Как правильно установить струны на гитару. Как натянуть струны на гитару

  • 07.07.2019

Приветствую всех, я старался написать пошаговое руководство по натяжке струн на гитару.

Какие же струны лучше натягивать на гитару.

Первое, что нужно сказать про выбор струн для гитары, которые вы собираетесь натянуть на гитару — это дело лично каждого, которое зависит от качества инструмента и личных качеств играющего на этом инструменте. У каждого человека существуют свои музыкальные предпочтения. Можно разве только разобрать какие виды струн бывают:

— Жильные струны (струны изготавливаются из животных кишок), имели место существовать в далёком прошлом. Эти струны обладали прекраснейшим тембром. Но, к сожалению, такие жильные струны играли недолго, и быстро разлохмачивались.

— Синтетические (нейлоновые ) струны (с добавлением специальных присадок) имеют много преимуществ. Их не так сложно прижимать к грифу, что облегчает жизнь начинающему гитаристу. А также эти струны имеют хорошую долговечность. Первые три струны синтетические (с разными присадками). Четвёртая, пятая, шестая (басовые) покрыты проволокой, называемые канительные, для увеличения долговечности и звучания.

Самые плохие нейлоновые струны , которые я натягивал на гитару , это пензенские. После натяжки и настройки пензенские струны ночью вдруг рвались сами собой.

— Металлические струны при игре нуждаются в более сильном нажатии, чем синтетические. Соответственно корпус гитары должен быть усилен, что в общем-то влияет на звучание гитары в целом. На классической гитаре лучше не использовать такие струны, так как можно покоробить корпус.

Ну вот, со струнами определились. Теперь нужно струны натянуть или заменить на гитаре .

Приступим к непосредственной натяжке струн на гитару.

Если вы натягиваете струны на гитару, на которой их ещё пока нет. Безопасней будет следовать в такой последовательности:

Первая (E; ми) — Шестая (E; ми), Вторая (B; си) — Пятая (A; ля), Третья (G; соль) — Четвёртая (D; ре).

Обычно на гитаре уже есть струны, тем более у новых. Но если струны старые и плохие их нужно тогда заменить. Струны можно менять разными способами.

  • Можно сразу расслабить все старые струны, а потом снимать их по-очереди. Так вы равномерно распределите нагрузку на гриф.
  • Я меняю струны постепенно, одну за другой. Ослабляю первую (E) старую струну, снимаю её и натягиваю новую. Таким же способом принимаюсь за вторую, и последующие струны. Мне этот способ кажется, более простой.

При замене синтетических (нейлоновых) струн на первых трёх необходимо сделать узелок, чтобы она не выскользнула из петли. Басовые струны заводятся без узелка, так как канитель будет держать петлю. На некоторых синтетических басовых струнах есть бобышки.


С другой стороной от узелка протягиваем струну в нижний порожек.

Оставляем 6- 8 сантиметров со стороны узла.

Делаем петлю. Узловую сторону струны пропускаем под основной длиной этой же струны.


Теперь в образовавшуюся петлю проводим наш узелок, и прижимаем пальцем струну в угол нижнего порожка .


И затягиваем петлю.

Далее другой конец струны закрепляем в колковом механизме. Я просовываю струну в механизм, достаточна глубоко, чтобы пришлось, потом меньше наматывать. Крутить колковый механизм необходимо в одинаковые стороны, чтобы потом при настройке не сбиться. Я обычно кручу по часовой стрелке.


Также направлять струну необходимо сначала в одну сторону, на первом обороте, на втором в другую. Это делается для того чтобы конец струны оказался зажатым под намотанными кольцами струны на колке. Таким способом вам будет легче, потом менять струны, так как не придётся её полностью разматывать. Нужно будет струну всего лишь хорошо расслабить.

Первую струну наматывают на ближний колк, вторую чуть дальше, потом соответственно и третью. Остальные три струны (басовые) я отражаю зеркально.

Натянули струны на гитару? Осталось настроить гитару.

После того как все струны оказались на гитаре, можно их настраивать. Но помните, что струны имеют свойство растягиваться, особенно синтетические. Так что нет необходимости точно настраивать. Повторять процедуру настройки можно уже через 5 (пять) минут, потом через 10 (десять), и так несколько раз до полной натяжки струн.

Наш твиттер: @instrumen_music

Приветствуется свободное распространение статьи с сохранением авторства и ссылки на сайт:

Сегодня музыка пестрит поражающим воображение разнообразием видов, стилей и подстилей, а также техник игры на инструментах. В XXI веке однозначно нельзя выработать какие-то четкие формулы и точные решения для музыкальных жанров с точки зрения стремления получить идеальное звучание. И причины тому достаточно просты: каждый музыкант имеет свой особый стиль игры на гитаре - а в рамках данной статьи мы будет говорить именно о гитаристах - свои собственные предпочтения в области формирования звучания инструмента и группы в целом.

Когда мы говорим о вкусах гитаристов, наибольшие споры обычно вызывает выбор определенной толщины струн. От чего же он зависит?

Предпочтения музыкантов по выбору калибра струн во многом формируются из трех факторов:

  • Строй, в котором играет гитарист;
  • Особенности инструмента, в частности, величина его мензуры;
  • Сила пальцев музыканта, от которой зависит комфорт при игре на комплектах разной толщины (сравните пальцы Джимми Пэйджа, который был фанатом «восьмерок» и SRV, который играл на комплектах.013-.056/.058).

И если сила пальцев - параметр сугубо индивидуальный, то составить определенные рекомендации и выявить зависимость между силой натяжения струны, ее строем и мензурой инструмента вполне возможно. Именно об этом мы сегодня и поговорим.

Натяжение струн в истории гитаростроения

Как ни странно, но жестких стандартов толщины/силы натяжения струн не было почти до середины прошлого века! Лишь в конце 30-х годов 20 века Джон Д’Аддарио (John D’Addario) ввел на своем производстве стандартизацию калибров струн и их разделение, выпустив на рынок три типа комплектов для акустической гитары: с легким, нормальным и сильным натяжением.

Почти до самого конца 20 века - если быть точнее, то где-то до середины 80-х годов - подобных стандартизированных комплектов было достаточно для удовлетворения потребностей всех музыкантов. Периодически по специальным заказам крупные производители выпускали и новые наборы: чаще всего они представляли собой гибриды из существующих струн, которые использовали для открытых строев и строев с понижением. В конце концов, к 90-м годам такие предложения стали очень многочисленными - музыканты все чаще применяли нестандартные музыкальные решения, выходили за рамки музыкальных трендов и старались по-максимуму использовать все возможности гитары в популярных музыкальных стилях. Все это привело к резко возросшей популярности открытых настроек гитары (open tuning), более частому применению вариаций пониженного строя, когда шестая струна настраивается на тон ниже традиционной ноты (drop tuning), разработке гитар-баритонов, а также нетрадиционных инструментов с 7-ю и 5-ю струнами. Такой скачок в музыкальной индустрии способствовал тому, что на рынке стали все чаще появляться необычные наборы струн, музыканты стали искать свой любимый «калибр» и свой звук - и такие крупные производители, как D’Addario, дали гитаристам возможность это сделать.

Теоретические аспекты натяжения струн

Ежегодно службы по работе с клиентами крупнейших музыкальных брендов получают тысячи писем с просьбой решить их проблемы с выбором наиболее подходящего набора струн.

В качестве ремарки: далее мы будем рассказывать про максимально точный подбор струн под свои предпочтения на примере товаров компании D’ Addario. Если вы не уверены, что хотите заниматься столь кропотливыми и тщательными расчетами натяжения струн либо вы не имеете большого опыта в выборе струн или играли всего на 1-2 различных калибрах, обратитесь к нашей обзорной статье «». В ней обобщенно описаны рекомендации крупнейших производителей струн по выбору оптимального комплекта для стандартного и пониженных строев гитары.

Для помощи в выборе струн компания ДиАддарио создала великолепный Онлайн-помощник по натяжению струн - в нем собраны все необходимые данные для выбора отдельных струн под желаемый строй. Далее мы расскажем, как не запутаться во всех приведенных в руководстве таблицах, а пока немного полезной информации, которая поможет лучше понять особенности расчета натяжения.

В формулах из руководства используются 3 показателя: вес струны, величина мензуры и частота (Weight, Scale Length и Frequency, соответственно. Рассчитывается натяжение по следующей формуле, которую мы приведем в русском и английском вариантах:

Натяжение = (Вес струны * (2 * Величина мензуры * Частота)^ 2)/386.4

Tension = (Weight * (2 * Scale * Frequency) ^ 2)/386.4

Как натяжение влияет на ощущения музыканта?

Как ни странно, но непосредственно толщина струны не оказывает влияние на натяжение: значение имеет в первую очередь ее масса, а также длина мензуры и величина частота, на которую данная струна настроена. Изготовители применяют самые неожиданные технологии технологии и материалы (никель, фосфор, нейлон и др.) для того, чтобы добиваться разного натяжения даже при равном диаметре керна и обмотки - и даже, порой, при использовании одинаковых материалов.

Немного о мензуре. Она представляет собой расстояние от верхнего порожка, расположенного в районе головы грифа, до места перегиба струны на бридже. Чем она длиннее - тем выше будет натяжение при прочих равных условиях. В качестве примера: первая струна с толщиной.009 на Stratocaster (мензура 25.5 дюймов) будет казаться более натянутой и жесткой, чем на Gibson Les Paul (мензура 24.75 дюймов) при условии, что обе настроены в Ми или любую другую одинаковую по высоте ноту. Поэтому в общем случае на гитару с меньшей мензурой рекомендуют струны потолще.

Приведем самые распространенные длины мензур для современных инструментов:

Большинство гитар - 24.75”, 25.5”

7- и 8-струнные электрогитары - 26.5”, 27”, 29”

Бас - 30”, 32”, 34” или 36”

Мандолина и Мандола - 13 7/8” и 15 7/8”, соответственно

Банджо - 26 ¼”

ВНИМАНИЕ! Перед тем, как начинать расчет натяжения и толщины струн, убедитесь, что ваша гитара правильно отстроена. Проверьте правильность настройки расстояния от струн до грифа, далее - мензуры, в самом конце - отстройте струны по высоте звучания.

Как измерить натяжение струны

Натяжение струн выражается в фунтах: натяжение по таблице в 12.2 фунта означает, что она тянет c силой, равной воздействию гравитации на тело массой 12.2 фунта. Если вы на данный момент ощущаете комфортное натяжение струн и планируете изменить строй всех струн - просто изучите руководство, ссылку на которое мы давали выше, и приобретите набор с таким калибром, который обеспечит идентичное натяжение в измененном строе.

Настало время привести конкретный пример!

Итак, допустим, на вашей гитаре установлен набор струн D’ Addario EXL1140 (10-13-17-30-42-52) . Ниже приведена таблица с детализацией модели каждой струны в наборе, ее диаметра и натяжения для стандартного строя. Предположим, что вы хотите сохранить то же натяжение, но начать играть в Drop D строе (ebgDAD) - теперь по таблице необходимо лишь определить требуемый калибр шестой струны.

1. Находим в руководстве на странице 6 свой тип струн: XL Nickelplated Steel (серия XL, сталь с никелированной обмоткой), находим струну с калибром.052 и ноту E (Ми), получаем силу натяжения ~22 фунта (обозначены красным цветом).

2. Ищем в таблице ноту D (Ре) и схожее натяжение (обозначены зеленым цветом) - получаем, что наиболее похожими по натяжению будут струны с калибром.056 (20.9 фунтов, натяжение будет незначительно слабее) или.059 (23.3 фунта - натяжение будет немного сильнее).

Таким образом, для Drop D в данном случае оптимальным будет набор 10-13-17-30-42-56/59.

Используя подобную методику, вы сможете заменять любую струну в наборе на ту, с которой вам будет комфортнее играть. Купить струны поштучно вы можете в наших разделах одиночных струн:

Обратите внимание, что приведенная информация актуальна только для продукции от D’Addario. На всякий случай дублируем ссылку на

Существует несколько основных разновидностей колков для электрогитар, каждые из которых имеют свои особенности. Но всех их объединяет то, что при неправильной намотке струн, гитара может перестать держать строй. Когда заходит речь о замене струн на электрогитаре, то просто необходимо дать советы начинающим гитаристам .

Стандартные колки

Самый распространенный вид колков. Наверняка, на ваше гитаре вы обнаружите точно такие же, как на картинке выше. Теперь давайте определимся как наматывать струны на колки электрогитары .

Продеваем струну в отверстие и начинаем намотку. Следите за тем, что бы витки ложились под струну, а не на нее.

  • Первая и вторая струна по 3-5 витков;
  • Оставшиеся струны по 3-4 витка.

Большое количество витков может негативно сказаться на строе гитары, в то время как малое количество витков приведет к тому, что струны начнут соскакивать и прокручиваться.

Обрезаем оставшуюся часть струны, но ни в коем случае не «под корень». Работа сделана! Теперь струнам необходимо растянуться, так что периодически гитару придется подстраивать.

Локовые колки

Особенностью этого вида колков является то, что струна в отверстии колка плотно зажимается, что препятствует расстраиванию гитары, в том числе после использования бендов. На колке расположено специальное колесо, вращая которое мы и зажимаем струну.

Ослабьте колесо, иначе блокирующий механизм будет нам мешать. Продеваем струну в отверстие и своей рукой максимально натягиваем ее. Не ослабляя натяжения, закручиваем колесо.

Теперь можно начать затягивать струну с помощью колка. Если до того, как заблокировать колок вы хорошо подтянули струну, то у вас получится не более одного витка.

Теперь можно обрезать оставшуюся часть струны и подстроить гитару. Чтобы растянуться, струнам понадобится какое-то время, так что не забывайте подстраивать инструмент.

Винтажные колки

На некоторых винтажных гитарах, таких как Fender Stratocaster и Telecaster, можно встретить такие колки, в которых отверстие для струны расположено в центре, как вы можете увидеть на картинке выше.

Конец струны до упора опускаем в отверстие. Но предварительно рассчитайте длину, так как обрезать струну вы потом не сможете.

Загните струну, как показано на картинке. Придерживайте ее одной рукой, в то время как второй вы начнете затягивать струну с помощью колка.

Теперь настраиваем гитару, при этом стараемся не превышать рекомендуемое количество витков во круг колка.

Нейлоновые струны обычно применяются в отношении классических гитар. Конструкция этих гитар такова, что сила натяжения металлических струн (а она может достигать 70 кг) может привести к порче инструмента, и к травмам рук гитариста.

Гриф при этом особо не страдает - он достаточно широкий (в отличии от акустических гитар) и выполнен из жесткой древесины. На классических гитарах зачастую даже отсутствует такое понятие как "анкерный бдолт". Но вот вырвать бридж из корпуса гитары под натяжение металлических струн может в любой момент, или больше обычного изогнуть топовую часть корпуса.

Нейлоновые струны поставляются просто отрезком, без т.н. "металлических шариков" для крепления за бридж. Первые три струны из нейлона. А три басовые струны зачастую выполнены из шелка, и дополняются обмоткой из посеребренной меди.

Нейлоновые струны не такие звонкие, как стальные, и менее прочные. Со временем нейлоновые струны могут растянуться, что в итоге, безусловно, скажется на звуке. Также, после установки на гитаре нейлоновых струн, необходимо выполнять подстройку каждый день, пока струны не "сядут" на свое место.

Лишний раз напомню об осторожности работы со струнами. Если вам потребуется перекусить струну кусачками, то перед тем, как это сделать, необходимо заранее полностью ослабить натяжение струны.

Ну, и еще маленькая справка: для ослабления и натяжения струн, рекомендуется использовать специальные ручные машинки для намотки струн. Называются стрингвиндеры или стрингвайндеры ).

Так как на концах нейлоновых струн нет т.н. "металлических шариков" (поправьте меня, если я неверно называю), которыми струны крепятся к бриджу, как у стальных, и струны идут простым отрезком, то к бриджу их нужно крепить описанным ниже способом:


1) При креплении струны к брижду (подставке на корпусе) можно использовать следующую схему узла:

Крепление струны к бриджу.

Гриф находится наверху. При креплении первой и второй струн (и даже третей), можно сделать больше витков.

2) . Иначе струна, при настройке гитары, будет постоянно соскальзывать и ослабевать, пока полностью не выйдет из бриджа.

Каких-то особых секретов тут нет. Просто пстарайтесь сделать, как изображено на рисунке.

4) При намотре струн на колки используйте специальные ручные машинки - стрингвиндеры или стрингвайндеры.


1) Тщательнее устанавливайте струны на подставке и колках. Чем плотнее и аккуратнее будут петли и намотка, тем меньше времени потребуется для настройки гитары.

2) Следите за состоянием порожков (особенно за прорезями в верхнем порожке). При заклинивании струны в прорези возможен её обрыв. Чтобы предотвратить заклинивание струн и уменьшить износ порожка, применяйте специальную смазку!

3) Для ускорения вытяжки новых струн первое время их можно принудительно вытягивать . Оттянув струну вверх на один-два сантиметра, несколько раз проведите пальцем вдоль всей её рабочей длины с силой, достаточной для того, чтобы она слегка оторвалась от прорези в порожке и на подставке. После того, как тон понизится, струну следует подтянуть.

4) Обратите внимание, что сразу после установки в течение некоторых первых минут игры струны будут активно растягиваться, и гитара может очень быстро расстраиваться - это нормальное явление. Чуть позже этот процесс станет менее заметным, но все же струны будут тянуться, и гитару периодически придется подстраивать.

5) Используйте специальные средства для очистки струн. Они позволяют струнам дольше сохранять внешний вид и главное не дают струне "глохнуть", теряя свой первоначальный тембр.

Со временем струны стареют, так как подвергаются разного рода влияниям атмосферы, они окисляются, впитывая жир из кожи пальцев; из-за этого начинаются проблемы с настройкой гитары, звучание ощутимо ухудшается. Замедлить процесс старения можно очень простым способом - регулярно протирайте струны мягкой сухой тряпкой.

Совсем старые образцы можно восстановить, помыв их водой с мылом. Но помните, что стопроцентное восстановление невозможно, так как со временем из-за постоянных деформаций меняется упругость материала струн, а этот процесс необратим.

Ну вот наверное и все, что я хотел рассказать по поводу нейлоновых струн. Если вам есть что добавить, то пишите об этом в комментариях. При написании этой статьи руководствовался информацией, найденной на просторах интернета.

Придёт время, и каждому новичку, решившему освоить музыкальный инструмент, придётся столкнуться с проблемой замены струн на акустической гитаре . На первый взгляд всё достаточно прозаично, но на практике многие начинающие гитаристы делают типичные ошибки, иногда с плачевными последствиями. Предлагаю подробней разобрать все правила замены старого комплекта на новый.
Начнём пошаговый разбор всего процесса.

Удаление старого комплекта.

1. Для начала необходимо ослабить все колки, для удобного их вращения, желательно приобрести вертушку. Цена такого приспособления минимальная, а польза – максимальная. Крутим колки до полного ослабления струн, пока они не начнут свободно провисать.

3. После того, как были сняты струны со стороны грифа, необходимо изъять их из-под пробок на нижнем порожке. Вынимать пробки будем осторожно, при помощи специального приспособления. Категорически нежелательно делать это плоскогубцами или кусачками, после такого небрежного отношения, на пинах (пробках) или, даже, на порожке могут остаться следы от повреждений. После – достаём металлическую струну из отверстия.

Установка нового комплекта.

Прежде чем поставить новый набор, не забудьте протереть инструмент в особо запылённых местах. После чего очистите корпус и гриф специальными средствами по уходу за акустической гитарой.

1. Приступаем к натягиванию новых струн. Для начала продеваем её (стороной где катушка) в отверстие нижнего порожка и плотно зажимаем пробкой.

2. Следующий шаг – закрепить струну с другой стороны, для этого пронизываем её сквозь отверстие в колке, так, чтобы конец выглядывал не более чем на 7 см.

3. Удерживая под натяжением хвостик – делаем один виток основной частью струны вокруг колка, так чтобы он оказался сверху. Далее, с помощью кручения колка делаем ещё 1-2 витка, но уже снизу под кончиком.

Делаем это для того, чтобы зафиксировать струны минимальным количеством витков, поэтому мы создаём некий узел, который не позволит им выскользнуть.

Важно знать .

1) Перекусывать струны, когда они под натяжением – запрещено! Во время этого процесса перекусанная струна может ударить вам, в лучшем случае, по рукам. К тому же, резкие перепады натяжения могут навредить гитарному грифу.
2) Большое количество витков вредит колкам. Делаем не больше 4 на первой, и не больше 2 на шестой.
3) Когда струна начинает создавать натяжение, уменьшаем скорость кручение колка, иначе может вылететь пин.
4) Ни в коем случае не настраиваем новые струны сразу до необходимых звуков, иначе они могут оборваться. Натягиваем на тон, а то и два меньше (в случае, если калибр меньше «десятки»), ждём 15-20 минут и достраиваем.
5) Первых несколько дней струны ещё будут активно тянуться, поэтому готовьтесь к постоянным подстройкам.
6) Если подобная процедура для вас впервые, не спешите кусачками обрезать «лишнюю» струну, существует вероятность, что она выскользнет в случае плохой намотки. Оставьте кончики на 1-2 дня, обрезанную струну очень сложно заново натянуть.
Вам будет также полезна статья о том,