Сирия: «геноцид христиан» и «святая война. Христианские святыни Сирии

  • 20.09.2019

Сирия – одна из тех восточных стран, которые для нас традиционно представляются чем-то загадочным и далеким. Однако Сирия для нас во многом ближе, чем мы представляем. Столица Сирии Дамаск – один из первых регионов, где начал свою проповедь христианства. И, несмотря на то, что уже несколько столетий Сирия является мусульманским государством, в Дамаске до сих пор около 10% населения – христиане. В Сирии присутствуют различные христианские конфессии, но самая многочисленная – Православие. В первую очередь, это . Многие христианские святыни подвергаются нападению. В фоторепортаже “Фомы” – одни из наиболее известных памятных для христиан мест в Сирии.

Монастырь Св. Фёклы в Маалюле. Во время гражданской войны в Сирии боевики разграбили древнюю обитель и взяли в плен монахинь. Сейчас монастырь восстанавливается

Маалюля – единственное место на свете, где говорят на том самом наречии арамейского языка, на котором изъяснялся Иисус Христос

Сайданайский православный монастырь был основан императором Юстинианом в VI веке. Сюда приезжают паломники со всего мира, чтобы поклониться иконе Богоматери, написанной по преданию евангелистом Лукой

Близкое соседство мусульманства и христианства способствует порой образованию очень необычных народных традиций и верований. Так, например, один из минаретов (на заднем фоне) мечети Омейядов в Дамаске посвящен Иисусу Христу. Некоторые сирийцы верят, что во время Страшного суда Спаситель спустится именно к его подножию. Для этого смотритель каждый день стеллит новый ковер у его двери.

В мечети Омейядов в Дамаске хранится частица головы Иоанна Предтечи. Поклониться святыни приходят как мусульмане, так и православные

Древняя Пальмира множество раз перестраивалась. На последнем этапе развития здесь активно развивалось христианство – остатки базилик можно найти в руинах на центральной улице города

Развалины древнего паломнического города Сергиополиса, названного в честь святого Сергия, римского воина, принявшего здесь мученическую смерть за веру. Случилось это примерно в 305 году н.э. Вскоре город превратилась в место паломничества к мощам святого Сергия, многие болящие получали здесь исцеление. Здесь был построен храм в честь Сергия, на месте которого в начале VI века возвели новый величественный собор. Когда город заняли мусульмане, они не посмели тронуть святыню и построили скромную мечеть по соседству. Сергиополис расположен близ столицы Исламского государства – Аль-Ракки

Близ Алеппо находится монастырь святого Симеона Столпника, который провел в молитве и посте на вершине небольшой башни 37 лет. Во времена Византии вокруг обители вырос целый город с множеством соборов. Сейчас здания находятся в руинах.

На территории Сирия сохранились руины десятков и сотен малых городов и поселений времен Византийской империи. В каждом из них сохранились артефакты, указывающее на христианское вероисповедания местного населения. На фото обломок стелы из Наби-Хури

Собор Пресвятой Богородицы в Тартусе, перестроенный в мечеть, а затем превратившийся в музей. Под его сводами скрыт алтарь, предположительно, первой в мире базилики, построенной в честь Богородицы

Покинутый христианский храм в городе Эль-Кунейтра, разрушенном израильтянами

В течение всего года на территории не прекращался начатый в 2011 году военный конфликт между законной властью государства и бандами исламских радикалов. В 2011 и 2012 годах христиане в Сирии уже сталкивались с агрессией со стороны исламистов, но 2013 год стал знаковым в этом отношении, отразив весь накал антихристианской войны. В докладе «Гонимые и забытые?» организации «Помощь Церкви в беде», который охватывает случаи преследований христиан за 2011-2013 годы, отмечается, что, несмотря на агрессию боевиков против других мусульман, христиане чаще всего оказываются в зоне наиболее жестокого насилия .

Патриарх Мелькитской Католической церкви Григорий III приводит следующие данные: около 1200 христиан погибли, разрушено более 60 церквей, 450 тыс. (из 2 миллионов) христиан различных деноминаций покинули Сирию . Верховный комиссар ООН по делам беженцев Антониу Гутерреш назвал сирийский кризис «худшим с окончания “холодной войны” гуманитарным кризисом» .

2013 год оказался знаковым и в отношении внешнеполитической ситуации вокруг Сирии. Совершенно ясные очертания приняла так называемая «оппозиция»: цивилизованная ее часть показала свою несостоятельность, но во всех красках проявилась деятельность террористических банд, часть которых осенью 2013 года объединилась под общим красноречивым названием «Армия ислама» («Джейш аль-Ислам»). К концу года изменилась риторика западных СМИ, и мировое сообщество стало лучше понимать, что сирийское государство ведет войну не с собственным народом, а фактически с мировым терроризмом. Иллюстрацией этого может послужить то, что американское общество активно противилось планам Президента Б. Обамы по нанесению удара по Сирии в сентябре 2013 года .

В деле урегулирования сирийского конфликта особенного успеха добилась российская дипломатия. Последовательная позиция России, а также виртуозный дипломатический ход, предотвративший военное вторжение ряда западных государств в Сирию, внесли большой вклад в изменение общественного мнения о конфликте и создали предпосылки для созыва конференции «Женева-2». В то же время, во многом благодаря усилиям Русской Православной Церкви и российского государства, проблема тяжелого положения христиан в Сирии стала привлекать к себе больше внимания мирового сообщества .

Однако эти успехи, вкупе с военными успехами сирийской регулярной армии на некоторых направлениях, подтолкнули боевиков к усилению агрессии по отношению к христианскому населению страны. При попытке проанализировать количество поступающих в СМИ новостей о преследованиях христиан в Сирии в 2013 году, становится ясно, что с осени произошел резкий скачок насилия в отношении христиан . Рассмотрим основные случаи направленной против христиан деятельности боевиков с начала 2013 года.

Эту деятельность можно разделить по основным видам. Наиболее часто происходят минометные обстрелы христианских кварталов крупных городов и христианских поселений - сообщения о таких происшествиях регулярно появляются в новостных сводках. В результате обстрелов жертвами зачастую становится мирное христианское население, в том числе женщины и дети, ущерб наносится зданиям церквей и других принадлежащих христианам сооружений. Например, осенью-зимой 2013 года ареной наиболее ожесточенных боев между правительственной армией и боевиками стал горный массив Каламун, который расположен к северу от Дамаска. Здесь находится целый ряд городов, населенных преимущественно христианами. В сентябре 2013 года, после резонансного нападения на Маалюлю, террористы неоднократно пытались ворваться в древний христианский город Сейдная , однако были остановлены местными отрядами самообороны, в результате чего несколько христиан погибли . Однако 21 ноября боевики вновь предприняли массированный обстрел Сейднаи, в результате которого несколько снарядов попало в монастырь, повредив его строения . При этом, по данным известного американского эксперта Реймонда Ибрагима, боевики выкрикивали антихристианские лозунги, угрожая отсечь христианам головы в их же монастыре . В начале декабря 2013 года стало известно, что боевики стекаются в окрестности города и готовят очередное нападение на Сейднаю, планируя захватить ее по сценарию захвата .

Говоря о разрушении христианских святынь, следует отметить, что такой вид деятельности также получил широкое распространение. В течение 2013 года было осквернено, полностью или частично разрушено, расхищено множество храмов и монастырей. Среди них - монастыри в Кусейре, Хомсе, Маалюле, Алеппо, Сейднае; множество церквей в Дамаске, Алеппо, Хомсе, Маалюле, Ракке, Хасаке, Дейр эз-Зоре, Ябруде, Сададе, Дейр-Атихе, Гасаньехе, Табке и др. Церкви и монастыри принадлежат Антиохийской Православной Церкви, Мелькитской Католической церкви, Армянской, Маронитской, Сирийской Ортодоксальной церквям. По последним данным, разграбленные христианские реликвии боевики продают как антиквариат за рубеж, намереваясь на вырученные деньги приобретать оружие и боеприпасы, и этой деятельностью серьезно обеспокоено ЮНЕСКО . Однако стоит отметить, что бандиты нападают также и на святыни мусульман: шиитов (и относящихся к ним алавитов), оскверняют и разрушают суннитские мечети.

Разграбленные христианские реликвии боевики продают как антиквариат за рубеж

Другая разновидность преследований - это взимание с христианского населения джизьи (особого налога для немусульман) в захваченных поселениях, что вынуждает местных христиан покидать свои дома. При более радикальных настроениях исламистов христиане полностью уничтожаются и изгоняются из поселения. Так, город Хомс покинуло практически все христианское население (около 140 тыс. человек). Оставшиеся были почти полностью уничтожены боевиками. Пример Хомса - далеко не единственный, подобное творилось во многих городах. Боевики при этом используют широкий арсенал методов устрашения: похищения христиан, насильственное обращение в ислам, изуверские пытки, унижения, изнасилования, публичные казни. Например, в городе Садад творилась настоящая резня: после его освобождения от террористов в октябре были найдены массовые захоронения с телами 45 христиан . Тысячи христиан были вынуждены бежать из Кары, Дейр-Атиха и других городов.

Самым резонансным событием за весь период конфликта стало похищение 22 апреля 2013 года двух митрополитов из Алеппо - православного Павла (Язиджи) и сиро-яковитского Григория Иоанна (Ибрагима) . Похищение произошло, когда архиереи возвращались после переговоров об освобождении ранее захваченных священников; диакон, управлявший автомобилем митрополитов, был застрелен. Оба иерарха были известными персонами на мировой религиозной арене, регулярно участвовали в крупных межрелигиозных и межцерковных мероприятиях. Требований к освобождению выдвинуто не было. Эти обстоятельства наводят на мысль о том, что похищение имеет далеко идущие политические цели и было осуществлено по указанию извне. Таким образом заинтересованные игроки могут оказывать влияние на Антиохийского Патриарха Иоанна X, который приходится родным братом похищенному митрополиту Павлу.

Еще одним шокирующим актом гонений стал ряд нападений боевиков на поселение Маалюля - сердце сирийского христианства . В сентябре 2013 года произошло первое нападение, в ходе которого боевики убивали христиан, заставляли их принять ислам, обстреливали церкви и монастыри, сбрасывали с них кресты. В начале декабря произошло повторное нападение, в результате которого были похищены 12 православных монахинь и 4 послушницы из во главе с игуменьей матерью Пелагеей (Сайяф). До сих пор похитители не выдвинули требований к освобождению монахинь.

Самым резонансным событием стало похищение двух митрополитов из Алеппо

В уходящем году совершались похищения и убийства священнослужителей других христианских конфессий. В июне в районе Гасаньеха был убит францисканец Франсуа Мурад, в конце июля в Ракке был похищен, а позднее убит оппозиционный по отношению к сирийскому правительству иезуит Паоло дель"Ольо. Судьба еще нескольких похищенных клириков Мелькитской и Армянской церквей до сих пор остается неясной.

В настоящий момент большое количество христиан стекается в относительно безопасную местность в районе Хомса под названием «Долина христиан» (Вади ан-Насара), в которой расположено несколько христианских поселений. Местное духовенство и миряне оказывают посильную помощь раненым и беженцам. В ходе личной беседы епископа (ныне митрополита) Антиохийской Православной Церкви Исаака (Бараката) 11 сентября 2013 года с автором иерарх сказал, что многие христиане в Сирии готовы оставаться на своей родине до конца. Лидеры других христианских конфессий в Сирии также делали неоднократные призывы к своей пастве не покидать страну . Несмотря на это, количество беженцев среди христиан растет. Часть из них перемещается в соседние Ливан, Турцию, Иорданию, северные районы Ирака, многие мигрируют в западные страны, где существуют епархии сирийских церквей. Небольшая часть пытается переселиться в Россию. Ситуация осложняется тем, что христиане опасаются, не станут ли власти относиться к ним как к изменникам родины, когда они попытаются возвратиться в Сирию по окончании конфликта. По этой же причине многие боятся официально регистрироваться в качестве беженцев, что лишает их гуманитарной помощи .

Отдельно стоит упомянуть про общину Русской Православной Церкви в Сирии. В связи с позицией России по сирийскому вопросу в адрес российского населения в Сирии стали поступать угрозы расправы со стороны боевиков, в результате многие были вынуждены уехать.

В завершение необходимо сказать и о деятельности Русской Православной Церкви по оказанию помощи сирийским христианам. Проблема преследований и дискриминации в течение года регулярно поднималась Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом и председателем Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополитом Волоколамским Иларионом на крупных международных площадках, в ходе встреч с политическими и религиозными лидерами в России и за рубежом, а также в средствах массовой информации. Эта деятельность, очевидно, внесла весомый вклад в признание факта преследований христиан, о котором упоминалось в начале данной статьи.

Русской Церковью собрано 1,3 миллиона долларов США, которые перечислены на счет Антиохийского Патриархата

Кроме этого, Церковь оказывает христианам Сирии и материальную помощь. Летом 2013 года Святейший Патриарх объявил общецерковный сбор средств для народа Сирии. В результате было собрано 1,3 миллиона долларов США, которые были перечислены на счет Антиохийского Патриархата. С марта по декабрь 2013 года по благословению Предстоятеля Русской Церкви Императорское Православное Палестинское общество организовало сбор средств и гуманитарной помощи для народа Сирии. Собиралось наиболее необходимое: лекарства, медицинское оборудование, перевязочные материалы, детское питание. В Сирии очень сильный урон нанесен медицинской отрасли, разрушено множество больниц, остро не хватает машин скорой помощи и других необходимых вещей. По состоянию на декабрь 2013 года, в Сирию было направлено 8 партий собранной помощи, которая распределялась как среди христиан, так и среди мусульман .

Подводя итог, следует признать, что христиане в Сирии оказались наиболее уязвимой группой населения. Радикальные исламисты развернули в Сирии полномасштабное истребление христианства. Будущее христианства в Сирии находится под серьезным вопросом. Древнейшим христианским святыням нанесен невосполнимый ущерб, большое число христиан или покинули страну, или остались без крова и средств к существованию. Сирия стала очередным шагом глобального проекта по дестабилизации региона Ближнего Востока. В стране, которая раньше славилась на весь мир своей атмосферой веротерпимости, при помощи внешних сил развернут конфликт на религиозной почве. Последствия того, что в Сирии исламские радикалы из разных стран мира проходят боевую подготовку и набираются живого опыта ведения войны, отзовутся сильным эхом по их возвращении в свои страны. Так как в Сирии сражается много мусульман из Европы, то западным странам будет проще профинансировать очередную войну на Ближнем Востоке, нежели ждать возвращения профессиональных террористов. А следующей страной может стать Ливан, где уже почти готова почва для разжигания конфликта. Учитывая то, что в Ливане проживает большое количество христиан, мир получит очередную волну гонений.

За последнее столетие человечество много раз уничтожало себя в кровавых конфликтах, гражданских и международных войнах. Но, пожалуй, до сих пор нам еще не приходилось наблюдать военное противостояние, более всего напоминающее битву света и тьмы, которое многие люди – как осведомленные эксперты, так и простые обыватели – называют преддверием возможного апокалипсиса. Речь идет о Сирии – небольшой стране на Ближнем Востоке, которой Бог отвел очень большую роль в истории человечества.

Глядя, как уже в течение двух лет сирийский народ самоотверженно защищает свою землю, а христианское меньшинство в стране – свою веру от жестоких зверей, которых язык не поворачивается назвать людьми, не перестаешь удивляться стойкости и мужеству этих защитников.
А наблюдая, как единодушно граждане многих стран – от сановных до простых – выступили в начале сентября нынешнего года против американского вторжения в Сирию, как ситуация, балансируя на самой последней грани между миром и глобальной войной, оказалась ближе к миру, прежде всего усилиями российских дипломатов и президента, невольно задумываешься о том, что произошло это не случайно. Нет сомнений, что в этом проявилась воля Божья, в том числе по молитвам служителей Христовых, которые на протяжении столетий во множестве рождались на этой земле и освятили ее своими подвигами.

И все же статистика неутешительна: около 60 христианских церквей разрушено в Сирии в результате военных действий,


Прежде всего в городах Хомс, Алеппо, Маалюля Сирию уже покинуло полмиллиона христиан, а совсем недавно около 50 тысяч христиан – врачей, инженеров, адвокатов, предпринимателей – обратились в МИД РФ за российским гражданством. При этом никто из них не хочет оставлять свои дома и уезжать из Сирии. «У нас есть все необходимое, мы не просим денег, – пишут они в обращении. – Мы не сомневаемся в сирийской армии и правительстве. Однако в нас вселяет страх заговор Запада и проникнутых ненавистью фанатиков,
которые ведут жестокую войну против нашей страны». Этот страх поразил такое большое число сирийских христиан впервые за две тысячи лет. И единственный способ противостоять ему – это уверенность в том, что Россия их не бросит.

Страна апостолов и святых

Сирия, несмотря на, казалось бы, небольшую территорию, занимает в истории христианства одно из важнейших мест. Как повествует книга Деяний апостолов, входящая в Новый Завет, именно по дороге в Дамаск – столицу Сирии – величайший из апостолов Павел перестал быть гонителем христиан ветхозаветным иудеем Савлом и принял, можно сказать, от самого Христа, который обратился к нему грозным голосом и ослепил его.
А позднее Павел поселился в сирийском городе Антиохия, который был в то время четвертым по величине городом Римской империи после Рима, Эфеса и Александрии. И, как сообщается в тех же Деяниях апостолов, последователи Христа впервые начали называться христианами именно в Антиохии (Деян.11, 26).

Позже этот город стал настоящей колыбелью христианского богословия, поскольку здесь была создана и успешно развивалась, наряду с другими, Антиохийская богословская школа. Одним из ее основателей явился величайший учитель Церкви святитель Иоанн Златоуст, который родился в Антиохии и совершал здесь свое пресвитерское служение до призвания на Константинопольскую кафедру. Именно в родном городе Антиохия он написал свои лучшие и главные богословские произведения. Кроме того, по некоторым указаниям, сохранившимся в трудах древних церковных писателей, в Антиохии родился и святой апостол Лука.

Поэтому не случайно именно в этом городе находился центр одной из четырех древнейших автокефальных Церквей – Антиохийской, которая после упадка Антиохии была перенесена в Дамаск. Исторически Антиохийская Поместная Православная Церковь занимает третье место в диптихе автокефальных поместных Церквей. По установившемуся церковному преданию, она была основана около 37 года апостолами Петром и Павлом. С 451 года Церковь обрела статус Патриархата. Из Антиохийской церкви вышли, кроме уже упомянутых последователей Христа, преподобный Иларион Великий, основатель монашества в Палестине, преподобные Симеон Столпник, Дорофей Газский, Иоанн Мосх, а также святые подвижники, чьи имена сохранили принадлежность к сирийской культуре: преподобные Ефрем Сирин, Исаак Сирин, Иоанн Дамаскин и многие другие. Без этих величайших людей невозможно представить и понять историю и духовный опыт всей Православной Вселенской Церкви.

Дамаск – старейшая столица мира

Так что для каждого христианина сирийские города, и прежде всего самый сохранившийся и развитый из них Дамаск, – это места средоточия христианской истории, церковного духа. Интересно, что, по мнению некоторых ученых-историков, Дамаск является еще и древнейшей из существующих ныне столиц мира. Этот город был известен уже с XVI века до Рождества Христова, когда находился под властью египетских фараонов. В 940 году до Рождества Христова он являлся столицей Дамасского царства, основанного арамейскими племенами, в состав которого входила Палестина (4 Цар. 8, 7–15).

Поскольку христианская община была основана в Дамаске святыми апостолами Петром и Павлом, ее епископы имели большой авторитет в иерархии Антиохийской Православной Церкви. А в эпоху первых Вселенских соборов некоторые епископы Дамаска принимали участие в соборных заседаниях. В Дамаске до сих пор сохранились памятные места, связанные с историей христианской Церкви. Например, на месте, где стоял дом, в котором апостол Павел был исцелен от слепоты и крещен священномучеником Ананией, позднее был построен храм в честь святого апостола Анании. В настоящее время он расположен под землей, в старой части Дамаска.

В 391 году по приказу римского императора Феодосия I Великого в городе был построен величественный храм во имя святого пророка Иоанна Крестителя, который стал кафедральным для местных епископов. По преданию, под алтарем храма была захоронена честная глава пророка. После завоевания Дамаска арабами храм поначалу использовался совместно и мусульманами, и христианами, которые молились в одном помещении: мусульмане – в западном крыле, а христиане – в восточном. Только через 70 лет храм был перестроен в Великую мечеть.
Согласно

В IV–VII столетиях в Дамаске построили множество храмов и часовен, большинство из которых не сохранились до нашего времени. Тогда же началось строительство христианских монастырей, которые, как правило, представляли собой скромные здания впреданию, обнаружив святую главу Иоанна Крестителя в одном из подземных склепов храма, арабские строители возвели для нее гробницу у восточной стены мечети, которая стала святыней для всех мусульман. Ведь для них Христов Предтеча – один из святых пророков, которого они называют Яхья ибн Закария.

один-два этажа. Сирийское монашество вело успешную миссионерскую проповедь среди язычников, активно занималось благотворительностью. Многие обители стали центрами образовательной, богословской, литературной и художественной деятельности.

Ефрем Сирин – певец покаяния

Невозможно сегодня представить жизнь Православной Церкви, особенно ее важнейший период – Великий пост, без покаянной молитвы преподобного Ефрема Сирина. Один из великих учителей Церкви IV века, христианский богослов и поэт, как повествует его сирийское жизнеописание, родился в городе Низибии от родителей благочестивых. Сам он называл себя человеком «неученым и малосмысленным», но это сказано было лишь по глубокому смирению, ведь его учености «удивлялся», по выражению преподобного Феодорита, даже Василий Великий. Сочинения Ефрема Сирина, еще при его жизни переведенные на греческий язык, читались в церквях после Священного Писания. А само их число достигало тысячи, не считая составленных им и вошедших отчасти в богослужебное употребление молитв, а также стихотворений, излагавших церковное учение и положенных на народные напевы с целью противодействовать распространению ересей. Первое место среди сочинений Ефрема Сирина занимают его толкования на Священное Писание, дошедшие до нас не полностью.
Также огромную популярность имели его проповеди и пророчества, особенно нравоучительные, в которых он высказывал свои мысли и чувства. Современники уважительно прозвали его «Сирийским пророком», и до сих пор, спустя 16 столетий, он говорит нам о покаянии, об удалении от суеты мирской, о борьбе со страстями, изображает смерть, Страшный суд, загробную судьбу грешников и праведников. Он благословляет брак и семью, советует родителям заботиться о воспитании детей для жизни, о хорошем замужестве для дочерей, об определении сыновей на общественную и государственную службу. Его проповедь покаяния не есть проповедь мрачного и безотрадного состояния духа. Он обращает мысль слушателя к христианскому учению о благости Божией, выставляя как тяжкий грех.

Исаак Сирин – созерцатель Божьих тайн

О земной жизни преподобного Исаака Сирина, христианского писателя-аскета, жившего в Сирии в VII веке, известно очень мало. Вместе со своим братом он поступил в монастырь Мар-Матфея около Ниневии, но, стремясь к безмолвию, ушел из монастыря в затвор и не желал возвращаться в обитель. Когда слава о его святой жизни распространилась повсюду, он был возведен на епископскую кафедру города Ниневии патриархом Георгием. Но, видя грубые нравы жителей этого города, преподобный Исаак чувствовал, что не в силах исправить их, и к тому же тосковал по отшельнической жизни. В результате, оставив епископство, он удалился в Скитскую пустыню (монастырь Раббан-Шабор), где жил до самой смерти, достигнув высокого духовного совершенства.

Хотя преподобный Исаак был аскетом и пустынником, его писания адресованы абсолютно всем людям, верующим во Христа. Он много говорил о последних ступенях духовного подвига, о пределах духовного пути, о созерцании, о конечной цели аскетических подвигов, об обожении человека, о стяжании Святого Духа. Но главное – он говорил о безграничной любви Бога к человеку, и эти напитанные благодатью слова на протяжении столетий привлекали к творениям преподобного Исаака простых христиан и великих подвижников, которые постоянно его цитировали, находя в его словах поддержку и обретая смысл духовной жизни.

Он писал, что Бог никогда не перестает любить людей, «однако каждый, кто сделал выбор в пользу зла, добровольно сам себя лишает Божьего милосердия. Любовь, которая для праведников в раю является источником блаженства и утешения, для грешников в аду становятся источником мучения, так как они сознают себя непричастными ей. Мучимые в геенне поражаются бичом любви. И как горько и жестоко это мучение любви! Ибо

ощутившие, что они погрешили против любви, терпят мучения, которые сильнее всякого другого страдания. Неуместна человеку такая мысль, что грешники в геенне лишаются любви Божьей. Любовь дается всем вообще, но любовь силою своей действует двояко: она мучает грешников и веселит собою тех, кто исполнил свой долг перед Богом. Геенна есть раскаяние».

Прозрения и откровения преподобного Исаака Сирина освещают дорогу тем, кто пытается идти трудным путем спасения своей души. Они помогают спасающемуся удержаться от соблазнов и опасностей, возникающих на этом пути, и особенно – пропасти гордыни. «Воздаяние бывает не добродетели и не труду ради нее, но рождающемуся от них смирению» – эта глубочайшая мысль подвижника является одной из самых цитируемых на протяжении столетий.

Иоанн Дамаскин – учитель веры

Еще один известный на весь христианский мир сирийский подвижник – преподобный Иоанн Дамаскин – происходил из высшего сословия, обучался точным наукам и музыке, но сердце его с малолетства принадлежало Христу. Кстати, его родной брат Косьма, также посвятивший себя служению Христу, впоследствии стал епископом Маюмским. Около 706 года будущий преподобный Иоанн принял пострижение в монастыре святого Саввы Освященного близ Иерусалима и был рукоположен во священника.
В период иконоборчества он выступал в защиту почитания икон, написав «Три защитительных слова в поддержку иконопочитания», в которых иконоборчество понимается как христологическая ересь, а также впервые различается «поклонение», подобающее только Богу, и «почитание», оказываемое тварным вещам, в том числе и иконам. Иконоборческий собор 754 года четырежды подверг анафеме преподобного Иоанна, но VII Вселенский собор подтвердил верность его учения. Как писатель он также прославился своей небольшой по объему, но очень емкой по содержанию книгой «Точное изложение православной веры», которая стала чуть ли не первым катехизисом, вобравшим в себя основные вероучительные понятия.

В жизни преподобного Иоанна был уникальный чудесный случай, который нашел воплощение в сюжете иконы Божией Матери «Троеручица». (18) Когда ему отсекли руку, чтобы он не писал иконы, сама Богородица вернула ему руку невредимой. Скончался преподобный около 753 года и был погребен в лавре Саввы Освященного возле раки с мощами самого основателя. В правление императора Андроника II Палеолога (1282–1328 гг.) его мощи были перенесены в Константинополь.

Маалюля – город, говорящий на языке Христа

Страшные события, которые происходят в Сирии последние два года, обнажают как звериную сущность захватчиков, так и уникальность этой небольшой страны, где на протяжении столетий хранятся многие христианские святыни. Недавно, после захвата боевиками небольшого, населенного преимущественно христианами городка Маалюля, расположенного в 60 километрах к северо-востоку от Дамаска, весь мир узнал, что местные жители говорят на одном из древнейших, почти исчезнувшем языке мира – арамейском, на котором в период своей земной жизни говорил сам Христос. Сложно поверить, как, несмотря на жестокие войны, этнические и религиозные столкновения, здесь сохранилась прочная связь с двухтысячелетней историей христианской Церкви. В этом многообразии – языковом, этническом, религиозном – проявилось одно из духовных богатств Сирии, которое пытаются уничтожить те, кто ведет войну с ее народом, навязывая свои черно-белые, мрачные, бесчеловечные представления о мире.

В Маалюле также находится один из древнейших монастырей в мире – женский монастырь в честь святой Феклы. К сожалению, он был захвачен боевиками, которые, слава Богу, оставили в живых монахинь во главе с настоятельницей игуменьей Пелагеей, а также детей, которые воспитываются в монастырском приюте. Но общение с

головорезами требует огромной выдержки, терпения и мудрости, так что за насельниц этого монастыря и за матушку Пелагею, без сомнений, молятся все христиане, которые слышали об этой беде. Тем более что при захвате террористы попытались украсть старинные иконы и предметы церковного быта.

Церковные и светские власти, представители разных религий России, испытывая глубокую обеспокоенность тем, что вылазки террористов в Сирии затронули и символ христианского присутствия в этой стране – Маалюлю, призывают всех тех, кому небезразлична судьба населения этого города, сделать все возможное для недопущения расправы над ним и разрушения христианских святынь. Нет сомнений в том, что деяния и молитвы неравнодушных людей обязательно приведут к тому, что Сирия выстоит и вернется к мирной жизни.

Текст Светланы Высоцкой. Фото из открытых интернет-источников.

Сегодня Сирия — в мировых сводках новостей. От того, как будет разыграна «сирийская карта» напрямую зависит будущее геополитики.

1. Столица Дамаск - древнейший непрерывно населенный город мира. Оценки его возраста разнятся - от 4000 до 10000 лет . Древнее его, пожалуй, всего один город - палестинский Иерихон. В Сирии есть еще один город с более чем 4000-летней историей - Халеб.


2. В Дамаске и Халебе сохранились целые кварталы, домам в которых больше 400 лет, а некоторые улицы спроектированы еще в античности. Улица Прямая упоминается в Библии. В Дамаске можно найти римские укрепления, византийские храмы и старейшие арабские мечети, воздвигнутые на древних храмах (например, минарет Исы (Иисуса) на древнем храме Юпитера) . Древнейший христианский храм - подземная часовня Святого Анания (I век).

3. Алеппо (второе название Халеба) - самый крупный город страны. Город-миллионник, он расположен недалеко от турецкой границы и превосходит по численности Новосибирск. В Алеппо родился первый президент Армении. Второй миллионник - Дамаск.

4. Сирия находится на севере древнейшего очага цивилизации — Плодородного Полумесяца (Египет, Междуречье, Левант).

5. От её границ 250 километров до Египта, 120 до Кипра, 700 до Греции и около 650 до России.

6. Территория Сирии больше Греции, Болгарии, Венгрии или Австрии, но меньше Белоруссии.

7. В Сирии проживает около 20 млн. арабов и 2 млн. курдов, говорящих на курдском языке - потомке мидийского . Помимо арабов и курдов здесь обитают большие группы армян, черкесов, греков-мусульман, сирийских туркмен.

8. Сирийские арабы говорят на особом диалекте арабского языка, заметно отличающемся от литературного. Жители центральных и северо-восточных областей также говорят на разных наречиях.

9. Благодаря литературному арабскому, друг друга могут понимать более 200 миллионов арабов от Атлантики до Персидского залива.

10. По-арабски название Сирии звучит как «Сурийя» , а в полном варианте «аль-Джумухирийя аль-Арабийя ас-Сурийя» (Сирийская Арабская Республика).

11. Около 90% населения живет в долине реки Евфрат либо в плодородных районах вблизи Средиземного моря, что вместе составляет всего треть территории страны . Остальную площадь занимает Сирийская пустыня, издревле разделяющая два региона - Междуречье и Левант (плодородный треугольник у моря: Израиль, Сирия, Палестина, Ливан ). Различия в культуре и расположении этих двух регионов не раз становились причиной конфликтов.

12. Чем Сирия похожа на Россию, так это своим расположением на стыке европейских и восточных культур. Одна её часть тяготеет к Западу, другая к арабскому миру Востока. Прибрежные регионы занимают преимущественно христиане вперемежку с мусульманскими сектами и несуннитскими течениями, пустынные же районы вдоль Евфрата тяготеют к суннитскому консерватизму. Благодаря своему положению, Сирия - одно из самых древних торговых государств. Некоторым городским рынкам около пятисот лет.

13. Из двух миллионов сирийских христиан примерно половина - православные . Большинство населения (около 18 млн.) мусульмане.

14. Сирия - родина множества христианских, исламских и других религиозных сект и оригинальных течений. Приверженцы алавизма, эзотерического направления ислама, превышают число христиан вдвое. Алавитам разрешается пить вино, молиться 2 раза в день и поститься всего две недели. Свою религию они считают тайным знанием, доступным только избранным. Президент Башар Асад - алавит.

16. Независимая Сирия в современных границах существует с 17 апреля 1946 года, когда она освободилась от колониального господства Франции.

17. На территории страны располагались древнейшие мировые цивилизации: Ассирия, Хеттское царство, Вавилония, Персидская империя, держава Александра Македонского. Эту землю по очереди занимали Римская империя, Византия, Арабский халифат, крестоносцы, монголы, Османская империя. В 1920 году страна стала французской колонией.

18. Сегодня Сирия — самая «горячая» точка планеты. За время войны (2011 - н.в.) против Сирии были введены санкции ЕС, стран Персидского залива, практически исчез туристический сектор, резко упали продажи нефти, боевиками разграблено более 1000 фабрик и предприятий в Алеппо. По данным Учебного и научно-исследовательского института ООН разрушено около 300 культурных памятников . Одним из триггеров недовольства суннитского населения восточных регионов стала сильнейшая засуха (2006-2011 гг.), особенно затронувшая долину Евфрата и пустынные регионы.

19. Сирия - колыбель христианства. В стране живет несколько десятков тысяч ассирийцев - потомков населения Великой Ассирии. Они говорят на новоарамейских языках. Именно по-арамейски написана часть книг Библии, на этом языке говорил Иисус Христос и его окружение. Народ исповедует преимущественно христианство, причем ассирийцы были одними из первых, кто в I веке принял эту веру.

20. В Сирии заблокированы YouTube, Blogspot и Facebook.

21. В стране бесплатная медицина и образование, а пенсия начисляется с 60 лет. Госслужащим компенсируют затраты на частные клиники, а грамотность составляет 83% (до независимости была 10%), что намного выше чем в Ираке и Египте.

22. Больше 50 лет Сирия находится под управлением партии Баас (Партия арабского социалистического возрождения, сокращенно: «возрождение»).

23. Первым днем недели согласно традиционному арабскому календарю считается воскресение «Аль-Ахад» (первый), а последним - суббота «Ас-Сабт» (отдых). Как и в России празднуются 8 марта, День матери, Новый год, День независмости и 1 мая

24. Отношения Сирии с СССР и Россией всегда были довольно теплыми. Это связано как с общим социалистическим прошлым, так и с противостоянием американской политике господства на Ближнем Востоке. Так, ещё в 1971 году в городе Тартус была размещена материально-техническая база Военно-морского флота СССР, а в 2005 году был списан 10-миллиардный долларовый долг Сирии. Однако Сирия до сих пор не признает Израиль . И если в паспорте есть израильская виза, то, скорее всего, доступ в эту страну будет закрыт.

25. Сирия — родина выдающихся христианских и исламских мыслителей . Среди них философ Посидоний (I век до н.э.), философ Лукиан Самосатский (II век), писатель-аскет Исаак Сирин (VII век), философ-рационалист и вольнодумец Абуль-Ала аль-Маарри (XI век) (именно его статуе в 2013 году отсекли голову джихадисты), арабский средневековый математик Ас-Салар (XII век).

В сирийской земле проповедовал Иоанн Златоуст, родившийся неподалеку.

Церковь в Сирии сегодня переживает тяжелый период гонений. Уничтожаются церкви и монастыри, памятники культурного значения, гибнут люди.

Как выживает Церковь в Сирии в условиях войны - редакции «Православной Жизни» рассказал викарий Блаженнейшего Патриарха Антиохийского Иоанна Х епископ Эрзурумский Кайс (Садик).

Владыко, все христиане искренне сочувствуют своим братьям в Сирии. Расскажите, пожалуйста, как Церковь в Сирии выживает в условиях войны?

С давних времен известно, что Антиохийская Церковь - это Церковь святых мучеников, которая своими испытаниями несет свидетельство о вере Христовой. Поэтому то, что происходит сегодня, не ново. Земля наша обильно поливалась кровью христиан с самых первых веков: она пережила приход арабов-мусульман, крестовые походы, нашествие монголо-татар, власть мамлюков, турецкое иго. Безусловно, это отражается на жизни Церкви, которая постоянно пополняется святыми и мучениками. Недаром у нас говорят, что наша земля была крещена кровью мучеников.

Когда мы употребляем выражение «арабы-христиане», то подразумеваем христиан Сирии, Ливана, Иордании, Палестины, Ирака, Египта и Судана. Это та благословенная земля, где жил Сам Христос, где путешествовало Святое Семейство, где проповедовали апостолы и подвизались многие святые.

Сейчас главные игроки на мировой политической арене ведут между собой борьбу и сводят счеты, а мы являемся жертвой этой игры. Как известно, наша Церковь сейчас переживает тяжелый период гонений и подвергается атакам.


В воскресенье в центре египетской столицы в коптском кафедральном соборе Св. Марка случился теракт, который совершил смертник. В результате взрыва около 30 человек было убито и 60 ранено на месте - в основном это женщины и дети. До сих пор пострадавшие умирают от ранений в больницах, так что жертв на самом деле больше. В Сирии и Ираке уничтожаются церкви и монастыри, а также памятники культурного значения, которые входят в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Все эти трагедии способствуют тому, что мы еще больше дорожим нашей землей и нашей Церковью.

При этом посмотрим на Европу: если, например, там собаку сбила машина, то сразу разные общества защиты животных обращаются к СМИ и выступают с призывами наказать виновных. А у нас людей убивают десятками, сотнями, тысячами…, но международное сообщество при этом молчит. Наблюдается всеобщее безразличие к тому, что происходит в нашем регионе.

- Известны случаи похищения епископов и монахинь…

Три года назад в Сирии были похищены два архиерея - митрополит Алеппский Павел (Языджи) Антиохийской Православной Церкви и сиро-яковитский митрополит Алеппо мар Григорий Иоанн Ибрагим. Их местонахождение неизвестно. И это не просто рядовые люди, а высокие иерархи Церкви - а у нас на Востоке представители Церкви традиционно пользуются всеобщим уважением и неприкосновенностью. Тем не менее, их судьба мало кого волнует. Те, кто могли бы что-то сделать, бездействуют.

Также всем известно о похищении сирийских монахинь, которые удерживались боевиками в плену в течение нескольких месяцев. Их освободили благодаря международному вмешательству. Место пребывания монахинь - монастырь святой Феклы в Маалюле, памятник сирийской культуры, часть мирового и сирийского национального достояния - разрушен и осквернен, как и многие другие святыни. В разрушенных храмах уничтожены архивные документы, ценные иконы и церковное имущество. Со стороны радикалов даже раздаются призывы к тому, чтобы с лица земли были стерты знаменитые на весь мир древние мозаики в церквях, чтобы таким образом была уничтожена память о христианской истории Ближнего Востока.

В зарубежных СМИ сирийцев часто называют религиозным меньшинством Ближнего Востока. Прокомментируйте, пожалуйста .

Мы всегда подчеркиваем: мы не меньшинство, а коренные жители этих земель. Сравним: жених приглашает на брачный пир гостей, которых может быть тысячи, но кто на празднике главный - он или приглашенные? Конечно, жених. Когда мусульмане в VII веке пришли на земли, где жили наши предки, их приняли с миром, они жили бок о бок с христианами на протяжении столетий, мусульмане и христиане вносили общий вклад в созидание ближневосточной цивилизации. Теперь все обернулось против нас.

К счастью, большинство мусульман, которые живут в наших странах, придерживаются умеренных взглядов и руководствуются общечеловеческими ценностями. С ними у нас дружественные отношения и мы, как и раньше, совместными усилиями стараемся развивать нашу культуру. Небольшая часть наших граждан увлеклась радикальными идеями, призывами, финансовыми поощрениями и присоединилась к группировкам. Но теперь все это обернулось против них. Тем не менее, мы остаемся жить на своей земле. Христиане - соль этой земли, наша миссия - свидетельствовать о вере во Христа, и именно этим всегда живет Церковь.

- Почему, на Ваш взгляд, возрастает количество беженцев из Сирии?

Человек вправе эмигрировать из страны, как и птица может улететь в чужие края. Но нужно различать добровольную и вынужденную миграцию. Если говорить точнее, христиане Сирии не переселяются (сами), а выселяются (принудительно) из родных мест.

Поворотным моментом в истории региона стал 1948 год, когда ООН приняла план раздела Палестины и на карте мира появилось государство Израиль. Началось выселение коренных жителей из их собственных домов, изгнание их из родных мест. Эта проблема повлекла за собой и вынужденную эмиграцию палестинских христиан, масштабы которой с течением времени увеличиваются. Гражданская война в Ливане, начавшаяся в 1975 году и длившаяся 15 лет, тоже привела к сокращению христианского населения этой страны, где христиане еще не так давно составляли большинство. Война в Ираке была развязана для дестабилизации ситуации в регионе.

Таким образом, в случае с христианами Ближнего Востока следует иметь в виду, что в нынешних условиях их эмиграция является вынужденным шагом. Отмечу, что среди покидающих Сирию беженцев только один процент составляют христиане, остальные - мусульмане. Показательно то, что среди мигрантов, переплывающих нелегально на лодках Средиземное море, христиан до сих пор не было. Их очень мало и в числе тех, кто легальным способом вылетает из страны и просит убежище в таких странах, как Германия, Франция, Швеция и др. Миграция христиан в Сирии относится в основном к внутреннему ее типу, в пределах страны: люди переезжают из охваченных войной регионов в более безопасные. К примеру, в Сирии есть район, который называется Вади ан-Насара (Долина христиан). В нем 56 христианских деревень, преимущественно православных. Вследствие переселения многих людей в этот островок спокойствия там значительно возросло количество населения и активизировалась жизнь. Монастыри также оказывают поддержку - принимают большое количество беженцев, помогают семьям с детьми, открывают школы.

Повторюсь, что немногие из сирийских христиан добровольно покидают землю, где они родились и выросли, где их культурные и духовные корни, где они всю жизнь трудились. Три месяца назад три тысячи сирийцев - и христиане, и мусульмане - вернулись из Германии на родину. Им представлялось, что Европа - это «земля, где течет молоко и мед». Поэтому в Сирии наблюдается в первую очередь внутренняя миграция.

Беседовала Наталья Горошкова