Где был написан роман дубровский. История создания романа пушкина дубровский и прототипы героев

  • 20.04.2019

Роман «Дубровский» А.С. Пушкина является наиболее известным русским разбойничьим романом, созданном в духе популярного в Англии, Франции и Германии XVIII-XIX веков жанре литературного сочинения, в центре которого находится образ благородного разбойника.

В основе романа лежит мысль о моральном разложении русского дворянства и его противостоянии простому народу. Раскрыты темы защиты чести, семейного бесправия, крестьянского бунта.

История создания

Роман в 3-ех частях был начат Александром Пушкиным (1799 - 1837) после окончания работы над сочинением «Повести Белкина» осенью 1832 года.

Пушкин написал из задуманной трехтомной работы только 2 тома, второй из них был закончен в 1833 году, то есть работа над романом шла довольно быстро. Третий том так и не был начат.

Первая публикация сочинения состоялась спустя 4 года после гибели поэта на дуэли в 1841 году. Пушкин не оставил в рукописи названия романа и ему было предпослано название по имени главного героя «Дубровский».

Основой для произведения стал случай, рассказанный поэту его товарищем Нащокиным. Согласно рассказу помещик Островский, разоренный по вине высокопоставленного соседа, собрал своих крепостных и создал разбойничью банду. История заинтересовала Пушкина, как реалистичная основа для прозаического сочинения.

Анализ произведения

Основной сюжет

(Иллюстрация Б. М. Кустодиева "Троекуров выбирает щенят" )

Помещики Троекуров и Дубровский, отец главного героя Владимира, являются соседями и дружат. Ряд конфликтных ситуаций разводят друзей друг от друга и Троекуров, пользуясь своим особым положением, заявляет права на единственное имение соседа. Дубровский не в силах подтвердить свое право на имение и сходит с ума.

Приехавший из города сын Владимир находит отца при смерти. Вскоре старший Дубровский умирает. Не желая мириться с несправедливостью Владимир сжигает имение вместе с чиновниками, которые приехали оформлять его на Троекурова. Вместе с преданными крестьянами он уходит в лес и наводит ужас на всю округу, однако, не трогая людей Троекурова.

На службу в дом Троекуровых едет учитель-француз и благодаря подкупу Дубровский занимает его место. В доме врага он влюбляется в его дочь Машу, которая отвечает ему взаимностью.

Спицын опознает в учителе-французе разбойника, который обокрал его. Владимиру приходится скрываться.

В это время отец выдает Машу замуж за старого князя против воли. Попытки Владимира расстроить брак не дают успеха. После венчания Дубровский и его банда окружают карету молодых и Владимир освобождает возлюбленную. Но она отказывается идти с ним, так как уже обвенчана с другим.

Власти губернии делают попытку окружить банду Дубровского. Он решает прекратить разбой и, распустив верных ему людей, уезжает за границу.

Главные герои

Владимир Дубровский в творчестве Пушкина предстает одним из наиболее благородных и смелых героев. Он является единственным сыном своего отца, потомственного обедневшего дворянина. Молодой человек окончил Кадетский корпус и является корнетом. На момент новости об отобранном у отца имении Владимиру 23 года.

После смерти отца Дубровский собирает верных крестьян и становится разбойником. Однако, разбой его окрашен благородными тонами. Всеми жертвами банды становятся богатые люди, ведущие недостойный образ жизни. В этом образ главного героя во многом пересекается с образом Робин Гуда.

Целью Дубровского является месть за отца и она направлена на Троекурова. Под видом учителя Владимир селится в доме помещика и заводит хорошие отношения со всеми членами семьи, а в дочь Машу влюбляется.

О смелости и решительности Дубровского говорит случай в доме Троекурова. Оказавшись в шутку запертым в комнате с медведем, Дубровский не теряет самообладания и убивает медведя одним выстрелом из пистолета.

После встречи с Машей главная цель героя меняется. Ради воссоединения с возлюбленной Дубровский готов отказаться от стремления отомстить ее отцу.

Отказ Маши последовать за Дубровским после ее венчания с Верейским, а также облава на банду, заставляют Владимира отказаться от своих планов. Он благородно отпускает своих людей, не желая втягивать их в неприятности. Отказ от возлюбленной и бегство за границу свидетельствуют о покорности юноши и нежеланию идти против судьбы.

В существующих набросках к третьему тому прослеживается возвращение Владимира в Россию и попытки вернуть Машу. В связи с этим можно говорить о том, что герой не отказывается от своей любви, а лишь принимает желание возлюбленной жить согласно церковным законам.

(прим. от редакции -Кирила Петрович- не путать с Кириллом)

Троекуровв романе выступает главным отрицательным персонажем. Богатый и влиятельный помещик не знает границ в своем самодурстве, может шутки ради запереть гостя в комнате с медведем. При этом он уважает независимых людей, к которым относится отец Владимира Андрей Гаврилович. Их дружбе приходит конец из-за пустяков и самолюбии Троекурова. Решив наказать Дубровского за дерзость, он присваивает себе его имение, используя свою неограниченную власть и связи.

При этом образ Троекурова выстроен не только в отрицательных тонах. Герой, остыв после ссоры с другом, сожалеет о своем поступке. В его поведении Пушкин закладывает схему русского социального устройства, в котором дворяне чувствовали себя всесильными и безнаказанными.

Троекуров характеризуется как любящий отец. Его младший сын рожден вне брака, однако воспитывается в семье на равных со старшей дочерью Машей.

Преследование выгоды прослеживается в выборе мужа для любимой дочери Маши. Троекуров знает о нежелании дочери выходить замуж за старика, но организует свадьбу и не дает дочери сбежать с возлюбленным Дубровским. Это является отличным примером того, как родители пытаются устроить жизнь своих детей наперекор их желаниям.

Маша Троекурова на момент действия является 17-летней девушкой, которая воспитывается в одиночестве большой усадьбы, она молчалива и замкнута в себе. Ее главной отдушиной является богатая отцовская библиотека и французские романы. Появление в доме учителя-француза в виде Дубровского для романтической барышни перерастает в любовь, похожую на многочисленные романы. Правда о личности учителя не пугает девушку, что говорит о ее смелости.

Важно отметить, что Маша принципиальна. Обвенчавшись с нежеланным мужем - стариком-графом - Маша отвергает предложение Дубровского бежать с ним и говорит о своем долге перед супругом.

Произведение драматично по своей композиции и стоится на ярких противопоставлениях:

  • дружба и суд,
  • встреча главного героя с родными местами и смерть отца,
  • похороны и пожар,
  • праздник и ограбление,
  • любовь и побег,
  • венчание и сражение.

Таким образом, в основе композиции романа лежит конфликтный метод, то есть столкновение контрастных сцен.

Роман «Дубровский» Пушкина под оболочкой романтического сочинения содержит ряд глубоких размышлений автора о проблемах русского быта и устройства.

Работа над романом «Дубровский» была начата А.С. Пушкиным 21 октября 1832 года. В основу сюжета был положен эпизод, сообщенный Пушкину его другом П.В. Нащокиным, рассказавшим про одного «белорусского небогатого дворянина, по фамилии Островский». Так и роман назывался сначала. Этот дворянин имел процесс с соседом за землю, был вытеснен из имения и, оставшись с одними крестьянами, стал грабить сначала подьячих, потом и других. Нащокин видел этого Островского в остроге.

Пушкин в это время обдумывал сюжет исторического романа об удальце, дворянине, который вступил на службу к Пугачеву, и он нашел в рассказе Нащокина сюжет о герое такого же типа, подсказанный самой жизнью.

Н.Г. Чернышевский писал об этом романе: «Трудно найти в русской литературе более точную и живую картину, как описание быта и привычек большого барина старых времен в начале повести «Дубровский»».

Этот урок - о романе «Дубровский».

Сегодня в центре нашего внимания роман Александра Сергеевича Пушкина «Дубровский».

Уже говорилось, что за вольнолюбивые стихи Пушкин был отправлен в ссылку сначала в Кишинев, затем в Одессу, а потом в село Михайловское Псковской губернии. В 1826 году Александр Сергеевич был вызван Николаем II в Москву. Поле беседы с поэтом царь заявил, что разговаривал с умнейшим человеком России. А.С. Пушкину было разрешено жить в Москве и даже работать в архиве.

В начале тридцатых годов поэт начинает писать прозаические произведения. Над романом «Дубровский» он работает с октября 1832 года по февраль 1833 года. Но роман так не был закончен, и при жизни писателя его не напечатали.

В основу романа легло сообщение друга А.С. Пушкина П.В. Нащокина (рис. 1) об одном небогатом дворянине по фамилии Островский, имевшем процесс с соседом за землю. Островский был вытеснен из имения и, оставшись с одними крестьянами, стал грабить.

Рис. 1. К.П. Мазер. П. В. Нащокин.1839 ()

Известно также, что перед началом работы над романом А.С. Пушкин побывал в Пскове, в Болдино, где рассматривались подобные дела помещиков Муратова, Дубровского, Крюкова. Таким образом, в основу романа легли реальные жизненные обстоятельства, которые были творчески переработаны А.С. Пушкиным.

Что же такое роман?

РОМАН - это большое повествовательное произведение, которое отличается многообразием действующих лиц и разветвленностью сюжета. То есть в романе происходят множество событий, в которых учувствуют большое количество героев.

СЮЖЕТ - последовательность и связь событий в художественном произведении.

В девятнадцатом веке стал очень популярен жанр авантюрно-приключенческого романа, появились произведения, где честность противопоставлялась подлости, щедрость жадности, любовь ненависти.

Многие писатели для придания занимательности использовали прием «переодевания», а также меняли хронологию событий. Главный герой такого произведения был неизменно красив, честен, благороден, смел, а заканчивался авантюрный роман победой главного героя.

А.С. Пушкин сделал попытку написать подобное произведение, но глубина вскрывшихся в его романе жизненных проблем не позволили ему закончить это произведение. А.С. Пушкин не смог вместить живых героев в жесткие схемы этого жанра.

Действие романа «Дубровский» происходит в двадцатые годы девятнадцатого века и развивается в течение полутора лет.

Каким было общество тех времен?

Самодержавие, крепостное право. Во главе государства - царь. Основные сословия - дворяне, чиновники, крестьяне, крепостные и воины. Дворянин владел имением, которое состояло из земли и крепостных крестьян. Дворянство было неоднородным. Некоторые дворяне владели обширными землями, поместьями и большим количеством крестьян, владения других были небольшие. Дворяне могли выходить замуж и жениться только на людях из своего сословия.

Большинство дворян считали крепостное право нормальным и распоряжались своими крестьянами как имуществом. Большинство людей, не принадлежавших к дворянской фамилии, они не считали достойными уважения и внимания.

Дворяне жили в своем поместье, занимались хозяйством, ездили, друг к другу в гости. Крестьяне называли своего хозяина «барин», хозяйку - «барыня», а детей -«барчуками» или «барчатами».

Главными героями романа Александра Сергеевича Пушкина являются Кирила Петрович Троекуров, его дочь Марья Кирилловна, его сосед и друг Андрей Гаврилович Дубровский и его сын Владимир.

Поговорим о Троекурове.

Что говорит о нем Александр Сергеевич Пушкин:

Его богатство, знатный род и связи давали ему большой вес в губерниях…

То есть Троекуров имел власть над людьми и мог поступать как ему заблагорассудится:

Соседи рады были угождать малейшим его прихотям; губернские чиновники трепетали при его имени; Кирила Петрович принимал знаки подобострастия как надлежащую дань…

Грубость и своенравие Кирилы Петровича Троекурова можно объяснить большим богатством и неограниченной властью над людьми. Можно сказать, что к своим гостям он относился так же, как к крепостным крестьянам, он считал, что может все купить, и унижал достоинство людей.

Около семи часов вечера некоторые гости, хотели ехать, но хозяин, развеселенный пуншем, приказал запереть ворота и объявил, что до следующего утра никого со двора не выпустит. Таким он был «в домашнем быту».

В домашнем быту Кирила Петрович выказывал все пороки человека необразованного. Избалованный всем, что только окружало его, он привык давать полную волю всем порывам пылкого своего нрава и всем затеям довольно ограниченного ума.…

Он раза два в неделю страдал от обжорства… (рис. 2)

Рис. 2. Открытка-иллюстрация к повести А.С.Пушкина «Дубровский». Художник Д.А. Шмаринов ()

Всегдашние занятия Троекурова состояли в разъездах около пространных его владений, в продолжительных пирах и в проказах, ежедневно притом изобретаемых

Троекуров, надменный в сношениях с людьми самого высшего звания, уважал Дубровского, несмотря на его смиренное состояние. Некогда были они товарищами по службе, и Троекуров знал по опыту нетерпеливость и решительность его характера.

Дубровский, единственный из окружающих его людей, держался гордо, был независим и отказался от покровительства своего бывшего сослуживца.

Троекуров и Дубровский были похожи отчасти характерами и наклонностями, это сходство проявлялось в гордости, но Троекуров поддерживал в себе это чувство сознанием своего богатства и власти, а Дубровский - осознанием древности своего рода и дворянской чести. У обоих помещиков был горячий, вспыльчивый характер, оба любили псовую охоту и держали собак.

Разбил их дружбу случай на псарне Троекурова (рис. 3):

Рис. 3. Открытка-иллюстрация к повести А.С.Пушкина «Дубровский». Художник Д.А. Шмаринов ()

Отдан приказ псарям и стремянным быть готовыми к пяти часам утра. Палатка и кухня отправлены были вперед на место, где Кирила Петрович должен был обедать. Хозяин и гости пошли на псарный двор, где более пятисот гончих и борзых жили в довольстве и тепле, прославляя щедрость Кирила Петровича на своем собачьем языке. Тут же находился и лазарет для больных собак, под присмотром штаб-лекаря Тимошки, и отделение, где благородные суки ощенялись и кормили своих щенят. Кирила Петрович гордился сим прекрасным заведением и никогда не упускал случая похвастаться оным перед своими гостями, из коих каждый осмотривал его по крайней мере уже в двадцатый раз. Он расхаживал по псарне, окруженный своими гостями и сопровождаемый Тимошкой и главными псарями; останавливался пред некоторыми конурами, то расспрашивая о здоровии больных, то делая замечания более или менее строгие и справедливые, то подзывая к себе знакомых собак и ласково с ними разговаривая. Гости почитали обязанностию восхищаться псарнею Кирила Петровича. Один Дубровский молчал и хмурился. Он был горячий охотник. Его состояние позволяло ему держать только двух гончих и одну свору борзых; он не мог удержаться от некоторой зависти при виде сего великолепного заведения. «Что же ты хмуришься, брат, - спросил его Кирила Петрович, - или псарня моя тебе не нравится?» - «Нет, - отвечал он сурово, - псарня чудная, вряд людям вашим житье такое ж, как вашим собакам». Один из псарей обиделся. «Мы на свое житье, - сказал он, - благодаря бога и барина не жалуемся, а что правда, то правда, иному и дворянину не худо бы променять усадьбу на любую здешнюю конурку. Ему было б и сытнее и теплее». Кирила Петрович громко засмеялся при дерзком замечании своего холопа, а гости вослед за ним захохотали, хотя и чувствовали, что шутка псаря могла отнестися и к ним. Дубровский побледнел и не сказал ни слова. В сие время поднесли в лукошке Кирилу Петровичу новорожденных щенят; он занялся ими, выбрал себе двух, прочих велел утопить (рис. 4).

Рис. 4. Открытка-иллюстрация к повести А.С.Пушкина «Дубровский». Художник Д.А. Шмаринов ()

Случай на псарне характеризует Дубровского как человека гордого, не желающего превращаться в шута, обладающего чувством собственного достоинства, и поэтому замечание псаря Дубровский оценил как оскорбление холопом дворянской чести.

Ссору Дубровского и Троекурова нельзя назвать нечаянным случаем, она была закономерна, потому что Троекуров ко всем относился надменно. Дубровский был глубоко оскорблен и не мог стерпеть этого унижения.

Обидеть Дубровского Троекуров не хотел и желал вернуть дружбу гордого соседа, но когда Дубровский наказал воровавших у него лес мужиков Троекурова, известных разбойников, то Троекуров» вышел из себя и в первую минуту гнева хотел было со всеми своими дворовыми учинить нападение на Кистеневку, разорить ее дотла и осадить самого помещика в его усадьбе». Таковые подвиги были ему не в диковину.

В Троекурове возникает жажда мести, и он выбирает самый подлый способ мести - отобрать имение у своего бывшего товарища.

В том-то и сила, чтобы безо всякого права отнять имение.

Причем сделать это под видом законности и чужими руками.

Для исполнения этого подлого плана он выбирает заседателя Шабашкина, который за деньги готов с огромным рвением выполнять противозаконные замыслы Троекурова, то есть нарушить закон, представителем которого он является.

Шабашкин за него хлопотал, действуя от его имени, стращая и подкупая судей и толкуя вкривь и впрямь всевозможные указы.

Дубровский был изумлен. Он не допускал мысли, что кто-то может посягнуться на его законную собственность.

Шабашкин понимает, что Дубровский мало знает толку в делах и что человека столь горячего и неосмотрительного не трудно будет поставить в самое невыгодное положение.

Первая глава заканчивается неутешительно:

Февраля 9 дня, Дубровский получил через городовую полицию приглашение явиться к ** земскому судье для выслушания решения оного по делу спорного имения между им, поручиком Дубровским, и генерал-аншефом Троекуровым, и для подписки своего удовольствия или неудовольствия. В тот же день Дубровский отправился в город; на дороге обогнал его Троекуров. Они гордо взглянули друг на друга, и Дубровский заметил злобную улыбку на лице своего противника.

Бывшие товарищи стали врагами.

Чиновники уездного суда встретили Дубровского и Троекурова по-разному. На Дубровского «никто не обратил внимание, когда же приехал Кирилла Петрович писари встали и заложили перья за ухо, члены встретили его с изъявлением глубокого подобострастия придвинули ему кресло из уважения к его чину летам и дородности».

Картина суда вызывает чувство досады и жалости к Дубровскому, возмущение против торжества Троекурова и протеста против низкопоклонства и подобострастия судей.

А.С. Пушкин подчеркивает противоестественность этого суда такими деталями: к Троекурову заседатель обращается с низким поклоном, а к Дубровскому просто подносит бумагу. Троекуров при этом сидит в кресле, а Дубровский стоит, прислонившись к стене.

Судья рассчитывали на благодарность Троекурова. Троекуров подписал под решением суда «совершенное свое удовольствие».

Дубровский стал неподвижен, потупя голову.

Несправедливое преступное решение суда привело Дубровского к внезапному помешательству.

Судьи не получили от Троекурова желаемой награды, так как внезапное сумасшествие Дубровского сильно подействовало на его воображение и отравило его торжество. Троекуров понял, что зашел слишком далеко, в нем заговорила совесть. Вся затея судом обернулась настоящей бедой для Дубровского, и у него помутился разум.

Рис. 5. Открытка-иллюстрация к повести А.С.Пушкина «Дубровский». Художник Д.А. Шмаринов ()

Троекуров хотел наказать своего непокорного соседа. Кистеневка была ему не нужна, ему хватало собственных имений, собственного богатства, он хотел сломить гордость и независимость Дубровского, растоптать его достоинство, но довести своего противника до сумасшествия он, конечно, не желал.

Александр Сергеевич Пушкин хотел показать, что неограниченная власть калечит душу ее обладателя, а также приводит к трагедии многих других людей.

Список литературы

  1. Александр Сергеевич Пушкин в исполнении мастеров художественного слова/Сборник/МР3-CD. - М.: АРДИС-КОНСАЛТ, 2009.
  2. В. Воеводин. Повесть о Пушкине. - М.: Детская литература, 1955.
  3. Пушкин А.С. Дубровский. - М.: Детская литература. 1983.
  4. Литература. 6 класс. В 2 ч. / [В.П. Полухина, В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин]; под ред. В.Я. Коровиной. - М., 2013.
  1. Либрусек. Много книг. «Наше всё». Что читать о Пушкине А.С. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ().
  2. «Энциклопедия русской живописи» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ().
  3. Электронные публикации Института русской литературы (Пушкинского Дома) РАН. Пушкинский кабинет [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ().

Домашнее задание

Задание на выбор (1 или 2).

  1. Подготовьте сжатый пересказ одной главы по самостоятельно составленному плану.
  2. Подготовьте устный рассказ на одну из тем (А или Б).

    А. Тема: «Почему Владимир Дубровский стал разбойником?»

    План.

    1. Краткая история жизни героя.
    2. Изменения в судьбе героя после смерти отца.
    3. Черты характера героя: честолюбие, любовь к отцу (3 глава), благородство (4 глава, заступается за Шабашкина); смелость, отвага, находчивость, решительность, хладнокровие.
    4. Дубровский-разбойник.
    5. Любовь к Маше Троекуровой.
    6. Авторская симпатия к главному герою.
    7. Мое отношение к Владимиру Дубровскому.

    Б. Тема: «Владимир Дубровский и Маша Троекурова».

    План.

    1. История жизни героев и их семей (дружба отцов, рано лишились матери, одиноки и впечатлительны).
    2. Дубровский - Дефорж (любовь к Маше).
    3. Неравнодушие Маши к Дубровскому.
    4. Встречи Маши и Владимира.
    5. Сватовство князя Верейского.
    6. Ожидание помощи от Дубровского.
    7. Свадьба Маши.
    8. Честь и верность данному слову - главные ценности героев.
    9. Мое отношение к героям.

Обращение А.С. Пушкина к прозе явилось вполне закономерным в процессе развития его творческого гения. Пушкин признавался в «Евгении Онегине»: «…Лета к суровой прозе клонят…». Одним из великих прозаических произведений А.С. Пушкина стал роман «Дубровский». Многие исследователи творчества поэта указывают на его незавершенность. Однако незавершенность художественного произведения всегда относительна, «незавершенность не означает недосказанность». При изучении прозы Александра Сергеевича стоит особое внимание уделить истории создания романа «Дубровский».

Начало создания романа

Работу над романом Александр Сергеевич начал в 1832 году. Известна точная дата начала создания произведения – 21 октября, так как Пушкин, сам ставил даты в черновике по мере написания романа. Произведение осталось незавершенным, работу над ним писатель прекратил в 1833 году. Название «Дубровский» роман получил при выходе в свет уже после смерти его великого автора. Существует множество теорий о причине прерывания Пушкиным создания «Дубровского». Некоторые исследователи его творчества считают, что он оставляет работу над романом, поскольку понимает, что в рамках жанра западноевропейского романа о благородном разбойнике ему не решить художественных проблем русской жизни. Известно, что черновые заметки писателя содержали наброски по содержанию третьего тома. (Вдовство Марьи Кирилловны, возвращение Дубровского на Родину для воссоединения с любимой).

Реальные прототипы главного героя

В основу произведения легла история, которую Пушкин услышал от своего приятеля, о бедном дворянине Островском, имение которого было отсужено зажиточным соседом, имевшим огромное влияние в местном обществе. Островский остался без гроша и был вынужден стать разбойником. Вместе со своими крестьянами он грабил богатых помещиков и чиновников. Позже его схватили и посадили в острог. Именно там и познакомился с ним товарищ Пушкина Нащокин. Эта история послужила основой для создания сюжетной линии романа. В пользу этой версии говорит то, что первоначально в своих черновиках Пушкин дал главному герою фамилию Островский.

Вторая версия гласит, что прототипом Дубровского послужил поручик Муратов, историю которого Пушкин узнал, находясь в Болдине. Имение Новоспасское, принадлежавшее семье Муратова в течение семидесяти лет, было признано собственностью подполковника Крюкова, отец которого в свое время продал его отцу Муратова. Такое решение суд принял, основываясь на том, что никаких бумаг, доказывающих его законное право владения имением, обвиняемый предоставить не смог, так как они были утеряны при пожаре, а обжалование приговора со стороны Муратова так и не поступило. Судебный процесс длился в течение многих лет и решился в пользу влиятельного истца Крюкова.

Жанр произведения

При создании «Дубровского» Пушкин обращается к популярному в то время жанру разбойничьего или авантюрного романа. Он был наиболее характерен для западноевропейской литературы, но Пушкину удалось создать произведение, соответствующее всем тонкостям этого направления. Благородный разбойник, вызывающий сочувствие к своей судьбе и ненависть к тем, кто толкнул его на этот путь.

Заключение

В основу романа «Дубровский» легли реальные истории людей, столкнувшихся с предвзятостью судебной системы и не сумевших противостоять ей.

Действие безжалостной и беспринципной судебно-чиновничьей государственной системы и жизнь русской деревни с массовыми народными сценами, - все это нашло свое место в «Дубровском».

Писатель и поэт А. С. Пушкин внес неоценимый вклад в русскую литературу. Его творческое наследие поистине бесценно. Затмить гения оказалось не под силу ни одному живущему как во времена творения классика, так и по сегодняшний день. Его слова: «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» оказались поистине пророческими. Народная тропа к нему никогда не зарастет.

Одним из множества величайших произведений великого писателя является роман «Дубровский». Именно о нем и пойдет речь в данной статье.

История создания романа «Дубровский»

Идея написать данный роман возникла у Пушкина после того, как он услышал от одного из своих друзей рассказ о жизни дворянина Островского. Данный персонаж и стал прообразом главного героя. Его жизненные невзгоды и история создание романа «Дубровский» - тесно переплелись между собой. В 1830 году у Островского отняли его родовое имение, и он остался бездомным. Доведенный до нищеты, дворянин белорусского происхождения начал мстить чиновникам. Себе в союзники он взял своих же крестьян. Вместе с ними Островский стал грабить богатых. Данная история закончилась трагически. Островский, в конце концов, был пойман и отправлен в тюрьму.

Имеются также сведения, что история создание романа «Дубровский» берет свое начало еще после одного печального дела. В результате длительной судебной тяжбы, поручик Муратов потерял имение, по праву принадлежащее ему. По несправедливому решению чиновников, оно было отдано влиятельному господину Крюкову.

Эти истории до глубины души потрясли Пушкина, который сам являлся бескомпромиссным борцом за право каждого человека мыслить свободно. За эти свои качества, поэт и писатель неоднократно подвергался гонениям. История создание романа «Дубровский» началась во времена вражды между социальными слоями страны. В произведении отображается взаимная неприязнь различных классов, а также весь драматизм происходящих в то время событий.

История создания романа «Дубровский». Краткое содержание

Богатый русский барин К. П. Троекуров, отличающийся жестоким нравом, поддерживает дружественные отношения со своим соседом - небогатым дворянином А. Г. Дубровским. Любимым развлечением Троекурова является запирание своих гостей в комнате с голодным медведем. Жестокие шутки характеризуют помещика как беспринципного и аморального человека.

Однажды между приятелями происходит крупная ссора, которая перерастает со временем в откровенную вражду. Помещик подкупает суд, и, пользуясь своим влиянием - отсуживает у соседа его имение. Дубровский лишается рассудка в зале суда и тяжело заболевает. Его сын Владимир, покинув службу в Петербурге, приезжает к больному отцу, который вскоре отдаёт Богу душу. Вне себя от гнева, Владимир поджигает имение, чтоб оно не досталось жестокому помещику.

Впоследствии Дубровский-младший становится разбойником, который грабит богатых местных помещиков. Но он не трогает имение Троекурова. Подкупив проезжего учителя, он под его видом оказывается гувернером в семье своего врага. Между Владимиром и дочерью Троекурова Машей со временем вспыхивает любовь.

Троекуров отдает свою дочь против её воли замуж за старого князя. Дубровский пытается этому помешать, но не успевает этого сделать - Маша уже дала клятву, поэтому отказывается от помощи Владимира. Губернские власти, через какое-то время, пытаются обезвредить отряд молодого человека. Однако им это не удается. Владимир распускает своих людей, а сам скрывается заграницей.

Образ главного героя

История создания романа «Дубровский» и главные герои были навеяны автору тяжелым для крестьян временем, в котором власть и деньги решали все. Пушкин с большой точностью отображает в своем произведении быт русской деревни, а в противовес ему показывает уклад жизни помещиков, который наполнен излишествами и жестокими забавами.

Личность главного героя по ходу романа претерпевает существенные изменения. Если в начале произведения он показан как легкомысленный и беззаботный юноша, тратящий деньги отца, и не задумывающийся о жизни простых смертных - то в дальнейшем, столкнувшийся с потерей близкого человека и несправедливостью жизни - он в корне меняется. Беззаботность Владимира сменяется обеспокоенностью и ответственностью за судьбы крестьян, которые ему подвластны.

Дубровский начинает мстить, и не столько за себя, а для того чтобы хоть как-то восстановить справедливость в этом жестоком мире. Образ Владимира приобретает романтические черты, так как он остается благородным, несмотря на свой разбойничий уклад жизни. Он грабил только богатых и никого не убивал.

Любовь к Маше преображает Дубровского. В итоге он отказывается от своей мести. Однако судьба главного героя печальна. Он претерпевают неудачу в любви, остаётся одиноким и никому не нужным.

Возможное продолжение

История создания романа А. С. Пушкина «Дубровский» так и не была завершена автором. Она осталась незаконченной. Великий писатель не успел завершить свое произведение. Есть версия, будто бы Пушкин планировал продолжить свой роман следующим образом. После смерти мужа Маши, Дубровский возвращается на Родину, чтобы воссоединиться с возлюбленной. Однако на Владимира поступает донос, который связан с его разбойничьим прошлым. В дело вмешивается полицмейстер.

Выводы о возможном продолжении романа были сделаны после изучения черновиков великого писателя.

Критика

Не всем по нраву пришлась история создания романа «Дубровский». Кратко свою критику данного произведения высказывала Анна Ахматова.

По её мнению, роман не удался. Она даже выразила радость по поводу того, что произведение было не завершено. Ахматова считала, что история создание романа «Дубровский» - это была попытка заработать автором деньги, а само произведение она отнесла к «бульварным». Данный роман русская поэтесса поставила ниже всех остальных сочинений великого писателя.

Экранизация

В 1936 году советским режиссером А. Ивановским был снят одноименный фильм по роману «Дубровский». В 1989 г., а также в 2014 г. была осуществлена экранизация романа режиссерами В. Никифоровым и А. Вартановым.

Урок 16 6 класс

Тема: История создания романа А.С.Пушкина «Дубровский».

Цели: расширить представления учащихся об исторической эпохе начала 19 века, познакомить с историей создания романа «Дубровский»

Планируемые результаты обучения:

Предметные:

- познавательная сфера: проявлять внимательное отношение к художественному слову, к художественной детали;

- ценностно-ориентационная сфера: формулировать собственное от-ношение к творчеству А. С. Пушкина, к роману «Дубровский», его героям; приобщаться к духовно-нравственным ценностям русской литературы;

- коммуникативная сфера: владеть навыками выразительного чтения и актерского мастерства;

Личностные: осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Познавательные: ориентироваться в тексте художественного произведения; отвечать на вопросы учителя; обобщать, делать выводы; находить нужную информацию в учебнике;

Регулятивные: организовывать место выступления; овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке;

- коммуникативные: проявлять готовность вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении проекта.

Ход урока.

  1. Мотивация учебной деятельности.

Александр Сергеевич Пушкин... Трудно найти человека, который не знал бы этого имени. Пушкин входит в нашу жизнь с детства и остается с нами навсегда. «Язык Пушкина сладостен и певуч», говорил В. Г. Белинский. Для кого-то Пушкин – непревзойденный поэт, светлая, изысканная поэзия которого человеку нужна, как воздух. Для кого-то – это добрый волшебник, создатель многих детских сказок, вспомните их названия: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане»...

Для всех нас Пушкин – великий мастер художественного слова, написавший роман в стихах «Евгений Онегин», «Повести Белкина», «Капитанскую дочку», роман «Дубровский».

Везде, всегда себя достойный

Ты нас, волшебник, изумлял,

Пленял ли ты картиной стройной,

Язвил ли ты, иль тосковал.

П. Марков

  1. Актуализация опорных знаний.
  1. Целеполагание.
  2. Работа над темой урока.

Среди прозаических произведений А.С.Пушкина роман «Дубровский» занимает особое место. Роман остался незавершенным и был опубликован уже после его смерти. Как мастера слова Пушкина всегда интересовал человек, движения его души. В основу сюжета этого произведения лег рассказ близкого приятеля П. Нащекина (как один помещик судился из- за земли с соседом и тот забрал у него все и ему пришлось вместе со своими крестьянами грабить других). Действие романа происходит в 1820 годы. Вместе с героями своих произведений автор искал ответы на жизненно важные вопросы, так часто возникающие в жизни. В романе «Дубровский» таких вопросов много: о чести и бесчестии, о мести и прощении, о самодурстве русского барства и преданности крестьян, о любви и ненависти.

  1. Работа с учебником.

Комментированное чтение 1 главы.

  1. Работа над составлением плана. Запись плана в тетрадь.

Примерный план.

А) Старинный русский барин Кирила Петрович Трекуров.

Б)Старинный русский барин Андрей Гаврилыч Дубровский.

В)Дружба Троекурова и Дубровского.

Г)Ссора между друзьями.

Д) Коварный замысел Троекурова.

Е) Приглашение Дубровского в суд.

7. Беседа по вопросам.

За что любил и уважал Троекуров Дубровского?

Прав ли был Дубровский на псарне?

Почему два лучших друга стали врагами?

Кто виноват в их ссоре?

8. Рефлексия.

9. Домашнее задание.