Михаил Шемякин: про уродов и людей. Михаил Шемякин: про уродов и людей Наркомания и Проституция

  • 29.06.2019

Необычный памятник расположен на в городе Москве и выполнен скульптором Михаилом Михайловичем Шемякиным. В его названии заложена сама суть скульптурного ансамбля - «Дети - жертвы пороков взрослых».

Полностью монтажные работы по установке скульптур были завершены в 2001 году.

В центре приподнятого постамента-площадки расположены скульптуры мальчика и девочки, глаза которых закрыты повязкой. Пластика фигур выполнена так, что создается впечатления, что они будто продвигаются на ощупь вперед неуверенными шажками. Под ногами детей - книжка и импровизированный мяч.

Полукругом вокруг центра композиции расположены скульптуры человеческих взрослых пороков в зловещем количестве - 13:

  • Наркомания представлена в виде худощавого мужчины, одетого во фрак и щеголяющего в бабочке. В одной руке пакетик с дозой наркотика, а в другой зажат шприц.
  • Проституция предстает в образе этакой мерзкой жабы с вытянутым ртом, выпученными глазами и огромным бюстом. Ее дряхлое тело усеяно бородавками, а по талии вьются ядовитые змеи.
  • Воровство представляет обращенная спиной к детям хитрая свинья, прячущая в своей лапе мешочек со звонкой монеткой.
  • Алкоголизм ассоциируется с полуголым человечком со слащавой физиономией. Он восседает на бочке с веселящим вином, держа в руках закуску и пивной кубок.
  • Невежество предстает в виде осла - этакого весельчака и беззаботной личности. В его лапах большая погремушка.
  • Лженаучность представлена скульптурой женщины в балахоне и накинутой на глаза повязкой. В одной руке она держит свиток с некими псевдознаниями, а на другой покоится двухголовая собака - продукт ложного представления о науке и ее применении.
  • Равнодушие является центральной фигурой пороков взрослых от которой остальные размещены по обе стороны. У скульптуры четыре руки, пара которых закрывает уши, а вторая скрещена на груди.
  • Пропаганда насилия чем-то напоминает любимого многими детьми Буратино. Только это не добрый сказочный герой, а порок, который держит в руке щит с изображением оружия. Рядом с этой фигурой стопка книг, среди которых можно разглядеть гитлеровский «Майн Кампф».
  • Садизм представляет толстокожий носорог, облаченный в униформу мясника.
  • Беспамятство изваяли в виде позорного столба, не найдя, наверное, для него одушевленного образа.
  • Эксплуатация детского труда предстает в виде образа зловещей птицы с человеческим лицом, заманивающей детей на свой заводик.
  • Нищету представляет иссушенная старуха, в одной руке которой посох, а вторая протянута за милостью.
  • Война - это некий человек в противогазе, облаченный в доспехи. Он протягивает детям куклу Микки-Мауса, прикованного к бомбе.

Стоит отметить, что памятник «Дети - жертвы пороков взрослых» появился в Москве по инициативе тогдашнего московского мэра Юрия Михайловича Лужкова. Говорят, что он проявлял огромный интерес к этой работе Михаила Шемякина и даже стал соавтором образа «Садизма» (толстокожий носорог), приняв спонтанно и на эмоциях на одном из обсуждений проекта соответствующую позу, которую скульптор, в конце концов, и исполнил в металле.

Раньше доступ к этой необычной скульптурной экспозиции был открыт круглосуточно, но после повреждения его вандалами постамент обнесли забором с воротами, которые открывают в строго определенные часы.

«Дети — жертвы пороков взрослых» — скульптурная композиция художника и скульптора Михаила Шемякина, поставленная в сквере рядом с Болотной площадью, поставленный в 2001 году. Список пороков (слева направо): Наркомания, Проституция, Воровство, Алкоголизм, Невежество, Лженаучность (Безответственная наука), Равнодушие (в центре), Пропаганда насилия, Садизм, Позорный Столб для тех, кто без памяти, Эксплуатация детского труда, Нищета и Война.
Почему-то про этот памятник мне не хочется говорить своими словами, я лучше приведу несколько цитат самого художника и не только, про его жизнь и про то, как появилась эта композиция.

"Лужков вызвал меня и сказал, что поручает создать такой памятник. И дал мне листок бумаги, на котором были перечислены пороки. Заказ был неожиданный и странный. Лужков меня ошеломил. Во-первых, я знал, что сознание постсоветского человека привыкло к городским скульптурам явно реалистическим. И когда говорят: «Изобразите порок «детская проституция» или «садизм» (всего было названо 13 пороков!), ты испытываешь большие сомнения. Поначалу я хотел отказаться, потому что смутно представлял, каким образом можно воплотить эту композицию в жизнь. И только шесть месяцев спустя я пришел к решению..."

На мой взгляд, это не памятник порокам, и не памятник «детям – жертвам пороков», а памятник нам взрослым, какими мы становимся, совершая порочные действия сознательно или случайно – с ослиными головами, тучными животами, закрытыми глазами и денежными мешками. Это очень мощный памятник, серьёзный, отнюдь не развлекательный и конечно не детский, а полностью взрослый. Наталья Леонова, краевед.

Памятник поставлен не детям, а порокам...Эта устрашающая символика вполне в духе масонских лож, тайных орденов типа розенкрейцеров, оккультных сект... Отождествляя себя с ними (детьми из скульпутрной композиции), наши живые дети будут усваивать психологию жертвы и не смогут противостоять насилию, злу...
Смысл (установки памятника) в легализации того сатанинского содержания, которое всегда было запрятано, не вытаскивалось на поверхность. К нему, к этому сатанинскому элементу, вероятно, хотят приучить, приручить людей, хотят показать, что это не так страшно, а очень даже хорошо...
Главное - не примиряться со злом. Мало ли что памятник поставлен? Сколько памятников стояло, а потом их сносили, и это происходило даже на протяжении нашей жизни. Надо требовать, чтобы "памятник порокам" был убран с Русской земли.
Вера Авраменкова, доктор психологических наук, один из авторов экспертизы по делу "Пусси Райот". Фрагменты из интервью 2001 года.

Михаил Шемякин работал почтальоном, вахтером, такелажником в Эрмитаже. В 60-е годы был подвергнут принудительному лечению в психиатрической больнице, после чего жил в Псково-Печерском монастыре послушником. В 1971-м был лишен советского гражданства и выслан из страны.

Никаким "диссидентством" я не занимался, меня просто записывали в диссиденты. А я всего-навсего писал картины и пытался увидеть мир собственными глазами.

Шемякин живет в Париже, потом переезжает в Нью-Йорк. В 1989 году началось возвращение творчества Шемякина в посткоммунистическую Россию.

«Я служу России, но здесь на сегодняшний день я все равно чувствую себя иноземцем, пришельцем, потому что я не вписываюсь в это общество. ...Я живу в России, которая находится не тут, а где-то выше. Но, как говорится, родню не выбирают, а я принадлежу этой стране душей и сердцем. Я ей служу и буду служить - это моя обязанность, это мой долг, это моя любовь к ней, к народу, который мне очень и очень жалко».

Смотреть Шемякина лучше не в Москве, а в Петербурге, где его творчество представлено довольно разносторонне: и памятники (включая Петропавловскую крепость), и оформление витрин Елисеевского магазина, и балетов в Мариинском театре. Но и в Москве есть возможность ознакомиться с еще одной гранью его творчества - в фирменных магазинах