Ханс Кристиан Андерсен: краткая биография, интересные факты о жизни сказочника, произведения и известные сказки. Ганс христиан андерсен Андерсон ганс христиан биография для детей

  • 02.07.2019

Ханс Кристиан Андерсен (во многих изданиях на русском языке имя писателя указывается как Ганс Христиан, дат. Hans Christian Andersen; 2 апреля 1805 года, Оденсе, Датско-норвежская уния - 4 августа 1875 года, Копенгаген, Дания) - датский прозаик и поэт, автор всемирно известных сказок для детей и взрослых: «Гадкий утёнок», «Новое платье короля», «Стойкий оловянный солдатик», «Принцесса на горошине», «Оле Лукойе», «Снежная королева» и многих других.

Ханс Кристиан Андерсен родился 2 апреля 1805 года в Оденсе на острове Фюн. Отец Андерсена, Ханс Андерсен (1782-1816), был бедным башмачником, а мать Анна Мари Андерсдаттер (1775-1833) была прачкой из бедной семьи, ей приходилось в детстве просить подаяние, она была похоронена на кладбище для бедных.

Он рос очень утончённо нервным ребёнком, эмоциональным и восприимчивым. В то время физические наказания детей в школах были обычным делом, поэтому мальчик страшился ходить в школу, и его мама отдала его в еврейскую школу, где физические наказания в отношении детей были запрещены.

В возрасте 14 лет Ганс поехал в Копенгаген; мать отпустила его, так как надеялась, что он побудет там немного и вернётся. Когда она спросила причину, по которой он едет, покидая её и дом, юный Ханс Кристиан тотчас ответил: «Чтобы стать знаменитым!».

Ханс Кристиан был долговязым подростком с удлинёнными и тонкими конечностями, шеей и таким же длинным носом, а также из жалости, Ханс Кристиан, несмотря на неэффектную внешность, был принят в Королевский театр, где играл второстепенные роли. Ему предложили учиться из-за доброго к нему отношения, видя его желание. Посочувствовавшие бедному и чувствительному мальчику люди ходатайствовали перед королём Дании Фредериком VI, который разрешил учиться в школе в городке Слагельсе, а затем в другой школе в Эльсиноре за счёт казны. Ученики в школе были на 6 лет младше Андерсена. Он впоследствии вспоминал о годах учёбы в школе как о самой мрачной поре своей жизни, из-за того что он подвергался строгой критике ректора учебного заведения и болезненно переживал по этому поводу до конца своих дней - он видел ректора в кошмарных снах.

В 1827 году Андерсен завершил учёбу. До конца жизни он делал в письме множество грамматических ошибок - Андерсен так и не одолел грамоты.

Андерсен никогда не был женат и не имел детей.

В 1829 году опубликованный Андерсеном фантастический рассказ «Пешее путешествие от канала Холмен к восточной оконечности Амагера» принёс писателю известность. Андерсен пишет большое количество литературных произведений, в том числе в 1835 году - прославившие его «Сказки». В 1840-х годах Андерсен попытался вернуться на подмостки, но без особого успеха. В то же время он подтвердил свой талант, издав сборник «Книга с картинками без картинок».

Во второй половине 1840-х и в следующие годы Андерсен продолжал публиковать романы и пьесы, тщетно пытаясь прославиться как драматург и романист.

В 1872 году Андерсен упал с кровати, сильно расшибся и больше уже не оправился от травм, хотя прожил ещё три года. Он скончался 4 августа 1875 года и похоронен на кладбище Ассистэнс в Копенгагене.

Список самых известных сказок:

Аисты (Storkene, 1839)
Дюймовочка, Вильгельм Педерсен, 1820-1859.
Альбом крёстного (Gudfaders Billedbog, 1868)
Ангел (Engelen, 1843)
Анне Лисбет (Anne Lisbeth, 1859)
Бабушка (Bedstemoder, 1845)
Блоха и профессор (Loppen og Professoren, 1872)
Блуждающие огоньки в городе (Lygtemændene ere i Byen, sagde Mosekonen, 1865)
Бог никогда не умрёт (Den gamle Gud lever endnu, 1836)
Большой морской змей (Den store Søslange, 1871)
Бронзовый кабан (быль) (Metalsvinet, 1842)
Бузинная матушка (Hyldemoer, 1844)
Бутылочное горлышко (Flaskehalsen, 1857)
В день кончины (Paa den yderste Dag, 1852)
В детской (I Børnestuen, 1865)
Весёлый нрав (Et godt Humeur, 1852)
Ветер рассказывает о Вальдемаре До и его дочерях (Vinden fortæller om Valdemar Daae og hans Døttre, 1859)
Ветряная мельница (Veirmøllen, 1865)
Волшебный холм (Elverhøi, 1845)
Воротничок (Flipperne, 1847)
Всяк знай своё место! (Всему своё место) («Alt paa sin rette Plads», 1852)
Вэн и Глэн (Vænø og Glænø, 1867)
Гадкий утёнок (Den grimme Ælling, 1843)
Ганс Чурбан (или Дурень Ганс) (Klods-Hans, 1855)
Гречиха (Boghveden, 1841)
Два брата (To Brødre, 1859)
Две девицы (To Jomfruer, 1853)
Двенадцать пассажиров (Tolv med Posten, 1861)
Дворовый петух и флюгерный (Gaardhanen og Veirhanen, 1859)
Дева льдов (Iisjomfruen, 1861)
Девочка со спичками (Den lille Pige med Svovlstikkerne, 1845)
Девочка, которая наступила на хлеб (Девочка, наступившая на хлеб) (Pigen, som traadte paa Brødet, 1859)
День переезда (Flyttedagen, 1860)
Дикие лебеди (De vilde Svaner, 1838)
Директор кукольного театра (Marionetspilleren, 1851)
Дни недели (Ugedagene, 1868)
Домовой и хозяйка (Nissen og Madamen, 1867)
Домовой мелочного торговца (Nissen hos Spekhøkeren, 1852)
Дорожный товарищ (Reisekammeraten, 1835)
Дочь болотного царя (Dynd-Kongens Datter, 1858)
Дриада (Dryaden, 1868)
Дюймовочка (Tommelise, 1835)
Еврейка (Jødepigen, 1855)
Ель (Grantræet, 1844)
Епископ Берглумский и его родичи (Bispen paa Børglum og hans Frænde, 1861)
Есть же разница! («»Der er Forskjel!», 1851)
Жаба (Skrubtudsen, 1866)
Жених и невеста (Kjærestefolkene или Toppen og Bolden, 1843)
Зелёные крошки (De smaa Grønne, 1867)
Злой князь. Предание (Den onde Fyrste, 1840)
Золотой мальчик (Guldskat, 1865)
И в щепотке порой скрывается счастье (Lykken kan ligge i en Pind, 1869)
Иб и Христиночка (Ib og lille Christine, 1855)
Из окна богадельни (Fra et Vindue i Vartou, 1846)
Истинная правда (Det er ganske vist!, 1852)
История года (Aarets Historie, 1852)
История одной матери (Historien om en Moder, 1847)
Как буря перевесила вывески (Stormen flytter Skilt, 1865)
Как хороша! («»Deilig!», 1859)
Калоши счастья (Lykkens Kalosker, 1838)
Капля воды (Vanddraaben, 1847)
Ключ от ворот (Portnøglen, 1872)
Кое-что («Noget», 1858)
Колокол (Klokken, 1845)
Колокольный омут (Klokkedybet, 1856)
Колокольный сторож Оле (Taarnvægteren Ole, 1859)
Комета (Kometen, 1869)
Красные башмаки (De røde Skoe, 1845)
Кто же счастливейшая? (Hvem var den Lykkeligste?, 1868)
Лебединое гнездо (Svanereden, 1852)
Лён (Hørren, 1848)
Маленький Клаус и Большой Клаус (Lille Claus og store Claus, 1835)
Маленький Тук (Lille Tuk, 1847)
Мотылёк (Sommerfuglen, 1860)
Муза нового века (Det nye Aarhundredes Musa, 1861)
На дюнах (En Historie fra Klitterne, 1859)
На краю моря (Ved det yderste Hav, 1854)
На могиле ребёнка (Barnet i Graven, 1859)
На птичьем дворе (I Andegaarden, 1861)
Навозный жук (Skarnbassen, 1861)
Немая книга (Den stumme Bog, 1851)
Нехороший мальчик (Den uartige Dreng, 1835)
Новое платье короля (Keiserens nye Klæder, 1837)
Ночной колпак старого холостяка (Pebersvendens Nathue, 1858)
О чём рассказывала старуха Иоханна (Hvad gamle Johanne fortalte, 1872)
Обрывок жемчужной нити (Et stykke Perlesnor, 1856)
Огниво (Fyrtøiet, 1835)
Оле-Лукойе (Ole Lukøie, 1841)
Отпрыск райского растения (Et Blad fra Himlen, 1853)
Парочка (Kærestefolkene, 1843)
Пастушка и трубочист (Hyrdinden og Skorsteensfeieren, 1845)
Пейтер, Петер и Пер (Peiter, Peter og Peer, 1868)
Перо и чернильница (Pen og Blækhuus, 1859)
Пляши, куколка, пляши! (Dandse, dandse Dukke min! 1871)
Побратимы (Venskabs-Pagten,1842)
Под ивой (Under Piletræet, 1852)
Подснежник (Sommergjækken, 1862)
Последний сон старого дуба (Det gamle Egetræes sidste Drøm, 1858)
Последняя жемчужина (Den sidste Perle, 1853)
Прадедушка (Oldefa"er, 1870)
Предки птичницы Греты (Hønse-Grethes Familie, 1869)
Прекраснейшая роза мира (Verdens deiligste Rose, 1851)
Принцесса на горошине (Prindsessen paa Ærten, 1835)
Пропащая («Hun duede ikke», 1852)
Прыгуны (Springfyrene, 1845)
Психея (Psychen, 1861)
Птица народной песни (Folkesangens Fugl, 1864)
Птица феникс (Fugl Phønix, 1850)
Пятеро из одного стручка (Fem fra en Ærtebælg, 1852)
Райский сад (Paradisets Have, 1839)
Рассказы солнечного луча (Solskins-Historier, 1869)
Ребячья болтовня (Børnesnak, 1859)
Роза с могилы Гомера (En Rose fra Homers Grav, 1842)
Ромашка (Gaaseurten, 1838)
Русалочка (Den lille Havfrue, 1837)
С крепостного вала (Et Billede fra Castelsvolden, 1846)
Садовник и господа (Gartneren og Herskabet, 1872)
Сальная свеча (Tællelyset, 1820-е гг.)
Самое невероятное (Det Utroligste, 1870)
Свечи (Lysene, 1870)
Свинопас (Svinedrengen, 1841)
Свинья-копилка (Pengegrisen, 1854)
Сердечное горе (Hjertesorg, 1852)
Серебряная монетка (Sølvskillingen, 1861)
Сидень (Krøblingen, 1872)
Скороходы (Hurtigløberne, 1858)
Снеговик (Sneemanden, 1861)
Снежная королева (Sneedronningen, 1844)
Сокрыто - не забыто (Gjemt er ikke glemt, 1866)
Соловей (Nattergalen, 1843)
Сон (En Historie, 1851)
Соседи (Nabofamilierne, 1847)
Старая могильная плита (Den gamle Gravsteen, 1852)
Старый дом (Det gamle Huus, 1847)
Старый уличный фонарь (Den gamle Gadeløgte, 1847)
Старый церковный колокол (Den gamle Kirkeklokke, 1861)
Стойкий оловянный солдатик (Den standhaftige Tinsoldat, 1838)
Судьба репейника (Hvad Tidselen oplevede, 1869)
Сундук-самолёт (Den flyvende Kuffert, 1839)
Суп из колбасной палочки (Suppe paa en Pølsepind, 1858)
Счастливое семейство (Den lykkelige Familie, 1847)
Сын привратника (Portnerens Søn, 1866)
Талисман (Talismanen, 1836)
Тень (Skyggen, 1847)
Тернистый путь славы («Ærens Tornevei», 1855)
Тётушка (Moster, 1866)
Тётушка Зубная Боль (Tante Tandpine, 1872)
Тряпьё (Laserne, 1868)
Уж что муженёк сделает, то и ладно (Что муженёк ни сделает, всё хорошо) (Hvad Fatter gjør, det er altid det Rigtige, 1861)
Улитка и розы (Улитка и розовый куст) (Sneglen og Rosenhækken, 1861)
Философский камень (De Vises Steen, 1858)
Хольгер Датчанин (Holger Danske, 1845)
Цветы маленькой Иды (Den lille Idas Blomster, 1835)
Чайник (Theepotten, 1863)
Чего только не придумают… (Что можно придумать) (Hvad man kan hitte paa, 1869)
Через тысячу лет (Om Aartusinder, 1852)
Что сказала вся семья (Hvad hele Familien sagde, 1870)
Штопальная игла (Stoppenaalen, 1845)
Эльф розового куста (Rosen-Alfen, 1839).

Андерсен Ганс Христиан — датский писатель. Мировую славу принесли ему сказки, в которых сочетаются романтика и реализм, фантазия и юмор, сатирическое начало с иронией. Основанные на фольклоре (<Огниво>), проникнутые гуманизмом, лиризмом и юмором (<Стойкий оловянный солдатик>, <Гадкий утенок>, <Русалочка>, <Снежная королева>), сказки осуждают общественное неравенство, эгоизм, корысть, самодовольство сильных мира сего (<Новое платье короля>).

Возмущение современников Андерсена вызывали сказки «Новое платье короля» и «Огниво». Критики усматривали в них отсутствие морали и уважения к высоким особам. Это, прежде всего, наблюдалось в той сцене, когда принцессу ночью собака приносит ночью в каморку к солдату. Современники считали, что сказки предназначены исключительно детям и не чувствовали своеобразия творческой манеры датского писателя.

Впрочем, современники знали, в отличие от многих из нас, не только Андерсена-сказочника. Творческое наследие Андерсена значительно обширнее: 5 романов и повесть «Счастливчик Пер», более 20 пьес, бесчисленное множество стихотворений, 5 книг путевых очерков, мемуары «Сказка моей жизни», обширная переписка, дневники. И все эти разножанровые произведения по-своему способствовали созданию оригинальной литературной сказки Андерсена, о которой норвежский писатель Бьернстьерне Мартинус Бьернсон справедливо заметил, что в ней «есть и драма, и роман, и философия.

Биография Ганса Христиана Андерсена

Ганс Христиан Андерсен родился 2 апреля 1805 года в Дании, в небольшом городке Оденсе на острове Фюн. Отец Андерсена, Ганс Андерсен (1782-1816), был бедным башмачником, его мать — Анна Мари Андерсдаттер (1775-1833) тоже происходила из бедной семьи: в детстве ей даже приходилось просить милостыню, работала прачкой и после смерти была похоронена на кладбище для бедных.

В Дании есть легенда о королевском происхождении Андерсена, поскольку в ранней биографии Андерсен писал, что в детстве играл с принцем Фритсом, впоследствии - королём Фредериком VII, который, по словам Андерсена, был его единственным другом. Дружба Андерсена с принцем Фритсом, согласно фантазии Андерсена, продолжалась до самой смерти последнего. Убедительность этой легенде придает тот факт, что кроме родственников только Ганс Христиан Андерсен был допущен к королевскому гробу. Однако, не стоит забывать, что к тому времени, Андерсен из сына башмачника превратился в символ и гордость Дании.

А причиной этой фантазии стали рассказы отца мальчика, что он — родственник короля. С детства будущий писатель проявлял склонность к мечтанию и сочинительству, часто устраивал импровизированные домашние спектакли. Ганс рос утонченно-нервным, эмоциональным и восприимчивым. Обычная школа, где в те времена практиковались физические наказания вызывала у него только страх и неприязнь. По этой причине родители отдали его в еврейскую школу, где подобных наказаний не было. Отсюда навсегда сохранившаяся связь Андерсена с еврейским народом и знание его традиций и культуры; он написал несколько сказок и рассказов на еврейские темы — на русский язык они не переводились.

В 1816 г. отец Андерсена умер, и мальчику пришлось работать ради пропитания. Он был подмастерьем сперва у ткача, затем у портного. Потом Андерсен работал на сигаретной фабрике.

В возрасте 14 лет Андерсен уехал в Копенгаген: он мечтал попасть в театр. Видел ли он себя знаменитым артистом или режиссером, что грезилось ему во снах, знал только тот долговязый мальчишка, неуклюжий как Гадкий Утенок из написанной им позже сказки. В жизни он готов был на самые маленькие роли. Но даже это далось с огромным трудом. Было все: и бесплодные походы по известным артистам, просьбы и даже нервные слезы. Наконец благодаря его настойчивости и приятному голосу, несмотря на нескладную фигуру, Ганс был принят в Королевский театр, где играл второстепенные роли. Длилось это недолго: возрастная ломка голоса лишила его возможности выступать на сцене.

Андерсен тем временем сочинил пьесу в 5-ти актах и написал письмо королю, убедив дать деньги на её издание. В эту книгу входили также стихи. Опыт был неудачен — книгу покупать не хотели. Точно также не захотели ставить и пьесу в театре, куда отправился юный Андерсен, все еще не потерявший надежды.

Но зато посочувствовавшие бедному и чувствительному юноше люди ходатайствовали перед королём Дании Фредериком VI, который разрешил учиться в школе в городке Слагельсе, а затем в другой школе в Эльсиноре за счёт казны. Ученики в школе были на 6 лет младше Андерсена, поэтому отношения с ними не складывались. Строгие правила тоже любви не вызывали, а критическое отношение ректора оставило такой неприятный осадок на всю жизнь, что однажды Андерсен написал, что видел его в кошмарах долгие годы.

В 1827 году Андерсен завершил учёбу, однако грамотой он так толком и не обладел: до конца жизни он делал множество грамматических ошибок.

В 1829 г. опубликованный Андерсеном фантастический рассказ «Пешее путешествие от канала Холмен к восточной оконечности Амагера» принёс писателю известность. Мало что было написано до 1833 года, когда Андерсен получил от короля денежное пособие, позволившее ему осуществить первое в жизни заграничное путешествие. Начиная с этого времени, Андерсен пишет большое количество литературных произведений, в том числе в 1835 году - прославившие его «Сказки».

В 1840-х годах Андерсен попытался вернуться на подмостки, но без особого успеха. В то же время он подтвердил свой талант, издав сборник «Книга с картинками без картинок». Слава его «Сказок» росла; 2-й выпуск «Сказок» был начат в 1838 году, а 3-й - в 1845.

К этому времени он был уже знаменитым писателем, широко известным в Европе. В июне 1847 Андерсен впервые приехал в Англию и был удостоен триумфальной встречи. Во второй половине 1840-х и в следующие годы Андерсен продолжал публиковать романы и пьесы, тщетно пытаясь прославиться как драматург и романист.

Андерсен злился, когда его называли детским сказочником и говорил, что пишет сказки как для детей, так и для взрослых. По этой же причине он приказал, чтобы на его памятнике, где первоначально сказочника должны были окружать дети, не было ни одного ребёнка.

Последняя сказка написана Андерсеном в Рождество 1872 год. В 1872 году Андерсен упал с кровати, сильно расшибся и больше уже не оправился от травм, хотя прожил ещё три года. Он скончался 4 августа 1875 и похоронен на кладбище Ассистэнс («Assistens») в Копенгагене.

Биография Ганса Христиана Андерсена (для детей)

Среди писателей Дании XIX в. наибольшую известность за пределами страны приобрел Ганс Христиан Андерсен. Он родился в провинциальном датском городке Оденсе, на острове Фюн. Отец писателя-сказочника был сапожником, мать – прачкой. В рассказе Андерсена «Пропащая» сынишка прачки в легонькой залатанной одежонке, обутый в тяжелые деревянные башмаки бежит к реке, где его мать, стоя по колено в ледяной воде, полощет чужое белье. Таким запомнилось Андерсену его детство.

Но и тогда ему выпадали радостные, драгоценные минуты, когда отец читал сыну удивительные сказки из «Тысячи и одной ночи», мудрые басни, веселые комедии, а мать, бабушка или старухи соседки рассказывали по вечерам изумительные народные сказки, которые через много лет Андерсен по-своему пересказал детям. Учился Ганс Христиан в школе для бедных, участвовал в самодеятельном кукольном театре, где импровизировал забавные сценки, переплетая жизненные наблюдения с ребячьим вымыслом.

Рано умер отец, и маленькому мальчику пришлось работать на швейной фабрике. В четырнадцать лет Андерсен с узелком в руке и с десятью монетами в кармане пришел пешком в столицу Дании – Копенгаген. Он принес с собой тетрадку, куда с чудовищными орфографическими ошибками записывал крупными буквами свои первые сочинения. Только в семнадцать лет ему снова удалось сесть за парту рядом с маленькими мальчиками, чтобы продолжить образование. Пять лет спустя Андерсен стал студентом Копенгагенского университета.

Бедность, голод, унижения не помешали ему писать стихи, комедии, драмы. В 1831 г. Андерсен создал первую сказку, а начиная с 1835 г. он почти ежегодно дарил детям к Новому году сборники удивительных сказок.

Андерсен много путешествовал. Он подолгу жил в Германии, не раз бывал в Италии, посетил Англию, Францию, Испанию, Португалию, Грецию, Турцию, даже Африку. Он дружил со многими поэтами, писателями, композиторами.

С Гансом Христианом Андерсеном мы часто встречаемся в его сказках. Мы узнаем его и в том студенте из сказки «Цветы маленькой Иды», который умел рассказывать чудеснейшие истории и вырезать из бумаги великолепные дворцы и затейливые фигурки; и в волшебнике Оле-Лукое; и в веселом человеке из сказки «Ель», который, сидя под елкой, рассказывал детям про удачливого Клумпе-Думпе; и в одиноком старичке из сказки «Бузинная матушка», про которого говорили, что, до чего он ни дотронется, на что ни взглянет, из всего выходит у него сказка. Так и Андерсен умел любую мелочь превратить в сказку, и для этого ему не была нужна волшебная палочка.

Андерсен горячо любил простых, трудолюбивых людей, сочувствовал бедным и несправедливо обиженным: Маленькому Клаусу, пахавшему свое поле только по воскресеньям, потому что шесть дней в неделю он работал на поле Большого Клауса; бедной женщине, которая жила на чердаке и каждое утро уходила топить печи в чужих домах, оставив дома больную дочку; садовнику Ларсену, выращивавшему для своих спесивых господ удивительные плоды и цветы. Андерсен ненавидел всех тех, кто считает, что за деньги можно купить все, что в мире ничего нет дороже богатства, и мечтал о счастье для всех людей с добрым сердцем и умелыми руками.

В сказочных историях Андерсена, словно в волшебном уменьшительном зеркале, отразились картины настоящей жизни буржуазной Дании прошлого века. Поэтому даже в его фантастических сказках так много глубокой жизненной правды.

Любимые герои Андерсена – это Соловей, певший звонко и сладостно, живший в зеленом лесу у моря; это Гадкий утенок, которого все обижают; Оловянный солдатик, всегда державшийся стойко, даже в темном брюхе большой рыбы.

В сказках Андерсена счастлив не тот, кто прожил жизнь для себя, а тот, кто принес людям радость и надежду. Счастлив розовый куст, каждый день даривший миру новые розы, а не улитка, закупорившаяся в своей раковине («Улитка и розовый куст»). А из пяти горошин, выросших в одном стручке («Пятеро из одного стручка»), самой замечательной оказалась не та, которая раздобрела в затхлой воде водосточного желоба и гордилась тем, что скоро лопнет, а та, которая проросла в щели дощатого подоконника под чердачным окошком. Росток выпустил зеленые листочки, стебелек обвился вокруг бечевки, и однажды весенним утром распустился светло-розовый цветок… Жизнь этой горошины не прошла даром – каждый день зеленое растеньице приносило новую радость больной девочке.

Много лет прошло после смерти великого сказочника, а мы все еще слышим его живой мудрый голос.

Использованы материалы:
Википедия, Энциклопедия для детей

Рубрика:

Андерсен, Ганс Христиан (Andersen, Hans Christian) (1805-1875), датский сказочник, автор более 400 сказок, поэт, писатель, драматург, эссеист, автор мемуарных очерков Сказка моей жизни (Mit livs eventir). Родился 2 апреля 1805 в городе Оденсе на острове Фюн. Мать была прачкой. Она мечтала, чтобы сын стал удачливым портным, и научила его шить, кроить и штопать. Отец считался невезучим сапожником и плотником. Больше всего ему нравилось мастерить детские игрушки «из чего подвернется», увлеченно распевать песни, читать сыну сказки из «Тысячи и одной ночи» и разыгрывать с ним сцены из комедий датского драматурга Гольберга. Навсегда поразил воображение Андерсена и его сумасшедший, доброжелательный дед, большой умелец вырезать из дерева фигурки неведомых крылатых зверей и людей с птичьими головами. Его бабушка по материнской линии работала в госпитале для душевнобольных, где маленький Андерсен проводил долгие часы и с увлечением слушал рассказы обитателей больницы. Под конец жизни он написал: «Меня сделали писателем песни отца и речи безумных». Не успев записать сына в городскую школу, родители отдали его на обучение к вдове перчаточника, но после первой порки он взял свой букварь и гордо ушел.

Благодаря спектаклю «Абеллино - страшный бандит», который показывала в Оденсе копенгагенская труппа, Андерсен полюбил театр. Три месяца с помощью отца, который сколотил ему специальный ящик для представления, он придумывал свою первую пьесу, вырезая из чурбачков кукольных артистов, шил костюмы из лоскутков, учился водить на веревочках своих персонажей. Он так и не закончил начальной школы, а читать и писать научился только к десяти годам. В одиннадцать лет получил подарок - том пьес Шекспира и начал разыгрывать сцены из Макбета. После смерти отца семья едва сводила концы с концами, и двенадцатилетнего Андерсена отдали в подмастерья, сначала на суконную фабрику, затем на табачную. Вскоре из Копенгагена в Оденсе приехала труппа, которой для спектакля срочно требовался статист, и Андерсен получил бессловесную роль кучера, уверившись, что театр - его призвание. В 1819 четырнадцатилетний Андерсен, заработав немного денег и купив первые в жизни сапоги, отправился завоевывать Копенгаген. Благодаря помощи покровителей он посещал балетную школу, получал бесплатные уроки латыни, немецкого и датского языков, принялся всерьез за изучение мировой драматургии и поэзии.

И постоянно сочинял, живя по углам и впроголодь. Мечтам о театральной карьере пришел конец после приговора актера Линдгрена: «Чувств у Вас много, но актера из Вас никогда не получится». Преодолевая отчаяние, принялся за трагедию Разбойники в Виссенберге. Первый акт опубликовала газета «Арфа», и он впервые получил литературный гонорар. Вдохновленный удачей, взялся за трагедию «Альфсоль». К этому времени его начинают привечать копенгагенские знаменитости, в том числе физик Эрстед, директор театра Й. Коллин, поэт Раабек, знаменитый драматург Эленшлегер. Благодаря стараниям Й. Коллина получил королевскую стипендию и в 1822 отправился в Слагельсе, где был зачислен во второй класс латинской гимназии, где у него не сложились отношения с ее ректором. Много пишет, и его стихотворения Вечер и Умирающее дитя удостаиваются высокой оценки критики. В 1828 поступил в Копенгагенский университет, где среди начинающих университетских поэтов единодушно был признан первым, по окончании обучения сдал два экзамена на звание кандидата философии. В 1829 вышла первая романтическая проза Андерсена - Путешествие пешком от Холь-мен-канала до восточного мыса острова Амагер, где автор пародировал себя в виде «тощего кота в плаще поверх ночной рубахи». Родоначальник датского водевиля, эссеист Гейберг позже назвал книгу музыкальной фантазией.

Актерское начало, помогающее Андерсену мысленно перевоплощаться в своих персонажей, принесло долгожданные плоды. Его водевиль Любовь на Николаевой башне (1829) имел шумный успех. В 1831 отправился в первое путешествие по Германии, итог которого - эссе-размышление «Теневые картины» (1831) и сборник стихов «Фантазии и эскизы». За два года вышли 4 сборника стихов. В 1833 подарил королю Фредерику цикл стихов о Дании и получил небольшое пособие для путешествия по Европе. Началась его «эра странствий». В Париже познакомился с Генрихом Гейне, в Риме - со знаменитым скульптором Торвальдсеном, здесь же начал писать свой первый роман « Импровизатор.» После Рима отправился во Флоренцию, Неаполь, Венецию, написал эссе о Микеланджело и Рафаэле. В Англии завязывается дружба с Чарльзом Диккенсом.

Во Франции сблизился с Виктором Гюго, познакомился с О. де Бальзаком и Александром Дюма. На стихи Андерсена писали романсы Шуман и Мендельсон. Андерсен подолгу вынашивал каждый замысел, но писал сравнительно быстро, зато помногу раз переписывал и правил, мучаясь жестокими сомнениями. А датская критика обвиняла его в небрежности и подражательстве, литературной неряшливости и убогости сюжетов. При этом жил он весьма бедно, так как доход ему приносили лишь небольшие литературные заработки. Помимо поэтических сочинений, путевых заметок и философских эссе, создает романы «Импровизатор» (1835), принесший ему европейскую известность, «Всего лишь скрипач» (1837), «Быть или не быть» (1857). Признание получили его комедия «Первенец» и остросоциальная мелодрама «Мулат"(1840). Долгая и счастливая судьба выпала на долю пьес-сказок Дороже жемчуга и злата, Бузинная матушка, Оле-Лукойе. Всемирную славу и любовь читателей принесли Андерсену его сказки. В мае и декабре 1835 появились два первых выпуска Сказок, рассказанных для детей. Третий сказочный сборник вышел в апреле 1837.

(Everi, fortalte for born, кн. 1-3, 1835-1837). В сборники вошли хорошо известные русскому читателю сказки Огниво, Принцесса на горошине, Русалочка, и др. С этого времени регулярно публиковались сборники, которые назывались просто Сказки. Расцвет творчества приходится на вт. пол. 1830-1840-х, когда были написаны знаменитые сказки Снежная королева, Стойкий оловянный солдатик, Гадкий утенок, Девочка со спичками, Тень, Мать, Соловей и др. Восприняты и оценены они были далеко не сразу, автора критиковали за ошибки в правописании и новаторство в стиле, за то, что его сказки якобы легковесны для взрослых и недостаточно назидательны для детской аудитории. Зато физик Эрстед сразу после выхода первого выпуска сказок пророчески заметил: «Вот увидите, «Импровизатор» прославит Вас, а сказки сделают Ваше имя бессмертным». Л.Н.Толстой, прочтя сказку Пятеро из одного стручка, отозвался о ней так: «Какая озорная и мудрая сказка. Одной такой хватит, чтобы остаться в истории литературы». Один из парадоксов сказок Андерсена состоит в том, что даже самые печальные и трагические из них обладают удивительным свойством дарить надежду и лечить душу.

Олицетворением самоотверженной любви стала для миллионов людей андерсеновская Русалочка, символ Копенгагена, где ей поставлен памятник. Актуальной вновь и вновь оказывается сказка Новое платье короля, высмеивающая холуйско-рабскую психологию верноподданничества, порождающую культ ничтожных, «голых» королей. Или магическая ирония Калош счастья и насмешливая ассоциативность, тонкий юмор и образность Свинопаса и Принцессы на горошине и Веселого нрава. В лучших сказках высокая поэтика органично переплетается с бесшабашной насмешливостью, а романтическая ирония - с мистикой. Таковы сказки Тень, Стойкий оловянный солдатик, Огниво, Буря перемещает вывески. Уникальность Андерсена в том, он наделил дивным даром не только Русалочку. Он разглядел и с убедительностью воспел силу духа земных хрупких девчонок. Таких, как Герда из Снежной королевы или Эльза из Диких лебедей, чей бескорыстный героизм и жертвенность затмевают деяния даже могучих героев. Ибо вершат их неприметные слабосильные малышки, чьи души пронизывает и двигает великая самоотверженная любовь, увлекающая за собой миллионы детских сердец. Андерсен с достоверностью наделил неодушевленные предметы человеческими свойствами. А главное - душой, тем самым открыв для своего читателя ранее неведомый, безмерный мир, пробудив «чувства добрые» к цветам и деревьям, стершейся монетке и обглоданной щепке, к разгильдяю-троллю или домовому-неудачнику. О бессмертии созидательного начала и реальности чудес повествует притчево-многомерная сказка Лен.

Это история голубого цветка, пришедшего из Древнего Египта, чьи невесомые лепестки подобны крыльям мотылька. С чудесным цветком происходит множество превращений. Вот его высохшие стебли распяты и вытянуты в нити. Из нитей возникает одежда, согревающая в стужу, дарящая прохладу в жару. Но одежда изнашивается. Однако и тряпка годится для мытья полов и стирания пыли. А когда превращается в труху, то из нее творят бумагу. Бумага превращается в книги - вместилища мудрости и света. И даже если книги попадают в огонь, то зола и пепел, удобряющие поля, снова порождают мириады голубых цветов. Все повторяется сначала, славя непобедимость ликующей жизни. Пример сказки, равной высокой, светлой трагедии, сказка-притча Мать. Смерть похитила у матери ребенка. Дабы узнать дорогу к похитительнице, мать дарит свои глаза озеру. Прижав к груди, согревает замерзший терновник, так, что он начинает зеленеть и расцветать.

Свои прекрасные черные волосы она отдает в обмен на седые космы старухи-привратницы, чтобы войти в волшебный сад смерти и спасти свое дитя. Интересовала Андерсена и проблема истинного и ложного в искусстве, о чем повествует сказка Соловей. Оригинальность сказок Андерсена в том, что, вопреки литературным традициям, он использовал в своих историях элементы разговорного языка, сочетал воображаемое с универсальным, взятым из народных легенд, а также в особенностях описания пейзажей - одухотворенных, динамичных и одновременно точных. В сказках «датчанина с впалыми щеками» мы встречаем библейских героев и персонажей из мифов Древнего Египта, Тристана с Изольдой и тех, о ком повествует Коран. Здесь органично слились Запад и Восток и присутствует таинство, которое трудно объяснить, а дано постичь лишь душой. Одни из лучших в мировой литературе детские сказки - они адресованы в равной мере и взрослым, что осознавал и сам автор. Жизнь Андерсена невозможно представить без любви, чаще всего безответной. Последняя и самая глубокая любовь пришла к нему осенью 1843, когда в Копенгаген приехала знаменитая оперная певица Иенни Линд. Казалось, вот оно, столь долгожданное «созвучье душ». Но и эта встреча обернулась для Андерсена душевной болью, и всю жизнь он прожил холостяком. За два месяца до смерти узнал из английской газеты, что его сказки принадлежат к числу наиболее читаемых во всем мире. Умер 4 августа 1875 в Копенгагене. Шведский писатель и драматург Август Стриндберг сказал о нем так: «Мы в Швеции говорим просто Андерсен. Без инициалов. Ибо знаем лишь одного Андерсена. Он принадлежит нам и нашим родителям, он наше детство и наша зрелость. Равно как и наша старость». В связи с 200-летием со дня рождения 2005 объявлен ЮНЕСКО годом Андерсена.

(1805 - 1875гг.)

Датский писатель. Ханс Кристиан Андерсен родился 2 апреля 1805 года в городе Оденсе на острове Фюн (в некоторых источниках назван остров Фиония), в семье сапожника и прачки. Первые сказки Андерсен услышал от отца, читавшего ему истории из «Тысячи и одной ночи»; наряду со сказками отец любил петь песни и делать игрушки. От матери, мечтавшей, чтобы Ханс Кристиан стал портным, он научился кроить и шить. В детстве будущему сказочнику приходилось часто общаться с пациентами госпиталя для душевнобольных, в котором работала его бабушка по материнской линии. Мальчик с увлечением слушал их рассказы и позднее написал, что его «сделали писателем песни отца и речи безумных». Небольшие пьесы Андерсен начал писать еще в детстве: первую пьесу для собственного «кукольного театра», состоявшего из ящика для представления, сделанного отцом, и деревянных кукол-марионеток, которым Ханс Кристиан сшил костюмы, он сочинял три месяца. Первая попытка дать образование сыну оказалась неудачной: родители отдали его учиться к вдове перчаточника, но после первой порки Ханс Кристиан забрал свой букварь и гордо ушел. Читать и писать он научился только к 10 годам. В 12 лет Андерсена отдали в подмастерья на суконную фабрику, а затем на табачную, так как после смерти отца семья едва сводила концы с концами. Вскоре уму случайно довелось выступить на сцене настоящего театра. Из Копенгагена приехала театральная труппа. Для спектакля требовался статист и Ханс Кристиан получил бессловесную роль кучера. С этого момента мальчик решил, что театр - его призвание.

В 1819 году, заработав немного денег и купив первые сапоги, Ханс Кристиан Андерсен отправился в Копенгаген. Появились покровители, благодаря которым он мог изучать литературу, датский, немецкий и латинский языки, посещал уроки в балетной школе. После того, как один из столичных актеров сказал, что из Андерсена актера не получится, с мечтой о сцене ему пришлось расстаться. Отчаявшийся и живущий впроголодь, Ханс Кристиан решает написать пьесу. После публикации в газете «Арфа» первого акта «Разбойников в Виссенберге», он получает свой первый литературный гонорар. Его произведения привлекли внимание директора столичного театра Й.Коллина, благодаря которому Андерсен получил королевскую стипендию и в 1822 году отправился в Слагельсе. В Слагельсе семнадцатилетний писатель был зачислен во второй класс латинской гимназии. В 1826-1827 годах были опубликованы первые стихотворения Андерсена («Вечер», «Умирающее дитя»), получившие положительный отзыв критики.

В 1828 году Ханс Кристиан Андерсен поступил в Копенгагенский университет и по окончании сдал два экзамена на звание кандидата философии. В 1831 году Андерсен отправился в первое путешествие по Германии. В 1833 году он подарил королю Фредерику цикл стихов о Дании, в награду за который получил небольшое пособие для путешествия по Европе, благодаря чему посетил Париж, Лондон, Рим, Флоренцию, Неаполь, Венецию. Во Франции познакомился с Генрихом Гейне, Виктором Гюго,Оноре де Бальзаком,Александром Дюма, в Англии - с Чарльзом Диккенсом, в Италии - со скульптором Торвальдсеном. Жил весьма бедно, так так литературные заработки были единственным источником дохода, а произведения принимались не сразу; критики указывали на ошибки в правописании, были недовольны необычностью стиля, использованием элементов разговорного языка, говорили о том, что его сказки не интересны ни взрослым, ни детям. Расцвет творчества Ханса Кристиана Андерсена пришелся на вторую половину 1830-1840-х годов; в этот период было написано большинство сказок, позднее принесших ему мировую славу.

Всю жизнь Ханс Кристиан Андерсен прожил холостяком, так и не дождавшись долгожданного «созвучья душ». Последней была любовь к знаменитой оперной певице Иенни Линд, приехавшей в Копенгаген осенью 1843 года.

За два месяца до смерти в одной из английских газет писатель узнал, что его сказки принадлежат к числу наиболее читаемых во всем мире. Умер Ханс Кристиан Андерсен 4 августа 1875 года в Копенгагене.

Героиня сказки Андерсена «Русалочка», которой поставлен памятник в Копенгагене, стала символом столицы Дании. Начиная с 1967 года по решению Международного совета по детской книге (IBBУ), 2 апреля, в день рождения великого сказочника Ханса Кристиана Андерсена, отмечается Международный день детской книги (IСВD). В связи с 200-летием со дня рождения 2005 год был объявлен ЮНЕСКО годом Андерсена.

Библиография
Произведения Ханса Кристиана Андерсена

Среди произведений Ханса Кристиана Андерсена - романы, повести, пьесы, рассказы, новеллы, философские эссе, очерки, стихи, более 400 сказок. Стихи были положены на музыку: романсы писали Шуман и Мендельсон. В России сказки Андерсена впервые были изданы в 1844 году («Бронзовый кабан»), в 1894-1895 было издано первое собрание сочинений Андерсена в 4-х томах.

  • «Разбойники в Виссенберге» (1819; трагедия)
  • «Альфсоль» (1819; трагедия)
  • «Вечер» (1826; стихотворение)
  • «Умирающее дитя» (1826; стихотворение)
  • «Путешествие пешком от Хольмен-канала до восточного мыса острова Амагер» (1829; первое прозаическое произведение)
  • «Любовь на Николаевой башне» (1829; водевиль)
  • «Теневые картины» (1831; эссе, написанное после поездки в Германию)
  • «Агнета и Водяной» (1834)
  • «Импровизатор» (1835, русский перевод - в 1844; роман)
  • «Только скрипач» (1837; роман)
  • «Сказки, рассказанные для детей» (Everi, fortalte for born; 1835-1837; сборник сказок; в мае и декабре 1835 - первые два сборника, в апреле 1837 - третий сборник)
  • «Стойкий оловянный солдатик» (1838; сказка)
  • «Книга картин без картин» (1840; сборник новелл)
  • «Мулат» (1840; пьеса, направленная против расового неравенства)
  • «Базар поэта» (1842; сборник путевых очерков - первый вариант автобиографии)
  • «Соловей» (1843; сказка)
  • «Гадкий утенок» (1843; сказка)
  • «Снежная королева» (1844; сказка)
  • «Девочка со спичками» (1845; сказка)
  • «Сказка моей жизни» (Mit livs eventir; 1846, русский перевод - в 1851, 1889; автобиография)
  • «Тень» (1847; сказка)
  • «Мать» (1848; сказка)
  • «Две баронессы» (1849; роман в 3 томах)
  • «Быть или не быть» (1857; роман)
  • «Первенец» (комедия)
  • «Дороже жемчуга и злата» (пьеса-сказка)
  • «Бузинная матушка» (пьеса-сказка)
  • «Оле-Лукойе» (пьеса-сказка)

Детство

Ханс Кристиан Андерсен родился 2 апреля 1805 года в Оденсе на острове Фюн. Отец Андерсена, Ханс Андерсен (1782-1816), был бедным башмачником, а мать, Анна Мари Андерсдаттер (1775-1833), была прачкой из бедной семьи.

Он рос очень нервным ребёнком, эмоциональным и восприимчивым. В то время физические наказания детей в школах были обычным делом, поэтому мальчик боялся ходить в школу, и мама отдала его в благотворительную школу, где физические наказания не практиковались. Известно, что этой школой руководил христианин Феддер Карстенс.

Юность

В возрасте 14 лет Ханс поехал в Копенгаген; мать отпустила его, так как надеялась, что он побудет там немного и вернётся домой. Когда она спросила причину, по которой он едет, покидая её и дом, юный Ханс Кристиан тотчас ответил: «Чтобы стать знаменитым!».

Ханс Кристиан был долговязым подростком с удлинёнными и тонкими конечностями, шеей и таким же длинным носом. Несмотря на его неэффектную внешность, из жалости Ханс Кристиан был принят в Королевский театр, где играл второстепенные роли. Ему предложили учиться из-за доброго к нему отношения, видя его желание. Посочувствовавшие бедному и чувствительному мальчику люди ходатайствовали перед королём Дании Фредериком VI, который разрешил ему учиться в школе в городке Слагельсе, а затем в другой школе в Эльсиноре за счёт казны. Ученики в школе были на 6 лет младше Андерсена. Он впоследствии вспоминал о годах учёбы в школе как о самой мрачной поре своей жизни, из-за того что он подвергался строгой критике ректора учебного заведения и болезненно переживал по этому поводу до конца своих дней - он видел ректора в кошмарных снах. В 1827 году Андерсен завершил учёбу. До конца жизни он делал в письме множество грамматических ошибок - Андерсен так и не одолел грамоты.

Андерсен никогда не был женат и не имел детей.

Творчество

В 1829 году опубликованный Андерсеном фантастический рассказ «Пешее путешествие от канала Холмен к восточной оконечности Амагера» принёс писателю известность. Андерсен пишет большое количество литературных произведений, в том числе в 1835 году - прославившие его «Сказки». В 1840-х годах Андерсен попытался вернуться на подмостки, но без особого успеха. В то же время он подтвердил свой талант, издав сборник «Книга с картинками без картинок».

Во второй половине 1840-х и в следующие годы Андерсен продолжал публиковать романы и пьесы, тщетно пытаясь прославиться как драматург и романист.

В 1871 году состоялась премьера первого балета по его сказкам - «Сказки в картинах». Несмотря на то, что премьера была неудачной, Андерсен содействовал вручению Анкеровской премии балетмейстеру, своему другу и единомышленнику Августу Бурнонвилю.

В возрасте 67 лет, в 1872 году Андерсен упал с кровати, сильно расшибся и больше уже не оправился от травм, хотя прожил ещё три года. Он скончался 4 августа 1875 года и похоронен на кладбище Ассистэнс (рус.)дат. в Копенгагене.

Список известных сказок

  • Аисты (Storkene, 1839)
  • Альбом крёстного (Gudfaders Billedbog, 1868)
  • Ангел (Engelen, 1843)
  • Анне Лисбет (Anne Lisbeth, 1859)
  • Бабушка (Bedstemoder, 1845)
  • Блоха и профессор (Loppen og Professoren, 1872)
  • Блуждающие огоньки в городе (Lygtemændene ere i Byen, sagde Mosekonen, 1865)
  • Бог никогда не умрёт (Den gamle Gud lever endnu, 1836)
  • Большой морской змей (Den store Søslange, 1871)
  • Бронзовый кабан (быль) (Metalsvinet, 1842)
  • Бузинная матушка (Hyldemoer, 1844)
  • Бутылочное горлышко (Flaskehalsen, 1857)
  • В день кончины (Paa den yderste Dag, 1852)
  • В детской (I Børnestuen, 1865)
  • Весёлый нрав (Et godt Humeur, 1852)
  • Ветер рассказывает о Вальдемаре До и его дочерях (Vinden fortæller om Valdemar Daae og hans Døttre, 1859)
  • Ветряная мельница (Veirmøllen, 1865)
  • Волшебный холм (Elverhøi, 1845)
  • Воротничок (Flipperne, 1847)
  • Всяк знай своё место! (Всему своё место) («Alt paa sin rette Plads», 1852)
  • Вэн и Глэн (Vænø og Glænø, 1867)
  • Гадкий утёнок (Den grimme Ælling, 1843)
  • Ганс Чурбан (Дурень Ганс, Иванушка-дурачок) (Klods-Hans, 1855)
  • Два брата (To Brødre, 1859)
  • Две девицы (To Jomfruer, 1853)
  • Двенадцать пассажиров (Tolv med Posten, 1861)
  • Дворовый петух и флюгерный (Gaardhanen og Veirhanen, 1859)
  • Дева льдов (Iisjomfruen, 1861)
  • Девочка со спичками (Den lille Pige med Svovlstikkerne, 1845)
  • Девочка, которая наступила на хлеб (Девочка, наступившая на хлеб) (Pigen, som traadte paa Brødet, 1859)
  • День переезда (Flyttedagen, 1860)
  • Дикие лебеди (De vilde Svaner, 1838)
  • Директор кукольного театра (Marionetspilleren, 1851)
  • Дни недели (Ugedagene, 1868)
  • Домовой и хозяйка (Nissen og Madamen, 1867)
  • Домовой мелочного торговца (Домовой лавочника) (Nissen hos Spekhøkeren, 1852)
  • Дорожный товарищ (Reisekammeraten, 1835)
  • Дочь болотного царя (Dynd-Kongens Datter, 1858)
  • Дриада (Dryaden, 1868)
  • Дюймовочка (Tommelise, 1835))
  • Еврейка (Jødepigen, 1855)
  • Ель (Grantræet, 1844)
  • Епископ Берглумский и его родичи (Bispen paa Børglum og hans Frænde, 1861)
  • Есть же разница! («»Der er Forskjel!», 1851)
  • Жаба (Skrubtudsen, 1866)
  • Жених и невеста (Kjærestefolkene или Toppen og Bolden, 1843)
  • Зелёные крошки (De smaa Grønne, 1867)
  • Злой князь. Предание (Den onde Fyrste, 1840)
  • Золотой мальчик (Guldskat, 1865)
  • И в щепотке порой скрывается счастье (Lykken kan ligge i en Pind, 1869)
  • Иб и Христиночка (Ib og lille Christine, 1855)
  • Из окна богадельни (Fra et Vindue i Vartou, 1846)
  • Истинная правда (Det er ganske vist!, 1852)
  • История года (Aarets Historie, 1852)
  • История одной матери (Historien om en Moder, 1847)
  • Как буря перевесила вывески (Stormen flytter Skilt, 1865)
  • Как хороша! («»Deilig!», 1859)
  • Калоши счастья (Lykkens Kalosker, 1838)
  • Капля воды (Vanddraaben, 1847)
  • Ключ от ворот (Portnøglen, 1872)
  • Кое-что («Noget», 1858)
  • Колокол (Klokken, 1845)
  • Колокольный омут (Klokkedybet, 1856)
  • Колокольный сторож Оле (Taarnvægteren Ole, 1859)
  • Комета (Kometen, 1869)
  • Красные башмаки (De røde Skoe, 1845)
  • Кто же счастливейшая? (Hvem var den Lykkeligste?, 1868)
  • Лебединое гнездо (Svanereden, 1852)
  • Лён (Hørren, 1848)
  • Маленький Клаус и Большой Клаус (Lille Claus og store Claus, 1835)
  • Маленький Тук (Lille Tuk, 1847)
  • Мотылёк (Sommerfuglen, 1860)
  • Муза нового века (Det nye Aarhundredes Musa, 1861)
  • На дюнах (En Historie fra Klitterne, 1859)
  • На краю моря (Ved det yderste Hav, 1854)
  • На могиле ребёнка (Barnet i Graven, 1859)
  • На птичьем дворе (I Andegaarden, 1861)
  • Навозный жук (Skarnbassen, 1861)
  • Немая книга (Den stumme Bog, 1851)
  • Плохой мальчик (Den uartige Dreng, 1835)
  • Новое платье короля (Keiserens nye Klæder, 1837)
  • Ночной колпак старого холостяка (Pebersvendens Nathue, 1858)
  • О чём рассказывала старуха Иоханна (Hvad gamle Johanne fortalte, 1872)
  • Обрывок жемчужной нити (Et stykke Perlesnor, 1856)
  • Огниво (Fyrtøiet, 1835)
  • Оле-Лукойе (Ole Lukøie, 1841)
  • Отпрыск райского растения (Et Blad fra Himlen, 1853)
  • Парочка (Kærestefolkene, 1843)
  • Пастушка и трубочист (Hyrdinden og Skorsteensfeieren, 1845)
  • Пейтер, Петер и Пер (Peiter, Peter og Peer, 1868)
  • Перо и чернильница (Pen og Blækhuus, 1859)
  • Пляши, куколка, пляши! (Dandse, dandse Dukke min!, 1871)
  • Побратимы (Venskabs-Pagten,1842)
  • Под ивой (Under Piletræet, 1852)
  • Подснежник (Sommergjækken, 1862)
  • Последний сон старого дуба (Det gamle Egetræes sidste Drøm, 1858)
  • Последняя жемчужина (Den sidste Perle, 1853)
  • Прадедушка (Oldefa"er, 1870)
  • Предки птичницы Греты (Hønse-Grethes Familie, 1869)
  • Прекраснейшая роза мира (Verdens deiligste Rose, 1851)
  • Принцесса на горошине (Prindsessen paa Ærten, 1835)
  • Пропащая («Hun duede ikke», 1852)
  • Прыгуны (Springfyrene, 1845)
  • Психея (Psychen, 1861)
  • Птица народной песни (Folkesangens Fugl, 1864)
  • Птица феникс (Fugl Phønix, 1850)
  • Пятеро из одного стручка (Fem fra en Ærtebælg, 1852)
  • Райский сад (Paradisets Have, 1839)
  • Рассказы солнечного луча (Solskins-Historier, 1869)
  • Ребячья болтовня (Børnesnak, 1859)
  • Роза с могилы Гомера (En Rose fra Homers Grav, 1842)
  • Ромашка (Gaaseurten, 1838)
  • Русалочка (Den lille Havfrue, 1837)
  • С крепостного вала (Et Billede fra Castelsvolden, 1846)
  • Садовник и господа (Gartneren og Herskabet, 1872)
  • Сальная свеча (Tællelyset, 1820-е гг.)
  • Самое невероятное (Det Utroligste, 1870)
  • Свечи (Lysene, 1870)
  • Свинопас (Svinedrengen, 1841)
  • Свинья-копилка (Pengegrisen, 1854)
  • Сердечное горе (Hjertesorg, 1852)
  • Серебряная монетка (Sølvskillingen, 1861)
  • Сидень (Krøblingen, 1872)
  • Скороходы (Hurtigløberne, 1858)
  • Снеговик (Sneemanden, 1861)
  • Снежная королева (Sneedronningen, 1844)
  • Сокрыто - не забыто (Gjemt er ikke glemt, 1866)
  • Соловей (Nattergalen, 1843)
  • Сон (En Historie, 1851)
  • Соседи (Nabofamilierne, 1847)
  • Старая могильная плита (Den gamle Gravsteen, 1852)
  • Старый дом (Det gamle Huus, 1847)
  • Старый уличный фонарь (Den gamle Gadeløgte, 1847)
  • Старый церковный колокол (Den gamle Kirkeklokke, 1861)
  • Стойкий оловянный солдатик (Den standhaftige Tinsoldat, 1838)
  • Судьба репейника (Hvad Tidselen oplevede, 1869)
  • Сундук-самолёт (Den flyvende Kuffert, 1839)
  • Суп из колбасной палочки (Suppe paa en Pølsepind, 1858)
  • Счастливое семейство (Den lykkelige Familie, 1847)
  • Сын привратника (Portnerens Søn, 1866)
  • Талисман (Talismanen, 1836)
  • Тень (Skyggen, 1847)
  • Тернистый путь славы («Ærens Tornevei», 1855)
  • Тётушка (Moster, 1866)
  • Тётушка Зубная Боль (Tante Tandpine, 1872)
  • Тряпьё (Laserne, 1868)
  • Уж что муженёк сделает, то и ладно (Что муженёк ни сделает, всё хорошо) (Hvad Fatter gjør, det er altid det Rigtige, 1861)
  • Улитка и розы (Улитка и розовый куст) (Sneglen og Rosenhækken, 1861)
  • Философский камень (De Vises Steen, 1858)
  • Хольгер Датчанин (Holger Danske, 1845)
  • Цветы маленькой Иды (Den lille Idas Blomster, 1835)
  • Чайник (Theepotten, 1863)
  • Чего только не придумают… (Что можно придумать) (Hvad man kan hitte paa, 1869)
  • Через тысячу лет (Om Aartusinder, 1852)
  • Что сказала вся семья (Hvad hele Familien sagde, 1870)
  • Штопальная игла (Stoppenaalen, 1845)
  • Гречиха (Boghveden, 1841)
  • Эльф розового куста (Rosen-Alfen, 1839)

Повести и романы

  • Импровизатор (Improvisatoren, 1835)
  • Всего лишь скрипач (Kun en Spillemand , 1837)
  • Картинки-невидимки (сборник из 33 коротких историй)
  • Петька-счастливец (Lykke-Peer , 1870 г.)

Экранизации

  • 1941 - Свинопас в сборнике Цветные киноновеллы
  • 1966 - Снежная королева
  • 1968 - Старая, старая сказка
  • 1969 - Сказка о сказке
  • 1976 - Принцесса на горошине
  • 1976 - Русалочка
  • 1979 - Соловей
  • 1984 - Осенний подарок фей
  • 1986 - Тайна Снежной королевы
  • 1987 - Дикие лебеди
  • 1994 - Оловянный солдатик
  • 1994 - Снежная королева
  • 2002 - Снежная королева

Анимация

  • 1956 - Гадкий утёнок
  • 1957 - Снежная королева
  • 1962 - Дикие лебеди
  • 1963 - Свинья-копилка
  • 1964 - Дюймовочка
  • 1965 - Пастушка и трубочист
  • 1968 - Русалочка
  • 1976 - Стойкий оловянный солдатик
  • 1980 - Свинопас
  • 1988 - Домовой и хозяйка
  • 1990 - Новое платье короля
  • 1991 - Соловей
    • Навозный жук
    • Прыгун
    • Огниво
    • Русалочка
    • Что муж ни сделает, то и хорошо
    • Оле-Лукойе
    • Сундук-самолет
    • Стойкий оловянный солдатик
    • Цветы малышки Иды
    • Золотое сокровище
    • Профессор и блоха
    • Принцесса на горошине
    • Свинопас
    • Калоши счастья
    • Новое платье короля
    • Жених и невеста
    • Старый уличный фонарь
    • Бутылочное горлышко
    • Садовник и семейство
    • Гадкий утёнок
    • Истинная правда
    • Суп из колбасной палочки
    • Спутник
    • Снеговик
    • Соловей
    • Ганс Чурбан
    • 2006 - Девочка со спичками
    • 2010 - Гадкий утёнок (мультфильм, 2010)
    • 2012 - Снежная королева (мультфильм, 2012)
    • 2013 - Холодное сердце (мультфильм, 2013)
    • 2013 - Снежная королева
    • 2014 - Снежная королева 2: Перезаморозка

    Диафильмы

    • Огниво (диафильм)
      • Огниво (1990) студия Диа-факс, художник Н. Казакова
      • Огниво (1988) Художник О. Монина
      • Огниво (1973) художник А. Спешнева

    Оперы

    • Опера-притча «Гадкий утёнок», соч. 1996, - свободная оперная версия Льва Конова на музыку Сергея Прокофьева (ор.18 и ор.22) для сопрано-соло, детского хора и фортепиано. 1 Акт: 2 Эпиграфа и 38 картинок-мимолётностей, продолжительностью - 28 мин.
    • Опера-притча «Девочка, наступившая на хлеб» (1980-81) - музыка В. Копытько, либретто Ю. Борисова и В. Копытько при участии В. Котовой (поставлена на Ленинградском телевидении, 1983, реж. Дм. Рождественский).

    Библиография

    • «Das Marchen meines Lebens», автобиография Андерсена. Полное собрание его сочинений. Т. 1-2. Strassburg, neue Übersetztung mit Anmerkungen von Emil Ionas.

    Память

    • 2 июля 1985 года в честь Х. К. Андерсена астероиду, открытому 2 мая 1976 года Н. С. Черных в Крымской астрофизической обсерватории, присвоено наименование «2476 Андерсен».
    • Память об Андерсене увековечена рядом скульптур и иных достопримечательностей: в Копенгагене в честь Андерсена установлена статуя Русалочки. Статуи сказочника есть в Нью-Йорке, Братиславе, Малаге, Москве и Оденсе.
    • Учреждена литературная премия имени Ханса Кристиана Андерсена за лучшие произведения для детей, присуждаемая раз в 2 года.
    • В Люблине существует кукольный театр имени Андерсена.
    • В городе Сосновый Бор Ленинградской области существует детский игровой комплекс Андерсенград, названный в честь сказочника. Парк развлечений, основной темой которого являются сказки Андерсена, есть в Шанхае.
    • В 1935 году к столетию со дня издания сказок Андерсена была выпущена серия почтовых марок Дании.
    • В 2005 году к двухсотлетию со дня рождения Андерсена были выпущены почтовые марки Беларуси и Казахстана.
    • 14 октября 2017 года в московском парке 850-летия Москвы был установлен памятник писателю.

    Почтовая марка Беларуси, 2005 год

    Почтовая марка Казахстана, 2005 год

    Золотая медаль к премии имени Ханса Кристиана Андерсена

    Почтовая марка Дании, 1935 год

    Фильмы об Андерсене

    • Hans Christian Andersen (1952), реж. Чарльз Видор, в главной роли Дэни Кей.
    • «Академия пана Кляксы» (1983) в роли Андерсена Лембит Ульфсак
    • «Андерсен. Жизнь без любви» (2006, фильм Эльдара Рязанова) в главной роли Сергей Мигицко.
    • «Волшебник страны грёз» («Жизнь как сказка») (2001, США, реж. Филип Савилл).

    Факты

    • В сказке «Два брата» Х. К. Андерсен писал про знаменитых братьев Ханса Кристиана и Андерса Эрстедов.
    • У Андерсена есть сказка про Исаака Ньютона.
    • Андерсен злился, когда его называли детским сказочником и говорил, что пишет сказки как для детей, так и для взрослых. По этой же причине он приказал, чтобы на его памятнике, где первоначально сказочника должны были окружать дети, не было ни одного ребёнка.
    • У Андерсена был автограф А. С. Пушкина .
    • Сказку Андерсена «Новое платье короля» разместил в первом букваре Л. Н. Толстой . В оригинале она именуется «Новое платье императора», но в русском переводе название было по цензурным соображением изменено. В западных языках выражение «новое платье императора» стало крылатым, подобно выражению «новое платье короля» в русском.
    • Одна из ранних сказок писателя, «Сальная свеча» (дат. Tællelyset), была обнаружена в Национальном архиве Фюна лишь в октябре 2012 года.
    • Х. К. Андерсен был самым издаваемым в СССР зарубежным писателем за 1918-1986 годы: общий тираж 515 изданий составил 97,119 млн экземпляров.
    • В 2005 году французский художник Сара Мун выпустила фотографическую книгу и черно-белый фильм Цирк , созданные по мотивам рассказа Андерсена Девочка со спичками .