и бурав.


Топор и бурав

Далеко шла слава о Дедале. У этого-то великого художника был племянник Тал, сын его сестры Пердики. Тал был учеником своего дяди. Уже в ранней юности поражал он всех своим талантом и изобретательностью. Можно было предвидеть, что Тал далеко превзойдет своего учителя. Дедал завидовал племяннику и решил убить его. Однажды Дедал стоял с племянником на высоком афинском Акрополе у самого края скалы.


Никого не было видно кругом. Увидев, что они одни, Дедал столкнул племянника со скалы. Был уверен художник, что его преступление останется безнаказанным. Упав со скалы, Тал разбился насмерть. Дедал поспешно спустился с Акрополя, поднял тело Тала и хотел уже тайно зарыть его в землю, но застали Дедала афиняне, когда он рыл могилу. Злодеяние Дедала открылось. Ареопаг присудил его к смерти.

Спасаясь от смерти, Дедал бежал на Крит к могущественному царю Миносу, сыну Зевса и Европы.

Минос охотно принял под свою защиту великого художника Греции. Много дивных произведений искусства изготовил Дедал для царя Крита. Он выстроил для него и знаменитый дворец Лабиринт, с такими запутанными ходами, что раз войдя в него, невозможно было найти выхода.


Кносский дворец лабиринт

В этом дворце Минос заключил сына жены своей Пасифаи, ужасного Минотавра, чудовища с телом человека и головой быка.


Много лет жил Дедал у Миноса. Не хотел отпустить его царь с Крита; только один хотел он пользоваться искусством великого художника. Словно пленника, держал Минос Дедала на Крите. Дедал долго думал, как бежать ему, и, наконец, нашел способ освободиться от критской неволи.

— Если не могу я, — воскликнул Дедал, — спастись от власти Миноса ни сухим путем, ни морским, то ведь открыто же для бегства небо! Вот мой путь! Всем владеет Минос, лишь воздухом не владеет он!

Принялся за работу Дедал. Он набрал перьев, скрепил их льняными нитками и воском и стал изготовлять из них четыре больших крыла. Пока Дедал работал, сын его Икар играл около отца: то ловил он пух, который взлетал от дуновения ветерка, то мял в руках воск. Мальчик беспечно резвился, его забавляла работа отца. Наконец, Дедал кончил свою работу; готовы были крылья.

Икар — работа Анны Ходыревской

Дедал привязал крылья за спину, продел руки в петли, укрепленные на крыльях, взмахнул ими и плавно поднялся на воздух. С изумлением смотрел Икар на отца, который парил в воздухе, подобно громадной птице. Дедал спустился на землю и сказал сыну:

— Слушай, Икар, сейчас мы улетим с Крита. Будь осторожен во время полета. Не спускайся слишком низко к морю, чтобы соленые брызги волн не смочили твоих крыльев. Не подымайся и близко к солнцу: жара может растопить воск, и разлетятся перья. За мной лети, не отставай от меня.

Отец с сыном надели крылья на руки и легко понеслись. Те, кто видел их полет высоко над землей, думали, что это два бога несутся по небесной лазури. Часто оборачивался Дедал, чтобы посмотреть, как летит его сын. Они миновали уже острова Делос, Парос и летят все дальше и дальше.

Быстрый полет забавляет Икара, все смелее взмахивает он крыльями. Икар забыл наставления отца; он не летит уже следом за ним. Сильно взмахнув крыльями, он взлетел высоко под самое небо, ближе к лучезарному солнцу. Палящие лучи растопили воск, скреплявший перья крыльев, выпали перья и разлетелись далеко по воздуху, гонимые ветром. Взмахнул Икар руками, но нет больше на них крыльев. Стремглав упал он со страшной высоты в море и погиб в его волнах.


Дедал обернулся, смотрит по сторонам. Нет Икара. Громко стал звать он сына:

— Икар! Икар! Где ты? Откликнись!

Нет ответа. Увидал Дедал на морских волнах перья из крыльев Икара и понял, что случилось. Как возненавидел Дедал свое искусство, как возненавидел тот день, когда задумал спастись с Крита воздушным путем!

А тело Икара долго носилось по волнам моря, которое стало называться по имени погибшего Икарийским . Наконец прибили его волны к берегу острова; там нашел его Геракл и похоронил.

Дедал же продолжал свой полет и прилетел, наконец, в Сицилию.


Там он поселился у царя Кокала. Минос узнал, где скрылся художник, отправился с большим войском в Сицилию и потребовал, чтобы Кокал выдал ему Дедала.

Дочери Кокала не хотели лишиться такого художника, как Дедал. Они придумали хитрость. Уговорили отца согласиться на требования Миноса и принять его как гостя во дворце.


Когда Минос принимал ванну, дочери Кокала вылили ему на голову котел кипящей воды; умер Минос в страшных мучениях. Долго жил Дедал в Сицилии. Последние же годы жизни провел на родине, в Афинах; там стал он родоначальником Дедалидов, славного рода афинских художников.



1 Часть Эгейского моря между островами Самосом, Паросом и берегом Малой Азии.

В далекие времена проживал в Афинах великий художник Дедал, который высекал из мрамора такие удивительные фигуры богов и людей, что они казались живыми. Для своей тяжелой работы он изготовил множество различных инструментов, в том числе топор и бур, который легко ввинчивался в породу. Афиняне очень любили художника, всячески хвалили и не представляли, что Дедал способен совершить преступление.

У него воспитывался племянник по имени Тал. Дедал обучал его ремеслу художника и скульптора. Тал в скором времени поразил своего учителя многими талантами, кроме того, он изобрел немало новых полезных инструментов. Испугался Дедал талантов своего племянника, понял, что в скором времени он превзойдет его мастерством. Зародились в его душе злоба и желание избавиться от племянника.

Как-то они вместе оказались на афинском Акрополе и подошли к краю скалы. Поблизости никого не было. И тогда Дедал неожиданно с силой столкнул своего племянника в пропасть. А потом побежал вниз. Отыскав мертвое тело, он принялся копать для него могилу. За этим занятием застали его афиняне. Состоялся суд, и Дедал был признан виновным в гибели Тала, художника приговорили к смертной казни.

Но Дедал не хотел умирать, ему удалось убежать из Афин. Он скрылся на острове Крит, стал служить могущественному царю Миносу. Он выстроил для него знаменитый дворец Лабиринт с запутанными ходами. В этом дворце Минос держал сына своей жены Пасифаи, Минотавра, страшное чудовище с телом человека и головой быка.

Много прекрасных произведений искусства сделал для царя Ми-носа Дедал, но царь содержал его как пленника. И задумал Дедал уйти от него. Он долго размышлял, какой избрать способ побега. Уплыть морем он не мог, его бы сразу поймали. Оставалось только небо. И задумал он изготовить крылья.

Дедал принялся за работу. Он набрал разных перьев, скрепил их между собой нитками и воском. Рядом с ним постоянно находился его сын Икар. Наконец две пары крыльев были готовы. Дедал прикрепил себе большую пару, замахал ими и поднялся в воздух. Когда он опустился на землю, то сказал Икару, с удивлением наблюдавшему за ним:

Мой сын, сейчас мы с тобой улетим с Крита. Лети за мной. Будь осторожен, не приближайся ни к морю, чтобы не намочить крылья, ни к солнцу, чтобы не растаял воск.

Они надели крылья, взмахнули ими и поднялись над землей. Отец замахал сильнее, и они высоко понеслись над землей. Видевшие их люди думали, что это летят два бога. Они миновали остров Делос, за ним Парос. Дедал впереди, за ним Икар. Понравился ему такой свободный полет, забыл он наставления отца, замахал сильнее крыльями, поднялся высоко, высоко. Жаркие солнечные лучи растопили воск, перья рассыпались, Икар полетел в воду и разбился.

Не сразу заметил Дедал, что не летит за ним Икар. Только в волнах увидел он его тело без крыльев и все понял. Но не стал опускаться, полетел дальше, а тело Икара волны прибили к берегу. И с того времени море стало называться Икарийским. Дедал же продолжил свой полет и приземлился на острове Сицилия, где жил царь Кокал. У него и поселился Дедал.

Но царь Минос вскоре узнал, где скрывается его беглый художник, и с войском прибыл на Сицилию. Он потребовал от Кокала выдачи ему Дедала. За художника вступились дочери Кокала, которые не хотели с ним расставаться. Они подговорили отца принять Миноса как гостя, предложить ему помыться в бане, а там вылить ему на голову котел кипящей воды. Они так и поступили с Миносом. Он умер в страшных мучениях, а Дедал остался на Сицилии.

Со временем Дедал все же перебрался на родину в Афины, где стал основателем школы афинских художников.

Афинянин Дедал, сын Меция, был самый искусный человек своего времени; он был в одно и то же время и строитель, и скульптор, и резчик по камню. В каждом городе были произведения, сделанные его рукой; про его статуи говорили, что они живут.

У него был племянник по имени Тал, которого он посвятил в свои искусства и который проявил еще большие способности, чем его учитель. Почти еще ребенком, он изобрел гончарный станок, сделал первую пилу из змеиных зубов и еще многие другие инструменты, и все это вполне самостоятельно, без малейшей помощи учителей. Таким образом, еще в юности, он приобрел большую славу, что сделало его гордым и самонадеянным.

Дедал все более и более завидовал своему воспитаннику; он боялся быть превзойденным. Зависть так овладела им, что однажды вечером, когда никого не было, он столкнул мальчика с городской стены.

Но когда он хотел зарыть труп, то вдруг почувствовал смущение и страх, что его могут заподозрить в убийстве. Он тотчас скрылся на остров Крит, где получил выгодное место художника у царя Миноса. Король предложил ему построить для Минотавра, существа, которое имело туловище быка и в то же время походило на человека, жилище, в котором оно было бы скрыто от глаз людей.

Находчивый Дедал построил лабиринт, состоящий из целой сети запутанных, извилистых коридоров, в которых терялся глаз, и путник, попадая в них, сбивался с пути. Все эти коридоры вели то вперед, то назад, так что выбраться не было почти никакой возможности. Внутри этого строения и должен был поселиться Минотавр.

Пищей для чудовища служили семь юношей и семь красивых девушек, которых афиняне должны были через каждые девять лет отдавать царю Крита для жертвы. Но Дедала пугали эти жертвы. Жизнерадостному художнику было тяжело пребывание на этом одиноком острове, среди моря, со строгим своенравным царем, и он стремился вернуться на родину. Его изобретательный ум скоро отыскал возможность бежать.

«Правда, Минос окружил меня морем, – воскликнул он, – но воздух все же ему неподвластен, так я подчиню себе воздух!

С неутомимым усердием начал он связывать всевозможные птичьи перья, начиная с самых коротких и постепенно прикрепляя к ним более длинные, так что казалось, что это были настоящие крылья. Перья он скреплял посредине льняными шнурками, а снизу воском, потом делал едва заметный изгиб.

У Дедала был маленький сын Икар, который с любопытством следил за работой отца. Потом он и сам стал помогать ему. После того как все было закончено, Дедал прикрепил крылья к своему телу и легко, как птица, взлетел на воздух. Когда он снова спустился на землю, сын начал настойчиво просить его сделать и ему такие же крылья и брать его с собой в воздушные путешествия. Дедал сначала сердился, но потом уступил и скоро приготовил новые крылья для сына.

Слушай, что я скажу тебе, мой сын, – обратился он затем к мальчику, – лети осторожно, потому что, если ты спустишься слишком низко, твои крылья могут промокнуть в морской воде и ты упадешь в волны. Но ты должен также беречься и от солнца и не залетать слишком высоко, так как его лучи могут растопить воск, скрепляющий крылья. Лети же между морем и солнцем, прямо за мной и внимательно следи за моим полетом.

С такими наставлениями снаряжал он сына, но рука его дрожала, когда он прикреплял крылья, и тяжелая слеза скатилась из его глаз.

Вот оба они взлетели на воздух. Сначала все шло прекрасно. Далеко остались за ними острова Самос, Делос и Парос, и уже был виден вдали берег Греции... Вдруг Икар, ободренный благополучным путешествием, отстал от своего заботливого отца и учителя, и один мужественно направился ввысь.

Близкое солнце растопило своими горячими лучами скреплявший крылья воск; распавшиеся, они бессильно повисли на плечах мальчика, и не могли больше сопротивляться ветру, и несчастный стремительно полетел вниз. Он хотел крикнуть отцу; но волны уже поглотили его... Когда Дедал обернулся, он не увидел сына. Напрасно звал он его, никто не откликался.

Наконец, внимательным взглядом окинул он землю. И вдруг заметил на гребнях морских волн крылья сына. Тотчас спустился он на землю и долго бродил по берегу моря, ища мальчика. Скоро волны выкинули его труп на берег острова, на котором и похоронил его отец, назвав его Икария, в память сына.

Так отомстила судьба за убитого Тала. После того как Дедал похоронил сына, он полетел на Сицилию. Здесь он был гостеприимно встречен королем Кокалом. Многие поколения указывали потом на устроенное им прекрасное озеро, из которого вытекала большая и широкая река. А на высокой скале, где не могло удержаться ни одно дерево, он построил замок, к которому вела красивая извилистая дорога, искусно пробитая между камнями. Кокал избрал этот уголок своим местопребыванием и хранилищем своих сокровищ.

Третье произведение Дедала была глубокая пещера, в которой он устроил подземное отопление.
Кроме того, он воздвиг храм Афродиты и посвятил богине золотые соты, так хорошо сделанные, что, казалось, они были наполнены настоящим медом.

Когда Минос узнал, что строитель Дедал бежал на Сицилию, он решил отправиться за ним с целым войском и вернуть его. Он переехал через море и с берега послал к царю гонцов с предложением выдать беглеца.
Кокал сделал вид, что принимает предложение критского короля, и пригласил его в свой замок.

Минос пришел и был принят с большим радушием. Так как он очень устал, подымаясь по крутой дороге, ему была предложена теплая ванна. Но, пока он сидел в ней, воду постепенно нагревали до тех пор, пока он не задохнулся от жара.

Труп царя был передан свите с объяснением, что король, упав, захлебнулся в горячей воде. Кокал похоронил его с большими почестями, а над его могилой около Агригента рукой Дедала был построен открытый храм Афродиты.

В продолжение всей своей жизни Дедал оставался у Кокала, и под его руководством воспитывались многие знаменитые мастера. Но со времени смерти сына он уже больше никогда не был счастлив и, несмотря на то, что своими произведениями делал страну веселой и красивой, сам доживал старость в скорби. Он был похоронен в Сицилии.