Цивилизация майя - интересные факты о существовании племени и его достижениях. Цивилизация майя

  • 24.04.2019

История цивилизации майя полна загадок. Одна из них - причина внезапного исчезновения этого древнего народа, достигшего удивительно высокого уровня развития культуры.

Происхождение и территория обитания

Майя, одна из цивилизаций Мезоамерики, начала формироваться примерно в 2000 г. до н. э. Она сложилась на территории мексиканских штатов Юкатан и Табаско, стран Гватемалы и Белиз, Гондураса и Сальвадора. Местность, на которой жили эти древние племена, делится на три климатические зоны: каменистую и засушливую горную территорию, тропическую сельву и районы с богатой фауной.

По поводу происхождения народа, как и о том, куда пропали майя, существует несколько теорий. Есть версия о том, что они пришли из Азии, и даже фантастическое предположение, что это потомки жителей мифической Атлантиды. Еще одна теория утверждает, что они выходцы из Палестины. В доказательство приводят тот факт, что многие элементы схожи с христианскими (идея прихода Мессии, символ креста). Кроме того, народа очень походит на египетскую, и это наводит на мысль, что он каким-то образом связан и с Древним Египтом.

Индейцы майя: история великой цивилизации

Исследователям повезло - сохранилось немало источников, по которым можно составить картину жизни этого древнего народа. Его историю делят на несколько больших периодов.

В доклассическую эпоху индейцы представляли собой небольшие племена, добывающие пропитание охотой и собирательством. Около 1000 г. до н. э. появляется множество мелких поселений земледельцев. Эль-Мирадор - один из первых городов майя, известный сейчас своим огромным пирамидальным комплексом высотой в 72 метра. Это была крупнейшая метрополия доклассического периода.

Следующая эпоха (400 г. до н. э. - 250 г. н. э.) характеризуется большими изменениями в жизни индейцев. Происходит бурный рост городов, возводятся монументальные архитектурные комплексы.

250-600 гг. н. э. - время классической эпохи развития народа Мезоамерики. В этот период сложились соперничающие друг с другом города-государства. Их архитектура была представлена пышными архитектурными сооружениями. Обычно здания располагались вокруг прямоугольной центральной площади и украшались масками богов и мифологических персонажей, вырезанными в камне. История племени майя говорит, что особенностью их поселений было наличие в центре городов пирамид высотой до 15 метров.

К концу классического периода население низменных областей Гватемалы достигло внушительной численности в 3 миллиона человек.

Поздний классический период - время наивысшего расцвета культуры древнего народа Мезоамерики. Тогда были основаны великие города - Ушмаль, Чичен-Ица и Коба. Численность населения каждого из них составляла от 10 до 25 тысяч человек. История племени майя не может не удивлять - в это же время в средневековой Европе не было таких крупных поселений.

Занятия и ремесла майя

Основными занятиями индейцев были земледелие (подсечно-огневое и ирригационное), пчеловодство и ремесло. Выращивали маис (основная культура), фасоль, томаты, тыкву, различные виды перца, табак, хлопок, батат и разнообразные приправы. Важной культурой было какао.

Занимались майя и выращиванием фруктов. Сейчас сложно сказать, какие из плодовых деревьев были культурными. Жители использовали в пищу папайю, авокадо, рамон, чикосапоте, нансе, мараньон.

Несмотря на высокий уровень развития, майя никогда не прекращали заниматься собирательством. Листья пальм использовались как материал для кровли крыш и сырье для плетения корзин, собранную смолу применяли как благовоние, а из коросо готовили муку.

Охота и рыболовство тоже входили в число основных занятий индейцев.

Из археологических исследований ясно, что на Юкатане и в Гватемале жили искусные ремесленники: оружейники, ткачи, ювелиры, скульпторы и зодчие.

Архитектура

Майя известны своими величественными постройками: пирамидальными комплексами и дворцами правителей. Кроме того, они создавали прекрасные скульптуры и барельефы, основными мотивами которых были антропоморфные божества.

Жертвоприношения

Среди сохранившихся до наших дней построек основную часть занимают здания религиозного характера. Этот факт и другие источники позволяют сделать вывод, что религия занимала в жизни майя центральное место. Они известны своими обрядами кровопускания и человеческими жертвами, приносимыми богам. Самыми жестокими из обрядов было закапывание жертвы заживо, а также вспарывание живота и вырывание сердца из тела еще живого человека. В жертву приносились не только пленники, но и соплеменники.

Тайна исчезновения народа

Вопрос о том, куда пропали майя, продолжает интересовать многих исследователей. Известно, что к IX веку южные территории проживания индейцев стали пустеть. По какой-то причине жители стали покидать города. Вскоре этот процесс распространился и на центральный Юкатан. Куда пропали майя и по какой причине они оставили насиженные места? На этот вопрос пока нет ответа. Есть гипотезы, которые пытаются объяснить внезапное исчезновение одного из народов Мезоамерики. Исследователи называют следующие причины: вражеские нашествия, кровопролитные восстания, эпидемии и экологическая катастрофа. Возможно, майя нарушили баланс между природой и человеком. Быстрорастущее население окончательно истощило природные ресурсы и стало испытывать серьезные проблемы с нехваткой плодородных почв и питьевой водой.

Последняя гипотеза об упадке цивилизации майя предполагает, что это произошло из-за сильной засухи, которая и привела к опустошению городов.

Ни одна из этих теорий не получила серьезного подтверждения, и вопрос о том, куда пропали майя, до сих пор остается открытым.

Современные майя

Древний народ Мезоамерики не исчез бесследно. Он сохранился в своих потомках - современных индейцах майя. Они продолжают жить на родине своих знаменитых предков - в Гватемале и Мексике, сохранив язык, обычаи и образ жизни.

Речь идет о цивилизации в дебрях тропического леса. Руины загадочной цивилизации, просуществовавшей более тысячи лет.

Древние майя. Они строили величественные пирамиды, роскошные дворцы и просторные площади. В джунглях они были господами .

Они эффективно использовали источники энергии и создавали удивительные инженерные сооружения и произведения искусства на протяжении полутора тысяч лет.

Но внезапно древняя цивилизация с многовековой историей исчезла : шумные города опустели, и над ними сомкнулись джунгли.

Код майя

Тикаль был одним из немногих городов, набравших силу еще в доклассический период, и благополучно просуществовал до конца классического периода. История этого города не прерывалась.

Но в 6 веке у Тикаля появился соперник: зашла звезда города под названием .

У майя было два города с сильными правителями: Калакмуль и Тикаль. Между ними происходили конфликты . Как правило, их инициатором был Калакмуль: он постоянно заключал союзы с соседями Тикаля против общего врага.

Икин-Чан-Кавиль и Храм Великого Ягуара

Мощным государством Калакмуль стал благодаря решительному и дальновидному правителю. Звали его Икин-Чан-Кавиль .

Он построил одно из самых известных сооружений майя, эта пирамида пережила века: .

Строительство потребовало огромных усилий. Пирамида был не только храмом, но и символом силы и авторитета правителя : предполагалось, что убедившись в могуществе правителя, люди будут переходить на его сторону.

Строить в тропическом лесу и сегодня непросто, а они строили пирамиды орудиями каменного века. Большинство технологий, которые мы применяем при строительстве крупных сооружений, были неизвестны майя: у них не было тяглового скота , не было орудий из металла .

У майя были лишь практически неисчерпаемые запасы известняка и рабочие руки. Каждый подданный государства был обязан ежегодно отработать на правителя определенное время.

Из каменоломен к месту строительства камень приходилось тащить волоком или нести на спине. Для этого у них были корзины с лямкой, или, как ее еще называют – налобной обвязкой . Таким способом можно было нести десятки килограммов камней.

Ступень за ступенью пирамида росла ввысь. По мере необходимости возводили и переставляли деревянные «леса». Блоки обтесывали каменными резцами и деревянными киянками.

Внутреннюю поверхность стен оставляли необработанной, зато снаружи наводили лоск: обмазывали раствором – так называемой «штукатуркой майя» , и красили в красный цвет.

Они знали о колесе, о металле, но на практике не использовали ни того, ни другого. Видимо, они считали, что чем больше затрачено труда, тем больше ценность сооружения.

Фасад Храма Великого Ягуара обращен за запад , в сторону заходящего солнца. Храм на главной площади Тикаля был символом власти правителя, оплатившего богам долг народа.

Икин-Чан-Кавиль построил его в честь победы над главным соперником , Калакмулем, в 736 году. Затем в 743-744 годах он нанес поражение союзникам Калакмуля, угрожавшим Тикалю: на запада и на востоке. Петля, сдавливавшая «горло» Тикаля, была разорвана.

В честь этой победы он перестраивает и расширяет дворец, возводит новые пирамиды. Тикаль в нынешнем виде – это, в основном, плоды той победы.

Скорее всего, именно он начал строительство самого высокого сооружения Тикаля храма IV . Пирамида объемом в 200 тысяч кубометров камня высотой в 65 метров с 22-этажный дом. С ее вершины, возвышавшейся над тропическим лесом, открывался великолепный вид на город.

В других городах майя тоже строили высокие сооружения, но в эпоху правления Икин-Чан-Кавиля Тикаль был самым могущественным городом цивилизации майя. Но не единственным.

Загадочный правитель

В 400 километрах к западу еще одна династия строила свой акрополь. В 7 веке там появился незаурядный правитель. Он превратил один из самых влажных городов в мире в «Мекку» архитектуры Нового света.

Он входит в святилище, оглядывается и видит в полу отверстия с каменными заглушками . Он предполагает, что через эти отверстия продевали канаты, что поднять массивную плиту вроде нынешних опускных дверей. Он сдвигает плиту и идет вниз по лестнице, забитой грязью и каменными обломками.

Таких пирамид майя никто прежде не видел, и он начинает копать. Он идет по мокрым ступеням, добирается до площадки и видит, что лестница поворачивает. Он продолжает копать и находит потайные двери и ложные проходы – явный признак того, что план сооружения был тщательно продуман.

Наконец, спустя долгих 3 года, он добирается до основания 25-метровой лестницы. Перед ним небольшой проход и каменный саркофаг с 6 скелетами – останками тех, кого принесли в жертву, чтобы они охраняли того, кто построил этот храм. Но имени этого человека он пока не знает.

И вот, наконец, он видит перед собой дверь – огромный треугольный камень. Вместе с помощниками он открывает дверь и входит внутрь.

Там находится склеп размерами 9 метров в длину и 7 в высоту. А в нем- массивный саркофаг из единого куска известняка с резной крышкой с изображением правителя.

Ее кромка окрашена киноварью – красной краской и смазана ядом против возможных грабителей. Если бы этим способом пользовались египтяне, возможно, до нас дошло бы больше древних сокровищ.

Здесь мы видим изображение щита , такой же щит изображен и в святилище. На языке древних майя щит звучит как «пакаль». Альберто Рус открыл гробницу выдающегося правителя майя – Пакаля Великого .

Пакаль Великий

Открытие Храма надписей изменило наши представления о пирамидах майя: они не были просто усыпальницами.

Помимо лестницы строители провели к гробнице скважину в виде тонкостенной трубы . Через эту трубу любое слово, сказанное на вершине пирамиды, было слышно в склепе. Таким образом, можно было напрямую общаться с Пакалем, лежащим в усыпальнице.

20-тонный саркофаг должен был пережить вечность. Чтобы положить внутрь тело, нужно было сдвинуть крышку в сторону. После смерти Пакаля крышку поставили на месту, замуровали вход и засыпали лестницу.

Камнерезы изобразили на крышке символическую картину возрождения Пакаля в загробном мире. А также своего рода таблицу, в которой поместили 640 иероглифов с повествованием об истории правления Пакаля .

В большинстве пирамид майя практически нет текстов, с Храмом надписей ситуация противоположная: буквально каждый камень как снаружи, так и внутри напоминает о том, что здесь место упокоения основателя одной из величайших династий майя.

В 683 году на 68 году правления в возрасте 80 лет великий правитель майя Пакаль скончался . Тело покрасили киноварью и усыпали драгоценностями. Лиц укрыли нефритовой маской.

Кан-Балам

Пакаль был великим правителем, но его сын терпеливо ждал своей очереди – почти 50 лет.

Надо было успеть совершить что-то великое. На помощь пришли законы физики и матушка Природа.

684 год. Великий правитель Пакаль превратил Паленке в город, каких еще не знала культура майя. После 68 лет у власти его похоронили в гробнице, не уступающей усыпальницам египетских фараонов. Продолжить дело, начатое отцом, предстояло его сыну. Его звали Кан-Балам .

Пакаль основал династию, но укрепил государство и тем самым создал условия для ее продолжения его сын.

48-летний правитель приступил к строительству трех храмов сразу . Этот комплекс увековечил его имя.

Он построил «Группу Креста» — один из самых сложных и изящных храмовых комплексов в истории майя. Его творение возвышалось над дворцом его отца. Есть мнение, что этот комплекс отражает характер его создателя: он хотел оставить о себе память, как хотел и его отец.



Он повелел построить три сооружения: Храм Креста, Храм Лиственного Креста и Храм Солнца .

Система исчисления майя

В эту эпоху архитектура вышла на качественно новый уровень. Система исчисления майя позволяла производить сложные расчеты, не доступные другим культурам.



Майя опередили остальное человечество, введя символ для обозначения ноля . Набор из трех символов: ракушки, обозначавшей ноль, точки – единицы, и черты – пятерки в различных комбинациях позволял производить операции с огромными числами.

Греки и римляне были выдающимися инженерами, но их математическая система была ограничена, поскольку не имела ноля. Как ни странно, великие строители, философы по сравнению с майя были никудышными математиками.

Не исключено, что архитекторы Кан-Балана умели извлекать из числа квадратный корень и знали о золотом сечении , пропорции, присущие неживой природе, животным и даже человеку - 1 к 1,618.

Соотношение расстояния от макушки до пупка и от пупка до подошв почти точно соответствует .

Ученые находят эту пропорцию в сооружениях, воздвигнутых тысячи лет назад: в египетских пирамидах, в греческом . Ее изучал : есть мнение, что золотая пропорция присутствует в чертах .

Возможно, что с помощью одних палок и веревки инженеры Кан-Балама умели извлекать . В Храме Креста к этой пропорции близки пилоны при входе, сами врата и стены внутреннего помещения. Размеры боковых стен и фасадов при виде сверху соотносятся как 1 к 1,618.

Чередование квадратов и прямоугольников создает на полу Храма Креста удивительную геометрическую картину, полную мифологической и исторической символики.

Водоснабжение Паленке

Но не все здания в Паленке строились с расчетом на загробную жизнь, архитекторы думали и о более практичных вещах.

Между 800 и 1050 годом Чичен-Ица становится крупным и сильным городом. Сюда стекались люди со всех концов страны, и он извлекал их этого выгоду.

Караколь – астрономическая обсерватория

В городе среди прочих зданий выделяется Караколь , астрономическая обсерватория. Время и звезды чрезвычайно интересовали майя, в небе они искали ответы на свои вопросы.

Скорее всего майя пользовались таким приспособлением, как визир . Наблюдая за прохождением звезд через перекрестие визира, они делали определенные выводы.


Несмотря на примитивные инструменты, майя точно вычисляли движения звезд и планет и ход времени.

Караколь не вписывается в общую планировку города, но отклонение в 27,5 градусов на северо-запад соответствует самой северной позиции Венеры на небе.

Здание ориентировано на небесные тела и явления, а именно: движение Венеры и равноденствие .

. Кажется, что узкие щели расположены в беспорядке, но они точно соответствую астрономическим событиям.

Судя по тому, что пропорции и ориентация Караколя не вписываются в общую планировку, мы можем судить о роли Венеры в представлениях майя.

Венера ведет себя не так, как другие небесные тела, она движется по небу то в одном направлении, то в другом. Видимо, Караколь указывал дни, когда Венера меняет направление движения.

Зная закономерности движения небесных тел, майя создали два взаимосвязанных календаря : ритуальный и солнечный Это были самые точные календари Древнего мира .

Солнечный год майя состоял из 365 дней . Кроме того, они с не меньшей точностью определили периоды обращения Венеры и лунных затмений.

Новая эра расцвета майя

Майя потребовалось всего 200 лет, чтобы возродить пришедшую в упадок на юге цивилизацию. Но, как оказалось, на севере их поджидал не менее страшный враг : он уничтожил культуру майя, оставив города нетронутыми.

В 9 веке н.э. города классического периода майя по непонятной причине пустеют, и начинается новая эра расцвета .

При возрождении культуры на севере, майя как никогда прежде сумели на практике использовать свои познания в астрономии. Преклонение майя перед небесной механикой наложило отпечаток на архитектуру Чичен-Ицы.

Главным сооружением Чичен-Ицы стал , или «Замок», построенный в 9-10 веках н.э.

365 ступеней, по количеству дней года гражданского календаря майя. 52 плиты символизируют 52-летний цикл, а 9 ступеней – 18-месячный цикл солнечного календаря.

Храм ориентирован так, что дважды в год тень от Солнца падает определенным образом. При взгляде на балюстраду и северо-западный угол Эль-Кастильо на закате Солнца можно было наблюдать удивительную игру теней . Освещенные треугольники уступов пирамиды заканчивались у подножья каменной головой змеи. С небес на землю спускался «змей», и это означало наступление сезона дождей.

Майя видели в этом проявлению воли бога , «Оперенного змея».

Майя умели определять – дни, когда продолжительность дня и ночи одинакова. Каждый год 21 марта можно было наблюдать нисхождение Кукулькана.

Планировка города вокруг Эль-Кастильо приобрела новое качество – простор : храмы, рынок, площадка для игры в мяч, колоннады.

Скорее всего, бортики с колоннадами служили не только ритуальным целям. Возможно, сюда либо специально приглашали, либо мог прийти каждый, чтобы посмотреть, как в город прибывают процессии послов и купцов из других городов.

Эти колонны похожи на греческие и римские, но для майя это был совершенно новый тип строительной конструкции, они позволяли делать крышу плоской. Отпала необходимость в ступенчатой кладке , которая не давала 100-процентной уверенности в том, что свод не обрушится.

Конструкция колонн проста: цилиндрические барабаны ставили один на другой на прослойку из гравия. Сверху клали квадратную плиту, а кровлю делали деревянной и покрывали известковым раствором.



Теперь происходящее внутри храмов было доступно большему числу людей, нежели в эпоху классических пирамид майя. На те пирамиды поднимались только избранные, храмы ставили на вершине, и снизу не было видно, что в них происходит, а здания с колоннами были более доступны .

Гибель цивилизации майя

Однако, так продолжалось недолго, расцвет Чичен-Ицы длился 200 лет, а затем его постигла судьба южных соседей: она загадочно обезлюдела .

Когда испанцы в 1517 году высадились на Юкатане, все города майя были покинуты и заброшены . Наследники рухнувшей цивилизации жили в разрозненных поселениях, но мужественно сопротивлялись .

Покорить их оказалось трудно: вместо того, чтобы как у взять в плен правителя, им приходилось захватывать деревни по одной. Уходя, они оставляли в тылу потенциальные очаги восстания .

Воины майя убивали конкистадоров тысячами, но их оружие было бессильно против другого врага: болезни . За 100 лет погибло 90% населения Нового Света. Оставшихся в живых ожидали преследования.

Прибыл из Испании, чтобы обратить майя в христианство, и в своем рвении не знал пощады .

Ланда был идеалистом. Он прибыл в Новый Свет, чтобы спасать души, обращать туземцев в истинную веру. Но майя отнюдь не собирались отказываться от своих верований.

12 июля 1562 года Ланда сжег все рукописи майя , полагая их дьявольскими письменами. Были уничтожены знания, накопленные майя за тысячу лет, для истории это была великая трагедия .

По счастливой случайности, четыре кодекса избежали гибели в пламени и не затерялись со временем. В 19 веке часть этих рукописей удалось вызволить из рук монахов, и со временем они стали известны широкой общественности.

Археология майя только начинается

Древние майя пытались найти ответы на вопросы, глядя с земли на небо, а сейчас мы ищем ответы, глядя с неба на землю.

Недавно НАСА и с помощью современных технологий попытались найти новые, неизвестные города майя. Холмы, поросшие лесом, вполне могут оказаться руинами древних городов, заброшенных сотни лет назад. Возможно, разгадка тайн майя лежит у нас под ногами.

Археология майя только начинается : до сих пор не исследовано неимоверное число городов, храмов и прочих сооружений. «Золотой» век археологии майя впереди: к концу века это будет одна из наиболее изученных цивилизаций Древнего мира.

Майя были умны, изобретательны, но отличались склонность к насилию. Чем же так привлекает ученых поколение за поколением это высокоразвитая и вместе с тем загадочная цивилизация? Архитектура величественных дворцов и храмов? Замысловатые иероглифы? Или удивительные познания в астрономии и математике с беспрецедентным для древности понятием ноля? Или же народ, сумевший построить не деревню, не городишко, а великолепные города в одном из самых негостеприимных уголков планеты?

Во влажных тропических лесах между и Юкатаном до сир пор скрыты сотни неизвестных городов майя . Только в одном Паленке до сих пор не раскопано полторы тысячи сооружений. Если представить, какие археологические сокровища ждут ученых в городах, подобных Тикалю и Паленке, становится ясно, что джунгли хранят еще много тайн загадочной цивилизации майя .

На юге Мексики в штате Кампече (Campeche), в северном районе Петенского региона полуострова Юкатан (Yucatan), глубоко в джунглях находится Калакмуль (Calakmul) — в прошлом могущественный город майя, столица Канульского царства. В древние времена город был известен под названием Tuun Ох Te.

Обнаруживший остатки древнего города 29 декабря 1931 года биолог Сайрус Л. Ланделл (Cyrus L. Lundell) сообщил об этом Сильванусу Г. Морли (Sylvanus G. Morley) из Института Карнеги (Sylvanus G. Morley) в марте 1932 года. Именно Сайрус придумал название этому месту: «ca» означает два, «lak» – смежный и «mul» – пирамида. Таким образом, Калакмуль – город двух смежных пирамид. Исследования руин остановились в 1938 году.

На важность Калакмуля в истории древних майя впервые обратила внимание Джойс Маркус — американский археолог, полагающая, что Калакмуль был столицей могущественного регионального государства, соперничавшего с Тикалем (Tikal). Их противостояние было связано с тем, что цивилизация майя была поделена на два лагеря. Саму же борьбу этих двух городов можно сравнить с битвой двух сверхдержав.

Археологический проект исследования Калакмуля начался в 1982 году под руководством Уильяма Дж. Фолана (William J. Folan) и продолжается до сих пор. Он ориентируется на составление подробной карты и изучение характера урбанизма в древних поселениях. Другой проект, под руководством Рамона Карраско (Ramón Carrasco), сосредоточен на изучении развития центрального сектора города.

Практически ничего неизвестно о раннеклассической истории Калакмуля, хотя «царский список» на керамических сосудах дает вероятную последовательность правлений с I по V века нашей эры. Это связано с плохой сохранностью иероглифических текстов, высекавшихся на мягком известняке. Фактически об истории Калакмуля больше известно из надписей в других городах. Корни его могущества уходят в доклассическое время. Его владыки называли себя «kan la» — царь-змей. Вероятно, они объединили под своей властью многие северные царства, создав объединение, простиравшееся во внутренние области Юкатана и Кинтана-Роо.

Раскопки в Калакмуле показали, что быстрое развитие здесь началось в фазу Такан (300 -200 года нашей эры). В это время были воздвигнуты самые большие сооружения за всю историю города. На его территории найдено 6 750 древних сооружений, в том числе 100 крупных строений. Среди находок главное место отведено двум пирамидам. Их принято называть Структура I и Структура II.


Вторая пирамида имеет высоту 45 метров и является одной из самых высоких пирамид майя. Внутри этой пирамиды были расположены четыре гробницы. Калакмуль по размерам и численности населения был сопоставим с Тикалем, но, вероятнее всего, в первом — плотность населения была больше.


В V веке нашей эры в Калакмуле началась грандиозная программа перестройки. Доклассический стилобат, поддерживавший Структуру II, был модифицирован по бокам лестницы, ведущей на его вершину, были сооружены гигантские маски 4-х метровой высоты. По-видимому, параллельно со строительной программой были начаты завоевательные походы на юг.

К VII веку Калакмуль превратился в крупнейший город майя. Группой под руководством Уильяма Дж. Фолана была исследована территория в 30 квадратных километров, на которой находилось 6 195 построек.

Представляется, что границы Калакмуля очерчены исключительно четко. С севера и запада город ограничен большим сезонным болотом-бахо Эль Лабертино (El Laberinto), к которому с юга и востока подходит сеть искусственно соединенных каналов и проток, окружающая 22 квадратных километра. Это и есть, собственно, город с населением 22-25 тысяч человек. Гидравлическая система состояла из 13 резервуаров общей вместимостью 197 558 литров. Из центра во все стороны идут 7 дорог-сакбе.

Ритуально-политическое ядро Калакмуля занимало 1,75 квадратных километра с 975 постройками. На севере до сих пор сохранилась около 1 километра стены высотой 6 метров и шириной 1,89 метра, которая имела несколько проходов. Вероятно, в древности стены окружали весь центральный сектор. Центральная площадь образована гигантским пирамидальным комплексом на юге — Структурой II, «Е-группой» (Структуры IV и VI) и постройкой необычной формы на севере (Структура VII). В центре площади располагалось небольшое здание — Структура V. На площади находилось 46 стел и 5 алтарей. Еще 9 стел стояли на террасе перед Структурой I — большой пирамидой с основанием 140х140 метров к юго-востоку от Центральной площади. На ее вершине располагалась храмовая «триада».

«Е-группа» — это своего рода небесная обсерватория, состоящая из смотровой площадки — Структура VI, с которой велись наблюдения за восходом солнца, посредством так называемых «маркеров», то есть 3 частей здания IV.

Северный храм отмечал позицию восходящего солнца в летнее солнцестояние, южный храм — зимнее солнцестояние и центральный храм — равноденствие. Во время правления Ку Хиша (Ku Hix) здание начали модернизировать, а после его смерти (560 ± 50 годы нашей эры) оно стало гробницей для его останков.

Восточная и Западная группы представляют собой акропольные ансамбли, состоящие из множества дворцовых построек, стоявших вокруг внутренних дворов. Главной царской резиденцией была Западная группа. Она делится на две части — ритуальную и жилую. Первая соседствует с Центральной площадью и состоит из нескольких храмов и стадиона для игры в мяч.


Здесь находится 27 стел и 4 алтаря. За ритуальной частью начинается обширный комплекс из нескольких десятков длинных низких платформ, поддерживавших дворцы, насчитывающий около 20 дворов.

Период с 562 по 695 годы следует рассматривать как эпоху гегемонии Калакмуля. Площадь только южных земель, признававших владычество «царей-змеев», составляла 48 000 квадратных километров, а как далеко простиралось их могущество на север — неизвестно.

Однако, несмотря на все могущество Калакмуля, «Царям-змеям» приходилось постоянно подтверждать свою гегемонию с оружием в руках. В этом отношении они опирались на своих вассалов из Караколя, Дос-Пиласа, Наранхо, Эль-Перу.

В 695 году Калакмуль потерпел поражение от Тикальской державы, что ознаменовало конец целого этапа истории майя, начавшегося в 562 году.

По материалам сайта:

Народы майя населяли территории:

  • на западе - от мексиканского штата Табаско,
  • на востоке -до западных окраин Гондураса и Сальвадора.

Этот ареал делится на три четко различимые по климатическим и культурно-историческим особенностям области.

  1. Северная - полуостров Юкатан, сформированный известняковой платформой, - отличается засушливым климатом, бедной почвой и отсутствием рек. Единственные источники пресной воды -карстовые колодцы (сеноты).
  2. Центральная область охватывает мексиканские штаты Табаско, часть Чьяпаса, Кампече, Кинтана-Роо, а также Белиз и гватемальский департамент Петен. Эту область составляют низменности, изобилующие естественными водоемами и пересекаемые крупными реками Усумасинта, Мотагуа и др. Территория покрыта влажными тропическими лесами с разнообразной фауной, богатым выбором съедобных плодов и растений. Здесь, как и на севере, практически нет полезных ископаемых.
  3. К Южной области относятся горные цепи высотой до 4000 м. штата Чьяпас и гватемальского нагорья. Территория покрыта хвойными лесами и отличается умеренным климатом. Здесь встречаются различные минералы -жадеит, нефрит, обсидиан, пирит, киноварь, ценившиеся майя и служившие предметами торговли.

Климат всех областей характеризуется сменой сухого и дождливого сезона, требующей точности определения времени посева, что невозможно без развития астрономических знаний и календаря. Фауна представлена копытными (пекари, тапиры, олени), хищниками семейства кошачьих, разновидностями енотов, зайцев и рептилиями.

История цивилизации майя

Периодизация истории майя

  • …-1500 г. до н.э. - Архаический период
  • 1500-800 гг. до н.э. - Ранний формативный
  • 800-300 гг. до н.э. - Средний формативный
  • 300 г. до н.э. - 150 г. н.э. - Поздний формативный
  • 150-300 гг. - Протоклассический
  • 300-600 гг. - Раннеклассический
  • 600-900 гг. - Позднеклассический
  • 900-1200 гг. - Ранний постклассический
  • 1200-1530 гг. - Поздний постклассический

Проблема заселения региона майя пока далека от окончательного решения. Некоторые данные позволяют предполагать, что прото-майя пришли с севера, продвигаясь вдоль побережья Мексиканского залива, вытесняя местное население или смешиваясь с ним. Между 2000-1500 гг. до н.э. стали расселяться по всей зоне, распадаясь на различные языковые группы.

В VI-IV вв. до н.э. в Центральной области появляются первые городские центры (Накбе, Эль-Мирадор, Тикаль, Вашактун), отличающиеся монументальностью построек. В этот период городская планировка приобретает характерный для городов майя вид - приспособленное к рельефу сочленение самостоятельных, астрономически ориентированных акрополей, представляющих прямоугольную площадь, окруженную храмовыми и дворцовыми постройками на платформах. Ранние города майя формально продолжали сохранять родо-фратриальную структуру.

Классический период - I (III) -X вв. н. э.- время окончательного оформления и расцвета культуры майя. На всей территории майя возникают городские центры с подчиненными территориями города-государства. Как правило, города на этих территориях отстояли от центра не далее 30 км, что, видимо, обусловлено проблемами коммуникации из-за отсутствия в регионе тягловых животных. Население наиболее крупных городов-государств (Тикаль, Калакмуль, Караколь) достигало 50-70 тыс. человек. Правители больших царств носили титул ахав, а подчиненные им центры управлялись местными правителями - сахалями. Последние не были назначаемыми чиновниками, а происходили из местных правящих родов. Существовала и сложная дворцовая иерархия: писцы, чиновники, церемонимейстеры и др.

Несмотря на меняющуюся структуру социальных отношений, власть в городах-государствах передавалась по племенной схеме, что находило свое выражение в пышном культе обожествленных царских предков, кроме того, власть могла принадлежать и женщинам. Поскольку акрополи и города майя носили «генетический» характер и ассоциировались только с конкретными представителями того или иного рода, это явилось причиной периодического запустения отдельных акрополей и окончательного «оставления» городов майя в X в., когда вторгшиеся захватчики уничтожили представителей элиты, связанных кровным родством с захороненными в пределах акрополей (пирамидах) предками. Без такой связи акрополь утрачивал значение символа власти.

Социальная структура

Свидетельство тенденции к централизации власти в III-X вв. - узурпация правителями столичных центров ритуальной игры в мяч, возникновение которой восходит к временам внутриплеменной ротации власти и коллективного принятия решений. Аристократия концентрирует в своих руках торговлю ценными предметами, бобами какао и минералами, используемыми для изготовления украшений и ремесленных изделий,- обсидианом, жадеитом и др. Торговые пути пролегали как по суше, так по рекам и морям, далеко уходя на чужие территории.

В иероглифических текстах упоминаются жрецы, разделявшиеся на

  • жрецов-идеологов,
  • жрецов-астрономов,
  • «видящих» и
  • прорицателей.

Для прорицаний использовались психоделические практики.

Деталь священной фрески из Сан-Бартоло (Гватемала). Ок. 150 г. до н.э. Картина, изображает рождение космоса и доказывает божественное право правителя.

Основу общества составляли свободные общинники, селившиеся семейными домовладениями иногда вблизи городов, а иногда и на значительном удалении от них, что связано с характером землепользования и необходимостью менять (из-за снижения урожайности) каждые 4 года обрабатываемые семьей посевные участки.

В свободное от сева и сбора урожая время, общинники участвовали в общественных работах и военных компаниях. Только в постклассическом периоде стала выделяться особая прослойка полупрофессиональных воинов-хольканов, которые требовали от общины «услуг и подношений».

В текстах майя часто упоминаются военачальники. Войны носили характер кратковременных набегов для разорения противника и иногда захвата пленников. Войны в регионе велись постоянно и способствовали реструктуризации политической власти, усиливая одни города при ослаблении и подчинении других. Данных о рабовладении у классических майя нет. Если рабов и использовали, то в качестве домашних слуг.

Сведения о правовой системе майя отсутствуют.

Кризис X века — политическая и культурная перестройка

К X в. в Центральном районе начинаются активные миграции, при этом резко, в 3-6 раз сокращается население. Городские центры приходят в запустение, политическая жизнь замирает. Строительство почти не ведется. Меняются ориентиры в идеологии и искусстве - культ царских предков утрачивает первоочередное значение, тогда как обоснованием власти правителя становится происхождение от легендарных «тольтекских завоевателей».

На Юкатане кризис конца классического периода не привел к сокращению населения и падению городов. В ряде случаев гегемония от старых, классических центров переходит к новым. Процессы социальных и политических изменений после разрушения тольтеками традиционной для майя системы городской власти наблюдаются в постклассическом периоде на примере таких городов, как

  • Чичен-Ица тольтеков в X-XIII вв.;
  • Майяпан в период правления Кокомов в XIII-XV вв.;
  • постклассический Мани, в подчинении которого в XVI в. находилось 17 городков и селений.

К моменту появления испанцев на юго-востоке Юкатана сформировалось государство Акалан (майя-чонталь), где уже выделился столичный город Ицамканак с подчиненными 76 городами и селениями. В нем администрация, храмы, 100 домов из камня, 4 квартала со своими покровителями и их храмы, совет глав кварталов.

Конфедерации городов со своей столицей стали новым типом политико-территориальных образований, контролировавшим политическую, административную, религиозную и научную сферы жизни. В сфере духовной концепция реинкарнации уходит в область религиозной абстракции, что позволяет городам (возникающим столицам) сохранять свои функции и после смены власти. Междоусобные войны становятся нормой, город приобретает оборонительные характеристики. Одновременно происходит рост территории, усложнение системы контроля и защиты.

У юкатанских майя существовало рабовладение, была развита торговля рабами. Рабов использовали для переноски тяжестей и домашней работы, но чаще приобретали для принесения в жертву.

В горной Гватемале с наступлением постклассического периода распространяется «майя-тольтекский стиль». Очевидно, проникшие науакультурные группы были, как и на Юкатане, ассимилированы местным населением. В результате образовалась конфедерация 4 племен майя - какчикелей, киче, цутихиль и рабиналь, подчинившая в XIII-XIV вв. различные майя- и науаязычные племена горной Гватемалы. В результате междоусобиц конфедерация вскоре распалась, почти одновременно с вторжением ацтеков и появлением в начале XVI в. испанцев.

Хозяйственная деятельность

Майя практиковали экстенсивное подсечно-огневое земледелие с регулярной сменой участков. Главной культурой были маис и фасоль, составлявшие основу рациона. Особую ценность представляли бобы какао, использовавшиеся и в качестве обменной единицы. Выращивали хлопок. Домашних животных у майя не было, за исключением особой породы собачек, иногда употреблявшихся в пищу, из птицы - индюков. Функцию кошки выполняла носуха - разновидность енота.

В классический период майя активно применяли ирригацию и другие способы интенсивного земледелия, в частности «приподнятые поля» схожие со знаменитыми ацтекскими чинампами: в долинах рек создавались искусственные насыпи, которые при разливах возвышались над водой и задерживали ил, что значительно повышало плодородие. Для повышения урожайности участок одновременно засевали маисом и бобовыми, что создавало эффект удобрения почвы. Вблизи жилища высаживались фруктовые деревья, перец-чиле, являющийся важным компонентом пищевого рациона индейцев.

Землевладение продолжало оставаться общинным. Институт зависимого населения был развит мало. Главной сферой его применения могли быть плантации многолетних культур - какао, фруктовых деревьев, находившихся в частной собственности.

Культура цивилизации майя

Научные знания и письмо

Майя разработали сложную картину мира, в основе которой лежали представления о реинкарнации и бесконечном чередовании циклов мироздания. Для своих построений они использовали точные математические и астрономические знания, сочетающие циклы Луны, Солнца, планет и время прецессионного оборота Земли.

Усложнение научной картины мира потребовало разработки письменной системы на основе ольмекской. Письмо майя было фонетическим, морфемно-силлабическим, предполагавшим одновременное использование около 400 знаков. Одна из наиболее ранних надписей - 292 г. н. э.- обнаружена на стеле из Тикаля (№ 29). Основное количество текстов было нанесено на монументальные памятники или предметы мелкой пластики. Особый источник представляют тексты на керамических сосудах.

Книги майя

Сохранились лишь 4 рукописи майя -«кодексы», представляющие сложенные гармошкой (страницами) длинные полосы бумаги из коры фикуса («индейская бумага»), относящиеся к постклассическому периоду, очевидно, переписанные с более древних образцов. Регулярное переписывание книг, вероятно, издревле практиковалось в регионе и было связано со сложностями хранения рукописей в условиях влажного жаркого климата.

Дрезденская рукопись представляет собой полосу «индейской бумаги» длиной 3,5 м, высотой 20,5 см, сложенной в 39 страниц. Она была создана ранее XIII в. на Юкатане, откуда ее вывезли в Испанию в дар императору Карлу V, от которого она попала в Вену, где в 1739 г. у неизвестного частного лица ее приобрел библиотекарь Иоганн Кристиан Гетце для Дрезденской Королевской библиотеки.

Парижская рукопись - полоса бумаги общей длиной 1,45 м и 12 см высотой, сложенной в 11 страниц, из которых начальные полностью стерты. Рукопись относится к периоду правления династии Кокомов на Юкатане (XIII-XV вв.). В 1832 г. она была приобретена Парижской Национальной библиотекой (хранится здесь и ныне).

Мадридская рукопись была написана не ранее XV в. Она состоит из двух фрагментов без начала и конца «индейской бумаги» высотой 13 см, общей длиной 7,15 м, сложенных в 56 страниц. Первая часть была приобретена в Эстремадуре Хосе Игнасио Миро в 1875 г. Поскольку было высказано предположение, что она некогда принадлежала завоевателю Мексики Кортесу, то отсюда ее название - «кодекс Кортеса», или кортезианская. Второй фрагмент в 1869 г. был приобретен Брассер-де-Бурбуром у дона Хуана Тро-и-Ортолано и был назван ортоланским. Соединенные вместе куски стали называться Мадридской рукописью, она хранится с тех пор в Мадриде в Музее Америк.

Рукопись Гролье находилась в частном собрании в Нью-Йорке. Это скорее фрагменты 11 страниц без начала и конца, датируемые XIII в. Очевидно, эта майяская рукопись, происхождение которой неизвестно, была составлена под сильным миштекским влиянием. Об этом свидетельствует специфическая запись цифр и особенности изображений.

Тексты на керамических сосудах майя называют «глиняными книгами». В текстах отражены практически все стороны жизни древнего общества-от быта до сложных религиозных представлений.

Дешифровка письма майя была осуществлена в 50-е годы XX в. Ю.В. Кнорозовым на основании разработанного им же метода позиционной статистики.

Архитектура

Наивысшего расцвета архитектура майя достигает в классический период: активно воздвигаются церемониальные комплексы, условно называемые акрополями, с пирамидами, дворцовыми сооружениями и стадионами для игры в мяч. Строения группировались вокруг центральной прямоугольной площади. Здания возводились на массивных платформах. При строительстве использовался «ложный свод» - пространство между кладкой крыши постепенно сужалось кверху, пока стены свода не смыкались. Крышу часто венчали массивные гребни, украшенные лепниной. Техника строительства могла быть разной - от каменной кладки до бетонообразной массы и даже кирпичей. Здания раскрашивались, чаще красным цветом.

Выделяются два основных типа построек - дворцы и храмы на пирамидах. Дворцы представляли собой длинные, как правило одноэтажные здания, стоявшие на платформах, иногда многоярусных. При этом переход по анфиладам комнат напоминал лабиринт. Окон не было и свет проникал лишь сквозь дверные проемы и специальные вентиляционные отверстия. Возможно, дворцовые постройки отождествлялись с длинными ходами пещер. Почти единственным примером построек в несколько этажей является дворцовый комплекс в Паленке, где еще и возведена башня.

Храмы ставились на пирамидах, высота которых иногда достигала 50-60 м. К храму вели многоступенчатые лестницы. Пирамида воплощала гору, в которой находилась легендарная пещера прапредков. Поэтому здесь же могло помешаться элитное захоронение - иногда под пирамидой, иногда в ее толще, а чаще сразу под полом храма. В некоторых случаях пирамида возводилась непосредственно над естественной пещерой. Сооружение поверх пирамиды, условно называемое храмом, не обладало эстетикой внутреннего весьма ограниченного пространства. Функциональное значение имели дверной проем и помещавшаяся у стены напротив этого проема скамья. Храм служил лишь обозначением выхода из пещеры прапредков, о чем свидетельствует его внешнее убранство и иногда связь с внутрипирамидальными погребальными камерами.

В постклассику появляется новый тип площади и сооружений. Ансамбль формируется вокруг пирамиды. По сторонам площади возводятся крытые галереи с колоннами. В центре располагается небольшая церемониальная платформа. Появляются платформы для стояков с жердями, унизанными черепами. Сами сооружения значительно сокращаются в размерах, иногда не соответствующие человеческому росту.

Скульптура

Фризы зданий и массивные кровельные гребни покрывались лепниной из известкового раствора -штука. Притолоки храмов и воздвигавшиеся у подножий пирамид стелы и алтари покрывались резьбой и надписями. В большинстве областей ограничивались техникой рельефа, только в Копане получила распространение круглая скульптура. Изображались дворцовые и батальные сцены, ритуалы, личины божеств и т. д. Как и здания, надписи и монументы обычно раскрашивались.

К монументальной скульптуре относятся и стелы майя - плоские, высотой около 2 м монолиты, покрывавшиеся резьбой или росписями. Наиболее высокие стелы достигают 10 м. Стелы как правило ассоциированы с алтарями - круглыми или прямоугольными камнями, устанавливавшимися перед стелами. Стелы с алтарями являлись усовершенствованием ольмекских монументов и служили для передачи трехуровневого пространства мироздания: алтарь символизировал нижний уровень - переход между мирами, средний уровень занимало изображение событий, происходящих с конкретным персонажем, а верхний уровень символизировал возрождение новой жизни. В случае отсутствия алтаря изображаемый на нем сюжет компенсировался появлением на стеле нижнего, «пещерного», уровня, или рельефной ниши, внутри которой и помещалось основное изображение. В некоторых городах большое распространение получили грубо закругленные плоские алтари, клавшиеся на землю перед стелой, или же каменные фигурные изображения рептилий, как например, в Копане.

Тексты на стелах могли посвящаться историческим событиям, но чаще всего носили календарный характер, отмечая периоды правления того или иного правителя.

Живопись

Произведения монументальной живописи создавались на внутренних стенах зданий, погребальных камер. Краска накладывалась либо по сырой штукатурке (фреска), либо по сухому грунту. Основная тема росписей - массовые сцены сражений, празднеств и т. д. Наиболее известны росписи Бонампака - здания из трех помещений, стены и потолки которых целиком покрыты росписью, посвященной победе в военных действиях. К изобразительному искусству майя следует отнести полихромную роспись на керамике, отличающуюся большим сюжетным разнообразием, а также рисунки в «кодексах».

Драматическое искусство

Драматическое искусство майя вышло непосредственно из религиозных церемоний. Единственное дошедшее до нас произведение - это драма Рабиналь-Ачи, записанная в XIX в. В основе сюжета -пленение воина киче воинами общины рабиналь. Действие развивается в форме своеобразного диалога пленника с другими главными героями. Основной поэтический прием -традиционное для устного индейского фольклора ритмическое повторение: участник диалога повторяет фразу, сказанную его противником, и затем произносит свою. Исторические события - войны рабиналя с киче - накладываются на мифологическую основу - сказание о похищении богини вод-супруги старого бога дождя. Драма кончалась реальным жертвоприношением главного героя. Дошли сведения о существовании других драматических произведений, а также комедий.

В наши дни майя – это племя индейцев, проживающее на территории Южной Америки. Сегодня они живут в таких странах как Мексика , Гондурас, Гватемала и Белиза. А начиная с 2000 года до нашей эры, это была древняя цивилизация в Центральной Америке. Им покорялись все древние народы и племена, жившие на этой территории. Майя и цивилизация в то время были синонимами. Древняя цивилизация майя господствовала на протяжении 12 столетий. Пик ее расцвета припадает на 900-й год нашей эры. После этого начинается продолжительный период упадка культуры, причин которого история не раскрывает.

Майя называли людьми, которые соизмеряют свою жизнь с небесами. При этом быт племени оставался достаточно примитивен. Основным занятием было земледелие. Орудия труда были самые простые. Ученые утверждают, что майя не знали даже колеса. Тем более поражает тот факт, что в период своего расцвета, племя майя создало неповторимые произведения искусства, храмы, гробницы, чудо-города и другие памятники архитектуры. Еще больше поражают их знания в астрономии, созданная ими система измерения времени и письменность.

В то время, когда колонизаторы из старого света ступили на восточное побережье Южной Америки, майя цивилизация пришла почти в полный упадок. В период же своего расцвета она занимала всю Центральную Америку. Колонизаторы по варварски отнеслись к доставшимся им от цивилизации майя произведениям искусства и архитектурным памятникам. Они считали их «языческими идолами», наследием языческой культуры и безжалостно уничтожали. Но даже то, что осталось сегодня от культуры и знаний древних майя, поражает воображение современных ученых.

По праву, одним из главных достижений майя считается их уникальный календарь, в основу которого положены точные астрономические расчеты. Наши ученые не перестают восхищаться его поразительной точностью. Древние жрецы майя использовали свои астрономические наблюдения как для решения насущных вопросов (например, в земледелии), так и объясняя более глобальные проблемы. Так жрецы майя очень точно рассчитали жизненные циклы нашей планеты, которые подтверждают и современные ученые. С наступлением 2012 года всех особенно волнует предсказание майя про, якобы надвигающийся, конец света . Каждый сам решает, стоит ли верить древним пророчествам майя про приближающийся апокалипсис.

Несомненно одно, причины, по которым эта древняя цивилизация исчезла, и сегодня остаются загадочными и непонятными. Люди просто массово покидали свои города. Существует несколько версий, но в чем именно настоящая причина не знает никто. Кто они, откуда пришли – остается загадкой и сегодня…

Кто хочет узнать больше, предлагаем просмотреть видео фильм: «Мексика. Майя. Неизвестная история.» в 6 частях. Фильм создан на базе материалов, собранных в ходе экспедиции в Мексику в марте 2007 года и основан на фактах, которые долгое время скрывались и замалчивались. Приятного просмотра.

Видео фильм: «Мексика. Майя. Неизвестная история»