УДАРЕНИЕ И ЕГО ВИДЫ
1. Словесное ударение.
2. Синтагматическое ударение.
3. Логическое ударение.
4. Фразовое ударение.
1. Словесное ударение - это выделение слога в слове с помощью фонетических средств (силой голоса, долготой звучания, высотой тона).
Фонетические типы ударения. В языках мира выделение ударного слога происходит по-разному:
2) высотой тона (ударный слог выделяется повышением или понижением тона)= тоновое,музыкальное (китайский, японский, шведский языки);
3) долготой произношения (ударный слог удлиняется, но не усиливается)= долготное, количественное, квантитативное (новогреческий, индонезийский, яванский языки).
В русском языке ударение количественно-динамическое (квантитативно-силовое). Это означает, что ударный слог в русском языке характеризуется удлинением гласного, большей громкостью, произносится с большей силой.
В русском и английском языках словесное ударение имеет еще одно важное фонетическое свойство: оно вызывает редукцию (ослабление) гласных, которые находятся в безударной позиции:
пять – пя так – пя та чок; amusement – развлечение, веселье
Это явление хорошо представлено также в немецком и датском языках, где безударные гласные сильно редуцируются, тогда как в испанском - редукция очень слабая, а во многих языках она вообще не наблюдается (ср., например, в итальянском или грузинском языках).
Структурные типы. По месту ударения в слове выделяют ударение свободное и связанное.Свободное ударение - это нефиксированное ударение, которое может падать на любой слог слова (русский язык: свекла, щавель, обеспечение ). Связанное ударение - это фиксированное ударение, привязанное к определенному слогу в слове (французский язык - на последнем слоге: жалюзи, протеже , в польском - на предпоследнем, в чешском - на первом, в лезгинском - на втором).
По отношению к морфологической структуре слова ударение может быть подвижным и неподвижным . Подвижное ударение - это ударение, которое перемещается при изменении (в разных словоформах) слова: вода: ед.ч. им.п. вода, вин.п. воду, мн.ч. им.п. воды. Неподвижное ударение - это постоянное ударение, которое не изменяет места при изменении формы слова: книга, книгу, книги. В английском языке ударение неподвижное: место ударения в слове не меняется, какие бы аффиксы не добавлялись к основе.
Слово обычно имеет одно ударение, однако иногда (как правило, в сложных словах) возникает второе (побочное) ударение (например, четырехэтажный, пединститут, extermination – уничтожение, истребление).
Каждое знаменательное слово имеет свое ударение. Служебные слова (предлоги, союзы, частицы, артикли и т.д.) лишены ударения. Эти безударные служебные слова называются клитиками, среди которых различаются проклитики и энклитики. Проклитики - это безударные служебные слова, примыкающие к ударным спереди (по долам, по горам). Энклитики - это безударные служебные слова, примыкающие к ударным сзади (сходил бы, что же). Однако иногда служебные слова могут «перетягивать» ударение на себя (по воду, на слово, но по я годы).
Функции словесного ударения :
1) фонетическое объединение слова, обеспечение цельности и отдельности слова путем выделения его интонационного центра;
2) словоразличительная (ударение служит для различения слов или форм слова (замок - замок, им.п.мн.ч. страны - род.п.ед.ч. страны) ;
3) экспрессивная (с помощью ударения, растягивания ударного гласного создается эмоционально-экспрессивная окрашенность слова: какой краси-и-вый).
В некоторых языках словесное ударение отсутствует (палеоазиатские – языки севера Азии, Северной Америки).
2. Синтагматическоеударение. Синтагматическое ударение - это более сильное выделение ударного слога последнего слова в синтагме (погода ужасная). Синтагма (речевой такт) – семантико-синтаксическая единица речи, образуемая группой слов в составе предложения. Всегдашние занятия Троекурова / состояли в разъездах / около пространных его владений (три синтагмы).
3. Логическое ударение – это выделение одного из слов предложения для усиления его смысловой нагрузки (Мы сегодня поедем на экскурсию).
4. Фразовое ударение - это выделение наиболее важного в смысловом отношении речевого такта (синтагмы). Вчера вечером (1 синтагма), когда часы пробили десять (2 синтагма), приехал брат (3 синтагма).
ИНТОНАЦИЯ, ЕЕ ЭЛЕМЕНТЫ И ФУНКЦИИ
Интонация - это совокупность ритмико-мелодических компонентов речи: мелодики, интенсивности, длительности, темпа речи и тембра.
Элементы интонации :
1) мелодика речи - основной компонент интонации, повышение - понижение голоса во фразе (ср., произношение вопросительных и повествовательных предложений);
2) ритм речи - регулярное повторение ударных и безударных, долгих и кратких слогов. Ритм речи служит для организации стихотворных и прозаических текстов;
3) громкость речи - сила или слабость произнесения высказывания (ср. разную интенсивность речи на митинге и в комнате);
4) темп
речи - скорость произнесения (звуков, слогов, слов), скорость протекания речи, длительность звучания речи во времени (например, к концу высказывания темп речи замедляется,
отрезки, содержащие второстепенную информацию, произносятся быстро, информативно-значимые отрезки произносятся в замедленном темпе);
5) тембр речи - звуковая окраска речи, передающая ее эмоционально-экспрессивные оттенки (например, интонация недоверия, игривая интонация и т.д.).
Функции интонации.
1) Средство оформления высказывания, выявления его смысла. С помощью интонации происходит членение речевого потока на смысловые отрезки (ср. интонацию законченности и незаконченности предложения).
2) Различает типы высказываний по целенаправленности (ср. интонацию побуждения, вопроса, повествования и т.д.).
3) Передает синтаксические отношения между частями предложения или предложениями (ср. интонацию перечисления, пояснения, сопоставления).
4) Выражает эмоциональную окраску (ср. восклицательная интонация, невосклицательная).
5) Вскрывает подтекст высказывания (особый смысл, который не вытекает из значений слов).
6) Характеризует говорящего и ситуацию общения в целом (эмоционально нейтральная, повышенный тон, таинственность, секретность, важность, интимность).
Интонация - это совокупность ритмико-мелодических компонентов речи: мелодики (т.е. движения основного тона), интенсивности, длительности, темпа речи и тембра произнесения (указывающего на общую эмоциональную окрашенность речи). Интонация - одно из важнейших средств оформления высказывания, выявления его смысла. С помощью интонации, непрерывного тонового движения происходит членение речевого потока на смысловые отрезки с дальнейшей детализацией их смысловых отношений. Поэтому интонацию часто определяют как ритмико-мелодическую сторону речи, являющуюся средством выражения синтаксических значений и эмоционально-экспрессивной окраски высказывания. Интонация включает в себя целый комплекс элементов, среди которых:
- 1) мелодика речи - основной компонент интонации, она осуществляется повышением и понижением голоса во фразе (ср., например, произношение вопросительных и повествовательных предложений), именно мелодика речи организует фразу, расчленяя ее на синтагмы и ритмические группы, связывая ее части; условия, при которых происходит это повышение или понижение голоса, в каждом языке своеобразны, поэтому мелодика итальянской речи отлична от мелодики немецкой, а мелодика русской - от французской;
- 2) ритм речи: т.е. регулярное повторение ударных и безударных, долгих и кратких слогов. Ритм речи служит основой эстетической организации художественного текста - стихотворного и прозаического. Основная единица ритма речи - ритмическая группа, состоящая из ударного и примыкающего к нему безударного слогов;
- 3) интенсивность речи, т.е. степень ее громкости, сила или слабость произнесения высказывания (ср. разную интенсивность речи на митинге и в комнате);
- 4) темп речи, т.е. скорость произнесения ее элементов (звуков, слогов, слов), скорость ее протекания, длительность звучания во времени (например, средний темп испанской речи заметно выше русского); к концу высказывания темп речи замедляется, отрезки, содержащие второстепенную информацию, произносятся быстрее, чем информативно-значимые отрезки, которые произносятся в замедленном темпе; темп речи может передавать эмоциональную настроенность человека, ср., например, речь скороговоркой, в которой звучит взволнованность человека;
- 5) тембр речи, т.е. звуковая эмоциональная окраска речи, передающая ее эмоционально-экспрессивные оттенки (например, интонация недоверия, насмешливости, игривая интонация и т.д.).
Интонация является существенным признаком предложения. В высказывании она выполняет следующие функции: 1) оформляет высказывание в единое целое (ср. интонацию законченности и незаконченности предложения); 2) различает типы высказываний с точки зрения их целенаправленности (ср. интонацию побуждения, вопроса, повествования и т.д.); 3) передает синтаксические отношения между частями предложения или предложениями (ср. интонацию перечисления, вводности, пояснения, сопоставления и т.д.); 4) выражает эмоциональную окраску (ср. восклицательную интонацию); 5) вскрывает подтекст высказывания; 6) характеризует говорящего и ситуацию общения в целом. В рамках текстов, принадлежащих разным стилям языка или литературным жанрам, интонация выполняет эмоционально-эстетическую и изобразительную функции (ср., например, разную интонационную окраску речи добрых и злых персонажей сказок).
Изучение интонаций отдельных языков свидетельствует о том, что многие языки в интонационном отношении различаются, например, интонация в литовском языке имеет восходящий характер; в русском языке она может быть нескольких типов: нисходящей, восходящей, нисходяще-восходящей, восходяще-нисходящей.
Интонация является признаком не только предложения, но и слога, особенно в индоевропейском и праславянском языках. В индоевропейском языке, в частности, восстанавливаются два типа интонаций слога - восходящая (акут) и нисходящая (циркумфлекс). Эти интонации и сегодня существуют в некоторых языках (например, в словенском, сербском, хорватском). Следы их сохранились и в русском языке в полногласных сочетаниях -оро-, -оло- (ср. восходящую интонацию в слове ворона и нисходящую в слове ворон).
Любое высказывание произносится с интонацией. Интонация - явление сложное, она состоит из нескольких компонентов.
1. В каждой фразе есть логическое ударение, оно падает на то слово, которое по смыслу самое важное во фразе. С помощью логического ударения можно уточнить смысл высказывания, например: а) Завтра мы поедем в театр (а не на следующей неделе); б) Завтра мы (наш класс, а не другой) поедем в театр; в) Завтра мы поедем в театр (а не пойдем); г) Завтра мы поедем в театр (а не на экскурсию).
2. Интонация состоит из повышений и понижений голоса - это мелодика речи. Она в каждом языке своя.
3. Речь протекает ускоренно или замедленно - это образует ее темп.
4. Интонацию характеризует тембр речи, зависящий от целевой установки. Он может быть «мрачным», «веселым», «испуганным» и т. д.
5. Пауза - остановка, перерыв в движении тона бывает всегда на границе фраз, но может быть и внутри фразы. Очень важно делать паузы в нужном месте, так как от этого зависит смысл высказывания. Как удивили его слова / брата!
Как удивили его / слова брата!
Паузы бывают логическими (смысловыми) и психологическими (диктуемыми чувствами). Логические паузы отделяют друг от друга группы слов, объединенные общим смыслом. Психологические паузы К. Станиславский называл «красноречивым молчанием». Среди пауз такого типа выделяют паузы припоминания (А этот, / как его/, он турок или грек?//Тот,/черненький/на ножках журавлиных... (А. Грибоедов); паузы молчания (Хотя страшился он сказать... Нетрудно было б отгадать, Когда б... но сердце, Чем моложе, Тем боязливее, Тем строже хранит, хранит причину от людей своих надежд, своих страстей. (М. Лермонтов) Необходимость психологической паузы автор часто подсказывает многоточием.
Раздел 1 Техника речи.
Произносительная сторона речи: интонация и её элементы.
Одним из разделов общей культуры речи, характеризующейся степенью соответствия речи говорящего нормам литературного языка, является звуковая культура речи, или ее произносительная сторона. Основные компоненты звуковой культуры речи: интонация (ритмико-мелодическая сторона) и система фонем (звуки речи). Остановимся подробнее на каждом.
Интонация - это совокупность звуковых средств языка, которые фонетически организуют речь, устанавливают смысловые отношения между частями фразы, сообщают фразе повествовательное, вопросительное или повелительное значение, позволяют говорящему выражать разные чувства. В письме интонация в известной мере выражается посредством знаков препинания.
Интонация включает следующие элементы: мелодику, ритм. темп, тембр речи и логическое ударение.
Мелодика речи - повышение и понижение голоса для утверждения, вопроса, восклицания во фразе.
Ритм речи - равномерное чередование ударных и безударных слогов, различных по длительности и силе голоса.
Темп - скорость произнесения речи. Он может быть ускоренным или замедленным в зависимости от содержания и эмоциональной окраски высказывания. При ускоренном теме речи снижается ее отчетливость, внятность. При замедленном темпе речь теряет свою выразительность. Для подчеркивания смысловых частей высказывания, а также для отделения одного высказывания от другого используются паузы - остановки в потоке речи. В детской речи часто наблюдаются паузы, связанные с несформирован-ностью речевого дыхания, с неумением ребенка распределить речевой выдох в соответствии с длиной высказывания.
Тембр - эмоциональная окрашенность высказывания, выражающая различные чувства и придающая речи многообразные оттенки: удивления, грусти, радости и т. д. Тембр речи, ее эмоциональная окрашенность достигаются путем изменения высоты тона, силы голоса при произнесении фразы, текста.
Логическое ударение - смысловое выделение слова во фразе путем усиления голоса в сочетании с увеличением длительности произнесения
Для формирования у детей ритмико-мелодической стороны речи необходимо развивать: речевой слух - такие его компоненты, как восприятие соответствующего ситуации темпа и ритма речи, а также звуковысотный слух - восприятие движений тона голоса (повышение и понижение); основные качества голоса : сила и высота;
речевое дыхание - его длительность и интенсивность.
Существует два основных термина для обозначения патологии голоса: афония (лат. а - отрицательная частица и греч. phone - звук, голос) - полное отсутствие голоса;
дисфония (дис. и греч. phone) - частичные нарушения высоты, силы и тембра.
Высота звука - субъективное восприятие органом слуха частоты колебательных движений.
Частота основного тона измеряется в герцах и может изменяться в обычной разговорной речи у мужчин в пределах от 85 до 200 Гц, у женщин - от 160 до 340 Гц. От изменений высоты основного тона зависит выразительность речи.
Периферические органы речи.
Исполнительными приборами звуковой речи, деятельность которых регулирует мозг, являются:
1) воспринимающие и контролирующие речь органы слуха, отчасти зрения;
Рис.1.Речевой аппарат.
2) звукопроизводящие органы: дыхательные мышцы живота и грудной клетки, диафрагма, легкие, гортань, мягкое нёбо с язычком, полости рта и носа, язык, зубы и губы (рис. 1).
В произношении важную роль играет чувство движения органов, производящих звук (особенно языка), а в некоторой степени и осязание. Чем чаще и лучше работают эти органы, тем больше под влиянием Поступающих с них раздражений развивается самый мозг и точнее управляет ими.
Особо следует отметить чрезвычайную роль слуха в звуковой речи: ребенок, лишенный слуха с раннего возраста, без специального обучения не может подражать речи взрослых и поэтому остается немым, для общения же пользуется примитивным средством - жестом и мимикой 1 .
Какие же у человека периферические органы речи?
Аппарат дыхания (рис. 1 и 2).
а) Легкие, которые представляют как бы меха, наполненные воздухом и состоящие из отдельных эластических сообщающихся пузырьков (альвеол). Легкие дают в гортань, рот и нос струю воздуха, необходимую для звукопроизношения.
б) Грудная клетка, к стенкам которой плотно примыкают легкие. Сокращением сильных наружных межреберных мышц она расширяется и растягивает легкие (при вдохе); вследствие тяжести ее стенок, эластичности легких, отчасти сокращения более слабых внутренних межреберных мышц она спадается и сжимает легкие (при выдохе).
в) Диафрагма - мощная плоская мышца, отделяющая грудную полость от брюшной. При сокращении уплотняется;и, опускаясь вниз, освооождаег месш дли легких и тем самым увеличивает их емкость (вдох); выпячиваясь двумя куполами кверху и надавливая на основания легких, вытесняет из них воздух (выдох).
г) Мышцы брюшного пресса при сокращении давят на кишечник! и через него на диафрагму - содействуют выдоху; выпячиваясь при усиленном вдыханий вперед, облегчают опускание диафрагмы при вдохе.
Дыхание, осуществляемое движениями грудной клетки, называется грудным; производимое при помощи диафрагмы и брюшных мышц - диафрагмальным, или брюшным. Дети пользуются комбинированным грудобрюшным типом дыхания, наиболее выгодным для речи и полезным для здоровья (как наиболее легким,: экономным,плавным, и богатым по количеству выдыхаемого воздуха). У некоторых детей наблюдается (верхнегрудное, или ключичное дыхание (при нем поднимают плечи, а воздух попадает преимущественно в верхушки легких). Этот тип дыхания вреден для здоровья, от него надо отучить детей.
![]() |
Рис. 2. Схема дыхания.
.а- грудная клетка; б - диафрагма; --- положение двигательного механизма при вдохе; = = - при выдохе.
Вдох требует значительно больших усилий, чем выдох, при котором грудная клетка спадается под действием собственной тяжести, а легкие сами стремятся к сжатию. Об этом надо помнить при всякого рода играх и упражнениях для развития дыхания.
2. Гортань (рис. 3, 4, 5). Этот голосовой аппарат представляет собой небольшую коробку, состоящую из целой системы крупных и мелких хрящей подвижно сочлененных один с другим и приводимых в движение системой мышц. Главной частью ее являются голосовые связки - две мышечные эластические складки, выпячивающиеся в виде валиков с внутренних стенок щитовидных хрящей. Спереди хрящи сходятся под острым углом (кадык). Сзади связки прикреплены к двум подвижным хрящикам, которые, сходясь и расходясь, то раздвигают, то смыкают их (голосовая щель то раскрывается, то закрывается). Кроме того, голосовые связки, сокращаясь, могут сами по себе сближаться одна с другой. В движении связок участвуют и другие мышцы гортани.
При обыкновенном дыхании голосовая щель раскрыта, и воздух свободно проходит через нее. Голос же образуется так. Струя воздуха, поступающая из легких, наталкивается на замкнутые голосовые связки и с усилием, мелкими толчками прорывается между ними. Под давлением воздуха связки ритмически колеблются (вибрируют), - получается музыкальный звук,; который называется первичным тоном. Эти колебания вызывают в свою очередь колебания во всех полостях, сообщающихся с полостью гортани (подсвязочное и надсвязочное пространство - глотка, рот, нос и др.). А в них образуются основной для каждого звука речи и дополнительные тоны (обертоны), которые, слившись с основным тоном, образуют слышимый нами звук человеческого голоса. Действие гортани подобно действию язычковой органной трубы (рис. 5): язычки под действием струи воздуха и пружинок быстро и ритмично смыкаются и размыкаются, в результате чего образуется звук.
![]() |
Рис. 3. Внутренний вид передней части гортани. 1 - щитовидный хрящ; 2 - перстне-видный хрящ;3 - надгортанник; 4 - разрез подъязычной кости; 5 - трахея;
размах их колебаний), чем больше резонирующие полости, тем сильнее голос. Высота же голоса зависит от количества колебаний голосовых связок в секунду.
В зависимости от соотношения времени выдыхатель-но струи воздуха и сближения голосовых связок различаются три типа голосообразования, или приступа (атаки, голосоначала): твердый, мягкий и придыхательный.
Твердый приступ чаще наблюдается при выражении голосом отрицательных эмоций (гнева, злобы, раздражения). Твердый приступ получается потому, что воздух подходит к голосовым связкам в момент, когда они успевают уже напряженно сблизиться. От прорыва их воздухом и слышится резкое, напряженное для слуха начало голоса, например: "Ах, как жарко!" или раздраженно: "Катя, сядь на стул". Кричать и говорить напряженно, раздраженно, браниться вредно для голоса.
Мягкий приступ образуется постепенным сближением связок уже в момент прохождения воздуха - слышится приятный, мягкий голос. Например: "Ах, какой красивый цветок!", "Оля, поцелуй меня".
Придыхательный же приступ вызывается прохождением воздуха до начала сближения голосовых связок, поэтому перед голосом слышится легкий выдох, вроде немецкого звука h.
Практическое занятие №1.
Вопросы для обсуждения.
а) теоретические:
3). Раскройте значение слуха в процессе формирования голоса. Как снижение слуха отражается на качествах голоса? Рассмотрите эту проблему с учетом возраста ребенка.
4). Раскройте механизмы голосообразования (роль центрального отдела нервной системы центрального отдела речедвигательного анализатора и периферического отдела). Раскройте значение струи выдыхаемого воздуха в процессе голосообразования. Данный материал можно оформить в виде! сообщения в группе (доклада).
5). Расскажите, какие требования предъявляются к «разговорному» голосу. Обоснуйте эти требования.
7). Расскажите, в каком возрасте происходит резкое изменение голоса ребенка. Объясните причины.
б) практические:
1). Ответьте на следующие вопросы: если ребенок родился глухим, будет ли у него голос во время гуления, лепета? Рассмотрите и другой вариант: человек оглох в возрасте двух лет (в пять-шесть лет, в одиннадцать-пятнад-цать лет, в зрелом возрасте). Как глухота будет отражаться на его речи, в частности, на состоянии голоса? Какие качества голоса будут страдать в первую очередь?
Выполнение практических упражнений по освоению содержания игр на дыхание для дошкольного возраста (Приложение).
1.В специальном детском саду послушайте речь (голосовое оформление речи) детей с разной степенью снижения слуха. Сделайте выводы о состоянии их голосовой функции. Проследите, как снижение слуха влияет на голос и на всю: речь в целом в разные возрастные периоды. Результаты наблюдений обсудите в группе.
2. Проверьте состояние дыхательной функции у ребенка с нарушением голоса. На основе обследования сделайте выводы о взаимосвязи голоса и дыхания.
3. Послушайте в детском саду речь (голос) детей из разных возрастных групп. Проанализируйте свои наблюдения и сделайте выводы об изменении голоса ребенка в период с трех до семи лет. Во время наблюдений в разных группах дошкольного учреждения обратите внимание на силу, высоту, тембр и диапазон голоса детей. Свои наблюдения оформите письменно.
Раздел 2.
Практическое занятие №2
1.Вопросы для обсуждения.
а) теоретические:
3. Что понимается под органическими нарушениями голоса периферического характера? Приведите примеры.
4. Назовите дефекты речи, при которых будет наблюдаться нарушение голоса (как один из симптомов).
5. Раскройте содержание понятий «слабость голоса», «форсированный, резкий звук голоса», «сдавленный горловой звук», «прерывистый дрожащий», «захлебывающийся», «назализованный», «сиплый», «квакающий», «монотонный». Назовите причины этих нарушений.
б) практические:
1. Если у ребенка сильный насморк, как будет нарушаться его голос? Как вы будете классифицировать это нарушение голоса? По каким параметрам будет нарушен голос?
2.Если учитель (воспитатель) много и громко говорит в течение длительного времени, может ли у него появиться нарушение голоса? Какое? В чем оно будет проявляться?
2.Выполнение практических упражнений по освоению содержания игр на дыхание для дошкольного возраста (Приложение).
Составьте сообщение (реферат) на тему «Нарушения голоса у детей: дошкольного возраста».
Вопросы для обсуждения.
а) теоретические:
1).В комплексный метод исправления дефектов голоса включена артикуляционная гимнастика. Назовите ее цели, виды, особенности использования.
3). Объясните, из каких разделов состоит работа по восстановлению голоса при различных видах его патологии. Перечислите, над какими качествами голоса необходимо работать при той или иной голосовой патологии. Обоснуйте свои выводы.
4). Назовите задачи, стоящие перед логопедом на каждом этапе работы над голосом при его нарушениях.
5). Назовите основные направления работы над голосом детей в дошкольном учреждении. Чем отличается работа над; развитием голоса от работы при его нарушениях?
б) практические
1). Составьте список упражнений пассивной артикуляционной гимнастики. Поупражняйтесь в проведении ее на товарищах по группе (проиграйте ситуацию «ребенок - логопед», меняясь ролями), Объясните, почему при нарушениях голоса полезно использовать пассивную артикуляционную; гимнастику.
2). Какие упражнения артикуляционной гимнастики и в каких случаях можно использовать? Назовите эти упражнения, запишите их в рабочую тетрадь. Потренируйтесь сами в проведении этих упражнений.
3). Как проводится работа над. высотой голоса? Подберите необходимые упражнения, потренируйтесь в их реализации. Составьте конспект занятия по развитию силы и высоты голоса. Обсудите его в группе. Проведите такое занятие в детском саду. (При составлении конспекта не забудьте учесть возраст детей.)
4). Вспомните, что такое тембр голоса. Подберите упражнения для работы над тембром голоса при его нарушении. Потренируйтесь сами в проведении этих упражнений. Перечислите задачи, которые стоят перед логопедом при работе над тембром голоса.
5). Как при нарушениях голоса проводится работа над интонацией? Известно, что интонация является одним из важнейших выразительных средств речи, уточняет семантическую сторону речи, выявляет ее эмоциональное содержание и оказывает сильное воздействие на слушателя. Объясните это положение. Подберите необходимый дидактический материал. Потренируйтесь сами в проведении этих упражнений
6). Одной из составных частей комплексного метода коррекции нарушений голоса является психотерапия. Раскройте содержание этого понятия. Расскажите, какие виды психотерапии применяются при коррекции нарушений голоса. Какова цель применения психотерапевтического воздействия? В течение, какого времени оно применяется?
Выполнение практических упражнений артикуляционной гимнастики и интонационного развития речи. (Приложение).
1). Подберите из приложения или придумайте сами упражнения статической и динамической дыхательной гимнастики и запишите. Потренируйтесь сами в проведении этих упражнений. Поупражняйтесь в ее проведении в своей группе.
2). Какие условия необходимо соблюдать при проведении дыхательных упражнений с детьми, имеющими нарушения голоса? Перечислите эти условия и запишите.
План занятий.
1. Вступительная беседа.
2. Гимнастика артикуляционного аппарата.
3. Дыхание.
4. Дыхание с артикуляцией (шепот) на глухих проторных согласных (ф, с, ш, х).
5. Дыхание с артикуляцией на звонких проторных согласных (в, з, ж, м, н, л, р), т.е. постепенное включение голоса.
6. Гласные.
8. Пользование оздоровленной речью в чтении, разговорной речи и пении.
1. Гимнастика артикуляционного аппарата:
челюсти:
а) опускание челюсти,
б) движение челюсти вправо - влево,
в) движение челюсти вперед;
губы:
а) вытягивание и растягивание губ на «у-и»,
б) подтягивание верхней губы («пф»),
в) опускание нижней губы («вы-вы»),
г) натягивание губ на зубы при открытом рте;
язык:
а) высовывание языка,
б) движение языка вперед и вниз за зубами,
в) движение языка вверх и вниз на губах,
г) круговое движение языка под губами,
д) укладывание языка «чашечкой»,
е) дутье на кончик языка,
ж) выбрасывание языка из-под верхней губы,
з) промазывание широким языком нёба и др.
Речевое дыхание.
Выявляется правильность дыхания в процессе речи, так называемое «речевое дыхание». Оно, как известно, характеризуется коротким вдохом и удлиненным выдохом. При нарушении или недостаточном умении владеть им, занятия начинаются по упорядочению дыхания.
Вот несколько первых упражнений.
1. Плавный бесшумный вдох через нос и плавный выдох тоже через нос.
При речи и пении мы пользуемся комбинированным носо-ротовым дыханием, поэтому тренируется то и другое. Мы не настаиваем на диафрагмальном дыхании для всех; каждому человеку свойственен индивидуальный тип дыхания.
2. Вдох - небольшая задержка (1-2 сек.) - выдох.
3. Вдох через нос - задержка (1-2 сек.) - выдох через рот (слегка приоткрытый).
4. Комбинированный вдох - задержка, выдох через нос.
5. Комбинированный вдох - задержка, выдох через рот (слегка приоткрытый).
Постепенно вдох укорачивается и углубляется, выдох удлиняется. Например, на «раз» - вдох, на «раз-два» - задержка, на «раз-два-три» выдох и т.д. Вариаций здесь много. Счет ведет логопед.
Одновременно с дыхательными упражнениями начинается подготовка к артикуляционным упражнениям:
1. Укрепляются губы на п (добиваться крепости взрыва).
2. Укрепляется кончик языка на т (добиваться крепости удара).
3. Укрепляется движение корня языка на к (избегать резкого звука).
4. Последовательные, движения губ, кончика языка и корня языка на сочетаниях птк... птк ...
Затем идут упражнения в дыхании через артикуляцию. Выдох дается на глухих проторных согласных ф, с, ш, х, сначала отдельно на каждый звук, потом в объединенных в слоги. Здесь возможны различные вариации:
1) слоги со взрывными (пап, пат, пак ),
2) слоги с проторными (фас, фаш, фак ),
3) слоги смешанные (паф, фап, cam ).
Вначале на выдох дается один слог, потом два, три, четыре и больше. Например, вдох, на выдохе пап , вдох, на выдохе пап-пап ; вдох, на выдохе пап-поп-пуп и т.д. Гласные берутся только артикуляцией.
Раздел заканчивается упражнениями в четком произнесении сначала на беззвучной артикуляции, потом на шепоте слов, фраз, поговорок, скороговорок.
Группа слов: папа, пока, Капа, кипа, пакет, пика, кот, ток, пакт, паук, кушак, фактам т. д.
Фразы: У Таты паук. У кота усы. У Саши пакет. В хате паук. Купи паштет и др.
Поговорки и скороговорки: Попытка не пытка; Добыл бобов бобыль; Во поле-поле затопали кони, от топота копыт пыль по полю летит и т.д.
После достаточной тренировки дыхания и артикуляции начинаются голосовые упражнения. Через откашливание с закрытым ртом или стон (контролировать рукой, положенной на грудь) фиксируется один из звонких проторных звуков (обычно в или з) и закрепляется коротким выдохом на артикуляции. Постепенно вводятся звуки ж, л, р, н. м .
Для закрепления длительности звучания даются слоговые -упражнения:
1.Ав | ов | ув | ы | в | |||
2. Аз | оз | уз | ы | з | |||
3Аж | ож | уж | и т.д. | ||||
4Пав | паз | паж | пал | пар | пан | пам | |
пов | поз | пож | пол | пор | пон | пом | |
пув | пуз | пуж | пул | пур | пун | пум | |
пыв | пыз | пыж | пыл | пыр | пын | пым | |
пив | пиз | пиж | пил | пир | пин | пим | |
пев | пез | пеж | пел | пер | пен | пем |
и другие сочетания.
Вначале на одном выдохе дается один слог, потом два, три и т. д.
В этих упражнениях нужно следить и добиваться грудного звучания. Гласные звуки и здесь берутся только артикуляцией.
В дальнейшем к длительности проторных согласных прибавляются упражнения в силе звука. Сначала тренируется усиление, потом ослабление звучания и после этого совместные упражнения в усилении и ослаблении:
Следующей ступенью в занятиях бывает соединение выдоха и голоса на проторных звонких согласных с постепенным и осторожным включением гласных (у, о, э, ы, и, а). Звук у берется первым потому, что этот звук ближе к согласной по артикуляции и при нем, как отмечает Фомичев, гортань более устойчива.
Вот целый ряд таких упражнений:
вув | вов | вэв | выв | вив | вав |
вуз | воз | вэз | выз | виз | ваз |
вуж | вож | вэж | выж | виж | важ |
вул | вол | вэл | выл | вил | вал |
вур | вор | вэр | выр | вир | вар |
вун | вон | вэн | вын | вин | ван |
вум | вом | вэм | вым | вим | вам |
В таком же порядке следуют упражнения с з, ж, л, р, н, м, и затем переходим к длительности гласных. Вышеуказанные упражнения берутся уже в такой вариации:
Ву___в, во__в, вы__в, ви__в,ва__в и т.д.
Согласные вводятся все еще для помощи, как опора слабой фонации. Дальше укрепляются гласные» без согласных в различных сочетаниях:
2. уо | уэ уы | уи | уа |
оу | оэ оы | ои | оа |
эу | эо эы | эй | эа |
ыу | ыо ые | ыи | ыа |
иу | ио иэ | иы | иа |
ау | ао аэ | аы | аи |
3. уоэ | уоы | уои | уоа |
уэо | уэы | уэи | уэа |
>ио | уиэ | уиы | уиа |
уыо | уыэ | уыи | уыа |
уао | уаэ | уаы | Уаи |
4. уоэиа и т. д. |
Потом берутся упражнения для развития силы голоса на гласных:
у______у_________у----о______о______о-----э_____э______э
В дальнейшем после упражнений на чистых гласных переходим к словам, фразам, поговоркам, скороговоркам, проработанным на первом этапе занятий на беззвучной артикуляции, «озвончаем» их и вводим новые слова и фразы.
Следующей идет работа по развитию гибкости голоса- упражнения на интервалах. Начинаем с уменья ставить вопрос, когда голос идет вверх: который час и давать ответ - голос идет вниз, например: пятый, восьмой и т. д.
Экономия с движением голоса на секунду, терцию, квинту, октаву, например, в фразе: Но я не знала, что это так важно, может быть интонирована на различных интервалах. Желательно с помощью инструмента показать голосоведение в гамме.
Заключительные занятия:
а) упражнения в различных интонациях (вопрос, удивление, испуг, радость, страх); хорошими материалами для этого являются басни;
б) ознакомление с регистрами (грудной, средний, головной);
в) ознакомление с эмоциональной окраской и тембром (мажор, минор). Например, Уж тает снег, бегут ручьи... (мажор); «Анчар» Пушкина (минор);
г) ознакомление с темпом речи (быстрый, медленный);
д) пользование оздоровленной речью в чтении, разговоре, пении.
Сроки занятий варьируются и индивидуализируются в зависимости от тяжести заболевания и культурного уровня пациента от 1 до 8-9 мес. Конечно, при расстройствах голоса типа задержавшихся мутаций так называемых функциональных возможностей для развития голоса больше, чем, например, при афониях после трахеотомии. В таких случаях приходится довольствоваться иногда ложносвязочной грубой фонацией с тщательной проработкой дыхания и артикуляции.
2. Четкая работа органов артикуляции и дыхания, являясь своеобразным массажем, помогает правильному функционированию голосовых связок.
3. Переход к фонации должен быть осторожным, после достаточной тренировки всего речевого аппарата.
4. Необходима широкая пропаганда вопроса о гигиене голоса у педагогов и лиц других профессий, связанных с постоянным пользованием громкой речью.
5. В целях профилактики специалистам по речи нужно включаться в работу по охране детского голоса.
Вопросы охраны и культуры голоса еще не имеют широкого распространения среди населения. Еще нередки случаи так называемых профессиональных заболеваний у педагогов, лекторов, массовиков и людей, профессии которых связаны с голосовой работой. Еще недостаточно поставлена охрана детского голоса.
Вопросы для обсуждения.
а) теоретические:
1). Ответьте, какие специалисты участвуют в обследовании лиц с нарушениями голоса. Как реализуется при обследовании принцип комплексности? Какова функция каждого специалиста?
2). Раскройте влияние органических нарушений голоса на речевое развитие детей, особенно если нарушение голоса возникло в раннем возрасте. Может ли в таких случаях наблюдаться задержка речевого развития?
б) практические
1).Составьте конспект занятия по вызыванию голоса у детей с афонией. Какие упражнения можно предложить с этой целью? Потренируйтесь сами в проведении этих упражнений. Почему вызывание голоса в большинстве случаев начинают на звуке м? Объясните это положение.
2).Перечислите упражнения для активизации нёбной занавески. Запишите их. Потренируйтесь в их выполнении. Составьте план занятия по активизации нёбной и глоточной мускулатуры.
3).Составьте конспект занятия по развитию мелодико-ннтонационной стороны речи. Подберите упражнения, развивающие модуляции, тембр, диапазон голоса. Потренируйтесь сами в проведении этих упражнений. Проведите такое занятие сначала в своей группе, а потом на практике.
Выполнение практических упражнений по развитию мелодико-ннтонационной стороны речи. (Приложение).
3.Методические указания для самостоятельной работы студента
1). Подберите и запишите упражнения для развития силы голоса. Потренируйтесь сами в проведении этих упражнений. Можно организовать на эту тему занятие с детьми.
Практическое занятие №5
Вопросы для обсуждения.
а) теоретические:
1.Какие условия необходимо соблюдать при проведении дыхательных упражнений с детьми, имеющими нарушения голоса? Перечислите эти условия и запишите их в рабочую тетрадь.
3.Составьте конспект занятия по вызыванию голоса у детей с афонией. Какие упражнения можно предложить с этой целью? Почему вызывание голоса в большинстве случаев начинают на звуке м? Объясните это положение.
б) практические
1.Подберите и запишите в рабочую тетрадь упражнения для развития силы голоса. Потренируйтесь в проведении этих упражнений в своей группе. Можно организовать на эту тему занятие с детьми.
2.Как проводится работа над. высотой голоса? Подберите необходимые упражнения, потренируйтесь в их реализации. Составьте конспект занятия по развитию силы и высоты голоса. Обсудите его в группе. Проведите такое занятие в группе детей. (При составлении конспекта не забудьте учесть возраст детей.)
3.Вспомните, что такое тембр голоса. Перечислите задачи, которые стоят перед логопедом при работе над тембром голоса. Подберите упражнения для работы над тембром голоса при его нарушении. Потренируйтесь сами в проведении этих упражнений
Выполнение практических диалоговых упражнений по развитию выразительного чтения и нормы литературного произношения. (Приложение).
3.Методические указания для самостоятельной работы студентов
1.Раскройте положение о том, что интонация является одним из важнейших выразительных средств речи, уточняет семантическую сторону речи, выявляет ее эмоциональное содержание и оказывает сильное воздействие на слушателя. Объясните это положение
3.Подберите необходимый дидактический материал для работы с дошкольниками по выразительному чтению. Потренируйтесь сами в проведении этих упражнений
Формы и виды контроля
Формой итогового контроля является устный зачет.
2. Перечень примерных вопросов для зачета
1.Что составляет предмет фонопедии, его предмет и задачи.
2.От каких факторов зависит становление речи ребенка.
3.Как развивается речь ребенка.
4.Определите значение интонации.
5.Как образуются звуки речи.
6.Основные этапы работы по исправлению звукопроизношения
7.Какие требования предъявляются к проведению артикуляционной гимнастики.
8.Какими упражнениями вы владеете для выработка направленной воздушной струи.
9.Какие звуки называются опорными.
10.Назовите цель и содержание работы по постановке голоса и выразительности чтения.
11.Какие основные способы постановки силы звука вы знаете
12.Как проводиться автоматизация звуков в словах.
13.Какие упражнения используются для автоматизации звука во фразовой речи.
14.В чем выражается интонационное логическое выделение слова.
15. Что составляет систему техники речи.
Основная литература
1. Калягин В.А., Овчинникова Т.С.Логопсихология /В.А.Калягин, Т.С.Овчинникова. Логопсихология.-М.Академия.2008
2. Лохов М.И. Заикание:неврология или логопедия. /М.И.Лохов. Заикание:неврология или логопедия. -СПб. «Элби-СПб».2005.
3.Жукова Н.С.Логопедия. /Н.С.Жукова. Логопедия. -Екатеринбург.2005.
4. Фомичева М.Ф..Воспитание у детей правильной речи. /М.Ф.Фомичева. Воспитание у детей правильной речи.- Просвещение.1989.
Приложение .
СЧИТАЛКИ
Ребенок при произнесении каждого слова считалки дотрагивается указательным пальцем руки до груди играющего:
Клен, клен, выйди вон!
Плач, плач, галка, Мне тебя не жалко!
Шла собака через мост, Четыре лапы, пятый хвост.!
Бена-бена-барбарис,
Два мальчишки подрались,!
Кады-дады,
Налей воды коров поить,
Раз, два, три, четыре, пять.
Заяц белый и русак
Танцевали краковяк
Раз, два, три, четыре, пять - в прятки мы хотим играть.
Да и нет не говорить, Все р
Слова делятся на слоги. Не все слоги имеют один. долготу и силу. Один из слогов в слове выделяется наиб. силой и длительностью произношения гласного звука. Он называется ударным. Русскому языку свойственно силовое ударение.
Ударение - это тот музык. тон, на кот. настраивается слово, тот "голос", по кот. мы узнаем слово. Все слова, явл. самост. частями речи, обычно имеют ударение. Усвоение прав. ударения сопряжено с рядом трудностей, объясн. его особенностями.
Первая состоит в том, что ударение в русских словах не прикреплено к опр. слогу в слове (как, например, в большинстве тюркских языков, во французском (где ударение падает на посл. слог), в польском (ударение - на предпосл. слоге), в чешском и венгерском (ударение - на первом слоге)). Такое ударение называют свободным , оно может быть на любом слоге слова.
Второй особенностью русского ударения является его подвижность, его способность менять свое место в зависимости от формы слова. Например, глагол пон`ять в неопр. форме имеет ударение на втором слоге, в прош. времени в мужском роде оно передвигается на первый слог - п`онял, а в женском роде - на последний - понял`а.
Большие группы слов, мен. ударения в зависимости от формы, есть и среди глаголов. Это глаголы жить, быть, вить, лить, дать, пить и их префикс. образования. Схема их ударения причудлива и к тому же со временем изменяется. Неизменной остается только форма женского рода прош. времени - с ударением на окончании.
Подвижность русского ударения приводит к необходимости вместе с образованием форм, склонением, спряжением слов быть внимательными и к ударению, кот., как видно, не остается постоянным. Это трудность языка, но и одна из его красок, когда слово в разных формах звучит по-новому.
Эти два свойства русского ударения учитываются в русском стихосложении, кот. основывается на количестве слогов и числе ударений, а также на соотношении ударных слогов с безударными. Такой стих называется силлаботоническим (слогоударным). В силлаботоническом стихосложении различают 5 осн. размеров: ямб, хорей, амфибрахий, дактиль, анапест.
Третьей особенностью русского ударения является его изменчивость с течением времени. Язык служит обществу, он развивается, улучшается, изменяется.
Любое высказывание произносится с какой-либо интонацией . Различия в интонации зависят от изменения 4х акуст. компонентов:
· интенсивности звучания;
· длительности звучания (чем больше звуков произносится в единицу времени, тем меньше их длительность, тем быстрее темп речи);
· степени отчетливости тембра, т. е. качества звуков.
Изменения этих перв. компонентов интонации улавливают на слух и более точно вычисляют на спец. аппаратуре: осциллографах, интонографах, сонографах.
Каждый говорящий имеет свой средний тон речи. Но в некоторых местах фразы происходит повышение или понижение тона. Такие движение тона вверх или вниз от среднего уровня называют интонацией . В научной лингвистике в понятие интонации включают также изменения интенсивности, длительности, тембра речевого такта и фразы.
В русском языке можно выделить 6 интонац. конструкций (сокращенно - ИК). Каждая из них имеет центр - слог, на кот. падает основное ударение (тактовое, фразовое или логическое), пред- и постцентровую части (они в ряде случаев могут отсутствовать). Та часть, кот. находится перед центром, обычно произносится на среднем тоне. Одну ИК от другой отличают направление движение тона в центре и после центра:
· первая ИК: на гласном звуке центра происходит понижение тона, тон посцентровой части ниже среднего;
· вторая ИК: гласные центра произносится почти так же, как и гласные в предцентровой части, а тон постцентровой части ниже среднего уровня;
· третья ИК: на гласном центра тон резко поднимается, а в постцентровой части он ниже среднего;
· четвертая ИК: на гласном центра тон резко восходит, тон постцентровой части также выше среднего;
· пятая ИК: имеет два центра: на гласном первого центра восходящее движение тона, на гласном второго центра или на следующем гласном - нисходящее, тон между центрами выше среднего, тон после центра - ниже среднего;
· шестая ИК: на гласном центра тон восходит, тон посцентровой части выше среднего.
Интонация различает предложения разных типов, отражает нейтр. или субъект. отношение говорящего к содержанию высказывания, передает разнообр. оттенки эмоций. Интонация тесно связана с пунктуацией, хотя, конечно, нельзя ставить знаки препинания, опираясь только на нее.
Например, в предложении: "Усталые дети быстро уснули", может быть поставлена запятая после слова усталые, если определению придать доб. обстоят. значение причины, и тогда его следует выделить интонационно.
Итак, любое высказывание произносится с интонацией. Интонация - явление сложное, она состоит из неск. компонентов:
1) в каждой фразе есть логич. ударение, оно падает на то слово, которое по смыслу самое важное во фразе. С помощью логич. ударения можно уточнить смысл высказывания, например:
а) Завтра мы поедем в театр (а не на следующей неделе);
б) Завтра мы (наш класс, а не другой) поедем в театр;
в) Завтра мы поедем в театр (а не пойдем);
г) Завтра мы поедем в театр (а не в цирк);
2) интонация состоит из повышений и понижений голоса - это мелодика речи. Она в каждом языке своя;
3) речь протекает ускоренно или замедленно - это образует ее темп;
4) интонацию характеризует тембр речи, зависящий от целевой установки;
5) пауза - остановка, перерыв в движении тона - бывает всегда на границе фраз, но может быть и внутри фразы.
Очень важно делать паузы в нужном месте, так как от этого зависит смысл высказывания: Как удивили его слова / брата! Как удивили его / слова брата! Паузы бывают логическими (смысловыми) ипсихологическими (диктуемыми чувствами).
Условные графические обозначения
Проблема наличия нефтепродуктов в воде и как с ней бороться Смотреть что такое "ПНД Ф" в других словарях
О шестидневной рабочей неделе При 6 дневной
Кто такой социальный работник?
Коренная пустынь в Курской области: история чуда Коренная пустынь молебен о недужных