Конспект НОД в старшей группе на тему: «Ты и твоё имя». Воспитатель: Лищенко М.В

  • 25.02.2024

Конспект занятия в старшей группе на тему: «Ты и твоё имя» .

Воспитатель: Лищенко М.В.

Программные задачи:

1.Дать знания о том, что у каждого человека есть свое имя, отличающее его от других людей;

2.Познакомить с историей возникновения имен.

Помочь осознать высокий нравственный смысл имени.

3.Воспитывать доброту, отзывчивость, самоуважение.

Оборудование: интерактивная доска с презентацией. Бумажные цветы на каждого с его именем; Клей, кисти, салфетки.

Предшествующая работа: Беседы: «Что я знаю о своём имени?»; «Что означает моё имя?»; «Почему меня так назвали?».

Воспитатель: Ребята, мы поздоровались с гостями, мы их всех знаем. А теперь будем спокойно беседовать, не забывая правил поведения, чтобы гостям к нам снова захотелось прийти.

Чтобы узнать, о чем мы будем говорить, отгадайте загадку:

И у мамы есть,

И у папы есть,

И у дочки есть,

И у внучки есть.

Чтобы его узнать,

Надо вслух назвать.

Воспитатель: И поговорим мы сегодня об именах.

Звучит легкая мелодия.

(дети в круге тихо и плавно кружатся – недолго)

Мы как листочки закружились

И в новом мире очутились.

Ребята, мы попали с вами на много – много лет назад, когда люди жили, все родственники, вместе.

А вам хочется с ними познакомиться?

А что мы спрашиваем, когда знакомимся?

А вот у этих людей не было имен, и они поняли, что надо как-то друг к другу обращаться и придумали имена.

Однако, имена для нас их очень необычные.

Одних звали по цвету волос: Черняк, Рыжик.

Этого за рост – Мал. Были и Смеяна, Добр, Силач, Мороз, как думаете почему?

И стало больше порядка, доброты в отношениях.

Воспитатель: Так, что же такое имя? (имя – это то, что дано человеку на всю жизнь и тебя отличает от других).

Нет меж живущих людей,

Да и не может быть

Безымянных!

В первый же миг по рождению каждый

Убогий и знатный,

Имя как сладостный дар

От родимых своих получает…(Гомер)

Воспитатель: А как зовут ваших воспитателей?

А вот потому, как мы произносим имя можно узнать, как к этому человеку мы относимся.

Вот почему меня, вы называете по имени и отчеству, так вы что проявляете? (уважение).

Если хотите показать недовольство к человеку, называйте этого человека грубо, например: Катю- Катерина, а ласково – Катюшка, Катенька.

А как зовут тебя дома, когда любят, хвалят?

Игра «Назови «Кратко - полно».

(Вова –Владимир; Настя –Анастасия; Вика –Виктория; Лиза -Елизавета…)

Имена у нас разные, но всех вас очень любят дома.

Любили тебя без особых причин

За то, что ты внук, за то, что ты сын,

За то, что малыш, за то, что растешь,

За то, что на маму и папу похож!

А кто знает, как его будут звать, когда станет взрослым (ФИО)?

Кто может назвать полностью своё: фамилию, имя, отчество?

Знаете ли вы, что означает ваше имя?

Физминутка. (музыкальная)

Ой, ребята, увлеклись мы с вами именами, вы слышите, кто- то плачет. (входит Баба- Яга)

Почему вы плачете? (плачет, не отвечает)

Стонет от ветра глухая тайга –

Плачет – печалится Баба – Яга.

Хоть для печали причин вроде нет:

Живет она целую тысячу лет,

Избушка её и светла, и тепла,

Ступа исправна? (кивает)

В порядке метла? (кивает)

Что ж на душе у тебя тяжело?

Яга:– очень противно мне имя моё!

Все – Катюшенька, Танюшенька,

А моё – тьфу!

Как нам помочь Бабе - Яге? Как вы думаете, что означает ее имя? Её имя Яга – от латинского «Эго» - любит только себя. Как быть?

Мы Бабу – Ягу спасем, отогреем,

Мы грустные мысли старушки развеем.

Отныне она не Яга, если подумать немножко

Можно назвать её ласково. Как? (ответы детей)

Яга – Вот спасибо! Побегу и всем, всем я расскажу

Желая вам цвести, расти,

Копить, крепить здоровье

Оно для дальнего пути

Главнейшее условие.

Пусть добрым будет ум у вас,

А сердце умным будет,

И всё исполнится тогда,

И счастья много будет (убегает)

«Поляна имен» (практическая работа).

Для каждого ребенка заготовлен бумажный цветок с несколькими лепестками. Он выбирает тот, который ему нравится, с его именем. Затем дети наклеивают лепестки на кружок, и получается цветок. Во время работы включается аудиозапись.

Мы на свет родились, чтобы радостно жить,

Чтобы вместе играть, чтобы вместе дружить.

Чтоб улыбки друг другу дарить и цветы,

Чтоб исполнились в жизни все наши мечты!

Дети берут свои цветы и (музыка, дети становятся в круг)

Воспитатель.

У всех пап и мам на свете есть вы…

Дети (хором). Любимые дети!

Дети (поочерёдно произносят слова)

Голубоглазые,

С веснушками,

И кудрявыми макушками.

Спокойные,

Вертлявые…

(Хором) Нас много и все такие разные.

Анализ ОД:

Воспитатель: Так о чем мы сегодня говорили с вами?

Дети: О наших именах, И что означают наши имена?

Конспект занятия в подготовительной группе с детьми с ФФНР.

Тема: «Мое имя»

Цели:

1. Совершенствование лексического строя речи. Обогащение, активизация и расширение словаря по теме «Имя» – знакомство с происхождением имен; уточнение значения слов «Отчество», «Тезка».

2. Формирование и совершенствование грамматического строя речи. Образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами;

образование полных имен, отчества.

3. Развитие связной речи. Активизация диалогической речи (беседа об именах); автоматизация звуков в речи; стимулирование собственных высказываний детей – вопросы, ответы, реплики.

4. Совершенствование общей и мелкой моторики: координация речи с движением.

5. Воспитание доброго отношения к себе и окружающим, к своему имени.

Оборудование: крупные цветы из картона по количеству детей, предметные картинки, большой лист бумаги (полянка), аудиокассета с записью классической музыки.

Ход занятия:

Организационный момент.

При входе в кабинет, дети называют любое приятное слово всем присутствующим.

Основная часть. Имя.

На Земле живет много людей – миллиарды. Все люди похожи, но каждый человек неповторим.

Как вы думаете, чем люди отличаются друг от друга?

Люди отличаются друг от друга ростом, цветом кожи, волос и глаз, полом, формой носа и рта, характером, походкой….

И еще у каждого есть что-то такое, чего нельзя увидеть, но что отличает его от других.

(Имя).

Да, у каждого человека есть имя, и оно играет огромную роль в его жизни. По имени, как правило, определяется его пол – мальчик это или девочка, мужчина или женщина (дети приводят примеры).

Беседа «Твое имя»

Тебе нравится твое имя?

Хотел бы ты, чтобы тебя звали по-другому? Как? Почему?

Все имена что-то означают, например, Марина – морская.

Хотите узнать, что обозначают Ваши имена?

Саша (Александр) – мужественный, защитник.

Леша (Алексей) – помощник, защитник.

Максим – величайший.

Дарья – побеждающая.

Екатерина – чистая.

Мария – высокая, превознесенная.

Ольга – святая.

Кристина - христианка, посвященная Христу.

Катя – чистая, непорочная.

Света – светлая, чистая.

Маша-святая, высокая.

Юлия - кудрявая, пушистая, нежная.

Варя – иноземка, скромна, покладиста, трудолюбива.

Семен – услышавший, надежный.

Игра «Назови ласково».

Ребята, имена растут вместе с нами. Сегодня ты маленький, и имя у тебя маленькое: Сашенька, Кристиночка, Машенька,…а когда пойдешь в школу, твое имя станет полным: Александр, Кристина, Мария,…

Давайте поиграем в игру «Назови ласково соседа».

(Дети называют соседа по имени в уменьшительно-ласкательной форме: Даша – Дашенька, Дашуля, Дашутка и т.д.)

Беседа «Полные имена, имя и отчество».

Обращаясь к взрослому человеку, мы обязательно к имени прибавляем его отчество, тем самым проявляем к нему уважение. Когда вы станете взрослыми, к вам тоже будут обращаться по имени отчеству. В русской культуре отчество дается по имени отца.

Саша, как зовут твоего папу? (Толя).

Значит, твое отчество Анатольевич – Александр Анатольевич.

Давайте вместе узнаем и назовем ваше отчество. (Дети называют свое имя и отчество).

На свете очень много разных имен, но встречаются люди, у которых имена одинаковые, вот и в нашей группе есть дети с одинаковыми именами. Вспомним их и перечислим.

Людей с одинаковыми именами называют «тезками».

Физминутка.

Раз, 2,3,4,5,

Отправляемся гулять. Дети ходят врассыпную.

По извилистым дорожкам Идут змейкой за ведущим.

Мы пройдем совсем немножко.

Вправо, влево посмотрели Повороты головы вправо, влево.

И на корточки присели. Присесть на корточки.

Встали дружно, потянулись Стоя на носочках, потянуться, руки

Вверх.

И, как кошечки, прогнулись. Выпрямить спину.

А теперь прыжки на месте Прыжки на месте.

И похлопаем все вместе. Хлопки в ладоши.

В центре (сердцевине цветка) ребенок приклеивает свою фотографию (или пишет свое имя).

С помощью взрослого на лепестках записываются ласкательные имена, которыми называют ребенка в семье, среди друзей, в детском саду.

Если ребенок затрудняется в подборе слов, можно предложить те ласкательные имена, которые он хотел бы услышать от своих близких.

Итог.

Рассматриваются результаты коллективной работы.

Дети называют ласкательные имена, кто их так называет.

Называют ласкательные имена, которые хотели бы услышать.

Закрепляются понятия «тезка», «отчество».


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 68» муниципального образования

г. Братск

Конспект игрового круга общения

«Наши имена»

Подготовительная группа

Подготовила:

Сысоева О. М.

Воспитатель

г. Братск – 2013 год.

Задачи : Самопознание. Формирование адекватных форм поведения.

Повышение самооценки.

Материал : Игрушка – сердечко, куб, музыкальное сопровождение, листы бумаги с буквами (имена детей), цветные карандаши, восковые мелки, мольберт.

Ход :

Ребята, интересно, а вы узнаете друг друга по голосу? Проверим! Встанем в круг. Все закроют глаза, до кого я дотронусь тот, откроет глаза, говорит фразу: «Меня зовут!», а мы отгадываем, кто это (игра «Чей голос?»).

Замечательно, отлично знаете друг друга по голосам. У меня в руках сердечко (игрушка). В сердце человека живут такие чувства, как любовь, доброта, нежность. Я предлагаю его вам! Будем передавать это сердечко по кругу, и называть свое имя ласково.

А теперь передаем сердечко по кругу друг другу, повторяем ласковые имена всех предыдущих соседей и называем свое ласковое имя.

Правда, приятно слышать свое имя, сразу на сердце становится тепло и радостно.

Пройдет время, вы станете взрослыми, и вас будут называть по имени отчеству. Тот, кто услышал свое имя отчество, поприветствует нас рукой (вот так – показ): Алексей Николаевич, Селина Сергеевна, Аркадий Алексеевич, Кирилл Андреевич, Юлия Олеговна, Сергей Михайлович, Никита Максимович, Ринат Тахирович, Виталина Алексеевна, Даниил Владимирович).

Сегодня я предлагаю вам поздороваться друг с другом по–взрослому. Под музыку мы с вами просто прогуливаемся по залу, как только музыка перестает играть, находим себе пару и здороваемся за руку (вот так – показ), называя свое имя и отчество: «Здравствуйте, я …».

А теперь присядем на ковер, так чтобы всем было удобно (снижая динамику голоса и придавая ему таинственность). Мы уже знаем, что мы все разные и у каждого из нас есть свое мнение на любой вопрос. Ответьте, пожалуйста, что вам больше понравилось слышать свое ласковое или взрослое имя? (выслушиваю мнения детей).

Вы все-таки еще дети, поэтому любите, когда вас называют нежно и ласково, но придет время, и вам будет приятно слышать свое большое взрослое имя.

У каждого имени есть своя песенка. Придумайте песенку своему имени, и пропойте нам ее, а мы повторим песенку каждого имени.

– Узнаем, кто был самым внимательным: чьи имена похожи, песенка звучала одинаково? (Юля – Ринат – Кирилл – Сергей; Селина – Никита – Аркаша – Алеша).

– У какого имени самая длинная песенка? (Ви-та-ли-на).

– Поднимите руки те, на чьи имена похоже мое имя Ольга?

Ребята, представьте, если бы ваше имя можно было потрогать руками, каким бы оно было наощупь? (выслушиваю детей ). А если бы ваше имя можно быть понюхать, то чем бы оно пахло? Если бы ваше имя можно было попробовать на вкус, каким бы был вкус? А если бы ваше имя было цветным, то какого цвета оно было бы?

Вот листочки с именами, вы их сами вчера написали по трафарету, предлагаю вам их раскрасить, буквы могут быть одного цвета или разного, в цветочек, в полоску, в клеточку; оранжевые, как апельсин, желтые, красные, как яблок или другими. Такими, какими вы их себе представляете… (дети рисуют под спокойную музыку и вывешивают рисунки на доску ).

Имена получились разными, потому что и вы все разные, но я знаю, что у нас в группе замечательные дети – умные, внимательные, добрые, наблюдательные.

А сейчас поиграем в игру «Послушай и запомни». Я буду говорить о вас, тот, кто узнал, что я говорю о нем, поднимет руку. Остальные запомнят, что я говорила.

Этот мальчик любит рисовать, особенно морских обитателей. У него есть два брата, один старший, другой младший (Ринат).

Он любит собирать конструктор. У него есть старшая сестра, она ходит в первый класс (Сережа).

Эта девочка любит рисовать и лепить. У нее есть младшая сестра, которая ходит в наш детский сад (Юля).

Этот мальчик любит строить постройки из кубиков. У него есть старший брат (Алеша).

Она любит играть на детском компьютере. У нее нет ни брата, ни сестры (Виталина).

Этот мальчик любит играть с мелкими игрушками – динозавриками. У него есть старшая сестра и младший брат (Аркаша).

Эта девочка любит играть в дочки-матери. У нее есть две сестры: старшая и младшая (Селина).

Этот мальчик любит собирать конструктор лего. У него нет ни брата, ни сестры (Даниил).

Он любит строить постройки из деревянных кубиков. У него есть две старших сестры (Кирилл).

А сейчас я задам вопросы, а вы ответьте на них:

Кто любит строить постройки из кубиков (Алеша, Кирилл)

Кто любит играть в дочки-матери? (Селина)

У кого нет братьев и сестер? (Виталина, Даниил)

У кого есть две старшие сестры? (Кирилл)

Кто любит играть с игрушками – динозавриками? (Аркаша)

Кто любит рисовать? (Юля, Ринат)

У кого есть одна старшая сестра? (Сережа)

У кого есть младший брат, который ходит в наш детский сад (Никита).

Как хорошо вы знаете друг друга. Есть повод повеселиться, устроим дискотеку (в центр круга ставят куб). Пока звучит музыка, мы танцуем так, как нам хочется. Но как только кто-то из нас встанет на куб и станет танцевать там, мы все поворачиваемся лицом к нему и выполняем движения, которые он нам показывает. Встать на куб может каждый по очереди, как только он почувствует, что хочет этого. Внимание, дискотека начинается (дети танцуют ).

Мне понравилось, а вам? (если дети перебивают друг друга – давайте сначала послушаем Кирилла, …).

Настроение, каково? (ответы детей). Прекрасно, зарядились радостным, задорным настроение на целый день!


Конспект логопедического занятия для учащихся старшей школы с системным нарушением речи «Имена собственные и нарицательные»

Кормилицына Оксана Владимировна, учитель-логопед, ГБОУ КК специальной (коррекционной) школы-интерната ст-цы Тенгинской.
Описание:
Предлагаю конспект фронтального логопедического занятия для старших школьников с системным нарушением речи (6-7 классы). Конспект может быть полезен для логопедов массовых и коррекционных школ, студентов дефектологических факультетов, родителей, педагогов коррекционных классов.
Цель.
Учить дифференцировать имена существительные собственные и нарицательные.
Задачи.
Упражнять в написании имен собственных с большой буквы.
Учить использовать кавычки в именах собственных.
Обогащать пассивный и активный словарь.
Развивать связную речь.
Воспитывать интерес к занятиям.
Оборудование: мультимедийная презентация, скороговорка, мяч, карточки для индивидуальной работы.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята!
Начинаем наше занятие, садитесь.
Доскажи словечко.
В классе нашем …. тишина.
А за окнами… зима.
Заниматься …интересно,
Станет многое…известным,
Непонятное …. понятным.
Грамотно писать …приятно.
2. Речевая разминка.
Разучивание скороговорки.
Рима сыграла романс на рояле, Рома сыграл романс на гитаре.
Произносим с разным темпом и силой голоса.
Какие имена людей встречается в этой скороговорке?
Рима, Рома.
3. Сообщение темы занятия.
У каждого человека есть собственные имена. (Называю имена детей в классе). Это имена собственные. Нас окружают многочисленные предметы. Назовите их. (парта, ручка, доска и т. д.) Эти предметы называют слова – имена существительные нарицательные. Сегодня мы поговорим об именах существительных собственных и нарицательных.
4. Работа по теме занятия.
Актуализация знаний.
Все предметы называются определенными словами – именами существительными.
Игра с мячом.
1.Ребенок, получивший мяч, называет имя существительное.
Имена существительные нарицательные – это слова, которые являются названием большой группы предметов.
2.Ребенок, получивший мяч, называет имя существительное нарицательное.
Имена существительные собственные - называют конкретный предмет или явление.
Каждый из вас уникален и один единственный. И у каждого из вас есть имена, отчества и фамилии.
Ученики встают и называют свои имена, отчества и фамилии.

Имена существительные собственные пишутся с большой буквы.
Какие еще слова относятся к именам собственным?
Дети перечисляют группы имен собственных.
Клички животных, названия городов, стран, поселков, улиц, рек, озёр, водопадов, гор, названия газет, журналов, фильмов.
Пальчиковая гимнастика.
Хлопки в ладоши.
Раз, два, три, четыре, пять.
Научился я считать.
Стучим, чередуя кулак, ребро.
Посчитаю петушка,
Курочку, еще щенка.
Нашу елку во дворе.
Ну и папу на крыльце.
Пальцы сжимаем в кольцо поочередно: большой палец с мизинцем, с безымянным, со средним, с указательным.
Раз, два, три, четыре, пять,
Мне легко вас сосчитать.
Кто из героев этого стихотворения имеет имя клички?
Папа имеет имя, курочка, петушок, щенок – клички.
Как могут звать папу, курочку, петушка, щенка?
(Коля, Ряба, Петя, Пушок)
Просмотр презентации. Работа в тетради.
Откройте тетради. Запишите число и тему занятия.
Имена существительные собственные и нарицательные.
- У кого из вас живут домашние питомцы? Как их зовут? Какие они?
Например, у меня живет во дворе собака Дружок. Она большая, черная и лохматая. Очень любит играть
Ответы детей.
Кошка Мурка. Слайд 2.

-Ребята, в каком крае мы живем? В какой станице расположен наш интернат?
Краснодарский край, станица Тенгинская.
Станица Тенгинская, Краснодарский край. Слайд 3.
Запись предложения в тетрадь. Подчеркиваем заглавную букву в имени собственном.
-У нас в станице течет река. Как она называется?
Река Лаба. Слайд 4.
Запись предложения в тетрадь. Подчеркиваем заглавную букву в имени собственном.
-С Краснодарским краем соседствуют одна из удивительных стран – Абхазия. В Абхазии есть озеро, знаменитое на весь мир своей красотой.
Озеро Рица, Абхазия. Слайд 5.

Там же много красивейших водопадов. У них тоже есть имена. Один из них это водопад Молочный. Называется он так потому, что его вода бурлит и по цвету напоминает молоко.
Водопад Молочный, Абхазия. Слайд 6.
Запись предложения в тетрадь. Подчеркиваем заглавную букву в именах собственных.
-Бухта это - небольшая часть моря, залива, озера, водохранилища, обособленная от открытых вод частями суши, например,выступами берегов...
Бухта Инал, это часть Черного моря.
Бухта Инал, Черное море. Слайд 7.
Запись предложения в тетрадь. Подчеркиваем заглавную букву в именах собственных.
-В хорошую погоду, нам с вами видны макушки гор. Кто из вас знает, как они называются?
Горы Кавказа. Слайд 8.
Запись предложения в тетрадь. Подчеркиваем заглавную букву в имени собственном.
Физкультминутка.
Отложили мы тетрадку.
Раз, два, три, четыре, пять. (Ходьба на месте.)
Дружно сделаем зарядку,
Надо сесть, и тут же встать, (Приседания.)
И коленочки достать. (Наклоны.)
Поскакать потом на месте.
Дружно, улыбаясь, вместе!(Прыжки.)
Вдох и выдох. И опять
Будем думать и писать,
На вопросы отвечать.(Дети садятся за парты.)
Дифференциация имен существительных собственных и нарицательных.
Работа с деформированным предложением.

Составить предложение из слов. Подчеркнуть имена собственные. Ученик записывает предложение на доске, остальные учащиеся – в тетрадь.
Марина. Живет. Школьная. На улице.
Марина живет на улице Школьной. Слайд 9.
Названия улиц – имена собственные и пишутся с большой буквы.
Миша. Лабинску. Любит. Гулять. По городу.
Миша любит гулять по городу Лабинску. Слайд 10.
Названия городов– имена собственные и пишутся с большой буквы.
Использование кавычек в именах собственных.
Названия журналов, фильмов, книг, блюд, спортивных команд – это тоже имена собственные. Эти названия не просто пишутся с большой буквы, они заключаются в кавычки.
Например: салат «Винегрет», журнал «Ералаш», кондитерская фабрика «Красный Октябрь» , мультфильм «Бременские музыканты». Слайд 11.
Полина читает книгу Андрея Сергеевича Некрасова «Приключения капитана Врунгеля». Слайд 12.
Назовите имена существительные собственные.
Почему в предложении используют кавычки?
Ответы детей.
Названия книг при письме заключаются в кавычки.
Дыхательная гимнастика.
Сделать глубокий вдох через нос. Тут же выдохнуть воздух медленной ровной струей через рот, губы вытягиваем трубочкой. Выполнить 3, 4 раза. Выполняется стоя.
Работа по карточкам.
1 группа.
Исправить ошибки в тексте, подчеркнуть имена существительные собственные, поставить, где нужно кавычки.
Вечерами вся семья комаровых собирается вместе. Папа читает газету сельская новь. Бабушка вера с мамой смотрит сериал след. Маленький коля ест мороженое пломбир.
2 группа.
Исправить ошибки в тексте, подчеркнуть имена существительные собственные поставить, где нужно кавычки.
Вечерами вся семья комаровых собирается вместе. Папа читает газету «сельская новь». Бабушка вера с мамой смотрит сериал След. Маленький коля ест мороженое «пломбир».
3 группа.
Исправить ошибки в тексте, подчеркнуть имена существительные собственные.
Вечерами вся семья Комаровых собирается вместе. Папа читает газету «Сельская новь». Бабушка вера с мамой смотрит сериал «След» . Маленький коля ест мороженое «Пломбир».
Проверка работы по карточкам. Оценка проделанной работы.
5. Итог.
Что такое имена существительные нарицательные, собственные?
Как пишутся имена существительные собственные?
Как пишутся названия книг, фильмов, конфет?
Что нового, интересного узнали на занятии?
Большую букву мы пишем всегда
В больших, уникальных и важных словах:
В фамилиях, отчествах и именах,
В названиях стран, рек, морей,океанов
В названиях улиц, проспектов, журналов.
Кавычки поставим в названьях последних.
Кавычки поставим без всяких сомнений
В названиях фильмов, салатов, конфет,
Спортивных команд, стадионов, газет. Слайд 13.
Вы отлично сегодня поработали. Все молодцы!

Презентация на тему: Имена существительные собственные и нарицательные

Тема : Наши имена и фамилии

Цель: дать знания о том, что у каждого человека есть свои имя и фамилия, которые отличают их от других людей; познакомить с историей возникновения фамилий; повышать самооценку.

Ход занятия

Ребята, вы помните, когда вы в первый раз пришли в детский сад. Помните, как знакомились с ребятами? Как вы запоминали своих друзей? (По внешнему виду, по одежде, по имени)

У каждого человека есть имя. Произнесите каждый свое имя. (Дети по кругу представляются: Я Оля. Я Саша. Я Катя. Я Вася...) Как красиво звучат ваши имена!

Ребята, а по имени можно узнать, кто это? Мальчик или девочка? Мужчина или женщина? (Ответы детей) Есть имена мужские и женские, девичьи и мальчишечьи. Пока ты маленькая, тебя зовут Катя, а когда ты вырастешь, тебя будут называть Екатериной. Сейчас тебя зовут Вова, а взрослым ты будешь Владимир. Каждое детское имя можно назвать по-взрослому. Каждое имя можно назвать ласково. Как называют вас ласково ваши родители и воспитатели? (Лена, Леночка, Еленочка, Аленушка; Надя, Надюша, Наденька и т. д.)

У каждого имени есть своя древняя история. Существует словарь русских имен. (Воспитатель находит имена детей, читает в словаре, что обозначает каждое имя.) Имя говорит о человеке многое. Называя малыша, родители тщательно подбирают имя, хотят видеть ребенка в будущем здоровым, сильным, добрым, красивым, умным.

Людмила (милая людям)

Владимир (борец за мир)

Имя ребенка выбирают родители, а фамилию никто не выбирает. Фамилия переходит от прадедов и дедов.

Можно прожить без фамилии? Очень трудно, у нас в группе два Павлика, три Кати, три Саши. Как же их всех различить?

Когда-то очень давно на Земле людей было не очень много, у каждого было имя, чтобы различать друг друга. Но людей становилось все больше и больше. Стали придумывать фамилии.

В селе Грибановка жили Грибановы, в селе Гончарное жили Гончаровы, в селе Веселушки жили Веселовы.

Придумывали фамилии и по профессиям. У кузнеца фамилия Кузнецов, у столяра - Столяров, у плотника - Плотников.

Часто придумывали фамилии по имени отца. Сын Ивана - Иванов, сын Степана - Степанов и т. д.

Фамилии исстари переходят от отца.

У каждого человека есть имя, отчество и фамилия. Когда человеку исполнится 14 лет, ему выдают паспорт - документ, удостоверяющий личность каждого человека. Имя каждый ребенок получает такое, какое придумают его родители. Отчество переходит от отца. И фамилия переходит от отца.

Как зовут по имени, отчеству ваших родителей? (Дети называют.)

У каждого из вас тоже есть отчество. Когда вы вырастете, вас будут уважительно называть: Елена Ивановна, Владимир Андреевич, Марина Александровна и т.д.

Когда к человеку относишься с уважением, называешь его по имени, отчеству. Дети обращаются к воспитателю, учителю по имени, отчеству: Надежда Васильевна, Мария Ивановна и на «Вы». А к сверстникам дети обращаются по имени. Но и к сверстникам следует обращаться уважительно. Не надо друзей называть грубо. Важно произносить имена ласково, дружелюбно.

Какое имя тебе больше нравится: ласковое или грубое? (Спросить у каждого ребенка: Леночка - Ленка, Ванечка - Ванька, Сашенька - Сашка.)

Невежливо грубо называть своих друзей. Еще хуже дразнить их, придумывать клички. Каждое имя по-своему красиво. Но не имя красит человека, а человек - имя. Сколько на земле прославленных имен, которые знают все.

Александр - великий поэт А. Пушкин,

Валентина - первая женщина-космонавт В. Терешкова,

Петр - государь Земли Русской Петр I,

Владимир - великий князь, борец за мир и справедливость на Руси, и многие другие.

Вы вырастете и станете хорошими людьми, сделаете много добрых дел для всех людей и прославите свое имя и свою фамилию.

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования «Город Архангельск»

«Детский сад комбинированного вида №118 «Калинушка»

Конспект урока для 1 класса

«Я и моё имя»

подготовила:

воспитатель

Бовина Наталья Анатольевна

Архангельск – 2012г.

Цель: содействие самопринятию себя и своего имени.

Задачи

Образовательные:

    Закреплять представления детей об имени и отчестве.

    Продолжать учить детей обращаться друг к другу по имени, к взрослым - по имени и отчеству.

    Упражнять детей в образовании уменьшительно-ласкательных форм собственных имён существительных, отчества от имен собственных мужского рода.

Развивающие:

    Развивать зрительное восприятие, память, мелкую моторику через упражнение в копировании отдельных букв и слов.

Воспитательные:

    Воспитывать дружеские взаимоотношения друг к другу, уважение к взрослым.

    Способствовать гармонизации осознания ребёнком своего имени.

Словарь

Активный: имена детей группы, семья, день рождения.

Пассивный: отчество, свидетельство о рождении.

Предварительная работа:

    Беседы с детьми «Все мы такие разные», «Что означает твоё имя», «Моё полное имя, фамилия, отчество», «Мой первый документ».

    Дидактические игры: «Угадай, кто позвал», «Имя растёт», «Отгадай отчество».

    Дидактические упражнения: «Раскрась имя», «Выложи своё имя», «Напиши как я».

    Поисковая деятельность детей и родителей – объяснение значений имён, оформление листа представления «Я и моё имя».

    Создание группового альбома «Я и моё имя».

Демонстрационный материал : кукла-малыш, свидетельство о рождении, шар-сердце, фотографии.

Раздаточный материал : атрибуты разных профессий, 1/2альбомного листа, фломастеры.

План:

1часть - 3 мин

2 часть – 17 мин

3 часть – 5 мин

Вопросы и задания:

    Как называются люди, которые живут вместе, заботятся друг о друге, любят друг друга?

    О чём задумаются родители при рождении малыша?

    Как называется документ, в котором я могу узнать всё о вас?

    Как вы думаете, свидетельство о рождении есть у всех? А зачем оно каждому человеку?

    Игра «Ласковые имена».

    Сказка для детей «Как растёт имя».

    Дети, скажите, зачем нужны имена?

Ход занятия :

1 часть . Воспитатель: Я рада видеть всех детей здоровыми, весёлыми, в хорошем настроении. Мне очень хочется, чтоб такое настроение у нас у всех сохранилось до вечера. А для этого мы должны чаще улыбаться и радоваться друг другу. Давайте улыбнёмся друг другу. Какие у всех сразу стали весёлые лица!

Дети проходят на стулья.

Воспитатель: Ребята, как называются люди, которые живут вместе, заботятся друг о друге, любят друг друга?

Ответы детей: семья.

2 часть . Воспитатель держит в руках куклу-малыша и рассказывает:

В одной дружной семье появился малыш. Глядя на своего малыша, родители сразу начинают над чем-то задумываться.

О чём задумываются родители?

Ответы детей: какое имя дать ребёнку.

Воспитатель: Правильно, родители думают, как же им назвать малыша, какое имя дать, ведь имя остаётся с малышом навсегда.

Ваши родители тоже долго-долго думали, давайте посмотрим, что у них получилось. Почему вас так назвали?

Рассказы детей о своём имени.

Воспитатель: Имя нам даёт отраду,

Дарит счастье и удачу,

Оттого узнать бы надо,

Что же наше имя значит?

Каждое имя что-то означает, как-то переводится: Лев – царь зверей, Маша – родная, Аделина - … и т.д. Что означает имя - Светлана?

Замечательно всем малышам в ваших семьях дали отличные имена. А как называется документ, в котором я могу узнать всё о вас?

Ответы детей: свидетельство о рождении.

Воспитатель: Что написано в этом документе? (показывает его)

Ответы детей: день рождения, имя ребёнка, имена родителей, страна и город рождения.

Воспитатель: Как вы думаете, свидетельство о рождении есть у всех? А зачем оно каждому человеку?

Ответы детей: чтобы знать и не забывать свой день рождение, город в котором родился и т.д.

Воспитатель: Даже у Натальи Анатольевны есть оно.

Воспитатель предлагает детям встать в круг и проводит разминку:

«Собрались все дети в круг

Ты мой друг и я твой друг.

Крепко за руку возьмёмся

И друг другу улыбнёмся!»

Воспитатель: Когда мы хотим сделать человеку приятно, доставить ему радость или хотим похвалить за что-нибудь, как мы его называем?

Ответы детей: ласково, с улыбкой.

Воспитатель: Дети, давайте, поиграем в игру «Ласковые имена».

Цель: упражнять детей в образовании уменьшительно-ласкательных форм собственных имён существительных.

Дети передают по кругу шар в виде сердца и называют соседа ласковым именем. Например: Лёвушка, Настенька, Мишенька и т.д.

Воспитатель: Ласковое имя лучше мягкого пирога!

Воспитатель: А теперь, ребята, я хочу вам рассказать сказку, которая называется «Как растёт имя».

Оказывается всё растёт: росточек вырастает в большое дерево, цыплёнок превращается в петуха или курицу, мальчик и девочка вырастая, становятся взрослыми мужчиной и женщиной. Имя растёт вместе с нами.

Перед детьми выставляется ряд фотографий воспитателя в разные жизненные этапы (1 год, 5 лет, 10 лет, 20 лет, взрослый возраст).

Воспитатель: Давным-давно… в городе Архангельске у молодых родителей родилась здоровенькая девочка и назвали её Наташенька, мама звала Натальюшка, папа просто Туся. Шло время, пошла девочка в детский сад, потом в школу. Звали её уже Наташа, Наталья, друзья иногда называли Натали. Девочка долго думала кем стать, когда вырастет, где работать, и решила, что будет работать с маленькими детьми в детском саду и стала воспитателем. И теперь все зовут Наталья Анатольевна. Имя сопровождает человека всю жизнь. Вы, растёте, и вместе с вами растёт имя. Машенька станет Марией, Настенька - Анастасией. Юленька, как тебя будут звать? А когда вы станете взрослыми, вас будут называть по имени и отчеству. Отчество образуется от имени отца, отчество нам дарит папа. Например, Виктор – Викторовна, Павел- Павловна. Какое отчество у тебя? (обращается к ребёнку)

Дидактическое упражнение «Мы выросли».

Цель: упражнять детей в образовании отчества от имён собственных мужского рода.

Воспитатель: Дети, представим, что прошло много, много лет и мальчики и девочки превратились во взрослых людей и стали врачами и учителями, строителями и моряками.

Дети одевают атрибуты разных профессий и представляются (врачом парикмахером, актрисой, моряком, продавцом, военным).

Воспитатель: Наталья Анатольевна пришла на приём к главврачу больницы. Здравствуйте, я Наталья Анатольевна, а вы?

Дети: Я, Ярослав Васильевич, очень приятно. И т.д.

Воспитатель: Очень приятно было с вами со всеми познакомиться, уважаемые взрослые.

3 часть. Воспитатель: А сейчас пройдите к столам, мы с вами «взрослые» попробуем написать своё имя и прочитать его.

Дети выполняют задание (копируют с образца своё имя) и вместе с воспитателем читают его.

Воспитатель: Дети, скажите, зачем нужны имена?

Ответы детей: чтобы обращаться друг другу, знать каждого и т.д.

Воспитатель: Будь же всегда достоин

Имени своего.

Будь прям, и правдив, и спокоен,

И с честью носи его!

Список используемой литературы

    Грушко Е.А., Медведев Ю.М. Энциклопедия русских имён. – М.: Изд-во ЭКСМО - Пресс, 2000.

    Давай поиграем! Тренинговое развитие мира социальных взаимоотношений детей 3-4 лет: Пособие – конспект для практических работников ДОУ / Авт.-сост. И.А. Пазухина. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005.

    Курочкина И.Н. Этикет для дошкольников: пособие для родителей / И.Н. Курочкина. - М.: Просвещение, 2007.

    Мулько И.Ф. Социально-нравственное воспитание детей 5-7 лет. Методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера, 2004.

    Мулько И.Ф., Заозерская Н.И. Учусь жить среди людей. Программа и методическое пособие по нравственно-этическому воспитанию детей дошкольного возраста.- Изд. Пресс, 2001.

    С чего начинается Родина. (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ)/ Под ред. Л.А. Кондрыкинской. - М.: ТЦ Сфера, 2003. (Серия «Вместе с детьми».)

    Шорыгина Т.А. Стихи и сказки об именах. М: ТЦ Сфера, 2002. (Серия «Вместе с детьми».)

    Я, Ты, Мы. Программа социально-эмоционального развития дошкольников /Сост.: О.Л. Князева.- М.: Мозаика-Синтез, 2003.