Дариус мийо биография. Биографии, истории, факты, фотографии

  • 13.06.2019
Похоронен
  • Saint-Pierre Cemetery [d]
Страна Франция Профессии Инструменты фортепиано Жанры опера , балет , симфония Аудио, фото, видео на Викискладе

Биография

Первый серьёзный композиторский опыт Мийо относится к 1913 году : он написал Струнный квартет и на его премьере сам исполнил партию первой скрипки. На войну Мийо не был призван из-за слабого здоровья, некоторое время он работал во «Франко-бельгийском обществе», оказывавшем посильную помощь беженцам.

Вот что сам Дариюс Мийо спустя четверть века писал об этом:

Свойства этой музыки таковы, что первоначально она производит впечатление неорганизованного хаоса звуков, о котором хочется высказаться резко отрицательно. Но, внимательно вслушиваясь в этот хаос, можно уловить в нём некие остро ритмизованные узоры и линии. Своеобразие Мило в необычайно свободном пользовании этими линиями. В средней части шестого струнного квартета, например, четыре инструмента играют сразу в четырёх тональностях!

Вернувшись из Советского Союза, Мийо получил новое приглашение на гастроли в США и Канаде, попутно изучая негритянский фольклор. В 1930 году у супругов Мийо родился сын Даниэль, ставший впоследствии художником.

После окончания Второй мировой войны Мийо периодически возвращался во Францию, давал мастер-классы в Парижской консерватории и продолжал преподавать в колледже Миллс до 1971 года . Из-за ревматизма вынужден был передвигаться в инвалидной коляске. Среди многочисленных учеников Мийо наиболее известны - Б. Бакарак , Д. Брубек, Ж. Делерю , Ф. Гласс , Б. Жолас , Я. Ксенакис , Д. Куртаг , Ж. Ами, С. Райх , К. Штокхаузен , Ж. К. Элуа.

Последние годы тяжело больной композитор, прикованный к инвалидной коляске, провёл в Женеве, где продолжал сочинять и завершил свою автобиографическую книгу получившую окончательное название «Моя счастливая жизнь».

Умер Дариюс Мийо 22 июня 1974 года в Женеве. Похоронен в семейном склепе в родном Эксе на кладбище Святого Петра (фр . cimetière Saint-Pierre) .

Музыка

Мийо работал в разнообразных музыкальных жанрах - его перу принадлежат 16 опер , 14 балетов , 13 симфоний , кантаты, камерные сочинения, музыка к кинофильмам и театральным постановкам. Композитор работал необычайно быстро - список его работ насчитывает 443 произведения. Морис Равель не раз иронизировал над поразительной творческой плодовитостью Мийо. В частности, рассказывая Мишелю Кальвокоресси о том, что на сочинение Сонаты для скрипки и виолончели у него ушло полтора года, Равель замечает: «Мариюс - он же Дариюс - Мийо за это время написал бы 4 симфонии, 5 квартетов и множество лирических поэм на слова Поля Клоделя » .

В молодые годы Мийо сре­ди ком­по­зи­то­ров «Шес­тёр­ки» слыл самым дерз­ким но­ва­тором-ур­ба­нистом (например, в вокальном цикле «Сельскохозяйственные машины», 1919), однако, со вре­ме­нем за­нял бо­лее уме­рен­ную творческую по­зи­цию . Радикальные авангардные техники посттональной эпохи (додекафония , сериализм , сонорика и др.), широко популярные в XX веке, не оставили какого-либо следа в музыке Мийо, до последних опусов державшегося пределов расширенной тональности с модализмами . В позднем творчестве использовал элементы алеаторики , которую он обозначал как «ограниченную», или «контролируемую» . Авторские слова aléatorique и aléatoire следует понимать в том смысле, что композитор допускает в сольных разделах ансамблевых сочинений бо́льшую ритмическую свободу, чем это принято в обычной музыкальной ткани. В отличие от подлинно алеаторических сочинений, в «алеаторике» Мийо звуковысотность и ритм чётко нотированы . Среди сочинений с применением «контролируемой алеаторики» - вторая часть Струнного септета (1964), «Музыка для Граца» (1968), «Музыка для ансамбля Ars nova» (Musique pour Ars Nova pour 13 instruments avec groupe aléatoire , 1969).

Из-за стилистического и жанрового многообразия творчества композитора, что роднит Мийо с его музыкальным кумиром И. Стравинским, критики зачастую обвиняли его, что он противоречив, излишне разностилен и непостоянен - «изменчив, как Протей ». К. Сен-Санс в получившем известность письме из Алжира опубликованном в газете «Менестрели» с возмущением отозвался о музыке Мийо, назвав её «извращением», «кошачьим концертом» .

В своих произведениях Мийо нередко использовал элементы народной музыки - провансальской («Провансальская сюита»), фольклорные мотивы других французских регионов («Французская сюита»), бразильской («Бык на крыше», «Бразильские танцы»), креольской («Бал на Мартинике», «Карнавал в Нью-Орлеане», «Освобождение Антильских островов»), североамериканской («Кентуккиана») и другой, а также элементы джаза (например, блюзовые ноты). По словам композитора: «В моем балете "Сотворение мира" («La Creation du Monde») я применил несколько расширенный состав джазового оркестра, претворив средства джаза в своего рода концертную симфонию» (Этюды. Французская музыка после Первой мировой войны).

Сам Шёнберг несмотря на различное музыкальное мировоззрение с французским композитором, «защищая» его от обвинений в «незначительности», в переписке с А. фон Цемлинским писал: «Мийо, как мне кажется, самый значительный композитор того направления, которое представлено во всех латинских странах и связано с политональностью. Нравится мне это или нет - другой вопрос. Но я его считаю очень талантливым » . Мийо посвятил ему свой Пятый струнный квартет.

На­зы­вая се­бя в своей автобиографической книге «Моя счастливая жизнь» - «фран­цу­зом из Про­ван­са иу­дей­ской ве­ры» , Мийо (в сочинениях, написанных главным образом после Второй мировой войны) от­дал дань еврейским тра­диционным и современным сю­же­там и об­раз­ам - практически во всех современных ему жанрах. Среди его опусов на «еврейскую» тему - опера «Давид» (написана по заказу С. Кусевицкого к 3000-летнему юбилею Иерусалима; премьера в форме оратории - 1954), балет («хореографическая сюита») «Сны Иа­ко­ва» (1949), струнный квартет «Царица Савская» (1939), фортепианная сюита «Семисвечник» (1951), оркестровая пьеса «Ода Иерусалиму» (1973), сочинения для хора с оркестром «Ба­рух ха-Шем» (1944) и «Кад­диш» (1945), кантаты «Бар-миц­ва» (1961) и «Ани маа­мин» (1974, последнее сочинение Мийо).

Память

Сочинения (выборка)

Более полный список сочинений Мийо см. во французской Википедии

Оперы

  • Заблудшая овца ( -)
  • Агамемнон (на текст Клоделя, по Эсхилу), op.14 (1913)
  • Эсфирь из Карпантра ( - , премьера )
  • Хоэфоры (на текст Клоделя, по Эсхилу), op.24 (1916)
  • Протей (Клодель), op.17 (1919)
  • Эвмениды (3-я ч. трилогии «Орестея» Эсхила , в переводе Клоделя ; , премьера )
  • Несчастья Орфея ( , премьера )
  • Бедный матрос (на либретто Жана Кокто) ()
  • Три мини-оперы (1927): Пробуждение Европы, Покинутая Ариадна, Освобождение Тесея (в российской музыковедческой литературе называются также «операми-минутками»)
  • Христофор Колумб (либретто Поля Клоделя; , вторая редакция - )
  • Максимилиан ()
  • Опера нищих ()
  • Медея ()
  • Боливар ()
  • Давид (пост. 1954], по за­ка­зу Министерства об­ра­зо­ва­ния и куль­ту­ры Из­раи­ля)
  • Фиеста (сюжет Бориса Виана ; )
  • Виновная мать (по одноимённой пьесе Бомарше ; )
  • Людовик Святой , король Франции (либретто Поля Клоделя; )
Балеты
  • «Человек и его желание» ()
  • «Салат» ()
  • «Голубой экспресс» (1924)
  • «Весенние игры» ()
  • «Роза ветров» ()
  • «Ветвь птиц» ()
Оркестровые сочинения
  • Шесть симфоний для камерного оркестра
  • Двенадцать симфоний для большого оркестра
  • Симфоническая сюита «Протей» ()
  • Серенада в трёх частях (1920/1921)
  • «Похвала Бразилии» (1920/21)
  • «Провансальская сюита» (1937)
  • Тоска по Бразилии (Saudades do Brasil), op. 67 (танцевальная сюита; оркестровка фп. сюиты; 1921)
Концертные сочинения
  • Фортепиано с оркестром
    • 5 концертов (1933-1955)
    • Пять этюдов (1920)
    • Фантазия «Карнавал в Эксе» (1926)
  • Другие инструменты
    • Три концерта для скрипки с оркестром
    • Два концерта для альта с оркестром
    • Два концерта для виолончели
    • Концерт для кларнета с оркестром
    • Концерт для ударных и малого оркестра
    • «Весна» для скрипки и малого оркестра
    • «Зимнее концертино» для тромбона с оркестром (1953)
    • Сюита «Скарамуш» для двух фортепиано (1937; редакция для кларнета с оркестром 1939): I. Vif; II. Modere; III. Brazileira
Сочинения для духового оркестра
  • «Французская сюита» (1944): 1. Нормандия; 2. Бретань; 3. Иль-де-Франс; 4. Эльзас-Лотарингия; 5. Прованс;
  • Сюита «West Point» (1954);
  • Два марша (1946);
  • Вступление и траурный марш
  • «Путь короля Рене» (для духового квинтета)
Сочинения для фортепиано
  • Тоска по Бразилии (Saudades do Brasil), op. 67 (танцевальная сюита; 1920)
  • Две сонаты
  • Сонатина
  • Се­ми­свеч­ник (сюита, 1951)
  • Многочисленные переложения оркестровых сочинений
Камерные сочинения
  • 18 струнных квартетов
  • «Посвящение Игорю Стравинскому»
  • Соната для альта и фортепиано
  • Соната для двух скрипок и фортепиано
  • Концертный дуэт для кларнета и фортепиано (1956)
  • Сюита для скрипки, кларнета и фортепиано
  • Соната для флейты и фортепиано op.76
Вокальные сочинения
  • Сельскохозяйственные машины (Machines agricoles ), для голоса и семи инструментов (

Дариус Мийо (4 сентября 1892 г. - 22 июня 1974 г.), французский композитор, дирижёр, музыкальный критик и педагог.

Одно из важнейших мест в истории развития французской музыки принадлежит Дариусу Мийо. Его активность, новаторская устремлённость были особенно велики в период между двумя войнами, когда он вместе с Оннегером, Пуленком, Ориком принял участие в движении за новую музыку – музыку последебюссистской эпохи во Франции.

Искусство Дариуса Мийо движимо прогрессивной мыслью, пронизано гуманистическими идеями, возвышающими человека, вселяющими безграничную веру в его созидательный труд, в его неисчерпаемые нравственные и духовные силы.

Мийо никогда не замыкался в узком кругу профессиональных интересов. Его музыка - яркий документ эпохи. В ней всегда можно найти живой и непосредственный отклик на события и факты, которые волнуют его родину, а порой и всё человечество. Напряжение предвоенных лет, вторая мировая война, оккупация Франции находят своеобразное отражение в творчестве Мийо. В произведениях тех лет звучит открытый протест против зла и насилия, утверждается идея свободы.

Множество нитей связывает творчество Мийо с прогрессивным искусством современности. Оно породило множество новых и плодотворных тенденций, и это даёт все основания причислить Мийо к крупнейшим новаторам ХХ века.

Дариус Мийо родился 4 сентября 1882 года в старинном провансальском городе Эксе в семье коммерсанта. Известно, что предки Мийо (евреи) ещё с XV века поселились в Провансе. Мийо - истинное дитя Юга, и провансальское происхождение сыграло в дальнейшем большую роль в формировании музыкального стиля и эстетики будущего композитора.

Прованс - южная провинция Франции - интересная и колоритная область, колыбель французского музыкального искусства, область, имеющая свой язык, свой неповторимый фольклор. Культура Прованса развивалась в тесном взаимодействии с культурой средиземноморских стран: Греции, Италии, Испании, Португалии.

Связь со средиземноморской культурой определила и глубоко внутреннее восприятие композитором античного мира, античного искусства. Но, пожалуй, наибольшее выражение средиземноморский дух Мийо находит в том широком и многообразном претворении фольклора Прованса, который питает музыку композитора.

Дариус Мийо рос единственным ребёнком в семье. Его музыкальная одарённость проявилась рано. Ему ещё не было трёх лет, когда мать застала его за инструментом: он самостоятельно наигрывал песенку, услышанную накануне на улице. С семи лет Дариус стал брать уроки игры на скрипке у Брюгье - вдумчивого и серьёзного музыканта, хорошо знавшего современную музыку, привившего к ней вкус своему маленькому ученику.

Решение посвятить себя музыке созрело у Мийо очень рано. Родители, поняв исключительную музыкальную одарённость Дариуса, не препятствовали его желанию.

Сдав экзамены на аттестат зрелости, Мийо поступил в Парижскую консерваторию в класс скрипки профессора Бертелье и в класс гармонии профессора Леру. Но занятия по гармонии проходили без видимых успехов. Задания казались ему антимузыкальными, а тексты, даваемые для сочинения баса и мелодии - безвкусными. Однажды Мийо решился показать свою скрипичную сонату Леру. Прослушав только первую часть, профессор сказал: «Что вам здесь делать? Вы пытаетесь овладеть условным языком, в то время когда у вас уже есть собственный. Отчисляйтесь из моего класса».

По совету Леру Мийо перешёл в класс к А. Жедальжу - педагогу Равеля, Шмитта, Оннегера - большому мастеру контрапунктического письма, тонкому свободомыслящему музыканту, не стеснённому академическими нормами.

У Жедальжа Мийо познакомился с Ж. Ибером, А. Оннегером. С последним завязались дружеские отношения, которые оба композитора пронесли через всю жизнь, несмотря на то, что в музыке их вкусы часто не совпадали. Так же как и Мийо, Онеггер занимался по классу скрипки, но вскоре композиция завладела вниманием друзей всецело, и, в конце концов, скрипка была ими дружно брошена.

Художественная жизнь Парижа начала века была очень интенсивна, и Мийо с головой погрузился в неё, стараясь не пропустить ни одного интересного события, было ли то представление тетралогии Вагнера или исполнение песен Мусоргского . Песни Мусоргского произвели на Мийо сильнейшее впечатление. После Дебюсси Мусоргский стал вторым кумиром Мийо. Он позаимствовал у него то, что прошло мимо внимания Дебюсси, а именно - народный аспект драм русского композитора. Поэтому связь с Мусоргским у Мийо наиболее ощутима в монументальном хоровом оперно-ораториальном творчестве.

Во французской музыке Мийо выделил тех композиторов, в творчестве которых наиболее полно выявился национальный дух: это Рамо и Куперен, Берлиоз и Бизе , Шабрие и Дебюсси .

В консерваторские годы Мийо сочинял регулярно, очень много, и стиль его сложился быстро. Среди ранних произведений, впоследствии уничтоженных, выделим оперу «Les Saintes-Maries de-la-mer», в которой была отражена одна из излюбленных тем творчества композитора – провансальские праздненства. Это был первый наиболее тесный контакт с народной музыкой.

Первое сочинение, которое композитор решил оставить, была неопубликованная соната для скрипки и фортепиано, написанная летом 1911 года. Затем последовали вокальные поэмы и Первый струнный квартет.

Первые произведения Мийо уже обладали той степенью новизны языка, которая приводила в замешательство учителей молодого музыканта.

В 1910 году по совету своего друга Л. Латиля, Мийо познакомился с пьесой Ф. Жамма «Заблудшая овца». Она привлекла композитора свежестью поэтических образов, их земным характером, глубиной переживания и той атмосферой юга, Средиземноморья, к которой он всегда был восприимчив. Получив согласие автора на создание оперы, Мийо принялся за первую большую и серьёзную работу со всем пылом молодости.

Опера была завершена в 1914 году. «Заблудшая овца» - произведение глубоко лиричное. Разумеется, в ней чувствуется влияние Дебюсси, и вместе с тем уже складываются основные принципы оперной эстетики Мийо.

Ещё более важный этап в формировании оперного стиля Мийо связан с сочинением монументальной трилогии «Орестея» на текст Эсхила в переводе и обработке Поля Клоделя. Эта трилогия положила начало длительному и плодотворному сотрудничеству двух художников, результатом которого, помимо «Орестеи», явился ряд совместно написанных произведений в различных жанрах.

Три части трилогии («Хоэфоры», «Агамемнон», «Эвмениды») создавались на протяжении 12 лет (1913-1924) и отражают определённую эволюцию композитора в начале его творческого пути.

Помимо опер Мийо продолжает интенсивную работу в области малых жанров, в которых нашла выражение его любовь к современной поэзии (почти все тексты написаны на тексты современных поэтов: Ф. Жамма, П. Клоделя, Л. Латиля, Р. Тагора).

Рядом с вокальным жанром успешно развивается инструментальный. К тому времени Мийо написал Второй струнный квартет, Первую симфоническую сюиту, Сонату для двух скрипок и фортепиано.

На войну Мийо не был призван из-за слабого здоровья. Стараясь принести хоть какую-нибудь пользу родине, он некоторое время работал в так называемом «Франко-бельгийском обществе», оказывающем посильную помощь беженцам.

В 1916 году в жизни Мийо наступили большие перемены. На два года он покинул родину и отправился вместе с Клоделем в Бразилию. Эта страна оставила глубочайший след в душе молодого музыканта. Главные впечатления были связаны со своеобразным фольклором Бразилии, с которым Мийо тесно соприкоснулся во время карнавалов, столь типичных для быта бразильской столицы. Бразильская музыка вошла в искусство композитора как неотъемлемая часть, обогатив его образно эмоциональную и темброво-ритмическую сторону. Тем самым он, можно сказать, предвосхитил увлечение экзотическим фольклором, характерное для европейской культуры ХХ века, которое привело к значительному расширению средств музыкальной выразительности.

Помимо карнавалов на Мийо особое впечатление произвели культовые обряды бразильцев с их дикими танцами «Одержимых», введением присутствующих в состояние транса. Отзвуки этих впечатлений ощущаются в самых драматичных страницах «Эвменид» из «Орестеи», над которыми он работал в Бразилии.

Новые тенденции в музыке Мийо открывает кантата «Возвращение блудного сына» (1917) на текст А. Жида. Они заключены в переходе от массивного, монументального стиля «Орестеи» к камерному (21 инструмент сопровождает 5 певцов-солистов).

Стиль «Блудного сына» отражает общую для ХХ века тенденцию, связанную с обращением к камерным составам и тонкой дифференциацией оркестровых тембров. Индивидуальное преломление этой тенденции у Мийо заключено, прежде всего, в использовании протяжных мелодических линий, лежащих в основе произведения, в их ясном структурном и метроритмическом оформлении, интонационной простоте отдельно взятых мелодией.

Самого композитора настолько привлекли новые, найденные им звучания, что он тотчас же принялся за сочинение серии Маленьких симфоний для «оркестра» из семи или десяти инструментов, которая была завершена через несколько лет в Париже. В этом цикле значительно усложнился музыкальный язык. Первое исполнение вызвало недоумение публики. Ей, не привыкшей к диссонантному языку, требующему особого восприятия, казалось, что всё звучит как сплошная фальшь.

В Париж Мийо вернулся в начале 1919 года. Оживлённая жизнь Парижа, новые впечатления, встречи с друзьями поглотили его полностью. Возобновились творческие встречи с музыкантами - Сати, Оннегером, Пуленком, Ориком, а также с поэтами, художниками, исполнителями.

Тогда, в 1920-е годы, молодые музыканты были очень активны в пропаганде новой музыки. Они устраивали многочисленные концерты в залах, плохо приспособленных для этих целей, но в которых, по словам Мийо, собирался «весь Париж».

Мийо в первые годы совместных творческих выступлений был, пожалуй, наиболее смелым, активным, изобретательным в поисках новых выразительных средств, новых путей музыкального искусства. Он был безусловным и признанным лидером «Шестёрки».

Первый балет Мийо «Бык на крыше» имел скандальную репутацию. Отчасти из-за экстравагантного сценария и постановки Жана Кокто, отчасти из-за банальных мелодий танго и машишей, услышанных Мийо на карнавале в Рио-де-Жанейро и включённых в партитуру, отчасти из-за названия, заимствованное композитором из одной модной уличной бразильской песенки.

Работая над партитурой, Мийо предполагал, что эта музыка может быть использована для фильмов Чаплина, в то время весьма популярных. Кокто же предполагал поставить спектакль.

Скандальная репутация не помешала балету «Бык на крыше» стать одним из популярнейших произведений Мийо. Записанное на пластинку, оно обошло весь мир.

Вслед за балетом «Бык на крыше» Мийо вновь обратился к столь полюбившимся ему ритмам латиноамериканских танцев в фортепианной сюите «Бразильские танцы». Подлинно народных мелодий там нет, все мелодии сочинены Мийо. Музыка по-французски изысканна, утончённа, прозрачна. Позднее Мийо сделал три её переложения: для оркестра, для скрипки и для виолончели с фортепиано.

Почти все премьеры Мийо проходят в атмосфере скандалов. Особенно много шума вызвало исполнение Второй симфонической сюиты. Публика начала волноваться уже перед концом увертюры и выражать свои чувства криками «довольно». Прошло немало времени, прежде чем музыку Мийо стали воспринимать как музыку, привыкнув к её специфическому гармоническому языку.

В начале 1920-х годов начинаются гастроли Мийо за границей - в странах Европы и Америки, что вскоре приносит ему мировую известность. Во время пребывания в Нью-Йорке Мийо удалось познакомиться с настоящим новоорлеанским джазом в негритянском квартале Гарлема. Эта музыка стала настоящим откровением для него. Вернувшись во Францию, композитор беспрестанно проигрывал пластинку, купленную в Гарлеме. «Больше чем когда-либо я думал об использовании джаза», - писал Д. Мийо в это время.

Задуманное он осуществил в 1923 году, создав оригинальную партитуру балета-концерта «Сотворение мира». Сценарий написал Б. Сандрар, основываясь на негритянских легендах о сотворении мира. При первом исполнении произведение Мийо было встречено с пренебрежением. Но спустя десять лет критики, исследуя философию джаза, отметили, что «Сотворение мира» - одна из лучших партитур Мийо.

Картину сценических произведений начала 1920-х годов довершают два балета «Салат» и «Голубой экспресс». Оба балета находились в русле всеобщего увлечения балетом во Франции. Интерес к балету в традициях французского искусства, но он во многом подогревался блестящими гастролями труппы Дягилева, кроме того, смелыми поисками и экспериментами в этой области Стравинского, продолжавшего оказывать влияние на молодых французских композиторов.

В 1925 году в жизни Мийо произошли радостные перемены: он женился на своей кузине Мадлен Мийо, которая стала верным другом и помощником в работе в течение всей его долгой творческой жизни.

Одновременно композитор начал подготовку к новой, очень увлекательной для него поездки в Советский Союз с целью дать несколько концертов новой французской музыки в Ленинграде и Москве.

1922 год ознаменовался окончанием трилогии «Орестея». Мийо увлёкся новым замыслом: написать оперу на сюжет античного мифа об Орфее. Это произведение занимает особое место в творчестве композитора, положив начало новому жанру - камерной опере. Будучи первой камерной оперой у Мийо, она вместе с тем оказалась непревзойдённым шедевром по глубине лиризма, тонкой поэтичности и благородству выражения.

Кульминацией в развитии оперно-ораториального жанра у композитора стал «Христофор Колумб» (1928), который явился синтезом всех поисков Мийо в области музыкального театра. После постановки «Христофора Колумб», которую осуществила Берлинская государственная опера в 1930 году, большинство критиков трактовали это произведение не только как вершину творчества Мийо, но и как знаменательное событие в истории развития современной оперы.

1930-е годы- годы растущей мировой известности Мийо. Его произведения начали постоянно фигурировать в программах международных конгрессов, фестивалей современной музыки, проводившихся в то время в городах Германии, Италии, Австрии, Португалии.

Мийо в эти годы много и с удовольствием писал для кино, чем вызвал к себе большое недоверие тех, кто считал несовместимым этот жанр с деятельностью композитора-симфониста. Увлекал его и жанр театральной музыки.

На материале кино- и театральной музыки возникли инструментальные сюиты не только для оркестра, но и для самых разнообразных ансамблей: квинтет для духовых инструментов «Прогулка короля Рене», фортепианная сюита «Альбом мадам Бовари», партитура для гобоя, кларнета и фагота, написанная для постановки драмы Шекспира «Ромео и Джульетта». Вершиной инструментального творчества этого периода является «Скарамуш», постоянно фигурирующий в программах фортепианных дуэтов и «Провансальская сюита», построенная на фрагментах, сочинённых Мийо к двум спектаклям: «Обманщик из Севильи» и «Бертран де Борн».

В период массового антифашистского движения, охватившего всех прогрессивно мыслящих людей Франции, возрастала патриотическая направленность. С первых дней организации Народной музыкальной федерации Мийо активно включился в её работу вместе с другими деятелями культуры и искусства: Р. Ролланом, Л. Арагоном, А. Оннегером, Ж. Ориком, Ф. Пуленком.

Большое развитие в творчестве Мийо тех лет получила кантата, почти всегда актуальная по содержанию как отклик на самые злободневные темы.

Одним из самых сильных произведений в этом жанре явилась кантата «Смерть тирана» для хора, 3 духовых инструментов (флейты-пикколо, кларнета, тубы) и оркестра ударных на текст древнеримского писателя Ламприда в переводе Д. Дидро.

После того как немцы вторглись во Францию, с невероятными трудностями, воспользовавшись контрактом, ранее заключённым с Чикагским оркестром, композитор с женой и сыном выехал в США. Началась новая полоса в жизни композитора - нелёгкие годы эмиграции. Оторванный от друзей и близких, в глубокой тревоге за судьбу Франции, страдающий от бессилия помочь родине и своим соотечественникам, Мийо, не предаваясь долго унынию и скорби, сразу же включился в работу. Его пригласили на должность профессора композиции в Миллз-колледж (штат Калифорния) близ Лос-Анджелеса.

Творческий процесс не прекращался ни на минуту. Уже по пути в США, едва вырвавшись с территории оккупированной Франции, Мийо писал свой Десятый квартет.

Преподавательская деятельность отнимала много времени, но Мийо никогда не сетовал на это. Напротив, он увлёкся новым для себя родом деятельности. Свободное время Мийо посвящал творчеству, и список сочинений, относящихся к семи американским годам, велик и разнообразен. Композитор работал во многих жанрах (в том числе в оперном, балетном, вокальной и инструментальной музыки). Особое место заняла симфония.

Преподавательскую и композиторскую деятельность в США Мийо совмещал с концертной, выезжая на гастроли во время каникул в колледже.

Радостные вести о капитуляции Германии, о возможности вернуться на родину глубоко взволновали Мийо. Но тяжёлая болезнь (ревматизм), мучившая его уже давно, неспособность к передвижению отсрочили возвращение во Францию на два года. Летом 1947 года композитор с семьёй, наконец, отбыл на родину.

Франция встретила композитора тепло. Один за другим последовали концерты из его произведений. Сразу же по возвращении из США Мийо был приглашён профессором в Парижскую консерваторию, и этой деятельности он отдавал много сил и любви. Свою работу он не прекращал даже будучи тяжело больным, принимая студентов у себя дома, сидя в кресле или лёжа в постели.

Преподавательская деятельность в США также продолжалась весьма успешно. Популярность его там как педагога была чрезвычайно велика. Летом он вёл класс композиции в Танглевуде, затем вёл курс композиции во время летней сессии в Западной академии музыки, где был почётным директором.

Произведения последних лет соединяют в себе все жанры, к которым композитор обращался на протяжении всей жизни, и разнообразие их неисчерпаемо: 4 оперы – монументальные и камерные, балеты (их 5), 8 симфоний (с Пятой по Двенадцатую), 5 квартетов, инструментальные сюиты, концерты. Вновь обратился композитор к жанру кантаты, театральной музыки и к жанру музыки кино.

Среди значительных опусов этих лет - опера «Давид», написанная по заказу С. Кусевицкого к 3000-летнему юбилею Иерусалима. В 1954 году «Давид» был исполнен в Иерусалиме в форме оратории.

70-летие композитора (1962) было торжественно и празднично отмечено постановками, концертами, фестивалями в разных городах Европы и Америки. В родном городе Эксе прошёл фестиваль, во время которого была поставлена опера «Страдания Орфея».

В сочинениях последних лет Мийо незаметны сколько-нибудь существенные стилистические сдвиги. «Многочисленные новшества, которые появились в технике и музыкальном стиле послевоенного периода меня не затронули», - утверждал композитор.

Свою преподавательскую деятельность в США Мийо прекратил только накануне своего 80-летия. Чтобы возместить недостающую ему спокойную, располагающую к творчеству обстановку Миллза, он снял небольшую квартиру в Женеве, где уединялся в последние годы жизни для сосредоточенной творческой работы. Там были созданы Квартет для струнных, Квинтет для духовых инструментов и несколько хоровых опусов. В Женеве Мийо завершил свою автобиографическую книгу «Моя счастливая жизнь».

Умер Мийо в 1974 году в Женеве. Похоронен в семейном склепе в Эксе. На траурной церемонии присутствовали только жена, сын и внуки. Никаких торжественных речей по желанию композитора не было произнесено.

На следующий день после смерти композитора газета «L"Humanite» напечатала прощальные слова его друзей. «Его жизнь была прекрасна. Все, кто был с ним близок, кто сталкивался с ним, обнаруживали его редкую доброту, ум, благожелательность и терпимость... Дариус был великим новатором. Можно сказать, что он дал толчок современной французской музыке» (Ж. Тайфер). «Его огромное творчество ещё при жизни композитора породило как живую признательность, так и яростные нападки. Я полагаю, что он закончил свой путь, чтобы быть единодушно признанным одним из великих классиков нашей музыкальной культуры» (Л. Ноно).

"Музыка Мийо не объективна, а духовна. Она объединяет все и всех на основе человеческих чувств. Благодаря ей все предметы, растения, животные, сами люди, взятые как индивидуумы, становятся свидетелями драмы Человека, драмы вечной и неизменной. Такова не только одна из его пластических поэм, известная под названием "Человек и его желание"; так могло бы называться все его творчество, рассказывающее о страдании человека перед лицом невозможности счастья, о его тоске по недостижимому совершенству и о его стремлении к духовному началу, в котором все находит свое решение и все делается простым", - написал Поль Коллер.

Дариюс Мийо родился 4 сентября 1892 года на юге Франции в Экс-ан-Провансе в семье торговца. Его родители были музыкантами-любителями: отец хорошо играл на рояле, а мать пела. В семь лет Дариюс начал учиться игре на скрипке, а семнадцати лет поступил в Парижскую консерваторию. Здесь он занимался у Бертелье (скрипка), К. Леру, А. Жедальжа, Ш. М. Видора (теория композиции), П. Дюка (дирижирование), а также в "Схола канторум" у В. д"Энди. В консерватории завязалась дружба с Ибером и Онег-гером. Мийо увлекался тогда музыкой Берлиоза, Дебюсси, Мусоргского и ставившимися в то время балетами Стравинского. Эти пристрастия не прошли бесследно для его творчества.

Позднее Мийо скажет так: "Я могу утверждать, что не существует такого проявления современной музыкальной мысли, как бы свободна она ни была, которое не восходило бы к установившейся традиции и не открывало бы логического пуги для будущего развития. Каждое произведение - только звено цепи, и новые находки мысли или техники письма служат лишь добавлением к прошлой музыкальной культуре, без чего любое изобретение было бы нежизнеспособным".

Дебютировал Дариюс в 1913 году в концерте "Независимого музыкального общества" своим Первым струнным квартетом (1912), бодрым, ритмически и мелодически изобретательным, посвященным памяти Поля Сезанна. Мийо сам исполнил партию первой скрипки.

На редкость трудоспособный, независимый в суждениях, дисциплинированный, а последнее отлично сочеталось со смелостью его творческих поисков, Мийо привлек внимание П. Кло-деля. Этот человек выдающихся способностей: дипломат, поэт, драматург, замечательный переводчик, сыграл большую роль в формировании творческого облика Мийо. Началась их долгая дружба. Клодель, который с 1906 года занимал пост посла Франции в Бразилии, взял его с собой. В 1916-1918 годах Мийо проводит в Бразилии в качестве секретаря посла Франции. Позднее он часто привлекал Мийо для музыкального оформления своих театральных замыслов.

На всю жизнь в памяти Дариюса запечатлелся оригинальный бразильский фольклор, красочный быт страны. Воспоминания о ней вызвали к жизни одно из самых его популярных произведений - "Бразильские танцы". В них выразились самобытные черты народного творчества Бразилии, в частности смешение португальского и негритянского фольклора. Это обогатило творческое воображение композитора, расширило его композиторские ресурсы. "Бразильские танцы" наряду с другими произведениями - сюитой "Скарамуш" (для двух фортепиано) и "Провансальской сюитой" - прочно вошли в репертуар советских исполнителей.

По возвращении в Париж в 1918 году Мийо вскоре становится одним из участников "Шестерки".

В 1919 году Мийо завершает драму "Протей", начатую еще в 1913 году. Интересно, что ее инструментальный материал стал содержанием второй симфонической сюиты композитора. "Протей" представляет собой музыку к сатирической драме Поля Клоделя, но, в сущности, заключает в себе много элементов пластико-симфонических или симфонико-хореографических. Интереснейшим моментом в этой музыке является симфонический эпизод, сопровождающий кинофильм, на котором развертываются различные превращения "Протея" во льва, огонь, воду, дракона, осьминога и во фруктовое дерево. Это, пожалуй, одно из первых приближений композитора-симфониста к кинематографическим заданиям - дать звукопись в движении, связать музыкальные ритм и интонацию с механически вращающейся лентой. В целом музыка к "Протею" образует ряд вокальных (хоровых) изобразительно-программных и чисто симфонически-инструментальных эпизодов, своего рода кантату-сюиту.

С середины 1920-х годов произведения Мийо исполняются в ряде стран Европы, он сам много гастролирует в Америке и Европе, в 1926 году Мийо как дирижер своих произведений посещает Москву и Ленинград.

К этому времени он автор уже большого числа сочинений: остроумных эксцентриад-балетов "Бык на крыше" (1919), "Салат" (1924), "Голубой экспресс" (1924), балета на основе бразильского фольклора "Человек и его желание", "Сотворение мира" (1923) по негритянской легенде, античной оперы "Эвмениды".

Характерным для своего времени является балет "Бык на крыше". Мийо выступил здесь как новатор и один из первых пропагандистов негритянской музыки. Сам композитор определил балет как "кино-симфонию", в которой сплавлены интонации городского фольклора и джаза.

Мийо много писал также в жанре инструментального концерта. Ему принадлежит более тридцати концертов и концертных пьес для различных инструментов с оркестром. В 1920-е годы композитор стремится обновить привычные "классические" разновидности инструментального концерта и вводит ранее не использовавшиеся в качестве концертных инструменты, например маримбу, вибрафон. Шесть маленьких симфоний Мийо (1917-1923) вводят нас в атмосферу музыкально-поэтических впечатлений от природы, весны, любовных забав и в лабораторию мастера, радующегося своему умению сплетать из звуколиний прихотливые красочные узоры и сочетать их в остро ритмованные мелодические - политональные комплексы.

Мийо создал двенадцать симфоний. К этому жанру он обратился в 1939 году, а последнюю, "Пасторальную", написал в 1963 году. В симфонии его привлекала жанрово-характеристическая особенность. Это наиболее сильная сторона оркестровой музыки композитора, и ярче всего она проявилась не в симфоническом, а в сюитном жанре.

С 1936 года вместе с членами "Шестерки" Мийо принимал участие в деятельности Народной музыкальной федерации: создал хоры на тексты революционных поэтов, вместе с Онегге-ром написал музыку к драме "14 пиля" Р. Роллана (1936).

В 1940 году Мийо эмигрировал из оккупированной Франции за океан. В годы оккупации Мийо жил в США, где преподавал композицию в Миллс-колледже (Калифорния). Здесь он написал много произведений различных жанров, среди которых опера "Боливар" (1943) - романтизированное повествование о герое национально-освободительной борьбы народов Латинской Америки. Вскоре Мийо еще раз обращается к идее народного освобождения - в Четвертой симфонии, посвященной столетию Революции 1848 года (1947). Отголоски войны запечатлены в его значительной по замыслу кантате "Огненный замок" (1954), рассказывающей о страшной судьбе узников фашистских лагерей смерти.

Близится окончание войны. Во "Французской сюите" (1944) на фольклорные темы Нормандии, Бретани, Иль-де-Франса, Эльзаса-Лотарингии и Прованса Мийо стремился собрать фольклор тех регионов страны, в которых, по словам композитора, "соединенные армии боролись за освобождение моей страны".

В 1945 году композитор возвратился на родину, работал профессором Парижской консерватории. В 1956 году он становится членом института Франции. В 1959 году его избирают президентом Французской академии грамзаписи.

Это естественное признание его заслуг. Наряду с Онеггером Мийо - один из самых значительных современных композиторов Франции и уж точно самый плодовитый. Им создано более 500 сочинений: 16 опер, 10 балетов, 12 симфоний, 34 концерта, 18 квартетов, 23 кантаты и многие другие сочинения. Среди композиторов "Шестерки" Мийо был самым деятельным, успешно совмещал композиторское творчество, дирижерскую и музыкальную практику.

Природа музыкального дарования Мийо богата, но не однородна. В своих сочинениях он предстает лириком и сатириком, трагиком и эпиком. Конкретность мышления предопределяет реалистичность его искусства. Ему чужды крайности экспрессионизма.

Его ярко индивидуальной музыке присущи, однако, противоречия. В начале творческого пути это шло от полемического задора, направленного против чрезмерной утонченности музыки импрессионистов, которой поколение Мийо противопоставляло подчеркнутое значение ритма, динамики, используя и нарочито примитивные интонации "уличной" музыки. Для стиля Мийо характерны политональность, броские оркестровые и хоровые эффекты, сочетающиеся с простой в своей основе мелодией (часто провансальского склада). В годы деятельности "Шестерки" композитор искал преувеличенные эффекты, вызывавшие бурную реакцию аудитории и критики. Позднее стиль Мийо стал устойчивее и несколько умереннее. В инструментальных и камерных сочинениях (Мийо культивировал жанр струнного квартета) особенно наглядны связи с французской музыкальной классикой. Мийо обычно избирал сжатые музыкальные формы, длительному развитию предпочитал контрасты. Французский характер мелодики составляет основу его творчества - здесь и интонации старинных песнопений, и провансальские мотивы. Он чужд догматики, не приемлет додекафонии. В его творческой методике - многое от интуиции, своеобразного музыкального "ремесла" (отсюда целые серии однотипных сочинений).

Мийо многолик. Чтобы нагляднее пояснить это, стоит остановиться на его оперном творчестве, в котором сосуществуют разные, нередко полярные, направления. Первое, условно говоря, "антично-библейское" - эпическое по концепции, суровое по колориту, со стихийными взрывами эмоций. Это - "Орес-тея" (1915), далее "Медея" (1939) и "Давид" (1954); отблески этой манеры, преимущественно в хоровых сценах, ощутимы в "Христофоре Колумбе" (1930). На другом направлении Мийо стремится к максимальной простоте речи, в основном монодически-речи-тативной, опирающейся на камерное звучание оркестра. Оно отражено, к примеру, в опере "Несчастья Орфея" (1926) на свободно модернизированный античный сюжет: Орфей стал сельским костоправом, Эвридика - цыганкой! Одновременно - это уже третий путь! - он создает "Бедного матроса" (1927), где и сам сюжет и его музыкальная трактовка сродни веристской драме. И, наконец, сразу же вслед за новаторской концепцией "Колумба" Мийо обращается к традиционно-романтическому ("обстановочному") спектаклю, в духе Мейербера или раннего Верди, в опере "Максимилиан" (1932) и позднее в опере "Боливар".

Действительно, каскад замыслов, калейдоскоп решений! До чего же этот композитор многолик, недаром он сам говорил, что меняет творческую манеру в зависимости от жанра и поставленной себе задачи. Несмотря на такую переменчивость манер, в музыке Мийо явственно ощущается индивидуальный стиль незаурядной художественной личности, мыслящего музыканта, смело "опробовающего" образно-выразительные возможности искусства.

Композитору было уже за семьдесят, но он продолжал интенсивную творческую работу. Кроме "Пасторальной" симфонии, рождаются - опера "Виновная мать" (1965), "Ода погибшим на войне" (1963), Второй концерт для кларнета (1964).

Свою последнюю оперу, музыка которой отмечена мелодраматизмом, - "Преступная мать" - он написал в возрасте 77 лет на сюжет заключительной части известной трилогии Бомарше.

МИЙО, ДАРИУС (Milhaud, Darius) (1892–1974), французский композитор. Смелый новатор, Мийо широко разработал технику политонального письма, т.е. одновременного сочетания в произведении двух и более тональностей. Знаменит своими экспериментами с необычными инструментальными составами и оригинальными ритмическими находками, связанными с обращением к нетрадиционным источникам (американский джаз и бразильский фольклор).

Мийо родился 4 сентября 1892 в Экс-ан-Провансе. Учился в Парижской консерватории у К.Леруа (гармония), А.Жедальжа (контрапункт) и Ш.-М.Видора (фуга). Недовольный консерватизмом Леруа, Мийо показал учителю свою сонату , которая настолько разъярила профессора, что студент был изгнан из класса. Однако Мийо пользовался расположением Жедальжа, поощрявшего его композиторские опыты. В юности Мийо возненавидел музыку Вагнера и проникся любовью к опере Дебюсси Пеллеас и Мелисанда . Поэтому неудивительно, что в первых опусах Мийо заметно сильное влияние стиля Дебюсси.

В 1916 Мийо вместе с поэтом и дипломатом П.Клоделем, ставшим послом Франции в Бразилии, отправился в качестве его секретаря в Рио-де-Жанейро. Он заинтересовался бразильским фольклором, народными песнями что впоследствии отразилось в его Бразильских напевах (Saudades do Brasil , 1920–1921). После возвращения в Париж в 1918 сотрудничал с ЖКокто и с бельгийцем П.Коллером (автором книги о композиторе), вошел в группу музыкантов («Шестерка»). В 1920 сюита Мийо Протей (Protée ) произвела настоящий скандал, и какое-то время любая премьера Мийо давала повод для публичной шумихи. Мийо, однако, это не смущало, и он продолжал экспериментировать. Первой крупной работой композитора стала опера Эвмениды (Les Euménides , 1917–1922) по трагедии Эсхила (в переводе Клоделя), целиком выдержанная в политональной манере. Для своего времени это было слишком смелое сочинение, и полностью опера была поставлена лишь в 1949. Между тем репутацию Мийо создали другие сочинения – балеты Бык на крыше (Le Boeuf sur le Toit , 1919), Сотворение мира (La création du monde , 1923), Салат (Salade , 1924) и Голубой экспресс (Le train bleu , 1923–1924). Мийо продолжал сочинять оперы; среди них – Несчастья Орфея (Les malheurs d"Orphée , 1924), Эстер де Карпентра (Esther de Carpentras , 1925), Бедный матрос (Le pauvre matelot , 1925) и Христофор Колумб (Christophe Colomb , 1930). Оперу Медея (Medée , 1938) он сочинил на либретто своей жены Мадлен.

Во время Второй мировой войны Мийо эмигрировал в Америку, где стал профессором композиции в Миллс-колледже (Окленд, шт. Калифорния). В последующие годы одна за другой появились десять больших симфоний и две большие оперы – Боливар (Bolivar , ор. 236, 1943) и Давид (David , ор. 320, 1952). За свою долгую жизнь Мийо написал концерты почти для всех инструментов, в том числе для маримбы соло и для ударных.

После войны композитор преподавал композицию одновременно в Парижской консерватории и в Миллс-колледже. Мийо всегда привлекали оригинальные комбинации небольшого числа инструментов, он был мастером тембра и камерного письма, но столь же уверенно композитор справлялся и с большими исполнительскими составами. Среди его сочинений для большого симфонического оркестра – 12 симфоний и несколько фортепианных концертов. В 1949 в Париже вышла автобиография Мийо Заметки без музыки (Notes sans musique ). В 1972 Мийо был избран членом французской Академии изящных искусств. Умер Мийо в Женеве 22 июня 1974.

Биография

Мийо родился в Экс-ан-Провансе в еврейской сефардской семье. Его родители - Габриэль Мийо и Софи Аллатини. Музыкальное образование получил в Парижской консерватории, где обучался по классам скрипки, композиции (у Андре Жедальжа и Шарля Видора) и дирижирования (у Поля Дюка). Также Мийо частным образом занимался композицией с Венсаном д’Энди. В консерваторские годы Мийо знакомится с будущими коллегами по «Шестёрке» - Артюром Онеггером и Жермен Тайфер.

Первый серьёзный композиторский опыт Мийо относится к 1913 году: он написал Струнный квартет и на его премьере сам исполнил партию первой скрипки. В 1916 году он отправляется в Бразилию в качестве секретаря Поля Клоделя - известного поэта, служившего на должности французского посла в этой стране. Спустя два года Мийо возвращается в Париж, где становится членом «Шестёрки» и начинает активную композиторскую деятельность. Музыке композитора этого периода (конец 1910-х - начало 1920-х годов) свойствены задор и эксцентричность, что можно отнести в первую очередь влиянию яркой личности и музыки Эрика Сати, неформального «вождя» «Шестёрки» и на протяжении более десяти лет - старшего друга Мийо. В своём творчестве Дариус Мийо также отразил свои бразильские впечатления.

Вот что сам Дариус Мийо спустя четверть века писал об этом, без сомнения, самом важном и ярком периоде своей жизни, которому он обязан и своей популярностью, и местом в истории музыки XX века:

Сати был нашим фетишем. Он был очень популярен в нашей среде. Чистота его искусства, ненависть к уступкам ради успеха, презрение к деньгам, непримиримость к критикам - были для нас чудесным примером… (Milhaud D. «Notes sans Musique». Paris. 1949. p.110)

В 1920 году Мийо оказался едва ли не единственным из музыкантов, кто активно поддержал очередное изобретение Эрика Сати «Меблировочную музыку», спустя полвека приведшую к образованию целого направления в музыке, такого как минимализм. Более того, Мийо участвовал в организации одного из концертов (вернее, антрактов) меблировочной музыки 8 марта 1920 года в галерее Барбазанж и оставил интересные воспоминания об этом «эпатажном событии». Хотя сам Дариюс Мийо не стал сочинять меблировочную музыку, некоторые исследователи отмечают, что участие в проекте привело к ещё большему «полевению» Мийо и появлению у него индустриальных и конструктивистских идей. Как раз в это же время у него появился эксцентричный замысел - написать цикл песен для голоса с инструментальным ансамблем на текст каталога с выставки под названием «Сельскохозяйственные машины». И хотя по существу этот проект Мийо был весьма далёк от меблировочной музыки Сати, но окончательно закрепил за ним звание самого дерзкого из экспериментаторов молодой французской музыки.

После распада «Шестёрки» Мийо, помимо сочинения музыки, часто ездит с концертами в разные страны, где выступает как дирижёр. В 1922 году, во время гастролей в США, композитор впервые услышал джазовую музыку, что оказало огромное влияние на его творчество. Уже через год появляется его балет «Сотворение мира», в музыке которого активно использованы элементы джаза. В конце 1924 года Мийо снимается в легендарном кинофильме Рене Клера на музыку Эрика Сати «Антракт». В 1920-е - 1930-е годы Мийо продолжает концертную деятельность, в 1926 году посещает Москву и Ленинград.

В 1939 году в связи с усилившимися нацистскими настроениями в Европе Мийо покидает Францию. Во время немецкой оккупации Франции почти все его родственники многочисленной семьи Мийо погибли в концентрационных лагерях и лагерях смерти. Этому трагическому событию жизни спустя десять лет была посвящена кантата Мийо «Огненный замок». К 1940 году композитор перебрался в США, где по рекомендации дирижёра Пьера Монтё получает преподавательскую должность в колледже Миллс в Окленде. Одним из наиболее известных его учеников в это время стал знаменитый в будущем джазовый пианист и композитор Дэйв Брубек.

После окончания Второй мировой войны Мийо периодически возвращался во Францию, давал мастер-классы в Парижской консерватории и продолжал преподавать в Миллсе до 1971 года. Последние годы тяжело больной композитор, прикованный к инвалидной коляске, провёл в Женеве.

Музыка

Мийо работал в самых разнообразных музыкальных жанрах - его перу принадлежат 16 опер, 14 балетов, кантаты, многочисленные симфонические и камерные сочинения, музыка к кинофильмам и театральным постановкам. Композитор работал необычайно быстро - список его работ насчитывает 443 произведения.

В своих произведениях композитор нередко использовал элементы народной музыки - провансальской, бразильской, еврейской, а также джаза.

Основные сочинения Мийо

Оперы
  • Заблудшая овца (1910-1914)
  • Агамемнон (на текст Клоделя, по Эсхилу), op.14 (1913)
  • Эсфирь из Карпантра (1910-1914, премьера 1925)
  • Хоэфоры (на текст Клоделя, по Эсхилу), op.24 (1916)
  • Протей (Клодель), op.17 (1919)
  • Эвмениды (3-я ч. трилогии «Орестея» Эсхила, в переводе Клоделя; 1922, премьера 1949)
  • Несчастья Орфея (1924, премьера 1926)
  • Бедный матрос (на либретто Жана Кокто) (1926)
  • Пробуждение Европы («Опера-минутка» № 1; 1927)
  • Отречение Ариадны («Опера-минутка» № 2; 1927)
  • Освобождение Тесея («Опера-минутка» № 3; 1927)
  • Христофор Колумб (либретто Поля Клоделя; 1928, вторая редакция - 1968)
  • Максимилиан (1930)
  • Опера нищих (1939)
  • Медея (1938)
  • Боливар (1943)
  • Давид (1952-1955)
  • Фиеста (сюжет Бориса Виана; 1958)
  • Виновная мать (по пьесе Бомарше; 1964)
  • Святой Луи, король Франции (либретто Поля Клоделя; 1970)
Балеты
  • «Человек и его желание» (1918)
  • «Бык на крыше» (1919)
  • «Сотворение мира» (1923)
  • «Салат» (1924)
  • «Весенние игры» (1944)
  • «Роза ветров» (1957)
  • «Ветвь птиц» (1959)
Оркестровые сочинения
  • Шесть симфоний для камерного оркестра
  • Двенадцать симфоний для большого оркестра
  • Симфоническая сюита «Протей» (1919)
  • Серенада в трёх частях (1920/1921)
  • «Похвала Бразилии» (1920/21)
  • «Провансальская сюита»(1937)
Концертные сочинения
  • Фортепиано с оркестром
    • 5 концертов (1933-1955)
    • Пять этюдов (1920)
    • Фантазия «Карнавал в Эксе» (1926)
  • Другие инструменты
    • Три концерта для скрипки с оркестром
    • Два концерта для альта с оркестром
    • Два концерта для виолончели
    • Концерт для кларнета с оркестром
    • Концерт для ударных и малого оркестра
    • «Весна» для скрипки и малого оркестра
    • «Весеннее концертино» для тромбона с оркестром (1953)
    • Сюита «Скарамуш» для саксофона с оркестром (1937; редакция для кларнета с оркестром 1939): I. Vif; II. Modere; III. Brazileira
Сочинения для духового оркестра
  • «Французская сюита» (1944): 1. Нормандия; 2. Бретань; 3. Иль-де-Франс; 4. Эльзас-Лотарингия; 5. Прованс;
  • Сюита «West Point» (1954);
  • Два марша (1946);
  • Вступление и траурный марш
  • «Путь короля Рене» (для духового квинтета)
Сочинения для фортепиано
  • Две сонаты
  • Сонатина
  • Многочисленные переложения оркестровых сочинений
Камерные сочинения
  • 18 струнных квартетов
  • «Посвящение Игорю Стравинскому»
  • Соната для альта и фортепиано
  • Соната для двух скрипок и фортепиано
  • Концертный дуэт для кларнета и фортепиано (1956)
  • Сюита для скрипки, кларнета и фортепиано
Вокальные сочинения
  • «Сельскохозяйственные машины» для голоса и семи инструментов (1919)
  • «Каталог цветов» для голоса и семи инструментов (1920)
Хоровые сочинения
  • Кантата «Огненный замок»
  • 121-й псалм для мужского хора a capella