Первый роман Тургенева: Рудин. «Творческая история создания романа «Рудин Тургенев рудин персонажи

  • 26.06.2020

, – роман «Рудин». Замысел писателя навеян ему современной жизнью. Войдя в юности в непосредственное общение с идеалистами 1830-х годов и много раз беседуя и споря с друзьями об отличительных чертах людей этого типа и об их отношениях к жизни, Тургенев вздумал изобразить подобный тип в беллетристическом произведении. Роман «Рудин» и явился попыткой такого рода. Роман имел успех и вследствие того, что он служил откликом на переживаемую жизнь, и вследствие своих художественных достоинств. Так как центр тяжести романа лежит в его герое, Рудине, характер которого исключительно сказывается в словах и рассуждениях, а не в действии, то в романе мало движения, а наоборот, внем персонажи предаются почти сплошь, рефлектированию и рассуждениям. Изображая Рудина, Тургенев хотел вывести в нем не какого-либо чудака, редкое явление современной ему действительности, а, наоборот, лицо типическое, воплощающее в себе характерные черты молодого поколения. В самом Тургеневе были многие из этих черт, кроме того он видел их в большинстве приятелей кружка Станкевича . Общественно-психологический тип этот был в то время весьма у нас распространен и изображая его, Тургенев делал первую попытку отразить момент общественной жизни в её характерных проявлениях.

Рудин. Художественный фильм по роману Тургенева

Общие черты Рудина. Человек 1830-х и 1840-х годов, Дмитрий Рудин воплощает собою типические черты этого поколения. Отличительные особенности этого, типа людей заключаются в том, что в их жизни на первом плане стоят интересы отвлеченные, умственные, имеющие очень мало связи с действительною жизнью. Погруженные в поэзию и философию, пребывая на высотах отвлеченных умозрений, они вырабатывают высокие жизненные идеалы, о которых много и восторженно говорят. Но эти идеалы остаются таковыми в их словах и дружеских письмах и не имеют никакого влияния на их же собственную жизнь. Восторженно веруя в добро и проповедуя свои нравственные идеалы, эти мечтатели не видят, какой грустный разлад обнаруживается между их проповедью и жизнью, и их личной, и окружающей. Все эти черты отличают натуру Рудина, являющегося как бы зеркалом распространенного в то время типа. В истории его жизни есть черты биографии самого автора романа.

Детство. Избалованный сынок, любимец матери, Рудин с детства привык к обожанию и неусыпной заботливости о нем, Мать души не чаяла в своем единственном сынке, предупреждала все его желания. Самолюбивый мальчик привык смотреть на себя, как на предмет обожания, принимая его как естественную дань своей исключительной натуре.

В кружке идеалистов. Поступивши в Московский университет, Рудин, как и Тургенев в юности, попал в литературно-философский студенческий кружок, увлеченный учениями Шеллинга и Гегеля . В центре кружка стоял юноша Покорский, имевший на всех большое влияние и оставивший в памяти друзей воспоминание о своем обаятельном облики. Читая о Покорском, невольно вспоминаешь о Станкевиче. В этом кружке Рудин занял видное место, так как занятие философией облегчали ему способность и любовь к отвлеченному мышлению, склонность к рефлексии, к чисто-головной жизни. Своим даром быстро схватывать основные черты философской концепции, ясно усвоить их и стройно передать слушателям в красноречивой и увлекательной речи – Рудин напоминал одного из членов кружка Станкевича – М. Бакунина . В литературе высказывались взгляды, что Рудин списан автором именно с Бакунина. Горячо отдавшись философии и поэзии, вечно занятый идеями и образами литературы, Рудин в увлекательных речах, в блестящих импровизациях высказывал перед товарищеским кружком свои новые взгляды и убеждения. Его дар красноречия снискал ему большой успех в кругах молодежи. Как-то невольно сам для себя Рудин становится каким-то проповедником, оратором кружковых и случайных вечеров и сборищ, становится человеком слова, всегда готовым на увлекательную речь, на потоки высоких слов о Боге, о правде, о будущности человечества и т. д.

Личные черты Рудина. В конце концов, вся жизнь его сводится к тому, что он, ничем по настоящему не занятый, скитается по чужим углам, не имея своего, и произносит свои тирады и проповеди. Это дает повод в первой части романа трезвому и деловому Лежневу сделать очень не лестную характеристику Рудина, относясь к нему с довольно язвительной иронией. Красноречие и увлечение Рудина действуют по преимуществу на юношей, на молодежь, свято верящих каждому произнесенному с увлечением слову. Но Лежневу ясно, что за словами Рудина нет дела, что они остаются только хорошими словами, не имеющими никакого влияния на жизнь, Лежнев подчеркивает, что Рудину интересны слова ради самых слов, что он любит самый процесс речи, любит производить эффект, победить в споре противника, увлечь красноречием и блеснуть им перед молодежью. Но для самого Лежнева потом становится ясно, что мечтатель и энтузиаст Рудин не мог найти приложения своих сил не только по причине своих личных черт, но и вследствие современных ему условий общественной жизни, и оказался в той роли «лишнего человека», в которой перебывало столько героев русской литературы и между прочим Бельтов в романе Герцена . Рудин вечно находится во взволнованном и беспокойном состоянии, он всегда кипит и увлекается, он – вечный юноша до самой старости, и когда он отдается потоку своего красноречия, то всей душой верит сам каждому своему слову, и в этой искренности его заключается секрет обаятельного действия его речей на молодежь. Натура страстная и внутренне деятельная, Рудин давал почувствовать эту энергию своей внутренней жизни в своих речах. Но между интенсивной внутренней жизнью и жизнью внешней у Рудина непримиримый разлад.

Разлад между словом и жизнью. Будучи деятельным во внутренней своей жизни, Рудин по некоторым свойствам своей натуры и по условиям современной ему жизни обречен был на полную пассивность, на бездействие. Пристрастие к миру отвлеченных интересов делало его человеком идеи и слова, но не практического дела. Между выработкой идеалов и проведением их в жизнь для Рудина была бездна. Он был беспомощен и слаб в практической жизни, и становился ясен резкий разлад между его словом и жизнью. Способный на увлеченье, на вспышки, на мужественный и благородный акт в минуту аффекта, Рудин совершенно не пригоден для систематического жизненного труда, осуществляющего положенные себе цели. Он задает себе задачи, которых не разрешает, он составляет проекты сочинений, которых не пишет. Одной из существенных причин его практической бездеятельности служит полное его незнание окружающей жизни, условий её, в которых можно было бы работать. Погруженный в свою умственную, личную жизнь, Рудин не делает попыток познакомиться с особенностями той жизни, которая протекает вокруг него. Он знает все отвлеченно, теоретически, ибо он не живет подлинной жизнью, а только рассуждает о жизни. Оттого-то малейшие попытки его приняться за что-либо кончаются полнейшей неудачей, и Рудин вынужден сознаться, что у него нет почвы под ногами». Лежнев в своей характеристик подчеркивает, что Рудин не знает России, не знает русской жизни и потому оказывается как бы выброшенным за её борт, чуждым жизни и неприспособленным к ней.

Слабость воли. Этот чисто головной характер жизни, перевес умственных, отвлеченных интересов над всем остальным в жизни служит объяснением проявленной Рудиным слабости воли. Рудин избегает практических шагов инепосредственных действий, избегает активней внешней жизни, ибо ему легче и удобнее в сфере отвлеченных рассуждений и общих фраз. Это – родная душе его стихия. Он волнует душу молодой девушки, Натальи , призывами к полноте непосредственной жизни, но в начинающемся романе обнаруживает стремление избежать решительных действий и остаться в области только слов и рассуждений. Он решителен на словах, но он слаб и беспомощен в жизни. Большую роль играет здесь также то обстоятельство, что склонный к рефлексии и вечному самоанализу, Рудин живет не чувством, а мыслью; он неспособен на захват сильным увлечением и быстро: гаснет в своих порывах, делая и себя и свои чувства предметом мелочного и детального анализа.

Общественное значение типа Рудина. В результате, жизнь Рудина складывается грустно, он называет себя «перекати поле», ибо вечно скитается без угла и пристанища, без любимой работы, вечно волнуясь высокими целями и не имея и не зная, как осуществлять их. Впрочем, теплый угол вряд ли пришелся бы по душе этого беспокойного и вечно ищущего душевно человека. Рудин сам горько раздумывает о своей жизни и подводит ей печальные итоги, называя свою жизнь бесполезной. Но Лежнев правильно объясняет большое жизненное значение таких типов, как Рудин. В противоположность скептику, как в том же романе Пигасов , скептицизм которого мертвит и отравляет все живое и увлекающееся в жизни, в противоположность практицизму и трезвости самого Лежнева, в котором есть некоторая тяжеловатость и сухость и в котором бьет в глаза отсутствие иного начала – энтузиазма, юности, душевного пафоса, – Рудин в избытке наделен именно этим юношеским жаром души и драгоценной способностью самому увлекаться высоким и идеальным и увлекать других. Рудины – это бродильное начало в мире, вносящее в него пафос, одушевление, юношеский подъем жизни. Будучи сам бездейственен и пассивен, Рудин своим увлекательным словом сеет в молодые души добрые семена, которые могут дать хорошие всходы. Возбудитель энтузиазма, душевных порывов, Рудин вносит в молодую жизнь то, что важнее скептицизма и не менее ценно, чем трезвая деловитость: идеализм, ту веру в жизнь, которая сливается с чувством поэзии, красоты и высокой правды жизни. В этом жизненное значение таких типов, как Рудин; они внесли свой вклад в дело развития и просвещения родной страны, подготовив своим нравственным влиянием будущих деятелей литературы и общественной жизни.

В «Записках охотника» Тургенев прежде всего выяснял значение народного характера в исторических судьбах России. Одновременно он продолжает разрабатывать еще одну проблему, связанную с изучением психологии и идеологии дворянской интеллигенции, ее роли в жизни страны, что нашло отражение уже в «Запис-ках охотника» («Гамлет Щигровского уезда», 1848). В новых повестях «Дневник лишнего человека» (1850), «Яков Пасынков» (1855), «Переписка» (1856), вни-мание писателя сосредоточено на изображении со-временного человека с его напряженными философ-скими исканиями, углубленным самоанализом, но-сящим даже болезненный характер, оторванным от реальной действительности.

Тема «лишнего человека» не случайно привле-кала внимание Тургенева в 50-е гг., когда особую остроту приобретал вопрос о деталях, способных пробудить русское общество. Тургеневский герой, нарисованный с несомненным сочувствием, — человек мыслящий, образованный. Он глубоко страдает от практической ненужности полученных им когда-то знаний, от одиночества, неспособности и невозмож-ности найти свое место в жизни. Именно от Тур-генева берет свое начало сам термин «лишний че-ловек», который стал определением важного об-щественно-литературного явления, нашедшего свое отражение в ряде художественных произведений рус-ской литературы.

«Рудин» — первый роман Тургенева, запечатлев-ший целую полосу в развитии русского общества 30—40-х гг. XIX в. Сюжет романа сравнительно несложен, да и объем его невелик. Главное в «Рудине» — не описание быта, а воссоздание идеоло-гической картины эпохи. Характеры героев раскры-ваются прежде всего через споры о философии, просвещении, морали. Это становилось одной из характернейших примет русского романа XIX в.

Образ главного героя романа дан неоднозначно. В нем нельзя не отметить подлинную культуру, ши-рокую образованность, бескорыстие. Он мечтает о благе человечества, произносит пламенные речи о высоком звании человека, о значении просвещения и науки. Но, будучи выучеником философского идеа-лизма 30-х гг., Рудин, подобно другим дворянским интеллигентам, оказывается очень далеким от пра-вильного восприятия действительности. Идеальные представления терпят крах при столкновении с ре-альной жизнью. И, высоко ценя героя, Тургенев, тем не менее, неоднократно подчеркивает резкий разрыв у Рудина между словом и делом, что отчет-ливо и наглядно проявляется в любовном конфлик-те, а поведение героя в сфере любовных отношений давно уже стало в русской литературе одним из главных средств его проверки, своеобразным испы-танием.

Не щадя себя, Рудин писал Наталье Ласунской: «Первое препятствие — и я весь рассыпался... прос-то испугался ответственности, которая на меня па-дала, и потому я, точно, недостоин вас».

Лежнев, в ряде случаев высказывающий мысли, близкие Тургеневу, говорит: «Несчастье Рудина со-стоит в том, что он России не знает, и это точно большое несчастье. Россия без каждого из нас обо-йтись может, но никто из нас без нее не может обойтись. Горе тому, кто это думает, двойное горе тому, кто действительно без нее обходится! Космо-политизм — чепуха, космополит — нуль, хуже нуля; вне народности ни художества, ни истины, ни жиз-ни, ничего нет». Эти слова звучат как своеобразная публицистическая декларация; но они многое объяс-няют в художественном строе романа. Да и сам Рудин в конечном счете осознает, что подлинно полезная деятельность возможна лишь для того, кто не потерял связи с народной почвой. Он говорит: «...Если у человека нет крепкого начала, в которое он верит, нет почвы, на которой он стоит твердо, как может он дать себе отчет в потребностях, в значении, в будущности своего народа? Как может он знать, что он может сам делать?..»

И все же Рудин, восторженно провозглашающий идею служения обществу, горячо верит в силу ра-зума и вдохновенную проповедь добра. «В Рудине есть энтузиазм, а это самое драгоценное качество в наше время. Мы все стали невыносимо рассуди-тельны, равнодушны и вялы, мы заснули, мы за-стыли — и спасибо тому, кто хоть на миг расше-велит и согреет»,— говорит о Рудине Лежнев. Так же воспринимал тургеневского героя и Некрасов: «Эти люди имели большое значение, оставили по себе глубокие и плодотворные силы. Их нельзя не уважать, несмотря на все их смешные или слабые стороны». Материал с сайта

В 1860 г., готовя роман к новому изданию, Тургенев прибавил к нему эпилог: смерть Рудина на баррикадах в Париже во время революционных со-бытий 1848 г. Эпилог этот имел для писателя принципиальное значение. В новых условиях, когда на исторической арене уже появились революцион-ные демократы и возник острый идеологический конфликт между «Современником» и Тургеневым, писатель стремился показать историческое значение тех дворянских интеллигентов, которые с его же легкой руки получили название «лишних людей» и были подвергнуты резкой критике в статье Добро-любова «Что такое обломовщина?» (1859). Эпилог призван был возвысить Рудина, доказать его способ-ность на героические поступки. Однако даже на парижских баррикадах Рудин все равно оказывается вечным скитальцем. Подвиг его бесполезен, сама фигура его несколько театральна: «В одной руке он держал красное знамя, в другой — кривую и тупую саблю...» Повстанцы даже не знали, кто такой Рудин, они считали его поляком... Так уходит из жизни и со страниц романа Дмитрий Рудин.

Опыт работы над первым романом во многом пригодился писателю в его последующем творчестве. В «Записках охотника» повествование строилось преж-де всего на авторских описаниях, композиционным центром оказывался охотник, рассказывающий о сво-их встречах, наблюдениях, разговорах. В романе же характер повествования изменяется. Авторское на-чало отходит на второй план. Герои даны объек-тивно, широко используются взаимооценки персо-нажей, исповеди, письма и т. д.

Сюжет «Рудина» охватывает несколько лет, но подробно описывается только несколько дней из жиз-ни героя. В романе в полной мере проявилось пей-зажное мастерство автора: пейзаж образует не просто лирический фон, но и подчеркивает душевное со-стояние Рудина. «Концентрированное» изображение действительности, сжатость и напряженность повест-вования, связанного преимущественно с судьбой од-ного героя, простота композиции, отсутствие каких- либо внешних эффектов, реалистическая мотивиров-ка поступков — все это станет характерными осо-бенностями и других романов великого писателя.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • проблема слова и дела в романе рудин
  • рудин заслуживает осуждения или определения?
  • анализ произведения рудин
  • тургенев рудин о чем
  • конфликт тургенева рудин

Роман «Рудин» написан в 1855 году, когда остро встал вопрос о необходимости перемен в обществе. После позорного поражения в Крымской войне стало очевидно, что стране необходимы реформы. Тургенев всегда чутко реагировал на вопросы, витающие в воздухе. Главное было понять, где в России умные, прогрессивные, образованные люди, способные осуществить перемены. Эти и другие мысли станут более явными после того как мы проведем анализ романа "Рудин".

Образ главного героя романа

Дмитрий Николаевич Рудин впервые в романе появляется в гостиной Ласунских. Тургенев даёт его психологический портрет: через внешние черты персонажа показывает элементы его духовного облика и особенности характера. Герою около тридцати пяти лет, он уже многое повидал в жизни, хотя ещё не стар и способен к действию. Неправильное лицо его названо «выразительным и умным». Автор отмечает «быстрый» и «жидкий блеск» взгляд тёмно-синих глаз, уже этим намекая на некую внутреннюю слабость, неспособность к действию, которые будут раскрыты впоследствии. О потрёпанности жизнью говорит узкое, уже не новое платье, из которого он как будто вырос. Все эти детали очень важны когда мы проводим анализ романа "Рудин".

Рудин производит прекрасное впечатление на окружающих. Он оказывается настоящим оратором, рассуждающим умно и тонко на самые сложные философские темы. Он говорит о судьбе России, об истории и прогрессе, горячо веря в то, к чему призывает. Рудин сумел покорить всех своим обаянием.

Однако Дмитрия Николаевича ждёт испытание, которое проходят почти все герои в русской литературе XIX века – испытание любовью. Именно здесь должен проявиться характер персонажа. Но в решительный момент герой оказывается беспомощным что-либо предпринять, он может говорить, но не готов действовать. Рефлексия, которая не отпускает его даже в минуты счастья, приводит к тому, что ломается не только его собственная судьба, но и жизнь возлюбленной. Он слишком много обдумывает, размышляет, рассуждает – отсюда его нерешительность, неуверенность и робость. Его бездействие становится сродни предательству и обману.

Что еще нам интересно при анализе романа "Рудин"? Тургеневу принадлежит термин «лишний человек», ставший популярным в литературоведении XX века. Так именуют людей, которые полны «благих порывов», однако «свершить» им «ничего не дано». Неспособность действовать, непонимание момента, когда чрезмерная рефлексия мешает совершать поступки, называли болезнью русской интеллигенции.

Но автор не оставляет Рудина в положении никчёмного философа. В романе есть эпилог. Из него мы узнаём, что Рудин погиб, сражаясь на баррикадах во Франции во время революции 1848 года. Таким образом автор показывает, что умные люди в России не находят применения, они привыкли бездействовать под влиянием регрессивного общественного строя. Но эти люди способны героически бороться за то, во что верят.

Образ Натальи Ласунской при анализе романа «Рудин»

К числу открытий писателя принадлежит образ «тургеневской девушки». Героини его произведений: Ася, Лиза Калитина, Наталья Ласунская – романтичные, душевно тонкие, но решительные и готовые пожертвовать всем ради любви.

Наталья Ласунская влюбляется в Рудина, видя в нём значительного, необычного человека. Однако мать, узнав об этом, запрещает ей даже думать о свадьбе с человеком небогатым. Наталья настаивает на том, что любит Рудина и отправляется на свидание с ним для окончательного объяснения. В решительный момент Рудин, который, несомненно, любит Наталью, отвечает, что им следует «покориться судьбе». Он считает, что поступает благородно, отказываясь от счастья, чтобы не повлечь за собой девушку в неизвестное, полное лишений будущее. Эту мысль не упустите, если вы проводите анализ романа "Рудин". Наталья же горячо говорит о том, что готова пойти за ним, не задумываясь ни на минуту. Наталья оказывается духовно выше, сильнее, смелее и решительнее Рудина, отступившего перед жизненными трудностями. Наряду с любовью, мы видим в девушке достоинство, чуткость и ум.

Мы рады, если анализ романа "Рудин" Тургенева оказался полезным для вас и интересным. Найдите больше материалов в нашем

К жанру социально-психологического романа Тургенев обращается в начале 50-х годов. Именно в это время его привлекает к себе такой тип романа, в котором в полном объеме высказались бы «стихии нашей общественной жизни». Такого романа, как считал писатель, на тот момент у нас еще не существовало. В эти же годы появилось определенное противоречие между потребностями русской жизни и творческими возможностями русских писателей. С одной стороны, быстро менявшаяся действительность, как отмечал сам Тургенев, «торопит и гонит - и дразнит и манит». С другой стороны, писателям недостает необходимого спокойствия и творческой собранности: «Трудно современному писателю, особенно русскому, быть покойным - ни извне, ни изнутре ему не веет покоем...».

С сомнением в своих силах обращается Тургенев к созданию романа. Он понимал необходимость преодоления того метода изображения действительности, который сам называл «старой манерой». Из письма к Анненкову: «Довольно я старался извлекать из людских характеров разводные эссенции, чтобы влить их потом в маленькие стекляночки, нюхайте, мол, почтенные читатели - откупорьте и нюхайте - не правда ли - пахнет русским типом? Довольно-довольно». Под «старой манерой» Тургенев подразумевал творческий метод, примененный им в «Записках охотника»: именно там, в небольших по объему рассказах («маленьких стекляночках»), Тургенев давал максимально сгущенное изображение характеров, стремился определить типичные черты русского человека. Наиболее неприемлемыми для себя приметами «старой манеры» Тургенев считал эмоциональную напряженность повествования, неоправданное острословие и, главное, отсутствие простоты рассказа. Именно об этом он 16 октября 1852 года писал К.С. Аксакову: «Простота, спокойствие, ясность линий, добросовестность работы, та добросовестность, которая дается уверенностью - все это пока идеалы, которые только мелькают передо мною».

Первый рукописный роман Тургенева, его первый опыт в этом жанре, был написан в 1853 году и назывался «Два поколения», но вышел неудачным и опубликован был лишь один отрывок из него в 1859 году. «Рудин» же был первым печатным романом Тургенева. Он был написан в 1855 году в очень короткое время. На черновом автографе романа значилось: «Рудин. Начат 5 июня 1855 года, в воскресенье, в Спасском, кончен 24 июля 1855 года в воскресенье, там же, в 7 недель». Роман «Рудин» писался Тургеневым в самый разгар Крымской кампании, исход которой должен был решить судьбу крепостнического строя в России. Наступала пора бурного общественного подъема. «Мрачное семилетие» николаевской реакции кончилось. Самого вдохновителя уже не было в живых. В это ответственное для прогрессивной русской литературы время перед Тургеневым вставали особенно сложные задачи. Основная тема «Рудина» - тема дворянского просветительства - была для 1855 года как нельзя более актуальной. Накануне прихода в русскую жизнь демократов-разночинцев естественно было оценить историческую роль либеральных дворян 30-40-х годов. Со многими из них Тургенев был близок уже в юношеские годы (Грановский, Станкевич и другие). Тургенева глубоко волновала судьба этих людей, воспитывающих молодежь силой своего вдохновенного слова, но вместе с тем не сумевших в крепостнической России встать на путь развития. В «Рудине» была вновь поставлена старая тема «лишних людей», которую Тургенев разрабатывал в «Параше», «Андрее Колосове» и «Разговоре». Автора здесь заботила не только история «лишнего человека», но и вопрос о его значении для современности.

На протяжении работы над романом Тургенев неоднократно подвергает сомнению свой замысел, в письме к друзьям говорит о неуверенности в своих силах. Но друзья, в особенности Некрасов и Боткин, поддерживали начинание Тургенева. Боткин писал: «Не бойся раскрыть свою душу и стать перед читателем лицом к лицу». В конце июля 1855 года первая редакция «Рудина» была закончена, и Тургенев тотчас взялся за ее доработку, главное внимание уделив образу «Рудина», прототипом для которого служил Михаил Бакунин. Писатель ослабил в образе Рудина черты памфлетности и больше подчеркнул положительные, прогрессивные стороны его деятельности как дворянского просветителя. Роман «Рудин» был опубликован в январских и февральских книгах «Современника» за 1856 год, в издании романа в 1860 году Тургенев прибавил к «Рудину» второй эпилог, изображающий трагическую гибель героя в Париже, на революционной баррикаде 1848 года. Немалую роль в творческой истории «Рудина» сыграла литературная традиция, как зарубежная, так и русская - в частности, Тургеневым был использован опыт Жорж Санд, а также Панаева и Станкевича.

«Рудин» был подготовлен всем предшествующим рядом тургеневских произведений о «лишних людях» (поэма «Разговор», статья о «Фаусте», рассказ «Гамлет Щигровского уезда», повести «Переписка» и «Яков Пасынков» и др.). Но образ Рудина шире предшествующих ему образов, так как в нем нашли художественный синтез обе трактовки образа «лишнего человека» - показ его слабостей и вместе с тем сильных сторон. В романе, в отличие от предшествующих повестей, проблема взаимосвязей слабостей и силы лишних людей и подлинных причин их социальной драмы поставлена со всей силой - и она находит в нем подлинно диалектическое разрешение. Рассказывая о Рудине от лица всезнающего и чуждого каких-либо пристрастий автора, Тургенев впервые становится здесь на дорогу объективного изображения «лишнего человека». Безусловно, тема лишнего человека (которая привлекла автора еще в 40-е годы), в 50-е годы претерпевает несомненную эволюцию: если в повестях он противопоставляет этого идеалиста, романтика, зараженного рефлексией, положительной силе трудового русского человека, то в 50-е годы он не только изображает этот тип известного периода русской жизни, но и выясняет его историческую роль как представителя передовой русской интеллигенции 30-40-х годов. В романе Тургенева с наибольшей полнотой воспроизводится все то, что делало «лишнего человека» передовым человеком 30-40-х годов, и в то же время критически переоценивает его с точки зрения тех задач, которые выдвигались жизнью в новое время. В этом романе Тургенев не только говорит о разрыве между теорией и практикой, между словом и делом в жизни дворянской интеллигенции, но и продемонстрировал свои симпатии к представителям либерализма, склонным к реформистскому постепенству (образ Лежнева), считаю исследователи творчества Тургенева. С позиций Лежнева писатель посмотрел на крайний радикализм рудинско-бакунинского толка, пытаясь объективно вскрыть его положительные и отрицательные стороны.

Сочинение

«Рудин» (1855) - первый роман Тургенева, запечатлевший целую полосу в развитии русского общества 30-40-х годов XIX в. Сюжет романа сравнительно несложен, да и объем его невелик. Главное в «Рудине»- не описание быта, а воссоздание идеологической картины эпохи. Характеры героев раскрываются прежде всего через споры о философии, просвещении, морали. Это становилось одной из характернейших примет русского романа XIX в.

Образ главного героя романа дан неоднозначно. В нем нельзя не отметить подлинную культуру, широкую образованность, бескорыстие. Он мечтает о благе человечества, произносит пламенные речи о высоком призвании человека, о значении просвещения и науки. Однако, будучи выучеником философского идеализма 30-х годов (в романе подробно рассказывается о кружке Покорского, в котором современники легко угадывали кружок Н. В. Станкевича) , Рудин, как и другие дворянские интеллигенты, оказывается очень далеким от правильного восприятия действительности. Идеальные представления терпят крах при столкновении с реальной жизнью. И, высоко ценя героя, Тургенев тем не менее неоднократно подчеркивает у Рудина резкий разрыв между словом и делом, что отчетливо и наглядно проявляется в любовном конфликте, а поведение героя в сфере любовных отношений давно уже стало в русской литературе одним из главных средств его проверки, своеобразным испытанием. С полной откровенностью, не щадя себя, Рудин писал Наталье Ласунской: «Первое препятствие - и я весь рассыпался… я просто испугался ответственности, которая на меня падала, и потому я, точно, недостоин вас».

В 1860 г., готовя роман к новому изданию, Тургенев прибавил к нему эпилог: смерть Рудина на баррикадах в Париже во время революционных событий 848 г. Эпилог этот имел для писателя принципиальное значение. В новых условиях, когда на исторической арене появились уже революционные демократы и возник острый идеологический конфликт между «Современником» и Тургеневым, писатель стремился показать историческое значение тех дворянских интеллигентов, которые с его же легкой руки получили название «лишних людей» и были подвергнуты резкой критике в статье Добролюбова «Что такое обломовщина?». Эпилог призван был возвысить Рудина, доказать его способность на героические поступки. Однако даже на парижских баррикадах Рудин все равно оказывается вечным скитальцем. Подвиг его бесполезен, сама фигура его несколько театральна: «В одной руке он держал красное знамя, в другой - кривую и тупую саблю…» Повстанцы даже не знали, кто такой Рудин, они считали его поляком… Так уходит из жизни и со страниц романа Дмитрий Рудин.

Опыт работы Тургенева над первым романом во многом пригодился писателю в его последующем творчестве. В «Записках охотника» повествование строилось прежде всего на авторских описаниях; композиционным центром оказывался охотник, рассказывающий о своих встречах, наблюдениях, разговорах. В романе же характер повествования изменяется. Авторское начало отходит на второй план. Герои даны объективно, широко используются взаимооценки персонажей, исповеди, письма и т. д.

Сюжет «Рудина» охватывает несколько лет, но подробно описывается только несколько дней из жизни героя. В романе в полной мере проявилось пейзажное мастерство автора: пейзаж образует не просто лирический фон, но и подчеркивает, выясняет душевное состояние Рудина. «Концентрированное» изображение действительности, сжатость и напряженность повествования, связанного преимущественно с судьбой одного героя, простота композиции, отсутствие каких-либо внешних эффектов, реалистическая мотивировка поступков - все это станет характерными особенностями и других романов великого писателя.

Другие сочинения по этому произведению

Герой эпохи в изображении И. С. Тургенева (по роману «Рудин») Как и почему меняется отношение Лежнева к Рудину? (по роману И. С. Тургенева «Рудин») Наталья Ласунская тип тургеневской девушки (по роману "Рудин") Роман «Рудин». Роман И. Тургенева «Рудин» Рудин человек прошлого Человек из дворянской среды на сломе эпох Значение финала в романе Тургенева «Рудин» Творческая история создания романа «Рудин» Роман «Рудин» И.С. Тургенева Работу над \"Рудиным\" Иван Сергеевич Тургенев начал в 1855 Базаров и Рудин. Их сходство и различия Рудин в восприятии героев одноименного романа И. С. Тургенева Особенности композиции романа И. С. Тургенева "Рудин" Сочинение по роману Тургенева «Рудин»