Пример олицетворения в литературе. Что такое олицетворение в литературе

  • 22.04.2019

Значение слова ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ в Словаре литературоведческих терминов

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ

Вид тропа: изображение неодушевленных предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ (даром речи, способностью мыслить, чувствовать, переживать, действовать), уподобляются живому существу. Например: "О чем ты воешь, ветр ночной? // О чем так сетуешь безумно?" (Ф.И. Тютчев); "Сквозь волнистые туманы // Пробирается луна" (А.С. Пушкин). Разновидность метафоры (см. метафора).

Словарь литературоведческих терминов. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ в Литературной энциклопедии:
    [или персонификация] — выражение, дающее представление о каком-либо понятии или явлении путем изображения его в виде живого лица, наделенного свойствами …
  • ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ в Большом энциклопедическом словаре:
    (прозопопея) вид метафоры, перенесение свойств одушевленных предметов на неодушевленные ("Ее сиделка - тишина...", А. А. …
  • ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    прозопопея (от греч. prosopon - лицо и poieo - делаю), персонификация (от лат. persona - лицо, личность и facio - …
  • ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ в Энциклопедическом словаре:
    , -я, ср. 1. см. олицетворить. 2. чего. О живом существе: воплощение каких-н. черт, свойств. Плюшкин - о. скупости. О. …
  • ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ОЛИЦЕТВОР́ЕНИЕ (прозопопея), вид метафоры, перенесение свойств одушевлённых предметов на неодушевлённые ("Её сиделка - тишина...", А.А. …
  • ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    олицетворе"ние, олицетворе"ния, олицетворе"ния, олицетворе"ний, олицетворе"нию, олицетворе"ниям, олицетворе"ние, олицетворе"ния, олицетворе"нием, олицетворе"ниями, олицетворе"нии, …
  • ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ в Словаре лингвистических терминов:
    (греч. prosopopoieia, от prosopon — лицо + poieo — делаю). Троп, состоящий в приписывании неодушевленным предметам признаков и свойств …
  • ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ в Тезаурусе русской деловой лексики:
  • ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ в Тезаурусе русского языка:
    ‘выражение в конкретном объекте каких-либо абстрактных качеств’ Syn: …
  • ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ в словаре Синонимов русского языка:
    выражение в конкретном объекте каких-либо абстрактных качеств Syn: …
  • ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    ср. 1) Процесс действия по знач. глаг.: олицетворить, олицетворять. 2) а) Воплощение какой-л. стихийной силы, явления природы в образе живого …
  • ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ в Словаре русского языка Лопатина:
    олицетвор`ение, …
  • ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    олицетворение, …
  • ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ в Орфографическом словаре:
    олицетвор`ение, …
  • ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ в Словаре русского языка Ожегова:
    <= олицетворить олицетворение (о живом существе) воплощение каких-нибудь черт свойств Плюшкин - о. скупости. О. …
  • ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (прозопопея) , вид метафоры, перенесение свойств одушевленных предметов на неодушевленные («Ее сиделка - тишина…", А. А. …
  • ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    олицетворения, ср. (книжн.). 1. только ед. Действие по глаг. олицетворить-олицетворять. Олицетворение сил природы у примитивных народов. 2. чего. Воплощение какой-н. …
  • ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ в Толковом словаре Ефремовой:
    олицетворение ср. 1) Процесс действия по знач. глаг.: олицетворить, олицетворять. 2) а) Воплощение какой-л. стихийной силы, явления природы в образе …
  • ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ в Новом словаре русского языка Ефремовой:
    ср. 1. процесс действия по гл. олицетворить, олицетворять 2. Воплощение какой-либо стихийной силы, явления природы в образе живого существа. отт. …
  • ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ в Большом современном толковом словаре русского языка:
    ср. 1. процесс действия по гл. олицетворить, олицетворять 2. Результат такого действия; воплощение, конкретное, реальное выражение чего-либо. отт. Воплощение …
  • ФЕМИНИЗМ в Новейшем философском словаре.
  • ТРИМУРТИ в Словаре указателе теософских понятий к Тайной доктрине, теософском словаре:
    (Санскр.) Букв., "три лика", или "тройная форма" - Троица. В современном Пантеоне эти три суть Брама, создатель; Вишну, хранитель; и …
  • БУРЯТСКАЯ МИФОЛОГИЯ в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    комплекс мифологических представле ний бурят Прибайкалья и Забайкалья - булагатов, эхиритов, хоринцев, хонгодоров и др. Более основательно исследована мифология первых …
Глава II Систематизация теоретико-литературного понятия «олицетворение»

2.1. Олицетворение - художественный троп литературы

Олицетворе́ние (персонифика́ция, прозопопея) - троп , присвоение свойств одушевлённых предметов неодушевлённым. Весьма часто олицетворение применяется при изображении природы, которая наделяется теми или иными человеческими чертами.

Примеры:

А и горе, горе, гореваньице!
А и лыком горе подпоясалось ,
Мочалами ноги изопутаны.

В народной песне

Государство , словно отчим злой ,
от кого, увы, не убежать,
ибо невозможно взять с собой
Родину – страдающую мать .

Олицетворение было распространено в поэзии разных эпох и народов, от фольклорной лирики до стихотворных произведений поэтов-романтиков, от прециозной поэзии до творчества (из материалов сети ИНТЕРНЕТ: учителя-новаторы).

Олицетворение , как и аллегория, основывается на метафоре. В метафоре свойства одушевленного предмета переносятся на неодушевленный. Перенося одно за другим на неодушевленный предмет свойства предметов одушевленных, мы постепенно, так сказать, оживляем предмет. Сообщение неодушевленному предмету полного образа живого существа и называется олицетворением.

Примеры олицетворений:

А и горе, горе, гореваньице!

А и лыком горе подпоясалось,

Мочалами ноги изопутаны.

(Народная песня)

Олицетворение зимы:

Идет седая чародейка,

Косматым машет рукавом;

И снег, и мразь, и иней сыплет,

И воды претворяет в льды.

От хладного ее дыханья

Природы взор оцепенел...

(Державин)

Ведь уж осень на двор

Через прясло глядит.

Вслед за нею зима

В теплой шубе идет,

Путь снежком порошит,

Под санями хрустит...

(Кольцов)

Олицетворение – наделение неодушевленных предметов человеческими чувствами и способностью говорить; стилистический прием, очень распространенный всех веков и народов. Такое определение дает автор-составитель словаря поэтических терминов литературовед А.П.Квятковский (17).

Олицетворение , прозопопея (от греч. prósōpon - лицо и poiéō - делаю), персонификация (от лат. persona - лицо, личность и facio - делаю), особый вид метафоры : перенесение человеческих черт (шире - черт живого существа) на неодушевленные предметы и явления. Можно наметить градации Олицетворение в зависимости от функции в художественной речи и литературном творчестве.

1) Олицетворение как стилистическая фигура, связанная с «инстинктом персонификации в живых языках» (А. Белецкий) и с риторической традицией, присущая любой выразительной речи: «сердце говорит», «река играет».

2) Олицетворение в народной поэзии и индивидуальной лирике (например, у Г.Гейне, Ф.Тютчева, С. Есенина) как метафора, близкая по своей роли к психологическому параллелизму: жизнь окружающего мира, преимущественно природы, привлечённая к соучастию в душевной жизни героя, наделяется признаками человекоподобия.

3) Олицетворение уподобление природного человеческому восходит к мифологическому и сказочному мышлению, с той существенной разницей, что в мифологии через «родство» с человеческим миром раскрывается «лицо» стихии (например, отношения между Ураном - Небом и Геей - Землёй уясняются через уподобление бракосочетанию), а в фольклорном и поэтическом творчестве позднейших эпох, напротив, через олицетворённые проявления стихийно-естественной жизни раскрываются «лицо» и душевные движения человека.

4) Олицетворение как символ , непосредственно связанный с центральной художественной идеей и вырастающий из системы частных Олицетворение. Поэтическая проза повести А. П. Чехова «Степь» пронизана олицетворение -метафорами или сравнениями: красавец-тополь тяготится своим одиночеством, полумёртвая трава поёт заунывную песню и т.п. Из их совокупности возникает верховное олицетворение : «лицо» степи, сознающей напрасную гибель своих богатств, богатырства и вдохновения, - многозначный символ, связанный с мыслями художника о родине, о смысле жизни, беге времени. Олицетворение такого рода близко к мифологическому олицетворение по своей общезначимости, «объективности», относительной несвязанности с психологическим состоянием повествующего, но тем не менее не переходит черту условности, всегда отделяющую искусство от мифологии (18).

Олицетворение - это разновидность метафоры, основанная на переносе признаков живого существа на явления природы, предметы и понятия.
Чаще всего олицетворения используются при описании природы:

Реже олицетворения связаны с предметным миром:

Олицетворение как выразительное средство используется не только в художественном стиле, но и в публицистическом и научном (рентген показывает, прибор говорит, воздух лечит, что-то зашевелилось в экономике).

Развивающие задания:

1. Найдите в текстах примеры, когда неживые предметы представлены как живые.

1) Ветер спит, и все немеет,
Только бы уснуть;
Ясный воздух сам робеет
На мороз дохнуть. (А. А. Фет)

2) Тропами потаенными, глухими,
В лесные чащи сумерки идут.
Засыпанные листьями сухими,
Леса молчат - осенней ночи ждут. (И. А. Бунин)

3) В сильный мороз березовые дрова весело трещат, а когда разгорятся - начинают гудеть и петь. (И. С. Шмелев)

2. Найдите в текстах олицетворения. Объясните их употребление и выразительную роль.

1) Вешних дней минутны грозы,
Воздух чист, свежей листы...
И роняют тихо слезы
Ароматные цветы. (А. А. Фет)

2) На родину тянется туча,
Чтоб только поплакать над ней. (А. А. Фет)

3) Знойный и душный полдень. На небе ни облачка... выжженная солнцем трава глядит уныло, безнадежно: хоть и будет дождь, но уже не зеленеть ей... Лес стоит молча, неподвижно, словно всматривается куда-то своими верхушками или ждет чего-то. (А. П. Чехов)
4) Солнце запуталось в серовато-желтых тучах за серебряной рекой. Над водой сонно клубится прозрачный туман.
Тихий город спит, приютясь в полукольце леса. Утро, а грустно. День ничего не обещает, и лицо у него печальное. (М. Горький)
5) Злоба шипела змеей, извивалась в злых словах, встревоженная светом, упавшим на нее. (М. Горький)
6) Каждую ночь к Игнатьеву приходила тоска... с опущенной головой садилась на краешек постели, брала за руку - печальная сиделка у безнадежного больного. Так и молчали часами - рука в руке. (Т. Н. Толстая)

3. Найдите случаи совмещения олицетворения с другими средствами художественной изобразительности: сравнением, риторическим обращением, параллелизмом.

1) Вдали по-прежнему машет крыльями мельница, и все еще она похожа на маленького человечка, размахивающего руками. (А. П. Чехов) 2) Утром он просыпался со светом, и вместе с ним просыпались тоска, отвращение, ненависть. (М. Е. Салтыков-Щедрин) 3) Ах, поля мои, борозды милые, хороши вы в печали своей. (С. А. Есенин) 4) Родная земля! Назови мне такую обитель... (Н. А. Некрасов)

Глава III Методическая организация уроков по изучению теоретико-литературных понятий в группах с русским языком обучения профессиональных колледжей

Цели урока :


  1. Знакомство с лирикой Ф.И.Тютчева.

  2. Развитие навыков литературного анализа поэтического текста при акцентировке на теоретико-литературное понятие «олицетворение».

  3. Развитие коммуникативных способностей учащихся.
Ход урока

Первая учебная ситуация: вступительное слово учителя.

Сегодня мы поразмыслим над стихами Фёдора Ивановича Тютчева, попробуем выразить свои чувства, уловить настроения, музыку его стихотворений.. Задача непростая: Тютчев - поэт-мыслитель. Самые обычные вещи, явления в его лирике наделены глубочайшим смыслом.

Вторая учебная ситуация: выразительное чтение и комментирования стихотворений Тютчева о природе.

Учащиеся выразительно читают и комментируют стихотворения Тютчева о природе, характеризующие различные времена года. После прочтения всей группой пытаемся раскрыть значения поэтических образов поэта.

Третья учебная ситуация: анализ стихотворения «Весенняя гроза».

Стихотворение «Весенняя гроза» передает возвышенную по-тютчевски красоту мира. Мы видим «небо голубое», «перлы дождевые», «Солнца нити золотые», лес, омытый дождем; слышим «первый гром грохочет», «гремят раскаты», «птичий гам», «гам лесной», «шум нагорный», «все вторит весело громам», «громокипящий кубок» проливается на землю. Так весеннее действие, развернувшись на небесах, касается земли.

Четвертая учебная ситуация: анализ стихотворения «Неохотно и несмело».

Лето. Тютчевское лето также очень часто грозовое: «В душном воздухе молчанье», «Как весел грохот летних бурь», «неохотно и несмело» ... Стихотворение «Неохотно и несмело» -- создает олицетворенный образ природы. Место действия – земля и небо, они же – главные персонажи, гроза – это их сложные и противоречивые взаимоотношения. Природа полна движения (ветер порывист, пламень молний летучий, пыль вихрем летит, земля в смятении), полна звуков (гром гремит, раскаты громовые), красок (зеленеющие нивы, синяя молния, пламень белый, земля в сиянье). И снова поэт дает почувствовать приближение праздника. Хотя «неохотно и несмело» смотрит солнце, «исподлобья» поглядывает на поля и гром «все сердитей», а земля «принахмурилась», но все же природу красит этот гнев – «зеленеющие нивы зеленее под грозой», и гроза несет блаженство сияния: «И в сиянье потонула вся смятенная земля».

Пятая учебная ситуация: анализ стихотворения «Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора...»

Осень. Картины осени рисуются в стихотворении. «Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора...» и снова видим действие на земле и изумленное вертикальное движение с неба.

Шестая учебная ситуация: анализ стихотворения «Чародейкою зимою околдован лес стоит».

Зима. Зимнюю природу Тютчев изобразил в стихотворении «Чародейкою зимою околдован лес стоит». Зимнее «чудо» совершается в состоянии волшебного сна природы. Музыка стиха имитирует магическое действие Чародейки, которая чертит волшебные круги, кольца, очаровывая, гипнотизируя, погружая в сон, что особенно подчеркивают повторы: «околдован... околдован... очарован... весь опутан... весь окован... неподвижною... немою».

Седьмая учебная ситуация: эвристическая беседа.

В чем же особенность изображения природы Тютчевым, чем его взгляд отличается от нашего? – Тютчев изображает природу не со стороны, не как наблюдатель и фотограф. Он пытается понять душу природы, услышать ее голос. Природа у Тютчева – это живое, разумное существо.

Восьмая учебная ситуация: анализ стихотворения « О чем ты воешь, ветер ночной?» Аналитический полилог.

Вопросы и задания:

1) Каков центральный образ стихотворения?

2) Как он меняется? (Центральный образ ветра на протяжении стихотворения меняет характеристики: в нем происходит движение от изображения природного явления к передаче того таинственного толчка, который вызывает бури в «смертной… груди»)

3) Какой звук слышен в 1 строфе?

4) Можно ли сказать о том, что поэт использует ассонансы?

5) Что осознает лирический герой? (Вой ветра. Для лирического героя в нем то «глухая» жалоба, то «шумное» негодование. Главное – он созвучен «безумным «сетованиям» его души. Его странный голос отзывается в сердце, но сознанию смысл непонятен. Это противоречие поражает лирического героя.

6) Назовите глаголы, определяющие характер действия языка ветра на лирического героя. (воешь, сетуешь, роешь, взрываешь) Мы подошли к бездне, к предмету песни ветра – хаосу.

7) О чем говорят сочетания «древний хаос», «родимый хаос»? (О допорядковом начале мира, о родовой близости хаоса человеку).

8) Прочитайте строки:

Из смертной рвется он груди, Он с беспредельным жаждет слиться!..
С каким словосочетанием грамматически связано местоимение «он»? Каков смысл в этой связи? Местоимение «он» может грамматически соотноситься только с «миром души ночной». «Мир» означает все-таки некий лад, гармонию. И этот мир рвется навстречу хаосу, они родственны. Единение мира и хаоса, человека и природы возможно, потому, что их связывает одна основа: происхождение мира из хаоса. В стихотворении природа является посредником между высшими силами и человеческой душой.

Девятая учебная ситуация: работа учащихся в интерактивном режиме в малых группах.

А) Анализ стихотворения «Тени сизые смесились…»

Каково значение цвета и звука в стихотворении? Как передается чувство дисгармонии лирического героя? Каков смысл стихотворения?

Настроение лирического героя выражено в исповедальной форме. Однако для того, чтобы оно стало слышно, должно было замолкнуть все движение жизни, в сумраке сглаживаются противоречия. Единство с миром оказывается недостижимым для лирического героя. Впечатление гармонии обманчиво. Чувство дисгармонии подчеркнуто тем, что изображено мгновенное явление. Пейзажные характеристики меркнут – душа пробуждается. Стремление раствориться в природе оказывается одним из главных в человеке.

Б) Анализ стихотворения «Весенние воды» («Еще в полях белеет снег...»).

Какое настроение передают строчки стихотворения? Какой предстает Весна? Какие изобразительные средства создают образ Весны?

В стихотворении создается картина приближения светлой, праздничной поры, которую природа, пробуждаясь от зимнего сна, встречает весело. Весна - сказочная королева, окруженная свитой – хороводом дней. Ощущение волшебства, наполняющего душу лирического героя. Весна – олицетворение жизненной силы. «Весенние воды», бегущие с полей, чтобы принести весть о приближении весны, - метафора, позволяющая сблизить пейзажный план и уровень субъективного восприятия.

В) Докажите на примерах, что природа в стихах поэта жива, мыслит, чувствует, говорит.

Прокомментируйте стихотворения (темы, настроения, образы, музыка стиха) «День и ночь», «Осенний вечер», «Не то, что мните вы, природа...», «Не остывшая от зноя...», «Природа – сфинкс. И тем она верней...». (Пейзаж, созданный поэтом, внутри и снаружи человека. Человек – место встречи двух бездн, граница между мирами, это определяет катастрофичность бытия. Тургенев: «Каждое его стихотворение начиналось мыслию, которая, как огненная точка, вспыхивала под влиянием глубокого чувства или сильного впечатления; вследствие этого … мысль никогда не является читателю нагою или отвлеченною, но всегда сливается с образом, взятым из мира души или природы…»)

Десятая учебная ситуация: Думаем, размышляем, делаем выводы….

Для поэзии Ф.И. Тютчева характерно:


  1. Создание переменчивых, контрастных картин природы (особенно «день» и «ночь»).

  2. Попытка проникновения в тайну противоречивого единства природы и человека.

  3. Размышления о божественном начале Вселенной.

  4. Ощущение того, что природное явление или событие сходно с происходящим в душе у человека.

  5. Простота словесного воплощения, отточенные поэтические фразы в лирике.

  6. Пейзажно-философская лирика.

  7. Человек в мире и его Судьба.

  8. Лирика проникнута восторгом перед величием, красотой, бесконечностью, многообразием природы.

  9. Неожиданность эпитетов и метафор, передающих столкновение и игру природных сил.
Домашнее задание: написать сочинение-размышление на тему: «Функция олицетворения в лирике Тютчева».

Учебные материалы к работе в малых группах

А). Анализ стихотворения «Тени сизые смесились…» Каково значение цвета и звука в стихотворении? Как передается чувство дисгармонии лирического героя? Каков смысл стихотворения?

Б). Анализ стихотворения «Весенние воды» («Еще в полях белеет снег...»):

В) Какое настроение передают строчки стихотворения? Какой предстает Весна? Какие изобразительные средства создают образ Весны?

Согласны ли вы со словами Н.А. Некрасова о строках из этого стихотворения «Весна идет, весна идет / Мы молодой весны гонцы / Она нас выслала вперед»: «Сколько жизни, веселости, весенней свежести в трех подчеркнутых нами стихах! Читая их, чувствуешь весну, когда сам не знаешь, почему делается весело и легко на душе. Как будто несколько лет свалилось долой с плеч, -- когда любуешься и едва показавшейся травкой, и только что распускающимся деревом, и бежишь, бежишь, как ребенок, полной грудью впивая живительный воздух и забывая, что бежать совсем неприлично, не полетам, а следует идти степенно, и что радоваться тоже совсем нечего и нечему...»

Г). Докажите на примерах, что природа в стихах поэта жива, мыслит, чувствует, говорит.

Прокомментируйте стихотворения (темы, настроения, образы, музыка стиха) «День и ночь», «Осенний вечер», «Не то, что мните вы, природа...», «Не остывшая от зноя...», «Природа – сфинкс. И тем она верней...».

Пейзаж, созданный поэтом, внутри и снаружи человека. Человек – место встречи двух бездн, граница между мирами, это определяет катастрофичность бытия. Тургенев: « Каждое его стихотворение начиналось мыслию, которая, как огненная точка, вспыхивала под влиянием глубокого чувства или сильного впечатления; вследствие этого … мысль никогда не является читателю нагою или отвлеченною, но всегда сливается с образом, взятым из мира души или природы…».

3.2. Фрагменты урока по изучению лирики С.Есенина. Функция «олицетворения» (символ – олицетворение)

ХОД УРОКА

Вступительное слово учителя:

Мало видеть слово. Надо точно

Знать, какая есть у слова почва,

Как оно росло и как крепчало,

Как его звучало зазвучало,

Чем должно набухнуть и налиться,

Прежде чем в названье превратиться,

В званье, в имя или в кличку просто…

Прелесть слова – в летописи роста.

Эти строки принадлежат перу польского поэта Юлиана Тувима (1894 - 1953). Слово живёт в нас, слова родного языка формируют взгляд человека на мир. Язык составляет ту духовную силу, которая единит народ и крепит его творческую энергию.

Наша мысль направлена на общее, мы стремимся понять этот мир в мысли. Но мысль ускользает, в каждый момент она другая. Вечность только в идее, которая в границах слова может быть представлена символом.

Повторение изученного

1. Сообщение учащегося.

Символ (от греч. – знак, примета) - один из видов тропов-слов, которые получают в художественном тексте кроме своих основных (словарных, предметных) значений ещё и новые (переносные). Символ образует свои новые переносные значения на основе того, что мы ощущаем родство, связь между тем предметом или явлением, которые обозначаются каким-то словом в языке или явлением, на которые мы переносим это же словесное обозначение.

Символ наделён огромным множеством значений.

Откуда же берётся символический смысл образов? Основная особенность символов в том, что они, в своей массе, возникают не только в тех текстах, где мы их находим. Они имеют историю длиной в десятки тысяч лет, восходя к древним представлениям о мире, к мифам и обрядам.

2. Какое литературное течение считало главным символ в своей поэзии? Назовите наиболее известных представителей этого течения.

Формулировка темы. Постановка цели. Работа с эпиграфом.

Каждый язык содержит определённое количество олицетворений. Из поколения в поколение они передавались в песнях, былинах, а позднее стали появляться в произведениях поэтов и писателей. Вот о таких словах и будем мы сегодня говорить на уроке. Запишите тему: «Олицетворение» в лирике Сергея Есенина.

Чтение стихотворения Я.Смелякова

Я, запозднясь, благодарю

Того, кто был передо мною

И кто вечернюю зарю

Назвал вечернею зарёю.

Того, кто первый услыхал

Капель апреля, визг мороза

И это дерево назвал

Так упоительно – берёзой.

Потом уже, уже потом

Сюда пришёл Сергей Есенин

Отогревать разбитым ртом

Её озябшие колени.

Я.Смеляков.

Смеляков формулирует идею о преемственности в поэзии. Найдите эти строки.

О каком образе говорится в стихотворении?

О мире природы

Какой образ он выделяет в мире природы?

Березу.

Какого поэта называет?

Сергея Есенина.

Берёза – образ одного ряда с такими образами-символами: летящие журавли, нескончаемая дорога, широкое поле, полноводная река. Какая сила скрыта во всех этих привычных для русской поэзии образах?

В них ощущение Родины, её простора, приметы родной земли.

В русской поэзии Х1Хвека при изображении родного пейзажа очень часто используются названия деревьев. Давайте вспомним их.

Дуб - символ силы и крепости, связан с темой «большой Родины», т.е. государства; с темой дворянского рода, символизируя мощь и силу рода, связь поколений. Липа – символ дворянской усадьбы, дома, уюта.

Но особое пристрастие русская поэзия имеет к берёзе. Поэтический культ её начинается с первой половины 19 века и достигает кульминации в творчестве поэта ХХ века Сергея Есенина. Давайте посмотрим, как это было.

Сообщение одного из учащихся

Все художники слова чувствовали безусловное очарование берёзы.

А.С.Пушкин писал П.А.Вяземскому дождливым летом 1825 года: «Наслаждаюсь душным запахом смолистых берёз…», а в путевых записках времён первой ссылки оставил щемящее замечание о встреченной в Крыму берёзе: «Мы переехали горы, и первый предмет, поразивший меня, была берёза, северная берёза! Сердце моё сжалось…»

В сознании поэтов тесно связаны берёза, любовь, тоска, сердечное волнение, и хотя Вяземскому среди других деревьев берёза ещё казалась прозаической, но и он признаёт в ней очарование:

…душе родная проза

Живым наречьем говорит.

Для него берёза - символ родины на чужбине, согревающий душу своим теплом и светом:

Из нас кто мог бы хладнокровно

Завидеть русское клеймо.

Нам здесь и ты, берёза, словно

От милой матери письмо.

У М.Ю. Лермонтова представление о родине прочно связано с чувством повсеместной печали российских деревень с их дрожащими ночными огнями, а рядом вставала дневная, милая сердцу картина:

Люблю дымок спаленной жнивы,

В степи ночующий обоз

И на холме средь жёлтой

Чету белеющих берёз.

После Пушкина и Лермонтова образ берёзы вошёл в творчество каждого из поэтов. Н.А. Некрасов в своей поэме «Кому на Руси жить хорошо» не однажды упоминает о берёзе. В главе «Губернаторша» случай помог Матрёне Корчагиной избавить мужа от солдатчины. Освобождение от царской службы и образ весенней берёзы слились в символ крестьянского счастья:

Весна уж начиналася,

Берёзка распускалася,

Как мы домой пошли.

О любви, счастье и тоже с упоминанием берёзы писал А.К.Толстой:

То было раннею весной

В тени берёз то было.

То было в утро наших лет

О счастие! О слёзы!

Работа со стихами С.Есенина на основе домашнего задания

Щедрым поэтическим ливнем причудливых олицетворений и сравнений пролилась тема берёзы у Сергея Есенина:

Берёзки!

Девушки - берёзки!

Их не любить лишь может тот,

Кто даже в ласковом подростке

Предугадать не может плод.

Дома вы читали стихи, выписывали строки, где встречается слово «берёза». Чем привлекает она внимание поэта?

Берёза привлекает внимание Есенина своей стройностью, белизной ствола, густым убранством кроны.

Неяркий, но изящный наряд берёзы вызывает в сознании поэта ряд ассоциаций. Назовите их.

Ветви - шёлковые косы, как руки меткие, зелёные серёжки…

Берёза - невеста, девушка, свечка…

Цвет ствола – берёзовое молоко, берёзовый ситец…

Как относится Есенин к берёзке? Почему поэт ее оживляет?

Поэт любит это дерево: «милые берёзовые чащи», «Тут почти берёзке каждой ножку рад поцеловать». Он чаще всего называет дерево, используя уменьшительно–ласкательный суффикс -к-: берёзка. Здесь выражается искреннее человеческое отношение к миру. Оживляется природа вместе с есенинскими строками.

Работа в группах. Сравнительный анализ стихов.

Из множества стихов Есенина для более подробного разговора мы возьмём два: «Берёза» (1913г.) и «Зелёная причёска, Девическая грудь…» (1918).

Вопросы для сравнительного анализа

Как построены стихотворения? От какого лица в них идёт речь?

Какой мы видим берёзу в этих стихах? Как автор относится к ней?

Какие виды тропов использует поэт?

Отметьте композиционные особенности стихотворений.

Какие особенности лирики Есенина нашли отражение в этих стихах?

Что общего в этих стихотворениях?

Примерный анализ

«Берёза» (1913) Стихотворение – картина природы, сродни живописному пейзажу. В центре внимания – берёза в зимнем уборе: снежная кайма, белая бахрома, горят снежинки. При помощи эпитетов и метафор Есенин передаёт красоту скромной русской природы. Берёзка, как и другие предметы и явления, живёт своей особой жизнью. Это становится ясно из заключительной строфы, где Есенин использует свой излюбленный приём – олицетворение. В ней возникает образ зари – труженицы, которая постоянно подновляет наряд своей любимицы:

А заря, лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром.

Стихотворение построено как занимательный эпизод из жизни одухотворённой природы. В картине человека нет, но он незримо присутствует: берёза стоит под его окном, его глазами мы видим эту красоту, прелесть скромной русской, берёзы как символа России. И хотя в этом стихотворении нет слов – звуков, но обилие звуков с и р (в 8 строчках они повторяются по 7 раз), шипящие и сонорные передают нам звуки: тихий шелест инея, падающего с потревоженных ветвей. Цветовые ассоциации вызывают эпитеты и сравнения: «принакрылась снегом, точно серебром»; «снежной каймой горят снежинки в золотом огне». Зима сверкает, искрится, создавая радостное настроение, умиротворение и покой неся в душу.

И в этом стихотворении, как во многих других, в композиции Есенин используя форму кольца:

Прикрылась снегом,

Точно серебром.

Обсыпает ветки

Олицетворение - это один из видов метафоры, но все-таки - это самостоятельный троп, который не стоит называть метафорой.

Прародитель олицетворения – анимизм. В древние времена люди наделяли окружающие предметы и явления человеческими характеристиками. Например, землю называли матушкой, а дождь сравнивали со слезами. Со временем пропало стремление очеловечивать неодушевленные предметы, но в литературе и в разговоре мы до сих пор встречаем эти обороты речи. Это образное средство языка получило название олицетворение.

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ – это литературный приём, при котором неодушевленные предметы наделяются свойствами, которые присущи живым существам. Иногда этот оборот речи называют персонификацией.

Олицетворение используют многие прозаики и поэты. Например, у Есенина можно встретить следующие строчки: «Поет зима, аукает, мохнатый лес баюкает». Понятно, что зима как время года не может издавать звуков, а лес шумит лишь из-за ветра.

Олицетворение позволяет создать яркий образ у читателя, передать настроение героя, подчеркнуть какое-то действие.

Этот оборот речи, в отличие от более сложной и изысканной метафоры более подходящей для поэзии, мы используем даже в разговорной речи. Знакомые всем фразы «молоко убежало», «сердце барахлит» - это тоже олицетворения. Оно делает нашу повседневную речь более выразительной. Ко многим олицетворениям мы привыкли настолько, что они нас не удивляют. Например, "идет дождь" (хотя у дождя явно нет ног) или" тучи хмурятся" (понятно, что тучи не могут испытывать никаких эмоций).

В общем, можно сказать, что олицетворение - это такой троп языка, при котором неживое наделяется признаками и качествами живого. Олицетворение часто путают с метафорой. Но метафора - это всего лишь переносное значение слова, образное сравнение. Например, «И ты смеешься дивным смехом,ЗМЕИШЬСЯ В ЧАШЕ золотой». Здесь нет никакого одушевления природы. Поэтому отличить олицетворение от метафор несложно.

Примеры олицетворений:

А и горе, горе, гореваньице!
А и лыком горе ПОДПОЯСАЛОСЬ,
Мочалами НОГИ ИЗОПУТАНЫ.
(Народная песня)

ИДЕТ седая чародейка,
Косматым МАШЕТ РУКАВОМ;
И снег, и мразь, и иней СЫПЛЕТ,
И воды претворяет в льды.
От хладного ее ДЫХАНЬЯ
Природы ВЗОР ОЦЕПЕНЕЛ...
(Г. Державин)

Ведь уж осень на двор
Через прясло ГЛЯДИТ.
Вслед за нею зима
В ТЕПЛОЙ ШУБЕ ИДЕТ,
Путь снежком порошит,
Под санями хрустит...
(М. Кольцов)

Описание наводнения в «Медном всаднике» Пушкина:

«...Нева всю ночь/рвалася к морю против бури,/не одолев их буйной дури.../и спорить стало ей не в мочь.../ Погода пуще свирепела,/Нева вздувалась и ревела.../и вдруг, как зверь остервенясь,/на город кинулась.../Осада! Приступ! злые волны,/как воры, лезут в окна» и т. д.

"Ночевала тучка золотая…". (М. Лермонтов)

"Сквозь лазурный сумрак ночи
Альпы снежные ГЛЯДЯТ,
Помертвелые их ОЧИ
Льдистым ужасом РАЗЯТ"
(Ф.Тютчев)
"Теплый ветер тихо веет,
Жизнью свежей ДЫШИТ степь"
(А.Фет)

"Белая береза
Под моим окном
ПРИНАКРЫЛАСЬ снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, ЛЕНИВО
ОБХОДЯ кругом,
ОБСЫПАЕТ ветки
Новым серебром".
(С.Есенин «Береза»):

Среди олицетворений истинной поэзии нет простых, обывательских, примитивных олицетворений, которые мы привыкли употреблять в повседневности.

Каждое олицетворение – это образ. В этом-то и смысл употребления олицетворения. Поэт употребляет его не как «вещь в себе», в его поэзии олицетворение возвышается над «мирским уровнем» и переходит на уровень образности. С помощью олицетворений Есенин создаёт особую картину. Природа в стихотворении живая – но не просто живая, а наделённая характером и эмоциями. Природа – основной персонаж его стихотворения.

Как уныло смотрятся на этом фоне попытки многих стихотворцев создать красивое стихотворение о природе, где вечно «дует ветер», «светит луна», «звёзды блещут» и т.п. Все эти олицетворения – избитые и стёршиеся, они не порождают никакой образности и, следовательно, скучны. Но это не говорит, что их употреблять нельзя. И стёршееся олицетворение можно поднять до уровня образа.

Например, в стихотворении «Снег идёт» Бориса Пастернака:

Снег ИДЕТ, снег ИДЕТ.
К белым звездочкам в буране
Тянутся цветы герани
За оконный переплет.
Снег идет, и всё В СМЯТЕНЬИ,
Всё пускается в полет, –
Черной лестницы ступени,
Перекрестка поворот.
Снег идет, снег идет,
Словно падают не хлопья,
А в заплатанном салопе
СХОДИТ НАЗЕМЬ небосвод.
Словно с видом чудака,
С верхней лестничной площадки,
КРАДУЧИСЬ, ИГРАЯ В ПРЯТКИ,
СХОДИТ небо с чердака.
Потому что жизнь НЕ ЖДЕТ.
Не оглянешься – и святки.
Только промежуток краткий,
Смотришь, там и новый год.
Снег идет, густой-густой.
В ногу с ним, СТОПАМИ теми,
В том же темпе, С ЛЕНЬЮ ТОЙ
Или с той же быстротой,
Может быть, ПРОХОДИТ ВРЕМЯ?
Может быть, за годом год
Следуют, как снег идет,
Или как слова в поэме?
Снег идет, снег идет,
Снег идет, и всё в смятеньи:
Убеленный пешеход,
УДИВЛЕННЫЕ растенья,
Перекрестка поворот".

Заметьте, сколько здесь олицетворений. «Сходит небо с чердака», ступени и перекрёсток, которые пускаются в полёт! Одни «удивлённые растенья» чего стоят! А рефрен (постоянный повтор) «снег идёт» переводит простое олицетворение на уровень смыслового повтора – а это уже символ. Олицетворение «Снег идёт» – символ идущего времени.

Поэтому и в своих стихах вы должны стараться ИСПОЛЬЗОВАТЬ ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ НЕ ПРОСТО САМО ПО СЕБЕ, А ЧТОБЫ ОНО ИГРАЛО ОПРЕДЕЛЁННУЮ РОЛЬ.

Олицетворения используются и в художественной прозе. Например, прекрасный пример олицетворения есть в романе Андрея Битова «Пушкинский дом». В прологе описывается ветер, кружащий над Петербургом, и весь город показан с точки зрения этого ветра. Ветер – главный герой пролога. Не менее замечателен образ заглавного персонажа повести Николая Гоголя «Нос». Нос не только олицетворяется и персонифицируется (т.е. наделяется чертами человеческой личности), но и становится символом двойственности главного героя.

Ещё несколько примеров олицетворения в прозаической речи, пришедшие на память:

Первые лучи утреннего солнца ПРОКРАДЫВАЛИСЬ через луг.
Снег УКУТАЛ землю, как мать младенца.
Луна ПОДМИГНУЛА сквозь высь облаков.
Ровно в 6:30 утра мой будильник ОЖИЛ.
Океан ТАНЦЕВАЛ в лунном свете.
Я слышал, как остров ЗОВЕТ меня.
Гром ВОРЧАЛ, как старик.

Примеров достаточно. Я уверена, вы уже готовы к очередному туру конкурсной серии "Тропы".

С теплом, ваша Алкора

Рецензии

Алла, вот эти два момента статьи:

1."ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ – это литературный приём, при котором неодушевленные предметы наделяются свойствами, которые присущи живым существам. Иногда этот оборот речи называют персонификацией".
2...В общем, можно сказать, что олицетворение - это такой троп языка, при котором неживое наделяется признаками и качествами живого...-

Заставили меня неправильно понять суть олицетворения. Здесь говорится о наделение неодушевлённых предметов свойствами живого, т.е. получается и животных и растений, а не только человека.
Думаю я не один такой. Необходимо устранить двойственность понимания.
С благодарностью за статью, Владимир.

Во 2 части статьи по Олицетворениям я уже ответила на этот вопрос (процитирую себя):

"Можно ли считать олицетворением "замурлычет"? Или "бродит по крышам"? Мы ведь уподобляем темноту не человеку, а животному? Может, правильнее считать это общим видом - метафорой? - Встречала я разные мнения по этому вопросу. Кто прав? Не знаю. Я бы не делала из этого проблему - как троп ни назови, главное, каждый из них чувствовать и адекватно использовать, уметь с их помощью быть точным и убедительным в передаче своих мыслей и чувств".

Итак, еще раз: Мнений (противоречивых) у филологов много, я - не филолог, я практик. Если бы я участвовала в конкурсе - я бы выбирала на тур те свои стихи, где есть ТИПИЧНЫЕ олицетворения (или бы написала новые стихи - к конкурсу) и заданные тропы выделяла бы - как инструменты для моей победы в конкурсе. Так же и судьи - им надо в первую очередь рассматривать работу на примере типичных (не подлежащих сомнению или разночтению) заданных тропов, а все прочее- добавка к гарниру.... Это - учебный конкурс, где надо показать и поэзию, и владение теорией, а не просто предлагать на конкурс, что у автора есть в хозяйстве и что когда-то где-то имело успех.

Если же мы вообще оцениваем поэзию - то не важно, как этот троп называется, важно, чтобы он работал на тему, создавал образ - понятный и точный.

Ещё со школьной скамьи все мы слышали о таком понятии, как олицетворение. Что это? Многие уже, наверное, забыли. Что представляет собой данный для чего используется и что для него характерно. Сейчас мы попробуем вспомнить и более подробно разобраться в этом вопросе.

Олицетворение: определение понятия, подробное описание

Зачастую данный литературный метод используется в сказках. Олицетворение представляет собой придание мыслей, чувств, переживаний, речи или действий явлениям, неодушевлённым предметам и животным. предметы самостоятельно могут передвигаться, природа представляет собой живой мир, а животные разговаривают человеческими голосами и способны размышлять так, как это могут делать в реальности только люди. Происхождение олицетворения берёт своё начало ещё в древнем мире, когда всё основывалось на мифах. Именно в мифах впервые и встречаются говорящие животные, а также придание вещам нехарактерных для них свойств. При этом одной из главных задач персонализации является приближение способностей неживого мира к тем, которые характерны живому.

Примеры олицетворения

Более наглядно понять сущность олицетворения можно, приведя несколько примеров:


Какой является олицетворение

Что это значит?

В качестве олицетворения (слова, придающего предметам оживление) зачастую выступает глагол, который может находиться как перед, так и после существительного, которое он описывает, точнее, приводит его в действие, оживляет его и создаёт впечатление, что неживой предмет может так же полноценно существовать, как и человек. Но это не просто глагол, а часть речи, которая берёт на себя намного больше функций, превращая речь из обычной в яркую и загадочную, в необычную и в то же время способную рассказать о многом, что характеризует приемы олицетворения.

Персонализация как литературный троп

Именно литература является источником самых красочных и выразительных фраз, одушевляющих явления и предметы. По-другому в литературе данный троп называют также персонализацией, воплощением или антропоморфизмом, метафорой или очеловечиванием. Его часто используют в стихах для создания более полноценной и мелодичной формы. Для придания большей героичности и повода для восхищения ими зачастую также используется олицетворение. Что это литературное средство, что любое другое, такое как эпитет или аллегория, - все служат для приукрашивания явлений, для создания более впечатляющей реальности. Достаточно рассмотреть только простую литературную фразу: «Ночь цвела золотыми огнями». Как много в ней поэзии и гармоничности, полёта мысли и мечтательности, красочности слова и яркости выражения мысли.

Можно было бы просто сказать о том, что на ночном небе горят звёзды, но такая фраза была бы полна банальности. А всего лишь одно-единственное олицетворение способно кардинально изменить звучание всем, казалось бы, привычной и понятной фразы. К тому же следует отметить, что олицетворение как часть литературы появилось благодаря стремлению авторов приблизить описание персонажей фольклора к героизму и величию тех, о которых говорится в древнегреческих мифах.

Использование персонификации в повседневной жизни

Примеры олицетворения мы слышим и сами употребляем в повседневной жизни практически ежедневно, но не задумываемся о том, что это именно они. Стоит ли их использовать в речи или всё же лучше избегать? По своей сути воплощения носят мифопоэтический характер, но за долгое время своего существования стали уже неотъемлемой частью и обычной повседневной речи. Всё началось с того, что при разговоре стали использовать цитаты из стихотворений и других которые постепенно превращались в уже всем привычные фразы. Вроде бы обычное выражение «часы спешат» тоже является олицетворением. Оно используется как в повседневной жизни, так и в и литературе, а является на самом деле типичным олицетворением. Сказка и миф - это основные источники, другими словами, фундамент тех метафор, которые используются в разговоре в наши дни.

Перевоплощённое олицетворение

Что это такое?

Можно объяснить данное высказывание с точки зрения эволюции персонификации. В качестве олицетворение в древние времена использовалось как религиозно-мифологический приём. Сейчас же оно применяется для передачи способностей живых существ неживым предметам или явлениям и используется в стихах. То есть персонализация постепенно приобрела поэтический характер. В наше время существует много споров и конфликтов по этому поводу, поскольку специалисты разных научных сфер трактуют характер олицетворения по-своему. Перевоплощённое или обычное олицетворение всё равно не потеряло своего значения, хоть и описывается с разных точек зрения. Без него сложно представить нашу речь и, по сути, современную жизнь.

, приписывание свойств и признаков одушевлённых предметов неодушевлённым. Весьма часто олицетворение применяется при изображении природы, которая наделяется теми или иными человеческими чертами.

Олицетворение - это наделение неодушевленных предметов живыми качествами!

Олицетворение - глагол, употребленный в переносном значении, который переносит действие живого существа на другие предметы. Например, природа притихла; спит трава.

В стихотворении "Вот ветер тучи нагоняя" А.С.Пушкин говорит о зиме, как о человеке, о живом существе. Например, она [зима] пришла, легла, сровняла, проказничает. Это олицетворение .

Олицетворение - это оживление неживого предмета

Олицетворение – художественный приём, основанный на наделении неодушевлённых предметов человеческими качествами и чувствами.

И вот начинают шептаться между собой деревья : берёза белая с другой берёзой белой издали перекликаются ; осинка молодая вышла на поляну , как зелёная свечка, и зовёт к себе такую же зелёную свечку-осинку, помахивая веточкой ; черёмуха черёмухе подаёт ветку с раскрытыми почками. (М.М.Пришвин.)

К сравнению и олицетворению близки метафоры . Метафоры по праву могут претендовать на главенствующую роль среди всех тропов.

В основе любой метафоры лежит неназванное сравнение одних предметов с другими.

Метафора – скрытое сравнение, в основе которого лежит переносное значение слова, союз (как, словно, как будто) при этом отсутствует, но подразумевается.

В саду горит костёр рябины красной , но никого не может он согреть (С.А.Есенин).

Особенно ярким средством изобразительности речи являются развёрнутые метафоры. Они возникают в том случае, когда одна метафора влечёт за собой новые, связанные с ней по смыслу.

Отговорила роща золотая берёзовым весёлым языком (С.А.Есенин).

Что такое эпитет

Эпи́тет (от др.-греч. ἐπίθετον - «приложенное») - определение при слове, влияющее на его выразительность. Выражается преимущественно именем прилагательным , но также наречием («горячо любить»), именем существительным («веселья шум»), числительным («вторая жизнь»).

Эпитет - слово или целое выражение, которое, благодаря своей структуре и особой функции в тексте, приобретает некоторое новое значение или смысловой оттенок, помогает слову (выражению) обрести красочность, насыщенность. Употребляется как в поэзии (чаще), так и в прозе. Многие писатели используют эпитеты (Т.Г. Шевченко, И. Франко)

Эпитет - это образное определение, которое дает художественную характеристику явлению или предмету. Эпитет представляет собой сравнение и может быть выражен как именем прилагательным, так и cуществительным, глаголом или наречием.

Эпитет - это яркое образное определение, например: золотая осень, синее море, белоснежная зима, бархатная кожа, хрустальный звон.

Что такое сравнение

Сравне́ние - троп , в котором происходит уподобление одного предмета или явления другому по какому-либо общему для них признаку. Цель сравнения - выявить в объекте сравнения новые, важные, преимущественные для субъекта высказывания свойства.

В сравнении выделяют: сравниваемый предмет (объект сравнения), предмет, с которым происходит сопоставление (средство сравнения), и их общий признак (основание сравнения, сравнительный признак, лат. tertium comparationis ). Одной из отличительных черт сравнения, является упоминание об обоих сравниваемых предметах, при этом общий признак упоминается далеко не всегда Сравнение следует отличать от метафоры .

Сравнения характерны для фольклора .

Известны разные виды сравнений:

Сравнения в виде сравнительного оборота, образованного при помощи союзов как, будто, словно, точно: «Мужик глуп, как свинья, а хитёр, как чёрт». Бессоюзные сравнения - в виде предложения с составным именным сказуемым: «Мой дом - моя крепость». Сравнения, образованные при помощи существительного в творительном падеже: «он ходит гоголем». Отрицающие сравнения: «Попытка не пытка»

Сравнение – это образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов или состояний, имеющих общий признак.

…чёрные брови, как траурный бархат, оттеняли его побледневшие черты (Н.В.Гоголь).

Сравнение может представлять собой

  • сравнительный оборот (отражались, как в зеркале; как птица, нырнул он между ветвями) присоединяется с помощью союзов как, точно, словно, будто, как будто, подобно, что ;
  • сложноподчинённое предложение с придаточным сравнительным (Замрёшь на берегу лужи, словно скала в небесах тебя держит , а внизу – сине.);
  • сочетание глагола с существительным в форме творительного падежа (ползёт улиткой );
  • форму сравнительной степени прилагательных, наречий (Из мрака куст ползёт, мохнатей медвежонка .)

Сравнения могут быть прямыми (И листочки бегут по дорожке, словно жёлтые мышки от кошки… ) и отрицательными:

Не ветер бушует над бором,

Не с гор побежали ручьи:

Мороз-воевода дозором

Обходит владенья свои…

(Н.А.Некрасов)