Какое впечатление роман мастер и маргарита. Мое впечатление от романа Булгакова «Мастер и Маргарита

  • 18.06.2019

Роман этот я долго отказывался читать, во многом из-за того, что его советовали все кому не лень. Тем более общую историю, думаю, знают почти все, и я в том числе, и это была ещё одна причина не читать. Но вот, начав читать полгода назад и осилив половину, я таки вернулся к ней и добил вторую половину.

Отзывов на книжку есть миллион и ещё немного, поэтому поначалу не хотел писать и его, но вот нашло настроение и подумал - а почему бы и нет. Тем более это был отличный повод увильнуть от правок своей книжки.

Всё по той же причине (известности), рассказывать сюжет, думаю, не нужно, поделюсь лишь мнением. Основная ветка, московская, мне откровенно не понравилась. Интерес вызывало только появление Воланда, но он участвовал всего в нескольких сценах, а всё остальное время действовали его слуги, и за них читать было скучно. Как скучал я и при повествовании за остальных персонажей. В романе полно действующих лиц, и я всё ждал, когда они сыграют свою роль, но, по сути, важный персонаж там всего один - тот, кто загремел в психушку, и через которого нас познакомили с Мастером. Все остальные… ну да, они как бы выражают то, что хотел донести автор, всякие вторичные идеи, высмеивание и тому подобное. Но роман, как мне кажется, всё же не об этом. Не о них. Их истории хотелось скорее дочитать и забыть, особенно в конце, когда описывались действия милиции, все эти поиски и допросы.

В общем, первую часть книги я откровенно скучал, а вот на второй, когда появились вставки из прошлого (они были и в первой половине, но всего один или два раза, кажется), когда Воланда стало больше, когда начали появляться параллели - вот здесь стало интереснее. Но, опять же - читать всю эту историю Маргариты - увольте. Как она отрывалась на отвергнувших Мастера критиках, как чудила и веселилась, или как стояла на балу и знакомилась со всеми… Да, это показывает характер персонажа, но… зачем? Вот это «зачем?» меня не покидало до конца романа. Когда стали соединяться ветки прошлого и настоящего ответ, казалось бы, появился, но книга закончилась, и я понял, что «зачем?» никуда не делось.

Наверное, ещё стоит упомянуть, что с библией и всем связанным с ним я знаком только по услышанному мимоходом. Вполне допускаю, что какие-то аллюзии прошли мимо меня. А может быть и просто что-то упустил. Но в целом книжка оставила ощущение не законченности. И я говорю не о продолжении, как раз наоборот. Концовка вроде бы вполне логична, но так и хочется спросить - и чо? Вот я прочитал о страданиях людей, о муках Мастера и Маргариты, вот они получили… даже не знаю, наказание или награду, не столь важно. Но - и чо?

Возможно, виноваты те самые завышенные ожидания. Эту книжку советовали столько раз и столько лет, что и не упомню даже. И я ожидал от неё чего-то большего. Сам не знаю чего. Но встретить вот такое, незавершённое - такого я не ожидал точно.

При этом я не могу ничего плохого сказать обо всём остальном. Персонажи живые, действуют сообразно характерам, очень даже понятным характерам. Не нравился местами стиль, особенно когда автор явно выступал в роли повествователя, но это дело такое.

Забавно, но больше всего вопросов вызывают действия Воланда. Понятно, что он парень не простой - Сотона во плоти, и обычным смертным его понять не дано, но… его госпожой обязательно должна быть женщина по имени Маргарита? Серьёзно? Он Сотона всея планеты, и балы соответственно тоже даёт по всему свету. Как он отыскивает этих Маргарит где-нибудь в Китае? А в Зимбабве? Или до посещения такой низкосортной страны он не снисходит? Тем более он же, блин, сотона, какие нафиг правила? В общем, это вместе с большей частью бала вызвало у меня недоумение, да и котяра с товарищами откровенно раздражали, особенно в конце, когда они пошли наедаться в дорогу.

С удовольствием были прочитаны только отрывки из прошлого. Оно и не удивительно - их писал Мастер. Местами с перебором в описаниях, но в целом - интересно. Даже для небольшой интриги место нашлось, что я сразу оценил и одобрил. Но этого было мало и оно не перевесило впечатлений от остальной книги, потому мнение сложилось вот такое - отрицательное.

Мои впечатления после прочтения романа Булгакова «Мастер и Маргарита»

Прочитав всемирно известный роман Булгакова «Мастер и Маргарита» я осталась под впечатлением, в хорошем смысле этого слова. В процессе чтение возникает бесчисленное множество тайн, загадок и неясностей, о которых до сегодняшнего дня спорят литературные критики, потому как не могут придти к общему мнению. Я считаю, что Булгаков сумел создать величайший роман в истории огромной мировой литературы. В романе были описаны весьма разнообразные темы, которые, не смотря ни на что, были «связанными». Сюжетная линия тесно перекликается с Библейской историей, а также с событиями, описанными в Новом Завете. Однако повествование в «Мастере и Маргарите» ведется от лица сатаны, в следствие чего мы можем услышать и второе неофициальное название романа - «Евангелие от сатаны». Смысл романа крайне глубокий. Первый смысл заключается в том, что читатель думает о добре, смотря на свет лица Иешуа Га-Ноцри. А второй смысл романа – это зло - тьма в обличие Воланда. По ходу чтения читатель невольно наталкивается на этих двух героев-противоположностей и соответственно и на их на философские рассуждения. «Встречу» с Воландом каждый герой пережил по-своему. Лично я не считаю сатану темной личностью. В романе сатана предстал в обличии несущего истину, так же как и Иешуа. . И взяточник Босой, финдиректор и директор Варьете Римский и Лиходеев, и конферансье Жорж Бенгальский, и буфетчик Соков - все они были жестоко наказаны свитой Воланда. У всех этих героев остались неприятные, жуткие воспоминания о встрече со свитой сатаны, или же им самим. Грядущие наказания за свои поступки – вот основная идея Булгакова.В каждой строчке романа присутствует истина. Истина – это то, что создано богом и не осквернено. На мой взгляд, Булгакову все же удалось написать свой шедевральный роман, в котором только настоящий мастер смог бы так плавно соединить будущее и прошлое, свет и тьму, добро и зло.

Роман Булгакова «Мастер и Маргарита», мне кажется, одно из самых загадочных и интересных произведений в русской литературе. Каждый пласт романа, будь то сюжет, система образов героев, композиция, язык повествования – всё необычно, непривычно для глаза читателя. Здесь переплетаются фантастика и реальность, поэзия чувств и сатира.
Роман настолько масштабен по замыслу, глубок, многогранен, что отвечает на множество «вечных» вопросов, волнующих автора и Человека вообще. По-моему, практически все темы, интересовавшие классиков 19-20 веков, нашли особое отражение в романе. Это тема любви, добра и милосердия, свободы, выбора, тема судьбы художника и искусства, тема народа и власти, тема веры и безверия. В этом произведении автор рассматривает такие сложные, спорные философские проблемы, как бессмертие и воскресение души, борьба добра и зла.
Необычайно интересна композиция романа. Мы можем выделить три места действия, вместе с тем и три временных пласта: Москву 1920-1930-х годов, древний Ершалаим и фантастический мир, где царят тёмные силы. Роман о Понтии Пилате и Иешуа Га-Ноцри занимает меньше текстового пространства, чем роман о судьбе Мастера, но он играет важную смысловую роль, так как содержит глубокий философский подтекст. Он состоит из четырех глав, которые как бы рассыпаны в тексте повествования о Мастере и Маргарите. Роман о Пилате вводится в повествование при помощи персонажей, входящих в систему образов главного романа, вследствие этого главы о Понтии Пилате становятся частью романа о Мастере и Маргарите. Булгаков настолько искусно переплетает временное и событийное пространство, что мы, не замечая, словно во сне, от беседы Иешуа и Понтия Пилата переходим к описаниям проказ свиты Воланда, а вот уже читаем о любви Мастера и Маргариты. Оттого сюжет кажется нам подвижным, многомерным.
Наверняка каждый читатель найдёт в этом произведении интересную ему тему или любимого героя. Самой загадочной, интересной личностью в романе для меня оказался Воланд, появившийся вместе с Азазелло, Коровьевым и Бегемотом в современной автору советской Москве. Целью визита Воланда было узнать, изменился ли человек за многие века; что движет сегодня его поступками, чем живёт его душа. Эпиграф к роману «Я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо» помогает понять авторскую мысль. Разоблачая зло, Воланд тем самым служит добру и красоте, то есть восстанавливает равновесие между Добром и Злом. Сатана всегда противопоставлялся Богу. Булгаков же вольно обходится с ним и делает Воланда защитником Бога как единственного критерия добра и зла, нравственности и безнравственности в человеке, но сам судит людей безжалостно, не любя.
Булгаков показывает что «бесовское» начало живёт в каждом человеке. Автор показывает нам образ жизни ассоциации литераторов, для которых первым делом является вкусно поесть и поплясать. Зависть, карьеризм, умение устроиться, ненависть к талантливым – вот нравственный портрет тех, кто делал литературу по социальному заказу.
Только наличием тёмной стороны в душе можно объяснить взяточничество председателя жилтоварищества Босого. Кто заставлял его прописывать за деньги, вселять в освободившиеся комнаты за взятку?
«Сеанс чёрной магии» собрал этих героев и других жителей Москвы. Массовый гипноз показал в каждом его внутреннее «я» - человека алчного, грубого, с низкопробными вкусами, любителя хлеба и зрелищ. Но Булгаков, ужаснувшись своему беспощадному гротеску, «спасает» зрителей криками Бенгальского, трепача и фигляра, которому кот Бегемот оторвал голову, поручает Воланду произнести «приговор»: «Человечество любит деньги… Ну, легкомысленны… ну, что ж… и милосердие иногда стучится в их сердца… обыкновенные люди…». Но настоящее наказание ожидало многих на Великом балу у Сатаны. По-моему, сцена бала – самое великолепное место в романе. Этот эпизод является кульминационным для всего сюжетного действия. Воланду нужно было дать оценку увиденному за три дня в столице, нужно было, чтобы Московская жизнь предстала в зеркале вечности. Описание интерьера бальных залов, участников бала, их диалогов сразу напомнило земную жизнь: стена тюльпанов, фонтаны, камины, реки шампанского и коньяка, танцы, в которых сплелись все человеческие пороки – честолюбие и донос, чревоугодие, ревность. Звуки и краски бала сгущены, словно автор задумал изобразить модель целого мира со всеми джазовыми оркестрами, всем выпиваемым человечеством вином, всеми яствами, съедаемыми миллиардами желудков, всей роскошью, потребляемой в ущерб природе во имя удобства и тщеславия. Человек, который праздновал свою короткую жизнь так жадно, бездумно, по Булгакову обменял на пустоутробие свою душу. Скелеты, прах, оставшиеся от прежних красавцев и красавиц, рассказали читателю о делах человеческих: о фальшивомонетчиках, государственных изменниках, убийцах и палачах (Калигула, Мессалина, Малюта Скуратов – исторические персонажи). Слаженный танец символизирует единство для всех танцующих таких идолов, как власть, карьера, деньги, любовь, комфорт. Атеистическая теория Берлиоза, что «по отрезании головы жизнь прекращается», опровергнута Воландом. Он напомнил всем, что после смерти «каждому будет дано по его вере». Главная мысль, заключённая в романе, раскрывается в сцене бала – человек свободен в своём нравственном выборе между Богом и Дьяволом, ничто не освобождает его от ответственности за добро на земле.
Мир булгаковского романа ярок и блестящ. Жизнь в многообразии красок, в блеске неповторимого, поражающего воображение и подстёгивающего фантазию, в ярком кипении причудливых оболочек, «мистерия-буфф» - вот стихия Булгакова. Я думаю, это одно из самых ярких и талантливых творений в русской литературе.



…Иной раз удивляешься тому, как всё-таки сильно может измениться взгляд на мир после прочтения хорошей книги!.. Тогда и людей воспринимаешь как-то по-другому, и с собой становишься более откровенным, да и вообще к жизни отношение меняется. А вот как меняется мировоззрение – это зависит от содержания книги и от её автора.

Если речь идёт о прозе, то важен сюжет: например, приукрашенное суеверие, запавшее в душу, может сделать человека набожным, поменять его отношение к религии; добрые рассказы о крепкой дружбе если не прививают чувство ответственности, то хотя бы напоминают о нём. Но здесь искренность автора необязательна. Возможно. Его точка зрения, окажется прямо противоположной мнению героя., от этого читатель ничего не потеряет. Иное дело стихотворения. Стихи – это отражение душевного состояния автора, его мыслей. В стихотворении поэт часто говорит от своего, верит в то, о чём пишет.

Если поэт изливает душу в строках стихотворения, то и душа читателя подхватывает мотив эмоций, сливаясь с переживаниями автора.

Многие становятся настоящими фанатами любимых поэтов. Но, оказывается, можно стать пожизненным поклонником романа, повести, рассказа – совсем не стихотворных жанров.

Вот уже несколько лет моей настольной книгой является роман «Мастер и Маргарита» М. Булгакова. В нём – и любовь, и история, и политика, и религия; и всё это сатирически отражает дух ХХ века. Каждая глава романа пронизана мыслью бесконечного существования несправедливости и лжи правителей, могущества незримых сил, любви, способной на всё, кроме забвения.

Философско-сатирический юмор произведения после первого прочтения понятен не в полной мере.

Мне нравится то, что, перечитывая главу, с каждым разом открываешь всё новые и новые детали и неслучайные подробности, заставляющие и рассмеяться, и задуматься, многое ли изменилось со времён Пилата.

Наиболее ярким и оригинальным персонажем мне представился кот, «громадный, как боров. Чёрный, как сажа или грач, и с отчаянными кавалерийскими усами», со своеобразным именем «Бегемот», закусывающий водку ананасом с солью и перцем.

Очень типичным для влюблённой женщины, таящей в душе и скорбь, и ненависть, и нежность, становится образ Маргариты, королевы дьявольского бала, женственной и ранимой ведьмы, бесконечно влюбленной в своего Мастера и во всё то, что связано с ним.

Ужасной и холодной представляется мне Гелла, в прошлом, возможно, такая же, как Наташа или Маргарита, неизвестным образом очутившаяся в свите Князя тьмы.

Неутомим и энергичен Коровьев, этакий массовик-затейник с вечной улыбкой на лице и зловещей искоркой в глазах. Ему принадлежит второе, после Бегемота, место на пьедестале моих симпатий.

Третье место я бы, пожалуй, отдала не столько герою, сколько эпизоду. Вспомните: конец первой части, буфетчик Андрей, обеспокоенный указанием на рак печени, пришёл на приём к доктору Кузьмину, расплатился за осмотр тремя этикетками с бутылок «Абрау-Дюрсо»… Далее – котёнок-сирота «с несчастной мордочкой», потом – «паскудный воробушек», танцующий фокстрот и использующий чернильницу весьма необычным образом. И это в сочетании с окончанием событий первой главы, обдающей холодом. Так-то: и смешно, и страшно…

В том же духе описаны события полночи, в которую проводился «Великий бал у Сатаны», утро после бала, исполнение желаний Маргариты.

Концовка истории о любви Мастера и Маргариты оригинальна и интересна. Главным образом, благодаря придуманной «Мастером» заключительной фразе: «…жестокий пятый прокуратор Иудеи, всадник Понтий Пилат». После этой фразы становится грустно, как всегда бывает грустно читать последние строки, «Успокаивают» несколько листов эпилога, завершающие роман уже окончательно всё той же заключительной фразой.

Личное мнение о романе «Мастер и Маргарита»

Мо впечатления после прочтения романа

Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита»

После прочтения всемирно известного романа Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита» не может не остаться никаких впечатлений. Сколько загадок, тайн и неясностей возникает по ходу чтения, а над некоторыми из них до сих пор спорят литературоведы и критики так и не в состоянии придти к единому ответу… Булгакову, на мой взгляд, удалось создать величайший роман в истории всей мировой литературы, где были бы затронуты столь разнообразные, но глубокие и «связанные» между собой темы: сюжетная линия тесно перекликается с Библейской историей, с событиями, описанными в Новом Завете. Но повествование об этих событиях в "Мастере и Маргарите" идет от лица сатаны. Именно поэтому часто можно услышать второе неофициальное название романа - «Евангелие от сатаны». Сколько прочтений романа, столько существует мнений. Как говорится, «зачем же гнаться по следам того, что уже окончено?»

Роман несет в себе крайне глубокий смысл и, как ни странно, этот смысл заключен лишь в двух героях, говорящих вещи, которые заставляют задуматься: свет в лице Иешуа Га-Ноцри и тьма в облике Воланда. Невероятные философские изречения и рассуждения видит читатель, встречаясь по ходу романа с этими двумя героями. Невозможно не задуматься над их словами:

«Что такое истина?»

«Истина прежде всего в том, что у тебя болит голова, и болит так сильно, что ты малодушно помышляешь о смерти. Ты не только не в силах говорить со мной, но тебе трудно даже глядеть на меня. И сейчас я невольно являюсь твоим палачом. Ты не можешь даже и думать о чем-нибудь и мечтаешь только о том, чтобы пришла твоя собака, единственное, по-видимому, существо, к которому ты привязан…».

«Не будешь ли ты так добр подумать над вопросом: что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени? Ведь тени получаются от предметов и людей. Вот тень от моей шпаги. Но бывают тени от деревьев и от живых существ. Не хочешь ли ты ободрать весь земной шар, снеся с него прочь все деревья и все живое из-за твоей фантазии наслаждаться голым светом? Ты глуп».

Булгакову, по моему мнению, удалось создать шедевральный роман, где только настоя-щий мастер смог бы так изящно и невероятно соединить прошлое с будущим, тьму со светом, показать вечное переплетение любви и верности, противостояние добра и зла. И ни бог, ни дьявол здесь ни при чем: сами люди виноваты в том, что сеют зло по отношению друг к другу. Надо учиться не завидовать, а прощать. Тогда, может, и мир станет чище. Как мне кажется, основная идея, заложенная Булгаковым, - неотвратимое наказание за деяния. Не случайно, сторонники этой трактовки указывают, что одно из центральных мест в романе занимают деяния свиты Воланда до бала, когда наказаниям подвергаются мздоимцы, распутники и прочие негативные персонажи, и сам суд Воланда, когда каждому воздается по заслугам. И Воланд не есть дьявол, творящий зло, а обличающий его в действиях людей.

Истина, на мой взгляд, присутствует в каждой строчке этого романа. Она проникла в него так же, как и «кровь, ушедшая в землю, и там, где она пролилась, уже давно растут виноградные гроздья». Истина - это то, что создано богом и не осквернено. Чего не коснулась рука человека, вечно делающего все себе во благо. Вряд ли мы когда-нибудь узнаем, что это. А если и узнаем, то не сможем объяснить это другим, ведь она внутри нас.

Каждый герой романа по-своему пережил «встречу» с Воландом или его свитой. Но лично я не считаю представленного с булгаковской интерпретации сатану некой темной личностью… В «Мастере и Маргарите» он предстает в образе несущего истину, как и Иешуа, но в отличие от него, карающий за дурные поступки. И взяточник Босой, финдиректор и директор Варьете Римский и Лиходеев, и конферансье Жорж Бенгальский, и буфетчик Соков… Все они были жестоко наказаны свитой Воланда, тем не менее, на мой взгляд, они задумывались, почему все происходит именно с ними. Уже можно и не говорить о поэте Иване Бездомном, который по ходу романа кардинально изменил свои жизненные позиции… Встреча с Мастером заставила его пересмотреть многое. Но сам результат того, что эти люди наказаны ярко представлен Булгаковым. У всех у них остались неприятные воспоминания о встрече с сатаной и его свитой. Босой, к примеру, больше не любит театры, Жорж Бенгальский утратил свою привычную веселость, а теперь уже сотруднику Института истории и философии, профессору Ивану Николаевичу Поныреву в каждое полнолуние снится один и тот же сон. Наутро он просыпается молчаливым, но совершенно спокойным и здоровым. Его исколотая память затихает, и до следующего полнолуния профессора не потревожит никто. Ни безносый убийца Гестаса, ни жестокий пятый прокуратор Иудеи всадник Понтийский Пилат.