Конан Артур - (Классика). Приключения Шерлока Холмса

  • 12.04.2019

Annotation

В этот увесистый том включены практически все произведения Артура Конан Дойла о жизни и трудовой деятельности Шерлока Холмса: три повести и 56 рассказов.

Артур Конан Дойл

Этюд в багровых тонах

ГЛАВА II. ИСКУССТВО ДЕЛАТЬ ВЫВОДЫ

ГЛАВА III. ТАЙНА ЛОРИСТОН-ГАРДЕНС

ГЛАВА IV. ЧТО РАССКАЗАЛ ДЖОН РЭНС

ГЛАВА V. К НАМ ПРИХОДЯТ ПО ОБЪЯВЛЕНИЮ

ГЛАВА VI. ТОБИАС ГРЕГСОН ДОКАЗЫВАЕТ, НА ЧТО ОН СПОСОБЕН

ГЛАВА VII. ПРОБЛЕСК СВЕТА

ГЛАВА I. В ВЕЛИКОЙ СОЛЯНОЙ ПУСТЫНЕ

ГЛАВА II. ЦВЕТОК ЮТЫ

ГЛАВА III. ДЖОН ФЕРЬЕ БЕСЕДУЕТ С ПРОВИДЦЕМ

ГЛАВА IV. ПОБЕГ

ГЛАВА V. АНГЕЛЫ-МСТИТЕЛИ

ГЛАВА VI. ПРОДОЛЖЕНИЕ ЗАПИСОК ДОКТОРА ДЖОНА УОТСОНА

ГЛАВА VII. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Знак четырех

ГЛАВА I. Суть дедуктивного метода Холмса

ГЛАВА II. Мы знакомимся с делом

ГЛАВА III. В поисках решения

ГЛАВА IV. История человечка с лысиной

ГЛАВА V. Трагедия в Пондишери-Лодж

ГЛАВА VI. Шерлок Холмс демонстрирует свой метод

ГЛАВА VII. Эпизод с бочкой

ГЛАВА VIII. Нерегулярные полицейские части с Бейкер-стрит

ГЛАВА IX. Разрыв в цепи

ГЛАВА X. Конец островитянина

ГЛАВА XI. Сокровища Агры

ГЛАВА XII. История Джонатана Смолла

Приключения Шерлока Холмса (сборник)

Скандал в Богемии

Союз рыжих

Установление личности

Тайна Боскомской долины

Пять зернышек апельсина

Человек с рассеченной губой

Голубой карбункул

Пестрая лента

Палец инженера

Знатный холостяк

Берилловая диадема

«Медные буки»

Записки о Шерлоке Холмсе (сборник)

Серебряный

Желтое лицо

Приключения клерка

«Глория Скотт»

Обряд дома Месгрейвов

Рейгетские сквайры

Постоянный пациент

Морской договор

Случай с переводчиком

Последнее дело Холмса

Возвращение Шерлока Холмса (сборник)

Пустой дом

Подрядчик из Норвуда

Плящущие человечки

Одинокая велосипедистка

Случай в интернате

Черный Питер

Конец Чарльза Огастеса Милвертона

Шесть Наполеонов

Три студента

Пенсне в золотой оправе

Пропавший регбист

Убийство в Эбби-Грейндж

Второе пятно

Собака Баскервилей

Глава I. МИСТЕР ШЕРЛОК ХОЛМС

Глава II. ПРОКЛЯТИЕ РОДА БАСКЕРВИЛЕЙ

Глава III. ЗАДАЧА

Глава IV. СЭР ГЕНРИ БАСКЕРВИЛЬ

Глава V. ТРИ ОБОРВАННЫЕ НИТИ

Глава VI. БАСКЕРВИЛЬ-ХОЛЛ

Глава VII. СТЭПЛТОНЫ ИЗ МЕРРИПИТ-ХАУС

Глава VIII. ПЕРВЫЙ ОТЧЕТ ДОКТОРА УОТСОНА

Глава IX. ВТОРОЙ ОТЧЕТ ДОКТОРА УОТСОНА

Глава X. ОТРЫВКИ ИЗ ДНЕВНИКА ДОКТОРА УОТСОНА

Глава XI. ЧЕЛОВЕК НА ГРАНИТНОМ СТОЛБЕ

Глава XII. СМЕРТЬ НА БОЛОТАХ

Глава XIII. СЕТИ РАССТАВЛЕНЫ

Глава XIV. СОБАКА БАСКЕРВИЛЕЙ

Глава XV. ВЗГЛЯД НАЗАД

Его прощальный поклон (сборник)

Предисловие

В Сиреневой сторожке

1. Необыкновенное приключение с мистером Джоном Скотт-Эклсом

2. Тигр из Сан-Педро

Картонная коробка

Алое кольцо

Чертежи Брюса-Партингтона

Шерлок Холмс при смерти

Исчезновение леди Френсис Карфэкс

Дьяволова нога

Его прощальный поклон

Архив Шерлока Холмса (сборник)

Знатный клиент

Человек с белым лицом

Камень Мазарини

Происшествие на вилле «Три конька»

Вампир в Суссексе

Три Гарридеба

Загадка Торского моста

Человек на четвереньках

Львиная грива

История жилички под вуалью

Загадка поместья Шоскомб

Москательщик на покое

Артур Конан Дойл

Этюд в багровых тонах

Часть I

Мистер Шерлок Холмс

ГЛАВА I

МИСТЕР ШЕРЛОК ХОЛМС

В 1878 году я окончил Лондонский университет, получив звание врача, и сразу же отправился в Нетли, где прошел специальный курс для военных хирургов. После окончания занятий я был назначен ассистентом хирурга в Пятый Нортумберлендский стрелковый полк. В то время полк стоял в Индии, и не успел я до него добраться, как вспыхнула вторая война с Афганистаном. Высадившись в Бомбее, я узнал, что мой полк форсировал перевал и продвинулся далеко в глубь неприятельской территории. Вместе с другими офицерами, попавшими в такое же положение, я пустился вдогонку своему полку; мне удалось благополучно добраться до Кандагара, где я наконец нашел его и тотчас же приступил к своим новым обязанностям.

Многим эта кампания принесла почести и повышения, мне же не досталось ничего, кроме неудач и несчастья. Я был переведен в Беркширский полк, с которым я участвовал в роковом сражении при Майванде. Ружейная пуля угодила мне в плечо, разбила кость и задела подключичную артерию.

Вероятнее всего я попал бы в руки беспощадных гази, если бы не преданность и мужество моего ординарца Мюррея, который перекинул меня через спину вьючной лошади и ухитрился благополучно доставить в расположение английских частей.

Измученный раной и ослабевший от длительных лишений, я вместе с множеством других раненых страдальцев был отправлен поездом в главный госпиталь в Пешавер. Там я стал постепенно поправляться и уже настолько окреп, что мог передвигаться по палате и даже выходить на веранду, чтобы немножко погреться на солнце, как вдруг меня свалил брюшной тиф, бич наших индийских колоний. Несколько месяцев меня считали почти безнадежным, а вернувшись наконец к жизни, я еле держался на ногах от слабости и истощения, и врачи решили, что меня необходимо немедля отправить в Англию. Я отплыл на военном транспорте «Оронтес» и месяц спустя сошел на пристань в Плимуте с непоправимо подорванным здоровьем, зато с разрешением отечески-заботливого правительства восстановить его в течение девяти месяцев.

В Англии у меня не было ни близких друзей, ни родни, и я был свободен, как ветер, вернее, как человек, которому положено жить на одиннадцать шиллингов и шесть пенсов в день. При таких обстоятельствах я, естественно, стремился в Лондон, в этот огромный мусорный ящик, куда неизбежно попадают бездельники и лентяи со всей империи. В Лондоне я некоторое время жил в гостинице на Стрэнде и влачил неуютное и бессмысленное существование, тратя свои гроши гораздо более привольно, чем следовало бы. Наконец мое финансовое положение стало настолько угрожающим, что вскоре я понял: необходимо либо бежать из столицы и прозябать где-нибудь в деревне, либо решительно изменить образ жизни. Выбрав последнее, я для начала решил покинуть гостиницу и найти себе какое-нибудь более непритязательное и менее дорогостоящее жилье.

В тот день, когда я пришел к этому решению, в баре Критерион кто-то хлопнул меня по плечу. Обернувшись, я увидел молодого Стэмфорда, который когда-то работал у меня фельдшером в лондонской больнице. Как приятно одинокому увидеть вдруг знакомое лицо в необъятных дебрях Лондона! В прежние времена мы со Стэмфордом никогда особенно не дружили, но сейчас я приветствовал его почти с восторгом, да и он тоже, по-видимому, был рад видеть меня. От избытка чувств я пригласил его позавтракать со мной, и мы тотчас же взяли кэб и поехали в Холборн.

Что вы с собой сделали, Уотсон? - с нескрываемым любопытством спросил он, когда кэб застучал колесами по людным лондонским улицам. - Вы высохли, как щепка, и пожелтели, как лимон!

Я вкратце рассказал ему о своих злоключениях и едва успел закончить рассказ, как мы доехали до места.

Эх, бедняга! - посочувствовал он, узнав о моих бедах. - Ну, и что же вы поделываете теперь?

Ищу квартиру, - ответил я. - Стараюсь решить вопрос, бывают ли на свете удобные комнаты за умеренную цену.

Вот странно, - заметил мой спутник, - вы второй человек, от которого я сегодня слышу эту фразу.

А кто же первый? - спросил я.

Один малый, который работает в химической лаборатории при нашей больнице. Нынче утром он сетовал: он отыскал очень милую квартирку и никак не найдет себе компаньона, а платить за нее целиком ему не по карману.

Черт возьми! - воскликнул я. - Если он действительно хочет разделить квартиру и расходы, то я к его услугам! Мне тоже куда приятнее поселиться вдвоем, чем жить в одиночестве!

Молодой Стэмфорд как-то неопределенно посмотрел на меня поверх стакана с вином.

Адриан Конан Дойл, Джон Диксон Карр

Неизвестные приключения Шерлока Холмса

Тайна семи циферблатов

[Перевод И. Моничева]

Среди своих записок я обнаружил свидетельство того, что это произошло вскоре после полудня 16 ноября 1887 года, когда внимание моего друга Шерлока Холмса впервые привлек весьма необычайный случай, в котором фигурировал человек, ненавидевший часы.

Прежде я везде писал, что знал об этом деле только понаслышке, поскольку описываемые события произошли вскоре после моей женитьбы. Более того, я пошел еще дальше, утверждая, что после женитьбы долго не видел Холмса и встретился с ним только в марте следующего года. Однако дело, о котором пойдет речь, оказалось настолько деликатного свойства, что, уверен, мои читатели простят столь долгое молчание того, кому гораздо чаще приходилось сдерживать свое перо, чем давать ему полную свободу в погоне за сенсацией.

Тогда, буквально через несколько недель после нашей свадьбы, моя жена была вынуждена покинуть Лондон в связи с делом Таддеуша Шолто, которое в итоге оказало столь значительное влияние на наше будущее. Обнаружив, что жизнь без нее в нашем новом доме невыносима, я на восемь дней вернулся в старые комнаты на Бейкер-стрит. Шерлок Холмс был только рад этому и принял меня без лишних расспросов и комментариев. Но должен признать, что уже следующий день - а это как раз и было 16 ноября - начался так, что не предвещал ничего хорошего.

Стояла пронизывающе холодная погода. Все утро наши окна окутывал желто-бурый туман. Были включены все лампы и газовые горелки, пылал уголь в камине, и весь этот свет падал на столик для завтрака, остававшийся неприбранным далеко за полдень.

Шерлок Холмс пребывал в дурном расположении духа, если не сказать - в смятении. Забравшись с ногами в свое любимое кресло в халате мышиного цвета и с трубкой вишневого дерева в зубах, он просматривал утренние газеты, время от времени отпуская язвительные замечания.

Ничего интересного для вас? - поинтересовался я.

Мой дорогой Уотсон, - отозвался он. - Я уже опасаюсь, что жизнь начала превращаться в подобие однообразной и плоской равнины с тех пор, как мы расследовали дело печально известного Блессингтона.

Но все же, - возразил я, - в этом году у вас было немало весьма памятных дел, не так ли? Вы склонны к преувеличению, мой дорогой друг.

Поверьте моему слову, Уотсон, не вам читать мне нотации по этому поводу. Вчера вечером, когда я имел неосторожность предложить вам распить за ужином бутылочку бордосского вина, вы пустились в столь пространные рассуждения о прелестях семейных уз, что я уж думал, вы никогда не остановитесь.

Друг мой! Так вы считаете, что вино и меня сделало склонным к преувеличению?

Холмс оглядел меня своим неподражаемым взглядом.

Вполне вероятно, Что не только вино, - сказал он. - И тем не менее! - Холмс указал на валявшиеся повсюду газеты. - Вы хоть взглянули на ту чепуху, которой пресса считает возможным пичкать нас с вами?

Боюсь, что нет. Я только что получил свежий номер «Британского медицинского журнала» и…

Тогда послушайте меня, - перебил он. - Здесь мы находим, что одна за другой колонки сообщают о новом скаковом сезоне. По непостижимым для меня причинам они считают крайне важной для британской публики информацию, что одна лошадь может бежать быстрее другой. Потом следует уже, должно быть, двадцатый репортаж о заговоре нигилистов в Одессе против великого князя Алексея. А далее представьте себе целую редакционную статью по такому, несомненно, животрепещущему вопросу: должны ли продавщицы выходить замуж? Каково, а?

Я предпочел не противоречить ему, чтобы не раздражать еще больше.

Где настоящие преступления, Уотсон? Где подлинные загадки и странности, без которых расследование дела превращается в безвкусную жвачку, в нечто простейшее, как трава и песок? Неужели мы больше не столкнемся ни с чем действительно интригующим?

Между прочим! - воскликнул я. - Вам не кажется, что кто-то звонит в нашу дверь?

И этот кто-то очень спешит, если судить по трезвону.

Не сговариваясь, мы одновременно подошли к окну и посмотрели вниз на Бейкер-стрит. Туман уже частично рассеялся. У края тротуара перед нашей дверью стоял элегантный крытый экипаж. Кучер в цилиндре и ливрее как раз захлопнул его дверь, имеющую панель с вензелем в виде литеры «М». Снизу из прихожей донеслись смутные голоса, потом раздались быстрые шаги на лестнице, и на пороге нашей гостиной возник посетитель.

Вернее, посетительница, потому что мы оба были весьма удивлены, увидев перед собой молодую леди или, скорее, девушку, потому что ей едва ли исполнилось больше восемнадцати.

Признаюсь, не часто доводилось мне встречать в юном лице такое редкостное сочетание красоты, утонченности и вместе стем неприкрытой уязвимости. Ее большие голубые глаза смотрели на нас, моля о помощи. Ее пышные золотисто-каштановые волосы венчала небольшая шляпка. Поверх дорожного платья на ней был темно-красный жакет, отороченный каракулем. В одной из затянутых в перчатки рук она держала чемоданчик, помеченный буквами «С.Ф.» поверх какой-то наклейки. Вторую руку она прижимала к сердцу.

О, прошу вас, пожалуйста, простите меня за непрошеное вторжение! - взмолилась она чуть срывающимся от спешки, но глубоким и мелодичным голосом. - Могу я узнать, кто из вас мистер Шерлок Холмс?

Мистер Холмс - я, а это - мой друг и коллега доктор Уотсон.

Слава Богу, что я застала вас дома! Дело, которое…

Она осеклась и невольно потупила глаза, а лицо ее стало пунцовым. Бережным жестом Шерлок Холмс забрал у нее чемоданчик и подвинул одно из кресел ближе к камину.

Присядьте, пожалуйста, мэм, и устраивайтесь поудобнее, - сказал он, откладывая свою трубку в сторону.

Спасибо, мистер Холмс, - отозвалась юная гостья и, окинув его благодарным взором, пристроилась на краю кресла. - Говорят, что вы, сэр, умеете читать в людских сердцах.

Гм! Если речь о поэзии, то, боюсь, это больше по части Уотсона.

Я имела в виду, что вы распознаете секреты своих клиентов и всегда знаете, зачем они к вам пришли, еще до того, как они произнесут хотя бы слово!

Право же, слухи о моих способностях изрядно преувеличены, - ответил он улыбаясь. - Взять, к примеру, вас. Кроме тех очевидных фактов, что вы служите компаньонкой у знатной женщины, редко путешествуете, но тем не менее недавно совершили вояж в Швейцарию, а ко мне пришли по делу, связанному с мужчиной, к которому питаете нежные чувства, я больше решительно ничего не могу сказать.

Девушка заметно вздрогнула, услышав его слова, да и я сам, признаться, был изумлен.

Холмс! - воскликнул я. - Вы в своем репертуаре. Откуда вам все это стало известно?

В самом деле, откуда? - вторила мне девушка.

Я всего лишь внимательно смотрю и подмечаю детали. Ваш дорожный чемоданчик хотя и не нов, но не исцарапан и не побит от частого употребления. Не требуется большого ума и для того, чтобы заметить бумажную наклейку отеля «Сплендид» в швейцарском Гриндельвальде, недавно прикрепленную на ваш багаж.

А как насчет всего остального? - настаивал я.

Заметьте, что гардероб нашей гостьи, хотя и подобран с отменным вкусом, состоит все же из вещей не новых и не дорогих. Но при этом она останавливается в лучшей гостинице Гриндельвальда, а к нам прибывает в богатой карете. Поскольку ее собственные инициалы «С.Ф.» не соответствуют вензелю на двери экипажа, можно осмелиться предположить, что она занимает достаточно важное положение в некоем весьма знатном семействе. Поскольку для гувернантки она слишком молода, нам остается сделать вывод, что ей отведена роль компаньонки. Что же до мужчины, завоевавшего ее сердце, то об этом красноречиво свидетельствуют этот стыдливый румянец и опущенные глаза. До глупости просто, не так ли?

Но ведь все это правда, мистер Холмс! - воскликнула девушка, взволнованно захлопав в ладоши. - Меня зовут Селия Форсайт, и уже больше года я состою компаньонкой при леди Майо из Грокстон-Лоу-Холла в Суррее. Что же до Чарльза…

Ага, Чарльз! Так, стало быть, зовут интересующего нас джентльмена?

Мисс Форсайт кивнула, как прежде потупив взор.

Я как-то даже не решаюсь заговорить о нем, - продолжала она, - потому что боюсь, вы поднимете меня на смех. Решите, что я сошла с ума или, хуже того, что безумен сам Чарльз.

Почему вы считаете, что подобное может прийти мне в голову, мисс Форсайт?

Потому, мистер Холмс, что он не выносит вида часов!

Обыкновенных часов?

За последние две недели, сэр, он по совершенно необъяснимым причинам уничтожил семь приборов для измерения времени. Причем два разбил вдребезги на публике и у меня на глазах.

Шерлок Холмс принялся потирать друг о друга свои ладони с длинными тонкими пальцами.

Клянусь, - сказал он, - это весьма занят… Я хотел сказать, интригующая история. Продолжайте же!

Я делаю это лишь из отчаяния, мистер Холмс. Но я должна попытаться… Начну с того, что весь последний год я была совершенно счастлива, работая у леди Майо. Увы, мои родители умерли, но я сумела получить хорошее образование и была снабжена весьма лестными для меня рекомендациями. Замечу, что на первый взгляд леди Майо производит не слишком хорошее впечатление. Она - человек старомодный, чересчур исполненный чувства собственного достоинства и даже суровый. Однако ко мне она была неизменно добра. Более того, именно она предложила, чтобы мы отправились развеяться в Швейцарию, потому что опасалась, как бы уединенная жизнь в Грокстон-Лоу-Холле не подействовала на меня угнетающе. А в поезде, на котором мы ехали из Парижа в Гриндельвальд, и произошло знакомство… То есть наша встреча с Чарльзом. Его полное имя Чарльз Хендон.

Холмс откинулся в своем кресле, сложив кончики пальцев вместе, что вошло у него в привычку в минуты раздумий.

Стало быть, именно там вы впервые повстречались с этим джентльменом? - спросил он.

Понятно. Но все же, какие обстоятельства предшествовали знакомству?

Самые обыкновенные, мистер Холмс. Нас оказалось трое в купе первого класса. У Чарльза приятный голос, изысканные манеры, а улыбка так заразительна, что…

Нисколько в этом не сомневаюсь, но мне хотелось бы узнать все детали как можно точнее.

Мисс Форсайт посмотрела на него широко распахнутыми голубыми глазами.

По-моему, все началось с окна, - сказала она. - Должна еще заметить, что у Чарльза удивительно выразительные глаза и густые темно-русые усы. Так вот, он посмотрел на леди Майо и с поклоном спросил ее разрешения приоткрыть окно в купе. Она милостиво согласилась, а уже через несколько минут они болтали, как будто знали друг друга давным-давно.

В самом деле? Интересно.

После этого леди Майо представила Чарльзу меня. Остаток пути до Гриндельвальда пролетел совершенно незаметно. Но стоило нам оказаться в фойе отеля «Сплендид», как произошло первое из шокирующих событий, которые в дальнейшем так сильно омрачили мою жизнь.

Несмотря на намек на грандиозность в своем названии, гостиница оказалась достаточно небольшой и очень уютной. Уже тогда я догадывалась, что мистер Хендон важная персона, хотя сам себя он скромно описывал как холостяка, путешествовавшего в обществе единственного слуги. Управляющий отеля М. Брангер сразу же поспешил нам навстречу и почтительными поклонами приветствовал леди Майо наравне с мистером Хендоном. Последний о чем-то негромко переговорил с господином Брангером, после чего тот вновь уважительно склонил перед ним голову. После этого Чарльз повернулся было к нам с улыбкой, но внезапно его манера поведения резко переменилась.

Я словно сейчас вижу его стоящим там в длинном плаще, цилиндре и с тяжелой ротанговой тростью, зажатой в руке. Он был повернут спиной к полукругу декоративных вечнозеленых растений, расставленных около камина с низкой полкой, на которой стояли красивые швейцарские часы.

До этого момента я их вообще не замечала. Но Чарльз тут же со сдавленным криком бросился к камину. Воздев свою тяжелую трость, он обрушивал удар за ударом на каркас часов, пока их последние мелкие обломки не попадали в очаг.

Затем он развернулся и медленно отошел от камина. Не вымолвив ни слова в свое оправдание, он достал бумажник, протянул М. Брангеру банкноту, достоинство которой, должно быть, раз в десять превышало стоимость испорченного механизма, и как ни чем не бывало продолжил разговор на другую тему.

Как вы легко можете себе вообразить, мистер Холмс, мы стояли, словно громом пораженные. У меня даже сложилось впечатление, что леди Майо на минуту забыла о чувстве собственного достоинства и выглядела откровенно напуганной. А вот Чарльз - могу в этом поклясться - не испытывал ни малейшего страха. Казалось, он исполнен лишь яростной решимости. И в этот момент мне попался на глаза слуга Чарльза, стоявший поодаль рядом с нашим багажом. Это был низкорослый и худой мужчина с расширяющимися книзу бакенбардами, а на его лице читались смущение и, как не обидно мне это произносить, выражение глубочайшего стыда.

Впрочем, о случившемся больше никто не упоминал, и инцидент казался на этом исчерпанным. В следующие два дня Чарльз пребывал в свойственном ему безмятежном настроении. Однако на третье утро, когда мы встретились с ним в ресторане за завтраком, это случилось опять.

Шторы на больших окнах ресторанного зала были задернуты для защиты от слепящих лучей солнца, которые отражались от только что выпавшего снаружи снега. В помещении уже собралось немало народа, поскольку другие постояльцы отеля тоже спустились к завтраку. Мне бросилось в глаза, что Чарльз, только что вернувшийся с утренней прогулки, по-прежнему не расставался со своей ротанговой тростью.

«Какой здесь воздух, мадам! - сказал он самым приветливым тоном леди Майо. - Не надышишься! Он дает больше энергии, чем любая пища или напиток».

Но только он это произнес, как замер и пристально посмотрел в сторону одного из окон. Стремительно пройдя мимо нас, он нанес мощный удар тростью по шторе, а потом отдернул ее, и перед нами предстали обломки больших часов с циферблатом в виде смеющегося солнца. Думаю, я бы лишилась чувств, не поддержи меня под локоть леди Майо.

Уже снявшая перчатки, мисс Форсайт приложила ладони к своим щекам.

Но Чарльз не только разбивает часы, - продолжала она. - Он закапывает их в снег и даже прячет в комоде своего номера.

Шерлок Холмс, который до этого полулежал с закрытыми глазами в своем кресле, вдавив голову в мягкую спинку, теперь приподнял веки.

В комоде? - переспросил он, хмурясь. - Еще интереснее! Можно узнать, как вам удалось установить это обстоятельство?

К своему стыду, я опустилась до того, чтобы расспросить его слугу.

Почему вы стыдитесь этого?

Я не должна была так поступать. Учитывая мое скромное положение в обществе, Чарльз бы никогда… Впрочем, я и так для него ничего не значу! Я просто не имела права этого делать!

Вы все сделали абсолютно правильно, мисс Форсайт, - мягко заверил ее Холмс. - Итак, вы побеседовали со слугой, которого описали как невысокого и худощавого человека с густыми бакенбардами. Кстати, как его зовут?

Кажется, его фамилия Треплей. Я несколько раз слышала, как Чарльз обращался к нему просто «Треп». И скажу я вам, мистер Холмс, преданнее слуги, чем он, надо еще поискать. Один вид его типично английской физиономии действовал на меня успокаивающе. Он понял или, должно быть, почувствовал мой интерес и сообщил мне, что его хозяин закопал или спрятал еще пять других часов. И хотя он не говорил об этом прямо, мне показалось, что он полностью разделяет мои опасения. Но Чарльз не сумасшедший! Нет-нет! Вы поймете это, когда узнаете о самом последнем происшествии.

Каком же?

Это случилось всего четыре дня назад. В гостиничных апартаментах леди Майо была небольшая гостиная с фортепиано. Я всей душой влюблена в музыку, и у нас стало хорошей традицией: после вечернего чая я играла для леди Майо и Чарльза. Но в этот раз я едва взяла первые ноты, когда явился посыльный с письмом для Чарльза.

Секундочку! Вы обратили внимание, какая марка была на конверте?

Да. Какая-то иностранная, - мисс Форсайт казалась удивленной. - Но какое это имеет значение, если вы…

Если я, что?

Лицо нашей гостьи какую-то секунду выражало полнейшую растерянность, но потом, словно чтобы прояснить некое недоразумение, она поспешила продолжить свой рассказ.

Чарльз вскрыл конверт, прочитал письмо и мертвенно побледнел. С каким-то неразборчивым восклицанием он бросился прочь из комнаты. Когда же полчаса спустя мы спустились в холл, то узнали, что он и Треплей отбыли из гостиницы со всем своим багажом. Записки он не оставил. И ничего не велел передать на словах. С тех пор я его не видела.

Селия Форсайт опустила голову, а в ее глазах блеснули слезы.

А теперь, мистер Холмс, после того как я была с вами полностью откровенна, мне хотелось бы такой же откровенности с вашей стороны. Что вы написали ему в том письме?

Вопрос был столь неожиданный, что теперь уже я с изумлением откинулся на спинку своего кресла. Лицо Шерлока Холмса оставалось непроницаемым. Его длинные нервные пальцы потянулись за табаком, который он по странной привычке хранил в персидской туфле, и он принялся набивать глиняную трубку.

В том письме, стало быть! - это было скорее заявление, нежели вопрос.

Да! То письмо написали вы. Я сама видела вашу подпись. Это и привело меня сюда!

Дорогая моя! - отозвался на это Холмс. Потом несколько минут он хранил молчание, голубоватый дым окутывал его, а взгляд был устремлен на наши каминные часы.

Бывают случаи, мисс Форсайт, - отозвался он наконец, - когда любому из нас необходимо соблюдать крайнюю осторожность в своих ответах. Мне же осталось задать вам только еще один вопрос.

Какой же, мистер Холмс?

Леди Майо по-прежнему расположена к мистеру Чарльзу Хендону?

О да! Она весьма к нему привязалась. Не раз я слышала, как она обращалась к нему просто «Алек» - как я поняла, так его называют близкие друзья, - мисс Форсайт сделала паузу, а потом спросила с оттенком сомнения и даже подозрительности в голосе: - Но зачем вам это?

Холмс встал.

Лишь затем, что я буду счастлив заняться вашим делом. Я полагаю, сегодня вечером вы возвращаетесь в Грокстон-Лоу-Холл?

Да. Но разве это все, что вы можете мне сказать? Вы так и не ответили ни на один из моих вопросов.

Знаете ли, у меня свои методы работы, что несомненно подтвердит присутствующий здесь Уотсон. Но будет ли вам удобно приехать сюда ровно через неделю в девять часов вечера? Благодарю вас. Надеюсь, у меня появятся для вас новости.

Это явно был вежливый способ закончить беседу. Мисс Форсайт тоже встала из кресла и окинула Холмса взглядом, исполненным такой тоски, что я почувствовал необходимость хоть как-то утешить ее.

Не надо так грустить, мэм! - воскликнул я, мягко взяв ее за руку. - Вы можете целиком и полностью положиться на помощь моего друга мистера Холмса, как и на мое содействие тоже.

Мои слова были вознаграждены милой благодарной улыбкой. Когда дверь за нашей прелестной посетительницей закрылась, я повернулся к своему товарищу и не без упрека посмотрел на него.

Не могу отнести себя к поклонникам детективного жанра. Меня никогда не привлекала основная идея жанра - не знать, кто преступник до самой последней страницы. Но к Шерлоку Холмсу испытываю самые нежные чувства. В деятельности знаменитого сыщика я вижу не расследования преступлений, а гимнастику для ума или даже игру.

Конан Дойл создал для своего персонажа целую индустрию развлечений: собственный дедуктивный метод, фантастическое внимание к деталям и глубокие узкоспециализированные исследования – табак, парфюм, яды, следы велосипедных покрышек, а также то, что сейчас называют, наверное, криминалистикой и судебной медициной.

Некоторые преступления в рассказах выглядят примитивно для современного читателя, а мистические составляющие автор объясняет просто новыми изобретениями (как воздушное ружье) или заморскими составляющими (как неизвестные в Европе яды, экзотические звери или варварские обряды). Однако многие схемы просто великолепно коварны и остроумны. Иногда, в тех местах, когда Холмс, по обыкновению, рассказывает этапы своих рассуждений, хочется хлопать в ладоши от восторга. Впрочем, автор явно не хотел, чтобы мы забывали, что Холмс – тоже человек, поэтому время от времени подбрасывал соперников посерьезнее или показывал, что даже всезнающий сыщик может опоздать.

Сама личность сыщика вылеплена детально и очень привлекательна. Шерлок местами мизантроп, но иногда проявляет поразительное участие к своим клиентам или даже к тем, кого поймал на преступлении. Мне кажется, многие современные персонажи являются отражениями Холмса.

Отдельное спасибо Конан Дойлу за блестящий образец дружбы. Прямо завидно, как эти двое нашли друг друга. Ведь сложно провести всю жизнь, как доктор Ватсон, рядом с таким эксцентричным гением и не устать выказывать своё восхищение.

Нельзя также забыть, что приключения Холмса неразрывно связаны с Лондоном: мрачные трущобы, бары, набережная Темзы, доки и опиумокурильни, кэбмены, полицейские и посыльные, а также банки, мастерские, клубы и изящные коттеджи приличных районов. Автору удалась и провинция: пасторальные пейзажи и поместья, а также потрясающая по мрачности округа Баскервиль-холла.

Что и говорить, Шерлок Холмс и доктор Ватсон покорили сердца многих читателей по всему миру. Столько лет мы продолжаем смотреть экранизации и всевозможные интерпретации. Всегда приятно снова вспомнить и прикоснуться к их истории.

Оценка: 10

За свою жизнь я прочел множество детективов: старинных и современных, простеньких и очень хитро закрученных. Но самыми любимыми произведениями в жанре детектива для меня по-прежнему остаются книги о Шерлоке Холмсе. Что же тому причиной? Во-первых, герои. Возможно, среди длинной череды сыщиков найдутся те, кто превосходит Холмса остротой ума, бесстрашием и хитроумными сыщицкими навыками. Но наверняка ни один из них не сравнится с Холмсом и его другом Ватсоном в благородстве, порядочности и надежности. Да, Холмс тоже человек и ничто человеческое ему не чуждо. У него есть свои слабости и странности, он может ошибаться, но он никогда не сделает подлости. И сотню лет назад и в наше ненадежное и смутное время очень хочется верить, что где-то есть такой человек, к которому можно броситься за помощью в самой страшной беде, и который никогда в этой помощи не откажет. Вообще, книги о Холмсе очень богаты на ярких персонажей. Не только Холмс и Ватсон, не только милая миссис Хадсон и вездесущий Лейстрейд, но и совсем эпизодические персонажи вроде рыжего лавочника Уилсона, злобного доктора Ройлотта, чудаковатого Тадеуша Шолто или симпатичного доктора Мортимера запоминаются на всю жизнь.

Не могу не отметить удивительную атмосферу книг. Иной раз просто чувствуешь пресловутый лондонский туман или сырость гримпенской трясины. Эта атмосфера создается с помощью сотен мелочей, и именно благодаря книгам о Холмсе я представляю себе жизнь в викторианской Англии лучше, чем современную жизнь англичан.

В-третьих, книги просто отлично написаны. И тут я не могу не отдать должное не только самому Конан Дойлю, но и переводчикам, благодаря которым книги читаются на одном дыхании.

Еще одна положительная черта: истории о Холмсе удивительно разнообразны. Каждое расследование идет немного по-своему, мы сталкиваемся с совсем разными героями и ситуациями, а путь мысли Холмса причудлив и удивителен. «Знак четырех» совсем не похож на «Этюд в багровых тонах», а, например, «Собака Баскервилей» отличается от них обоих. Лишь в последних рассказах Конан Дойль начал немного повторяться, но и их я тоже прочел с удовольствием.

Замечу также, что истории о Холмсе имеют важное отличие от других детективов. как правило, даже хороший детектив интересно читать только в первый раз, а перечитывать, уже зная разгадку, совершенно не хочется. А вот «Шерлока Холмса» я читал уже раз шесть или семь и каждый раз находил в его книгах что-то новое.

Да, по нынешним временам истории о Холмсе иной раз кажутся простыми и несколько наивными, но, на мой взгляд, есть в этих повестях и рассказах что-то вневременное. Они для меня - некий символ стабильности и порядка, переживший свою эпоху и шагнувший в бессмертие

Оценка: 10

Сборник приключений Шерлока Холмса - цикл невероятно интересных произведений, в каждом из которых мы чуточку ближе знакомимся с самим знаменитым сыщиком, с его поразительным дедуктивным методом и, конечно же, раскрываем очередное загадочное преступление.

По манере написания, по стилю Конан Дойлю нет равных. В его рассказах всё четко и ясно, отсутствуют лишние отхождения от сюжета, которые присутствуют в «великолепных» детективах Дарьи Донцовой.

Конан Дойль -- один рассказ приблизительно 30-40 страниц. Причем всё дело раскрыто полностью не оставлены без внимания все мелочи. Произведения почти не связаны между собой. Основным связующим моментом является Доктор Ватсон (сначала он холост, потом у него появляется жена, потом он вдовец).

Донцова -- около 350 страниц мыльной оперы на тему жизни главного героя, его ссоры с друзьями, родственниками и т. п. Из этих 350 страниц, чистого детектива - от силы 100. По ходу чтения вы встретите кучу отсылок к предыдущим литературным опусам Донцовой, не прочитав которых, вы не узнаете полную историю главного героя (или героини).

Цикл произведений Конан Дойля о знаменитом на всю Европу сыщике Шерлоке Холмсе по праву занимает место среди лучших детективов. Бесспорно 10.

Оценка: 10

Оценка 10 . И только 10.

Как можно поставить более низкую оценку циклу имя главного героя которого давно стало нарицательным? (Хотя есть в этом и заслуга советского кинематографа) А.К. Доил основал (по-моему так а не иначе) в литературе совершенно новый жанр и имя ему детектив. В произведениях этого цикла он сразу задал очень высокую планку преодолеть которую ИМХО не смог НИКТО. А.Кристи, Ж.Семенон, Р.Стаут стоят МАКСИМУМ на одном уровне. Из советских авторов на эту высоту поднялись только братья Вайнеры, а из российских никто и близко не стоял.(Наверно глупо делить детектвщиков на советских и российских).

Классикой стал и дурачок (конечно только по Холмсовским меркам) сыщик, (Джепп у Кристи, Кремер у Стаута) который то и дело обращается за помощью к Великому (чуть не написал и ужасному), но в то же время жутко ему завидует, и повествование от лица ближайшего помошника (по совместиельсву донеренного лица, лучшего друга, правой руки и т.д), и противостояние частного сыска и официальной полиции. Которая то и дело остаётся с носом.

Первые два романа получились очень сильными. Особенно «Этюд в багровых тонах». Поразило всё: личность Холмса, его харизма, мощнейший интеллект.

Очень красочно описаны сцены знакомства Ватсона и Холмса. Просто какая-то встреча с чародеем, который легко угадает самые тайные твои мысли. Ну а сцена с Коперником - просто высшее матерство, шедевр писательской мысли. И как апафеоз (как пафосно всё звучит) монолог Холмса цитата:

«мне представляется, что человеческий мозг похож на маленький пустой чердак, который вы можете обставить, как хотите. Дурак натащит туда всякой рухляди, какая попадется под руку, и полезные, нужные вещи уже некуда будет всунуть, или в лучшем случае до них среди всей этой завали и не докопаешься. А человек толковый тщательно отбирает то, что он поместит в свой мозговой чердак. Он возьмет лишь инструменты, которые понадобятся ему для работы, но зато их будет множество, и все онразложит в образцовом порядке.»

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

Что ни говори про мозг и инструмент это мощно! Честно говоря думаю (хотя это и не про меня) что можно забыть про что роман НО ЭТО не забудешь НИКОГДА. Кроме того в этом романе рассказаны не одна, а две захватывающие истории и нелинейность сюжета делает его ещё прекраснее.

P.S. Неужели Дарья Донцова действительно думает, что пишет детективы???:haha:

Оценка: 10

Полностью ознакомившись с циклом, соединив свои полузабытые детские эмоции с новыми взрослыми впечатлениями, я наверняка убедился, что недаром Шерлока Холмса называют самым известным детективом всех времен и народов. В чем же секрет его неугасающей популярности? Как сто лет назад первые читатели этих историй с нетерпением ждали свежего номера журнала, где будет опубликовано очередное расследование Холмса, так и теперь многие с удовольствием смотрят новые зарубежные сериалы и фильмы, снятые по мотивам приключений Холмса и Ватсона. Канонический цикл включает в себя четыре романа и пятьдесят шесть рассказов, разбитых на пять сборников, а счет всевозможных пародий и вольных продолжений давно перевалил за сотни и тысячи. В нашей стране огромное влияние на популяризацию образа Холмса оказала замечательная советская экранизация, образ, созданный талантом В. Ливанова получил высочайшее признание не только у нас, но и за рубежом, где и своих исполнителей этой роли хватало.

Конан Дойлу удалось попасть точно «в яблочко», найти золотое сечение гармонии, которая находит живой отклик в сердцах абсолютного большинства читателей, некоторые из которых вообще не интересуются детективным жанром. Богатство фантазии и изобретательность автора воплотились в потрясающем разнообразии предлагаемых вниманию читателя историй - здесь есть рассказы приключенческие и плутовские, психологические и псевдомистические, страшные и забавные - каждый читатель может найти среди этого пестрого разноцветья что-то свое. Не могу сказать наверняка, был ли сэр Артур первым, кто предложил схему «проницательный детектив и его верный, но недалекий помощник», но именно с его подачи она стала классической. Мало было предложить схему, заслуга автора еще и в том, что ему удалось создать живые, насыщенные образы главных героев. Почти каждая история добавляет новые штрихи к личностям Холмса и Ватсона, они меняются в процессе, порой предстают перед нами с неожиданной стороны и этим подкупают читателя.

Именно душевные, проработанные образы персонажей стали для автора необходимым подспорьем, позволявшим вытягивать даже не самые сильные детективные сюжеты, хотя надо признать, что большинство расследований Холмса прописаны на редкость интересно и изобретательно. Обратившись к аналогичным детективным циклам современных Конан Дойлу авторов, можно сказать, что они также хороши, но в том или ином элементе как правило не дотягивают. Очень похож на Холмса бостонский профессор ван Друзен по прозвищу Думающая машина, созданный воображением Ж. Фатрелла, но ему не хватает глубины и живости, противоречивости натуры Холмса. При этом расследования профессора достаточно интересны, а пейзажи Новой Англии не уступают по очарованию лондонским улочкам. Инспектор Скотланд-Ярда Аддингтон Пис, ставший персонажем детективных историй товарища Конан Дойла Б.Ф. Робинсона, очень напоминает Холмса, у него есть даже свой Ватсон - журналист Джеймс Филлипс, а иные его расследования по изобретательности и выдумке ничуть не хуже знаковых дел Холмса. Однако здесь бросается в глаза пренебрежение антуражем, да и сам образ Писа не так проработан, к тому же явно вторичен - скрипку заменили на флейту, доктора на журналиста.

Во время знакомства с практикой Шерлока Холмса мы словно проживаем вторую жизнь - от первого дела, посвященного расследованию мятежа на «Глории Скотт», которое Холмс вёл будучи студентом колледжа, еще не до конца сформировав и отточив свой дедуктивный метод, до «Его последнего поклона», где Великий Сыщик предстает в образе пожилого контрразведчика, разоблачающего германских агентов в преддверии Первой мировой. Автор заставляет нас сжиться со своими персонажами, мы становимся свидетелями первого знакомства Холмса и Ватсона, очевидцами смертельного поединка на краю Рейхенбахского водопада, вместе с Ватсоном стоим у изголовья кровати смертельно больного Холмса, умирающего от экзотической хвори в рассказе «Шерлок Холмс при смерти». Также мы по-дружески радуемся женитьбе доктора, который нашел свою любовь на страницах романа «Знак четырех», грустим, узнав о смерти его жены в «Пустом доме», но втайне испытываем надежду, что доктор вновь вернется на Бейкер-стрит и по первому зову Холмса будет отправляться со своим другом на место очередного преступления.

По законам жанра автор всегда предлагает в качестве решения даже самого запутанного дела рациональное научное объяснение, этот момент также во многих случаях интригует и заставляет читать очередную историю с громадным интересом. Какими бы невероятными ни были начальные условия задачи, мы всегда знаем, что автор найдет способ логично все разъяснить, но как он это сделает - в этом порой такая интрига, что забываешь обо всем. Взять хотя бы эталонную «Собаку Баскервилей», которая по атмосфере мрачности и таинственности не уступает лучшим готическим романам ужасов, даже Холмс в кульминации на какое-то время поверил в сверхъестественную природу собаки, как же мог читатель не поддаться на уловки автора? И таких историй не так уж мало - страшная смерть юной девушки и предшествовавший этому загадочный свист в «Пёстрой ленте», сумасшествие и смерть от неведомого ужаса в «Дьяволовой ноге», мать, пьющая кровь своего младенца в «Вампире из Суссекса» и загадочная погибель, вызванная страшными ожогами, на пустынном пляже в «Львиной гриве».

Нет, старина Холмс нисколько не постарел - как много поколений читателей выросло на этих историях, а сколько их еще будет? Для взрослых эти рассказы просто интересны, а для юных читателей еще и крайне поучительны, ведь Шерлок - не типичная полицейская ищейка, но свободная личность с собственным кодексом чести и понятием справедливости, он не связан косными рамками человеческих законов, но способен оправдать заведомого преступника при наличии определенных обстоятельств и покарать злодея, который по формальным правовым нормам мог бы уйти от ответа. Эти книги учат жить по совести, формируют свободную и независимую личность, развивают наблюдательность и внимательность к мелочам. Настоящая мужская дружба, искреннее товарищество и чувство локтя, способность к самопожертвованию и понятие чести - всё это заложено здесь, прочитанные в детстве, эти истории формируют правильное отношение к жизни, остаются с нами навсегда.

Оценка: 10

Шерлок Холмс наилучший детектив всех времен, его будут читать и через сотни лет. Им еще зачитывались наши родители, будут зачитываться и наши дети. Множество интересных историй, прекрасное повествование, незабываемые герои - все это находится в данной книге! После прочтения 50 страниц я не смог остановиться. В общем это настоящий шедевр классики!

Оценка: 10

Неувядающая и неподражаемая классика. Последнее стоит особо отметить. Ни одно из подражаний рассказам и повестям Дойла (а я собираю эти подражания) нельзя поставить в один ряд вместе с оригинальными историями. Ни одно. даже рассказы Адриана Дойла вторичны. Подражатели и продолжатели редко начинают свои опус с классической заставки Дойла - интеллектуальной разминки Холмса, обращающего внимание доктора на какие-то вещи, которые, буквально «бросаются в глаза», но их почти никто не видит. Вспомним про ступеньки, ведущие в квартиру!:) У них редко описывается расследование, которое Холмс ведет, изучая посредство лупы, микроскопа, химических реактивов, рулетки и др. вещей найденные им подозрительные предметы-улики. Почти на 100% подражатели вводят на роль полицейского сыщика-недотепы Лестрейда, хотя у Дойла упоминаются и другие работники Скотленд-Ярда. У подражателей нет почти ничего кроме преступления и расследования, нередко очень неубедительного. Нет Лондона с его туманами, кэбами, уличными мальчишками, газетами, клубами и ресторанами. Нет цитат из классиков, от римских до современников Дойла, которые Холмс время от времени приводит для повышения убедительности своих слов. Нет размышлений Уотсона, у подражателей он гораздо бледнее и поверхностей, нежели у Холмса. Подражатели - это наши современники, у многих из них - примитивный язык, которым они наделяют и самого Холмса. У них Холмс может вопить, кривиться, дергаться, орать, ухмыляться, ворчать, кричать, тогда как Дойл предпочитает спокойные глаголы «сказал», «воскликнул» (это про Уотсона), «произнес». Джентльмен не может и не должен вопить и орать.

Вернемся к Дойлу. В некоторых рассказах у него тоже нет никакого расследования. Например, в «Медных буках», «Приключениях клерка», «Желтом лице», «Одинокой велосипедистке», «Женщине под вуалью», «Пропавшем регбисте» Холмс, по сути, ничего не делает и не сделал, как детектив. Но его вмешательство, активность изменяет положение дел, направляет их в новую сторону, ведет к развязке. В «Человеке на четвереньках», «Установлении личности», «Горбуне», «Львиной гриве» есть тайна, но нет преступления. В «Вампире в Суссексе» есть только одна деталь, которая помогает Холмсу понять, что случилось. В «пяти апельсиновых зернышках» всё расследование ограничивается просмотром подшивки газет, в «Глория Скотт» - осмотром руки старика и выслушиванием его рассказа (или чтением письма), в «Человеке с рассеченной губой» - сидением с трубкой на целой куче подушек. В «Долине страха» нет, по сути, самого Холмса. Эта повесть разочаровала меня, и думаю, не только меня. К самым слабым рассказам я бы отнес «Камень Мазарини», в котором почему-то рассказ ведется не от имени Уотсона, а все герои говорят на каком-то чудовищном языке.

На самом деле, Холмс не так уже часто шныряет по месту преступления с лупой и рулеткой, конвертом и пинцетом. Еще большей редкостью является применение им силы или оружия. Зато он умело провоцирует подозреваемого в преступлении, заставляя его выйти из себя, сделать опрометчивый проступок. Любопытно, что Холмс, кажется, всего только один раз вышел из себя при разоблачении и задержании преступника («Три Гарридеба»). Он корректен и вежлив даже с теми, кто ужасен и отвратителен. У Холмса нет к ним ненависти и страсти наказать и «раздавить гадину», как у Жавера из «Отверженных» В. Гюго. Но он весьма редко рассуждает о социальной несправедливости, т.н. «социальные вопросы» его, вероятно, не интересуют.

Оценка: 10

Гениальнейшая серия произведений!!! Я не представляю, чтобы когда-нибудь Шерлок Холмс устарел. Не смотря на то, что детективами я не интересуюсь, но эту серию я прочла полностью за месяц, если не меньше. Конан Дойл - один из немногих авторов, способных создать непринуждённую юмористическую обстановку на фоне серьёзной и опасной ситуации. С первого рассказа не могла оторваться, не хотелось ни есть, ни спать. Теперь главная мечта - побывать в Лондоне.

Оценка: 10

Честно говоря, мне кажется, этот цикл перехваливают. За разговорами о том, что это классика, и что А. К. Дойл, собственно говоря - отец-основатель детектива (а и то и другое - безусловно, правда, хотя ещё до Шерлока Холмса существовали Дюпен Эдгара По и сыщик Кафф У. Коллинза - его прямые «предтечи»)... так вот, за этими хвалебными разговорами забывается одна очень простая вещь. Произведений, в которых мы видим ВЕСЬ ход рассуждений великого сыщика, ВСЮ логическую цепочку его мысли - очень мало; чаще мы наблюдаем одно-два звена этой цепочки - и конечный вывод; но как именно Холмс к такому выводу пришёл, не всегда ясно... «Дедуктивный метод» (который, как в итоге признал сам Конан Дойл, скорее на деле ИНдуктивный! :wink:) был показан в начале «Знака четырёх» - когда Холмс рассуждает о привычках своего друга, указующих на черты его характера. Но это, хоть и интересно - совсем не детективное расследование. А метод Холмса В ДЕЙСТВИИ мы хотя и видим, но... обычно не полностью (самое известное произведение - «Собака Баскервилей» - вообще обошлось без его изображения; мы так и не узнаём, как же Холмс вычислил преступника - мы только знаем, что он это в итоге сделал...) В итоге начинаешь несколько разочаровываться во всех этих историях.

Плюс ещё некоторые досадные нестыковки с именами: в «Этюде в багровых тонах» доктора Уотсона зовут Джон, а в «Человеке с заячьей губой» - почему-то Джеймс. В «Последнем деле Холмса» упоминается некто Джеймс Мориарти - брат пресловутого профессора; а в «Пустом доме» это уже имя самогО профессора-злодея...

Всё это несколько подтачивает славу Конан Дойла в моих глазах. Разумеется, его заслуги в создании детективного жанра никто не отменял, они значительны - но... всё ж таки «сияющий доспех» Рыцаря Детективов несколько подпятнан - для меня лично - творческими неудачами и нестыковками:frown:

Оценка: 7

Вы думаете, что истории о Шерлоке Холмсе - это детективы? Вы таки сильно ошибаетесь, дамы и господа:smile:!

Истории о Шерлоке Холмсе - это главы рыцарского романа. Бесстрашный, кристально честный рыцарь-маг (дедуктивный метод - это магическое оружие) Шерлок Холмс и его верный оруженосец Ватсон борятся с негодяями и чудищами, защищают добро и справедливость, с бедных денег не берут, и т.д. В таком вот аксепте.

Оценка: 10

У каждого своя история знакомства с мистером Шерлоком Холмсом. Моя же началась в очень раннем возрасте. Как-то летом моей старшей сестре дали почитать четыре тома восьмитомника Конан Дойла (те черненькие, 1966 года). А я только закончила первый класс и ни в чем не хотела уступать сестре, которая старше меня на пять лет. Хотя к тому времени читательский опыт был уже «солидный» - читаю с четырех лет, но Конан Дойл - это, пожалуй, был перебор. Я потом, когда стала взрослой, спрашивала у мамы, почему они не следили за моим чтением, но как-то так и не поняла, почему эти четыре тома все-таки были мной прочитаны. На мою детскую психику эти чудесные рассказы произвели ужасающее воздействие - я боялась выходить из дома - везде мерещились убийцы и преступники. Это уже потом, когда стала старше, я вновь встретилась с Шерлоком Холмсом как со старым знакомым, рассказы меня больше не пугали, они были прекрасны. А еще позже появился профессор Челенджер, что навсегда сделало Конан Дойла одним из любимейших авторов на всю жизнь.

А у тех историй, прочитанных после первого класса школы было замечательное продолжение. Во второй класс я пошла не с теми детьми, с кем начинала учиться, меня и еще одну девочку перевели в другой класс. И мы, единственные знакомые друг-другу среди чужих детей, на переменках стояли у окна и я пересказывала ей страшные истории, прочитанные летом, а она рассказывала что прочитала она. Так на почве летнего чтения возникла дружба, которая длится вот уже почти пятьдесят лет.

Сейчас я не очень люблю детективы, но Конан Дойл не воспринимается мной как автор детективов, он описывал тот Лондон, который еще немного сохранился, и, если Вы будете в Лондоне, обязательно зайдите на Бейкер-стрит, Вы увидите, как за поворотом мелькнет кэб, а в окно дома номер 221 бис выглянет Доктор Ватсон. В музее Вы обязательно посидите в кресле Шерлока Холмса и сфотографируетесь с лупой и трубкой. Потому что любовь к этим книгам не пройдет никогда.

Он, как робот, запрограмирован на детективную деятельность. Но игра на скрипке, любовь и дружба не вписываются в программу.

У него поразительная наблюдательность, но не самая лучшая на той Земле.

Он целиком и полностью погружается в работу, с удовольствием и азартом распутывает самые темные дела. А когда работы нет, принимает наркотики и расстреливает стену в доме.

Он сотрудничает с законом. Но не гнушается нанимать уличную шпану, проникать в частные владения и помогать преступникам, руководствуясь моралью, а не законом.

Один из интереснейших и необычных персонажей (контроль собственных познаний встречается крайне редко) и притом довольно сбалансированный.

Оценка: 10

А.К.Дойля «узнала» именно по произведениям о Шерлоке Холмсе. Это всё, что было доступно мне в 1993 году (так прияно видеть обложку любимой книги на этой странице:)) Вот уж «не в бровь, а в глаз» попал автор, придумав своего сыщика. Методы дедукции и индукции очень люблю до сих пор (благо на юридическом факультете данные методы вообще используются для любого исследования). Притягательность главного героя определила притягательность всех историй.

Список произведений о Шерлоке Холмсе

1. Этюд в багровых тонах (повесть, 1887)

2. Знак четырех (повесть, 1890)

Приключения Шерлока Холмса (сборник, 1891–1892)

3. Скандал в Богемии

4. Союз рыжих

5. Установление личности

6. Тайна Боскомской долины

7. Пять зёрнышек апельсина

8. Человек с рассечённой губой

9. Голубой карбункул

10. Пёстрая лента

11. Палец инженера

12. Знатный холостяк

13. Берилловая диадема

14. Медные буки

Воспоминания Шерлока Холмса (Записки о Шерлоке Холмсе) (сборник, 1892–1893)

15. Серебряный

16. Жёлтое лицо

17. Приключения клерка

18. Глория Скотт

19. Обряд дома Месгрейвов

20. Рейгетские сквайры

21. Горбун

22. Постоянный пациент

23. Случай с переводчиком

24. Морской договор

25. Последнее дело Холмса

26. Собака Баскервилей (повесть, 1901–1902)

С моей стороны, конечно, нехорошо так внезапно обрушивать на человека радость, но Ватсон скажет вам, я никак не могу удержаться от театральных жестов.

Возвращение Шерлока Холмса (сборник, 1903–1904)

27. Пустой дом

28. Подрядчик из Норвуда

29. Пляшущие человечки

30. Одинокая велосипедистка

31. Случай в интернате

32. Чёрный Питер

33. Конец Чарльза Огастеса Милвертона

34. Шесть Наполеонов

35. Три студента

36. Пенсне в золотой оправе

37. Пропавший регбист

38. Убийство в Эбби-Грейндж

39. Второе пятно

40. Долина ужаса (повесть, 1914–1915)

Его прощальный поклон (сборник, 1893, 1908–1913, 1917)

41. В Сиреневой Сторожке / Происшествие в Вистерия-Лодж

42. Картонная коробка

43. Алое кольцо

44. Чертежи Брюса-Партингтона

45. Шерлок Холмс при смерти

46. Исчезновение леди Фрэнсис Карфэкс

47. Дьяволова нога

48. Его прощальный поклон

Архив Шерлока Холмса (сборник, 1921–1927)

49. Камень Мазарини

50. Загадка Торского моста

51. Человек на четвереньках

52. Вампир в Суссексе

53. Три Гарридеба

54. Знатный клиент

55. Происшествие на вилле «Три конька»

56. Человек с побелевшим лицом

57. Львиная грива

58. Москательщик на покое

59. История жилички под вуалью

60. Загадка поместья Шоскомб

Если вы со мной не соскучитесь, то я с вами и подавно.

Из книги Если бы Бах вел дневник автора Хаммершлаг Янош

Список основных произведений Баха А. Вокальные произведения (в сопровождении оркестра):I. 198 церковных кантатII. 12 светских кантатIII. 6 мотетовIV. Рождественская и пасхальная ораторииV. Большая месса h-mollVI. 4 малые мессы и 5 санктусов VII. Магнификат D-durVIII. Страсти по Матфею и

Из книги Владимир Высоцкий: козырь в тайной войне автора Раззаков Федор

Список произведений и публичных выступлений Владимира Высоцкого (данные А. Петракова) до 1961 годаВсегда, везде любой стишок - эпиграмма на Р. ВильданаВы обращались с нами строго - июнь 1960, посвящение преподавателямДавно я красивый товар ищу!Двадцать четыре часа, все

Из книги Жорж Санд автора Венкстерн Наталия Алексеевна

Из книги Бальзак автора Сухотин Павел Сергеевич

Список произведений Бальзака, вошедших в «Человеческую комедию» (В хронологическом порядке напечатания) 1829 «Шуаны». «Физиология брака».1830 «Портрет женщины». «Мир домашнего очага». «Дом кошки, играющей в мяч». «Бал в Со». «Ведетта». «Гобсек». «Двойное семейство». «Два

Из книги Владимир Высоцкий: Я, конечно, вернусь… автора Раззаков Федор

Список произведений и публичных выступлений Владимира Высоцкого (данные А. Петракова) До 1961 годаВсегда, везде любой стишок – эпиграмма на Р. ВильданаВы обращались с нами строго – июнь 1960, посвящение преподавателямДавно я красивый товар ищу!Двадцать четыре часа, все

Из книги Владимир Высоцкий. По лезвию бритвы автора Раззаков Федор

Список произведений и публичных выступлений Владимира Высоцкого до 1961 года Всегда, везде любой стишок - эпиграмма на Р. ВильданаВы обращались с нами строго - июнь 1960, посвящение преподавателямДавно я красивый товар ищу!Двадцать четыре часа, все сутки - 1956Две гитары за

Из книги Антонин Дворжак автора Гулинская Зоя Константиновна

Из книги Том девятый. Воспоминания и встречи автора Гёте Иоганн Вольфганг

Из книги Шопен автора Ивашкевич Ярослав

Список произведений с указанием переводчиков ИЗ «ИТАЛЬЯНСКОГО ПУТЕШЕСТВИЯ». Перевод Наталии МанКАМПАНИЯ ВО ФРАНЦИИ 1792 ГОДА. Перевод А. Михайлова под редакцией Н. ВильмонтаПРАЗДНИК СВЯТОГО РОХУСА В БИНГЕНЕ. Перевод Е. ВильмонтАВТОБИОГРАФИЧЕСКИЕ МЕЛОЧИ Счастливое

Из книги Александр Дюма Великий. Книга 2 автора Циммерман Даниель

Из книги Радищев автора Жижка Михаил Васильевич

ХРОНОЛОГИЧЕСКИЙ СПИСОК ПРОИЗВЕДЕНИЙ Выбор 102 названий из 606, входящих в список Доминик Фреми и Клод Шопп, или из 646, проанализированных Реджиналдом Хамелем и Пьереттой Мете, в высшей степени спорен и продиктован исключительно субъективными вкусами. Всю полноту

Из книги ТерпИлиада. Жизнь и творчество Генриха Терпиловского автора Гладышев Владимир Федорович

СПИСОК ПРОИЗВЕДЕНИЙ А. Н. РАДИЩЕВА Полное литературное наследство Радищева составляет три объемистых тома. То, что до настоящего времени опубликовано, является далеко не полным. Ниже мы перечисляем произведения, вошедшие в двухтомное собрание сочинений, и не вошедшие, но

Из книги Шерлок [На шаг впереди зрителей] автора Бута Елизавета Михайловна

Приложение Список основных произведений композитора Г. Р. Терпиловского Балеты1. Королева полей (Чудесница). Либр. К. Есауловой. 1961.2. Выстрел в лесу (Лесная сказка). Либр. В. Воробьева и К. Есауловой. 1966.3. Выстрел (Сорок первый). Либр. М. Газиева. 1963.4. Урал. Либр. М. Газиева.

Из книги Шерлок Холмс автора Мишаненкова Екатерина Александровна

Список произведений сэра А. Конан Дойла, сюжет которых обыгрывается в телесериале Повесть «Этюд в багровых тонах» (1887 г.)Повесть «Знак четырех» (1890 г.)Рассказ «Пляшущие человечки» (входит в сборник «Возвращение Шерлока Холмса», 1905 г.)Рассказ «Последнее дело Холмса»

Из книги автора

Кроме шестидесяти официальных произведений о Шерлоке Холмсе есть еще несколько полуофициальных Это произведения, которые с одной стороны не являются признанной частью «шерлокианы», но с другой - их нельзя сбрасывать со счетов, потому что они тоже полностью или

Из книги автора

Еще раз о Шерлоке Холмсе и полиции В рассказе «Москательщик на покое» после раскрытия преступления между Холмсом и инспектором происходит любопытный разговор: «Вы уж извините, но как нам не чувствовать себя задетыми, когда вы с вашими запретными для нас методами

Одним из самых известных британских писателей, получивших мировую известность, был Артур Конан Дойл. Шерлок Холмс, порядок книг про которого является предметом настоящего обзора, стал одним из самых популярных героев в мировой художественной литературе. Про него снято множество фильмов и сериалов, и до сих пор интерес к этому оригинальному персонажу не только не уменьшился, но даже возрос, особенно в связи с выходом знаменитого британского телешоу, которое является довольно интересной адаптацией оригинальных произведений писателя. Книги про Шерлока Холмса по порядку будут рассмотрены нами в статье. Это позволит понять творческий замысел писателя.

Особенности произведений

В данном разделе будет рассмотрен вопрос о том, какие особенности имеют книги «Шерлок Холмс». По порядку их следует рассматривать в зависимости от того, когда они были написаны. Дело в том, что Конан Дойль не писал цельного связанного романа про своего героя. Его повести и рассказы - это выдержки из дневников и отчетов неразлучного спутника и лучшего друга знаменитого сыщика доктора Ватсона. Каждый рассказ - это отдельно взятое сочинение, хотя во многих из них присутствуют отсылки к другим произведениям. Поэтому очень трудно выстроить в хронологической последовательности все события и приключения известного детектива.

В связи с вышеуказанными особенностями сочинений писателя про Шерлока Холмса, в литературе принято выстраивать эти рассказы и повести в той последовательности, в которой они были написаны автором. Поэтому перед читателем может встать вопрос о том, как следует читать книги «Шерлок Холмс». По порядку лучше с ними ознакомиться в той последовательности, как они были задуманы и опубликованы К. Дойлем. Именно таким образом можно будет проследить за эволюцией главного персонажа, отметить, какие изменения внес писатель в характеристику своего и героя, и, наконец, получить удовольствие от интересных отсылок к тем или иным делам прославленного сыщика.

Первое произведение

К. Дойл придумал своего героя в то время, когда работал врачом в Лондоне. У него было мало пациентов и много свободного времени. И тогда ему пришла в голову мысль заняться литературным сочинительством. Первая повесть о Шерлоке Холмсе называется «Этюд в багровых тонах». Именно в этом произведении читатель впервые познакомился с гениальным сыщиком со слов его друга доктора Ватсона. Данное сочинение интересно не столько самим сюжетом, сколько той характеристикой, которую дает доктор своему новому знакомому. Он выясняет, что его странный сосед совершенно не знает самых элементарных вещей, зато в совершенстве владеет

Вторая повесть и сборник

Персонаж получился настолько удачным, что автор стал писать новые произведения. Именно тогда большую популярность получили книги «Шерлок Холмс». По порядку они, впрочем, были несколько непоследовательны. Вторая повесть про детектива называется «Знак четырех», в которой доктор Ватсон женится и съезжает с Бейкер-Стрит. Однако в первом сборнике («Приключения Шерлока Холмса»), который был написан вслед за повестью, автор возвращался к тем временам, когда герои жили на известной улице и вместе расследовали преступления. Тем не менее этот сборник следует читать вслед за вышеуказанной повестью. В данном собрании рассказов присутствует одна из самых знаменитых историй про Холмса - «Скандал в Богемии». Это сочинение запомнилось читателю тем, что в нем гениального сыщика перехитрила известная авантюристка, что заставило его изменить мнение о женском уме.

Продолжение приключений

Во всем мире известны имена Артур Конан Дойль, Шерлок Холмс. Книги по порядку лучше читать, ориентируясь на даты создания сочинений про знаменитого сыщика. Поэтому после первого сборника лучше ознакомиться со вторым под названием «Записки о Шерлоке Холмсе». Этот сборник примечателен тем, что его завершает рассказ о последнем деле гениального сыщика, в котором он «погибает» в смертельной схватке с коварным

Следующие повести и новый сборник

Автор включил достаточно большое количество рассказов в книги «Шерлок Холмс». По порядку если их читать, кажется, что события расположены вразброс, однако их связывает общая тема дружбы героев и раскрытие дедуктивных способностей главного персонажа.

Вслед за вторым сборником следует прочитать повесть «Собака Баскервилей», которая благодаря несколько изощренному сюжету получила большую популярность. Следом за тем писатель выпустил новый сборник, посвященный полноценному возвращению своего героя («Возвращение Шерлок Холмса»), в который вошло 13 рассказов. Далее последовала новая повесть - «Долина ужаса», которая примечательна тем, что в ней читатель более подробно узнает о той скрытной борьбе, которую вел детектив с профессором, своим заклятым врагом.

Затем автор выпустил еще два сборника: «Архив Шерлока Холмса» и «Его прощальный поклон», в которых есть несколько наиболее примечательных историй, в частности о том, как сыщик разыграл свою смерть, а также финальный рассказ про разоблачение немецкого разведчика накануне войны.