Картины с черно белыми птицами дюрер. Альбрехт Дюрер

  • 04.09.2019

М ного лет назад, когда я ещё учился в школе, в нашем городе проходила большая филателистическая выставка. Я, как и многие мои сверстники в то время увлекался марками, и поэтому мы никак не могли пропустить это событие.
Разделов на выставке было много, но меня больше всего интересовали темы по искусству. И конечно самым лучшим экспонатом, представленным здесь, для меня была коллекция марок, посвящённая величайшему художнику немецкого Возрождения Альбрехту Дюреру. Автор экспозиции провёл огромную работу, что бы представить коллекцию во всей красе. Каждая марка или блок были выставлены на отдельных листах и сопровождались пояснениями, мастерски написанными готическим шрифтом. Я подолгу разглядывал каждую марку, всё больше и больше узнавая о жизни художника.
К сожалению, я не помню автора этой коллекции. Мне бы очень хотелось узнать её судьбу и увидеть вновь спустя столько лет…
Об этом эпизоде из своего детства я в очередной раз вспомнил, когда взял в руки эту замечательную книгу, которую мне недавно прислали.

Литературное наследие Альбрехта Дюрера еще ни разу не издавалось на русском языке в таком объеме, чтобы можно было получить о нем хоть сколько-нибудь полное представление. Настоящее издание должно, в известной мере, восполнить этот пробел. Предлагаемый вниманию читателя сборник включает в себя автобиографические материалы, письма, дневники художника и выдержки из его теоретических трудов.



(1471-1528)

Альбрехт Дюрер родился 21 мая 1471 в Нюрнберге, главном центре немецкого гуманизма. Его художественное дарование, деловые качества и мировоззрение формировались под влиянием трех людей, сыгравших наиболее важную роль в его жизни: отца, венгерского ювелира; крестного Кобергера, оставившего ювелирное искусство и занявшегося издательским делом; и ближайшего друга Дюрера, Вилибальда Пиркхаймера – выдающегося гуманиста, познакомившего молодого художника с новыми ренессансными идеями и произведениями итальянских мастеров.

Его отец, Альберехт Дюрер-старший, был золотых дел мастер, свою венгерскую фамилию Айтоши (венг. Ajtósi, от названия села Айтош, от слова ajtó - «дверь»), он буквально перевёл на немецкий как Türer; впоследствии она стала записываться как Dürer.

Позже в своём дневнике под названием "Семейная хроника" Дюрер оставит следующую запись:

"Год 1524 после рождества в Нюрнберге.

Я, Альбрехт Дюрер младший, выписал из бумаг моего отца, откуда он родом, как он сюда приехал и остался здесь жить и почил в мире. Да будет бог милостив к нам и к нему. Аминь.

Альбрехт Дюрер старший родился в королевстве Венгрия, неподалеку от маленького городка, называемого Юла, что в восьми милях пути ниже Вардейна, в близлежащей деревеньке под названием Эйтас,и его род кормился разведением быков и лошадей. Но отец моего отца, которого звали Антон Дюрер, мальчиком пришел в вышеназванный городок к одному золотых дел мастеру и научился у него ремеслу. Потом он женился на девице по имени Елизавета, от которой у него родились дочь Катерина и три сына. Первый сын, по имени Альбрехт Дюрер, был мой дорогой отец, который тоже стал золотых дел мастером, искусный и чистой души человек."

Детство Альбрехта Дюрера - старшего прошло далеко от Нюрнберга, за пределами Германии, в маленьком венгерском городке. Его деды и прадеды испокон веку разводили на венгерских равнинах рогатый скот и лошадей, а его отец Антон Дюрер стал златокузнецом. Золотых дел мастер Антон Дюрер научил сына всему, что умел в обращении с серебром и золотом, потом отправил его поучиться у мастеров на чужой стороне.

Портрет отца художника. 1490 Дерево, масло
Галерея Уффици. Флоренция. Италия

Это его первая живописная работа Альбрехта Дюрера, дошедшая до нас. Это первая работа, которую Дюрер пометил и своей монограммой. Написав портрет отца, он окончательно осознал себя художником. В эту пору Дюрер написал портреты матери и отца. Он задумал эту работу в подарок родителям, прежде всего отцу. Эта работа была благодарностью за то, что отец не воспрепятствовал сыну стать художником. Она была доказательством, что, оставив семейную профессию для иной, сын не обманет отцовских надежд: то, что он хотел делать, он научился делать по-настоящему.

Альбрехту Дюреру - старшему было двадцать восемь лет, когда он переступил городскую черту Нюрнберга. И еще целых двенадцать лет прослужил он подмастерьем у золотых дел мастера Иеронима Холпера. Того давно уже называли Стариком, но он не спешил уходить на покой. Долгие годы потратил Альбрехт Дюрер на овладение ремеслом. Они принесли знание приемов и секретов, придали зоркость глазу, твердость руке, изощрили вкус, но, увы, ему часто казалось, что он так и останется вечным подмастерьем. Только достигнув сорока лет, он смог предъявить имущества на сто гульденов, что требовалось для получения прав мастера; из них он уплатил десять за свидетельство об этих правах, женился на пятнадцатилетней дочери Холпера - Барбаре и с помощью тестя открыл наконец самостоятельную мастерскую.

Портрет Барбары Дюрер, урождённой Хольпер 1490-93
О своём отце Дюрер напишет в дневнике следующее:

"...Альбрехт Дюрер старший провел свою жизнь в великом старании и тяжком труде и не имел иного пропитания, чем то, которое он добывал своими руками себе, своей жене и детям. Поэтому он имел немного. Испытал он также немало огорчений, столкновений и неприятностей. Также многие, знавшие его, весьма его хвалили. Ибо он вел честную, достойную христианина жизнь, был терпеливым и добрым человеком, доброжелательным к каждому, и он был преисполнен благодарности богу. Он был далек от общества и мирских радостей, также он был немногословным и богобоязненным человеком."

У Альбрехта Дюрера - старшего было много забот. Дети рождались почти каждый год: Барбара, Иоганн, Альбрехт...

Альбрехт Дюрер записал однажды в свою памятную книжку:
"...В 1471 году после рождества Христова в шестом часу в день св. Пруденция во вторник на неделе св. креста (21 мая) родила мне моя жена Барбара моего второго сына, коему крестным отцом был Антон Кобергер и назвал его в честь меня Альбрехтом"

Так вошла в историю дата 21 мая 1471 года , когда в Нюрнберге родился великий немецкий художник, живописец и график, теоретик искусства, заслуживший всемирную славу.

Потом родились Зебальд, Иероним, Антон, двойня - Агнесса и Маргарита. Мать чуть не погибла родами, а одну девочку едва успели окрестить, как она умерла. За двойней на свет появились Урсула, Ганс, еще одна Агнесса, Петер, Катарина, Эндрес, еще один Зебальд, Кристина, Ганс, Карл. Восемнадцать детей! В крестные к своим детям Дюреры приглашали хороших знакомых и друзей. Среди них - купец и астроном-любитель, сборщик налогов на вино и пиво, судья. А крестный Альбрехта - младшего - Антон Кобергер - был знаменитым печатником. Все, кого Дюреры приглашали в крестные своим детям, были людьми влиятельными, могли в будущем оказать покровительство крестникам, да только те рождались слабыми, много хворали, умирали в детстве или юности. До зрелых лет дожили всего три брата - Альбрехт, Андрее и Ганс. Но семья всегда была большой. Жену измучили беременности, частые роды, болезни детей, бессонные ночи, многотрудное хозяйство. Каким должен быть очаг, чтобы накормить семью, подмастерьев и учеников, какой нужен стол, чтобы усадить за пего всех! Чего стоило одевать и обувать стольких детей! А отец хотел не только прокормить их, по и научить грамоте, дать сыновьям в руки надежное ремесло, проторить им путь, чтобы был он полегче его собственной дороги.

Отец старался увлечь сына ювелирным делом. В 1484 году Альбрехт Дюрер - младший был еще мальчиком. Он перестал ходить в школу, где учился несколько лет. Он ученик в мастерской отца. Привыкает. Хотя поначалу было очень трудно. По всему переулку Кузнецов с утра раздается перестук молотков, сипло вздыхают раздуваемые мехи, скрежещут напильники, негромко и печально поют подмастерья. Пахнет горящим углем, металлической окалиной, кислотой.

"...Но особенное утешение находил мой отец во мне, ибо он видел, что я был прилежен в ученье. Поэтому послал меня мой отец в школу, и когда я выучился читать и писать, он взял меня из школы и стал обучать меня ремеслу золотых дел мастера.

Были работы в мастерской, которые оставляли его равнодушным, другие он делал с охотой. Но ни одна из них даже отдаленно не вызывала такого чувства, как прикосновение карандаша к бумаге. Объяснить это чувство словами он не смог бы, но вырваться из его плена тоже был не в силах. Он знал: отец может рассердиться, но не возвращался к своему уроку. Oн рисовал. Рисовал себя.

Дюрер. Автопортрет в тринадцатилетнем возрасте.
...На прямоугольном листе плотной шершавой бумаги мальчик изобразил себя вполоборота. Когда смотришь на этот автопортрет, чувствуешь, что он нарисован рукой, которая не первый раз взяла карандаш. Рисунок выполнен почти без поправок, сразу и смело. Лицо на портрете серьезное, сосредоточенное. Мягкостью черт оно напоминает отца. Облик совсем юный, пожалуй, мальчику не дашь тринадцати лет. У него по-детски пухлые губы, плавно очерченные щеки, но не по - детски пристальные глаза. Во взгляде есть некая странность: кажется, что он обращен внутрь самого себя. Шелковистые вьющиеся волосы закрывают лоб и уши, падают на плечи. На голове плотная шапочка. Мальчик одет в простую куртку. Из широкого рукава высунута рука - хрупкое запястье, длинные тонкие пальцы. По ним не видно, что эта рука уже привыкла держать клещи, напильник, молоток, штихель.

Мальчик не задумывался над тем, что взялся нарисовать автопортрет - необычная задача для того времени. Он не ждал, что будет легко, но и не страшился, что будет трудно. То, что он делал, было для него необходимо и естественно. Как дыхание. Это он почувствовал, когда попробовал рисовать впервые, и сохранил это ощущение па всю жизнь. Он работал серебряным карандашом. Спрессованная палочка серебряного порошка ложится на бумагу мягким штрихом. Но штрих нельзя ни стереть, ни поправить - рука художника должна быть твердой. Может быть, недетская серьезность и сосредоточенность в лице - от трудности почти непосильной задачи. Альбрехт Дюрер - младший справился с ней удивительно.

Несколько десятилетий спустя детский рисунок попался на глаза мастеру. Он не рассмеялся над ним, как над незрелым опытом, а надписал в верхнем правом углу: "Это я сам нарисовал себя в зеркале в 1484 году, когда я был еще ребенком. Альбрехт Дюpep". В этих словах - нежность взрослого к собственному, давно отшумевшему детству, уважение мастера к одному из своих первых опытов.

"...И когда я уже научился чисто работать, у меня появилось больше охоты к живописи, нежели к золотых дел мастерству. Я сказал об этом моему отцу, но он был совсем не доволен, так как ему было жаль потерянного времени, которое я потратил на обучение золотых дел мастерству. Все же он уступил мне, и когда считали 1486 год от рождества Христова, в день св. Эндреса [св. Андрея, 30 ноября], договорился мой отец отдать меня в ученики к Михаелю Вольгемуту, с тем, чтобы я служил у него три года. В то время дал мне бог усердия, так что я хорошо учился.

После трех лет обучения, Дюрер отправился в обязательное для получения звания мастера, путешествие по городам Верхнего Рейна (с 1490 по 1494).
До возвращения в Нюрнберг, его отец сосватал ему невесту - Агнес Фрай, происходившую из знатного рода банкиров - финансовых представителей Медичи в Германии. Агнес Фрей дочь Ганса Фрея - медника, механика, музыканта.

"...и четыре года я был вне дома, пока отец снова меня не потребовал. И после того как я уехал в 1490 году после пасхи, я вернулся, когда считали 1494 год, после троицы. И когда я снова возвратился домой, договорился с моим отцом Ганс Фрей и отдал за меня свою дочь, девицу по имени Агнеса, и дал мне за нею 200 гульденов, и сыграли свадьбу в понедельник перед Маргаритою в 1494 году.

Видно, к этим дням и относится портрет Агнес - беглый рисунок пером. На рисунке - девушка в домашнем платье и переднике. Она наспех причесана - из косы выбиваются пряди волос и лицо ее не кажется красивым - правда, у каждого века свои представления о женской красоте. Подпершись рукой, она задремала - верно, захлопоталась: дел перед свадьбой много. Жених зашел в дом к будущему тестю. Тщательно причесанный, нарядно одетый, с подарком невесте, Альбрехт Дюрер отворил дверь в дом и застал врасплох задремавшую Агнес. Такой он и нарисовал ее. Мимолетный набросок не льстил невесте. Поколебавшись, словно проверяя себя, как звучат и что значат эти короткие слова, оп написал под рисунком: "Моя Агнес". За всю историю их долгого брака это единственные нежные слова, написанные Дюрером о жене.

Затем он в том же году предпринимает путешествие в Италию, где знакомится с творчеством Мантеньи, Полайоло, Лоренцо ди Креди и других мастеров. В 1495 году Дюрер снова возвращается в родной город и в течение последующих десяти лет создаёт значительную часть своих гравюр, ставших сейчас знаменитыми.

Приближался 1500 год.

Круглые даты всегда производят на людей особенное впечатление, а эта завораживала. Невозможно было представить себе, что такой год ничем не будет отличаться от предшествующих и последующих. Люди с облегчением убедились: конец света не наступил. Но они продолжали думать, что год 1500-й означает некий рубеж.

Автопортрет. 1500
Нет, не случайно именно в этот год Дюрер создал новый автопортрет - один из самых удивительных в его творчестве, да, пожалуй, и вообще в искусстве европейского автопортрета.

Дюрер придавал этому портрету особенное значение. Он не просто пометил его своей монограммой, но снабдил латинской надписью:

" Я, Альбрехт Дюрер, нюрнбержец, написал себя так вечными красками..."

Буквы написаны золотой краской, они перекликаются с золотыми вспышками в волосах и подчеркивают торжественность портрета.
Еще совсем недавно немецкие художники не подписывали своих работ: скромная безвестность была их уделом. Дюрер разворачивает свою подпись в несколько строк торжественными золотыми буквами. Помещает эти строки на самом видном месте картины. Картины, исполненной духом гордого самоутверждения, утверждения себя как личности и как художника, что для него неотделимо одно от другого. Нелегко, не просто общаться с человеком такой великой гордости и столь убежденным в своем праве на нее, с таким всепроникающим взглядом.

В 1503-1504 годах Дюрер создает замечательные акварельные этюды животных и растений, из которых наиболее знаменит "Большой кусок дерна" (1503, Вена, Художественно-исторический музей). Написанные различными оттенками зеленого, растения изображены с непревзойденной тщательностью и точностью.

Большой кусок дерна. 1503

Молодой заяц. 1502.

Вернувшись в Нюрнберг, Дюрер продолжал заниматься гравюрой, однако среди его произведений 1507-1511 годов более важное место занимают картины.

Поклонение святой Троице (Алтарь Ландауэр). 1511
Эта удивительная сверкающая картина, одно из самых торжественных, "пафосных" произведений Дюрера, была написана по заказу купца М. Ландауэра. Святая Троица изображена здесь на центральной оси (Святой Дух в виде голубя, Бог-Отец, увенчанный короной, и распятый Христос).
Вокруг размещены поклоняющиеся Троице персонажи, распадающиеся на четыре группы: вверху слева – мученики во главе с Богоматерью; вверху справа – пророки, пророчицы и сивиллы под предводительством Иоанна Крестителя; внизу слева – деятели церкви, ведомые двумя папами; внизу справа – миряне во главе с императором и королем.
У нижнего края картины мы видим пейзаж с озером. Одинокая фигура на его берегу – сам Дюрер.

Если в 1507–1511 Дюрер в основном занимался живописью, то 1511–1514 годы были посвящены преимущественно гравюре.
В 1513-1514 годах он создал три самых знаменитых своих листа: "Рыцарь, смерть и дьявол"; "Св. Иероним в келье" и "Меланхолия I".

Рыцарь, смерть и дьявол. 1513
На первом из них рыцарь-христианин едет по гористой местности, сопровождаемый Смертью с песочными часами и дьяволом. Образ рыцаря возник, возможно, под влиянием трактата Эразма Роттердамского "Руководство христианского воина" (1504). Рыцарь - аллегория активной жизни; он совершает свои подвиги в борьбе со смертью.

Св. Иероним в келье. 1514
Лист "Св. Иероним в келье", напротив, является аллегорическим изображением созерцательного образа жизни. Старик сидит у пюпитра в глубине кельи; на переднем плане растянулся лев. Сквозь окна в это мирное уютное жилище льется свет, однако и сюда вторгаются символы, напоминающие о смерти: череп и песочные часы.

Меланхолия I. 1514
На гравюре "Меланхолия I" изображена крылатая женская фигура, сидящая среди разбросанных в беспорядке приборов и инструментов.

Четыре апостола. 1526
«Четыре апостола» – последнее живописное произведение Дюрера, его духовное завещание современникам и потомкам. Пятидесятипятилетний художник чувствовал, что его силы на исходе, и задумал сделать прощальный подарок своему родному городу Нюрнбергу.
Эта работа создана в 1526 г, вскоре после того, как Нюрнберг официально принял Реформацию.

Запечатлев трех апостолов и евангелиста, Дюрер хотел дать своим согражданам новый нравственный ориентир и высокий пример для подражания. Свои представления об этом ориентире художник постарался выразить со всей возможной ясностью.
В письме Городскому совету мастер писал, что в эту работу он "вложил больше старания, чем в какую-либо другую живопись".
Под стараниями Дюрер подразумевал не только собственно труд художника, но и то усердие, с которым он стремился донести до зрителей религиозно-философский смысл произведения. Одной живописи Дюреру показалось для этого мало, и он дополнил ее словами: по низу обеих досок идут надписи.
Сам художник сформулировал свое напутствие согражданам так:
"В эти опасные времена пусть остерегаются земные властители, чтобы не принять за Божественное слово человеческие заблуждения".
Собственную мысль Дюрер подкрепил тщательно подобранными цитатами из Нового Завета –высказываниями изображенных им учеников и последователей Христа: это предостережения апостолов Иоанна и Петра против лжепророков и лжеучителей; слова Павла, предрекавшего времена, когда наступит засилье людей самолюбивых и надменных, и, наконец, известное высказывание евангелиста Марка «Остерегайтесь книжников».
Знаменательно, что евангельские тексты цитируются по Библии, переведенной Лютером в 1522 г. на немецкий язык. Надписи великолепным готическим шрифтом выполнил по просьбе Дюрера его друг, знаменитый каллиграф Иоганн Нойдёрфер.

В последние годы жизни Дюрер издал свои теоретические труды: "Руководство к измерению циркулем и линейкой" (1525), "Наставление к укреплению городов, замков и крепостей" (1527), "Четыре книги о пропорциях человека" (1528). Дюрер оказал огромное влияние на развитие немецкого искусства 1-й половины 16 века. В Италии гравюры Дюрера пользовались таким успехом, что даже выпускались их подделки; прямое воздействие его гравюр испытали многие итальянские художники, в том числе Понтормо и Порденоне.

Альбрехт Дюрер скоропостижно скончался на пятьдесят седьмом году жизни - 6 апреля 1528 года - и был похоронен на городском кладбище святого Иоанна в Нюрнберге. После своей смерти он оставил несколько сотен гравюр и более шестидесяти картин.

Творчество этого мастера имело огромное значение для развития немецкого искусства первой половины XVI столетия. При всём весьма обширном и значительном вкладе Дюрера в развитие искусства своей страны его главной заслугой является утверждение реалистических принципов в немецкой живописи и гравюре XVI века.

Использованы материалы из замечательной книги Сергея Львовича Львова -

Автор - Гена_Малахов . Это цитата этого сообщения

Гравюры Альбрехта Дюрера

Альбрехт Дюрер — немецкий живописец и график, признан крупнейшим европейским мастером ксилографии и одним из величайших мастеров западноевропейского искусства Ренессанса.

Дюрер родился 21 мая 1471 г. в Нюрнберге, в семье ювелира, приехавшего в этот немецкий город из Венгрии в середине XV века. В этой семье росло восемь детей, из которых будущий художник был третьим ребёнком и вторым сыном. Его отец, Альбрехт Дюрер-старший, был золотых дел мастер
Поначалу отец старался увлечь сына ювелирным делом, но обнаружил у сына талант художника. В возрасте 15 лет Альбрехт был направлен учиться в мастерскую ведущего нюрнбергского художника того времени Михаэля Вольгемута. Там Дюрер освоил не только живопись, но и гравирование по дереву и меди. Учёба в 1490 по традиции завершилась путешествием — за четыре года молодой человек объездил ряд городов в Германии, Швейцарии и Нидерландах, продолжая совершенствоваться в изобразительном искусстве и обработке материалов.

Автопортрет (рисунок серебряным карандашом, 1484)

Первый из известных автопортретов Дюрера был написан им в 13 лет (рисунок серебряным карандашом).


В 1494 Дюрер вернулся в Нюрнберг, вскоре после чего женился. Затем он в том же году предпринимает путешествие в Италию, где знакомится с творчеством Мантеньи, Полайоло, Лоренцо ди Креди и других мастеров. В 1495 Дюрер снова возвращается в родной город и в течение последующих десяти лет создаёт значительную часть своих гравюр.

В 1520г художник предпринимает путешествие в Нидерланды, где становится жертвой неизвестной болезни, мучившей его затем до конца жизни.

Дом Дюрера в Нюрнберге

Дюрер был первым художником, который создал и использовал свой герб и монограмму, впоследствии у него появилось в этом множество подражателей.

Герб Альбрехта Дюрера, 1523 год

Дюрер Айтоши (венг. Ajtósi) на венгерском означает «дверь»
Изображение открытой двери на щите на гербе, является буквальным переводом слова, которое на венгерском означает «дверь». Орлиные крылья и чёрная кожа мужчины — символы, часто встречающиеся в южной немецкой геральдике; они использовались также нюрнбергской семьёй матери Дюрера, Барбары Холпер.

В последние годы жизни Альбрехт Дюрер уделяет много внимания усовершенствованию оборонительных укреплений, что было вызвано развитием огнестрельного оружия. В своем труде «Руководство к укреплению городов, замков», выпущенном в 1527 году, Дюрер описывает, в частности, принципиально новый тип укреплений, который он назвал бастея.

Могила Дюрера на кладбище Иоанна в Нюрнберге

Дюрер был первым немецким художником, кто стал работать одновременно в обоих видах гравюры — на дереве и на меди. Необычайной выразительности он достиг в гравюре на дереве, реформировав традиционную манеру работы и использовав приёмы работы, сложившиеся в гравюре на металле.

Во всех работах присутствует современный Дюреру живой человек, нередко крестьянского типа, с характерным, выразительным лицом, одетый в костюм того времени и окруженный точно переданной обстановкой или ландшафтом определенной местности. Большое место уделено бытовым деталям.
Здесь впервые обнаруживается интерес художника к обнаженному телу, которое Дюрер передает, точно и правдиво, выбирая в первую очередь некрасивое и характерное.

Гравюры по металлу и дереву Альбрехта Дюрера

Рыцарь, Смерть и Дьявол 1513 год.

Гравюра «Рыцарь, смерть и дьявол» раскрывает мир остроконфликтных отношений человека с окружающей средой, его понимание долга и морали. Путь закованного в броню всадника чреват опасностями. Из сумрачной чащи леса наперерез ему скачут призраки — дьявол с алебардой и смерть с песочными часами, напоминая о быстротечности всего земного, об опасностях и соблазнах жизни. Не обращая на них внимания, решительно следует по избранному пути всадник. В его суровом облике — напряжение воли, озаренной светом разума, нравственная красота человека, верного долгу, мужественно противостоящего опасности.

Морское чудо 1498. Метрополитен - музей, Нью-Йорк.

«Морское чудо» по теме восходит к народной сказке, образ «Немезиды», по-видимому, заимствован художником из поэмы Полициано «Манто». В обе гравюры Дюрер вносит местный колорит, используя в качестве фона изображение средневекового немецкого городка в гористом пейзаже, близкого к тем, которые он зарисовывал во время своих поездок по югу Германии.
В обоих листах главенствует некрасивая, но полная жизни фигура обнаженной женщины.

Немезида или Богиня Судьбы 1502. Кунстхалле, Карлсруэ, Германия.

Гравюра «Немезида» воплощает определенный философский замысел, несомненно связанный с событиями тех дней; фигура женщины весьма далекая от классического идеала, претворена в монументальный образ крылатой Богини Судьбы, парящей над Германией.
В одной руке женщина держит драгоценный золотой фиал, в другой — конную сбрую: предметы, намекающие на различие в судьбе людей разных сословий. Характерно, что в древнегреческой мифологии Немезида являлась богиней мщения. В обязанности богини входило наказание за преступления, наблюдение за честным и равным распределением благ среди смертных. В средневековье и эпоху Возрождения Немезида больше считалась исполнительницей судьбы.

Меланхолия I 1514 год. Кунстхалле, Карлсруэ.

Замысел «Меланхолии» до сих пор не раскрыт, но образ могучей крылатой женщины впечатляет значительностью, психологической глубиной.
Меланхолия — это воплощение высшего существа, гения, наделенного интеллектом, владеющего всеми достижениями человеческой мысли того времени, стремящегося проникнуть в тайны вселенной, но одержимого сомнениями, тревогой, разочарованием и тоской, сопровождающими творческие искания.
«Меланхолия» принадлежит к числу произведений, «повергших в изумление весь мир»
(Вазари).

Четыре ведьмы 1497. Национальный музей, Нюрнберг.

Дюрер писал портреты, закладывал основы немецкого пейзажа, преобразовывал традиционные библейские и евангельские сюжеты, вкладывая в них новое жизненное содержание. Особое внимание художника привлекала гравюра, сначала ксилография, а затем гравюра на меди. Дюрер расширил тематику графики, привлекая литературные, бытовые, озорные жанровые сюжеты.

Это произведение несет в себе сложное сплетение средневековых воззрений с религиозными традициями
От средневековья сохраняется аллегоричность, символизм образов, запутанность сложных богословских понятий, мистическая фантастика; от образов древней религиозности — столкновения духовных и материальных сил, чувство напряженности, борьбы, смятения и смирения.

У Дюрера не было большой мастерской с множеством учеников. Достоверные его ученики неизвестны. Предположительно связывают с ним прежде всего трех нюрнбергских художников — братьев Ганса Зебальда (1500—1550) и Бартеля (1502—1540) Бехам и Георга Пенца (ок. 1500—1550), известных главным образом в качестве мастеров гравюры малого формата (так называемые клейнмейстеры; они работали также и как живописцы). Интересно упомянуть о том, что в 1525 г. все три молодых мастера были преданы суду и высланы из Нюрнберга за атеистические взгляды и высказывание революционных идей.

В 1500-х годах в творчестве Дюрера произошел перелом. Пафос и драматизм ранних работ сменились уравновешенностью и гармонией. Усилилась роль спокойного повествования, проникнутого лирическими переживаниями
В живописно трактованный лесной пейзаж органически включены фигуры людей и животных, воплощающих различные символы.

На рубеже 1500-х годов Дюрер выполнил ряд гравюр на меди и на дереве, в которых со всей ясностью определились искания молодого мастера. Гравюры эти, даже в тех случаях, когда они содержат религиозные, мифологические или аллегорические сюжеты, в первую очередь представляют собой жанровые сцены с ярко выраженным локальным характером.
Всюду на первом месте человек, а все остальное играет роль его окружения.

В гравюре «Святой Иероним в келье» раскрыт идеал гуманиста, посвятившего себя постижению высших истин. В решении темы, в бытовой интерпретации образа ученого ведущую роль играет интерьер, претворенный художником в эмоциональную поэтическую среду. Фигура Иеронима, погруженного в переводы священных книг
Келья Иеронима не мрачное убежище аскета, а скромная комната современного дома. Житейская интимная демократическая интерпретация образа Иеронима дана вне официального церковного толкования, возможно, под влиянием учений реформаторов.

Гравюры по дереву Альбрехта Дюрера из цикла
“Апокалипсис” или “Откровение святого Иоанна Богослова”,

1497-1498, галерея Кунстхалле, Карлсруэ.

Мученичество святого Иоанна Кунстхалле, Карлсруэ, Германия.

Первой крупной работой Дюрера была серия гравюр на дереве большого формата из пятнадцати листов на тему Апокалипсиса святого Иоанна Богослова
В этой серии Дюрера сплетались средневековые религиозные воззрения с тревожными настроениями, вызванными общественными событиями современности тех дней.

Эта гравюра Альбрехта Дюрера согласно краткого изложения Откровения Иоанна Богослова Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог, чтобы показать рабам Своим, чему надлежит быть вскоре. И Он показал, послав оное через Ангела Своего рабу Своему Иоанну

В аллегорические сцены Дюрером введены образы представителей разных сословий немецкого общества, живые реальные люди, исполненные страстных и тревожных переживаний и активного действия. Особенно выделяется знаменитый лист с изображением четырех апокалиптических всадников с луком, мечом, весами и вилами, которые повергли ниц бежавших от них людей — крестьянина, горожанина и императора. Это изображение явно связано с современной Дюреру жизнью: несомненно, что четыре всадника символизируют в представлении художника разрушительные силы — войну, болезни, божественное правосудие и смерть, не щадящие ни простых людей, ни императора.

Четыре всадника Апокал ипсиса Кунстхалле, Карлсруэ, Германия.

Грозным пафосом веет от листа «Четыре всадника». По всесокрушающей силе порыва и мрачной экспрессии эта композиция не имеет равной в немецком искусстве того времени. Смерть, суд, война и мор неистово мчатся над землей, уничтожая все на своем пути.

Страшные сцены гибели и кары, описанные в Апокалипсисе, приобрели в предреволюционной Германии злободневный смысл. Дюрер вводил в гравюры множество тончайших наблюдений природы и жизни: архитектуру, костюмы, типы, пейзажи современной Германии.
Широта охвата мира, свойственные гравюрам Дюрера, не были известны немецкому искусству 15 века; вместе с тем в большей части листов Дюрера живет мятущийся дух поздней немецкой готики.

Эта гравюра Альбрехта Дюрера согласно краткого изложения Откровения Иоанна Богослова

И когда Он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели.
10 И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу?
11 И даны были каждому из них одежды белые, и сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время, пока и сотрудники их и братья их, которые будут убиты, как и они, дополнят число.
12 И когда Он снял шестую печать, я взглянул, и вот, произошло великое землетрясение, и солнце стало мрачно как власяница, и луна сделалась как кровь.
13 И звезды небесные пали на землю, как смоковница, потрясаемая сильным ветром, роняет незрелые смоквы свои.
ибо пришел великий день гнева Его, и кто может устоять?

1 И после сего видел я четырех Ангелов, стоящих на четырех углах земли, держащих четыре ветра земли, чтобы не дул ветер ни на землю, ни на море, ни на какое дерево.

2 И видел я иного Ангела, восходящего от востока солнца и имеющего печать Бога живаго. И воскликнул он громким голосом к четырем Ангелам, которым дано вредить земле и морю, говоря:
3 не делайте вреда ни земле, ни морю, ни деревам, доколе не положим печати на челах рабов Бога нашего.
Откровения Иоанна Богослова

1 И когда Он снял седьмую печать, сделалось безмолвие на небе, как бы на полчаса.
2 И я видел семь Ангелов, которые стояли пред Богом; и дано им семь труб.
3 И пришел иной Ангел, и стал перед жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник, который перед престолом.
4 И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога.
5 И взял Ангел кадильницу, и наполнил ее огнем с жертвенника, и поверг на землю: и произошли голоса и громы, и молнии и землетрясение.
6 И семь Ангелов, имеющие семь труб, приготовились трубить.
Откровения Иоанна Богослова

1 Пятый Ангел вострубил, и я увидел звезду, падшую с неба на землю, и дан был ей ключ от кладязя бездны.
2 Она отворила кладязь бездны, и вышел дым из кладязя, как дым из большой печи; и помрачилось солнце и воздух от дыма из кладязя.
3 И из дыма вышла саранча на землю, и дана была ей власть, какую имеют земные скорпионы.
4 И сказано было ей, чтобы не делала вреда траве земной, и никакой зелени, и никакому дереву, а только одним людям, которые не имеют печати Божией на челах своих.
5 И дано ей не убивать их, а только мучить пять месяцев; и мучение от нее подобно мучению от скорпиона, когда ужалит человека.
6 В те дни люди будут искать смерти, но не найдут ее; пожелают умереть, но смерть убежит от них.
Откровения Иоанна Богослова

8 И голос, который я слышал с неба, опять стал говорить со мною, и сказал: пойди, возьми раскрытую книжку из руки Ангела, стоящего на море и на земле.
9 И я пошел к Ангелу, и сказал ему: дай мне книжку. Он сказал мне: возьми и съешь ее; она будет горька во чреве твоем, но в устах твоих будет сладка, как мед.
10 И взял я книжку из руки Ангела, и съел ее; и она в устах моих была сладка, как мед; когда же съел ее, то горько стало во чреве моем.
11 И сказал он мне: тебе надлежит опять пророчествовать о народах и племенах, и языках и царях многих.
Откровения Иоанна Богослова

1 И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд.
2 Она имела во чреве, и кричала от болей и мук рождения.
3 И другое знамение явилось на небе: вот, большой красный дракон с семью головами и десятью рогами, и на головах его семь диадим.
4 Хвост его увлек с неба третью часть звезд и поверг их на землю. Дракон сей стал перед женою, которой надлежало родить, дабы, когда она родит, пожрать ее младенца.
5 И родила она младенца мужеского пола, которому надлежит пасти все народы жезлом железным; и восхищено было дитя ее к Богу и престолу Его.
6 А жена убежала в пустыню, где приготовлено было для нее место от Бога, чтобы питали ее там тысячу двести шестьдесят дней.
Откровения Иоанна Богослова

В гравюре «Битва архангела Михаила с драконом» пафос яростной схватки подчеркнут контрастами света и тени, беспокойно-прерывистым ритмом линий. В героическом образе юноши с вдохновенным и решительным лицом, в озаренном солнцем пейзаже с его безграничными просторами выражена вера в победу светлого начала.

1 И взглянул я, и вот, Агнец стоит на горе Сионе, и с Ним сто сорок четыре тысячи, у которых имя Отца Его написано на челах.
2 И услышал я голос с неба, как шум от множества вод и как звук сильного грома; и услышал голос как бы гуслистов, играющих на гуслях своих.
3 Они поют как бы новую песнь пред престолом и пред четырьмя животными и старцами; и никто не мог научиться сей песни, кроме сих ста сорока четырех тысяч, искупленных от земли.
4 Это те, которые не осквернились с женами, ибо они девственники; это те, которые следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошел. Они искуплены из людей, как первенцу Богу и Агнцу,
5 и в устах их нет лукавства; они непорочны пред престолом Божиим.
6 И увидел я другого Ангела, летящего по средине неба, который имел вечное Евангелие, чтобы благовествовать живущим на земле и всякому племени и колену, и языку и народу;
Откровения Иоанна Богослова

1 И пришел один из семи Ангелов, имеющих семь чаш, и, говоря со мною, сказал мне: подойди, я покажу тебе суд над великою блудницею, сидящею на водах многих;

2 с нею блудодействовали цари земные, и вином ее блудодеяния упивались живущие на земле.
3 И повел меня в духе в пустыню; и я увидел жену, сидящую на звере багряном, преисполненном именами богохульными, с семью головами и десятью рогами.
4 И жена облечена была в порфиру и багряницу, украшена золотом, драгоценными камнями и жемчугом, и держала золотую чашу в руке своей, наполненную мерзостями и нечистотою блудодейства ее;
5 и на челе ее написано имя: тайна, Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным.
Откровения Иоанна Богослова

1 И увидел я Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей.
2 Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет,
3 и низверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать, дабы не прельщал уже народы, доколе не окончится тысяча лет; после же сего ему должно быть освобожденным на малое время.
4 И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело свое и на руку свою. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет.
Откровения Иоанна Богослова

Оригинал записи и комментарии на


Автопортрет в шубе. 1500. Старая пинакотека. Мюнхен


Волочильня. Не датировано. Государственные музеи Берлина.

Лично меня очень волнует вопрос: как на картине, которую написал Албрехт Дюрер (правда, непонятно в каком году, но никак не позднее 1494 года) изображена антенна спутникового телевидения. Правда она не на крыше, а лежит у дома, но может быть тогда и спутники летали на более низких орбитах? Ради этого стоит съездить в Мюнхен и посмотреть картину в живую, может быть это Фотошоп?

Интересные комментарии получились в сообществе art_links: http://art-links.livejournal.com

О творчестве Альбрехта Дюрера


Творчество Альбрехта Дюрера.
Дюрер был первым из художников, кого буквально заворожил его собственный образ. До него никто еще не создавал такого количества автопортретов. Среди его ранних работ - автопортрет в возрасте тринадцати лет, сделанный серебряным карандашом.

Альбрехт Дюрер. Автопортрет. 1484. Альбертина. Вена.

В правом верхнем углу художник сделал подпись: "Мой автопортрет, написанный с зеркала в 1484 году, когда я еще был ребенком".

На автопортрете, находящемся теперь в Музее Прадо в Мадриде, мы видим двадцатишестилетнего художника в наряде венецианского придворного. Вид у него уверенный, гордый, почти царственно-величественный.


Автопортрет с пейзажем. 1498. Музей Прадо. Мадрид.
Картина датирована 1498 годом и помечена монограммой художника, под окном, и подписью: "Это я нарисовал самого себя / в возрасте двадцати шести лет / Альбрехт Дюрер".

Дюрер довольно рано обратился к изображению обнаженной натуры, как свидетельствуют его рисунки пером и кистью, сделанные в 1490-х годах. Это были первые изображения обнаженных женщин к северу от Альп, сделанные с натуры.


Обнаженная женщина. 1493. Байонна. Музей Бонна.

Шесть изображенных женщин олицетворяют шесть разных возрастов:

Женская баня. 1496. Утрачено с 1945 г., прежде Бремен, Кунстхалле.

Около 1500 года Дюрер потратил много времени и сил на изучение пропорций человеческого тела.

Адам и Ева. 1504. Гравюра на меди.

Рисунок, сделанный в процессе подготовки к работе над гравюрой - попытка опробовать новые позы.

Адам и Ева. 1504. Рисунок пером на бумаге с коричневой размывкой. Нью-Йорк

Сцены с изображением мучений святых, подобные этому рисунку, были популярны в эпоху позднего средневековья.


Шесть обнаженных фигур. 1515. Рисунок пером. Франкфурт

Дюрер часто изображал руки. Иногда делал это исключительно ради практики, стараясь схватить жесты или движения.


Эскиз трех рук. 1494. Рисунок пером. Альбертина. Вена


Руки двенадцатилетнего Христа. 1506. Рисунок кистью на синей бумаге. Национальный музей. Нюрнберг


Руки, сложенные в молитве. 1508. Рисунок кистью на синей бумаге. Альбертина. Вена


Голова двенадцатилетнего Христа. Не датировано. Рисунок кистью на синей бумаге. Альбертина. Вена

Гравюра 1513 года с изображением рыцаря-христианина верхом на коне принадлежит к числу шедевров Дюрера-гравера.


Рыцарь. Смерть и Дьявол. 1513. Гравюра на меди


Всадник. 1498. Рисунок пером на бумаге, раскрашенный акварелью. Альбертина. Вена

Дюрер неоднократно встречался с прославленным ученым, Эразмом Роттердамским. Он заказал художнику свой портрет, но остался чрезвычайно разочарованным результатом.

Эразм Роттердамский. 1520. Рисунок углем на бумаге. Лувр. Париж


Портрет усмехающейся крестьянки. 1505. Рисунок на бумаге. Британский музей. Лондон

Когда в 1503 году Дюрер изобразил этот кусок дерна с переплетением трав, одуванчиков и подорожника, подобные картины были еще совершенной новинкой в искусстве. До тех пор никто не осмеливался обратить внимание на столь заурядное зрелище, как дикорастущие травы.


Кусок дерна. 1503. Акварель и гуашь. Альбертина. Вена

Дюрер работал над своими рисунками с изображением животных в три этапа. Сначала он кистью вырисовывал контуры. Затем закрашивал значительные участки. Наконец, кистью прорисовывал шерсть и мелкие детали.


Голова самца косули. 151. Акварель. Байонна. Музей Бонна

Филигранность техники Дюрера создает впечатление абсолютно точного копирования Природы. Поверх закрашивания контура будущего рисунка акварелью он заостренной кистью наносил изображение меха зверька, создавая иллюзию того, что каждая шерстинка выписана отдельно.


Зайчонок. 1502. Акварель и гуашь. Альбертина. Вена

Еще немного рисунков (я бы их даже использовал как практическое пособие для тех, кто учится рисовать).

Альбрехт Дюрер появился на свет в Нюрнберге 21 мая 1471 году. Его отец перебрался из Венгрии в середине ХV века и слыл лучшим ювелиром. В семье было восемнадцать детей, будущий художник родился третьим.

Дюрер с самого раннего детства помогал папе в мастерской по ювелирной работе, и он возлагал на сына большие надежды. Но сбыться этим мечтам не судилось, потому что талант у Дюрера младшего проявился рано, и отец смирился, что ребёнок не станет ювелирным мастером. В то время мастерская Нюрнбергского художника Михаэля Вольгемута пользовалась большой популярностью и имела безупречную репутацию, именно поэтому туда был направлен Альбрехт в возрасте 15 лет. Вольгемут был не только отличным художником, но и искусно работал над гравированием по дереву, меди и прекрасно передал свои знания старательному ученику.

Закончив учиться в 1490 году, Дюрер написал свою первую картину «Портрет Отца» и отправился в путешествие, для того чтобы перенять навыки у других мастеров и набраться новых впечатлений. Он побывал во многих городах Швейцарии, Германии и Нидерландах, повышая свой уровень в изобразительном искусстве. Оказавшись в Кольмаре, Альбрехт имел возможность работать в мастерской знаменитого живописца Мартина Шонгауэра, но он не успел повстречаться с известным художником лично, потому что годом ранее Мартин скончался. Но удивительное творчество М. Шонгауэра сильно повлияло на молодого художника и отразилось в новых картинах в несвойственном ему стиле.

Находясь в Страсбурге, в 1493 году Дюрер получает письмо от отца, где тот сообщал о договоренности женитьбы своего сына на дочери друга. Возвратившись в Нюрнберг, молодой художник сыграл свадьбу с Агнессой Фрей, дочерью медника, механика и музыканта. Благодаря женитьбе, Альбрехт повысил свой социальный статус и мог теперь иметь собственное дело, так как семья жены была уважаема. Художник нарисовал в 1495 году портрет супруги под названием «Моя Агнесса». Счастливым брак назвать нельзя, потому что жену не интересовало искусство, но жили они до самой смерти вместе. Супруги были бездетны и не оставили после себя потомство.

Популярность за пределами Германии пришла к Альбрехту с помощью медных и деревянных гравюр в большом количестве копий, когда он вернулся из Италии. Художник открыл свою собственную мастерскую, где издавал гравюры, в самой первой серии его помощником был Антон Кобергер. В родном Нюрнберге мастера имели большую свободу, и Альбрехт применил новые техники в создании гравюр и начал их продавать. Талантливый живописец сотрудничал с известными мастерами и выполнял работы для знаменитых нюрнбергских изданий. А в 1498 году Альбрехт выполнил ксилографии к изданию «Апокалипсис» и получил уже европейскую известность. Именно в это период художник влился в круг нюрнбергских гуманистов, который возглавлял Кондрат Цельтис.

После в 1505 году в Венеции Дюрера встретили и приняли с уважением и почестью, и художник исполнил для немецкой церкви алтарный образ «Праздник четок». Познакомившись здесь с венецианской школой, живописец изменил свою манеру работы. Творчество Альбрехта было очень высоко оценено в Венеции, и совет предлагал деньги на содержание, но талантливый художник все же уехал в родной город.

Слава Альбрехта Дюрера возрастала с каждым годом, его работы были уважаемы и узнаваемы. В Нюрнберге он приобрёл для себя огромный дом в Циссельгассе, в котором можно побывать и в наши дни, там находится Дом-музей имени Дюрера. Встретившись с императором Священной Римской империи Максимилианом I, художник показал нарисованные заранее два портрета его предшественников. Император был в восторге от картин и сразу сделал заказ своего портрета, но не смог расплатиться на месте, поэтому стал выплачивать ежегодно Дюреру приличную премию. Когда скончался Максимилиан, премию перестали платить, и художник отправился в путешествие, чтобы восстановить справедливость, но ему это не удалось. И в конце поездки Альбрехт заболел неизвестной болезнью, возможно малярией, и мучился от приступов оставшиеся годы.

Свои последние годы жизни Дюрер трудился как живописец, одной из важных картин считается преподнесенная городскому Совету «Четыре апостола». Исследователи работ известного художника приходят к разногласиям, кто-то видит в данной картине четыре темперамента, а кто-то отклик Дюрера на разногласия в религии. Но Альбрехт унес в могилу свои мысли по этому поводу. Через восемь лет после заболевания А. Дюрер скончался 6 апреля 1528 года в городе, где и появился на свет.

Немецкий живописец, рисовальщик, гравер, теоретик искусства. Основоположник искусства немецкого Возрождения.

Немецкий живописец и график, один из величайших мастеров западноевропейского Ренессанса. Признан крупнейшим европейским мастером ксилографии, поднявшим её на уровень настоящего искусства. Первый теоретик искусства среди североевропейских художников, автор практического руководства по изобразительному и декоративно-прикладному искусству на немецком языке, пропагандировавший необходимость разностороннего развития художников. Основоположник сравнительной антропометрии. Помимо перечисленного оставил заметный след в военно-инженерном искусстве. Первый из европейских художников, написавший автобиографию.

Дюрер родился 21 мая 1471 года в Нюрнберге, в семье ювелира Альбрехта Дюрера (de), приехавшего в этот немецкий город из Венгрии в середине XV века, и Барбары Хольпер. У Дюреров было восемнадцать детей, из которых выжили восемь. Будущий художник был третьим ребёнком и вторым сыном. Его отец, Альбрехт Дюрер-старший, золотых дел мастер, свою венгерскую фамилию Айтоши (венг. Ajtósi, от названия села Айтош, от слова ajtó - «дверь»), буквально перевёл на немецкий как Türer; впоследствии она трансформировалась под влиянием франкского произношения и стала писаться Dürer. О своей матери Альбрехт Дюрер-младший вспоминал как о благочестивой женщине, которая наказывала своих детей «усердно» и часто. Возможно, ослабленная частыми беременностями, она много болела. Крёстным отцом Дюрера стал известный немецкий издатель Антон Кобергер.

C 1477 года Альбрехт посещал латинскую школу. Поначалу отец привлекал сына к работе в ювелирной мастерской. Однако Альбрехт пожелал заниматься живописью. В эти годы он создал автопортрет (1484, Альбертина, Вена) и «Мадонну с двумя ангелами» (1485, Гравюрный кабинет, Берлин). Старший Дюрер, несмотря на сожаление о потраченном на обучение сына времени, уступил его просьбам, и в возрасте 15 лет Альбрехт был направлен в мастерскую ведущего нюрнбергского художника того времени Михаэля Вольгемута. Об этом рассказал сам Дюрер в «Семейной хронике», созданной им в конце жизни.

У Вольгемута Дюрер освоил не только живопись, но и гравирование по дереву и меди. Вольгемут вместе со своим пасынком Вильгельмом Плейденвурфом выполнял гравюры для «Книги хроник» Хартмана Шеделя. В работе над самой иллюстрированной книгой XV века, какой считают специалисты «Книгу хроник», Вольгемуту помогали его ученики. Одна из гравюр для этого издания, «Танец смерти», приписывается Альбрехту Дюреру.

Учёба в 1490 году по традиции завершилась путешествием (нем. Wanderjahre), во время которого подмастерье перенимал навыки у мастеров из других местностей. Ученическая поездка Дюрера продолжалась до 1494 года. Его точный маршрут неизвестен, он объездил ряд городов в Германии, Швейцарии и Нидерландах, продолжая совершенствоваться в изобразительном искусстве и обработке материалов. В 1492 году Дюрер задержался в Эльзасе. Он не успел, как того желал, увидеться с жившим в Кольмаре Мартином Шонгауером, творчество которого сильно повлияло на юного художника, так как тот умер 2 февраля 1491 года. Дюрера с почётом приняли братья покойного, и Альбрехт имел возможность некоторое время работать в мастерской Шонгауэра. Позднее Дюрер переехал в Базель.

Вскоре молодой художник возвращается в Нюрнберг. Теперь он уже имеет репутацию известного художника, поэтому не только получает заказы, но и открывает собственную школу. Дюрер выполняет ряд гравюр на меди – «Продажная любовь» (1495–1496), «Св. семейство с кузнечиком» (около 1494–1496), «Три крестьянина» (около 1497), «Блудный сын» (1498), а также гравюры на дереве – «Геркулес», «Мужская баня».

«Этими гравюрами открывается блестящая плеяда графических работ Дюрера… Художник теперь свободно владеет резцом, применяя острый, угловатый и нервный штрих, с помощью которого создаются извилистые, напряженные контуры, пластически лепится форма, передаются свет и тени, строится пространство.

С особой интенсивностью и упорством Дюрер работал в гравюре (около 350 рисунков для гравюр на дереве и около 100 гравюр резцом на меди), создав многие шедевры мировой графики. В серии гравюр на дереве “Апокалипсис” (1498) он обратился к теме конца мира, отвечавшей общественным настроениям переломной эпохи. Здесь Дюрер воплотил в захватывающих фантастических образах своё ожидание грозного возмездия, всемирно-исторических перемен. В последующих циклах “Большие страсти” (около 1497-1511), “Жизнь Марии” (около 1502-11) и “Малые страсти” (1509-11) он довёл до совершенства ритмический строй линий, то нежных и хрупких, то полных силы и внутренней динамики.

В резцовых гравюрах на меди проявилось тяготение Дюрера к ясности линии и объёма, к богатству пластических форм и светотеневых переходов. Достигнув изумительной тонкости графического языка уже в гравюрах, созданных около 1500-03, Дюрер пришёл в трёх так называемых “мастерских” гравюрах 1513-14 к своим высшим достижениям: “Всадник, смерть и дьявол” (1513) – образ непоколебимого следования своему долгу, стойкости перед любыми искушениями; в “Меланхолии” (1514) воплощены внутренние конфликты и беспокойство творческого духа человека; “Св. Иероним” (1514) явился гуманистическим прославлением пытливой мысли исследователя, а в изображении освещённой солнцем комнаты есть пленительная поэзия мирного уюта.

В 1498 году художник начал работу над иллюстрациями к Священному писанию. Дюрер выпустил свою лучшую книгу – иллюстрированный Апокалипсис. Серия гравюр из восемнадцати листов до сих пор считается непревзойденным шедевром полиграфического искусства.

Дюрер должен был обратиться к образам, воплощавшим жизнь в духе странного метафорического религиозного видения, которые словно бросали вызов карандашу художника. Средневековый мастер выражал их посредством великих символов во вневременной среде. Дюрер также внес эту космичность и вневременность в свое произведение. Его композиция возносилась, подобно крутой стене, в пространство вселенной. Небеса и земля сливались в одно великое целое. Однако весь опыт изучения реальности, приобретенный им за это время, не мог быть отброшен. Огромным достижением Дюрера было то, что силой своего воображения и реалистического мастерства он воплотил эти гигантские видения с их заклинаниями и экстазом в образы, обладавшие жизненной убедительностью.

Тогда же Дюрер приступил к работе над циклом гравюр «Больших страстей», а в 1502 году – над циклом «Жизнь Марии», завершив их только в 1511 году. Все три цикла принадлежат к величайшим достижениям религиозного искусства в области гравюры на дереве.

В начале века Дюрер выполнил несколько монументальных заказных работ: Паумгартнеровский алтарь, «Оплакивание Христа»,

В 1505 году Дюрер вновь прерывает работу в своей мастерской и отправляется в Венецию. Его поездка была вызвана тем, что в итальянских городах появились поддельные гравюры с монограммой Дюрера. Кроме того, художник надеялся, что в Венеции он получит новые заказы.

Действительно, прибыв в Венецию, Дюрер получает выгодное предложение. Руководители немецкой колонии в этом городе решили поручить мастеру ответственный заказ – изготовление алтарных картин для местной церкви. Вероятно, столь ответственный заказ помог ему получить итальянский художник Д. Беллини. С ним Дюрера связывали дружеские отношения еще со времени предыдущего приезда.

Он успешно работает в Венеции, совершает поездки в другие города, встречается с великим Рафаэлем. Дюрер подарил Рафаэлю свой автопортрет, исполненный гуашью на очень тонком холсте.

В 1507 году Дюрер возвращается в Нюрнберг и вновь приступает к работе. Ему хотелось хотя бы некоторое время поработать не на заказ, а для души. И он вернулся к своему старому замыслу – образам Адама и Евы. Однажды он уже воплотил их в гравюре.

В 1509 году Дюрер был избран названным членом Большого совета Нюрнберга, возможно, что в этом качестве он принимал участие в художественных проектах города. В этом же году он купил дом в Циссельгассе (ныне Дом-музей Дюрера).

В 1511 году Дюрер по заказу нюрнбергского купца Маттиаса Ландауэра написал алтарь «Поклонение Святой Троице» («Алтарь Ландауэра», Музей истории искусств, Вена). Иконографическую программу алтаря, состоявшего из картины и деревянной резной рамы, выполненной неизвестным нюрнбергским мастером, в верхней части которой была вырезана сцена Страшного суда, разработал Дюрер. В её основу был положен трактат Августина «О граде Божьем». Несмотря на свой успех и упрочившуюся славу, художник тем не менее осознаёт, что не в состоянии изменить отношение своих заказчиков, считавших, по укоренившейся в Германии традиции, живописца всего лишь ремесленником.

В 1513–1514 годах мастер создает произведения, знаменующие вершину его творчества. Это в первую очередь три гравюры на меди: «Всадник, смерть и дьявол» (1513), «Св. Иероним» (1514) и «Меланхолия» (1514).

Дюрер был единственным художником, которому Максимилиан назначил пожизненную годовую ренту в 100 флоринов. Однако в 1519 году Максимилиан умирает, и Дюрер лишается ренты. В 1520 году художник вместе с женой отправился в Нидерланды для того, чтобы получить санкцию на продолжение выплаты ренты у нового императора Карла V, ожидавшего коронации в Ахене. На протяжении всего пути художника ждал восторженный прием. Антверпенские художники пригласили знаменитого коллегу на торжественный обед.

В 1523–1528 Дюрер опубликовал теоретические трактаты «Руководство к измерению циркулем и линейкой» и «Четыре книги о пропорциях человека», вобравшие в себя выводы, к которым он пришел в результате изучения пропорций, и ставшие основой руководства по обучению живописи.

По замыслу автора, они должны были стать своеобразным введением к задуманной им энциклопедии художника. Однако осуществить этот грандиозный замысел Дюрер уже не успел. 6 апреля 1528 года художник умер после тяжелой болезни печени.

Д ом-музей Дюрера

Место, где жил и работал художник с 1509 года до своей смерти в 1528 году. Дюрер жил в доме с женой, матерью и своими учениками и подмастерьями. Сегодня дом – музей и принадлежит вместе с Собранием графики Нюрнберга к объединению музеев города.

Здание имеет два уровня: нижние этажи построены из песчаника, а три верхних имеют деревянный каркас. Крыша - полувальмовая, со слуховыми окнами, обращенными в сторону улицы. Первый музей художника создан в этом старинном доме в 1826 году: изначально экспозиция ограничивалась одной комнатой. И только в 1871 году в честь 400-летия со дня рождения Альбрехта Дюрера весь дом был переведен под управление музея.

Здание пострадало в годы Второй мировой войны, однако стало одной из первых восстановленных музейных площадок, открылось для посетителей в 1949 году. Музей располагается в центральной части города, рядом с Нюрнбергским замком и парковой зоной.

П роизведения

М еланхолия

1514 г.

Резцовая гравюра на меди немецкого художника Альбрехта Дюрера, законченная в 1514 году. «Меланхолия» одна из наиболее таинственных работ Дюрера, и выделяется сложностью и неочевидностью идеи, яркостью символов и аллегорий.

Это одно из наиболее сложных произведений в мировом искусстве. За пять веков своего существования «Меланхолия» обросла томами комментариев и толкований, но и это, как замечает современный специалист по творчеству Дюрера Марсель Брион, «не делает её более понятной, более лёгкой для интерпретации, и она действительно требует гораздо больше объяснений и комментариев, чем любая другая картина, за исключением, возможно, Джоконды».

А дам и Ева

Картина немецкого художника Альбрехта Дюрера. Картина представляет собой две крупноформатные доски, написанные маслом. Диптих написан в 1507 году. Обе панели 209 см в высоту, а в ширину одна 81 см, другая 80 см.

Художник рисовал картину специально для алтаря, но, к сожалению тот так и не был закончен. Стоит сказать, что данное произведение и его сюжет создано в духе античного времени. Художник подчеркнул вдохновение во время своих путешествий по Италии. Люди, изображенные на полотне, полностью обнаженные, все прописано до мельчайших деталей, даже их рост, они изображены в свою истинную величину. Это очень важно из-за того, что по Библии Адам и Ева являются прародителями человечества, первыми людьми, сошедшими с небес на землю и давшими начало расе людей. В Библии говорится, что Адам и Ева имели множество различий между собой, именно поэтому автор изобразил их по отдельности. Но присмотревшись внимательней, можно увидеть, что картина представляет собой единое целое – Адам удерживает ветку, а Ева плод, который раньше на ней висел.

А втопортрет Дюрера

Последний из трёх больших живописных автопортретов Дюрера и самый известный из них. Считается самым личным, сложным и знаковым из всех автопортретов художника.

«Автопортрет» («Автопортрет в возрасте двадцати восьми лет», «Автопортрет в одежде, отделанной мехом»; нем. Selbstbildnis im Pelzrock) Альбрехта Дюрера, написанный в начале 1500 года, - последний из трёх больших живописных автопортретов Дюрера и самый известный из них. Считается самым личным, сложным и знаковым из всех автопортретов художника.
Автопортрет обращает на себя внимание своим сходством с принятыми в то время в искусстве изображениями Христа - симметрия композиции, краски тёмных тонов, поворот анфас и рука, поднятая к середине груди, как бы в жесте благословения. Надписи на чёрном фоне по обе стороны от Дюрера как бы парят в пространстве, подчёркивая символизм портрета.

Лёгкие тона предыдущих автопортретов сменились приглушённой гаммой. В этом произведении Дюрер, кажется, подошёл к тому, что историк искусства Марсель Брион, называет «классицизмом по Энгру. Лицо с непреклонностью и безличным достоинством маски, скрывающей беспокойство потрясений, боли и страсти внутри».

Кажущаяся симметрия картины несколько нарушена: голова расположена чуть правее центра, пряди волос падают набок, взгляд направлен влево.
В конце XV - начале XVI веков вид строго в фас был исключением для светского портрета (один из немногочисленных примеров использования такого ракурса - серия портретов короля Генриха VIII и его жён, выполненная Гансом Гольбейном, которому, возможно, было дано специальное указание использовать именно эту позу). В Италии профильные изображения сменились изображениями в три четверти. В Северной Европе поворот в три четверти появляется в портретах приблизительно с 1420 года, его использовал Дюрер в своих более ранних автопортретах. Художники позднего средневековья и раннего Возрождения разрабатывали этот более трудный вид и гордились умением изображать модель в три четверти. Для зрителя начала XVI века вид анфас был связан не со светским портретом, а с религиозным и, прежде всего, - изображением Христа.

Ч етыре ведьмы

Одно из самых загадочных произведений Дюрера. Сюжет его разными учеными толковался по-разному. В основе композиции лежит античная группа «Три грации», но художник добавил четвертую фигуру. Дверь слева, из которой вырываются языки пламени и видна голова дьявола, олицетворяет врата ада, дверь справа, перед которой лежит кость, – врата смерти. Изображены четыре женщины: одна из них, на заднем плане, возможно, Эрида – богиня раздора; в трех фигурах на первом плане видят Венеру, Минерву и Юнону. Последняя была покровительницей замужних женщин, поэтому изображена в чепце. Некоторые исследователи связывают гравюру с темой «Суда Париса» и рассматривают ее как предостережение против сладострастия, ведущего к адским мучениям.

В его гравюрах появились образы крестьян, горожан, бюргеров, рыцарей и т.д. Он выполняет множество портретов в живописи, гравюре и рисунке, постоянно зарисовывает народные типы. От него осталась целая серия изображений крестьян, большая часть из которых относится именно к этим годам (гравюры на меди - «Мужская баня», «Танцующие крестьяне», «Четыре ведьмы», «Волынщик», «На рынке»). В это же время он занимается декоративным искусством и книжной графикой, изображая в гравюре по заказу императора Максимилиана грандиозную триумфальную арку и украшая рисунками на полях его молитвенник.

П оклонение волхвов

Картина Альбрехта Дюрера, написанная по заказу курфюрста Саксонии Фридриха III в 1504 году для алтаря замковой церкви в Виттенберге. Считается одной из лучших и значимых работ Дюрера в период между 1494/5 и 1505 годом.

Эта картина напоминает незаконченное полотно Леонардо да Винчи на аналогичный сюжет, также хранящееся в Уффици. Но непосредственное влияние на Дюрера оказали венецианцы – Андреа Мантенья с его пристрастием к обилию камня в картинах и Джованни Беллини с его светлой и ясной живописью. Однако персонажи Дюрера написаны с той степенью психологизма, которая была особенно ему присуща.

Источник-интернет

Альбрехт Дюрер – величайший немецкий художник – мастер западноевропейского Ренессанса обновлено: Декабрь 4, 2017 автором: сайт