Низкая самооценка. Влияет ли самооценка на поведение человека

  • 12.10.2019

Каждый человек в определенный период своей жизни начинает оценивать себя. Самооценка может меняться в зависимости от жизненных обстоятельств либо в положительную сторону, либо в отрицательную. Говоря о самооценке, все понимают, что имеется в виду, но объяснить это словами не всегда возможно. Она имеет довольно много сторон и оттенков: представление о себе, отношение к себе, чувства и прочее. Психологов всегда интересовало, влияет ли самооценка на поэтому они досконально разбирались в этом вопросе.

Почему нужно верить в себя?

Отношение людей к человеку в немалой степени зависит от того, как он сам воспринимает себя. Если он уверен в своих силах и испытывает уважение к себе, окружающие будут относиться к нему аналогично. Когда человек не любит себя, глупо и неразумно ждать любви от посторонних людей.

Как показывает жизнь, человек с низкой самооценкой старается общаться с такими же людьми. Это дает ему иллюзию самоутверждения, но на самом деле внутренняя неуверенность и неудовлетворенность только увеличивается.

Психологи уверены, что человек с устойчивой и положительной самооценкой может многого добиться в жизни и достичь гармонии.

Чем опасна низкая самооценка?

Ответ на вопрос: «Влияет ли самооценка на поведение человека?» - однозначно положительный. Между тем, как человек относится к себе, и качеством его жизни есть прямая связь. Люди, которые относятся к себе без должного уважения и считают себя ничтожествами, уверены, что их жизнь также не достойна того, чтобы делать ее лучше. Иногда ситуация меняется, если человек начинает прикладывать усилия и менять привычный уклад. Психика устроена таким образом, что, чем больше человек делает, тем сильнее он это ценит.

Что дает внутренняя уверенность в себе?

Человек, который уверен в себе, имеет свою позицию и умеет ее отстаивать. Он полагается только на себя, хотя и не боится доверить определенное дело окружающим. Уверенный в себе человек не боится перемен и всегда старается улучшать свою жизнь. В отличие от недовольных собой людей, он берет на себя ответственность за все свои слова и поступки.

Люди с положительной самооценкой, как правило, достаточно четко понимают, чего они хотят. Цели и планы четко очерчены, и человек уверенно идет к их осуществлению. Неуверенные в себе люди редко могут конкретно описать, что бы они хотели поменять, а их цели зачастую невероятно завышены. У них не получается их достичь, и самооценка падает еще ниже.

Естественно, высокая самооценка не спасет от жизненных трудностей и невзгод, но преодолевать их будет намного легче. Уверенный в своих силах человек находит новые методы их решения и воспринимает сложности как рутину. Люди с низкой самооценкой предпочитают прятаться от горестей. Для них любое переживание неуспеха очень болезненно и надолго выбивает их из колеи. Поэтому они делают вид, что у них все хорошо, и избегают принятия решения.

Гармония и психическое здоровье

Изучая, как самооценка влияет на здоровье, необходимо понимать, что для того чтобы человек достиг психологического комфорта, он должен доверять сам себе. Сформировать это ощущение не получится, если самооценка очень низкая и отсутствует самоуважение. Тогда человек будет вести себя непоследовательно и нарушать те обещания, которые давал сам себе.

Люди с низкой самооценкой зачастую впадают в крайности: они или полностью игнорируют собственные переживания и поддаются влиянию окружающих, или отдаются своим эмоциям всецело, не обращая внимания на сигналы разума.

Как влияет самооценка на отношения с людьми?

Влияние самооценки на поведение человека в социуме недооценивать не стоит. Отношение к себе отображается и на взаимоотношениях с окружающими. Человек, который ценит себя и уважает, не связывает свои действия и поступки с мнением других людей. Он спокойно воспринимает возникающие разногласия и не боится неодобрения. В конфликтных ситуациях он не теряет уважения ни к себе, ни к тем, чье мнение отличается от его собственного.

Влияет ли самооценка на поведение человека? Психологи настаивают, что независимость и внутренняя свобода дают возможность самостоятельно ориентироваться в своем поведении, принимать решения и нести за них ответственность. Такой человек не старается создать вымышленный образ только для того, чтобы заслужить одобрение.

Заставляет людей искать одобрение у окружающих. Им кажется, что так они станут востребованы, и их оценят по достоинству. Но выработать уважение к себе за счет других невозможно. Это достигается внутренней работой, которая не связана с действиями и мнением окружающих.

Защита от осуждения

Размышляя о том, влияет ли самооценка на поведение человека, стоит отметить, что люди с низкой самооценкой очень болезненно реагируют на любую критику и неодобрение. Они стараются всячески оградить себя от осуждения. Специалисты выделяют четыре основных метода отстранения.

  • Обвинение. Если используется этот способ, человек постоянно ищет виноватых и, естественно, находит. Он придирается по мелочам и всегда всем недоволен.
  • Заискивание. В этом случае неуверенный в себе человек готов сделать для других буквально все только для того, чтобы им остались довольны. Он никогда не спорит и всегда ждет указаний.
  • Расчет. Выбирая этот путь, люди полностью блокируют свои эмоции и никогда не показывают то, что чувствуют. Они говорят монотонным голосом, а слова зачастую носят абстрактный характер.
  • Отстранение. Человек никогда не реагирует на то, что делают окружающие. Он беседует на нейтральные темы и не отвечает на вопросы. Всем своим видом человек демонстрирует, что он ничего не слышит, и вообще его здесь нет.

Все эти типы могут иметь различные вариации, но цель преследуется одна: защитить себя от нападок и критики.

Что поможет повысить самооценку?

Уровень самооценки влияет на все поступки человека, но поднять его можно благодаря внутренней работе. Самоуважение не должно зависеть от мнения других. Чем больше человек заботится о себе и своей жизни, тем выше его самооценка. Забота может иметь разные направления.

Нужно трепетно относиться к собственным эмоциям, нельзя их полностью игнорировать. Тогда внутренний дискомфорт увеличивается, и достичь гармонии будет очень сложно. Полезно задавать себе вопросы о том, какие чувства испытываются в данный момент, какая реакция на происходящее, и какова оценка собственной реакции. Они помогут разобраться и понять, что вызывает внутреннее чувство гордости, а что, наоборот, неуверенность и самоосуждение.

Факторы, влияющие на развитие самооценки, заключаются и в собственном отношении к другим людям. Когда человек принимает окружающих такими, какие они есть, и ведет себя по отношению к ним честно и искренне, он начинает больше уважать себя и гордиться собой.

Что понижает самооценку?

Психологи выделяют основные ошибки, которые снижают самооценку и не дают человеку по достоинству оценить себя.

  • Жалость к себе. Человек, который постоянно вспоминает свои неудачи, чувствует себя несчастным и ощущает беспомощность, потому что уже не может ничего изменить. Люди, которые неспособны самостоятельно распоряжаться собственной жизнью, зачастую жалеют себя. Они отдаются на милость окружающих и со стороны наблюдают за тем, как сами «плывут» по течению. Человек, который привык испытывать позволяет критиковать себя, обижать и ранить.
  • Обвинения и жалобы. Неуверенному в себе человеку сложно взять ответственность на себя. Ему намного удобнее винить в собственных неудачах кого-то другого. Принижая других, он в собственных глазах возвышается и реабилитируется. Зачастую человек обвиняет других в своих слабостях и наделяет их теми качествами, которые не любит в себе.
  • Привычка считать себя безнадежным человеком. Аспекты самооценки, влияющие на поведение людей, заключаются в анализе собственных изъянов. Отрицательное отношение к себе проявляется и внешне: скованные движения, опущенная голова, потухшие глаза. Человек с высокой самооценкой физически расслаблен и спокоен.

Проявление неуверенности

Определить людей с низкой самооценкой помогут два главных критерия их поведения.

  • Реакция на критику. Неуверенные в себе люди очень болезненно воспринимают даже и все замечания принимают на свой счет. Низкая самооценка не позволяет оценить ситуацию, признать и исправить собственные ошибки.
  • Использование масок. Люди, которые надевают различные маски, считают себя хуже всех и пытаются играть чужую роль. Задумываясь над вопросом: «Низкая самооценка и ее влияние на жизнь человека», - они стараются скрыть свои истинные чувства и демонстрировать уверенность в себе. Это может выражаться хвастовством, громким смехом или фамильярностью.

Введение

Цель данной работы - проследить взаимосвязь самооценки и социального поведения личности в работах отечественных и зарубежных авторов.

Предметом данного исследования является взаимосвязь самооценки и социального поведения личности.

Объект исследования – самооценка.

1)Проведение теоретико-методологического обзора литературы

2)Обсуждение результатов теоретико-эмпирического исследования

3)Обобщение полученных результатов

4)Формулировка основных выводов

I .Самооценка как фактор человеческой личности и её истоки

Самооценка – ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения (№ 16, с.343). Самооценка выступает как относительно устойчивое структурное образование, компонент Я-концепции, самопознания, и как процесс самооценивания. Основу самооценки составляет система личностных смыслов индивида, принятая им система ценностей. Рассматривается в качестве центрального личностного образования и центрального компонента Я-концепции.

В исследованиях А.З.Зака (№ 8, с.106 – 108) самооценка представляется в качестве средства анализа и осознания субъектом собственных способов решения задач, на которых строится внутренний план действий, обобщённая схема деятельности личности.

Т.Шибутани (№ 22, с.220) говорит о самооценке так: «Если личность – это организация ценностей, то ядром такого функционального единства является самооценка».

Ведущая роль самооценке отводится в рамках исследования проблем самосознания: она характеризуется как стержень этого процесса, показатель индивидуального уровня его развития, его личностный аспект, органично включённый в процесс самопознания. С самооценкой связываются оценочные функции самопознания, вбирающие в себя эмоционально - ценностное отношение личности к себе, специфика понимания ею самой себя (http:psi.lib.ru/detsad/sbor/saodshv.htm).

Б.Г.Ананьев (№ 1) высказал мнение, что самооценка является наиболее сложным и многогранным компонентом самосознания (сложный процесс опосредованного познания себя, развёрнутый во времени, связанный с движением от единичных, ситуативных образов через интеграцию подобных ситуативных образов в целостное образование – понятие собственного Я(№ 26)) , являющимся прямым выражением оценки других лиц, участвующих в развитии личности.

Самосознание принадлежит целостному субъекту и служит ему для организации его собственной деятельности, его взаимоотношений с окружающими и его общения с ними (

И.Ю.Кулагина, В.Н.Колюцкий (№ 12, с.294) говорят, что формирование «Я»-концепции – важнейший этап в развитии самосознания.

Самооценку рассматривают и как элемент самоотношения, наряду с самоуважением, самосимпатией, самопринятием и т.п..(№ 17, с.124). Так И.С.Кон говорит (№ 11 , с.109) о самоуважении, определяя его как итоговое измерение "Я", выражающее меру приятия или неприятия индивидом самого себя.

А.Н.Леонтьев предлагает осмыслить самооценку через категорию "чувство" как устойчивое эмоциональное отношение, имеющее "выраженный предметный характер, который является результатом специфического обобщения эмоций"(№ 13, с.304).

Гиппенрейтер Ю. Б. (№ 6) даёт отличие самопознания, самооценки, самосознания от интроспекции, говоря словами всемирно известного сказочника- Г.Х. Андерсена из сказки "Гадкий утенок": «Помните тот волнующий момент, когда утенок, став молодым лебедем, подплыл к царственным птицам и сказал: "Убейте меня!", все еще чувствуя себя уродливым и жалким существом. Смог бы он за счет одной "интроспекции" изменить эту самооценку, если бы восхищенные сородичи не склонили бы перед ним головы".

Структура самооценки представлена двумя компонентами – когнитивным и эмоциональным. Первый отражает знания человека о себе, второй – его отношение к себе как меру удовлетворённости собой (http:psi.lib.ru/detsad/sbor/saodshv.htm).

В деятельности самооценивания эти компоненты функционируют в неразрывном единстве: в чистом виде не может быть представлено ни то, ни другое /И.И.Чеснокова/. Знание о себе, приобретаемые субъектом в социальном контексте, неизбежно обрастают эмоциями, сила и напряженность которых определяется значимостью для личности оцениваемого содержания (№23).
Основу когнитивного компонента самооценки составляют операции сравнения себя с другими людьми, сопоставление своих качеств с выработанными эталонами, фиксация возможной рассогласованности этих величин /Л.И.Корнеева/. Суверова Э.И.(МОСУ) (№ 23) .

Самооценка характеризуется по следующим параметрам:

1) уровню – высокая, средняя, низкая

2) соотношению с реальной успешностью – адекватная и неадекватная

3) особенностям строения – конфликтная и бесконфликтная

По характеру временной отнесённости выделяются прогностическая, актуальная и ретроспективная самооценка.

В психологическом словаре говорится: «Самооценка развитого индивида образует сложную систему, определяющую характер самоотношения индивида и включающую общую самооценку, отражающую уровень самоуважения, целостное принятие или непринятие себя, и парциальные, частные самооценки, характеризующие отношение к отдельным сторонам своей личности, поступкам, успешности отдельных видов деятельности. Самооценка может быть разного уровня осознанности » (№ 16, с. 343).

Анализ самооценки как самооцениваний деятельности позволил выявить несколько её функций: прогностическую (заключающуюся в регуляции активности личности на самом начальном этапе деятельности) , корректирующую (направленную на контроль и осуществление необходимых подстроек) и ретроспективную (используется субъектом на заключительном этапе деятельности для подведения итогов, соотнесения целей, способов и средств выполнения деятельности с её результатами (№ 21 , С.22-23).

Проанализируем самооценку с помощью понятий категорий деятельности - результат, средство, операции:

1) В качестве результата самооценки исследователями выделяются следующие характеристики: в результате осуществления самооценки индивид узнаёт превосходит ли исполнение стандарт, равняется ему или не достигает его (№ 20, с.191) ; личность сверяет себя с эталоном и, в зависимости от результатов проверки, оказывается довольна или недовольна собой (№ 14, с.410) ; констатация личностью качественных, содержательных особенностей своего Я, своих физических сил, умственных способностей, поступков, своего отношения к окружающим и себе (№ 21 , с.9) ; самооценка бывает двух родов: самодовольство и недовольство собой (№ 7, с.88) ; самооценка отвечает на вопрос:"не что я имею, а чего это стоит, что это значит " (№ 4, с.99).

Таким образом, результатом самооценки является либо констатация некоторых качеств, либо результат сопоставления этих качеств с некоторым эталоном, либо результат некоторого эмоционально-чувственного отношения.

2) Для изучения вопросов самооценки большое значение также имеют исследования средств самооценки.

В качестве средств или стандартов самооценки применяются такие параметры как: ценностные ориентации, и идеалы личности (Петровский А.В.) , мировоззрение (Рубинштейн С.Л.) , уровень притязаний (Божович Л.И.,Хекхаузен Х. И др.) , "Я"-концепция (Соколова Е.Т.,Столин В.В.), требования, предъявляемые коллективом (Савонько Е.И.).

Итак, в функции средств самооценки могут вступать 2 типа: когнитивные (Я-концепция или её отдельные стороны) и аффективные (ценности, идеалы, уровень притязаний, требования). Подводя итоги по этому пункту, можно заключить, что практически любой феномен бытия человека (в т.ч. и сама самооценка) может быть им самооценен, т.е. содержательное поле самооценки бесконечно.

3) В самооценке выделяют следующие операции: самопознания как построения образа "Я – реальное" (№ 4, с.141), сопоставление оцениваемого качества со стандартом (№ 21,с.24), каузальная атрибуция результата сопоставления (№ 21 , т.1, с.408) ; реакция (отношение, самоприятие) на достигнутый результат (№ 7, с.368).Каузальная атрибуция результата рассматривается как дополнительная процедура, которая может быть применима как к результату сопоставления, так и к результату самоотношения, если они чем-то не удовлетворяют оценивающего себя. Тогда оказывается, что в самооценке присутствуют лишь 2 типа фундаментальных операций: сопоставление и самоотношение, которые, помещаемые в разные контексты, приобретают разное звучание (например на сопоставлении базируется проектирование "Я - реального" на "Я - идеальное", Петровский А.В.) , самокритика. В качестве своей основы самоотношение имеет самоприятие (Бороздина Л,В, там же) , самодовольство и недовольство собой (№ 2, с.368).

Самооценка является доминирующей, а её выражением считается уровень притязаний, заключает Бороздина Л.В. (№ 4,с.141).То есть уровень притязаний считается проявлением самооценки в действии личности. Подобная проблема возникает и в различении понятий самооценки и мотивации достижения. Например, Хекхаузен Х. Утверждает, что "мотив достижения выступает как система самооценки" (№ 19 ,с.194).

По данным Е.А.Серебряковой (№ 18 , с.42-44) , представления о своих возможностях делают субъекта неустойчивым в выборе целей: его притязания резко повышаются после успеха и столь же резко падают после неудачи.

Уровень притязаний - характеризует: 1) уровень трудности, достижение которого является общей целью серии будущих действий (идеальная цель); 2) выбор субъектом цели очередного действия, формирующейся в результате переживания успеха или неуспеха ряда прошлых действий (уровень притязаний в данный момент); 3) желаемый уровень самооценки личности (уровень Я). Стремление к повышению самооценки в условиях, когда человек свободен в выборе степени трудности очередного действия, приводит к конфликту двух тенденций - тенденции повысить притязания, чтобы одержать максимальный успех, и тенденции снизить их, чтобы избежать неудачи. Переживание успеха (или неуспеха), возникающее вследствие достижения (или недостижения) уровня притязаний, влечет за собой смещение уровня притязаний в область более трудных (или более легких) задач . Снижение трудности избираемой цели после успеха или ее повышение после неудачи (атипичное изменение уровня притязаний) говорят о нереалистичном уровне притязаний или неадекватной самооценке (№ 34).

«Самооценка прямо пропорциональна успеху и обратно пропорциональна притязаниям, то есть потенциальным успехам, которых индивид намеревался достичь» , в виде формулы это может быть представлено таким образом:

Самооценка = притязания / возможности.

Самооценка интерпретируется как личностное образование, принимающее непосредственное участие в регуляции поведения и деятельности человека, как автономная характеристика личности, её центральный компонент, формирующийся при активном участии самой личности и отражающий своеобразие её внутреннего мира (http:psi.lib.ru/detsad/sbor/saodshv.htm).

Истоки умения оценивать себя закладываются в раннем детстве, а развитие и совершенствование его происходит в течение всей жизни человека (№ 23).

Как считают многие психологи, структура личности и основы самооценки формируются в первые пять лет жизни человека (№3, с.103)

Обычно мнение о себе основывается на отношении к нам других людей (№ 10, с.284). Можно выделить несколько источников формирования самооценки, которые меняют вес значимости на разных этапах становления личности: оценка других людей; круг значимых других или референтная группа; актуальное сравнение с другими; - сравнение реального и идеального Я (№ 27).

Самооценка формируется и на базе оценки результатов собственной деятельности, а также на основе соотношения реального и идеального представлений о себе (№ 16, с. 343).

Низкая самооценка может быть обусловлена многими причинами: её можно перенять в детстве у своих родителей, не разобравшихся со своими личными проблемами; она может развиться у ребёнка из-за плохой успеваемости в школе; из-за насмешек сверстников или чрезмерного критицизма со стороны взрослых; личностные проблемы, неумение вести себя в определённых ситуациях также формируют у человека нелестное мнение о себе (№ 19 , с.484).

Санфорд и Донован подтверждая сказанное Ч.Т.Фолкэном, говорят, что оценка пришла со стороны - от родителей, "которые делали вам замечания, говорили, что вы плохая, сверстников, которые потешались над вашими рыжими волосами, вашим носом или тем, что вы не могли быстро справляться с математикой… Никто не может приобрести низкую самооценку в изоляции, - указывает Санфорд, - и никто из нас не в состоянии изменить ее в одиночестве...» (№ 27).

Р.Бернс аналогично высказывается по этому поводу: «Если родители, выступающие для ребёнка как социальное зеркало, проявляют в обращении с ним любовь, уважение и доверие, ребёнок привыкает сам относиться к себе как к человеку, достойному этих чувств» (№3, с. 157).

И.Ю.Кулагина, В.Н.Колюцкий (№ 12 ,с.272) подчёркивают, что у детей с завышенной или заниженной самооценкой изменить её уровень крайне сложно.

Куперсмит отмечает, что для формирования положительной самооценки необходимы три условия: полное внутреннее принятие родителями своего ребёнка; ясные и последовательные требования; уважение индивидуальности ребёнка в рамках установленных ограничений (№ 3, с.159)

Чак Т. Фолкэн (№ 19 , с.485) говорит, что если человек занимается любимым делом, со временем он приобретает опыт и мастерство, которыми имеет право гордиться. Это одно из условий составляющих нормальную самооценку.Каждый человек создаёт для себя образ идеального "Я". Оно обладает качествами, имеющими ценность в глазах родителей, сверстников, учителей и людей, пользующихся авторитетом (№ 10 , с.286) . Оно может изменяться в зависимости от окружения. Если реальные качества соответствуют идеалу или приближаются к нему, у человека будет высокая самооценка.

Трезвое и объективное отношение к себе составляет основу нормальной самооценки (№ 19 ,с.485).

Подводя итоги, можно сделать заключение: самооценка – компонент самосознания, имеет рефлексивную природу, включает в себя такие элементы как: образ "Я-реального" , "Я-идеального", результат сопоставления этих образов и самоотношение к результату сопоставления. Самооценка является рефлексивным компонентом самосознания, выполняющим регулирующую функцию. Самооценка есть отношение личности к результатам сопоставления своих образов реального и идеального "Я".

II .Исследование влияния самооценки на социальное поведение личности

Самооценка играет очень важную роль в организации результативного управления своим поведением, без нее трудно или даже невозможно самоопределиться в жизни (№ 27) .

От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Самооценка тесно связана с уровнем притязаний человека, т. е. степенью трудности целей , которые он ставит перед собой. Расхождение между притязаниями и реальными возможностями человека ведет к тому, что он начинает неправильно себя оценивать, вследствие чего его поведение становится неадекватным (возникают эмоциональные срывы, повышенная тревожность и др.). Самооценка получает объективное выражение в том, как человек оценивает возможности и результаты деятельности других (например, принижает их при завышенной самооценке) (№ 34) .

Первым, кто выделил тип семейной ситуации, формирующей у ребёнка положительную Я-концепцию, был Скотт (№ 3, с.144-145). Исследовав 1800 подростков, он установил, что те из них, у кого дома царит атмосфера взаимного уважения и доверия между родителями и детьми, готовность принять друг друга, в жизни более приспособлены, независимы, у них выше самооценка. Напротив, подростки из семей, где царит разлад, менее приспособлены.

Таким образом, высокая самооценка развивается у детей в семьях, отличающихся сплочённостью и солидарностью. (№ 3, с.149-150) . Более позитивно здесь отношение матери к мужу. В глазах ребёнка родителям всегда сопутствует успех. Он с готовностью следует задаваемым ими образцам поведения, настойчиво и успешно решает встающие перед ним повседневные задачи, так как чувствует уверенность в своих силах. Он менее подвержен стрессу и тревожности, доброжелательно и реалистично воспринимает окружающий мир и себя самого.

У мальчиков с высокой самооценкой уровень притязаний выше (№ 3, с.150). Таким образом, дети с высокой самооценкой ставят перед собой более высокие цели и чаще добиваются успеха. И наоборот, для детей с заниженной самооценкой характерны весьма скромные цели и неуверенность в возможности их достижения.

Куперсмит (там же, с.150) так описывает мальчиков с высокой самооценкой: они независимы, самостоятельны, коммуникабельны, убеждены в успехе любого порученного им дела. Эта вера в себя помогает им придерживаться своего мнения, позволяет в спорных ситуациях отстаивать свои взгляды и суждения, делает их восприимчивыми к новым идеям. Уверенность в себе, наряду с ощущением собственной значимости, рождает убеждённость в своей правоте и смелость в выражении убеждений. Эта установка и соответствующие ожидания обеспечивают им не только более независимый статус в социальных отношениях, но и немалый творческий потенциал, способность к энергичным и позитивным социальным действиям. В групповых дискуссиях они обычно занимают активную позицию. По собственному признанию, они не испытывают особых затруднений, сближаясь с новыми людьми, готовы выразить своё мнение, зная, что оно будет встречено враждебно. Важной особенностью детей с высокой самооценкой является то, что они меньше заняты своими внутренними проблемами.

«Высокая самооценка,- говорит Р.Бернс,- (№ 3, с. 151) обеспечивает хорошее владение техникой социальных контактов, позволяет индивиду показать свою ценность, не прилагая особых усилий. Ребёнок приобрёл в семье способность к сотрудничеству, уверенность в том, что он окружён любовью, заботой и вниманием. Всё это создаёт прочную основу для его социального развития» .

Поведение людей с высокой самооценкой (№ 3, с.151) противоположно хорошо известной психотерапевтам картине поведения людей, испытывающих депрессивное состояние. Для последних характерна пассивность, неуверенность в себе, в правильности своих наблюдений и суждений, они не находят в себе сил, чтобы влиять на других людей, противостоять им, не могут с лёгкостью и без внутренних колебаний выразить своё мнение.

Неверная самооценка, считают Санфорд и Донован, лежит в основе многих проблем, которые могут быть у женщин: от переедания до алкоголизма. "Если мы не любим себя, мы выходим замуж за мужчин, недостойных нас, выбираем работу, слишком простую для наших возможностей, и совершаем другие ошибки, начиная от отравления себя наркотическими средствами до слишком большой терпимости, в основе которой, - замечает Санфорд, - лежит наше мнение, что мы этого заслуживаем" (). Исследования показывают, что самоуничижающее поведение ("если бы только…") , например фокусирование внимания на собственных недостатках или преувеличение роли неудачи, имеет связь с депрессией. По материалам Американской психологической ассоциации, невысокое мнение о себе совершенно очевидно является важным фактором в развитии депрессии. На заниженную самооценку указывают как на фактор, оказывающий влияние на большую распространённость депрессии среди женщин, которые страдают депрессией в два раза чаще, чем мужчины.

«Самооценка является важным фактором, поскольку отражает уверенность человека в своих профессиональных и личных силах, его самоуважение и адекватность происходящему. Оптимальна – высокая самооценка (

30. http:psi.lib.ru/detsad/sbor/saodshv.htm

31. http:linky.ru/~alexxxey/book/tom.htm

33. http:www.cross-edu.ru/IpkCdoSt12.htm

34. http://encikl.by/ru/txt/uu15.htm

Люди с завышенной самооценкой ставят перед собой более высокие цели, чем те, которые они могут реально достигнуть, у них высокий уровень притязаний, не соответствующий их реальным возможностям. Здоровые качества личности: достоинство, гордость, самолюбие — перерождаются в высокомерие, тщеславие, эгоцентризм.

Неадекватная самооценка своих возможностей и завышенный уровень притязаний обуславливают чрезмерную самоуверенность. Развитие излишней самоуверенности может выступать следствием соответствующего стиля воспитания в семье и школе. Незаслуженные похвалы и поощрения способствуют формированию у такого человека сознания исключительности, искажённого представления о собственных возможностях, необъективной оценки результатов своей деятельности. Самоуверенные люди не склонны к самоанализу. Вкупе с некритичностью мышления, недисциплинированностью, отсутствием необходимого самоконтроля это ведёт к принятию ошибочных решений и осуществлению рисковых поступков. Дальнейшая утрата чувства необходимой осторожности отрицательно влияет на безопасность, надёжность и эффективность всей жизнедеятельности человека. Отсутствие или недостаточная потребность в самосовершенствовании затрудняет включение их в процесс самовоспитания.

Люди с заниженной самооценкой обычно ставят перед собой более низкие цели, чем те, которые могут достигнуть, преувеличивая значение неудач. При заниженной самооценке человек характеризуется другой крайностью, противоположной самоуверенности, — чрезмерной неуверенностью в себе. Неуверенность, часто объективно необоснованная, является устойчивым качеством личности и ведёт к формированию у человека таких черт, как смирение, пассивность, "комплекс неполноценности". Это отражается и во внешнем виде человека: голова втянута в плечи, походка нерешительная, он хмур, неулыбчив. Окружающие иногда принимают такого человека за сердитого, злого, неконтактного и следствием этого становится изоляция от людей, одиночество.

Развитию неуверенности в себе могут способствовать и некоторые субъективные факторы: тип высшей нервной деятельности, черты темперамента и т.д.

Например, неуверенность выступает в качестве одной из характеристик тревожности. Преодоление неуверенности через процесс самовоспитания затруднено из-за неверия человека в свои возможности, перспективы и конечный результат.

Наиболее благоприятна адекватная самооценка, предполагающая равное признание человеком, как своих достоинств, так и недостатков. В основе оптимальной самооценки, выражающейся через положительное свойство личности — уверенность, лежат необходимый опыт и соответствующие знания. Уверенность в себе позволяет человеку регулировать уровень притязаний и правильно оценивать собственные возможности применительно к различным жизненным ситуациям. Уверенного человека отличают решительность, твёрдость, умение находить и принимать логические решения, последовательно их реализовывать.

Уверенный человек критически относится к допущенным ошибкам, анализируя их причины, с тем, чтобы не повторить их вновь. Отсюда вывод: надо стремиться развивать у себя адекватную самооценку на основе самопознания.

Познав и оценив себя, человек может более сознательно, а не стихийно управлять своим поведением и заниматься самовоспитанием.

Аффект неадекватности возникает как попытка лиц с завышенной самооценкой оградить себя от реальных обстоятельств и сохранить привычную самооценку. Это приводит к нарушению отношений с другими людьми. Переживание обиды и несправедливости позволяет чувствовать себя хорошо, оставаться на должной высоте в собственных глазах, считать себя пострадавшим или обиженным. Это возвышает человека в его собственных глазах и исключает недовольство собой. Потребность в завышенной самооценке удовлетворяется и отпадает необходимость изменить её, т е. вплотную заняться самоуправлением. Неизбежно возникают конфликты с людьми, которые имеют иные представления о данной личности, её способностях, возможностях и ценности для общества. Аффект неадекватности — это психологическая защита, она является временной мерой, поскольку не решает главной задачи, а именно — коренного изменения неоптимальной самооценки, выступающей причиной возникновения неблагоприятных межличностных отношений.

? » — неверный по своей сути, так как любая оценка истребляет нашу духовную сущность.

С точки зрения психологии, самооценка – это личное отношение человека к самому себе. И от того, как индивидуум относится к себе, формируется его поведение в социуме, что вполне логично. Психологи различают нормальную, завышенную и заниженную самооценку.

Однако, самооценка – это продукт нашего разума или мозга, вполне материального объекта.

А человек изначально – это воплощение духа, который является на свет, чтобы усвоить уроки материального уровня. Другими словами, духовное начало выбирает себе материальное тело в качестве друга на срок пребывания в материальном мире.

Поскольку человек – духовное существо, тогда, как может он разумом оценивать свой Дух?!

Самооценка, как осязаемый органами чувств материальный уровень, созвучна со словами «будь хорошим!».

Но человеку просто надо быть , таким, каким его создал Всевышний (Бог, Вселенная).

Просто быть самим собой и быть хорошим (угодным для общения в социуме) – это взаимоисключающие понятия

Учиться быть самим собой

Человек с «нормальной самооценкой» (трактовка психологов), по моему мнению, – это тот из немногих на Земле, который уравновешен и способен быть самим собой либо от рождения, либо в результате
воспитания уравновешенными родителями.

Очень немного людей унаследовали генетически от своих предков чувство собственного достоинства или росли в семье, где родители сами жили с чувством собственного достоинства, и любя без условий, свое дитя, уважительно к нему относились с младенческого возраста.

Но большая часть людей приходит в этот мир учиться быть самими собой , быть личностью. Приходит исправлять ошибки своих предков и родителей, у которых «завышенная» или «заниженная» самооценка, говоря языком психологов.

Самооценка возникает от внутренних стрессов: , что я не такой, как все, злобы , что все не
так ко мне относятся, как мне хотелось бы и т. п.

Не согласны? Считаете, что у вас нет страхов и злобы? Тогда подумайте, сколько у вас желаний! А всякое желание есть страх не получить того, чего желаете. Если часто не получаете желаемого, начинаете злиться на себя, на всех окружающих людей, вините обстоятельства и пр.

У одних формируется заниженная самооценка: они становятся робкими, неуверенными в себе, считая всех людей более умными, успешными, счастливыми. Часто винят себя, и болезненно реагируют на критику.

Другие страдают от завышенной самооценки. Не удовлетворенные в душе собой, они хотят казаться лучше перед окружающими. Поэтому ведут себя вызывающе, высокомерно, надменно. Хотят, чтобы все считали их лучшими, признавали их превосходство. На критику реагируют агрессивно.

Не оценивайте себя, не задавайтесь вопросом, влияет ли самооценка на поведение человека .

Что же делать, чтобы не оценивать себя, и жить в согласии со своей душой и духом, чувствовать себя счастливым?


Учиться быть самим собой:

1. Перестаньте сравнивать себя с другими и с собой в прошлом. Вы – высшее творение Бога. Вы уникальны, в вас с рождения заложены определенные таланты, которые нужно раскрыть в себе путем проб и ошибок.

2. Перестаньте критиковать и винить себя за жизненные ошибки. Ведь, если человек не будет ошибаться, он не усвоит свои жизненные уроки и не исправит ошибки предков.

3. Любите себя таким, каким вас создал Бог! Любите без условий, прощайте себя за ошибки. Делайте выводы из своих ошибок, чтобы больше их не допускать.

4. Принимайте каждого из окружающих вас людей таким, какой он есть. Не критикуйте, не осуждайте. Таким его создал Бог. У каждого свои жизненные уроки.

5. Не пытайтесь нравиться всем. Старайтесь быть самим собой , слушайте свое сердце, а не воспаленный разум. Желание нравиться окружающим есть в каждом человеке. Но пусть это желание не перехлестывает, не будет чрезмерным и губительным для вас.

6. Помните, что вы духовная сущность. Что это значит?

Свою духовную сущность вы не можете увидеть в реальности. Но, если будете смотреть сердцем, то можете ее представить себе.

Представьте себе точку, из которой исходят в разных направлениях энергетические волны. Они бесконечны. Это и есть вы, человек, то есть духовное существо.

Есть ли у вас начало или конец? Нет. Есть только средоточие.

Есть ли начало и конец у жизни? У неба? У Бога? Нет. Ведь это одна и та же энергия.

Вдумайтесь: «Я безграничен, жизнь безгранична, Бог безграничен. Средоточие моей жизни заключено во мне, а я со своим средоточием – в них». Другими словами: «Во мне есть все, и я есть во всем».

Каждый из нас мог бы видеть и ощущать это сердцем, если бы мы не ограничивали себя страхами .

Наша ограниченность приводит к стрессам и болезням, к заниженной или завышенной самооценке.

Дорогие читатели, помните, что вы – средоточие всего сущего! Учитесь познавать себя и людей, окружающих вас, тогда жизнь не будет для вас проблемой. Ваше поведение будет естественным, продиктованным самоуважением к себе. И не будет звучать вопрос, как влияет самооценка на поведение человека .

Как отношения в семье и способы воспитания детей влияют на их самооценку? Низкая или высокая самооценка будет у человека, сильно зависит от поведения родителей по отношению к ребенку. Нужно ли повышать самооценку вам самим и нуждается ли в повышении самооценки ваш ребенок? Вот вопросы, которые не заменят тест на самооценку, но помогут разобраться, от чего она зависит.

Слушая рассказы взрослых пациентов на психотерапевтических сеансах и отмечая обстоятельства их прошлого, в которых порой принимались трагичные решения, нетрудно понять упущения и потребности детских лет. Поняв, в чем заключались нанесенные раны, логично предположить, как их можно было бы избежать.

Вот вопросы, которыми я пользуюсь в своей психотерапевтической практике для исследования истоков низкой самооценки, уходящих в детские годы. Список этот может помочь самоанализу взрослых, а также стать руководством для родителей, которым кажется, что с самооценкой ребенка что-то не так.

Когда вы были ребенком, вызывала ли у вас манера поведения родителей ощущение, что вы живете в рациональном, предсказуемом и понятном мире? Или же мир противоречив, непонятен и непознаваем? Чувствовали ли вы, что в вашем доме очевидные факты признают и уважают или избегают и отрицают?

Говорили ли вам, что важно учиться думать и развивать интеллект? Стимулировали ли родители ваш интеллект, внушали ли идею о том, что использовать собственный разум необходимо и приятно? Ценилась ли в родительском доме осознанность?

Побуждали ли вас думать самостоятельно, развивать ваши уникальные способности? Или от вас требовали исключительно послушания вместо умственной активности и желания задавать вопросы? (Дополнительные вопросы: внушали ли вам родители, что важнее соглашаться с убеждениями других людей, чем искать истину? Желая от вас чего-то добиться, апеллировали ли они к вашему пониманию и объясняли ли причины, если это было возможно и уместно? Или же общались так: «Делай, что говорю»?) К чему вас призывали - к покорности или самоответственности?

Могли ли вы свободно и открыто выражать свое мнение, не боясь наказания? Были ли самовыражение и самоутверждение безопасными?

Выражали ли родители свое неодобрение шутками и сарказмом в отношении ваших мыслей, желаний или поведения? Ассоциировалось ли самовыражение с унижением?

Уважительно ли родители обращались с вами? (Дополнительные вопросы: принимались ли во внимание ваши мысли, нужды и чувства? Признавалось ли ваше человеческое достоинство? Принимались ли всерьез ваши идеи и мнения? Относились ли взрослые с уважением к тому, что вам нравится и не нравится? Реагировали ли на ваши желания вдумчиво и опять-таки с уважением?) Побуждали ли неявным образом вас уважать себя, всерьез относиться к своим мыслям, упражнять свой ум?

Ощущали ли вы, что психологически видимы для своих родителей, что вас замечают и понимают? Чувствовали ли вы, что реальны для них? (Дополнительные вопросы: как вам кажется, прилагали ли родители искренние усилия, чтобы понять вас? Действительно ли вы интересовали их как личность? Могли ли вы разговаривать с родителями о важных вопросах, встречая заинтересованное, осмысленное понимание? Имелось ли соответствие между вашим представлением о себе и тем, что внушали вам родители?)

Чувствовали ли вы, что родители вас любят и ценят как источник радости? Или вы чувствовали себя нежеланной обузой? Ощущали ли вы ненависть с их стороны? Или к вам просто относились с безразличием? Прилагали ли родители усилия к тому, чтобы вы ощущали себя любимым?

Относились ли к вам родители справедливо и честно? (Дополнительные вопросы: прибегали ли родители к угрозам, чтобы контролировать ваше поведение, - угрозам немедленного наказания с их стороны, долгосрочных последствий для вашей жизни, наказания свыше, к примеру, что вы попадете в ад? Одобряли ли вас, когда вы поступали хорошо, или только критиковали за плохое поведение? Были ли родители готовы признавать свои ошибки? Или же это противоречило их позиции?) Ощущали ли вы, что живете в разумном, справедливом и вменяемом окружении?

Принуждали ли вас родители к дисциплине наказаниями или побоями? Был ли страх средством манипулирования и контроля?

Выказывали ли родители веру в то, что вы изначально хороший и способный? Или они считали, что вы сплошное разочарование, ни на что не годны, ничего не добьетесь и вообще плохой? Чувствовали ли вы, что родители на вашей стороне и поддерживают в вас самое лучшее?

Давали ли вам родители понять, что верят в ваш интеллектуальный и творческий потенциал? Или показывали всем своим видом, что считают вас тупым, неадекватным, бездарным? Чувствовали ли вы, что ваши ум и способности ценят?

Учитывали ли родители при анализе вашего поведения и успехов ваши знания, нужды, интересы и конкретные обстоятельства? Или ожидания и требования были завышены? Мотивировали ли вас считать свои желания и нужды важными?

Способствовали ли родительское поведение и манера общения с вами возникновению у вас чувства вины? Побуждали ли вас (явно или неявно) считать себя плохим?

Способствовало ли родительское поведение и манера общения с вами возникновению у вас страха? Побуждали ли вас думать не для того, чтобы приобретать ценности или чувствовать удовлетворение, но чтобы избежать негативных ощущений или неодобрения?

Уважали ли родители вашу интеллектуальную и физическую неприкосновенность? Уважали ли они ваши достоинство и права?

Говорили ли родители, что хорошо думать о себе, то есть обладать здоровой самооценкой, - это в ваших интересах? Или вас настраивали против того, чтобы себя ценить, и культивировали в вас смирение? Считалась ли самооценка в вашем доме хорошим качеством?

Внушали ли вам родители мысль о важности умения строить свою жизнь? (Дополнительные вопросы: объясняли ли вам родители, что люди, и вы в особенности, способны на великие дела? Создавали ли родители у вас ощущение, что жизнь может быть волнующей, захватывающей, настоящим приключением?) Предлагалась ли вам оптимистичная картина жизненных возможностей?

Культивировали ли в вас родители страх перед миром, перед другими людьми? Внушали ли вам, что мир полон зла?

Побуждали ли вас открыто выражать эмоции и желания? Или же поведение родителей и обращение с вами заставляли страшиться эмоционального самоутверждения и открытости, считать их неуместными? Поддерживались ли эмоциональная честность, самовыражение и самопринятие?

Считались ли ваши ошибки нормальной частью учебного процесса? Или же они влекли за собой насмешки и наказания? Учили ли вас без страха относиться к новым жизненным вызовам и урокам?

Культивировали ли в вас родители здоровое и позитивное отношение к сексу, к собственному телу? Или отношение было негативным? Или они вообще вели себя так, будто этого аспекта не существует? Ощущали ли вы поддержку при формировании счастливого и позитивного отношения к своему физическому существованию и развивающейся сексуальности?

Способствовала ли родительская манера общения с вами развитию и укреплению ощущения мужественности или женственности? Или вела к растерянности и подавлению? Если вы мужчина, формировали ли у вас родители ощущение того, что быть мужчиной желательно? Или женщиной, если вы женщина?

Внушали ли вам родители, что ваша жизнь принадлежит вам? Или вас заставляли думать, что вы просто собственность семьи и ваши достижения значимы лишь постольку, поскольку служат славе ваших родителей? (Дополнительный вопрос: обращались ли с вами как с «семейной собственностью» или как с самостоятельной личностью?) Помогали ли понять, что вы живете на Земле не ради того, чтобы отвечать чьим-то ожиданиям?

Жми «Нравится » и получай лучшие посты в Фейсбуке!