Больше, чем фильм. Как Джордж Лукас придумал «Звездные войны

  • 17.04.2019

Источник: en.wikipedia.org

«Звездные войны» – культовая киносага, первую часть которой придумал и снял режиссер Джордж Лукас в конце 1970-х годов. К тому времени уже вышел фильм «Челюсти» (1975) Стивена Спилберга, показавший, что публика готова к массовому развлекательному кино. Тем не менее проект Лукаса поначалу не воспринимали всерьез. Никто не верил, что высокобюджетный фантастический фильм без единого известного актера может стать успешным. Однако вскоре в индустрии произошли значительные перемены, вызванные в том числе выходом на большой экран космической оперы, события которой разворачиваются «давным-давно, в далекой-далекой галактике...».

Подписание контракта


«Бюджет и кассовые сборы фильмов серии “Звездные войны”»
Источник: sivilink.ru

Студия «Двадцатый век Фокс» подписала с Лукасом предварительный контракт на первые «Звездные войны» еще до выхода его предыдущей полнометражки «Американские граффити» (1973), успех которой позволил режиссеру договориться о пересмотре условий. Бюджет новой картины «Звездные войны. Эпизод IV: Новая надежда» должен был быть увеличен до 11 миллионов долларов, а сам Лукас получал права на распространение саундтрека и других сопутствующих товаров. В то время индустрия мерчендайза была еще в зачаточном состоянии, и студия с готовностью согласилась на требования режиссера. Только через несколько лет стало понятно, что Лукас заключил невероятно удачное соглашение, которое принесет ему миллиарды долларов. Фильмы о «Звездных войнах» породили несметное количество продуктов с символикой саги: книги, видеоигры, детские игрушки и многое, многое другое – фактически серия стала первой франшизой, которая успешно обосновалась сразу в нескольких сферах культурного пространства.

Источники вдохновения



Источник: codigoespagueti.com

Лукас хотел снять фильм для подростков, что в то время было делом беспрецедентным. Сценарий «Звездных войн» он начал писать в 1972 году под влиянием работ Джозефа Кэмпбелла и Карлоса Кастанеды. Из книг последнего он позаимствовал понятие о Силе, краеугольном камне мифологии в «Звездных войнах», а кастанедовский Дон Хуан вдохновил его на создание персонажа Оби-Вана Кеноби. Считается, что стилистическую основу для своей киновселенной Лукас взял из «Космической одиссеи 2001 года» (1968) Стэнли Кубрика и фантастического телесериала о Баке Роджерсе, а главную сюжетную линию – из фильма Акиры Куросавы «Три негодяя в скрытой крепости» (1958). Многие другие элементы перекочевали в «Звездные войны» из жизни: Сенат и Империя имеют неслучайное сходство с правительством США, повстанческое сопротивление во многом скопировано с движения хиппи, а в дружбе Люка и Хана Соло легко увидеть отношения самого Лукаса с Фрэнсисом Фордом Копполой.

Сценарий



Источник: albaillustration.com

Работа над сценарием продвигалась медленно, и к концу года у Лукаса были готовы только 13 страниц: режиссер с трудом нащупывал нужную тональность повествования. Реплики некоторых персонажей то и дело вымарывались и возвращались обратно, а сами персонажи претерпевали нешуточные трансформации. Интересный факт: в одном из черновых вариантов сюжета Дарт Вейдер и Оби-Ван задумывались как один персонаж, но впоследствии превратились в двух отдельных. Сила была поделена между светлой и темной сторонами, а Анникин Старкиллер стал Люком Скайуокером. Два с половиной года спустя, находясь на грани умственного и физического истощения, Лукас наконец дописал сценарий и начал подготовку к съемкам, которые стали не менее тяжелым испытанием для режиссера.

Подбор актеров



Источник: 24smi.org, ifitshipitshere.com, screenertv.com, geektyrant.com

Большой кастинг для фильма проводился в Лос-Анджелесе. Лукас принял решение, что в его картине не будет ни одной кинозвезды, – отчасти, чтобы сэкономить на гонорарах, а отчасти для того, чтобы привлечь новые лица. Сотни актеров пробовались на роль Люка Скайуокера, но Лукас отдал предпочтение Марку Хэмиллу, открытое молодое лицо которого убедило режиссера, что он нашел героя для своей саги. Многие известные голливудские актрисы стремились заполучить роль Леи, среди них Джоди Фостер и Эми Ирвинг, но роль досталась Кэрри Фишер. Хана Соло сыграл давний знакомый Лукаса, Харрисон Форд, – при том что на роль обаятельного контрабандиста претендовали сразу несколько молодых звезд 70-х, от Курта Рассела до Сильвестра Сталлоне. Единственным актером с именем, который в итоге принял участие в съемках, стал оскароносный Сэр Алек Гиннесс, сыгравший в «Новой надежде» Оби-Вана Кеноби.

Музыка



Источник: Getty

Для написания музыки Лукас пригласил стремительно набиравшего популярность Джона Уильямса. Вдохновленный музыкальным сопровождением к фильму «Кингс Роу» (1942), Уильямс сочинил свою блистательную тему к начальным титрам. Его саундтрек к «Звездным войнам» – величественный и торжественный, мрачный и тревожный – идеально дополнил фильм Лукаса и до сих пор считается одним из самых узнаваемых в истории кино.

Съемки


«Лукас и модель “Звезды смерти”»

В этом году легендарным "Звёздным войнам", созданным Джорджем Лукасом, исполнилось 40 лет! С момента выхода первого фильма в 1977 году, франшиза стала самой прибыльной и знаковой в истории кино. Сегодня мы заглянем в закулисье первого фильма из саги - эпизода 4, "Новая надежда" - какие секреты скрываются за кадром первых "Звёздных войн"?

15. Киностудии не хотели финансировать фильм

Режиссеру Джорджу Лукасу было сложно получить финансирование для "Звёздных войн", большинство студий не воспринимали его всерьез. За плечами у Лукаса тогда были провальный "Электронный лабиринт THX 1138", и успешный "Американские граффити".

Дисней, который позже приобрел кинокомпанию Лукаса Lucasfilm и права на Star Wars за $4 миллиарда, отказался, объясняя это тем, что никто не будет смотреть такое. Тогда, Лукас подписал контракт с "Двадцатый век фокс". Кто знал, что он принесет ему целое состояние!

14. Алек Гиннесс отказывался сниматься в "Звёздных войнах"

Сэр Алек Гиннесс - один из самых известных и успешных актеров, появившихся в саге. Хотя роль Оби-Вана Кеноби принесла ему огромное состояние, Гиннесс недолюбливал всё, что связано со "Звездными войнами". Актер согласился на роль только после настойчивых уговоров Лукаса. Несмотря на все трудности, это не повлияло на его блестящую игру - в саге Гиннесс был неподражаем!

13. Другая сторона полуночи (1977)

"Двадцатый век фокс" так боялся потерять деньги на "Звездных войнах", что активно предлагал фильм всем кинотеатрам. Многие отказывались, и тогда "Фокс" пошел на хитрости: студия заявила, что если кинотеатры откажутся от "Звездных войн", им не продадут тогда ожидаемый фильм "Другая сторона полуночи" по бестселлеру Сидни Шелдона. Итоги: "Другая сторона полуночи" собрал $24 миллиона-неплохо, но "Звездные войны" собрали $237 миллионов.

12. У Джорджа Лукаса опустились руки

Казалось, что весь негатив и неуверенность по поводу успеха фильма в один момент перешли на Лукаса. Он даже не посетил премьеру фильма. Вместо этого он отправился в поездку со своим небезызвестным другом Стивеном Спилбергом, который, кстати, искренне верил в успех "Звездных войн".

Лукас даже отказался от стандартного режиссерского гонорара и согласился на $175 тысяч плюс 40% от прибыли - и это решение позже принесло ему миллионы. Кроме того, первые игрушки и сувенирная продукция "Звездных войн" была раскуплена в рекордные сроки.

11. Драконы Татуина

Известно, что сцены на Татуине были сняты в Тунисе, где есть местечко под названием Татакуин (Лукасу понравилось, как звучит название). В первый день съемок команда столкнулась с трудностями: был жуткий ливень, разрушивший несколько декораций. На фото - сцена, где робот C3PO идёт мимо скелета крайт-дракона. После окончания съёмок в Тунисе этот скелет был оставлен в песках.

10. Политические проблемы с Ливией

Во время съемок "Звездных войн", тогдашнее правительство Ливии во главе с Муамаром Каддафи угрожало Тунису военным наступлением, если его власти не уберут подальше от границы подозрительную "военную машину". Ту самую "военную машину", песчаный краулер. Лукасу пришлось повиноваться!

9. Кадры Второй мировой войны

Как известно, для создания спецэффектов "Звездных войн" Лукас использовал кадры Второй мировой, собранные им из различных кинолент. Влияние войны можно заметить во всей франшизе: в оружиях, истребителях, битвах, в том числе финальной сцене первого фильма с уничтожением Звезды смерти.

8. А вы заметили? Штурмовики - левши

Заказанные для штурмовиков бластеры разрабатывались на базе пулемёта Sterling L2A3 - девятимиллиметрового пистолета-пулемета времен Второй мировой, использовавшимся британскими войсками. Из-за особенности конструкции (при выстреле из правой руки они отличались сильной отдачей в грудь) держать бластер можно было только левой рукой. В целях экономии штурмовиков сделали левшами.

7. Люк Скайуокер мог бы быть.. женщиной!

Люк Скайуокер претерпел множество изменений до официального утверждения роли. Сначала Люк мог стать Старкиллером, затем 60-летним генералом, гномом и даже женщиной. Джорджа Лукаса беспокоило то, что в главных ролях нет женщин, но все изменилось после того, как он нашел принцессу Лею.

6. Как появился Чубакка?

Над созданием образа Чубакки трудились гример Стюарт Фриборн, которой также проработал образ Йоды, и сам Джордж Лукас. Сначала задумывалось, что Чубакка будет выглядеть как обезьяна. В итоге образ персонажа был смоделирован по образу и подобию собаки Лукаса по кличке Индиана. Роль Чубакки исполнил Питер Мейхью, чей рост - 222 см!

5. R2-D2 - Лукасу просто понравилось, как это звучит

Имя знаменитого дроида R2-D2 появилось случайно. Работая над сценарием "Звездных войн", Лукас услышал от коллеги сочетание "Reel 2, Dialog Track 2", сокращенно "R-2-D-2": ему понравилось звучание и он решил назвать дроида именно так.

Кого-то удивит тот факт, что внутри R2-D2 находился человек! Да, его играл самый настоящий актер - Кенни Бейкер. Рост Бейкера составлял 112 сантиметров, что позволило ему с легкостью уместиться в R2-D2.

4. Враждебный Вейдер - Дэвид Проуз

В оригинальной трилогии "Звездные войны" физическое воплощение Дарта Вейдера играл Дэвид Проуз. Однако позже из-за сильного бристольского акцента (его шутливо называли "фермерским") Проуза отстранили - голосом Дарта Вейдера говорил актер Джеймс Эрл Джонс.

Проуз был в ярости, и назвал замену актом "обратного расизма" (Джеймс Эрл Джонс - темнокожий). Кроме того, на съемочной площадке у Проуза случилось несколько неприятных моментов.

3. Тайна металлических игральных костей

В кабине космического корабля "Тысячелетний сокол" можно заметить висящие под потолком игральные кости. На самом деле, туда их поместил художник-постановщик Роджер Кристиан, и кости - своеобразная отсылка к фильму "Американские граффити", где Джордж Лукас и Харрисон Форд начали работать вместе.

2. Секреты сцены в мусорном отсеке

Во время сцены в мусорном отсеке на Звезде Смерти актер Марк Хэмилл (Люк Скайуокер) так долго задерживал дыхание сражаясь с Дианогой, когда нырял под воду, что у него лопнул кровеносный сосуд. Далее: номер уплотнителя мусора (3263827), который Хан диктует Люку, на самом деле - номер телефона Марка Хэмилла!

1. Джедаи

Откуда взялись "джедаи"? Неудивительно, но Лукасу случайно приглянулось это словечко. "Jedi" происходит от японского "Jidai Geki", что переводится как "историческая драма": так в Японии назывались телесериалы о самураях. Лукас как-то услышал это слово по телевизору, и решил использовать его в фильме.

25 мая 2017 года исполняется 40 лет со дня выхода первых «Звездных войн» - одного из самых коммерчески успешных фильмов в истории и, по совместительству, картине, которая изменила кинематограф раз и навсегда. Сейчас «Звездные войны» изучают в киношколах, миллионы людей покупают «тематические» игрушки, а самые преданные поклонники даже выстраиваются перед кинотеатром в километровые очереди, чтобы первыми увидеть премьеру новой части саги. Однако в свое время молодой Джордж Лукас потратил много времени и сил, чтобы, вопреки сопротивлению киноиндустрии, окружавших его людей и вообще судьбы, снять кино своей мечты.

Мечта Бухгалтера

Чтобы понять, почему Джордж Лукас получил прозвище Бухгалтер, нужно отправиться в прошлое – задолго до того, как он начал снимать свои фильмы.

В киношколе Лукас отличался от своих сокурсников – еще подростком, благодаря своей любви к фильмам и ТВ, он понял, что хочет стать режиссером. В отличие от будущих коллег, он проводил много времени за написанием сценариев, разработкой идей и практически не участвовал в молодежной жизни, полной вечеринок и алкоголя. Усидчивость и упорство в работе нравились учителям. Лукас, можно сказать, был не только отличником, но и «на хорошем счету» у преподавателей. Вместе со всеми он отправился на практику – снимать документальный фильм о производстве ленты «Золото Маккенны» Джея Ли Томпсона (1969).

Как и в любой сфере, по большей части все, чему учат в институтах, на практике окажется совершенно другим. Так и Лукас, попав в самую гущу кинопроизводства, распрощался с иллюзиями, увидев раздутый бюджет и ужасающе «скрипучий» съемочный процесс. Начиная от кейтеринга на площадке и заканчивая оператором, осветителем и звукорежиссером – все раздражало впервые попавшего на настоящие съемки молодого Джорджа Лукаса. Еще бы, это был старый Голливуд.

Получившийся у Лукаса документальный фильм при желании можно было бы выбросить на помойку, а затем отчислить нерадивого студента из академии – ведь фильм был даже не о съемках «Золота Маккенны», а о карьерах и пустынях, которые были в тех местах. Однако, в силу его успешной учебы и надежд, которые на него возлагали преподаватели, он все-таки закончил обучение. В то время, как и многие выпускники кино школ, Лукас желал снимать умное кино, наполненное смыслом, отражающее жизнь.

60-е годы XX века были сложным временем для Америки. Граждане США жили в страхе, ожидая, что со дня на день будет нажата пресловутая «красная кнопка», и ядерные ракеты СССР уничтожат их свободную страну. Люди строили бункеры, чтобы спасти себя и свою семью. Обстановка усугублялась унесшей множество жизней войной во Вьетнаме, которая, по мнению американцев, была не нужна стране. Убийство президента Джона Кеннеди в 1963 году также отразилось на мировоззрении взрослеющего Лукаса.

Мрак, окутавший Америку, и самосознание Джорджа Лукаса выльются в провальный дебютный фильм «THX-1138». Гнев Лукаса по отношению к кино тогда усилился: еще бы, без его ведома студия Warner Bros. совместно с продюсером Фрэнсисом Фордом Копполой, режиссером культового «Крестного отца», взяла и на свой лад перемонтировала «THX-1138», в который Лукас вложил собственную оригинальную идею и боль того времени. К счастью, это не повлияло на дружбу Лукаса и Копполы, который был ему словно отец. По слухам, Коппола списал все на то, что студия единолично приняла решение изменить оригинальную режиссуру, а он «был лишь инструментом». Хотя сложно представить себе одного из самых уважаемых в то время режиссеров Голливуда на побегушках у студийных боссов.

Читайте также:

Все же Джордж Лукас многим обязан Фрэнсису Форду Копполе. Тот верил в своего «сына» и даже выделил миллион долларов для съемок его следующей картины – ленты «Американские граффити». Фильм, выйдя в прокат, стал успешным: при затраченном миллионе он сумел собрать свыше $50 млн. Успех, с которым «Американские граффити» шли в кинотеатрах, открыл молодому режиссеру формулу, которую он впоследствии применит к «Звездным войнам»: соблюдение баланса качества и прибыли.

Голливуд тогда был еще не таким масштабным, как сейчас – кто-то из новичков шел проторенными путями, беря лучшее из прошлого и представляя это в новой манере, другие же экспериментировали, создавая что-то новое. Вспоминается книга Айн Рэнд «Источник», в которой на схожий манер архитекторы копировали архитекторов прошлого, вкрапляя их идеи в свои монументальные здания, забывая при этом о новых деталях или хотя бы о переосмыслении заимствованного. Первый шаг к новому голливудскому кинематографу сделал Стивен Спилберг, когда его фильм об акуле-убийце «Челюсти» собрал полмиллиарда долларов при бюджете в $7 млн.

Достопочтенный Джедай-бенду из Опуччи

Как Говарда Рорка, героя философской книги «Источник», Джорджа Лукаса тоже никто не воспринимал всерьез. Его жена, Марша Лукас, вообще считала «бредни» мужа детским садом и вместо того, чтобы помогать ему на последних этапах съемок «Звездных войн» ушла монтировать фильм Скорсезе «Нью-Йорк, Нью-Йорк», где, по ее мнению, и было настоящее искусство кинематографа. «Отец» Лукаса Фрэнсис Форд Коппола настаивал на том, чтобы тот и дальше снимал «привычное» кино, и в очередной раз готов был его финансово поддержать в съемках ленты «Апокалипсис сегодня». Но к ней мы вернемся позже.

В те времена так называемая «тинейджер-революция» только зарождалась в США, и многие смотрели на это как на попытки пингвина взлететь. Платежеспособной считалась аудитория старшего возраста – взрослые работающие люди могли обеспечить себя, чтобы в тихий свободный вечер отправиться в кино, дабы насладиться очередным фильмом, отражающим реальность. Лукас же противился традициям и настаивал на совершенно другом подходе: он хотел сделать фильм для молодой аудитории, который, при желании, можно будет смотреть всей семьей. Естественно, его нередко настигали мысли о том, а нужно ли вообще такое кино, учитывая, что до него все попытки снять что-то подобное толком не приживались.

Мечтой Джорджа Лукаса было снять фильм о космическом путешествии. Он даже хотел сделать ремейк «Флэша Гордона» Алекса Рэймондса, однако его идею с пересъемкой отклонили. Тем не менее, натыкаясь на препятствия, Лукас еще сильнее горел своей мечтой, и в начале 70-х он сделал первые наброски своей будущей саги. Лукас писал каждый день, по утрам, сценарий, а вечером занимался изучением сказок, мифологии и разных других книг. В частности, он читал «Героя с тысячью лиц» Джозефа Кэмпбелла и «Сказки о Силе» Карлоса Кастанеды (да, именно оттуда и появилась та самая Сила, которой обладают герои «Звездных войн»). Помимо этого Лукас также «поглощал» много научной фантастики, начиная от Эдгара Берроуза и заканчивая Айзеком Азимовым. Написание сценария шло тяжело. Позже режиссер признается, что у него «проблемы с переносом идей на бумагу». К 1973 году, т.е. почти за год работы, он написал 13-страничный документ, который отражал его видение фильма. Текст начинался с фразы:

«Это история Мейса Винду, достопочтенного Джедай-бенду из Опуччи, связанного с Усби Си Джей Тапе, лидером падаванов известного Джедая».

Когда это прочли агент Лукаса Джефф Берг и его адвокат Том Поллак, они сказали, что не поняли ни единого слова, но все же решились отправить его идею в United Artists. Там, в свою очередь, отказались браться за проект под названием «Звездные воины», опасаясь его стоимости. В студии Universal Pictures, контракт с которыми Джордж Лукас подписал для съемок «Американских граффити», также ответили отказом, несмотря на то, что одной из строк их контракта была «съемка следующего фильма режиссера».

В конце концов, Лукас встретился с Аланом Лэдом из студии 20th Century Fox, и рассказал ему о своей идее своей «космической оперы». Концепт «Звездных войн» Лэд категорически не понял, однако знал толк в поиске молодых талантов. Он согласился заключить с убедительным и настойчивым Джорджем Лукасом контракт, по которому ему платили $50 тыс. за написание сценария и $100 тыс. за съемки фильма, который должен будет собрать в прокате $250 млн. Позже контракт дополнили новыми требованиями режиссера: бюджет картины увеличивался до $12 миллионов, а себе Лукас просил права на распространение атрибутики и «сопутствующих» товаров. Тогда еще индустрия товаров, основанных на медиакультуре, вообще не была развита, так что студия согласилась на новые условия без сожалений. Спустя годы все поймут, что именно этот предприимчивый и дальновидный ход сделал молодого Джорджа Лукаса одним из самых богатых режиссеров, навсегда закрепив за ним прозвище Бухгалтер.

«Я хотел создать футуристическую историю, меня поражала идея космических кораблей и лазеров против тех, у кого в руках только палка», - говорил Лукас.

Однако у режиссера все еще были проблемы с визуализацией идей. Вдохновлялся он всем, чем мог: сериалом «Флэш Гордон», небесными городами, космическими мечами, бластерами, цифровыми экранами, средневековыми костюмами и «битвами в космосе» из 30-х годов. У Айзека Азимова он позаимствовал идею политических интриг в галактическом масштабе. У «Дюны» Фрэнка Герберта – межгалактических торговцев, гильдий и пустынных планет. У своего фильма «THX-1138» - робота-полицейского (штурмовики в «Звездных войнах») и подземных жителей (Джава). «Звездные войны», казалось, были «сборной солянкой» идей всех великих фантастов. И в то же самое время они были уникальны.

Около двух с половиной лет Джордж Лукас занимался сценарием картины, которая давалась ему с огромным трудом. В общей сложности было написано четыре варианта сценария, каждый из которых он сам критиковал, в результате переделывая их вновь и вновь. В итоге он пришел к финальной четвертой идее, которая, однако, показалась ему слишком большой для одного фильма. Он разделил ее на две части, а каждую из частей – на три эпизода. Оригинальная трилогия «Звездные войны», которую мы сейчас знаем, была той самой второй частью огромной истории.

Одной из причин, помимо непонятного сюжета, по которой студии не решались браться за проект, было требование режиссера использовать молодых актеров, а не знаменитостей. Это, по мнению «бухгалтера», здорово сокращало бюджет, давая больше свободы ему как постановщику. На ключевые роли пробовались многие актеры. Курт Рассел и Сильвестр Сталлоне, например, хотели быть Ханом Соло, а Джоди Фостер мечтала исполнить роль принцессы Леи. Однако режиссер продолжал искать «непримелькавшиеся» лица. Немногими исключениями стали, пожалуй, Алек Гиннес (Оби-Ван Кеноби) и Питер Кушинг (Гранд-мофф Таркин).

Бред и спецэффекты

Нанятые в съемочную группу работники и актеры до съемок подозревали, что работать с Джорджем Лукасом будет не слишком легко, однако уже на самой съемочной площадке стало понятно, что «творится какой-то детский сад». Харрисон Форд позже скажет, что совершенно не боялся потерять роль и даже в какой-то момент просил Лукаса убить его персонажа, ведь «Напечатать такой бред можно, Джордж, но как, б@%£*, мне это произнести!?».

Безразличие всех и вся на съемочной площадке росло наряду с неуважением к Лукасу, которого и так раздражало все в киноиндустрии. Его упрямый характер и трезвый ум не позволяли идти кому бы то ни было на уступки. Он постоянно кричал на съемочной площадке и в один момент даже потерял контакт со всеми, кого он сам нанял и утвердил, включая актеров и съемочную группу. Джорджа Лукаса постигла участь Стивена Спилберга, которого тоже считали идиотом во время съемок «Челюстей» и обещали ему грандиозный провал с последующим изгнанием из профессии и Голливуда. Ведь до него никому не удавалось снять качественный зрительский блокбастер.

Негатив актеров, между прочим, можно заметить и в самой «Новой надежде». По мнению критиков, актерская игра в фильме притянутая за уши, и с таким же успехом можно позвать на роль «человека с улицы». Это еще аукнется актерам, которых после «халтуры» не будут приглашать в другие крупные проекты, указывая, что играть они не умеют и «выехали» только за счет идеи Джорджа Лукаса. Однако если Спилберг на съемках «Челюстей» все же не был так упрям, то Лукас не мог позволить себе «сюсюканья» со своей группой. Даже Спилберг, видя, через какие круги ада проходит его друг, предложил свою помощь, пообещав оставить все заслуги Лукасу, однако тот был непреклонен и даже спорил с ним, намекая, что его «Звездные войны» обгонят во всех отношениях ужастик про какую-то там акулу-убийцу.

Съемки были завершены, настало время пост-продакшена, однако проблемы у режиссера продолжались. Студия из четырех человек (Industrial Light & Magic), занимавшаяся спецэффектами для фильма, понятия не имела, как им воплотить в жизнь идеи режиссера – до него никто не просил ничего подобного.

Работа очень медленно шла в гараже Лукаса, и ребята чуть не потратили весь выделенный на спецэффекты бюджет всего лишь на несколько секунд вспышек и полетов. Ярость Лукаса теперь перекинулась на них. ILM была лишена всех премиальных и, согласно требованиям режиссера, ее сотрудники должны были закончить работу на оставшиеся деньги. Конечно, в будущем Джордж Лукас вновь позовет их делать «Звездные войны», и тогда студия, наученная прошлым опытом, сделает все как надо (и получит огромную прибыль). Однако во времена создания «Новой надежды» их отношения напоминали власть и народ в мультфильме «Чиполлино». Чтобы добиться своего, Лукас с его упрямым характером мог бы даже ввести налог на воздух в гараже, лишь бы они больше работали, не отвлекаясь на дыхание.

Как вспоминает Стивен Спилберг, у Лукаса все шло наперекосяк, и он его понимал. Спилберг был чуть ли не единственным, кто верил в успех картины. По слухам, после того, как он отсмотрел ранний монтаж картины, он заявил Лукасу: «Черт! Это будет бомба!». По его мнению, «Звездные войны» были фильмом на стыке «Космической одиссеи» Стэнли Кубрика, с его великолепными кадрами, и истории о Баке Роджерсе.

«Этот фильм понравится всем, кому не противна фантастическая сказка», - говорил Спилберг.

Революция свершилась

К счастью, все работы были завершены в срок, и студия 20th Century Fox объявила дату выхода «Звездных войн». И выбранная дата стала очередным ударом по нервам режиссера. Фильм выходил в один день с лентами «Бездна» Питера Йетса и «Колдун» Уильяма Фридкина, и Лукас боялся, что при такой конкуренции многие зрители решат пойти на «привычное» кино, нежели на «фантасмагорию».

25 мая 1977 года «Звездные войны» вышли в прокат, а грустный Джордж Лукас вместе со своей женой обедали в ресторане «Гамбургер Хемлит», который находился напротив знаменитого кинотеатра «Китайский театр Граумана» в Лос-Анджелесе. За окном они видели толпу – да что уж там, ораву – людей, столпившихся перед дверьми кинотеатра и кричащих что-то непонятное. Лукас уже тогда стал понимать, что он натворил. Однако успех его еще ждал.

После долгой работы над осуществлением своей мечты Джордж Лукас вместе с женой уехал в заслуженный отпуск. По одним данным, это был двухнедельный отпуск, по другим трехнедельный, однако мы остановимся на том, что, вернувшись домой, они обнаружили то, чего никак не ожидали.

Лукас по привычке проверил мигающий на телефоне автоответчик и сначала не мог поверить своим ушам. Десятки звонивших и оставивших записи на автоответчике пели ему дифирамбы и просили включить телевизор, по которому шли «безумные новости». Джордж Лукас, включив телевизор, впал в ступор и находился в этом состоянии все время, пока шли новости. Он был в шоке от того, что по всем каналам говорили о его «Звездных войнах», рассказывали о людях, которые по много раз смотрели его, и о сходящих с ума новоиспеченных поклонников. На все это Лукас безмолвно смотрел и потихоньку понимал, что речь идет о его мечте.

Все заявления Джорджа Лукаса о том, что его фильм обгонит «Челюсти», сбылись. Его вера в то, что надо снимать кино для молодой аудитории, над которой смеялись, оправдалась. Люди хотели простого и яркого кино, а не «продолжения серых будней». Своим фильмом Лукас поставил точку в «умном» кино, и даже Мартин Скорсезе, вспоминая те времена, скажет, что от коммерции он далек, в отличие от Джорджа Лукаса, знающего, как снять финансово успешный фильм, снабдив его всеми необходимыми сценами.

Впоследствии Джордж Лукас стал заложником своей мечты и был вынужден заниматься исключительно продюсированием фильмов. Однако имя его уже вошло в анналы истории кинематографа.

Напоследок вернемся еще раз в прошлое, когда «отец» Фрэнсис Форд Коппола просил своего «сына», чтобы Джордж Лукас снял «Апокалипсис сегодня». Свой настоящий успех, как признался Лукас, он почувствовал, когда Коппола, решивший после его отказа самостоятельно ставить фильм, прислал телеграмму из Азии, в которой была всего одна фраза:

«Вышли денег. Фрэнсис.»

Все мы знаем, что одним из самых культовых и грандиозных фильмов является сага «Звездные войны» Так чем же она была так увлекательна и интересна? В первую очередь к экранам привлекали поразительные для того времени визуальные эффекты и близость к открытому космосу. Давайте приоткроем тайну над классической трилогией и узнаем, как буквально из простого картона и рисунков создавалась легендарная трилогия.

Как любой шедевр, «Звездные войны» начались с идеи.

Великий сказочник новой эпохи кинематографа Джордж Лукас задумал эпопею, когда ему еще не было и 30 лет. В середине 1970-х был готов предварительный сценарий, который, правда, не раз почти полностью переписывался. Как вам, например, одна из идей Лукаса сделать Люка Скайуокера 60-летним генералом, а Хана Соло - инопланетянином с зеленой чешуей и жабрами?

Написанная история включала в себя сюжет всех известных сегодня шести эпизодов. Существует версия, будто Джордж Лукас решил снимать серии с середины потому, что на первые три эпизода в то время якобы не хватало мастерства специалистов по визуальным эффектам. Это не так, режиссер вполне мог реализовать свою задумку начиная с самых первых эпизодов. Он изначально решил взяться за экранизацию четвертого эпизода. Во-первых, это было сделано для того, чтобы заинтриговать зрителей. Во-вторых, Джордж Лукас вообще не знал, получится ли у него снять больше одной серии «Звездных войн», поэтому взялся за самый «драйвовый» момент сценария.

Дальше было только хуже. Долгое время ни одна студия не хотела браться за экранизацию сказки с, мягко говоря, странным сюжетом. На дворе все еще ощущалось влияние движения хиппи, маститые режиссеры снимали серьезные фильмы о войне во Вьетнаме, а бездари клепали трэш-поделки про злобных пришельцев из космоса. Работу Джорджа Лукаса сразу же причислили к последним, вот только бюджет в данном случае требовался немаленький - $8 млн. Благо нашелся продюсер, который поверил в гений молодого режиссера и выделил необходимую сумму.

И все равно в успех «Звездных войн» верили лишь единицы. Сам Лукас и то порой сомневался, что из его затеи получится что-нибудь путное. Позднее актеры вспоминали о съемках как о самом нелепом эпизоде в их жизни. Высокий парень в костюме обезьяны, карлики, простые пафосные диалоги… Фильм воспринимали как детскую сказку или трэш, но никак не приключенческую фантастику, претендующую на культовый статус.

«Сцена в баре напоминала бред обкуренного: какие-то лягушки, свиньи, сверчок - кошмар!» - с улыбкой рассказывали исполнители главных ролей. Видимо, такой же точки зрения придерживались голливудские боссы, которые почему-то одним из главных вопросов картины считали, должен ли вуки носить трусы. В какой-то момент «Звездные войны» вообще хотели прикрыть, потом решили выбросить из фильма все спецэффекты и превратить в телесериал. Только настойчивость и упрямство Джорджа Лукаса спасли ленту.

Львиная доля съемок проходила в пустыне Туниса. В этой же стране нашли подходящее наименование для планеты, на которой происходят действия в первой трети фильма. Название города Татауин незаметно трансформировалось в Татуин. Здесь же, в Северной Африке, нашлись подходящие декорации: дом опекунов Люка Скайуокера не был построен специально для фильма, это обычная хижина в одной из деревень Туниса. Подходящие же интерьеры нашли в местной гостинице.

А вот город Мос-Эйсли, из космопорта которого Люк наконец отправился в космическое путешествие на «Тысячелетнем соколе», пришлось строить с нуля. Тонны декораций пришлось переправлять из Голливуда на самолетах. Около двух месяцев ушло на то, чтобы из поступившего материала возвести поселение, идеально вписывающееся в пустынный антураж.

Космический корабль Хана Соло был создан в натуральную величину в одном из самых больших кинопавильонов в Англии. Длина махины достигала 50 метров, а вес составлял несколько десятков тонн. Гигантский макет «Тысячелетнего сокола» иногда мелькает в кадре, но больше всего съемочной группе пригодились его «внутренности», ведь главные герои немало времени проводят в корабле. Правда, кабину все же пришлось делать отдельно.

Джордж Лукас хотел буквально поставить зрителя на место героев. «Тысячелетний сокол» мчится со скоростью света, корабль обстреливают, его мотает из стороны в сторону. Все это должно сопровождаться тряской внутри. 40-тонный макет сложно заставить вибрировать, поэтому было решено построить небольшую кабину и поместить ее на пружинную платформу. В прописанных по сценарию сценах ее трясли вручную.

Еще один гигантский макет пришлось делать, чтобы воссоздать описанный в сценарии краулер, на котором джавы разъезжали по Татуину в поисках роботов. Для некоторых эпизодов был построен огромный металлический «ящик» с гусеницами от карьерного экскаватора. Для съемки же общих сцен использовали компактную модель краулера.

Как и в большинстве фантастических лент докомпьютерной эпохи, в «Звездных войнах» было много «игрушек». Все космические корабли, которые мы видим в фильме (от «Тысячелетнего сокола» до истребителей), были сделаны в виде миниатюрных пластиковых или даже картонных макетов. «Звезда смерти» и вовсе была нарисована, а для съемки финальной масштабной сцены атаки съемочная группа построила макет размером 15×15 метров. На нем тщательно воспроизвели каждую из сотен башенок и орудий, которыми ощетинилась «Звезда смерти». Тоннель, по которому летали игрушечные истребители повстанцев, стал доминантой макета.

Кто знает, получили бы «Звездные войны» культовый статус, будь в фильме одни лишь космические перестрелки, без всего того «зоопарка», который все-таки поселился в картине. Сотни кукол и масок, огромное количество грима и, конечно же, парк из десятков роботов. Все это органично вписалось в новую вселенную и даже сейчас смотрится неплохо.

Роботов придумали самых разных

Сегодня трудно себе представить «Звездные войны» без роботов C-3PO и R2-D2. Делать настоящие механизмы было слишком накладно, поэтому Джордж Лукас согласился, чтобы астромеханического дроида и робота-секретаря сыграли актеры. В пластиковые «доспехи» C-3PO поместился Энтони Дэниелс. По его словам, пластины были настолько хрупкие, что сломались уже в первый день, повредив актеру ногу.

Энтони Дэниелс был абсолютно слеп в своем костюме

Внутри R2-D2 сидел карлик Кенни Бейкер, сыгравший юркого робота на колесиках во всех шести фильмах франшизы. Актер вспоминает, что не мог самостоятельно выбраться из металлических недр R2-D2 и порой ему приходилось проводить внутри по несколько часов, так как о нем просто забывали. Всего же в фильме в том или ином виде присутствует более 30 роботов, большинство из которых управлялись дистанционно.

На площадке у Кенни Бейкера и Энтони Дэниелса были напряженные отношения

Порой ассистентам приходилось катить R2-D2

Истинное лицо «Чубакки»

Но тяжелее всего пришлось Чубакке, то есть, простите, Питеру Мейхью, который сыграл вуки. До прихода в кино мужчина работал санитаром в больнице, но благодаря росту в 221 сантиметр пробился на большой экран. Каждый день во время съемок «Звездных войн» ему приходилось облачаться в шерстяной костюм, надевать «голову» и обувать «ступни» уроженца Кашиийка. В Тунисе актера преследовала невыносимая жара, а в павильонах порой мешали слишком низкие для него проемы.

Джордж Лукас уже после съемок рассказывал, что во многом образ Чубакки он позаимствовал у своей собаки Индианы. Что касается имени, то говорят, что это производное от русского слова «собака» - уж очень оно понравилось молодому режиссеру.

Во время съемок вуки не издавал ни слова, ни рыка, лишь открывал рот, как того требовал сценарий. Позже звукооператорам пришлось экспериментировать с сотнями самых разных звуков, чтобы найти подходящие для речи Чубакки. Например, когда вы слышите рассерженного и возмущенного вуки - это в основном звуки, которые издает медведь, а довольному Чуви досталось тигриное «мурлыканье». Знаменитое сиплое дыхание Дарта Вейдера удалось получить благодаря маске для аквалангистов, R2-D2 «разговаривает» смесью из самых разных бибиканий синтезатора и даже младенческого бормотания, а звук истребителей пришлось комбинировать из рева слона и звука мчащегося по мокрому шоссе автомобиля.

Макет участка «Звезды смерти»

Камера проплывает над макетом, снимая финальную битву

И все-таки в первую очередь «Звездные войны» запомнились потрясающими спецэффектами. Когда я в конце 1980-х впервые увидел четвертый эпизод и с отвисшей от удивления челюстью выходил из кинотеатра, никак не мог поверить, что такое могли снять больше десяти лет назад. По словам Джорджа Лукаса, когда он увидел первые варианты монтажа своей ленты, у него опустились руки. Фильм получился настолько слабым и убогим, что даже режиссер не мог поверить в светлое будущее картины. Однако впечатление кардинально изменилось, когда к «Звездным войнам» добавили спецэффекты.

А вот и знаменитый тоннель - одна из главных «фишек» фильма

За все красивости пришлось отдуваться студии Industrial Light & Magic (ILM), которую Лукас создал специально для своей космической эпопеи. Всего в фильм попало почти четыре сотни спецэффектов - невероятный для того времени показатель. На создание полетов кораблей, выстрелов из бластеров, светящихся мечей ушла треть бюджета ленты и бóльшая часть затраченных на производство картины человеко-часов.

История создания самой легендарной Саги. Полная версия

ДО СЪЁМОК

По причине:

Мифологизации вещей и событий, имеющих огромное значение для колоссального числа людей;
- прошествии без десяти полувековой громады времени;
- разрозненных заявлений самого Джорджа Лукаса

на сегодняшний день не существует единодушно одобренной Партией версии, которая чётко объяснила бы нам чудо возникновения идеи создания «Звёздных войн ». Например, сам Лукас упоминал об озарении на стадии работы над своей первой полнометражкой «THX 1138 »; его друзья намекают на куда более раннее просветление, уходящее корнями в давнишнюю привязанность Лукаса к столь любимой Марком Уолбергом вселенной Флэша Гордона . Но больше всего мне нравится версия, что «Star Wars» - это своеобразное переосмысление картины «Апокалипсис сегодня », которую Лукас лично собирался снимать во Вьетнаме в самый разгар войны.

Идеи - идеями, а вот реальные действия имеют весьма конкретную привязку к дате. И если Днём рождения Саги является май ’77 -го, то, скажем так, Днём её зачатия является апрель ’73 -го. Именно 17 -го числа Лукас приступил к написанию.., нет, даже не сценария, а коротенькой истории о живущем с гномами (!) пареньке, воспитываемом в примерного падавана (в 1-ых версиях сценария - падавААн) уважаемыми джедаями-бинду… В то время Джордж мог себе позволить вволю пофантазировать: на фестивалях и в прокате только что хорошо прошёл его второй фильм – «Американское граффити » - и у молодого режиссёра был карт-бланш на проект мечты.

Сжав синопсис этой самой мечты до двух страниц печатного текста, Лукас отправился по студиям, но получил от ворот поворот с формулировкой «слишком запутанно»: простая на вид история была мощно перегружена придуманными автором именами и терминами… Конечно, ничто даром не пропало и всё это было использовано потом (придуманный одним из первых Мэйс Винду появится спустя 20 лет в новой трилогии), но на том этапе Лукасу пришлось заправлять в свою печатную машинку новый чистый лист.

Со второго захода дела пошли куда лучше: возможно, секрет в том, что Джордж просто напросто слямзил сильно вдохновился сюжетом фильма Акиры Куросавы «Трое негодяев в скрытой крепости ». Под переработанный синопсис ему тут же удалось выбить аж $150.000 , которые он сам называл «инвестициями не фильм, но в меня», намекая на то, что студию больше вдохновила не его история, а его энтузиазм.

К маю 1974 -го был готов сценарный скелет №2: теперь в нём были Джедаи с Ситхами (кстати, слово Джедай происходит от «Jidai Geki » - разновидности японской мыльной оперы о самураях); появляется Кореллианский контрабандист Хан Соло (правда, пока что как безносый зеленокожий громила-пришелец с жабрами) и Чубакка (срисованная с собаки Лукаса). С главным героем пока была неопределённость: Лукас всерьёз подумывал сделать Люка бывалым Генералом или даже женщиной!.. И, самом собой, появляется Дарт Вейдер , но тогда он был весьма далёк от образа мегазлодея.

После значительного перерыва (Лукас параллельно был занят в других проектах), работа над сценарием возобновляется в январе 1975 -го. Но история по-прежнему содержит существенные отличия в описании героев от того, что мы знаем сегодня. Так, образ главного героя должен был раскрываться через отношения с многочисленными братьями. А звать Люка и вовсе должны были не Скайуокером , а Старкиллером … Нет, серьёзно, Джордж так и написал - «Старкиллер ».

Окончательный писательский рывок происходит с августа по январь: появляются версии №3 (с гордым названием «Звёздные Войны: приключения Люка Старкиллера ») и, ставшая итоговой, версия №4, которую хотели назвать не то «Приключения Люка Старкиллера », не то «Сага I: Звёздные Войны »… Кстати, на определённом этапе сценарийпомогал писатьБрайан Де Пальма, он же принимал участие в кастинге.

Итак, имея безымянный сценарий и $8.250.000 (которые он чудом выбил у нового главы студии), Лукас приступает к кинопробам. На роль Люка Де Пальма предлагал Уильяма Кэтта , которого он снял в «Кэрри » (внимательные зрители видели Кэтта в «Докторе Хаусе »), но в итоге режиссёр практически без раздумий отдал роль 25-летнемуМарку Хэмиллу.

С образом Принцессы Леи было кудааааа сложней. Сисси Спэйсек , Гленн Клоуз , Джессика Ландж , Мэрил Стрип , Сигурни Уивер , Ким Бэйсингер, Кэтлин Тёрнер , Джина Дэвис, Мелани Гриффит -в общей сложности за роль боролось более 30 (!) актрис! Но досталась она Кэрри Фишер , которую идти на пробы чуть ли не заставил её друг-актёр Мигель Феррер , с которым они вместе читали сценарий. Самое интересное, что единственный персонаж, которого она жгуче захотела сыграть, был… Хан Соло !

Хан наш Соло. Как вы помните, он должен был быть зелёным пришельцем, но ближе к съёмкам Лукас решил сделать его… чёрным! Но не пришельцем, а человеком. И только на пробы потянулись потомки освобождённого Джанго , как Лукас вновь меняет решение – «Хочу белого мужчину !»… В очередь вмиг выстроились самые разные мистеры: от Ника Нолти , Кристофера Уокена , Пачино , ДеНиро , Николсона , Слая и Курта Рассела , который даже проходил кинопробы…

…до Стива Мартина , Чеви Чейза , Билла Мюррея , Траволты и даже Роберта Инглунда! Но всех их обошёл удачливый плотник Харрисон Форд (который, опять таки, снимался у Лукаса в «Американском граффити» )… Кстати, образ Хана Соло был во многом списан с друга Лукаса – некоего Френсиса Форда Копполы … Ну, у которого ещё дочка режиссёр.

Роль старца-джедая Оби-Ван Кеноби (чьи молодые годы в новой трилогии изобразил Юэн МакГрегор ) режиссёр очень хотел отдать Тосиро Мифунэ - любимому актёру Акиры Куросавы , чьими работами, как я уже упоминал, наверняка вдохновлялся сам Лукас . Другим кандидатом был извечная головная боль хаммеровского Дракулы - Питер Кушинг . Но ни Ван Хельсинга , ни японца заполучить так и не удалось - зато раздобыли очень непростого англичанина: оскароносного рыцаря, сэра Алека Гиннесса , который хоть и со скепсисом относился к фантастике, но принял предложение под впечатлением от уже упоминавшегося выше «Американского граффити» .

Кстати, имя Оби-Ван Кеноби – не простой набор красивых звуков. Лукас составил его из вполне осмысленных компонентов: слог Оби означает распространённый в Вест Индии, Африке и в Южной Америке языческий ритуал, что-то сродни колдовским практикам; Ван – архаичное обозначение тьмы и грусти; Кен – подружка Барби знания и диапазон видения… И откууууда он всё это выковырял?

Как обойти вниманием самого Дарта Вейдера ? На роль антагониста пригласили ещё одного жителя Туманного Альбиона - бывшего атлета, двухметрового Дэвида Проуза . Между прочим, персонаж Дарта был придуман Лукасом одним из первых.

А тройка оруженосцев? С3-РО был сыгран Энтони Дэниелсом , благодаря британскому акценту которого робот, описанный в сценарии как «типчик, схожий манерами с продавцом подержанных авто», приобрёл черты чопорного дворецкого. Крошечного R2-D2 изобразил ещё один подданный Её Величества –Кенни Бейкер, чей рост – чуть выше 110 см! Кстати, парочку милых роботов Лукас хотел назвать А-2 и С-3.

Роль Чубакки отошла обычному больничному санитару Питеру Мэйхью всего через десять секунд после встречи с Лукасом. Всё, что Питу пришлось сделать – встать из-за стола: 220 см роста, знаете ли. Кстати, в лагере последователей вселенной стыдно не знать, что имя Чубакки созвучно со словом sobaka. То же касается и Джаббы-zhaba… Казалось бы, при чём тут русские?

Итак, собрав под своим крылом такую пёструю публику, Лукас был готов, сломя голову, ринуться в смелый бой за право войти в вечность. Бой ему и впрямь предстоял серьёзный, ведь студия была настолько уверена в ожидавшем её коллапсе, что начала переговоры о продаже прав на картину. Ту самую, которая первой в истории преодолеет планку в $ 300.000.000 и станет оглушительным поп-культурным феноменом.

СЪЁМКИ

Решив кастинговые вопросы, режиссёру предстояло создать вселенную, в которую можно было поместить всех своих актёров. С досадой обнаружив, что отдел спецэффектов студии XX век Фокс распущен, Лукас основывает компанию ILM: Industrial Light & Magic , производственные мощности которой расположились… на обычном складе в крохотном калифорнийском городке Ван Найс !

Столь скромное начало не помешало ILM стать истинными пионерами: первый в истории полностью трёхмерный персонаж - разумная вода-колбаса в «Бездне »; первый в истории главный трёхмерный персонаж - Т-1000 ; первые в истории трёхмерные животные и динозавры в «Парке Юрского периода » - всё это и многое другое на совести ILM! На сегодняшний день ILM создала спецэффекты к таким хитам как «Мстители », «Люди в чёрном III », «Хранитель времени », «Супер 8 », «Гарри Поттер и Дары Смерти: часть 2 », «Октябрьское небо », «Звёздный десант », «Титаник », «Лабиринт », «Инопланетянин » - всего более 300 фильмов! Неплохо для ребят, начинавших в сарае, правда?

Кстати, любитель разрушить какую-нибудь легенду Джейми Хайнеман и режиссёр таких нетленок как «Джуманджи » и «Дорогая, я уменьшил детей » Джо Джонстон – выходцы из ILM ! Более того, Бобба Фетт и Йода , такими, как вы их знаете, созданы именно Джонстоном : именно он разработал и довёл до ума концепцию их «лука».

Вернёмся к съёмкам.

Фраза «Мотор! » впервые прозвучала на тунисской земле, и было это 22 марта 1976-го. Очень скоро в процесс съёмок вмешался всесильный полковник Каддафи . Лидеру Джамахирии не понравилось, что у его границ располагается какая-то подозрительная военная техника. Не желая конфликтовать, правительство Туниса вежливо попросила Лукаса переехать. А подозрения ливийского правителя вызвал…Jawa sandcrawler – корабль работорговцев!

Увы, проблемы только начинались: постоянно сдыхала электрика, были проблемы с декорациями. Вдобавок ко всему в пустыне, где шли съёмки, начался многодневный ливень… впервые за 50 (!) лет! Лукас решает перебраться в комфортную студию под Лондоном … Кстати, и по сей день в Тунисе работает отель, где снимались некоторые интерьерные сцены дома Люка . А располагается отель в небольшом городке… Татуин !

Оставив Тунис позади и выстроив в Англии декорации, Лукас пришёл к интересной мысли: почему бы не показать футуристические локации/реквизит/etc не космостерильными, а, как он сам говорил, «загаженными». Идея состояла в том, чтобы всё выглядело обжитым, причём довольно давно. Так, по R2-D2 прошлись пилой, вываляли в пыли и отпинали… Но и тут были проблемы, которые пришли откуда не ждали: однажды вечером на площадку заглянула бригада уборщиков, которая тщательно вылизала всю грязь – на утро Лукасу опять пришлось наводить всю красоту.

Однако трудности были не только внешними – на борту тоже было не всё гладко. Лукаса высмеивали за глупо выглядящих персонажей и общую странность происходящего, причём охотнее всех зубоскалили… его же актёры! Форд , например, недоумевал от великана в костюме обезьяны, булочек на голове Леи и убойных диалогов, которые «можно написать, но произносить вслух этот shit просто невозможно!».

Режиссёр в долгу не оставался - недовольство было взаимным. Ви дению Лукаса не соответствовала отснятая картинка, декорации и костюмы. Он стал редко общаться с актёрами и всё, что от него было слышно, это «Быстрей! ». Однажды Лукас разорался так сильно, что потерял голос; его команда тут же подарила ему табличку с одним единственным словом – «FASTER! ».

С такими «успехами» Джордж перестал укладываться в сроки и смету (её в итоге превысили на $3.000.000 !!) – студия обрывала его телефон, грозясь закрыть проект. Видя, что капитан впадает в депрессию, команда стала подбадривать его, пытаясь заставить хоть изредка улыбнуться. Но перфекционист и трудоголик Лукас таки заработал диагнозы «гипертония и истощение» и загремел в больницу.

Но приятные моменты всё же случались. Так, в одной из сцен из-за неправильно поставленного света через одежды принцессы Леи отчётливо стала видна её грудь… Как позже отшучивалась Кэрри Фишер «Насколько мне известно, в космосе не носят нижнее бельё ».

Кстати, об одеждах.

Знаменитый костюм Дарта Вейдера был разработан на основе одежд воинов-бедуинов дизайнером Ральфом МакКуорри (именно он создал убедившие студию промо-арты наподобие тех что были в «Арго »). Так вот Ральф шил-кроил с мыслью о том, что в подобных одеяниях Дарт мог бы даже парить в невесомости. А вот почему злодей ходит в нём всегда – объяснялось лишь в сиквеле. И, да, легендарная маска – она была столь велика даже для великана Проуза , что на его лице её закрепляли специальной пеной.

К слову, на экране злодей из злодеев блистает жалких для личностей такой величины 12 минут! 12 невзрачных минут. Почему невзрачных? Да потому, что легендарный «Имперский марш », сопровождающий любое его появление, был попросту ещё не написан и в первом фильме не звучал!

Пока Дэвид Проуз потел в тишине, Харрисон Форд и Марк Хэмилл веселились во всю. Форд , например, не всегда удосуживался учить текст и порой занимался чистой импровизацией. Но дуракаваляния Форда и Хэмилла сразу прекращались, когда на площадке появлялся Сэр Алек Гинесс : он на них действовал очень организующее.

Увы, Силы организации хватало не всегда. Или не всем: во время съёмок не обходилось и без инцидентов.

В эпизоде «мусоросборник», Хэмилл задерживал дыхание, спасаясь от зловоний, и так расстарался, что у него лопнул глазной капилляр, да так, что в последующих сценах его приходилось снимать всё время с одной стороны. Ну, глаз зажил, а вот Чубакке повезло меньше: костюм пропитался смрадом, который до конца съёмок так и не вывели… Кстати, студия порывалась заставить Лукаса одеть Чуи в шорты – видите ли, их смутил этот косматый срам.

Косматый срам так и остался неприкрытым, зато лампочку и пистолет 19-го века прикрыли так качественно, что первая превратилась в световой меч (его рукоять как раз деталь лампы-вспышки, сдобренная резиной и петельками; лампу эту можно купить и поныне… за баснословные деньги, конечно); а второй – в бластер Хана Соло (под слоем «грима» можно найти обычный Маузер ).

Кстати, снимал Лукас всё это маскарадное великолепие на камеры VistaVision . Нет, не потому что они были какие-то крутые: просто Лукас смог арендовать лишь такое старьё родом из 50 -ых. Зато потом такие камеры просто взлетели в цене!

ПОСЛЕ СЪЁМОК

По завершении съёмок наступил черёд монтажа. Увидев, что в итоге получается, Лукас пришёл в ужас: сцены выглядели неэнергичными, с каким-то сонным книжным темпом. Более того, в первой версии использовались совершенно другие варианты дублей сцен, а общее число «совпадений» с каноничной версией достигало жалких 40 %!

Горе-монтажёр тут же лишился работы. По совету своего приятеля Скорсезе , Лукас прибегает к услугам кудесницы монтажа, чьей работой в фильме «Нью-Йорк, Нью-Йорк» Мартин был очень доволен… Доволен остался и Лукас, да так, что даже взял мастерицу в жёны.

Тем временем в ILM колдовали над спецэффектами. Но количество требовавших обработки сцен было столь велико, что вместо положенных 6 месяцев работы грозили растянуться на год. Вырос на треть и бюджет. Желая смотивировать команду и показать то, что бы ему хотелось видеть в итоге, Лукас регулярно устраивал просмотры старых записей воздушных боёв. Кстати, пять из восьми миллионов бюджета «съела» ILM , и половина этих денег ушла на эффекты к 4 -ём сценам.

Большая работа предстояла и по озвучке. Была создана внушительная библиотека звуковых эффектов, которую Лукас прозвал «органическим саундтреком». Так, бластер озвучили обрубаемым высоковольтным проводом; а ставшее каноничным звучание светового меча создали из микширования гула холостого хода 35-мм кинопроектора и оголённого кабеля.

С парочкой дроидов тоже повозились. Голос для С-3РО искали среди 30 кандидатов, пока один из них не намекнул Лукасу, что прононс самого Дэниелса (игравшего С-3РО ) весьма неплох. На том и порешили. Что касается звуков, издаваемых R2-D2 , то это – пропущенные через синтезатор голоса Бейкера (игравшего R2), Лукаса и даже младенцев.

Если С-3РО повезло оставить свой голос, то Вейдер оказался в двойном пролёте.Во-первых , Лукасу очень не нравился Бристольский акцент Проуза (на съёмочной площадке его даже величали Дарт Фермером). В итоге за него говорит оскароносный король Замунды , заклятый враг Конана и Муфаса всея Диснея —Джеймс Эрл Джонс . Во-вторых , знаменитые сипы-хрипы – тоже не принадлежат Вейдеру: они принадлежат мастеру по звуковым эффектам, который записал своё дыхание через систему подачи кислорода в аквалангах.

Несмотря на то, что Джонс и Проуз никогда не встречались лично, Проуз по сей день таит обиду, называя поступок Лукаса «расизмом наоборот»: мол, в касте не было чернокожих и пригласив Джонса, режиссёр выкрутился перед студией…

Не знаю, насколько искренен Проуз , но эта нарезка сцен, в который Вейдер говорит оригинальным голосом смешна до безобразия: и вправду, Дарт Фермер .

Разобравшись с голосами всего и вся в фильме, Лукасу предстояло наделить голосом сам фильм. Сначала он хотел использовать только классическую музыку (по примеру «2001: Космическая одиссея» ). Но Спилберг познакомил его с Джоном Уильямсом , который и создал легендарный саундтрек, тоже ставший классикой современности.

Не могу не сказать пару слов о Уильямсе . Удивительный дар владения семью нотами позволил создавать такую музыку, которая сама по себе – достояние Республики: темы из «Челюстей », «Звёздных войн », «Индианы Джонса » или «Парка Юрского периода » тому подтверждение… “John Williams is a man !!” (c)

Итак, фильм был готов. Студия хотела выпустить его к Рождеству ’76-го, но из-за задержек релиз сдвинулся к маю ’77-го. Боссы негодовали и боялись конкуренции с новой работой Бёрта Рейнольдса . О, какие недальновидные глупцы! Премьера «Star Wars » просто взорвала бокс-оффис!

Фильм не просто побил рекорд «Челюстей », которые первыми в истории собрали $100.000.000. Фильм побил этот рекорд трижды (!) и оставался недосягаемым лидером до выхода «Инопланетянина », а после ререлиза в 90-ые вернул себе пальму первенства… Правда, ненадолго… «Титаник », знаете ли. Кстати, баснословная выручка позволила студии ХХ век Фокс в следующем году выпустить вместо обычных 20 фильмов – меньше десяти.

Вслед за кассовым успехом пришло и признание критиков, чьи восторги осыпали Лукаса и его команду 11-тью (!) номинациями на Оскар , 7 из которых Джордж увёз с собой. К слову, это единственная из всех частей Саги и первый сай-фай в истории, который боролся за звание Лучший фильм года.

С такой-то славой взрывная волна от фильма начала распространяться на всё вокруг. Так, именно «Звёздные войны » породили индустрию мерчандайза, которая ранее была в зародышевом состоянии. Примечательно, что студия не хотела много платить Лукасу и согласилась отдать ему чуть ли не все права на сопутствующие товары. Надо ли пояснять, что из-за недальновидности руководства Джордж быстро сколотил феноменальное состояние.

И даже музыкальный мир не смог отвертеться. Диско-обработка музыки из фильма, выполненная аранжировщиком Meco в течение нескольких недель возглавляла (!) чарт Биллборд. Кроме того, заглавная композиция, выпущенная в виде сингла, стала самым продаваем инструментальным синглом всех времён.

ПОСЛЕСЛОВИЕ

«Звёздные войны» - несомненный «водораздел», изменивший и повлиявший на всю индустрию.

Так, именно изобретённую Лукасом концепцию «потасканного будущего» тот же Ридли Скотт успешно применил в «Чужом » и «Бегущем по лезвию ». Среди других «впечатлившихся» можно смело назвать Питера Джексона , Роланда Эммериха , Кевина Смита , Кристофера Нолана , Дэвида Линча

Но круче всех отжёг Джеймс Кэмерон , который бросил работу водителя грузовика, чтобы всецело посвятить себя кинопроизводству! А что ты сделал для хип-хопа в свои годы?!

Копирование материалов возможно
только c указанием активной ссылки на сайт