Определение жанра пьесы А.П. Чеховым
Уже при первом упоминании о начале работы над новой пьесой в 1901 году, А.П. Чехов сообщил своей супруге, что задумал он новую пьесу, причем такую, в которой все будет перевернуто вверх дном. Именно это предопределило жанр «Вишнёвого сада», как комедию. К.С. Станиславский, который ставил «Вишневый сад» на сцене, воспринял пьесу как трагедию, и именно такую трактовку передал на сцене, чем вызвал глубокое недовольство драматурга и обвинение автора в том, что режиссер не понял смысла произведения. Хотя комедийный жанр пьесы «Вишневый сад» Чехов старался передать множеством приемов: присутствие небольшого циркового представления в фокусах Шарлотты Ивановны, неуклюжесть Епиходова, падение Пети с лестницы, беседы Гаева с мебелью.
Также авторское определение жанра «Вишнёвого сада» просматривается и в расхождениях: в характерах самих героев пьесы внешний облик расходится с внутренним содержанием. Для Чехова страдания его героев – это всего лишь отражение слабых неуравновешенных характеров людей, несклонных к глубокому осмыслению происходящего и неспособных на глубокие чувства. Например, Раневская, говорящая о любви к своей Родине, о тоске по своей усадьбе, без сожаления собирается возвратиться в Париж. А устройство бала в день торгов?
Вроде такой день напряженный, а она приглашает в дом гостей. Ее брат показывает практически такое же легкомыслие, всего лишь стараясь казаться опечаленным сложившейся ситуацией. После торгов, практически рыдая, он жалуется на свое угнетенное состояние и усталость, но лишь услышав звуки игры в бильярд, сразу оживляется. Тем не менее, даже используя такие яркие особенности жанра, авторской интерпретации комедия «Вишнёвый сад» так и не увидела. Только после смерти Чехова пьеса была поставлена как трагикомедия.
Споры о жанровой принадлежности «Вишнёвого сада»
Начиная с первой постановки и по сегодняшний день, ведутся разговоры о жанровом своеобразии «Вишнёвого сада», а с обозначением жанра пьесы так до сих пор театралы и не определились. Конечно, проблема жанра встречается и в других пьесах Антона Павловича, например, в «Чайке», но только из-за «Вишнёвого сада» разгорелась жаркая дискуссия между автором и руководителями театра. Для каждого: и постановщика, и критика и даже зрителя «Вишнёвый сад» был своим, и каждый видел в нем что-то свое. Даже Станиславский после смерти Чехова признал, что изначально он не понял идеи этой пьесы, утверждая, что «Вишневый сад» – это «тяжелая драма русской жизни». И лишь в 1908 году последнее творение Чехова было поставлено как лирическая комедия.
Символика пьесы «Вишнёвый сад». Особенности жанра комедии.
Вчера мы закончили наш разговор на «подводном течении» пьесы. Мой к вам вопрос остается неизменным:
А как вы думаете, каков внутренний конфликт у других героев? У Лопахина, Гаева, Ани, Пети?
Лопахин.
На ком хотят женить Лопахина?
Как нам известно, его с Варей сватают на протяжении всей пьесы.
Но, почему он не делает предложение Варе в решающей сцене (действие 4 со слов Любови Андреевны «Теперь можно и ехать…», заканчивая ремаркой «Быстро уходит») + вспоминаем начало пьесы (ожидание приезда Раневской и детские воспоминания Лопахина).
Делаем вывод о том, что Лопахин не делает предложение Варе, не потому что робеет перед ней, или занят какими-либо делами, а в том, что он влюблён в другую женщину – в Раневскую, так поразившую его в юности. Внутренний конфликт Лопахина в том, что он так и не смог признаться ей в своих чувствах.
Петя Трофимов.
Какими мыслями увлечён Петя? Что он говорит о чувстве любви?
Слишком увлечён своими мыслями о лучшем будущем, считает себя «выше любви», поэтому не замечает чувств со стороны Ани. Его проблема в том, что он только говорит, строит планы о том, что поведёт за собой людей. (Эпизод разговора с Лопахиным с ремарки Лопахин «обнимает его» до « слышно, как вдали стучат топором по дереву»)
Обратить внимание на то, почему он не берёт денег у Лопахина.
Гаев.
Почему прячет свои настоящие чувства за биллиардными высказываниями?
Очень ранимый человек, любит свою семью, но, увы, не может ничего сделать для их счастья. Всё держит в себе, и это его внутренний конфликт. Прячется за словечками типа «Кого?» или разрывает диалог с другими персонажами с помощью известных ему фраз, заимствованных из биллиарда, тем самым (по его мнению) разряжая обстановку.
Исходя из всего этого, мы можем сказать, почему чеховский диалог не выстроен: Каждый герой в силу своих душевных переживаний думает о своём, отсюда, ясно, что герои глухи к переживаниям друг друга и просто напросто друг друга не слышат, поэтому каждый из них одинок и несчастлив.
Кто из героев в состоянии преодолеть свой эгоизм?
Аня. (Конец 3 действия) Она милосердна к матери.
Аня.
Это единственный персонаж в пьесе, который не терзаем внутренним конфликтом. Она цельная, светлая натура, ей нечего скрывать. Вот почему она единственный человек, кто способен быть милосердным. Поэтому об Ане лучше говорить в последнюю очередь.
Способен ли кто-нибудь из героев еще проявить милосердие. Почему?
Нет. Проблема героев в том, что не умеют и не желают быть милосердными. (эпизод покупки сада Лопахиным со слов Л.А.: «кто купил?» до «…нескладная несчастливая жизнь») МОЖНО ПОГОВОРИТЬ, КАКИЕ ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА В ЭТОЙ СЦЕНЕ УВИДЕЛИ ДЕТИ И ПРАВ ЛИ ПЕТЯ ТРОФИМОВ. КОГДА НАЗВАЛ ЛОПАХИНА ХИЩНИКОМ.
Обратим внимание на фразу Фирса «эх, ты….недотёпа!» К кому её можно отнести?
Эта фраза повторяется на протяжении всей пьесы: действие 1 сцена, когда Дуняша забыла взять сливки (стр.33); действие 3, когда Яша говорит ему «Хоть бы ты поскорее подох.» (стр.73); Конец 4 действия.
Фразу можно отнести ко всем героям пьесы даже во фразе «Да….(с усмешкой) Я уйду спать, а без меня тут кто подаст, кто распорядится? Один на весь дом» и то звучит «Эх, ты….недотёпа».
О значимости внутреннего конфликта и наличии подводного течения говорят многочисленные паузы в тексте пьесы. В последнем действии комедии 10 обозначенных автором пауз. Это не считая многочисленные паузы, обозначенные многоточиями в репликах персонажей. Это придает пьесе необычайную психологическую глубину.
В «Вишнёвом саде» подтекст стал основой действия : для понимания сути происходящего важно не то, что говорится, а то, что умалчивается.
Поговорим о символике « Вишнёвого сада». Новизна драматургии Чехова в том, что это реализм, перерастающий в символизм. Чехов выступает в своём позднем творчестве предтечей новой, модернистской литературы. Присутствие образов-символов в пьесе – примета новой литературы.
Дайте определение символа. Что отличает его от аллегории? Что, по-вашему, можно считать образом-символом в комедии?
Символ – предмет или слово, условно выражающее суть какого – либо явления.
Аллегория – выражение отвлеченного абстрактного содержания мысли посредством конкретного образа. (смерть-скелет с косой.)
Понятие аллегории близко к понятию символа. Различие состоит в том, что символ более многозначен и органичен, в то время как аллегория однозначна, выражает один предмет.
Начнем с того, что каждый герой пьесы - это символ. Символ каждый своего времени.
!!! В пьесе нет связи времен, разрыв между ними слышится в звуке разорванной струны. Недаром стук топора символизирует переход от прошлого к настоящему. А когда новое поколение посадит новый сад, придет и будущее.
Какой образ- символ является в пьесе центральным?
Вишнёвый сад. Для каждого героя пьесы сад является разным символом.
Какую символику для каждого героя несёт в себе сад?
Раневская и Гаев: символ молодости, красоты, детство
Лопахин: символ выгоды
Аня и Петя: символ пережитка прошлого
Как раскрывается символика сада в монологе Трофимова? (конец 2 действия)
Вся Россия – наш сад. (читаем монолог, выявляем, почему Россия – сад)
В этой же сцене Аня, увлеченная словами Пети, решает, что уйдёт из дома. Издали слышен голос Вари, которая ищет Аню. Однако ответом на крик Вари становится тишина, Аня убегает с Петей к реке. Это является символично решению молодой героини порвать со своей прежней жизнью и идти навстречу новой, неизвестной, но заманчивой.
Заключительные слова 3 действия: Аня - « Мы насадим новый сад, роскошнее этого, ты увидишь его, поймешь, и радость, тихая, глубокая радость опустится на твою душу, как солнце в вечерний час, и ты улыбнёшься, мама!» несут немного иной смысл. Что хотел показать Чехов этими словами?
Чехов хотел нам показать, что новый сад – это и есть новая Россия.
«Слышится отдаленный звук, точно с неба, звук лопнувшей струны, замирающий, печальный. Наступает тишина, и только слышно, как далеко в саду топором стучат по дереву». Уточнение «точно с неба» указывает на некую силу извне, перед которой бессильными оказываются персонажи пьесы. «Что общего у порванной струны с гибелью сада?» То, что оба события совпадают, или во всяком случае перекликаются по своей “форме”: разрыв - почти то же самое, что разрубание. Не случайно в финале пьесы звук лопнувшей струны сливается с ударами топора».
В финале пьесы Трофимов разыскивает забытые галоши, которые вполне могут символизировать его никчемной, хоть и освещенной красивыми словами, жизни.
Трофимов называет Лопахина «хищником», эти слова являются неким символом натуры Л., так как этот хищник – предприниматель, и никто из героев не сопротивляется ему.
Очень символичен конец пьесы - старые хозяева уезжают и забывают умирающего Фирса. Итак, закономерный финал: бездеятельные хозяева, слуга, служивший им всю свою жизнь, и вишневый сад - все это безвозвратно уходит в прошлое, в которое нет обратной дороги. Историю вернуть нельзя.
Поговорим о жанровом своеобразии пьесы.
Станиславский обозначал пьесу как трагедию, и впервые пьеса действительно была поставлена совсем не так, как задумывал это Чехов. Вопрос о жанре очень важен для понимания произведения: он определяет код прочтения пьесы и характеров.
Напрашивается логический вопрос: почему Чехов назвал своё произведение комедией? Что в драматургии называется комедией?
Комедия – драматическое произведение, средствами сатиры и юмора, высмеивающее пороки общества и человека, отражающее смешное и низкое.
Трагедия – это жанр художественного произведения, основанный на развитии событий, приводящих к катастрофическому для персонажей исходу.
Трагикомедия – драматическое произведение, обладающее признаками как комедии так и трагедии.
Давайте вспомним такое явление, как высокая комедия, открытое Мольером, «Божественную трагедию» Данте. Они выходят за рамки традиционного жанра: человеческая жизнь комична по своей сути, в высшем смысле этого слова.
Так ли это у Чехова? Давайте вспомним авторскую позицию в пьесе «В.сад» по отношению к своим персонажам.
Чехов жалеет своих героев, но одновременно ироничен к ним.
Называя пьесу комедией, Чехов опирался на преобладающие в ней комические мотивы. Отвечая на вопрос о жанре этой пьесы мы должны будем признать, что в основе ее лежит отнюдь не драматическое, а комедийное начало.
Чем же смешны Любовь Андреевна, Гаев, Петя, Аня, Лопахин и второстепенные персонажи?
Комизм заложен во всей ситуации: в неумении жить, в зацикленности на собственных переживаниях и желаниях, в том, что все они «недотёпы» (неуклюжие, неловкие люди).
Вспомним, что пьесы Чехова отражали обычную жизнь людей, и мы сразу поймем, что и мы все комичны, также как и герой «Вишнёвого сада». Мы также жалеем об упущенных возможностях, также самонадеянны и где-то эгоистичны.
Что в персонажах пьесы вызывает неодобрение читателя, а в чём мы сочувствуем им?
Неодобрение в бездейственности, в увлеченности самими собой, в неумении слушать своих родных и близких.
Сочувствуем им в том, что каждый из них одинок в душе.
В пьесе много плачущих, НО
Являются ли слёзы персонажей слезами горя?
Нет, это не драматические рыдания и даже не слёзы, это всего лишь душевное настроение героев. В их слезах зачастую скрывается, свойственная для слабых, непонятых и одиноких людей, слезливость.
Это просто для справки: Слезы как выражение драматических ситуаций в «Вишневом саде» очень редки. Эти моменты можно перечесть: у Раневской в первом акте, при встрече с Трофимовым, напомнившим ей об утонувшем сыне; у Гаева - по возвращении с торгов; у Вари - после неудавшегося объяснения с Лопахиным (четвертый акт); у Раневской и Гаева - перед последним выходом из дома.
Однозначны ли характеры героев пьесы?
Нет. Чехов рисует нам сложные, неоднозначные характеры. В каждый герой – это сложный психологический портрет, поэтому однозначно сказать «этот хороший, а этот плохой» мы не можем. Чехов грустит о нелепости героев и ироничен к ним по-доброму.
Можем ли мы пьесу Чехова поставить в один ряд с классической комедией? Комична ли человеческая жизнь по своей сути в «Вишнёвом саде»?
Комедия Чехова раскрывает нам сложные характеры, жизненную ситуацию, на которые герои смотрят по-разному. Мы где-то осуждаем героев, а где-то сочувствуем им. Здесь показана реальная жизнь, а потому и жанр (вид) произведения надо понимать иначе, чем в предыдущей литературной традиции.
Самостоятельная работа.
Проанализировать два эпизода (по вариантам):
1. Конец первого действия. Сцена с участием Ани, Вари, Гаева. Начать со слов Гаева «Молчу... Только вот о деле…» до «Входит Фирс»
(стр. 44-45)
2. Действие третье. «Входит Гаев; в правой руке у него покупки…» до «Уходит к себе через залу…» (стр.77)
Задание: проанализировав эпизод, показать, какими средствами Чехов раскрывает характер Гаева и выражает своё отношение к персонажу.
Домашнее задание: подготовиться к контрольной работе по пьесе «Вишнёвый сад» (содержание, теория).
Иван Сергеевич Тургенев (1818 - 1883) - один из величайших представителей русской классической литературы XIX века. Писатель, поэт, драматург, публицист. Шесть романов, рассказы, повести, статьи, пьесы и стихотворения составляют его творчество.
Творчество Тургенева
Художественная система, которую создал Иван Сергеевич, оказала заметное влияние на русский и западноевропейский роман второй половины XIX века. Занимался широкой пропагандой русской литературы на Западе. В российской литературе он первым проявил интерес к изучению личности нового человека, современного автору. Тургенев анализирует нравственные и психологические качества человека, пытается разобраться в его отношениях с обществом. Благодаря Ивану Сергеевичу в русский язык проник и стал широко использоваться термин «нигилист».
Стихотворения в прозе
В творчестве Тургенева стихотворения в прозе занимают небольшое, но значительное место. Живые и образные, они не могут оставить читателя равнодушным. Любовь к людям, природе, животным, родной земле пронизывает каждое из них. Одно из таких стихотворений в прозе - «Воробей» Тургенева, анализ которого демонстрирует невероятную силу духа крошечного существа.
Сюжет
Рассказчик идет по аллее, возвращаясь с охоты. Он замечает маленького воробышка, который выпал из гнезда на землю. Воробышек очень мал и совершенно беспомощен.
Собака рассказчика видит птенца. Она чует дичь и готовится наброситься на малыша. Но внезапно другой воробей слетает с дерева на землю. Он заслоняет собой птенца. Со смелостью, порожденной отчаяньем, он пытается нападать на собаку и защитить дитя. Анализ "Воробья" Тургенева показывает силу любви и готовность к самопожертвованию маленького существа. По сравнению с пернатым, собака выглядит огромной. Воробью она наверняка кажется ужасным чудовищем, но это не останавливает его. Собаке ничего не стоит проглотить обоих птиц. Но, к изумлению рассказчика, его собака отступает, словно смутившись.
Анализ "Воробья" Тургенева показывает, что дело именно в силе духа маленькой птицы, которую почувствовала собака. Рассказчик зовет собаку и уходит с ней, благоговея перед мужеством воробья. Человек вновь убеждается во всепобеждающей силе любви.
Характеристика персонажей
В данном стихотворении в прозе четыре действующих лица. Проведя анализ стихотворения «Воробей» Тургенева, мы видим, что лишь двое из них активны - это воробей и собака. Птенец и человек являются лишь наблюдателями развернувшихся событий.
Собака является олицетворением судьбы. Вначале беспощадная и угрожающая, она надвигается на воробья. Что может противостоять силе судьбы? Перед ней склоняются даже великие мира сего, ей подвластно все. С судьбой остается только смириться и принять ее как данность. Но вызов судьбе бросает любовь. И судьба отступает.
Воробей являет собой жертвенную всепобеждающую любовь. Он видит, что угроза велика, но все равно встает между птенцом и собакой, чтобы защитить свое дитя.
Маленький воробушек - беспомощное существо, которое нуждается в любви и опеке. Он не в силах противостоять собаке.
Рассказчик - охотник. Но он замирает в благоговении, наблюдая за воробьем, защищающим птенца. Человек не считает, что собака проявила слабость, отступив перед нападающей птицей. Он восхищен способностью маленькой птицы принести себя в жертву ради любви. Из анализа «Воробья» Тургенева понятно, что охотник в данном стихотворении в прозе - лишь наблюдатель. Он не пытается вмешаться в события. Кажется, что собака и воробей преподносят человеку важный жизненный урок.
«Воробей» заставляет читателя задуматься: достаточно ли в нем силы духа, сможет ли он защитить своих близких. Произведение учит никогда не отступать перед опасностью, если в беде ближний.
скачатьАудио рассказ о силе любви известного русского писателя XIX века Ивана Сергеевича Тургенева "Воробей", читает Надежда Прокма.
"Я возвращался с охоты... Собака бежала впереди... Я... увидал молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал берёзы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки. Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой её мордой... Он заслонил собою своё детище... но всё его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!.. Он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке... Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда. Мой Трезор остановился, попятился... Я поспешил отозвать смущённого пса и удалился благоговея...
Я благоговел перед той маленькой, героической птицей, перед любовным её порывом. Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь."
Предлагаем читать брифли (краткое содержание), слушать онлайн или скачать бесплатно и без регистрации аудио рассказ И. С. Тургенева "Воробей".
Жанр: рассказ
Иван Сергеевич славится образцовым русским языком в своих произведениях, но краткое содержание рассказа «Воробей» для читательского дневника цепляет сюжетом.
Сюжет
Автор шел по тропинке после охоты вместе со своим псом. Они увидели, как с дерева упал птенец - воробушек. Это был совсем маленький птенчик - еще не оперился и не мог взлететь. Пес заинтересованно стал приближаться, но его остановил крик взрослого воробья. Он слетел на землю и закрыл собой малыша. Было видно, как он испуган, но все равно мужественно чирикал и пищал и махал крылышками, отгоняя врага от своего чада. Его глазами пес казался исполинским монстром, но он был готов самоотверженно погибнуть, защищая малыша. Трезор замешкался, а затем отступил, видимо, потрясенный отвагой маленькой птицы. Автор отозвал пса подальше и, тоже пораженный, ушел по другой дороге.
Вывод (моё мнение)
Дети - наше богатство, наше продолжение, в детях мы живем после смерти, в их сердцах и воспоминаниях. Без детей жизнь пуста и тупикова. Инстинкт продолжения рода и материнский инстинкт заставляют и людей, и животных до последнего бороться за детей, и любовь к ним и поступки ради них достойны всех почестей.
Коктейль салаты с курицей
Ооо "аква продукт" Молочная рыба в духовке
Открытый урок по математике «Умножение числа нуль и на нуль
Что делать, если появляется призрак умершего человека?
Последние предсказания Ванги — тайны предсмертного одра ясновидящей Предсказания Ванги о России