Какой был киш из сказания о кише. Джек Лондон “Сказание о Кише”

  • 31.05.2019

«Сказание о Кише» главные герои рассказа Джека Лондона показывают пример поведения в сложный жизненных ситуациях.

«Сказание о Кише» главные герои

  • Киш -главный герой
  • Айкига -мать Киша
  • Клош-Кван -вождь племени
  • Массук -соплеменик
  • Ук-Глук -охотник племени
  • Бим и Боун -два молодых, лучших в поселке охотника

«Сказание о Мише» характеристика Киша

Черты характера Киша – смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства.

Главный герой 13-летний мальчик по имени Киш взял ответственность за свою жизнь и жизнь своей матери. Чтобы выжить, ему пришлось стать мужчиной уже в 13 лет, и отправиться на охоту.

«Справедливость» является ключевым понятием в словах Киша. Киш хотел добиться справедливости и равенства, несмотря на возраст. Он считал справедливо помогать своему племени, если ты можешь это делать и неважно сколько тебе лет. Справедливо, если каждому жителю города достанется хороший кусок мяса. Но мужчины племени считали несправедливо, если им будет указывать какой-то маленький мальчик, не повидавший жизнь

Покидая совет Киш испытывал злость, расстройство и досаду. Автор передаёт его чувства словами: «Глаза Киша загорелись, кровь забурлила и жарким румянцем прилила к щекам…. он стиснул зубы и пошёл».

Кишу всё-таки удалось отстоять свою правоту, потому что он сумел доказать, что он может сам убить медведя без какой-либо помощи.

Удачная охота главного героя стала вызывать в посёлке слухи о колдовстве. Этому есть объяснение. Мальчик убил пятерых медведей, а на нем не было царапин. Вот почему жители считали его колдуном.

Киш не считал секретом или тайной свою удачную и лёгкую охоту. Он взял китовый жир и облепил смятый ус, концы которого были очень острыми и получился комок жира с китовым усом внутри. Эти комки жира приносили большую боль медведю и с ним можно было легко расправиться. Мужчины хотели получить тайну его охоты украдкой, но нужно было только спросить. Когда к нему пришел Клош-Кван и попросил рассказать, как он охотится. Мальчик не задумываясь рассказал об этом.

Из родителей у главного героя была только мама. Она жила не богато, жители города не обращали на неё внимание, ей доставалось плохое мясо, как и многим женщинам из племени. Жила мама Киши в маленькой игле. Но потом, когда Киш начал ловить медведей, на маму Киша и на него самого смотрели другим взглядом.

Несмотря на то, что его прогнали с совета, он не озлобился, он приносил мясо всему посёлку, кормил всех, делил всё по справедливости, и не забывал и о семье, о доме: «Я хочу построить себе новую иглу, — сказал Киш однажды Клош-Квану и другим охотникам. — Это дожлна быть просторная игла, чтобы Айкиге и мне было удобно в ней жить».

Киша можно назвать человеком честным, добрым, гордым и трудолюбивым.

Писатель объясняет нам почему Киш стал первым человеком в племени, а потом и вождём: Нужно думать и работать не только руками, но и головой, не нужно уповать на чудо, его смекалка помогла подняться, а не колдовство.

На берегу сурового северного моря, где зимняя ночь бесконечна, а лето так коротко, жило эскимосское племя. Люди занимались охотой на медведя и заготавливали мясо впрок, ведь охота не всегда была удачной. Больше всех добычи приносил отец главного героя, Бок, ведь он был опытным и умным охотником.

Случилось так, что Бок погиб, охотясь на огромного медведя, и его сын Киш остался вдвоем со своей матерью и стал единственным кормильцем в семье. Вскоре мальчик заметил, что слабым – женщинам, старикам, детям, достаются остатки добычи. Эти бедные люди часто по ночам плачут от голода в своих иглу, в то время, как сильные охотники мучаются от обжорства.

Киш унаследовал от отца обостренное чувство справедливости, гордость и отвагу. На одном из советов мальчик смело высказался в защиту слабых, чем вызвал насмешки старших соплеменников. Мальчика изгнали с совета, и тому пришлось доказывать свою правоту на деле. Он пошел на охоту. Вскоре люди оценили по достоинству смелость и смекалку юного Киша, который, к стыду старших, доказал, как должен поступать смелый охотник и настоящий мужчина. Через некоторое время он возвращается с добычей. Ему удается убить медведицу и двоих медвежат. Он делится мясом с другими по справедливости.

Дела идут хорошо, Киш ходит на охоту, возвращается с добычей. Он убивает только медведей, и сам их разделывает, как полагается настоящему мужчине. Даже опытным охотникам не понятно, как ему удается справляться со свирепыми медведями, а особенно с медведицами, которые ходят с детьми. Его даже начинают подозревать в колдовстве. Когда же люди его племени задают ему прямой вопрос об этом, мальчик раскрывает свой секрет.

Помогли ему очень простые вещи – китовый ус и китовый жир. Он скручивал китовый ус, помещал его в шарик из жира, и оставлял на морозе. Потом эти шарики он скармливал медведям, и когда они таяли в их желудке, китовый ус распрямлялся, и своими острыми концами причинял невыносимую боль жертве. Через несколько дней мучений, обессиленный медведь уже не представлял угрозы для мальчика, и Киш убивал его копьем.

Ум и сила

Ми видим, как ум помог мальчику заслужить уважение у людей племени и спасти их от голода. Но кроме смышлености, мальчик обладает смелостью и упорством.

Таким образом он смог отстоять справедливость в отношении к старым и слабым людям племени. Уважение к нему стает настолько большим, что его хотят сделать вождем, когда Клош-Кван, старый вождь племени, умрет.

Киш – «равный среди равных мужчин»

Детские образы в произведениях Джека Лондона занимают особе место. Они написаны с большой теплотой и любовью, возможно, чуть-чуть автобиографичны.

Дело в том, что жизнь самого писателя с раннего детства складывалась нелегко: слишком рано маленькому Джеку пришлось стать взрослым и узнать, что такое тяжкий труд. Сам о себе Джек Лондон говорил, что уже с юного возраста был «равным среди равных мужчин». Возможно, этим и объясняется появление в его произведениях такого героя, как гордый и мудрый Киш, который не довольствуется объедками, а хочет достойного существования для себя, своей матери, других обделенных. «Никогда больше не стану я говорить на совете, никогда, прежде чем вы не придете ко мне и не скажете: «Говори, Киш, мы хотим, чтобы ты говорил». Киш произносит слова, полные огромного достоинства, и в дальнейшем соплеменники действительно приходят к нему и просят его говорить.

Сказание, легенда, притча…

«Сказание о Кише» – произведение, не совсем характерное для творчества Джека Лондона. Оно написано в стиле легенды, на что указывают зачин «давным-давно». Автор ссылается на давность событий, указывая на то, что продолжительность жизни, измерение отрезков времени исчисляется героями произведения в «солнцах». Лондон пишет: «Киш видел уже 13 солнц», то есть, мальчику – 13 лет.

Лексика героев также очень специфична. И это не удивительно. Скитаясь по Америке, писатель наблюдал за жизнью коренного населения, присматривался к их быту, изучал культурные традиции. В других произведениях автор не раз выражает восхищение находчивостью, силой и выносливостью местных жителей, индейцев, эскимосов. Любимые герои писателя – настоящие мужчины, немногословные и мужественные. Их национальность, принадлежность к разным эпохам не имеет значения. Главное – все они живут в суровых условиях, имеют свой кодекс чести, болезненно справедливы, а порой и беспощадны, как к себе, так и к окружающим. Племя Киша живет вдали от цивилизации. В племени действуют свои законы, с нашей точки зрения странные, жесткие, порой жестокие, но с определенной долей справедливости.

«… посмотреть друг другу в лицо»

Стоит отметить глубокую философичность «Сказания о Кише». «Солнце поднимается над землей, чтобы люди смогли согреться и посмотреть друг другу в лицо». В этой фразе заложен великий смысл: надежды людей на лучшее, ожидание тепла не только от солнечных лучей, но и от тех, с которыми ты живешь бок о бок, уверенность в том, что жизнь продолжается, и солнце согревает не только тела, но и души.

Людей в племени нельзя однозначно назвать злыми и недобрыми. Они – обыкновенные, со свойственными всему человеческому племени достоинствами и недостатками. Выставив с насмешками Киша с совета, они в то же время начинают искренне беспокоиться, когда мальчик долго не появляется в поселении, и даже снаряжают за ним спасательную экспедицию. Позже даже самые большие скептики признают право мальчика на свое мнение и справедливость его претензий.

Трогательна любовь мальчика к животным, живущим в племени и верно служащим человеку. Очень долго люди племени не могли понять, почему Киш не берет с собой на охоту собак, ведь каждому эскимосу известно – нет лучше помощника, чем хорошо обученная охотничья собака. И только позже, когда мальчик раскрывает секреты своего успеха, соплеменники понимают, что Киш таким образом заботится о собаках: съев по ошибке шарик, четвероногие друзья умрут в муках. Киш этого допустить не может, и оставляет собак в стойбище.

\ Документы \ Для учителя русского языка и литературы

При использовании материалов этого сайта - и размещение баннера -ОБЯЗАТЕЛЬНО!!!

Разработка урока литературы по произведению Джека Лондона "Сказание о Кише"

Разработку урока прислала: Наумова Марина Николаевна, учитель русского языка и литературы, высей категории, МОУ СОШ №6 города Волжска, Республики Марий Эл.

"13 солнц Киша..." (Урок литературы в 5 классе по произведению Джека Лондона "Сказание о Кише")

Цель урока :

  • - Познакомить учащихся с произведением Д.Лондона "Сказание о Кише";
  • - Ввести понятие "сказание" в контексте литературоведческого образования;
  • - Продолжить работу над характеристикой героя;
  • - Определить, что значит быть взрослым.

Оборудование: Текст произведения; "Рабочие тетради по литературе для 5 класса М.Н.Наумовой; портрет Д.Лондона; опорные материалы урока.

Ход урока:

I. Предварительная работа по теме урока.

Учитель: Наше путешествие по стране Литературии продолжается... Произведения великих русских и зарубежных писателей уже были прочитаны нами в этом учебном году. Это не просто произведения, это начало великого знакомства с сокровищами русского и мирового искусства. Наши уроки построены по программе А.Г.Кутузова. Мы учимся не только читать произведения, но и мыслить, думать, высказывать свою точку зрения.

Сегодня очередная встреча с великим... Это рассказ Джека Лондона "Сказание о Кише".

Джек Лондон - один из наиболее популярных в нашей стране американских писателей. Его биография, его личность человека активного, волевого, в чем-то напоминавшего его джек-лондоновских героев, вызывала не меньший интерес, чем его творчество, в котором сильно сказывалось автобиографическое начало.

Так кто же такой Джек Лондон?

Ученица: Джек Лондон, внебрачный сын астролога Уильяма Чейни и спиритки Флоры Уэллман, со своим отцом никогда не встречался и носил фамилию отчима - Джона Лондона, фермера. Дела Джона Лондона шли с переменным успехом, так что его пасынок, едва окончив начальную школу, устроился на консервную фабрику с десятичасовым рабочим днём. Это был сущий ад, и пятнадцати лет Джек ушёл с фабрики - в устричные пираты залива Сан-Франциско. Затем он чередовал вольную жизнь с подневольным трудом и попытками завершить образование. Океанское плавание на шхуне "Софи Сазерленд", джутовая фабрика в Окленде, бродяжничество, тюрьма, полтора года в средней школе, семестр в Калифорнийском университете, случайные заработки; в разгар "золотой лихорадки" - зимовка на Клондайке.

Оттуда Джек вернулся без единой унции золота и полный решимости добывать средства к существованию писательским трудом. Он отчётливо сознавал, что таланта, впечатлений и усердия ему не занимать. Он положил себе за правило вырабатывать тысячу слов в день. Журналы не устояли. В двадцатый век двадцатичетырёхлетний Джек Лондон вошёл профессиональным писателем. И быстро стал писателем известным и высокооплачиваемым. Однако на этом не успокоился. В 1902 году, специально, чтобы написать книгу "Люди бездны", Джек Лондон, член Американской социалистической партии, три месяца провёл в лондонских трущобах, выдавая себя за списанного на берег матроса. В начале 1904 года отправился корреспондентом на русско-японскую войну. В 1907 году по собственному проекту построил яхту "Снарк" и совершил на ней двухгодичное плавание к островам Океании. Поблажек для себя в работе не допускал: тысяча слов в день - "Зов предков", "Морской Волк", "Мартин Иден"… Бешеные деньги и безумные траты. Нельзя сказать, что ему везло. Едва выстроенный "Дом Волка", задуманный как "родовой замок" для будущих поколений Лондонов, сгорел. Долгожданный наследник так и не появился. Творческое воображение иссякло.

Да, ребята, Джек Лондон был особенным человеком, даже внешне. Вот как описывает его писатель И. Стоун: "Джек был от природы добр, безрассудно щедр - воистину друг из друзей, король славных малых... Что это был за превосходный образец человеческой породы! У него было чистое, полное радости, нежное, незлобивое сердце... Он выглядел старше своих лет, тело гибкое и сильное, открытая у ворота шея, копна спутанных волос - они падали ему на лоб, и он, занятый оживленной беседой, нетерпеливо отбрасывал их назад. Не комнатный житель, а человек вольных просторов - словом, настоящий человек, мужчина. Он был одержим жаждой правды" (Обращение к портрету писателя)

Он прожил жизнь бойцом, "моряком в седле", как он однажды выразился, стал большим писателем, хотя жизнь с детских лет нагромождала ему одно препятствие за другим. Он ушел из жизни сорокалетним. Пятьдесят книг - итог его литературной деятельности. Одна из этих книг включает в себя рассказ "Сказание о Кише". Дома вы прочитали это произведение.

II. Работа по анализу текста.

Понравился ли вам рассказ? Почему? (Да, он рассказывает о храбром мальчике, о том, как герой в свои 13 лет не испугался вождя племени и вступил с ним в противоборство; это рассказ о мужественном мальчике).

Назовите героев рассказа.

  • Киш - главный герой рассказа;
  • Клош-Кван - вождь племени;
  • Бок - отец Киша;
  • Айкига - мать героя;
  • Массук - соплеменник;
  • Уг-Глук - охотник племени;
  • Бим и Боун - два молодых, лучших в поселке охотника.

В какой части земного шара происходит действие рассказа? (На севере Соединенных Штатов Америки).

Продолжение урока в архиве.....