"Умиление" - икона Божией Матери. Молитва, значение

  • 19.10.2019

Православная Икона «Умиление» с изображением Пресвятой Богородицы отличается от других светлым ликом и умилительно-восторженным выражением, это связано с великим значением иконы – запечатлением счастливого мига до рождения младенца, однако после Благовещения.

Пресвятая Богородица изображена на холсте в тот миг, когда ангел Гавриил сообщил ей, что она приведет в мир Сына Божьего. Значение иконы – умиление, благоденствие, чудо – которые должны свершиться и перед этим дивом.

Именно поэтому перед ней получают исцеление самые тяжелые больные не только телом, но и сердцем. Все лицо Марии светиться восторгом и счастьем, а глаза скромно потуплены, что говорит о смирении перед Богом в любых желаниях Его.

В чем помогает «Умиление»?

Икона считается женской, ею желательно оберегать жизнь молодых женщин и девочек. Она помогает пережить сложный пубертатный период, покровительствует в зачатии и родах, сохранении чистоты, добром нраве и целомудрии девушки. Желание получить исцеление от недуга, просьбы о счастливой судьбе дочерям, женском счастье и удачном замужестве приводят людей к лику «Умиление».

Изначально икона была изображена на холсте, и прикреплена к кипарисовой доске. Роскошную ризу и праздничный венец из драгоценных камней и жемчужин презентовал Николай второй.

Изначально хозяином чудотворной иконы был Преподобный Серафим Саровский. Он молился ей об исцелении болезней людей, которые приходили к нему за помощью.

Преподобный Серафим мог видеть сердца и души людей, поэтому помогал им. Маслом лампадки, горевшей у лика Богородицы, он смазывал больных, и они выздоравливали.

Сам Серафим называл икону «Радость всех Радостей» – это наиболее точное отображение самого счастливого и чудесного мига на лице Матери Божьей.

Оригинал иконы находится в келье Преподобного Серафима. С иконы монахини сделали много копий, некоторые из которых переняли на себя чудодейственную силу оригинала. Существует утверждение, что икона помогает всем людям по их вере – чем сильнее вера человека, тем ощутимее помощь Божией Матери.

Умер Преподобный перед этой же иконой. Серафим Саровский завещал «Умиление» сестрам Дивеевского монастыря.

В Православной церкви приняты к почитанию несколько типов икон Богородицы, один из них - «Умиление». На иконах «Умиление» (в греческой традиции - "Елеуса") Пресвятая Богородица обычно изображена по пояс. Она держит младенца - Спасителя - на руках и с умилением склоняется к своему Божественному Сыну.

Серафимо-Дивеевская икона «Умиление» отличается от остальных, на ней Божия Матерь изображена одна. Ее руки крестообразно сложены на груди, а весь облик передает состояние глубокого смирения и любви. Этот образ не относится к типу иконописи "Елеуса", тем не менее носит идентичное название.

«Умиление» - икона Божией Матери Псково - Печерская

Псково-Печерская икона Божьей Матери «Умиление» (фото расположено ниже) является списком «Владимирской Богородицы». Ее написал монах Арсений Хитрош в 1521 году. В Псково-Печерский монастырь икона была привезена благочестивыми купцами в 1529-1570 годы, когда игуменом монастыря был преподобный Корнилий. Эта святая икона на весь мир прославилась своей чудодейственной помощью, поддерживая и защищая православных христиан в трудные жизненные моменты.

«Умиление» - икона Божией Матери Псково-Печерская - относится к иконописному типу "Елеуса", который является самым распространенным в русской иконописи. Здесь изображена Дева Мария, держащая на руках своего Сына Иисуса Христа. Младенец прижимается своей щекой к Богоматери, проявляя высшую степень сыновней любви.

К данному типу относятся такие иконы Богородицы, как Донская, Владимирская, Ярославская, Феодоровская, Жировицкая, Гребневская, Почаевская, Взыскание погибших, Ахренская, Дегтярёвская и др. Одним из образов этого типа является икона Божьей Матери «Умиление» Печерская.

История прославления чудотворной иконы

В 1581 году польский правитель король Стефан Баторий совершил попытку осады Пскова. С колокольни Мирожского монастыря солдаты противоборствующей стороны сбрасывали каленые ядра, одно из которых попало в икону Богородицы «Умиление», висевшую на вершине городской стены. Но образ чудесным образом был сохранен, а ядро упало возле него, не принеся каких-либо повреждений. Проиграв в этой войне, литовское княжество было вынуждено в очередной раз заключить перемирие с Россией.

Благодаря помощи Богородицы было совершено отнятие у французов города Полоцка. Событие произошло 7 октября 1812 года во время Отечественной войны при нашествии войск Наполеона Бонапарта. Командир I корпуса приписывает свою победу именно помощи Богородицы и ее святого образа «Умиление». Икона Божией Матери своей чудодейственной силой помогла одержать очередную победу.

Известны многочисленные случаи помощи этой иконы при чудесном исцелении слепых людей. Вдова, молившаяся Пресвятой Деве Марии, получила выздоровление после горячей молитвы перед иконой «Умиление». Икона Божией Матери прославилась великим чудом. Женщина была слепа на протяжении почти трех лет, а после горячей молитвы перед чудотворным образом прозрела. Также от ослепления был исцелен и крестьянин, не видевший перед этим шесть лет. Кроме того, были отмечены различные случаи выздоровления от тяжелых болезней, происходившие при помощи Богородицы после молитвы перед этим святым образом.

«Умиление» - Серафимо-Дивеевская икона

Икона Божией Матери «Умиление» считается одной из главных святынь Серафимо-Дивеевского монастыря. Монахини и насельницы женской обители считают ее своей Небесной Игуменьей. Икона эта находилась в келье Серафима Саровского. Он очень глубоко почитал эту икону, называя ее «Всех радостей радость». Стоя на молитве перед образом Богородицы, преподобный мирно отошел ко Господу. Еще при жизни святого перед иконой горела лампада, маслом из которой он помазывал всех приходящих к нему людей, исцеляя от душевных и телесных недугов.

Интересен тот факт, что иконографический тип данной иконы характерен скорее для Западного христианства, нежели Восточной традиции написания. Пресвятая Богородица изображена здесь в юном возрасте, в тот момент Ее жизни, когда Архангел Гавриил возвестил благую Весть о воплощении Сына Божия. Лик Святой Девы Марии задумчив, руки сложены на груди крестообразно, взгляд обращен вниз. Над головой надпись слов из акафиста: "Радуйся, Невесто Неневестная!"

История иконы

История написания и автор этой иконы неизвестны, ее происхождение датируется концом XVIII века. После смерти Серафима Саровского образ был перенесен в Свято-Троицкий собор Дивеевской обители. Для этого был отстроен специальный придел, а икону поместили в особый нарядный киот. С тех времен существует традиция: всем насельницам монастыря во время богослужения стоять за киотом Богородицы.

В 1902 году святой император Николай II преподнес в дар монастырю драгоценную золоченую ризу на икону «Умиление» и серебряную украшенную лампаду. В год, когда был прославлен Серафим Саровский, с богородичной иконы было сделано несколько точных списков, которые были отправлены в разные российские монастыри.

В послереволюционное время, когда Дивеевская обитель была закрыта, икону Богородицы вывезла в Муром Дивеевская игуменья Александра. В 1991 году чудотворный образ был передан Алексию II - Патриарху Московскому, который поместил икону в патриаршей церкви, где она и находится в настоящее время. Один раз в год чудотворный образ выносят в Богоявленский собор для поклонения. Приложиться к нему можно всем желающим православным христианам. В Дивееском монастыре сейчас находится точная копия чудотворного образа.

Новгородская икона «Умиление»

Жители Новгорода уже на протяжении почти 700 лет почитают другую икону Божией Матери «Умиление». Она известна благодаря многочисленным чудотворениям, происходившим от молитвы ко Пресвятой Богородице.

Пресвятая Дева защищала город от пожаров, разорений и войн. Благодаря горячей сердечной молитве перед этим святым образом многие люди получали исцеления от душевных печалей и телесных болезней. Празднование иконы совершается 8 июля.

Смоленская икона Божией Матери «Умиление»

На смоленской богородичной иконе «Умиление» Святая Дева изображена с руками, крестообразно сложенными на груди. Она любуется на своего Божественного Сына, играющего на складках Ее одежды. Лик Пресвятой Девы исполнен глубокой любовью и одновременной печалью за Своего Сына.

Образ известен миру еще с 1103 года. А прославился он благодаря чудесному заступничеству Пресвятой Богородицы, защитившей Смоленск от нападения польских воинов в начале XVII века.

Чудотворная Икона «Умиление» Божьей Матери, значение для верующих

При молитвенном обращении ко Пресвятой Богородице «Умиление» многие христиане просят об укреплении веры, о примирении враждующих, об избавлении от нашествия врагов и сохранении Российского государства. Но наиболее часто к ней приходят молодые девушки и женщины, изливая многочисленные просьбы о благополучном замужестве, исцелении от бесплодия и рождении здоровых детей. Любая икона «Умиление» изображает состояние святой души Богородицы: ее нескончаемую любовь к людям, великую чистоту и святость.

Многие христианки после совершения искренней молитвы перед святым образом отмечают глубокое успокоение, веру и надежду в чудодейственную силу Пресвятой Девы. Помогает в этом икона «Умиление» Божьей Матери. Значение этого святого образа заключается в помощи Богородицы всем просящим у нее людям.

Многие православные христианки вышивают иконы Пресвятой Богородицы. В последнее время для этой цели стали чаще использовать бисер. Существует благочестивая традиция посвящать сей труд Пресвятой Деве. Во время вышивания верующие женщины совершают молитву и трудятся с чувством покаяния. В просьбе родить здоровых детей некоторые матери берут на себя труд вышивания икон. Когда икона Божьей Матери «Умиление» бисером готова, ее заключают в застекленную рамку и освящают в православном храме. После этого молятся перед образом в надежде получить просимое.

Гимнография

Известны многие молитвословия, посвященные Пресвятой Богородице. Перед иконой «Умиление» верующие читают акафист. Молитва иконе Божьей Матери «Умиление» содержит глубокий смысл: православные восхваляют Пресвятую Деву, называя Ее Заступницей и Защитницей нашей Страны, Красотой и Славой обители, а также просят сохранить людей от зла, спасти русские города и защитить православный народ от нашествия врагов, землетрясения, потопа, от злых людей и других несчастий. Эту молитву принято произносить, обращаясь за помощью к Пресвятой Деве Марии, в надежде на Ее небесную помощь и поддержку.

Акафист

Акафист иконе Божией Матери «Умиление» содержит преимущественно хвалебные тексты. В нем содержится 13 икосов и кондаков, которые освещают некоторые исторические события, связанные с появлением и прославлением святой иконы. В акафисте также изложены различные просьбы ко Пресвятой Богородице о помощи, защите и молитве за грешный род человеческий. В конце всегда читается заключительная коленопреклонная молитва, исполненная просьб ко Пресвятой Деве Марии о спасении и защите всех людей.

Заключение

Существует несколько различных видов православных икон Божией Матери, именуемых «Умиление»: есть чудотворные, местночтимые и почитаемые образа.
Несмотря на то, что все эти образы разные, у них есть одно общее – они всегда передают безграничную любовь Пресвятой Богородицы к православным христианам и всем людям.

Храм иконы Божией Матери «Умиление» в Москве находится при центре социальной судебной психиатрии им. В. П. Сербского. Это домовый действующий храм, расположенный по адресу: Хамовники, переулок Кропоткинский, 23. Здесь всегда ждут верующих, желающих помолиться и обрести душевный покой.

У Серафима Саровского было несколько образов Божьей Матери, служению которой он посвятил всего себя. Богоматерь покровительствовала ему на всем его пути. Особое место в жизни великого святого занимал святой образ «Умиление». Отец Серафим с ним почти никогда не расставался, преклоненным перед ним он отошел в мир иной (2.01.1833 г.). Что означает икона «Умиление» и какое влияние она оказывает на жизнь верующих, узнайте из этой статьи.

История иконы Умиление следующая. Она была главным келейным образом великого русского святого, преподобного Серафима Саровского. Святой называл ее «Всех радостей Радость», перед ней молился и окончил свой земной путь. Вскоре этот лик стал одним из самых почитаемых среди сестер Дивеевской обители.

Святой Серафим не раз повторял, что оставляет насельниц Дивеевской обители на попечение пресвятой Богородицы, и при этом всегда указывал на икону «Умиление».

Поэтому после его преставления лик был передан настоятелем Саровского монастыря Нифонтом сестрам монастыря, где и находился вплоть до совершения революции в России. 10 августа 1885 года «Умиление» была размещена в Свято-Троицком храме Дивеевской обители.

В начале 20 века по указанию императора Николая II для Саровской святыни была изготовлена риза, украшенная драгоценными камнями. Она была подарена в честь прославления святого. Тогда же в 1903 году в Саров, где состоялось торжество, крестным ходом из Дивеево был принесен святой лик Богоматери «Умиление».

В 1927 году после закрытия монастыря его удалось спасти. Игуменья Александра была арестована и отправлена в Москву. После освобождения настоятельница и несколько сестер перебрались в Муром, где и поселились. Каким-то образом они сумели сохранить святую икону и вывезти ее с собой, а также остальные вещи отца Серафима.

После кончины матушки игуменьи лик Богоматери и другие святыни перешли на хранение к одной из монахинь по имени Мария (Баринова). Перед смертью она передала лик патриарху Пимену, который часто в былые времена бывал в Дивеево и хорошо был знаком многим из сестер. Будучи еще иеромонахом, служил в Муроме и не раз наведывался в обитель, прикладывался к святыням Батюшки Серафима, пронеся любовь к святому через всю жизнь.

Однако Святейший распорядился по-иному и отдал чудесный лик Богоматери и личные вещи отца Серафима на хранение Виктору Шиповальнику, протоиерею из подмосковного поселка Кратово. Почти 20 лет святыни хранились в семье священника и только в 1991 году вернулись обратно в Серафимо-Дивеевский монастырь. Многочисленные паломники получили возможность увидеть и ознакомиться с предметами быта святого, внимательно рассмотреть их и постараться представить, каким на самом деле был батюшка Серафим. Часть вещей по решению Святейшего Алексия II передали в Троицкий храм пос.

Познавательно! Где находится : адрес и расписание служб

Удельная, а именно:

  • икона «Прп. Серафим» с кусочком мантии;
  • образ «Прп. Серафим, молящийся на камне».

Для этих икон был построен отдельный придел, в строительстве которого отцу Виктору помогал известный писатель А.И. Солженицын. Свою последнюю литургию Виктор Шиповальник отслужил там же в 2005 году на неделе всех святых.

Сам же чудотворный лик был передан Святейшим в Патриаршую резиденцию (г. Москва, Чистый переулок). Раз в году его выносят на всеобщее поклонение в Патриарший Богоявленский собор (Елохово). Приходится это событие на праздник Похвалы Пресвятой Богородицы, который отмечается церковью на 5-й седмице Великого Поста. Перед чудотворным ликом читается акафист, после чего все желающие могут приложиться к святыне. В чем помогает верующим чтимый всем русским народом святой образ.

Внимание! История иконы Умиление Пресвятой Богородицы в достаточно полном объеме представлена в интернете, например, на сайте Википедия.

Богоявленский собор

Молитвенная традиция

По укоренившейся традиции святой лик «Умиление» считается женской святыней, так как олицетворяет собой юность, женственность, чистоту и целомудрие. Его особенно любят молодые девушки, женщины, мечтающие выйти замуж или уже состоящие в браке и несущие ответственность за хранение семейного очага, воспитание детей в вере и целомудрии. Невесты, идущие под венец, молятся и берут благословение у Царицы Небесной на вступление в новую жизнь.

Молитва к лику святой Богоматери помогает девочкам преодолеть трудный подростковый период, поэтому многие матери приобретают его еще с рождением дочери, чтобы, молясь перед чистым и светлым ликом Богородицы, дитя формировалось чистым и целомудренным.

Перед святой иконой преклоняют колени и мужчины, ведь сильный пол также нуждается в помощи и защите Небесной Царицы, Ее любви и сопереживании к нам грешным. О чем молятся иконе верующие люди.

Богородицу просят о насущных вещах:

  1. Исцелении телесных немощей.
  2. Избавлении от душевных скорбей, тревог, депрессии.
  3. Сохранении чад в чистоте и целомудрии.
  4. Благополучном вступлении в брак.
  5. Зачатии и успешных родах.
  6. Восстановлении мира и любви в семье.
  7. Очищении души от страстей и пороков (лени, гордыни, тщеславия и других).

Нежный и теплый лик невесты неневестныя «Умиление» просветляет помраченную грехом и тяжелыми мыслями безысходности душу любого человека. Возрождает надежду на благоприятный исход в сложных жизненных обстоятельствах, дарит мир и покой, вселяет тихую неземную радость Божественного бытия.

Полезное видео: икона Божией Матери «Умиление»

Иконография

Лик Богоматери был написан на полотне, покрывающем кипарисовую доску, размер которой 67Х49 см. Представляет собой одиночное поясное изображение лика Богородицы. Иконография образа восходит к почитаемой в Литве и западной России Остробрамской Божией Матери, которая также выглядит в виде полуфигурного изображения Богоматери со скрещенными на груди руками.

Дивеевский образ Умиление не содержит некоторых атрибутов западной иконографии:

  • полумесяца;
  • звезд вокруг нимба.

Нимб оформляет полукруглая надпись «Радуйся Невесто Неневестная». С дивеевского святого лика насельницы обителине не раз делали копии. После канонизации святого в иконописных мастерских Дивеева и монастырского подворья в Петергофе началось массовое изготовление списков. Было распространено также и печатное изображение иконы.

Изготовление копий

В Дивеевской обители находится точная копия чудотворного первообраза, принадлежавшего батюшке Серафиму. Она была написана сестрами монастыря еще в конце 19 или начале 20 веков. Этот список также прославил себя многими чудесами и считается главной святыней Дивеево. Он занимает почетное место в главном Троицком соборе, лику посвящен весь правый придел. Это указывает на то, что главной Управительницей и Настоятельницей монастыря является Пресвятая Богородица.

Нескончаемой рекой текут к ней люди с молитвенной просьбой и благодарностью за покровительство. Каждое воскресенье до начала поздней литургии перед ликом «Умиление» по указанию самой Царицы Небесной совершается параклис — особое молебное пение Богоматери.

Еще одна точная копия хранится в Третьяковской галерее. Ее отличие от первообраза состоит в том, что золотой оклад, украшенный драгоценными камнями, и другие атрибуты (венец, риза, убрус) симитированы при помощи средств живописи. Многие монастыри и храмы также имеют более поздние списки чудотворной иконы.

Сравнительно недавно прославился одна из современных копий дивеевской иконы. Благочестивая женщина купила просроченный церковный календарь с изображением Божьей Матери в обычном торговом павильоне. Вскоре двухсторонняя икона «Умиление», изображение которой верующая повесила на стену, замироточила. Так явился миру уникальный образ Божьей Матери Локотской (см. фото), названный по месту нахождения святыни (п. Локоть, Брянской обл.).

Значение икон в деле спасения

Святые образы имеют большое значение для духовной жизни христиан. Они оказывают благотворное воздействие на все стороны и грани душевного устроения.

Их польза для любого человека неоценима:

  1. Повествуют об евангельской истории. Ее события запечатлеваются через иконопись намного глубже. Способствуют просвещению ума.
  2. Возбуждают в сердце любовь к Богородице и Ее Сыну, святым. Усиливают чувства умиления и сокрушения. Подвигают верующих к более усердной молитве.
  3. Укрепляют волю христиан в борьбе с грехом примерами подвигов святых, образами страшного суда над грешниками.
  4. Совершая поклоны перед образами и лобызая их, верующие свидетельствуют о своей любви и почтении к Высшим Силам, тем самым привлекая к себе благословение, любовь Божью и всех святых угодников.
  5. Служат орудием проявления Божественной силы через чудеса, знамения, исцеления для освящения и спасения человечества.
  6. Изгоняют нечистых духов или ослабляют их козни. Там, где есть святые образы, беспомощны враги рода человеческого. Немало примеров того, как с помощью святынь изгонялись бесы из одержимых людей.

Не через все святые образы и далеко не у всех совершаются чудеса. Но те многие свидетельства, которые у нас есть, говорят о том, что Господу Богу угодно почитание святых икон. Ибо Он дал нам их для освещения и спасения, как и образ «Умиление», значение которого в духовной жизни трудно переоценить.

Полезное видео: принесение чудотворной иконы Божией Матери «Умиление»

Вывод

Бесконечная людская река притекает с молитвой к Пресвятой Богородице, ее высокочтимой иконе «Умиление» Серафимо-Дивеевского монастыря. Верующие припадают к Богоматери с мольбами о помощи, с благодарностью и со слезами радости.

В Православной Церкви приняты к почитанию несколько типов икон Богородицы «Умиление» (в греческой традиции - «Елеу́са»). Елеу́са (греч. Ελεούσα — милостивая от έλεος — сострадание, сочувствие) - один из основных типов изображения Божией Матери в русской иконописи. На них Пресвятая Богородица обычно изображена по пояс и держит младенца - Спасителя - на руках и с умилением склоняется к своему Божественному Сыну.

Серафимо-Дивеевская икона «Умиление» отличается от остальных - на ней Божия Матерь изображена одна. Интересен тот факт, что иконографический тип данной иконы характерен скорее для Западного христианства, нежели Восточной традиции написания. По иконографии, она восходит к почитаемой в Литве и западной России Остробрамской иконе Божией Матери, от которой отличается отсутствием западных атрибутов — лунного серпа внизу и звезд вокруг нимба. Пресвятая Богородица изображена здесь в юном возрасте, в тот момент Ее жизни, когда Архангел Гавриил возвестил благую Весть о воплощении Сына Божия. Лик Святой Девы Марии задумчив, руки сложены на груди крестообразно, взгляд обращен вниз, глаза полузакрыты, а весь облик передает состояние глубокого смирения и любви. Над головой надпись слов из акафиста: «Радуйся, Невесто Неневестная!» Этот образ не относится к типу иконописи «Елеуса», тем не менее носит идентичное название.

Икона Божией Матери «Умиление» Серафимо-Дивеевская принадлежала преподобному Серафиму Саровскому, была его келейной иконой. История написания и автор этой иконы неизвестны, ее происхождение датируется концом XVIII века.

Елеем от лампады, горевшей перед этой святой иконой, Преподобный помазывал больных, которые получали после помазания исцеление.

Подвижник называл икону «Умиление» - «Всех радостей Радость», и перед ней он скончался на молитве 2 января 1833 года. После смерти преподобного Серафима саровский настоятель о. Нифонт отдал святую икону «Всех радостей Радость» сестрам Дивеевской Серафимовской обители. Они перенесли её в Свято-Троицкий собор Дивеевской обители, где икона находилась до советского периода. Для этого был отстроен специальный придел, а икону поместили в особый нарядный киот. С тех времен существует традиция: всем насельницам монастыря во время богослужения стоять за киотом Богородицы.

В 1902 году святой император Николай II преподнес в дар монастырю драгоценную золоченую ризу на икону «Умиление» и серебряную украшенную лампаду. В год, когда был прославлен Серафим Саровский, с богородичной иконы было сделано несколько точных списков, которые были отправлены в разные российские монастыри.

В 1927 году Дивеевский монастырь, где находился оригинал иконы «Радость всех радостей», был закрыт, но святой образ удалось тайно вывезти Дивеевской игуменье Александре в Муром. В течение десятилетий его хранили благочестивые люди.

В 1991 году чудотворный образ был передан Патриарху Московскому и Всея Руси Алексию II, который поместил икону в Патриаршей церкви Владимирской иконы Божией Матери рабочей Патриаршей резиденции в Чистом переулке , где она и находится в настоящее время.

По традиции, один раз в год - в праздник Похвалы Пресвятой Богородицы (5-я Неделя Великого Поста (суббота Акафиста)) - Предстоятель Русской Православной Церкви приносит Серафимо-Дивеевский образ Божией Матери «Умиление» на богослужение в московский Богоявленский кафедральный собор в Елохове для чтения перед нею Акафиста. В этот день чудотворный образ выносят для поклонения - приложиться к нему можно всем желающим православным христианам.

В Дивееском монастыре сейчас находится точная копия чудотворного образа , которая считается одной из главных святынь Серафимо-Дивеевского монастыря. Монахини и насельницы женской обители считают ее своей Небесной Игуменьей.

Празднование Серафимо-Дивеевской иконе «Умиление» совершается 28 июля/10 августа .

Молитва перед иконой икона Божией Матери «Умиление» Псково-Печерская

О Пресвятая Госпоже Владычице, Богородице Дево! Приими недостойныя молитвы наша, сохрани нас от наветов злых человек и от напрасныя смерти, подаждь нам прежде конца покаяние, на моления наша умилосердися и радость в печали место даруй. И избави нас, о Госпоже Владычице Богородице, от всякий беды, напасти, скорби, болезни и всякаго зла, и сподоби нас, грешных рабов Твоих, одесную стати во втором пришествии Сына Твоего, Христа Бога нашего, и наследники нас быти сподоби Царствия Небеснаго и жизни вечныя со всеми святыми в безконечныя веки. Аминь.

Один из основных видов икон Пресвятой Богородицы.

На иконах Богоматери «Умиление» обычно приводится поясное изображение Божией Матери с нежно прижавшимся к Ней Младенцем на руках. Богородица с умилением склоняется к Своему Сыну. Следует отличать от данного типа икону «УМИЛЕНИЕ» СЕРАФИМО-ДИВЕЕВСКУЮ (Серафима Саровского), на которой Божия Матерь изображена без Богомладенца с крестообразно сложенными на груди руками.

икона Богородицы «СЕРАФИМО-ДИВЕЕВСКАЯ» (УМИЛЕНИЕ)

10 августа (28 июля по старому стилю)

Варианты названия иконы:

  • Умиление Серафимо-Дивеевская

  • Всех радостей Радость

  • Радость Всех Радостей

Икона была келейным образом преподобного Серафима Саровского. Елеем от лампады, горевшей перед келейной иконой, преподобный Серафим помазывал больных, и они получали исцеление. Перед этой иконой преподобный и отошёл ко Господу. Другое название иконы – «Радость всех радостей». Так часто называл икону УМИЛЕНИЕ сам преподобный Серафим.

После прославления преподобного Серафима в лике святых император Николай II подарил для иконы Умиление драгоценную ризу. В 1927 году Дивеевский монастырь, где находился оригинал иконы «Радость всех радостей», был закрыт, но святой образ удалось тайно вывезти. В течение десятилетий его хранили благочестивые люди. В июне 1991 года икону передали патриарху Алексию II, и сейчас она находится в Патриаршей резиденции. Один раз в год – в праздник Похвалы Пресвятой Богородицы – Серафимо-Дивеевскую икону «Умиление» выносят на всеобщее поклонение в Патриарший Богоявленский собор.

Почитание иконы Умиление связано с именем преп. Серафима Саровского (П. И. Мошнин, 1759-1833, канонизирован в 1903 г.). Согласно жизнеописанию, составленному по воспоминаниям близко знавших Саровского старца людей, вся его жизнь проходила под покровительством Богоматери. Богоматерь неоднократно являлась ему в видениях, исцеляла от смертельных болезней. У преп. Серафима было несколько икон Богоматери. Среди них особое место занимала келейная икона, называемая Умиление, которую старец именовал также «Радость всех радостей». Перед нею, стоя на коленях в молитве, он скончался. Икона была написана на полотне, натянутом на кипарисовую доску. После смерти преп. Серафима игумен Нифонт передал образ в близлежащий Дивеевский женский монастырь, находившийся под покровительством старца Серафима. В Дивееве на икону сделали серебряную золоченую ризу. Здесь в соборе св.Троицы для иконы был устроен особый придел, посвященный ее имени - Умилению Богоматери. Икона праздновалась 28 июля и 9 декабря (день основания обители). Митрополитом Серафимом (Чичаговым) прославленной иконе была составлена особая служба. К открытию мощей преп. Серафима с иконы был сделан список для Саровского монастыря. После канонизации началось изготовление списков в иконописных мастерских Дивеевского монастыря и его подворья в Петергофе. Икона изображалась в различных печатных изданиях и на житийных образах преп. Серафима.

Икона из Третьяковской галереи представляет собой точную копию почитаемого образа. Изображение Богоматери поясное, со сложенными на груди руками, склоненной головой и опущенным взором. Иконография западная, появившаяся в России в XVII в. На иконе-копии средствами живописи имитированы золоченый оклад и риза, убрус и венец, украшенные драгоценными камнями. Лики руки исполнены мягкой светотеневой моделировкой в стиле академической живописи начала XX в., использовавшемся для написания икон. Венец обрамляет надпись: «радуйся невесто неневестная».


Желаю вам любви чудесной!
Алла. Стихи от души: http://forum..php?f=266&t=10&start=825  ...

Лучшие фотографии животных за неделю
Подборка фотографий животных, сделанных на прошлой неделе в разных зоопарках мира. х С...

Начни день с улыбки!
чудесные фотки Великобритания. На островах Фарн началась перепись тупиков. Jeff J Mitchell / ...

Путешествуя по миру. Самые красивые деревни Европы.
В странах Европы есть немало деревень, которые по оригинальности своей архитектуры не уступают столи...