Мозаичность культуры. Мозаичная культура и западное мышление

  • 28.06.2020

«Русская культура – это созерцание целого»
ИВАН ИЛЬИН

Термин, определяющий особенность восприятия у современного человека (получавшего образование в обществе либерально-западного типа), когда информация произвольного масштаба и свойства имеет для него одинаковую ценность.

Рождение понятия

Социальный психолог Абраам Моль, один из первых, кто широко использовал это понятие, пишет:


знания складываются из разрозненных обрывков, связанных простыми, чисто случайными отношениями близости по времени усвоения, по созвучию или ассоциации идей. Эти обрывки не образуют структуры, но они обладают силой сцепления, которая не хуже старых логических связей придает «экрану знаний» определенную плотность, компактность, не меньшую, чем у «тканеобразного» экрана гуманитарного образования. …

Возникновение мозаичной культуры тесно связано с прессой… знания формируются в основном не системой образования, а средствами массовой коммуникации.



Средства массовой информации


фактически контролируют всю нашу культуру, пропуская ее через свои фильтры, выделяют отдельные элементы из общей массы культурных явлений и придают им особый вес, повышают ценность одной идеи, обесценивают другую, поляризуют таким образом все поле культуры. То, что не попало в каналы массовой коммуникации, в наше время почти не оказывает влияния на развитие общества.



сообщение всегда должно иметь уровень понятности, соответствующий коэффициенту интеллектуальности примерно на 10 пунктов ниже среднего коэффициента того социального слоя, на который рассчитано сообщение.

Современное использование понятия

Термин мозаичная культура широко использует современный социолог Кара-Мурза:


Гуманитарная культура передавалась из поколения в поколение через механизмы, генетической матрицей которых был университет. Он давал целостное представление об универсуме - Вселенной, независимо от того, в каком объеме и на каком уровне давались эти знания (советский букварь был построен по типу университета - для малыша). Скелетом такой культуры были дисциплины (от латинского слова, которое означает и ученье, и розги). Напротив, мозаичная культура воспринимается человеком почти непроизвольно, в виде кусочков, выхватываемых из омывающего человека потока сообщений.


Эпоха Интернета приводит к распространению знаний - и одновременно к росту информационного шума.


В хаосе информационных сообщений, как бы изощренно не подавались они СМИ, просматривается проклятие XX века - мозаичная культура. Иными словами - среднестатистический гражданин современности знает обо всем понемногу. Его не пугают ни Интернет, ни цифровое неравенство, ни электронный бизнес, ни электронное правительство. Обо всем он уже наслышан, хоть толком так до сих пор и не знает, ни что оно означает, ни для чего нужно.


Рождение понятия

Социальный психолог Абраам Моль, один из первых, кто широко использовал это понятие, пишет:

знания складываются из разрозненных обрывков, связанных простыми, чисто случайными отношениями близости по времени усвоения, по созвучию или ассоциации идей. Эти обрывки не образуют структуры, но они обладают силой сцепления, которая не хуже старых логических связей придает «экрану знаний» определенную плотность, компактность, не меньшую, чем у «тканеобразного» экрана гуманитарного образования. …

Возникновение мозаичной культуры тесно связано с прессой … знания формируются в основном не системой образования, а средствами массовой коммуникации.

Средства массовой информации

фактически контролируют всю нашу культуру, пропуская ее через свои фильтры, выделяют отдельные элементы из общей массы культурных явлений и придают им особый вес, повышают ценность одной идеи, обесценивают другую, поляризуют таким образом все поле культуры. То, что не попало в каналы массовой коммуникации, в наше время почти не оказывает влияния на развитие общества.

сообщение всегда должно иметь уровень понятности, соответствующий коэффициенту интеллектуальности примерно на 10 пунктов ниже среднего коэффициента того социального слоя, на который рассчитано сообщение.

Современное использование понятия

Термин мозаичная культура широко использует современный социолог С. Кара-Мурза :

Гуманитарная культура передавалась из поколения в поколение через механизмы, генетической матрицей которых был университет. Он давал целостное представление об универсуме - Вселенной, независимо от того, в каком объеме и на каком уровне давались эти знания (советский букварь был построен по типу университета - для малыша). Скелетом такой культуры были дисциплины (от латинского слова, которое означает и ученье, и розги). Напротив, мозаичная культура воспринимается человеком почти непроизвольно, в виде кусочков, выхватываемых из омывающего человека потока сообщений.

В хаосе информационных сообщений, как бы изощренно не подавались они СМИ, просматривается проклятие XX века - мозаичная культура. Иными словами - среднестатистический гражданин современности знает обо всем понемногу. Его не пугают ни Интернет, ни цифровое неравенство, ни электронный бизнес , ни электронное правительство. Обо всем он уже наслышан, хоть толком так до сих пор и не знает, ни что оно означает, ни для чего нужно.

Примечания

См. также

Ссылки

  • Глотов М. Б. Социодинамическая концепция «мозаичной культуры» А. Моля как прообраз её виртуальной модели // Виртуальное пространство культуры. Материалы научной конференции 11-13 апреля 2000 г. . - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. - С. 64-66.
  • Жукова Е. Д.

Трансформации культурных систем происходят на протяжении всей истории человечества. Так, античность перешла в Средневековье, которое затем заменило Новое время. В наши дни культура также переживает существенную трансформацию, суть которой, по мнению Л.Г. Ионина, состоит в переходе от иерархичной моностилистической культурной модели к неупорядоченной полистилистической.

Полистилистическая культура формируется под влиянием всемирного перехода от индустриальной к постиндустриальной стадии развития, выражаемой в процессах глобализации и информатизации всей социокультурной сферы. Так, параллельно информатизации начинает существовать тенденция «виртуализации» социальных процессов и явлений, а человек существует в виртуальной жизни, двигаясь от жизни тела к жизни сознания. При этом человеческое общение всё чаще происходит не на материальном (телесном), а на виртуальном (информационном) уровне.

Таким образом, происходит радикальное изменение современной культуры, глобализационные процессы которой ведут к взаимодействию локальных культур, изолированных ранее друг от друга. В полистилистической культуре ставится под сомнение системность и иерархичность культурных явлений, а между самими культурными подсистемами возникают новые отношения и связи.

Данная тенденция была обнаружена французским социопсихологом А. Молем, который в 1973 году написал работу «Социодинамика культуры». В данном труде он определил понятие мозаичной культуры – культуры, которая состоит из большого количества соприкасающихся фрагментов знаний, не образующих между собой логическую конструкцию. В теории Моля центральное понятие – это понятие «экрана знаний», который определяется исходя из таких критериев, как:

  • обширность (эрудиция);
  • плотность (связность и мобильность);
  • глубина (теоретичность);
  • оригинальность (выражение новой точки зрения на происходящее событие).

Особое значение в мозаичной культуре имеет именно глубина, то есть толщина ткани ассоциаций, которые устанавливаются в процессе мышления. В гуманитарной культуре существуют жесткие системы смыслов и ценностей, а ее экран является строго упорядоченной сетью этих ценностей, образующих систему образования. При этом чтобы овладеть новым понятием, нужно использовать его ассоциацию с уже известными родственными понятиями.

В свою очередь мозаичная культура сформирована под воздействием обильного, непрерывного и беспорядочного потока информации, который главным образом распространяют средства массовой информации. Такой непомерно возросший объем знаний очень тяжело поддается структурированию, что постепенно приведет к разрушению упорядоченности знания. Это объясняется тем, что экран мозаичной культуры состоит из разрозненных обрывков сообщений, связанных простыми случайными отношениями близости по созвучию, по времени или по ассоциации идей. Данные обрывки не могут образовать иерархичную структуру, но благодаря силе сцепления они придают экрану знаний определенную компактность и плотность, присущую экрану гуманитарной культуры. Таким образом, мозаичная культура является культурой кроссвордов и телевикторин, поскольку человек знает обо всём понемножку, не задумываясь при этом о взаимосвязи фактов.

Случайный характер распространения сообщений в мозаичной культуре вызывает приливы и спады интересов общества к тем либо иным идеям, подхватываемым и распространяемым средствами массовой информации. Так формируется «общественное мнение», состоящее зачастую из стереотипов и предрассудков, не имеющих под собой абсолютно никакой теоретической базы.

Понятие «мозаичная культура»: что это?

Замечание 1

Мозаичная культура – это особый термин, который был введен для интерпретации социокультурной ситуации, которая возникла в середине 20 века. Исследователь, который ввел данное понятие и изучил причины его возникновения – французский социопсихолог Абраам Моль (1920-1992 гг.). Среди его работ наиболее известными являются «Теория информации и эстетическое восприятие» и «Социодинамика культуры».

Именно Абраам Моль первым высказал предположение о том, что ситуация в сфере культуры полностью изменилась: она обладает некоторой «мозаичностью», причем не только в своем формировании, но и в восприятии человеком. Произошло это по причине того, что теперь человеку открылись пути и источники информации, которые ранее считались фантастическими (телевидение, Интернет). Из-за большого количества источников объемы информации также увеличиваются, и мир воспринимается не как целостная картинка, а как части паззла: «Мозаичное, калейдоскопическое восприятие мира».

Средства трансляции информации и культурных ценностей действуют на психику человека как гипноз: сознание в целом отказывается воспринимать целостную картину, и мир предстает как фрагментарная действительность. По этой причине создателям новостей и ньюсмейкерам проще подменять понятия именно в таких фрагментах, а не в целостном потоке информации.

Определение 1

Таким образом, мозаичная культура – это термин, который определяет особенности в восприятии человеком информации произвольного масштаба. Современный человек при этом характеризуется как дитя урбанизации и глобализации, которое получило образование в обществе либерально-западного типа. По этой причине информация и ее фрагменты имеют для него одинаковую ценность, и он не стремится оценивать каждый элемент как отдельную и независимую единицу.

Понятие «экран знаний» в теории мозаичной культуры

Тенденция фрагментарности знаний и информации, предложенная Абраамом Молем и описанная в теории мозаичной культуры очень быстро развилась. Продолжая анализировать причины и последствия распада информационного потока на соприкасающие фрагменты без логической конструкции, Абраам Моль вывел еще одно, очень значимое понятие – «экран знаний». Оно определяется, основываясь на несколько ключевых критериев:

  1. Обширность знаний, которая может быть проанализирована и воспринята человеком только при условии, что он достаточно образован и эрудирован;
  2. Плотность – информация должна быть связна и мобильна в случае перехода от одной системы к другой (это касается общественной системы, сферы культуры, политического режима);
  3. Глубина – информация имеет более теоретический уклон, человеку необходимо не только воспринимать ее, но и при помощи полученной информации применять ее на практике, усваивая знания и набираясь опыта;
  4. Оригинальность – выражение совершенно уникальной, новой точки зрения, которая может поменять мнение о происходящих процессах и событиях.

Как отметил сам Абраам Моль, для мозаичной культуры особое значение имеет именно теоретический уклон информации, ее глубина. Это крайне необходимо для развития интеллекта, создания ассоциативных связей и элементов, которые позволяют воспринимать мир на качественно новом уровне. Например, в гуманитарной науке уже есть свои достаточно строгие системы, которые направлены на упорядочение сетей ценностей и смыслов. Именно они образуют систему знаний и образования, которой должен овладеть человек, достигнув определенного возраста.

Причины возникновения и характер распространения мозаичной культуры

Как мы уже отметили ранее, мозаичная культура возникла в связи с появлением большого количества источников информации и знаний. Человек, стремясь воспользоваться ими всеми, не учитывает, что возможности его мозга не безграничны. Именно поэтому им очень обрывочно воспринимается большое количество информации из разных источников. Эффективнее было бы восприятие нескольких основных источников, чем стремление изучить множество узконаправленных.

Таким образом, мозаичная культура сформировалась под воздействием непрерывного и хаотичного потока информации. Главный ее источник – средства массовой информации, которые достигли пика своего развития в 21 веке, и продолжают дальше совершенствоваться. Такое большое количество знаний и информации, к тому же, с трудом поддается структурированию, что постепенно приводит к разрушению упорядоченности знания.

Экран мозаичной культуры в современном мире состоит из бесчисленного количества разрозненных обрывков информационных сообщений, которые связаны случайными и очень примитивными отношениями (например, созвучность, ассоциативность идеи). Из-за такой примитивности разум человека также способен воспринимать и интерпретировать лишь максимально упрощенную информацию. Это приведет к тому, что он будет неспособен воспринимать более сложные тексты или генерировать идеи, которые смогут кардинально повлиять на окружающую его ситуацию.

Еще одна черта мозаичной культуры – ее фрагменты не образуют иерархичную систему. Но сила сцепления между знаниями позволяют характеризовать структуру как компактную и плотную, которая присуща экрану более широкой культуры – гуманитарной. Таким образом, мозаичная культура является так называемой культурой телевикторин, розыгрышей, кроссвордов. Ее называют именно так, потому что человек знает о каждой сфере обрывочно, понемногу, не задумываясь о возможной взаимосвязи фактов и их зависимости друг от друга.

Замечание 2

Как мы указали ранее, мозаичная культура имеет случайный характер распространения сообщений внутри самой себя. Это вызывает периодические «приливы» и «спады» интереса социума к тем или иным идеям, мыслям, мнениям. Но если средства массовой культуры будут акцентировать свое внимание на тех или иных элементах, то человек будет снова заинтересован в них, ведь если об этом говорят в новостях, значит это свежо и актуально.