Символизм в искусстве. Символика и особенности готической скульптуры и архитектуры

  • 26.04.2019

Ульяновский государственный технический университет Научный руководитель – старший преподаватель Е. В. Кузьмина

Современная архитектура богата разнообразием стилей и направлений, как абсолютно новых, так и видоизмененных, преобразованных старых. Однако зачастую возникает проблема того, что архитектура, наполненная декором, начисто лишена художественной образности. Яркость, броскость часто доминирует над идеей, образом. Я считаю, что этому вопросу стоит уделить внимание, так как сейчас он достаточно актуален.

Очевидно, что рассуждая о данной проблеме, необходимо помнить о большом значении образа, как для архитектуры, так и для человека. В первую очередь для общественных зданий, наличие художественного образа является одной из главных задач. Образность, несущая социально значимое содержание,

– необходимая часть функции произведения архитектуры. Образ служит важным инструментом для приведения архитектурного объекта к це- лостности, к организованной, гармоничной форме. К тому же, как люди строят,

воспринимают и понимают город, так и город влияет на их восприятие мира. Чем архитектура разнообразней и насыщенней, тем более духовно развиты люди, созерцающие ее. Поэтому, не стоит забывать и о промышленных

зданиях, где художественный образ имеет не меньшее значение. Большинство современных людей проводят большую часть своей жизни на работе, и внешний облик здания, где человек работает, оказывает колоссальное влияние

не только на производительность труда, но и на психологическое состояние. К тому же, часто происходит так, что промышленные постройки находятся среди общественных и жилых зданий, что изрядно портит вид окружающей

застройки. Примером может послужить завод «Контактор», находящийся в центре Ульяновска. Внешне невзрачный, он совершенно не вписывается в

окружающую застройку и портит ее вид. Так почему бы не разнообразить современную архитектуру, внеся в нее образ?

Решив проблему отсутствия образности, можно не только существенно

разнообразить архитектуру, не только усилить ее художественную ценность, но и привлечь людей, желающих оценить произведение архитектуры. Архитекторы прошлых столетий уже знали о большом значении образа, многие культовые и общественные постройки тех лет сплошь пропитаны символизмом, идеей, и результатом явилось то, что ежегодно подобные постройки привлекают туристов со всего мира, желающих собственными глазами увидеть загадочные и превосходные произведения архитектуры. Туристов зачастую привлекают именно те здания, которые окутаны завесой тайны, которые можно неустанно изучать и всегда находить что-то новое, и это, как правило, памятники древней и средневековой архитектуры. В современной архитектуре вряд ли найдется много подобных построек. Современные архитекторы иногда забывают, что отказ от художественной образности означает отказ не только от удовлетворения существующей социальной потребности, но и от важного средства гармонизации предметно-пространственной среды.

Так же необходимо отметить, что и символы в архитектуре имеют немалое значение. Как известно, ранее при строительстве они активно использовались и

были широко распространены. Тайные общества размещали свои символы в храмах, в Великобритании существовали различные религиозные ордены, тоже обладающие собственной символикой. Считалось, что помимо скрытого

значения, некоторые символы обладали так же мистическими свойствами. Безусловно, не каждый современный человек уделяет внимание их сверхъестественным свойствам, но грамотное и осторожное использование

символов может не только оказать положительное влияние, но и позволить получить нам больше информации о том или ином здании. То есть символы несут еще и повествовательную функцию. Они помогают увековечить

архитектурное произведение.

По моему мнению, образы и символы могут существенно разнообразить архитектуру. Это касается как малых архитектурных форм, (беседок, указательных знаков, фонарей и пр.), так и более значимых, таких как театры,

музеи, заводы, офисы и т.д. Говоря об экономической стороне вопроса, следует отметить, что для решения проблемы не требуются существенные материальные затраты, добиться разнообразия можно довольно простыми

приемами, требующими фантазии архитектора.

В архитектуре англоязычных стран обратим внимание на Лондонский

Тауэр – крепость, возведенную на берегу реки Темза. Тауэр был со всех сторон окружен башнями, которые могли нести не только оборонительную функцию.

После нормандского завоевания Англии, король Вильгельм I принялся возводить оборонительные замки для устрашения покорённых англосаксов.

Очевидно, функциональное назначение здесь сочеталось с образом, ведь башня

– не просто инженерное сооружение, это еще и самый важный и многозначительный символ, воплотивший в себе мощь, гордыню,

бдительность, духовный подъем, недоступность и целомудрие. Таким образом,

башня здесь символизирует величественность и могущество ее строителя.

Башни используют и по сей день, в этом есть вполне очевидная потребность, но на данный момент они уже зачастую не несут в себе образа.

Хотя, мы и сами можем убедиться, насколько величественно смотрятся здания,

имеющие высокие башни. Возможно, и современной архитектуре не помешало бы использование башен в декоративных целях, к примеру, при возведении

зданий администрации, мэрии и т.п., демонстрируя тем самым в архитектуре мощь существующей власти. К тому же, узкие башни создают впечатление

стремления вверх, что так же можно использовать как часть образа, если это необходимо.

Обратившись к готической архитектуре, мы можем увидеть характерный

элемент стиля – стрельчатую арку. Она присутствует в Соборе в Кентербери, в Солсберийском соборе и т.д. Этот архитектурный элемент также сочетает функцию и образ. Арка имеет символическое значение во многих культурах и религиях мира. Это символ соединения небесного и земного, мужского и женского, символ перехода, открытой двери, разделяющей животные и божественные грани нашего внутреннего мира. Для готической архитектуры характерной чертой является стрельчатая арка. Помимо символического значения, она так же, как и башня, создает ощущение стремления вверх. Использование арки в настоящее время может быть уместно, к примеру, при строительстве музеев, театров и т.п., олицетворяя связь человека с чем-то возвышенным, устремленным вверх, к просвещению. Арки распространены и в настоящее время, но вряд ли их сейчас наделяют образом, за исключением, быть может, культовых построек. Возможно, символ, который несет арка, может помочь современному архитектору дополнить придуманный им образ.

Говоря о декоре нельзя не упомянуть витражи. Мы так же можем увидеть их, взглянув на любой готический собор в Англии. Но наиболее славится,

благодаря самым большим и красивым витражам в Европе, Йоркский собор. Витражи были широко распространены в готической архитектуре и размещались в огромных стрельчатых окнах, так называемых «розах». Их считают символом Божественного света. Зачастую в витражах размещались

различные символы, библейские сцены и пр., то есть помимо декоративной они выполняли еще и некоторую повествовательную функцию. Например, «роза» собора в Йорке, посвящена объединению королевских домов Йорка и

Ланкастера. В настоящее время витражи вновь получают распространение, но они уже не несут никакой смысловой нагрузки, так как являются лишь красивым, порой неуместным, дополнением декора. Я считаю, что каждый

элемент здания должен быть продуман во всех направлениях. Вернув арке функцию повествования, мы вновь вернем ей смысл и оправданность, что в сочетании с декоративной функцией, значительно прибавит ей уникальности и

ценности.

Символы и образы могут присутствовать не только в отдельных архитектурных элементах, но и во всем строении в целом. Яркий тому пример –

готический храм, имеющий форму латинского креста. Пример такого храма – собор Святого Патрика в Австралии, выполненный в неоготическом стиле. Латинский крест символизирует человека с распростертыми руками и является прямым образом Страстей Христовых. Так же это символ земли с четырьмя сторонами, образованной четырьмя стихиями. Христианский храм всегда ориентировался по сторонам света, фасад был обращен на запад, алтарь – на восток. Таким образом, данное решение помогает поддержать образ и является символом, а форма креста упрощает процесс ориентирования храма по сторонам света. Но почему бы так же не использовать подобный прием и в современных некультовых сооружениях?

Примером подобного современного использования символов может послужить Пентагон – здание Министерства обороны США. В плане здание

выполнено в форме пятиугольника (отсюда и название). Пятиугольник, сам по себе, не является самостоятельным символом, в отличие от пентаграммы, образованной его диагоналями. А пентаграмма, по одной из версий, считается символом власти над миром. Возможно, это могло повлиять на такую форму

Таким образом, мы видим, что символы в архитектуре используются довольно часто. Я считаю, что они могут быть уместны и в настоящее время.

Дополняя архитектуру символами, вовсе не обязательно размещать их на самом видном месте, и не обязательно использовать уже существующие. Можно разработать собственные и тем самым увековечить свой проект, поставив на

него «печать» принадлежности, как делали, к примеру, религиозные ордера,

такие как тамплиеры, госпитальеры и пр.

Подводя итог, следует отметить, что использование подобных приемов не подразумевает использование их в неизменном виде, ведь иначе современная

архитектура может перестать являться таковой. Но преобразовывая и видоизменяя элементы архитектуры прошлых лет, можно существенно

разнообразить современную, вернуть ей смысловую нагрузку, ведь архитектура это произведение искусства, которое, по определению, должно обладать эстетической ценностью. Образ в архитектуре – одна из важнейших задач, стоящая перед архитектором. Но, как мы убедились, решить проблему

отсутствия художественной образности можно довольно просто и экономично, используя арки, витражи, башни и прочие элементы, а в наше время экономия является немаловажным аспектом при проектировании.

Библиографический список

1. Иконников А. В. Функция, форма, образ в архитектуре // Образ. - 1986 - С.85.

2. Пономарев М.А. Готическая архитектура // Символика. - 1991 - С.127-131.

Символы на фасадах домов не только украшают здание, но и превращают его в открытую книгу. Они могут многое рассказать об истории дома и его владельцах. Одни символы используются как обереги, другие – привлекают удачу, третьи – открывают свои тайны посвященным. Нужно только уметь читать язык знаков.

Амур (Купидон) предстает очаровательным крылатым малышом. Он символизирует любовь. Его традиционные атрибуты – лук, стрелы и колчан. Но нередко Амур безоружен (тогда его называют «Путти»). Это значит, что любовь может поразить любого. Часто у Амура завязаны глаза, потому что любовь слепа. А еще это намек на мрак, с которым ассоциируется любовный грех.

Ангел (архангел) – посланник, «приносящий вести». Это духовные существа, более совершенные, чем человек, которые возвещают людям волю Божию и исполняют на земле его веления. Традиционно ангелы изображаются, как антропоморфные существа с крыльями за спиной. Они символизируют божественные деяния и связь Бога с его творениями.

Андреевский крест называют также диагональным или косым. На таком кресте принял мученическую смерть апостол Андрей. Он символизирует совершенство, а также используется на флаге Российского флота. По легенде, Апостол Андрей посещал территорию будущей Руси и поэтому сейчас является святым покровителем России.

Атлант - могучий титан, держащий на плечах небесный свод. В архитектуре это скульптура мужчины, поддерживающая перекрытия зданий, балконы, карнизы. Атлант символизирует выносливость и терпение.

Бык - символ плодородия, сексуальной силы, а также насилия и ярости. Это воплощенная мощь, власть, мужская плодовитость.

Венок - кольцеобразное сплетение из листьев и цветов. Венок олицетворяет жизнь, успех, изобилие, благополучие, торжество, празднество, славу, награду, победу, совершенство. Но поминальные венки служат нам напоминанием о смертности и, одновременно, вечности. Дополнительное значение венку придают растения, из которых он сплетен.

Виноград - один из древнейших символов плодородия, изобилия и жизненной силы. Активно используется в христианстве, так как виноградная лоза – один из символов Христа, а виноградный сок – олицетворение человеческой крови.

Всевидящее око (Лучезарная дельта) - сложная аллегория, обозначающая Всевидящего Бога. Часто Всевидящим Оком называют глаз, вписанный в треугольник - символ Троицы. Масоны заимствовали этот символ, дополнив его расходящимися лучами. Он стал известен как Лучезарная Дельта. Это знак просвещенности и внимания, символизирующий Великого Архитектора Вселенной, наблюдающего за трудами вольных каменщиков (треугольник - знак огня и просвещения, открытый глаз – знак истины и совести). Также Лучезарная Дельта напоминает посвященным, что у каждого есть его собственная звезда, которая светит ему в трудах и направляет в поисках.

Голубь - мир, чистота, любовь, безмятежность, надежда. Также это традиционный христианский символ Святого Духа и крещения. При этом голубиное воркование связывают с сексом и с рождением детей. Именно поэтому голубка стала олицетворением нежной жены.

Грифон мифологическое существо с туловищем льва и головой орла. Эти животные олицетворяют власть над воздухом и землей (король птиц и король зверей), поэтому грифоны символизируют силу и бдительность. По легенде, грифоны охраняли золото Индии и скифов, поэтому и сейчас они выступают в качестве стражей.

Держава является одним из атрибутов верховной власти. Круглая форма державы ассоциируется с земным шаром.

Единорог – мистическое существо с телом лошади или оленя и длинным острым рогом. По легенде, он может быть пойман только целомудренной девой, одиноко сидящей в лесу: чувствуя ее чистоту, единорог может подойти к ней, положить голову ей на колени и уснуть. Поэтому единорог символизирует непорочность, чистоту и целомудрие.

Звезда пятиконечная (пентаграмма) толкуется по-разному. Она символизирует радость и счастье, победу духовного над материальным, безопасность. Это и символ совершенного человека, стоящего на двух ногах с разведенными руками. А у масонов пятиконечная звезда символизирует мистический центр.

Зерно – основная пища для многих народов, именно поэтому оно символизирует плодородие и изобилие. Еще одно значение – обновление жизни, воскрешение. Зерно, брошенное в землю («похороненное»), кажется умершим, но весной оно просыпается к новой жизни и дает богатый урожай.

Змея, обвившая чашу – распространенный символ медицины. У всех народов змея олицетворяет молодость, мудрость, бесконечность жизни. Змеи считались обладателями магической целебной силы и проживали в лечебном центре бога врачевания Эскулапа. А лекарства при этом изготавливали в ритуальном сосуде – чаше. Также в засушливых странах в чаши собирали живительную влагу. Кроме того, чаша - древний сосуд для хранения змеиного яда, из которого изготавливали различные лекарства. Именно поэтому сейчас этот змея, обвившая чашу, используется аптеками и медицинскими учреждениями.

Кадуцей часто называют жезлом Меркурия, бога торговли и воров. Это «волшебная» палочка с маленькими крыльями, которую обвивают две змеи. Они символизируют слияние двух полярностей: добра и зла, правого и левого, света и тьмы. Изображение кадуцея, как атрибута бога торговли, традиционно используется в символике Торгово-промышленных палат. Но кадуцей это еще и знак защиты от хитрости и обмана, которые нередко сопровождали торговые сделки.

Кариатиды - женские скульптуры, поддерживающие перекрытия или карнизы. Они названы так от девушек города Кария, в Аркадии, которые на праздниках в честь богини Артемиды совершали религиозные танцы с корзинами на головах. Кариатиды символизируют женское начало и, нередко, деву Марию.

Квадрат , благодаря своей устойчивости, стал символизировать землю и материю, а его четыре угла – четыре стороны света, четыре стихии и четыре времени года.

Книга - знание. Открытая книга символизирует книгу жизни, учение, откровение и мудрость писаний. Также книга может означать поход и поиск.

Колесо – символ солнечной энергии (центр – солнечный диск, спицы – лучи). Оно олицетворяет также жизненный цикл, перерождение, обновление, изменчивость. Нередко используется и колесо фортуны – символ взлетов, падений и непредсказуемости судьбы.

Колесница – символ власти, могущества и быстроты передвижения. Также колесница олицетворяет человеческую сущность: возничий (сознание), используя вожжи (силу воли и разум), управляет лошадьми (жизненными силами), везущими повозку (тело).

Конь (лошадь) у некоторых народов был священным животным. По древним поверьям, солнце передвигалось по небосклону в колеснице, запряженной огненными скакунами. На конях передвигались и другие боги и герои. Этим и объясняется общепринятое символическое значение лошади – верность, скорость, энергия, движение, трудолюбие, выносливость, рыцарство, свобода, героизм.

Корабль (ладья, лодка, судно) , по легендам, был средством передвижения небесных тел и богов, а также служил для переправы умерших в потусторонний мир. Изображения кораблей можно трактовать как символы путешествия, переправы, бессмертия и жизненного пути. При рассмотрении жизни как опасного путешествия лодка становится символом безопасности: она противостоит морю страстей. Отсюда в христианском символизме Церковь уподобляется кораблю. Также корабль и ковчег - суда сокровенного знания.

Корона – один из древних символов и воплощений верховной власти (сходные с короной головные украшения из рогов, перьев, ветвей и трав встречаются у народов еще дописьменных культур). Корона возвышается над своим носителем и, одновременно, возвышает его над окружающими. Таким образом корона становится знаком (проявлением) высших, сверхчеловеческих сил и полномочий. Также замкнутый круг обода короны является символом бессмертия и вечности, применительно к власти.

Крест – древний универсальный символ связи духа и материи. В христианстве крест символизирует Христа. Но если вписать крест в круг, то мы получим масонский крест. Он означает святое место и космический центр.

Круг – совершенство, единство, вечность. Круг олицетворяет космос и земной шар.

Кукуруза , как и почти все зерновые, - общепринятый семенной образ, олицетворяющий изобилие, питание, мир.

Лавр символизирует бессмертие, триумф, победу и успех. Согласно древнегреческому мифу, бог поэзии Аполлон преследовал нимфу Дафну, которая, убегая от него, превратилась в лавровый куст. Ветвями его Аполлон украсил свою голову и лиру. Вот почему в Древней Греции музыкантов, поэтов и танцоров награждали лавровыми венками. А римляне распространили эту традицию на военных победителей.

Лев , повсеместно называемый царем зверей, – один из самых используемых символов силы, царственной власти, справедливости, покровительства.

Летучая мышь – ночное млекопитающее двойственной природы (мышь и птица). На Западе летучие мыши считаются зловещими существами, питающимися кровью. Символизируют ночную жизнь, черную магию, странствие душ, хищность.

Лотос , в первую очередь, – символ плодовитости, рождения и возрождения (считается, что он олицетворяет идеальную форму вульвы). Также этот совершенный по красоте цветок стал символом богов, создавших мир. Лотос символизирует прошлое, настоящее и будущее, поскольку каждое растение имеет бутоны, цветы и семена одновременно.

Мальтийский крест также называют восьмиконечным. Это эмблема рыцарей Мальтийского ордена (ордена госпитальеров), которые перенесли свою штаб-квартиру на Мальту в 1529 году – отсюда это название. Восемь концов мальтийского креста обозначают восемь блаженств, ожидающих праведника в загробном мире.

Медведь – символ добродушия и ярости, богатырской силы и неуклюжести, лени и нежных материнских чувств. А еще он считается негласным символом России.

Меч – один из наиболее распространенных символов. С одной стороны, это грозное оружие, несущее жизнь или смерть, с другой – символ власти, правосудия, высшей справедливости.

Молоток и угольник , наряду с другими масонскими символами, служили напоминанием посвященному о его обязанностях и качествах. Так, линейка и отвес символизируют равенство сословий. Угломер является символом справедливости. Циркуль служит символом общественности, а угольник означает совесть. Дикий камень – это грубая нравственность, хаос, а кубический камень - нравственность «обработанная», приближенная к идеалу. Молоток служит для обработки дикого камня и является символом молчания и повиновения, а также символом власти, так как он принадлежит Мастеру. Лопаточка символизирует снисхождение к человеческой слабости и строгости к себе. Ветвь акации означает бессмертие, а гроб, череп и кости - презрение к смерти. Вообще масоны стремились не оставлять письменных и ясных следов своей деятельности, прибегая к символам и знакам, понятным лишь членам ордена. Отсюда и большое разнообразие предметов, которым масоны придали символическое значение.

Музы - в древнегреческой мифологии покровительницы искусств и наук. Каждая из девяти муз олицетворяла свое направление в искусстве и изображалась с характерными для него атрибутами: Каллиопа – эпическая поэзия, Эвтерпа – лирическая поэзия и музыка, Мельпомена – трагедия, Талия – комедия, Эрато – любовная поэзия, Полигимния – пантомима и гимны, Терпсихора – танцы, Клио – история, Урания – астрономия.

Олимпийские боги могут изображаться как в виде скульптур, так и в виде маскаронов. В древнегреческой мифологии это верховные божества, обитавшие на горе Олимп. Традиционно в число олимпийских богов входили:
Зевс - верховный бог древнегреческого пантеона, бог неба, грома и молний;
Гера - жена Зевса, покровительница брака, семейной любви;
Посейдон - бог морской стихии;
Аид - владыка царства мертвых;
Деметра - богиня плодородия и земледелия;
Гестия - богиня домашнего очага;
Афина - богиня мудрости, справедливости, наук и ремесел;
Арес - бог войны и кровопролития;
Персефона - богиня весны, королева Царства Мертвых;
Афродита - богиня любви и красоты;
Гефест - бог огня и кузнечного ремесла;
Гермес - бог торговли, хитрости, скорости и воровства;
Аполлон - бог света, покровитель искусств, бог-врачеватель и покровитель оракулов;
Артемида - богиня охоты, покровительница всего живого на Земле;
Дионис - бог виноделия и веселья.

Орел – властелин воздуха, воплощение мощи и скорости, символ правителей и воинов. Орел ассоциируется с величием, властью, господством и отвагой. Поэтому двуглавые орлы означают всезнание и двойную власть – небесную и земную.

Оружие олицетворяет силу, власть над миром, справедливость, решимость, оборону, военную добычу. В легендах и мифах многих народов можно найти указание на то, что оружие давали героям Боги, и оно наделяло своего обладателя необычайными способностями. В этом смысле оружие становится символом борьбы и победы над самим собой.

Знак «Осоавиахим» до сих пор можно увидеть на многих зданиях. Это знак ставился там, где большая часть жильцов входили в Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству (сокращенно ОСОАВИАХИМ) - советскую общественно-политическую оборонную организацию, существовавшую в 1927-1948 годы, предшественник ДОСААФ.

Павлиний хвост - символ вечных космических циклов, звездного небесного свода и, как следствие, всеединства и взаимосвязанности.

Пегас - это крылатый конь Муз, который появился из шеи Медузы, когда Персей отсек ей голову. Он символизирует превосходство духовного над материальным, красноречие, поэтическое вдохновение и созерцание. Сейчас пегас используется как эмблема воздушного транспорта.

Пирамида – символ иерархии и единства. Считается, что посвященные выбрали форму пирамиды для своих святилищ потому, что хотели, чтобы сходящиеся к вершине, устремляющиеся к Солнцу линии напоминали человечеству о единстве.

Перо символизирует истину, легкость, небеса, простор, душу.

Раковина - символ, связанный с процветанием, рождением, жизнью и браком. Так, рождающуюся Венеру уже на помпейских фресках изображали стоящей на раковине.

Рог изобилия - символ изобилия и богатства. Обычно он изображается изогнутым, наполненным цветами, плодами и тому подобным.

Рога , будучи острыми и колющими, являются символом фаллическим и мужественным, при этом, будучи полыми, они означают женственность и восприимчивость. Поэтому рога олицетворяют воинов и плодовитость.

Роза имеет полярную символику: это небесное совершенство и земная страсть, время и вечность, жизнь и смерть, плодородие и девственность. Это также символ сердца, центра мироздания, божественной, романтической и чувственной любви. Роза – красота, благодать, счастье, но также сладострастие, страстность.

Рысь , благодаря своему острому зрению, символизирует бдительность.

Рыцарь - всадник, принадлежащий военному сословию, ордену или дворянской ступени. Рыцарь олицетворяет мужество, верность, великодушие, благоразумие, честь, а также является стражем.

Саламандра мифическое существо, которую обычно изображают в виде маленькой ящерицы среди языков пламени. Считается, что саламандра может жить в огне, поскольку у нее очень холодное тело. Это символ борьбы с чувственными соблазнами. Также саламандра используется страховыми компаниями.

Свастика (коловрат) прямая – это крест с концами, загнутыми влево (вращение считается происходящим по часовой стрелке). Это символ движения жизни, солнца, света, доброго предзнаменования, благополучия, удачи и отвращения беды, а также символ долгожительства и здоровья. Обратная свастика – это крест с концами, загнутыми вправо (вращение считается происходящим против часовой стрелки). Она ассоциируется с негативной энергией. Вообще у свастики много значений, и у большинства народов они были положительными, пока свастика не была скомпрометирована нацистами.

Серп и молот - символ, олицетворяющий единство рабочих и крестьян. Он стал главной государственной эмблемой Советского Союза и одним из основных символов коммунистического движения. Вообще молот активно использовался как эмблема для разных ремесел, а серп был наиболее массовым общекрестьянским орудием труда, символизировавшим жатву и урожай.

Скипетр (жезл, посох) – древний символ сверхъестественной силы. Посох был также атрибутом паломников и святых, что может означать знание, как единственную опору человека.

Сова (филин) – традиционный символ мудрости. Но из-за бесшумного ночного полета, светящихся глаз и жутких криков сову иногда связывают со смертью и оккультными силами. Тем не менее совам всегда приписывают дар пророчества, поэтому она олицетворяет проницательность и книжную эрудицию.

Сокол (буревестник) – олицетворение превосходства, сильного духа, света, свободы, силы, мужества.

Тирс – жезл греческого бога вина Диониса. Он представляет собой копьеобразный шест, увенчанный сосновой шишкой или гроздью винограда. Тирс символизирует плодородную силу – как сексуальную, так и растительную. Шишка присутствует на тирсе, вероятно, потому, что к вину, которое пили во время вакханалий, примешивали забродившую сосновую смолу – считалось, что это усиливает сексуальные ощущения.

Топор – символ власти, исправления ошибок, принесения жертвы, поддержки, помощи. Двойной топор (двусторонняя секира) обозначает единство противоположностей, верховную власть и силу.

Травный, растительный орнамент активно использовался для защиты жилища. Росток – символ пробуждения жизни.

Фемида (весы) олицетворяет справедливость, беспристрастие, суд, оценку достоинств и недостатков человека. Поэтому Фемиду чаще всего изображают с завязанными глазами.

Хлеб – важнейший продукт питания народов, возделывающих зерновые культуры. Он символизирует жизнь, тело божества, плодородие, средства существования, труд, а в сочетании с солью – гостеприимство.

Химера – это чудовище с головой льва, телом козла и хвостом змеи. Она символизирует опасность и заблуждение, так как может порождать иллюзии.

Чаша (котел, кубок) – символ изобилия, поддержания жизни, возрождения. Также чаша может олицетворять святой Грааль – кубок, который Иисус использовал в Тайной Вечере, и в которой затем собрали кровь Христа после распятия. Считается, что он дарует испившему из него вечную жизнь и поэтому символизирует духовный поиск, духовное знание, просветление и искупление.

Шишка – фаллический знак. Шишка была атрибутом Диониса (Вакха) и олицетворяла мужественность, плодородие, здоровье, семейную жизнь, богатство.

Щит символизирует защиту, щит и меч - эмблема отваги.

Якорь олицетворяет надежду, спасение, безопасность, прочность, устойчивость, стабильность, спокойствие, надежность, верность, преданность, опору, осторожность, веру. Символизм идет как от формы, так и от функции якоря.

Но не меньшее символическое значение имеет и количество архитектурных элементов. Число их тоже несет определенное значение:
1 – единство, мудрость, начало;
2 – двойственность, чередование, равновесие, иногда – различие и конфликт;
3 – Троица, созидание, обновление, рост, удача;
4 – целостность, земля, устойчивость, порядок;
5 – пять чувств, индивидуальность, активность;
6 – союз, равновесие, совершенство;
7 – уверенность, обилие;
8 – гармония, правосудие;
9 – сила, энергия, исполнение, достижение.

архитектура

, или зодчество - здания, другие сооружения или их комплексы, образующие материальную, художественную организованную среду жизнедеятельности человека. Как часть материальных средств существования людей и как часть средств производства (промышленная архитектура), она принадлежит к сфере материальной культуры, но как важный вид пластических искусств - к сфере духовной художественной культуры. Эстетически формируя жизненную среду общества, архитектура выражает специфическими художественными формами господствующие представления своей эпохи, идеи и устремления своего общества. В архитектуре взаимосвязаны функционально-технические и духовно-эстетические начала: она базируется на триединстве пользы, прочности и красоты. В этом качестве она служит основой объединения скульптуры, живописи и других пространственных и временных видов художественного творчества. Недаром архитектуру называют «матерью всех искусств». В силу своей открытости массам, а также стабильности и прочности своих творений архитектура более других искусств способна передать социально организующий аспект современного ей идеала, дух упорядоченности и разумной закономерности. Архитектура основана на символическом понимании пространства, ввиду чего обращается к символическому смыслу здания, устанавливая соответствие между различными планами бытия и формами здания. Пропорции многих построек прошлого определялись символическим значением форм. Например, в древних греческих и римских храмах в целях подчеркивания идеи духовного восхождения устанавливалась прямая соотнесенность между архитектурными пропорциями и космическими моделями. Наиболее последовательно идея постепенного восхождения выражена в композиции вавилонских зиккуратов. Архитектурное пространство мечети создается балансом качества, сил и энергий, соответственностью с движением светил на небе, чередованием света и тьмы. Несомненно, что в основе сложной геометрической символики храма лежит принцип дерева или горы, в котором присутствует космическая и технологическая символика. Храм выступает как земная проекция моделей космоса: несколько небес, покоящихся на опорах (пилонах, колоннах), связывают землю с «первичными водами». При этом все круглые формы выражают идею неба, квадрат олицетворяет землю, а треугольник символизирует взаимодействие между небом и землей. Храм - это модель организованного космоса, проявление одного во множественности, поэтому в нем широко используется символика чисел: 7 в пирамидах, 3 в христианских храмах, а 8, являющееся связующим звеном между 4 (квадратом) и 2 (кругом), - в башнях. В основе храма также лежит символика мандалы - квадратуры круга - квадрат и круг , связанные восьмиугольником, который несет на себе тяжесть храма. На развитие древнерусской архитектуры оказало влияние византийское искусство, самобытно интерпретированное древнерусскими архитекторами. В XII–XIII вв. сложились местные школы архитектуры в Новгороде, Пскове, Владимире и других городах. С XIV в. ведущее место заняла московская школа, и постепенно сформировался единый стиль древнерусской архитектуры, которую отличали ясное выявление конструкции зданий, величавые пропорции, строгая уравновешенность пространства и массы. Широкое распространение получили крестово-купольные храмы, а в XVI в. появился своеобразный тип шатровых храмов-башен. При этом архитектурные элементы храма имеют собственное символическое толкование. Например, три двери храма олицетворяют веру, надежду и милосердие. Церковные стены ограждают спасенное от греха человечество, контрфорсы опоры означают духовный подъем и моральную силу, крыша символизирует милосердие, колонны - догматы веры, своды - пути спасения, а шпиль - Божий перст, указующий конечную цель человечества. Источ.: Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: Терминологический словарь. М., 1997; Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1997; Чернявская Т. Н. Художественная культура СССР: Лингвострановедческий словарь. М., 1984.

«Знаки и символы искусства» - Винсент Ван Гог. В Средние века особый интерес представляла устремленность человека к Богу. Суета сует. Н. Римский-Корсаков. Сложный внутренний мир художника часто раскрывается посредством символов. Звездная ночь, 1889. Рerpetuum mobile. Натюрморт с устрицами. Музыкальные инструменты, ноты - краткость и эфемерная природа жизни, символ искусств.

«Духовная жизнь» - Трудовые. Искусство и духовная жизнь. Особенности искусства. Игровая. Тенденции духовной жизни современной России. Биологонизаторские. Причины появления искусства: Духовная жизнь в России всегда отличалась своеобразием. Что такое искусство? Основные черты. Истоком искусства стал труд. 3. Образность.

«Искусства и гуманитарные науки» - Изобразительное искусство и архитектура Социология. Обучение и научно-исследовательская деятельность. Искусства и гуманитарные науки. В ходе обучения студент изучает такие дисциплины: Формы обучения: очная / заочная (дистанционная), договорная. Широта и глубина; теория и практика. Выпускник университета по направлению «Искусства и гуманитарные науки» может работать:

«Мир искусства» - «Март» Исаак Ильич Левитан (1860-1900). «Девочка с персиками» Валентин Александрович Серов (1865-1911). Галерея художников. Что вам там запомнилось? Скульптура. Портрет А.С. Пушкина, работа В.А. Тропинина. А знаете ли вы где хранятся подлинные произведения изобразительного искусства? Государственная третьяковская галерея в Москве.

«Символы и знаки» - В традициях народного искусства славян изображение ромба –обозначает землю. Что такое знаки и символы? Где можно найти знаки и символы. Знаки и символы возникли на заре человечества. Например: (любой медицинский знак). Исторический путь знаков и символов. В жизни: в области дорожного движения, в медицине….

«Искусство в жизни человека» - В нашем путешествии по разным видам искусства Вас ждёт немало открытий. Мы будем работать в паре, выполнять творческие задания, петь, создавать проектные работы, искать информацию, создавать презентации, смотреть фильмы и др. Вы обязательно достигните Вершины познания искусства, с которой открывается удивительный Мир!

Всего в теме 20 презентаций

1

1. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: Терминологический словарь. М., 1997.

2. Кузнецов В.А. Христианство на Северном Кавказе до XV века. – Пятигорск: ООО Издательство «Снег», 2007. – 200 с.

3. Левандовский А.П. В мире геральдики. – М.: Вече, 2008. – 218 c.

4. Мириманов В.Б. Первобытное и традиционное искусство // Малая история искусств. – М.: Искусство, 1973.

5. Николаева С.И. Эстетика символа в архитектуре русского модерна. М.: Директмедиа Паблишинг, 2003.

6. Рыбаков А.Б. Язычество древней Руси. – М.: Издательство «Наука», 1987 г.

7. Уваров А.С. Христианская символика. Ч. 1. – М., 1908.

8. Фрайер С., Фергюсон Д. Геральдика. Гербы – Символы – Фигуры / пер. с англ. Борисова.- М.Б.М.: АСТ: Астрель, – 2009. – 208 с.

9. Чернявская Т.Н. Художественная культура СССР: Лингвострановедческий словарь. – М., 1984.

10. Щусев А.В. Об архитектуре // Мастера советской архитектуры об архитектуре / под ред. М.Г. Бархина. Т. 1. – М.: Искусство, 1975.

11. Энциклопедия символов, знаков, эмблем. – М., 1997.

12. Якобсон Р. В поисках сущности языка // Семиотика. – С. 102–117.

Символика имеет огромное значение в истории искусства и развивается во времени вместе с культурой. Смысловая структура символа многослойна и рассчитана на активную внутреннюю работу воспринимающего, т.е. зрителя. Сама структура символа направлена на то, чтобы погрузить каждое частное явление в стихию «первоначал» бытия и дать через это явление целостный образ.

Символ - знак, образ или объект, представляющий абстрактную вещь, воплощающую какую-либо идею. Понятие символа (от греч. simbolon - опознавательный знак, примета) - частный случай понятия знака. Знак - это схематичное однозначное отображение предмета, понятия или явления: знак может быть абстрактным (простая черта, крест, след) и не обязательно обладает символическим значением. Символическое выражение, как правило, противоположно рациональному выражению, излагающему идею прямо, не прибегая к чувственным образам. Символы и их значения активно применяются в архитектуре, культуре, философии и т.д.

Множество символов с древнейших времен использовались как обереги. Издревле люди старались защитить свой очаг, используя архитектурные знаки и надписи, которые вводились в переходные пространства, например во входы - выходы домов, храмов или оконные проемы, являющиеся границами между внутренним и внешним, своим и чужим пространством. Человек вешал перед входом в жилища череп животного или недруга, что должно было отпугивать врага, «защищать» свое жизненное пространство. Благодаря введению особых знаков - оберегов, человек ограждал свой дом, свое жизненное пространство, от негативного влияния внешнего мира. Эти знаки-обереги также прошли огромный эволюционный путь от примитивно-натуральной к условной форме, утвердившейся, например, в архитектуре барокко или классицизма.

До крещения Руси под порог закапывали одного из умерших родственников, чтобы его душа охраняла семью от зла. Над дверьми часто помещался самый распространенный оберег - подкова. Одной из древних обережных кукол для дома являлось - Божье Око. «Крестообразная композиция выражает идею распространения сил добра или охраняющих сил на все четыре стороны света» (А.Б. Рыбаков, «Язычество древней Руси»). Традиционно «Божье Око» помещают над входной дверью в дом, комнату, над кроватью ребёнка, то есть в такое место, которое хорошо видно входящему человеку. Делалось это недаром: яркий образ оберега притягивает внимание входящего, и если были плохие намерения отношению к владельцам дома, то человек забывает об этом. «Домовушки» - Обереги изготавливали традиционно для защиты дома и для задабривания домового. В качестве именно оберега изготавливали оберег - веник. Его вешали на видном месте у входа. Чем красивее и аккуратнее он был, тем большей силой обладал. Если в доме случались серьезные неприятности, веник-оберег меняли на новый, считая, что он вобрал в себя весь негатив и т.д. Типичным знаком-оберегом являются солярные (солнечные) знаки. Вообще знак в виде колеса абсолютно универсален. Изображение солнечного диска, которому поклонялись, часто является также символом движения, т.к. солнце в примитивном понимании “ходит по небу” и является живым существом. Уже позднее, в христианские времена, над вратами первых храмов новой религии мы видим рельефные изображения солярных дисков, сочетаемых иногда с крестом, в своем генезисе имеющем “солярное происхождение”.

Символическим значением обладают изображения различных видов животных, присутствующих на многих архитектурных сооружениях: львов, быков, единорогов и т.д. В культуре разных народов мира это явление называется зооморфизм - представление богов в образах животных, а священных животных как воплощение сущности богов. Каждое животное имеет свое символическое значение и свой мифологический смысл. Иногда, несмотря на то, что символизм основан на ошибочных взглядах на историю и он совершенно фантастичен, все это не лишено некой привлекательности. В качестве примера можно привести использование пеликана как символа Спасителя. Легенда гласит, что, когда другой пищи нет, пеликан направляет свой клюв в грудь (отчего у него клюв красного цвета) и кормит свое потомство кровью. Кентавр с луком и стрелами - изображение астрологического знака Стрельца. Пример того, как данный символ использован в церковной архитектуре, можно увидеть на западных воротах церкви в Порчестере - это интереснейший образец норманнского зодчества.

Тот факт, однако, что с другой стороны входа изображены пара рыб в форме астрологического знака Рыбы, и эти два знака, как говорят астрологи, зовутся «домами» Юпитера и Великой Фортуны, позволяют сделать предположение о том, что архитектор занимался строительством, находясь под влиянием астрологических верований своего времени, он расположил знаки таким образом, чтобы привлечь благоприятное воздействие Юпитера.

Двуглавый орел так же является одним из древнейших символов. Он был широко распространен в Шумерской культуре. Одно из самых ранних изображений двуглавого орла было обнаружено при раскопках шумерского города Лагаш в Месопотамии. Неподалеку от турецкого селения Богазкёй, где когда-то находилась столица Хеттского государства, было обнаружено древнейшее изображение двуглавого орла (XIII в. до н.э.), высеченное на скале. Двуглавый орел с распростертыми крыльями держит в лапах двух зайцев. Современная интерпретация этого изображения такова: царь бдит, взирая по сторонам, побеждает своих врагов, которых изображают зайцы, животные трусливые, но прожорливые. Двуглавый орел изображен и на цилиндрических печатях, найденных при раскопках крепости Богазкёй. Этот символ также найден на стенах монументальных сооружений других городов хеттской цивилизации. Хетты, как и шумеры, использовали его в религиозных целях.

Множество зооморфизмов встречаются в архитектуре православных храмов. Символические изображения в катакомбах: голубь - символ Святого Духа и невинности очищенной покаянием христианской души; феникс - мифическая неумирающая птица, ставшая в катакомбных росписях символом воскресения; павлин - символ бессмертия, так как, согласно современным той эпохе верованиям, тело его не подвергается разложению; петух - также стал символом воскресения, так как его крик пробуждает от сна, многими христианскими писателями сравниваемого со смертью; агнец - символизирует Иисуса Христа, которому в евангельском повествовании усваивается это Имя; лев - символ силы, могущества, власти; рыба - глубокий символ, связанный с греческим написанием слова «рыба» - «ИХТИС», заключающего в себе начальные буквы греческих слов Иисус Христос, Божий Сын, Спаситель.

Но не только отдельные элементы здания или декора могут иметь символическое значение, ведь и само архитектурное сооружение может быть символом. Архитектура основана на символическом понимании пространства, ввиду чего обращается к символическому смыслу здания, устанавливая соответствие между различными планами бытия и формами здания. Пропорции многих построек прошлого определялись символическим значением форм. Например, в древних греческих и римских храмах в целях подчеркивания идеи духовного восхождения устанавливалась прямая соотнесенность между архитектурными пропорциями и космическими моделями. Наиболее последовательно идея постепенного восхождения выражена в композиции вавилонских зиккуратов. В его основе лежит сложная геометрическая символика, включающая в себя пирамиду, лестницу и гору. Некоторые элементы этой символики можно обнаружить и в западных культовых сооружениях, например, в готических соборах. Архитектурное пространство мечети создается балансом качества, сил и энергий, соответственностью с движением светил на небе, чередованием света и тьмы.

Храм выступает как земная проекция моделей космоса: несколько небес, покоящихся на опорах (пилонах, колоннах), связывают землю с »первичными водами». При этом все круглые формы выражают идею неба, квадрат олицетворяет землю, а треугольник символизирует взаимодействие между небом и землей. Храм - это модель организованного космоса, проявление одного во множественности, поэтому в нем широко используется символика чисел: 7 в пирамидах, 3 в христианских храмах, а 8, являющееся связующим звеном между 4 (квадратом) и 2 (кругом), - в башнях. В основе храма также лежит символика мандалы - квадратуры круга - квадрат и круг, связанные восьмиугольником, который несет на себе тяжесть храма.

Православный храм являет собой неразрывное религиозное и эстетическое единство, он представляет собой сложный, неисчерпаемый в своей обозримости символ. Расположение храма, его архитектура, убранство, система росписи символически выражают то, что непосредственно изобразить невозможно. Храм как целостный символ - это и образ Вселенной, и существующей в ее пределах Церкви, распространенной по всему миру и созерцаемой в перспективе.

Постепенно в восточно-христианском мире центрально - купольная система преобразуется в крестово-купольную. Сохраняется космологическая символика, однако общий смысл понимания храма меняется. Это не только «образ и изображение Бога», но также образ человека и, кроме того, «образ души», как считает Максим Исповедник (582-662). Согласно его точке зрения, храм, во-первых, есть образ мира в целом, алтарь в таком случае обозначает горний мир, а помещение для молящихся - дольний. Во-вторых, храм может служить символом только чувственного мира, тогда алтарь - небо, а сам храм - земля. В-третьих, храм уподобляется человеку: алтарь есть душа, жертвенник - ум, а храм - тело. В-четвертых, храм является образом души в ее разумной и животной силе.

Здание православного храма строится или в виде креста (символ Христа), либо в виде круга (символ вечности), либо в виде восьмиугольника (символ путеводной Вифлеемской звезды). Ориентированность храма на Восток (условно - это Иерусалим) символично восстанавливает «первособытие» сакральной истории в ее христианском измерении. Завершается храм куполом (символом тверди небесной), на котором ставят главу с крестом. Если византийский купол над храмом символизирует небесный свод, готический шпиль католического храма выражает стремление к небесам. Купола с крестами связывают небесное и земное пространство в единый освященный мир. Древнерусские купола завершаются главой луковичной формы, напоминающей шлем, что характерно для периода ордынского ига. Она - пламя горящей свечи. При этом каждое количество глав имеет свой глубокий смысл: если ставится одна глава - это символизирует самого Иисуса Христа, если две главы - божескую и человеческую природу Христа, если три - три лица Троицы и т. д. В куполе чаще всего изображается Христос - Вседержитель как глава церкви, а в парусах, поддерживающих купол, четыре евангелиста.

Эти каноны использовались при строительстве древних храмов. Самые древние на территории России христианские храмы находятся на Кавказе. Построены они в раннем Средневековье, в период с VI-XIII вв. Храмы расположены в горах, труднодоступны, малоизвестны, плохо изучены.

Кавказ - уникальное место в мировой истории. Имеет символическое значение для России. Для Российского государства его судьбоносная роль очевидна как в географическом, так и в культурно-историческом плане. Кавказ, который традиционно считался мусульманским, на самом деле, один из первых областей христианской проповеди. Здесь пролегал путь Андрея Первозванного и Варфоломея. Древнейшая из мечетей (г. Махачкала) стоит на фундаменте христианского храма IV века (Ислам возник 3 века спустя).

Археологами описаны и другие реликвии древнего христианства: каменные кресты с надписями на греческом языке на месте основания города Ставрополя, города Буденновска и т.д., статуи христианских рыцарей, камни с древними надписями, останки храма у аула Карт-Джюрт в районе горы Эльбрус и т.д.

Рассматривая архитектуру как исторический временной процесс, мы обнаруживаем несомненные признаки того, что материальная символизация архитектурных форм почти всегда являлась постоянным коммуникативным средством. В архитектурный язык на всех этапах его изменения и развития вводились элементы, которые могут прямо рассматриваться как знаки и интерпретироваться с точки зрения семиотических теорий.

В настоящее время интерес к символизму сохраняется, например, возвращается интерес к геральдике, корни которой уходят в Средневековье, когда и был разработан специальный геральдический язык. Так называемые «говорящие гербы» часто содержали имена их носителей в форме ребуса - иногда в искаженной форме безо всякой оглядки на подлинное происхождение предмета наименования, ибо не всему, что изображалось в качестве геральдических фигур, придавался серьезный символический подтекст, то в Новое время такой подтекст приписывали путем спекулятивных домыслов. Такое истолкование гербовых символов было излюбленным занятием в эпоху барокко и маньеризма. Понятно, что такие царственные животные, как орел или лев, часто привлекаются в качестве имперских символов и в качестве выражения превосходства. Однако то, что рысь должна иметь значение «проворной, живой хитрости и ума, производящего впечатление исключительной остроты», что вепрь означает «во всеоружии отчаянного воителя, который в мужестве своем врагу в битве противостоит рыцарски» это скорее маньеристская интерпретация, чем собственно геральдика. Пока в прошлом веке такие интерпретации обстоятельно дискутировались, геральдика превратилась в самостоятельную вспомогательную историческую науку. Примерами геральдический символов могут быть: саламандра - очень древнее существо, упоминаемое ещё Аристотелем (ящерица-амфибия, обладающая чудесной способностью не сгорать в пламени), в геральдике она символизировала стойкость и иммунитет к опасности, феникс - известная с древности удивительная птица, обладающая способностью возрождаться к жизни после самосожжения (он был эмблемой английской королевы Елизаветы I), антилопа - это животное с головой геральдического тигра, кабаньими клыками, зазубренными рогами, с гривой на спине, телом антилопы и хвостом льва (это существо было эмблемой короля Генриха V).

В наши дни символика активно используется современными архитекторами при проектировании архитектурных сооружений. Примером тому является знаменитый оперный театр в Сиднее, один из главных достопримечательностей Австралийского континента - парусообразные оболочки, представляющие собой образ застывшей музыки, образуют крышу делающую это здание непохожим ни на одно другое в мире.

Другим примером может послужить проект общественно-делового центра в Шанхае - Ren Building. Архитекторы используя язык символов, преобразовали графическое начертание в форму. Китайский иероглиф «Ren», означающий «Народ», послужил для архитекторов отправной точкой в создании этого проекта. Чтобы сильнее очаровать хозяев выставки, архитекторы заложили в него сразу несколько символов, ассоциативно связанных с понятиями «жизнь» и »город». Проект задуман в виде двух зданий объединенных в единое целое. Одна из высоток поднимется из воды и, по замыслу архитекторов, будет отвечать за телесное начало человека: здесь расположатся конференц-зал и фитнес-центр. Другая башня - с фундаментом на земле, символизирующая духовное начало - будет оборудована для деловых встреч и переговоров.

Благодаря этому мы можем сделать вывод, что сохраняя традиции, вновь строятся сооружения архитектура которых не утратила своего символического значения.

Библиографическая ссылка

Заиченко А.А., Степанян К.А., Устич Н.А. СИМВОЛИЗМ В АРХИТЕКТУРЕ // Успехи современного естествознания. – 2013. – № 8. – С. 79-82;
URL: http://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=32705 (дата обращения: 06.04.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»