Когда можно освятить икону в храме. Об освящении икон и других предметов

  • 20.09.2019

ВОПРОС: В церкви мне сказали, что "действительными" являются только иконы, освящённые в церкви. Без этого освещения они-де, являются чуть ли не простыми бумажками. Но мне кажется, что иконы освящают Те, кто на них изображен. То же и с нательными крестами, медальонами с изображением Богородицы. Или я неправ? Просто у меня дома есть не мало икон - простых вырезок из газет, ксерокопий, которые мне нравятся. Нужно ли их освящать?

ОТВЕТ: Дорогой друг мой!
Наш добрый Господь по милосердию Своему даровал нам множество видимых даров, которыми мы можем пользоваться по своему усмотрению, это: молитвенное (церковное) освящение благоугодного дела, освящение дома (жилища), освящение служащей нам вещи, образа (иконы), освящение пищи, освящение воды, масла (елея) и т.д. Особое место в этом занимает освященная вода, которая сама служит нам для освящения: мы можем покропить или обтереть ею себя, нужную нам вещь или помещение. Особенной благодатной силой обладает крещенская вода, освященная во время праздника Крещения Господня.
Это дары Божьи нам, которыми мы с благодарностью Господу можем пользоваться; пренебрегать ими нам весьма не полезно: как и за все, данное нам Богом для нашего вспомоществования, мы должны будем дать отчет за правильное их использование.
Да, как и пишет о том св.Иоанн Кронштадский, образ Креста Господня, образы Господа, Божьей Матери и святых уже сами по себе в виду интенции человеческой при их изготовлении и пользовании есть святы.
Однако, если мы отказываемся освятить их и церковно, то таким образом как бы пренебрегаем даром Божьим и Самим Божественным устроением Церкви, ибо Церковь не есть где-то вне нас, а Церковь составляем мы сами. Церковная иерархия же, с помощью которой осуществляется освящение, есть Божественное устроение Церкви.
Некоторые святые ясно различали образа освященные (церковно) от неосвященных. Таким даром обладал, например, св.падре Пио. Он всегда кротко указывал человеку, что следует освятить образок или крестик, который тот имеет, т.к. он, наверное, купил его в мирском магазине, и тот не освящен.
Я также, как и ты, вместе с имеющимися у меня иконами имею и любимые мною некоторые бумажные копии, фото и даже рисунки и использую их наравне с иконами. В этом греха нет, это лишь служит моему благочестию: так я ощущаю сердцем, такова, быть может, особенность моего восприятия.

ВОПРОС: Когда у нас в гостях был священник, он освящал всю квартиру, окроплял святой водой в комнатах, в том числе окропил и иконы. Это, по сути, и есть церковное освящение? Или всё же для этого существует особый чин?

ОТВЕТ: Дорогой друг!
В православной церкви существует определенный чин освящения иконы; в католической церкви священник также, освящая икону, читает определенные молитвы, кропит священной водой.
Образа из бумаги, которые мне особенно дороги и пред которыми я часто молюсь, имеют ценность именно для меня и я не отличаю их от освященных икон. Для другого же человека это может быть не так. Он может спокойно положить эту "журнальную вырезку" (которая молитвенно служила кому-то долгие годы) куда-нибудь в книжку или вообще сжечь. Это не будет грехом, т.к. для него это не икона, а лишь ее иллюстрация. С иконой же он так не поступит: в худшем случае, отнесет ее в церковь или отдаст какому-то верующему. Такова психология веры.
Однако, как я уже объяснил раньше, дело не только в психологии. Такова реальность веры. Есть Бог, есть Церковь, есть у Нее обряды и традиции. Это не просто ньюансы или особенности, это реальность присутствия Божественной благодати Святого Духа, Который, давая всем жизнь и жизненную энергию, в Церкви Христовой присутствует в особых Своих благодатных дарах.

Благословен Бог.

С любовью во Христе Иисусе, Господе нашем.

В древности не существовало практики освящения икон. Об этом мы находим свидетельства VII Вселенского собора, где говорится, что иконы святы подобием изображения изображенному лицу и надписанием имени, которое подтверждает это подобие.

Надобность в особом чине освящения появилась только тогда, когда сами изображения перестали быть «подобными» в исконно древнем понимании. То есть тогда, когда они перестали выражать очевидным образом святость изображенного лица и верующие стали просить священнослужителей сделать что-нибудь для того, чтобы образ стал святым.

Практика освящения возникла сначала на Западе. Обряд представлял собой окропление иконы святой водой с чтением особой молитвы. Однако, чин освящения не может сделать из несвященного образа священный. Потому что, если данное изображение не икона по своему стилю и художественным свойствам — оно не станет иконой через окропление святой водой.

Значит, единственное понимание акта освящения иконы — это воспринимать освящение как принятие данного образа Церковью, с тем, чтобы этим освящением удостоверить, что образ достоин (имеет нужные качества), дабы быть включенным в литургическую жизнь Церкви. А верующие действительно могут молиться перед данным образом Богу и святому, и этот образ поможет правильной молитве. При этом священник должен достаточно хорошо разбираться в подобных вопросах, для чего и существуют дисциплины «богословие иконы» или «православное иконоведение (иконология)».


"По такому чину, который содержится в наших требниках, в старину иконы не освящались, - пишет Архимандрит Зинон. Называется он чином благословения, а не освящения, и должен рассматриваться как одобрение Церковью данного образа, а не как некий сакраментальный акт. Ведь никому не придет в голову, купив новое Евангелие, перед началом чтения освящать его. В иконе почитается не вещество, а изображенное лицо. Надпись необходима, как раньше выражались, для того, чтобы утвердился дух молящегося, то есть, чтобы молящийся точно знал, к кому обращается, потому что иконография многих святых сходна."

Надпись имени святого - подобна наречению имени младенца. В древности её делал не иконописец, а архиерей, удостоверяя таким образом, что икона выполнена канонически верно. Сейчас это действие заменил чин освещения иконы, после которого мы не сомневаемся, что на нас смотрит лик конкретного святого, которому можно молиться, а значит, работа становится иконой.

Таким образом, в наше время иконы стали освящать для подтверждения святости изображаемого. Собственно данное действие можно понимать как свидетельство Церкви о том, что канонически верно изображен именно тот, кто надписан, а значит икона подлинна. Важно помнить, что к иконе до освящения необходимо относиться так же благоговейно и почтительно, как и после. Освящая любой другой предмет, мы призываем благодать Духа Святого. Икона же свята уже только потому, что на ней изображены Господь, Богородица или святые.

Во время осуществления религиозных ритуалов, верующие, находясь перед выбранной им иконой могут выполнять множество различных действий. К их числу прежде всего следует отнести следующие: выставление свечек, поклонение, прикладывание и молитва. Их выполнение позволяет людям установить духовную связь между земным и небесным миром для того, чтобы Господь Бог смог услышать их используемое обращение, оказав всяческую помощь. Однако важно понимать, что любая существующая в храме святыня сможет произвести необычайную пользу лишь в том случае, если она будет заранее освящена.

Освящение иконы предполагает совершение церковного обряда, главное участие в которых принимает святая вода и прочтение специальных молитв, наделяющие икону благодатью Святого Духа. Только после выполнения всех этих действий, осуществляемые священнослужителями, освященные иконы в церкви обретут высшую силу, превратившись из художественных образов в святыни.

История

В истории Древней Руси, процесс освящения икон впервые зафиксирован после колоссальных либеральных реформ, которые были проведены в русских православных церквях в середине 17 века нашей эры. С 1650 годов для получения благодати от Святого Духа, священники стали использовать специально предназначенный для данной процедуры чин.

Для некоторых святынь, существуют особые чины, текст которых отличаются друг от друга. Это характерно для следующих икон:

  • Троицы;
  • Христа;
  • Богородицы.

Сама процедура освящения может проходить в любой промежуток времени. Но чаще всего данная совокупность ритуальных действий происходит после утренней службы. А самое распространенное время, которое выделяется специально для освящения икон в церкви – это праздничные и воскресные дни.


Приобретение икон

Некоторые люди полагают, что купленные изделия с изображением Богородицы или Иисуса Христа являются изначально священными образами. И поэтому их вовсе необязательно освящать, поскольку они изначально, в виду своего происхождения являются священными. Однако, людям, которые все-таки стараются придерживаться старинных православных традиций, дополнительное Благословение батюшки лишь повысит уверенность в высшую силу иконы, освятив икону правильно согласно религиозным канонам.

Многие люди освящают иконы в домашних условиях, приглашая предварительно в свой дом священника. Те, кто подобного рода затеи остерегается, самостоятельно читают молитву и окропляют новую икону святой водой.

Важность обряда

Освящение икон имеет важное значение для православной культуры и религиозных верующих в целом.

Оно позволяет благословить художественные библейские образы, изображенные на полотне.

Освященные иконы становятся полностью признанными канонами церкви. Кроме того, духовная связь с Богом становится прочной и люди оказываются услышанными.

Многие люди также совершают обряд освящение для помещения или после покупки нового автомобиля. Переезжая в новую квартиру, людей может беспокоить негативная атмосфера, вызывающая различные беспокойства. И в этом случае освящение с использованием молитвы и святой воды способна восстановить энергетический баланс дома, придав внутреннему убранству тепло, а также уютную атмосферу. Во время совершения данного церковного обряда, детям будет комфортно учить уроки в освященном помещении, а взрослым выполнять свои бытовые обязанности.

Освящение квартиры или дома лучше всего проводить в четверг.

Для выполнения этой процедуры, первым делом необходимо поставить свечки в церкви и прочитать перед ними следующую молитву:

Чудотворец Николай, благослови меня на очищение квартиры и изгони из нее бесовскую мощь. Да будет так. Аминь.

Каноническая православная икона показывает нам мир преображенный благодатью Божией. Икона — не реалистическое изображение. Особыми приемами, специальными красками, в символической форме иконописец передает иную, духовную реальность — реальность Царства Божия. Если мы видим на иконе образ святого, перед нами не просто портрет христианина, жившего в определенную эпоху, несмотря на то, что портретное сходство присуще иконописному образу. На иконе мы видим образ человека, измененный, очищенный, облагороженный благодатию Святого Духа.

Икона показывает духовный облик личности, и всегда обращена к предстоящему перед ней, молящемуся человеку, потому, как и святой пребывает в духовном мире в непрестанной молитве. Икона создана для молитвы, смысл ее раскрывается только через молитву.

Избранники Христовы, стяжавшие в земной жизни благодать Святого Духа, в ином мире предстоят престолу Божию в вечной радости и блаженстве. В нашей жизни угодники Божии являются духовными посредниками между Богом и людьми. Святым, особенно близким к нам по времени, прекрасно известны все трудности и скорби земной жизни. По любви и состраданию к людям, они молятся самому Богу, о тех, кто просит их помощи.

Угодники Божии за особый христианский подвиг, терпение и смирение, получили от Бога многие дары: исцеления болящих, помощи страждущим, утешения и вразумления. Всем известно, что святитель Николай Чудотворец помогает в дороге и в путешествиях. Преподобному Сергию Радонежскому молятся учащиеся от первоклашек до студентов и аспирантов. Благодатию Духа Святого прп. Сергий помогает в постижении наук и при сдаче экзаменов. В Петербурге есть традиция во многих проблемах просить помощи у св. блж. Ксении Петербургской — покровительницы города и заступницы всех верующих.

Русский человек испокон веков знает, что в трудных, неразрешимых обстоятельствах нужно всей душой помолиться любимому святому или своему небесному покровителю и предать все в руки Божии. У многих из нас есть этот опыт непостижимого разрешения проблем по молитве к святым.

Освящение иконы

Что касается освящения икон, в современной Церкви существуют противоположные мнения. Одни священнослужители, опираясь на опыт средневековья, полагают, что образ написанный строго по иконописным канонам, являет собой воплощенную святость. Господь свят — значит образ Его, созданный иконописцем в молитве и по благословению, также, несомненно, свят и достоин поклонения. Имя Божие свято, а всякий образ сопровождается написанием имени. Следовательно, дополнительного освящения не требуется.

В наши дни древние традиции иконописи, восходящие к творчеству великих Андрея Рублева, Даниила Черного и других иконописцев, успешно возрождаются. Если вы приобрели писаную по старым канонам икону, можно разместить ее в доме и молиться перед ней, не прибегая к дополнительному обряду освящения.

Вместе с тем, в современной Русской Православной Церкви существует особый чин освящения икон. Обряд освящения икон состоит из чтения особых молитв и окроплении святой водой. На практике этот обряд стал применяться после Раскола и распространился в синодальный период.

Сегодня освящать принято старые, реставрированные иконы, в знак благословения Церкви на молитву перед обретенным образом. Освящают также вышитые иконы. Иногда священники рекомендуют освятить икону, купленную в антикварном магазине или подаренную. Новую икону из церковной лавки можно сразу разместить на стене или на полочке, и молиться перед ней. Если существуют сомнения, и по каким-то причинам приобретенную икону хочется освятить в храме, стоит посоветоваться с батюшкой и сделать так, как благословит священник. В любом случае, в обряде освящения икон нет ничего предосудительного.

Где ставят иконы святых в доме

Иконы в доме верующего человека могут располагаться во всех комнатах, на кухне и в прихожей. Размещать иконы следует на восточной стене, так как молятся христиане лицом на восток. но если это не возможно ввиду планировки, допустимо поместить иконы там, где есть достаточно свободного места. Важно помнить, что в интерьере квартиры иконы должны быть отделены от светских картин, декоративных панно и других украшений. Икона размещается в квартире, чтобы молиться пред ней.

Молитва пред иконой святого требует определенных условий — тишины, сосредоточенности. Поэтому наверняка не стоит размещать иконы в проходных комнатах, там, где обычно играют дети, а также в местах дома, загроможденных вещами, мебелью и прочим. Молитва предполагает наличие свободного пространства, порядка и тишины.

Практика показывает, что удобнее всего, когда все иконы помещаются где-то в одном месте, на полочке или стеллаже, там, где человек обычно читает утренние и вечерние молитвы, и вообще молится. В этом уголке создается особая молитвенная атмосфера, ничто не напоминает о повседневных делах, не отвлекает. Но отдельные иконы святых можно разместить над рабочим столом, над школьным уголком ребенка, а также в столовой или на кухне, где семья обедает.