Художественные особенности романа «Война и мир» Л. Н

  • 26.06.2020

Художественные особенности романа «Война и мир»

1. Мастерство композиции. Композиция романа поражает своей сложностью и стройностью. В романе развивается множество сюжетных линий. Эти сюжетные линии нередко пересекаются, сплетаются. Толстой прослеживает судьбы отдельных героев (Долохова, Денисова, Жюли Карагиной) и целых семейств (Ростовых, Болконских, Курагиных).

Сложные сплетения человеческих отношений, сложные чувства людей, их личная, семейная, общественная жизнь раскрываются на страницах романа наряду с изображением великих исторических событий. Человек так или иначе захвачен этими событиями.

Отличительная черта композиции «Войны и мира» заключается в том, что писатель постоянно переносит действие из одного места в другое, переходит от событий, связанных с одной линией, к событиям, связанным с другой линией, от частных судеб к историческим картинам. То мы в имении Болконских, то в Москве, в доме Ростовых, то в петербургском светском салоне, то на театре военных действий.

Этот перенос действий далеко не случаен и определяется замыслом автора. Благодаря тому, что читатель видит разные события, совершающиеся одновременно на разных участках, он их сравнивает, сопоставляет и таким образом глубже понимает их истинный смысл. Жизнь предстает перед нами во всей ее полноте и многообразии.

Чтобы резче оттенить особенности тех или иных событий и характеров, писатель часто прибегает к методу контраста. Это выражено и в самом заглавии романа «Война и мир», и в системе образов, и в расположении глав.

Растленную жизнь петербургской аристократии Толстой противопоставляет народной жизни. Контраст содержится и в изображении и отдельных героев (Наташа Ростова и Элен Безухова, Андрей Болконский и Анатоль Курагин, Кутузов и Наполеон), и в описании исторических событий (Аустерлицкое сражение -- Бородинская битва).

2. Психологический анализ. В романе мы находим глубочайший психологический анализ, проявляющийся в повествовании автора, в передаче внутренних монологов героев, в «подслушивании мыслей». Сказывается психологизм и в снах как форме воспроизведения душевных переживаний, подсознательных процессов. Один из психологов обнаружил в романе 85 оттенков выражения глаз и 97 оттенков человеческой улыбки, которые помогли писателю раскрывать многообразие эмоциональных состояний персонажей. Такое внимание к малейшим оттенкам движения человеческой души стало настоящим открытием Л.Н. Толстого и получило название метод раскрытия «диалектики души».

3. Портреты героев. Психологической характеристике служат портреты героев, функция которых -- дать зримый образ человека. Своеобразием портретной характеристики персонажей в романе является то, что она обычно соткана из деталей, одна из которых настойчиво повторяется (лучистые глаза княжны Марьи, одинаковая для всех улыбка Элен, короткая с усиками губа Лизы Болконской и т. д.)

4. Пейзажные описания. Не менее важную роль играют пейзажные описания, помогающие уяснить обстановку, в которой живет и действует герой (сцена охоты у Ростовых), его состояние и ход мыслей (небо Аустерлица), характер его переживаний (двукратная встреча князя Андрея с дубом), эмоциональный мир героя (лунная ночь в Отрадном). Картины природы даны у Толстого не сами по себе, а в восприятии его персонажей.

Невозможно переоценить значение романа -- эпопеи «Война и мир», который на все времена остается великим произведением русской классической литературы.

Художественные особенности. Грандиозное художественное полотно романа-эпопеи вбирает в себя самые разнообразные художе­ственные приемы и средства. Одним из всеобъемлющих становится при этом принцип контраста: он пронизывает все уровни произведе­ния, начиная с заглавия, расположения глав и заканчивая отдель­ными эпизодами и сценами. Так антинародную жизнь петербургской аристократии с ее лицемерием и фальшью Толстой противопоставля­ет народной России с ее простотой и естественностью. Система образов тоже строится по принципу контраста (Наташа Ростова — Элен Безу­хова, княжна Марья — Жюли Карагина, Андрей Болконский — Ана­толь Курагин и т.д.). Контрастны и образы исторических деятелей, находящихся в центре внимания автора — Кутузова и Наполеона, как контрастны те человеческие качества, которые связываются с каждым из них и определяют характерные особенности целой груп­пы образов («хищный» и «смирный» тип человека). По принципу контраста построены целые сцены и эпизоды: так сцена Аустерлиц­кого сражения противопоставлена Бородинской битве, прием в сало­не Шерер — именинам в доме Ростовых и т.д.

С принципом контраста соотносятся и особенности повествова­ния в романе. Оно основано на представлении об изначальном знании автором истины, высшей правды, что приводит к столкно­вению авторского знания и мучительных поисков его любимых ге­роев. Это позволяет автору с позиции высшего знания планировать и объяснять изображаемые события и характеры героев. С другой стороны, принцип непрерывности сюжетного развития приводит к тому, что часто изложение от лица автора отходит на второй план, уступая место сценическому эпизоду. В художественную ткань ро­мана включены также авторские полемические рассуждения, исто­рические справки, историко-философские отступления и т.д., имеющие отправной точкой мысль героя. Наконец, временами ав­торское «я» рассредоточивается в героях — прежде всего «любимых» писателем Пьере Безухове и Андрее Болконском, например, когда перед Бородинским сражением князь Андрей высказывает свои мысли о войне, в них явно вплетается авторский голос.

Но, безусловно, важнейшим принципом обрисовки героев явля­ется особый метод психологического анализа, названный Н.Г. Чернышевским «диалектикой души». Он состоит в том, что пи­сатель не ограничивается изображением результатов психологиче­ского анализа, его интересует сам процесс зарождения и после­дующего формирования мыслей, чувств, настроений, ощущений человека, их взаимодействия, развития одного из другого, что и ста­новится объектом подробного, детального воспроизведения. «Диа­лектика души» нужна Толстому для того, чтобы выявить духовные и нравственные возможности личности в их развитии, а также дать возможность воочию увидеть взаимосвязь внутренних, душевных процессов и высшего духовного источника, находящегося вне чело­века и существующего независимо от него. Такая «диалектика души» прослеживается в обрисовке всех «любимых» героев Толстого — Анд­рея Болконского, Пьера Безухова, Наташи Ростовой, княжны Марьи. Вот почему на страницах романа так часто звучит внутренний моно­лог, в котором чувствуется борьба противоположных начал в душе героя: речь его становится сбивчивой, неправильной, фразы часто бывают отрывисты, эмоциональный тон повышенный, напряжен­ный. Таков, например, внутренний монолог князя Андрея, когда он лежит раненый на поле Аустерлица: раздвоенность его сознания, в котором сталкиваются прежние честолюбивые устремления и новое представление о высшей силе, дающей покой и умиротворение, воз­никает даже на уровне лексико-синтаксическом («мы бежали, кри­чали, дрались» — «высокое, бесконечное небо», «тихо, торжествен­но»). Столь большая роль внутреннего монолога в раскрытии «диа­лектики души» объясняется тем, что здесь в большей мере, чем в по­ступках и диалогах, проявляются скрытые намерения, тайны души.

Но, может быть, не меньшую роль в романе играет психологиче­ский портрет. У Толстого он динамичен, поскольку должен макси­мальное выявить связи внутреннего мира человека и его внешних проявлений. Вот почему так часто писатель фокусирует внимание на глазах — ведь это «зеркало души». Исследователи подсчитали, что в «Войне и мире» Толстой использует 85 различных оттенков выражения глаз. По числу это может сравниться только с многооб­разием оттенков улыбки, которая помогает раскрыть эмоциональ­ное состояние героя. Следует также отметить, что Толстой не дает законченного портрета героя в экспозиции, как это было принято в русском классическом романе. У него портрет рассредоточен по различным временным и пространственным пластам, поскольку он неотделим от развития характера.

Выделяют два основных типа портрета в романе, соответствую­щие двум основным типам героев. Рисуя портреты своих любимых героев, писатель использует повторяющиеся детали: блестящие глаза и большой рот Наташи, тяжелая походка и лучистые глаза княжны Марьи. Повторяясь, такие детали призваны оттенить из­менчивость характера героя, находящегося в постоянном движе­нии, развитии. Другое дело — портреты-маски: они статичны и не­изменны всегда, как неизменны и герои, которых эти портреты изображают (Элен, Анатоль, Берг, Шерер и др.). В них также встречаются повторяющиеся детали, например, роскошные плечи Элен и ее застывшая «однообразно-красивая» улыбка, но такие де­тали призваны продемонстрировать неподвижность маски, скры­вающей за внешней привлекательностью душевную пустоту и нравственное уродство. Недаром Толстой вообще не рисует глаз Элен, хотя, видимо, они тоже красивы, но они не светятся мыслью и чувством, как глаза Наташи, бесконечно разнообразные, в которых выражено все богатство ее духовного мира.

По мнению Толстого, с духовной красотой человека сочетается и его отношение к природе. Вот почему пейзаж в романе тоже стано­вится психологическим: он обращен к человеку, открывая ему красо­ту мира и оттеняя глубинный смысл происходящих событий. Не слу­чайно ни разу на лоне природы не появляются Элен, Жюли или Анна Павловна Шерер — они чужды естественной жизни и не могут воспринимать ее во всей красоте и разнообразии. Зато Наташа — это органичная часть природы, недаром именно ей может прийти в го­лову мысль о полете — то, что так поразило Андрея в случайно ус­лышанном им ночном разговоре Наташи и Сони в Отрадном.

Но часто у Толстого картины природы становятся символичны­ми, выражая некую высшую истину, открывающуюся человеку именно через природное начало. Такова картина высокого неба над полем Аустерлица, таким же символом является дуб, который князь Андрей видит по дороге в Отрадное. Природа в романе Тол­стого не только сопереживает героям, но и вносит в общее течение жизни вечное, умиротворяющее начало. Как выражение высшей нравственной истины предстает картина Бородинского поля, омы­того после кровавой битвы очистительным дождем. В картинах рус­ской природы, нарисованных в сцене охоты с бешеной скачкой по осеннему полю или в сцене беседы Андрея и Пьера на пароме под мерный шум струящейся воды, как и во многих других, выражается полнее всего то, что писатель определяет как исконно русское на­чало, «мысль народную», соединяющую в единое художественное целое грандиозное полотно романа-эпопеи «Война и мир». Как точ­но сказал о нем Тургенев, это «великое произведение великого пи­сателя, — и это подлинная Россия».

Художественные особенности «Война и мир»


На этой странице искали:

  • художественные особенности романа война и мир
  • художественные особенности война и мир
  • художественные особенности в романе война и мир
  • художественные особенности войны и мира
  • художественные особенности романа война и мир кратко

Доклад

Жанровые особенности романа «Война и мир» Л.Н.Толстого

Ива Зюзина

III курс, ф.н. 4636

Русская филология

Роман "Война и мир" – произведение большого объема. Оно охватывает 16 лет (с 1805 по 1821 год) жизни России и более пятисот различных героев. Среди них есть реальные действующие лица описываемых исторических событий, вымышленные герои и множество людей, которым Толстой даже не дает имен, например «генерал, который приказал», «офицер, который не доехал». Таким образом писатель хотел показать, что движение истории происходит не под влиянием каких-либо конкретных личностей, а благодаря всем участникам событий. Чтобы объединить такой огромный материал в одно произведение, автор создал не использованный до этого ни одним из писателей жанр, названный им романом-эпопеей.Это одно из немногих в мировой литературе 19 века произведений, к которому по праву предлагается наименование романа-эпопеи. События большого исторического масштаба, жизнь общая, а не частная составляют основу ее содержания, в ней раскрыт исторический процесс, достигнут необычайно широкий охват русской жизни во всех ее слоях, и вследствие этого так велико число действующих лиц, в частности персонажей из народной среды.

В романе описываются реальные исторические события: Аустерлицкое, Шенграбенское, Бородинское сражения, заключение Тильзитского мира, взятие Смоленска, сдача Москвы, партизанская война и другие, в которых проявляют себя реальные исторические личности. Исторические события в романе выполняют и композиционную роль. Так как Бородинское сражение во многом определило исход войны 1812 года, описанию его посвящено 20 глав, оно является кульминационным центром романа. Произведение вместило картины битвы, сменяющиеся изображением мира как полной противоположности войны, мира, как существования сообщества многих и многих людей, а также природы, то есть всего того, что окружает человека в пространстве и во времени. Споры, непонимание, скрытые и откровенные конфликты, страх, неприязнь, любовь... Все это настоящее, живое, искреннее, как и сами герои литературного произведения.

Поразительна широта охвата русской нации в произведении: дворянские усадьбы, аристократические столичные салоны, деревенские праздники и дипломатические приемы, величайшие сражения и картины мирной жизни, императоры, крестьяне, сановники, помещики, купцы, солдаты, генералы. Более чем с 500 действующих лиц встречаемся мы на страницах романа. Все они, особенно положительные герои, находятся в постоянном поиске. Любимые герои Толстого не безупречны, но они стремятся к совершенствованию, ищут смысл жизни, успокоенность для них равнозначна духовной смерти. Но путь к истине и правде труден и тернист. Герои, созданные Толстым, отражают нравственно-философские изыскания самого автора романа. В романе рассказывается о событиях происходящих на трех этапах борьбы России с бонапартистской Францией. В 1-м томе описываются события 1805 года, когда Россия вела в союзе с Австрией войну на ее территории с Францией. Во 2- м томе 1806-1807 года, когда русские войска находились в Пруссии. 3-ий и 4-ый тома посвящены широкому изображению Отечественной войны 1812 года, которую Россия вела на родной земле. В эпилоге действие происходит в 1820 году.

Сложнейшая художественно-историко-философская ткань романа сплетается из бытописания и исторических картин, из изображения эпохальных событий в жизни народа и кульминационных минут жизни частных лиц - великих и неизвестных, реальных и вымышленных; из речи повествователя и страстных монологов самого автора, как бы вышедшего на авансцену и отстранившего своих героев, остановившего действие романа, чтобы о чем-то наиважнейшем поговорить с читателем, резко оспорить общепринятую точку зрения профессиональных историков, обосновать свои принципы.

Самая первая и общая тема всякого эпоса – война и мир. Заглавие в высшей степени отвечающее тому «духу эпоса», которого, как признанно всеми, исполнена книга Толстого. То, о чем рассказывает тема и основное событие книги: это война и мир, так и в композиции основное деление осуществляется на главы на «мирные» и «военные», сменяющие друг друга. В тоже время смысл заголовка как будто двоится – а именно значение второго понятия: мир. Здесъ оно уже не так однозначно и просто – появляется вопрос в каком смысле дается слово «мир», ибо текст книги дает основание для этого. Ведь слово это не только стоит в заголовке, но и проникает весь текст романа, охватывает широкий круг содержания и образует целую сетку значений. «Мир» в тексте романа Толстого, по своей сущности, непереводим. Это не толъко тот «мир», который противоположен войне, признак тишины, покоя и согласия, но и «мир», который является в смысле значения космического - «весь свет» или «все люди».

В «миру» у автора дано специфическое значение мирской жизни, вся безграничность связей в человеческой жизни с ее пестротой отношений, мнений, событий, постижимых или нет целей, в которых необходимо ориентироваться и принимать решения. Эта жизнь «в миру», являющаяся образом «безурядицы вольного света», противопоставлена другому значению «мира» в романе Толстого. В контексте романа, другое значение «мира» является антиподом слова «земли», которое доближается уже по смыслу к слову «небо» и ресемблирует с понятиями о Боге, вере и смерти. Мир - не просто общая связь человеческой жизни, которая не раз представлялась персонажам книгам Толстого хаосом, игрой случая, но это и особая целесообразная связь, гармоническое целое, «царство правды». В границах оригинального текста эта разница передана и различным написанием конкретного слова – «миръ» и «мiръ», где понятие «миръ» возникает в местах, где явно противопоставлено войне, а «мiръ» используется в знчение «весь мир / все люди».

Имеют место немало попыток изучения основной композиции романа, принципиально различные по своему подходу. Сначала исследователи видели свою задачу в том, чтобы найти в романе главнейшие этапы развития действия, какими они должны быть по общепринятым понятиям о композиции – завзязка, кульминация, развязка. Из авторских работ на эту тему можно отметить Т.Л Мотылеву, которая уточняет в своих исследованиях, что несмотря на отсутсвие завязки в общепринятом смысле этого слова – исходного события, которое бы определяло в дальнейшем развитие действия, еще с первых страниц произведения имеет место назревающий конфликт, который лежит в основе эпопеи. А именно: противоречие и назревающая война между русским государством и наполеоновской армии. Основной пружиной действия является конкретное углубление и развитие этой сюжетной линии, кульминацией повествования можно считать Бородинское сражение, а развязкой – изгнание Наполеона из России. В таком случае место самой развязки довольно необычное – так как действие романа не прекращается после нее. Этот традиционный взгляд на композицию романа, по мнениям других исследователей, представляет собой слишком общую схему, которая не охватывает полноту и логику сюжетных линий романа, как и не подчиняет себе многих процессов жизни, изображенных в книге.

Другую попытку толкования композиции романа можно отметить в работах Б.Бурсова, который решает отойти от традиционной теоретико-литературной схемы. Он придерживается теории об отдельных композиционных центрах «Войны и мира», какими являются в ней наиболее значителъные моменты исторического события, но взятые по отдельности. В первом томе таким центро, по мнению Бурсова, является Аустерлицкое сражение, а в третьем – Бородинское. При чем здесь значимость Бородинского сражения рассматривается, не только как композиционный центр третьего тома, но и всего произведения в целом.

Совершенно иной принцип рассмотрения особенностей композиции романа выведен в монографии А. Сабурова. Кульминацией произведения признан эпизод Бородинского сражения, но ведущую роль в этой разработке занимает его так называемая «внешняя структура»я. В этой разработке рассматриваются соотношение в романе фактической стороны и вымысла, войны и мира, рассуждений автора и повествовательной части, элемента сценического и описательного. В результате, данный труд рассматривает особенности жанровой композиции романа отдельно от конкретных взглядов писателя на жизнь, от особенностей его мировозения. Метод, который не был принят другой частью исследователями, которые делали акцент в своих разработках именно на нравственно-философских идей автора и рива. азработке был принят ния. вает особенности жановой композиции романа отдельно от конкретных взглядов писателя на жизнь, конкретного романа (В. Селинов, С. Леушев).

Конечно, без учета философской основы романа нельзя понять и приемов его построения. Здесь все определяется стремлением писателя художестенно обосновыввать свой взгляд на людей, на жизнь, на общество. Авторский вымысел занимает не меньшее место в романе, чем достоверный материал по значимости, и содержит также немало философских посылок в осмыслении не только военных действий, но и в повседневной гражданской и бытовой жизни людей. Особенное внимание уделено роли народных масс в истории, этических представлений лучших и мыслящих людей из передовых семей дворянства, материальным и карьеристким побуждениям правящего сословия, проблем любви, брака и семьи.

Вымысел в романе расширяется и от намерений писателя, помимо исторического события, показать и во всей полноте жизнь людей, прямым образом не всегда связанной с происходившей войной. По словам самого писателя, отраженным в черновом варианте предисловия, свою задачу он отличает от задачи историка: «Историк и художник, опиисывая историческую эпоху, имеют два совершенно различные предмета. Как историк будет не прав, ежели он будет пытаться представить историческое лицо во всей его цельности, во всей сложности отношений ко всем сторонам жизни и тем невольно упуская и заслоняя главную свою задачу – указать на участие лица в историческом событии, так художник не исполнит своего дела, понимая лицо так, как историк, представляя всегда его в значении историческом» (13,57). Точно эти слова самого автора показывают, что он считает своей обязанностью коснуться всех сторон жизни и, конечно, осветить их с философской точки зрения. Писателем поставлена задача создать эпопею, т.е. как ему кажется, полную картину жизни общества начала века со всеми видами быта и нравов крепостной Росии. Главным образом ютим намерением объясняется исключительная полнота описания бытовых явлений жизни – рождения и смерти человека, переживаний влюбленных, охоты, картежной игры, дуэли, болезни, неповиновения крестьян барыне, переживаний матери солдата, отравления влюбленной, религиозных чувств человека – одним словом, всего, чем жил тогда человек. На протяжении чтения всего романа можно увидеть как писатель старается во всей полноте охватить жизнь эпохи, описать жизнь челеовечества на определенном историческом этапе, показать черед событий и как именно жили тогда люди.

Двум равным половинам автор отводит место в романе как военным действиям, так и событиям гражданской жизни. В этом отношении чередование военных и бытовых сцен дается примерно одинаковыми частями, оно находится в развновесии по отношению целого объема романа. Прерывая описания военных действий, повествование описывает развитие почти всех линий семейной хроники – жизни Курагиных, Болконских, Безуховых, Ростовых. В работе над первой половине романа описание всех семей проходит как правило – например, после Шенграбенского сражения в связи с развитием сюжета показаны Курагины, Пьер Безухов и Болконские. О каких-либо событий семейной жизни Ростовых здесь не говорится, но автор упоминает их, соблюдая принятый ин порядок держать их в поле зрения повествования.

В авторском сознании две половины романа – военно-историческая и гражданская – соответствуют смыслу заглавия - «Война и мир» и служат его уточнением, т.е. мир здесь опять мыслится не только как состояние, противоположное войне, но и как повседневная гражданская, невоенная жизнь людей. В сопоставлении одного и другого однако присутствуют и смысловые оттенки, говорящие о влиянии войны на мир, людей, их взгляды, чувства и поведение.

Соединение семейной хроники с событиями народной войны предтсавляет собой основной стержень развития действия в романе. В искусном переплетении двухстороннего действия автор с жизненной наблюдательностью прослеживает частные судьбы людей, выясняя, как выдерживали великое испытание и вели себя люди разных положений, взглядов и характеров, какое влияние оказывал на них ответственный исторический момент.

В соответствии с этом роман начинается с показа мира, а потом уже переходит к картинам войны. Таким образом читатель знакомится с основными героями до того, как они становятся участниками войны. А это уже влияет и на само восприятие описания войны как явление – это уже не просто война, а война с участием знакомых лиц, у которых есть своя жизнь, помыслы и стремления.

Жанр

Произведение Толстого соединяет в себе черты романа и эпопеи .

Как известно, в основе романа лежит судьба прежде всего отдельной личности , а эпопея – это произведение, в котором осмысляется судьбацелого народа . Толстой соединил в своем произведении оба начала – и эпопейное, и романическое.

Основной в произведении Толстого является героическая тема народа. Именно она определяет значение «Войны и мира» как эпопеи . Воссоздание грандиозных исторических событий, картины великих битв, прежде всего Бородинского сражения, величественный пейзаж, обширные историко-философские отступления автора выявляют особенности «Войны и мира» как эпопеи .

«Война и мир» несет в себе традиции произведений древнерусской литературы, в частности воинской повести . Мотив всенародного подвига во имя спасения Русской земли сближает произведение Толстого со «Словом о полку Игореве».

Тема Москвы также выступает в «Войне и мире» как эпопейная тема. Толстой сближается с народным сознанием в отношении к Москве как к сердцу России.

Одновременно Толстому-романисту важно осмыслить становление и развитие личностей отдельных героев в их самостоятельном бытии.

Своеобразие «Войны и мира» как романа состоит в том, что в нем не один и не два главных героя, а множество героев , связанных между собой личными судьбами.

«Война и мир» имеет черты исторического романа . Здесь повествуется о реальных исторических событиях и лицах .

Своеобразие «Войны и мира» состоит здесь в том, что картины эпохи наполеоновских войн являются не фоном повествования, а самостоятельным по значению элементом композиции. Вспомним о значении образов Кутузова, Багратиона, Наполеона, Александра I в произведении Толстого.

«Война и мир» имеет также черты семейного романа . Здесь рассказываются истории семей Ростовых, Болконских, Курагиных.

Это роман философский , в котором Толстой осмысляет наиболее общие вопросы (жизнь и смерть, смысл человеческого бытия, философия истории).

Это и психологический роман, отмеченный пристальным вниманием писателя к внутреннему миру героев.

«Война и мир» как роман и «Война и мир» как эпопея тесно связаны между собой. Общий ход повествования в произведении Толстого определяется развитием исторических событий. По точному наблюдению А.А.Сабурова, кульминация исторического повествования – рассказ о героическом подвиге народа в войне 1812 года – является одновременно решающим моментом сплетения судеб отдельных героев в их наивысшем развитии.



Композиция

Повествование важнейший элемент композиции «Войны и мира». Оно имеет в романе, в соответствии с классификацией, предложенной А.А.Сабуровым, множество разновидностей; это, в частности,историко-документальное повествование, повествование, основанное на художественном вымысле, повествование, воссоздающее процессы душевной жизни героев; особо следует здесь отметить такие формы повествования, какэпистолярная (например, переписка Марьи Болконской с Жюли Карагиной) и дневниковая (дневник Пьера Безухова, дневник графини Марьи Ростовой) разновидности повествования.

Помимо повествования, важнейшими элементами композиции «Войны и мира» являются авторские описания и рассуждения .

Сценический эпизод основной элемент композиции «Войны и мира». Он состоит из сценического диалога и авторских ремарок . Сценические эпизоды в их последовательности образуют повествовательный поток . Между сценическими эпизодами располагаются прочие композиционные элементы – авторское повествование, а также описания и рассуждения.

В «Войне и мире» множество сюжетных линий .

Две основные сюжетные линии заданы в самом заглавии романа. Первая часть первого тома относится в основном к теме мира. Она служит экспозицией основных сюжетных линий произведения. Здесь рисуются картины жизни социальных кругов, к которым принадлежат важнейшие герои. Толстой изображает салон Анны Павловны Шерер, знакомит читателя с Андреем Болконским и Пьером Безуховым, показывает жизнь Москвы, семью Ростовых, умирающего графа Безухова, затем переносит читателя в Лысые Горы. Первый переход от мира к войне отмечен гранью между первой и второй частями первого тома романа. Во второй части первого тома намечается героическая тема народа, которая получит развитие в третьем и четвертом томах.



Второй том почти целиком посвящен миру, третий том – войне. Начиная с третьего тома темы войны и мира постоянно переплетаются между собой. Личная жизнь героев входит в поток событий 1812 года. В четвертом томе тема войны идет на убыль, тема мира вновь начинает доминировать.

В пределах двух главных линий, линии войны и линии мира, в романе выделяются частные сюжетно-тематические линии . Назовем некоторые из них . Это тема петербургской знати , салон Анны Павловны Шерер, круг князя Василия Курагина и Элен, круг Анатоля Курагина и Долохова. Это сюжетные линии, связанные с судьбами Андрея Болконского и Пьера Безухова . Это линия семьи Ростовых .

Отдельные сюжетные линии отражают судьбы Наташи Ростовой и Николая Ростова . Назовем также сюжетную линию, связанную с жизнью в Лысых Горах , с историей старого князя Болконского, с судьбой княжны Марьи. Кроме того, отметим линии Кутузова и Багратиона, Наполеона и французов , а также тему масонства .

Переход от одной сюжетной линии к другой осуществляется, как правило, по принципу антитезы . Антитеза важнейший композиционный прием в «Войне и мире».

Важное значение в романе Толстого приобретает пейзаж . Пейзаж у Толстого всегда является элементом большой и цельной картины жизни.

Важное место в композиции «Войны и мира» занимают авторские отступления – исторические, публицистические, философские. Так, в начале третьего тома Толстой рассматривает вопрос о роли личности в истории. Важную роль играют размышления автора перед описанием Бородинского сражения. В начале третьей части четвертого тома особый интерес представляет отступление о своеобразии партизанской войны. Значительную часть эпилога занимают философские отступления автора. Авторские отступления усиливают эпическое начало «Войны и мира».

«Диалектика души» (принципы и средства психологического анализа)

Термин «диалектика души» ввел в русскую критику Н.Г.Черны­шевский. В рецензии на ранние произведения Толстого Чернышевский отмечал, что писателя занимает всего более «сам психический процесс, его формы, его законы, диалектика души , чтобы выразиться определительным термином».

«Диалектика души», по Чернышевскому, представляет собой непосредственное изображение «психического процесса» .

Кроме того, существует и более широкое понимание «диалектики души». «Диалектика души» – это общие принципы и конкретные средства психологического анализа в произведениях Толстого.

Рассмотрим некоторые общие принципы «диалектики души» в «Войне и мире».

Толстой изображает внутренний мир человека в постоянном движении, в противоречивом развитии. «Люди суть реки, человек – текучее вещество», – писал Толстой. Этот тезис можно проиллюстрировать на примере духовных исканий Андрея Болконского и Пьера Безухова. Герои постоянно ищут смысл жизни, их внутренний мир непрерывно меняется. Изображение душевного состояния Андрея и Пьера – важный аспект «диалектики души».

Отметим также интерес Толстого к переломным, кризисным моментам в духовной жизни человека . Внутренний мир героев Толстого часто раскрывается именно в такие моменты (Пьер в Торжке, Андрей Болконский под небом Аустерлица).

Важнейшая черта психологизма Толстого – тесная связь внешних событий с внутренней жизнью персонажей. Отметим, к примеру, значение таких событий, как рождение ребенка и смерть жены для Андрея Болконского. Вспомним о роли войны 1812 года в духовной жизни героев.

Отметим также некоторые конкретные средства и приёмы психологического анализа у Толстого.

Основное средство психологического анализа в романе Толстого – это внутренний монолог. Приведем примеры.

После разрыва с женой и дуэли с Долоховым, находясь в тяжелом душевном состоянии, Пьер покидает Москву и едет в Петербург. Остановившись на почтовой станции в Торжке, герой с грустью размышляет о своей жизни: «Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить, и что такое я? Что такое жизнь, что смерть? Какая сила управляет всем?»

Увлекшись Анатолем Курагиным, Наташа находится в состоянии душевного смятения. «Боже мой! Я погибла! – сказала она себе. – Как я могла допустить до этого?»

Будучи тяжело ранен, Андрей Болконский размышляет о своем новом взгляде на мир. «Да, мне открылось новое счастье, неотъемлемое от человека, – думал он, лежа в полутемной тихой избе и глядя вперед лихорадочно раскрытыми, остановившимися глазами. – Счастье, находящееся вне материальных сил, вне материальных внешних влияний на человека, счастье одной души, счастье любви!»

Иногда внутренний монолог героя переходит в «поток сознания» , то есть цепь воспоминаний, впечатлений, логически не связанных друг с другом. Например, Толстой передает внутреннее состояние Николая Ростова во время его первого боя на реке Энс: «Во мне одном и в этом солнце так много счастья, а тут... стоны, страдания, страх и эта неясность, эта поспешность... Вот опять кричат что-то, и опять все побежали куда-то назад, и я бегу с ними, и вот она, вот она, смерть, надо мной, вокруг меня... Мгновенье – и я никогда уже не увижу этого солнца, этой воды, этого ущелья». <...> «И страх смерти и носилок, и любовь к солнцу и жизни – всё слилось в одно болезненно-тревожное впечатление».

Важное средство психологического анализа у Толстого – монологи и диалоги героев. Общаясь друг с другом, герои Толстого нередко делятся своими сокровенными мыслями. Например, слова Андрея Болконского, обращенные к Пьеру, иногда приобретают характер исповеди. В начале первого тома Андрей Болконский объясняет своему другу, для чего он идет на войну: «Для чего? Я не знаю. Так надо. Кроме того, я иду... я иду потому, что эта жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь – не по мне!»

Приведем еще один пример. В разговоре с Андреем на пароме Пьер высказывает своё мнение о смысле жизни: «Я вот что знаю, и знаю верно, что наслаждение делать добро есть единственное верное счастье жизни».

Важным средством психологического анализа становятся также письма героев. Приведем в качестве примера переписку княжны Марьи Болконской с Жюли Карагиной. В письме княжны Марьи раскрывается духовный мир девушки-христианки, ее искренняя вера в Бога и самоотверженная любовь к ближнему. И напротив, рассуждения о новомодных мистических учениях, которые мы находим в письме Жюли, кажутся пустыми и исполненными светской манерности.

Существенным средством раскрытия внутреннего мира героя можно назвать также дневник . Яркий пример – дневник, который вёл Пьер в период увлечения масонством. Кстати сказать, здесь имеет место автобиографический момент: с 1847 года и до конца своих дней сам Толстой вел дневник, который стал творческой лабораторией писателя. В дневнике Пьера мы находим сокровенные мысли героя о жизни и смерти. Здесь отражаются его душевные переживания, сны, воспоминания. Отметим также дневник графини Марьи Ростовой, фрагменты которого приводятся в конце произведения.

Сон – особое средство психологического анализа в романе «Война и мир». Особо следует отметить два сна Пьера . Один из них он видел в Можайске после Бородинского сражения, другой – в плену. Сны эти имеют символическое значение.

Сон, увиденный Пьером в Можайске, передает ощущение сопричастности «общей жизни», сознание необходимости подчинить свою свободу Божественной воле. Пьером овладевает идея сопряжения всего сущего в нравственном бытии человека.

Важным моментом в духовной жизни Пьера становится еще один сон – сон о глобусе, увиденный героем в плену. В этом сне Пьер приходит к ощущению того, что жизнь есть Бог. Смысл человеческого существования состоит в том, чтобы любить жизнь, любить Бога. Но труднее и блаженнее любить эту жизнь в собственных страданиях. Образ глобуса, явившийся во сне Пьеру, символизирует единство отдельного человека с миром и с Богом.

Отметим также сон Николеньки Болконского в конце романа.

Важное средство психологического анализа в романе «Война и мир» – изображение несоответствия между внутренним состоянием героя и внешним проявлением этого состояния .

Например, Николай Ростов, проиграв в карты Долохову огромную сумму денег, развязно сообщает об этом отцу, хотя в душе чувствует себя последним негодяем.

Приведем ещё один пример. После разрыва с Наташей Андрей Болконский говорит с Пьером о политике, однако в душе продолжает переживать этот разрыв. Пьер при этом чувствует, что мысли его друга совсем не о политике.

Толстой в своем произведении, как правило, не дает развёрнутых психологических портретов героев. Отсюда – особе значение психологической детали. Как правило, это повторяющаяся деталь .

Приведем примеры. Лучистые глаза княжны Марьи Болконской отражают глубину её веры в Бога и самоотверженную любовь к ближнему. Холодный взгляд Долохова свидетельствует об эгоизме и жестокости героя. Голые плечи Элен Курагиной – деталь, подчеркивающая бездуховность героини при её внешней красоте.

Нередко внутреннее состояние героя передается через описание природы.

Например, небо Аустерлица – символ вечности, на фоне которой Андрею Болконскому становится ясной суетность его мечтаний о славе.

Две встречи со старым дубом передают душевное состояние Андрея до и после первой его встречи с Наташей Ростовой. Андрей Болконский, рассматривая старый и корявый дуб, с грустью думает об ушедшей молодости, о бессмысленности настоящего.

В Отрадном герой невольно подслушал ночной разговор Наташи с Соней, проникся радостью жизни, оптимизмом, исходившим от Наташи. По дороге домой князя Андрея охватывает чувство радости при виде зазеленевшего старого дуба. В душе героя вновь возрождается вера в возможность земного счастья.

Сделаем выводы. Толстой выступает в романе «Война и мир» как писатель-психолог. Изображение внутреннего мира человека в постоянном движении, противоречивом развитии, интерес к переломным, кризисным моментам в духовной жизни человека, тесная связь внешних событий с внутренней жизнью персонажей – важнейшие принципы «диалектики души».

Толстой использует в своем произведении такие средства психологического анализа, как внутренний монолог, монолог-исповедь, диалог, письма, сны, дневниковые записи. Писатель изображает несоответствие между внутренним состоянием героя и внешним проявлением этого состояния, передает движения души героя через описания природы. Важную роль в психологических характеристиках персонажей играет повторяющаяся деталь.

Вопросы и задания

1. Где и когда родился Л.Н.Толстой? К какому сословию он принадлежал? Расскажите о детстве писателя, его воспитании и образовании. Сочинения какого философа особенно интересовали будущего писателя? Какая идея этого философа была близка молодому Толстому? Какую роль в жизни и творчестве Толстого сыграл его дневник? В какой период жизни он его вел? Расскажите об участии Толстого в Кавказской войне и в обороне Севастополя. В каком году и в каком журнале была опубликована первая повесть из автобиографической трилогии Толстого? Как она называлась? Какая сторона писательского таланта Толстого проявилась уже в первой его повести? Назовите два других произведения из этой трилогии. Какие произведения Толстого были посвящены Севастопольской обороне? Какая тема становится главной в севастопольских очерках и затем одной из ведущих в романе «Война и мир»? Какие темы осмысляются писателем в романе «Семейное счастье» и в повести «Казаки»? Какое значение эти темы имели в последующем творчестве Толстого? Какое крупное произведение создает Толстой в 1860-е годы и какова главная его идея? Как эта идея осмысляется в романе «Анна Каренина» – центральном произведении Толстого 1870-х годов? В чем заключался перелом, произошедший в мировоззрении Толстого в конце 1870-х годов? Какие наиболее значительные произведения написал Толстой после перелома?

2. В чем своеобразие осмысления Толстым проблем современной ему эпохи в «Войне и мире»? Очертите основные темы романа. Какие «миры» воссоздал писатель в своем произведении? Сформулируйте главные идеи Толстого, воплощенные в «Войне и мире», и прокомментируйте их. Почему идея естественного бытия человека не становится у Толстого абсолютным нравственным идеалом? Как осмысляется в романе идея духовного единения русских людей? В чем отличие Толстого от Достоевского в понимании этой идеи?

3. В чем своеобразие воплощения «мысли народной» в романе «Война и мир» по сравнению с произведениями о русском народе других писателей – современников Толстого? Что понимал писатель под словом «народ»? Какие грани этого понятия раскрываются в «Войне и мире»? Как «мысль народная» связана с жанром произведения? Какие аспекты «мысли народной» осмысляет Толстой в своем романе?

4. В чем проявился фатализм Толстого в осмыслении исторических событий? Как, в каких словах писатель формулирует свое понимание роли личности в истории? Какой критерий вводит Толстой в оценку исторических деятелей? Какие эпизоды, описывающие Кутузова и Наполеона, выявляют авторскую позицию в отношении этих лиц? Какие выводы делает Толстой о Кутузове и Наполеоне?

5. В чем смысл противопоставления Толстым войны 1805-1807 годов войне 1812 года? Как изображает писатель Шенграбенское и Аустерлицкое сражения? Назовите важнейшие эпизоды этих сражений и прокомментируйте их.

6. Расскажите об эпизодах войны 1812 года, предшествующих Бородинскому сражению, и об их трактовке Толстым. В чем смысл авторского отступления, непосредственно предшествующего рассказу о Бородинском сражении? Расскажите о впечатлениях Пьера Безухова накануне битвы. В чем смысл двух эпизодов, описывающих Кутузова и Наполеона перед сражением – молебна Смоленской иконе Богоматери и позированию французского императора перед портретом сына? Как Толстой рисует утренний пейзаж перед битвой? Какой эпизод в изображении Бородинского сражения является центральным? Как описаны простые солдаты и Пьер в этом эпизоде? Как Толстой изображает Наполеона и Кутузова во время сражения? Какие картины показывают жестокость, противоестественность войны? Какие выводы делает Толстой об итогах Бородинского сражения?

7. Почему оставление Москвы можно назвать высокой эпопейной темой? Как Толстой рисует осенний пейзаж в момент оставления древней столицы? Какое символическое значение приобретает картина пожара Москвы?

8. Какой метафорой Толстой определяет партизанское движение? Как Толстой рисует его участников? С какой стороны показывает Толстой народ в лице Тихона Щербатого? В каких эпизодах появилась гуманность партизан, простых русских солдат в отношении французов?

9. Какие стороны русского национального характера раскрываются в образе Платона Каратаева? Что составляет основу мировоззрения этого персонажа, его отношения к окружающим? Как соотносится фигура Каратаева с фигурой Наполеона в идейном содержании романа? Что вы можете сказать о речи Платона? Какую роль сыграл Платон в жизни Пьера Безухова?

10. Назовите других представителей простого народа в романе «Война и мир», кратко охарактеризуйте их. Какую идейную нагрузку в произведении Толстого несет изображение богучаровского бунта?

11. Какие слои русского дворянства изображает Толстой в романе «Война и мир»? На примере каких персонажей писатель показывает высший петербургский свет? Что именно обличает Толстой в представителях великосветского общества? Как Толстой рисует «золотую молодежь»? В чем неоднозначность образа Долохова? В каком ключе показано в романе масонство? Какими предстают в изображении Толстого высшие административные и дипломатические круги? Остановитесь на образах Сперанского и Билибина.

12. В чем своеобразие жизни московского дворянства, семьи Ростовых и их окружения? Чем жизнь москвичей принципиально отличается от великосветской петербургской жизни? Какие характеры московских жителей создает Толстой в своем романе?

13. Расскажите о жизни поместного дворянства на примере Ростовых и Болконских. В чем своеобразие усадебной жизни каждой из этих семей?

14. В чем заключается символическое значение образа умирающего графа Безухова? Какую роль играет в романе образ императора Александра I? С какой стороны показывает его Толстой?

15. Какое значение имела для Толстого «мысль семейная»? Почему проблема семьи была так актуальна в 1860-е годы? Какова позиция Толстого в отношении семьи в общественных спорах того времени? В чем своеобразие семейного мира Ростовых и Болконских? Какие черты сближает эти две семьи? В чем самобытность каждой из них? Почему Курагиных трудно даже назвать семьей? Почему род Курагиных можно считать выморочным? Как Толстой изображает молодые семьи в романе? Как с темой семьи связан у Толстого идеал женщины-матери?

16. Перечислите наиболее значительные женские образы в романе «Война и мир». Подробно расскажите о Наташе Ростовой и княжне Марье Болконской. Какие черты сближают и какие различают этих двух героинь? Как с ними соотносятся образы Веры Ростовой, Сони, Жюли Карагиной? Какой показана Толстым Элен Безухова? Кратко охарак­теризуйте Анну Павловну Шерер, Марью Дмитриевну Ахросимову, жену Андрея Болконского Лизу, а также женских персонажей из народа.

17. В чем Толстой видит смысл духовных исканий Андрея Болконского и Пьера Безухова? Что ищут герои в своей жизни? К чему стремятся? Назовите основные этапы духовных исканий Андрея и Пьера, прокомментируйте их. Какие духовные ценности обретает каждый из героев: Андрей – перед смертью, Пьер – в эпилоге романа? Какую роль в осмыслении итогов духовных исканий двух героев играет содержание сна Николеньки Болконского в конце произведения?

18. Расскажите, какую роль играет природа в «Войне и мире». Как с темой природы соотносится мысль Толстого о естественном бытии человека? Определите основные функции описаний природы. Назовите и прокомментируйте несколько пейзажей в романе.

19. Проанализируйте жанровое своеобразие «Войны и мира». Каким образом в произведении сочетаются черты романа и эпопеи? Черты еще каких литературных жанров мы здесь наблюдаем?

20. Рассмотрите композицию «Войны и мира». Какие типы повествования вы можете здесь отметить? Что является основным композиционным элементом «Войны и мира»? Из чего он состоит? Назовите и прокомментируйте основные сюжетно-тематические линии толстовского романа. Какую роль в произведении играют описания природы, авторские отступления? Приведите примеры разных по своему содержанию авторских отступлений.

21. Кто из русских критиков впервые использовал термин «диалектика души»? Что он под этим понимал? Рассматривают ли понятие «диалектики души» более широко?

Назовите и прокомментируйте основные принципы Толстого в изображении внутреннего мира человека.

Перечислите средства психологического анализа, используемые Толстым в «Войне и мире». Приведите примеры из текста романа.

22. Составьте развернутый план-конспект

21. Жанрово-стилевое своеобразие романа-эпопеи Л.Толстого «Война и мир».

Граф Лев Никола́евич Толсто́й (1828, Ясная Поляна-1910,Тамбовская губерния) - один из наиболее широко известных русских писателей и мыслителей. Участник обороны Севастополя. Просветитель, публицист, религиозный мыслитель, чьё авторитетное мнение послужило причиной возникновения нового религиозно-нравственного течения - толстовства. Член-корреспондент Императорской Академии наук (1873), почётный академик по разряду изящной словесности (1900).

«Война и мир» (1863 – 1869).

Замысел восходит к роману «Декабристы».

Временной диапазон в романе: 1805 – 1820-е гг. Эволюция его замысла:1856 → 1825 → 1812 → 1805.

Толстой говорит о решающей роли народа в ист. процессе. Он поставил перед собой цель : раскрыть характер целого народа в подъеме, славе, падении его. Толстой ставит филос. вопрос: о свободе и воли, о течении самой жизни. Сначала роман назывался «Три поры: 1856, 1825, 1812», затем «1805 год», потом «Все хорошо, что хорошо кончается».

Толстой отобразил 3 плана :1) социальный (война и не война);2) психологический (война – это враждебность);3) философский (добро и зло).

«В и м» - книга сложного жанра , кот нельзя определить одним словом. Черты романа и эпопеи слились здесь воедино. Сближение «В и м» с эпопеей оправдывает и сопоставление с древнерус. лит, особенно с произведениями жанра воинской повести, и в частности со «Словом о полку Игореве». Налицо синтетичность жанра . Тургенев и Гончаров отметили эпичность романа. Современные исследователи называют его романом-эпопеей .

По широте охвата жизни, по глубине и силе раскрытия человеческих характеров мировая литература не знает ничего равного. "Что такое "Война и мир"? - писал Толстой по поводу формы своего произведения. - Это не роман, еще менее поэма, еще менее историческая хроника. "Война и мир" есть то, что хотел и мог выразить автор в той форме, в которой оно выразилось". А в беседе с Горьким сказал: "Без ложной скромности это как "Илиада".

Черты эпопеи в "Войне и мире": в центре - историческая судьба русского народа в Отечественной войне 12-го года, значение его героической роли и изображение "целостного" бытия.

Черты романа: "Война и мир" повествует о частной жизни людей, показываются конкретные личности в их духовном становлении.

Черты ВиМ : многосюжетность и многогеройность, широчайшее пр-во и время (1805-1820-е гг), свободное сочетание деталей быта и батальных сцен, худ. изображение и авторские отступления историко-фсф хар-ра, смысл сцены или хар-ра может быть понят до конца только в контексте (з-н сопряжения), универсальность охвата русс. Жизни, показывание всех ужасов войны через восприятие дилетанта (Пьера) >>> естественный человеческий взгляд на происходящее, прототипические черты вымышленных персонажей >>> соседство документализма и вымысла.

Жанр романа-эпопеи - создание Толстого. Идейный и художественный смысл каждой сцены и каждого характера становится ясен лишь в их сцеплениях с многообъемлющим содержанием эпопеи. В романе-эпопее сочетаются детально нарисованные картины русской жизни, батальные сцены, художественное авторское повествование и философские отступления. Основу содержания романа-эпопеи составляют события большого исторического масштаба, "жизнь общая, а не частная", отраженная в судьбах отдельных людей. Толстым достигнут необычайно широкий охват всех слоев русской жизни - отсюда огромное число действующих лиц. Идейно-художественный стержень произведения история народа и путь лучших представителей дворянства к народу. Произведение писалось не для воссоздания истории, это не хроника. Автор создал книгу о жизни нации, создал художественную, а не исторически достоверную правду (многое из собственно истории того времени не вошло в книгу; кроме того, реальные исторические факты искажаются с целью подтверждения основной мысли романа гиперболизация старости и пассивности Кутузова, портрет и ряд поступков Наполеона).

Историко-философские отступления, авторские размышления о прошлом, настоящем и будущем - необходимая составная часть жанровой структуры "Войны и мира". Требованиям жанра подчинена и композиция "Войны и мира". В основе сюжета лежат исторические события. Во вторую очередь раскрывается значение судеб семей и отдельных людей. Интерес Толстого-писателя сосредоточен не только на изображении отдельных человеческих характеров, но и на связях их между собою в подвижные и взаимосвязанные миры. Не все современники Толстого осознали глубину совершаемого им в "Войне и мире" открытия и в 1873 году Толстым была предпринята попытка облегчить структуру произведения, очистить книгу от рассуждений, что, по мнению большинства исследователей, нанесло его творению серьезный ущерб. Считается, что громоздкость, тяжеловесность периодов (предложений), многоплановая композиция, множество сюжетных линий, обилие авторских отступлений - неотъемлемые и необходимые черты "Войны и мира".

Сама художественная задача - эпический охват громадных пластов исторической жизни - требовала именно сложности, а не легкости и простоты формы. Осложненный синтаксический строй прозы Толстого - инструмент социального и психологического анализа, существенная составная часть стиля именно романа-эпопеи.

Во 2 части эпилога Т излагает свою концепцию философии истории:

1. ист делают сами нар массы;

2. люди делают историю каждый поодиночке, а не вместе;

3. люди дел историю бессознательно.

Основа историзма – понимание Толстым неразрывной связи времен и поколений >>> движение вглубь времен. «ВиМ» - история народа, а «не мысли прекрасных генералов». Здесь мы находим прославление подвига народа, героизм простых защитников родины.

Толстовское понимание истории определяют как фаталистическое. Он практически полностью игнорирует роль личности в истории. История движется массами, причем не разумом, а роевым началом. Сквозь разного рода случайности пролагает свой путь фатум (предопределение). Толстой отрицает исторический детерминизм (Чернышевский) >>> противопоставление Наполеона и Кутузова, вопреки историческому противопоставлению Наполеона и Александра 1.

В романе наблюдается антитеза Наполеон и Кутузов. Толстой рисует портрет Наполеона несколько снижено. Наполеон во всем играет; он актер. Кутузов не считает себя демиургом истории. Он везде простой. Толстой снижает его внешнее величие, но подчерк его внутреннюю активность. Кутузов – внешнее воплощение мысли народа. Наполеон и Кутузов – это два начала бытия: начало добра, веры (Кутузов) и зла, Антихристова духа (Наполеон).Толстой выдвигает в первую очередь нравственные требования.

«Война и мир»= «война и народ».

Гл. герой «В и м» - не отдельное лицо, а масса лиц, не «я», а «мы».

Правда о войне раскрывается разными путями:

Через детали (растерянность русс. войск под Аустерлицем)

Через психологию масс: обобщение (настроение войск перед Бородино), выхватывание из массы одного человека и раскрытия сути его хар-ра несколькими словами.

Своеобразие романа : история переходит в роман, а роман в историю. Лица исторические, существующие в реальности (Кутузов, Наполеон, Александр, Багратион, Дохтуров) сосуществуют и действуют вместе с героями вымышленными (князь Андрей, Наташа и Петя Ростовы, Пьер Безухов, княжна Марья). Тонкий психолог Толстой знал такую важную особенность человеческой души, как склонность преувеличивать значимость событий и предавать другим то, что они хотят услышать. Так один из самых честных героев романа, Николай Ростов, рассказывая Бергу о своем первом бое, начал с желанием рассказать все так, как было, но по мере рассказа « незаметно, невольно и неизбежно для себя перешел в неправду» . Исходя из этой особенности человеческой души, писатель и выдвинул в романе свой субъективный взгляд на исторические события того времени, порой кардинально отличающийся от взглядов исследователей. Многие историки ставили Толстому в упрек то, что исторические лица романа далеки от реальности, во многом изменены и неправдоподобны . Но в своих персонажах писателя интересовал в первую очередь их нравственный облик. Портреты Багратиона, Кутузова, Наполеона далеки от реальности и часто довольно условны, далеки от того, что о них известно по историческим документам, книгам и словам современников. Так Наполеон в произведении - художественный образ, а не историческое лицо.

Весь роман проникнут не только идеей развенчания личного героизма исторических деятелей, но и полным отрицанием особой роли личности в истории . Не случайно важнейшие подвиги в романе совершены не реально существующими людьми, а выдуманными персонажами, такими как Тушин и Тимохин. Толстой говорит о том, что одна личность не способна кардинально повлиять на ход исторических событий, и лишь объединившись, как сделал русский народ в Отечественной войне 1812 года, возможно стать творцом истории.

Особенно ярко выражено в романе полное отрицание автором военного искусства. Устами Андрея Болконского высказана в романе точка зрения автора на необходимость ведения войны: «Война - противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие». В описании битв писатель высмеивает военные символы и традиции (знамена - «палки с кусками ткани») и выдвигает на первый план моральный фактор войны. На примере нескольких сражений Толстой показывает, что победа зависит не от численности войск, не от расположения армии и не от планов главнокомандующих, а от морального духа простых солдат.

Но главное, чем отличаются взгляды писателя и историков - это различное понимание того, от чего зависит победа в войне. Толстой видел залог успеха в морально-психологическом состоянии войска, патриотизме солдат и понимании ими смысла и целей войны.

Особенности поэтики «Войны и мира»

Эпический характер произведения сложился на основе изображения переломных исторических событий в соединении с подроб­ностями жизни одного человека. «Мысль народная» в «Войне и мире» равно выразилась в определении Толстым роли на­рода как движущей силы истории, признания важности его духовного состояния для решения исторической судьбы и в изображении всего народа в целом. При этом в числе второстепенных и эпизодических персонажей романа четко обрисованные характеры и типы с легко узнаваемой ин­дивидуальностью.

Создавая образы главных героев , Толстой не отступает от принципов «диалектики души», давая эти образы в развитии, наделяя их не только богатством чувств, но и глубиной мыс­ли. Существенно дополняют образы героев запоминающиеся портретные характеристики (при этом Толстой часто подчер­кивает роль какой-то значимой детали, например, лучистых глаз княжны Марьи), индивидуальная манера поведения (стре­мительная походка и жесткость общения с окружающими кня­зя Болконского; непосредственность и живость Наташи), свое­образие речи.

Язык романа по-своему отражает правдивую картину жизни той эпохи, содержит большие включения текста, написанного автором на немецком и, главным образом, на французском язы­ках, что передает реальную атмосферу жизни светского обще­ства. Однако основной объем романа - великолепный по точности изложения мысли русский литературный язык, обо­гащенный живыми.образцами народной (крестьянской и сол­датской) речи.

Осмыслению героями своих переживаний, чувств, их напря­женной духовной работе часто помогает общение с природой. Вид неба под Аустерлицем и в Богучарове, встретившийся по дороге в Отрадное дуб помогают князю Андрею, например, пол­нее осознать совершающиеся в его внутреннем мире переме­ны. Охота, в которой участвуют Ростовы, служит своего рода прообразом будущего всенародного единения перед лицом опасности.

Мастерство Толстого-баталиста обогащается свое­образным (восходящим, к древним традициям) использовани­ем изображений природы : природа вместе с людьми как бы участвует в сражениях (туман, покрывший Аустерлицкое по­ле и мешающий русской армии; дым и туман, бьющее в глаза солнце, мешающие французам при Бородине); природе Тол­стой передоверяет эмоциональную оценку войны (мелкий дож­дик, накрапывающий над полем сражения, как будто говорит: «Довольно, довольно, люди. Перестаньте... Опомнитесь. Что вы делаете?»).

Применительно к «Войне и миру» часто говорится о прин­ципе «сопряжения», т. е. взаимной обусловленности чередова­ния и последовательности эпизодов книги, предопределяющих друг друга . Так, Платон Каратаев погибает накануне той ночи, когда Пьер видит сон, помогающий ему уяснить «правду» Пла­тона, но без уяснения этой «правды» невозможна дальнейшая полноценная жизнь героя. Пробуждение от сна совершается в момент освобождения пленных отрядом Денисова, после чего Пьер вновь вливается в общий поток жизни.

Богатство содержания и особенности поэтики произведения не могли не повлечь за собою разрушения привычных рамок романа. Современники не сразу приняли своеобразную форму нового сочинения Толстого. Сам автор прекрасно понимал жан­ровую природу своего произведения, именуя его «книгой» и подчеркивая тем самым свободу формы и генетическую связь с эпическим опытом русской и мировой литературы.