Русская литература и история — Гипермаркет знаний. Литературные связи и влияния

  • 02.05.2019

8 КЛАСС ПЛАНЫ УРОКОВ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

УРОК № 1

Тема: РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ИСТОРИЯ.

ПЕРВЫЙ ВВОДНЫЙ УРОК.

Цели: 1. Объяснить связь литературы с историей. Вспомнить и обобщить знания учащихся за прошлый год. Вспомнить жанры устного народного творчества.

2. Развивать навыки самостоятельного мышления, размышления, умение вспоминать и формулировать свои мысли.

Оборудование: 1. Оформление доски.

2. Проигрыватель.

Эпиграф: «Времена не выбирают:

В них живут и умирают…»

Ход урока.

    Организационный момент.

    Слово учителя. Беседа.

? - Подумать и объяснить, как может быть связана художественная литература с историей.

История и литература всегда шли рядом. Человек сызмальства связан с историческими судьбами страны и общества, частью которого он является. Кроме того, он всегда на себе испытывает воздействие мировой истории. (Объяснить, как). Когда-то история, публицистика и литература были вообще нерасчленимы. Достаточно назвать летописные своды: «Повесть временных лет», «Сказание о Мамаевом побоище», «Повесть о разорении Рязани Батыем». Эти сочинения одновременно исторические, литературные и публицистические. Примерно с ХV III века историческая наука в России выделилась в самостоятельную область знания, но близость к художественной литературе сохранилась.

? – Какие качества присущи русской литературе?

Народность, гражданственность, историзм. Действительно, нельзя

правильно отразить жизнь, чувства и мысли народа, не зная пройденного им сложного исторического пути, не поняв всего того, чем он жил, что радовало и печалило его в течение многих веков, как формировался его быт и характер

? – Как обращались писатели к вопросам истории?

В отдельных произведениях. Здесь писатель выступает как историк-профессионал и тем самым вносит непосредственный вклад в развитие исторической науки в России.

Опосредованно, не ставя перед собой исследовательских задач по истории, но оставили в своих заметках, дневниках, письмах оригинальные мысли об историческом прошлом.

? – Какие важные исторические события были воспроизведены писателями в литературных произведениях? Попытаться назвать эти произведения.

? – Как ощущается история Отечества в произведениях, подобных повести В.Распутина «Уроки французского»?

3. Повторение. Устное народное творчество.

? – Какие произведения устного народного творчества вы знаете?

? - Какие бывают русские народные песни?

Величальные, обрядовые, лирические, любовные (семейные), шуточные, причитания-плачи, колыбельные, хороводные, исторические, частушки, потешки, прибаутки…

(Прослушать аудиозапись русских народных песен).Ответить на вопросы:

? – К каким видам относится каждая из прослушанных песен?

? – Почему и для чего в хороводных песнях звучит сочетание сольного пения с хоровым многоголосием?

? – В каких песнях более чётко доносится текст песни? Почему?

? – Почему фольклорный коллектив исполняет песни без музыкального сопровождения?

Литературные связи и влияния это одна из главных особенностей литературного процесса, заключающаяся в постоянном взаимодействии литератур, в усвоении (и преодолении) одной литературой художественного опыта другой. Различают: литературу, оказывающую влияние, воспринимающую влияние и так называемого посредника - mediateur (термин введен французской школой компаративизма). Роль посредника могут играть целые литературы (посредником в связях русской литературы с зарубежными длительное время была французская, позднее - немецкая и английская литературы), литературные кружки, отдельные писатели, театральные коллективы. От литературных связей следует отличать историко-типологические аналогии или схождения, возникающие при отсутствии или минимальном количестве непосредственных контактов между литературами. Таковы аналогии в развитии древнего эпоса, ранних форм лирики.

Закономерность прохождения национальных литератур через сходные стадии определяет характер и направление литературных связей . Для европейских литератур такими стадиями были Возрождение, барокко, классицизм, романтизм, реализм и др. Обычно литература, достигшая более высокой стадии развития, оказывает определяющее воздействие на другие литературы. Таково влияние итальянского Возрождения 15-16 веков, французского классицизма 17 века, английского и французского Просвещения 18 века, немецкого, а затем английского и французского романтизма начала 19 века, английского и французского реализма середины 19 века на литературы разных стран. С конца 19 века началось мощное воздействие на мировую культуру русского реализма, дополненное позднее, в начале 20 века, воздействием различных авангардистских течений. Однако процесс литературных взаимосвязей сложен: возможны и встречные тенденции, когда художественные формы и стили, относящиеся к более ранним стадиям развития, оказывают воздействие на последующие. Таково обращение романтиков 18 - начала 19 века к фольклору; романтиков и реалистов - к У.Шекспиру; яркий пример - творческое переосмысление традиций античности на протяжении всей истории европейской культуры (воздействием античного наследия, а также христианской символики и образности в значительной мере обусловлена общность идей, тем, мотивов и сюжетов европейских литератур - исследования Р.Курциуса и Э.Ауэрбаха). При этом роль «восприемника» далеко не пассивна: как правило, восприятие влияния диктуется внутренними потребностями данной литературы, ее «встречными течениями» (А.Н.Веселовский) и особенностями эволюции.

Взаимодействие влияния со «встречными течениями» приводит к творческой переработке опыта других литератур и вместе с тем - к борьбе с внешним подражательством, к пробуждению самобытных творческих сил нации, обострению интереса к народным основам искусства. В целом литературные связи и влияния играют в истории мировой культуры продуктивную роль. Они приводят к ускорению литературного процесса (развитие русской литературы 18 - начала 19 веков до А.С.Пушкина, «ускоренно» воспроизводившей основные этапы истории западноевропейских литератур), к сокращению некоторых стадий (отсутствие развитого романтизма в большинстве литератур Востока), к одновременному возникновению и сосуществованию различных стадий и форм (в японской литературе с 1920-х реализм развивается в сложном переплетении с натурализмом, модернизмом). Интерес к проблемам литературных связей возрос в конце 18 - начале 19 века вместе с небывалым усилением межлитературных общений. Этот процесс был отмечен И.Г.Гердером, а затем И.В.Гёте (см. ). В конце 19 - начале 20 века от общего литературоведения отпочковалась специальная научная дисциплина, изучающая литературные связи и влияния - компаративистика, или сравнительное литературоведение (см. ), в развитие которого большой вклад внесли французские ученые (Ф.Бальдансперже, П.ван Тигем, Поль Азар и др.). В России изучение литературных связей и влияния не получило столь широкого размаха, как на Западе, но оно имело то преимущество, что проблема влияний рассматривалась как составная часть исторической поэтики, единого историко-литературного процесса (работы Веселовского).

Теория литературы как наука.

Теория литературы – системно-комплексная дисциплина, имеет методологический характер. Любая наука имеет право на существование при наличии трёх условий:

  1. Есть предмет исследования не изучаемый другой наукой
  2. Есть специфические методы научного исследования.
  3. Существует общественная необходимость исследования данного предмета.

Предмет ТЛ как науки.

Выявить предмет это значит определить сферу деятельности данной науки, её задачи и специфику. Гегель писал, что никакая наука заранее не знает, что она такое. Только изложение содержания науки порождает знание о ней. Возникает логическое противоречие: чтобы понять суть науки, нужно выявить её предмет, для того, чтобы выявить предмет, необходимо изложить содержание этой дисциплины. Итак, теория литературы изучает природу, сущность и функционирование литературы. Общие закономерности создания художественого произведения, исторического развития литературы, её социально-эстетические функции, художественность как качество литературы. Особенности её восприятия.

Однако специфический предмет всякой науки – это, в сущности, весь мир, рассматриваемый под углом зрения задачи, которую решает данная научная дисциплина. Предметом теории также является весь мир, рассматриваемый с точки зрения его взаимоотношений с литературой. Весь мир в его эстетическом богатстве и словесном художественном освоении.

Теория литературы - филологическая дисциплина, изучающая принципы художественного освоения действительности. Принципы создания общечеловеческих ценностей слова, процессы их рождения, социально эстетического бытия, восприятия понимания и оценки. Образцом теории литературы является поэтика Аристотеля . Платон и Аристотель занимались теорией литературы, поскольку их интересовали общие, почти универсальные категории. Стоящие за отдельными произведениями, жанры, формы, модальности, фигуры.

Заниматься теорией литературы - заниматься литературой вообще с точки зрения универсальности. Уоррен, Уеллек - учебник теории литературы, определяют ТЛ как часть общего и сравнительного литературоведения . Этим термином обозначается рефлексия о предпосылках литературы, лит. Критики и лит. Истории. Их современник Михайлов считает, что теория литературы не столько отдельная дисциплина, сколько знания наукой самой себя. Поль де Ман пишет, что главный теоретический интерес теории литературы в невозможности её определить .



ТЛ может быть осмыслена с помощью негативной теории наподобие сокровенного бога. Апофатически.Антуан Компаньон "Демон теория". Считает, что теория есть тогда, когда предпосылки обыденного дискурса о литературе не принимаются как сами собой разумеющиеся, когда они ставятся под сомнение, рассматриваются как условность. Теория Л. с одной стороны не доверяет очевидностям, а с другой стороны устремляется к универсальности.

Структура теории литературы как науки.

Существует традиция, согласно которой в рамках теории Поэтика разделяется на теоретическую и историческую . Это разделение проводится по принципу синхронии и диахронии, подобно языку в отношение которого этот принцип ввёл Сосюр литература будучи системно организованной и исторический развивающимся языком словесного творчества может и должна быть рассмотрена вы их двух аспектах. Этой традиции придерживается Томарченко, Тюпа. Бройтман. Предлагаемая ими структура теории литературы как науки имеет некоторые точки соприкосновения замысел построения учебника Хализева. Хализев считает центральным звеном общую или теоретическую поэтику. Это учение о лит произведение, его составе, структуре и функции, а также о родах и жанрах. Учение о сущности искусства, о сущности литературы как вида искусства. О закономерностях её Движении (теориялитературногопроцесса). Хализева исключает из поэтики учение о сущности литературы как вид искусства, а Теоретическую поэтику дополняет теорией лит. процесса.

Согласно мнения теория литературы включает в себя методологию литературоведческих исследований и стиховедения.

  1. Гносеология литературы
  2. Онтология литературы
  3. Морфология литературы
  4. Поэтика. Семиотика Риторика
  5. Рецептивная эстетика
  6. Герменевтика и аксиология
  7. Диалектика истории литературы
  8. Культурология литературы

Теория литературы и смежные науки. ТЛ. Наряду литературная критика и история литературы. Эти три связаны и дополняются вспомогательными литературоведческими дисциплинами и не связанными с ней: аксиология, нарратология, текстология, библиография, историографиях. ТЛ тесно связана с философией, социологией, лингвистикой, искусствознанием.

Наиболее близка теория литературы к эстетике . Эстетика является общим теоретическим фундаментом теории литературы . И одновременно опосредующим звеном связанная с эстеткой и философией. Эстетика преломляет и специфицирует общефилософские идеи применительно к специфике искусства и является дополнителем, методологическим инструментом теории лит. Теория Л. включает проблему худ. Восприятия поэтому она связана с психологией, герменевтикой и рецептивной эстетикой.

Связь теории литературы и истории литературы.

Теор-ое противопоставляется практическому, историческому и эмпирическому.

Это противопоставление выразилось в существовании наряду теории литературы истории литературы. Однако сложившиесяразличения теории литературы и истории литературы как отдельного обособленного друг от друга условно, временно и скорее всего несостоятельно вообще. Теория литературы не может относиться к другой данности, кроме данности литературы. Эта данность существенно историческая. И теория и история литературы призваны в разных формах, но с равной степенью обязательности раскрывать литературу как определённую идейно художественную систему. Однако средства и приемы работы у истории и теории литературы различна . Как различны их задачи и Способы обработки исходного эмпирического материала. Теоретик литературы стремится выявить существо развивающейся системы, историк –характеризуетпроцесс и развитие определенныхформ этой системы. История призвана обеспечить конкретность. Именно в истории литературы теория приобретает конкретное богатство, реальную плоть худ. Процесса. ТЛ даёт истории общую перспективу худ. Процесса, она втягивает весь опыт культуры, понимание самойприррды конкретных лит явлений, Теоретических идей и концепций. ТЛ Направляет и стимулирует конкретные литературоведческие исследования(дисциплины), определяет аппарат литературоведения, методы принципы и приёмы работ. Теория л-ты ставит те жесамыевопрлсы, с которыми сталкиваются критики и историки по поводу конкретных текстов. Онисчитают ответы на эти вопросы уже известными.

Теория напоминает что эти вопросы проблематичны на них можно отвечать по разному, ей присущ релятивизм.

Лит критикой называют такой дискурс о литературном произведении в котором упор делается на опыт чтения . Критика -это интерпретация смысла и оценка произведения с точки зрения его значения для современности, критика ценит судит. Историю и критику противопоставляют как внешнюю и внутреннюю подход к произведению. Критика обращена к тексту, Истрия к контексту. Задача критики- оценить произведение, история - обьяснить его. Теория требует, чтобы предпосылки были выраженными, осмысленными. Литру можно рассматривать как существующую одновременно совокупность произведений и как последовательность произведений располагающихся в хронологическом порядке.

Существует различие между изучением общих принципов и критериев лит. Творчества. И анализом конкретных произведений, берутся они изолировано или в хронологическом порядке. В сферу ТЛ изучение. Общих критериев творчества, а критика и Истрия- анализ произведений. Однако эти три части литературоведения не могут существовать одна без другой.

  1. Понятия используемые в литературоведении

Научное понятие однозначно. В самом общем смысле набор терминов в литредактор есть- тема, проблема и тд. Однако литературовед терминология имеет свою специфику:

  1. Литературовед. черпает запас из др наук, как смежных так и несмежных.
  2. Понятия используемые в литературоведение не имеют той точности, которая позволила бы любому читателю утверждать, что он ясно понимает о чём идёт речь если термин не объясняется дополнительно. Михайлов и Халтзв предпочитают использовать ключевые слова науки о литературе, не являются терминами по подобию наук не гуманитарных, но они обладают, большей или меньшей смысловой определенности.
  3. Многие лит. Термины являются инфиницииями. От Лат- бесконечность. Отсроченная дефиниция, которая определяет некое понятие и демонстрирует его неопределимость инфиницииями демонстрирует множественность возможных определений и понятий, недостаточность каждого из них, невозможность полного определения как такового.

Инфинициями являются субстантивированные прилагательное. И- это смысловоеядро и неопределённость.

Ряд исследователей метафорический язык. Космос Достоевского.


2.Сущность искусства .

Худ. Лит-ра, Называемая искусством слова, относится к более широкой человеческой деят-ти искусству вообще. Слово искусство в СРЯ имеет 3 основных значения. Этим словом происходящим от понятия умелости, искушенности обозначают 1.любое практическое мастерство, умение, ремесло. 2.худ. Творчество. Специфически созидательная деятельность удовлетворяющая эстетическим потребностям людей и то, что является её результатом, совокупность произведений. 3.эстетическое совершенство, красоту произведений, изящных и прикладных искусств. Искусство - особый вид деятельности, который в силу синкретизма в нём(матер-ой и духовной, познавой и оценочной, эмоц-ой и рацио-ой сторон находится в центре культуры, является самосозн-ем её и кодом). Приступая к изучению Л. как вида искусства необходимо иметь общее предс-е об эстет-ом. Как особом субъективно-объективном отношении между человеком и миром по законам красоты).

Слово эстетика происходит от древнегреческого ощущение, впервые в широкое употребление этот термин ввёл Немецкий философ Баум Гартен в середине 18 века. Он определял эстетику как науку о чувственном познании. "Эстетическое" оформилось в качестве категории в эстетике 20 века. На основе предиката эстетический. Со времён Канта это прилагательное широко употреблялось для обозначения особого опыта, особых субъект-объектных отношений. Начиная с 20 века оно субстантивировалось и превратилось в термин для обозначения предмета науки. Эстетическим свойствами как полож-ми так и отриц-ми обладают те явления жизни, которые мы познаём через ощущения. Впервую очередь, это зрительные ощ-ия, которые позволяют воспринимать матер-ые явления жизни в их предметной целостности. Далее следуют слуховые ощ-ия. Другие виды ощ-ий, а именно вкусовые, двигательные, осязательные гораздо более субъективны. Они не поддаются расчленению на составляющие и воспроизведению их аспекта. Только зрит-ые и организовано-слуховые представления имеют объектное художественно познавательное значение.

Эстетическое и утилитарное . Э. Принципиально отличается от у-го отн-ия к дейст-ти. У. отношение к жизни преследует цели практической полезности. В процессе такого осознания жизни люди мыслительно выделяют в тех или иных явлениях жизни опред-ые черты, свойства, сущес-ые с точки зрения их производственной или потр-ой полезности или вредности. Единство всех частей и ощутимых св-в явлений в его целом не становится предметом непосредственного восприятия, осмысления и оценки. Иными словами Явления в его целом подчиняется отдельным частям и свойствам. Познаётся и оценивается через них и благодаря им. В э-ом осмыслении жизни возникает обратная послед-ть все части и ощутимые свойства оцениваются в их отношении с целым, осознаются в единстве с целым.

Эстетическое свойство не есть существенное свойство предмета. Эта не свойство его сущности. Эстетическое свойство это проявление сущности предмета во всей его целостности. Непосредственно воспринимаемой конкретности. Эстетическое удовлетворяет духовные запросы людей. Эстетическое наслаждение - это чувство духовное, его нельзя смешивать с тем удовольствием, которое человек получает поглощая вкусную пищу. Под эстетическим понимается особая сфера субъектно-объектных отношений, в которой восприятия объекта и представления о нем сопровождается бескорыстно. Не заинтересованным удовольствием. Квинтэссенция эстетических отношений сосредоточена в искусстве, где эстетическое функционирует в виде в форме художественного.

Эстетическое и логическое . Логическое противоположно эстетическому. Логический объект, субъект и отношения могут мыслиться отдельно. Объект исубъект эстетического отношения являются его нераздельными и неслиянными полюсами. Объект созерцания становится эстетическим объектом лишь в присутствии эстетического субъекта. Созерцающий становится эстетическим субъектом лишь перед лицом эстетического объекта.

Сущность эстет-го отношения состоит в одновременной актуализации объекта и самоактуализации субъекта. Логическое суждение безадресно и внесоциально. Эстетическое суждение- суждение вкуса, оно способствует общению. Объективной основной эстетического является целостность созерцаемого, его полнота и несбыточность именуемая также красотой. Объектом эстетического созерцания может быть целостность не только внешняя, но и внутренняя. Внутреннее единство духовного я, есть высшая форма доступной эстетическому созерцанию. Субъективной стороной эстетического является эмоциональная рефлексия направленная на первичное, непосредственно созерцательное переживание(влюблённость, веселье, ужас- это первичные эмоциональные реакции, которые эстетическими не являются), ключевым моментом эстетического становится вторичное переживание(влюбленности, веселья, ужаса) и опосредованное эстетически завершенным явлением.

Эстетическое и этическое

Любое общественное явление, поступок, мотив человеческой деятельности имеет одновременно и этическое и эстетическое. Оценивает как добро и зло, или как прекрасное/ безобразное. В общественном и интеллектуальном сознании прекрасное и нравственное мыслится как единство, фиксируемое даже словесно. С гуманистической точки зрения престранное только то, что нравственно. А нравственное внутри не связано с прекрасным. Смысловая слитность э и э определяет смысловую структуру таких категорий как: возвышенное, низменное, героическое, в ней этическое и эстетическая оценка выступают слитно, нераздельно. Однако диалектика взаимоотношений э и э не исчерпывается их единством. В конкретно историческом контексте имеют место сложные и противоречивые отношения между этими двумя сферами, многообразие конкретных случаев несовпадения этического и эстетического как правило-нарушение гармонии между внешним и внутренним, идеальным и реальным природным и духовным. Возвышение эстетических ценностей и противопоставление всем остальным называется эстетизмом. Эстетическое вступает в конфликт с этическим когда человеку нравится аморальное, бездуховное, эстетизация жестокости. В целом нравственная оценка события факта явления входит в структуру, его эстетической характеристики.

Искусство и игра.

Игровой фермент искусства присущ его внутренней природе, изучался в истории эстетики издавна, теория игры разработана культурологов ЙохонХейсинга, который употреблял понятие священная игра. В английском языке два слова игра: play(свободная игра, не связанна условиями и правилами, вся прелесть легко преодолеваются ограничения серьёзной жизни) game(игра по правилам, о которых участники договариваются заранее; внутренне более организована чем окружающая жизнь- шахматы, карты, рулетка, футбол примеры такой игры). Где цена не Свобода самовыражения, а достижение выигрыша и избежание проигрыша. Игра импровизированная. Плай и гэм. Плай трактует современный мир урегулированным, всё по установленным правилам, задача взорвать этот урегулированный мир, опровергнуть его правила, стереть все различия. В одном случаи игра есть система запретов, отделяющих её от запретов- в другом случае это зона вольности, также отделяющая её от реальности. Реальность берётся в двух противоположных модусах, с одной стороны как слишком естественное. Во втором, как чересчур искусственное. Игра выступает коррективом этой реальности придавая ей то, что ей недостаёт. Внося в природную стихию, начало организации, а в соц порядок начало импровизации. Каждый из двух видов игры имеет по две разновидности, импровизированные игры различаются степенью выразительность или изобразительности. В первом случае игры экстатические. Вторые, мимитические(подражание). Сущес-ое различие орган-ых игр связана с тем: используются игроки свои собственные силы или доверяются случаю.

На первый взгляд только драматический род сход с игрой, однако если только по знать одну разновидность игры ммиметическую да и то понимаемую узко как театральное перевоплощение. В лирики заметны признаки игры импровизации. Здесь главное Свобода самовыражения. Лирика рождается экстатическим ощущением полноты бытия, любовью к миру, и к другому человеку. Обе разновидности импровизированной игры метрическая и экстатическая угадывается в структуре лирического произведения с его музыкальным ритмом и метафорической образностью. В самом построении лирического смысла воспроизводится типичный момент игры перевоплощение, смысл любого тропа состоит в том, что одному предмету приписываются свойства другого. Между буквальным и фигуральным значением слова устанавливаются такие же отношения как между актёром и персонажем слитыми в теле одного человека. Игровое начало обнаруживает себя в самом процессе изобретения худ. Средств иносказания. В эпическом произведении действуют законы размежевания и соперничества. На эпическое произведение распространяются законы игры. Сюжет представляет собой цепь препятствий, которое герой должен преодолеть чтобы достичь цели. Игровое начало обнаруживается в разработке событийного ряда, выстраиваете сюжета и коллизий.

Драма единственный род литературы, связанна с настоящей цинической игрой, драматический герой показан на перекрёстке двух модусов бытия: в себе и для других. Он не является тем, кем кажется, это противоречивое отношение между двумя ипостасями одного человека, составляет сущность игры. Эта двойственность. По настоящему реальна, её испытывают люди в действительной жизни. Драма раскрывает ситуацию реального человека. В реальности люди выступают и объектами и субъектами. Во взаимоотношении с другими людьми, со своей судьбой, с мирозданием в целом. Между объективны и событийным бытием человека всегда есть зазор....

Области искусства и игры не совпадают. Только импровизированные игры: танец театр входят в художественную сферу, а организованные игры остаются за её пределами. Это объясняется тем что организованные игры не сохраняют до конца игрового характера, кто то в них оказывается победителем, динамический баланс разрушается, торжествуют односторонние отношения первенства выигрыша, сфера искусства шире игры(литература, живопись, музыка не являются игровыми видами деятельности). Направленность работы художника, композитора на предмет предаёт ей свойства серьёзности в целом присущее труду, в отличии от игры. Таким образом, Обособляясь друг от друга и расходясь в разные стороны искусство переходит в серьезность труда, а игра в серьезность борьбы. И только в театре они находят точки пересечения и единства.


Литература как вид искусства

Существуют разные виды И.: живопись и другие разновидности изоб-го И., музыка, хореография, театр, кино, Л.. Они различаются между собой по разным параметрам по материалу, из которого создаются, по способу существования, по характеру их восприятия.

Виды И.- реальные формы худ-но-творческой деят-ти, различающиеся прежде всего способом матер-го воплощения худ-го содержания. За этими внешними различиями содержатся глубокие содер-ые различия, которые состоят в том, что содержание одного вида И. не может быть адекватно передано на языке другого.

На протяжении длит-го времени эстетическая мысль пыталась постичь принципы, которые обусловливают видовое членение худ-но-творческой деят-ти, однако эта проблема не может быть окончательно решённой до сих пор так как не определены критерии деления И. от разновидностей этого же вида от родов и жанров. С другой стороны, не выделены критерии которые позволили бы обосновать правомерность таких понятий как: семейство, классы, искусство. В настоящее время существует множество клас-ий видов И. при чем основания для кл-й различны. Теории разных учёных не столько противоречат друг другу сколько дополняют друг друга. Первым серьёзным клас-ию предложил Аристотель, он исходил из тезиса: И.- особая форма подражания природе. Предлагал различать виды И. исходя из ответа на три главных вопроса: чему чем и как. Вопрос чем устанавливает связи И. с дейс-ью. Вопрос чем касается средств подражанию. Вопрос как касается законов жанров поэтики. Возможны иные клас-ии. В конце 18 века Лесинг предложил иной подход. В основе его клас-ии лежит пространственно временной принцип. Лессинг исходил из того, что И. разворачивает себя либо в пространстве либо во времени. Музыка развёртывается во времени и не имеет пространства, живопись развёртываемся в пространстве и застывает в о. Времени, Л.- временной вид И. В нем события разворачиваются одно за другим. Речь идёт не об абсолютной границе, живопись способна пендаль движение времени, но через пространство. Л.- может изобразить пейзаж но благодаря времени. Лессинг не просто предложил клас-ию, но обратил внимание на то, что худ. Пространство и время значимые элементы И.(Словарь теории литературы Голубенькая). О различит образов и образов создаваемых другими видами И. Речь идёт о работе Лессинга "Лаокоон или о границах живописи и поэзии". Трактат Лессинга содержит спец-ый и анализ знаменитой структурной группы, а также сравнение того как одно и тоже событие изображается поэтом и скульптором. Говоря о живописи Лессинг имеет в виду изобразительно И. вообще и даже в большой степени скульптуру. Он исследует особ-ти самого подхода К отображению дейс-ти в Л. и скульптуре.

Исходный тезис Л. Такой же как у А.: И. - это подражание жизни. Обращается к материалу музыки, поэзии и живописи. Впервые называет этот материал знаками. У поэзии и живописи знаки во первых знаки различны по своей природе, во вторых они по разному располагаются в дейс-ти. Живопись использует краски и тела взятые в пространстве. Поэзия- членораздельные звуки, воспринимаемые во времени. Далее рассуждение переходит к предмету изображения. Специфический предмет поэзии, события и поступки действующих лиц. Но не их телесные свойства. В живописи дело обстоит противоположным образом. Скульптур изображает Лаокоон и детей с ужасными змеями. У скульптура Лаокоон не кричит, тела максимально открыты, чтобы была видна красота не уничтоженная страданиями. Таким образом, специфика изобр.объясняется и Свойственной ему установкой на ценность тела, вечно прекрасная телесность. В поэзии же изображение направлено не на телесный облик персонажа, а на воплощённые в его поведении этические ценности. В основе сравнительного анализа поэзии и скульптуры лежит убеждение, что у скульптора и поэта худ. Задачи одни и те же. Между тем из самого анализа следовало, что поэтическое и скульптурное изображение направлены на разные ценности. Отсюда критические замечания. Первыми и наиболее глубокими были критические суждения Гердера. Гендер подверг критическому анализу общую логику рассуждения Лессинга и иначе интерпретировал те же примеры. Гендер говорит что если исходить из предпосылок, который избрал автор Лаокоона необходимо проводить тройное сопоставление. В него должны быть вовлечены музыка и риторика. Если средства изображения в поэзии, её знаки располагаются не в пространстве а во времени, то в этом отношении отличаясь от живописи поэзия в этом же отношении оказывается сходной с музыкой. Гердер пишет что предшественник не точно охарактеризовал соотношение знаков поэзии и живописи. Знаки живописи естественны! Однородны по своим свойствам с изображаемым предметом. А знаки поэзии произвольны. Если знаки поэзии- звуки слов, то на читателя воздействуют не последовательность звуков, а последовательность значений. Эта дискуссия Гердера с Лессингом предопределила пути дельнейших сопоставлений с литературой других видов искусства. Оригинальная концепция классификация видов искусств предложил Гегель. Разделил все искусства на две группы. Исполнительские, неисполниьельские. Ввёл принцип историчности. До Гегеля все искусства рассматривались в их условной одновременности, как если бы все они возникли одновременно и существовали равноправно в любую эпоху. Гегель объяснил движение искусства от одних форм к другим через соотношение природного и духовного. В древнейших видах искусства много природных форм, материала глины, дерева, метала. Смутно проявлено логическое содержание. Далее наступает эпоха гармонии природных и духовных форм такова античная скульптура. Позднейшим видом искусства является литература. Духовное содержание которого огромно, а от природы- звуки и черточки при записи.

Современные классификации:

все виды искусства: односоставные(простые) - те в произведениях которых для выражения обобщающего жизнь содержания используется один вид материальных средств. В живописи наложение красок. В скульптуре оформление материалов в трехмерной плоскости, в Л. речь, в музыке звук, в танце движения, в пантомимика мимика и жесты.

Синтетические - возникают посредством соединения в одном произ-ии двух и более простых И. (Вокальная музыка- худ. Речь + напев. Опера. Балет).

По материальному носителю образности или свойствам выразительных средств. Все И. делятся на три группы: временные(те, чьи произ-ия длятся во времени и не имеют пространственной протяжённости: музыка и Л.); пространственные (виды И. произ-ия которых имеют пространственную протяжённость и лишены длительности(скульптор). Пространственно-временные –танец, пантомима.

Произ-ие создаётся, существует и предстаёт перед нашим восприятием как некая матер-ая конструкция. Сопряжение звуков, цветов, объёма, слов,движений, т.е. Как предмет, имеющий пространственную, временную и пространственно-временную харак-ку. Произ-ие И. не сводится к своей матер-ой конструкции, но не существует вне неё, отдельно от неё, независимо от неё. Произ-ие И. имманентно (находится в ней, через неё воспринимается). Материально конструктивная сторона произ-ия определяет его антологический статус.

Семиотический критерий. В данном случае И. рассм-ся как знаковая система. необходимо сделать два уточнения. Во -первых, произ-ие И. не сводится к тому что является знаковой системой. Знаковые свойства характеризуют одну сторону худ. Формы. Во вторых, каждый вид И. представляет собой своеобразную и самостоятельную Систему образных знаков. Встаёт вопрос о внутренней типологии худ-но-образных знаковых систем. Начиная с эстетики 18 века. Два типа знаков: Естественные/искусственные; произвольные/ непроизвольные. В 19 веке: объективные/ субъективные. Речь идёт о способности И. говорить с человеком на языке его жизненных суждений, впечатлений. Предлагать нечто отличающее от того что мы видим и слышим в реальной дейс-ти. Живопись- вид И. в котором средство создания худ. Образа является цвет. Музыка- вид И. в котором средством создания образа является звук. Цвет и звук - естественные знаки(Лессинг), т е физические явления, присущие реальной дейс-ти и воспринимаемые с помощью органов чувств. Становясь средством создания худ-го образа, естественные знаки начинают нести некое условное содержание и выходят за пределы непосредственного воздействия на органы чувств. Есть принципиальное различие между цветом в природе и живописи, где цвет становится выражением эмоций переживаний авторских оценок.

Более сложная классификация видов искусств, деление на два типа художественного творчества. Оно аналогично делению словесности на эпос и лирику. Искусство подобное эпосу называют изобразительным(скульптура, живопись, пантомима, эпика). Искусство подобное в этом отношении лирике называют выразиьельными (лирика, музыка, архитектура, танец).

В изо воспроизводятся характерная особенность -национальная особенность(деятельность) жизни людей в её внешних проявлений. Определяющее значение- предметная изобрази-ть.

В экспрессивных искусствах воссоздаютсявнутренний мир в егонационально исторической действительности . Экспрессивные искусства выражают обобщённо эмоциональное переживание, имеющее общественно-историческую характерность. Определяющее значение имеет выразительность.

Литература как вид искусства. Л. единственный вид простого искусства который сочетает в себе свойства выразительного и изобразительного.

Литература- искусство слово. Со всем богатством отложившимся в нем смыслов. Худ речь как форма коммуникации воспринимающая. Общедоступность такого языка как слово и речь обеспечивают универсальность литературы в эстетическом освоении действительности. Речь обладает несравнимыми художественно- познавательными и изобразительно выразительными возможностями, она воссоздаёт как внесловесную действительность, так и речевую деятельность человека. Как внешние стороны бытия людей так и их внутренний мир. Речь в литературе - это и средство и предмет изображения. Объект худ освоения -человек говорящий(Бахтин) , так мы постегаем процесс протекания духовной жизни человека, отсюда психологизм, качества, которыми литература обогатила художественную культуру.Изобразительные возможности слова ничем не ограничены. Абсолютная условность словесного обозначения лишает его прямой связи с обозначаемым. Поэтому словом можно обозначит все формы материального бытия. Выразительные возможности слова определяются ритмикой-интонационной организацией речи. Он уже чемвыразиьельные возможности музыки. Словом можно обозначить и описать Реальный чувственный опыт. ОнопозволЕтобразно моделировать окр мир таким, каким он предстаёт в нашем восприятии. Передать предметность мысли и переживания.

При всём могуществе слова его возможности ограничены в двух отношениях: во-первых, способности изобразить индивидуальную неповторимость предметов и явлений. И во вторых выразить чувства и переживания. Это понятно, так как слово обозначает общее, а не единичное. Слово- непосредственная реальность, обозначающая мысли, а не чувства. В Словесном изображении отсутсвует наглядность и конкретно чувственная достоверность. В сравнении с пластическими искусствами словесный образ не вещественен и дискретен. Хализев: литературой постигается лишь умозрительная ценность(целостность?) мира.Но в литературе знаковость слова во многом преодолевается. Ограниченность слова-становится темой ограниченной рефлексии.

Развитие искусства включает в себя два встречных процесса искусства:

Первый идёт от синкретизма(слитное нерасчленное искусство) к образованию её видов. Одновременно идёт встречный процесс- синтез искусств. .

Для развития искусства равноплодотворны как вычленение, так и синтез. В литер. конкретным проявлением синтеза искусств становится музыкальное, живописное. Пример живописного в поэзии Пушкин, Фет.

Экфрасис-(см. Глоссарий). Воздаянием средствами одного искусства другого искусства. Щит Ахиллеса.

Несмотря на то, что в средние века, вплоть до рубежа XIX -XX веков, литература в основном служила интересам господствующих классов, в своих произведениях все-таки смогла отбить общенародные интересы и реальное состояние общественной и политической жизни украинского народа. Самый богатый источник украинского народного творчества способствовало своими темами развития художественной литературы, обогатило ее своими художественными приемами, идеями и темами, привило ей черты самобытности, народности и своеобразия.

Развитие средневековой и современной украинской литературы всегда шел в ногу с историей и в тесной связи с украинской исторической действительностью, с реальной жизнью. Основной темой выдающихся украинских писателей всех времен была тема родной земли, ее укрепление и созидание, неустанная борьба с врагами Родины за независимость и свободу. В конце XVII века в украинской литературе появилась новая тема – описание жизни и проблем представителей средних слоев общества того времени.

Изображая в своих произведениях исторические события, украинские писатели стремились их осмыслить и всегда сделать выводы, которые имели бы воспитательное и назидательное значение. Лучшие произведения украинской литературы до сих пор воспитывают у читателей стойкий характер, мужество в борьбе за свободу родной земли и независимость, пробуждают в них патриотические чувства. Создавая образы героев своих произведений, авторы всегда стремились осудить или унизить отрицательных героев, а положительные образы оправдывали и возвеличивали. Уже в средние века в украинской литературе была общественная направленность поэтических произведений и художественной прозы.

Лучшие произведения украинской литературы отмечаются народной духовностью, умением авторов улавливать в жизни темы и проблемы, отвечали интересам народа. Как правило, все это выражалось в понятной и доступной художественной форме, но при этом сохранялась литературный язык, развивалась на основе общенародной речи.

Украинская литература с начала своего существования и на протяжении многих веков своего развития накопила огромное количество выдающихся произведений самых разнообразных жанров, которые передала последующим поколениям, которые донесли их до нашего времени.

Замечательные черты произведений украинской литературы, среди которых самобытность, народность, патриотизм, стремление к правдивому изображению жизни русского человека, общественная направленность, тесная связь с устным творчеством и многое другое – стали славной традицией украинской литературы и образцом для писателей последующих поколений. В большинстве этих произведений хорошо видно неразрывную связь литературы с жизнью украинского народа и историей нашей родной земли.

Что может быть общего у исторических сочинений и произведений художественной литературы? Разве только то, что те и другие существуют в виде письменных текстов, у которых есть свои авторы и читатели. Принципиальное же отличие – в задачах, которые стоят перед историком и автором художественного произведения. Задача историка состоит в том, чтобы создать объективную картину прошлого. Он вынужден ограничиваться сохранившимися документальными источниками. Самое важное для автора художественного произведения – успешно реализовать свой творческий замысел и заинтересовать им своего читателя. Для этого ему не обязательно во всем следовать тому, что принято считать истинным или реальным.

Такой взгляд на отношения истории и литературы является расхожим. Он может устроить любого, кто привык думать, будто с момента появления письменной культуры человечество имело приблизительно одинаковые представления о том, чем реальность отличается от вымысла и, соответственно, чем задачи исторического описания отличаются от задач художественного изложения. Однако так было не всегда. Приведенный нами расхожий взгляд соответствует только тому сравнительно недолгому периоду в развитии научного и гуманитарного знания, который относится ко второй половине XIX в. Именно тогда утвердилось представление об истории как науке, реконструирующей прошлые события. Приверженцы этой науки не хотели иметь ничего общего с литературой или, в лучшем случае, рекомендовали историкам писать свои работы на ясном и понятном для всех языке.

В начале XX в. произошли изменения в понимании характера исторического знания. Все отчетливей звучала мысль о том, что в деле реконструкции прошлого нельзя во всем полагаться только на документальные источники. Их материала зачастую недостаточно, чтобы представить полную картину эпохи, которая интересует историка. Так что во многом ему приходится действовать на свой страх и риск, доверяясь исключительно своей интуиции. Кроме того, после произошедшей в гуманитарной мысли структуралистской революции (60-е гг. XX в.) пришло осознание того, что письменный текст является альфой и омегой исторического исследования. Это означает, что изучение прошлого начинается с интерпретации письменных текстов исторических источников. Конечный продукт такой интерпретации также представляет собой письменный текст – историческую статью или монографию. Создавая его, исследователь, подобно писателю, вынужден использовать тот набор художественных средств и риторических приемов, которые имеются в распоряжении у современной ему литературной культуры. С этой точки зрения, историческое сочинение можно рассматривать как литературное произведение особого рода, специфическое назначение которого заключается в том, чтобы убедить своих читателей в действительном характере представленных в нем событий.

Таким образом, отношение между историей и литературой гораздо более тесное, чем это может показаться. Автор любого прозаического произведения (особенно исторического романа или реалистической новеллы) не должен пренебрегать знанием исторических деталей. Историк же, в свою очередь, окажется не в состоянии дать сколько-нибудь целостное представление о прошлом, если не сумеет воспользоваться современными ему литературными приемами.

Уже со времен античности признавалось, что занятие историей требует серьезных литературных навыков. Однако ни у древних греков, ни у римлян не существовало понятия художественной литературы в его современном значении. Считалось, что все виды словесного творчества (устного или письменного, поэтического или прозаического) представляют собой разные типы мимесиса (гр. mimesis – подражание). Поэтому отличие историка от поэта состояло главным образом не в том, что первый был обязан говорить правду, а второму позволялось эту правду приукрасить. С самого начала им приходилось иметь дело с разными объектами для подражания. Как говорил в "Поэтике" Аристотель, "историк и поэт различаются не тем, что один пишет стихами, а другой прозой (ведь и Геродота можно переложить в стихи, но сочинение его все равно останется историей), – нет, различаются они тем, что один говорит о том, что было, а другой – о том, что могло бы быть... Ибо поэзия больше говорит об общем, история – о единичном. Общее есть то, что по необходимости или вероятности такому-то характеру подобает говорить или делать то-то... А единичное – это, например, то, что сделал или претерпел Алкивиад".

Древние историки уделяли большое внимание сбору и проверке единичных фактов, полагая, что история – это хранительница примеров, собранных для оказания читателям моральной и жизненно-практической помощи. Однако этим задачи истории не ограничивались. Занятие историей признавалось частью риторического искусства. Сбор и проверка фактов составляли лишь предварительную стадию в работе историка, искусство же его проверялось тем, как он умеет эти факты использовать. Лукиан в сочинении "Как следует писать историю" говорил, что главной заботой историка должно стать придание выразительности материалу. Историк должен обдумывать не что сказать, а как сказать: его задача состоит в том, чтобы верно распределить события и наглядно их представить.

В античности не существовало видимых противоречий между установками на правдивое описание фактов прошлого и их связное и наглядное изложение в тексте исторического сочинения. Когда же все-таки они возникали, то решались в пользу наглядности. Пример тому – Цицерон, который считал, что первый закон истории – ни под каким видом не испытывать лжи, затем – ни в коем случае не бояться правды, а также не допускать пристрастия и злобы. Тем не менее, когда его друг, историк Лукцей, пожелал написать историю его консульства, Цицерон, заботясь о создании выразительного рассказа, посоветовал ему "пренебречь законами истории".

До конца XVIII в. история оставалась частью риторического искусства. Когда Вольтер, выдающийся историк эпохи Просвещения, в одном из писем излагал замысел своего сочинения о правлении Людовика XIV, можно было подумать, что он следовал рекомендациям Лукиана: ставя своей целью создать великую картину событий и удержать читательское внимание, он, с одной стороны, видел историю как трагедию, которой требуются экспозиция, кульминация и развязка, а с другой – оставлял на ее широких полотнах место для занимательных анекдотов.

С началом XIX в. историю, как и литературное творчество в целом, перестали считать частью риторики. Однако она не утратила своих художественных качеств. На смену одним изобразительным приемам пришли другие. Историк больше не старался занять привилегированную внешнюю позицию по отношению к предмету своего сочинения и читателям, воздерживался от моральной оценки героев. Более того, он стремился вообразить себя участником событий. Мелкие подробности и незначительные факты, с которыми историки Просвещения мирились как с "неизбежным злом", в трудах историков эпохи романтизма становились преимущественными объектами описания. В работе "Эффект реальности" французский философ и литературный критик второй половины XX в. Ролан Барт дал анализ изобразительных средств, которыми пользовались историки романтической школы и писатели-реалисты XIX в., и доказал факт взаимопроникновения и взаимообогащения исторического и литературного творчества.

Тесная связь этих видов творчества сохранялась и в последующее время. Трудно не заметить стилистического сходства между многотомными трудами историков-позитивистов и романами-эпопеями в духе О. де Бальзака или Л. Толстого. В первой половине XX в. историки "школы "Анналов"", по словам М. Блока, вместо "состарившейся и прозябавшей в эмбриональной форме повествования" позитивистской историографии предложили свой проект многослойной аналитической и структурной истории. Приблизительно в то же время писатели-модернисты Дж. Джойс, Ф. Кафка, Р. Музиль создают роман нового типа, особенности композиции которого не позволяют читателю обнаружить в нем единую сюжетную линию. Эти романы не имеют ярко выраженных начала, середины и конца и "живут" только в процессе бесконечного их перечитывания. Но уже во второй половине XX в. проблема взаимодействия истории и литературы получила свое теоретическое осмысление в работах "новых интеллектуальных историков".