Памятник петру 1 медный всадник. История одного шедевра: «Медный всадник» Фальконе

  • 09.05.2019

Скульптура появилась на этом месте более двухсот лет назад, но интерес к ней настолько живой и непреходящий, будто воплощенная в этом творении легендарная государственная личность совсем недавно стала частью нашей истории. Впрочем, удивляться этому не приходится: современная Россия переживает такой подъем и одновременно сталкивается с такими глобальными вызовами, что нынешнее время многие нередко сравнивают с петровской эпохой.

Есть у Медного всадника и своя история – насыщенная событиями и фактами, мифами и легендами. Поиск литейщиков, скептицизм многих мастеров, что такой памятник вообще возможно создать, сложности с доставкой огромного камня в качестве пьедестала и другие моменты не оставляют никаких сомнений – возводился он, если можно так сказать, в суете и трудностях. Однако отлитый в металле Петр Великий достойно преодолел их, дойдя до наших дней в первозданном виде, символизируя собой величие и могущество Отечества.

Вместо памятника Екатерине II

Памятник Медный всадник мог и не увидеть свет, если бы не добрая воля императрицы Екатерины II. Точнее её мудрый и дальновидный расчет.

Для Софии Августы Фредерики Ангальт-Цербстской великий предшественник на российском престоле был безусловным авторитетом во всём. Инициируя различные реформы или приглашая в Петербург талантливейших литераторов, художников и скульпторов, самодержица подражала Петру I. Она была человеком прогрессивным и с готовностью впитывала всё новое в науке и философии. Не зря эпоха государыни Екатерины Алексеевны вошла в отечественную историю под названием «век просвещенного абсолютизма», а еще как «союз философов и монархов».

Заслуги великой императрицы были оценены еще при жизни. Современники даже заговорили о возведении памятника в ее честь. Идея быть увековеченной в бронзе или любом другом металле, конечно же, льстила бывшей прусской принцессе, ставшей во главе крупнейшей страны мира. Но в конечном итоге она решила увековечить для потомков не себя, а именно Петра, вошедшего в историю как царь-реформатор. Тем самым она намеревалась закрепить в общественном сознании мысль, что её преобразования – это продолжение петровских реформ, и что она достойный их продолжатель. В пользу этого решения говорил и календарь: как раз приближался 100-летний юбилей восшествия на трон Петра I, и лучшей даты для реализации этой идеи было не найти.

Подавив тешившие самолюбие мечты о собственном монументе, Екатерина Великая распорядилась отлить памятник своему предшественнику. Задача была поручена русскому скульптору, архитектору и художнику Бартоломео Растрелли, однако подготовленный им вариант императрице не понравился. Что же делать? На помощь пришли французские философы Вольтер и Дени Дидро, с которыми просвещенная царица вела активную переписку, и мнение которых явилось для нее особенно ценным. Они посоветовали обратиться к услугам именитого французского скульптора Этьена-Мориса Фальконе. В 1766 году Дмитрий Алексеевич Голицын, служивший полномочным министром при дворе Людовика XV, вручил 50-летнему Мастеру официальное приглашение в Россию.

Фальконе слыл человеком умным, деликатным, утонченным и бескорыстным, всю жизнь мечтавшим проявить свой талант в монументальном искусстве. Он понимал, что такого шанса ему может больше не представиться и потому безоговорочно принял предложение российского дипломата, посулившего за работу всего 200 тысяч ливров – вознаграждение для такого грандиозного проекта более чем скромное. В августе 1766 года уладили все формальности: подписали контракт, в котором обговорили общий вид и размеры монумента, сумму гонорара и сроки выполнения заказа, а также обязательство скульптора не отвлекаться на другие заказы, пока он будет работать над памятником Петру Первому.

Как создавался Медный всадник

Предложения о том, как должен выглядеть отлитый в металле император, звучали самые разные. Иван Иванович Бельской, руководивший Российской Академией искусств, предлагал изваять его с жезлом в руке и во весь рост. Статский советник Штелин видел Петра, окружённого другими статуями, аллегорически изображающими Победу, Правосудие, Благоразумие и Трудолюбие, и которые своими ногами подпирали бы худшие человеческие качества – Обман, Зависть, Леность и Невежество. Свою идею подала и Екатерина II: она считала, что Петр непременно должен быть с жезлом и скипетром и восседать на коне.

Фальконе не захотел воплощать в монументе ни образ монарха-победителя, ни изображения аллегорий. Он считал, что его работа должна показать Петра I, прежде всего, как выдающуюся личность – личность благодетеля и созидателя своей страны. Над гипсовой моделью Медного всадника он трудился на территории бывшего временного Зимнего дворца императрицы Елизаветы Петровны, находившегося на углу Невского проспекта и набережной Мойки (резиденция до наших дней не сохранилась). Мастеру «позировали» гвардейский офицер, а также Бриллиант и Каприз – два статных скакуна «орловской» породы. Француз внимательно наблюдал, как гвардеец буквально взлетал на одном из них на помост, ставя коня на дыбы, и по ходу делал многочисленные зарисовки. Императрица особенно придирчива была к модели головы Петра I, из-за чего скульптор её несколько раз переделывал.

Свой проект головы предложила и 17-летняя Мари-Анн Колло, ученица Фальконе, которую он привез с собой в Россию в качестве подмастерья. Это решило проблему: эскиз Екатерине понравился. Причем настолько, что за проделанную работу девушке назначили пожизненное жалованье в 10 тысяч ливров и приняли в Российскую Академию художеств. В ее исполнении лицо императора, озаренное глубокой мыслью, с широко открытыми глазами, выражало мужество и волю. А вот над змеей, что под ногами коня, работал русский скульптор Федор Гордеев.

Итак, гипсовая модель Медного всадника не без трудностей и горячих споров к 1769 году была изготовлена. Казалось бы, все сложности позади. Но впереди ждали новые испытания. Во-первых, государыне модель в целом не понравилась, поскольку француз не прислушался к ее предложениям и самовольно избрал облик памятника. Во-вторых, монумент предстояло отлить в бронзе. Фальконе рассчитал, что он будет сохранять равновесие только в том случае, если его передние стенки выполнить очень тонкими, не больше сантиметра. Отечественные литейщики с такими выкладками не соглашались. Браться за работу они не хотели еще и по причине колоссальных размеров скульптуры. Иностранных же мастеров ничего не пугало, однако за свои услуги они требовали весьма немалые деньги.

Спустя некоторое время литейщик, наконец-то, нашелся. Им оказался Емельян Хайлов, пушечных дел мастер. Совместно с французским скульптором он подбирал сплав нужного состава и делал пробы. Непосредственно отливка памятника стартовала в 1774 году и проводилась по невероятно сложной технологии. Необходимо было добиться, чтобы передние стенки в толщине своей непременно уступали задним, что придавало бы композиции необходимую устойчивость. Но вот незадача: труба, по которой расплавленная бронза поступала в форму, вдруг лопнула, испортив верхнюю часть монумента. Её пришлось удалить и еще три года затратить на подготовку ко второй заливке. В этот раз фортуна им улыбнулась, и всё было готово в срок и без происшествий.

В память об успешном завершении работ Фальконе на складке петровского плаща написал, что именно он в 1788 году «лепил и отливал» эту скульптуру. Тогда же у него вконец разладились отношения с Екатериной II, и скульптор вынужденно покинуть Россию вместе со своей ученицей. С этого момента работами по завершению памятника руководил академик Юрий Матвеевич Фельтен. Именно по его чертежам изготовили приведшую всех в восторг машину, с помощью которой транспортировали «Гром-камень», легший в основу пьедестала Медного всадника.

Кстати, о «Гром-камне». Его нашел в окрестностях деревушки Конная Лахта крестьянин Семен Вишняков, откликнувшийся на обращение в «Санкт-Петербургских ведомостях». Мегалит весил 1600 тонн и когда был извлечен из земли, то оставил после себя огромный котлован. Он заполнился водой и образовался водоем, названный Петровским прудом и сохранившимся до наших дней. Чтобы доставить камень к месту погрузки, нужно было преодолеть почти 8 километров. Но как? Решили дождаться зимы, чтобы подмерзшая почва не проседала под его тяжестью. Транспортировка началась 15 ноября 1769 года и завершилась 27 марта 1770 года (по старому стилю) на берегу Финского залива. К тому моменту здесь построили пристань для отгрузки исполина. Чтобы не терять драгоценное время, камень начали обтесывать по ходу перемещения. Однако императрица запретила его трогать: будущий пьедестал должен прибыть в столицу в естественном виде! Свой нынешний облик «Гром-камень» обрел уже на Сенатской площади, значительно «похудев» после обработки.

Памятник Медный всадник, главный символ Северной Пальмиры, увековечивший Петра Великого на вздыбившейся лошади, был открыт 7 августа 1782 года. В честь долгожданного события состоялся военный парад, которым руководил князь Александр Голицын. Екатерина II на торжества прибыла в шлюпке по Неве. Поднявшись на балкон здания Сената, она надела корону и облачилась в порфир и подала знак, что праздник можно начинать. По горькой иронии судьбы, самого Фальконе на это мероприятие даже не соизволили пригласить.

Монументальное творение французского скульптора впечатлило присутствующих на церемонии величественностью и удивительной законченностью образа. Похоже, даже сама императрица, повелевшая оставить на постаменте надпись «Екатерина II Петру I», успела позабыть, что памятник ей изначально виделся совсем другим. И уж тем более никому не пришло в голову, что за Медным всадником начнет тянуться шлейф мифов и легенд, не говоря уже о просто заслуживающих внимания фактах. Причем едва ли не со дня установки.

Если сторонники царя-реформатора говорили, что монумент воплощает в себе мощь и величие Российской империи, и ни одному врагу, пока всадник находится на своем пьедестале, не удастся её сокрушить, то противники Петра придерживались противоположной точки зрения. Они не преминули заявить, что памятник уж очень напоминает предсказанного в Библии всадника Апокалипсиса, и что его появление в самом сердце столицы – предвестник страданий и смерти по всей стране.

Слава об удивительном памятнике вскоре разнеслась и далеко за пределами Петербурга. В глубинке даже возникла собственная версия его появления. Якобы царь Петр как-то придумал себе развлечение: сел на коня и перескакивал на нем с одного берега реки на другой. «Всё Божье и моё!» – воскликнул он перед первым прыжком. Ту же самую фразу он произнес и перед вторым, тоже удачным. В третий раз государь, перепутав слова, сказал: «Всё моё и Божье!» За такую «дерзость» Всевышний покарал его, обратив в камень, и он навечно остался памятником самому себе.

А вот еще одна легенда – о некоем майоре Батурине. Дело было в Отечественную войну 1812 года, когда наши войска вынужденно отступали и французы вот-вот могли захватить столицу. Чтобы врагу не достались ценнейшие произведения искусства, император Александр I дал указание вывезти их из города. Транспортировке подлежал и памятник Медный всадник. Но тут становится известно, что майору Батурину снится один и тот же сон, в котором он видит себя на Сенатской площади, рядом с монументом. Петр I якобы съезжает на коне с постамента и направляется к Каменному острову, где находилась резиденция государя. Во время встречи он пожурил Александра: «До чего ты, молодой человек, довел мою Россию. Но пока я на месте, городу моему опасаться нечего!» О необычном сне сначала доложили другу царя князю Голицыну, а тот пересказал его императору. Эвакуацию отменили, и памятник остался на месте. Существует мнение – правда, ничем не подтвержденное – что в основу сюжета поэмы «Медный всадник» А. С. Пушкин положил именно это предание. Тот же мотив прослеживается и в романе Ф. М. Достоевского «Подросток».

Широкое распространение в местном фольклоре получил и миф о призраке Петра Великого, привидевшемся сыну Екатерины II Павлу I, пока он еще не был императором. Наследный принц вместе со своим другом князем Куракиным прогуливался в том самом месте, где ныне находится памятник. И тут они увидели завернутого в широкий плащ человека, будто дожидавшегося их. Заговорив с ними, призрак направился к середине площади, показал на место будущего Медного всадника и сказал, что его снова увидят здесь. Прощаясь, он приподнял шляпу, и молодые люди едва ли не онемели от ужаса: таинственным незнакомцем был ни кто иной, как Петр I.

Медный всадник указывает рукой в направлении Швеции. Интересно, что в центре Стокгольма, столицы этой скандинавской монархии, находится памятник противнику Петра в Северной войне – королю Карлу XII, левая рука которого – совпадение? – указывает в сторону России. Еще интересный факт, как бы подтверждающий сон упомянутого майора Батурина. Монумент оставался на своем месте не только в Отечественную войну 1812 года, но и в Великую Отечественную войну 1941-1945 годов. В страшные дни блокады Ленинграда он был обшит досками и бревнами и уложен вокруг мешками с песком. Наша страна, как известно, устояла в обеих этих войнах…

Бронзовый император и его конь за все время своего существования подвергались реставрации только дважды – в 1909 и 1976 годах. Тогда же был произведен анализ при помощи гамма-лучей на предмет состояния каркаса скульптурной композиции. Он показал, что всё в порядке. Внутрь памятника даже поместили капсулу: в ней находятся сообщение о проведённой реставрации и датированная 3 сентября 1976 года газета. В советское же время (1988 год) Государственным банком была выпущена в обращение памятная 5-рублевая монета из медно-никелевого сплава, на которой был изображён Медный всадник. Она весила 19,8 грамма, общий тираж дензнака составил 2 млн экземпляров. Через два года свет увидела еще одна памятная монета, на этот раз номиналом 100 рублей и золотая, 900-й пробы – из исторической серии по случаю 500-летия единого русского государства. На нее также поместили изображение памятника Петру I.

Как добраться

Доехать до Медного всадника можно метрополитеном. Сходите на станции «Адмиралтейская» и, оказавшись на Малой Морской улице, сворачиваете влево и идете мимо Исаакиевского собора. Затем от него поворачиваете направо и идете к Александровскому саду. Сенатская площадь с установленным на ней памятником находится за садом.

Еще вариант: доезжаете на метро до одной из двух станций – «Невский проспект» или «Гостиный двор», выходите к Адмиралтейству и Дворцовой площади и, пройдя мимо, оказываетесь на Адмиралтейском проспекте. Свернув с него влево, доходите до Сенатской площади.

Или, если не хотите идти пешком, по выходу на станции «Невский проспект» пересаживаетесь в троллейбус (номера маршрутов: 1, 5, 10, 11 и 22), выходите на остановке «Почтамтский переулок» и возвращаетесь назад к Конногвардейскому бульвару, преодолев пешим ходом около 500 метров.

Все началось с того, что сенат Российской империи постановил воздвигнуть памятник в честь царствующей императрицы Екатерины II. Однако дальновидная и понимающая толк в политической ситуации и настроении народа Екатерина отказалась от этой почести, заявив, что негоже ставить памятник ей прежде, чем будет увековечен ее великий предшественник Петр I. Сегодня историю создания этого шедевра вспоминают не только в Санкт-Петербурге, но и везде, где есть памятники Петру 1.

Екатерина II задумала создать нечто грандиозное, и ей это удалось. Памятник Петру 1 «Медный всадник» является шедевром А история его создания похожа на приключенческий роман.

Где взять архитектора

К вопросу выбора подходящего мастера Екатерина подошла очень серьезно. В конце концов по рекомендации профессора Парижской академии Дени Дидро, с которым она регулярно переписывалась, и его коллеги Вольтера, мастер был приглашен в Санкт-Петербург. Памятник Петру 1 должен был создать Этьен Морис Фальконе - французский архитектор, пользовавшийся покровительством самой маркизы де Помпадур, которая была узаконенной фавориткой французского короля.

Долгожданная возможность

Фальконе всю жизнь мечтал создать нечто монументальное, но работать ему приходилось со скульптурами обыкновенных размеров. Поэтому будущий автор памятника Петру 1 с радостью заключил контракт, несмотря на небольшую сумму гонорара.

Работу над ним он, по сути, начал еще в Париже. В Россию скульптор приезжает с уже готовым эскизом и полностью сформировавшейся идеей того, как должен выглядеть монумент.

Горячие споры

Однако проблема заключалась в том, что буквально каждый, кто имел хоть какое-нибудь влияние на принятие окончательного решения о композиции статуи, представлял ее по-другому. История памятника «Медный всадник» сохранила некоторые из этих предложений.

Сама Екатерина хотела видеть статую императора, выполненную в древнеримском стиле. Он должен был быть одет в римскую тогу, держать в руках скипетр и всем своим видом излучать величие воина-победителя.

Представитель российской Академии наук, действительный статский советник Яков Яковлевич Штелин тяготел к аллегориям. Он настойчиво предлагал изобразить царя в окружении других статуй, которые по его замыслу должны были олицетворять победу, благоразумие и трудолюбие.

Личный секретарь Екатерины II, Иван Иванович Бецкой, который был президентом Императорской Академии искусств, хотел, чтобы статуя была выполнена в классической позе стоящего во весь рост человека.

Порекомендовавший нанять Фальконе, тоже внес свою лепту в кипящую чашу раздора, предложив выполнить памятник в виде фонтана. Так что существовала вероятность того, что там, где находится памятник Петру 1 сегодня, мог бы красоваться изящный водоем.

А некоторые очень уж креативные советники предлагали, чтобы один глаз императора был направлен на а другой - на Двенадцать коллегий. Страшно представить, каким должно было быть выражение этого лица.

Однако Фальконе не собирался отступать. Он хотел, чтобы первый памятник отражал реальные личные качества императора, а не превратился в трехмерную визуализацию коллажа из льстивых эпитетов государю. И мастеру удалось отстоять свои позиции.

Создание модели

Следующие три года у скульптора ушли на создание гипсовой модели. Он работал вместе с молодой помощницей - своей ученицей Мари Анн Коло, которая вместе с ним приехала из Франции. Много времени Фальконе уделял изучению личности и характера императора. Рассматривал гипсовые бюсты и маски Петра I, сделанные при его жизни.

Скульптор обратился к генералу Мелиссино, который ростом и фигурой был похож на царя, и тот согласился ему позировать. А вот лицо Петра I ваятелю никак не удавалось. Поэтому он поручил эту работу своей 20-летней помощнице Мари Анн.

За ценный вклад в создание памятника Екатерина II распорядилась принять Мари Анн Коло в члены Российской Академии художеств и назначила весьма солидную пожизненную пенсию.

Работа с конем

И вновь скульптору пришлось выдержать противодействие придворных. На этот раз причиной спора стала порода коня, на котором должен был восседать Петр I. Представители знати настаивали на том, что эта фигура должна быть изваяна по подобию лошадей, издавна принятому в античном искусстве.

Но мастер не собирался творить спокойную и торжественно шествующую упряжную лошадь. Памятник Петру 1 на коне должен был стать уникальным. Этьен Морис Фальконе поставил перед собой сложнейшею задачу - изобразить всадника на вздыбленном животном. Для воплощения этой идеи в жизнь был сооружен деревянный помост, на который должен был взлететь наездник, подняв коня на дыбы.

Из царских конюшен были выбраны два великолепных рысака орловской породы. История сохранила даже их клички - Каприз и Бриллиант. Берейторы (это название специалиста, обучающего верховой езде и дрессирующего лошадей) Афанасий Телечников, Хайлов и др. в буквальном смысле слова сотни раз в день взлетали по помосту и благородные животные, послушные воле седока, каждый раз вставали на дыбы, замирая на мгновение.

Вот это самое мгновение и старался уловить Этьен Морис. Он сам замирал на корточках, всматриваясь в трепещущие мускулы на ногах коня, рассматривая изгиб его шеи и гордый взгляд огромных глаз. Все увиденное скульптор сразу же зарисовывал, чтобы позже иметь возможность спокойно работать с моделью.

Сначала он зарисовывал картинки. Памятник Петру 1 был изображен на них с разных ракурсов. Потом переносил свои замыслы на бумагу. И лишь после этого принимался за работу над трехмерной моделью скульптуры.

Не один год продолжались упражнения берейторов. За это время несколько человек успели смениться на данной должности. Но усилия не были потрачены впустую. Памятник Петру 1 «Медный всадник» не имеет аналогов в мире.

Гром-камень

А тем временем параллельно осуществлялся еще один не менее грандиозный проект.

Высота памятника Петру 1 - 10,4 метра. Под стать ему надо было подобрать и подножие. Этьен Морис предполагал, что это должна быть глыба, выполненная в виде волны. Она должна была символизировать то, что Петр I открыл для России доступ к морю.

Однако ничего подходящего найти не могли. Уже рассматривался вариант исполнения пьедестала из нескольких кусков гранита. И тут кто-то предложил объявить конкурс по поиску и доставке подходящего камня. Соответствующее объявление тут же было напечатано в «Санкт-Петербургских ведомостях».

Прошло не так много времени, как появился крестьянин из села Лахты. Он сообщил, что в их лесах есть камень, который соответствует всем описанным требованиям. К тому же крестьяне утверждали, что сам государь император Петр I не единожды поднимался на этот камень, дабы обозреть окрестности.

Утверждение это, кстати, не лишено некоторого основания. Ведь близ села Лахты располагалась усадьба Петра Великого. Однако не суть важно, взбирался когда-то туда император или нет, но к камню была отправлена экспедиция, уполномоченная принять решение, подходит ли он для намеченной цели.

Местные крестьяне называли его Гром-камнем. По преданию давным-давно в скалу ударила молния и отколола этот кусок.

Трудности транспортировки

Гром-камень признали годным служить постаментом, однако его размеры создавали серьезные трудности для транспортировки. Представьте глыбу высотой 8 метров (как трехэтажный дом), длиной 13 метров (как 3-4 стандартных подъезда) и шириной 6 метров. Ни о какой тяжелой технике тогда, понятное дело, не могло быть и речи, а расстояние до Сенатской площади в Санкт-Петербурге (то место, где стоит памятник Петру 1 сегодня) было весьма приличным.

Часть пути предполагалось проделать по воде, но до места погрузки на судно валун надо было протащить по пересеченной местности на расстояние в 8,5 километров.

Выход нашел Иван Иванович Бецкой. По его предложению были сконструированы специальные деревянные рельсы в форме желобов. Их оббили листами меди и приготовили 32 бронзовых шара подходящего диаметра. Механизм должен был работать по принципу действия подшипника.

Вначале была испробована уменьшенная модель. Оригинал должен был быть в десять раз больше. После успешно пройденных испытаний приступили к изготовлению передвижного механизма в натуральную величину.

Наземная часть пути

Тем временем первым делом с камня стали убирать прилипшую землю и другие наслоения. Эта операция позволила облегчить его на 600 тонн. Пятьсот человек солдат и крестьян были ежедневно задействованы в работе по расчистке.

После этого начали расчищать место непосредственно вокруг Гром-камня, обносить его лесами и подготавливать грунт для прокладывания рельсов. Эта работа заняла четыре месяца.

По всему пути следования было необходимо сначала расчищать дорогу шириной в 20 метров, укреплять ее толстыми сваями, и уже поверх этого выкладывать часть разборных рельсов. После того как камень перемещали, с пройденного пути рельсы снимали и переносили вперед.

За продвижением работ по транспортировке гигантского камня следила вся Европа. Это было беспрецедентное мероприятие. Никогда ранее столь огромный монолит не перемещали на столь далекое расстояние.

Нелегкая дорога

С помощью рычагов Гром-камень был водружен на специальную платформу, которую установили на рельсы. Операция эта потребовала много времени и неимоверных усилий, но в конце концов кусок скалы, пролежавший в сырой земле не одно столетие, был оторван от своего места. Так начался его долгий путь в столицу, где на него предстояло установить памятник Петру 1 «Медный всадник».

В желоба рельсов на расстоянии около полуметра друг от друга были установлены тридцать медных шаров. За тем, чтобы ни один из этих шаров не остановился и не приблизился вплотную к соседнему, должны были следить специально назначенные для этого люди. У них были железные шесты, которыми в случае необходимости можно было подтолкнуть или притормозить шарообразную деталь.

За первый рывок конструкцию, нагруженную камнем, удалось сдвинуть на полметра. Во время следующего получилось преодолеть еще несколько метров. А до залива, где предстояло перегрузить Гром-камень на специальную баржу, было около девяти километров….

Чтобы не терять времени даром, 46 каменотесов стали обрабатывать Гром-камень тут же в пути. В их задачу входило придать скале форму, задуманную Этьеном Фальконе. На этом этапе скульптору опять пришлось выдержать изматывающее идейное сражение, так как все придворные в один голос заявляли, что надо оставить камень как есть и ничего в нем не менять.

Однако и в этот раз мастеру удалось настоять на своем. И хотя противники старались представить это как поругание иностранца над красотой российской природы, Екатерина дала разрешение на обработку постамента.

В некоторых источниках указывается, что в дороге валун дал трещину и раскололся на две части. Случилось ли это вследствие производившихся над камнем работ или по каким-либо другим причинам, история умалчивает. Также нам ничего неизвестно и о реакции людей, участвовавших в перевозке, на это происшествие. Восприняли ли они это как катастрофу или, наоборот, как благословение, мы уже не узнаем.

Отвалившуюся часть Гром-камня оставили лежать на поляне, где ее можно увидеть и сегодня, и команда продолжила свой путь к Финскому заливу.

Подготовка к транспортировке по воде

А тем временем на берегу Финского залива сооружали пристань и специальное судно для транспортировки огромного камня. Вес этого груза не выдержала бы ни одна существовавшая тогда баржа. Поэтому талантливый корабельный мастер Григорий Корчебников начал разрабатывать чертежи, по которым должны были построить прам - плоскодонное судно, которое могло удерживать на плаву значительный вес.

Прамы предназначались для перемещения тяжелой артиллерии. По сути это были компактные мобильные крепости, оснащенные по всему периметру пушками. Причем количество орудий могло достигать 38 единиц. Добавьте к этому вес ядер, пороха и людей, которые обслуживали пушки, и вы сможете получить приблизительное представление о грузоподъемности прама.

Однако даже этого было недостаточно. Пришлось конструировать более мощное судно. Для того чтобы иметь возможность погрузить Гром-камень, прам притопили, набрав в него воды. Когда же камень был водворен на судно, воду вычерпали, и началось путешествие по морскому отрезку пути. Плаванье прошло благополучно, и 26 сентября 1770 года камень был доставлен на где находится памятник Петру 1 и сегодня.

Последние этапы работы над памятником

Во время действия всей этой эпопеи с перевозкой Этьен Фальконе не переставал трудиться над скульптурой. Высота памятника Петру 1 поражала воображение горожан. По правде говоря, многие попросту не понимали, зачем возводить такую громадину. Не стоит забывать, что на то время в стране не существовало ни одного памятника кому бы то ни было. И гипсовая модель, выполненная в полном размере, которую все желающие могли свободно посмотреть во дворе мастерской, вызывала немало пересудов.

Но недоумение простых граждан не шло ни в какое сравнение с реакцией мастеров. Когда подошло время начинать отливку статуи, никто не соглашался браться за эту работу.

Фальконе пригласил отлить из бронзы памятник Петру 1, описание которому он дал лишь в общих чертах, одного искусного французского мастера. Однако когда тот приехал и увидел масштабы работы, а также ознакомился с требованиями скульптора, то просто назвал Этьена сумасшедшим и отправился восвояси.

В конце концов Этьену Фальконе удалось найти литейщика, согласившегося взяться за поистине дерзкий проект. Когда шла подготовка к перевозке Гром-камня, детали для механизмов, с помощью которых осуществлялась транспортировка, отливал пушечных дел мастер Емельян Хайлов. Уже тогда Фальконе отметил его старательность и аккуратность. А теперь он предложил ему сотрудничать при отливке самого памятника.

Работа была трудной. Причем дело было не просто в гигантских размерах. Сама конструкция монумента создавала беспрецедентные проблемы. Если вы посмотрите на памятник Петру 1 в Петербурге, то увидите, что у него всего три точки опоры - задние ноги лошади и хвост. Сохранить при этом необходимое равновесие - задача не из легких. А тренироваться возможности не было. У мастеров была всего одна попытка.

Чтобы обеспечить устойчивость скульптуры, Фальконе прибегнул к нескольким оригинальным решениям. Во-первых, он ввел в композицию змею, которую топчет конь, во-вторых, по его замыслу стенки передней части статуи были несоизмеримо тоньше толщины остальной части монумента, и, в-третьих, в круп лошади было дополнительно добавлено четыре тонны железа, чтобы сохранить ее равновесие. Таким образом, Петр 1 на коне должен был быть надежно установлен.

Катастрофа при отливке

Три года продолжались подготовительные работы к отливке статуи. Наконец все было готово, и мастера принялись за дело. Форма памятника находилась в специальном котловане. Несколько выше располагалась плавильная печь, от которой отходили трубы под наклоном. По этим трубам раскаленный металл должен был стекать в форму, равномерно заполняя ее.

Для того чтобы эти трубы не лопнули, под каждой из них разводили костер и непрерывно их подогревали. Но в процессе отливки один из костров погас. Это осталось незамеченным, и остывшая труба дала трещину, сквозь которую начал вытекать расплавленный металл. А это, в свою очередь, повлекло за собой пожар.

Люди кинулись из мастерской врассыпную, Фальконе упал в обморок, и только один Хайлов не растерялся. Он быстро потушил начинающийся пожар, залепил трещину в трубе свежей глиной, сорвал с себя одежду, намочил ее и обмотал вокруг треснувшей трубы.

Это было настоящим подвигом. И не только потому, что Хайлову удалось сохранить хладнокровие в экстренной ситуации. Борьба с огнем была нелегкой. Литейщик получил многочисленные серьезные ожоги и потерял глаз. Но благодаря ему большая часть статуи была спасена.

Памятник Петру 1 «Медный всадник» сегодня

Много исторических событий довелось увидеть бронзовому Петру I, восседающему на навеки вздыбленном коне. Визитной карточкой остается для приезжих в Санкт-Петербург памятник «Медный всадник». Фото на его фоне спешат сделать туристы, лихорадочно щелкая затворами фотоаппаратов. А коренные петербуржцы традиционно приходят сюда, чтобы провести часть свадебной церемонии.

Возможно, вы захотите увидеть памятник «Медный всадник» (Санкт-Петербург) лично. Рассматривая эту работу великого мастера, не позвольте спешке и суете, к которым мы так привыкли, лишить вас наслаждения от внимательного созерцания этой прекрасной скульптуры. Попробуйте обойти ее и всмотритесь в детали с разных сторон. Вы заметите глубину и богатство замысла в этом простом, на первый взгляд, памятнике.

Обратите внимание на детали: вместо седла на спине лошади вы увидите звериную шкуру, а одежда, в которую облачен император, по сути, не существовала ни в одном историческом периоде. Скульптор попробовал совместить исконно русское одеяние с элементами облачения древних римлян. И следует признать, ему это удалось сделать весьма органично.

Рассмотрев памятник «Медный всадник», фото которого столь популярно среди туристов, без спешки, вы увезете из древней столицы не просто очередную фотографию знаменитой достопримечательности, а сможете по-настоящему прикоснуться к историческому прошлому великой страны.

Памятник Медный всадник (Россия) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на майские в Россию
  • Горящие туры по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

Медный всадник на Сенатской площади - не единственный памятник Петру I в Санкт-Петербурге, но, бесспорно, самый известный, давно ставший символом Северной столицы. Уже в конце 18 века с ним связывали множество городских легенд и анекдотов, а в веке 19-м Медный всадник любили упоминать в своих произведениях поэты того времени.

Вопреки своему прозванию, памятник не медный, а бронзовый. А популярное название памятник Петру получил благодаря одноименной поэме Пушкина.

По задумке Екатерины II, заказавшей скульптуру, и ее консультантов, Вольтера и Дидро, Петр должен был предстать в торжественном облике римского императора-победителя с жезлом и скипетром в руках. Однако французский скульптор Этьен Фальконе, приглашенный для работы над памятником, посмел спорить с венценосными особами и показал миру другого Петра, не умаляя при этом ни его полководческие таланты, ни его звание мудрого правителя.

После 16 лет работы 7 августа 1782 г. по старому стилю на огромном постаменте была торжественно установлена конная статуя молодого царя. Памятник стал первым, установленным на городской площади. Петр уверенно восседает на вздыбленном скакуне, укрытом медвежьей шкурой. Животное олицетворяет мятежный, невежественный народ, который покорился императору. Копытами коня раздавлена огромная змея, символизирующая противников реформ, а также служащая дополнительной опорой конструкции. Фигура самого царя выражает силу, стремление и непоколебимость. На гранитной глыбе по приказу Екатерины Великой высечено посвящение на двух языках, русском и латинском: «Петру I Екатерина II лета 1782».

На гранитной глыбе, на которой установлен памятник, по приказу Екатерины Великой высечено посвящение на двух языках, русском и латинском: «Петру I Екатерина II лета 1782».

Интересная история связана с камнем, на который водружен монумент. Он был найден крестьянином Семеном Вишняковым на расстоянии около 9 км от площади. На место установки памятника Гром-камень доставили с помощью поистине уникального для той поры приспособления, работающего по принципу подшипника. Первоначально глыба весила около 1600 тонн. Затем по проекту Фальконе ее обтесали и придали форму волны, олицетворяющей мощь России как морской державы.

История создания памятника

А еще много историй и баек до сих пор ходит вокруг жеста императора. Правая рука Петра повелительно вытянута вперед, левой он крепко держит поводья. Некоторые говорят, что рука указывает вниз, на место, где «город будет заложен». Другие считают, что Петр смотрит в сторону Швеции - страны, с которой он так долго и упорно воевал. В 19 веке родилась одна из самых интересных версий. Она утверждает, что правая рука Петра на самом деле обращена в сторону Невы. Локтем левой он указующе тычет в сторону Сената, который в 19 веке выполнял функцию Верховного Суда. Истолкование жеста таково: лучше утопиться в Неве, чем судиться в Сенате. Уж очень коррумпированное это было в те времена заведение.

Адрес: Сенатская площадь, м. «Невский проспект», «Адмиралтейская».

Памятник Петру I ("Медный всадник") расположен в центре Сенатской площади. Автор скульптуры - французский скульптор Этьен-Морис Фальконе.
Место расположения памятника Петру I выбрано не случайно. Рядом находятся основанное императором Адмиралтейство, здание главного законодательного органа царской России - Сената. Екатерина II настаивала на размещении памятника в центре Сенатской площади. Автор скульптуры, Этьен-Морис Фальконе, поступил по своему, установив "Медный всадник" ближе к Неве.
По приказу Екатерины II Фальконе пригласил в Санкт-Петербург князь Голицын. Советовали обратиться именно к этому мастеру профессора Парижской академии живописи Дидро и Вольтер, вкусу которых Екатерина II доверяла.
Фальконе было уже пятьдесят лет. Он работал на фарфоровом заводе, но мечтал о большом и монументальном искусстве. Когда поступило приглашение о возведении в России памятника, Фальконе не раздумывая 6 сентября 1766 года подписал контракт. Его условия определяли: памятник Петру должен состоять из "главным образом конной статуи колоссального размера". Гонорар скульптору предложили достаточно скромный (200 тысяч ливров), другие мастера просили в два раза больше.

В Санкт-Петербург Фальконе прибыл со своей семнадцатилетней помощницей Мари-Анн Колло.
Видение памятника Петру I автором скульптуры разительно отличалось от желания императрицы и большинства русской знати. Екатерина II ожидала увидеть Петра I с жезлом или скипетром в руке, восседающим на коне подобно римскому императору. Статский советник Штелин видел фигуру Петра в окружении аллегорий Благоразумия, Трудолюбия, Правосудия и Победы. И. И. Бецкой, руководивший работами по сооружению памятника, представлял его фигурой во весь рост, с удерживаемым в руке полководческим жезлом. Фальконе советовали направить правый глаз императора на Адмиралтейство, а левый - на здание Двенадцати коллегий. Посетивший в 1773 году Санкт-Петербург Дидро задумывал памятник в виде фонтана, украшенного аллегорическими фигурами.
Фальконе же задумал совсем иное. Он оказался упрям и настойчив. Скульптор писал: "Я ограничусь только статуей этого героя, которого я не трактую ни как великого полководца, ни как победителя, хотя он конечно, был и тем и другим. Гораздо выше личность созидателя, законодателя, благодетеля своей страны, и вот её-то и надо показать людям. Мой царь не держит никакого жезла, он простирает свою благодетельную десницу над объезжаемую им страной. Он поднимается на верх скалы, служащей ему пьедесталом, - это эмблема побеждённых им трудностей".

Отстаивая право на своё мнение относительно облика памятника Фальконе писал И. И. Бецкому: "Могли ли Вы себе представить, чтобы скульптор, избранный для создания столь значительного памятника, был бы лишён способности думать и чтобы движениями его рук управляла чужая голова, а не его собственная?"
Споры возникали и вокруг одежды Петра I. Скульптор писал Дидро: "Вы знаете, что я не одену его по-римски, точно так же, как не одел бы Юлия Цезаря или Сципиона по-русски".
Над моделью памятника в натуральную величину Фальконе работал три года. Работа над "Медным всадником" велась на участке бывшего временного Зимнего дворца Елизаветы Петровны. В 1769 году прохожие могли здесь наблюдать, как гвардейский офицер взлетал на лошади на деревянный помост и ставил её на дыбы. Так продолжалось по несколько часов в день. У окна перед помостом сидел Фальконе и внимательно зарисовывал увиденное. Кони для работы над памятником были взяты из императорских конюшен: скакуны Бриллиант и Каприз. Скульптор избрал для памятника русскую "орловскую" породу.

Ученица Фальконе Мари-Анн Колло вылепила голову "Медного всадника". Сам скульптор трижды брался за эту работу, но каждый раз Екатерина II советовала переделать модель. Мари сама предложила свой эскиз, который оказался принят императрицей. За свою работу девушка была принята в члены Российской Академии художеств, Екатерина II назначила ей пожизненную пенсию в 10000 ливров.

Змею под ногой коня изваял русский скульптор Ф. Г. Гордеев.
Подготовка гипсовой модели памятника в натуральную величину заняла целых двенадцать лет, она была готова к 1778 году. Модель была открыта для всеобщего обозрения в мастерской на углу Кирпичного переулка и Большой Морской улицы. Мнения высказывались самые разные. Обер прокурор Синода проект решительно не принял. Дидро увиденным оказался доволен. Екатерина II же оказалась равнодушной к модели памятника - ей не понравилось самовольство Фальконе в выборе облика монумента.
Долгое время никто не хотел браться за отливку статуи. Иностранные мастера требовали слишком большую сумму, а местных умельцев пугал её размер и сложность работы. По расчётам скульптора для сохранения равновесия монумента передние стенки памятника должны были быть выполнены очень тонкими - не более сантиметра. От такой работы отказался даже специально приглашённый литейщик из Франции. Он называл Фальконе сумасшедшим и говорил, что в мире не существует подобного примера отливки, что она не удастся.
Наконец нашёлся литейщик - пушечных дел мастер Емельян Хайлов. Вместе с ним Фальконе подбирал сплав, делал пробы. За три года скульптор в совершенстве овладел литьём. Начали отливать "Медного всадника" в 1774 году.

Технология была очень сложна. Толщина передних стенок обязательно должна была быть меньше толщины задних. При этом задняя часть становилась тяжелее, что придавало устойчивость статуе, опирающейся всего на три точки опоры.
Одной заливкой статуи дело не обошлось. Во время первой лопнула труба, по которой в форму поступала раскалённая бронза. Была испорчена верхняя часть скульптуры. Пришлось её срубить и ещё три года готовиться ко второй заливке. На этот раз работа удалась. В память о ней на одной из складок плаща Петра I скульптор оставил надпись "Лепил и отливал Этьен Фальконе парижанин 1778 года".
Об этих событиях Санкт-Петербургские ведомости писали: "24 августа 1775 года Фальконе вылил здесь статую Петра Великого на коне. Литьё удалось кроме местах в двух фута на два вверху. Сия сожалительная неудача произошла через случай, который предвидеть, а значит, и предотвратить возможности вовсе не было. Вышеупомянутый случай казался столь страшен, что опасались, дабы всё здание не занялось пожаром, а, следовательно, всё бы дело не провалилось. Хайлов остался неподвижен и проводил расплавленный металл в форму, не теряя бодрости своей нимало при предоставляющейся ему опасности для жизни. Такой смелостью Фальконе тронутый по окончании дела бросился к нему и от всего сердца целовал и дарил его от себя деньгами".
По замыслу скульптора основанием памятника служит естественная скала в виде волны. Форма волны служит напоминанием о том, что именно Пётр I вывел Россию к морю. Поиском камня-монолита Академия художеств занялась когда ещё не была даже готова модель памятника. Нужен был камень, высота которого составила бы 11,2 метра.
Гранитный монолит был найден в районе Лахты, в двенадцати верстах от Санкт-Петербурга. Когда-то по местным преданиям в скалу попала молния, образовав в ней трещину. Среди местных жителей скалу называли "Гром-камень". Так и стали потом называть её, когда установили на берегу Невы под знаменитым памятником.
Первоначальный вес монолита - около 2000 тонн. Екатерина II объявила награду в 7000 рублей тому, кто придумает самый эффективный способ доставить скалу на Сенатскую площадь. Из множества проектов был выбран способ, предложенным некто Карбури. Ходили слухи, что этот проект им был перекуплен у какого-то русского купца.
От места нахождения камня до берега залива прорубили просеку, укрепили грунт. Скалу освободили от лишних наслоений, она сразу полегчала на 600 тонн. Гром-камень рычагами водрузили на деревянную платформу, опиравшуюся на медные шары. Эти шары передвигались по деревянным желобчатым рельсам, обитым медью. Просека была извилистой. Работы по перевозке скалы продолжались и в мороз и в жару. Работали сотни людей. На это действо приезжали смотреть многие петербуржцы. Некоторые из наблюдателей собирали осколки камня и заказывали себе из них набалдашники на трость или запонки. В честь необыкновенной транспортной операции Екатерина II повелела отчеканить медаль, на которой написано "Дерзновению подобно. Генваря, 20. 1770".
По суше скалу перетаскивали почти год. Далее по Финскому заливу её везли на барже. Во время перевозки десятки каменотёсов придавали ей необходимую форму. Скала прибыла к Сенатской площади 23 сентября 1770 года.

К моменту установки памятника Петру I отношения скульптора и императорского двора окончательно испортились. Дошло до того, что Фальконе стали приписывать только техническое отношение к памятнику. Оскорблённый мастер так и не дождался открытия монумента, в сентябре 1778 года вместе с Мари-Анн Колло уехал в Париж.
Установкой "Медного всадника" на постамент руководил архитектор Ф. Г. Гордеев.
Торжественное открытие памятника Петру I состоялось 7 августа 1782 года (по старому стилю). Скульптура была закрыта от глаз наблюдателей полотняной оградой с изображением горных пейзажей. С утра шёл дождь, но он не помешал собраться на Сенатской площади значительному количеству людей. К полудню облака рассеялись. На площадь вступила гвардия. Военным парадом управлял князь А. М. Голицын. В четвёртом часу на шлюпке прибыла сама императрица Екатерина II. Она поднялась на балкон здания Сената в короне и порфире и дала знак к открытию памятника. Ограда упала, под барабанную дробь полки двинулись по невской набережной.
По повелению Екатерины II на постаменте начертано: "Екатерина II Петру I". Таким образом, императрица подчеркнула приверженность петровским реформам.
Сразу после появления на Сенатской площади "Медного всадника" площадь была названа Петровской.
"Медным всадником" скульптуру в своей одноимённой поэме назвал А. С. Пушкин. Это выражение стало настолько популярным, что стало практически официальным. А сам памятник Петру I стал одним из символов Санкт-Петербурга.
Вес "Медного всадника" - 8 тонн, высота - более 5 метров.
Во время блокады Ленинграда "Медный всадник" был укрыт мешками с землёй и песком, обшит брёвнами и досками.
Реставрации памятника проходили в 1909 и в 1976 годах. При последней из них проводили исследование скульптуры при помощи гамма-лучей. Для этого пространство вокруг памятника оградили мешками с песком и бетонными блоками. Управление кобальтовой пушкой осуществляли из находящегося рядом автобуса. Благодаря этому исследованию оказалось, что каркас памятника может служить ещё долгие годы. Внутрь фигуры была заложена капсула с запиской о реставрации и о её участниках, газету от 3 сентября 1976 года.
В настоящее время "Медный всадник" является популярным местом для молодожёнов.
Этьен-Морис Фальконе задумывал "Медный всадник" без ограды. Но она всё же была создана, до наших дней не сохранилась. "Благодаря" вандалам, оставляющим на гром-камне и самой скульптуре свои автографы, вскоре может быть реализована идея восстановления ограды.

В Санкт-Петербурге

На самом деле памятник совсем не медный - он был отлит из бронзы, а название своё получил уже благодаря одноимённой поэме Пушкина)


Медный всадник был создан в 1768-1770 скульптором Этьеном Фальконе, его голову вылепила ученица скульптора, а змею по его замыслу вылепил Фёдор Гордеев. Окончательная отливка всадника была завершена лишь в 1778 году


Камень для монумента всадника искали долго, но подходящего так и не нашли, поэтому в газете "Санкт-Петербургские ведомости" вскоре появилось обращение к частным лицам с предложением помочь проекту


С момента размещения объявления прошло совсем немного времени и камень был найден - им оказалась глыба, давно присмотренная казённым крестьянином Вишняковым для собственных нужд. Он так и не нашёл способа расколоть её на куски, потому указал на неё капитану Ласкари, руководителю поисковых работ в этом проекте


Глыбе дали название Гром-камень, но место, в котором он был найден сегодня точно не известно


Для перевозки глыбы был предпринят целый ряд мер, от создания специальной платформы, перекатываемой по шарам из сплава на основе меди, до системы применения рычагов при погрузке камня на эту платформу. Для того, чтобы вытащить камень из земли и погрузить его на платформу были задействованы силы тысяч людей, ведь весил он более 1 600 тысяч тонн. Интересной особенностью отделки камня является то, что надлежащую форму ему придавали 46 каменотёсов прямо во время транспортировки


Эта не имеющая себе аналогов отделочная операция длилась на протяжении всего пути, с 15 ноября 1769 года по 27 марта 1770 года, когда Горм-камень прибыл на берег Финского залива, на сооружённую специально для его погрузки пристань


Для транспортировки глыбы по воде был создан также специальный корабль. В итоге этих нечеловеческих усилий, 26 сентября 1770 года Гром-камень торжественно прибыл на Сенатскую площадь

За перемещением Гром-камня с интересом наблюдала вся Европа. По пути многократно происходили ситуации, грозившие крахом всем начинаниям, но руководители работ каждый раз находили выход из сложившегося положения. В честь успешного окончания перевозки глыбы была создана памятная медаль с надписью "Дерзновению подобно"


Фальконе впал в немилость Екатерины II в 1778 году и был вынужден уехать из страны. Его место занял скульптор Фельтен, под руководством которого Медный всадник был завершён и торжественно открыт 7 августа 1782 года


Медный всадник стал первым конным памятником царю. Правитель изображён в условной одежде, на вздыбленном коне, а о его роли полководца-победителя говорит лишь висящий у пояса меч, да лавровый венок, венчающий его голову

Концепцию Медного всадника разрабатывали совместно Екатерина II, Вольтер и Дидро. Они пришли к выводу, что памятник должен был символизировать победу человека над природой, которую изображал бы Гром-камень - вот почему современность была возмущена тем, что Фальконе обтесал и отполировал грандиозную каменную глыбу


На постаменте высечена надпись "Петру первому Екатерина вторая, лето 1782", которая дублируется латинским аналогом на обратной стороне. Она отражает замысел Екатерины II установить линию преемственности между деятельностью Петра I и своей собственной

К концу XVIII столетия о памятнике было сложено множество легенд, а в начале XIX столетия Медный всадник стал одной из популярнейших тем в русской поэзии

Например рассказывают, что в 1812 году, в самый разгар Отечественной войны, обеспокоенный перспективой захвата Петербурга французами Александр I приказал эвакуировать из города самые ценные произведения искусства, для чего статс-секретарю Молчанову было выделено несколько тысяч рублей. Но в это время майор Батурин добился встречи с близким другом царя князем Голицыным и поведал тому, что снится ему один и тот же сон, в котором всадник на Сенатской площади спускается с пьедестала и устремляется ко дворцу Александра I на Каменном острове. Вышедшему ему навстречу царю Пётр I говорит: "Молодой человек, до чего ты довел мою Россию.. Но покуда я на месте, моему городу нечего опасаться!" После чего всадник поворачивается и возвращается на своё место. Князь Голицын, поражённый рассказом Батурина, передаёт его рассказ государю, который, выслушав его, отменил свой первоначальный приказ об эвакуации Медного всадника


Вполне возможно, что именно эта легенда легла в основу пушкинского "Медного всадника", также есть мнение, что именно из-за этого сказания во время Великой Отечественной войны памятник остался на месте и не был спрятан, в отличие от остальных скульптур Петербурга


А если посмотреть с такого ракурса, то получается очень даже интересный памятник лошадке…=)