Что написал купер на спор с женой. Произведения

  • 29.08.2019

Фенимор Купер - выдающийся американский писатель и публицист. В его активе огромное количество исторических приключенческих романов о жизни общества в период войны Америки за независимость и прогресс. В его литературном активе - такие известные романы, как: «Последний из Могикан», «Зверобой», «Пенталогия о кожаном чулке» и многое другое. Вся Америка зачитывалась им и была благодарна за такую искренность и любовь, с которой он описывал девственную природу Америки. Людям очень нравился его талант рассказчика. Особенно детям. Хотя, казалось бы, его романы насыщенны кровавыми сценами и сценами насилия. Местью, предательством и любовью. Темы не для детей. Однако их привлекало не это. Дети любят приключения, любят запоминающихся, сильных героев. И Фенимор Купер дал им это. Он создал персонажей, которые несли с собой свет в общество, которые говорили о свободе, душевности, любви и сострадании.

Фенимор Купер за свою жизнь написал 33 романа и по праву вписан в историю как первый американский писатель, чьи труды были признаны во всем Старом Свете, даже в России. Все великие писатели, такие как Бальзак, Теккерей, преклонялись перед талантом Купера. Хотя сам он начал свой литературный путь, когда ему уже было за 30 лет, и чисто случайно. Говорят, что свой первый роман "Предосторожность" он написал, потому что поспорил со своей супругой.

Он сын богатого землевладельца, который затем стал конгрессменом, с самого детства был свидетелем того, как жадно и жестоко пробивала себе путь Америка. Этот драматизм впился в сознание юного американца и стал для него путеводителем во взрослую жизнь. Это чувство, эти воспоминания не покидали его, и совсем скоро стало ясно, что их необходимо выплеснуть наружу.

В 14 лет Купер стал студентом Йельского университета. Однако проучиться ему суждено было недолго. Его выгнали за какую-то провинность и он, не теряя времени, поступил на службу во флот. Там он служил и набирался знаний целых 7 лет. В период с 1826 по 1833 года он объездил всю Европу. Жил в таких странах, как: Англия, Франция, Германия, Бельгия, Нидерланды. Путь в Россию так и не открылся для писателя. Через 10 лет после турне, в свет начали друг за другом выходить романы Купера, которые и создали новую жизнь вокруг него. Трилогия о «Земельной ренте», которой он начал свой путь, рассказывала о дельцах и земельных аристократах, которые вели не чистый бизнес. Эта трилогия принесла автору всемирную славу и признание. Многие американские семьи, те, которых строила земельная система, были рады услышать в произведениях Купера свой, давно умолкший голос.

Дальше на свет появляются морские романы и сатиры. Появляются два публицистических романа «Домой» и «Дома». После выхода этих романов, критики надулись против него, и начали обвинять в антипатриотизме, что на самом деле было неправдой. Купер прекрасно понимал, что обвинения эти не имеют должных оснований. Он любил свою страну. Любил так, Что не желал мириться с тем коварством и несправедливостью, что существовали на территории страны. Некоторые романы Купера сравнивают с «Путешествием Гулливера» Джонатана Свифта. Однако Куперу не хватает той степени остроумия, которая была в Свифте.

Купер боролся за свои права, и порой на судах защищал свою честь и свое слово. В борьбе за свои идеалы он выиграл не один процесс. Сила его духа и правды не имела должных соперников, и, в конце концов, праздновала торжество правды над ложью. Репутация Купера в мировой литературы прочно зиждется на созданных им героях, которые несли с собой правду, национальные мотивы. Пенталогия о Натти Бампо была написана за долгие 17 лет, став затем величайшей классикой мировой литературы. Даже Горький писал о Купере, как об одном из величайших героев, которых когда-либо видела старая Америка.

Фенимор Купер и его наследие

Фенимор Купер - великий автор старой Америки. Его романы, «Пионеры» (1823), «Последний из Могикан» (1826), «Зверобой» (1941) и «Следопыт» (1940) являются по праву лучшими произведениями о диком западе. Племена американских индейцев в романах Фенимора Купера живут как дикие призраки, неуловимые, с могущественными традициями. События в первом романе текут непоследовательно. В «Пионерах» старый охотник Натти Бампо, доживает последние мгновения жизни. Он не понимает и не желает понять те нравы и законы, пришедшие на смену старым традициям уже отошедшего мира. В следующем романе «Последний из Могикан» действие разворачивается на 40 лет раньше. Идет война между англичанами и американцами. Индейцы примыкают к солдатам, дабы тоже влиться в войну за свободу своих земель.

В работе «Просвещение и словесность в Америке» (1828), Фенимор Купер в форме письма обратился к аббату Джиромаччи с жалобой, в которой говорил, что в историческом контексте первым появился печатник. Сам писатель же появился куда позже. Писатель - это свободный романтик, чья жизнь порою принадлежит исключительно его летописям и чувствам. Сам Купер был таким. Он был подвластен сильным, могущественным эмоциям. И даже Пушкин в своей статье «Джон Теннер» заметил, что созданные на страницах куперовских романов индейцы овеяны романтическим флером, лишающим их ярко выраженных индивидуальных свойств. Однако стоит отойти недалеко и сказать, что Купер никогда не стремился к изображению точных портретов. Он предпочитал выдумку поэта вместо правдивости факта.

Однако все же, каким бы поэтом в душе он не был, он чувствовал обязательство перед историей, ощущал, как неукоснительный факт, который нужно ценить и почитать. История это святая обязанность. В писателе чувствовался острый конфликт, изрыгающийся наружу на страницах его произведений. Этот конфликт между реальностью и мечтами, природой, в которой заключалась высшая истина и прогрессом, который потихоньку сводит природу на нет, убивает душу мира. Этот конфликт ярко выражен в сюжете «Кожаного чулка», где ведется повествование о Семилетней войне между Французами и Англичанами за право называться владыками Канады. В романе много путешествий и детективных тайн, есть интрига и любовь. Все это прекрасно отыграло свою роль и роман стал шедевром детской литературы, хотя на самом деле, это никак не детская литература. В этом романе, одним из главных героев выступает знаменитый индеец Чингачгук, чей образ у автора получился слегка размытым. Это говорит о том, что на первом месте для писателя были общие понятия - род, племя, история, уклад жизни, традиция и другое. И именно со смертью Ункаса, - сына Чингачгука, утрата чувствуется с еще большей силой. Словно обрывается нить времен, когда новое сменяет старое.

Купер очень болел любовью к природе. И отголоски этой болезни легли на страницы «Последнего из Могикан», где тема звучит коротко и передает всю суть. Природа судит человека. Человек никогда не поднимется над природой, пусть даже в его арсенале весь мировой прогресс. Природа будет всегда для него недосягаема. Перечитывая роман Фенимора Купера, ловишь себя на мысли, что автору было неимоверно больно осознавать то, что старая Америка вынуждена уйти, ведь того требует новый уклад. Общество меняется и страна вместе с ним. Однако эта новая Америка уже при рождении оказывается мертвой. Писатель в будущем писал, что он разорвал отношения со своей страной, разошелся, как расходятся пары, живущие в браке не одно десятилетие. И потому даже такой разрыв, не убивает былой любви, былой заинтересованности и сострадания. Для Купера Америка была все такой же таинственной и дикой, как много лет назад. И он её продолжал любить.

Обращаем Ваше внимание, что в биографии Купера Фенимора представлены самые основные моменты из жизни. В данной биографии могут быть упущены некоторые незначительные жизненные события.

Автор 33 романов. Его стиль сочетал в себе элементы романтизма и просветительства. Долгое время творчество Купера являлось олицетворением американской приключенческой литературы. Конечно, и до него писали подобные произведения. Но Фенимор стал первым писателем, получившим признание европейской аудитории. А его романы прочно вошли в круг интересов огромного количества детей. В этой статье будет представлена краткая биография писателя, а также описаны его ключевые произведения.

Детство

Джеймс Фенимор Купер появился на свет в 1789 году в Берлингтоне (Нью-Джерси). Отец мальчика был крупным землевладельцем. Детство будущего писателя прошло в посёлке Куперстаун, расположенном в штате Нью-Йорк, на берегу озера. Он был так назван в честь отца Джеймса. Конечно же, происхождение наложило отпечаток на формирование политических взглядов героя этой статьи. Фенимор предпочитал уклад жизни «сельских джентльменов» и оставался приверженцем крупного землевладения. А демократические земельные реформы связывал только с разгулом демагогии и буржуазного стяжательства.

Учёба и странствия

Сначала Купер Джеймс Фенимор получал образование в местной школе, а потом поступил в Йельский колледж. После его окончания у молодого человека не было желания продолжать учёбу. Семнадцатилетний Джеймс стал моряком на торговом, а потом и на военном флоте. Будущий писатель пересёк Атлантический океан, много путешествовал. Также Фенимор хорошо изучил район Великих Озёр, где вскоре развернётся действие его произведений. В те годы он накопил много материала для своего литературного творчества в виде разнообразных жизненных впечатлений.

Начало карьеры

В 1810 году, после похорон отца, Купер Джеймс Фенимор женился и обосновался с семьёй в небольшом городе Скарсдэйле. Спустя десять лет он написал свой первый роман под названием «Предосторожность». Позднее Джеймс вспоминал, что создал это произведение «на спор». Жена Фенимора увлекалась Поэтому герой этой статьи полушутя-полусерьёзно взялся за написание подобной книги.

"Шпион"

Война за независимость - вот тема, которой очень интересовался в то время Джеймс Фенимор Купер. «Шпион», написанный им в 1821 году, был целиком посвящён этой проблематике. Патриотичный роман принёс автору громкую славу. Можно сказать, что этим произведением Купер заполнил пустоту, образовавшуюся в национальной литературе, и показал ориентиры её будущего развития. С этого момента Фенимор решил полностью посвятить себя литературному творчеству. В последующие шесть лет он написал ещё несколько романов, среди которых три произведения, вошедших в будущую пенталогию о Кожаном Чулке. Но о них мы поговорим отдельно.

Европа

В 1826 году Джеймс Фенимор Купер, книги которого уже были достаточно популярны, поехал в Европу. Он долго жил в Италии, Франции. Также писатель путешествовал и по другим странам. Новые впечатления заставляли его обращаться к истории как Старого, так и Нового Света. В Европе герой этой статьи написал два морских романа («Морская волшебница», «Красный Корсар») и трилогию о Средневековье («Палач», «Гейденмауэр», «Браво»).

Возвращение в Америку

Спустя семь лет Купер Джеймс Фенимор приехал домой. За время его отсутствия Америка сильно изменилась. Героическое время революции осталось в прошлом, а принципы были забыты. В США начался период промышленного переворота, который уничтожил остатки патриархальности как в человеческих отношениях, так и в жизни. «Великое моральное затмение» - так Купер окрестил болезнь, проникшую в американское общество. Высшим интересом и приоритом для людей стали деньги.

Призыв к согражданам

Джеймс Фенимор Купер, книги которого были известны далеко за пределами Америки, решил попытаться «вразумить» своих сограждан. Он по-прежнему верил в преимущества социально-политического строя собственной страны, считая плохие явления наносным, внешним извращением изначально здоровых и разумных основ. И Фенимор выпустил «Письма к соотечественникам». В них он призывал подняться на борьбу с появившимися «искажениями».

Но успехом это не закончилось. Наоборот, на Джеймса обрушилось много тайной клеветы и открытой ненависти. Буржуазная Америка не оставила его призыв без внимания. Она обвинила Фенимора в высокомерии, склочности, отсутствии патриотизма и недостатке литературного таланта. После этого писатель уединился в Куперстауне. Там он продолжил создавать публицистические произведения и романы.

Последний период творчества

В этот отрезок времени Джеймс Фенимор Купер, полное собрание сочинений которого есть сейчас почти в любой библиотеке, дописал последние два романа пенталогии о Кожаном Чулке («Зверобой», «Следопыт»). В 1835 году он издал сатирический роман «Монокины» об обнажённых пороках социально-политического строя США и Англии. В книге они выведены под названиями Низкопрыгия и Высокопрыгия. Также примечательна его трилогия о земельной ренте («Землемер», «Чёртов палец», «Краснокожие»), вышедшая в сороковых годах. В идейно-художественном плане последние произведения Купера весьма неравноценны. Помимо критики буржуазного строя, в них содержатся компоненты консервативной утопии, дающие читателям ложные представления о «земельной аристократии». Но, несмотря на это, писатель всегда придерживался критических антибуржуазных позиций.

Пенталогия о Кожаном Чулке

Эта серия книг является высшим достижением творчества Купера. В неё вошли пять романов: «Пионеры», «Прерии», «Последний из Могикан», «Зверобой» и «Следопыт». Все они объединены образом главного героя по имени Натаниэль Бампо. Он охотник, у которого много прозвищ: Длинный Карабин, Кожаный Чулок, Соколиный Глаз, Следопыт, Зверобой.

В пенталогии представлена вся жизнь Бампо - от юности до самой смерти. Но этапы жизни Натаниэля не совпадают с порядком написания романов. Джеймс Фенимор Купер, собрание сочинений которого есть у всех поклонников его творчества, начал описывать жизнь Бампо с преклонного возраста. Эпопея продолжилась рассказом о зрелом возрасте Натти, потом была старость. И только после тринадцатилетнего перерыва Купер вновь взялся за историю Кожаного Чулка и описал его юность. Ниже мы перечислим произведения пенталогии именно в порядке взросления главного героя.

«Зверобой»

Здесь Натаниэлю Бампо чуть-чуть за двадцать. Врагами юноши становятся индейцы из племени гуронов. Борясь с ними, Натти встречает на своём пути Чингачгука. С этим индейцем из племени могикан Бампо подружится и будет поддерживать отношения до конца жизни. Ситуация в произведении осложняется тем, что белые союзники Натти несправедливы и жестоки к чужеземному народу. Они сами провоцируют кровопролитие и насилие. Драматические приключения - плен, побег, сражения, засады - разворачиваются на фоне очень живописной природы - лесистых берегов Мерцающего озера и его зеркальной глади.

«Последний из Могикан»

Пожалуй, самый известный роман Фенимора. Здесь антиподом Бампо является коварный и жестокий вождь Магуа. Он похитил Алису и Кору - дочерей полковника Мунро. Бампо возглавил небольшой отряд и отправился освобождать пленниц. Также Натти сопровождает Чингачгук вместе со своим сыном Ункасом. Последний влюблён в одну из похищенных девушек (Кору), хотя Купер и не особо развивает эту линию. Сын Чингачгука погибает в бою, пытаясь спасти возлюбленную. Роман заканчивается сценой похорон Коры и Ункаса (последнего из могикан). После Чингачгук и Натти отправляются в новые странствия.

«Следопыт»

В центре сюжета данного романа лежит англо-французская война 1750-1760 годов. Её участники пытаются обманом или подкупом привлечь индейцев на свою сторону. Натти и Чингачгук сражаются на помогая своим собратьям. Однако Купер устами Бампо резко осуждает войну, развязанную колонизаторами. Он подчёркивает бессмысленность гибели в этом сражении как индейцев, так и белых. Значительное место в произведении уделено лирической линии. Кожаный Чулок влюблён в Мэйбл Дунхэм. Девушка ценит благородство и мужество разведчика, но всё же уходит к Джасперу, который близок ей по характеру и возрасту. Разочаровавшись, Натти уезжает на запад.

«Пионеры»

Это наиболее проблемный роман, который написал Джеймс Фенимор Купер. «Пионеры» описывают жизнь Кожаного Чулка в семидесятилетнем возрасте. Но, несмотря на это, Бампо ещё не утратил зоркости, и его рука по-прежнему тверда. Чингачгук всё так же рядом, только из могучего и мудрого вождя он превратился в спившегося дряхлого старика. Оба героя находятся в посёлке колонистов, где действуют законы «цивилизованного» общества. Центральный конфликт романа заключен в противостоянии надуманных социальных порядков и естественных законов природы. В конце романа Чингачгук умирает. Бампо уходит из поселения и скрывается в лесу.

«Прерия»

Финальная часть пенталогии, которую написал Джеймс Фенимор Купер. «Прерия» повествует о жизни Натаниэля в преклонном возрасте. У Бампо появились новые друзья. Но теперь он помогает им не метким выстрелом, а большим жизненными опытом, умением вести разговор с суровым индейским вождём и укрываться от стихийного бедствия. Натти с друзьями противостоит семейству переселенцев Бушей и индейцам племени сиу. Но авантюрный сюжет завершается вполне хорошо - двойной свадьбой. В финале произведения описывается проникновенная и торжественная сцена последних моментов жизни Бампо и его смерти.

Заключение

Джеймс Фенимор Купер, биография которого была представлена выше, оставил после себя обширное литературное наследие. Он написал 33 романа, а также несколько томов путевых заметок, публицистики, исторических изысканий и памфлетов. Купер сыграл огромную роль в развитии американского романа, придумав несколько его поджанров: утопический, сатирико-фантастический, социально-бытовой, морской, исторический. Для произведений писателя было характерно эпическое отражение мира. Именно это и способствовало объединению ряда его романов в циклы: дилогию, трилогию, пенталогию.

В своём творчестве Джеймс Фенимор Купер освещал три основные темы: жизнь фронтира, море и войну за независимость. Данный выбор раскрывает романтическую основу его метода. Американскому обществу, обуреваемому жаждой наживы, он противопоставляет свободу морской стихии и солдатский героизм. Этот разрыв действительности и романтического идеала находится в основе художественно-идейного замысла любого произведения Купера.

Если бесспорной заслугой Ирвинга и Готорна, а также Э. По было создание американской новеллы, то основоположником американского романа по праву считается Джеймс Фенимор Купер (1789—1851). Наряду с В. Ирвингом, Фенимор Купер — классик романтического нативизма: именно он ввел в литературу США такое сугубо национальное и многоликое явление, как фронтир, хотя этим не исчерпывается открытая Купером читателю Америка.

Купер первым в США начал писать романы в современном понимании жанра, он разработал идейно-эстетические параметры американского романа теоретически (в предисловиях к произведениям) и практически (в своем творчестве). Он заложил основы целого ряда жанровых разновидностей романа, прежде вовсе не знакомых отечественной, а в отдельных случаях и мировой художественной прозе.

Купер — создатель американского исторического романа: с его "Шпиона" (1821) началось освоение героической национальной истории. Он зачинатель американского морского романа ("Лоцман", 1823) и его специфически национальной разновидности — романа китобойного ("Морские львы", 1849), впоследствии блестяще развитых Г. Мелвиллом. Купером же разработаны принципы американского приключенческого и нравоописательного романов ("Майлс Уолингфорд", 1844), романа социального ("Дома", 1838), сатирического ("Моникины", 1835), романа-утопии ("Колония на кратере", 1848) и так называемого "евро-американского" романа ("Понятия американцев", 1828), конфликт которого строится на взаимоотношениях культур Старого и Нового Света; он стал затем центральным в творчестве Г. Джеймса.

Наконец, Купер — первооткрыватель такой неисчерпаемой области отечественной беллетристики, как роман фронтира (или "роман границы") — жанровой разновидности, к которой относится, прежде всего, его пенталогия о Кожаном Чулке. Следует, впрочем, заметить, что куперовская пенталогия — своего рода синтетическое повествование, ибо вбирает в себя также черты исторического, социального, нравоописательного и приключенческого романов и романа-эпопеи, что вполне соответствует действительному значению фронтира в национальной истории и жизни XIX столетия.

Джеймс Купер родился в семье видного политического деятеля, конгрессмена и крупного землевладельца судьи Уильяма Купера, славного потомка тихих английских квакеров и суровых шведов. (Фенимор — девичья фамилия матери писателя, которую он добавил к собственной в 1826 году, обозначив таким образом новый этап своей литературной карьеры). Через год после его появления на свет семья переехала из Нью-Джерси в штат Нью-Йорк на необжитые берега озера Отсего, где судья Купер основал поселок Куперстаун. Здесь, на границе между цивилизацией и дикими неосвоенными землями прошли детство и раннее отрочество будущего романиста.

Он получил домашнее образование, занимаясь с нанятым для него преподавателем-англичанином, и в возрасте тринадцати лет поступил в Йель, откуда, несмотря на блестящие успехи в учебе, был через два года выдворен за "вызывающее поведение и склонность к опасным шуткам". Юный Купер мог, например, привести в аудиторию осла и усадить его в профессорское кресло. Заметим, что эти проделки всецело отвечали нравам, царящим на фронтире, и самому духу фронтирского фольклора, но, разумеется, шли вразрез с представлениями, принятыми в академической среде. Педагогически перспективной оказалась мера воздействия, избранная строгим отцом: он немедленно отдал пятнадцатилетнего шалопая-сына матросом на торговое судно.

После двух лет исправной службы Джеймс Купер поступил гардемарином в военный флот и еще три года бороздил моря и океаны. Он ушел в отставку в 1811 году, сразу после женитьбы, по требованию своей юной супруги Сьюзен Августы, урожденной де Ланси, из хорошего нью-йоркского семейства. Вскоре после этого от инсульта, полученного во время политических дебатов, скончался его отец, оставив сыну приличное наследство, и Купер зажил спокойной жизнью сельского джентльмена-сквайра.

Писателем он стал, как гласит семейная легенда, совершенно случайно — неожиданно для домашних и для него самого. Дочь Купера Сьюзен вспоминала: "Мать моя была нездорова; она лежала на кушетке, а он читал ей вслух свежий английский роман. Видимо, вещь была никчемная, потому что после первых же глав он отшвырнул его и воскликнул: "Да я бы сам написал тебе книгу получше этой!" Мать рассмеялась — до того абсурдной показалась ей эта идея. Он, который терпеть не мог писать даже письма, вдруг засядет за книгу! Отец настаивал, что сможет, и правда, с ходу набросал первые страницы истории, у которой еще не было названия; действие, между прочим, происходило в Англии".

Первая вещь Купера — подражательный роман нравов "Предосторожность" вышел в 1820 году. Сразу вслед за этим писатель, по его словам, "попытался создать произведение, которое было бы чисто американским, и темой которого была бы любовь к родине". Так появился исторический роман "Шпион" (1821), принесший автору широчайшую известность в США и в Европе, положивший начало развитию американского романа и, наряду с "Книгой эскизов" В. Ирвинга, самобытной национальной литературе в целом.

Каким же образом создавался американский роман, в чем заключался "секрет" куперовского успеха, каковы были особенности авторской техники повествования? Купер положил в основу своего творчества главный принцип английского социального романа, вошедшего в особую моду в первые десятилетия XIX века (Джейн Остин, Мэри Эджворт): бурное действие, свободное искусство создания характеров, подчинение сюжета утверждению социальной идеи. Оригинальность же куперовских произведений, созданных на этой основе, заключалась, прежде всего, в теме, которую он нашел уже в своем первом не подражательном, а "чисто американском романе".

Тема эта — Америка, совершенно не знакомая тогда европейцам и вечно привлекательная для патриотически настроенного отечественного читателя. Уже в "Шпионе" наметилось и одно из двух основных направлений, в которых Купер в дальнейшем разрабатывал эту тему: национальная история (главным образом, Война за независимость) и природа США (прежде всего, знакомые ему с юности фронтир и море; мореплаванию посвящено 11 из 33 куперовских романов). Что касается драматизма сюжета и яркости характеров, то национальная история и действительность давали для этого не менее богатый и более свежий материал, чем жизнь Старого Света.

Абсолютно новаторской и непохожей на манеру английских романистов была стилистика нативистского повествования Купера: сюжет, образная система, пейзажи, самый способ изложения, взаимодействуя, создавали неповторимое качество эмоциональной куперовской прозы. Для Купера литературный труд был способом выражения того, что он думал об Америке. В начале его творческого пути, движимый патриотической гордостью за молодое отечество и с оптимизмом смотревший в будущее, он стремился исправить отдельные недостатки национальной жизни. "Пробным камнем" демократических убеждений для Купера, как и для Ирвинга, явилось длительное пребывание в Европе: нью-йоркский литератор в зените мировой славы, он был назначен американским консулом в Лионе. Фенимор Купер, воспользовавшийся этим назначением, чтобы укрепить здоровье и познакомить дочерей с итальянской и французской культурой, пробыл за границей дольше положенного срока.

После семилетнего отсутствия он, уезжавший из США Джона Квинси Адамса, вернулся в 1833 году, как и Ирвинг, в Америку Эндрю Джексона. Испытав потрясение от разительных перемен в жизни его страны, он, в отличие от Ирвинга, стал непримиримым критиком джексоновской вульгаризации широкой демократии фронтира. Произведения, написанные Фенимором Купером в 1830-е, снискали ему славу первого "антиамериканца", которая сопутствовала ему до конца жизни и послужила причиной многолетней травли со стороны американской прессы. "Я разошелся с моей страной", — говорил Купер.

Писатель умер в Куперстауне, в полном расцвете творческих сил, хотя непопулярность его как "антиамериканца" омрачала блестящую славу певца родной земли.

Читайте также другие статьи раздела "Литература XIX века. Романтизм. Реализм" :

Художественное открытие Америки и другие открытия

Романтический нативизм и романтический гуманизм

  • Специфика американского романтизма. Романтический нативизм
  • Романтический гуманизм. Трансцендентализм. Путевая проза

Национальная история и история души народа

История и современность Америки в диалогах культур

  • Джеймс Фенимор Купер. Биография и творчество

Литература США

Джеймс Фенимор Купер

Биография

КУПЕР Джеймс Фенимор (1789−1851), американский писатель. Сочетал элементы просветительства и романтизма. Исторические и приключенческие романы о Войне за независимость в Сев. Америке, эпохе фронтира, морских путешествиях («Шпион», 1821; пенталогия о Кожаном Чулке, в т. ч. «Последний из могикан», 1826, «Зверобой», 1841; «Лоцман», 1823). Социально-политическая сатира (роман «Моникины», 1835) и публицистика (памфлетный трактат «Американский демократ», 1838).

КУПЕР (Cooper) Джеймс Фенимор (15 сентября 1789, Берлингтон, штат Нью-Джерси - 14 сентября 1851, Куперстаун, шт. Нью-Йорк), американский писатель.

Первые шаги в литературе

Автор 33 романов, Фенимор Купер стал первым американским писателем, которого безоговорочно и широко признала культурная среда Старого Света, включая Россию. Бальзак, читая его романы, по собственному признанию, рычал от удовольствия. Теккерей ставил Купера выше Вальтера Скотта, повторив в этом случае отзывы Лермонтова и Белинского, который вообще уподоблял его Сервантесу и даже Гомеру. Пушкин отмечал богатое поэтическое воображение Купера.

Профессиональной литературной деятельностью он занялся сравнительно поздно, уже в 30-летнем возрасте, и вообще как бы случайно. Если верить легендам, которыми неизбежно обрастает жизнь крупной личности, свой первый роман («Предосторожность», 1820) он написал на спор с женой. А до этого биография складывалась вполне рутинно. Сын разбогатевшего в годы борьбы за независимости землевладельца, сумевшего стать судьей, а затем и конгрессменом, Джеймс Фенимор Купер вырос на берегу озера Отсего, милях в ста к северо-западу от Нью-Йорка, где в ту пору проходил «фронтир» - понятие в Новом Свете не только географическое, но в большой степени социально-психологическое - между уже освоенными территориями и дикими, первозданными землями аборигенов. Таким образом, с малолетства он стал живым свидетелем драматического, а то и кровавого роста американской цивилизации, прорубавшейся все дальше на запад. Героев своих будущих книг - пионеров-скваттеров, индейцев, фермеров, становившихся в одночасье крупными плантаторами, он знал не понаслышке. В 1803 в 14-летнем возрасте Купер поступил в Йельский университет, откуда был, впрочем, исключен за какие-то дисциплинарные провинности. Затем последовала семилетняя служба на флоте - сначала торговом, затем военном. Купер и далее, уже сделав себе громкое писательское имя, не оставлял практической деятельности. В 1826-1833 годах он занимал пост американского консула в Лионе, правда, скорее номинально. Во всяком случае, в эти годы он объездил немалую часть Европы, надолго оседая, помимо Франции, в Англии, Германии, Италии, Нидерландах, Бельгии. Летом 1828 засобирался было в Россию, однако этому плану так и не суждено было осуществиться. Весь этот пестрый жизненный опыт, так или иначе, отразился в его творчестве, правда, с разной мерой художественной убедительности.

Натти Бампо

Своей всемирной славой Купер обязан не так называемой трилогии о земельной ренте («Чертов палец», 1845, «Землемер», 1845, «Краснокожие», 1846), где старые бароны, земельные аристократы, противопоставлены алчным дельцам, не скованным никакими моральными запретами, и не другой трилогии, навеянной легендами и действительностью европейского средневековья («Браво», 1831, «Гейденмауэр», 1832, «Палач», 1833), и не многочисленным морским романам («Красный корсар», 1828, «Морская волшебница», 1830, и др.), и тем более не сатирам, вроде «Мониконов» (1835), а также примыкающим к ним по проблематике двум публицистическим романам «Домой» (1838) и «Дома» (1838). Это вообще злободневная полемика на внутриамериканские темы, ответ писателя критикам, обвинившим его в недостатке патриотизма, что действительно должно было его болезненно задеть - ведь позади остался «Шпион» (1821) - явно патриотический роман из времен американской революции. «Моникинов» даже сравнивают с «Путешествиями Гулливера», но Куперу явно не хватает ни свифтовской фантазии, ни свифтовского остроумия, здесь слишком явно проступает тенденция, убивающая всякую художественность. Вообще, как ни странно, Купер более успешно противостоял своим недругам не как писатель, а просто как гражданин, который при случае и в судебные инстанции мог обратиться. Действительно, он выиграл не один процесс, защищая в суде свою честь и достоинство от неразборчивых газетных памфлетистов и даже земляков, которые постановили на собрании изъять его книги из библиотеки родного Куперстауна. Репутация Купера, классика национальной и мировой литературы, прочно держится на пенталогии о Натти Бампо - Кожаном Чулке (называют его, впрочем, по-разному - Зверобоем, Соколиным Глазом, Следопытом, Длинным Карабином). При всей скорописи автора, работа над этим произведением растянулась, хотя с большими перерывами, на семнадцать лет. На богатом историческом фоне в нем прослежена судьба человека, прокладывающего тропинки и магистрали американской цивилизации и в то же время трагически переживающего крупные моральные издержки этого пути. Как проницательно заметил в свое время Горький, герой Купера «бессознательно служил великому делу… распространения материальной культуры в стране диких людей и - оказался неспособным жить в условиях этой культуры…».

Пенталогия

Последовательность событий в этом первом на американской почве эпосе сбита. В открывающем его романе «Пионеры» (1823) действие происходит в 1793, и Натти Бампо предстает уже клонящимся к закату жизни охотником, не понимающим языка и нравов новых времен. В следующем романе цикла «Последний из могикан» (1826) действие переносится на сорок лет назад. За ним - «Прерия» (1827), хронологически прямо примыкающая к «Пионерам». На страницах этого романа герой умирает, но в творческом воображении автора продолжает жить, и спустя много лет он возвращается к годам его молодости. В романах «Следопыт» (1840) и «Зверобой» (1841) представлена чистая пастораль, беспримесная поэзия, которую автор обнаруживает в человеческих типах, и главным образом в самом облике девственной, еще почти не тронутой топором колониста природе. Как писал Белинский, «Купера нельзя превзойти, когда он приобщает вас к красотам американской природы».

В критическом очерке «Просвещение и словесность в Америке» (1828), облеченном в форму письма вымышленному аббату Джиромачи, Купер жаловался на то, что печатник в Америке появился раньше писателя, писатель же романтик обделен летописями и темными преданиями. Сам же он и компенсировал эту недостачу. Под его пером персонажи и нравы фронтира обретают невыразимое поэтическое очарование. Разумеется, Пушкин был прав, заметив в статье «Джон Теннер», что куперовские индейцы овеяны романтическим флером, лишающим их ярко выраженных индивидуальных свойств. Но романист, кажется, и не стремился к точности портрета, предпочитая правде факта поэтическую выдумку, о чем, кстати, иронически писал впоследствии Марк Твен в известном памфлете «Литературные грехи Фенимора Купера».

Тем не менее, обязательства перед исторической реальностью он ощущал, о чем сам говорил в предисловии к «Пионерам». Острый внутренний конфликт между высокой мечтой и реальностью, между природой, воплощающей высшую истину, и прогрессом - конфликт характерно-романтического свойства и составляет главный драматический интерес пенталогии.

С пронзительной остротой этот конфликт обнаруживает себя на страницах «Кожаного чулка», явно самой сильной вещи и в пенталогии, и во всем наследии Купера. Поставив в центр повествования один из эпизодов так называемой Семилетней войны (1757−1763) между англичанами и французами за владения в Канаде, автор ведет его стремительно, насыщает массой приключений отчасти детективного свойства, что и сделало роман любимым детским чтением для многих поколений. Но это не детская литература.

Чингачгук

Возможно, потому еще образы индейцев, в данном случае Чингачгука, одного из двух главных героев романа, получились у Купера лирически-размытыми, что важнее лиц для него были общие понятия - племя, род, история со своей мифологией, укладом жизни, языком. Именно этот мощный пласт человеческой культуры, в основе которого лежит родственная близость к природе, и уходит, о чем свидетельствует смерть сына Чингачгука Ункаса - последнего из могикан. Эта утрата катастрофична. Но не безысходна, что вообще не свойственно американскому романтизму. Купер переводит трагедию в мифологический план, а миф, собственно, не знает четкой границы между жизнью и смертью, недаром Кожаный Чулок, тоже не просто персона, но герой мифа - мифа ранней американской истории, торжественно и уверенно говорит, что юноша Ункас уходит лишь на время.

Боль писателя

Человек перед судом природы - вот внутренняя тема «Последнего из мокиган». Дотянуться до ее величия, пусть порой и недоброго, человеку не дано, но он постоянно вынужден решать эту нерешаемую задачу. Все остальное - схватки индейцев с бледнолицыми, битвы англичан с французами, красочные одежды, ритуальные танцы, засады, пещеры и т. п. - это только антураж.

Куперу было больно видеть, как корневая Америка, которую воплощает любимый его герой, уходит на глазах, подменяясь совсем другой Америкой, где бал правят спекулянты и проходимцы. Потому, наверное, и обронил как-то писатель с горечью: «Я разошелся со своей страной». Но со временем стало видно то, что не заметили современники-соотечественники, упрекавшие писателя в антипатриотических настроениях, расхождение - это форма нравственной самооценки, а тоска по ушедшему - тайная вера в продолжение, не имеющее конца.

Фенимор Купер – известный американский писатель и публицист, родившийся 1789 года. Воспитывался в семье довольно богатого судьи. Когда родился Джеймс, семья переезжает в штат Нью-Йорк. Вскоре они обжились и основали небольшой поселок, получивший название Куперстаун. Позже он постепенно перерастает в город. В юношеские годы поступает в Йельский университет, но вскоре он бросает учебу и отправляется на морскую службу.

1811 год является для будущего писателя благополучным. Он знакомится с красивой девушкой, к тому же она француженка, и вскоре делает ей предложение. Это событие довольно сильно повлияло на литературную деятельность Купера. Известно, что первое свое произведение он написал, благодаря своей любимой жене. Он поспорил с ней, что сможет написать произведение, и оно будет не хуже всех современных авторов на тот момент. Уже в 1820 году мир увидел «Предосторожность», которая попала пол отрицательную критику.

Известно, что Фенимор Купер редко бывал в Англии, следовательно, ему традиции и социальные ценности этой страны были малоизвестны, что не скажешь по его произведению. После этого в жизни писателя наступает период активного творчества, он много работает над созданием повестей, романов, целых серий книг. По жизни Купер был разносторонним человеком, он никогда не занимался тем, что ему не нравилось или не нужно было вообще. Купер довольно много путешествует по Европе, знакомится з многочисленными народами и их традициями.

15 сентября 1789 года в Берлингтоне, Нью-Джерси, в многодетной семье Уильяма и Элизабет Купер появился на свет мальчик, которого назвали Джеймсом; именно ему предстояло спустя несколько десятилетий заслужить звание одного из самых популярных американских писателей.

Джеймс был совсем маленьким, когда его семья покинула Берлингтон; отец мальчика купил в штате Нью-Йорк несколько десятков акров земли, где собирался, ни много ни мало, построить целый город, который назывался бы Куперстаун. Надо сказать, что вскоре эта амбициозная затея была Уильямом Купером реализована.

С самого детства Джеймс полюбил окружающую его природу Америки; часто вместе со своими братьями он отправлялся бродить по глухим местным лесам или проводил время на берегу прекрасного чистого озере. Также мальчик любил слушать рассказы старожилов о тяжелых временах их молодости, о схватках с индейскими племенами и лихими разбойниками.

Семья была хорошо обеспечена и имела положение в обществе; Куперы жили в огромном доме, носившем название Отсего Холл, Джеймс учился в частных школах Олбани, а в 1803 году поступил в Йельский университет (в то время называвшийся колледжем), который, к сожалению, не закончил – в 1805-м его, вполне успевающего студента, выгнали из престижного учебного заведения за плохое поведение.

Отец молодого человека посчитал, что суровая флотская жизнь сможет привить отпрыску такое понятие, как дисциплина, и вскоре направил Джеймса служить на флот. Несмотря на богатство и положение своего отца (который вскоре после переселения в Куперстаун получил место местного судьи), Джеймс начал свою флотскую карьеру простым матросом на корабле «Стерлинг»; за годы плаваний молодому человеку удалось посетить немало стран, побывать в Европе.

В 1809 году отец будущего писателя скончался; Джеймс унаследовал значительную по тем временам сумму денег, а также стал (наряду со своими братьями) одним из владельцев дорогостоящей недвижимости.

Еще будучи матросом, Джеймс начал встречаться с Сьюзан Де Лэнси, дочерью влиятельного нью-йоркского чиновника; 1 января 1811 года они поженились, а спустя несколько месяцев Купер оставил флот.

В течении нескольких лет Куперы жили попеременно то в Куперстауне, то в Вестчестере, пока наконец не построили собственный большой дом в Скарсдейле; удачная женитьба позволяла Джеймсу не особенно заботиться о добывании средств к существованию: он уделял некоторое время сельскому хозяйству, состоял в народной милиции, а также занимался воспитанием детей. Однако, в течении нескольких ближайших лет ему пришлось также пережить и тяжелые потери: один за другим покинули этот мир пятеро его братьев. На Джеймса легла обязанность обеспечивать не только свою семью, но и семьи своих братьев, а их финансовые дела были далеки от идеала.

Значительную часть своего времени Купер посвящал чтению; однажды, читая одну из книг, он заметил, что и сам мог бы написать книгу не хуже. Его жена, знавшая о том, что Джеймс вовсе не любит писать, поставила под сомнение столь смелое заявление супруга; это привело к тому, что Купер немедленно взялся за писательскую работу.

Его первая книга, «Предосторожность» (Precaution ), вышла в 1820-м; огромное влияние на манеру работы Купера оказали произведения английской писательницы Джейн Остин, да и сам роман повествовал о том, о чем сам писатель знал лишь понаслышке – о светской жизни в Англии.

Роман имел достаточно скромный успех (хотя английские критики и приняли его достаточно благосклонно), поэтому неудивительно, что для сюжета второй своей книги, романа «Шпион» (The Spy), он решил использовать более близкую и знакомую ему «американскую» тему, а именно события времен войны за независимость.

Вышедшая в следующем году книга была принята гораздо лучше его дебютной работы и быстро принесла Куперу известность как писателя не только на родине, но и за рубежом; «Шпион» был переведен на несколько языков.

Роман «Пионеры» (The Pioneers), которая впоследствии станет одной из пяти книг о приключениях знаменитого Натаниэля Бампо, вышел в 1823-м: читатели сметали экземпляры книги с полок магазинов, как говорится, «как горячие пирожки». Огромный успех «Пионеров» подстегнул Купера написать еще несколько книг о жизни Зверобоя и его индейских друзей.

Интересно, что очередность событий, описываемых в книгах о Кожаном чулке, не совпадала по времени с очередностью выхода самих книг. Так, в 1826 году Купер опубликовал «Последнего из могикан» (The Last of the Mohicans), которая является второй частью пенталогии, заключительная «Прерия» (The Prairie) вышла в следующем году, третья часть серии «Следопыт» (The Pathfinder) появилась в 1840-м, а годом позже читателям был представлен и «Зверобой» (The Deerslayer), описывающий самые ранние приключения Бапмо; появившиеся самыми первыми «Пионеры» в итоге оказались третьей частью одной из самых известных в мире серий книг.

Конечно, Купер не ограничивался созданием книг лишь на тему взаимоотношений поселенцев с индейскими племенами или английскими солдатами. В 1824-м писатель опубликовал роман «Лоцман» (The Pilot), в котором затронул еще одну близкую и знакомую ему тему – морскую; она также проявится во многих последующих произведениях Купера: «Красный корсар» (Red Rover), «Два адмирала» (The Two Admirals), «Майлз Уоллингфорд» (Miles Wallingford)…

Исторический роман «Лайонел Линкольн» (Lionel Lincoln), появившийся в 1825-м, стал первой неудачей, постигшей Купера-писателя: в случае успеха книге предстояло стать первой в серии, посвященной американской истории – «Легенды тринадцати республик» (Legends of the Thirteen Republics).

В 1826-м Купер вместе с семьей уехал в Европу: наконец он сумел осуществить эту свою давнюю мечту; он хотел, чтобы его дети получили европейское образование, а для себя «выбил» должность американского консула во французском Лионе.

Несмотря на то, что его планы относительно посещения ряда европейских стран не удалось реализовать полностью (большую часть времени Купер провел во Франции и Италии, также ему удалось посетить Англию, Швейцарию, а вот до Египта, Греции или, например, России, как планировал писатель, ему добраться не удалось), он считал проведенное в Европе время (а пробыл он там более семи лет) не просто весьма полезным – он был очарован Европой. Кроме того, там ему удалось познакомиться в весьма интересными людьми, например, знаменитым английским писателем сэром Вальтером Скоттом.

Находясь в Европе, Купер не прекращал писательскую работу – за несколько лет он написал и выпустил несколько романов (например, «Прерии» автор закончил в Париже) и рассказов; действие некоторых из них происходит в различных европейских странах. Также писателю удалось попробовать себя в создании ряда политических работ, например, «Познание Америки» (Notions of America).

Осенью 1833-го Купер вернулся на родину; годы, проведенные в Европе, легли в основу нескольких книг, которые позже были им опубликованы. Но помимо обычных записок туриста Купер готов был представить американской публике и нечто большее; в 1834 году увидела свет его работа, носившая название «Письмо к его землякам», в которой писатель высказывал свою точку зрения и различные критические замечания на тему политических и культурных процессов, происходящих в стране. Эта, а также появившаяся в следующем году книга «Моникины» (The Monikins) вызвали волну недовольства как среди прессы, так и среди американских читателей – почти все были недовольны, что вместо качественных приключенческих романов Купер теперь представлял им свой столь критический взгляд на происходящие в их стране события.

Еще несколько лет в творчестве писателя присутствовали подобные социально-политические настроения, однако и другие темы также были ему небезынтересны. Так, в 1839 году вышла впечатляющая по своей полноте и значимости работа об истории американского морского флота (The History of the Navy of the United States of America), на следующий год – очередная книга о Натаниэле Бампо, еще одна «морская» история… Вскоре Купер снова доказал публике творческое многообразие своего таланта.

Писатель продолжал много работать в разных литературных направлениях, описывая в своих книгах жизнь поселенцев, индейцев, моряков… Среди книг, созданных в последние годы жизни писателя, можно отметить популярный роман «Морские волки».

Не дожил одного дня до своего 63-го дня рождения: он скончался в Куперстауне 14 сентября 1851 года.

Созданные Купером произведения неоднократно переиздавались на разных языках и экранизировались во множестве стран, а созданный им образ благородного индейца Чингачгука давно стал одним из самых любимых книжных героев для миллионов мальчишек во всем мире.