Урок литературы. "Н.С

  • 02.08.2019

Анализ рассказа Н. Лескова «Старый гений»

В основе сюжета рассказа Николая Лескова «Старый гений» лежит ситуация, типичная, к сожалению, как для России 19-го века, так и для России сегодняшней. Богатый франт обманул старушку, не заплатив ей долг, и теперь у нее отбирают дом. Должностные лица не защищают старушку, уж слишком большие связи у должника. Хотя старушка и права по закону, «непреодолимое препятствие» возникает там, где нужно просто найти должника и вручить ему судебную бумагу.

Композиция произведения Н. Лескова «Старый гений» построена на рассказах ее самой наблюдателю. Художественными приемами являются ирония и сарказм, иногда создается эффект трагикомедии. Автор выступает в произведении рассказчиком, создав свой образ человека, который сочувствует старушке, дает ей немного денег, но тоже не верит, что она добьется правды.

Когда старушка уже совсем в отчаянии, появляется некий Иван Иваныч, который за немалый процент берется решить дело явно не очень законным способом. Что ему с успехом удается.

Идея рассказа Н. Лескова «Старый гений» — беззащитность слабого человека перед власть имущими людьми в бюрократическом государстве. Также идеей рассказа является мысль Лескова о том, что если Закон не защищает граждан, Закон нарушается. Гражданам приходится действовать самим, и на этом имеют свою долю хитрецы типа «старого гения».

Темы рассказа Н. Лескова «Старый гений» — тема бюрократии, тема «маленького человека», тема христианского человеколюбия и совести, а также отсутствия таковых у власть имущих лиц.

Образы рассказа Н. Лескова «Старый гений»:

В первую очередь интересен образ старушки. Это верующая женщина, она никому не желает зла, даже своему должнику. Она простодушна и непосредственна. Старушка не понимает, законов, по которым живут богатые франты и чиновники: «Как же ему нельзя вручить повестку, если его состояние намного больше, чем он нам должен?» — недоумевает она.

Образ «старого гения»: это «темная личность». О его гениальности можно говорить лишь с долей иронии. Это хитрый и опытный человек, бывший чиновник. Он просто додумался, на чем можно ловить мошенников, на которых ни Закон, ни совесть повлиять не могут. Обидчика старушки он «прижал к стене» публичным скандалом на вокзале и приводом в полицию, помешавшим должнику уехать за границу с любовницей. Образ Ивана Иваныча в рассказе положителен, ведь только этому пройдохе удалось спасти старушку и ее семью от голода и .

Автор создает иронический ореол загадочности над «таинственным планом гения мысли» Ивана Иваныча. А план оказывается прост: любым способом затащить должника в полицию, поставить его в неловкое положение, чтобы полиция «заодно» вручила повестку.

Образ франта подается понемногу в мелочах. Он законченный эгоист, которого не трогают ни слезы, ни мольбы. Деньги и связи не оставили в нем ничего от морали, он намерен только развлекаться и жить за счет других. На франта можно повлиять, лишь помешав его планам публично. Такова и его богатая любовница, сбежавшая уже в начале драки на вокзале.

Об образе рассказчика было сказано выше. Образ «сербского сражателя», хулигана и выпивохи, тоже оказывается в рассказе положительным. Ведь он «исполнитель плана» спасения старушки. У этого солдата свои понятия о справедливости. Едучи в очередной раз устраивать драку, он уверяет старушку, что все будет «честно и благородно».

Также в рассказе есть сборный образ чиновников без имен. В Лесков очень остро и иронично показал типичные недостатки этого класса. Это бесполезность и нежелание применять имеющуюся власть либо лень и трусость ее применить, а также пустословие.

Сочинение на тему | Октябрь 2015

Старый гений анализ рассказа Лескова

История создания . Рассказ Н. С. Лескова "Старый гений" был впервые опубликован в двух номерах журнала "Осколки" (1884 г.). В 1886 г. произведение было включено в сборник писателя "Святочные рассказы".

Смысл названия . Название рассказа и эпиграф к нему носят иронический характер. К способу, с помощью которого "отчаянный дока" помог бедной старушке, можно применить известные выражения: "прост до гениальности", "все гениальное просто".

"Обыкновенным умам" действительно никогда даже в голову не придет подобным образом добиться справедливости.

Жанр . Трагикомический рассказ.

Тема и сюжет . Центральная тема произведения - мошенничество. "Добрая старушка" попадается на удочку ловкого мошенника, заложив свой дом и заняв ему все полученные деньги. Когда она понимает, что возвращать долг "великосветский франт" не собирается, приходится обращаться к властям.

Старушка с изумлением узнает, что воздействовать на мошенника законными средствами нет никакой возможности. Вся проблема состоит во вручении "должнику с распискою" особой бумаги, но никто из нижних полицейских чинов не осмеливается это сделать. Богатый обманщик имеет какое-то "могущественное родство".

В поисках правды старушка обращается в "высшие сферы", но там ее поражают еще сильнее. По закону вручить должнику бумагу следует по месту его прописки, а так как молодой человек нигде постоянно не прописан, то и поймать его чрезвычайно трудно. Простодушная старая женщина не может понять таких хитроумных тонкостей законодательства.

Ее попытки "смазать" колесо чиновничьей машины тремя тысячами также не приносят результата. Единственную надежду старушке дает какая-то "темная личность", обещая уладить все дело всего лишь за пятьсот рублей. Она подозревает какой-то обман, но узнав, что обманувший ее человек собирается за границу, решается принять предложение.

Развязка похожа на анекдот, подтверждающий фразу из рассказа - "в России невозможности нет". Наняв исполнителя всего плана ("сербского сражателя"), гений вместе с ним и старушкой прибывают к поезду, на котором должен уехать должник. "Сербский сражатель" наносит мошеннику три удара по лицу. Немедленно появляется полицейский и составляет протокол, в ходе чего выясняется личность франта и ему наконец-то вручается нужная бумага. Должник не имеет права выехать за границу, поэтому моментально выписывает обрадованной старушке чек на требуемую сумму.

Проблематика. Запутанность законодательства и в наше время создает широкое поле деятельности для разного рода мошенников. Официальные лица обязаны строго придерживаться законов, поэтому зачастую оказываются в тупике перед ловкостью обманщиков. "Старый гений" действует, придерживаясь пословицы: "С волками жить - по-волчьи выть".

Если закон бессилен против крупного преступления, то помочь может мелкое правонарушение. "Сербскому сражателю" ничего не стоит отсидеть три месяца в тюрьме за триста рублей. Зато самоуверенный франт вынужден расплатиться с обманутой старой женщиной.

Герои . Старушка-помещица, франт-мошенник, "старый гений", "сербский сражатель".

Чему учит автор . Несмотря на комизм произведения, хочет донести до читателя горькую мысль. Огромная бюрократическая система крайне неэффективна. Богатые мошенники всегда найдут в ней лазейки, а простые люди останутся обманутыми. Надеяться остается только на таких "гениев", которые не стесняются в выборе средств для достижения цели.

Несправедливость всегда имела место в человеческой жизни. Доверчивые, добрые люди рискуют попасть на крючок нечестных граждан. Такую ситуацию воспроизвел и Н. Лесков в «Старом гении». Лаконичное произведение напоминает, что к просьбам окружающих нужно относиться внимательнее. Не зря ведь говорят: «Доверяй - но проверяй». Школьники изучают произведение в 8 классе, тем не менее, интересно оно будет и взрослым. Предлагаем узнать о «Старом гении» больше, ознакомившись с анализом произведения. Для удобства к детальному анализу прилагается краткий разбор по традиционному плану.

Краткий анализ

Год написания - 1884 г.

История создания - К написанию произведения Николая Семеновича подтолкнуло ощущение того, что в мире умирает доброе и честное, благородство перестает быть в моде. Чтобы показать последствия этого, автор в 1884 г. создал лаконичный рассказ.

Тема - В произведении можно выделить две центральные темы – «маленький человек» в мире, опутанном сетями обмана и праведность.

Композиция - Композиция рассказа простая. Элементы сюжета расположены в правильной последовательности. Все события сконцентрированы вокруг долгов веселого франта и старой помещицы.

Жанр - Рассказ.

Направление - Реализм.

История создания

Н. Лесков «Старый гений» написал в 1884 г. Известно, что Николай Семенович всегда боролся против несправедливости, что отобразилось и в анализируемом произведении. Впервые оно увидело мир на страницах юмористического журнала «Осколки» в том же 1884 г. Отзывы современников свидетельствуют о том, что критика положительно восприняла рассказ.

Тема

В анализируемом произведении отобразились мотивы традиционные для мировой литературы. Тем не менее, автор сумел подать их в духе своего времени, что придает сюжету оригинальности и особого колорита.

В центре произведения две главные темы - «маленький человек» в мире, опутанном сетями обмана; праведность. Эти темы позволили сформировать проблематику , которая остается актуальной и в наше время: эгоизм, бесправие, безответственность и безнаказанность, кумовство и блат, великодушие. Таким образом, в рассказе раскрыты и моральные, и социальные проблемы.

Система образов неразветвленная. Главную роль играют старуха-помещица, Иван Иваныч, франт, второстепенные герои - рассказчик и «сербский сражатель».

В начале произведении рассказывается о том, как старая помещица несколько лет назад одолжила 15 тысяч рублей сыну своей подруги. Тот был известным петербургским франтом. Молодой человек привык жить за чужой счет. Он был должником половины Петербурга. Парень не спешит отдавать деньги, а старушке грозит нищета.

К счастью героини, находится человек, готовый помочь ее беде. Это Иван Иваныч - делец, известный в округе благодаря незаурядному уму. Помещице мужчина представился как «гений». Положение женщины было безвыходное, поэтому она доверилась дельцу. И он оправдал надежды. Преступника задержали, долг ему пришлось вернуть.

Смысл названия начинает раскрываться в эпизоде знакомства старушки с Иваном Иванычем. Дочитав произведение до конца, можно сделать вывод, что название не только указывает на одного из главных героев, но и ненавязчиво намекает на его положительные качества, которые читателю стоило бы воспитывать в себе.

Идея рассказа -- показать, к чему может привести излишняя доверчивость, осудить людей, которые пытаются нажиться на других.

Основная мысль : любая несправедливость рано или поздно будет наказана. Быть благородным, помогать другим, вот чему учит автор рассказа.

Композиция

В «Старом гении» анализ стоит продолжить характеристикой композиции. Организация рассказа простая. Элементы сюжета расположены в правильной последовательности. Все события сконцентрированы вокруг долгов веселого франта и старой помещицы. Сюжет подан так, чтобы подтолкнуть читателя к нужным выводам.

Главные герои

Жанр

Жанр произведения - рассказ, о чем свидетельствуют такие признаки: небольшой объем, главную роль играет сюжетная линия старушки-помещицы, главных героев всего три. Направление рассказа «Старый гений» - реализм, так как в нем описаны правдивые события.

Анализ рассказа Н. Лескова “Старый гений”

В основе сюжета рассказа Николая Лескова “Старый гений” лежит ситуация, типичная, к сожалению, как для России 19-го века, так и для России сегодняшней. Богатый франт обманул старушку, не заплатив ей долг, и теперь у нее отбирают дом. Должностные лица не защищают старушку, уж слишком большие связи у должника. Хотя старушка и права по закону, “непреодолимое препятствие” возникает там, где нужно просто найти должника и вручить ему судебную бумагу.

Композиция произведения Н. Лескова

“Старый гений” построена на рассказах ее самой наблюдателю. Художественными приемами являются ирония и сарказм, иногда создается эффект трагикомедии. Автор выступает в произведении рассказчиком, создав свой образ человека, который сочувствует старушке, дает ей немного денег, но тоже не верит, что она добьется правды.

Когда старушка уже совсем в отчаянии, появляется некий Иван Иваныч, который за немалый процент берется решить дело явно не очень законным способом. Что ему с успехом удается.

Идея рассказа Н. Лескова “Старый гений” – беззащитность слабого человека перед власть имущими людьми в бюрократическом

государстве. Также идеей рассказа является мысль Лескова о том, что если Закон не защищает граждан, Закон нарушается. Гражданам приходится действовать самим, и на этом имеют свою долю хитрецы типа “старого гения”.

Темы рассказа Н. Лескова “Старый гений” – тема бюрократии, тема “маленького человека”, тема христианского человеколюбия и совести, а также отсутствия таковых у власть имущих лиц.

Образы рассказа Н. Лескова “Старый гений”:

В первую очередь интересен образ старушки. Это верующая женщина, она никому не желает зла, даже своему должнику. Она простодушна и непосредственна. Старушка не понимает, законов, по которым живут богатые франты и чиновники: “Как же ему нельзя вручить повестку, если его состояние намного больше, чем он нам должен?” – недоумевает она.

Образ “старого гения”: это “темная личность”. О его гениальности можно говорить лишь с долей иронии. Это хитрый и опытный человек, бывший чиновник. Он просто додумался, на чем можно ловить мошенников, на которых ни Закон, ни совесть повлиять не могут. Обидчика старушки он “прижал к стене” публичным скандалом на вокзале и приводом в полицию, помешавшим должнику уехать за границу с любовницей. Образ Ивана Иваныча в рассказе положителен, ведь только этому пройдохе удалось спасти старушку и ее семью от голода и Холода.

Автор создает иронический ореол загадочности над “таинственным планом гения мысли” Ивана Иваныча. А план оказывается прост: любым способом затащить должника в полицию, поставить его в неловкое положение, чтобы полиция “заодно” вручила повестку.

Образ франта подается понемногу в мелочах. Он законченный эгоист, которого не трогают ни слезы, ни мольбы. Деньги и связи не оставили в нем ничего от морали, он намерен только развлекаться и жить за счет других. На франта можно повлиять, лишь помешав его планам публично. Такова и его богатая любовница, сбежавшая уже в начале драки на вокзале.

Об образе рассказчика было сказано выше. Образ “сербского сражателя”, хулигана и выпивохи, тоже оказывается в рассказе положительным. Ведь он “исполнитель плана” спасения старушки. У этого солдата свои понятия о справедливости. Едучи в очередной раз устраивать драку, он уверяет старушку, что все будет “честно и благородно”.

Также в рассказе есть сборный образ чиновников без имен. В Лесков очень остро и иронично показал типичные недостатки этого класса. Это бесполезность и нежелание применять имеющуюся власть либо лень и трусость ее применить, а также пустословие.


Другие работы по этой теме:

  1. Эпиграф отражает идею произведения. Главное слово в эпиг­рафе – “гений”. Гениальность не зависит от возраста, потому что суть гениальности в том, чтобы решить ту задачу,...
  2. Творчество Н. С. Лескова является важным этапом в формировании национального своеобразии русской литературы. Он не боялся говорить о своей стране и своем народе самую горькую...
  3. Если рассуждать о том, что виновата сама старушка, то следу­ет признать, что в жизни нет места доверию и доброте. Старушка была добрая, она верила в...
  • выяснить, какие проблемы общества затрагиваются в рассказе и их взаимосвязь с современностью. Воспитание правильного отношения к порокам общества;
  • привитие интереса к изучению нравственных ценностей;
  • совершенствование навыков пересказа, анализа текста.
  • пробудить познавательный интерес у учащихся;
  • способствовать умению критически осмысливать полученную информацию через анализ текста;
  • создать условия для самостоятельного обобщения и выводов.

Оборудование: выставка книг Н.С.Лескова, эпиграф к уроку, плакаты с афоризмами, портрет Н.С.Лескова старого гения, пластинка с музыкой Чайковского «Времена года», для сценки – стол, накрытый скатертью, чернильница, перо, песочница, миниатюрный портрет Н.С.Лескова.

Ход урока

Вступительное слово учителя:

– Добрый день, дорогие друзья! Я очень рада видеть вас на сегодняшнем занятии!

Я знаю: каждый в классе гений,
Но без труда талант не впрок.
Скрестите шпаги ваших мнений
И вместе проведём урок!

И начать нашу встречу мне бы хотелось вот с таких строк:

Мой дар убог, и голос мой негромок,
Но я живу, и на земле моё
Кому-нибудь любезно бытие.
Его найдёт далёкий мой потомок
В творениях моих; как знать?
Душа моя
Окажется с душой его в соединенье,
И как нашёл я друга в поколенье,
Читателя найду в потомстве я.
Е.А. Боратынский

Эти строки Е.А. Боратынскогопосвящены каждому из нас. Так как свои произведения писатели и поэты создавали и создают для читателей. И если спустя полтора столетия мы, потомки, обращаемся к творчеству этих людей, то, значит, они не просто писатели, они– «великие».

Подобная оценка дарования принадлежит и Николаю Семёновичу Лескову. М. Горький, определяя его место на литературном «олимпе», поставил его рядом с Толстым и Достоевским.

Однако художник, в творчестве которого был слышен голос народной России, всё ещё не обрёл общенародной известности, подобной славе названных писателей – современников.

Да, несомненно, имя Лескова известно современному читателю, но истинного представления о масштабах его творчества, как правило, не имеет. На слуху очень небольшое количество произведений писателя, а между тем Лесков оставил нам огромное художественное наследство, художественное и публицистическое, которое мы по праву называем классическим. Ведь истинно классическое в искусстве – это то, что, пережив свою эпоху и своего создателя, остаётся в духовном сознании потомков, обогащает нас сейчас, сегодня, знанием человеческих характеров, опытом истории.

Вот и мы сегодня попытаемся прикоснуться к творческому наследию Н.С.Лескова. Сегодня у нас урок на тему «Человек и общество» по рассказу «Старый гений».

Вопрос классу:

– Как бы вы, ребята, определили задачу нашего урока? (Наша задача выяснить, какие проблемы общества затрагиваются в рассказе; только ли со временем Лескова может быть связан случай, о котором рассказал автор?)

Учитель: Ну, а сейчас мне бы хотелось познакомить вас с некоторыми фактами, связанными с именем Лескова. (Индивидуальное задание)

Н.С. Лесков родился в семье мелкого чиновника, в селе Горохово Орловской губернии. В 16 лет поступил писцом в суд. Криминальная сторона жизни, которая открылась ему в суде, потом часто становилась предметом художественного осмысления в повестях и романах писателя. С 1861 г. – сотрудник московских газет, сначала «Русской речи», а потом «Северной пчелы»... В 60 – е годы 19 века начинается литературная деятельность Лескова – публициста. Он приходит в литературу уже зрелым тридцатилетним человеком, с громадным жизненным опытом

Вопрос учителя: Во многом этот период истории (60–е годы 19 века) напоминает мне время, которое мы переживаем сейчас.

– Как вы думаете, что общего между этим периодом времени и современностью?

(Варианты ответов учеников : 60–е годы 19 века это время радикальных экономических и социальных реформ, время, когда в России впервые появилась гласность. В центре внимания стояли крестьянский вопрос, проблема освобождения личности, защита её прав от посягательств государственного бюрократического аппарата и набирающего силу капитала, борьба за экономическую свободу).

Учитель: Н.С. Лесков – величайший писатель, который написал известные произведения: «Левша», «Старый гений», «Очарованный странник», «Тупейный художник». В большинстве его произведений повествуется о трагической судьбе талантливых людей из народа. Н.С. Лесков называл народ «хранителем отечественного предания» в искусстве, труде, в укладе жизни.

Вопрос: Кто же герои Лескова? Как автор относится к России? (У Лескова Россия – страна праведников, странников, умелых и талантливых людей, которые необразованны и непросвещенны. Он скорбит о том, что природный талант русского человека не сопряжен с образованностью).

Учитель: Ребята, Н.С. Лесков внес значительный вклад в русскую литературу. Его творчество направлено против несправедливости, глупости государственного масштаба.

II. Работа с эпиграфом урока

Учитель: Посмотрите по толковому словарю, что означает слово «гений»?

Значение слова «гений»

Высшая творческая способность.

Человек, обладающий такой способностью.

В древнеримской мифологии: дух – покровитель человека, олицетворение добра.

Учитель: Ребята, прочитаем выразительно эпиграф к уроку: Гений лет не имеет – он преодолевает все, что останавливает обыкновенные умы. (Ларошфуко)

Вопрос: Как вы понимаете эпиграф к уроку? (Я думаю, что гений – это человек, который обладает высшей творческой способностью. Он гений, т.к. берется за дела невозможные.)

III. Анализ произведения

Учитель: Итак, ребята, мы с вами поговорим о рассказе «Старый гений», расскажем о том, почему добрая старушка поехала в Санкт-Петербург. (У маленькой старушки было «вопиющее дело». Дело это заключалось в том, что она по своей доброте выручила из беды великосветского франта, заложив для него свой дом, а он её обманул).

Вопрос: Почему добрая старушка поверила великосветскому франту? (Добрая старушка поверила ему, потому что у него была блестящая карьера, известная фамилия, он получал хорошие доходы с имений.)

Учитель: Ответьте на вопрос, есть ли в наше время люди, которые поступают непорядочно? (Мы живем в сложное время, где царит обман, ложь, несправедливость. Для наших дней свойственна фраза: «Деньги решают все»)

Вопрос: Ребята, вспомним, какие пословицы, поговорки, высказывания характеризуют этот эпизод?

«Доверяй, но проверяй», «Добро – изнанка зла», «Зло есть грубейшая форма невежества», «От добра добро не ищут», высказывание из трилогии Л.Н.Толстого «Детство» – «Самый худший человеческий порок – это неблагодарность».

Учитель: Почему слово «хлопотать» Лесков выделяет кавычками? (Я думаю, что бедная старушка пройдет через огонь и воду, прежде чем добьется правды. Конечно же, правду найти очень сложно, вспоминаются слова Короленко: «Истинную правду найти невозможно, т.к. все в мире относительно».

Учитель: Хлопоты в начале были успешны: адвокат встретился милостивый, выиграл дело, но…

Вопрос: Ребята, мы живем в современном мире, и поэтому каждый из вас должен знать, что означает слово «адвокат».

Адвокат – это лицо, которому поручается защита. В 70–80-е годы было такое мнение, что адвокат – абсурд буржуазного суда, а в наше время каждый человек должен знать, как пользоваться услугами адвоката.

Учитель: Прочитайте выразительно по ролям диалог рассказчика и доброй старушки (стр. 16-17).

Вопрос: Почему рассказчик советует доброй старушке не докучать великосветскому франту? Свой ответ свяжите с современностью. (Я думаю, что этот человек может сделать неприятность. В наше время много случаев когда люди, которые имеют могущественное родство, много денег, способны на все: на шантаж, могут прогнать с места жительства и даже убить, т.к. многие люди живут по принципу «не имей сто друзей, а имей сто рублей»).

Учитель: Ходила она к высшим властям. Там доступ труднее. Бедной старушке предложили: «Ищите его, поймаете, – это ваше дело. Старушка по провинциальной подозрительности стала шептать слова, а эти слова, ребята, написаны на плакатах: «Сухая ложка рот дерет», «Надо смазать», «В России невозможности нет».

Вопрос: Какой общей темой объединены эти плакаты? (Мы живем в сложное и трудное время, когда для разрешения всех дел нужна взятка: поступать учиться – нужны деньги; устраиваться на работу – деньги; на суде прав тот, кто имеет большие деньги. Становится жить страшно, нужны коренные преобразования в стране. Как политические, так и экономические).

– Да, ребята, я с вами согласна. И хочу вспомнить слова Н.Т.Чернышевского: «Благосостояние общества уменьшается существованием невежественных, безнравственных или ленивых людей в обществе; эти вредные качества могут быть устранены двумя способами: заботою о том, чтобы каждый человек получал надлежащее воспитание, и материальным обеспечением человека».

Учитель: А сейчас перед вами эпизод, где добрая старушка ведет беседу о том, почему она выбрала для разрешения проблем старого гения.

(Инсценирование: звучит музыка, беседуют старушка с гением).

Вопрос: Почему добрая старушка доверилась старому гению? Подтвердите данный эпизод текстом.

Ученик (читает ): кто хочет – пусть верит нам, потому что я всегда берусь за дела только невозможные; а кто веры не имеет, с тем делать нечего…(стр. 19).

Учитель: Ребята, каким вы представляете старого гения? Для этого мы рассмотрим портрет старого гения и найдем по тексту, как автор описывает своего героя? (Он высокого роста с длинной бородой, хмурое лицо, умный взгляд).

IV. Чтение по ролям или прослушивание записи

– Как разоблачили господина, который обманул старушку (стр. 66).

Вопрос: Ребята, как заканчивается рассказ? (Были побеждены неодолимые затруднения, правда восторжествовала, великосветскому франту вручили повестку).

Учитель: Можно ли этого человека, который уладил трудное дело, назвать гением? (Человек, который нашел, как уладить столь трудное дело, вполне имеет право считать себя гением).

Учитель: Лескову не жаль для “пассажного гения” столь высокого определения, он не вкладывает в него никакой иронии. Гений покарал “злодейство”, и для автора важен не малый “масштаб” гениальности, а важна его высокая суть.

Человеческий талант, в чём бы он ни проявлялся, всегда вносит в жизнь светлое, жизнеутверждающее начало. Потому что связан, по Лескову, с духовной красотой и теплотой человеческого сердца.

Учитель: Ребята, какие проблемы общества затрагиваются в рассказе? (Я считаю, что проблемы общества лесковского времени перекликаются и проблемами нашего времени, – это злоупотребление в высших эшелонах власти, взятки, коррупция).

Учитель: Вы должны были подготовить афоризмы по проблемам общества, прочитайте их.

В.В. Путин сказал: «Закон должен быть превыше любого должностного лица».

«Законы должны искоренять пороки» (Цицерон)

«Когда страна отступает от закона, тогда много в ней начальников» (Соломон)

«Настоящие люди служат государству своей совестью» (Торо)

«Высшее правосудие – это совесть» (В. Гюго)

V. Учитель: Итак, мы завершили изучение рассказа «Старый гений». Я думаю, что все поняли суть рассказа, провели параллель с современностью. Надеюсь, что сюжет рассказа тоже затронул вас и в ваших душах оставил определенный след, заставил задуматься над проблемами общества. И всем нам горько становится за российскую действительность. Под сатиристическим изображением чувствуется глубокое сострадание к простым людям, и призыв писателя что-то менять и меняться самим.

И сейчас через полтора столетия мы фактически опять оказались перед теми же проблемами, поэтому так важно воспользоваться опытом мудрого и практичного человека, знавшего Россию вширь и вглубь. На мой взгляд, именно сегодня актуальны слова Л.Н.Толстого: «…время Лескова ещё придёт. Лесков– писатель будущего»

Ни один русский писатель не уделял такого большого внимания проблеме национального характера. Он многосторонне описал русский национальный характер и попутно сделал очень интересные и тонкие зарисовки национального характера немцев, французов, англичан, поляков, украинцев, татар, евреев. Сейчас, в эпоху обострения межнациональных отношений, творчество Лескова, проповедовавшего национальную и религиозную терпимость, видевшего прелесть жизни в ярких красках национального быта, различных национальных укладов, обычаев, характеров, очень актуально.

Н. С. Лесков писатель нашего времени!!!

И в этом нам ещё предстоит убедиться на следующих уроках.

На этом я заканчиваю нашу встречу. Урока время истекло! Я благодарю вас за ваши ответы, за умные глаза и неравнодушные лица.Желаю всем добра и мира, и помните: «Душа по капле собирает свет!»

Домашнее задание

На партах у вас конверты с заданиями, выберите для себя одно из предложенных.

1. Устно. Подготовить развёрнутый ответ на вопрос: «Кто виноват в страданиях героини?

2. Письменно. Выскажи своё впечатление о прочитанном: что тебе понравилось в произведении? Что удивило, заинтересовало? Что не понравилось? Почему?

Символическая оценка.

Взять жетон определенного цвета

Жёлтый – не в полной мере себя реализовал (1б).
Красный – в полной мере себя реализовал (2б).