Биография и удивительное творчество франца кафки. Франц Кафка

  • 13.08.2019

Творчество Франца Кафки

У. Эко о романе Кафки "Процесс" Замечания вымышленного редактора по поводу известных текстов. в цикле "Внутренние рецензии": "Очень даже неплохая книжка, детектив немножко с хичкоковским уклоном. Хорошее убийство в финале. В общем, книга найдет своего читателя. Но такое впечатление, будто над автором тяготела какая-то цензура. Зачем непонятные намеки, почему бы не назвать своими именами и героев, и место действия? И по какой все-таки причине имеет место этот "процесс"? Основательно прояснить темные места, конкретизировать описания, приводить факты, факты и еще раз факты. Выявятся пружины происходящего, усилится "саспенс". Молодые писатели считают, что шикарнее писать "один человек" вместо "господин такой-то в таком-то месте и в такой-то час", и воображают, будто это поэтично. Ну ладно. Если поддается доработке - доработаем, в противном случае - отклоним".

Кафку одновременно называют австрийским и немецким писателем, но в обоих случаях - классиком и величайшим писателем нашего времени. И это не случайно. Влияние прозы Кафки, особенно его романов "Процесс" и "Замок", на литературу ХХ века было чрезвычайно широко (пик популярности в Западной Европе приходится на 50-60-е гг., в России в это время Кафка - запрещенный писатель Виктор Топоров: «Два рассказа, напечатанные в «Иностранной литературе», всколыхнули всю читающую публику. Однотомник Кафки 1965 года (на десятилетия остававшийся единственным), в который вошли роман «Процесс» и рассказы, стоил на черном рынке от 25 до 100 рублей - то есть от билета в купейный вагон по маршруту Ленинград-Симферополь до авиабилета Ленинград-Владивосток. За Кафку буквально дрались, Кафку крали у друзей в общем-то добропорядочные люди - и рвали на этом дружеские отношения, за возможность взять почитать Кафку отдавались тургеневские девушки… Но и не прочесть Кафку было нельзя - не прочитавших беспощадно презирали и в приличные дома не пускали».) и вызвало если не целое направление в литературе, то общее желание изменить смысл литературы. Кафка, который при жизни не принадлежал ни к одному литературному течению, сумел выразить всеобщие устремления модернистского искусства ХХ в. Он одним из первых в сфере художественной прозы обратился к темам абсурда и разорванного сознания В русской литературе параллель - Гоголь. . Специфика прозы Кафки заключается в том, что новое содержание (т.е. нелогичное, иррациональное, фантасмагорическое, абсурдное, "сновидческую" реальность) воплощается в нарочито логичной, ясной, аскетичной форме, при этом Кафка полностью сохраняет традиционную языковую структуру, связность и причинно-следственную логичность. Иначе говоря, с помощью традиционных классических приемов Кафка изображает "нереальные" ситуации, и его герои могут логично на протяжении нескольких страниц рассуждать о нелогичных, просто невероятных вещах как о самых обыкновенных, при этом авторский комментарий отсутствует, дана только точка зрения героя, и читатель должен полагаться на собственный опыт. В результате возникает эффект: "все ясно, но ничего непонятно"; чувство шока, дискомфорта, безумия, иначе - "кафкиана", скрытая ("перманентная") революция в прозе. Самые неправдоподобные и абсурдные события у Кафки, как, напр., превращение человека в насекомое в "Превращении" изображаются настолько обстоятельно и подробно, с большим количеством натуралистических деталей, что в конечном счете возникает ощущение их нерушимой достоверности.

Феномен Кафки и "кафкиана" неоднократно становились предметом размышления писателей и философов ХХ века. Так, готовя очерк к десятой годовщине со дня смерти Кафки, Вальтер Беньямин завязывает переписку с Гершомом Шолемом, Вернером Крафтом и Теодором Адорно, а также беседует о Кафке с Бертольдом Брехтом. Шолем объясняет прозу Кафки с позиций каббалистики, Адорно находит у Кафки недостаток диалектики (в ее гегелевском понимании), Брехт вписывает Кафку в широкий социальный контекст, Крафт указывает на более сложную связь текстов Кафки с законом и его представителями. Эжен Ионеско, французский драматург, создатель "театра абсурда" говорил о Кафке:.

На оригинальную и уникальную прозу Кафки оказали влияние Гофман и Достоевский, а из философов - Шопенгауэр и особенно Кьеркегор, которого Кафка считал наиболее себе близким. Художественной манере Кафки присущи строгость и прозрачность формы, строгая логика развития мысли и сюжета, аллегоричность и многозначность, сочетание фантастики и реальности. Мир часто изображается у Кафки без указания конкретных примет времени и места, однако этот вневременной нереальный мир построен по реальным законам общества. Кафка часто прибегает к гротеску, аллегории и притче как к средствам сатирического иносказания и философского обобщения. Кафку называют мастером иносказания. По мнению Вальтера Беньямина, в прозе Кафки вечные, архетипические ситуации, которые Кафка не столько сам сочинил, сколько пересказал, сумев извлечь их из неких глубинных пластов (коллективного бессознательного?).

Вся за редкими исключениями проза Кафки в той или иной степени имеет притчевый характер (см., напр., новеллы "Как строилась великая китайская стена", "Голодарь", "В исправительной колонии"). Универсальная архетипическая притчевая модель текста предполагает следующие характерные черты:

полисемантичность - наличие многих равноправных смыслов, возможность различных толкований текста, т.е. текст имеет одновременно несколько "правильных" толкований;

многоуровневость - наличие второго, скрытого уровня текста, или иначе - подтекста. Как правило, на уровне подтекста зашифрован поучительный смысл текста, обычно связанный с вопросами морали. В результате прочтения текста читатель должен самостоятельно прийти к выводу, сделать усилие и возвести частное к общему, наполнить аллегорические условные абстрактные фигуры собственным индивидуальным содержанием, автобиографическим опытом В иудейской религиозной традиции - толкователи Св. текста - мудрецы - полагались на доскональное знание текста и собственный жизненный опыт. .

Кафка сохраняет в своей прозе все особенности жанра притчи (напр., новелла "Превращение", романы "Замок", "Процесс"). Более того, американский поэт Уистен Хью Оден считает, что Кафка - мастер притчи в чистом виде.

Центральные темы прозы Кафки - это связанные друг с другом тематические комплексы 1) "вины, страха, одиночества, наказания / возмездия" и 2) "силы и власти, закона". Каждое из понятий в этих тематический связках многозначно и амбивалентно.

Притча всегда имеет универсальный и автобиографический, личный смысл, поэтому биографические сведения об авторе притчи могут помочь при истолковании текста, направить читателя и уберечь его от неправильного прочтения.

Своему другу Максу Броду Душеприказчик Франца Кафки писатель и философ Макс Брод написал биографию Кафки, прокомментировал его прозу и письма, также ему принадлежат работы «Отчаяние и спасение в творчестве Франца Кафки" и «Вера и учение Франца Кафки (Кафка и Толстой) » и биографический роман с главный героем, чьим прототипом является Кафка. Кафка завещал сжечь три неопубликованных при его жизни романа ("Без вести пропавший" ("Америка", 1912-1914, опубл. в 1927)), "Процесс" (опубл. в 1925), "Замок" (опубл. в 1926), все рукописи и тетради. Однако Макс Брод не исполнил его воли, и в настоящее время опубликованы не только все романы Кафки, его новеллы, рассказы-притчи, но даже дневники и письма (с комментариями Макса Брода). Сам Кафка не хотел публиковать свои произведения по разным причинам. Одна из них - Кафка считал свою прозу недостойной внимания публики. Кафка был очень неуверенным в себе человеком со множеством комплексов. В детстве он был слабым, тщедушным мальчиком, который боялся отца, учителей, мальчишек на улице. Другая причина - интимно-личное содержание прозы. Биографы Кафки и его первый биограф, друг Кафки Макс Брод находят множество скрытых, зашифрованных автобиографических элементов в метафорической прозе Кафки. Они считают, что во всех своих произведениях Кафка описывает собственные страхи и кошмарные сны. Третья причина - боязнь умножения зла в материальном мире, т.к. проза Кафки насыщена т. н. "злыми образами" (диаволическими), чувствами отчаяния и безысходности.

Чувство неукоренённости, бездомности и одиночества - лейтмотивы творчества Кафки - преследовали его самого всю жизнь. Он еврей по национальности ("нация изгнанных"). Родители Кафки - немецкоязычные евреи, мать происходит из семьи раввинов (рабби - учителей-мудрецов). Несомненно, в своих притчевых текстах Кафка продолжает библейскую религиозно-философскую традицию притчи. В юности Кафка был равнодушен к иудаизму, в зрелые годы он самостоятельно изучает иврит и даже хочет уехать в Палестину. Макс Брод считает, что Кафка был глубоко религиозен, и предлагает религиозно-эзотерическую интерпретацию его творчества.

Кафка чех по месту рождения, он родился и почти всю жизнь прожил в Праге. Немец по языку - способу выражения мыслей - и австриец по культуре. Чехия в то время входила в состав Австро-Венгерской империи - монархии Габсбургов (время правления Франца Иосифа), распавшейся в 1918 г.

Кафка получил юридическое образование. По настоянию отца он изучает право в Карловом (Немецком) университете в Праге. В 1906 г. Кафка заканчивает университет и защищает диссертацию, получив в результате степень доктора права. В течение года Кафка проходит практику в суде, некоторое время работает в частном страховом бюро. С 1908 г. он начинает службу мелким чиновником в государственной страховой кампании, ведавшей страхованием рабочих от несчастных случаев. Обязанности Кафки заключались в контроле за техникой безопасности, написании отчетов и газетных статей о деятельности кампании. До обеда (служба заканчивалась в 14 часов) Кафка составлял различные бумаги на службе, после обеда отдыхал, а ночью - писал. Когда родители хотели заставить сына работать в лавке после обеда (отец Кафки занимался торговлей галантерейными товарами), то Кафка даже думает о самоубийстве. У Кафки были невероятно сложные отношения с отцом. См. "Письмо к отцу" (1919). Проблема взаимоотношения сына и отца - личная проблема Кафки - в его прозе решалась всегда как "виновный сын - правый, обладающий властью отец". Макс Брод считает, что чувство вины перед отцом затем выросло в чувство вины перед жизнью.

Кафка всю жизнь прослужил чиновником в страховой кампании, однако смысл своей жизни он видел только в творчестве. Работа в страховой кампании, конфликты с отцом, неудавшиеся попытки жениться, собственные сны, любой жизненный опыт - все становилось материалом для его прозы. Писать Кафка начал еще в университете, его самые первые художественные опыты - новеллы, "стихи в прозе", относятся к 1904 г. Сборник рассказов "Созерцание" - первая книга Кафки, которая вышла в 1912 г. с помощью Макса Брода. Помимо этого сборника при жизни Кафки также были изданы сборники рассказов "Сельский врач" (1919), "В исправительной колонии" (1919), "Голодарь" (1924).

В своем первом романе "Пропавший без вести" ("Без вести пропавший"), изданном в 19276 г. Максом Бродом под названием "Америка" Кафка обращается к теме "отец - сын". Его герой - 16-летний Карл Росманн изгнан из дому родителями (служанка родила от него ребенка). Он уезжает в Америку, штат Оклахома (букв. с индейского - "прекрасная страна"). Роман не был окончен. Однако, по замыслу автора, герой после ряда злоключений должен был вернуться на родину и найти своих родителей. Но предполагаемая оптимистическая трактовка - это только один из возможных вариантов разрешения ситуации, и далее поздние произведения Кафки, напр., также неоконченный роман "Замок" даже не будут предполагать подобного хеппи-энда. Кафку даже упрекали в том, что он не предлагает в своих произведениях никакого выхода.

В 1912 г. Кафка знакомится с Фелицей Бауэр. Их помолвка дважды расторгается. Чувство вины только усиливается. В письмах к другу Кафка жалуется на то, что никто из близких его не понимает, и невеста в том числе. В общей сложности знакомство с Фелицей продолжалось в течение 5 лет (с 1912 по 1914 гг.). Одна из причин разрыва - боязнь Кафки нарушить одиночество, необходимое для творчества. "В сущности, одиночество - моя единственная цель, мой самый большой соблазн. и несмотря на это - страх перед тем, что я так люблю", - писал Кафка. Тема одиночества в творчестве и жизни Кафки амбивалентна - он желает избавиться от одиночества и сохранить его одновременно. С одной стороны, одиночество - это трагическая участь человека, обреченного на непонимание, и связана она с наказанием. С другой стороны - знак избранности и непохожести на других.

Синтез тем "вины - страха (кошмарного сна) - одиночества" представлен в новелле "Превращение" (1912, опубл. в 1915), которая вместе с рассказом "Приговор" (1912, опубл. в 1913) и "Кочегар" (1913, под таким названием опубликована первая глава неоконченного романа "Пропавший без вести") должна была составить трилогию под общим названием "Сыновья".

В "Превращении" чувство одиночества, вызванное ощущением своей непохожести на других, приводит главного героя Грегора Замзу к полной изоляции, которую Кафка передает через изменение внешности, чтобы сделать ее более явной. Превращение Грегора - это прежде всего внутреннее превращение, которое показано через изменение внешнего облика.

В "Превращении" Кафка использует прием "материализации метафоры". Он берет буквальное значение стершихся устойчивых выражений (напр., "он потерял человеческий облик", "это как кошмарный сон") и реализует это значение как сюжет. В результате проза Кафки является метафоричной, при этом в самой ткани текста практически нет метафор, ее язык точный, ясный и предельно логичный.

Символический язык в новелле "Превращение" может быть истолкован также как символизм сновидения. В своей прозе Кафка часто опирается на "материал сновидений" и, соответственно, использует "логику сновидений". Особенность: страшный сон у Кафки начинается тогда, когда герой просыпается ("Превращение", "Процесс"). Алогичность, абсурдность и иррациональность содержания, возникновение вещей и людей неизвестно откуда - все это нарочито связно и рационально изложенное иррациональное содержание - результат ориентации на сновидческую реальность.

Романы-притчи "Процесс" и "Замок" также рассказывают о духовно-душевных превращениях. Над романом "Процесс" Кафка работает в 1914-1915 гг., над своим последним романом "Замок" - в 1921-22 гг. Основная тема этих романов - сила власти и закона (понимаемых в том числе как метафизическая Сила) и бессилие человека.

В романе "Процесс" главный герой Йозеф К. просыпается, но день, вместо того, чтобы начаться как обычно, внезапно развивается по логике кошмарного сна. Вместо служанки с утренним кофе появляются двое полицейских и сообщают, что Йозеф К. виновен и что его ждет суд. При этом вину героя они не называют, и читатель так и не узнает, в чем же герой виноват. О Йозефе К. сообщают, что он "ужасен при всей своей невиновности". Арест наложен на Йозефа формально, и он не мешает ему по-прежнему свободно передвигаться, выполнять служебные обязанности, но непостижимая сила Суда преследует его ежечасно. В конце концов Йозефа К. этот непостижимый тайный Суд привлекает Йозефа к ответу, его казнят - убивают, "как собаку". Абсурдность ситуации в том, что на месте вины в романе - пустота, пробел, однако это не мешает процессу разрастаться и в конце концов привести смертный приговор в исполнение. Йозеф К. принимает навязанные ему условия игры, причем он не выясняет истину, а ищет средства защиты как обвиняемый.

Развитие событий в "Процессе" было для Кафки всеобщей схемой, и в его прозе представлены различные варианты этой схемы: "сила , связанная с деформацией - вина , часто неизвестная и скорее метафизическая - бессилие человека , пассивность, если и есть проявление активности, то безрезультатное - наказание как возмездие (кара или награда)". Чувство вины у Кафки двойственно - 1) вина как отличительная особенность человека, это понятие связано с совестью и предполагает очищение;

2) знак несвободы. Сила в прозе Кафки, как правило, абстрактная и безличная - это сложная и разветвленная форма общества, она предельно бюрократизирована и в своей основе бесцельна. Единственное предназначение этой силы - подавление человека и внушение ему чувства вины. В "Процессе" эта сила - закон (см. "врата закона" из вставной притчи), в "Замке" - власть.

Неоконченная форма произведений (открытая форма романа, "минус-прием" в терминологии Лотмана) только усиливает ощущение безысходности, создает иллюзию бесконечности зла и нерешаемости коллизии.

Брод придает роману "Замок" дополнительное иное измерение: это человек стремится к Богу, стремится отчасти по собственным, отчасти - по распространенным среди людей правилам, но у Бога свои порядки, Он умонепостигаем и пути Его неисповедимы, проиграть Ему не стыдно, а стремление к Нему составляет единственный смысл человеческого существования.

Жизнь общества вторгается в личную жизнь человека, необходимость побеждает индивидуальную свободу. Обращаясь к проблеме "человек - общество", Кафка показал абсурдность и бесчеловечность бюрократизированного тоталитарного общества. Причем Кафка только сообщает о существующем или возможном положении вещей, изображает их так, чтобы вызвать у читателя чувство "тихого ужаса", но в его задачи не входило предложение путей выхода из такой ситуации, в том числе потому, что сам Кафка их не видел. Каждый читатель должен сделать вывод сам.

С другой стороны, важна реакция самого человека на механизм власти. Так, в романе "Замок" для того, чтобы запугать человека, Замку не нужно было ничего предпринимать: созданная им система срабатывает безукоризненно, потому что понятие власти и ее механизмы формируются в сознании самого человека. В результате человек не может принять достойно вызов власти и противостоять ей - он привык подчиняться. Сознание человека развращается, собственное "я" уничтожается, и человек добровольно превращается в механизм - "винтик" власти. Универсальный конфликт в прозе Кафки подается так: "человек ("чужой", "единица", "функция", "механизм") - окружающий мир ("другие", "бюрократизированная диктатура"). У Кафки - деперсонализация, "убывание" героя, который теряет свой человеческий облик или свое имя, и дегуманизация (А. Гулыга), отсутствие веры в человека, который, впрочем, не дает оснований для веры в него.

Один из возможных выводов из прозы Кафки - ответственность за происходящее в мире и с самим человеком нужно брать на самого себя, никто ее с человека не снимет и никто другой, даже самая высшая в мире инстанция, даже Бог, не облегчит ее. Если человек не использовал свои возможности, то и винить нужно самого себя. Одно из центральных положений философии экзистенциализма - философской базе модернистского искусства: "все начинается с каждого отдельного человека и его индивидуального выбора". Кафка, поднимая в своей прозе экзистенциальные проблемы, пишет о том же.

Литература ХХ в. характеризуется повышенным вниманием к внутреннему миру человека. Безусловно, Кафку также интересуют тонкие душевные переживания человека, но все таки больше внимания он уделяет обстоятельствам, условиям, которые формируют этот многообразный внутренний мир. При этом Кафка из всего многообразия сферы душевной жизни человека рассматривает только несколько аспектов: его интересуют возникновение и работа механизмов страха, вины, зависимости. Он рассматривает их в чистом виде - как абстрактные модели поведения.

Ощущение трагичности и абсурдности жизни сближает Кафку с экспрессионистами, но его проза по стилю скорее традиционная, чем авангардистская. Кафка "экспрессионист" по мироощущению. Его цель - выражение собственного внутреннего состояния, трагического и раздвоенного, затем эта внутренняя картина проецируется на внешний мир - результат проза Кафки.

В октябре 1915 г. Кафка получает премию Фонтане. Собственно премия была присуждена другому писателю - Карлу Штернхайму, который передал ее "молодому писателю" Францу Кафке за его рассказ "Кочегар", опубликованный в 1913 г. Эта премия для Кафки была и утешением, и источником страданий. В его дневниках ставшие уже привычными жалобы на бессонницу и головные боли, размышления о грехопадении только усиливаются: "Неистовство Бога по отношению к человечеству"; "Возьми меня, возьми меня, сплетение из тупости и боли". Кафка ставит себе в вину: "пороки, свойственные чиновникам: бессилие, экономность, нерешительность, привычку все просчитывать, предусмотрительность", "чиновничий дух, мальчишество, подавленную отцом волю".

Зимой 1916-1917 гг. Кафка живет в Праге на Алхимистенгассе, он называет свою квартиру "кельей истинного писателя". Нехватка угля. В результате появляется один из самых мистических рассказов Кафки "Всадник на котле (ведре)" (1917).

В 1917 г., в 34 года у Кафки открывается туберкулез и последние 7 лет жизни он частично проводит в санаториях Центральной Европы. Характерно, что свою болезнь Кафка объясняет психическими причинами. С одной стороны, он считает болезнь "наказанием", а с другой - видит в ней "спасенье от женитьбы". Макс Брод считает, что наиболее глубокими причинами болезни Кафки были: "длившееся годами возбуждение, старания вопреки всем препятствиям - служба и предполагаемая женитьба - полностью раскрыть свое творческое дарование и связанное со всем этим ослабление организма".

В 1921-1922 гг. Кафка во время работы над романом "Замок" (начало работы - март 1922 г.) переживает счастливый роман с Миленой Есенской - чешской журналисткой, жившей в Праге (см. "Письма к Милене"). По мнению биографов, эта любовная история нашла отражение в романе "Замок". Милену, чешку-христианку, т.е. представительницу "чужого мира" называют прототипом Фриды, а ее мужа Эрнста Полака, имевшего невероятную власть над Миленой, - прототипом Кламма. По мнению Кафки, основной чертой характера Милены было "бесстрашие". Милена Есенска умерла во время войны, в фашистском концлагере.

В 1923 г. Кафка знакомится с Дорой Димант, происходившей из семьи восточных хасидов. С 1923 г. Кафка вместе с Дорой живет в Берлине. Он чувствует себя счастливым, но его физическое состояние неуклонно ухудшается. Весной 1924 г. он отправляется в санаторий под Веной и там 3 июня 1924 г., не дожив одного месяца до своего 41-летия, умирает от туберкулеза гортани. Похоронен на еврейском кладбище в Праге.

кафка творчество проза классик

Литература

1. Романы; Новеллы; Притчи / Сост. и авт. Предисл.Б. Сучков. - М.: Прогресс, 1965. - 614 с.

2. Собрание сочинений: В 4 т. / Сост.е.А. Кацева; Вступ. ст., примеч. М.Л. Рудницкого. - СПб.: Северо-Запад, 1995.

3. Сочинения: В 3 т. / Предисл., сост. и коммент.д.В. Затонского. - М.: Худож. лит.; Харьков: Фолио, 1995;

4. Дневники и письма / Предисл. Ю.И. Архипова. - М.: ДИ-ДИК; Танаис; Прогресс-Литера, 1995;

5. Дневники. Пер. с нем.Е. Кацевой. - М.: Аграф, 1998.

6. Кафка. разрозненные листки // Звезда, 2001 № 9.

7. Брод Макс. Биография Франца Кафки // Звезда, 1997 № 6.

8. Брод макс. О Франце Кафке. - СПб: Академический проект, 2000.

9. Яноух Густав. Разговоры с Кафкой // Иностранная литература, 1983 №5.

10. Набоков В. Франц Кафка. Превращение // Иностранная литература, 1997 №11.

11. Беньямин Вальтер. Франц Кафка // Звезда, 2000 №8.

12. Бланшо М. От Кафки к Кафке. - М.: Логос, 1998.

13. Манн Ю. Встреча в лабиринте (Франц Кафка и Николай Гоголь) // Вопросы литературы, 1999 № 2.

14. Оден У.Х. Человек без "я" / Оден У.Х. Чтение. Письмо. Эссе о литературе. - М., 1998.

15. Гулыга Арсений. В призрачном мире бюрократии // Иностранная литература, 1988 №3.

16. Гулыга А. Философская проза Франца Кафки. - В кн.: Вопросы эстетики: Кризис западноевропейского искусства и соврем, зарубежная эстетика, М., 1968, с.293-322.

17. Карельский А. Лекция о творчестве Кафки // Иностранная литература, 1995 №8.

18. Затонский Д. Франц Кафка и проблемы модернизма. - М., 1972.

19. Затонский Д. Австрийская литература в ХХ веке. - М., 1985.

20. Затонский Д. "Эта гротескная Австрия…" // Иностранная литература, 1995 №12.

21. Днепров В. "Мифологический роман" Ф. Кафки / Днепров В. Идеи времени и формы времени. - Л., 1980. - С.432-485.

22. Батай Ж. Кафка // Батай Ж. Литература и зло. - М., 1994.

23. Камю А. Надежда и абсурд в творчестве Франца Кафки // Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство. - М., 1990.

24. Подорога В. А.

25. Итало Кальвино. Легкость.

26. Г. Гессе о Кафке: "Тайновенчанный король немецкой прозы".

Франц Кафка был одним из самых важных немецких писателей двадцатого века. Он провел всю свою жизнь в родном городе Праге — столице Богемии. Кафка славится своими гротескными историями и романами, многие из которых были опубликованы лишь посмертно, под редакцией его близкого друга Макса Брода. Работы Кафки, принадлежащие к различным литературным периодам, неизменно уникальные и популярны у широкого круга читателей.

Детские годы

Франц Кафка появился на свет 3 июня 1883 года в семье германоязычных евреев-ашкенази, проживающих на территории гетто в районе нынешней Праги. Он был первым ребенком в семье Германа и его жены Джулии, урожденной Лёви.

Его отец, сильный и громкоголосый, был четвертым ребенком Якова Кафки, мясника, приехавшего в Прагу из Осеки, еврейской деревни, расположенной на юге Богемии. Поработав некоторое время в качестве торгового представителя, он зарекомендовал себя как независимый розничный торговец мужских и женских галантерейных товаров, и аксессуаров. В деле было занято порядка 15 человек, а контора в качестве логотипа использовала знак «галочка», олицетворяющий значение фамилии на чешском. Мать Кафки была дочерью Якова Лёви, процветающего пивовара из Подебрады и была образованной женщиной.

Франц был старшим из шести детей. У него было двое младших братьев, умерших в младенческом возрасте, и три младших сестры: Габриэль, Валери и Оттла. На неделе, в рабочее время, оба родителя отсутствовали в доме. Его мать помогала управлять бизнесом мужа и работала по 12 часов в день. Дети в значительной степени были воспитаны чередой гувернанток и слуг. Сердечная мать была большой отдушиной для детей, но тенденция быть одиноким и замкнутым у Франца осталась на долгие годы. Именно от матери он унаследовал свою чувствительность и мечтательность. В своих литературных произведениях Кафка трансформировал полное отсутствие общения и понимания во взаимоотношениях между авторитетными людьми и маленьким человеком.

Он вырос в еврейской немецкоязычной общине, редко общаясь с чешскоязычными гражданами Праги. Несмотря на это он в течении своей жизни получил глубокое знание чешского языка и понимание литературы. Парень обладал серьезным характером и был мало разговорчив. Он говорил спокойным и тихим голосом, носил в основном темные костюмы, а иногда и черную круглую шляпу. Он старался не показывать публично свои эмоции. Более того, неверующий Кафка был аутсайдером даже в еврейской общине. Еврейская принадлежность была отмечена участием в бармицве в 13 лет и посещением синагоги с отцом четыре раза в год.

Тяга к сочинительству зародилась ещё в детстве. Ко дням рождений родителей он сочинял маленькие пьесы, которые ставили дома его младшие сестры, в то время как он сам выступал в качестве режиссера домашних спектаклей. Он был заядлым читателем.

Кафка и его отец

Отец Герман хотел воспитать своих детей в соответствии со своими идеалами. Он оставлял им мало места для личного развития, а все социальные контакты подростков строго контролировались. Особенно отец контролировал Франца и его младшую сестру Оттлу. Несмотря на дружественный и миротворческий характер матери, периодически возникали конфликты между Германом и детьми.

В своих письмах, дневниках и прозе, писатель многократно обращался к теме взаимоотношений с отцом. Герман, физически сильный, энергичный, волевой самодовольный холерик служил своего рода катализатором для своих детей. Застенчивый Франц становился все более тревожным, что в свою очередь делало его мишенью для отцовских насмешек. Этот порочный круг ему так и не удалось разорвать до конца дней.

В 1919 Кафка написал «Письмо моему отцу», где на более чем ста страницах описываются его конфликтные отношения с Германом. Он всей душой стремится к примирению, но считает, что это невозможно. Остается только надежда на мирное сосуществование. Его произведения «Метаморфоза» и «Суждение» характеризуют мощные фигуры отцов.

Годы образования

С 1889 года Кафка посещал начальную школу для мальчиков на улице Масна. Среднее образование было получено в немецкой государственной гимназии на Староместской площади, в которой он обучался с 1893 по 1901 год. Это была академическая средняя школа восьмигодичного уровня, где преподавание велось на немецком языке, размещавшаяся в Кинском дворце в Старом городе. Среди первых его друзей были будущие искусствовед Оскар Поллак и поэт, переводчик и журналист Рудольф Иллови. Семья жила в то время на улице Целетна. В подростковом возрасте он сказал своему школьному другу, что станет писателем. С этого времени начались его первые литературные попытки.

Сдав школьные выпускные экзамены Франц был принят в пражский университет, основанный Карлом Фердинандом в 1348 году. Обучение пришлось на период с 1901 по 1906 год. Он начал изучать химию, через пару недель переключился на немецкую литературу и философию, но перешел факультет, специализирующийся на изучение права во втором семестре. Это был своего рода компромисс между пожеланиями отца в получении сыном профессии с целью построения успешной карьеры и более длительным сроком обучения, дававшим Кафке дополнительное время для занятий исследованиями и изучения истории искусств. Во время обучения он был активным участником студенческого жизни, в рамках которой организовывалось множество публичных литературных чтений и других мероприятий. В конце своего первого курса учебы он встретился с Максом Бродом, ставшим его близким другом на протяжении всей своей жизни и с журналистом Феликсом Вельчем, который тоже изучал право. Студентов сблизила безграничная любовь к чтению и общность мироощущения. На этот период пришлось глубокое изучение трудов Платона, Гете, Флобера, Достоевского, Гоголя, Грильпарцера и Клейста. Особый интерес вызывала чешская литература.

В июне 1906 года он получил полное высшее образование, в свои 23 года став доктором юриспруденции. В октябре он начал трудовую карьеру, с обязательного для выпускников неоплачиваемого юридического практикума, и проработал год в качестве государственного служащего. В общей сложности 14 лет он проработал адвокатом в «Институте страхования от несчастных случаев трудящихся» в чешском королевстве.

Начало литературной деятельности

Франца удручал рабочий график с восьми утра до шести вечера, так как было чрезвычайно сложно совмещать работу, сопряженную с рутинной обработкой и расследованием компенсационных требований пострадавших рабочих с необходимой сосредоточенностью при работе над произведениями. Параллельно Кафка трудился над своими рассказами. Вместе со своими друзьями Максом Бродом и Феликс Вельчем они называли себя «близкий пражский круг». Будучи при этом трудолюбивым и исполнительным работником, Кафка иной раз уходил пораньше со службы, чтобы предаться сочинительству. В 24 Кафка опубликовал свои первые произведения в журнале, после чего рассказы были опубликованы в виде книги под названием «Размышления».

Самыми продуктивными для писателя стали годы после окончания университета. Его произведения были написаны вечерами после работы или ночью. Так появился на свет роман «Свадебные приготовления в сельской местности».

Кафка провел свой отпуск на севере Италии на озере Гарда с Максом и Отто Бродом. 29 сентября пражская ежедневная газета «Богемия» опубликовала небольшой рассказ «Аэропланы в Брешии». В 1910 году он начал вести записи в дневнике и интенсивно изучать иудаизм, сионизм, еврейскую литературу и собственные еврейские корни, овладел ивритом.

Два года спустя, он начал работать над романом «Пропавший без вести» и написал первые его главы. Работа прославилась с легкой руки Макса Брода, под названием «Америка». В том же году он занимался написанием романа и сборника из 18 коротких рассказов. За одну ночь был написан в 1912 году его первый большой рассказ «Приговор». История содержит все элементы, связанные с внутренним миром автора, в которой прикованный к постели авторитарный властный отец осуждает своего принципиального сына. Его следующая работа, завершенная в мае 1913 года, была рассказом «The Stoker», позже включенным в его роман «Пропавший без вести» и удостоенным литературной премии имени Теодора Фонтане в 1915 году, что явилось его первым общественным прижизненным признанием.

Если бы не старания его друга Брода, мир не узнал бы лучших романов Кафки. Редактируя их после смерти автора, Макс проигнорировал просьбу своего друга уничтожить все свои неопубликованные произведения после смерти.

Так, благодаря Броду свет увидели такие произведения, как:

  • «Америка»;
  • «Процесс»;
  • «Замок».

Зрелые годы

Кафка никогда не был женат. Согласно воспоминаниям его друга, его обуревало сексуальное желание, но страх перед интимными неудачами препятствовал личным отношениям. Он активно посещал бордели и интересовался порнографией. Близкие отношения в его жизни были с несколькими женщинами.

13 августа 1912 года Кафка встретился с Фелис Бауэр, дальней родственницей Брода, которая была в Праге проездом. Пять лет длились их отношения, перемежавшиеся с активной перепиской, два раза за этот период они подходили к рубежу брака. Женитьбе не суждено было случиться, и они разошлись в 1917 году.

В том же году у Кафки проявились первые симптомы туберкулеза. Во время рецидивов его поддерживала семья. Он переехал к сестре Оттле в северо-западную Богемию и посвятил время изучению творчества Кьеркегора. Он опасался возможных физических ограничений, вызванных болезнью, других он впечатлял опрятным и строгим внешним видом, тихими и спокойными реакциями, интеллектом и специфическим юмором. Он начинает записывать афоризмы. Позднее они были опубликованы в книге «Размышления о грехе, страдании, надежде и об истинном пути».

В октябре 1918 пала Австро-Венгерская империя и была провозглашена Чехословакия. Официальным языком в столице стал в чешский язык. Год принес автору и личные потрясения. Кафка заболел испанкой. Возникшая впоследствии физическая слабость негативно влияет на психику писателя. Кафка не доверял врачам. Он был сторонником натуропатии. Неспецифические симптомы, такие как бессонница, головные боли, проблемы с сердцем или потеря веса, которым он страдал, он объяснял психосоматией.

В это время зарождаются новые отношения с Джулиек Вохрыцек, происходившей из скромной купеческой семьи. Эта связь сильно огорчала отца, что натолкнуло Франца на написание обращения «Письмо моему отцу». Молодым не удалось снять жилье. Кафка увидел в этом знак и удалился. Весной 1922 года он написал «Голодный художник», а летом «Исследования одной собаки». Следующие страстные отношения с переводчицей и журналисткой Миленой Есенской не удались. Несмотря на несчастливое замужество возлюбленной она не готова была уйти от мужа. В 1923 году он расстался с ней. В период с 1920 по 1922 год здоровье ухудшилось, и Франц был вынужден уйти с работы.

В 1923 Кафка, восстанавливая здоровье на Балтийском море, встретил учителя детского сада Дору Диамант, девятнадцатилетняя дочь польских евреев. Дора, говорившая на идиш и иврит, очаровала писателя. Поразили естественная и скромная манера ее поведения при достаточно зрелых взглядах. Кафка покинул Прагу в конце июля 1923 года и перебрался в Берлин-Штеглиц, где написал свою последнюю, сравнительно счастливую историю «Маленькая женщина». Дора ухаживала за возлюбленным так, что ему в конце своей жизни, наконец удалось освободиться от влияния семьи. Именно в паре с ней у него возник интерес к Талмуду. Кафка написал свою последнюю работу «Жозефина, или мышиный народ», вошедшую в сборник «Голодарь». Однако его здоровье стремительно ухудшается. Он вернулся в Прагу за три месяца до своей смерти 3 июня 1924 года. В апреле он едет в санаторий, где подтверждается диагноз. На лечение ложится в университетскую клинику Вены, затем в санатории доктора Хьюго Гофмана в Клостернойбурге. Дора Диамант всячески опекает и поддерживает Кафку, который стремительно теряет вес, с трудом глотает пищу и не может говорить. 3 июня около полудня Кафка умер. Писатель был похоронен на еврейском кладбище в Праге.

Сегодня интересно-все.ру подготовил для вас интересные факты о жизни и творчестве мистического писателя.

Ф ранц Кафка

В мировой литературе его произведения узнаются из за уникального стиля. Про и о абсурде еще ни кто не писал, так красиво и интересно.

Б иография

Франц Кафка (нем. Franz Kafka, 3 июля 1883, Прага, Австро-Венгрия - 3 июня 1924, Клостернойбург, Первая Австрийская Республика) - один из выдающихся немецкоязычных писателей XX века, бо?льшая часть работ которого была опубликована посмертно. Его произведения, пронизанные абсурдом и страхом перед внешним миром и высшим авторитетом, способные пробуждать в читателе соответствующие тревожные чувства, - уникальное явление в мировой литературе.

Кафка родился 3 июля 1883 года в еврейской семье, проживавшей в районе Йозефов, бывшем еврейском гетто Праги (ныне Чехия, в то время - часть Австро-Венгерской империи). Его отец - Герман (Ге?ных) Кафка (1852-1931), происходил из чешскоязычной еврейской общины в Южной Чехии, с 1882 г. являлся оптовым торговцем галантерейными товарами. Фамилия «Кафка» чешского происхождения (kavka означает буквально «галка»). На фирменных конвертах Германа Кафки, которые Франц часто использовал для писем, изображена в качестве эмблемы эта, со вздрагивающим хвостом, птица.

Отношения Кафки со своим деспотичным отцом являются важной составляющей его творчества, преломлявшегося также через несостоятельность писателя как семьянина.

Кафка при жизни опубликовал четыре сборника - «Созерцание», «Сельский врач», «Кары» и «Голодарь», а также «Кочегар» - первую главу романа «Америка» («Пропавший без вести») и несколько других коротких сочинений. Однако главные его творения - романы «Америка» (1911-1916), «Процесс» (1914-1915) и «Замок» (1921-1922) - остались в разной степени незавершёнными и увидели свет уже после смерти автора и вопреки его последней воле.

Ф акты

Франц Кафка является одним из главных маскотов Праги.

маскот – от фр. mascotte - «человек, животное или объект, приносящий удачу»Персонаж-талисман

Франц Кафка - австрийский писатель еврейского происхождения, который родился в Праге, писавший, преимущественно, на немецком языке.

Музей Франца Кафки - музей, посвящённый жизни и деятельности Франца Кафки. Находится в Праге, на Малой Стране, слева от Карлова моста.

Экспозиция музея включает все первые издания книг Кафки, его переписку, дневники, рукописи, фотографии и рисунки. В книжном магазине музея посетители могут купить любое произведение Кафки.

Постоянная экспозиция музея состоит из двух частей - «Экзистенциальное пространство» и «Воображаемая топография».

«Между Испанской Синагогой и костелом Святого Духа в Старом городе находится необычный памятник - памятник знаменитому австро-венгерскому писателю Францу Кафке.
Бронзовая скульптура, изготовленная по проекту Ярослава Роны, появилась в Праге в 2003 году. Памятник Кафке составляет 3,75 метров в высоту, а весит он 700 килограмм. Памятник изображает писателя на плечах у гигантского костюма, в котором отсутствует тот, кто его должен носить. Памятник отсылает к одному из произведений Кафки «»История одной борьбы»». Это история о человеке, который верхом на плечах другого человека бродит по улицам Праги.»

При жизни, Кафка имел множество хронических заболеваний, которые подрывали его жизнь - туберкулез, мигрень, бессонница, запоры, нарывы и другие.

После получения докторской степени по юриспруденции Кафка всю жизнь исправно прослужил чиновником страхового общества, этим зарабатывал на хлеб. Он ненавидел свою работу, но много занимавшийся страховыми случаями в промышленности, первым изобрел и внедрил жесткую каску для рабочих, за это изобретение, писатель получил медаль.

Во дворе перед домом-музеем Франца Кафки установлен Фонтан-памятник писающих мужчин. Автором является Давид Черныи?, Чешский скульптор.

Франц Кафка опубликовал при жизни только несколько рассказов. Будучи тяжело больным, он попросил своего друга Макса Брода сжечь после смерти все его работы, включая несколько неоконченных романов. Брод эту просьбу не выполнил, а, наоборот, обеспечил публикацию произведений, принесших Кафке всемирную славу.

Рассказы и размышления писателя - отражение его собственных неврозов и переживаний, которые помогали ему преодолеть свои страхи.

Его романы «Америка», «Процесс» и «Замок» так и остались незавершенными.

Не смотря на тот факт, что Кафка был внуком кошерного мясника, ол был вегетарианцем.

У Кафки было два младших брата и три младших сестры. Оба брата, не достигнув и двухлетнего возраста, скончались до того, как Кафке исполнилось 6 лет. Сестер звали Элли, Валли и Оттла (все три погибли во время Второй мировой войны в нацистских концентрационных лагерях в Польше).

Замок” Франца Кафки признан одной из главных книг XX столетия. Сюжетный рисунок романа (поиски дороги, ведущей к Замку) весьма прост и одновременно предельно сложен. Он притягивает не в силу закрученных ходов и запутанных историй, а вследствие своей параболичности, притчевости, символической многозначности. Художественный мир Кафки, сновидчески зыбкий, захватывает читателя, затягивает в узнаваемо-неузнаваемое пространство, пробуждает и предельно усиливает ощущения, которые до этого были скрыты где-то в глубинах его потаенного “Я”. Каждое новое прочтение “Замка” – это новый рисунок пути, которым бредет в лабиринте романа читательское сознание…

“Замок” есть, вероятно, теология в действии, но прежде всего это индивидуальный путь души в поисках благодати, путь человека, который вопрошает предметы этого мира о тайне тайн, а в женщинах ищет проявлений дремлющего в них бога”.
Альбер Камю

“Все сочинения Кафки в высшей степени напоминают притчи, в них много поучения; но лучшие его творения подобны кристаллической тверди, пронизанной живописно играющим светом, что достигается иногда очень чистым, часто холодным и точно выдержанным строем языка. “Замок” – произведение как раз такого рода”.
Герман Гессе

Франц Кафка (1883-1924) – интересные факты от жизни всемирно известного австрийского писателя обновлено: Декабрь 14, 2017 автором: сайт


Немного информации для общего развития. Тем более, что по моему глубокому убеждению, творчество Кафки нелегко понять, не зная его биографию. Я несколько сократила статью из Википедии, оставив наиболее интересное. У кого появится желание, может прочитать всю статью .

Франц Кафка один из основных немецкоязычных писателей ХХ века, бо́льшая часть работ которого была опубликована посмертно. Его произведения, пронизанные абсурдом и страхом перед внешним миром и высшим авторитетом и способные пробуждать в читателе соответствующие тревожные чувства, — явление уникальное в мировой литературе....

Биография
Кафка родился 3 июля 1883 года в еврейской семье, проживавшей в районе Йозефов, бывшем еврейском гетто города Прага. Сам Кафка писал по-немецки, хотя чешский знал также прекрасно. Неплохо владел он также и французским, и среди четырёх людей, которых писатель, «не претендуя сравниться с ними в силе и разуме», ощущал «своими кровными братьями», был французский писатель Гюстав Флобер. Остальные три: Франц Грильпарцер, Федор Достоевский и Генрих фон Клейст. Будучи евреем, Кафка тем не менее практически не владел идишем и стал проявлять интерес к его изучению только к концу жизни.

У Кафки было два младших брата и три младших сестры. Оба брата, не достигнув и двухлетнего возраста, скончались до того, как Кафке исполнилось 6 лет. Сестер звали Элли, Валли и Оттла - все трое погибли во время Второй Мировой Войны в нацистских концентрационных лагерях в Польше. В период с 1889 по 1893 гг. Кафка посещал начальную школу (Deutsche Knabenschule), а потом гимназию, которую закончил в 1901 году сдачей экзамена на аттестат зрелости. Закончив Пражский университет, получил степень доктора права, а затем поступил на службу чиновником в страховом ведомстве, где и проработал на скромных должностях до преждевременного — по болезни — выхода на пенсию в 1922 г. Работа для писателя была занятием второстепенным и обременительным: в дневниках и письмах он буквально признается в ненависти к своему начальнику, сослуживцам и клиентам. На первом же плане всегда была литература, «оправдывающая всё его существование». В 1917 после легочного кровоизлияния завязался долгий туберкулез, от которого писатель умер 3 июня 1924 года в санатории под Веной.

Аскетизм, неуверенность в себе, самоосуждение и болезненное восприятие окружающего мира — все эти качества писателя хорошо задокументированы в его письмах и дневниках, а особенно в «Письме отцу» — ценной интроспекции в отношения между отцом и сыном и в детский опыт. Из-за раннего разрыва с родителями Кафка был вынужден вести очень скромный образ жизни и часто менять жилье, что наложило отпечаток и на его отношение к самой Праге и ее жителям. Хронические болезни изводили его; помимо туберкулеза, он страдал от мигреней, бессоницы, запоров, нарывов и других заболеваний. Он пытался противодействовать всему этому натуропатическими способами, такими как вегетарианская диета, регулярная гимнастика и употребление большого количества непастеризованного коровьего молока. Будучи школьником, он принимал активное участие в организации литературных и общественных встреч, прилагал усилия к организации и продвижению театральных спектаклей, несмотря на опасения даже со стороны его ближайших друзей, таких как Макс Брод, который обычно поддерживал его во всем остальном, и вопреки его собственному страху быть воспринятым отталкивающим как физически, так и умственно. На окружающих Кафка производил впечатление своим мальчишеским, аккуратным, строгим обликом, спокойным и невозмутимым поведением, а также своим умом и необычным чувством юмора

Отношения Кафки со своим деспотичным отцом являются важной составляющей его творчества, выливавшегося также через несостоятельность писателя как семьянина. В период между 1912-м и 1917-м годами он ухаживал за берлинской девушкой Фелицией Бауэр, с которой дважды был помолвлен и дважды расторг помолвку. Общаясь с ней главным образом через письма, Кафка создал её образ, который совсем не соответствовал действительности. И в самом деле они были очень разными людьми, что явствует из их переписки. В начале 1920-х годов он имел любовные отношения с замужней чешской журналисткой, писательницей и переводчицей его произведений — Миленой Есенской. В 1923 году Кафка, вместе с девятнадцатилетней Дорой Димант, на несколько месяцев переехал в Берлин, в надежде отдалиться от влияния семьи и сконцентрироваться на сочинительстве; затем он вернулся в Прагу. Здоровье в это время ухудшалось, и 3 июня 1924 г. Кафка умер в санатории под Веной, вероятно, от истощения. (Боли в горле не позволяли ему принимать пищу, а в те времена внутривенная терапия не была развита, чтобы кормить его искусственным путем). Тело перевезли в Прагу, где оно и было захоронено на Новом Еврейском Кладбище в районе Страшнице, в общей семейной могиле.

При жизни Кафка опубликовал всего несколько коротких рассказов, составивших очень малую долю его работ, и его творчество привлекло мало внимания, покуда посмертно не были изданы его романы. Перед смертью он поручил своему другу и литературному душеприказчику — Максу Броду — сжечь без исключения всё им написанное (кроме, возможно, некоторых экземпляров произведений, которые обладатели могли бы оставить себе, но не переиздавать их). Его возлюбленная Дора Димант действительно уничтожила рукописи, которыми она обладала (хотя и не все), но Макс Брод не подчинился воле усопшего и опубликовал бо́льшую часть его работ, которые вскоре начали привлекать к себе внимание. Всё его опубликованное творчество, кроме нескольких чешскоязычных писем Милене Есенской, было написано на немецком.

Кино по мотивам Кафки
Список неполный. Я включила только те фильмы, которые действительно стоит посмотреть. Список полностью можно посмотреть на той же Вики.

"Кафка" (1991) - реж. Стивен Содерберг
"Замок" (1997) - реж. Михаэль Ханеке
"Замок" (1994) - реж. А.Балабанов
"Превращение"(2002) - реж. Валерий Фокин (в главной роли Е.Миронов)


Критика Кафки.
Парочка критических статей по творчеству Кафки.

Найду еще что-нибудь интересное, обязательно добавлю.

Франц Ка́фка (нем. Franz Kafka, 3 июля 1883, Прага, Австро-Венгрия — 3 июня 1924, Клостернойбург, Первая Австрийская Республика) — один из выдающихся немецкоязычных писателей XX века, бо́льшая часть работ которого была опубликована посмертно. Его произведения, пронизанные абсурдом и страхом перед внешним миром и высшим авторитетом, способные пробуждать в читателе соответствующие тревожные чувства, — уникальное явление в мировой литературе. Кафка родился 3 июля 1883 года в еврейской семье, проживавшей в районе Йозефов, бывшем еврейском гетто Праги (ныне Чехия, в то время — часть Австро-Венгерской империи). Его отец — Герман (Ге́ных) Кафка (1852—1931), происходил из чешскоязычной еврейской общины в Южной Чехии, с 1882 г. был оптовым торговцем галантерейными товарами. Фамилия «Кафка» чешского происхождения (kavka означает буквально «галка»). На фирменных конвертах Германа Кафки, которые Франц часто использовал для писем, изображена в качестве эмблемы эта, со вздрагивающим хвостом, птица. Мать писателя — Юлия Кафка (урожденная Этл Леви) (1856—1934), дочь зажиточного пивовара — предпочитала немецкий язык. Сам Кафка писал по-немецки, хотя чешский знал так же прекрасно. Неплохо владел он и французским, и среди пятерых людей, которых писатель, «не претендуя сравниться с ними в силе и разуме», ощущал «своими кровными братьями», был французский писатель Гюстав Флобер. Остальные четыре: Франц Грильпарцер, Фёдор Достоевский, Генрих фон Клейст и Николай Гоголь. Будучи евреем, Кафка тем не менее практически не владел идишем и стал проявлять интерес к традиционной культуре восточноевропейских евреев только в двадцатилетнем возрасте под влиянием гастролировавших в Праге еврейских театральных трупп; интерес к изучению иврита возник только к концу жизни.В 1923 году Кафка вместе с девятнадцатилетней Дорой Димант на несколько месяцев переехал в Берлин в надежде отдалиться от влияния семьи и сконцентрироваться на сочинительстве; затем он вернулся в Прагу. Здоровье в это время ухудшалось: из-за обострившегося туберкулеза гортани он испытывал сильные боли и не мог принимать пищу. 3 июня 1924 г. в санатории под Веной Кафка умер. Причиной смерти, вероятно, стало истощение. Тело перевезли в Прагу, где оно и было захоронено 11 июня 1924 г. на Новом еврейском кладбище в районе Страшнице, в общей семейной могиле.