Самая лучшая игра на скрипке в мире. Знаменитые классические скрипачи

  • 28.06.2020

Black Violin , Линдси Стирлинг, Дэвид Гарретт, Дэмиен Эскобар, Ванесса Мей, Александр Рыбак и другие скрипачи, популяризирующую классическую скрипку

Скрипка – только для филармонии? А вот и нет! Сегодня расскажем вам о 10 скрипачах, в руках которых этот классический инструмент становится орудием создания самой модной в мире музыки в стилях R&B, фанк, хип-хоп, дабстеп, брит-рок, акустический фьюжн. Если вы слышите скрипача, который играет не классику, то на американский манер это называется crossover violin. Можете умничать и спасибо не говорите! А лучше читайте и слушайте!

Black Violin – Кью Маркус и Кевин Сильвестр из США в детстве не хотели бать скрипачами, однако, жизнь постоянно приводила их в музыкальный класс. Таким образом они встретились в Dillard High School of Performing Arts, а позже их общий учитель по инструменту помог в создании Black Violin. Название группа получила в честь последнего альбома джазового скрипача Стаффа Смита, который оказал большое влияние на парней. Black Violin играет во многих стилях, но их называют хип-хоперами из-за смещенных ритмов и битов в треках. В 2004 году группа попала в хитпарад Биллборд, записав трек с Алишей Кисс. Также они сотрудничали с Linkin Park, Kanye West, Tom Petty, Lupe Fiasco, Aerosmith и играли на одно миз инагурационных балов президента США Барака Обамы.

Американская скрипачка Линдси Стирлинг с детства хотела заниматься танцами так же сильно, как музыкой. Всю жизнь она доказывает миру, что размашистые батманы не мешают игре на скрипке. Судите сами. Скрипачка, исполняющая классику и R&B, работает также в жанрах EDM, дабстеп, постоянно участвует в талант-шоу America’s Got Talent и Dance Showdown. Настоящая слава нашла Линдси Стирлинг в YouTube, где в 2012 году клип Crystallize занял 8-е место по колличеству просмотров, а в 2013 совместный с Pentatonix кавер на Radioactive выиграл в номинации Ответ Года на первой церемонии YouTube Music Awards.

Немец Дэвид Гарретт пожалуй самый известный в Украине из западных неклассических скрипачей-мужчин. Его приоритеты – синтез классических призведений с джазовими, роковими и фолк композициями. Музыкант родился в Германии, еще в детстве имел много славы в Европе как подающий надежды классический исполнитель, но переехал в США и поступил Juilliard School. Там он начал создавать собственные аранжировки, переигрывать известные роковые композиции и выступал с собственным бэндом.

Также Гарретт играл на одной сцене оперными певцами Йонасом Кауфманом и Андреа Бочелли, гитаристом Deep Purple Стивом Морисом и американской R&B певицей Николь Шерзингер. С 2007 по 2017 год записал 13 студийных альбомов. Частенько бывает в Киеве! Не пропустите!

Дэмиен Эскобар из США впервые взял скрипку в 8 лет, а в 10 его уже приняли в престижную школу искусств Juilliard School. Во время первой инаугурации Барака Обамы Эскобар вышел на одну сцену с Джоном Бон Джови, Шакирой и Бейонсе.

Его второй сольный диск Boundless в течение суток попал в десятку хитпарада Billboard Classical Crossover Charts и первые строчки раздела R&B/Soul в iTunes. Сегодня музыкант создает треки на стыке классики, R&В, хип-хопа и поп-музыки. Этот стиль называют crossover violin. Некоторое время назад исполнитель представил свою новую программу в Киеве.

Ванесса Мей – скрипачка из Великобритании, которая слваится не только сценическими успехами, но также громкими олимпийскими скандалами, поскольку с 2002 по 2014 год пыталась выступить в Солт-Лейк-Сити под флагом сборной Тайланда и даже выступила в горнолыжных дисциплинах на Олимпиаде в Сочи, однако была дисквалифицирована за фальсификацию результатов.

Училась в Королевском музыкальном колледже. В середине 1990х ее второй студийный альбом The violin player взлетел в чартах более 20 стран, номинировалась на премию BRIT Award как лучшая британская исполнительница, однако ее не получила. За свою музыкальную карьеру она записала полтора десятка студийных альбомов и выпустила множество синглов в стиле «скрипичный техно-акустический фьюжн».

Эдвин Мартон , хоть и живет в Венгрии, родом из Украины (Закарпатская область), этот скрипач и композитор учился в Московской консерватории имени Чайковского, лауреат премии Эмми, после победы в национальном конкурсе, венгерское правительство доверило ему играть на скрипке Страдивари 1697 года. Много музыки написал для программ фигуристов, выступал на Евровидении в 2008 году вместе с Димой Биланом и Евгением Плющенко.

Израильская скрипачка Мири Бен-Ари живет в США. Ее скрипку вы могли слышать, например, в альбоме Intense Армин Ван Бюрена. Артистку не раз номинировали на Гремми в том числе за создание собственного уникального стиля на стыке джаза, R&B, хип-хопа и классики.

Ливанец Ара Маликян живет в Испании. Областью его творческих экспериментов является объединение фолк-музыки с классическими формами. Например фламенко и Баха.

У норвежского скрипача и певца белорусского происхождения Александра Рыбака , которого многие знают по участию в Евровидениях, есть еще много вех в карьере. Например, он получил образовательную стипендию как таланливый скрипач, в довольно юном возрасте уже играл в норвежском мюзикле М. Харкета, вокалиста группы A-ha, выступал c оркестром и песней Fairytale перед лауреатами Нобелевской премии, а на Евровидении побил все рекорды по набранным очкам (387, вместо предыдущего рекорда 292).

В Евровидении 2018 года с песней «That’s How You Write A Song» занял 15 место.

Карьера украинского скрипача Дениса Боева , как у многих исполнителей, началась в 4 года. Он окончил Черкасское муз.училище, Киевскую консерваторию им. П.И.Чайковского, учился в Нюрнбергской консерватории, объехал США с ансамблем украинской фольклорной музыки. Рок начал играть в группе Братья Карамазовы. Сегодня его скрипка звучит в треках Валерия Меладзе, группы ВИА ГРА, Ивана Дорна, и многих других поп исполнителей. Он записывает музыку для телеканала Интер, принимает участие в проектах СТБ, снимается в клипах поп-исполнителей и кино.

Сольная программа Дениса Боева состоит из каверов в стилях рок, фолк-рок, фанк, поп, а также произведений современных украинских композиторов. Одной из своих сценических задач он видит сотрудничество современными украинскими композиторами, произведения которых не относятся к стилю поп-музыки. На его ближайший концерт 29 мая вы можете купить билеты во всех кассах Киева.

Обзор: Дарья Литвинова

Лидер - Страдивари?

Самые известные скрипки не только самые дорогие по стоимости или самые звучащие. В рейтинг инструментов входят и скрипки, получившие известность благодаря своему уникальному дизайну.

Стоит ли задавать вопрос, какие самые известные скрипки поют в руках современных исполнителей? Наверняка ведь ответ будет один – скрипки Страдивари. В крайнем случае, смогут вспомнить про инструменты Амати. Так ли это на самом деле?

Топ-5 с конца

Если составлять топ скрипок, то 5-6 место занимают не произведения старинных мастеров, а современные инструменты – электроскрипки, изготовленные для талантливого музыканта Стопппрд Линзи, которая их и заказала. Скрипки имеют особое звучание, и… уникальный дизайн, благодаря которому и объясняется цена – 2,2 млн. долларов. На каждом инструменте по 50000 кристаллов Сваровски!

Следующая место в рейтинге занимает скрипка, на которой играл сам Никколо Паганини. Вышла она из-под рук Гварнери дель Джезу, итальянского мастера, в 1742 году. Именно на этой скрипке исполнил Паганини свой легендарный концерт, во время которого у него лопнули все струны. Долгое время думали, что это только красивая легенда. Но оказалось – скрипка существует! И частный покупатель, не желающий огласки, приобрел ее для своей коллекции за 5 млн. долларов.

Почетное третье место занимает скрипка Гварнери, созданная в 1741 году. В настоящее время эксперты оценивают этот уникальный инструмент в 7 млн. долларов. Но ее владелец, российский предприниматель, приобрел ее когда-то за пол цены.

Второе место у скрипок Страдивари, одна из которых была продана за 9,8 млн. долларов. Великий мастер давал имя всем своим детищам – так он называл инструменты – и самую дорогую дочку зовут Леди Блант. Этот инструмент был сделан, даже можно сказать – исполнен, в 1721 году.

И на первом месте в рейтинге снова скрипка Гварнери – Вьетан. Вывел ее в свет гениальный скрипач, Никколо Паганини. Она считается самой ценной не только в денежном эквиваленте, но и по звучанию. Цена инструмента – 18 млн. долларов. Она находится во владении бельгийца Эжена Изаи.

Хотя в рейтинги скрипки Страдивари занимают второе место, большинство современных исполнителей предпочитают именно их. Инструменты имеют совершенно уникальное звучание, и каждую скрипку Страдивари можно узнать по голосу. Всего мастер изготовил более 1100 инструментов. До нашего времени дожили меньше половины.

Вспоминая самых известных скрипичных мастеров и самые известные скрипки нельзя не вспомнить инструменты, которые делал русский крепостной мастер Батов Иван Андреевич. Когда-то на инструменте Батова играл соперник Николло Паганини, Карел Липиньский.

Батов отреставрировал очень многие из скрипок Страдивари, которые сейчас звучат в руках российских исполнителей. Ходят слухи, что один из этих инструментов занимает девятое место в мировом скрипичном рейтинге. Стоимость его 1,2 млн. долларов.

Но все же можно видеть, что известные скрипки в своем большинстве - это скрипки итальянских мастеров. И очень приятно, что среди замечательных инструментов есть те, которые прошли через руки русского реставратора.

Мир скрипичной музыки знает немало выдающихся талантов. Все они оставили след в истории благодаря виртуозному владению инструментом и являются невероятно харизматичными личностями. Их выступления вызывали и вызывают не только приятный трепет в душе слушателя, но и бесконечное восхищение. Поговорим о пяти несравненных мастерах, которые возглавляют верхушку рейтинга «великие скрипачи». Список их, разумеется, условный. Ведь каждая эпоха славится своими музыкальными стандартами и предпочтениями слушателей.

Никколо Паганини

Подробности его творческого пути известны немногим, но имя этого музыканта слышал, пожалуй, каждый. Он жил и творил во времена правления Наполеона Бонапарта, и его известность, подобно современнику, преодолела века. Никколо Паганини родился в 1782 году в простой итальянской семье. С пяти лет он начал музыкальное образование. Сначала освоил мандолину, а через год - скрипку. Уже в 13 лет Паганини виртуозно владел инструментом и дал свой первый сольный концерт. Он мечтал собрать деньги, чтобы продолжить образование в Парме. Однако учителя отказывались от него, так как юный скрипач и так был невероятно талантлив и владел собственной техникой игры, которую скрывал до конца жизни. Он был не только исполнителем, но и композитором. В 19 лет Никколо завоевал звание первой скрипки герцогства Лукка. Неустанный труд и самосовершенствование, природный артистизм и гениальность Паганини покорили сначала Европу, а затем и весь мир. Многие великие скрипачи современности признают его мэтром классической музыки.

Давид Ойстрах

20 век явил миру новый музыкальный гений в лице Давида Ойстраха. Он родился в 1908 году в Одессе. Подобно предшественнику, первые шаги в музыке он совершил в пять лет и уже через год дебютировал на сцене. В родном городе окончил консерваторию. И вскоре стал не только известным скрипачом, но и альтистом, дирижером, педагогом. Он прошел яркий, насыщенный, но нелегкий творческий путь. Так, во время Второй мировой войны продолжал гастролировать и выступал перед солдатами.

Ойстрах записан в великие скрипачи, безусловно, благодаря неоспоримому таланту, трудолюбию и обаянию. Он стал победителем многих музыкальных конкурсов, обладателем наград, лауреатом Сталинской и Ленинской премий.

Ицхак Перлман

Его можно назвать современным хотя жизненный и музыкальный путь Перлмана начался еще в прошлом столетии. Он родился в 1945 году в Тель-Авиве. Его любовь к скрипке началась в четыре года после прослушивания по радио концерта классической музыки. Перлман начал музыкальное обучение, и вскоре юный скрипач и сам стал давать мини-концерты по радио.

В раннем возрасте Перлман переболел полиомиелитом, поэтому вынужден передвигаться на костылях. Последствия недуга сказались на манере игры скрипача. Все произведения он исполняет сидя.

Сегодня среди достижений Перлмана - победа в престижном американском конкурсе Левентритта, пять премий «Грэмми», Президентская медаль Свободы и заслуженная бронза в списке «Великие скрипачи мира».

Юлия Фишер

Сложно поспорить с утверждением, что Юлия Фишер - одна из самых талантливых и очаровательных скрипачек мира. Она родилась 15 июня 1983 года в интеллигентной семье. Ее отец был математиком, а мать - музыкальным педагогом. Но не по настоянию матери, а по собственному желанию Юлия уже в четыре года начала проявлять серьезный интерес к музыке, а в 9 лет поступила в Мюнхенскую музыкальную академию. После победы в конкурсе музыкантов «Евровидение» (Лиссабон, 1996) начался ее профессиональный путь.

Помимо скрипки, Юлия Фишер виртуозно играет на пианино. А с 2006 года является профессором Музыкальной академии во Франкфурте. К слову, за всю историю учебного заведения она является первой, кто получил столь высокую ученую степень в таком молодом возрасте (23 года).

Среди достижений немецкой скрипачки также премии "Граммофон", "ЭХО-классик", Diaposon d’Or и др. Ежегодно она дает около сотни концертов по всему миру, а репертуар ее охватывает известные классические произведения, которые ранее сочиняли и исполняли великие скрипачи. Среди них: Бах, Вивальди, Паганини, Чайковский и другие.

Ванесса Мэй

Бесспорно, великие скрипачи мира - это виртуозы не только в исполнении, но и в музыкальном понимании и импровизации. Поэтому золотая пятерка не может обойтись без знаменитой Ванессы Мэй. Она прославилась оригинальными технообработками классических произведений, дав им новую жизнь, новое звучание.

С трех лет Ванесса стала играть на фортепиано. Немного позже она познакомилась со скрипкой. Музыкальной альма-матер стал Королевский колледж, где скрипачка была самой юной ученицей.

На электроскрипке Ванесса Мэй играет с 1992 года. Именно с этого момента начался ее стремительный творческий взлет, который скрипачка держит до сих пор.

P.S.

По мнению любителей инструментальной музыки, эти пять мастеров занимают верхушку рейтинга «Великие скрипачи мира». Список, однако, периодически меняется, пополняется новыми именами. И, несомненно, радует, что у знаменитых классиков есть достойная смена.

Любая антология, поэзии или прозы, любой сборник эссе о великих музыкантах, композиторах или актёрах, всегда несёт в себе печать вкуса автора или составителя данной антологии. В советское время некоторые литературные антологии претерпевали (как и их авторы и составители) огромные и порой опасные трудности. Достаточно вспомнить историю только двух литературных сборников: «Литературная Москва», вышел всего два раза и подвергся вместе с опубликованными там авторами разгромной критике, и другой литературный сборник – «Тарусские страницы», если помнится правильно, вышел всего один раз!

Книги, посвящённые музыке и музыкантам тоже несли на себе печать жёсткой цензуры и непременной «политкорректности» тех лет. Часто авторы, уже подготовившие свои книги для печати, не могли осуществить публикации своих работ, так как люди, о которых были написаны эти работы, не имели «ценности» в глазах властей и были, как тогда выражались, «нецелесообразны» для публикации широкими тиражами. Всё это теперь хорошо известно.

Менее известно, что и зарубежные составители антологий очень часто следовали тоже «логике государственной целесообразности». Даже скрипичное искусство было так же строго цензурировано. Помню книгу, изданную в Германии в 1943 году по истории скрипичного исполнительства, где ни словом не упоминались такие исторические фигуры как Йозеф Иоахим, Фердинанд Лауб, Фриц Крейслер. Из «неарийцев» с трудом как бы «проскочил» француз Жак Тибо! Самым главным светилом всех времён и народов был в той книге немецкий скрипач Вилли Бурмейстер! Кто сегодня знает и помнит это имя, кроме педагогов детских музыкальных школ, где дети играют некоторые обработки старинных композиторов этого забытого сегодня скрипача?

Недавно я получил книгу известного австрийского музыковеда Курта Блаукопфа «Великие виртуозы», изданную на немецком языке в середине 1950 годов. Даже он, живя в стране относительной свободы слова, не мог устоять от искушения воздействия «политкорректности тех лет» в своём отборе «великих виртуозов», посвятив довольно много места популярному тогда советскому скрипачу Игорю Безродному, полностью обойдя имена таких молодых виртуозов, как Юлиан Ситковецкий, Игорь Ойстрах, Эдуард Грач, Рафаил Соболевский, Нелли Школьникова и даже Леонида Когана! и некоторых других. Возможно, дело было в том, что до лета 1955 года Австрия ещё находилась под оккупацией трёх стран-союзников по коалиции во 2-й мировой Войне. Но это только предположение. Естественно, любой автор-составитель руководствуется собственным вкусом и пристрастиями, а также отчасти и модой времени. Так, Курт Блаукопф посвятил много места известному с конца 1940-х годов советскому скрипачу Игорю Безродному, действительно исключительно талантливому артисту и одному из самых «продвигаемых» среди его соучеников и коллег, учившихся в то же время в классе А.И. Ямпольского.

В 1951-м году студент 3-го курса МГК Безродный получил Сталинскую премию за «выдающиеся успехи в концертно-исполнительской деятельности», что вызвало большое недоумение среди старейших профессоров Консерватории. Выбор австрийского музыковеда тем более кажется странным сегодня. Безродный был ярким артистом, очень талантливым музыкантом, но никогда не был «великим виртуозом» – он никогда не исполнял публично сочинений Анри Вьётана, Никколо Паганини, Пабло де Сарасате . Лишь раз он сделал на московском радио запись Вариаций на тему оперы Россини «Отелло» Г. Эрнста. Автор не включил в свой сборник такого всемирно известного виртуоза, как Леонид Коган! Игорь Безродный отлично исполнял в лучшие свои годы Концерты Брамса, Сен-Санса, Сюиту Танеева, «Поэму» Шоссона, «Цыганку» Равеля. Тогда музыкальные власти хотели его видеть заменой Давида Ойстраха. «Заменой» он, понятно, не стал и не мог стать.

Так что примем за данное, что все антологии составляются в соответствии с духом времени и вкусом автора, что, конечно, делает отбор пристрастным и порой необъективным. Следует заранее оговориться, что автор руководствовался принципом опубликовать материалы о прославленных скрипачах прошлого XX века – давно ушедших не только со сцены, но и из жизни. История молодых виртуозов XXI века (например, российских: Сергея Стадлера, Вадима Репина, Алёны Баевой, Никиты Борисоглебского, Максима Венгерова и Эр.), надо полагать, будет написана исследователями нового поколения.

1. Фриц Крейслер – величайший скрипач XX века («Концерт виртуоза»)

Несколько лет назад один из знакомых прислал мне короткий рассказ Германа Гессе «Концерт виртуоза». Если ничего не знать о Германе Гессе (Herman Hesse), то читателю может показаться, что написал этот небольшой рассказ иммигрант из «первой российской послереволюционной волны» – таким несчастливым, каким-то неприкаянным и уж, конечно, стесненным в средствах ощущался автор (быть может, после признания, что билет на концерт ему подарили?). Чувство это укреплялось и тем, что автор испытывал явную неприязнь к богатству вообще и к состоятельной публике, собиравшейся на концерт знаменитого виртуоза, в частности.

Прислал мне рассказ мой знакомый для того, чтобы я ответил на вопрос – кто же этот знаменитый виртуоз, концерту которого посвящён рассказ Гессе. Для меня не составляло труда сразу же определить имя этого артиста, оказавшего влияние на всех без исключения скрипачей мира – самых знаменитых и неизвестных – всех скрипачей XX века. Но не только скрипачей, а даже и на такого великого артиста, как композитор-пианист С. В. Рахманинов. Всё это я рассказал своему знакомому, приславшему мне этот текст. Позднее возникло искушение дать прочитать этот рассказ моим друзьям и знакомым – музыкантам и не музыкантам – с той же целью, с которой рассказ был прислан мне. В какой-то степени ответ на этот вопрос был индикатором знаний об исполнительском искусстве и его вершинах в прошедшем столетии. Но сначала немного познакомимся с этим, не таким уж широко известным рассказом, опубликованным в 1928 году. Вот главные выдержки из него.

«Вчера вечером я был на концерте, существенно отличавшемся от концертов, которые я привык слушать вообще. Это был концерт всемирно знаменитого светского скрипача-виртуоза, предприятие, стало быть, не только музыкальное, но и спортивное, а прежде всего – общественное…» «Программа, впрочем, обещала большей частью настоящую музыку… В ней были прекрасные вещи: Крейцерова Соната, Чакона Баха, Соната Тартини… Эти прекрасные сочинения наполнили две трети концерта. Затем, однако, к концу программа менялась. Тут шли музыкальные пьесы с красивыми, многообещающими названиями, лунные фантазии и венецианские ночи неизвестных авторов, чьи имена указывали на народы, до сих пор не выдвинувшиеся в музыке… Словом, третья часть концерта сильно напоминала программы, вывешиваемые в музыкальных павильонах фешенебельных курортов. А концовку составляли несколько пьес, которые великий виртуоз сочинил сам. С любопытством я отправился на этот вечер. В юности я слышал, как играли на скрипке Сарасате и Иоахим… и был восхищён их игрой…»

«Уже задолго до того, как я дошёл до концертного зала, мне по многим признакам стало ясно, что сегодня речь идёт не о том, что я и мои друзья называем музыкой, не о некоем тихом и фантастическом явлении в нереальном, безымянном царстве, а о деле донельзя реальном. События этого вечера… мощно приводили в движение моторы, лошадей, кошельки, парикмахеров и всё остальную действительность. То, что происходило здесь… очень походило на другие могучие проявления жизни – стадион, биржу, фестивали». «Трудно было в соседних с концертным залом улицах пробиться сквозь потоки спешащих зрителей, сквозь вереницы автомобилей…» «И уже по пути… среди сотен автомобилей, устремлённых, все, как один, к концертному залу, я получил сведения о великом человеке, его слава набросилась на меня, проникла в моё одиночество, и сделала меня, который никуда не ходит и не читает газет удивлённым знатоком интересных подробностей. «Завтра вечером, – услыхал я, – он уже будет играть в Гамбурге». Кто-то усомнился: «В Гамбурге? Как же он к завтрашнему вечеру доберётся до Гамбурга?» «Чепуха! Он, конечно, полетит на аэроплане. Может быть, у него даже собственный аэроплан». «А в гардеробе… я узнал из оживлённых разговоров моих соратников, что за этот вечер великий музыкант запросил и получил четырнадцать тысяч франков. Все называли эту сумму с благоговением. Некоторые правда полагали, что искусство существует не только для богатых, но такой запрос одобряли, и оказалось, что большинство были бы рады получить билеты по нормальной цене, но что всё-таки они все гордились тем, что заплатили так дорого. Разобраться в психологии этого противоречия я не сумел, потому что мой билет был мне подарен».

Скрипка – удивительный инструмент. Овладеть искусством игры на нем сложно, но когда начальный путь пройден - слышишь чарующие звуки скрипки. Уже четвертый год я постигаю секреты мастерства игры на скрипке. Помимо специальных предметов в нашем классе проходят классные часы, на которых мы знакомимся с творчеством известных скрипачей прошлого и современности. Сведения о жизни и творчестве скрипачей мы стараемся подготовить сами, используя предложенную педагогом литературу, а также литературу из библиотечного фонда. В 2008-2009 учебном году тема классных часов – «Скрипачи – виртуозы XX века».

Давид Федорович Ойстрах один из ярких представителей выдающейся русской скрипичной школы. 30 сентября 2008 года исполнилось 100 лет со дня его рождения.

Давид Федорович Ойстрах

Давид Федорович Ойстрах родился 30 сентября 1908 года в городе Одесса, где провел первые 20 лет свой жизни. Он родился в семье скромного служащего и хористки Оперного театра. Жили в маленькой полутемной комнатке с фонарем вместо окна. Материальное положение было, что называется, ниже среднего. Но в семье всегда царили мир и согласие, все были дружны и, как подобает истинным одесситам, веселы и остроумны.

Отец – Федор Давидович – имел заметное влияние на сына как человек высоких моральных достоинств, строгий воспитатель и отличный семьянин. Решающую роль в жизни будущего скрипача сыграла его мать – Изабелла Степановна. Она часто брала маленького Додика – так его ласково все звали – с собой в Оперный театр. Стоя в оркестровой яме рядом со старым маэстро Прибиком (главный дирижер Одесской оперы), он, как завороженный, слушал музыку. Мать Додика очень рано подметила его обостренную музыкальную впечатлительность. Но первую скрипку подарил ему отец. Правда, она была не настоящая.

Вот как вспоминает сам Давид Федорович в автобиографических заметках «Мой путь»: «Мне было три с половиной года, когда отец принес в дом игрушечную скрипочку, «играя» на которой я очень охотно воображал себя уличным музыкантом – печальная профессия, широко распространенная в те годы в Одессе. Мне казалось, что нет, и не может быть большего счастья, чем ходить по дворам со скрипкой».

«Игра в уличного скрипача так увлекала меня, что, когда уже в пятилетнем возрасте я получил, наконец, в руки настоящую скрипку-«восьмушку» и начал учиться музыке, это занятие целиком поглотило меня». Тогда же маленький Давид познакомился с будущим своим учителем Петром Соломоновичем Столярским.

Первый период общения со скрипкой не был безоблачным. Ни по неуемности энергии, ни по любви к проказам не отличался Додик от сверстников, участвовал в их шумных играх и развлечениях, а если занятия мешали этому – подрезал струны своей скрипки или волос на смычке. Родители Давида Федоровича после ряда неудач нашли, наконец, действенное средство. Если ребенок не занимался и тем более, если он так неуважительно относился к своему инструменту, мать не брала его с собой в театр. Желание вновь оказаться рядом с дирижером было столь сильным, что приходилось стать благоразумным.

Первым и единственным учителем музыки был Петр Соломонович Столярский. Петр Соломонович был еще не стар, когда у него занимался Ойстрах, но к тому времени снискал себе добрую славу как воспитатель многих талантливых скрипачей, пользовался в Одессе не только безграничным уважением, но и искренней любовью. Столярский вносил в занятия элементы игры, умел заинтересовать детей, побудить их к изучению той или иной пьесы. Он знал не только музыкальные способности каждого своего ученика, но и его характер, склонности, увлечения. Петр Соломонович редко брал в руки скрипку, занимаясь в классе. Он не показывал, как нужно играть ту или иную музыкальную фразу, но, слушая игру маленьких скрипачей, очень умело поправлял их ошибки. И вовсе не случайно среди выпускников школы Столярского оказались такие великие скрипачи, как Давид Ойстрах, Натан Мильштейн, Самуил Фурер, Елизавета Гилельс.

Маленький Давид выказал к тому времени несомненную одаренность. Вспоминая впоследствии о годах занятий с лучшим своим учеником, Столярский писал: «С детства он проявлял исключительно блестящие способности и почти с головокружительной быстротой двигался по пути овладения трудным скрипичным мастерством». Маленького Ойстраха отличало вдумчивое, серьезное отношение к занятиям. Это великое искусство – уметь заниматься, и Давид Федорович владел им с юных лет.

Выступать Давид Ойстрах начал с 1914 года. Он дебютировал на ученическом утреннике, открыв его, как самый младший участник (ему минуло тогда пять с половиной лет). В 1923 году состоялось первое выступление с оркестром. Давид Федорович был тогда уже студентом второго курса Музыкально-драматического института – так в ту пору называлась Одесская консерватория. В следующем году одесситы впервые увидели имя Ойстраха на афишах. Они извещали о сольном концерте скрипача, в программе которого значились Концерт a-moll Баха, «Дьявольские трели» Тартини-Крейслера, «Цыганские напевы» Сарасате и несколько мелких виртуозных пьес. Тогда-то и появился в доме Ойстрахов уголок, в котором вывешивались его афиши.

Вскоре началась и гастрольная деятельность Ойстраха. Вместе со студенческим оркестром консерватории он отправился в 1925 году в первую свою поездку по городам Украины.

В 1926 году Давид Ойстрах блистательно заканчивает обучение.

1926-1928 годы стали временем его удивительно быстрого творческого развития. Все более частыми делались выступления, расширялась география гастрольных поездок, стремительно обогащался репертуар.

Первые успехи Ойстраха широко комментировались одесской прессой. Рецензенты сообщают любителям музыки о расширении творческих интересов вчерашнего студента – участника чуть ли не всех концертов сезона. Они восхищаются легкостью и кристальной чистотой игры скрипача.

1928 год стал в жизни Давида Ойстраха переломным. Он ознаменовался переездом на постоянное жительство в Москву. На дальнейшее формирование артистической личности Давида Федоровича немалое воздействие оказал климат культурной жизни столицы с ее театрами, музеями, выставками, концертами.

Конец 20-х – начало 30-х годов – период активного концертирования Давида Ойстраха. Он выступал в крупнейших городах Советского Союза с сольными и симфоническими программами. 23 января 1929 года в Моцартовском зале состоялся первый его концерт в столице.

Первой конкурсной победой Д. Ойстраха стала завоеванная им в Харькове первая премия Первого Всеукраинского конкурса скрипачей (1930). Пять лет отделили Первый Всеукраинский конкурс от Второго Всесоюзного, состоявшегося в 1935 году в Ленинграде, где Ойстрах вновь стал первым. Новая победа открыла перед ним широчайшие перспективы. Его имя стали называть рядом с блистательными именами Крейслера, Сигети, Хейфеца, Мильштейна. Однако путь к вершинам славы пролегал еще через два международных конкурса – имени Генрика Венявского в Варшаве и имени Эжена Изаи в Брюсселе.

1935 год, Варшава. 55 претендентов из 16 стран съехались на родину польского скрипача и композитора Венявского, чтобы принять участие в конкурсе его имени. Среди них 26-летний скрипач Давид Ойстрах. Итог его выступления – второе место.

Вскоре после конкурса состоялись первые концерты Давида Ойстраха за рубежом: Москва – Варшава – Вена – Будапешт – София – Стамбул. Интенсивность его исполнительской деятельности особенно возросла после триумфальной победы в 1937 году в Брюсселе, на конкурсе имени Эжена Изаи. Возвратившись на Родину, Ойстрах с головой окунулся в концертно-гастрольную деятельность. Слышать его хотели повсюду.

Но весь привычный уклад жизни сломался разом, в один день: 22 июня 1941 года, когда началась Великая Отечественная война. Давид Федорович Ойстрах был в числе тех московских музыкантов, которые не оставили столицу, в числе тех, кто летал в осажденный Ленинград, чтобы выступить перед его героическими защитниками. А весной 1945 года скрипка Ойстраха звучала в освобожденных странах – Болгарии, Румынии, Югославии, Австрии и Чехословакии.

Послевоенные десятилетия – новая глава в творческой биографии Давида Ойстраха, время зрелости его искусства, пора непрестанных триумфов в самых разных концах мира. Выступив в 1961 году в Португалии, он сказал, что не осталась в Европе ни одна страна, в которой бы он не играл.

В сентябре 1968 года Давиду Федоровичу Ойстраху исполнилось 60 лет. Полвека продолжалась его исполнительская деятельность. В свой юбилей он дал два концерта, в которых выступил как скрипач и дирижер.

24 октября 1974 года во время гастролей в Нидерландах у Давида Ойстраха случился сердечный приступ. Он скончался на руках своей жены. «Сейчас пройдет» - были его последние слова.

О цели своей жизни в искусстве Д. Ойстрах говорил просто: «Я пытаюсь выполнить моепредназначение художника и надеюсь еще многим людям открыть богатый мир музыки, который скрашивает будничную жизнь. Для этого и живу». (автобиографические заметки «Мой путь»)

В заключение хочется привести несколько оценок творческого облика Давида Федоровича, данных его современниками:

«Скрипач играл на скрипке СтрадивариусаОна звучала у него так, будто он с ней родился». (Говард Таубмен о выступлении Ойстраха в Америке).

«Это – исключительный музыкант, во всех отношениях законченный гармоничный скрипач. В его игре больше всего поражают простота и необычайное мастерство, сочетающееся с большой свободой во владении инструментом». (Скрипач Абрам Ямпольский).

«Исключительное благородство и простота, безукоризненный вкус и чувство меры, первоклассная виртуозность, никогда не становящаяся целью намерений, - все эти качества делают Ойстраха, несомненно, одним из лучших скрипачей современности». (Пианист Александр Гольденвейзер).