Фольклорный танец лезгинка. Что за танец лезгинка

  • 21.04.2019

Лезгинка знакома всем. Этот танец танцуют на концертах, городских площадях, на свадьбах и просто на дороге. Кого-то он вдохновляет, кого-то раздражает, но людей, равнодушных лезгинке, просто не существует.

Особенности танца

У народов Кавказа есть множество общих черт, обуславливаемых их генетическим сродством - начиная от знаменитого «горского темперамента», заканчивая языковой и культурной близостью. Один из самых известных общих символов культуры народов Кавказа - это танец лезгинка, традиционно символически выражающий все многообразие горского мировосприятия.

Танец существует под разными названиями у балкарцев и карачаевцев, осетин, дагестанцев, вайнахов, абхазов, калмыков, кубанских казаков, ногайцев, кабардинцев, черкесов, абазин, адыгейцев, чеченцев грузин, армян, азербайджанцев и многих других народов.

Танцу сопутствует ритмичное и ускоряющееся музыкальное сопровождение в размере 6/8, в оркестр входят гармошка, даурбас (ударный инструмент), аккордеон, зурна, трещотки, горская скрипка, арфа, трехструнная балалайка. Музыка и танец обязательно сопровождаются хлопаньем в ладоши.

Лезгинка обладает глубоким символическим значением - древней основой танца является история, повествующая об орле и лебеде. В образе орла танцует мужчина, чередующий темп танца от медленного к стремительному, подобно орлу, то парящему, то пикирующему, и раскидывающий руки, как если бы это были крылья.

Женщина напротив двигается плавно, подражая лебединой стати и грации, постепенно ускоряясь, следуя партнеру. Мужчины соревнуются друг с другом, пытаясь показать лучшую сноровку и самые невероятные движения на максимальной скорости.

Лезгинка также может исполняться с оружием, что придает ей дополнительной воинственности.

Техники исполнения Лезгинка существуют во множествах вариаций, и каждый народ танцует ее по-своему. Однако можно выделить три типа танца, каждый из которых отличается своим неповторимым исполнением.

Первый и самый распространенный - мужская одиночная лезгинка. Не случайно было бы вспомнить, что ранее танец исполнялся на свадьбе или перед боем - в связи с чем до сих пор лезгинка сохраняет ярко выраженный агонистический элемент.

Второй - это женская одиночная лезгинка, гораздо более редкая. Как уже упоминалось, девушка имитирует движения лебедя, пластика рук медленна и грациозна, а глаза слегка потуплены.

Третьей разновидностью лезгинки является парный танец, в котором орел как бы парит над лебедью, символизируя любовное стремление.

В двадцатом веке появляется новый тип исполнения этого танца - эстрадный. Лезгинку использовали в театральных постановках, например, в балете «Гаянэ» Арама Хачатуряна, ее стали исполнять специализированные профессиональные ансамбли.

Мифологические истоки

Как правило, происхождение лезгинки связывают с племенными танцами, обрядами охоты и древними тотемическими ритуалами.

Само слово «лезгин», как считается, восходит к слову орел (лекь), который, очевидно, был у лезгин и некоторых других кавказских народов тотемным знаком. Танец охотника, представляющий собой особый обряд перед охотой или боем, имитировал движения тотемного животного - орла, бросающегося на добычу (девушку).

Со временем ритуальный танец мог превратиться в соревнование джигитов, призом в котором становился символический капитал, что напоминает современную лезгинку. Неслучайно, что лезгинку любили и любят исполнять на свадьбах - в том символическом пространстве, где «орлам» необходимо завоевывать своих «лебедей» с помощью демонстрации удали и изящества.

Танец был своеобразным способом показать свою симпатию понравившимся партнерам - ведь девушка в танце могла указать направлением полета на понравившегося юношу, а он, в ответ, мог попытаться не отпустить ее от себя, при этом не касаясь даже платья девушки, что могло восприниматься как оскорбление.

Очевидно, что танец воспринимался символически как выражение любовной страсти, и потому перейти границу дозволенного в рамках публичного пространства было недопустимым.

Похожие охотничьи коннотации (а охота может быть как буквальной, так и любовной) имеет и круговой карачаево-балкарский танец «Асланбий», похожий на лезгинку. В переводе его название означает «царь зверей», то есть, лев, и исполнитель этого танца пытается подражать движениям хищника, выжидающего жертву, привставая на носки и переходя от медленных движений к резким рывкам. Образ льва также переносился на ловкого охотника-человека, и существовал танец, в котором мужчина держал настоящие щит и меч и исполнял сложные движения с ними.

Дальнейшая эволюция асланбия вводит в танец еще одно действующее лицо - оленя, или беззащитную девушку, на которую ведется охота. Девушка дарит юноше-охотнику прядь с правой косы ленту из нее или кольцо в знак того, что полюбила его и согласна выйти замуж.

Таким образом, ритуальный охотничий танец постепенно стал характерной частью свадебного обряда. Наравне с этим танцем, существуют танцы-гадания с бараньей лопаткой или камушками, с шапкой или земляникой, в которых юноши соревнуются с девушками, пытаясь друг друга переплясать и, в конечном итоге, выбрать себе пару или угадать, кто кому нравится.

Танцы, называемые «лезгинкой» многообразны и многофункциональны. Как обряд демонстрации маскулинных качеств или выбора понравившегося партнера лезгинка используется и до сих пор, однако, окультурившись и став частью фонда фольклорных танцев, лезгинка активно используется современными хореографами и творческими группами.

Лезгинка – старинный народный танец кавказских народов. Трудно сегодня сказать, где она зародилась, это первенство оспаривают многие. Лезгинка – единственный в своем роде танец. Грациозный, с очень четкими и резкими движениями, демонстрирующий силу, красоту и гордость танцующего.

Прекрасный танец

Есть легенда, что что лезгинку танцевали древние кавказские воины перед боем – обладая особой энергетикой, танец поднимал дух, даруя смелость и мужество. Прообразом лезгинки являются древние ритуальные танцы. Она вобрала в себя все лучшее, что только есть в танцах Кавказа. Она завораживает, притягивает к себе заводным ритмом так, что ноги сами просятся в пляс, и все тело начинает двигаться в такт стремительной мелодии. Лезгинка не оставит равнодушным никого.

Объединяющая лезгинка

Лезгинку танцуют свыше 100 народов (карачаевцы, балкарцы, аварцы, черкесы, адыги, грузины, армяне, азербайджанцы и др). Каждому из них присущи свои характерные движения, но есть такие, что исполняются у всех одинаково. Язык танца у всех один. Здесь лезгинка выступает в качестве культурного «мостика» между народами. Кавказцы могут в любом месте встать в большой круг и начать . Им не нужно объяснять друг другу что-то – ритм сделает это сам.

Техника исполнения

Мелодия лезгинки динамичная, четкая. Темп отличается быстротой. Музыкальный размер – 6/8. Осанка очень важна: мужчина держится чрезвычайно прямо, натянут, словно струна. Грудь немного выпячена вперед. Почти весь танец проходит на носочках. Движения отрывистые, резкие. Во всем теле красота, грация и в то же время мужественность и сила. Руки раскинуты, как крылья орла, а ноги совершают десятки движений за минуту.

Мужчина и женщина

Лезгинка – это преимущественно мужской танец, ведь он демонстрирует сугубо мужские качества – мужество, силу, воинственность. Женщина, на широкой публике, не должна повторять движения своего партнера, делая резкие выпады – это неприлично. Она должна быть женственной. Выпрямленная спина, приподнятый подборок, улыбка, плавные взмахи рук, грациозные шаги – так девушка.

Другое дело – тесный дружеский круг, где можно полностью отдаться танцу. Женщины отплясывают с удовольствием, вкладываю всю свою душу и страсть. Да и как по-другому? Ведь лезгинка – танец заводной, зажигательный, любимый всеми народами. Перед ним невозможно устоять.

У каждого народа на земле есть свой язык, духовная и материальная культура, история, свои национальные священные символы и этническое самосознание. Естественно, в ходе исторического развития культура любого народа, взаимодействуя с соседними, претерпевают определенные изменения.

Существенной частью национальной культуры является фольклор народа, который вмещает в себя почти всю его духовную культуру. Природа не обделила и лезгин в части духовной культуры. До наших дней дошло более 300 народных танцевальных и песенных мелодий, текстов народных песен, сотни сказок и легенд, тысячи поговорок и пословиц, героические песни «БалкIандаллаз синел къугъвай руш» («Всадница, гарцевавшая на скале»), «Къванцин гада» («Каменный мальчик»), «ЧIулав кьил» («Черная голова»), эпос «Шарр-Вили, которому около 3-х тысяч лет и многое другое. Мышление и мировоззрение народа, его культурно-исторические традиции прекрасно сохранились в одежде и в удивительно разнообразной и богатейшей на Кавказе кухне лезгин. Лезгинский язык сохранил обширную отраслевую лексику, свидетельствующую о разнообразной деятельности лезгин в разные исторические периоды.

Этимология слова лезгин исходит к слову лекь (орел, печень). Орел был тотемным знаком у лезгин. Орел считался ангелом, который относил душу умершего на небеса. Покойника вывешивали на дереве и наблюдали, когда же прилетит ангел за его душой. Орел прилетал и клевал печень покойника (вспомним миф о Прометее, прикованном к Кавказским горам, к которому прилетал орел и клевал его печень!) Если орел прилетал быстро, то это считалось хорошим знаком, что Ра (Солнце) приняло душу покойника. Если орел вовсе не прилетал, то считали, что в жизни человеком был совершен большой грех. В лезгинской мифологии солнце (Ра) часто прямо ассоциируется с золотым орлом. Поэтому «орел» и «печень» у лезгин обозначают одним и тем же словом «лекь». Это название перешло и на этнос. В дальнейшем из-за невозможности адекватного отображения слова ЛЕКЬ другим письмом, в частности — арабским, где нет звуков «Е» и «Кь», ЛЕКЬ превратился в ЛАК. А далее посредством суффикса места «З» и иранского «стан» («место») ЛАК превратился в ЛАКЗ и ЛАКЗИСТАН, что дало народу название лакзан-лакзин-лезгин.

У многих народов есть свои ритуальные танцы. Были и есть они и у лезгин: танец охотников, танец чабана, «арасар», «женги» — боевые танцы и мн.др. Танец «Лезгинка» сохранил отголоски далеких времен — языческих верований и обрядов. Весь танец в различных его постановках и исполнениях в основе своей представлял особый ритуал перед охотой или перед боем. Облаченные в одежду с перьями орлов юноши имитировали движения орлов преследующих добычу и загоняющих ее в западню. Затем орел бросается на добычу и забирает ее. В роли добычи (куропатка, горлица, голубка, соколиха) выступали девушки. Так и родился «лекьерин кьуьл»- танец орлов. Со временем танец превратился в своеобразное соревнование юношей в джигитовке и смелости (бросание ножей), в изяществе и грациозности, быстроте и ловкости. Гордо раскинув руки-крылья и встав на пальцы, джигит-орел, словно в полете, описывает плавные круги вокруг девушки-горлицы, а затем ускоряет движения, чтобы окончательно завладеть добычей. Таким образом, юноши показывали свою удаль и темперамент перед девушкой, чтобы она обратила внимание только на него, чтобы она из многих «орлов» выбрала именно его. И девушка своим изящным и плавным танцем-полетом выказывала свое особое отношение к избраннику и выбирала самого смелого, самого ловкого джигита для улучшения потомства «орлов».

Смелый, искрометный, удалой танец понравился всем и быстро распространился у всех соседних народов. Грузины назвали его «лекIури», иранцы — «лазги», дагестанские народы — «лезгинка». Под таким названием танец и распространился по всему миру и известен во всех дальних уголках планеты.

Сами лезгины не называют его лезгинкой, ибо это и так понятно, чей танец. У лезгин существуют много модификаций этого танца: «Хкадардай кьуьл» («Прыгающий, скачущий танец»), «Зарб кьуьл» («Быстрый танец»), «Авара кавха» («Обнищавший староста») и др.

О «быстром» народном танце упоминается в песнях и сказках лезгин. Согласно одной легенде, такой танец исполняла девушка, когда услышала муштулух (благую весть), что ее братья победили врага и возвращаются домой.Такой танец танцевала всадница на скале из героической песни «Всадница, гарцевавшая на скале». Искрометную «Лезгинку» танцевал и герой одноименного эпоса Шарвили. Враги подсыпали под его ноги горох, чтобы одолеть его, когда, поскользнувшись на горохе, он упадет…

«Сегодня танец на лезгинских свадьбах, праздниках исполняются множество песенных и танцевальных мелодий. Но особой популярностью и любовью у молодежи пользуются «быстрые» танцы. На таких мероприятиях юноши и девушки приглядываются друг к другу, знакомятся. Юноша взглядом и вежливым жестом руки приглашает понравившуюся девушку на танец. Молодые объяснятся в своих чувствах языком танца. Когда девушка завершает танец и собирается уходить, то юноша, как бы преграждает ей путь. И девушка сама выбирает: продолжить танец или уходить. Если девушка решила больше не танцевать и уходить, то юноша, приложив правую ладонь к сердцу и чуть кланяясь, благодарит девушку за танец. В лезгинском танце есть своеобразное табу: юноша, как бы близко не подходил к девушке во время танца, даже платья ее не должен касаться. Это считается большим оскорблением и вызовом мужчинам из рода девушки. И такие оскорбления зачастую завершались кровопролитием и кровной местью.

В период завоевания Лезгистана арабами песни и танцы были в запрете, хотя их и исполняли. В советский период песенно-танцевальная культура народов приобрела новое развитие.

В свете часто муссируемых в прессе и в Интернет-сети споров о происхождении танца «Лезгинка», о ее принадлежности какому-то народу, хочется сказать, что лезгинский народный танец сегодня стал танцем народов всего Кавказа и даже за его пределами. Конечно же, лезгинка видоизменилась, окультурилась. Многие народы Кавказа вносят в нее свои традиционные элементы, свой национальный колорит, свои новшества. Сегодня «Лезгинка» превратилась в танец дружбы народов, и в лице одноименного ансамбля — она визитная карточка культуры и искусства Республики Дагестан.

А еще лучше, чем спорить о танце, лучше им овладеть! Танцуй лучше всех, — и он твой навсегда!

Фейзудин Нагиев,
Филологиядин илимрин доктор

Описание

Лезгинка — является старинным народным быстрым кавказским танцем, а также сопутствующая ему музыка. Иноземцы в древние времена звали народы Дагестана Лезгинами, от этого и произошло название - Лезгинка.

Лек -"лезгин, орел", народы-соседи интерпретировали слово «лек», как название отдельного народа, сами же леки вкладывали понятие «человек-орел».

Трудно встретить человека, который не слышал об этом зажигательном танце, торговые пути, которые проходили через Кавказ, объединяли Европу и восточные страны. Путешественники, проезжавшие Дагестан, не могли не обратить внимание на танец, который до этого нигде не встречали.

Лезгинка - представляет собой своего рода соревнование, которое устраивают между собой молодые люди. Исполнение требует от юношей ловкости и большой силы, а от девушек изящества и плавности. Она очень быстрая и темпераментная. Этот знаменитый танец - отголосок языческих ритуалов, основной элемент которых был образ орла. Образ прекрасно передается исполнителями, особенно в тот момент, когда они встают на носки и раскидывают руки-крылья, начинают описывать плавные круги, как орел, который собирается взлететь.

Описание движений и образа

Очень грациозный, с резкими и четки движениями, а также выпадами, танец служит демонстрацией мужества и духа исполнителя. Зрелищность его достигается пика, когда исполнение происходит в национальных костюмах и сопровождается музыкальным ансамблем. Размер 6/8, темп быстрый, мелодия динамичная и четкая.

В лезгинке присутствует два образа: мужчина - орел и женщина-лебедь. Мужчина чередует стремительный и быстрый темп, самое трудное движение - это стоять на носках, раскинув руки. Женщина танцует, держа крепко осанку, и плавно движет руками. Темп движений исполнительницы растет в соответствии с темпом исполнителя.

Рисунок и образ неизменны и едины, но каждая народность Кавказа имеет свою собственную стилевую разновидность движений, которые используются в танце.

Присутствие в произведениях классики

Лезгинка своей музыкой, у которой четкий ритм и энергичные движения, привлекла внимание многих, известных миру, композиторов. В «Руслане и Людмилу» - Глинка, в «Демон» - Рубинштейн добавили стихийную, бурную и страстную лезгинку.

Танец и музыкальная композиция остается популярной и в наше время, современные исполнители часто ее используют.

Соревнования между исполнителями смотрите на видео и фото, которые присутствуют на сайте.

У каждого народа на земле есть свой язык, духовная и материальная культура, история, свои национальные священные символы и этническое самосознание. Естественно, в ходе исторического развития культура любого народа, взаимодействуя с соседними, претерпевают определенные изменения.

Существенной частью национальной культуры является фольклор народа, который вмещает в себя почти всю его духовную культуру. Природа не обделила и лезгин в части духовной культуры. До наших дней дошло более 300 народных танцевальных и песенных мелодий, текстов народных песен, сотни сказок и легенд, тысячи поговорок и пословиц, героические песни «БалкIандаллаз синел къугъвай руш» («Всадница, гарцевавшая на скале»), «Къванцин гада» («Каменный мальчик»), «ЧIулав кьил» («Черная голова»), эпос «Шарр-Вили, которому около 3-х тысяч лет и многое другое. Мышление и мировоззрение народа, его культурно-исторические традиции прекрасно сохранились в одежде и в удивительно разнообразной и богатейшей на Кавказе кухне лезгин. Лезгинский язык сохранил обширную отраслевую лексику, свидетельствующую о разнообразной деятельности лезгин в разные исторические периоды.

Этимология слова лезгин исходит к слову лекь (орел, печень). Орел был тотемным знаком у лезгин. Орел считался ангелом, который относил душу умершего на небеса. Покойника вывешивали на дереве и наблюдали, когда же прилетит ангел за его душой. Орел прилетал и клевал печень покойника (вспомним миф о Прометее, прикованном к Кавказским горам, к которому прилетал орел и клевал его печень!) Если орел прилетал быстро, то это считалось хорошим знаком, что Ра (Солнце) приняло душу покойника. Если орел вовсе не прилетал, то считали, что в жизни человеком был совершен большой грех. В лезгинской мифологии солнце (Ра) часто прямо ассоциируется с золотым орлом. Поэтому «орел» и «печень» у лезгин обозначают одним и тем же словом «лекь». Это название перешло и на этнос. В дальнейшем из-за невозможности адекватного отображения слова ЛЕКЬ другим письмом, в частности — арабским, где нет звуков «Е» и «Кь», ЛЕКЬ превратился в ЛАК. А далее посредством суффикса места «З» и иранского «стан» («место») ЛАК превратился в ЛАКЗ и ЛАКЗИСТАН, что дало народу название лакзан-лакзин-лезгин.

У многих народов есть свои ритуальные танцы. Были и есть они и у лезгин: танец охотников, танец чабана, «арасар», «женги» — боевые танцы и мн.др. Танец «Лезгинка» сохранил отголоски далеких времен — языческих верований и обрядов. Весь танец в различных его постановках и исполнениях в основе своей представлял особый ритуал перед охотой или перед боем. Облаченные в одежду с перьями орлов юноши имитировали движения орлов преследующих добычу и загоняющих ее в западню. Затем орел бросается на добычу и забирает ее. В роли добычи (куропатка, горлица, голубка, соколиха) выступали девушки. Так и родился «лекьерин кьуьл»- танец орлов. Со временем танец превратился в своеобразное соревнование юношей в джигитовке и смелости (бросание ножей), в изяществе и грациозности, быстроте и ловкости. Гордо раскинув руки-крылья и встав на пальцы, джигит-орел, словно в полете, описывает плавные круги вокруг девушки-горлицы, а затем ускоряет движения, чтобы окончательно завладеть добычей. Таким образом, юноши показывали свою удаль и темперамент перед девушкой, чтобы она обратила внимание только на него, чтобы она из многих «орлов» выбрала именно его. И девушка своим изящным и плавным танцем-полетом выказывала свое особое отношение к избраннику и выбирала самого смелого, самого ловкого джигита для улучшения потомства «орлов».

Смелый, искрометный, удалой танец понравился всем и быстро распространился у всех соседних народов. Грузины назвали его «лекIури», иранцы — «лазги», дагестанские народы — «лезгинка». Под таким названием танец и распространился по всему миру и известен во всех дальних уголках планеты.

Сами лезгины не называют его лезгинкой, ибо это и так понятно, чей танец. У лезгин существуют много модификаций этого танца: «Хкадардай кьуьл» («Прыгающий, скачущий танец»), «Зарб кьуьл» («Быстрый танец»), «Авара кавха» («Обнищавший староста») и др.

О «быстром» народном танце упоминается в песнях и сказках лезгин. Согласно одной легенде, такой танец исполняла девушка, когда услышала муштулух (благую весть), что ее братья победили врага и возвращаются домой.Такой танец танцевала всадница на скале из героической песни «Всадница, гарцевавшая на скале». Искрометную «Лезгинку» танцевал и герой одноименного эпоса Шарвили. Враги подсыпали под его ноги горох, чтобы одолеть его, когда, поскользнувшись на горохе, он упадет…

«Сегодня танец на лезгинских свадьбах, праздниках исполняются множество песенных и танцевальных мелодий. Но особой популярностью и любовью у молодежи пользуются «быстрые» танцы. На таких мероприятиях юноши и девушки приглядываются друг к другу, знакомятся. Юноша взглядом и вежливым жестом руки приглашает понравившуюся девушку на танец. Молодые объяснятся в своих чувствах языком танца. Когда девушка завершает танец и собирается уходить, то юноша, как бы преграждает ей путь. И девушка сама выбирает: продолжить танец или уходить. Если девушка решила больше не танцевать и уходить, то юноша, приложив правую ладонь к сердцу и чуть кланяясь, благодарит девушку за танец. В лезгинском танце есть своеобразное табу: юноша, как бы близко не подходил к девушке во время танца, даже платья ее не должен касаться. Это считается большим оскорблением и вызовом мужчинам из рода девушки. И такие оскорбления зачастую завершались кровопролитием и кровной местью.

В период завоевания Лезгистана арабами песни и танцы были в запрете, хотя их и исполняли. В советский период песенно-танцевальная культура народов приобрела новое развитие.

В свете часто муссируемых в прессе и в Интернет-сети споров о происхождении танца «Лезгинка», о ее принадлежности какому-то народу, хочется сказать, что лезгинский народный танец сегодня стал танцем народов всего Кавказа и даже за его пределами. Конечно же, лезгинка видоизменилась, окультурилась. Многие народы Кавказа вносят в нее свои традиционные элементы, свой национальный колорит, свои новшества. Сегодня «Лезгинка» превратилась в танец дружбы народов, и в лице одноименного ансамбля — она визитная карточка культуры и искусства Республики Дагестан.