Как называется вступление к сказке былине. Что такое зачин в сказке? Зачины в русских сказках

  • 20.10.2019

Начало, начин, почин; введение, вступление, запев, присказка, приступ. Ant. конец, окончание Словарь русских синонимов. зачин см. начало Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова … Словарь синонимов

Вступление к былине при помощи какой либо традиционной формулы, отчасти связанной с повествованием (в отличие от прибаутки или запева, этой связи не имеющих) хронологически, географически и т. п., напр.: «Как во славном во городе во Киеве, У… … Литературная энциклопедия

ЗАЧИН, а, муж. 1. То же, что почин (во 2 знач.) (прост.). 2. В народной словесности: традиционное начало. Былинный з. З. сказки. | прил. зачинный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

зачин - устойчивая формула, с которой начинаются фольклорные произведения. В сказке зачину может предшествовать присказка, в былине запев. Рубрика: Композиция и сюжет Целое: композиция Прочие ассоциативные связи: жанры фольклора … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

А; м. 1. Устар. Начало, почин. * Зачин дело красит (Посл.). 2. Лит. Традиционное начало, характерное для произведений фольклора (былины, песни, сказки) … Энциклопедический словарь

зачин - а; м. 1) устар. Начало, почин. * Зачин дело красит (посл.) 2) лит. Традиционное начало, характерное для произведений фольклора (былины, песни, сказки) … Словарь многих выражений

зачин - 1 іменник чоловічого роду вступ; початок зачин 2 іменник чоловічого роду у зачині під замком … Орфографічний словник української мови

зачин - ЗАЧИН, а, м Часть литературного произведения (обычно былины, песни, сказки), характеризующаяся особым складом, приемом, часто определенная фраза, начинающая повествование. Все русские сказки имеют общий зачин … Толковый словарь русских существительных

М. 1. Традиционное начало сказки, былины, песни. 2. разг. Начало, почин. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Зачин, зачины, зачина, зачинов, зачину, зачинам, зачин, зачины, зачином, зачинами, зачине, зачинах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

Книги

  • Афанасий Коптелов. Собрание сочинений в 4 томах + дополнительный том (комплект из 5 книг) , Афанасий Коптелов. В первый том вошли роман "Великое кочевье" и повесть "Снежный пик" . Предваряет издание творческо-биографический очерк В. Трушкина о писателе "Художник земли Сибирской" . Во второй том вошел…
  • Большой зачин , Коптелов А.. Роман А. Л. Коптелова посвящен жизни и революционной деятельности молодого Ильича. Действие романа охватывает период, когда Владимир Ульянов приехал в Питер с берегов родной Волги, стал…

Тема: Композиционные части сказки: присказка, зачин, концовка.

Цель: Систематизация знаний по теории литературы (композиционные производные)

Задачи для учащихся:

1.Знать композиционные части сказки.

2.Научиться находить их в тексте.

3.Составлять сказку по композиционным частям.

Предполагаемые результаты:

1.Знают, из каких композиционных частей состоит сказка и их определение.

2.Умеют находить композиционные части в тексте.

3.Составляют свою сказку, используя все её композиционные части.

Ход урока.

I . Мотивационный этап.

1.Психологический настрой на урок.

Показ мультфильма «Командное взаимодействие» на интерактивной доске.

Вопросы после просмотра:

2.Формирование групп.

Учитель назначает командиров групп:

Выберите каждый для себя одного ученика – спикера, спикер выберет секретаря, секретарь – таймспикера.

Покажите смайликом, как вы себя чувствуете в данной группе.

Повторение правил работы в группах.

4.Целеполагание.

Учитель.

Прочитайте текст на карточках и выполните пометки. (Метод «Инсерт»)

Учащиеся читают текст карточки и делают пометки:

«!» – знаю, согласен;

«-»-не согласен;

«+»-интересно и неожиданно;

«?»- не знаю, хочу узнать.

После заполнения таблицы задаётся вопрос классу:

Что заинтересовало вас при работе с таблицей? (Отвечают и останавливаются на пометке «не знаю, хочу узнать»

Я хочу вам помочь в получении новых знаний. Определите тему сегодняшнего урока.

Что такое присказка, зачин, концовка в сказке.

С какой целью вы хотите это узнать?

Чтобы находить присказку, зачин, концовку в сказках. Чтобы самим правильно сочинить интересную красивую сказку.

Запишем тему урока в тетрадь.

II . Операционный этап.

1.Определение композиционных частей. Работа в парах. Метод «Прогнозирование».

Учитель: У каждой пары есть карточка. Рассмотрите и попробуйте определить с помощью стрелок присказку, зачин, концовку. (Используются карточки двух вариантов)

1 вариант

Имя_________

1)Ой ду-ду! На дубу

Грянул ворон во трубу.

И пошли чудеса:

Засинели небеса,

Вышли в море паруса,

Встали тёмные леса.

2) Жили себе дед да баба. Дед и говорит бабе:

Ты, баба, пеки пироги, а я запрягу сани, поеду за рыбой….

3) Вот и стали они жить –поживать да добра наживать.

КОНЦОВКА

ПРИСКАЗКА

ЗАЧИН

2 вариант.

Имя_ ________

1) А в лесной избушке

Затопилась печь –

Пироги с морошкой

Начал зайка печь.

Пирогов покушай,

Сказочку послушай.

2) В старые годы у одного царя было три сына. Вот, когда сыновья стали на возрасте, царь собрал их и говорит:

Сыновья мои любезные, покуда я ещё не стар, мне охота бы вас женить, посмотреть на ваших деточек, на моих внучат…

3) И я там был. Мёд-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало.

КОНЦОВКА

ПРИСКАЗКА

ЗАЧИН

2.Проверка. Взаимопроверка пар по ключу в учебнике (стр.39-40. Литературное чтение, 2 класс)

Кто определил правильно? У кого не получилось, не расстраивайтесь, сейчас вы прочитаете точное определение понятий и сможете правильно находить в сказках присказку, зачин и концовку. (Самостоятельное чтение правил в учебнике Стр.39-40. Работа в группах)

Чем сказка отличается от рассказа?

В рассказе нет присказки, зачина и концовки.

По каким признакам мы отличаем сказку?

Слова «жили-были», «однажды». Положительные и отрицательные герои. Добро и зло. Добро побеждает.

3.Определение последовательности композиционных частей сказки. (Работа в группах)

Расположите карточки с названиями композиционных частей в том порядке, в котором, вы считаете, располагаются композиционные части в сказке.

Карточки:

Присказка

зачин

концовка


4.Проверка методом «Делегирование». Делегаты от групп заходят в другие группы и смотрят выполненную работу. Свои мысли, оценку и предложения оставляют на стикере. В каждой группе остаётся спикер, который представляет работу своей группы.

Присказка

зачин

концовка


5. Физминутка «Весёлая зарядка» на интерактивной доске.

6.Закрепление изученного материала.

Карточки с разноуровневыми заданиями. (Обосновать свой выбор)

1 уровень.

Задание: Прочитайте сказку и разделите её на композиционные части.

Будет сказка занимательна. Слушайте её внимательно. Кто уши широко раскроет – много всякой всячины усвоит. А кто невзначай уснёт – тот ни с чем и уйдёт.

Как-то по весне жила на крыше одного дома сосулька, которая очень хотела иметь косынку.

И вот однажды утром мимо пробегала маленькая девочка. Малышка очень спешила в детский сад и не заметила, как косынка с ее плеч упала прямо на асфальт. Сосулька по молодости и неопытности подумала, что косынка оставлена в подарок для нее. Все утро она думала, как же добраться до косынки. Наступил день, солнышко засветило ярко и сильно. Сосулька, увлеченная своими мыслями, потихоньку таяла и по капельке капала вниз, прямо на косынку… Она и не заметила, как растаяла вся… Влажная от воды косынка к вечеру высохла под солнечными лучами. А вечером девочка, возвращаясь домой из садика, нашла ее на том самом месте, где оставила утром. Вот и сказочке конец, а кто слушал молодец!

2 уровень.

Карточки с разрезанным текстом.

Задание: Прочитайте сказку, собрав правильно её части.

В то давнее время, когда мир божий наполнен был лешими, ведьмами да русалками, когда реки текли молочные, берега были кисельные, а по полям летали жареные куропатки, в то время жил-был царь по имени Горох…

В старые-стародавние времена царь Горох воевал с грибами.

Гриб боровик, над грибами полковник, под дубочком сидючи, на все грибы глядючи, стал приказывать:
- Приходите вы, белянки, ко мне на войну!
Отказалися белянки:
- Мы - столбовые дворянки! Не пойдем на войну!
- Приходите вы, рыжики, ко мне на войну! Отказались рыжики:
- Мы - богаты мужики! Не пойдем на войну!
- Приходите вы, волнушки, ко мне на войну! Отказалися волнушки.
- Мы, волнушки, - старушки! Не пойдем на войну!
- Приходите вы, опенки, ко мне на войну! Отказалися опенки:
- У нас ноги очень тонки! Не пойдем на войну!
- Приходите, грузди, ко мне на войну!
- Мы, грузди, - ребятушки дружны! Пойдем на войну!

Так и победили грибы царя Гороха!

И я там был. За победу мёд-пиво пил. По усам текло, а в рот не попало.

3 уровень (талантливые и одарённые)

Задание: Устно составьте сказку, используя все композиционные части.

7.Представление выполненной работы спикерами групп.

III .Рефлексия.

1.Проверка усвоения темы.

Перед вами тест. Вспомните то, о чём вы сегодня узнали и ответьте на вопросы.

Мини-тест.

1.Присказка

а) идея сказки, её герои

б) заманилка к слушанию

в) добро побеждает зло.

2.Зачин

а) идея сказки, её герои

б) заманилка к слушанию

в) добро побеждает зло.

3.Концовка

а) идея сказки, её герои

б) заманилка к слушанию

в) добро побеждает зло.

2.Проверка.

Посмотрите на доску и проверьте свою работу (ключ на интерактивной доске)

Поставьте оценку в свой тест.

Если:

все ответы верны – смайлик «улыбается»

один, два ответа не верны – смайлик «грустный»

3.Итог урока – приём «Незаконченные предложения»

По кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске.

Сегодня я узнал…..

Было интересно…..

Было трудно….

Я выполнял задания…..

Я понял, что…..
Теперь я могу….

Я почувствовал, что….

Я приобрёл….

Я научился….

У меня получилось…

4.Домашнее задание.

Повторить правило на странице 39-40.

Сочинить присказку, зачин или концовку – по желанию на выбор.

Вопрос «С каких слов начинаются ?», он, скорее всего, назовет фразу «Жили-были…». Действительно, это наиболее частый зачин русских народных . Кто-нибудь обязательно еще вспомнит: «В некотором царстве, в некотором государстве…» или «В тридесятом царстве, в тридесятом государстве…» - и тоже будет прав.

Некоторые сказки начинаются с обычного слова «однажды». А в иных, как, например, в «Три царства – медное, серебряное и золотое» время описывается как будто конкретнее, но все же очень расплывчато, по-сказочному: «В то давнее время, когда мир наполнен был лешими, ведьмами да русалками, когда реки текли молочные, берега были кисельные, а по полям летали жареные куропатки…»

Русские народные бытовые сказки, больше похожие на анекдоты, обходятся без традиционных зачинов. Например, «У одного мужика была жена сварливая…» или «В одном селе жили два брата».

Подобные зачины можно встретить не только в русских народных сказках, но и в сказках других народов.

О чем же говорят все эти присказки? Все очень просто. Слушатель или читатель сразу вводится в действие, узнает, с кем, где и в какое время будут происходить сказочные события. И ждет продолжения. Важно и то, что эти фразы ритмично построены таким образом, чтобы создать определенную напевность.

Зачины авторских сказок

У А.С. Пушкина в «Сказке о золотом петушке» собраны воедино сразу два сказочных зачина:
«Негде, в тридевятом царстве,
В тридесятом государстве,
Жил-был славный царь Дадон».

Многие сказки начинаются отнюдь не с традиционных фраз. Например, первая строчка в сказке Андерсена «Огниво» такая: «Шел солдат по дороге: раз-два! раз-два!»

Или вот для примера зачины сказочных повестей Астрид Линдгрен: «В городе Стокгольме, на самой обыкновенной улице, в самом обыкновенном доме живёт самая обыкновенная шведская семья по фамилии Свантесон». («Малыш и Карлсон») «В ту ночь, когда Рони должна была появиться на свет, грохотал гром». («Рони – дочь разбойника»)

Но и здесь можно проследить, что сказки начинаются либо с представления героя, либо с обозначения места действия, либо говорят о времени.

Очень редко можно встретить сказки, начало которых посвящено пространным описаниям. Обычно зачины достаточно динамичны.

Например, один из любимейших российских детских поэтов Корней Иванович Чуковский без предисловий, сразу, будто на бегу вводит читателя в гущу сказочных событий. «Одеяло убежало, улетела простыня, и подушка, как лягушка, ускакала от меня». («Мойдодыр») «Скачет сито по полям, а корыто по лугам». («Федорино горе»)

Хороший зачин в сказке важен. От него зависит настрой, с которым слушатель или читатель погрузится в повествование.

Оказывается, чем лучше человек знаком со значением этого понятия, тем большего успеха сможет добиться во многих сферах жизни.

Общее понятие зачина

Под зачином в узком и наиболее привычном для большинства людей смысле подразумевается начало литературного произведения , его короткое, состоящее из нескольких слов, вступление .

Произведения устного народного творчества, к которым относятся такие жанры, как сказки, былины и многие другие, обычно имеют определенное начало - устоявшуюся словесную формулу. Эта традиционная фраза обязательно должна быть связана с ведущимся в произведении повествованием. Именно связь с сюжетом отличает зачин от присказки, прибаутки, запева, с которыми его часто путают, но которые ни хронологически, ни географически не могут быть связаны с сюжетом.

В поэзии можно встретить некое подобие зачина, который в литературе принято называть искусственным, или запевом - это более широкий смысл для данного понятия. Он присутствует в стилизованных авторами народных песнях, в виде вступления или традиционно повторяющихся формул.

Цели и функции зачина

Функции зачина напоминают экспозицию, встречающуюся в художественных произведениях: она призвана заранее познакомить читателя с персонажами, немного подготовить его к восприятию сюжета, указать на время, обстоятельство и место происходящего события. Точно так же обстоит дело с зачином, только в более традиционных и отработанных формах.

Его основными целями являются:

  • Привлечение внимания читателей и слушателей к произведению (выступлению);
  • Установка контакта с читателями (слушателями);
  • Эмоциональная подготовка к восприятию читаемой (слышимой) информации.

Зачин в рекламе

Подготавливая рекламу товара или услуги, специалист проделывает нелегкую работу для того, чтобы представить клиенту исчерпывающую информацию в лаконичном объеме. Изучив все имеющиеся материалы, он приступает ко второму этапу работы - составлению текста-обращения. Такая рекламная статья имеет давно устоявшуюся композицию, принятую в качестве стандарта.

Заголовок, слоган (привлекающая внимание фраза), зачин, основная часть сообщения, реквизиты (справки о месте нахождения организации, телефоны для связи и прочее), эхо-фраза.

Каждый составляющий композиции несет определенную нагрузку и представляет большое значение для рекламного текста, но вот использование зачина считается необязательным. Зачин в рекламе - это начало текста, очень коротко объясняющее заголовок и лаконично вводящее в курс дела. Обычно здесь образуется связка, в которой повествуется волнительная для конкретной группы клиентов проблема.

Зачин как ораторский прием

После выхода на сцену и стандартного приветствия многие ораторы переходят непосредственно к сути дела. Другие предпочитают разогреть аудиторию для того, чтобы она наверняка стала готовой для восприятия важной информации. Переход к основной идее лучше делать интересным, ярким, остроумным. В противном случае его присутствие окажется неуместным.

Именно переход, или другими словами - разогрев - в ораторстве принято считать зачином. Это именно те фразы, с которых вы начинаете свое выступление, вводите публику в курс дела. Они нужны для того, чтобы задержать заинтересованное внимание слушающих вас людей и установить с ними тесный контакт.

Удачно подобранный зачин - это гарантия внимательности слушателей к вашей речи.

Именно ораторский зачин становится тесным спутником современных людей в жизни. Выступление на родительском собрании, участие в конференции, совещании, пропаганда личных взглядов, выступление на концерте или корпоративном вечере - везде, где требуется составить грамотную речь, сложно обойтись без зачина.

Способы применения зачина в ораторстве

  • Оригинальная цитата - отличный способ начать выступление. Единственное условие - соответствие цитаты теме, которой посвящено высказывание.
  • Наглядное пособие параллельно с произнесением сути представляемого на выступлении материала с большим эффектом привлекут внимание публики и значительно улучшат качество восприятия информации.
  • Комплимент, предназначающийся аудитории, формирует позитивный настрой и разряжает атмосферу. Лучше всего подчеркнуть стремление слушателей совершенствованию и саморазвитию.
  • Анекдот или шутка (в мягкой форме), если будут уместны и впишутся в планируемую тему, не только разрядят обстановку и внесут нотку позитива, но и помогут выступающему надолго задержать внимание публики.
  • Стать ближе к собравшимся, сломать барьеры восприятия и показать свою искреннюю заинтересованность в затрагиваемой теме - всего этого можно достичь, поделившись личными переживаниями и чувствами.

Изучив подробнее тему, вникнув и поняв, что такое зачин, вы сможете не только лучше понимать читаемые произведения, акцентируя внимание на важных деталях, но и научитесь производить впечатление и заинтересовывать покупателей и слушателей. Настроить собеседника на свою волну, оказывается, не так уж сложно, а зато как бывает важно в жизни!

Видео о зачине