Предания о чувашских домах и постройках. Поселения и жилище чувашей

  • 20.04.2019

Большинство чувашей и теперь живет в деревнях (ял). В северных районах Чувашской АССР, более древних по заселению, поселки обычно расположены гнездами, включающими нередко до десятка деревень. В южной части республики, заселенной позднее, размещение деревень более равномерное. Наименования большинства северных деревень имеют приставку паса, что означает конец, или выселок. В южных районах названий с такой приставкой не встречается, но многие деревни представляют собой выселки из старинных северных селений. Здесь они носят названия старых деревень с добавлением - Новое, Полевое и т. п. Южные селения обычно крупнее северных (иногда до 500-800 дворов; в северных - 80- 100 дворов).

Для старой чувашской деревни северных районов характерно деление на концы. Часто это обусловливалось тем, что рельеф сильно изрезан оврагами, и концами назывались части деревни, расположенные на отдельных межовражных пространствах. Нередко концы выделялись и: при ровном рельефе. Вероятно, эти концы представляли собой группы усадеб родственников. Для северных деревень характерны также искривленные улицы, как бы проложенные между отдельными, в беспорядке разбросанными гнездами усадеб. В наше время в связи с развернувшимся массовым жилищным строительством в подобных поселках прокладываются новые прямые улицы и производится перепланировка старых. В южных районах и раньше преобладала уличная планировка, без концов, чаще вдоль реки.

Усадьбы чувашей в большинстве случаев имеют форму вытянутого прямоугольника и отделены одна от другой проулком, обычно засаженным деревьями или кустарниками. Как правило, усадьбы делятся на две части: переднюю - собственно двор, на котором стоит жилой дом и расположено большинство надворных построек, и заднюю, где разбит огород, здесь же находится и баня. В прошлом в задней части усадьбы было гумно с мякинником, а нередко и амбар для хранения зерна. В новых усадьбах часто такого четкого деления усадьбы на две части не наблюдается, так как хозяйственных построек стало меньше (во многих из них отпала надобность), и они не отделяют переднего двора от задней части усадьбы.

Раньше при постановке жилого дома обязательно соблюдалась ориентировка на солнечную сторону. Его часто ставили внутри усадьбы со входом, обращенным на восток, и окном на юг вне зависимости от ориентировки усадьбы по отношению к улице. Теперь новые дома ставят, как правило, фасадом на улицу, окна в них прорубают в соответствии с внутренней планировкой.

Основным типом дома (пурт) как раньше, так и теперь является бревенчатый четырехстенок, рубленный в чашку. В последнее время все больше стал распространяться пятистенок, более отвечающий запросам колхозников. Сруб обычно ставят на дубовых стульях; пространство между стульями забирают короткими бревнами или плахами, которые подкладывают под нижний венец сруба поперек стены. В каждом доме имеется подполье глубиной около 1,5 м. Высота сруба от пола до матицы (мачча) варьирует от 2 до 2,3 м, а в новых больших домах достигает да- же 3 м. У четырехстенка чаще всего делают три окна в фасадной и два в боковой стене; у пятистенка окон больше, и они располагаются обычно с трех сторон дома.

В последние годы начали строить дома не только бревенчатые на кирпичном или каменном фундаменте, но и полностью кирпичные. В районе железнодорожных станций, где скопляется много шлака, нередко стали возводить и шлакобетонные дома.

Крыши у большинства домов двухскатные на стропилах. В южных районах чаще встречаются четырехскатные крыши, и только очень старые дома имеют крыши на самцах. Прежде большинство домов крыли соломой внатруску, укрепляемой поперечными слегами. Только немногие дома, у более зажиточных, покрывались дранкой или тесом. В наше время все крыши новых домов кроют тесом, железом или шифером. Фронтон двускатной крыши обычно зашивают тесом и нередко украшают фасонными дощечками.

После реформы 1861 г. чуваши стали применять украшение домов снаружи, чего раньше не делали. Наличники домов (особенно богатых крестьян) украшали долотной резьбой, а фриз - барельефной судовой резью. Фронтоны и наличники окрашивали иногда полихромно. Углы срубов зашивали продольными досками с резными планками под филенку.

В настоящее время украшение жилищ у чувашей получило значительное развитие. Если раньше дома украшали только зажиточные крестьяне, теперь у всех колхозников появилась эта возможность. Во внешнем оформлении жилых домов широко применяется пропиловочная резьба. Сохраняется и полихромная раскраска.

В XVIII - начале XIX в. чуваши не строили сеней. Дверь дома выходила наружу: в ее верхней части прорубали окно, чтобы лучи восходящего солнца сразу же могли проникать в избу. В середине XIX в. позади дома появилась клеть, а между ней и жилой частью дома - сени, перед которыми в дальнейшем стали делать крылечко с лестницей. Вход в клеть был не из сеней, как у русских крестьян, а отдельный. В результате чувашский дом получил трехраздельную структуру: изба - сени -клеть.

Отопливались старинные чувашские дома глинобитной печью с топкой по-черному (камака); над открытым шестком подвешивался котел. Вначале XX в. топка по-черному стала быстро исчезать, и теперь все сельские дома отапливаются русской печью, сбоку шестка которой сохраняется очаг с подвешенным котлом. У части населения южных районов Чувашии распространен очаг, пристроенный к печи сбоку, с вмазанным в него котлом, как у татар. В новых домах боковую сторону печи отделывают под голландку, без лежанки.

В старинных домах печь обычно клали в углу, близко к задней и глухой стенам дом"а, обращая топкой к передней стене. Вся передняя часть избы была занята широкими нарами, как в татарском жилище. Вдоль стен ставили подвижные скамьи, иногда - стол у боковой стены, в которой прорубали окно. Позднее чувашская изба приняла планировку и обстановку русской крестьянской избы. Появилась перегородка, отделявшая кухню: она шла по линии боковой стороны печи к передней стене. Нары исчезли или остались только в кухне. Вдоль передней и боковых стен пристраивались широкие неподвижные лавки, а у задней, рядом с входом,- помост типа русского коника. С введением топки по- белому появились полати (чаще в южных районах); постепенно стал выделяться передний угол избы с божницей и столом.

После коллективизации, когда материальное положение крестьян резко улучшилось, чуваши начали строить дома нового типа и перестраивать старые. Особенно широко развернулось жилищное строительство в послевоенный период. Строят, как и прежде, четырех- и пятистенки, но планируют их иначе. Новые четырехстенки часто делают несколько длиннее прежних. Печь кладут отступя от задней стены более чем на 1 м и обращают топкой к боковой стене с окном. Между печью и задней стеной образуется небольшая комната, иногда в нее прорубается окно в глухой стене. По линии боковой стороны печи ставят перегородку с дверью, отделяя чистую переднюю половину дома. Последнюю иногда также делят перегородкой, таким образом получаются большая комната и спальня.

Для отопления здесь ставят дополнительно небольшую кирпичную печь, имеющую общий дымоход с основной печью. Многосемейные колхозники, а также сельская интеллигенция строят себе чаще всего пятистенки, в которых обе жилые половины, как правило, соединены дверью.

Одна половина, в которую ведет вход из сеней, обычно используется как кухня и столовая; вторая половина, отапливаемая по большей части голландской печью, делится на две или три комнаты. Полы в новых домах обязательно красят, во многих домах окрашивают и стены.

В новых домах у чувашей уже современная обстановка. У многих колхозников книжные и платяные шкафы, радиоприемники, большое количество комнатных растений* тюлевые занавеси на окнах, вышитые коврики на стенах. Интерьер дома постепенно приобретает вид городской квартиры. Передний угол оформляется хорошей картиной или семейными фотопортретами. В кухне, хотя и остается обязательным подвесной котел, но на шестке часто устраивают плиту и пищу приготовляют в кастрюлях, которых раньше у чувашей не было.

Кроме жилого дома и клети, которая почти всегда была объединена с домом под одной крышей, на усадьбе у чувашей раслолагались бревенчатые постройки для скота, навесы, амбар для хранения зерна, иногда баня* а также лад - характерная для чувашей постройка, служившая летней кухней и местом для приготовления пива.

Клеть строили из толстых бревен, на стульях, как жилые дома, с хорошим полом и потолком, но без окон. Крыша выступала над срубом* образуя навес. Перед входом в клеть имелось широкое крыльцо высотой до 0,5 м, иногда с двумя ступеньками.

Амбары часто делали близкими по типу к клети, но делили их бревенчатой перегородкой на два помещения с отдельными входами. В одном из них в сусеках и кадках хранили запасы зерна, в другом - хозяйственную утварь, сбрую и т. п.

Лась - небольшое строение из тонких бревен или горбылей, без потолка и окон. Крыша двускатная, из дранок или теса, причем зачастую один скат делали выше другого, чтобы получались щели для выхода дыма. Пол земляной. Внутри - открытый очаг с подвесным котлом. Вдоль стен - низкие земляные нары, обшитые с лицевой стороны досками или брусьями. На нарах и полках хранилась различная хозяйственная утварь. У некоторых семей в одном из углов стоял низкий дощатый стол, за которым летом ели, сидя на нарах. Это строение, по-видимому, представляло собой пережиток древнего жилища чувашей, подобно «кудо» у мари и «куала» у удмуртов.

Как уже отмечалось, в новых усадьбах количество надворных построек резко уменьшилось, исчезает даже клеть, заменяясь чуланом в сенях дома*

В каждой деревне имеются школа, изба-читальня, медпункт, а во многих деревнях - сельский клуб или дом культуры, больница, один или несколько магазинов, в некоторых - общественные бани. Хозяйственные постройки колхоза большей частью расположены на окраине; это помещения для скота, хранилища для хлеба, силосные башни, зерносушилки и пр. Во многих деревнях построены водокачки, подающие воду из колодцев и других водоемов, установлены водоразборные колонки, в больших селениях имеются водонапорные башни. Все это значительно изменило облик поселений.

В ряде селений работают хлебопекарни,столовые, пошивочные мастерские, организован ремонт обуви, открыты парикмахерские, фотографии и другие предприятия бытового обслуживания населения. В крупных поселках стали делать тротуары, около общественных зданий устраиваются цветники. Чувашские деревни отличаются обилием зелени.

В последние годы во многих совхозах и укрупненных колхозах началась перестройка поселков по генеральному плану. Новое строительство связано с перепланировкой старых поселений или их расширением. В районных центрах, где много населения, не связанного непосредственно с сельским хозяйством (служащие, рабочие), строят многоквартирные дома городского типа, чаще двухэтажные.

По переписи 1959 г., 26% населения Чувашской АССР (267 749 человек) живет в городах и поселках городского типа. Городов в настоящее время семь, из них Чебоксары, Алатырь, Цивильск и Ядрин были основаны еще в XVI в., а Канаш и Шумерля превратились в города уже в советское время в связи с развитием промышленности. Теперь в Чувашии шесть поселков городского типа: Козловка, Киря, Вурнары, Ибреси, Буинск, Урмары.

За советское время особенно вырос г. Чебоксары - столица республики. До Октябрьской революции в нем было всего около 5 тыс. жителей, а по переписи 1959 г., в Чебоксарах числится более 104 тыс. человек. Теперь Чебоксары - современный город с многоэтажными домами и различными коммунальными предприятиями. Недалеко от Чебоксар строится город-спутник. Большое строительство ведется также в Канаше, Шумерле и Алатыре, хотя в них еще много зданий сельского типа. Остальные города и рабочие поселки состоят в основном из небольших одно- и двухэтажных домов и внешне напоминают крупные селения. Среди жителей новых городов много чувашей, преимущественно недавних крестьян, ставших теперь рабочими.

Пища

В пище чувашей, как и у всех древних земледельцев, преобладали растительные продукты: мука, крупы, овощи, масла из семян масличных культур. Меньшее значение имели молоко и молочные продукты: масло, пахтанье, творог, сыр и др. Сравнительно мало потреблялось, даже средним крестьянством, мяса. Большинство чувашских крестьян было вынуждено продавать более ценные продукты (мясо, масло, яйца), чтобы свести концы с концами в своем хозяйстве.

Хлеб пекли почти всегда кислый, из ржаной муки и только для праздничных печений употребляли пшеничную муку, большей частью покупную, которая была доступна лишь более зажиточным семьям. Оладьи и блины пекли из полбенной, гречневой, реже ячменной, овсяной или гороховой муки. Помол зерна и его обдирку производили на водяных и ветряных мельницах и крупорушках, но небольшие количества зерна почти до последних десятилетий мололи на деревянных ручных мельницах, а обдирали в деревянных ступах.

В большом количестве употребляли овощи - капусту, лук, репу, редьку, морковь, хрен, а также дикорастущие травы: щавель, борщовник, крапиву и др., которые вместе с овощами служили приправой к кушаньям, начинкой для пирогов и т. д. С середины XIX в. большое место в питании чувашей занял картофель.

Мясо чувашский крестьянин-середняк имел возможность употреблять лишь по большим праздникам, преимущественно осенью, когда кололи скот. Только богатый чуваш мог есть мясо - говядину и баранину, если не постоянно, то часто. Свинину стали больше употреблять в пищу только в последнее столетие. В прошлом, особенно низовые чуваши, охотно ели конину, но чаще она служила обрядовой пищей во время молений. Мясо домашних птиц ели редко. Только осенью резали петухов, курица же представляла слишком большую ценность. Гусей и уток, как отмечалось, разводили только зажиточные крестьяне.

Рыбы ели мало, и то преимущественно в приволжских и присурских поселках. Чуваши, жившие в отдаленных от рек местах, покупали рыбу только в тех случаях, когда приходилось им приезжать в город.

Из яиц готовили ряд блюд, но только для почетных родственников или гостей. Яйца употреблялись в пищу очень редко. Их продавали, чтобы купить различные необходимые предметы у разъездных торговцев.

Широко использовались в питании крестьян молоко и молочные продукты. Молоко в свежем виде давали только детям, взрослые же его почти не пили. Масло продавали. Обрат, или пахтание (;уйран), употребляли как приправу к жидким кушаньям или запивали им кашу. Из снятого молока делали творог и своеобразный сыр чакат. Для приготовления кислого молока (турах) заквашивали снятое, реже цельное молоко. Прибавляя в турах воду, получали освежающий напиток турах уйранё.

Кроме животного масла, чуваши приготовляли в большом количестве растительное масло из семян льна, конопли, мака. В качестве приправы к каше употребляли маковое «молоко».

Основным первым блюдом был обычно суп (ягика, или шурпе) с картофелем и другими приправами из муки, овощей, трав и пр. Иногда его варили без мяса, приправляя лишь животным или растительным маслом или пахтаньем (уйраном). Верховые чуваши нарезали вареное мясо мелкими кусочками и клали в суп; низовые чуваши вынимали мясо из супа и подавали как второе блюдо с вареным картофелем.

Постоянным блюдом были каши - полбенная, гречневая, пшенная, чечевичная. Часто ели и горох. Густые каши ели как второе блюдо, приправляя животным либо растительным маслом или запивая их уйраном, реже молоком. На второе часто подавали картофель, сваренный в кожуре, или очищенный, мятый, который ели с маслом или молоком. Нередко, особенно в поле, заваривали толокно, которое также сдабривали маслом или уйраном. Из овсяной и гороховой муки варили кисели, кислые и пресные.

К семейным и общественным праздникам приготовляли хуран купли- сваренные в котле пирожки с начинкой из творога с яйцом, мятого картофеля с маслом или сметаной, иногда из мяса с луком. К столу подавали чашку растопленного масла, куда обмакивали хуран кукли. К праздничному столу подавали несколько видов яичницы. Особенно лакомым блюдом считались сваренные вкрутую яйца, разрезанные пополам и поджаренные на сковороде с маслом.

Лакомым кушаньем считался и тултармаги - кишки, начиненные жирным мясом с ячменной, полбенной или пшенной кашей, которые варили в котле, а затем слегка поджаривали. Свежую кровь животных вместе с мелкими кусочкали сала запекали в жаровне и подавали в горячем виде.

Оригинальным кушаньем была чувашская колбаса шарттан: очищенный желудок животного, чаще бараний, начиняли мелкими кусочками мяса и сала, затем зашивали и ставили на сковороде в печь на 3- 4 часа. Остудив, его нарезали тонкими ломтиками и подавали гостям как лакомое блюдо. Иногда шарттан приготовляли с целью консервирования мяса, для этого его сильнее солили, затем подвешивали. В таком виде он мог храниться долго. Летом из него варили суп.

Из теста, преимущественно кислого, в праздничные дни, а также для вечеринок пекли лепешки, пышки; мелкие шарики из сдобного теста (йава) или маленькие лепешки (юсман) в прошлом служили ритуальным блюдом при молениях.

Пекли также пирожки с различной начинкой и пуремеч - типа ватрушек с творогом или картофелем. Иногда пекли такие же, как у русских, закрытые пироги. Особенно характерным для чувашей был хуплу или пелёш: пресную лепешку клали в глубокую сковороду так, чтобы она закрывала всю внутреннюю поверхность сковороды; на нее накладывали толстый слой мелко изрубленного сырого или слегка сваренного мяса, а поверх него - тонко нарезанные ломтики свиного сала, и все это закрывали другой лепешкой. Хуплу запекали в печи и на сковороде подавали на стол. Старший разрезал верхнюю корку по числу едоков и раздавал каждому по куску. Затем все ложками ели начинку вприкуску с верхней коркой. Потом съедали пропитавшуюся салом нижнюю корку, которую тоже предварительно разрезали на куски по числу едоков. Иногда хуплу начиняли кашей с изюмом, обильно сдобренной маслом.

В чувашской кухне было немало вкусных и питательных блюд, но их приготовляли только по праздникам и для гостей. Семьи же, даже середняков, питались весьма скудно, в основном хлебом, яшкой с уйраном, кашами и киселями.

Немало продуктов чуваши расходовали не для потребления семьи, а на жертвоприношения. Во время общественных молений в каждом населенном пункте резали значительное количество скота, птицы. Много зерна расходовалось на приготовление обрядового пива. На семейные моления и жертвоприношения расходовали яйца, чакат, кашу и другие продукты.

Из напитков наиболее распространенным было пиво (сара), которое приготовляли почти в каждом дворе, за исключением бедняцких хозяйств. В небольшом количестве пили русский квас.

В советское время в связи с резким подъемом материального и культурного уровня чувашей изменилось и их питание. Продукты в основном остались прежними, но наиболее ценные из них (мясо, масло) стали употребляться в больших количествах и всеми чувашами. В рацион вошли фрукты, сахар и кондитерские изделия, которые раньше, и то в минимальных количествах, употребляли только богатые. Наряду со многими сохранившимися от старой кухни кушаньями стали обычными гуляш, тушеное мясо с картофелем, жареный картофель с маслом или мясом и другие блюда, перешедшие преимущественно из русской кухни, частично через общественное питание. Изменилась сервировка стола: исчезла деревянная посуда, стали подавать каждому отдельные тарелки и столовые приборы. Питание чувашей становится все калорийнее, разнообразнее, улучшаются способы приготовления блюд и сервировка.

Чувашская одежда

Одежда традиционного типа имела разнообразные формы и варианты. Материалом для одежды чувашей служили холст, домотканое сукно, покупные ткани, войлок, кожа. Для обуви использовались также липовое лыко, луб, дерево. Материал для одежды изготовлялся в основном в домашнем хозяйстве. Из конопли и льна ткали холст. Праздничную одежду шили из тонкого холста (çинçе пир), а из холста среднего качества (ватам пир) - рабочие рубахи, шаровары. Тонкое сукно из овечьей шерсти (тала) шло на праздничные и свадебные кафтаны (сǎхман), грубое - на обычные кафтаны и чапаны.] В ансамбль женской одежды входит: кӗпе (рубашка) с нагруд. медальонами кӗскӗ, шупӑр (вид халата), чӗр ҫитти (передник), пиҫиххи (пояс), платки, атӑ (сапоги), тӑла (онучи, белые у низовых и средненизовых, черные у верховых), головной убор у девушек тухья с закрытым, конусообразным или хушпу с открытым верхом у замужних женщин, сурпан и сурпан тутри (женские полотенцеобразные повязки), чалма (повязка поверх сурпана), масмак (налобная повязка). К чувашским украшениям с монетами, бусами и бисерным шитьем относятся теветь (чересплечная перевязь), сӑрка (подвеска), алка (серьги), шӑрҫа, мӑя (шейные наряды), ама, шÿлкеме, сурпан çакки (нагрудные украшения), ҫӗрӗ (кольцо), сулӑ (браслет), яркӑч (набедренники), сарӑ (поясной наряд), йӗс хъре (нахвостник), ҫӳҫ туни тенки (накосник), енчӗк (кошелечек для зеркала и монет), тӗкӗр (поясное зеркальце) и др. Мужчины носили кӗпе(рубашка), йӗм(штаны), сапоги, валенки, лапти, шляпу, а жених - ҫулӗк, кӗрÿ тутри (вышитый наспинный платок с бахромой), в руке держал саламат (нагайку). Мальчиков одевали идентично взрослым, но без принадлежностей ритуального характера.

Девушка в старинной национальной одежде

Старинный национальный наряд

Мужской национальный костюм

Национальные блюда.

Были и есть у чувашей национальные блюда, которое сохранилось до наших времён. Чувашская кухня испытала влияние русской, татарской, удмуртской, марийской, но несмотря на это она сохранила национальные черты. В блюдах чувашской кухни одним из основных продуктов являются овощи. Чуваши издавна занимались земледелием и животноводством, поэтому в кухне большая доля зерновых продуктов и мяса. Но мясо было сезонным продуктом, во время забоя скота. Только с конца XIX века появляется картофель. Супы отличаются разнообразием: мясной или рыбный бульон с приправами (яшка), наваристый мясной суп (шурпе), зелёные щи, окрошка по-чувашски, молочный суп, турӑх яшки (холодный суп).

Старинные жернова

Без хлеба не проходит ни одна трапеза чувашей. В языческие времена хлеб считался священным, его могли резать только глава или старшие члены семьи. Детей приучали подбирать упавшие во время трапезы хлебные крошки. Чуваши издавна пекли пироги с крупами, с ягодами (куколь), овощами, творогом (пуремеч), мясом или рыбой (хуплу). Последний готовили в основном в праздничные дни. С появлением картофеля в кухне из него стали делать лепёшки и ватрушки. Чуваши пекли блины и оладьи, куда добавляли овощи. Чуваши в основном ели баранину, свинину, говядину. Низовые чуваши употребляли в пищу конину. Мясные блюда в основном готовились к праздникам. Это могла быть колбаса из желудка овцы, начинённого мясом и салом (шӑртан) или, к примеру, варёная колбаса с крупяной начинкой, приготавливаемой с добавлением рубленого мяса или рыбы и крови (тултармӑш). Из дичи ели, в основном, зайчатину. Чуваши, жившие на берегах рек, промышлявшие рыболовством употребляли в пищу много рыбы.

В основном использовалось коровье молоко. Его пили в "чистом" виде (сет), а также кислым (турӑх). Делали из него творог и творожный сыр (чӑкӑт). Среди низовых чувашей был распространен и кумыс. Готовили сливочное масло. Однако сами его ели мало - больше продавали. Нередко в изделия из творога добавляли картофель.

Мёд был основной сладостью. Из него делали корчаму, мӑрсалу (медовуху). Считается, что у чувашей пиво появилось во второй половине XIX века. Чувашское пиво варили из ячменного или ржаного солода. Также был распространён чай и квас. Для чая заготавливались различные травы: душица, зверобой, иван-чай и другие.

Язычество.


В священной роще

Как мы уже знаем, чуваши изначально были язычниками. В чувашском язычестве верхнего бога Султи Турă с его семейством окружали подчиненные ему добрые божества, такие как Кепе, ведавший судьбами людей, Пулехсе, непосредственно назначавший людям судьбу, Пихампар, дающий людям их душевные качества, он же покровитель домашнего скота, Пирешти, охраняющий людей от несчастий. В пантеоне злых богов и духов после дьявола Шуйттана видное место занимал грозный полевой бог Киреметь. Киремет карти - место совершения общественных жертвоприношений и молений. Как и многие термины древнечувашской религиозной и мифологической сферы, слово "киремет" имеет несколько значений. Это и божество, брат всевышнего бога Турă, и глава злых сил, и место жертвоприношения.

Первоначально Киремет считался родным братом-близнецом всевышнего бога сÿлти Тура. В представлениях о Турă и Киремет отразились древние воззрения о двуедином начале творца Вселенной: доброе начало олицетворялось в образе Турă, а злое - в образе Киремет. Оба близнеца участвовали в акте сотворения Вселенной. Первоначально Киремет активно помогал Турă в его делах, но часто терпел неудачи, за что Бог предопределил ему второстепенное, подчиненное положение.

Первоначально Турă и Киремет обитали в верхнем мире, и Киремет служил посредником между Богом и людьми. По поручению Турă он разъезжал по земле на тройке прекрасных лошадей и творил суд над нарушителями установленного порядка. Такое подчиненное положение со временем перестало его устраивать, и Киремет выходит из подчинения Турă, начинает совращать людей. За ослушание Турă изгоняет его из верхнего мира на землю. На земле Киремет начал притеснять чувашей, отбирал у них жен и девушек, а на тех, кто противился, насылал болезни и несчастья. Чуваши пожаловались богу, и Турă решил изгнать Киремет в преисподнюю. Но за него заступилась одна женщина, и Турă разрешил Киремет жить в оврагах и лесах. Киремет наплодил много детей, и они также расселились по оврагам и лесам...Число Киреметей у чувашей достигало 11-12. В их честь устраивали коллективные моления с жертвоприношениями. Место поклонения Киреметю огораживалось забором и считалось особо почитаемым. И в нашей деревне были два таких священных места. Одно в на правом берегу, на самом высоком месте. И на левом берегу, рядом с кладбищем(С ăртра). Там находились священные рощи и места для жертвоприношений.

Злым духом у чувашей считался Йерех, живущий рядом с человеком. Он представлял собой женщину или мужчину, оловянную фигурку или куколку. Хранились они почти в каждом доме в специальных кузовках или лукошках. Сроки проведения религиозных обрядов определяли знахари (юмас, мачавар).


Обряды

Языческие жертвоприношения и молитвы у чувашей говорят о том, что у них было многобожие.

Весной, прежде чем обрабатывать землю, совершают жертвоприношение с выпрашиванием богатого урожая у Бога. Прежде чем выпустить скот на пастбище, во время созревания хлеба опять-таки просят только Его благословения на скот и на зерно. А осенью, когда уходят домой с поля и вымолачивают первый хлеб, когда из-за снега скот теснится в загоне, опять-таки приносят Богу Турă благодарственные жертвы за обильный урожай и хороший приплод скота. В этих молитвах никогда ни словом не упоминается о каком-то другом Боге, упоминают только его единственного и благодарствуют за полученное благо. Правда, кроме жертв, приносимых этому единственному Богу, встречаются и прочие мелкие жертвоприношения, в которых молятся домовому хĕрт-ҫурт или киреметям. Это небольшие жертвы, благодаря которым стараются жить в хороших отношениях со злыми духами, иначе те повредили бы им, измучили бы болезнями, страданиями.

Жертвоприношения характерны тем, что Богу обычно приносят в жертву животных белой масти. При случае полевых жертвоприношений белую кобылу, в другой раз при кровавых жертвоприношениях белого барана. Впрочем, белый цвет они считают любимым цветом Бога, о чем говорится даже в народной песне:

Хурăнташ хура юратат,

Килĕнтеш кине юратат,

Пирĕн чăваш йăлипе

Турă шурра юратат.

Родственники любят гуся,

Родственники любят сноху,

По нашему чувашскому обычаю,

Бог любит белые (дары).

По случаю жертвоприношений, праздников одевают белую одежду. Ритуалы чувашской языческой веры проявляются в жертвах. Жертву называют чÿк, при совершении которой в жертву приносят Богу Турă или другим духам мясо или какую-нибудь пищу. Умилостивительную и благодарственную жертву можно приносить только Богу, потому что он распространяет свое благодеяние на зерно и скот, от Него и дождь и плодовитость, все это можно просить только у него, и поэтому благодарность может касаться только Его. Приносимые прочим духам - Киреметям, хĕрт-суртам жертвы носят только искупительный характер. Духу дают что-нибудь, чтобы быть с ним в хороших отношениях, чтобы тот не сердился, иначе нашлет на них болезни.

Чуваши, как народ, тесно связанный с природой, при приношениях своих жертв ориентировались не по движению и изменениям небесных тел, а за основу брали свое основное занятие, отличающее их от всех тюркских народов - земледелие.

Последовательность жертвоприношений у чувашей по календарю невозможно установить, а можно только по отдельным срокам обработки земли. Подобно тому, как труд земледельца состоит из весенней пахоты, сева и осенней жатвы, делятся и чувашские жертвоприношения на весенние и осенние жертвы. Весной к пахоте, севу и хорошему росту зерна, а также к его созреванию нужны благоприятные погодные условия. Поэтому все весенние жертвы без исключения являются умилостивительными жертвами. Осенью, когда сжатое зерно убрали, сняли всякие плоды земли, скот, пасшийся на тучных лугах, вырос и, расплодившись, остался дома в загоне, хлеву, а ульи пчел заполнены золотистым, сладким медом, одним словом, дары божия собраны в одну кучу, следуют осенние благодарственные жертвы Богу, отдельно по зерну, скоту и пчелам.

Большая часть жертв это, как правило, ежегодные жертвы, которые должны совершаться каждый год. Кроме них встречаются жертвы, совершаемые реже через два, три, пять лет. От случая к случаю: при строительстве дома, при отеле, в случае сглаза или возникновения прочих болезней тоже совершают то умилостивительное, то благодарственное, а то и искупительное жертвоприношение.

У нас в деревне тоже были такие сакральные места жертвоприношений, где наши предки молились и приносили свои подношения Богу и божествам. Одно место – это место на возвышенности, где сейчас находится деревенское кладбище. Здесь росло священное дерево, которое было огорожено забором. А также в землю были вбиты шесты, на которых развешивали шкуры и головы жертвенных животных. Здесь проходили коллективные моления и жертвоприношения, как Богу, так и духам предков, чтобы даровали удачу, везение, благополучие в доме, хороший урожай и приплод домашней скотины. Затем мясо жертвенных животных варили в котлах и вместе с кашей ели. Старожилы рассказывают, что под горой был родник (ҫăл) с чудодейственной водой. Умываясь этой водой люди исцелялись, заживляли раны, избавлялись от хворей и набирались сил. Во времена войн, революций и других потрясений родник иссяк. Но есть надежда на возрождение традиций и древней культуры наших предков. Кто знает, может быть, тогда снова забьет чудодейственный родник …

Другое место было расположено на другом холме, с противоположной стороны. Там тоже проходили ритуалы жертвоприношений, а также часто проводили праздник Уяв с игрищами молодых. Там присматривали парни себе невест, а девушки старались понравиться. Особенно проявляли уважение к невестам из других деревень. И это тоже было объяснимо. Нужно было освежить кровь, потому что в деревне часто было кровное родство среди жителей.

Праздники.

У наших предков было довольно-таки много праздников, которые были связаны с земледельческим и лунным календарем.

Сурхури.

Обрядовый календарь открывался праздником Сурхури. Это старинный чувашский праздник. В более древнем варианте он имел связь с поклонением племенным духам – покровителям скота. Отсюда и название праздника (от "сурăх ырри" - "овечий дух"). Во время празднования проводились обряды, призванные обеспечить хозяйственные успехи и личное благополучие людей, хороший урожай и приплод скота в новом году.

Кăшарни , (в некоторых местах кĕрещенкке), - праздник новогоднего цикла. Праздновался чувашской молодежью в течение недели от рождества (раштав) до крещения. После введения христианства совпал с русскими святками и крещением. Первоначально этим праздником отмечался период зимнего солнцестояния. Молодежь проводила этот вечер в увеселениях. Всю ночь звучали музыка и пение, парни и девушки плясали под частушки. Важное место в праздновании кăшарни занимали всевозможные гадания о судьбе.

Çăварни (Масленица).

Зимний цикл завершался праздником Çăварни (Масленица), знаменовавший наступление весенних сил в природе. В оформлении праздника, в содержании песен, приговоров и обрядов четко проявлялась его аграрная природа и культ солнца.

Калăм - один из традиционных праздников весеннего обрядового цикла, посвященный ежегодному поминовению усопших предков. Некрещеные чуваши калам праздновали перед великим днем (мăнкун). У крещеных чувашей традиционный мăнкун совпал с христианской пасхой. Во многих местах калам слился с мăнкун, а само слово сохранилось только как название первого дня пасxи.

Сĕрен - весенний праздник низовых чувашей, посвященный изгнанию из селения злых духов. И само название праздника означает «изгнание». Сĕрен проводился накануне великого дня (мăнкун), а местами также перед летними поминками усопших предков - накануне çимĕк.

Мăнкун - праздник встречи весеннего нового года по древнечувашскому календарю. Название мăнкун переводится как «великий день». Примечательно, что первый день весеннего нового года язычествующие восточнославянские племена также называли Велик День. После распространения христианства чувашский мăнкун совпал с христианской пасхой.

По древнечувашскому календарю мăнкун отмечался в дни весеннего солнцеворота. Чуваши-язычники начинали мăнкун в среду и праздновали целую неделю.

Акатуй.

По окончании весенних полевых работ проводился праздник акатуй (свадьба плуга), связанный с представлением древних чувашей о бракосочетании плуга (мужского начала) с землей (женским началом). Этот праздник объединяет ряд обрядов и торжественных ритуалов. В старом чувашском быту акатуй начинался перед выходом на весенние полевые работы и завершался после окончания сева яровых. Название акатуй сейчас известно чувашам повсеместно. Однако сравнительно недавно верховые чуваши этот праздник называли сухату (суха «пахота» + туйĕ «праздник, свадьба»), а низовые-сапан туйĕ или сапан (из татарского сабан «плуг»). В прошлом акатуй имел исключительно религиозно-магический характер, сопровождался коллективным молением. Со временем, с крещением чувашей, он превратился в общинный праздник с конными скачками, борьбой, молодежными увеселениями.

Çимĕк - летний праздник, посвященный поминовению усопших родственников с посещением кладбищ.

В разных местах слово уяв имеет различные оттенки значения, да и сами молодежные увеселения проводятся по-разному. Во время уяв молодежь вечерами собиралась за околицей и устраивала хороводы с танцами, плясками, играми. В это время обычно молодые парни ближе знакомились со своими избранницами.

Рядом с деревней на лугу, около рощи или на лесной поляне, было постоянное место для проведения сборищ молодежи, которые назывались или просто вăйă - "игрища", или же пухă, тапă - "сбор, собрание". Ко дню тапă или вăйă на таком месте устраивалась скамья для музыкантов. В безлесных местах около скамейки вкапывали несколько свежесрубленных деревьев и украшали их разноцветными лентами.

Çинçе - традиционный дохристианский обрядовый цикл, приуроченный ко времени летнего солнцестояния. Этот земледельческий праздник, период отдыха и соблюдения покоя Матери-земли, которая в это время считалась обремененной спеющим урожаем. В период çинçе строго запрещалось чем-либо беспокоить землю: нельзя было пахать, сеять, рыть землю, вывозить навоз, бросать на землю тяжелое, рубить лес, строить дома, лазить на деревья и строения.

Вырма - это жатва, уборочная страда. В старину хлеба убирали вручную - жали серпами. Это был изнурительный и трудный, вместе с тем весьма ответственный период в годичном трудовом цикле крестьянина. Хлеб - венец всех трудов земледельца.

Авăн - слово многозначное. Это «гумно, овин, ток», «молотьба» и... «праздник». Этот праздник ввиду большой значимости молотьбы хлеба сопровождался многими обязательными ритуалами. Он был особо приятен, торжественен для крестьян. Молотьба такая же волнующая пора, как и жатва. Овин для сушки снопов, ток и молотьба на нем замыкали, связывали воедино годовой цикл полевых работ. С тока зерну одна короткая дорога - в амбар и на мельницу.

Чÿклеме - обряд освящения нового урожая жертвоприношением духам природы, умершим предкам, сопровождавшийся угощением всех сородичей. Чÿк - обряд жертвоприношения великому всевышнему Богу (çÿлти аслă Турă), его семейству и помощникам - духам-хранителям живой и неживой природы, человеческого общества и людей. Само слово «чÿк» многозначно. В определенных случаях оно означает и жертвоприношение, и место совершения такого обряда, и некое божество высшего разряда, а также употребляется как ритуальный возглас, обращенный к Турă.

Кража невесты.

Чувашская невеста

Умыкание происходило, в основном, в двух случаях: из-за бедности, не позволяющей платить калым и провести соответствующую свадьбу, а также из-за несогласия на брак родителей или самой девушки. Кража невесты происходила обычно ночью, когда девушки начинали расходиться с гуляний. Несколько проворных парней запрягали коня в кибитку или в сани, подкрадывались поближе к месту гуляния и, завлекая примеченную в сторону, увозили. Затем закрывали ее в клеть у жениха или его родных. Часты были случаи несогласия родителей невесты ввиду нежелания отпустить из дома бесплатную работницу. Все приготовления к свадьбе начинались только с момента пленения девушки. Ее родителям, узнавшим о случившемся, оставалось лишь надеяться на перемирие и ожидать визита зятя. Чувашские парни свое право на девушку часто устанавливали путем совершения кражи невесты. Такой брак, умыканием, вообще, не осуждался.

Свадьба.


Чувашская свадьба

ТРАДИЦИИ ДОМОСТРОИТЕЛЬСТВА У ЧУВАШЕЙ В.В. МЕДВЕДЕВ Гнездовая форма поселения предоставляла возможность занять наиболее пригодный для строительства участок. Чуваши учитывали расстояние до другого дома, наличие природного водоема, колодцев, качество почвы. Наиболее весомым критерием служило поведение домашних животных. Выбранное коровой место для отдыха считалось наиболее приемлемым. Изба, построенная здесь, будет теплой, полагали чуваши. А места, куда садились гуси, наоборот, считались непригодными11. Согласно легендам, удмурты при выборе места для строительства куалы, наблюдали за поведением быка. Они следовали за быком: где он остановится – там и основали новую деревню12 . Из практических соображений чуваши следили за солнцем, выбирая хорошо освещаемую сторону. Весной наблюдали за спадом воды и первыми ручьями на предполагаемом месте возведения дома. Быстрый сход снега, просохшую землю считали хорошим знаком. Выбор участка определял и жребий. Переселенцы на новой территории под руководством старых людей собирались вместе для жеребьевки. Старики выбирали длинный шест или по- сох и попарно выводили будущих домохозяев, которые переставляли по длине шеста ладони от верха до земли. Первый коснувшийся земли выбирал участок. Детальное изучение места под будущий дом свойственно и восточнославянской традиции, в соответствии с которой из всего реально пригодного необходимо было вы- брать только то, что может считаться таковым с ритуально-мифологической точки зрения. В данном случае устанавливалось равновесие сакрального и профанического, космического и земного13. Доверять выбор места дома крупнорогатому скоту характерно для восточных славян. Животные выступают как объекты, с поведением которых связывали точку осваиваемого пространства14 . Удачным локусам противоположны непригодные участки земли, к которым относили территорию погоревших домов, заброшенных бань, перекрестков и старых дорог. Границы и размеры нового жилища не должны были совпадать с прежним домом15. Сгоревшие дома чуваши старались вывезти за пределы поселения. Строительство нового жилища, если отсутствовала возможность перехода на другой участок, начинали в стороне от произошедшего пожара. Нежелательным считали возведение дома на месте действующей или заброшенной дороги. Вятские жители избегали строительства на лесной дороге, проходившей по деревне16. Запреты были связаны с пребыванием на дорогах, перекрестках и других неблагополучных локусах потусторонней силы, имевшей возможность причинить вред. Например, дорога часто использовалась колдунами и знахарями, связывала мир живых людей и умерших предков. Место, неверно подобранное для строительства жилища, служило причиной неудач и семейного разлада17. Чуваши верили, что человек, переночевав на планируемом для дома участке, определит его свойства. Крепкий, хороший сон считали добрым знаком. Поднимали избу и на месте старой муравьиной кучи, как на более сухом и удобном18. К помощи муравьев прибегали и коми-зыряне. В берестяном коробе из леса приносили муравьев и небольшое количество сора из муравейника. Короб ставили на месте будущей постройки. Если место удачное, то муравьи обоснуются на нем, в противном случае они покидали короб19 . Примером изменения традиции при улично-квартальном расположении домов в поселении служит сюжет, приведенный П.П. Фокиным о выделении выселка из с. Русская Васильевка Самарской области. Старожилы говорили о наблюдении за животными в полушутливом тоне. «Следовало их пригнать и подождать, как они устроятся, успокоятся. Но нам, переселенцам, нужно было выдержать ряд по линии улицы, соблюсти границы участков, расстояние между домами. Так что при желании мы не смогли бы следить за этими приметами», – пишет автор20. Отказ от строительства на месте, облюбованном гу- сями, подтверждает и другое требование – от начала возведения до переезда в избу, в нее не запускали голоногих птиц, поскольку они притягивали бедность к новому дому21 . Определившись с местом будущей избы, закладывали фундамент. Действие сопровождал обряд никĕс пăтти «каша божеству фундамента». Серебряную монету и шерсть укладывали в тур кĕтесси «угол божества Турă» (юго-восточная сторона), или на столбе фундамента, или после первого, третьего венца. В центре основания новой избы варили кашу и читали молитву о благополучии семьи22. Серебро должно было наполнить дом достатком, шерсть – теплом23. Чуваши Большешатминского прихода Ядринского уезда Казанской губернии, закладывая фундамент, в углах раскладывали медные крестики, оберегавшие от злых духов. Произнося молитву, оборачивались лицом на восток24 . Серебряную монету чуваши посвящали божеству Хĕртсурт «хранителю домашнего очага»25. С принятием православия чуваши начинали заимствовать традиции русских. Начиная строительство, по углам совместно раскладывали монеты и крестики. Для освящения будущего или уже завершенного дома приглашали священника26 . Монеты, размещенные под углы первых венцов жилища, называли пӳрт никĕсĕ 27 . До начала возведения сруба чуваши начинали рыть подпол. Вокруг него собирали венец, внутри которого варили кашу никĕс пăтти. На кашу приглашали соседей и старика, возглавлявшего обряд. Обернувшись на восток, говорили слова молитвы. Старик бросал в огонь ложку каши, после чего приступали к трапезе, угощению пивом. Согласно замечанию В.К. Магнитского, помимо монет по углам закладывали по горсти ржи28. Если монета олицетворяла богатство, шерсть – тепло будущего здания, то рожь, естественно, подразумевала сытную жизнь и достаток в доме. Во время полевых выездов информанты вспоминали и о том, что в подпол опус- кали выкопанный куст молодой рябины вместе с корнями. Объясняют действо тем, что семья, как и куст с корнями, должна прочно закрепиться на новом месте. Рябина охраняла домочадцев и жилище. В беседе с этнографами Е.А. Ягафовой и И.Г. Петровым было высказано предположение о том, что куст рябины в данной ситуации выступал одной из форм домашнего божества Йĕрĕх. Неслучайно дерево использовали как оберег и хранили в доме, на усадьбе или сажали во дворе. Например, ставя новые ворота, в пустоту метал- лических столбов бросают рябиновые ветви. Закладывают их и в фундамент наряду с мо- нетами и шерстью. Поскольку для народной культуры свойственна вариативность, в разных поселе- ниях известны разные вещи, используемые при закладывании дома, и разные углы, при- годные для этого. Характерно и разнообразие названий. Так, в с. Бишкаин Аургазинского р-на РБ обрядовые действия обозначают одним словом – никĕс «фундамент, основание»29. Вариация встречается и в выборе человека, закладывающего предметы. В этой роли выступают будущий хозяин, старший в роду мужчина, старшая женщина или беременная женщина. В случае неимения при строительстве среди родных беременной женщины, еѐ приглашали из числа соседей и близких друзей. При отсутствии в семье мужчины, старшая женщина накидывала на себя пиджак и, держа под левой подмышкой мужскую шапку либо рукавицу, проговаривала молитву и слова благопожелания строящемуся зданию и жителям. Закладывание монет, шерсти или крупы практикуется и сейчас. В срубе их помещают под венцы, при кирпичной стройке – под первый ряд, следующий за фундаментом. Согласно преданиям, помимо монеты и шерсти чуваши жертвовали собаку или волка, которых закладывали под фундамент30. При основании новых поселений они так- же зарывали в землю труп собаки или дикого волка31 . Жертва предметами на благо нового дома и проведение моления встречается в культуре башкир. На избранном для строительства месте укладывали белый камень – «камень фундамента», а в углы закладывали монеты. Совершали жертвоприношение и устраивали общее угощение всех присутствующих и встречавшихся на улице. Заложив фундамент, приглашали человека, произносившего молитву, желавшего достатка и счастья32. Наблюдаем подобные действия и у мордвы. Перед возведением фундамента в честь богини земли проводили моление. Под передний угол будущего дома зарывали хлеб, куриную голову, оставляли монету, рассыпали зерно либо сбрызгивали кровью по- жертвованной курицы бревна. Процедуры приносили богатство и благополучие33 . Закончив работу с основанием жилища, приступали к возведению стен. Срубы поднимали, укладывая поочередно венцы согласно тому, как их рубили, в соответствии с нумерацией. Стены чуваши обозначали словом пĕрене, одновременно означающим и бревно. Подобное совпадение подтверждает развитие, прежде всего, срубного домостроительства по отношению к иным типам жилищ в столбовой, каркасно-столбовой и саман- ной технике. На возведенном срубе за один-два завершающих ряда водружали мачча кашти «матицу». Небольшие избы имели одну матицу, в более крупных срубах врубали по две. Под матицу использовали крепкое бревно или брус. Располагали еѐ перпендикулярно входной двери34. В укладывании матицы вдоль сруба подмечали отличие чувашских изб от русского жилища35. Из качественного хвойного дерева укладывали одну матицу, из лист- венных пород, например, осины, – две36. Число зависело от размеров и конструкции дома. Несомненно, установка матицы символизировала окончание работы над срубом, поскольку стены были возведены, и, одновременно, начинался новый этап работы над кровлей дома. Уникальность матицы в пространстве избы, по отношению к другим строительным элементам, раскрывают фольклорные материалы: Энтри шалта, пуçĕ тулта «Андрей в избе, голова наружу» (матица) Ретюк ретĕм, Сенчук пĕччен «Редюков целый ряд, а Сенчук один» (матица и потолочные доски) Пĕр салтак çине пин салтак пуç хурать «На одного солдата ложатся головами тысяча солдат» (матица и потолочные доски)37 . Матица разграничивала территорию жилого дома. Она являлась рубежом «внутренней», «передней» части и «внешней», «задней», связанной с входом/выходом. Посторонний человек, посетив дом, не должен преодолевать границу и заходить за матицу без приглашения хозяев38. У чувашей сваты, пришедшие в дом невесты, располагались на лавке у двери или под потолочной матицей. Только переговорив с хозяевами, получив приглашение к столу, они переступали границу и переходили в другую часть дома, находящуюся за матицей39. При лечении больного знахарь сажал его под матицу, перечисляя варианты болезни40. Справедлива идея А.К. Байбурина о том, что место под матицей и еѐ центром необходимо считать серединой дома, топографическим центром, на котором совершали значительное число обрядов, не связанных с сидением за столом или с печью41 . Поднятие матицы всегда сопровождалось проведением обрядовых действий. Бревно, предназначенное для матицы, заворачивали в шубу и поднимали в таком виде. Таким приемом выражали пожелание, чтобы дом сохранял тепло. «При подъеме матицы, как бы ни было тяжело, ни один из рабочих не должен ни охнуть, ни крикнуть. Когда кладут на место матицу, по ней не стучат ни топором, ни каким-либо другим предметом… Если не соблюдать этих требований, то, по мнению строителей, изба будет вонючей, угарной, сырой и дымной», – читаем в записях Н.В. Никольского42. Украинские плотники также старались не стучать по матице, поскольку в таком случае у хозяев будет постоянная головная боль43 . Известны разные приемы подъема матицы. Помимо укрывания шубой, подвешивали кувшин с пивом, хлеб либо пирог хуплу, на концах матицы раскладывали по ложке каши. Подняв матицу, шнур перерезали. Каравай подхватывали или следили за падением и стороной, на которую падал хлеб. От этого зависела судьба домочадцев44. У русских в скатерть или мех заворачивали хлеб, иногда водку и соль, подвешивали к матице. Один из строителей рассыпал у дома зерно и хмель. Наверху веревку, державшую скатерть, перерубали. Как и у чувашей, в одних населенных пунктах подхватывали сверток, а в других селениях следили за манерой падения. Положение на земле предсказывало будущее45 . Информанты уверенно связывают установку матицы с окончанием одного из этапов строительства. Перед подъемом на срубе рассаживались два, четыре либо шесть мастеров, задействованных в работе с матицей. При недостаточном количестве мужчин наверх подни- мались взрослые женщины. Перед подъемом в игровой форме объявляли: «Матка водку просит!». К матице веревкой привязывали хлеб или хуплу и бутылку с самогоном, водкой, домашним пивом. Поднимали очень осторожно, проявляя взаимоуважение и соблюдая тишину. Плотники, сидящие на срубе, пили по рюмке и спускали бутылку вниз. К матице помимо бутылки привязывали угощение, которое, попробовав, также спускали вниз. У верховых чувашей с. Антоновка Гафурийского р-на РБ под уложенной матицей в центре дома хозяева накрывали стол для строителей46. В с. Наумкино Аургазинского р-на РБ за недостаточное угощение мастера прятали пустую бутылку с матицы на крыше дома горлышком к ветреной стороне, чтобы она гудела при сильных порывах47 . Веревку с подвешенным хлебом обрубали. Каравай, упавший плоской стороной вниз был хорошим признаком, округлая сторона хлеба предвещала несчастье. Помимо пирога, хлеба, бутылки и закусок с установкой матицы связано закладывание монет и шерсти, т.е. повторяли те же действия, что и при закладке фундамента. Монета и шерсть символизировали достаток и тепло будущего здания. В с. Бишкаин Аургазинского р-на РБ в комок с шерстью скатывали муку, пшено и другие крупы. Украинцы Республики Башкортостан оборачивали платком матицу и подкладывали под нее зерно и монеты, что гарантировало счастливую жизнь. Под воздействием башкир у украинцев деньги матице заменила шерсть, «символ счастья и благополучия у скотоводческих народов»48. Использование монет и шерсти подтверждает роль матицы как локуса сосредоточения материального благосостояния семьи49 . Обрядовые действия под матицей дома в свадебных торжествах, проводах рекрута и других ситуациях подтверждают «решительность событий, происходящих в жизни индивида, семьи и рода… решается судьбоносная задача: быть за матицей или удержаться на этой стороне»50. Таким образом, чуваши, как и многие другие народы, строительство нового дома сопровождали обрядовыми действиями. Место для будущего жилища выбирали в соответствии с религиозными воззрениями, но обращая внимание на особенности ландшафта. К значимым событиям принадлежит правильное закладывание фундамента, обеспечивающее безбедную и счастливую жизнь на новом месте. Символами благополучия выступали монеты, шерсть, ветви рябины. Возведение сруба заканчивалось установкой матицы, олицетворявшей середину пространства избы, еѐ центр. Естественно, домашняя обрядность многообразна, содержит большое количество разного рода процедур. Тем не менее, выбор локуса дома, начало строительства и завершение одного из этапов являются важными событиями в традиции домостроительства чувашей.

ЖИЛИЩЕ – построенное в соответствии с природ. и социально-экономич. условиями жизни, уровнем развития зодчества сооружение для удовлетворения потребностей в жилье, компонент культуры, в том числе связан. с этнич. спецификой. В индивидуал. Ж. – технике, планировке, интерьере – отразились традицион. элементы культуры. Исстари известно функционал. разделение Ж. на зимнее и летнее, истоки к-рых восходят к стабильному, постоянному Ж. и переносному, разборному. Материалы чуваш. лексики, фольклора, предания, узоры вышивки свидетельствуют, что древним Ж. предков чувашей являлась юрта. В письмен. источниках у волж. болгар, наряду с деревян. домами и глинобит. Ж., зафиксированы также войлочные юрты. Однако у чувашей традиции организации юрты не сохранились. Возможно, рудиментом древнего Ж. – шатра-кибитки (основного типа жилья в зоне степей) – являются покрытая кожей туй к™ми (свадебная кибитка) и кибитка для ночлега на сенокосе и жатве хлеба (её покрывали кожей или грубым холстом). С древности стационарным Ж. служила полуземлянка, к-рая господствовала в лесостеп. и степ. полосах у оседлого населения салтово-маяцкой культуры; во 2-й пол. 1 тыс. она появляется также в южных районах Прикамья, но бытовала и в позднее средневековье. В частности, в связи с неспокойной обстановкой во 2-й пол. 14 – 15 вв. население Закамья в основном строило полуземлянки, стены к-рых укреплялись деревянными плахами. Наземные гли-нобитные дома круглой или овальной формы с конической крышей бы-ли типичными у болгар и, возможно, предшествовали срубному Ж., к-рое в Сред. Поволжье известно со 2-й пол. 1 тыс. н.э.

Чуваш. крестьян. зодчество восходит к тому времени, когда основным строител. материалом было дерево (сер. 1 тыс. н.э.), в то же время корни орнаментал. мотивов лежат глубже. Срубная изба у чувашей длител. время была однокамерной, в 17–19 вв. строилась с навесом у входа, с крыльцом и реже с сенями. В 18 в. или ранее встречалось трёхкамер. Ж. изба+сени+изба (одна из изб служила чистой половиной). Во 2-й пол. 19 в. однокамерное жильё уступило место двухкамерному (изба с закрытыми сенями), характерному более для лесостеп. зоны, и трёхкамерному (изба с сенями и клетью), более бытовавшему в лесной зоне. Внедрение этих типов Ж. было связано как с развитием строител. техники, так и перепланировкой поселений – заме-ной кучевого плана уличным. Состоятел. крестьяне строили так наз. круглые до-ма – широкой стороной к улице, с сенями коридор. типа вдоль длинной стены. Дома ставились фасадом на улицу по одной линии (в старину располагались в середине двора или по периметру гнёзд дворов). В трёхкамерной связи изба+сени+клеть (двух-этаж. амбар) клеть или второй этаж амбара использовались в качестве летнего Ж. (клеть-спальня). В лесной зоне (в частности, в Козьмодемьян. у.) дома строились с высоким подызбьем, подклетью, полуподвал. этажом. Пятистенок, появившийся во 2-й пол. 19 в., распространяется с сер. 20 в.; для лесостеп. зоны (этнотерриториал. групп) более характерна изба с прирубом. Пятистенок с прирубом и дом-крестовик представляют собой варианты многокамер. деревян. домов, имевших незначител. долю в общем массиве домов.

В нач. 20 в. Ж. имело деревян. фундамент (столбы), срубы (10–15 венцов) рубили в угол («в чашу») из брёвен хвойных пород или липы, окладной венец – из дубовых. Стропил. крыша вытеснила самцовую, преобладавшую до сер. 19 в. В лесной зоне основным материалом для покрытия служило дерево (дрань, луб, дранка, тёс), в лесостеп. – солома. Четырёхстенок имел 3–6 окон с одно- или двустворчатыми ставнями (в сер. 19 в. – 1–2 небольших косящатых окна без рам и волоковые окна). Старые традиции ориентации дома, к примеру, на восток, уже не соблюдались. в кон. 19 – нач. 20 вв. претерпел ряд изменений.

На рубеже 19–20 вв. увеличилось потребление строител. материала. Состоятел. крестьяне нанимали плотников, резчиков, столяров, каменщиков; в крестьян. строительную технику внедряются новшества. В нач. 20 в. в развитии крестьян. зодчества появился новый тип Ж. – чул ®урт (каменный дом), сооружавшийся из кирпича, включавший в архитектурное оформление элементы классики. В 1920-е гг. появились за-мечательные образцы внешнего убранства при распространении новых типов Ж., как пятистенок, «круглый» дом, каменный дом. Разви-валось искусство орнаментал. резьбы элементов фасада дома: наличников, карниза, фронтона, па-рад-ного крыльца, ворот. Политич. обстановка в 1930-х гг. привела к замедлению развития архитектуры Ж.

Развитие Ж. во 2-й пол. 20 в. происходило на унаследован. традициях и их сочетании с инновациями. Пятистенки и дома с прирубами стали основными типами Ж., это положение сохраняется и в нач. 21 в. Срубные до-ма – более характер. признак для зоны, примыкающей к лесным массивам; срубная техника повсеместно находит применение при строительстве модернизирован. домов больших размеров и летних домиков в кон. 20 – нач. 21 вв. Внедряются новые прогрессив. и рационал. способы кирпичной кладки. Доля кирпичных домов составляет 40–50%. Возводятся дома крупных размеров с большим числом окон, улучшен. архитектур. обликом – с мансардой, балконом, крыльцом, башней, новыми формами крыши (мансард., асимметрич., многосостав.), фигурной кладкой стен, карниза и наличника, пропильной резьбой. С 1980-х гг. наметилась тенденция к постройке жилых и др. помещений под одной крышей. Строятся двухэтаж. дома.

В Ж. чувашей развитие строител. техники и архитектур. элементов имели те же тенденции, что и у др. народов Поволжья и Приуралья. В сер. 19 в. являлись почти единствен. выразителем декоратив. оформления строений. Жилой дом, в отличие от ворот, не обращённый к внешнему пространству, резьбой украшался мало; замет. перемены во внешнем облике Ж. стали происходить с постановкой избы фасадом на улицу. Изменение конструктивно-морфологич. признаков касалось устройства крыши, окон, камерности, интерьера. Элементами художествен. оформления, распространившимися в кон. 19 в., являлись слуховое отверстие и слуховое окно с наличником, причелины (доски, прикрывающие передний торцовый скат крыши), накладные узоры на поле фронтона, карниз, наличники и ставни, обшивка углов и стен. Наряду с долблёной и скульптур. резьбой внедрялась пропильная и накладная резьба. Накладные фигуры – квадраты, ромбы, круглые розетки – использовались вместо розеток старой резьбы. Новые традиции за-креплялись в 1920-е гг. Образцы орнаментировки этого периода были зафиксированы , они свидетельствуют о значительном уровне мастерства чуваш. резчиков. Во внешнем оформлении Ж. во 2-й пол. 20 в. использовались пропильная (ажур., силуэт., наклад.) резьба, мозаич. обшивка стен тёсом, просечное железо, штукатурка, побелка и окраска, лепнина, резьба по сырой штукатурке, фигур. кладка из кирпича. Выработано множество вариантов декора Ж., отражающих количествен., качествен. и локал. особенности. Обилие декоратив. элементов, крупноузорчатые штучные наборы, широкая карнизная доска с наклад. узорами, малые архитектур. формы (мансарды летних домиков, ворот), яркая полихром. окраска являются особенностью характеристики Ж. в юго-запад. районах Чувашии. В северо-запад. части особенностью декора является, в частности, мелкоузорчатая резьба, напоминающая филигран. вышивку верховых чувашей, ворота с резными и расписными украшениями столбов по старин. стилю и т.д. Чёткий декоратив. ансамбль составляют жилой дом, летний домик и ворота. Для этнотерриториал. групп чувашей лесостеп. зоны (Самар. и Саратов. обл., Башкортостан) характер. элементом является отделка наруж. стен домов – обмазка, штукатурка, побелка. В ряде районов, особенно восточ., получила распространение сюжет. роспись в эмали и масляных красках.

С возникновением городов строилось город. Ж., к-рое вначале было деревян. и практически не имело отличий от сельского. Позже появились каменные Ж. зажиточ. торговых людей, представлявшие собой 2-этаж. палаты, в к-рых жилой этаж располагался над подклеточным хозяйственным. В нек-рых купеческих домах кон. 19 в. на первом этаже размещались магазины, рестораны и трактиры.

В нач. 20 в. в связи с развитием промышленности в городах появился новый тип Ж. – наёмное, характер. особенностью к-рого являлся ряд более или менее одинаковых жилых ячеек, объединён. общими коммуникациями: коридором или лестницей. В 1920–30-х гг. в городах Чувашии строились 2-этаж. 6–8-квартир. деревян. дома и бараки. Острота жилищ. проблемы потребовала внедрения индустриал. методов строительства и унификации типов Ж. С этой целью в 1929–31 гг. в Козловке построен завод по выпуску деталей для каркас. домов американ. типа на 8 квартир. В кон. 1920-х – нач. 1930-х гг. стали возводиться многоквартир. дома из кир-пича по индивидуал. проектам (напр., 18-квартир. «Дом профессуры» по ул. К. Маркса в Чебоксарах, 1932), затем, с развитием строительства экономич. секцион. домов, – по типовым.

С сер. 1960-х гг. началось массовое сооружение 5-этаж. домов из сборных железобетон. панелей по серии типовых проектов. Дома имели 1-, 2- и 3-комнат. квартиры, полезной площадью от 31 до 57 м2 с полным инженер. благоустройством. В нач. 1970-х гг. освоено строительство новой серии крупнопанел. домов, имеющей широкую номенклатуру блок-секций с более комфортабел. квартирами, что позволило живописно и нетрадиционно решать планировку микрорайонов. В них одновременно с жильём сооружались детские дошкол. учреждения, школы, предприятия торговли и коммунально-бытового обслуживания, учреждения культуры. Первый 9-этаж. жилой дом этой серии построен в Новочебоксарске в 1974. В кон. 1970-х – нач. 1980-х гг. проведена работа по унификации изделий крупнопанел. домостроения и улучшению планировоч. решения квартир, в результате чего создана регионал. серия типовых проектов жилых домов и внедрён блок-секцион. метод их проектирования и строительства (премия Совета Министров СССР, 1983). В квартирах увеличены жилая площадь, размеры кухонь, передних, ванных.

В нач. 1980-х гг. внедрено строительство жилья из монолит. бетона. Первый монолит. жилой дом на 79 квартир (1-, 3-, 4-комнат. квартиры, общей площадью от 36 до 87 м2 ) возведён в Чебоксарах в 1984. Наряду с крупнопанел. и монолит. домами стро-ятся дома из кирпича как по типовым, так и по индивидуал. проектам, с учётом особенностей конкрет. семьи и планировки уча-стка.

Качество Ж. оп-ре-деляется государствен. нор-ма-тивами. Совре-мен. город-ское Ж. проектируется с учётом засе-ления квартиры одной семьёй. Квартиры в домах государствен. и муниципал. жилого фонда имеют жилые комнаты и подсоб. помещения: кухню, пе-ред-нюю, ванную комнаты, уборную, кла-довую; квартиры в домах других форм владения, кроме того, – дополнител. помещения (детская, столовая, кабинет и т.д.).

Для создания наиболее благоприят. условий для жизни сел. населения в 1960-х гг. начаты работы по . Наряду с традицион. Ж. стали строиться 2–3-этаж. секцион. дома город. типа, оборудован. централизован. водопроводом, канализацией и отоплением. Проводились эксперименты по выбору наиболее рационал. типов сел. Ж. (см. ). Строител. индуст-рией Чуваш. Респ. был освоен выпуск изделий для полносбор. домов усадеб. типа на 1–2 квартиры и секцион. домов на 12, 18 и 27 квартир. Произошли существен. изменения и в традицион. Ж. Дома стали возводиться из кирпича в 1–2 этажа с большим набором хозяйствен. построек. Изменился архи-тек-тур. образ сел. Ж. Все дома электрифицированы, газифицированы ок. 90% (2006).

Развитие строител. базы и индиви-дуал. строительства позволило довести к 2005 жилищ. фонд республики до 26,1 млн м2 , обеспеченность жильём – до 20 м2 на 1 чел.

чуваш самарский этнокультурный облик

Наиболее раннее описание двора «картиш» и жилой избы «пюрт-сюрт» самарских чувашей дано в работе русского исследователя XVIII века И.И. Лепехина: «Каждый житель имеет особливый дом, который, смотря по достатку крестьянина, или тыном, или забором огорожен. Среди самого двора ставят жилые их избы, которые никакой пристройки не имеют, как то сени или чуланов, но двери прямо отворяются во двор. Заживные между ими имеют при каждой зимней избе и летнюю, которая против зимней ставится и соединяется с ней переходом». Внутреннее убранство избы состояло из глухих нар, располагавшихся около стены напротив входа. Нары служили и кроватью, и ларем для хранения домашних принадлежностей, а также местом содержания молодняка скота в зимний период. Над нарами завешивали полог. Избы топились по-черному, а маленькие волоковые окна затыкались задвижками. Во дворе, кроме жилой избы, имелись постройки для скота и хранения хлеба и сена. Здесь же располагалась парная баня, в которой, по сообщению И.И. Лепехина, они «еженедельно парятся... в несносном жару и в 2 веника».

К концу XIX --началу XX века преобладающим типом жилища среди самарских чувашей стали двухкамерные дома, состоящие из избы и сеней, а в некоторых -- еще из клети. У бедняков продолжали бытовать избы с крыльцом, без сеней. В качестве временных жилищ служили шалаши «хюше», полуземлянки «сер пюрт», лачуги, амбары, глинобитные избы

В советское время, особенно в послевоенный период, происходил интенсивный рост камерности домов либо путем сооружения приделов, либо путем строительства домов-крестовиков.

Избы традиционно строились на низкой подклети. Для ее возведения применялись различные строительные материалы: дерево, саман, кирпич, реже -- камень. Основным материалом служили бревна различных пород дерева, но чаще хвойных. В технике домостроительства использовались различные приемы: срубная, столбовая, глинобитная кладка. Основной способ рубки бревен «в обло». В начале XX века в связи с удорожанием лесоматериала и обнищанием крестьян в регионе получили распространение саманные и глинобитные дома.

При выборе места для дома соблюдали традиционные обычаи: не разрешалось ставить дом на месте жертвоприношения умершим родственникам «таса выран» или духам местности «хаяр выране». Место, выбранное под дом, освящали -- «чук туна». В передний угол окладного венца и под матицу клали монеты, под переводины -- монеты, зерна, кусочки ткани. В подполе строящегося дома приносили жертву домовому «херт-сурт», а перед вселением в дом справляли новоселье «сене сюрт».

Жилые дома у самарских чувашей имели различия по конструкции и форме крыши, расположению по отношению к улице. В северных районах они имели двускатные крыши и стояли узкой стороной к улице, а в северо-восточных и восточных -- четырехскатная крыша сочеталась с расположением широкой стороной к улице. Традиционно крыши покрывали соломой. В лесистых районах использовали тес, дранку, а в степных -- камыш, черепицу. В XX веке в практику вошли железо и шифер. Пол и потолок настилали досками. На улицу прорубали в стене 2-3 косящатых окна (у пятистенков -- больше). Вход в дом располагался или с улицы, или со двора.

Стены также обмазывали глиной или белили, что наряду с четырехскатной крышей придавало дому типологическое сходство с южнорусской избой. Наружное оформление такого жилища не было обременено архитектурными деталями -- минимально украшались резьбой фронтон и наличники окон. Резной орнамент распространился с начала XX века.

Во внутренней планировке дома на протяжении столетий сохранялись традиционные черты. Печь «камака» располагалась справа или слева от входа, была обращена челом к передней стене и могла иметь вмазаный котел. Такая планировка близка к среднерусскому типу. В пятистенных домах передняя изба отапливалась печью-голландкой. В настоящее время хлебопекарные печи комбинированы с водяным отоплением и подтопкой. По диагонали от печи стоял стол, а в смежном с печью углу, у входа, стояла кровать. В «красном углу» у крещенных чувашей находилась божница. Угол избы перед печью «камака уме» выполнял функцию кухни по традиции печь ставили на деревянное основание, к которому пристраивали неподвижную скамью. В XIX над входом устраивали «полати сентре», вокруг стола, вдоль передней и боковой стены устраивали неподвижные скамьи «сак» рядом мог стоять сундук с вещами, в кухонной части имелся посудный шкаф. В настоящее время мебель домашнего изготовления заменена фабричной. Интерьер жилища в прошлом украшался домоткаными полотенцами, половиками, вязаными скатертями, салфетками, подзорами.

Дощатые или бревенчатые сени «сельник» использовались для хранения продуктов, а также в качестве летнего жилища. Перед входом в сени устраивалось крыльцо, украшенное архитектурными деталями.

Надворные постройки (амбар, клеть, хлев) располагались во дворе либо в виде буквы Г, либо -- П. В восточных районах области встречалось свободное расположение построек. Во дворе находился «лась», использовавшийся для приготовления пива или выпечки хлеба. Баня «мунча» по соображениям пожароопасности выносилась за пределы двора и ставилась ближе к источнику воды. Материалом для строительства хозяйственных построек служило дерево, камень, кирпич. Овощи, консервированные и скоропортящиеся продукты хранили в погребе «нюхреп». Двор замыкался либо изгородью из плетня, либо дощатым забором с воротами (с крышей или без нее). Первые носят название русских ворот, вторые -- чувашских.

В 60-90-х годах XX века происходили существенные изменения в технике домостроительства: увеличилась камерность (3-5 комнат), дерево частично вытеснено кирпичом, а в некоторых селениях строятся блочные и щитовые дома. Однако дерево преобладает при возведении хозяйственных построек.