Мендель грегор иоганн краткая биография. Биография Грегора Менделя: основатель генетики

  • 23.09.2019

Грегор Мендель, настоящее имя Иоганн Мендель - известный австрийский ботаник-биолог и первооткрыватель генетики, выявивший закономерность моногенного наследования. Родился в июле 1822-го года в Австрийской империи в небольшом поселении Хейнцендорф, ныне принадлежащем Чехии. Родители были крестьянами, а кроме Иоганна в семье было еще две дочери. Спустя пару дней после рождения, его крестили по местным обычаям.

Интерес к биологии мальчик стал проявлять к 7-ми годам, тогда он помогал отцу и работал садовником. После окончания сельской школы, проучился менее двух лет в институте Ольмюца на философском отделении. В 1843-м году решил постричься в монахи и направился на службу в Августинский монастырь в городе Брюнн. Именно там после посвящения принял имя Грегор. На протяжении 4-х лет с 1844-го по 1848-й года обучался в богословском институте, после чего получил сан священника.

Параллельно со службой в монастыре изучал самостоятельно множество наук, а в институте не раз заменял преподавателей по математике и греческому языку. Следует отметить, что до первых 1850-х годов у Менделя были серьезные проблемы с геологией и биологией. Несмотря на значительный интерес в сторону этих дисциплин, давались они ему крайне тяжело. Однажды по экзамену по биологии он получил неуд, и пришлось заново пересдавать, а геологию и вовсе пересдавал три раза.

С 1849-го два года преподавал в гимназии греческий и латинский языки, также единожды был признан лучшим учителем математики. В 1851-м году поступил в Венский университет, где изучал естественную историю у самого Унгера, ведущего цитолога того времени. В австрийской столице Грегор впервые на серьезном уровне заинтересовался гибридизацией растений, исследуя разные типы гибридов, их потомков и статистические соотношения.

В середине 1850-х получил престижную вакансию на должность преподавателя истории и физики в Высшей Брюннской школе. Однако в то время он был не дипломированным специалистом, а попытки сдать, наконец, экзамены в университете окончились неудачей, в итоге единственным несданным была биология. Поэтому Грегор остался монахом, правда, позже получил сан аббата. Провал в университете также плохо сказался на его учительской карьере, поскольку ему предложили оставить должность преподавателя в Высшей школе и продолжить работу в обычной крестьянской.

Несмотря на фатальные неудачи в области биологии, в 1856-м году Мендель, вдохновленный изучением изменения признаков флоры, начал свои исследования на горохе в монастырском саду. Он самостоятельно сформулировал каноны, объясняющие процесс наследования, которые сейчас известны как законы Менделя.

В марте 1865-го Грегор изложил все опыты и результаты на бумагу и отправил их в брюннское Общество естествоиспытателей. Через полтора года изучений труда начинающего ботаника, его очерки были опубликованы в ученом томе «Естественные работы» и отосланы в 120 университетских библиотек по всему миру. Тем не менее, открытые Менделем законы не сильно интересовали современных биологов, даже после того, как он за свои деньги сделал 40 оттисков и отправил их ведущим ботаникам Европы.

Вскоре ученый начал экспериментировать на растении ястребинке, а затем на пчелах, однако результаты были далеки от тех, что он получал с горохом. Дело было в разных методах скрещивания, которые тогда еще не были известны. В конце концов, Мендель сам разуверился в правильности своего открытия. И только в XX веке с развитием генной инженерии была осознана важность и первостепенность выявленных ученым законов.

До конца жизни Мендель оставался непризнанным гением биологии. Скончался в январе 1884-го года.


В начале ХIХ века, в 1822 году, в Австрийской Моравии, в деревушке Ханцендорф, в крестьянской семье родился мальчик. Он был вторым ребёнком в семье. При рождении его назвали Иоганном, фамилия отца бала Мендель.

Жилось нелегко, ребенка не баловали. С детства Иоганн привык к крестьянскому труду и полюбил его, в особенности садоводство и пчеловодство. Как пригодились ему навыки, приобретённые в детстве.

Выдающиеся способности обнаружились у мальчика рано. Менделю было 11 лет, когда его перевели из деревенской школы в четырехклассное училище ближайшего городка. Он и там сразу проявил себя и уже через год оказался в гимназии, в городе Опаве.

Платить за учебу и содержать сына родителям было трудно. А тут ещё обрушилось на семью несчастье: отец тяжело пострадал – ему на грудь упало бревно. В 1840 Иоганн окончил гимназию и параллельно – школу кандидатов в учителя. В 1840 Мендель окончил шесть классов гимназии в Троппау (ныне г. Опава) и в следующем году поступил в философские классы при университете в г. Ольмюце (ныне г. Оломоуц). Однако, материальное положение семьи в эти годы ухудшилось, и с 16 лет Мендель сам должен был заботиться о своем пропитании. Не будучи в силах постоянно выносить подобное напряжение, Мендель по окончании философских классов, в октябре 1843, поступил послушником в Брюннский монастырь (где он получил новое имя Грегор). Там он нашел покровительство и финансовую поддержку для дальнейшего обучения. В 1847 Мендель был посвящен в сан священника. Одновременно с 1845 года он в течение 4 лет обучался в Брюннской теологической школе. Августинской монастырь св. Фомы был центром научной и культурной жизни Моравии. Помимо богатой библиотеки, он имел коллекцию минералов, опытный садик и гербарий. Монастырь патронировал школьное образование в крае.

Несмотря на трудности, Мендель продолжает учебу. Теперь уже в философских классах в городе Оломеуц. Тут учат не только философии, но и математике, физике – предметам, без которых Мендель, биолог в душе, не мыслил дальнейшей жизни. Биология и математика! В наши дни это сочетание неразрывно, но в 19 веке казалось нелепым. Именно Мендель был первым, кто продолжил в биологии широкую колею для математических методов.

Он продолжает учиться, но жизнь тяжела, и вот настают дни, когда по собственному признанию Менделя, “дальше переносить подобное напряжение не под силу”. И тогда в его жизни наступает переломный момент: Мендель становится монахом. Он отнюдь не скрывает причин, толкнувших его на этот шаг. В автобиографии пишет: “Оказался вынужденным занять положение, освобождающее от забот о пропитании”. Не правда ли, откровенно? И при этом ни слова о религии, боге. Неодолимая тяга к науке, стремление к знаниям, а вовсе не приверженность к религиозной доктрине привели Менделя в монастырь. Ему исполнился 21 год. Постригавшиеся в монахи в знак отрешения от мира принимали новое имя. Иоганн стал Грегором.

Был период, когда его сделали священником. Совсем недолгий период. Утешать страждущих, снаряжать в последний путь умирающих. Не очень – то это нравилось Менделю. И он делает все, чтобы освободиться от неприятных обязанностей.

Иное дело учительство. Будучи монахом, Мендель с удовольствием вел занятия по физике и математике в школе близлежащего городка Цнайм, однако не прошел государственного экзамена на аттестацию учителя. Видя его страсть к знаниям и высокие интеллектуальные способности, настоятель монастыря послал его для продолжения обучения в Венский университет, где Мендель в качестве вольнослушателя проучился четыре семестра в период 1851-53, посещая семинары и курсы по математике и естественным наукам, в частности, курс известного физика К. Доплера. Хорошая физико-математическая подготовка помогла Менделю впоследствии при формулировании законов наследования. Вернувшись в Брюнн, Мендель продолжил учительство (преподавал физику и природоведение в реальном училище), однако вторая попытка пройти аттестацию учителя вновь оказалась неудачной.

Интересно, что Мендель дважды сдавал экзамен на звание учителя и … дважды проваливался! А ведь он был образованнейшим человеком. Нечего говорить о биологии, классиком которой Мендель вскоре стал, он был высокоодаренный математик, очень любил физику и отлично знал её.

Провалы на экзаменах не мешали его преподавательской деятельности. В городском училище Брно Менделя-учителя очень ценили. И он преподавал, не имея диплома.

В жизни Менделя были годы, когда он превращался в затворника. Но не перед иконами склонял он колена, а… перед грядками с горохом. С 1856 Мендель начал проводить в монастырском садике (шириной в 7 и длиной в 35 метров) хорошо продуманные обширные опыты по скрещиванию растений (прежде всего среди тщательно отобранных сортов гороха) и выяснению закономерностей наследования признаков в потомстве гибридов. В 1863 он закончил эксперименты и в 1865 на двух заседаниях Брюннского общества естествоиспытателей доложил результаты своей работы. С утра и до самого вечера трудился он в маленьком монастырском садике. Здесь с 1854 по 1863 год провел Мендель свои классические опыты, результаты которых не устарели по сей день. Своим научными успехами Г.Мендель обязан также и необычайно удачным выбором объекта исследований. Всего в четырёх поколениях гороха он обследовал 20 тысяч потомков.

Около 10 лет шли опыты по скрещиванию гороха. Каждую весну Мендель высаживал растения на своем участке. Доклад “Опыты над растительными гибридами”, который был прочитан брюнским естествоиспытателям в 1865 году, оказался неожиданностью даже для друзей.

Горох был удобен по различным соображениям. Потомство этого растения обладает рядом чётко различимых признаков - зелёный или жёлтый цвет семядолей, гладкие или, напротив, морщинистые семена, вздутые или перетянутые бобы, длинная или короткая стеблевая ось соцветия и так далее. Переходных, половинчатых "смазанных" признаков не было. Всякий раз можно было уверенно говорить "да" или "нет", "или - или", иметь дело с альтернативой. А потому и оспаривать выводы Менделя, сомневаться в них не приходилось. И все положения теории Менделя уже никем не были опровергнуты и по заслугам стали частью золотого фонда науки.

В 1866 в трудах общества вышла его статья "Опыты над растительными гибридами", которая заложила основы генетики как самостоятельной науки. Это редкий в истории знаний случай, когда одна статья знаменует собой рождение новой научной дисциплины. Почему принято так считать?

Работы по гибридизации растений и изучению наследования признаков в потомстве гибридов проводились десятилетия до Менделя в разных странах и селекционерами, и ботаниками. Были замечены и описаны факты доминирования, расщепления и комбинирования признаков, особенно в опытах французского ботаника Ш. Нодена. Даже Дарвин, скрещивая разновидности львиного зева, отличные по структуре цветка, получил во втором поколении соотношение форм, близкое к известному менделевскому расщеплению 3:1, но увидел в этом лишь "капризную игру сил наследственности". Разнообразие взятых в опыты видов и форм растений увеличивало количество высказываний, но уменьшало их обоснованность. Смысл или "душа фактов" (выражение Анри Пуанкаре) оставались до Менделя туманными.

Совсем иные следствия вытекали из семилетней работы Менделя, по праву составляющей фундамент генетики. Во-первых, он создал научные принципы описания и исследования гибридов и их потомства (какие формы брать в скрещивание, как вести анализ в первом и втором поколении). Мендель разработал и применил алгебраическую систему символов и обозначений признаков, что представляло собой важное концептуальное нововведение. Во-вторых, Мендель сформулировал два основных принципа, или закона наследования признаков в ряду поколений, позволяющие делать предсказания. Наконец, Мендель в неявной форме высказал идею дискретности и бинарности наследственных задатков: каждый признак контролируется материнской и отцовской парой задатков (или генов, как их потом стали называть), которые через родительские половые клетки передаются гибридам и никуда не исчезают. Задатки признаков не влияют друг на друга, но расходятся при образовании половых клеток и затем свободно комбинируются у потомков (законы расщепления и комбинирования признаков). Парность задатков, парность хромосом, двойная спираль ДНК - вот логическое следствие и магистральный путь развития генетики 20 века на основе идей Менделя.

Судьба открытия Менделя - задержка на 35 лет между самим фактом открытия и его признанием в сообществе - не парадокс, а скорее норма в науке. Так, спустя 100 лет после Менделя, уже в период расцвета генетики, подобная же участь непризнания в течение 25 лет постигла открытие Б. Мак-Клинток мобильных генетических элементов. И это несмотря на то, что она, в отличие от Менделя, была ко времени своего открытия высоко авторитетным ученым и членом Национальной Академии наук США.

В 1868 Мендель был избран настоятелем монастыря и практически отошел от научных занятий. В его архиве сохранились заметки по метеорологии, пчеловодству, лингвистике. На месте монастыря в Брно ныне создан музей Менделя; издается специальный журнал "Folia Mendeliana".



Грегор Мендель краткая биография австрийского биолога и ботаника изложена в этой статье. Он основоположник учения о наследственности, позже названного по его имени менделизмом.

Грегор Мендель биография кратко

Родился Иоганн Мендель в 1822 г. в бедной семье крестьянина в небольшой деревушке в Австрийской империи (сегодня это территория Чехии).

Иоганн окончил гимназию, затем двухгодичные философские курсы. В 1843 г. Мендель поступил в монастырь августинцев в г. Брно, где принял духовный сан и получил своё второе имя – Грегор. Позже он отправился в Вену, где провёл два года, изучая в университете естественную историю и математику, после чего в 1853 г. вернулся в монастырь. Где заниматься садоводством и выпросил под садик небольшой огороженный забором участок. Много лет своей жизни он посвятил изучению генетики.

Будучи в Вене, Мендель заинтересовался процессом гибридизации у растений и в, частности, разными типами гибридных потомков и их статистическими соотношениями. С 1856 по 1863 он ставил опыты на горохе, а в результате сформулировал законы наследования («законы Менделя»).

В 1865 г. опубликовал работу «Опыты над растительными гибридами», в которой изложил основные законы наследственности. Сам Гендель был уверен, что совершил величайшее открытие. Но ученые его идеи высмеяли, и он оставил научные занятия и стал настоятелем монастыря.

Имя: Грегор Мендель (Gregor Mendel)

Возраст: 61 год

Деятельность: ученый-биолог, основоположник генетики

Семейное положение: не был женат

Грегор Мендель: биография

Грегор Мендель – ученый монах и набожный исследователь, выдающаяся личность, которой удалось, будучи аббатом, войти в историю «отцом» генетики. При жизни его труды не получили признания современников, но потомки начала ХХ века, исследовавшие вопросы наследственности, однозначно указали на биолога-августинца как предтечу всех помыслов в этой области.

Детство и юность

О ранних годах в биографии ученого известно мало. Родился 20 июля 1822 года в Хейнцендорфе, историческая область Силезия, территориально относившаяся к Австрийской империи (ныне – село Гинчице, Чехия). Часто в источниках указывают вместо дня рождения крещение будущего монаха – 22 июля, что ошибочно.


Второй ребенок в крестьянской семье Антона и Розины, где также родились дочери Вероника и Терезия. Имел немецко-славянские корни. Земля, где жила семья, принадлежала роду Менделей свыше века. Сегодня отчий дом ученого превращен в музей.

Любовь к природе проявил в раннем возрасте. Увлеченно подрабатывал садовником, будучи мальчишкой, занимался пчеловодством. Рос слабым ребенком – на протяжении учебы часто пропускал месяцы занятий из-за болезней. Покончив с образованием в сельской школе, поступил в гимназию Троппау (ныне чешский город Опава), где проучился 6 классов.


Затем на протяжении 3 лет изучал практическую и теоретическую философию и физику в институте Ольмюца (ныне чешский университет Палацкого в Оломоуце). Интересный факт, что в это же время факультет естественной истории и сельского хозяйства возглавил Иоганн Карл Нестлер, интересовавшийся исследованием наследственных признаков растений и животных, например, овец.

Мендель тяжело переносил финансовую несостоятельность, потому что не мог оплачивать образование. Чтобы брат учился дальше, Терезия отдала собственное приданое. Позже Грегор сполна вернул долг, оказав поддержку трем племянникам – сыновьям сестры. Двое из юношей под его протекторатом впоследствии стали докторами.


В 1843-м Мендель решает постричься в монахи. В большей степени это решение продиктовано не набожностью фермерского сына, а тем, что духовные лица получали образование бесплатно. По его словам, монашеская жизнь избавила от «вечного беспокойства о средствах к существованию». После пострига в Августинском монастыре Святого Фомы в Брюнне (ныне чешский Брно) получил имя Грегор, Грегор Иоганн Мендель, и сразу же приступил к учебе в богословском институте. В 25 лет получил сан священника.

Наука

Мендель, естествоиспытатель и в то же время религиозный деятель, фигура неординарная. Пикантности ситуации добавляет то, что изучаемая им в будущем область дала начало новой научной дисциплине, раскладывающей теорию божественного замысла на геномы. Тяга Грегора к знаниям всепоглощающая. Непрестанно читал тома научной литературы, заменял педагогов на уроках в местной школе. Мужчина мечтал сдать экзамен на преподавателя, но провалился по геологии и биологии.


В 1849-1851 годах преподавал студентам Зноймской гимназии языки и математику. Позже переехал в Вену, где до 1853-го сам обучался естественной истории в Венском университете под патронажем ботаника и одного из первых цитологов Франца Унгера и физике у знаменитого Кристиана Доплера.

По возвращении в Брюнне преподавал эти дисциплины в Высшей реальной школе, хоть и не был дипломированным специалистом. В 1856-м снова пытался сдать экзамены на педагога, но вновь не сдал биологию. В этом же году Мендель серьезно увлекается научными опытами с растениями, интерес к гибридизации которых проявил еще в Вене. На протяжении 7 лет, до 1863 года, Грегор экспериментировал с горохом в монастырском саду и в эти годы совершил открытия.


Работы по гибридизации растений проводились задолго до Менделя, но лишь ему удалось вывести закономерности и структурировать основные тезисы работы, которыми генетики будут пользоваться вплоть до 70-х годов ХХ века.

В более чем 10 тыс. экспериментов участвовали свыше 20 разновидностей гороха, отличавшихся цветками и семенами. Титанический труд, учитывая, что каждую горошину нужно осматривать вручную. Для передачи в скрещенных формах лишь одного признака «сморщенный-гладкий» Грегор отсмотрел более 7 тыс. горошин, а таких признаков в работе было 7.

Полученные знания легли в основу учения о наследственности, на котором базируется генетика. В 1865-м опубликовал научный доклад «Опыты над растительными гибридами» в одном из томов Общества брюннских естествоиспытателей, где сформировал основные закономерности наследования, вошедшие в историю как законы Менделя.


Обобщенно полученные монахом сведения звучат так:

  • Гибриды первого поколения одинаковы и носят доминантный признак одного из родителей. Например, скрещивая горох с белыми и красными цветками, рождается потомство только с красными соцветиями.
  • Гибриды второго поколения расщепляются, то есть делятся на тех, кто получит доминантные признаки родителя, и тех, кто получил рецессивные не случайно, а в математически выраженном соотношении.
  • Оба признака встречаются в разных комбинациях и существуют обособленного, при этом гибрид с проявленным доминантным признаком может быть носителем рецессивных задатков и, наоборот, которые проявятся в следующих поколениях.
  • Мужские и женские гаметы объединяются случайно, а не в соответствии с задатками, которые они несут.

Грегор был уверен, что исследовательские достижения имели фундаментальное значения для развития науки, поэтому заказал десятки оттисков работы и разослал видным ботаникам того времени. Увы, современников публикация не заинтересовала. Только профессор университета в Мюнхене Карл фон Негели посоветовал проверить теорию на других видах.


Мендель совершил ряд экспериментов по скрещиванию на иных растениях и насекомых – любимых с детства пчелах. К сожалению, Грегора ждало разочарование. По стечению обстоятельств и выбранный им вид растения, и пчелы имели особенности процесса оплодотворения и могли размножаться партеногенезом – «девственным путем». Из-за этого данные, полученные на опытах с горохом, не подтвердились.

Его вклад в науку оценили гораздо позже – в начале ХХ века, когда в 1900 году ряд ученых независимо друг от друга озвучили постулаты, выведенные Менделем еще в предшествовавшем столетии. Этот год принято обозначать годом рождения науки генетики. Роль менделизма в ней велика.


Советский генетик Борис Астауров описал научные поиски Грегора так:

«Судьба классической работы Менделя превратна и не чужда драматизма. Хотя им были обнаружены, ясно показаны и в значительной мере поняты весьма общие закономерности наследственности, биология того времени еще не доросла до осознания их фундаментальности.
Сам Грегор Мендель с удивительной проницательностью предвидел общезначимость обнаруженных на горохе закономерностей. Прошло еще несколько лет, и он ушел из жизни, не предчувствуя, какие страсти будут бушевать вокруг его имени и какой славой оно, в конце концов, будет покрыто».

Религия

Мендель принял монашеский постриг в 21 год по причинам, связанным в том числе с решением материальных затруднений и доступом к знаниям. Из-за ограничений, налагаемых избранным путем, принял целибат, и понятие личной жизни для него отсутствовало. В католической традиции духовные лица хранят обет безбрачия, поэтому жены у Менделя не было, равно как и детей.


В 25 лет стал священником в Августинском монастыре Святого Фомы, который являлся культурным и научным центром региона. Аббат Кирилл Напп поощрял интерес своей братии к науке, монахи курировали образование школьников на окрестных территориях. Мендель также с удовольствием учил детей и был любимым педагогом. В монастырском саду он проводил ставшие знаменитыми опыты по гибридизации.


В 1868-м, после смерти духовного наставника Наппа, Мендель занимает пост аббата Старобрненского (Августинского) монастыря. С этого же года масштабные научные поиски завершились, уступив место хлопотам о вверенном святом месте. Грегор занимался административной работой, вступил в полемику со светской властью за введение дополнительных налогов для религиозных учреждений. Пост занимал до конца жизни.

Смерть

Аббат Мендель скончался в 1884-м из-за хронического нефрита, в 61 год. На месте аббатства, которому служил почти 40 лет, позже открыли музей его имени. Могила находится в Брно. Ее венчает памятник со словами, принадлежавшими монаху:

«Мое время еще придет».

Мендель (Mendel) Грегор Иоганн (22.07.1822, Хейнцендорф – 06.01.1884, Брюнне), австрийский биолог, основоположник генетики. Учился в школах Хейнцендорфа и Липника, затем в окружной гимназии в Троппау. В 1843 окончил философские классы при университете в Ольмюце и постригся в монахи Августинского монастыря св. Фомы в Брюнне (ныне Брно, Чехия). Служил помощником пастора, преподавал естественную историю и физику в школе. В 1851–53 был вольнослушателем в Венском университете, где изучал физику, химию, математику, зоологию, ботанику и палеонтологию. По возвращении в Брюнн работал помощником учителя в средней школе до 1868, когда стал настоятелем монастыря.

В 1856 Мендель начал свои эксперименты по скрещиванию разных сортов гороха, различающихся по единичным, строго определённым признакам (например, по форме и окраске семян). Точный количественный учёт всех типов гибридов и статистическая обработка результатов опытов, которые он проводил в течение 10 лет, позволили ему сформулировать основные закономерности наследственности – расщепление и комбинирование наследственных «факторов». Мендель показал, что эти факторы разделены и при скрещивании не сливаются и не исчезают. Хотя при скрещивании двух организмов с контрастирующими признаками (например, семена жёлтые или зелёные) в ближайшем поколении гибридов проявляется лишь один из них (Мендель назвал его «доминирующим»), «исчезнувший» («рецессивный») признак вновь возникает в следующих поколениях. Сегодня наследственные «факторы» Менделя называются генами.

О результатах своих экспериментов Мендель сообщил Брюннскому обществу естествоиспытателей весной 1865; год спустя его статья была опубликована в трудах этого общества. На заседании не было задано ни одного вопроса, а статья не получила откликов. Мендель послал копию статьи К. Негели, известному ботанику, авторитетному специалисту по проблемам наследственности, но Негели также не сумел оценить её значения. И только в 1900 забытая работа Менделя привлекла к себе всеобщее внимание: сразу три учёных, Х. де Фриз (Голландия), К. Корренс (Германия) и Э. Чермак (Австрия), проведя почти одновременно собственные опыты, убедились в справедливости выводов Менделя. Закон независимого расщепления признаков, известный теперь как закон Менделя, положил начало новому направлению в биологии – менделизму, ставшему фундаментом генетики.

Сам Мендель, после неудачных попыток получить аналогичные результаты при скрещивании других растений, прекратил опыты и до конца жизни занимался пчеловодством, садоводством и метеорологическими наблюдениями.

Среди трудов учёного – «Автобиография» (Gregorii Mendel autobiographia iuvenilis, 1850) и ряд статей, включая «Эксперименты по гибридизации растений» (Versuche uber Pflanzenhybriden, в «Трудах Брюннского общества естествоиспытателей», т. 4, 1866).