Выставка деревянного зодчества. Выставка «Русское деревянное

  • 30.06.2019

«Русское деревянное. Взгляд из XXI века» — под таким названием в московском Музее архитектуры открылась выставка весьма внушительных масштабов: на все три музейных здания.

Из фондов извлекли все, что можно — живопись и графику, чертежи, фотографии, макеты, архивные документы… И начали с первых исследований — а они в основном разворачивались во второй половине XIX столетия.

Чему, в общем, не стоит удивляться — именно в это время возникла мода на так называемый «историзм». А вместе с ним — интерес и к этнографии, и к старинной архитектуре. Что для севера и средней полосы России означало архитектуру большей частью деревянную.

И архитектуру большей частью церковную. Выше — церковь XVIII века из Архангельской губернии. Оттуда — и колокольня того же времени (не сохранилась).

А вот эту прелесть вообще датируют концом XV века (поверю музейщикам на слово — но есть и версия начала XVII столетия). Ленинградская область — хотя надо бы все-таки говорить о Санкт-Петербургской губернии.

А вот крестьянский дом XIX века (Карелия).

Еще один, начала XIX столетия (Вологодская область).

Другие строения хозяйственного назначения. Особенно хороши мельницы.

А вот Якутский острог XVII века (в терминологии того времени — не тюрьма, а крепость).

Конечно, все эти макеты — уже ХХ столетия. Однако к тому времени многие представленные строения были уже давно утрачены. На какой же основе делали макеты? Тем более, что очень подробно указываются все данные — и о церквях, и о частных домах.

Тут нам следует вернуться в XIX столетие. То самое, с его интересом к «историзму». И для этого достаточно внимательно читать таблички с экспликациями к экспонатам: рядом с именами исполнителей макетов значится «по обмерам Л. Даля» (кстати, сын автора небезызвестного словаря, да), «по обмерам В. Суслова».

Для профессионалов эти имена, вероятно, не потребуют пояснений. И Лев Даль, и Владимир Суслов, и многие другие отправлялись в самые настоящие экспедиции к отдаленным памятникам деревянного зодчества. Делали зарисовки, обмеры, позже и фотографировали. Результаты публиковались — в конце концов появлялись не только отдельные статьи, но и целые научные труды. Суслов издал на рубеже XIX-XX веков «Памятники древнего русского зодчества».

Публиковались архитектурные данные и в «Истории русского искусства» Игоря Грабаря. Который, кстати, отметился древнерусской тематикой и в живописи. Вот его масштабная панорама селения на Северной Двине.

К живописным работам как к историческому источнику надо, разумеется, относиться осторожно — художники зачастую стремились не столько к архитектурной точности, сколько к композиционному равновесию работы, а то и просто к почти театральным эффектам. С исторической точки зрения интерес могут представлять скорее маленькие натурные этюды, нежели большие сюжетные полотна.

Ну, тут благо есть честный архитектурный рисунок — с планами, обмерами и даже указанием сторон света.

Но надо сказать, что возникший в XIX веке интерес к «историзму», и истории русской архитектуры в частности, вызвал к жизни и еще несколько линий использования достижений древнего русского зодчества. О чем — в следующий раз.

Посвященная истории деревянного зодчества, современной архитектуре и практике сохранения храмовых построек Русского Севера. Впервые феномен русской деревянной архитектуры демонстрируется в его эволюции - от XV до XXI века. Выставка продлится до 22 декабря.


___

В Музее архитектуры имени А. В. Щусева открывается масштабная выставка, посвященная не столько деревянному зодчеству, сколько его спасению

Экспозиция позволяет проследить, как видоизменялась деревянная архитектура в России на протяжении веков, как велось изучение этого вида зодчества, как приходило осознание необходимости его сохранения, консервации и реставрации. Архитектурная графика, чертежи, макеты, фотографии, предметы декоративно-прикладного искусства и архивные материалы рассказывают о первых экспедициях и исследователях древнерусского зодчества, о музеях под открытым небом, о храмовой и народной архитектуре. О возрождения деревянных храмов Русского Севера говорит представленный в экспозиции опыт работы общественной организации «Общее дело» в Архангельской, Вологодской, Ленинградской областях и Карелии. Музей архитектуры представил не только хорошо известное, как, например, знаменитую Церковь Преображения Господня в Кижах, построенную без единого гвоздя и ставшую символом всего русского деревянного зодчества, но и мало кому известное. Национальный романтизм, скажем, навеянный очарованием родных городков и весей был так люб в начале прошлого века русскому обществу. Проекты затейливых дач-теремов, сделанные лучшими архитекторами того времени, и сегодня поражают воображение. Но век их был недолог, и скоро те же лучшие архитекторы стали проектировать совсем незатейливые деревянные павильоны для выставок народного хозяйства, дворцы культуры для пролетариата и колхозников, и даже… саркофаг для усопшего вождя. В то же время, нельзя не признать, выдающимся деревянным сооружением в стиле сталинского ампира был, судя по макету, цирк в Иванове, построенный в начале 1930-х и разрушенный, к сожалению, 40 лет спустя… / По материалам СМИ


2.

«Русское деревянное». Во дворе музея


3.


4.

Мария Уткина, куратор выставки «Возрождение. Деревянные храмы Русского Севера»


5.

Фотография предоставлена Музеем архитектуры, 2015


6.

Выставка «Возрождение. Деревянные храмы Русского Севера»


7.

Выставка «Возрождение. Деревянные храмы Русского Севера»


8.

Выставка "Русское деревянное. Взгляд из XXI века". Фотография предоставлена Музеем архитектуры, 2015


9.

Выставка "Русское деревянное. Взгляд из XXI века"


10.

В центре проекта — храмы и часовни, многие из которых были утрачены


11.

Выставка «Возрождение. Деревянные храмы Русского Севера»


12.


13.


14.

Экспозиция раздела «Эпоха модерна»


15.

Церковь Флора и Лавра, 1775, Ростовский приход, Архангельской области (макет 1976, автор В.И. Садовников)


16.

Фрагмент декора крестьянского дома И.И. Мельникова второй половины XIX века, Нижегородская область


17.

Фрагмент главы церкви Иоанна Богослова на Ишне, 1687, Ярославская область (копия). Выставка "Русское деревянное. Взгляд из XXI века".


18.

Ф.О. Шехтель - павильоны России на международной выставке в Глазго, 1901 г.


19.

Успенская церковь, 1774, г. Кондопога, Карелия (макет 1980, автор В.И. Садовников)


20.

Троицкая церковь, 1727, с. Нёнокса, Архангельская область (макет 1977, авторы В.И. Садовников, В.В. Суслов)


21.

Погост Кижи, ансамбль XVIII века (макет 1947 года). Выставка "Русское деревянное. Взгляд из XXI века".


22.

Погост Кижи, ансамбль XVIII века (макет 1947 года)


23.

Макеты памятников деревянного зодчества из Архангельской и Вологодской областей и из Якутии (автор В.И. Садовников)


24.

К.С. Мельников «Павильон «Махорка» на ВСХиКП выставке 1923 года» (макет 1982 г.)


25.

Деревянное зодчество Русского Севера. Древо жизни

Музей архитектуры имени Щусева готовит масштабный выставочный проект "Русское деревянное". Как следует из названия, он посвящен русскому деревянному зодчеству. Выставка охватывает период от XV до XXI века. В трех экспозиционных залах музея рассказывается об истории русского деревянного зодчества, восстановлении деревянных храмов Севера и о практике современной архитектуры.

Русское деревянное зодчество - один из тех символов, по которым Россию узнают во всем мире. Если выбирать среди самых известных архитектурных ансамблей, то на первом месте, безусловно, окажется знаменитый Кижский погост на Онежском озере. Именно туда едут иностранцы, чтобы увидеть настоящее русское чудо - величественный храм Преображения, построенный в 1714 году, как гласит предание, без единого гвоздя. Церковь увенчана 22 главами, каждая из которых покрыта осиновым лемехом.

"Таким наиболее известным многопридельным храмом является собор Покрова на Рву на Красной площади. Мы не можем сказать, что это прямое воздействие одного собора на другой, но вот эта идея, которая существовала в одном из главных столичных соборов, безусловно, могла повлиять в какой-то степени и на создание этого сложного сооружения", - рассказывает старший научный сотрудник Музея архитектуры имени Щусева Юлия Ратомская.

В музее можно даже увидеть целую луковичную главку, привезенную специально для выставки. Но, разумеется, не из Кижей. Ансамбль является памятником всемирного наследия ЮНЕСКО. Один из критериев - "совершенная гармония с окружающим ландшафтом". Это смело можно отнести ко всему русскому деревянному зодчеству.

На выставке демонстрируются макеты сразу нескольких храмов, преимущественно Русского Севера. В музее можно увидеть и примеры авангардного использования дерева в ранние советские годы: мавзолей Ленина, проект пожарной части для деревни, купальня на Москве-реке.

"В такие тяжелые годы, когда трудно было строить из кирпича и камня, после войны, перед войной, опять обратились к дереву. И оно стало использоваться, и уже были очень оригинальные решения", - комментирует куратор выставки Ирина Чепкунова.

Открытие русского деревянного зодчества не просто как бытовой среды, а как феномена мировой архитектуры состоялось лишь в конце XIX века. Именно тогда стали организовывать первые экспедиции на Север, где деревянных построек сохранилось больше всего. Тогда же Россия впервые решила использовать русское деревянное зодчество как своеобразный фирменный стиль на международных площадках. Это проекты русских павильонов в Париже и Вене. В наше время не только государство охраняет выдающиеся ансамбли наподобие Кижей. Один из разделов выставки "Русское деревянное" посвящен сохранению храмов Русского Севера благодаря усилиям волонтеров.

3 сентября 2015 года в Государственном музее архитектуры им. А.В. Щусева стартует масштабный выставочный проект, демонстрирующий феномен русской деревянной архитектуры как на музейных, так и на современных материалах. Программа лекций, дискуссий, экскурсий и мастер-классов распланирована до конца ноября — archspeech, как всегда, выбрал самое интересное.


Понять, как случилось, что деревянное русское зодчество стало культурным явлением мирового уровня

От XV века до сегодняшнего дня — проект подобного масштаба, показывающий развитие русского деревянного зодчества и эволюцию самого отношения к нему на протяжении шести столетий, пожалуй, представляется впервые. Первая большая выставка, посвященная деревянному зодчеству, состоялась в Музее архитектуры в 1980 году, но даже за 35 лет в этой сфере произошли серьезные изменения. Многие памятники русской деревянной архитектуры на сегодняшний день безвозвратно утрачены. Осознание необходимости их сохранения, консервации и реставрации происходило постепенно, медленнее, чем хотелось бы, и сегодня, в начале третьего тысячелетия, мы, кажется, наконец готовы оценить значение деревянного зодчества в истории отечественной культуры и его перспективы в нашем ближайшем будущем.

Именно многовековой эволюции «русского деревянного» будет посвящена экспозиция в парадной анфиладе музея: как видоизменялась деревянная архитектура в России на протяжении истории, как развивалось изучение деревянного зодчества и рос интерес к нему со стороны всего мира. Архитектурная графика, чертежи, макеты, фотографии, предметы декоративно-прикладного искусства и архивные материалы расскажут о первых экспедициях и исследователях древнерусского зодчества, о музеях под открытым небом, о храмовой и народной архитектуре, о русских павильонах для международных выставок конца XIX — начала ХХ веков, о постройках в неорусском стиле конца XIX века и авангардных клубах 1920-1930-х годов.

Отдельного внимания заслуживает подготовленный к выставке каталог-исследование, презентация которого состоится в середине октября. В его создании принимали участие виднейшие российские специалисты по реставрации деревянного зодчества, истории архитектуры и издании книг и каталогов просветительско-культурной направленности.

Где : Анфилада ГМА им.А.В.Щусева на Воздвиженке
Когда : 3 сентября — 22 ноября 2015 — выставка «Русское деревянное. Взгляд из XXI века»;
середина октября (дата уточняется) — презентация каталога выставки.


Узнать, «где русский человек может осознать истоки своей культуры и духовного развития»

Это цитата из описания к полнометражному документальному фильму «Атлантида Русского Севера» — одного из немногих кинопроектов, полностью созданных на средства краудфандинга с помощью ресурса planeta.ru (кстати, прямо сейчас в таких же неравнодушных «вкладчиках» нуждается очередной номер архитектурного журнала archmag.ru, посвященный опять-таки Русскому Северу ). Тема, очевидно, затрагивает многих, причем в самом широком аспекте, потому что архитектурные традиции Русского Севера невозможно изучать в отрыве от уклада и характера живущих здесь людей — цитируя рецензию к вышеупомянутому фильму от журнала «Афиша», на «территории, сформировавшейся и существующей будто в параллельном мире по своим собственным неписаным законам».

В августе лента идет в широком прокате, однако у посетителей Музея архитектуры будет возможность попасть на закрытый показ. Он состоится в рамках «Деревянного уикенда» 9 октября во флигеле «Руина». И, признаться, лучшего места для знакомства с подобным фильмом не найти — открывающаяся здесь выставка называется «ВОЗРОЖДЕНИЕ. Деревянные храмы Русского Севера».

Проект куратора Марии Уткиной расскажет о деревянных храмах и часовнях Архангельской, Вологодской, Ленинградской областях и Карелии.

Неслучайно соорганизатором выставочного проекта «Русское деревянное» выступил Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи». Кижи, Валаам, Соловки, Малые Корелы — заветные точки на карте для всех интересующихся деревянным зодчеством, которые приезжают сюда со всего света — и Старого, и Нового. Одним из таких энтузиастов стал профессор современной архитектуры из США Уильям Брумфилд, посвятивший русскому зодчеству 40 лет своей жизни.

Этим летом вышла его книга «Архитектура на краю земли», вдохновленная русскими северными красотами и местными деревянными «чудесами». Издание, рассчитанное на американскую аудиторию, — сочетание результатов многолетних искусствоведческих изысканий с мастерскими фотоработами самого Брумфилда. В конце сентября профессор лично представит свой труд московской публике, а на выставке в «Руине» будет экспонироваться целый ряд его фотографий — совсем недавно он подарил Музею архитектуры порядка 400 авторских отпечатков.

На большинстве из них — «архитектура на краю гибели»: «жемчужины» деревянного зодчества, находящиеся на грани уничтожения. Благодаря усилиям волонтеров некоторые храмы удалось восстановить и сохранить. И хочется верить, что после выставки желающих внести свой посильный вклад станет значительно больше.

Где : Флигель «Руина» ГМА им. А.В.Щусева на Воздвиженке
Когда : 9 октября, 19.00 — показ фильма «Атлантида Русского Севера»;
конец сентября (дата уточняется) — лекция Уильяма Брумфельда и презентация книги «Архитектура на краю земли»;
3 сентября — 22 ноября 2015 — выставка «ВОЗРОЖДЕНИЕ. Деревянные храмы Русского Севера»


Убедиться, что дерево — это по-настоящему авангардный материал

Ошибочно было бы полагать, что деревянная архитектура — это исключительно музеифицированная история. Дерево как строительный материал во все времена использовалось в самых передовых проектах: чего только стоят постройки для разного рода выставок всероссийского и международного масштаба — от Павильона Крайнего Севера в Нижнем Новгороде Льва Кекушева (1896) до русских павильонов Федора Шехтеля в Глазго (1901) и «Махорки» Константина Мельникова на Всероссийской сельскохозяйственной выставки в Москве (1923).

Даже гений металлоконструкций, инженер Владимир Шухов, в определенный период своей жизни обратился к дереву. Мера была скорее вынужденной, поскольку в 20-е годы прошлого века в Советском Союзе металла катастрофически не хватало. Но Шухов однозначно опередил свое время и успешным строительством деревянных перекрытий, трубопроводов и башенных кранов наглядно доказал, что дерево не сдает позиций перед индустриальными конкурентами. А сегодня, в связи с курсом на экологичность и энергоэффективность, наиболее перспективным даже и в многоэтажном строительстве представляется возведение .

Где : Анфилада ГМА им. А.В.Щусева на Воздвиженке
Когда : 3 сентября — 22 ноября 2015 — выставка «Русское деревянное. Взгляд из XXI века»


Почувствовать «русское аутентичное» в шедеврах современного деревянного зодчества

Итак, дерево — очень востребованный и неизменно современный материал: из него строят и частные дома, и общественные сооружения, а также новые храмы, мосты, парковые павильоны, концертные и выставочные залы, гостиничные комплексы, объекты современного искусства. «Новейшую деревянную историю» на выставке представляет проект «3×3» с участием трех современных архитекторов: Светланы Головиной, Николая Белоусова и Тотана Кузембаева. Все они активно работают именно с деревом, строя офисы, дома, дачи, гостиницы и клубы и по-своему оригинально интерпретируя традиции и обращаясь к новым технологиям. В дни открытия выставки эти архитекторы будут сами представлять свои работы и участвовать в общественных дискуссиях. А во время «Деревянного уикенда» Музей архитектуры организует экскурсию в «Курорт Пирогово» — бывший советский санаторий, на территории которого по инициативе девелопера Александра Ешкова в начале 2000-х сформировалась звездная «архитектурная коллекция». В поселке, генеральный план к которому проектировал Евгений Асс, появились постройки тех же Кузембаева и Белоусова, Александра Бродского, Юрия Аввакумова, Николая Лызлова, Алексея Козыря, Бориса Бернаскони. За самобытной русской деревянной архитектурой нового поколения — однозначно сюда.


Где
Когда : 3 сентября — 22 ноября 2015 — проект «3×3»

Где : Аптекарский приказ ГМА им. А.В.Щусева на Воздвиженке
Когда : 3/4 сентября 2015, 19.00 — artist talk со Светланой Головиной, Тотаном Кузембаевым и Николаем Белоусовым

Где : «Курорт Пирогово»
Когда : 11 октября 2015, 11.00-16.00 — автобусная экскурсия с Денисом Ромодиным


Познакомиться с творчеством молодых и перспективных бюро, сделавших ставку на дерево

Фактически сразу после открытия выставки Москва будет праздновать День города, и 5 сентября Музей архитектуры приглашает всех на «Деревянный маркет». Во дворе музея молодые команды архитекторов и дизайнеров будут не только продавать готовые «дизайнерские штучки», но и изготавливать из прямо на глазах у изумленной публики. Например, студия After-Form, специализирующая на параметрическом дизайне, обещает в этот день сделать эффектную деревянную скамью. Приходите — непременно найдете для себя что-нибудь особенно «близкое к телу».

Заслуживают безусловного внимания и идеи молодежи на более концептуальном уровне. Возвращайтесь в музей через месяц — на октябрьский «Деревянный уикенд». В формате печа-куча, с короткими докладами не более 10 минут, своими проектами поделятся такие бюро, как «Народный архитектор», megabudka, Form и другие. Многие из них уже успешно реализованы, что лишний раз подтверждает актуальность дерева в современном контексте.

Где : Двор Музея архитектуры
Когда : 5 сентября 2015, 11.00-20.00 — «Деревянный маркет»;
10 октября 2015, 17.00 — печа-куча с молодыми архитекторами


Развлечь собственных детей

В День города, пока родители будут подыскивать что-нибудь деревянное для себя, детская студия музея вместе с участниками маркета устроит целый ряд увлекательных мастер-классов. Каких именно — пока секрет, но длиться они будут целый день, до закрытия экспозиции.

А во время «Деревянного уикенда» самых юных любителей деревянного зодчества ждет еще один мастер-класс — от Айрата Багутдинова и его образовательного проекта «Москва глазами инженера». Впрочем, организаторы обещают, что тематических мероприятий для детей будет гораздо больше — следите за обновлением программы!

Где : Двор Музея архитектуры
Когда : 5 сентября 2015, 11.00-20.00 — детские мастер-классы;
10 октября 2015, 13.00 — мастер-класс Айрата Багутдинова

Где : Детская комната / Анфилада, зал № 8, ГМА им. А.В.Щусева на Возвиженке
Когда : 19 сентября 2015 — мастер-класс дизайн-студии «Шуша» (другие мастер-классы в процессе формирования)


Сформировать и высказать свое мнение о месте деревянного зодчества в современном мире

В завершении выставки, 21 ноября, в Музее архитектуры состоится одноименная с ней дискуссионная панель. Список участников — так же широк, как спектр затрагиваемых проектом различных аспектов. Это и представители музея Ирина Коробьина и Ирина Чепкунова, и архитекторы — Александр Бродский, Илья Уткин, Николай Белоусов, Олег Шапиро, Антон Кочуркин, Александр Асадов. Все они представляют деревянную архитектуру — такую стилистически разную, но такую актуальную!

Где : ГМА им. А.В.Щусева на Воздвиженке
Когда : 21 ноября 2015 (время проведения дискуссионной панели уточняется)

Изображения Музей архитектуры им. Щусева

В прошлую пятницу случилась у нас очередная выставка народного творчества в музее деревянного зодчества под Иркутском.Съехались мастера со всей Иркутской области,привезли музыкальные коллективы,мастеров и их произведения.Очень люблю такие мероприятия,стараюсь не пропускать. Открытие,праздничное шествие

Песни,пляски,было весело несмотря на дождик

скульптуры из кедра вырезает мастер из деревни Мышелёвка(красивое название,правда?).Приезжала на выставку делегация во главе с министром транспорта Китая и нашим российским министром транспорта(что-то они заключали,какие-то договоры подписывали по нашему аэропорту,ну а устав от работы вечерком в музей поехали на весёлый сибирскои народ посмотреть.)Увидели чудесные скульптуры,и купили у мастера сразу две,поторговавшись при этом.Мастер продавал по 3тыс,а наш министр посчитал видимо,что дорого ему,попросил две за 5,и когда получил согласие,купил и одну тут же подарил своему китайскому коллеге. Вы бы видели лицо китайского министра! Он так удивился и по-детски обрадовался,чуть не захлопав в ладоши! Видимо,ему никто никогда не дарил таких чудесных подарков ручной работы..Вообще дядька забавный,ходил всем улыбался и делал ручкой приветствие.Мы все в ответ как истинно доброжелательные сибиряки так же ему делали ручкой,а я вообще обнаглела и даже ему подмигнула,ну уж очень он мне понравился своей искренностью и детской улыбкой на лице.А потом дома мне муж сказал,что все они сначала улыбаются,потому что китайцы просто так улыбаться не будут,то им лес подавай,то воду байкальскую почти даром давай,и вообще все они шпионы и нечего их пускать без разбору(он у меня человек военный и часто в иностранцах ему шпионы мерещутся). С министрами приезжала целая свита из нескольких автобусов,я столько китайцев давно не видела.Фотографировались со всеми нашими коллективами в народных костюмах.
ну и самое моё любимое-изделия мастеров

МК по ткачеству.Все коврики тканые,и те с маками,и с подсолнухами,и бабушкины половички

пальто и куртки тоже тканые.
полотенца вышитые.Обожаю филейную кайму,такая красота! Сама когда-то такую вязала.
а это коврик с вплетёными душистыми травами


ну и ещё немного.что я успела заснять в перерыве между дождичками







больше всего люблю на таких праздниках атмосферу радости.несмотря на погоду,взаимного интереса и отношения мастеров друг к другу.и ВАМ ЖЕЛАЮ ХОРОШЕГО НАСТРОЕНИЯ и спасибо всем за внимание.