Экспозиция завязка развитие действия кульминация развязка. Композиционное решение спектакля

  • 23.04.2019

Об этих вещах я говорил в своих прошлых статьях довольно подробно. Но вопросы, как ни странно, все остаются. Хорошо, тогда я объясню понятнее.

Завязка – развитие и кульминация – развязка – это четыре составляющих элемента любого сюжета в литературе . Поскольку я имею дело с театром – я расскажу, как эти четыре элемента воплощаются в сценическом пространстве, при интерпретации постановщиком драматургического произведения (драматургии).

Драматургия – это (если говорить упрощенно) – вид прозаической литературы, которая создается по определенным принципам сценического действия , существующим в театре. Любая драматургия построена на диалоге между персонажами, который имеет (или должен иметь) ярко выраженную действенную (целевую) природу.

Ах, да. То здесь, а то там – я встречаю непонимание, что такое проза и какова ее роль в литературе. Многие их путают, многие вообще не понимают, что к чему. Запомните: все, что мы читаем – есть литература. Литература условно подразделяется на два основных вида или направления: поэзия (ритмичное изложение) и проза (неритмичное или вольное (не имеющее четкой ритмовой структуры) изложение мыслей автора). Проза, в свою очередь, имеет множество разновидностей , есть как устная, так и письменная проза. Есть некая «хитренькая» проза, которую многим до сих пор непонятно, куда отнести. Это — драматургия.

Древние мыслители (времен Аристотеля, например) относили драматургию к виду поэзии. Впрочем, «почему» они так делали — совершенно понятно. Ибо драматургия тех времен сильно напоминала стихотворные формы (и редко подавалась в прямой «неритмичной» речи так, как это существует сейчас).

Но – много времени прошло с тех пор. И сейчас – драматическое произведение не имеет (почти) ничего общего с поэзией.

Считается, что любая драматургия имеет письменное воплощение (в виде пьесы) и сценическое (в виде интерпретации режиссера). Это и так, и не так – одновременно. Ибо – будучи сформированной в конкретное произведение, имеющее четыре элемента сюжета, ее и, как следствие, его (произведение) можно и должно называть разновидностью прозы (литературы). Как потом перескажет пьесу режиссер – Бог его знает. Но изначально – драматургическое произведение – есть разновидность прозы. Которая, в свою очередь, является «столпом» (направлением) самой литературы.

Безусловно, драматургия – очень несамостоятельна как разновидность или жанр, ибо «заточена» она — не на описательное, а на действенное восприятие, что так востребовано в театре. Но это никак не отменяет ее литературных «корней».

Да, любая пьеса — это изначально литературное (прозаическое) произведение, которое пишется по законам сценического действия. Явным или неявным.

Надеюсь, я не сильно затуманил Вам мозги. Нет? Это хорошо. Что поделать, без четкого определения подобных правил игры, к сожалению, нет смысла писать ни о чем другом. Ибо – тогда мы просто запутаемся в частностях. И Вы ничего не поймете. И я – буду кидать информацию – как об стенку горох. Оно нам надо? Вряд ли.

Итак, давайте приступим к так мною горячо любимым деталям. Отмечу, что «завязку, развитие, кульминацию и развязку», я буду рассматривать через призму драматургических произведений.

Итак, что такое «завязка»? Это то, с чего началась сама история . Возьмем для примера драматургическое произведение (пьесу) «Чайка» А.П. Чехова.

С чего именно начинается «Чайка»? С того, что Костя Треплев со своей возлюбленной – Ниной Заречной – готовится показать спектакль для своей мамы — изредка приезжающей в имение своего брата Сорина – Аркадиной, где проживает Костя. Важнейшая отправная точка этой истории («завязка») – приезд Аркадиной. И вот почему. Приезжает «прима», «светская львица». И для Кости показ спектакля – повод вернуть (или заслужить) уважение матери.

С непростых отношений Кости с матерью, что получит наглядное подтверждение в сцене со спектаклем, и начинается данная история. Кстати сказать, в ходе спектакля мать ведет себя неуважительно, постоянно комментируя те или иные сюжетные ходы и насмехаясь над их неумелостью.

«Развитие» состоит из нескольких поворотных моментов и событий. Это – процесс созревания основного конфликта пьесы. ПРОЦЕСС. Помните, развитие состоит не из одного момента, это всегда комплекс моментов, который усиливает конфликт . Каков основной конфликт в пьесе «Чайка» — каждый режиссер должен понять сам.

Чехов в смысле определения конфликта его пьес – автор не простой. Точнее, есть некоторые его пьесы, в которых конфликт – многоуровневый. «Чайка» — как раз из таковых. В данной пьесе можно искать конфликт между нуждами и интересами поколений (как творческий, так и – возрастной – «отцов и детей»). Можно – конфликт в области «цены успеха» (до какой грани можно и возможно дойти, чтобы получить успех). Можно даже сформулировать конфликт в области стыка времен (это не возрастной конфликт, это конфликт, скорее, технотронный).

И та «завязка», о которой я писал выше – проистекает от возрастного конфликта отцов и детей. Но если Вы ищите (используете) другой конфликт для отбора постановочных решений – Вам будет полезно определять «завязку, развитие, кульминацию, развязку», исходя из конфликта . Об этом я более подробно расскажу далее.

Какие поворотные моменты и события можно назвать «развитием» в пьесе «Чайка»? Это и фактический разрыв отношений Треплева и Нины Заречной в сцене с мертвой чайкой. И неудавшаяся попытка самоубийства Кости некоторое время спустя (сцена, когда Аркадина бинтует сыну голову). И вызов Костей на дуэль супруга Аркадины – писателя Тригорина, который последний не принимает.

Кульминацией сюжета в случае, если мы определяем конфликт в области «отцов и детей» — отъезд (а фактически – побег) матери с супругом — из поместья ее брата – Сорина . «Не договорились». Поколения не поняли друг друга и решили разойтись, чтобы не допустить чего-то совсем уж плохого.

«Развязка» — смерть Кости Треплева в финале. Молодое поколение проигрывает старшему – в смелости, решимости, воле – во всем. «Развязка» — это то, чем в итоге завершается конфликт .

И напоследок – я расскажу, как лучше формулировать «завязку, развитие, кульминацию и развязку», с учетом выбранного мною конфликта поколений .

В начале нашей истории происходит столкновение поколений. Так и назовем «завязку» — «столкновение». В «развитии» мы наблюдаем борьбу и возможность (попытки) приспособления поколений друг к другу. Назовем его – «противоборство» или перетягивание каната». Кульминация – «не договорились». «Развязка» – оказавшись вне противоборства – молодое поколение разрушает себя (Костя кончает жизнь самоубийством, а Нина – теряется в бесконечных жизненных и профессиональных тяготах). «Гибель».

Еще со школьной скамьи нас учат незыблемой формуле «вступление-основная часть-заключение». Насколько важно автору помнить о структуре текста и нужно ли это вообще?

Не стоит писать наобум

Казалось бы, писательство - процесс творческий и не очень связанный с такими приземленными понятиями, как планирование, систематизация и структурирование. Но это не совсем так. Писателю нужно не только выплеснуть свои идеи на бумагу, ему нужно донести их до читателя. А форма, в которую мы облекаем мысли, напрямую влияет на их восприятие.

Если писать бездумно, то результат может оказаться непредсказуемым и лишенным логики. Традиционно выделяют пять элементов структуры литературного произведения: экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка. Без завязки, кульминации и развязки сложно говорить о связном повествовании.


Значение элементов структуры

В экспозиции автор вводит нас в повествование, подает предысторию, показывает время и место действия, знакомит с героями. В завязке зарождается основной конфликт произведения, подготавливается почва для раскручивания сюжета. Здесь определяется ход и начинается раскрытие основной линии событий. Пропуск завязки равнозначен отказу поведать врачу о симптомах болезни в ожидании правильного диагноза. В развитии мы узнаём саму историю: обозначаются конфликты и противоречия, мы начинаем лучше понимать персонажей. К моменту кульминации всё достигает апогея: характеры героев проявляются ярко, конфликт накален до предела, события разворачиваются стремительно. Затем происходит ключевой поворот, который является определяющим для произведения.

В зависимости от количества сюжетных линий и замысла автора в произведении может несколько кульминаций, но доминировать среди них будет все-таки одна. Здесь уместно вспомнить о принципе золотого сечения, в соответствии с которым каждая часть целого относится к другой, как все целое к первой части. Этот принцип присутствует во всех видах искусства, в том числе и в литературе. Нет-нет, мы вовсе не призываем высчитывать количество знаков каждого элемента структуры, но эти элементы должны гармонично сочетаться друг с другом и с объемом всего произведения.

Развязка описывает события, которые происходят после того, как точка невозврата пройдена. Мы узнаём о дальнейшей судьбе героев, о тех последствиях, которые повлекли за собой события кульминации. Иногда развязка наступает вместе с кульминацией. Она может быть как прямым продолжением событий, так и внезапной и неожиданной, но все же связанной с предыдущими этапами повествования.

Если события книги продуманы и являются частью одной истории, тогда за ними интересно и просто следить, тогда читатель сможет сконцентрироваться и оценить ваш стиль и оригинальную идею, ему не придется судорожно перелистывать страницы в попытках вспомнить, почему герой оказался в такой ситуации и кто был тому виной.


Как это работает?

Не будем далеко ходить за примером, рассмотрим произведение, которое знают все: «Колобок». Сказки, кстати, очень наглядно иллюстрируют тот принцип структуризации, о котором мы говорили выше.

Какие события будут завязкой? Все, что произошло, пока Колобок не ушел от бабушки с дедушкой. Все встречи со зверями - это развитие, которое готовит нас к кульминации, которая наступает, когда Колобок попался Лисе. В этой сказке кульминация и развязка совпадают и заключаются в словах: «Лиса его - ам! - и съела».

Вот так на самом простом тексте можно посмотреть, как события связаны друг с другом и какие этапы есть у повествования.

В этой статье мы в общих чертах описали классическую сюжетную схему. Композиция, конечно, может быть разной - оригинальной, инновационной, провокационной, она может быть линейной, обратной, детективной, но она должна быть продуманной и логичной. И главное: она должна быть!

Иногда структура становится ярким художественным приемом. Например, «Игра в классики» Хулио Кортасара - самый известный антироман. Автором были задуманы разные схемы чтения романа, которые он сам описал в предисловии. Таким образом, в книге заключено несколько произведений, которые открываются читателю в зависимости от порядка глав. Стоит также вспомнить Набокова и его «Бледное пламя» - поэму из 999 строк с нелинейной структурой и несколькими вариантами прочтения.


С чего начать?

Перед началом работы сделайте несколько заметок о том, какие события будут в вашем произведении. Что будет в завязке, развитии, которое приведет к главному - кульминации, а затем обозначьте несколько основных пунктов развязки. Вам просто останется заполнить пробелы между обозначенными точками. Такая схема, как бы вы ее ни оформили, позволит вам всегда иметь перед глазами историю, которую вы задумали, но при этом вам не нужно все время удерживать ее в голове, что позволит сконцентрироваться непосредственно на творчестве.


В путь!

Мы часто говорим, что писательское дело не такое простое, что требуется много скрупулезной работы, чтобы облечь творческую мысль в красивую и понятную форму. Но на самом деле все эти знания призваны упростить жизнь писателя. Так и заранее обозначенная структура с набросками важных событий на каждом этапе позволит сосредоточиться именно на художественной составляющей. Поначалу будет трудно. Даже великим писательство не давалось легко: Гоголь, Толстой, Чехов по многу раз переделывали написанное. Но с практикой придет навык разрабатывать структуру быстро и просто. Так что не чурайтесь этой «черной» работы, она лишь дает основу продуктивной творческой деятельности.

Переходите в и начните писать книгу прямо сейчас или загружайте готовую рукопись, чтобы опубликовать ее в нашем каталоге!

Композиция - это сопоставление, соразмещение отдельных частей произведения (пьесы, сценария, спектакля). То есть композиция «отвечает» за построение произведения, принимая в этом процессе непосредственное участие.

Каждому произведению свойствен свой «порядок построения». Он определяется общепринятым, нам известным, условным делением на «основные моменты действия»: завязка (где исходное событие), кульминация (где главное событие), развязка (где происходит окончательное «разрешение» сквозного действия/сюжета).

Композиция устанавливает определенные закономерности связи между отдельными частями произведения - основными моментами действия, эпизодами, сценами и, при необходимости, внутри них. То есть, установление определенной взаимосвязи и взаимозависимости между предыдущим и последующим действиями, событиями - как и чем они влияют друг на друга - это и есть «установление закономерностей связи между отдельными частями произведения», что и должно быть основной «заботой» композиции.

В классическом варианте драматургии выделяют следующие части художественного произведения: пролог, экспозиция, завязка, развитие, кульминация, эпилог.

Данный список и порядок не являются обязательными. Пролог и эпилог могут не присутствовать в повествовании, а экспозиция может расположиться в любом месте и не обязательно целой частью.

Сюжеты современных произведений часто строятся по облегченной схеме: завязка – развитие действия – кульминация – развязка или по еще более облегченной завязка – действие – кульминация (она же развязка).

Пролог - вступительная (начальная) часть литературно-художественного, произведения, которая предваряет общий смысл, фабульно-сюжетную основу или основные мотивы произведения, или же кратко излагает события, которые предшествуют главному содержанию.

Функция пролога - передать события, подготавливающие основное действие.Однако пролог – это не первый эпизод повествования, насильственно от нее отрезанный.

События пролога не должны дублировать события начального эпизода, но должны порождать интригу именно в сочетании с ним.

Экспозиция - изображение расстановки персонажей и обстоятельств, непосредственно предваряющей развертывание фабульного действия.

Функции экспозиции:

Определить место и время описываемых событий;

Представить действующих лиц;

Показать обстоятельства, которые явятся предпосылками конфликта.

Завязка - момент, с которого начинается движение сюжета. Завязка – первое столкновение конфликтующих сторон.

Событие может быть глобальным или мелким, или герой в первый момент вообще может не оценить его важность, но по любому, событие меняет жизнь героев. Герои начинают развиваться согласно идее произведения.

Кульминация - вершина сюжета, высшая точка конфликта произведения, точка его разрешения.

Развязка сюжета - исход событий, решение противоречий сюжета.

Эпилог - заключительная часть, прибавленная к законченному художественному произведению и не обязательно связанная с ним неразрывным развитием действия.

Как пролог представляет действующих лиц до начала действия или сообщает то, что ему предшествовало, так эпилог знакомит с судьбой действующих лиц, заинтересовавших его в произведении.

М.А. Чехов определял композицию спектакля как трехчленное целое. «Начало вы переживете как зерно, из которого развивается растение; конец - как созревший плод, и середину - как процесс превращения зерна в зрелое растение, начала - в конец». Он утверждал, что «в хорошо построенной пьесе (или спектакле) имеются три кульминации, в соответствии с тремя основными частями. Они находятся в том же соотношении друг с другом, как и сами эти части (завязка, развитие, развязка)». Затем каждая из трех основных частей целого может быть подразделена на любое количество более мелких со своими кульминациями, вспомогательными. Кроме того, в других напряженных моментах необходимо расставить акценты, позволяющие режиссеру не отклоняться от основной идеи и одновременно осуществить свой, собственный режиссерский замысел.

Композиция - это главное, что отличает работу одного режиссера от другого. Композиция никогда не должна быть искусственно сочиненной, этакой выдуманной микросхемой. Это - биография пространства, возникающая из актеров, из воздуха, и конкретной сцены, из взаимоотношений вокруг спектакля. Композиция - масса воплощений в реальных обстоятельствах.

Композиция спектакля «Маша и Витя против «Диких гитар»:

Экспозиция: Волшебница начинает рассказывать, «творить» сказку.

Она знакомит зрительный зал с главными героями – Машей, которая верит в сказки и Витей, который в них не верит. У ребят возникает спор, в результате которого Маша решает доказать свою правоту – сказка существует.

Завязка: Маша и Витя узнают о похищении Снегурочки.

Дед Мороз рассказывает ребятам, что Кощей украл Снегурочку и теперь Новый год никогда не наступит. Ученики младших классов решают отправиться в сказочный лес, и во что бы то ни стало, спасти внучку Деда Мороза.

Развитие сюжета: школьники, попав в сказочный лес, встречаются с нечистой силой, справится с которой, им помогает дружба и смелость.

Узнав, что ребята идут выручать Снегурочку, нечистая сила решает их разлучить и поодиночке одолеть. Главная их задача - не дать ребятам найти Царство Кощея. Однако, на помощь Маше и Вите приходят обиженные нечистью лесные жители, которых по пути выручают ученики. В благодарность за свое спасение, «положительные герои» помогают детям найти дорогу к Кощею.

Кульминация: Освобождение Снегурочки из плена.

Маша, попав в Кощеево Царство, идет с главным злодеем на сделку – обменивает «волшебный» рецепт от зубной боли (Кощей давно «мается» зубами) на Снегурочку.

Развязка: Победа над нечистой силой.

Витя, спасая Машу из лап Кощея, вступает с ним в драку, в которой одерживает победу. Баба Яга, Леший, Дикий Кот Матвей и прочая нечисть, пускается в погоню за детьми. На помощь ребятам приходит Волшебница и зрительный зал.

Эпилог: Дети возвращаются в школу, где их ждут Дед Мороз и Снегурочка.

Спектакль завершается общим весельем – пришел Новый год.

Каждое литературное произведение подчиняется законам жанра. Отказ от этого приводит к нарушению композиции. Кульминация - это самый захватывающий момент в произведении. Каждому читателю, а особенно писателю, очень важно понимать, что это такое.

Основные элементы композиции литературного сюжетного произведения

К сюжетным жанрам относят рассказы, повести, романы. Произведения, входящие в состав этой группы, обязательно строятся вокруг конфликта, который развивается на протяжении описания.

Затем он достигает наивысшей точки напряжения. Кульминация - это и есть тот самый момент, когда развязка неизбежна.

Таким образом, следует выделить четыре основных сюжетных элемента. Это те «4 кита», на которых и зиждется композиция литературного произведения этого жанра.

Экспозиция - описание времени, места, характера героев.

Завязка - событие, послужившее обострению противоречия или стало отправной точкой сюжетной линии.

Кульминация - это момент критического напряжения ситуации.

Развязка - это событие, послужившее разрешением конфликта, завершающий штрих в описании.

Пример композиции в произведении

Обратившись к произведению Марка Твена, можно рассмотреть сюжетную линию эпизода с окрашиванием забора. Завязка истории в том, что Том Сойер был наказан своей тётушкой.

Затем умная мысль посещает голову смышлёного парнишки: он решает «продавать» возможность взять в руки кисть! Вот тут и наступает кульминация - это самый волнующий момент в эпизоде, ведь читатель не знает, чем закончится новая авантюра героя, его интерес достаточно подогрет.

И вот развязка - ребята наперебой предлагают в обмен на это самые драгоценные вещи, которыми владеют. Через несколько минут забор покрашен, а сам Том становится настоящим «богачом», получив «несметные дары»: коробочки и сломанные игрушки, дохлую кошку и огрызок яблока.

Место кульминации в литературном произведении

Взгляд на композицию литературного произведения строго индивидуален. Писатель необязательно следует классическому варианту, когда экспозиция, завязка, кульминация, развязка появляются в его творении в данном порядке. Часто автор вовсе опускает экспозицию, предоставляя читателю знакомиться с героями в ходе чтения. Иногда в самое начало остросюжетного произведения помещается кульминация. Развязка же наступает в самом конце, стимулируя дочитать произведение до конца. Кульминация в самом начале сразу же захватывает внимание читателя, пробуждает интерес.

«Руки ныли. Откуда-то сверху на голову капали мерзкие холодные капли. С трудом раскрыв глаза, Михаил увидел мрачные стены подвала. А в противоположном углу ужасная громадная крыса нагло чем-то похрустывала.

Приглядевшись, Михаил с ужасом понял, что это тот самый подвал! И тут он услышал чьи-то шаги, потом поворот ключа в замочной скважине… Конец был неизбежен. Но так быть не должно. И Михаил уже знал, как он поступит в следующую минуту…»

Прочитав такое начало, любитель ужастиков, детективов или триллеров ни за что не отложит в сторону книгу. Почему герой попал в такое положение? Что он будет делать дальше? Сумеет ли спастись? Собственно, это только часть вопросов, которые придут на ум читателю.

Развязка, её место в композиции

Стоит отметить, что и этот элемент может стоять в начале повествования в качестве интриги. Например, в таком виде.

«Мария вошла в зал и боковым зрением заметила, что все присутствующие повернули в её сторону головы. Разговоры на мгновение стихли. Восторг в глазах особей мужского пола разлился в душе волной ненависти и презрения. Всё это - и признание, и восхищение - только гипнотическое действие бриллиантов, она это знала!»

А далее - переход на прошлое, ссылка на голодное детство, когда вон тот «боров с жирным двойным подбородком, сегодня заискивающе улыбающийся и подобострастно ловящий её взгляд», проходя мимо них, сидящих с матерью и молящих о помощи, брезгливо кривил губы.

«Слово о полку Игореве» — один из самых древних и спорных памятников древнерусской литературы. Исследователи выдвигают об авторстве, композиции, литературном роде, интерпретации сюжета, времени написания этого произведения. Все это происходит потому, что «Слово» было написано почти десять веков назад, за это время рукопись подверглась многим испытаниям (пожары, наводнения, войны) и правкам (каждый монах при переписывании добавлял что-то от себя). Нам же остается лишь гадать об истории этого сказания и наслаждаться прочтением. Чтобы понимание текста было наиболее полным, мы кратко расписали его композиционные элементы: что есть что, и где это находится?

  1. Лирическое вступление . «Слово о полку Игореве» начинается лирическим вступлением, в котором автор подчеркивает приоритет достоверности своего произведения. Он обращается к древнему сказителю Бояну, выказывая ему уважение, но отказываясь от его литературного метода.
  2. Экспозицией служит характеристика Игоря. Там же мы найдем причины, побудившие князя вместе со своим братом Всеволодом пойти в поход на половцев. Неизвестный автор подчеркивает, что правитель принял это решение, руководствуясь стремлением к личной славе, а не интересами Руси.
  3. Завязка рассказывает о выступлении войска Игоря. Плохой знаксолнечное затмение – не смутил безрассудного князя, но это событие подсказывает читателям, каков будет исход похода. Несмотря на то, что автор заявляет о приоритете достоверности, исторических сведений, цифр, деталей здесь нет, для сказителя важнее передать идею и атмосферу.
  4. Развитие действия показано в описании сражений русских и половцев. Первое сражение было победоносным, это опьянило воинов. На следующий день было очередное знамение природы – кровавые зори и черные тучи с синими молниями. А к месту битвы спешат ханы Гзак и Кончак.
  5. Кульминация – это вторая битва с половцами, окончившаяся поражением русских. И как фатален этот проигрыш, как важно было бы Игорю смирить свою гордыню и послушать великого князя Святослава, показывает небольшой экскурс в историю. Дед Игоря, Олег Святославич, прозванный Гориславичем, начал усобицы, сделав Русскую землю беззащитной перед лицом врага. Только при Святославе ситуация нормализовалась, но своеволие его сыновей Игоря и Святослава свело все усилия на нет.
  6. Переходом от кульминации к развязке служат вставные эпизоды : сон Святослава и его «золотое слово», а также плач Ярославны. Через сон метафорически показываются переживания князя за родную землю, сыновей. Он наполнен символами: жемчуг, терем без князька на крыше, карканье воронов. «Золотое слово» заключает в себе публицистический пафос, в нем Святослав еще раз подчеркивает безрассудность поступка Игоря, призывает к единству. Плач Ярославны – полная противоположность, он наполнен печалью и любовью, она просит у всех сил природы милости любимому мужу.
  7. Развязка — побег Игоря из плена. Верный человек Овлур достал князю коня, пленник, несмотря на погоню, попадает в родную землю. Он преодолевает все, чтоб оказаться дома. Русская земля приветствует его, он осознал свои ошибки, значит, все можно исправить.
  8. Эпилог — «Слава», которую автор поет русским владыкам. Он хвалит князей – ушедших и современных за то, что они борются против врага, хоть и не всегда успешно. А в чем успех? На этот вопрос ответ очевиден, это лейтмотив «Слова»: сила в единстве.

«Слово о полку Игореве» — древнерусский роман-эпопея, в котором отразились все чаяния русского народа, его быт, чувства. Автор прославляет Родину, болеет за нее душой, хочет сделать ее сильнее и лучше, поэтому кричит о главной проблеме – междоусобице, которая спустя примерно сто лет приведет Русскую землю к татаро-монгольскому игу.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!