Как ведут себя кавказцы. Почему выходцы из кавказских республик ведут себя в россии не так, как дома

  • 30.06.2019

Не так давно один популярный телеведущий задался таким вопросом и даже поинтересовался, что думают по этому поводу Хлопонин и Кадыров, но вразумительного ответа, по-моему, так и не последовало. Хотя все мы становимся свидетелями как расширяющейся географии поселения выходцев с Кавказа, так и различных конфликтов с их участием. Хорошо, хоть не участниками этих самых конфликтов… Что же, попробуем разобраться в принципах поведения наших «гостей с Юга» сами, используя личный опыт общения с представителями различных национальностей, населяющих Кавказ.

Первое, что нужно сказать, что это люди, вне зависимости от вероисповедания, очень воспитанные и хамить просто так не станут. Но, в то же время, это, что называется «горячие парни», т.е. очень вспыльчивые, а если учесть, что не все слова и выражения на русском языке им понятны, и в их головах возникают, порой, весьма странные ассоциации, то сами понимаете, - драка бывает иногда неизбежна. Вы спросите, а у себя дома они тоже скандалят и рукоприкладствуют по любому поводу? Ответ положительный. То, что настоящие кавказские мужчины никогда не поднимают руку на женщин и детей – миф. И то, что их забота о стариках и сиротах какая-то особая – тоже миф. И то, что они живут особо дружно, сплоченно, помогая друг другу и стоя, что называется, горой, - еще один миф. Наверное, вы удивитесь, но кавказцы – это такие же люди, как мы, и все остальное население земного шара, со своими достоинствами и недостатками.

Не знаю, к какой категории отнести эту особенность – обостренное чувство собственного достоинства, часто доходящее до крайности - но именно оно становится одной из основных причин всех конфликтов с участием выходцев из Кавказских республик. Почему так, сказать трудно. Скорее всего, причина в относительной немногочисленности народностей, населяющих этот регион, и постоянной борьбе и с суровыми условиями существования, и с внешними врагами, да и друг с другом за жизненное пространство. Это нас, русских, много, и земли наши обширные, страна большая, даже богатая …

Потом, кавказцы – это люди с жестким характером, причем как мужчины, так и женщины. Иногда даже дамы жестче мужиков. Не жестокие или злые, а именно жесткие. Причем как мусульмане, так и христиане. Чувства сострадания, жалости, сочувствия часто считаются для них унизительными. Это не наша сердобольность и потребность помочь хотя бы словом или прикосновением. А уж показать свою слабость, пусть даже только кажущуюся, - лучше умереть. Это серьезно. Поэтому они практически никогда не признают себя виновными, хоть и осознают. Они крайне редко просят прощения именно по этой причине, - чтоб не показаться слабыми. Но зато они очень легко, практически без спора, могут согласиться с чужим мнением. Но сделают все равно по-своему. А вы можете этого и не заметить.

А еще уроженцы Кавказа очень любят показывать, какие они состоятельные, щедрые, добрые и т.п. Т.е. демонстрировать все атрибуты успеха, даже если таковых на самом деле нет. Пусть семья будет потом месяц жить впроголодь, но сегодня будет такой пир, что все обзавидуются… Может, за это их и любят наши женщины?

К слову о женщинах. Я долго не могла понять, почему они к нам все время пристают, когда мы у них, что называется, в гостях. Хоть и одеваться стремимся более чем прилично и к уличным знакомствам не стремимся. Оказалось, дело даже не в том, что там все знают, что за женщина приехала и к кому. Проблема в том, что кавказским мужчинам не нужно смотреть прямо в глаза. Те русские женщины, которые там живут, об этом знают и ведут себя соответственно. Ведь мы привыкли, что «глаза – это зеркало души», а, оказывается, для кавказских мужчин женский прямой взгляд – это признак распущенности.

Ну вот, об особенностях поведения выходцев из Кавказа вроде бы написано достаточно, чтобы хотя бы начать их понимать. Но ответ на вопрос, вынесенный в заглавие, это дает лишь частично.

Выше уже говорилось о том, что в кавказских республиках практически все друг друга знают. Там очень сильны родовые связи, если к этому прибавить особую национальную гордость, то, думаю, понятно, что мягко говоря, хулиганить дома не просто стыдно. Любое неблаговидное поведение – это позор для всего семейного клана. То ли дело в России? Там такие просторы, на которых никто никого никогда не найдет, и никому ни за что ничего не будет. Так думают эти «горячие головы». Надо же где-то «пар выпускать».

Теперь самое неприятное. Размеры российской коррупции таковы, что отступления от общеприемлемых норм поведения кавказцев покрывают с головой. Как бы ни ужесточали законы, как бы ни реформировали милицию, теперь уже полицию, коррупция все равно не просто существует, но и по-прежнему процветает. Это же касается и наших дам, стремящихся, если не к острым ощущениям, так к интимным развлечениям «на стороне». Список того, что (или кто) продается можно продолжить. И это не делает нам, русским, чести. А вот кавказцы все более утверждаются во мнении, весьма обоснованном, что в России они могут купить все, что пожелают. Вот и доходит уже до стрельбы на свадьбах чуть ли не у стен Кремля. Да, это свидетельство того, что они нас не уважают. А как эти люди могут относиться к русским, если постоянно сталкиваются с продажными и часто невероятно жадными, сильно пьющими т.п., - женщинами, чиновниками, полицейскими и т.д.? Для них – это срез нашего общества.

Конечно, нужно ужесточать ответственность за нарушение закона. Но, прежде всего, мы, русские должны, наконец, начать уважать самих себя. И вести себя соответственно. А не сваливать свои комплексы, бескультурье и откровенное «свинство» на тех, кто «понаехали».

Понятно, что растущее в геометрической прогрессии число лиц, скажем так, не славянской национальности, на улицах наших городов и сел раздражает. Но мы, ведь, люди православные, и должны понимать, - раз Господь попускает, значит, для чего-то это нужно. Именно для нас самих.

Так что давайте вместо того, чтобы культивировать ненависть друг к другу, которая ни к чему хорошему не приводит, как чувство явно разрушительное, причем часто в государственных масштабах, начнем учиться уважению к своей русской культуре, к традициям нашего народа, к Русскому Православию, наконец. Конечно, мы – дома, и это они у нас в гостях. Причем, как бы их и не приглашали. Но будем же помнить о чувстве нашего, русского, национального достоинства и вести себя так, чтобы нас уважали.

Каждый человек, считающий себя русским и православным, сегодня является миссионером. Своей повседневной жизнью среди других людей он являет для них пример – положительный или отрицательный. Будем помнить об этом.


Все привыкли использовать эту фразу по любому поводу в разговорах о Кавказе. Да, Кавказ понимает силу. И уважает ее. Если власть проявляет слабость - это плохая власть. Если общество проявляет слабость - это слабое общество. Если от правосудия можно откупиться - это не правосудие. Те, проблемы, к которым мы всегда относились снисходительно, для Кавказа - не проблемы, а проявление слабости. Вызывающие поведение в Москве и других городах России, это проявление требования всего Кавказа России - будьте сильными.

Кавказское общественное мнение - это свод строгих регламентов. Здесь нельзя плевать на других людей и игнорировать их интересы. Но если эти людие слабые - то, в принципе можно. Слабые недостойны того, чтобы иметь собственные интересы. Если кавказец приезжает в Москву - он в первую очередь видит отсутствие подобных регламентов и полное равнодушие общества к тому, как ведет себя человек. К старшим относятся с пренебрежением? Бухают пиво на улице на ходу? Пляшут девки в храме? Значит все нормально. Можно вести себя как душе угодно - всем ведь пофиг. Далеко не у всех кавказцев хватает личной дисциплинированности оставаться кавказцем в таком обществе. Но хуже другое - молодые кавказцы не знают берегов в "вольной жизни". Представьте птицу, которую поместили в большую стеклянную комнату. Она разобьется очень быстро, влетев со всего размаха в стекло. То же самое и молодой кавказский парень, не чувствующий за собой общественного присмотра - он не понимает, где в этом странном новом мире находятся границы, за которыми его поведение перестанет быть в пределах нормы.

В своем поведении они пародируют поведение местного населения. И как любая пародия, она более выпуклая и гротескная что ли, чем сам пародируемый факт. Почему они выхватывают только худшее? Потому что плохое бросается в глаза в первую очередь. Мы всегда судим по внешним признакам. В этом обществе подобное допустимо? Значит и подобное подобному допустимо. И кавказцев, которые живут на Кавказе раздражает не поведение в Москве земляков. Их раздражает, что им позволяют там так себя вести. Чувствуете разницу?

Кавказ понимает лишь силу. Но сила в понимании Кавказа - это не морды бить. Сильному не нужно проявлять агрессию - она-то как раз признак слабости. Сильный - это жесткий, но не жестокий, справедливый, но ко всем в равной степени. Сильному не нужно демонстрировать свою силу. Он просто сильный. Ну не может сильный относится так к старикам и женщинам. Не может вести себя так на улице, как у нас это многие себе позволяют. А в Ингушетии мне часто приходится слышать "Россия должна быть сильной". Потому что слабость по разрушительности страшнее чумы. Не стоит взывать к совести кавказской молодежи. Нужно взывать к своей совести. Потому что русские, с точки зрения народов Кавказа, это сила. А вызывающее поведение кавказской молодежи, возможно, от разочарования. Они видят, что мы не хотим быть сильными. Быть русским - это не дворянский титул, передающийся по наследству. Если ты русский - то будь им всегда, а не только в интернете. У наших предков достало сил объединить народы вокруг себя. Потому что они были сильными. А мы только оглядываемся на было величие, да побухиваем. А трусливые гнилоусты и вовсе требуют отделить Кавказ: мы не хотим быть сильными - давайте избавимся от тех, кто надоедает нам, приставая с подобными требованиями.

Когда у нас каждый станет видеть в другом человеке не либерала, ни демократа, ни коммуниста, ни полицейского, ни врача, ни пациента, а свой народ, тогда и вернется к нам сила. та самая, о которой писал Гоголь: "Разве найдется сила, которая переломит русскую силу?" .

Суровые горцы. Сильно развиты физически. Гостеприимные и благородные. Но стоит им сойти с гор и придти к нам, как они моментально меняются — хватаются за ножи, сбиваются в шайки, в общем — ведут себя совсем не так как дома.



Разумеется, что россияне их после этого мягко говоря недолюбливают:



Как и во всех случаях недовольство идет от недопонимания. В этом посте я постараюсь рассказать об особенностях кавказского воспитания и менталитета. И порекомендую как себя вести, чтоб избежать подобных инцидентов.


Так как сам я Кот, пускай и Ученый, то мне ближе мир животных, чем мир людей. По этому я изредка буду прибегать к аналогиям. Не потому, что я считаю людей зверями, а просто потому что мне так удобнее. Без обид, ладно?


Итак, начнем с азов. Городские животные делятся на два типа — стайные и индивидуалисты. Стайные — это собаки и крысы, а индивидуалисты, естественно, коты. При этом собаки при необходимости легко разделяют стаю на прайды: например, из огня щенков будут таскать скорее всего только их родители, по крайней мере — уж первыми-то точно своих.


В свою очередь городские коты легко образуют прайды и более сложные кооперации. Например, если какая-то женщина прикармливает котов на определенной улице, то коты с этой улицы образуют прайдовый кооператив, чтоб лучшие куски достались им и их семьям, а не проходимцам из соседних улиц.


Такое поведение у стайных животных называется адаптируемой внутренней агрессией. Примерно так и построено практически кавказское сообщество — от аулов до столиц. Существуют прайды, во главе которых стоят альфа-самцы — кавказские старцы. Их задача защищать свой прайд, но не грубой силой, а методом переговоров с другими альфа-самцами, создавая кланы и скрепляя их кровными узами, выдавая детей из союзных прайдов друг-за-друга. Гибель альфа-самца может привести к исчезновению целой династии, если у той есть кровные мстители. Именно по этому на кавказе существует такое уважение к старикам.



В свою очередь кланы формируют уже основную стаю, где в случае опасности каждый член стаи будет защищать свою стаю и своего альфа-самца. Но стоит опасности пропасть, стая распадается на кланы, те на прайды и внутри прайда опять двое братух-борцух начинают мять друг-другу бока, под полное одобрение альфа-самца. Это уже внутренняя агрессия, и она имеет совершенно иную форму, чем внешняя.


Когда идет борьба внутри прайда, то ее целью является нахождение самого сильного отпрыска, которому альфа-самец передаст бразды правления. На мой взгляд, логичнее было бы передавать самому умному и вместо посещений качалок отправлять своих детей играть в шахматы. Однако умные отпрыски могут выжить только в прайдовой кооперации, так как в мирное время их уничтожат более глупые и сильные отпрыски враждующих кланов.


Такие внутренние поединки весьма благородны. Потому что кавказцы все-таки не животные и есть вполне реальный шанс, что когда один из братух-борцух подвернет ногу, то другой не станет его добивать а проявит благородство и тем самым заслужит одобрение своего альфа-самца: вах, какой благородный человек! Такому можно будет доверить наш род!


Но не следует забывать, что стайные звери — хищные и растят они все-таки хищников. По этому когда дело доходит до стычек, которые не имеют никакого отношения к оценки альфа-самцом уровня благородства, то в дело идет все что угодно — численное превосходство, оружие, грязные приемы и прочее. На войне как говорится как на войне.


А причина подобной кровожадности в том, что альфа-самцы не терпят у себя детей-неудачников, которые проигрывают драки детям враждебных кланов. И если тот самый альфа-самец узнает, а он обязательно узнает, то изобьет проигравшего в драке намного сильнее, чем ему досталось. И может пригрозить, что изгонит его из прайда. Тем самым в детях формируется культура хищника — выжить в драке любой ценой, иначе альфа-самец просто прикончит или выгонит из прайда, что в принципе равноценно.


Теперь-то вы понимаете, почему такие благородные кавказцы идут друг-другу на выручку, позабыв распри и почему они с легкостью образуют стаи, для численной победы над противником?


Абсолютно верно! Вы не входите в их стаю, а значит вы враг или добыча. Вот у нас, котов, с собаками полное понимание — мы твердо знаем, что мы враги, так как средняя собака вдвое крупнее и сильнее среднего кота. По этому когда собаки на нас бегут, мы лазим по деревьям, а не пытаемся дать отпор. Хотя если собака одна, и без стаи, то еще не известно чья возьмет.


В случае отношений россиян с кавказцами приходит полное непонимание модели поведения. Например, если городская собака попытается атаковать дикого камышового кота, то это будет последним днем ее жизни. Именно по этому к камышовому коту будет совсем другая модель поведения — как к врагу, а не как к добычи. Его будут окружать и пытаться атаковать самым подлым, собачьим образом, со спины.


Когда россиянин демонстрирует неправильную модель поведения, то из добычи переходит во врага. Напомню, что кавказцы не звери и для пропитания им совсем не нужно калечить или убивать добычу. Зачастую это просто инстинктивное поведение, когда собака чует слабого кота и лениво гавкает, а кот убегает под машину и ждет, когда собака уйдет по своим, собачьим делам. Собаке лень гнать кота, коту лень лезть на дерево.


Враг — другое время. С врагом все средства хороши. Врага надо уничтожить, желательно стаей. И пусть в этой стае будут представители враждебного клана — это не важно. В случае опасности они всегда придут на помощь и к ним всегда придут. Это уже потом можно устроить разборки. Но не сейчас, когда враг угрожает стае!


Как же нужно россиянам правильно демонстрировать модель поведения жертвы? Об этом чуть позже, а пока давайте коснемся такого нюанса, как кавказское гостеприимство.


Представьте собачий прайд, в который кормящей суке подсунули котенка. Он вырос и прайд в нем видит своего члена. Теперь поместим этот прайд в собачью стаю. Другие собаки могут попытаться проявить агрессию, но будут встречены заступниками, которые будут сражаться за котенка как за своего.


Примерно такая же самая модель и работает в случае гостеприимства. Если кавказский альфа-самец не сможет дать убежище своему гостю, то он поставит под сомнение свой альфа-статус или говоря на языке горцев — потеряет уважение.


Именно по этому все лучшее отдают гостю, чтоб сделать его своим. Примерно так, как сука кормит котенка. Но стоит котенку отойти подальше от своего прайда — и он станет жертвой.




И в заключении небольшой совет о том, как вести себя в ситуации когда вы вынуждены соседствовать рядом с кавказцем. Сразу следует понимать, что «своим» вы никогда не станете.


По этому пока он один — не проявляйте никакой агрессии, все равно вам его не победить, лучше заискивающе шутите, одалживайте денег и смейтесь его шуткам.


Когда кавказцев станет несколько, то вы гарантированно попадете на роль добычи — у вас смогут отжать телефон, забрать деньги. Но вас не будут калечить или убивать.


Вас интересует, почему россиянин не сможет одолеть кавказца в честном поединке? Стоит ли писать об этом отдельный пост?

Оригинал размещен на

У народов Северного Кавказа есть особый негласной кодекс поведения, который был создан в древности и представляет собой сложную систему норм и правил. Они до сих пор встречаются в обычной жизни.

Дети гор
Обычаи и традиции, рожденные на Кавказе, имеют одну общую природу - это горы, как природно-климатическое явление, оказывающее огромное влияние на возникновение обычаев. Российский этнограф Леонтий Люлье отмечал, что из-за отсутствия грамотности все житейские сделки совершались словесным порядком. Слово стало законом для всех, а слово вождя - тем более. Нарушить его - означало стать преступником. Все мужчины должны были беспрекословно подчиняться слову вожака-главы, от решений которого зависело благополучие клана.

Огромное влияние оказали также родовые особенности, замкнутые, немногочисленные семейные кланы, занимающиеся торговлей. У чеченцев превалирует адат - неписаные законы, которым они следуют и чтут выше корана, в Ингушетии - «эздел», у других народностей эти правила имеют иные названия, но суть одна - создать среди общества репутацию достойного мужчины, умеющего контролировать свою жизнь и жизнь своей семьи. У адыгейцев, балкарцев, карачаевцев, осетин, чеченцев сложился свой, отличный друг от друга целый свод правил того, что нельзя делать мужчине.

Преступником был тот, кто нарушил сложный духовный кодекс - яхь - имеющий набор определенных правил поведения в жизни, приравненных к юридическим нормам. Целый свод запретов, обрядов и мести ярко описал Михаил Лермонтов в повести «Бэла».

Муж не касался жены
Мужу и жене нельзя было на людях допускать какие-либо прикосновения, а уж объятия - тем более. Вообще нельзя прикасаться к человеку во время разговора, это могло расцениваться как оскорбление и неучтивость. И если вы едите общественным транспортом сегодня и нечаянно задели рядом стоящего человека, необходимо учтиво извиниться во избежание общественного порицания.

Месяц кукушки
Как правило, жених до свадьбы не мог посмотреть на невесту и даже своим гостям не имел права показываться на глаза. В Чечне мужчине нельзя было намечать дату свадьбы на апрель, поскольку этот месяц считался под покровительством кукушки, не имеющей своего гнезда. А это была плохая примета. Кстати, в разгар брачного застолья мужчина имел право не вставать при появлении женщины, это было исключением из правил, так как обычной жизни мужчины обязаны были вставать при появлении прекрасной половины.

Самая тяжелая обида, возмущающая душу горца больше, чем убийство родственника - это оскорбление чести женщины, которое смывалось только кровной местью.

Бедный» зять
После свадьбы зять не имел права вступать в спор с родственниками жены и подолгу находиться в обществе своей жены. У ингушей зять и родственники жены не могли видеть друг друга. В присутствии старшего поколения зять не имел права называть свою жену по имени, ему запрещалось играть со своими детьми, брать их на руки. До родов мужчина как можно меньше общался с женой, а по происшествие 40 дней после родов мог обмолвиться с ней парой слов, считая ее в период беременности «нечистой».

Муж-судья
Мужчина считался главой и судьей над своей женой, которая была обязана варить обед, ткать сукно, шить одежду на всю семью и в качестве особого благосклонного расположения мужа получать в награду еще одну привилегию - оседлать его коня.

Мужчине нельзя было вмешиваться в любые хозяйственные дела, даже дать совет женщине - все это было крайне оскорбительным и могло вызвать насмешки и презрение со стороны других мужчин. Руку женщине тоже нельзя подавать. Да и разговор с женщиной мог быть безопасным для чести, если говорящие находились примерно на расстоянии полутора-двух метров. Разговор на лестнице - тут тоже есть правила приличия: мужчина обязательно должен находиться ниже на одну-две ступени.

Нельзя на лошади обогнать впереди идущую женщину.
В разряд преступников попадали те мужчины, которые совершали изнасилование женщины, образ которой олицетворялся с миром: белый платок брошенный женщиной по преданию мог прекратить войну.

Идентификация руки
С рукопожатием связан целый набор запретов. Мужчине нельзя было подавать руку человеку, чья советь запятнана взятками или какими-то другими преступлениями. Подростку, не бравшему в руки оружие, старшему мужчине тоже нельзя протягивать руку. А еще - близким родственникам, так как считалось, что вражды между ними никогда не возникнет и примирения, следовательно, тоже.

По шариату, мужчине нельзя употреблять напитки, вызывающие помутнение сознания, в их числе - алкоголь и наркотики.

Не родная родина
Если по воле обстоятельств, мужчина переезжал жить из своего родового клана, он объединялся со своими земляками и выстраивал взаимоотношения с ними по такому же иерархическому принципу, как у себя на родине. Однако внешний мир оказывал серьезное влияние на кавказских мужчин. Причем у себя дома они стараются чтить этот кодекс, но приезжая в другие страны, в том числе и Россию, вековые традиции не соблюдают. Нередко в милицейские сводки попадает информация о правонарушениях, совершаемые лицами кавказской национальности.

Нередко раздаются голоса, что уже никакого особого кодекса нет, а на его месте остались лишь небольшие крохи. Со временем, рожденный в древние времена горский этикет приобрел в отдельных регионах совершенно другие черты и стал всего лишь приятным воспоминанием для пожилых, умудренных старцев, которые говорят: «А вот раньше…». Безусловно, основе всех традиций лежала основа уважения не только к своему народу, но и другим людям.( с )