Происхождение ленского в романе евгений онегин. Евгений онегин характеристика образа владимир ленский

  • 13.08.2019

Образ Ленского трагичен. Это трагизм мечты в столкновении с действительностью. В характере Ленского Пушкин подчеркивает наивно-доверчивое восприятие жизни. В противоположность Онегину он был полон веры в людей, в добро, в жизнь. Но веру Ленского в дружбу, в любовь, в благо Пушкин дает как «юный жар и юный бред». Скептический ум Онегина воспринимает «поэта пылкий разговор» «с улыбкой», снисходительно:

Он охладительное слово
В устах старался удержать …

Вера Ленского в совершенство мира основана на незнании жизни, его идеалистическом представлении о ней. Его мечтательность, восторженность, искренность, нетронутость, нежность, доверчивость — все эти черты, возбуждающие сочувствие к нему, являются плодом его наивности и неподготовленности к жизни.

В оторванности от действительности, в неспособности включиться в реальную жизнь, найти себе место в ней — весь образ Ленского, мечтателя и идеалиста, поклонника «Канта и поэта», с «душою прямо геттингенской». В самом воспитании и образовании Ленского Пушкин подчеркивает эту его оторванность от конкретного мира: Он из Германии туманной Дух пылкий и довольно странный,Привез учености плоды: Всегда восторженную речь
Вольнолюбивые мечты, И кудри черные до плеч.

При первом же столкновении с жизнью Ленский терпит крах. Шутка Онегина воспринимается им трагически и ведет его к гибели, опоэтизированная им Ольга после его смерти весьма прозаически утешается уланом. Весь его недолгий жизненный путь и трагический конец воспринимаются как противоречие мечты и действительности. Не зная жизни, не понимает ее, воспринимая ее не критически, а наивно и иллюзорно, Ленский не мог противостоять ей.

Ленский как восторженный поклонник высоких начал жизни был обречен на гибель и, наоборот. Ленский здравствующий в силу мягкости своей натуры неизбежно должен был быть затянут в то же болото косности и пошлости:

А может быть и то: поэта
Обыкновенный ждал удел.

Не случайно в элегии Ленского «Куда. куда вы удалились» Пушкин дает типичные черты сентиментальной поэзии, подчеркивая в ней и самый характер Ленского как поэта.

Так он писал темно и вяло Хоть романтизма тут нимало
{Что романтизмом мы зовем, Не вижу я … ]

Эти иронические строки Пушкина характеризуют отношение его к сентиментализму как определенному литературному течению. В обрисовке Ленского очень значительную роль играет ироническое отношение к нему автора, и с его портретом больше ассоциируется
последний, второй вариант его будущего, чем великий путь национального поэта, поэтому и смерть Ленского воспринимается менее трагично. Ленский не мог противостоять жизни, не мог быть «творцом жизни» в силу неустойчивости своего характера. Смерть его поэтизирует, а жизнь несомненно бы опошлила.

Владимиру Ленскому восемнадцать лет, это совсем ещё мо-лодой человек, юноша, успевший побывать за границей и попасть под обаяние немецкой поэзии и философии, прежде всего Гёте и Шиллера. Он был восторженным романтиком, имел

Дух пылкий и довольно странный, Всегда восторженную речь И кудри чёр-ные до плеч.

Его поэзию А. С. Пушкин сравнивает со «сном младенца», настолько она была чиста и невинна. В Онегине он нашёл чело-века, перед которым можно исповедываться, не боясь насме-шек, — Онегин щадил его самолюбие, предоставляя времени са-мостоятельно разочаровать юношу в его смутных мечтаниях. Они стали друзьями «от делать нечего» — точнейшее наблюдение А. С. Пушкина, показывающего, что у души есть определённые потребности, и эти потребности направляются на человека, со-всем необязательно достойного внимания, но лишь наиболее подходящего в ряду прочих.

Фактически Ленский и Онегин были двумя диалектическими противоположностями одного характера, и это накладывало на их отношения дополнительный отпечаток. Это были два человека, любившие естественность, и на почве этого они уже неизбежно должны были сойтись в окружении людей-масок и глупцов. Ав-тор недаром пишет:

Меж ними всё рождало споры И к раз-мышлению влекло...

В сельской глуши Ленский «везде был принят как жених», при этом пустые необразованные соседи считали согласно, что он — полурусский . Вероятно, потому, что писал непонятные стихи и говорил о том, что было им совершенно непонятно. То, что он приехал из Германии, было лишь внешним фактором. Но он ро-мантически любил свою наречённую невесту — Ольгу Ларину («И детям прочили венцы // Друзья-соседи, их отцы»). Он был объят совершенно юношеским пылом, и замечание его старшего друга, нелестно сравнившего Ольгу с «глупой луной на глупом небосводе» его оскорбило.

Он продолжал ездить к Лариным, писал ей в альбом стихи, играл с ней в шахматы таким образом, что «пешкою ладью» он «брал в рассеянье свою». Драма Онегина и Татьяны осталась вне его внимания, поэтому он не мог понять мотивов поведения Ев-гения на именинах, когда тот стал неожиданно ухаживать за Оль-гой. Для Ленского было откровением, что Ольга благосклонно отнеслась к внезапному ухажёру, а переполненный романтиче-скими представлениями о чести и достоинстве, он не нашёл ниче-го лучше, как вызвать друга на дуэль. Ложность его решения ста-ла ему ясна уже при встрече с Ольгой накануне дуэли, когда оказалось, что его невеста и не думала его отвергать. «Решась ко-кетку ненавидеть...» — ненавидеть нельзя «решиться» настолько искусственно. Ленский был раздвоен между реальным миром и миром своих грёз и туманных представлений. Выбрать реальный мир, в котором Ольга искренне недоумевает по поводу его скоро-го отъезда накануне, у него не хватило сил, потому что насчёт Онегина он продолжал пребывать в нелепом заблуждении и ему даже не приходило в голову попробовать выяснить на словах, что тот хотел добиться.

Романтика близкой смерти охватила его, он дал волю при-чудливым фантазиям об опасности растлителя-Онегина и совсем потерял чувство реальности. Материал с сайта

Он мыслит: «Буду ей спаситель. Не потерплю, чтоб развратитель Огнём и вздохов и похвал Младое сердце искушал...»

Его смерть, как это ни печально,- никого не поразила. С бес-полезными жертвами всегда так бывает. Он готов был убить друга из-за пустяка и этим оказался непригоден для жизни. Убей он Онегина — Ольга бы наверняка отшатнулась от него, поражённая его жестокостью, и Ленский испытал бы сильней-шее разочарование, которое закончилось бы или самоубийст-вом, или превращением в копию самого Онегина. Но для романа одного Онегина было достаточно, поэтому погиб молодой Вла-димир Ленский.

Ленский

ЛЕНСКИЙ - герой романа в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин» (1823-1831), сосед Евгения Онегина по имению. Красивый и богатый 18-летний юноша, он представлен, как и Онегин, чужаком среди окрестных помещиков - крепостников и невежд. Блестяще образованный, знаток немецкой философии и литературы, восторженный мечтатель и поэт-романтик, далекий от практической жизни и повседневной прозы, он тоже старается избегать общества «господ соседственных селений», предпочитающих «разговор благоразумный о сенокосе, о вине, о псарне, о своей родне», и покороче сойтись с Онегиным. При всей «взаимной разноге» («волна и камень, стихи и проза, лед и пламень не столь различны меж собой») они становятся вскоре неразлучными друзьями.

Не только общие интересы сближают Онегина и Л, но и «вольнолюбивые мечты». Недаром Л. учился в Гетгингенском университете - одном из самых либеральных в Европе - и поклонялся Канту, чья философия в официальных кругах России считалась опасной и вредной, враждебной христианству. Л. многозначительно охарактеризован как «поклонник славы и свободы», его отличает «дух пылкий и довольно странный», «всегда восторженная речь», благородное «волненье бурных дум», ему свойственно «негодованье, сожаленье, ко благу пылкая любовь». Все это - иносказательное обозначение гражданских настроений, о которых в черновой редакции говорилось более откровенно: «Крикун, мятежник и поэт».

В долгих, едва ли не ежедневных спорах Онегин и Л. затрагивают самые разнообразные темы: судьбы цивилизации и пути развития общества, роль культуры и науки в совершенствовании человечества, добро и зло, искусство, религия и мораль, значение страстей в жизни личности. Поставленные в идейно-философский контекст эпохи (даже по беглым авторским упоминаниям можно заключить, что речь идет о взглядах философов-просветителей, идеях Руссо, Шиллера и Гете, воззрениях европейских романтиков), эти отвлеченные на первый взгляд проблемы обретали острый и животрепещущий общественный смысл. Тем более что в романе акцентируются не теоретические разногласия героев, но нравственно-идеологическая суть и жизненно-практические различия их позиций: контраст юности и зрелости, наивности и трезвости, энтузиазма и скецсиса.

Оппонент «демона» Онегина, Л. свято верит в таинство жизни, возможность совершенствования мира и конечное торжество добра. Во имя торжества этих высших идеалов и ценностей он без колебания готов пожертвовать собой: вызвав Онегина на поединок, он доказал это на деле. Однако прекраснодушные мечтания Л. не выдерживают столкновения с реальностью. Идеальный друг, каким считал он Онегина, не находит смелости отказаться от поединка и собственноручно убивает юного поэта.

Позиции героев-антиподов оказываются сами по себе ущербными, но в то же время взаимодополняющими и в этом смысле духовно ценными. Отсюда - двойственность авторской оценки Л., иронической и сочувственной одновременно. Отсюда же - и двойственность авторского прогноза о возможном будущем Л.: опасность «обыкновенного удела» - превращения в заурядного помещика или же вероятность стать известным поэтом и даже выдающимся общественным деятелем, рожденным «для блага мира».

Через образ Л. Пушкин провел несколько важных для себя тем, чтобы закончить их неожиданно трагическим финалом. Со смертью Л. на дуэли обрывается все, что у Пушкина связано с юными мечтаниями и первыми стихами. А до этого - светский Петербург и его забавы у Онегина; Германия и любовь к Ольге - у Л.; все это блестит, сверкает и кажется прекрасным началом. Ничто не предвещает трагическую развязку, вызванную стечением роковых обстоятельств. Л.- герой и символ таких обстоятельств. Юный помещик и поэт, «он сердцем милый был невежда». Его день в деревне складывался примерно по той же схеме, что и у Онегина, но это не вызывало в нем никакой скуки. Он принимал все, каково есть, как устроено, и в деревенской тишине сразу нашел ту, которая заняла все его чувства. Про Ольгу Онегин скажет: «Кругла, красна лицом она, // Как эта глупая луна // На этом глупом небосклоне», а Л. в Ольге видит все, что влюбленный видит в женщине. Отроком он был «свидетель умиленный ее младенческих забав, а по возвращении в Россию образ милой девочки-соседки самым естественным образом соединился с тем, что «…Он рощи полюбил густые, // Уединенье, тишину, // И ночь, и звезды, и Луну…» Гармония природы, гармония любви, гармония дружбы - но вдруг роковой выстрел друга - и всему конец, Л. мертв. Пушкин складывает его короткую жизнь из простых, крайне знакомых ему и его окружению обстоятельств, посмеиваясь над некоторыми из них. Разводя в разные стороны Онегина и Л., Пушкин все загадочное и противоречивое оставляет Онегину, подготавливая выстрел, стоивший его приятелю жизни. К моменту дуэли мы знаем о Л. решительно все, что было содержанием его натуры. В Л. Пушкин как бы прощается с тем, что в самом себе знает, как ничем незамутненную ясность душевных движений. Книжный юноша, поэт, «сердечных мук еще не знав», Л. влюбился и погиб. Рассказ о нем сопровождается авторским сочувствием, иронией, сожалением. Так уходит от автора его собственная юность. Пушкин со сложным чувством прощается с ней, разглядывая Л. (а в нем себя) то всерьез, то иронически.

Л. прилежно украшает альбом Ольги нежными стихами, сельскими видами. Пушкин знает, что такое «уездной барышни альбом»,- он сам не раз писал в такие альбомы. Улыбнувшись собственной памяти, он тут же высмеивает великолепные альбомы блистательных дам и опять возвращается к своему герою, чтобы защитить его: «В альбоме Ольги молодой; // Его перо любовью дышит». И тут же мимоходом поминает одного из своих современников, расширяя смысл явления: «Так ты, Языков вдохновенный…» Бегло заметив, что Л. писал бы оды, «да Ольга не читала их», Пушкин-поэт возвращается к собственному уединению: «Но я плоды своих мечтаний // И гармонических затей // Читаю только старой няне…» Весь этот сплав признаний, быстрых заметок, «небрежной болтовни» меняет интонацию, когда автор переходит к дуэли. Пушкин берет на себя роль хроникера. В чеканные, строгие строки он заключает картину, где «невольником чести» выступает юный романтик: «Вот пистолеты уж блеснули, // Гремит о шомпол молоток…» Не будучи врагами, не успев испытать, пережить то единственное, что оправдывает поединок (и что испытал лет через семь Пушкин), два человека направили друг на друга пистолеты. Через несколько секунд один из них упал мертвым. После этого движение «романа в стихах» переменит свое русло. О том, как секундант уложил оледенелый труп Л. в сани, как, «почуяв мертвого, храпят и бьются кони», и, наконец о том, как на краю селения поставлен памятник простой, а Ольга, поплакав, утешилась уланом,- об этом написано так, что понятно: течение жизни в «мертвящем упоении света» открыло Пушкину свою страшную подноготную.

В опере П.И.Чайковского «Евгений Онегин» (1879) образ Л. переосмыслен прежде всего музыкально - с сохранением стихотворного текста, который благодаря искренности интонаций в контексте оперы не воспринимается пушкинской пародией на «любовную чепуху». Особенная проникновенность партии Л. порождена сочувствием композитора, вполне ото ждествившего себя с героем: Л.- совершенный носитель романтического культа любви, ставшего его мироощущением. Личная драма автора усугубляет элегические настроения и вносит сумеречные гармонии в музыкальный образ Л. Композитор исключает иной исход судьбы поэта, романтизировавшего действительность: душа, осужденная любить, не примет «обыкновенного удела». В образе Л. на русской оперной сцене Л.В.Собинов подчеркнул поэзию страдания, а С.Я.Лемешев создал неизбывный гимн любви, воспел чистоту и возвышенность доверчивого чувства.

Каждый, кто хоть раз читал «Евгения Онегина», обязательно восхитится совершенством его содержания, красотой языка и легкостью восприятия. Но и это еще не все. В данном произведении прослеживаются проблемы русского общества начала XIX века. Ведь свободолюбивая и прогрессивная молодежь того времени испытывала большое разочарование в том, что она видела и что ожидало ее в пустой светской жизни. И Онегин как раз один из таких людей.

Образ Ленского в романе «Евгений Онегин»

Сочинение на данную тему предполагает ответ на вопрос: а кто же тогда такой Владимир Ленский? Этот герой получил у Пушкина необычайно яркую и живую характеристику. Он поражает своей порядочностью, искренностью и незащищенностью. Образ Ленского в романе «Евгений Онегин» как раз и олицетворяет некую противоположность искушенному и балованному барчонку, воспитанному без строгой морали и получившему домашнее образование, - Онегину, который уже утомлен и разочарован жизнью и видит в ней лишь лживость и бесцельность.

Сам автор описывает Ленского красавцем в полном расцвете лет, который долгое время жил и учился за границей и был далек от России. Ленский был окутан поэзией Шиллера и Гете, его душа тянулась ко всему нравственному и чистому. Он еще не успел увянуть в хладном разврате света, ведь ему было без малого восемнадцать лет. Для сравнения: возраст Онегина - 26 лет, он совсем не интересовался поэзией и не писал стихи.

Образ Ленского в романе «Евгений Онегин» - это яркий типаж образованного культурного и совсем еще юного мечтательного и романтичного человека, который все свои эмоции и переживания стремился выплеснуть в своих стихах. Он совершенно чужой в светском обществе, ему не нравились пиры и шумные бестолковые беседы. Поэтому ему сложно было найти себе единомышленников и близких по духу людей.

Образ Ленского в романе «Евгений Онегин»: краткое содержание взаимоотношений между главными героями

И вот сама судьба приводит Ленского в дом к Онегину. Между ними сразу зарождается дружба, хоть и столь странная и необычная. Сошлись две противоположности, очень разные между собой, как волна и камень, как лед и пламень. И даже несмотря на то, что они постоянно спорили, эти люди все равно испытывали друг к другу взаимную симпатию. Ленский очень дорожил этой дружбой, она имела для него огромное значение, так как он нуждался в Онегине и хотел делиться с ним своими переживаниями, а иногда и пофилософствовать на разные темы. Ленский глубоко верил, что всегда придут на помощь и по справедливости осудят обидчика.

«Сердцем милый невежда»

Пушкин не раз обращает свое внимание на то, что Ленский живет в мире грез и несбыточных желаний. Он глубоко не вникает в сущность вещей и поэтому буквально сразу же влюбляется в Ольгу, как только видит ее улыбку, светлые локоны и легкий стан. И как очень романтичная личность, Ленский для себя дописывает ее образ совершенствами и достоинствами, чувствами и мыслями, которых в ней абсолютно не было. Так безумно он полюбил Ольгу. Но она отнюдь не была идеальной.

Так был задуман автором роман «Евгений Онегин». Образ Ленского представлен там слишком чистым и бескорыстным, ведь его главными приоритетами в жизни были вера в свободу, дружбу и, конечно же, любовь, которая его же и погубит.

Из-за своего такого острого восприятия и амбиций он очень болезненно воспринял вызывающее поведение ловеласа Онегина, который решил назло ему пофлиртовать с его невестой Ольгой. Теперь же Ленскому показалось, что его жестоко обманули, и он не в силах вынести этот позор и поэтому вынужден вызвать Онегина на дуэль. Роковой поединок состоялся, и Онегин убил бедного Ленского.

Случайность или закономерность?

Смерть юноши очень даже символична и наталкивает на мысль, что чистые романтичные и мечтательные натуры, далекие от действительности, зачастую погибают из-за столкновений с суровыми реальностями жизни. Наверное, Пушкин именно таким видит выход из царящей в моральной пустоты и безнравственности.

Образ Ленского в романе «Евгений Онегин» - это яркий представитель передовой молодой аристократии, погибший от рук товарища. Так ли все случайно получилось? Ведь он был человеком с прекрасными задатками, полный надежд поэт и мечтательный романтик.

Заключение

Ленского приводит к погибели непонимание людей. От него требовалось быть сдержанным и включить вместо максималистских принципов и эмоциональности всего лишь здравый смысл. Но он не смог примириться, помешало его честолюбие и горячность. И поэтому он погиб, причем именно тогда, когда нужно было показать твердость и стойкость характера. Так решил закончить судьбу Ленского Пушкин.

Если бы остался жив, то, скорее всего, он превратился бы в обычного обывателя, разочарованного в людях, без той сентиментальности, которую бы заменил цинизм. Пушкин, задумав образ Ленского в романе «Евгений Онегин», понимал, что у таких людей в то время не было будущего, потому так печальна судьба этого героя.

ЛЕНСКИЙ

ЛЕНСКИЙ - герой романа в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин» (1823-1831), сосед Евгения Онегина по имению. Красивый и богатый 18-летний юноша, он представлен, как и Онегин, чужаком среди окрестных помещиков - крепостников и невежд. Блестяще образованный, знаток немецкой философии и литературы, восторженный мечтатель и поэт-романтик, далекий от практической жизни и повседневной прозы, он тоже старается избегать общества «господ соседственных селений», предпочитающих «разговор благоразумный о сенокосе, о вине, о псарне, о своей родне», и покороче сойтись с Онегиным. При всей «взаимной разноге» («волна и камень, стихи и проза, лед и пламень не столь различны меж собой») они становятся вскоре неразлучными друзьями.

Не только общие интересы сближают Онегина и Л, но и «вольнолюбивые мечты». Недаром Л. учился в Гетгингенском университете - одном из самых либеральных в Европе - и поклонялся Канту, чья философия в официальных кругах России считалась опасной и вредной, враждебной христианству. Л. многозначительно охарактеризован как «поклонник славы и свободы», его отличает «дух пылкий и довольно странный», «всегда восторженная речь», благородное «волненье бурных дум», ему свойственно «негодованье, сожаленье, ко благу пылкая любовь». Все это - иносказательное обозначение гражданских настроений, о которых в черновой редакции говорилось более откровенно: «Крикун, мятежник и поэт».

В долгих, едва ли не ежедневных спорах Онегин и Л. затрагивают самые разнообразные темы: судьбы цивилизации и пути развития общества, роль культуры и науки в совершенствовании человечества, добро и зло, искусство, религия и мораль, значение страстей в жизни личности. Поставленные в идейно-философский контекст эпохи (даже по беглым авторским упоминаниям можно заключить, что речь идет о взглядах философов-просветителей, идеях Руссо, Шиллера и Гете, воззрениях европейских романтиков), эти отвлеченные на первый взгляд проблемы обретали острый и животрепещущий общественный смысл. Тем более что в романе акцентируются не теоретические разногласия героев, но нравственно-идеологическая суть и жизненно-практические различия их позиций: контраст юности и зрелости, наивности и трезвости, энтузиазма и скецсиса.

Оппонент «демона» Онегина, Л. свято верит в таинство жизни, возможность совершенствования мира и конечное торжество добра. Во имя торжества этих высших идеалов и ценностей он без колебания готов пожертвовать собой: вызвав Онегина на поединок, он доказал это на деле. Однако прекраснодушные мечтания Л. не выдерживают столкновения с реальностью. Идеальный друг, каким считал он Онегина, не находит смелости отказаться от поединка и собственноручно убивает юного поэта.

Позиции героев-антиподов оказываются сами по себе ущербными, но в то же время взаимодополняющими и в этом смысле духовно ценными. Отсюда - двойственность авторской оценки Л., иронической и сочувственной одновременно. Отсюда же - и двойственность авторского прогноза о возможном будущем Л.: опасность «обыкновенного удела» - превращения в заурядного помещика или же вероятность стать известным поэтом и даже выдающимся общественным деятелем, рожденным «для блага мира».

А.М.Гуревич

Через образ Л. Пушкин провел несколько важных для себя тем, чтобы закончить их неожиданно трагическим финалом. Со смертью Л. на дуэли обрывается все, что у Пушкина связано с юными мечтаниями и первыми стихами. А до этого - светский Петербург и его забавы у Онегина; Германия и любовь к Ольге - у Л.; все это блестит, сверкает и кажется прекрасным началом. Ничто не предвещает трагическую развязку, вызванную стечением роковых обстоятельств. Л.- герой и символ таких обстоятельств. Юный помещик и поэт, «он сердцем милый был невежда». Его день в деревне складывался примерно по той же схеме, что и у Онегина, но это не вызывало в нем никакой скуки. Он принимал все, каково есть, как устроено, и в деревенской тишине сразу нашел ту, которая заняла все его чувства. Про Ольгу Онегин скажет: «Кругла, красна лицом она,

//Как эта глупая луна

//На этом глупом небосклоне», а Л. в Ольге видит все, что влюбленный видит в женщине. Отроком он был «свидетель умиленный ее младенческих забав, а по возвращении в Россию образ милой девочки-соседки самым естественным образом соединился с тем, что «...Он рощи полюбил густые,

//Уединенье, тишину,

//И ночь, и звезды, и Луну...» Гармония природы, гармония любви, гармония дружбы - но вдруг роковой выстрел друга - и всему конец, Л. мертв. Пушкин складывает его короткую жизнь из простых, крайне знакомых ему и его окружению обстоятельств, посмеиваясь над некоторыми из них. Разводя в разные стороны Онегина и Л., Пушкин все загадочное и противоречивое оставляет Онегину, подготавливая выстрел, стоивший его приятелю жизни. К моменту дуэли мы знаем о Л. решительно все, что было содержанием его натуры. В Л. Пушкин как бы прощается с тем, что в самом себе знает, как ничем незамутненную ясность душевных движений. Книжный юноша, поэт, «сердечных мук еще не знав», Л. влюбился и погиб. Рассказ о нем сопровождается авторским сочувствием, иронией, сожалением. Так уходит от автора его собственная юность. Пушкин со сложным чувством прощается с ней, разглядывая Л. (а в нем себя) то всерьез, то иронически.

Л. прилежно украшает альбом Ольги нежными стихами, сельскими видами. Пушкин знает, что такое «уездной барышни альбом»,- он сам не раз писал в такие альбомы. Улыбнувшись собственной памяти, он тут же высмеивает великолепные альбомы блистательных дам и опять возвращается к своему герою, чтобы защитить его: «В альбоме Ольги молодой;

//Его перо любовью дышит». И тут же мимоходом поминает одного из своих современников, расширяя смысл явления: «Так ты, Языков вдохновенный...» Бегло заметив, что Л. писал бы оды, «да Ольга не читала их», Пушкин-поэт возвращается к собственному уединению: «Но я плоды своих мечтаний

//И гармонических затей

//Читаю только старой няне...» Весь этот сплав признаний, быстрых заметок, «небрежной болтовни» меняет интонацию, когда автор переходит к дуэли. Пушкин берет на себя роль хроникера. В чеканные, строгие строки он заключает картину, где «невольником чести» выступает юный романтик: «Вот пистолеты уж блеснули,

//Гремит о шомпол молоток...» Не будучи врагами, не успев испытать, пережить то единственное, что оправдывает поединок (и что испытал лет через семь Пушкин), два человека направили друг на друга пистолеты. Через несколько секунд один из них упал мертвым. После этого движение «романа в стихах» переменит свое русло. О том, как секундант уложил оледенелый труп Л. в сани, как, «почуяв мертвого, храпят и бьются кони», и, наконец о том, как на краю селения поставлен памятник простой, а Ольга, поплакав, утешилась уланом,- об этом написано так, что понятно: течение жизни в «мертвящем упоении света» открыло Пушкину свою страшную подноготную.

Н.А.Крымова

В опере П.И.Чайковского «Евгений Онегин» (1879) образ Л. переосмыслен прежде всего музыкально - с сохранением стихотворного текста, который благодаря искренности интонаций в контексте оперы не воспринимается пушкинской пародией на «любовную чепуху». Особенная проникновенность партии Л. порождена сочувствием композитора, вполне ото ждествившего себя с героем: Л.- совершенный носитель романтического культа любви, ставшего его мироощущением. Личная драма автора усугубляет элегические настроения и вносит сумеречные гармонии в музыкальный образ Л. Композитор исключает иной исход судьбы поэта, романтизировавшего действительность: душа, осужденная любить, не примет «обыкновенного удела». В образе Л. на русской оперной сцене Л.В.Собинов подчеркнул поэзию страдания, а С.Я.Лемешев создал неизбывный гимн любви, воспел чистоту и возвышенность доверчивого чувства. Лит. см.. к ст. «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН ».

И.И.Силантьева


Литературные герои. - Академик . 2009 .

Смотреть что такое "ЛЕНСКИЙ" в других словарях:

    Ленский: Ленский русская фамилия. Ленский (Алтайский край) посёлок, Панкрушихинский район, Алтайский край. Ленский (Брянская область) посёлок (упразднён в 2011 году), Стародубский район, Брянская область. Персоналии Ленский,… … Википедия

    Дмитрий Тимофеевич (1805 1860) русский водевилист. Выходец из купеческой семьи. Средний актер, Л. выдвинулся и создал себе имя многочисленными водевилями, представлявшими гл. образом переделку иностранного (преимущественно французского) материала … Литературная энциклопедия

    - (настоящая фамилия Вервициотти) Александр Павлович (1847 1908), актер, режиссер, педагог. На сцене с 1865; с 1876 в Малом театре (с 1907 главный режиссер). Выступал в высокой комедии, романтической драме, трагедии, затем перешел на характерные… … Современная энциклопедия

    ЛЕНСКИЙ Ю. см. Лещиньский Ю … Большой Энциклопедический словарь

    I Ленский (настоящая фамилия Вервициотти) Александр Павлович , русский актёр, режиссёр, педагог и теоретик театра. С 1865 дебютировал на профессиональной сцене во Владимире. Играл в провинции … Большая советская энциклопедия

    1. ЛЕНСКИЙ (настоящая фамилия Вервициотти) Александр Павлович (1847 1908), актёр, режиссёр, педагог. На сцене с 1865. С 1876 в Малом театре. Выступал в комедии, романтической драме, трагедии, потом перешёл на характерные роли. Его игре были… … Русская история

    - (театральное имя князя Павла Дмитриевича Оболенского) драматический артист. С 1879 г. играл в провинции, в 1888 г. поступил в московский театр Корша, в 1890 г. на сцену Александринского театра, где с успехом играет роли резонеров. Преподает… …

    ЛЕНСКИЙ - (персонаж романа А. С. Пушкина Евгений Онегин) Иль, может быть, Пушкин иль Ленский По ниве идет деревенской; И слабая кашка запутает ноги Случайному путнику сельской дороги. Хл920,21 (272); И луч тройного бога смерти По зеркалу судьбы Блеснул по … Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён

    Сост. кн. "Образцовый бухгалтер и счетовод" (М., 1896 1898). {Венгеров} … Большая биографическая энциклопедия