Развлечение в подготовительной группе "Викторина по сказкам К.И.Чуковского". Литературная викторина по сказкам Чуковского в детском саду

  • 03.05.2019

Литературная викторина по сказкам К. И. Чуковского в старшей разновозрастной группе

Составила:

воспитатель

МБДОУ детский сад «Березка»

Гуськова Ирина Анатольевна

Цель:

Закрепить знания детей о прочитанных сказках К. И. Чуковского, представления о жанровых особенностях сказки;

Развивать у детей умение понимать характеры сказочных героев, ситуации, воспринимать образное содержание;

Развивать у детей умение эмоционально и активно воспринимать сказку;

Развивать творческую инициативу, интерес к художественной литературе.

Оборудование:

Портрет К. И. Чуковского.

Выставка книг К.И. Чуковского.

Выставка рисунков по сказкам К.И. Чуковского.

Атрибуты к сказкам.

Фишки за правильные ответы, музыкальный центр.

Предварительная работа:

Чтение произведений К.И.Чуковского: «Телефон», «Доктор Айболит», «Краденое солнце», «Путаница», «Федорино горе» и др.; рассматривание иллюстраций; просмотр мультфильмов по произведениям К. И. Чуковского.

Ход занятия.

Ведущий:

Дорогие дети, мы рады приветствовать вас на литературной викторине по сказкам Корнея Ивановича Чуковского! Все дети очень любят слушать сказки. И мы с вами прочитали много сказок. А сегодня мы еще раз окунемся в мир сказок К.И. Чуковского.

У нас две команды. Первая команда - «Непоседы». Вторая команда - «Апельсин».

Аплодисменты командам.

Ведущий:

Слушайте внимательно вопросы викторины и быстро отвечайте. За каждый правильный ответ команда будет получать фишку. Команда, заработавшая большее количество фишек в конце викторины, станет победителем.

А оценивать наши конкурсы будет жюри.

    Разминка.

Ведущий:

А теперь первый вопрос . Недалеко от Москвы, в поселке Переделкино, в небольшом доме много лет жил высокий седой человек, которого знали все дети страны. Он родился 31 марта 1882 года. Если бы он был жив, то ему бы исполнилось 134 года. Он придумал множество сказочных героев: Муху-Цокотуху, Бармалея, Мойдодыра, Крокодила.Как звали этого замечательного детского писателя?

Ответы детей.

Совершенно верно! Этого детского писателя звали Корней Иванович Чуковский.

А теперь я буду задавать вопросы, а вы быстро отвечайте.

Какая сказка начинается именинами, а кончается свадьбой? («Муха-Цокотуха»)

В сказке «Доктор Айболит» есть животное гиппопотам. Как еще называем мы его? (бегемот)

Почему болели животы у цапель, которые просили прислать им капли, в сказке «Телефон»? (они объелись лягушками)

Кто приучил к порядку мальчика из сказки «Мойдодыр»? (Умывальник)

Кто проглотил солнце из сказки «Краденое солнце»? (крокодил)

В какой сказке все наоборот? («Путаница»)

Что просили животные в сказке «Телефон» (Слон - шоколад, крокодил -калоши, зайчатки - перчатки, мартышки - книжки)

Молодцы, ребята, с этим заданием вы справились хорошо.

    «Загадки».

Ведущий:

Вы знаете, К. И. Чуковский писал не только сказки для детей, но еще и загадки.

Был белый дом,

Чудесный дом,

И что-то застучало в нём.

И он разбился, и оттуда

Живое выбежало чудо -

Такое тёплое, такое пушистое и золотое.

(Яйцо и цыплёнок)

Два коня у меня,

Два коня.

По воде они возят меня.

А вода

Тверда,

Словно каменная!

(Коньки)

Ах, не трогайте меня:

Обожгу и без огня!

(Крапива)

Растёт она вниз головою,

Не летом растёт, а зимою.

Но солнце её припечёт -

Заплачет она и умрёт.

(Сосулька)

Наши команды действительно умеют отгадывать загадки! Молодцы!

    «Продолжить отрывок».

Ведущий:

Я прочту отрывок из сказки, а вы продолжите.

«Добрый доктор... (Айболит)

Он под деревом... (сидит)

Приходи к нему... (лечиться)

И корова, и... (волчица),

И жучок, и... (червячок),

И медведица!

Всех излечит, исцелит

Добрый... (доктор Айболит)!»

Замечательные и быстрые ответы продемонстрировали наши команды.

А сейчас командам пора размяться.

Физкультминутка «Сказки Чуковского».

А посуда вперёд и вперёд – по полям, по болотам идёт (ходьба по кругу).

Я бегу, бегу, бегу – удержаться не могу (бег по кругу).

Вдруг из маминой из спальни, кривоногий и хромой, выбегает умывальник и качает головой (наклоны головы).

А жуки рогатые – мужики богатые – с бабочками пляшут, шапочками машут (под весёлую музыку дети танцуют).

Дети усаживаются на стульчики.

4 . «Угадай сказку и доскажи строчку».

Ведущий :

Вспомните, ребята, кто в сказках К. И. Чуковского это сказал:

Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор… (Айболит).
«Айболит».

Вдруг из подворотни -
Страшный великан,
Рыжий и усатый … (таракан).
«Тараканище».

Я – Великий Умывальник
Знаменитый… (Мойдодыр),
Умывальников начальник
И мочалок командир.
«Мойдодыр».

Свинки замяукали – мяу – мяу,
Кошечки… (захрюкали - хрю- хрю).
«Путаница».

В Африке разбойник,
В Африке злодей,
В Африке ужасный… (Бармалей).
«Бармалей».

Веселится народ-
Муха замуж идёт
За лихого, удалого
Молодого… (комара).
«Муха – Цокотуха».

Солнце по небу гуляло
И за тучку забежало.
Глянул заинька в окно,
Стало заиньке… (темно).
«Краденое солнце».

Нет – нет! Соловей
Не поёт для свиней,
Позовите-ка лучше… (ворону).
«Телефон».

А посуда вперёд и вперёд
По полям, по болотам идёт.
И чайник сказал утюгу:
- Я больше идти… (не могу).
«Федорино горе».

Только вдруг из – за кусточка,
Из-за синего лесочка,
Из далёких из полей
Прилетает… (воробей).
«Тараканище».

Ой, вы бедные сиротки мои,

Утюги и сковородки мои!

Вы пойдите-ка, немытые, домой,

Я водою вас умою … (ключевой).

«Федорино горе».

И мне не надо
Ни мармелада, ни шоколада,
А только маленьких,
Ну очень маленьких… (детей).
«Бармалей».

5. «Чудесный мешочек».

Ведущий:

Предлагаю вам поиграть. Игра называется «Чудесный мешочек». Я принесла вам волшебный мешочек, а что в нем, сейчас угадаете.

Детям предлагается определить, из какой сказки и кому принадлежат предметы:

Мочалка («Мойдодыр»)

Фонарик («Муха- цокотуха»)

Телефон («Телефон»)

Градусник («Айболит»)

Спички («Путаница»)

Блюдце («Федорино горе»)

7. Подведение итогов.

Ведущий:

- Вот и подошла к концу наша викторина по сказкам К. И.Чуковского. Мы увидели, что дети любят и знают сказки знаменитого детского писателя. Обе команды сегодня молодцы!

Награждение команд памятными подарками.

Праздник продолжается чаепитием у Мухи-Цокотухи.

Татьяна Бизина
Викторина по сказкам К. И. Чуковского «В гости к дедушке Корнею»

Программные задачи :

Закрепить знания о произведениях К. И. Чуковского .

Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе, умение чувствовать красоту и выразительность языка произведений.

Совершенствовать речевые навыки дошкольников. Продолжать развивать умение содержательно рассказывать об интересном факте , герое. Формировать умение отстаивать свою точку зрения. Упражнять в согласовании слов в предложении.

Развивать чувство юмора, память, логическое мышление, внимание.

Воспитывать уважение к сверстникам, умение проявлять взаимопомощь в совместной коллективной деятельности.

Предварительная работа :

Чтение произведений К. И. Чуковского . Рассматривание иллюстраций. Просмотр мультфильмов по одноименным произведениям. Прослушивание аудиозаписей со сказками К . И. Чуковского . Обыгрывание отрывков из произведений детского поэта. Рисование героев сказок Чуковского , оформление выставки в группе.

Материал : Портрет К. И. Чуковского , телефон, воздушный шарик, мыло, блюдце, калоша, термометр, сито, перчатки, монета, шоколадка, ошейник, мочалка, корзинки - 4 шт., аудиозаписи с произведениями К. И. Чуковского , грамоты, раскраски.

План викторины :

Вступительное слово учителя.

1 тур. Аукцион.

2 тур. «Кто есть кто» .

3 тур. .

4 тур. «Из какой сказки отрывок

5 тур. «Закончи строчку»

Корней Иванович Чуковский . Родился 31 марта 1882 году в Петербурге. Этот человек подарил всем нам очень много радости и веселья. А чтобы было совсем весело, он даже праздновал свой день рождения 1 апреля. К. И. Чуковский написал очень много произведений для детей. Сегодня мы вам предлагаем отправится в путешествие по сказкам Корнея Ивановича Чуковского и проведем сказочную викторину . У нас четыре команды : Комарики, Бегемотики, Крокодильчики, Бабочки.

Итак, мы начинаем викторину

1 тур. Аукцион.

1 команда

1. В каком произведении посуда перевоспитала свою хозяйку? («Федорино горе» )

2. Какой герой был страшным злодеем, а потом перевоспитался? («Бармалей» )

3. В какой сказке прославляют воробья ? («Тараканище» )

4. Что просил слон в стихотворении – сказке «Телефон» ? (Шоколад)

5. Кто спас зверей от злого таракана? (Воробей)

2 команда

6. Кто потушил пожар в сказке «Путаница» ? (Бабочка)

7. В какой сказке гости предали именинницу ? (Муха-цокотуха)

8. За кого вышла замуж Муха-цокотуха? (Комар)

9. На чем летают комарики в сказке «Тараканище» ? (На воздушном шарике)

10. Что просили зайчата в стихотворении-сказке «Телефон» ? (Перчатки)

3 команда

11. Из какой это сказки : «Я за свечку – свечка в печку, я за книжку, та – бежать и вприпрыжку под кровать»? (Мойдодыр)

12. Название сказки , в которой крокодил проглотил солнце(«Краденое солнце» )

13. Кто приучил к порядку мальчика из сказки «Мойдодыр» ? (Умывальник)

14. Добрый доктор, лечащий зверей? (Айболит)

15. Кто доктора Айболита перевозил через море? (Кит)

4 команда

16. Почему маленьким детям ни за что на свете нельзя гулять по Африке? (Там злой и ужасный Бармалей)

17. Кто проучил злого Бармалея? (Крокодил)

18. Почему от Федоры сбежала посуда? (Федора не мыла посуду)

19. Кто проглотил солнце? (Крокодил)

20. В какой сказке все наоборот ? («Путаница» )

2 тур. «Кто есть кто» .

Каким персонажам принадлежат эти сказочные имена ?

Айболит - (доктор)

Бармалей - (разбойник)

Каракула - (акула)

Мойдодыр - (умывальник)

Тотошка, Кокошка - (крокодильчики)

Цокотуха - (муха)

Барабек - (обжора)

Рыжий, усатый великан - (таракан)

Физминутка Веселая игра на внимание «Я – не я»

(Дети встают в круг : на «Я» - встать, руки вверх; «не Я» - присесть).

Кто любит шоколад?

Кто любит мармелад?

Кто не моет уши?

Кто любит гранат?

Кто любит виноград?

Кто любит урюк?

Кто не моет рук?

Кто любит мороженое?

Кто любит пирожное?

Кто любит ириски?

Кто лакает из миски?

Кто любит помидоры?

Кто жарит мухоморы?

Кто любит кино?

Кто разбил окно?

Кто любит печенье?

Кто любит варенье?

Кто любит мед?

Кто все время врет?

Кто хочет пельмени?

Кто хочет банан?

Кто упрямый, как баран?

Кто хочет «Кока- колу» ?

Кто вымоет всю школу?

3 тур. «Корзинка с потерянными вещами» .

В корзинке находятся разные вещи. Их кто-то потерял. Помогите найти их владельца, вспомните сказку и строчки , в которых говорится об этом предмете.

1 команда

Телефон (У меня зазвонил телефон)

Воздушный шарик (Ехали медведи на велосипеде…а за ним комарики на воздушном шарике)

Мыло (Вот и мыло подскочило)

2 команда

Блюдце (А за ними блюдца)

Калоша (Пришли мне дюжину новых калош)

Термометр (И ставит им градусник)

3 команда

Сито (Скачет сито по полям)

Перчатки (А потом позвонили зайчатки : «Нельзя ли прислать перчатки?» )

Монета (Муха по полю пошла, муха денежку нашла)

4 команда

Шоколадка (И всем по порядку даёт шоколадку)

Ошейник (Оглянулся крокодил и Барбоса проглотил, проглотил его вместе с ошейником)

Мочалка (И мочалку словно галку, словно галку проглотил)

С ранних лет сказки К . И. приносят всем радость. Ваши дедушки и бабушки не представляли своего детства без сказок К . И. Чуковского . Давайте же вспомним эти сказки .

4 тур. «Из какой сказки отрывок

Ставится аудиозапись отрывка из произведения Чуковского . Дети называют сказку или стихотворение .

Физразминка «Муха Цокотуха»

5 тур. «Закончи строчку»

Ребята, вам необходимо закончить строчку из произведений К. И. Чуковского , но именно так, как она звучит у автора.

Но жуки-червяки

Испугалися,

По углам, по щелям

Разбежалися :

Тараканы

Под диваны,

А козявочки

Под. (под лавочки; «Муха – Цокотуха» )

А теперь закончите строчку сами. Не забудьте, что рифму надо закончить так, как она звучит у Чуковского .

1 команда

И снова медведь : - О, спасите моржа!

Вчера проглотил он морского … (ежа; "Телефон") .

Загляни-ка ты в кадушку

И увидишь там - (лягушку; "Федорино горе") .

Только вдруг из-за кусточка,

Из-за синего лесочка,

Из далёких из полей

Прилетает … (воробей; «Тараканище» )

Долго, долго крокодил

Море синее тушил

Пирогами, и блинами,

И сушёными. (грибами; «Путаница» )

Я за свечку,

Свечка - в печку!

Я за книжку,

Та - бежать

И вприпрыжку

Под. (кровать; «Мойдодыр» )

2 команда

Со слонами на ходу

Поиграли в … (чехарду; "Бармалей")

Море пламенем горит,

Выбежал из моря … (кит; "Путаница")

Наступила темнота,

Не ходи за ворота :

Кто на улицу попал -

Заблудился и. (пропал; «Краденое солнце» )

И такая дребедень

Целый день :

Динь-ди-лень,

Динь-ди-лень,

Динь-ди-лень!

То тюлень позвонит, то. (олень; «Телефон» )

Маленькие дети!

Ни за что на свете

Не ходите в Африку,

В Африку гулять!

В Африке акулы,

В Африке гориллы,

В Африке большие

Злые. (крокодилы; «Бармалей» )

3 команда

Стыдно старому реветь

Ты не заяц, а … (медведь; "Краденое солнце")

Но как черная железная нога

Побежала, поскакала … (кочерга; "Федорино горе")

Только раки-забияки

Не боятся бою-драки;

Хоть и пятятся назад,

Но усами. (шевелят; «Тараканище» )

Рыбы по полю гуляют,

Жабы по небу летают,

Мыши кошку изловили,

В мышеловку. (посадили; «Путаница» )

Солнце по небу гуляло

И за тучку забежало,

Глянул заинька в окно,

Стало заиньке. (темно; «Краденое солнце» )

4 команда

Эй, вы, глупые тарелки,

Что вы скачете, как … (белки; "Федорино горе")

И пришла к Айболиту лиса :

Ой, меня укусила … (оса; "Айболит")

Села бы баба за стол,

Да стол за ворота ушёл.

Сварила бы баба щи,

Да кастрюлю поди поищи!

И чашки ушли, и стаканы,

Остались одни. (тараканы; «Федорино горе» )

Я - Великий Умывальник,

Знаменитый Мойдодыр,

Умывальников Начальник

И мочалок. (командир; «Мойдодыр» )

У тебя на шее Вакса,

У тебя под носом … (клякса; "Мойдодыр")

Молодцы! Вот и подошла к концу наша викторина . Кто бы ни оказался впереди, мы можем с уверенностью сказать , что сегодня победила дружба, смекалка и находчивость.

Подведение итогов. Награждение команд (грамоты и раскраски по сказкам К . И. Чуковского )

Вступительное слово к викторине

Чуковский Корней Иванович – автор детских загадок, песенок, перевёртышей. Очень любил Корней Иванович сочинять и сказки. Он считал, что «сказка для каждого нормального ребёнка – самая здоровая пища, не лакомство, а насущный и очень питательный хлеб, и никто не имеет права отнимать у него эту здоровую, ничем не заменимую пищу ». Викторина «Сказки Чуковского» состоит из 17 вопросов. На все вопросы даны ответы.

Составитель викторины: Ирис Ревю

1. Какие сказки Корнея Чуковского вы знаете?
Ответ: «Мойдодыр», «Тараканище», «Муха-Цокотуха», «Бармалей», «Федорино горе», «Айболит», «Телефон», «Краденое солнце»

2. В сказках К.Чуковского нередко героем оказывается совсем не тот персонаж, от которого можно было ожидать смелого поступка. А кто становится героем в сказке «Приключение Бибигона»: персонаж крупных габаритов или маленьких?
Ответ: в «Приключениях Бибигона» герой «ростом, бедняга, не выше вот этакой маленькой мыши»

3. Зачастую действующими лицами сказок Чуковского выступают животные. И особенно часто — Крокодил. Вспомните, в каких сказках присутствует этот персонаж?
Ответ: в сказках «Крокодил», «Мойдодыр» (гуляющий с детьми по Таврическому саду), «Бармалей» (Крокодил глотает разбойника), «Тараканище» (Крокодил с испуга проглатывает жабу) и др.

4. Как вы считаете, Мойдодыр – враг мальчику-грязнуле или нет?
Ответ: Мойдодыр – не враг, наоборот, он помог мальчику одержать победу над своими дурными привычками

5. Где призывал Мойдодыр мыться, купаться?
Ответ: « в ушате, в корыте, в лохане, в реке, в ручейке, в океане»

6. Из какой сказки этот отрывок:
«Что такое?
Что случилось?
Отчего же всё кругом
Завертелось, закружилось
И помчалось колесом?»
Ответ: из сказки «Мойдодыр»

7. Продолжите фразу:
«Ехали медведи — …на велосипеде »
«Одеяло убежало — …улетела простыня »
«И сейчас же щётки, щётки — …затрещали, как трещотки »
«Скачет сито по полям -…а корыто по лугам »
«Стыдно старому реветь – ты не заяц, а …медведь »

8. В какой сказке Чуковского в качестве главного «персонажа» выступает устройство для передачи и приёма звука?
Ответ: «Телефон»

9. Какими отрицательными качествами наделён Таракан из сказки «Тараканище»?
Ответ: Таракан олицетворяет собой зло, насилие

10. Как считается в сказке Корнея Чуковского — дёшевы ли нынче рога?
Ответ: «Мы врага бы –
На рога бы,
Только шкура дорога,
И рога нынче тоже не дешевы».

11. От Федоры убежали все вещи. И она «идёт-ковыляет» за ними. И блюдо сказало: «Гляди, кто это там позади?». Внимание, вопрос! Откуда шла Федора?
Варианты ответов: 1. «Из тёмного бора». 2. «Из дремучего леса». 3. «Из светлой рощи».
Правильный ответ: «И видят: за ними из тёмного бора идёт-ковыляет Федора… »

12. Какой праздник справляла Муха-Цокотуха в одноименной сказке?
Варианты ответов: 1. Новый Год. 2.Именины 3. Масленицу
Правильный ответ: Муха-Цокотуха справляла именины: «Нынче Муха-Цокотуха именинница »

13. Вспомните, как веселилась метла, когда начался праздник у Федоры?
Ответ: «А метла-то, а метла – весела –
Заплясала, заиграла, замела,
Ни пылинки у Федоры не оставила».

14. Как вы считаете, какая идея лежит в основе практически каждой сказки Чуковского?
Ответ: борьба добра со злом, победа добра над злом

15. Какой огромный предмет проглотил Крокодил в сказке «Краденное солнце»?
Ответ: Крокодил «солнце в небе проглотил»

16. На какой континент отправился доктор Айболит, чтобы вылечить больных?
Варианты ответов: 1. В Америку. 2. В Азию. 3.В Африку
Правильный ответ: в Африку

17. На каком шарике передвигались комарики в сказке «Тараканище»?
Ответ: На воздушном

Литературная викторина «Сказки Корнея Ивановича Чуковского» для детей средней группы.

Цель: Учить детей эмоционально и активно воспринимать сказку.
Задачи:
1.Закрепить знания детей о литературном творчестве К.И.Чуковского.
2.Формировать интерес к произведениям художественной литературы.
3.Привлекать детей к творческой деятельности.
4.Воспитывать любовь к чтению, умение мыслить, анализировать.
5.Развивать память, мышление, творческое воображение.

Материал к занятию:
портрет К.И.Чуковского; подборка авторских книг для выставки; игрушка Сова; «дерево с чулками и башмаками»; бумажные огоньки; чудесный мешочек; подборка предметов для игры в чудесный мешочек - телефон, монетка, мыло, полотенце, градусник, таблетки, солнце, нож, кружка, шоколадка, тарелка, спички, сковорода, птица, крокодил, утюг; костюм врача; маски-лисы, барбоса, зайчихи, зайчика; медицинский чемоданчик; музыкальное сопровождение.

Ход мероприятия:

Ведущий:
Здравствуйте, мальчишки и девчонки! Сегодня мы вспомним одного известного писателя, автора многих детских сказок. Посмотрите на портрет, кто узнал его и может назвать имя. Конечно, это Корней Иванович Чуковский. Чуковский родился очень давно и сначала писал для взрослых, но, когда его маленький сын заболел, плакал, капризничал, надо было его развеселить. Корней Иванович стал рассказывать ему весёлую историю:
«Жил да был крокодил, он по улицам ходил…» (К.И.Чуковский) - это была самая первая книга писателя. А теперь посмотрите сюда. Как много собрано книг Чуковского и вы все их, конечно знаете. (Обращается внимание на выставку книг).
Около выставки книг «сидит» Сова (игрушка).

Ведущий:
-Ой, кто это? Да это самая мудрая Сова на свете, она всё знает и может ответить на любой вопрос.
(Раздаётся телефонный звонок)

Сова:
-Кто говорит? Слон? Откуда? От верблюда? Что вам надо? Шоколада?
Ошиблись! Звоните по номеру 125, а это детский сад!
(Снова раздаётся звонок)
Сова:
-Кто говорит? Кто пропал? Айболит? Из всех книг?
Не может быть, у нас ничего не пропадает! Правда, ребята?
Давайте проверим.
(Листают книги и находят, что Айболит пропал)

Сова:
-Ох! Ох! Ох! Исчез! Это проделки Бармалея! Нужно отправляться на поиски Айболита в страну Чукляндию.
-А вы со мной пойдёте на поиски Айболита?
-А что это за страна, кто знает?
(В этой стране живут все сказки Корнея Ивановича Чуковского).
- А как же нам туда добраться? Я знаю, мы полетим на ковре-самолёте! Усаживайтесь удобно, отправляемся, только держите друг друга, полёт опасный. Полетели!
(Звучит музыка)
Ведущий:
-Прилетели!
-А что это такое? На нашем пути какое то дерево, наверно Бармалей чинит нам препятствия!
«Чудо дерево растёт!
Ни листочка на нём!
Ни цветочка на нём!
А чулки, да башмаки,
Словно яблоки!» (К.И.Чуковский).

Проводится викторина «Сказочные персонажи».

(С дерева снимают чулки и башмаки, на которых с обратной стороны написаны загадки):
1. «Погодите, не спешите,
Я вас мигом проглочу.
Проглочу, проглочу, не помилую…»
- Кто это? Из какой сказки? («Тараканище» К.И.Чуковский)

2. «Я великий Умывальник
Знаменитый я начальник
И мочалок командир.»
- Кто это? Из какой сказки? («Мойдодыр» К.И.Чуковский)

3. «А я по полю шла
И денежку нашла.
На базар пошла
И купила самовар.»
- Кто я? («Муха – цокотуха» К.И.Чуковский)

4. «Ой, бедная баба я
И плачу, и плачу одна
Села бы я за стол
Да стол за ворота ушел.
Сварили бы я щи,
Да кастрюлю, поди, поищи.
И чашки ушли и стаканы
Остались одни тараканы.»
- Из какой сказки герой? («Федорино горе» К.И.Чуковский)

5. «Буду, буду я добрей, да, добрей!
Напеку я для детей, для детей
Пирогов и кренделей, кренделей!»
- Кто этот герой? («Бармалей» К.И.Чуковский)

6. «Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор… (Айболит)» («Айболит» К.И.Чуковский)

7. «Вдруг из подворотни -
Страшный великан,
Рыжий и усатый … (таракан)» («Тараканище» К.И.Чуковский)

8. «Свинки замяукали – мяу – мяу,
Кошечки… (захрюкали, хрю- хрю)…»
Какая сказка? («Путаница» К.И.Чуковский)

9. «В Африке разбойник,
В Африке злодей,
В Африке ужасный… (Бармалей)» («Бармалей» К.И.Чуковский)

10. «Веселится народ -
Муха замуж идёт
За лихого, удалого
Молодого… (комара)» («Муха – Цокотуха» К.И.Чуковский)


11. «Солнце по небу гуляло.
И за тучку забежало.
Глянул заинька в окно,
Стало заиньке… (темно)…» («Краденое солнце» К.И.Чуковский)

12. «А посуда вперёд и вперёд
По полям, по болотам идёт.
И чайник сказал утюгу
- Я больше идти… (не могу)…» («Федорино горе» К.И.Чуковский)

13. «Только вдруг из – за кусточка
Из-за синего лесочка,
Из далёких из полей
Прилетает… (воробей)» («Тараканище» К.И.Чуковский)

14. «А лисички взяли спички,
К морю синему пошли,
Море синее зажгли…» («Путаница» К.И.Чуковский)

(Разбросать «язычки пламени» на полу)
Ведущий:
-Посмотрите! Море загорелось! Побежали скорей! Дуйте, дуйте на огонь! Сильнее дуйте!
Проводится дыхательная гимнастика «Горящее море»
Ведущий:
-Постойте! Так огонь только разгорается!
«Море пламенем горит,
Выбежал из моря Кит!
Эй, пожарные, бегите!
Помогите, помогите!» (К.И.Чуковский)
Давайте скорей соберём все огоньки вместе и потушим.

(Проводится подвижная игра «Соберём огоньки»)
Ведущий:
-Молодцы, ребята! Но мы забыли наше главное задание. Куда же мы спешим?
Правильно! Искать Айболита! Но, я, что то устала! А вы? Не хотите немножко отдохнуть?
Дети садятся на стульчики.

Проводится игра «Чудесный мешочек».
(Дети достают из мешочка по одному предмету и называют из какой он сказки: телефон, монетка, мыло, полотенце, градусник, таблетки, солнце, нож, кружка, шоколадка, тарелка, сковорода, птица, крокодил, утюг.)

Ведущий:
-А это что за улыбка такая? (На стене большое изображение улыбки).
-Наверное, не совсем злой Бармалей! А ещё и шутник!

Он задаёт нам новую задачу:
Надо назвать чему радовались персонажи стихотворений К.И.Чуковского.
1.«То-то рада, то-то рада
Вся звериная семья,
Прославляют, поздравляют
Удалого Воробья!
Ослы ему славу по нотам поют,
Козлы бородою дорогу метут…» К.И.Чуковский
(Воробей съел таракана в сказке «Тараканище»)

2.«Тут Великий Умывальник,
Знаменитый Мойдодыр,
Умывальников Начальник
И мочалок Командир,
Подбежал ко мне, танцуя,
И, целуя, говорил…» К.И.Чуковский
(Грязнуля умылся и стал чистюлей в сказке «Мойдодыр»)

3.«Вот обрадовались звери!
Засмеялись и запели,
Ушками захлопали,
Ножками затопали.
Гуси начали опять
По-гусиному кричать:
Га-га-га!
Кошки замурлыкали:
Мур-мур-мур!
Птицы зачирикали:
Чик-чирик!» К.И.Чуковский
(Все звери стали кричать по своему в сказке «Путаница»)

4.«И обрадовались блюдца:
Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!
И танцуют и смеются:
Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!
А на белой табуреточке
Да на вышитой салфеточке
Самовар стоит,
Словно жар горит…» К.И.Чуковский
(Федора вычистила посуду в сказке «Федорино горе»)

5.«И акула Каракула
Правым глазом подмигнула
И хохочет, и хохочет,
Будто кто ее щекочет.
А малютки бегемотики
Ухватились за животики
И смеются, заливаются –
Так, что дубы сотрясаютс.» К.И.Чуковский
(Доктор Айболит вылечил всех животных в сказке «Айболит»)

6.«Бараны. Бараны,
Стучат в барабаны!
Сычи – трубачи
Трубят!
Грачи с каланчи кричат!
Летучие мыши
На крыше
Платочками машут
И пляшут.
А слониха – щеголиха
Так отплясывает лихо,
Что румяная луна
В небе задрожала
И на бедного слона
Кубарем упала.» К.И.Чуковский
(Крокодил выпустил солнце из пасти в сказке «Краденое солнце»).

Ведущий:
-Ребята, я знаю одно стихотворение которое вы не слышали и называется оно «Радость».
(Чтение стихотворения).

Ведущий вместе с детьми подходит к коробке, в которой лежит одежда.
-Ребята, посмотрите! Неужели мы нашли Доктора Айболита!? Что это? Всего лишь одежда Айболита.

(Надевается одежда врача на ребёнка, выбираются дети на роли лисы, барбоса, зайчихи и зайчика, предлагается инсценировать отрывок сказки «Айболит»)

«Добрый доктор Айболит!
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и червячок,
И медведица!
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит!
И пришла к Айболиту лиса:
"Ой, меня укусила оса!"
И пришёл к Айболиту барбос:
"Меня курица клюнула в нос!"
И прибежала зайчиха
И закричала: "Ай, ай!
Мой зайчик попал под трамвай!
Мой зайчик, мой мальчик
Попал под трамвай!
Он бежал по дорожке,
И ему перерезало ножки,
И теперь он больной и хромой,
Маленький заинька мой!"
И сказал Айболит:
"Не беда! Подавай-ка его сюда!
Я пришью ему новые ножки,
Он опять побежит по дорожке".
И принесли к нему зайку,
Такого больного, хромого,
И доктор пришил ему ножки,
И заинька прыгает снова.
А с ним и зайчиха-мать
Тоже пошла танцевать.
И смеётся она и кричит:
"Ну, спасибо тебе, Айболит!"» К.И.Чуковский.

(Включается музыка, все веселятся)
Ведущий:
-Пришло время нам возвращаться, позовём с собой и Айболита, и зверей. Усаживайтесь удобнее, не забывайте друг друга держать. Полетели!

(Включается музыка)

Ведущий снова подводит всех к выставке книг.
-Вам понравилось наше приключение?
-Посмотрите ещё раз на книги и попробуйте ответить на вопросы:
1. Что в сказке «Телефон» просил прислать Слон? (шоколада), а Крокодил? (калоши).
2. Что вылечил зайчику доктор Айболит? (ножки), а Акулам? (зубы).
3. На чём ехали медведи в сказке «Тараканище» (на велосипеде), а Комарики? (на воздушном шарике).
4. Чем угощала Муха-Цокотуха бабочку-красавицу? (вареньем).
5. Кто справился со страшным великаном в сказке «Тараканище»? (воробей).
6. Кто украл солнце в сказке «Краденое солнце»? (крокодил).
7. Как звали маленьких крокодильчиков в сказке «Мойдодыр», которых встретил грязнуля? (Тотоша и Кокоша).

Ведущий:
- Молодцы! Всё знаете. Нравятся вам такие сказки? А как зовут автора всех этих сказок?
Дети читают стихи:

1.Нет на свете ничего
Лучше сказочек его.
А кого - узнаете,
Лишь на фото взгляните.

2.Мы ребята золотые,
Все талантливы такие.
Вот немного подрастём,
Как Корней писать начнём.

3.Мы Корнея почитали,
Умными такими стали.
Но и тут мы не отстали-
Сами книгу написали.

Ведущий:
-Вот посмотрите, какие книги сделали наши ребята дома вместе с мамами и папами.
(Рассматривание книжек-малышек).

Подробности Опубликовано 31 Май 2014

Игра-викторина «Сказки Корнея Чуковского»

Предварительно детям дается задание - подготовить чтение стихотворений К. И. Чуковского и показ инсценировок по его книгам. Можно показать инсценировки по началу книг «Муха-цокотуха», «Телефон» и «Путаница».

Затем ведущий спрашивает о характере всех этих произведений. Обычно дети дают ответы, что эти стихи - смешные, веселые, создающие хорошее настроение. Ведущий сообщает о том, что К. И. Чуковский родился 1 апреля 1882 года, а день первого апреля у нас принято считать днем шуток, может быть, поэтому все его сказки и стихи такие забавные. И сегодня темой для беседы станут произведения этого замечательного писателя, стихи которого знали еще мамы и папы, бабушки и дедушки нынешних детей.

Сначала можно загадать детям ряд загадок, которые сочинил К. И. Чуковский.

Потом ведущий предлагает познакомиться с содержанием «волшебной коробки», в которой находятся предметы, упоминавшиеся в сказках К. И. Чуковского. А дети должны вспомнить, из какой книги тот или иной предмет. Вовсе не обязательно, чтобы все предметы находились в своем натуральном обличии, можно использовать их рисованное изображение, как, скажем, галоши из сказки «Телефон».

Подобными предметами могут стать, например, игрушечные подушка, кусок настоящего мыла и кукольный крокодил (сказка «Мойдодыр»); воздушный шарик, пряник (сказка «Тараканище»), мотылек, термометр (сказка «Айболит»), чашка, стакан (сказка «Федорино горе»), денежка, фонарик, варенье, мед («Муха-цокотуха»).

Ведущий рассказывает о том, что свою первую сказку «Крокодил» Корней Иванович Чуковский сочинил случайно. Он вместе с сынишкой ехал в поезде, мальчик плохо себя чувствовал, плакал, и папа, чтобы утешить его, стал сочинять для него сказку про крокодила, который по городу ходил и по-турецки говорил - «крокодил, крокодил, крокодилович».

После этого идет показ инсценировок по сказкам К. И. Чуковского. Перед каждой сказкой ведущий рассказывает историю возникновения замысла о ней.

1. Корней Иванович так вспоминал об идее создания своей сказки «Айболит». «Однажды вдохновение нахлынуло на меня на Кавказе, во время купания в море. Я заплыл довольно далеко, и вдруг под действием солнца, ветра и черноморской волны у меня сами собой сложились стихи:

«О, если я утону, если пойду я ко дну,
Что станется с ними, больными
С моими зверями лесными?»

2. А вот другой случай из жизни Корнея Ивановича. «Однажды, работая в своем кабинете, я услышал громкий плач. Это плакала моя младшая дочь. Она ревела в три ручья, бурно выражая свое нежелание мыться. Я вышел из кабинета, взял девочку на руки и, совершенно неожиданно для себя, тихо ей сказал:

«Надо, надо умываться
По утрам и вечерам,
А нечистым трубочистам
Стыд и срам!
Стыд и срам!»

Как мы все хорошо теперь знаем, эти строчки потом вошли в известную книжку «Мойдодыр», в которой говорится про то, как от мальчика-замарашки убежали все вещи.

Следующий этап игры - ведущий предлагает добавить недостающее слово в названия стихов и сказок писателя К. И. Чуковского.

  • «Муха-... (Цокотуха)»,
  • «Котауси и...(Мауси)»,
  • «Федорино...(горе)»,
  • «Краденое...(солнце)»,
  • «Чудо-... (дерево)»,
  • «Приключения...(Бибигона)».

Ведущий сообщает, что всю свою жизнь Корней Иванович прислушивался к веселым словам и выражениям, которые говорят дети. С этой целью он постоянно ходил в гости к детям - в детские сады и школы, на праздники книг. У себя на даче он даже специально устраивал веселые детские праздники, на которые к нему приезжали знаменитые писатели, а в гости приходили все соседские дети. Из собраний своих записей детских высказываний он создал известную книгу, которая называется «От двух до пяти». Она много раз переиздавалась и выходила не только у нас в стране, и но и во многих других странах всего мира.

А из каких книг К. И. Чуковского эти строчки:

«Он страшными глазами сверкает,
Он страшными зубами стучит,
Он страшный костер зажигает,
Он страшное слово кричит:
- Карабас! Карабас!
Пообедаю сейчас! («Бармалей»)

«И горы встают перед ним на пути,
И он по горам начинает ползти,
А горы все выше, а горы все круче,
А горы уходят под самые тучи». («Айболит»).

«Я к Таврическому саду,
Перепрыгнул чрез ограду,
А она за мною мчится
И кусает, как волчица». («Мойдодыр»).

«А лисички
Взяли спички,
К морю синему пошли,
Море синее зажгли.
Море пламенем горит,
Выбежал из моря кит». («Путаница»).

«А кузнечик, а кузнечик,
Ну, совсем, как человечек,
Скок, скок, скок, скок!
За кусток, под мосток и молчок!» («Муха-цокотуха»).

«Он вбегает в трамвай,
Все кричат: - Ай, ай, ай! -
И бегом, кувырком, по домам, по углам:
- Помогите! Спасите! Помилуйте!» («Крокодил»)

Корней Иванович Чуковский был очень трудолюбивым человеком. Он рассказывал, что свои произведения для детей сочинял везде, где бы ни находился - в очередях, в трамвае, даже когда ждал приема у зубного врача. Чтобы не тратить время попусту, он придумывал новых героев, новые стихи и свои замечательные загадки. Давайте отгадаем еще несколько из них. (Идет отгадывание загадок К. И. Чуковского) .

Как уже говорилось, произведения этого автора знают и любят дети нескольких поколений. В одной смешной потешке, которую ему прочитали во время праздника Дня детской книги, говорилось: «Айболит» и «Мойдодыр» зачитали мы до дыр». Вот как велика популярность его книг. Но вы, наверное, не все знаете, что К. И. Чуковский был еще гениальным переводчиком. Он изучал зарубежную литературу и лучшие книги старался перевести на русский язык, чтобы с ними познакомились дети в нашей стране. Вот откуда к нам пришли и многие другие стихи - из народных английских, чешских, французских потешек. Давайте их послушаем.

(Идет чтение переводных стихотворений К. И. Чуковского - «Котятки», «Дождь», «Робин-Бобин-Барабек» и др.).

А для ребят, которые подрастали и становились чуть постарше, Чуковский перевел на русский язык еще много замечательных книжек - «Приключения Тома Сойера», Робинзона Крузо и барона Мюнхгаузена, «Рикки-Тикки-тави», «Принц и нищий» и множество других.

Поэтому давайте закончим нашу встречу с произведениями этого автора словами благодарности за то, что он так много сделал для нашей прекрасной Страны Литературии. (Все смотрят на портрет К. И. Чуковского и произносят: «Спасибо!»).

См. также: