Какие есть волшебные предметы в русских сказках. Игра-соревнование «Волшебные предметы Предметы из сказок и кому они принадлежат

  • 13.08.2019

Сказка погружает человека в волшебный мир, полный сказочных героев, совершающих подвиги во имя справедливости и противостоящих силам зла. В этом персонажам помогают чудесные помощники и волшебные предметы. Кто, например, не слышал о ковре-самолете или скатерти-самобранке, которые встречаются во многих русских народных сказках?

Сюжеты русских народных сказок можно разделить на две большие группы. В одних главный герой прилагает усилия к тому, чтобы раздобыть волшебный предмет, обладающий чудодейственной силой. В других историях персонаж сказки получает в свое распоряжение магическое средство, чтобы осуществить достойную цель, например спасти похищенную колдуном возлюбленную, а затем с триумфом возвратиться домой.

Скатерть-самобранка

Чудесная скатерть, способная накормить множество людей, фигурирует в самых разных сказочных сюжетах. Чтобы плотно подкрепиться, достаточно взмахнуть скатертью и развернуть ее на столе или на земле. После такого простого приготовления хлебосольная скатерть немедленно будет уставлена самыми разнообразными яствами. После трапезы героям достаточно свернуть скатерть вместе с объедками, чтобы они без следа исчезли.
Исследователи фольклора связывают образ скатерти-самобранки с вековой мечтой народа о постоянном изобилии.

Ковер-самолет

Встречается в русских сказках и чудесное средство передвижения в виде ковра, способного летать. На сказочном ковре герои произведений отправляются в далекие страны, чтобы сразиться с Кощеем, или возвращаются из странствий домой после утомительных приключений.

Шапка-невидимка

Немало добрых дел героям сказок удается совершить, используя чудесный головной убор – шапку-невидимку. Этот волшебный предмет встречается еще в старославянских сказочных повествованиях. Чтобы стать невидимым, герою не всегда достаточно надеть на себя волшебную шапку. Иногда ему приходится особым образом повернуть головной убор, чтобы скрыться от посторонних глаз.
Кстати, у шапки-невидимки из славянских сказок была интересная особенность: пока она надета правильно - выглядит как обычный головной убор. Но стоило перевернуть ее задом наперед, как чары вступали в силу и герой становился невидим. Словом, наши далекие предки прекрасно отдавали себе отчет в том, что невидимость -противоестественное, неправильное состояние, таящее в себе большую опасность из-за способности служить не только защитой, но и оружием, независимо от поставленных целей.

Сапоги-скороходы

Обладая «семимильными» сапогами, сказочные персонажи получали способность в мгновение ока преодолевать огромные расстояния. Подобная обувь встречается и в сюжетах, возникших в странах Востока и Западной Европы. Сапоги-скороходы, как правило, хранились в запертом ларце и до поры вели себя спокойно. Но стоило герою надеть волшебную обувь, как он устремлялся к цели с неимоверной скоростью, которой вполне могли бы позавидовать некоторые современные технические средства передвижения.

Сюжеты русских народных сказок можно разделить на две большие группы. В одних главный герой прилагает усилия к тому, чтобы раздобыть волшебный предмет, обладающий чудодейственной силой. В других историях персонаж сказки получает в свое распоряжение магическое средство, чтобы осуществить достойную цель, например спасти похищенную колдуном возлюбленную, а затем с триумфом возвратиться домой.

Волшебные вещи, встречающиеся в сказках, отразили чаяния русского народа о лучшей жизни.

Скатерть-самобранка

Чудесная скатерть, способная накормить множество людей, фигурирует в самых разных сказочных сюжетах. Чтобы плотно подкрепиться, достаточно взмахнуть скатертью и развернуть ее на столе или на земле. После такого простого приготовления хлебосольная скатерть немедленно будет уставлена самыми разнообразными яствами. После трапезы героям нет нужды заботиться о грязной посуде – достаточно свернуть скатерть вместе с объедками, чтобы они без следа исчезли.

Исследователи фольклора связывают образ скатерти-самобранки с вековой мечтой народа о постоянном изобилии и избавлении от тяжелого труда.

Ковер-самолет

Встречается в русских сказках и чудесное средство передвижения в виде ковра, способного летать. Сама идея ковра-самолета, очевидно, заимствована в литературе восточных народов, но прочно вошла в сюжетную ткань русского сказочного творчества. На сказочном ковре герои произведений отправляются в далекие страны, чтобы сразиться с Кощеем, или возвращаются из странствий домой после утомительных приключений.

Образ летающего ковра был использован советским писателем Л. Лагиным в сказочной повести о старике Хоттабыче.

Шапка-невидимка

Немало добрых дел героям сказок удается совершить, используя чудесный головной убор – шапку-невидимку. Этот волшебный предмет встречается еще в старославянских сказочных повествованиях. Чтобы стать невидимым, герою не всегда достаточно надеть на себя волшебную шапку. Иногда ему приходится особым образом повернуть головной убор, чтобы скрыться от посторонних глаз.

Сапоги-скороходы

Обладая «семимильными» сапогами, сказочные персонажи получали способность в мгновение ока преодолевать огромные расстояния. Подобная обувь встречается и в сюжетах, возникших в странах Востока и Западной Европы. Сапоги-скороходы, как правило, хранились в запертом ларце и до поры вели себя спокойно. Но стоило герою надеть волшебную обувь, как он устремлялся к цели с неимоверной скоростью, которой вполне могли бы позавидовать некоторые современные технические средства передвижения.

Полезные штуковины, диковинные вещицы и хитроумные гаджеты – мода не только двадцать первого века. Волшебная сказка располагает не меньшим ассортиментом спасительных приспособлений.

Многие помнят огниво по одноименной сказке Андерсена, в которой ударом по кремню можно было вызвать трех огромных псов, готовых выполнять всяческие поручения. Огниво часто встречается и в русских сказках. Только в них оно обычно вызывает не псов, а коня: здесь, похоже, соединяются мифологические мотивы горящей искры и коня-огня. Как правило, огниво представляет собой кремень и кресало, иногда в связке волосков. Чтобы вызвать помощника-коня, эти волоски нужно зажечь. Как указывают фольклористы, огниво – самый заряженный волшебными свойствами предмет, с его помощью можно вызывать и духов. В старой сказке герой в лесной избушке находит кисет, в котором нет табаку, но есть огниво: «кремешок и мысатик». Ударил он мысатиком по кремешку – тут же выскочили двенадцать молодцев, готовых исполнить его просьбу.

Роль универсального навигатора в сказках играет клубочек ниток. Он лучше компаса ориентируется в географии волшебных царств и никогда не сбивается с пути (правда, иногда может катиться к цели много лет). Но достать его нелегко. Гаджет можно получить, например, от Бабы-Яги за хорошее поведение и уважение старших, словом, пройдя какое-то испытание. Это удается Ивану Царевичу, и вот он уже спешит за неустанным клубком к Василисе Премудрой.

В сказках мы встречаем множество диких животных, которые за небольшую любезность готовы прийти на помощь. Но как воспользоваться услугами тех бестий, которым ничего от тебя не нужно? Чтобы получить власть над ними, требуется какая-то их часть: воронья косточка, львиный коготь, рыбья чешуйка. Например, волоски их хвоста коня дают власть над конем. Этот же принцип применим и к птицам. В сказке птица дает герою перышко из головы со словами: «Этот волосок похрани, спрячь: какая бы беда ни случилась, так ты только этот волосок вынь, из руки в руку перемени, - мы тебе поможем во всем». В сказке про Финиста Ясного Сокола пернатый друг дарит девушке перо из своего крыла. Взмахни им и появится все, что душе угодно. Иногда чудо-перышко желанно само по себе – особенно, если оно из хвоста жар-птицы. Такое перо «чудно и светло». Если принести его в темную горницу, оно осветит покои не хуже сотен свечей.

Скатерть-самобранка

В сказках поход в тридесятое царство за царевной превращается в многотрудный и утомительный квест. Чтобы не растерять сил, герою надо время от времени подкрепляться. Роскошные яства всегда готова сотворить из ничего скатерть-самобранка, работающая по принципу «все включено». После окончания трапезы объедки и грязную посуду можно аккуратно сложить в скатерть и идти дальше. Иногда волшебную скатерть называли также «хлебосолкой». Некоторые фольклористы связывали скатерть-самобранку с царством мертвых, местом, где никогда не прекращается еда, бесконечным источником съестного изобилия. Даже если принести такой источник еды из того царства, то и на земле он никогда не иссякнет. Так что скатерть-самобранка – заветная мечта всех феноменальных лентяев и обжор.

Гусли-самогуды

В автономном режиме работают и гусли-самогуды: сами заводятся, сами играют, сами пляшут, сами песни поют. Правда, в некоторых сказках прикасаться к струнам все же приходится. Если дернуть за одну струну – синее море станет, за другую – корабли поплывут, за третью – будут корабли из пушек палить. Особенности звучания диковинного инструмента известны плохо, некоторые сказки дают повод полагать, что оно было не очень мелодичным. Так, в одной сказке дурак заложил свои уши цветком, пришел к королю и заставил играть гусли-самогуды. Только заиграли гусли, как и сам король, и его бояре, и стража придворная - все заснули; дурак снял со стены булатный меч и убил короля.

Ольга Воеводина
Игра-соревнование «Волшебные предметы»

Цель : вспомнить и закрепить ранее полученные знания о волшебных предметах , развивать внимание, выявить творческие способности детей, создать двигательную активность.

Ведущий :

Здравствуйте, ребята. Сегодня я – хранительница сказочного сундука, в котором есть волшебные предметы .

Хочу я вас проверить, хорошо ли вы знаете волшебные сказки . Но прежде, чем я буду доставать из моего сундука волшебные предметы , вы должны будете отгадать их и выполнить мое задание. Я буду загадывать предметы , а вы должны рассказать, в чем их волшебная сила , а может, даже сказку назовете! Ну что начнем?

Дети делятся на две команды. В ходе соревнования за каждое задание победитель получает фишку.

1 задание «Сапоги-скороходы»

И за тридевять земель,

И за тридевять морей,

Через горы и леса

Вас домчат за полчаса. (Сапоги скороходы)

Пробежать в одном сапоге, передать другому участнику команды.

2 задание «Волшебный клубок »

Круглый я, пушистый, мягкий,

Хвостик есть, но я не кот.

В сказках встретите меня,

Укажу вам путь друзья. (Клубок ниток)

Перемотать клубок - кто быстрее.

3 задание «Скатерть самобранка»

Вкусных кушаний полна.

Стоит только расстелить -

Всех сумеет накормить. (Скатерть-самобранка.)

Из разрезных картинок собрать и накрыть на «стол» .

4 задание «Шапка-невидимка»

Если ты ее одел, тут стоял, и вмиг исчез.

Можно юркнуть в каждый дом.

И подслушать все секреты.

Защититься от злодеев, и спасти своих друзей.

Ведь не видно- кто под ней. (Шапка-невидимка.)

Дети закрывают глаза, кого-то из детей или персонаж сказки нужно спрятать под «шапку- невидимку» . Отгадать, кого не хватает.

5 задание «Игла»

На дубу висит сундук.

Заяц в сундуке сидит,

А в зайчишке – утка.

Ну а в утке есть яйцо

Что в себе таит оно? (Игла)

Игла из картона с ниткой, каждый должен змейкой пробежать между детьми, вернуться на свое место и передать следующему.

6 задание «Гусли - самогуды»

Коль тронуть струны инструмента,

То тотчас ноги в пляс пойдут.

Так что ж за инструмент такой,

Коль ноги пляшут сами собой? (Гусли)

Произвольный танец под музыку.

Подводятся итоги. Все дети получают призы (раскраску по сказкам) .

Публикации по теме:

«Мы - весёлые ребята!» - игра-соревнование по физической культуре для детей старшего дошкольного возраста «Мы - весёлые ребята!» - игра-соревнование для детей старшего дошкольного возраста. Цели: пропаганда здорового образа жизни; привлечение.

И снова я с ВАМИ, КОЛЛЕГИ! Покажу ещё одно пособие-игру "Весёлые верёвочки". Раньше использовала для закрепления учениками знаний о кривых.

Игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста и самым эффективным приемом развития дошкольников, так как сочетает.

Дидактическая игра для детей дошкольного возраста от 4 до 7 лет. Правила игры: Детям даётся карточка с заданием - образцом и пустая карточка.

Мы придумали игру на сенсорное развитие. Материал дня нее используется очень простой и дешевый;трубочки для коктейля и составные коврики.

Игра - занятие по формированию культурно-гигиенических навыков для детей средней группы «Предметы личной гигиены» Задачи: Развивать познавательный интерес, воображение, логическое мышление, внимание и память. Совершенствовать умения различать и.

День космонавтики – прекрасный повод поговорить с детьми об устройстве нашей солнечной системы, звездном небе, космических ракетах. В этом.