Н.А. Некрасов "Кому на Руси жить хорошо": описание, герои, анализ поэмы

  • 26.06.2020

Перед вами – отличное сочинение-рассуждение для 10 класса на тему «Поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» — энциклопедия народной жизни». Сочинение рассчитано, прежде всего, для учеников 10 класса, однако может быть использовано и в других классах.

В данном сочинении анализируется основная тема произведения – жизнь простого народа на Руси. Автор сочинения уделяет внимание стилистике поэмы, анализируя те художественные средства, которые помогают Некрасову добиться поэтической точности в создании этой энциклопедии народной жизни.

Сочинение-рассуждение «Поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» — энциклопедия народной жизни»

Поэму Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» принято называть поэмой-эпопеей. Эпопея — это художественное произведение, с максимальной полнотой изображающее целую эпоху в жизни народа. В центре некрасовского произведения — изображение пореформенной России. Некрасов писал свою поэму в течение двадцати лет, собирая материал для нее «по словечку «. Поэма необычайно широко охватывает народную жизнь. Автор хотел изобразить в ней все социальные слои: от крестьянина до царя. Но, к сожалению, поэма так и не была закончена, помешала смерь поэта. Таким образом основной темой произведения осталась жизнь народа, жизнь крестьян .

С необычайной яркостью и отчетливостью предстает перед нами эта жизнь. Все невзгоды и беды, которые приходится терпеть народу, вся эта трудность и суровость его существования. Несмотря на реформу 1861 года, освободившую крестьян, они оказались еще в худшем положении: не имея своей земли, они попали в еще большую кабалу.

Этот мотив голодной жизни бедного мужика, которого «тоска- беда измучила » с особой силой звучит в народных песнях, которых довольно немало в произведении. Стремясь воссоздать со всей полнотой картину народной жизни, Некрасов использует и все богатство народной культуры, все многоцветие устного народного творчества.

Однако, напоминая о народном таланте выразительными песнями, Некрасов не смягчает красок, показывая тут же нищету и грубость нравов, религиозные предрассудки и пьянство в крестьянском быту. Положение народа с предельной отчетливостью рисуется названиями тех мест, откуда родом крестьяне- правдоискатели:

Уезда Терпигорева,

Пустопорожней волости,

Из смежных деревень –

Заплатова, Дырявина,

Разутова, Знобишина,

Горелова, Неелова –

Неурожайка тож…

В поэме очень ярко изображена безрадостная, бесправная, голодная жизнь народа и «счастие мужицкое, дырявое с заплатами, горбатое с мозолями «, и «голодные дворовые, покинутые барином на произвол судьбы » — все люди «досыта не едавшие, несолоно хлебавшие «.

Перед нами встает целая сеть ярких разнообразных образов: наряду с бездейственными холопами вроде Якова, Глеба, Сидора, Ипата появляются сохранившие подлинную человечность и душевное благородство образы Матрены Тимофеевны, богатыря Савелия, Якима Нагого, Ермила Гирина, старосты Власа, семи правдоискателей и других. Эти лучшие из крестьян в поэме сохранили в себе способность к самопожертвованию, у каждого из них есть своя задача в жизни, своя причина «искать правду», но они все вместе свидетельствуют о том, что крестьянская Русь уже пробудилась, ожила. Уже появляются люди, которые с искренностью могут сказать такие слова:

Не надо мне ни серебра,

Ни золота, а дай Господь,

Чтоб землякам моим

И каждому крестьянину

Жилось вольготно, весело

На всей святой Руси!

Например, в Якиме Нагом представлен своеобразный характер народного правдолюба, крестьянского праведника. Яким Нагой способен глубоко понять то, в чем состоит сила и слабость крестьянской души:

У каждого крестьянина

Душа, что туча черная,

Гневна, грозна — и надо бы

Громом греметь оттудова,

Кровавым лить дождям

А все вином кончается!

Яков Нагой живет той же трудолюбивой, нищенской жизнью, как и все крестьянство. Но, наделяя его непокорным нравом и тягой к возвышенному (история с картинками), Некрасов пытается наметить в этом образе стремление крестьянства к духовной жизни, показать, что в душах народа уже назревает протест против существующих условий жизни. Но пока он мало заметен и не заявляет о себе.

Примечателен и Ермил Гирин. Грамотный мужик, он служил писарем, прославился на всю округу справедливостью, умом и бескорыстной преданностью народу. Примерным старостой показал себя Ермил, когда народ выбрал его на эту должность. Однако Некрасов не делает из него идеального праведника. Ермил, пожалев своего младшего брата, назначает в рекруты сына Власьевны, а затем в порыве раскаяния, чуть не кончает самоубийством. История Ермила завершается печально. Он посажен в тюрьму за свое выступление во время бунта. Образ Ермила говорит нам о таящихся в русском народе духовных силах, богатстве моральных качеств крестьянина.

Однако, непосредственно в бунт крестьянский протест превращается в главе «Савелий — богатырь святорусский «. Убийство немца- притеснителя, произошедшее стихийно, олицетворяет собой крупные крестьянские бунты, которые тоже возникали стихийно, как ответ на жестокие угнетения со стороны помещиков.

Савелий-богатырь является самым положительным образом в поэме. В нем живет дух бунтаря, ненависть к угнетателям, но при этом сохраняются и такие человечные качества, как искренняя любовь, сила духа, чувство человеческого достоинства, понимание жизни и способность глубоко сопереживать горю других.

Именно такие герои, а не кроткие и покорные были близки Некрасову. Поэт видел, что пробуждается сознание крестьянства, накипает бурный протест против угнетения. С болью и горечью он осознавал страдания народа, но все же с надеждой смотрел в его будущее, порой в «сокрытую искру » могучих внутренних сил:

Рать поднимается

Неисчислимая,

Сила в ней кажется несокрушимая.

Крестьянская тема в поэме неисчерпаема, многогранна, основной мотив поэмы-мотив поиска крестьянского счастья. Здесь можно вспомнить и «счастливую» крестьянку Матрену Тимофеевну, чей образ вобрал в себя все то, что могла бы пережить и испытать русская женщина-крестьянка. Ее огромная сила воли при столь многочисленных страданиях и лишениях была свойственна всем русским женщинам, самым обездоленным и забитым существам на Руси.

Конечно, в поэме есть еще много интересных образов: «холопа примерного Якова верного «, который сумел-таки отомстить своему барину; работящих крестьян из главы «Последний», которые вынуждены ломать комедию перед старым князем Утятиным, притворяясь, что не было отмены крепостного права, и еще много других образов.

Все эти образы, даже эпизодические, создают мозаичное, яркое полотно поэмы, перекликаются друг с другом. Поэтому-то и можно, я считаю, назвать поэму Некрасова “Кому на Руси жить хорошо?” энциклопедией народной жизни. Поэт, как эпический художник, стремился к полноте воссоздания жизни, к выявлению всего многообразия народных характеров. Поэма, основанная на фольклорном материале, создает впечатление исполняемой на многие голоса.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Темы сочинений по поэме Николая Алексеевича Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» Для урока литературы в 10 классе

2 слайд

Описание слайда:

Цель урока: Образовательная: проверить степень понимания поэмы. Развивающая: продолжить обучение навыкам написания классного сочинения. Воспитательная: воспитывать любовь к классической литературе, патриотические чувства.

3 слайд

Описание слайда:

Темы сочинений Жанр и композиция поэмы «Кому на Руси жить хорошо» Смысл названия поэмы Ирония и сатира в поэме Мотивы времени и пространства в поэме

4 слайд

Описание слайда:

Темы сочинений 1.Как понимают счастье герои и автор поэмы? 2. Русский национальный характер в изображении Некрасова. 3. Как живётся попу, помещику и царю? 4. Образы борцов за народное дело 5. Изображение народа в поэме 6. Образ Матрёны Тимофеевны Корчагиной в поэме

5 слайд

Описание слайда:

Развернутый план сочинения на тему «Проблема народного счастья в поэме «Кому на Руси жить хорошо»: Н.А. Некрасов – певец народа. 1 «Народ освобожден, но счастлив ли народ?» 2. а) Нищая, темная, забитая Россия (описание жизни народа в песнях, названиях деревень, губерний, в пейзаже). б) Народное понятие счастья: - счастье в понимании Матрены Тимофеевны и крестьян; - Яким Нагой. Стихийность в понимании причин зла и виновности в нем «дольщиков народного добра»; - сознательное служение Ермила Гирина интересам крестьян; - Савелий – богатырь Святорусский, как новая ступень пробуждающегося сознания, как отражение мощи крестьянской рати, поднимающейся на борьбу. в) Две возможные дороги к счастью: - дорога, по которой, «громадная, к соблазну жадная идет толпа»; сатирическое отношение Некрасова к таким людям; - другая – тесная, дорога «честная» - это путь славного заступника, борца за народное счастье. 3. «Рать подымается – неисчислимая, сила в ней скажется несокрушимая» или «Кто жизнь свою всецело отдает на борьбу за брата – человека, только тот себя переживет».

6 слайд

Описание слайда:

Женская доля (по поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо») Ключи от счастья женского… заброшены, потеряны у Бога самого. Н. А. Некрасов План I. Галерея женских образов в отечественной и зарубежной литературе. II. Счастье простой крестьянки в понимании Некрасова. 1. Попытка найти счастливого среди простого люда. 2. Счастье юной Матрены Корчагиной. 3. Ад среди мужниной родни. 4. Трагическая смерть Демушки. 5. «Губернаторша». III. Восхищение Некрасова русской женщиной.

7 слайд

Описание слайда:

3. Кому на Руси жить хорошо? Таким вопросом задаются семь мужиков-странников. Этот вопрос интересовал и самого автора произведения «Кому на Руси жить хорошо», Николая Алексеевича Некрасова. Ответ – его многолетний, но так и незавершённый труд- поэма-эпопея о жизни народа в пореформенный период отмены крепостного права.

Тема поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» (1863-1877) — изображение пореформенной России на протяжении десяти-пятнадцати лет после отмены крепостного права. Реформа 1861 года является чрезвычайно важным событием в русской истории, потому что она кардинальным образом изменила жизнь целого государства и всего народа. Ведь крепостное право определяло экономическую, политическую, культурную ситуацию в России примерно триста лет. А теперь оно было отменено и привычная жизнь нарушена. Некрасов формулирует эту мысль в поэме так:

Порвалась цепь великая,
Порвалась-расскочилася:
Одним концом по барину,
Другим по мужику. («Помещик»)

Идея поэмы — рассуждение о счастье человека в современном мире Она сформулирована в самом заглавии: кому живётся хорошо на Руси.

Сюжет поэмы строится на описании путешествия по Руси семи временнообязанных мужиков. Мужики ищут счастливого человека и на своём пути встречают самых разных людей, слушают рассказы о разных человеческих судьбах. Гак в поэме разворачивается широкая картина современной Некрасову русской жизни.

Короткая экспозиция сюжета помещается в прологе поэмы:

В каком году — рассчитывай,
В какой земле — угадывай,
На столбовой дороженьке
Сошлись семь мужиков:
Семь временнообязанных,
Подтянутой губернии,
Уезда Терпигорева,
Пустопорожней волости,
Из смежных деревень —
Заплатова, Дырявина,
Разугова, Знобишина,

Горелова, Неелова,
Неурожайка тож.

Мужики сошлись случайно, потому что каждый шёл по своему делу: одному надо было к кузнецу, другой спешил пригласить попа на крестины, третий нёс продавать на базар соты, братья Губины должны были поймать своего упрямого коня и т.д. Завязка сюжета поэмы — клятва семи героев:

В домишки не ворочаться,
Не видеться ни с жёнами.
Ни с малыми ребятами,
Ни с стариками старыми.
Покуда делу спорному
Решенья не найдут —
Кому живётся счастливо,
Вольготно на Руси? (пролог)

Уже в этом споре мужиков Некрасов представляет план развития сюжетного действия в произведении — с кем будут встречаться странники:

Роман сказал: помещику,
Демьян сказал: чиновнику,
Лука сказал: попу.
Купчине толстопузому! —
Сказали братья Губины,
Иван и Митродор.
Старик Пахом потужился
И молвил, в землю глядючи:
Вельможному боярину,
Министру государеву.
А Пров сказал: царю. (пролог)

Как известно, Некрасов не закончил поэму, поэтому задуманный план выполнен не до конца: крестьяне поговорили с попом (глава «Поп»), с помещиком Оболтом-Оболдуевым (глава «Помещик»), наблюдали «счастливую жизнь» вельможи — князя Утятина (глава «Последыш»). Все собеседники странников не могут назвать себя счастливыми все недовольны своей жизнью, все жалуются на трудности и лишения.

Однако даже в неоконченной поэме присутствует кульминации встреча мужиков в главе «Пир — на весь мир» (в разных изданиях на звание главы пишется по-разному — «Пир — на весь мир» или «Пир на весь мир») со счастливым человеком — Гришей Добросклоновым. Правда, мужики не поняли, что видят перед собой счастливца: уж очень этот юноша внешне был непохож на человека, которого, по крестьянским представлениям, можно назвать счастливым. Ведь странники искали человека с крепким здоровьем, с достатком, с хорошей семьёй и, конечно, с чистой совестью — вот в чём счастье, по мнению мужиков. Поэтому они спокойно проходят мимо нищего и незаметного семинариста. Тем не менее именно он чувствует себя счастливым, несмотря на то что беден, слаб здоровьем, впереди у него, по словам Некрасова, короткая и трудная жизнь:

Ему судьба готовила
Путь славный, имя громкое
Народного заступника,
Чахотку и Сибирь. («Пир — на весь мир»)

Итак, кульминация находится буквально в последних строчках поэмы и практически совпадает с развязкой:

Быть бы нашим странникам под родною крышею,
Если б знать могли они, что творилось с Гришею. («Пир — на весь мир»)

Следовательно, первой особенностью композиции поэмы является совпадение кульминации и развязки. Вторая особенность заключается в том, что, по сути, вся поэма, исключая пролог, где находится завязка, представляет собой развитие действия, построенного весьма сложно. На описанный выше общий сюжет поэмы нанизываются многочисленные жизненные истории героев, встреченных путешественниками. Отдельные истории внутри поэмы объединяются сквозной темой дороги и главной идеей произведения. Такое построение не раз использовалось в литературе, начиная с «Одиссеи» Гомера и кончая «Мёртвыми душами» Н.В.Гоголя. Иными словами, поэма композиционно похожа на пёструю мозаичную картину, которая составлена из множества камешков-кусочков. Собранные вместе, отдельные истории, услышанные странниками, создают широчайшую панораму пореформенной русской действительности и недавнего крепостного прошлого.

Каждый частный рассказ-история имеет свой более или менее законченный сюжет и композицию. Жизнь Якима Нагого, например, описана оченькратковглаве«Пьянаяночь». Этот немолодой крестьянин всю жизнь тяжело и много работал, на что определённо указывает его портрет:

Грудь впалая; как вдавленный
Живот; у глаз, у рта

Излучины, как трещины
На высохшей земле...

Он сыну накупил,
Развешал их по стеночкам
И сам не меньше мальчика
Любил на них смотреть.

Именно Яким даёт ответ господину Веретенникову, когда тот упрекает крестьян в пьянстве:

Нет меры хмелю русскому,
А горе наше меряли?
Работе мера есть?

Более подробные истории с развёрнутым сюжетом посвящены Матрёне Тимофеевне Корчагиной; Савелию, богатырю святорусскому; Ермилу Гирину; Якову верному-холопу примерному.

О последнем герое, преданном холопе господина Поливанова, рассказывается в главе «Пир — на весь мир». Завязка действия находится за рамками рассказа: ещё в молодости

Только и было у Якова радости:
Барина холить, беречь, ублажать
Да племяша-малолетка качать.

Автор бегло описывает тридцать три года разгульной жизни господина Поливанова, до тех пор пока у него не отнялись ноги. Яков, как добрая сиделка, ухаживал за своим барином. Кульминация в рассказе наступает тогда, когда Поливанов «отблагодарил» своего верного холопа: отдал в рекруты единственного родственника Якова — племянника Гришу, потому что этот молодец захотел жениться на девице, которая самому барину приглянулась. Развязка истории о примерном холопе наступает довольно скоро — Яков завозит своего господина в глухой Чёртов овраг и вешается у него на глазах. Эта развязка одновременно становится второй кульминацией рассказа, так как барин получает за свои злодеяния страшное моральное наказание:

Висит
Яков над барином, мерно качается,
Мечется барин, рыдает, кричит,
Эхо одно откликается!

Так верный холоп отказывается, как это было раньше, всё прощать барину. Перед смертью в Якове пробуждается человеческое достоинство, и оно не позволяет убить безногого инвалида, хотя бы такого бездушного, как господин Поливанов. Бывший холоп оставляет своего обидчика жить и мучиться:

Барин вернулся домой,причитая:
«Грешен я, грешен! Казните меня!».
Будешь ты, барин, холопа примерного,
Якова верного
Помнить до судного дня!

В заключение следует повторить, что поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» композиционно построена сложно: в общий сюжет включены законченные рассказы, имеющие свои собственные сюжеты и композиции. Рассказы-истории посвящены отдельным героям, в первую очередь крестьянам (Ермилу Гирину, Якову верному, Матрёне Тимофеевне, Савелию, Якиму Нагому и др.). Это несколько неожиданно, потому что в споре семи мужиков названы представители всех сословий русского общества (помещик, чиновник, поп, купец), даже царь — все, кроме крестьянина.

Поэма писалась примерно пятнадцать лет, и за это время её план в сравнении с первоначальным замыслом несколько изменился. Постепенно Некрасов приходит к выводу, что главной фигурой русской истории является крестьянин, который кормит и защищает страну. Именно настроение народа играет всё более заметную роль в государстве, поэтому в главах «Крестьянка», «Последыш», «Пир — на весь мир» главными героями становятся люди из народа. Они несчастливы, но обладают сильными характерами (Савелий), мудростью (Яким Нагой), добротой и отзывчивостью (вахлаки и Гриша Добросклонов). Недаром поэма заканчивается песнью «Русь», в которой автор выразил свою веру в будущее России.

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» не была окончена, однако она может рассматриваться как цельное произведение, так как идея, заявленная вначале, нашла своё законченное выражение: счастливым оказывается Гриша Добросклонов, который готов отдать жизнь за счастье простых людей. Иными словами, в ходе работы над поэмой автор заменил крестьянское понимание счастья народническим: счастье отдельного человека невозможно без счастья народа.

Поэма Некрасова, став-шая подлинной эпопей народной жизни, вобрала в себя все основные темы творчества поэта. Главная идея этого произведения, вынесен-ная в его заглавие, придает поэме не только общенациональное, но и общечеловеческое значение. Рисуя состояние пореформенной Рос-сии, поэт подчеркивает, что в атмосфере перемен наиболее отчетливо выступают стабильные, неизменные начала. Здесь звучит тема, тес-но соприкасающаяся с важнейшей темой поздней лирики поэта: це-пи крепостного рабства распались, а страдания народа остались, ос-тался неизгладимый след, наложенный веками рабства:

Порвалась цепь великая, Порвалась — расскочилася: Одним концом по барину, Другим по мужику!..

О том, что жизнь народа осталась по-прежнему тяжелой, чита-тель узнает уже в «Прологе», где знакомится со странниками, кото-рым предстоит искать счастливого. Это «семь временнообязанных»

Подтянутой губернии Заплатова, Дырявина, Уезда Терпигорева, Разутова, Злобишина, Пустопорожней волости, Горелова, Неелова — Из смежных деревень: Неурожайка тож…

Сами названия этих деревень красноречиво говорят о положе-нии народа в пореформенной России. Но наиболее ярко эта тема выступает в дальнейшем ходе поисков счастливого, который дол-жен воплотить народную мечту о счастье:

Мы ищем, дядя Влас, Непоротой губернии, Непотрошеной волости, Избыткова села!..

В главе «Счастливые» горькой иронией звучат рассказы «счастли-вых», которые показывают убогость и невыносимую тяжесть жизни народа, когда человек, нищий, больной, искалеченный, счастлив только потому, что остался жив после всех перенесенных страданий. Таково «счастие мужицкое» — «дырявое с заплатами, горбатое с мо-золями». Все последующие встречи мужиков-странников подтвер-ждают мысль о том, что доля народа по-прежнему осталась тяжела.

Особенно это касается женской доли — еще одной излюбленной темы творчества Некрасова, которая со всей силой вновь возникает в части «Крестьянка», рассказывающей о судьбе Матрены Тимофе-евны Корчагиной. Она, как и многие другие русские женщины, может подвести горький итог:

Не дело — между бабами Счастливую искать!..

Но поэт видит и светлые стороны народной жизни, которые свя-заны с теми богатейшими возможностями, которые заложены в нем. Это народ-труженик, создатель всех материальных и духов-ных ценностей, которыми богата страна:

Мы же немного Жизнь трудовая — Просим у Бога: Другу прямая Честное дело К сердцу дорога, Делать умело Прочь от порога, Силы нам дай! Трус и лентяй!

Эта тема тесно соприкасается с темой богатырства, присущего русскому национальному характеру. Это не только богатырская си-ла, которая сконцентрирована в образе Савелия, но способность по-стоять за правду, за свое счастье:

Рать поднимается — Неисчислимая! Сила в ней скажется Несокрушимая!

Вот почему так горько звучат слова поэта о вековой покорности и долготерпении народа, также являющейся отличительной чертой национального характера:

А потому терпели мы, Что мы — богатыри. В том богатырство русское.

Так утверждает Савелий, но недаром поэт показывает его, а вместе с ним и весь народ, не только в покорности, но и тогда, когда его тер-пению приходит конец. Савелий рассказывает, как, не выдержав из-девательств немца Фогеля, крестьяне закопали его в землю живьем:

А немец как ни властвовал, Да наши топоры Лежали — до поры!

Показательно, что в соответствии с законами эпоса здесь мотиви-ровка национальная совпадает с социальной. Поэт утверждает, что подобную антипатию испытывает народ и по отношению к предста-вителям церкви, хотя эти чувства не вполне мотивированы. Называя попов «породой жеребячьею», мужики не могут ответить, почему они так к ним относятся: «Не сами… по родителям», — только и могут они сказать. Это тоже черта эпического сознания, эпического опыта, которую не удается объяснить житейским опытом одного поколения. Она общенациональна, исконна и восходит ко временам праотцов.

Но зато ненависть мужиков к угнетателям-помещикам обозна-чена достаточно четко. Она ярко выступает в главе «Помещик» и в части «Последыш», где возникает еще одна важнейшая тема некра-совского творчества — сатирическое изображение поработителей и эксплуататоров народа. Поэт при этом показывает, что народное сознание не приемлет позиции помещика Оболта-Оболдуева, тос-кующего по временам, когда он имел неограниченную власть:

Закон — мое желание! Кулак — моя полиция!

С большим сомнением мужики выслушивают историю о том, как уже после отмены крепостного права крестьяне соглашаются играть «камедь» для старого помещика Утятина, изображая его крепостных. За это наследники помещика обещают крестьянам после смерти ста-рого барина отдать им заливные луга. Но оказывается, что и в таком качестве крепостное право губительно: не выдержав унижения, уми-рает крестьянин Агап. Ведь крепостное право калечит не только фи-зически, но и морально. С горечью показывает Некрасов сущест-вующих в народной среде людей «холопского звания», к которым сам народ относится с огромным презрением. Еще большую боль испы-тывает поэт, рассказывая о том, как народ топит свое горе в вине:

У каждого крестьянина Душа что туча черная — Гневна, грозна, — и надо бы Громам греметь оттудова, Кровавым лить дождям, А все вином кончается.

Эта мысль проходит через всю главу «Пьяная ночь», звучит она и далее, но уже здесь показано появление среди народа таких лю-дей, которые способны трезво оценить положение народа и попы-таться найти иные пути противостояния тяготам жизни. Ведь чув-ство правды, справедливости, чувство достоинства также присущи народному сознанию. Эта мысль находит отражение в таких ярких образах поэмы, как Яким Нагой и Ермил Гирин. Вместе с ними в произведение входят темы пробуждения народного сознания, его стремления к правде, умение постоять за общее дело всем миром (сцена покупки мельницы). Поэт-демократ видел, что народный протест ограничен, стихиен, вера в царя-батюшку остается неиз-менной. Только народному заступнику Грише Добросклонову дано до конца понять корни всех народных бед: «Всему виною крепь», - а потому с темой народных заступников связана заключительная часть поэмы, подводящая итог развития ее художественной идеи.

Но в предшествующих частях поэмы поэт не раз говорит о том, что народу присуще стремление к правде и красоте, в нем живы творческие силы, могучий дух, который позволяет несмотря ни на что своим трудом создавать все то, чем гордится земля Русская: Материал с сайта

В рабстве спасенное Сердце свободное — Золото, золото Сердце народное!

Конечно, Некрасов видит, что протест, зреющий в народе, стихи-ен и непоследователен, а его эстетические потребности еще ограни-чиваются лубочными картинками, которыми так дорожит Яким Нагой. Но поэт мечтает о том времени,

Когда народ не Блюхера И не милорда глупого, Белинского и Гоголя С базара понесет.

Недаром такое важное значение в поэме имеет глава «Сельская ярмонка», в которой в атмосфере широкого народного праздника возникает театральное зрелище — народное представление, бала-ган с его неистощимым юмором, бесшабашным весельем, а порой, гневным высмеиванием угнетателей народа. Еще более эта празд-ничная, радостная, вольная стихия народной жизни чувствуется в последней главе «Пир — на весь мир», целиком построенной на на-родно-песенной основе. Все это показывает, что главную идейную основу поэмы составляет авторская вера в то, что такой народ дос-тоин счастья, достоин лучшей доли, которая будет им отвоевана:

В минуты унынья, о родина-мать! Я мыслью вперед улетаю. Еще суждено тебе много страдать, Но ты не погибнешь, я знаю. Довольно! Окончен с прошедшим расчет, Окончен расчет с господином! Сбирается с силами русский народ И учится быть гражданином.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском