Тихон щербатый образ и характеристика в романе война и мир толстого сочинение. Тихон щербатый образ и характеристика в романе война и мир толстого сочинение Сочинение на тему Тихон Щербатый

  • 05.09.2021

Образ Тихона Щербатого в романе-эпопее «Война и мир» Л.Н. Толстого выражает активное начало русской души, изображает способность народа смело вступать в борьбу с иноземными захватчиками. Герой является воплощением богатырской силы народа, которая поднялась на защиту Отечества от врагов.

Тихон Щербатый – это также и олицетворение «дубины народной войны», он «самый полезный и храбрый человек» из всех, кто служит в партизанском отряде Денисова. Автор рассказывает на страницах своего романа о том, что «никто больше его не открыл случаев нападения, никто больше его не побрал и не побил французов».

Чем же отличался Тихон Щербатый от других героев?

В первую очередь, деятельностью, трудолюбием, твердостью характера. Он уходил по ночам из отряда, чтобы добыть все, что требовалось для его товарищей и для их общего дела.

Если поступал приказ, герой с такой же легкостью приводил пленного.

Внешняя характеристика героя забавна и выразительна. У него есть один недостаток внешности, благодаря которому он получил свое прозвище – у Тихона отсутствует один зуб. Этот внешний недостаток придает Щербатому хитроватый и неунывающий вид.

Еще одной несомненной отличительной чертой Тихона является его умение никогда не падать духом, как бы тяжело ему ни было, а также искрометное чувство юмора.

Любая работа спорилась в его руках, ловко он колол топором бревна, а иногда этот самый топор становился в руках удальца грозным оружием.

Однако своим главным занятием герой считал ратное дело. Ему он отдаётся целиком и полностью, ему он посвящает все свои силы, свою смекалку и выносливость. Родом из села Покровское, во многих поколениях являвшийся тружеником земли, он создан для мирной жизни, но роль защитника родины он выполняет вполне естественно. Более того, иногда в военной жизни Щербатый проявляет жестокость, но она ему прощается, поскольку на войне всё оценивается иначе.

Взяв топор в руки, Тихон идёт с ним на врага и руководствуется при этом не приказом командира, а патриотическим чувством и ненавистью к пришельцам.

Характер Тихона Щербатого раскрывают и его друзья по оружию. В их словах мы слышим уважение, восхищение, даже некоторую ласку: «ну ловок», «эка шельма», «экая бестия».

Герой быстр и порывист, он всегда полон движения. Во всех сценах, в которых мы встречаемся с Тихоном, он то бежит, то бросается в речку, то выбирается из нее и бежит дальше. Даже в речи его присутствует свойственный ему динамизм: « Один и навернись… Я его таким манером и сгрёб… Пойдём, говорю к полковнику. Как загалдит! А тут их четверо. Бросились на меня с шпажками. Я на них таким манером топором: что вы, мол, Христос с вами…».

Тихон Щербатый олицетворяет силу, мощь и неистощимую энергию русского народа. Автор противопоставляет его образу Платона Каратаева, но не для того, чтобы показать положительного и отрицательного народного героя, а для того, чтобы дать этому герою всестороннюю характеристику.

Тихон – собирательный образ народа, в котором проявились самые лучшие его черты. Он стал олицетворением бесстрашия и самопожертвования народа во имя победы над врагом.

Роман "Война и мир" Толстого - это произведение, в котором рассказывается о значимых событиях в истории нашей страны, о нравах, идеалах и взглядах различных слоев общества, о важных сторонах жизни народа. В романе-эпопее воссоздан целый исторический период. В нем представлены судьбы народов и отдельных людей. Герои этого романа оказываются в водовороте масштабных событий. При этом истинная ценность каждого персонажа определяется тем, насколько он вовлечен в них, насколько чувствует ответственность за происходящее.

"Люди, как реки"

Человеческая жизнь предстает перед читателями во всем ее многообразии и полноте. В этот огромный поток впадают многочисленные ручьи. Толстой говорил: "Люди, как реки". Этим писатель подчеркивал сложность и многогранность человеческой личности, а также непрерывное ее движение. Место и роль этой личности в жизни страны, в ее истории, во взаимоотношениях с русским народом - вопросы, которые ставит Лев Николаевич в "Войне и мире". Неприметные участники войны и деятели истории, карьеристы и лучшие представители своего времени проходят перед нами. В романе насчитывается более 500 действующих лиц. Множество различных характеров и типов создал Толстой. Он показал нам, что масса людей является настоящим творцом истории.

Ценность простых людей

Писатель считал, что не воля того или иного определяет путь развития страны, а духовная жизнь простых людей - партизан, рядовых солдат и офицеров, то есть тех, от действий которых зависит исход сражений. Автора восхищает и глубоко трогает проявление патриотизма в простых людях. Он считает, что любовь к родине выражается не убийством детей во имя спасения отечества, не пышными фразами или иными неестественными действиями, а проявляется просто, незаметно, поэтому всегда приводит к сильным результатам. его представлен ниже) убежден, что война имеет народный характер. порождает чувство мести, которым было наполнено в тяжелые дни 1812 года сердце каждого человека. Крупным планом писатель рисует Тихона Щербатого, мужика-партизана из отряда Денисова, в котором он является "самым полезным и храбрым человеком".

Характерная черта внешности Тихона Щербатого, род занятий

Этот крестьянин, выходец из села Покровское, безусловно, самый нужный человек в своем отряде. Следует отметить, что его внешняя характеристика выразительна и забавна. У героя имеется недостаток внешности, из-за которого он и получил свое прозвище, - у него нет одного зуба. Это придает Щербатому неунывающий и хитроватый вид.

Тихон Щербатый умеет делать все исправно и легко. Он без труда достает воду, раскладывает костры, обдирает коней для еды, готовит пищу, делает Однако основным занятием этого героя, конечно же, является военное дело.

Борьба с врагом как призвание Щербатого

Оставшись у Денисова, Тихон сначала выполнял всю черную работу. Он ухаживал за лошадьми, раскладывал костры. Однако оказалось, что Тихон Щербатый способен на большее. И он стал уходить по ночам на добычу, принося французское оружие и одежду, по приказу порой приводил и пленных. Через некоторое время героя зачислили в казаки. Лев Николаевич отмечает, что Тихон Щербатый всегда ходил пешком, однако не отставал при этом от кавалерии. Он носил с собой мушкетон, но больше для смеха. Настоящим оружием этого героя были топор и пика, которыми Щербатый владел в совершенстве, "как волк зубами".

Он отдает борьбе с врагом все свои силы, выносливость и смекалку. Щербатый по природе своей является тружеником земли, который создан для мирной жизни. Однако с необыкновенной естественностью этот герой вдруг превращается в защитника родины. Автор воплощает в его образе дух народа-мстителя, удаль и находчивость русских крестьян.

Проявление жестокости

Тихон Щербатый отправляется на врага с топором в руках. И не потому, что его кто-то заставляет защищать родину, а под влиянием ненависти к непрошенным гостям и большого патриотизма. Эти чувства так сильны в нем, что Тихон, добродушный по натуре, порой становится жестоким. Тогда французы представляются ему не людьми, а исключительно врагами своей родины.

Отношение товарищей к Щербатому

Образ Тихона Щербатого еще полнее раскрывается читателю в том, как о нем отзываются его товарищи по оружию. Чувствуется, что они восхищаются этим героем, уважают его. В их грубоватых словах слышна даже своеобразная ласка: "ну ловок", "эка шельма", "экая бестия".

Подвижность героя

Необходимо сказать и о том, что движения Щербатова быстры и ловки. Впервые он предстает перед читателем бегущим. Мы видим, как Тихон "бултыхнулся" в воду, затем "выбрался на четвереньках" из речки и "побежал дальше". Этот герой весь в действии, в порыве. Динамична даже его речь. Также следует отметить, что в произведении "Война и мир" Тихон Щербатый отличается способностью не терять чувство юмора в любых обстоятельствах.

Предлагаем теперь ознакомиться со двух героев - Платона Каратаева и Тихона Щербатого. Это поможет вам глубже понять роль последнего в произведении.

Платон Каратаев и Тихон Щербатый

Лев Николаевич Толстой, рисуя образ народного мстителя, показывает, что он отличается не только смелостью, энергией, решимостью, ненавистью к врагу. Ему присущ также великий гуманизм. В романе "Война и мир" "дух простоты, доброты и правды" олицетворяет солдат по имени Платон Каратаев. Герой этот является полной противоположностью Щербатому. Если Тихон Щербатый в романе беспощаден к врагу, то Платон любит всех людей, включая и французов. Тихон грубоват, а его юмор порой сочетается с жестокостью. Платон Каратаев везде хочет найти "торжественное благообразие". И его внешний облик, и "нежно-певучая ласка" в голосе, и характер его речей, которые полны раздумий о людях и жизни - все отличает этого героя от Щербатого.

Тихон Щербатый в романе "Война и мир" не вспоминает о боге. Он надеется лишь на себя, на собственную ловкость и силу. А Платон Каратаев постоянно думает о боге. Речь его наполнена пословицами. В некоторых из них слышны отголоски протеста крестьян против несправедливого общественного устройства (пример - "где суд, там и неправда"). Однако сам Платон не относится к числу тех, кто привык активно вмешиваться в течение жизни, несмотря на то, что в нем заметен дух правдоискательства, характерный в целом для русского крестьянства.

Платон Каратаев, так же как и Тихон Щербатый, в романе "Война и мир" является патриотом. Однако его очень трудно представить сражающимся. Дело не в его робости, а в том, что Платон не ощущает ненависти к врагу.

Щербатый - русский богатырь

В двух во многом разных образах Лев Николаевич Толстой создает единый емкий образ народа, своего рода единство духа. И Платон Каратаев, и Тихон Щербатый каждый по-своему вносят вклад в общее дело. Оба героя не просто осуществляют практические действия, участвуя в борьбе. Их роль более значима - они несут такие качества, как нравственная красота, теплота души и доброта. В романе "Война и мир" Тихон Щербатый, характеристика которого была нами рассмотрена, выражает активное начало души русского человека. Он символизирует способность русского народа смело бороться с захватчиками. Этот герой - воплощение богатырской силы, поднявшейся на защиту родины от врагов.

Щербатый и Петя Ростов

Следует отметить, что функция Тихона Щербатого в произведении не ограничивается олицетворением мужества и силы простого русского мужика. Личность его, как и многих других "проходных" персонажей произведения, служит для усиления характеристики главных героев. Догадавшись, что Щербатый убил человека во время своей вылазки за "языком", Петя Ростов ощущает сильную неловкость, хотя это чувство продолжается недолго. Автор отмечает, что Петя, сидя за одним столом с партизанами, пребывал в состоянии детской восторженной любви ко всем людям. Он хотел сделать каждому приятное, поэтому угощал всех изюмом, присланным из дома. Смерть Пети Ростова подчеркивает слабость наивных мальчиков-дворян и жестокое величие "Тихонов". После его смерти Долохов холодно сказал о Ростове: "Готов". Денисов, подъехав к его телу, вдруг вспомнил, как Петя Ростов говорил: "Отличный изюм, берите весь".

Итак, Тихон является собирательным образом народа, олицетворяющим его лучшие черты. Ему свойственны бесстрашие и самопожертвование во имя победы над захватчиками. На этом завершаем анализ образа Тихона Щербатого.

ПЛАТОН КАРАТАЕВ и ТИХОН ЩЕРБАТЫЙ в романе Л.Толстого «Война и мир».

Цели урока: расширить и углубить представления учащихся о народной войне; выяснить, какое значение сыграло партизанское движение в войне 1812 г.; рассказать о судьбе главных героев (по т. IV).

«ДУБИНА НАРОДНОЙ ВОЙНЫ ПОДНЯЛАСЬ СО ВСЕЮ СВОЕЮ
ГРОЗНОЮ... СИЛОЙ» (Л. Н. ТОЛСТОЙ)

Ход урока:

    Оргмомент.

    Проверка домашнего задания.

    Работа по теме урока.

    Лекция учителя. Платон Каратаев.

Одним из главных героев романа “Война и мир” является народ. Представителями этого народа являются Платон Каратаев и Тихон Щербатый. Это два антипода.

Платон Каратаев - это солдат Апшеронского полка, которого Пьер встретил в плену. К. - воплощение "всего русского, доброго и круглого", патриархальности, смирения, непротивления, религиозности. Все эти качества Толстой ценил в русском крестьянстве. К. - добрый, мягкий, ласковый, добродушный человек. Во время первой встречи Пьер чувствует, как от К. исходит ощущение чего-то круглого и спокойного. Так привлекательна его доброта, спокойствие, уверенность, улыбчивость круглого лица. Однажды К. рассказывает историю про купца, который был несправедливо осужден, но смирился и решил страдать "за свои, да за людские грехи". Судьба К. заканчивается трагично. Во время переходов его пристреливают конвоиры-французы . Его основными чертами является доброта и трудолюбие, душевное здоровье. непосредственность, отзывчивость – то есть все те качества, которыми так восхищался в русском мужике Толстой. Платон Каратаев является олицетворением всего “русского, доброго и круглого”. Движение у него успокоительное и аккуратное Он все умеет делать. Живет, ни о чем не задумываясь, как птица. Каждые вечер произносит: “Положи, Господи, камушком, подними калачиком”. А утром, проснувшись, приговаривает: “Лег – свернулся, встал – встряхнулся”. Он всему радуется, во всем умеет находить светлые стороны. Платон Каратаев учит Пьера незлобивости, всепрощению, терпеливости и самоотречению. Пьер Безухов знакомится с Платоном в плену. (Война 1812 года, после пожара в Москве, перед Бородинским сражением, в котором Пьер примет участие и которое будет показано именно его глазами) . Став свидетелем страшного события – расстрела пленных, Пьер потерял веру в человека, в разумность его поступков. Он находится в подавленном состоянии. И именно встреча в бараке с Платоном вернула графа Безухова к жизни. «Рядом с ним сидел, согнувшись, какой-то маленький человек, присутствие которого Пьер заметил сначала по крепкому запаху пота, который отделялся от него при всяком его движении» . Пьер наблюдает за тем, как Платон уверенными «круглыми» движениями разматывает бечевки на ногах. Граф и мужик оказались в одинаковом положении: они пленные. И в этой ситуации необходимо остаться человеком, самим собой, необходимо выстоять и выжить. Именно такому выживанию учится Пьер у Каратаева. Платон у Толстого – собирательный образ, так же, как и Тихон Щербатый. Не случайно, представляясь Пьеру, он называет себя во множественном числе: «Солдаты Апшеронского полка… Меня Платоном звать, Каратаевы прозвище». Каратаев ощущает себя не отдельной личностью, а часть целого, частью народа: простых солдат, крестьянства. Его мудрость заключена в метких и емких пословицах и поговорках, за каждой из которых эпизод жизни Платона Каратаева. Например, «где суд, там и неправда». Он пострадал от несправедливого суда, и вынужден служить в армии. Однако Платон воспринимает любые повороты судьбы как должное, он готов приносить себя в жертву ради благополучия семьи: «… думали горе, ан радость! Брату бы идти, кабы не мой грех. А у брата меньшого сам-пят ребят, - а у меня, глади, одна солдатка осталась…Рок головы ищет». Платон Каратаев любит каждого человека, каждое живое существо, весь мир. Не случайно он ласков с обычной бездомной собакой, по его философии, не только людей, но «и скота жалеть надо».

Платон воспитан на христианских традициях, а религия призывает нас к терпению и послушанию, жить «не нашим умом, а божьим судом». Поэтому он никогда не испытывал зла и обиды к людям. Раз уж так сложилась судьба, то нужно с честью выполнять свой воинский долг, защищать свою Родину: «Москва – она всем городам мать». Платон – патриот, Россия для него – это родная мать, и ради нее можно и с жизнью расстаться. Однако к врагам он не испытывает ненависти. Ведь войны ведут политики, императоры, при чем же здесь простой солдат? А пленным одинаково тяжело, какую бы из воющих сторон они не представляли. Платон с удовольствием шьет рубахи для французов и любуется своей работой. После знакомства с Каратаевым Пьер начинает по-другому относится к жизни, ко всему тому, что с ним произошло. Платон для него – это идеал для подражания. Не случайно у Пьера он ассоциируется с чем-то «круглым». Круглым – значит, законченным, сформировавшимся, не принимающим на веру других принципов, «вечным олицетворением духа простоты и правды». «Но жизнь его, как он сам смотрел на нее, не имела смысла как отдельная жизнь. Она имела смысл только как частица целого, которое он постоянно чувствовал».

ПЛАТОН КАРАТАЕВ: ИСТОРИЯ ПРО КУПЦА (ОТРЫВОК)

История эта была о старом купце, благообразно и богобоязненно жившем с семьей и поехавшем однажды с товарищем, богатым купцом, к Макарью.

Остановившись на постоялом дворе, оба купца заснули, и на другой день товарищ купца был найден зарезанным и ограбленным. Окровавленный нож найден был под подушкой старого купца. Купца судили, наказали кнутом и, выдернув ноздри, - как следует по порядку, говорил Каратаев, - сослали на каторгу.

И вот, братец ты мой (на этом месте Пьер застал рассказ Каратаева), проходит тому делу годов десять или больше того. Живет старичок на каторге. Как следовает, покоряется, худого не делает. Только у Бога смерти просит. - Хорошо. И соберись они, ночным делом, каторжные-то, так же вот как мы с тобой, и старичок с ними. И зашел разговор, кто за что

страдает, в чем Богу виноват. Стали сказывать, тот душу загубил, тот две, тот поджег, тот беглый, так ни за что. Стали старичка спрашивать: ты за что, мол, дедушка, страдаешь? Я, братцы мои миленькие, говорит, за свои да за людские грехи страдаю. А я ни душ не губил, ни чужого не брал, акромя что нищую братию оделял. Я, братцы мои миленькие, купец; и богатство большое имел. Так и так, говорит. И рассказал им, значит, как все дело было, по порядку. Я, говорит, о себе не тужу. Меня, значит. Бог сыскал. Одно, говорит, мне свою старуху и деток жаль. И так-то заплакал старичок. Случись в их компании тот самый человек, значит, что купца убил. Где, говорит, дедушка, было? Когда, в каком месяце? все расспросил. Заболело у него сердце. Подходит таким манером к старичку - хлоп в ноги. За меня ты, говорит, старичок, пропадаешь. Правда истинная; безвинно напрасно, говорит, ребятушки, человек этот мучится. Я, говорит, то самое дело сделал и нож тебе под голова́ сонному подложил. Прости, говорит, дедушка, меня ты ради Христа.

Каратаев замолчал, радостно улыбаясь, глядя на огонь, и поправил поленья.

Старичок и говорит: Бог, мол, тебя простит, а мы все, говорит, Богу грешны, я за свои грехи страдаю. Сам заплакал горючьими слезьми. Что же думаешь, соколик, - все светлее и светлее сияя восторженной улыбкой, говорил Каратаев, как будто в том, что он имел теперь рассказать, заключалась главная прелесть и все значение рассказа, - что же думаешь, соколик, объявился этот убийца самый по начальству. Я, говорит, шесть душ загубил (большой злодей был), но всего мне жальче старичка этого. Пускай же он на меня не плачется. Объявился: списали, послали бумагу, как следовает. Место дальнее, пока суд да дело, пока все бумаги списали как должно, по начальствам, значит. До царя доходило. Пока что, пришел царский указ: выпустить купца, дать ему награждения, сколько там присудили. Пришла бумага, стали старичка разыскивать. Где такой старичок безвинно

напрасно страдал? От царя бумага вышла. Стали искать. - Нижняя челюсть Каратаева дрогнула. - А его уж Бог простил - помер. Так-то, соколик, - закончил Каратаев и долго, молча улыбаясь, смотрел перед собой. Не самый рассказ этот, но таинственный смысл его, та восторженная радость, которая сияла в лице Каратаева при этом рассказе, таинственное значение этой радости, это-то смутно и радостно наполняло теперь душу Пьера.

5. ТИХОН ЩЕРБАТЫЙ

Мужик, приставший к партизанскому отряду Денисова. Т. отличался богатырским здоровьем, огромной физической силой и выносливостью. В борьбе с французами он проявляет ловкость, отвагу и бесстрашие. Этот герой олицетворяет собой образ "дубины народной войны", которая со всей силой накинулась на неприятеля. После своего ранения, Т. начинает без необходимости убивать пленных французов, говоря, что они были "плохонькие". За это в отряде его не любят.

В отряде Денисова он выделяется своей отвагой, ловкостью, бесстрашием. Уходя ночью на добычу, он каждый раз приносит с собой французское платье и оружие. Он владеет топором как “волк владеет зубами”. В нем есть что-то от русских былинных богатырей, - Тихон может вытащить за хвост лошадь из болота, выворотить плечом из грязи повозку, пройти за день пятьдесят верст. Перечислив все его положительные качества, Толстой настойчиво повторяет: “Тихон был самый полезный и храбрый человек в партии”. И все же командир отряда Денисов не называет Тихона Щербатова иначе как бестия или “шельма”. При этом он высоко ценит храбрость и ловкость Тихона, дает ему ответственные поручения. Но если в Платоне Каратаеве Толстой все время подчеркивает его доброту, смирение, чувство достоинства, то в Тихоне Щербатом наряду с его положительными чертами четко проступают и отрицательные. Ему ничего не стоит, глядя в глаза командиру, солгать, но ложь его так изворотлива, что уличить его в ней трудно. Тихон силен, расторопен, сметлив и бесстрашен. Но Толстой не дает нам пройти мимо того факта, что человека Тихон убил, словно волк отцу задрал . После того, как Тихон был ранен, он редко приводил пленных. Но брал их часто. Он рассуждал так: “Кто же им не велел меня двадцать раз поймать” . Или по поводу отправки пленных в тыл он говорил: ”Ты пошлешь их сто человек, придут тридцать. Помрут с голоду или побьют. Так не все ли равно их не брать?”. «Тихон Щербатый был один из самых нужных людей в партии. Он был мужик из Покровского под Гжатью» - такими скупыми и точными словами представляет нам Толстой этого своего героя.

«Тихон, сначала исправлявший черную работу раскладки костров, доставания воды, обдирания лошадей и т. п., скоро оказал большую охоту и способность к партизанской войне», «Тихон был самый полезный и храбрый человек в партии»-в такого рода оценках и характеристиках скрыто недвусмысленное авторское одобрение действий и энергии Тихона, изгонявшего из пределов русской земли наполеоновских солдат. «Длинные мотающиеся руки», «маленькие узкие глаза», «вся рожа его растянулась в сияющую глупую улыбку», «плоские, вывернутые в лаптях ноги», «неожиданно и гибко лег на брюхо»-таковы подробности Тихонова «портрета», вряд ли рассчитанные на привлечение к

этому герою читательских сердец.

«Случай этот,-пишет Толстой о Тихоновом ранении,-имел на Тихона только то влияние, что после раны он редко приводил пленных». Приводил редко. Но брал, судя по всему, не меньше прежнего. Если бы Тихон умел связно рассуждать и вдобавок видел прок в рассуждениях, он мог бы в споре о пленных выдвинуть такой примерно резон: «Кто же им не велел меня двадцать раз поймать?» Или по поводу их отправки под конвоем в тыл: «Ты пошлешь их сто человек, а придут тридцать. Помрут с голоду или побьют. Так не все ли равно их и не брать?» Основная масса казаков и гусар Денисова, как это почти всегда бывает на войне, держится кучно, смотрит на вещи трезво, «с прикидочкой», не обнаруживая ни чрезмерной горячности, ни пестроты мнений. Война для них труд, неизбежность, но не потеха и не душевное увлечение. Уже по одному этому «особенный» (своей силой, рьяностью, выражением торжества и самодовольства) Тихон неизбежно оттирается массой в сторонку. Не вызывая ни у кого восторга или воинской зависти, он слывет всеобщим шутом (примерно так же, как в среде пленных Платон Каратаев, представлявший другую, благостно-непротивленческую крайность). Что же до его беспощадности, то здесь, основная масса отряда, отделена от него своим добрым отношением к пленному барабанщику. В общем грань между массой и «особенными» достаточно заметна. Только она отнюдь не означает их глухой изоляции от большинства. Нет, тут действуют не нормы обычной морали, а скорее законы природного отбора. Те бесстрастные законы, на службе у которых состоит Тихон и чьи акции резко повышаются именно в такое время. Но времена переменчивы, а Тихон постоянен. И, возможно, своим постоянством он мешает забыть о переменчивости времен.

«Никто больше его не открыл случаев нападения, никто больше его не побрал и не побил французов; и вследствие этого он был шут всех казаков, гусаров и сам охотно поддавался этому чину»,

В образе Тихона воплощены дух народа-мстителя,

находчивость и удаль русского крестьянства.

С топором в руках идёт он на врага не потому, что кто-то его понуждает, а под воздействием естественного патриотического чувства и ненависти к непрошеным гостям. Эти чувства настолько сильны, что Тихон становится порой жестоким, французы для него не люди, а враги и только враги.

6. Итоги урока.

7. Домашнее задание.

Тихон Щербатый - обыкновенный русский мужик, который пристал к отряду Денисова, чтобы сражаться за Родину. Своё прозвище он получил за то что у него не хватало одного переднего зуба, и сам он выглядел немного страшновато. В отряде Тихон был незаменим, так как был самым ловким и мог с лёгкостью справиться с самой грязной и сложной работой. Сначала он просто ухаживал за лошадьми, разводил костры и по своему желанию отправлялся в лагерь к французам, откуда всегда возвращался с трофеями: приносил оружие и одежду. Потом его произвели в казаки и начали отправлять к неприятелю брать языков. У него было какоё-то чутьё и он всегда приводил нужных офицеров. По своей натуре Тихон очень добродушный, но враги для него не люди, и с ними он бывает жесток. Тихон представлен как народный мститель, который защищает своё землю, на которой привык жить и трудиться. Товарищи по оружию уважают его, восхищаются его смелостью и находчивостью, они рады, что в их отряде есть такой простой сильный и мужественный человек. Лучшим оружием Тихон считал топор и пику, так как владел ими в совершенстве, а мушкетон носил просто так и может даже никогда им не пользовался.

В образе Тихона Щербатого Толстой пытался показать нам, что с началом войны народные массы не остались в стороне, простые люди тоже переживали за будущее страны и встали на её защиту.

Меню статьи:

В романе Л. Н.Толстого «Война и мир» в большинстве случаев героями повествования являются представители аристократического происхождения. Персонажей крестьянского происхождения в романе при всей многочисленности и разнообразности образов всего несколько. Основной акцент происходит на образы военных имеющих простое происхождение: Платона Каратаева и Тихона Щербатого.

В то время как образ Платона Каратаева имеет глубокий смысл и многогранность характеристик, то образ Тихона Щербатого фактически рассмотрен только в контексте военной сферы влияния и не имеет такого влияния на других персонажей.

Кто такой Тихон Щербатый

Тихон Щербатый имеет простое происхождение, он крестьянин, не имеющий никаких привилегий. Об его цивильном прошлом не известно ничего. Единственным посылом его прошлой жизни является упоминание о его малой родине – село Покровское в Смоленской области. С этим персонажем мы знакомимся только в контексте военной сферы.

Роль Тихона Щербатого на фронте

На фронте Тихон Щербатый служит в партизанском отряде Денисова в 1812 году. Тихон сам изъявил желание принимать участие в военных событиях. Поначалу он выполнял не самую значимую роль – чистил коней, занимался разведением и поддержанием костров, время от времени Тихон Щербатый отправлялся в лагерь противника и всегда возвращается со значимыми трофеями – одеждой, едой, оружием.


Затем его действие стало более существенным, Тихон дослужился до повышения – его причисляют к отряду казаков и теперь в его обязанности входят вылазки в лагерь противника за пленными, которые бы могли рассказать нужную информацию, позволяющую партизанам и регулярной армии оказываться в выигрышной позиции по отношению к противнику. С этой работой Тихон справлялся отлично. Сослуживцы отмечали, что у него было очень развита интуиция. Щербатый всегда приводил «нужных» людей, которые в романе называются «языками».

Внешность Тихона Щербатого

С внешностью Тихона Щербатого связано его прозвище. У Тихона не было одного переднего зуба и поэтому прозвище «Щербатый» прочно прилипло к нему.

Предлагаем ознакомиться с в романе Льва Николаевича Толстого “Война и мир”.

Тихон Щербатый не отличался приятной внешностью, скорее наоборот, его внешний облик вызывал неприязнь и даже отвращение. В первую очередь это было связано с тем, что Тихон Щербатый переболел оспой, и поэтому его лицо было изувечено специфическими шрамами. Судя по всему, Тихон Щербатый был человеком в возрасте, так как на его лице сильно была заметна сеточка морщин. У Тихона были маленькие узкие глаза, он часто улыбался глупой улыбкой.

Вероятно, что Тихон Щербатый отличался высоким ростом, Толстой описывает его как человека, имеющего длинные ноги и длинные руки. Автор во время описания его внешности говорит о том, что у Тихона плоские ступни, вероятно, Толстой имел в виду плоскостопие.

В тексте часто по отношению к Тихону Щербатому встречается такое слово как меринина. Нашими предками это слово употреблялось по отношению к людям, которые отличались крепким телосложением.
Голос его можно охарактеризовать как бас с хрипотцой. Такой тембр голоса стал удачным дополнением к его образу.

Характеристика личности Тихона Щербатого

В то время как Платон Каратаев изображен хозяйственным человеком – мастером на все руки, Тихон Щербатый – идеальный военный человек.

Он отличается смелостью и ловкостью – именно благодаря этим качествам Тихон смог заслужить почтение и уважение со стороны руководящих отряда, в частности Денисова. Толстой говорит о нем как о человеке, который нужный и значимый в партизанском движении.

Следующим не менее важным качеством, позволившим Тихону выгодно отличиться из толпы партизан, стала его хитрость. Тихон всегда мог придумать что-то необычное, позволяющее лучше всего воплотить приказ в действие.

Тихон никогда не ездит на лошади. Толстой не разъясняет этот феномен, автор таким образом всего лишь делает акцент на физических возможностях этого человека, добавляя после этой информации, что Тихон с легкостью преодолевает расстояние в 50 км за день, при этом он никоим образом не отстает от кавалерии.


Тихон всегда готов выполнять самую сложную, грязную и неприхотливую работу, такую, от которой все стараются увильнуть. Например, вытащить из болота за хвост лошадь.

Дорогие читатели! На нашем сайте у вас есть возможность ознакомиться с в романе Льва Толстого “Война и мир”.

Вдобавок ко всем странностям, Тихон Щербатый отличается веселым нравом. Он часто рассказывает сослуживцам веселые истории, вызывая всеобщее веселье рассказом и кривляньями.

Из этого можно сделать вывод, что образ Тихона Щербатого в некоторой мере является неполным – читателю к рассмотрению предоставляется только та часть жизни, которая связана с партизанским движением и военными действиями, что не позволяет полноценно и многогранно охарактеризовать этот образ.