Беседа день белорусской письменности в старшей группе. Как провести праздник ко дню славянской письменности и культуры в детском саду

  • 30.06.2020

День славянской письменности и культуры в ДОУ

Цель: воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за страну, в которой мы живём, уважение к народным традициям.
Задачи:
Продолжить формирование интереса и уважения к родной культуре, показать её взаимосвязь со славянской культурой.
Познакомить детей с историей создания славянского алфавита и его основоположниками – братьями Кириллом и Мефодием.
Обратить внимание детей на значимость названий каждой буквы кириллицы.
Формировать у детей представления о сходстве и различии современной азбуки и кириллицы.
Под веселую русскую народную мелодию дети входят в зал, выполняют перестроение, встают полукругом. (Слайд 1)
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в путешествие, но не по городам и странам, а в путешествие во времени. Мы заглянем в далекое прошлое нашей страны.
Мы с вами живем в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия!
-Как называется наша страна, где мы с вами живем? (ответы детей)
Много лет назад Россия называлась иначе – Русь, а населяли её славяне, наши далекие предки. Это люди, которые жили много-много лет тому назад, это дедушки и бабушки наших дедушек и бабушек. Предки называли себя славянами, от них ведет начало Русь.
А это значит, что славяне – славный народ.
Дорогие ребята! Ежегодно все славянские страны по старой традиции 24 мая отмечают праздник, посвященный братьям, создавшим славянскую письменность – Кириллу и Мефодию. Братья Мефодий и Кирилл были православными монахами. Проживая в греческом монастыре, они создали новую азбуку для славянских народов: «кириллицу» и «глаголицу». В 1991 году в нашей стране появился праздник славянской культуры и письменности.(Слайд 2)

По широкой Руси – нашей матушке –
Колокольный звон разливается.
Ныне братья святые Кирилл и Мефодий
За труды свои прославляются.
Вспоминают Кирилла с Мефодием –
Братьев славных, равноапостольных
В Белоруссии, Македонии,
В Польше, Чехии и Словакии.
Хвалят братьев премудрых в Болгарии,
В Украине, Хорватии, Сербии.
Все народы, что пишут кириллицей,
Что зовутся издревле славянскими,
Славят подвиг первоучителей,
Христианских своих просветителей.
Русоволосые и сероглазые,
Лицом все светлые и сердцем славные,
Древляне, русичи, поляне,
Скажите, кто вы?
МЫ – СЛАВЯНЕ!
Своею статью все пригожие,
Все разные и все похожие,
Зоветесь ныне - россияне,
Издревле, кто вы?
МЫ – СЛАВЯНЕ!
Давайте с вами отправимся в небольшое путешествие на паровозе в прошлое, что бы узнать, как развивалась письменность.
Дети садятся в «поезд» и под песню едут на станцию. (Слайд 3)
1 станция. «Первобытная». Наскальные символы – буквы, иероглифы. Рисование угольком.
Слайд 4 .Так в древности, люди обменивались информацией, посылая друг другу различные предметы. Получалось громоздко и не особенно понятно. Когда люди поняли, что обмениваться предметами-посланиями – дело хлопотное, они стали эти предметы рисовать.
Слайд 5 .Такие изображения были найдены на стенах пещер, в которых когда-то жили древние люди. Это первые шаги человека к созданию письменности. Постепенно люди стали заменять рисунки символами.

Слайд 6 . Надписи делались на камнях, скале, на доске. Конечно, переносить такие «письма» на расстояния было сложно и понять эти знаки можно было по-разному.
Слайд 7 - Шло время. Постепенно от рисунка люди перешли к знакам, которые стали называть буквами. Так зародилась письменность.
(Практическая деятельность воспитанников. Рисование.) на 2х мольбертах 2 команды, отправить команде послание в виде наскальных надписей, к примеру идём на охоту, или убили мамонта.
Дети садятся в поезд и едут дальше. (Слайд 8)
Слайд 9 . 2 станция. «Историческая». Кирилл и Мефодий. Глаголица и Кириллица
Ведущая: Гой, вы славные наши гостюшки, разлюбезные, милые детушки!
Расскажу я вам о святой Руси, о далеких временах, вам неведомых. Жили-были тогда добры молодцы, раскрасавицы – красны девицы. Умели они пахать да косить, дома-терема рубить, умели и холсты ткать, узорами их вышивать. А вот грамоты наши предки не ведали, не умели книги читать и письма писать. И явились на Русь братья мудрые Кирилл с Мефодием.(Слайд 10) Младший брат Кирилл мечтал написать книги, понятные славянам, а для этого нужно было придумать буквы. Прошли годы. Братья выросли, выучились. Но мечта создать славянскую азбуку не покидала младшего брата. Он много работал. И вот азбука была готова. Ему стал помогать старший брат Мефодий. Кирилл и Мефодий выполнили великое дело! Это событие произошло очень давно.
Педагог показывает кириллицу - славянскую азбуку, подчеркивая, что названия букв должны были напоминать людям о словах, которые забывать нельзя: «земля», «жизнь», «добро» и т. д. (Слайд 11)
Каждая буква в древней славянской азбуке была особенной. Она имела имя.
А как вы думаете, много ли книг было в ту пору? Почему? (Ответы детей).
В ту пору книги писали от руки песцы, одну книгу писали несколько лет. Многим хотелось почитать книги, но их было очень мало, по этому люди стали думать, как бы упростить этот процесс. (Слайд 12)
А сейчас послушайте историю. В одном русском селе жил мальчик Ваня Федоров. Его отец переписывал книги, был писцом, И Ваня видел, как это трудно. Захотелось ему сделать печатную машину, чтобы можно было печатать много книг, чтобы люди из книг много мудрости узнали. Чтобы напечатать книгу, надо было сначала вырезать буквы. Заглавные буквы были красиво украшены.(Слайд 13)
Предложить детям вырезать заглавные резные буквы.
Отправляемся на следующую станцию. (Слайд 14)

3 станция. «Музыкально - игровая». Народные игры. (Слайд 15)
Воспитатель: Да, какими же красавицами богата земля русская: длинные косы, яркие сарафаны, разноцветные, пестрые платочки. А не поиграть ли нам сейчас с ними в интересную игру? Разбирай, народ, платочки, выходи гулять в кружочек.
Проводится музыкальная игра «Передай платок» по выбору
У кого остался платочек становится в круг и танцует, остальные повторяют.
Песня «У моей России»
Славяне много трудились, но любили, и веселиться, любили петь песни и водить хороводы.
А мы с вами отправляемся на следующую станцию. (Слайд 16)
4 Станция «Сказочно - загадкино" (Слайд 17)
1) 33 сестрички сели на странички.
Сели рядком, не молчат, нам загадки говорят.
Если знаешь их секрет, то на все найдешь ответ. (Буквы)
2)Говорит она беззвучно, но понятно и не скучно.
Ты беседуй чаще с ней, станешь вчетверо умней. (Книга)
3)Первую книжку, где буквы ты изучаешь,
Как ты ее называешь? (Букварь)
Буква к букве – будет слово,
Слово к слову – речь готова.
И напевна и стройна,
Музыкой звучит она.
Так восславим эти буквы!
Пусть они приходят к детям,
И пусть будет знаменит
Наш славянский алфавит.
Пословицы, ЧИТАЮТ ДЕТИ
Ум без книги, как птица без крыльев.
Что писано пером, не вырубишь топором.
Не красна птица пером, красна умом.
Хорошую книгу читать не в тягость.
Испокон века растит человека.
Золото добывают из земли, а знания с книги.
Не на пользу книги читать, коли только вершки в них хватать.
Сказанное слово – было да нет, а написанное живет век.
Напрасный труд удить без крючка и учиться без книги.
Книга для ума, что теплый дождь для всходов.
Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.
Хлеб питает тепло, а книга питает разум.
Мы много читаем книг: рассказов, стихов. Но с самого раннего детства мы все любим сказки.
- Какие вы сказки знаете? А давайте проверим? (Слайд 18)
1)Девочка добрая в сказке жила,
К бабушке по лесу в гости пошла.
Мама красивую шапочку сшила
И пирожков дать с собой не забыла.
Что же за девочка-лапочка.
Как зовут её? … (Красная Шапочка)
2)Я мальчишка деревянный,
Вот и ключик золотой!
Артемон, Пьеро, Мальвина –
Дружат все они со мной.
Всюду нос сую я длинный,
Моё имя … (Буратино)
3)Трое их живёт в избушке,
В ней три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки
Кто герои этой сказки? (Три медведя)
4) В лесу тёмном на опушке,
Жили дружно все в избушке.
Маму дети поджидали,
В домик волка не пускали.
Эта сказка для ребят… (Волк и семеро козлят)
5)Исполнила три желания,
Но старику в наказание
За старухины три ошибки
Все обратно взяла (Золотая рыбка)...
6) Бабка старая, бабка древняя,
Черный кот, костяная нога,
В русских сказках злодейка первая.
Дети, это же (Баба Яга)...
Мы путешествовали из прошлого в настоящее и узнали как сложно создавалась книга, над её созданием трудилось очень много людей, она наш верный друг, и многому нас учит, по этому давайте будем беречь книгу.
Вот ребята, и закончилось наше сказочное путешествие, я предлагаю сесть на свои места и отправиться обратно в детский сад. (Слайд 19)
Два брата, Кирилл и Мефодий,
Спасибо хотим вам сказать
За буквы, что очень нужны нам
Чтоб научить нас читать. (Слайд 20)

Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Путешествие в Страну букв»,

посвященный Дню славянской письменности и культуры .

Программные задачи: познакомить детей с праздником славянской письменности, со святыми Кириллом и Мефодием. Расширять представление детей о культурном наследии нашего народа. Развивать творческие способности, воображение, внимание, память. Содействовать развитию интереса, любви к книге.

Ход образовательной деятельности.

Воспитатель:

Здравствуйте, дорогие, ребята!

Сегодня мы с вами отправляемся в необычное путешествие.

А на чём можно путешествовать?

А мы отправляемся в путешествие на паровозике «Букашка»

(звучит музыка , дети строятся в колонну, «паровозиком»), паровозик отправляется и останавливается в сказочном лесу.

Звучит музыка леса.

Воспитатель:

Мы прибыли в Волшебную страну.

Посмотрите вокруг, что необычного в этом сказочном лесу?

(на ветках висят буквы)

Ребята, а вы догадались в какую страну мы попали?(В Страну букв)

В этой стране много интересных станций.

Посмотрите, а кто –то для нас под деревом оставил волшебный ларец.

Отгадывают загадки, а отгадки находят на дереве

Воспитатель:

На новую станцию мы спешим.

Путь сегодня нам открыт,

Опоздать никак нельзя,

Отправляемся друзья!

АБВГДейка

Воспитатель:

Ребята, на этой станции живут разные буквы.

А где же они?

(выходят дети - буквы)

Буква А:

Всем известна буква А.

Буква очень славная.

Да к тому же буква А

В алфавите главная.

Буква О:

Буква О - луна и солнце,

В доме круглое оконце,

И часы и колесо-

И это, кажется, не все.

Буква Б:

Веселый толстый клоун

Играет на трубе.

На этого пузатого

Похожа буква Б.

Буква В:

В - буква очень важная,

Воображала страшная.

Грудь колесом, живот надут,

Как будто нет важнее тут.

Игра «Составление слов из кубиков» (лес,мама,мир)

Воспитатель:

А мы отправляемся путешествовать дальше по Стране букв.

Прочтите название станции.

Дети читают «Игровая».

Отгадать ребусы

Воспитатель:

А наше путешествие продолжается дальше по Стране букв.

Мы приблизились к новой станции .

Прочтите название станции.

Дети читают « Историческая».

Ребята, а что такое история?(ответы детей)

Ребёнок в русском народном костюме:

Гой, вы славные наши гостюшки, разлюбезные, милые детушки! Расскажу я вам о святой Руси, о далеких временах, вам неведомых. Жили - были тогда добры молодцы, раскрасавицы - красны девицы. А у них были добрые матушки, бородатые мудрые батюшки. Умели они пахать да косить, дома - терема рубить, умели и холсты ткать, узорами их вышивать.

А грамоты не ведали, не умели книги читать и письма писать.

Воспитатель: Сегодня мы поговорим о нашей истории, о возникновении славянской письменности. Ежегодно 24 мая России отмечается День славянской письменности и культуры. Без культуры, грамоты, письменности не может жить нация, народ, государство.

Письменность – это настоящее сокровище, которым овладел человек.

Так в древности, люди обменивались информацией, посылая друг другу различные предметы. Получалось громоздко и не особенно понятно. Когда люди поняли, что обмениваться предметами-посланиями – дело хлопотное, они стали эти предметы рисовать.

(Демонстрация наскальных рисунков)

Такие изображения были найдены на стенах пещер, в которых когда-то жили древние люди. Это первые шаги человека к созданию письменности. Постепенно люди стали заменять рисунки символами.

(Демонстрация наскальных символов-букв)

Надписи делались на камнях, скале, на доске. Конечно, переносить такие «письма» на расстояния было неудобно, и понять эти знаки можно было по-разному.

Шло время. Постепенно от рисунка люди перешли к знакам, которые стали называть буквами. Так зародилась письменность.

(Иллюстрация с изображением Кирилла и Мефодия)

И явились на Русь два просветителя, братья мудрые Кирилл с Мефодием. Жили они на границе государства Византия и славянской земли в городе Солуни. Дома два брата говорили на славянском языке, а в школе обучение шло только на греческом. Младший брат Кирилл мечтал написать книги, понятные славянам, а для этого нужно было придумать славянские буквы. Прошли годы. Братья выросли, выучились. Но мечта создать славянскую азбуку не покидала младшего брата. Он много работал. И вот азбука была готова. Но придумать - это полдела. Надо перевести с греческого языка на славянский книги, чтобы славянам было что читать. Это оказалось очень трудным делом, и один Кирилл не смог с ним справиться. Ему стал помогать старший брат Мефодий. Кирилл и Мефодий выполнили великое дело!

(Изображение первых книг)

В 988 году в Киеве была открыта дворцовая школа «учения книжного». Книги на Руси были очень дорогими. Их делали на пергаменте: кожу овцы вымачивали в извести, высушивали, потом втирали мёд.

(Изображение: Берестяные грамоты)

На Руси долго использовали и другой материал для письма – бересту. )

Знаки на бересту наносились костяным стерженьком – писало. Первые книги были рукописными.

Рукописи держали на коленях, в руках - гусиное перо, которое они обмакивали в баночку с чернилами.

Красными писались заглавные, а черными все остальные буквы. Отсюда название «красная строка» - начало текста. Богато украшенные переплетами из кожи, сверкающие золотом, серебром и драгоценными камнями, книги считались большой ценностью, их берегли.

А затем Иван Федоров придумал печатный станок и книги стали печатать.

На этой станции мы встретим буквы, которые были раньше. Вот они.

(Выходят славянские буквы)

    ребёнок

Раньше азбука у нас

Начиналась с буквы («азъ»)

    ребенок

С нее начинаются все науки.

А за азом следует («буки»)

    ребенок

О нашей мудрой азбуке

Наш разговор зашел.

Четвертая буква кириллицы («глагол»)

    ребенок

В мир неси свое душевное тепло.

Этому нас учит буква («добро»)

Доброта - лучшая черта характера человека.

Добрым быть совсем непросто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта - не пряник, не конфета.

Только надо очень добрым быть,
Чтоб в беде друг друга не забыть.
И народы будут жить дружней,
Если будем мы с тобой добрей.

Воспитатель: Показ предметов старины .

Станция «Сказочная»

Интерактивная игра «Собери слово»

Воспитатель: Наше путешествие подошло к концу.

Итог.

В какую страну мы совершили путешествие?

Назовите имена святых учителей, составивших азбуку.

Что использовали люди для письма в древности?

Зачем нужно учить буквы?

Дети исполняют песню «Азбука»

(Звучит музыка, дети строятся в колонну и отправляются в детский сад )

Два брата, Кирилл и Мефодий,
Спасибо, хотим вам сказать
За буквы, что очень нужны нам
Чтоб научить нас читать.


День славянской письменности и культуры, приуроченный ко дню памяти создателей кириллицы – святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия, был возрождён в России в 1991 году. В Москве на Славянской площади был открыт памятник Кириллу и Мефодию. У подножия этого памятника установлена Неугасимая Лампада - знак вечной памяти. С тех пор, каждый год 24 мая мы чествуем Кирилла и Мефодия. Это единственный в нашей стране церковно-государственный праздник.


Воспитатели старшей группы познакомили детей с историей возникновения этой памятной даты.


Неделя славянской письменности прошла познавательно и интересно. Воспитатели прививали детям любовь к родному слову, родному языку, отечественной истории, в доступной форме, рассказывали о деятельности братьев-просветителей, их неоценимом вкладе в культуру братских славянских народов. Объяснили ребятам понятие «славянский мир», показали примеры общих истоков, схожести языка и традиций родственных этносов.


Культура - это то, что оправдывает существование народа и нации, это святыня нации, которую он собирает и сохраняет.


Знание родной культуры неизбежно повлечет любовь к ней, научит ценить ее. В наше время, когда массово идет пропаганда чужеродной культуры, особенно важно помнить и знать свою русскую культуру и ее историю. Поэтому мы обращаемся к истокам нашей культуры, отдавая дань первоучителям Святым равноапостольным братьям Кириллу и Мефодию, принесшим на славянскую землю письменность и приобщившим многомиллионные славянские народы к мировой цивилизации, мировой культуре.


Труды этих великих просветителей стали общим достоянием всех славян, положили основу их нравственному и умственному развитию. Так велика заслуга братьев Кирилла и Мефодия в истории просвещения и поднятия общей культуры славянских народов.


Чтобы лучше понять прочувствовать историческую культуру родной страны, можно окунуться в те далёкие старославянские времена, побывать в «гостях» у славян.


Дети старшей группы вместе с воспитателем Пономарёвой Валентиной Александровной, нарядились в славянские костюмы и стали не гостями, а героями увлекательного развлечения «Какие мы славяне». В ходе познавательной беседы, милые детушки, услышали рассказ Славянки о Святой Руси, о далёких временах…


Жили-были тогда добры молодцы, раскрасавицы – красны девицы. Умели они пахать, да косить, дома – терема рубить. И пряли, и ткали, в кузне мастерили, с глиной, да деревом умели работать. Хорошими охотниками и рыбаками были. Могли петь и хороводы водить. А вот грамоты наши предки не ведали, не умели книги читать, да письма писать…


Стихи, загадки, презентацией «Какие мы славяне», словесные игры, игры- хороводы, и народные песни возле русской берёзки, помогли ребятам побывать в далёких исторических временах и ещё раз вспомнить прославленные труды братьев Кирилла и Мифодия, основоположников славянской письменности.


Такая нетрадиционная работа легко и непринуждённо приобщает детей к истории России, сохраняет и передаёт культурный и исторический опыт.

Лексическая тема: «Славянская письменность».
Цель : Рассказать детям о появление письменности. Показать детям старинные вещи, и рассказать об их предназначении. Рассказать про наших предков, и познакомить с их бытом.
демонстрационный материал: старинная книга, муляж русской печи, прялка, углевой утюг, сундук, демонстрационные картинки.
раздаточный материал: картинки с изображением букв,гусиные перья.
Ход занятия.
Дети входят под музыку в зал и становятся полукругом.
Организационный момент.
Придумано кем – то
Просто и мудро
При встрече здороваться!
- Доброе утро!
- Доброе утро
Солнцу и птицам!
- Доброе утро!
Приветливым лицам!
И каждый становится
Добрым, доверчивым!
Доброе утро длится до вечера!
. - Ребята, давайте пожелаем доброе утро нашими гостями и друг другу! И пусть хорошее настроение не покидает нас целый день!
Основная часть
- Я вам тоже раздам картинки для хорошего настроения. Посмотрите, что на них нарисовано? А что изображено на другой стороне? (Буквы ). -
- А подумайте, что это за буквы? У каждого своя буква? (Это первая буква моего имени ).
- Зачем нужны буквы?
Ответы детей. (Благодаря тому, что существуют буквы, мы можем читать и писать, а также общаться друг с другом на расстоянии, написать письмо, узнать что-то новое из газеты,или что-то интересное из книги.)
-А хотите узнать, как появились буквы?
- Тогда сейчас мы с вами отправимся в путешествие, но не по городам и странам, а в путешествие во времени. Мы заглянем в далекое прошлое нашей страны. И узнаем, как появились буквы. Но сначала ответьте на вопросы.
- Как называется наша страна, где мы живем? (ответы детей)[
- А вы знаете, почему у нашей страны такое название?
За ясные зори, умытые росами,
За русское поле с колосьями рослыми,
За реки разливные в пламени синем
Тебя по-славянски - назвали Россия.
- Россия – это наша Родина. Что такое Родина? ( Родина – это место, где мы родились и живем. Родина родная как мать и отец. Родина у каждого человека одна .)
- Каждый человек должен помнить, откуда он родом, кто его предки.
Упражнение «подберите родственные слова» к слову Родина. (Род, родился, Родина, родословная, родственники, родная ).
Своей статью все пригожие,
Все разные и все похожие,
Зоветесь ныне - россияне,
Издревле, кто вы?
ответы детей (Мы славяне!)
-Да мы славяне! И русские, и украинцы, и еще многие страны назывались славянами. Близка у нас культура, обычаи, письменность. Много лет назад Россия называлась иначе.
- Как называлась наша страна в древности? ( Русь ), Да. А населяли ее наши далекие предки.
- Кто такие предки? (Это люди, которые жили много-много лет тому назад, это дедушки и бабушки наших дедушек и бабушек. )
- Ребята, для того, чтобы нам перенестись в прошлое я принесла вам старинную книгу. Она волшебная и поможет нам оказаться в прошлом. Я ее открою, а вы закройте глазки и повторите волшебные слова (звучит музыка)
Покружитесь, повертитесь
В прошлое перенеситесь.
- Ребята, вот мы и оказались в прошлом времени.
Посмотрите вокруг, как много тут старинных вещей.

Дети рассматривают старинные вещи, в рассказывают об их предназначении.
Что вы тут видите?(печку, ) В каждой избе обязательно была печка.
- Для чего славянам нужна была печь?(Печь не только обогревала избу. В ней пекли хлеб, готовили еду себе и домашним животным. На печи сушили одежду, обувь, грибы, ягоды, мелкую рыбёшку. Здесь можно было спать. Для этого на печи делалась специальная лежанка. Печь была источником света. Когда огонь в печи разгорался, в избе становилось светло. Хозяйка с хозяином усаживались около печи, и каждый занимался своим делом. Например, хозяйка пряла пряжу, а хозяин плёл корзины из прутьев. В каждой избе была печь-матушка, печь-кормилица. Она не только обогревала жилище, но и кормила и лечила людей. Были в избе и горшки, чугунки, ухваты. В русской печи очень вкусно готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги. Огонь в печи берегли. Он сохранялся даже ночью в виде углей. Если переезжали в другой дом, угли из старой печки забирали с собой и помещали их в новую печь.)
- А что еще здесь находится?(Обязательно в каждой крестьянской избе были прялки. Когда осенние работы на полях заканчивались, женщины и девушки пряли пряжу, чтобы потом связать носки, варежки и другие вещи Раньше в крестьянской избе начинали прясть с детства. Прялку – подарок бережно хранили всю жизнь и передавали как великую ценность следующему поколению.)
- Какие вещи здесь есть еще?(Углевые утюги - они походили на небольшие печки: внутрь корпуса закладывались раскаленные березовые угли, или разогревали на печи. Поскольку углевые утюги были тяжелыми, глажка превращалась в самые насоящие силовые упражнения ).
- В каждом доме был сундук, чем больше сундуков, тем считалось, что семья богаче. Давайте поближе познакомимся с сундуком (предлагаю детям потрогать сундук).
- Попробуйте описать мне его. В случае затруднения задаются наводящие вопросы:
- Из чего сделан сундук? (из дерева )
- Что есть у сундука? (крышка, стенки, дно, замок, ручки )
- Попробуйте сдвинуть сундук с места, не держась за ручки. (Дети пытаются, но не получается)
- Какой сундук? (тяжелый )
- Ребята, посмотрите, крышка прикрепляется железными петлями.
- Как вы думаете, для чего нужна крышка у сундука? (вещи не будут пылиться, не будет видно одежды и т.п. )
- Как вы думаете, а для чего нужен сундук в избе? . В сундуке на дне лежали вещи, т.е. то, что использовали от случая к случаю. Выше шли полушалки, платки, кофты. И сверху – самое интересное: вышивки, кружева. Слои перестилались тряпицами.
Славяне были крепкими, выносливыми, трудолюбивыми. Каждый их день был полон трудовых забот. В те времена лес был полон дичи, реки богаты рыбой. Мужчины были охотниками и рыболовами, а женщины готовили пищу, разводили огороды, ткали, шили и пряли.
Показ картинки «Быт славян».
- Славяне много трудились, но любили, и веселиться, любили петь песни, водить хороводы и играть. Свою традицию русский народ из поколения в поколение. Давайте мы с вами поиграем в русскую народную игру.
Игра «Золотые ворота».
Но одно огорчало славян – они не могли писать и читать. Письменность – это настоящее сокровище, которым овладел человек. Так в древности, люди обменивались информацией, посылая друг другу различные предметы. Когда люди поняли, что обмениваться предметами-посланиями – дело хлопотное, они стали эти предметы рисовать.
(Демонстрация наскальных рисунков на картинке)
Такие изображения были найдены на стенах пещер, в которых когда-то жили древние люди. Это первые шаги человека к созданию письменности. Постепенно люди стали заменять рисунки символами.
(Демонстрация наскальных символов-букв на картинке)
Надписи делались на камнях, скале, на доске. Конечно, переносить такие «письма» на расстояния было неудобно, и понять эти знаки можно было по-разному. Шло время. Постепенно от рисунка люди перешли к знакам, которые стали называть буквами. Так зародилась письменность
1.По широкой Руси - нашей матушке
Колокольный звон разливается
Нынче братья святые Кирилл и Мефодий
За труды свои прославляются.
2. Все народы, что пишут кириллицей,
Что зовутся издревле славянскими,
Славят подвиг первоучителей,
Христианских своих просветителей.
Показ картинки (Кирилл и Мефодий)
Двум братьям Кириллу и Мефодию, которые славились своей ученостью, знали много языков, было поручено столь трудное дело - создание азбуки. Они работали с раннего утра, и до ночи, когда уж рябило в глазах от усталости. И вот наконец – то дело было завершено. Появилась азбука, в честь одного из братьев – Кирилла она получила название– Кириллица.
Показ Кириллицы
Проговаривание хором слово: Кириллица
Еще в старые времена славянские народы праздновали память святых братьев, однако позже празднование было забыто. Теперь этот праздник возвратился в России и в других государствах. Этот праздник отмечается 24 Мая и носит название – День славянской письменности и культуры. В этот день вспоминают братьев – Кирилла и Мефодия, создателей азбуки. В честь их в Москве поставили памятник
Показ памятника на картинке.
-Какие вы знаете пословицы про письменность?
УМ без книги, как птица без крыльев..
-О чем говорит эта пословица?
Золото добывают из земли, а знания из книги.
-Объясните мне смысл этой пословицы?
Хорошую книгу читать не в тягость.
-Что нам говорит эта пословица?
Я предлагаю вам еще поиграть в одну русскую народную игру,
которая называется «платочек».
Игра «Платочек».
Вы под музыку будете передавать платочек и танцевать, как только музыка остановится, тот у кого в руках окажется платочек говорит скороговорку.
Дети присаживаются на стульчики.
Показ славянского алфавита
- Каждая буква обозначала целое слово. З- земля, л-люди. Ит.д
Сейчас наша азбука проста и удобна.
- Давайте сейчас сядем за столы и обведем буквы нашего алфавита. Ребята в древней Руси славяни писали гусиными перьями. Они окунали кончик пера в ченила и писали, и мы с вами тоже будем писать перышками. (Звучит музыка).
- Какие буквы вы обводили?
- Составьте из него слово?
- Прочитайте это слово? (алфавит)
- Спасибо святым братьям Кириллу и Мефодию за то, что они подарили нам славянскую азбуку и буквы, которые учат нас. Ребята, нам пора возвращаться в детский сад. Давайте встанем вкруг и повторим волшебные слова, а я закрою мою волшебную книгу.
Покружитесь, повертитесь
В настоящее перенеситесь.
Итог.
- Вам понравилось наше путешествие?
- Теперь вы знаете откуда появились буквы?
- Кто создал славянский алфавит?
- Что вам больше всего понравилось?
- Я тоже приготовила вам подарки, а какие вы угадаете, если ответите на мой вопрос, чем мы сейчас пишем.
Давайте скажем нашим гостям досвидания,
Спасибо за внимание.

Дата публикации: 31.10.17


Конспект открытого занятия

с детьми старшего дошкольного возраста на тему

«День славянской письменности»

Подготовила: Петрова М.А.,

воспитатель МДОУ «Детский сад «Росинка»

Надым, 2017г

Цели, задачи :

Познакомить детей с праздником славянской письменности и культуры;

Дать первоначальное представление о происхождении славянской письменности, о её создании Кириллом и Мефодием, о культурном единении России;

Формировать познавательную активность детей, эмоциональную отзывчивость детей;

Воспитывать любовь к Родине, уважение к культурным традициям, бережное отношение к книге;

Обогатить активный словарь дошкольников.

Словарная работа:

кириллица, аз, буки, веди, глаголь, библиотека, Кирилл, Мефодий, славяне, славянский язык, Псалтырь, Библия,

Предварительная работа:

Беседа о предстоящем празднике чтение сказок, чтение пословиц, игры.

Материал:

1. Репродукции с изображением Кирилла и Мефодия.

2. Славянская азбука.

3. Буквы кириллицы «А», «Б», «В», «Г», «Д», «Л», «С».

4. Дерево с листочками, на листочках буквы для составления слов: «мама», «папа», «добро», «друг», «Родина».

5. Репродукция Библии или детская Библия.

6. Книги для выставки.

7. Сундучок.

8. Тарелка. Яблоко.

9. Бочонок с мёдом.

10. Конфеты с пожеланиями.

Ход

Дети под русскую народную музыку входят в зал и садятся на стулья.

Воспитатель:

– Здравствуйте, дорогие ребята. Сегодня на нашем празднике мы узнаем, кто создал письменность для славян, чтобы мы могли читать сказки, интересные рассказы, стихи; посетим удивительную страну книг.

В далёкой стране Византии жили два брата, добрые, послушные, которые очень любили учиться и звали их Кирилл и Мефодий.

Воспитатель обращает внимание на репродукцию с изображением братьев.

Когда они выросли много профессий перепробовали, но в конце концов они стали учителями. И учили они людей не простым наукам, а как жить на белом свете и творить добро. Они были христианами, знали много разных языков, ходили по свету и рассказывали людям на их языках о слове Божьем, знакомили с Библией, Псалтырью. Люди, видя их усердие, попросили Кирилла и Мефодия придумать способ как записывать слова с помощью букв для славян, у которых не было ни одной книги.

«Буквы должны быть красивыми и простыми, чтобы рука писала легко, без задержки, словно пела», - сразу решили братья.

Много трудились Кирилл и Мефодий и наконец придумали славянскую азбуку. И с тех пор все люди на Руси могли читать книги. До сих пор весь славянский народ благодарен святым равноапостольным Кириллу и Мефодию – учителям славянским за их труд.

С давних пор все славяне: Болгары, Украинцы, Белорусы, Россияне, чествуют Кирилла и Мефодия 24 мая. И сегодня мы с вами в канун замечательного праздника славянской письменности вспоминаем Кирилла и Мефодия.

Вот так воссиял свет разума над государством Русским.

Ребята, а как же выглядит эта азбука? Давайте посмотрим.

Показ азбуки.

Вот она какая красивая. Азбука славянская зовётся кириллица, по имени святого, создавшего азбуку – кириллица – Кирилл.

А вам знакомы эти буквы? В славянской азбуке каждая буква имеет название, у которого есть своё значение.

Показ букв кирилицы.

Посмотрите, что это за буква. Да, мы знаем её как «А». А в кириллице она звучит «Аз».

Что это за буква? («Б»). Звучит она вот так «Буки».

Это? («В»). Это буква «Веди».

«А», «Б», «В».

АзБукиВеди. Что это я такое произнесла? Какое слово получилось? Азбука. По первым двум буквам славянского алфавита можно составить слово «азбука».

Слово «Аз» по-славянски означает «Я». «Я» стоит в начале азбуки славянской, сейчас она последняя в алфавите, а раньше была первая.

«Буки» означает буква. «Веди» от глагола «ведать», что значит «знать».

Повторяя названия первых букв славянской азбуки, человек как бы говорил: «Я знаю буквы».

Это что за буква? («Г»). Эта буква называется «глаголь», от слова «глаголить», что значит говорить.

А это какая буква? («Д»). Эта буква звучит так «добро».

Эта буква в нашем алфавите как звучит? («Л»). А в славянской азбуке она звучит так «люди».

Что это за буква? («С»). Звучит она как «слово».

Вы видите что одной буквой славянской азбуки можно сказать целое слово, и вся кириллица это добрые буквы, добрые слова, т. к. созданы они были Кириллом и Мефодием с добром, светом, верой.

Послушайте, что сказал о славянском языке Виктор Афанасьев.

Он самый молитвенный в мире,

Он волею божьей возник,

Язык нашей дивной псалтыри

И святоотеческих книг.

Он царское украшенье

Церковного богослуженья,

Живой благодатный родник,

Господнее нам утешенье –

Церковославянский язык.

Сейчас на этом языке не говорят люди, но в храмах на богослужениях можно его услышать.

Какое у нас тут дерево красивое стоит, как оно называется? Да, наша прекрасная берёза. Друзья мои, да у неё на листочка буквы. А давайте мы из этих букв составим добрые слова. «Берёзка, берёзка наклонись, наклонись. К светлому, доброму потянись, потянись». Снимаем вот с этой веточки листочки. (Буквы «м», «м», «а», «а».) Какое слово мы составим из этих букв? Конечно, «мама».

Затем дети составляют слова «папа», «добро», «друг», «Родина».

Вот какие замечательные добрые слова вы составили. Теперь споём песню о России.

Как вы думаете, какая самая первая книга на земле? Самая первая книга – это Библия. В Библии рассказывается об истории людей живших на земле и о правилах их жизни.

Если слово книга перевести на латинский язык, то получится слово Библио. А какие похожие слова вы знаете? (Библиотека). Библиотека, что в переводе: Библио – это книга, Тека – течёт, текут книги, течёт много книг. Скоро вы пойдёте в школу, там обязательно посетите библиотеку и увидите сколько в ней много книг.

Библия первая книга, которую Кирилл и Мефодий перевели на славянский язык, чтобы славяне могли постоянно читать.

Чему нас учат книги?

Доброте, терпению, взаимопомощи, послушанию. Часто слышм слова доброта, добрый поступок, добрый человек, а какого человека мы называем добрым? Добрый человек это такой человек, который помогает другим: товарищам, родным, младшим, он делится игрушками, сладостями, выручает тех кто попал в беду.

А давайте вспомним пословицы о добрых делах:

Доброе дело два века живёт,

Добро не лихо бродит тихо,

Доброму везде добро,

Добро творить себя веселить,

Добро того учит, кто слушает,

Доброе начало половина дела,

За добро всегда добром воздаётся.

О чём мы сейчас поговорим отгадайте:

Страну чудес откроем мы

И встретимся с героями,

В строчках на листочках,

Где станции на точках. (книга)

Обратить внимание детей на книги на выставке

Конечно, это любимые книги. Посмотрите сколько их много разных, интересных. Благодаря Кириллу и Мефодию мы с вами можем читать книги. Благодаря книгам мы много узнаём. Знания делают людей разумными, мудрыми. Благодаря знаниям можно научиться читать, считать, писать. Послушайте, что сказал один поэт:

Я к вам обращаюсь, товарищи дети,

Полезнее книги нет вещи на свете!

Пусть книги друзьями заходят в дома.

Читайте всю жизнь, набирайтесь ума.

Мы много читаем книг: рассказов, стихов. Но с самого раннего детства мы все любим сказки.

Ваня, почитай нам стихотворение, которое ты знаешь.

В мире много сказок

Грустных и смешных,

Но прожить на свете

Нам нельзя без них.

Какие вы сказки знаете? Да, и вправду много. Сейчас мы сыграем в игру «Наоборот» и посмотрим, так ли вы хорошо знаете сказки как говорите. Слушайте внимательно и отгадайте, что не так я в сказке скажу?

1. «Жили-были лиса да заяц. У лисы избушка была ледяная, а у зайца лубяная. Вот лиса и дразнит зайца:

У меня избушка светлая, а у тебя тёмная! »

Правильно (Да) .

2. «Бежит мимо лиса и спрашивает:

Чей домок-теремок, кто в тереме живёт?

Я, Муха-горюха.

Я, Комор-пискун.

Я, Мышка-погрызуха.

Я, Лягушка-квакушка ».

Груша, груша, куда гуси-лебеди полетели? »

4. «Я, колобок, колобок,

Я по коробу скребён,

По сусекам метён,

На сметане мешён,

Да на масле пряжён,

На окошке стужён.

Я от внучки ушёл

И от жучки ушёл. »

5. «Жили-были в избушке кот, петух, да Колобок. Кот с петухом на охоту ходили, а Колобок домовничал. Обед варил, стол накрывал».

Молодцы хорошо сказки знаете.

Раздаётся стук и рычанье.

Кто это в домике живёт?

Из домика выходит медведь.

Миша.

Слышу шум и детский смех,

Вмиг один поймаю всех.

Воспитатель-

Ребята, это же мишка. Миша, ты не шуми, а лучше расскажи из какой ты сказки к нам пришёл.

Миша.

А вы сами отгадайте сказку.

Сидит в корзине девочка

У Мишки за спиной,

Он сам, того не ведая,

Несёт её домой. (Маша и медведь») .

Миша.

Угадали, молодцы. А какие вы ещё сказки знаете, где встречается медведь?

Миша, а мы про тебя ещё и стихотворение знаем. Ребята давайте все вместе расскажем:

Мишка косолапый по лесу идёт,

Шишки собирает, песенки поёт.

Вот упала шишка прямо мишке в лоб,

Мишка рассердился и ногою топ.

Миша.

Да, больно мне тогда было. Но не будем вспоминать грустную историю. Давайте лучше все вместе поиграем в игу «У медведя во бору».

Воспитатель-

Пора Мише в лес возвращаться. Но не можем мы тебя так отпустить без гостинца. Вот тебе Миша, бочонок мёда вкусного и свежего. Ешь на здоровье и вспоминай на с ребятами добрым словам.

Миша.

Спасибо большое, до свиданья.

Обратить внимание на сундучок.

Что это у нас тут такое красивое большое? Конечно, сундучок. Давайте, посмотрим, что там лежит.

Сундучок, сундучок, приоткрой-ка свой бочок.

Воспитатель достаёт тарелку и яблоко .

Посмотрите, волшебное яблочко на тарелочке.

Катись, катись яблочко.

Катись по тарелочке.

Покажи нам добрую сказку.

Что я здесь увидела! Сказку. Отгадайте загадку, что за сказку я увидела на тарелочке.

1. Отворили дверь козлята

И исчезли все куда-то. (Волк и семеро козлят) .

Молодцы, отгадали загадку.

Катись, катись яблочко,

Катись по тарелочке.

Покажи нам добрую сказку.

2. Ах ты, Петя-петушок

Сплоховал немножко.

Не послушался кота

Выглянул в окошко. (Кот, петух и лиса) .

Катись, катись яблочко.

Катись по тарелочке.

Покажи нам добрую сказку.

3. Нет ни речки ни пруда

Где воды напиться.

Очень вкусная вода

В яме от копытца. (Сестрица Алёнушка и братец Иванушка) .

Много сказок вы знаете, молодцы, и эту отгадали.

Катись, катись яблочко.

Катись по тарелочке.

Покажи нам добрую сказку.

4. Возле леса на опушке

Трое их живёт в избушке.

Там три стула и три кружки,

Три кровати, три подушки.

Угадайте без подсказки,

Кто герой этой сказки. (Три медведя) .

Катись, катись яблочко.

Катись по тарелочке.

Покажи нам добрую сказку.

5. Красна девица грустна,

Ей не нравится весна

Ей на солнце тяжко –

Слёзы льёт бедняжка. (Снегурочка) .

Какие вы молодцы, отгадали все сказки. Сказки учат людей помогать в беде, заботиться о маленьких и стареньких, ласково обращаться друг к другу, говорить добрые слова.

А сейчас, ребята давайте поиграем в игу «Ручеёк», но когда будем выбирать себе пару будем говорить доброе слово или называть ласково по имени, вы скажите то, что подскажет вам сердце в эту минуту.

Игра «Ручеёк». Затем дети садятся на свои места.

Друзья мои, к этому празднику в нашем сундучке приготовлено угощенье для вас и наших гостей, но угощенье не простое, а с добрым пожеланьем.

Воспитатель угощает детей, а дети гостей.

Ребята, подходит к концу наш праздник, посвящённый дню славянской письменность, которую создали Кирилл и Мефодий. Спустя много лет, она существует по сей день, т. к. была создана с добротой и верой, благодаря которой мы читаем сказки, рассказы, стихи.

Дети уходят в группу.